Диагностическая карта к обследованию речевого развития детей 3-4 лет. Обследование речи ребенка 4 лет


Логопедическое обследование устной речи детей 4-5 лет

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов. Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья. Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные. «Назови цвета». Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога. У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Также по теме:

logoped18.ru

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Учитель-логопед:

Назарова Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

- развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Экспрессия педагога.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

- первичным (перед началом коррекционной работы),

- промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

- итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

!!!

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов – выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

!!!

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

!!!

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

.

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы – 1,5-3 мес. Гуление – 2-4 мес.

Умение ползать – 5-7 мес. Лепет – 5-6 мес.

Умение сидеть – 6-8 мес. Первые слова – 1 год

Умение стоять – 8-9 мес. Фраза – 1,5-2 года

Умение ходить – 10-13 мес. Связная речь – 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

«Где большой, где маленький?»

«Назови цвет предмета»

«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».

Параметры дыхательной и голосовой функции определяются при проведении беседы с ребенком, при исследовании звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи.

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

- повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

- отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения: - поднять брови,

- нахмурить брови,

- прищурить сначала правый глаз, затем левый,

- надуть щечки,

- втянуть щечки.

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки), согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- С кем ты живешь?

- Как зовут маму, папу?

- Кто тебя приводит в детский сад?

- С кем ты играешь в детском саду?

- Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Использованные источники:

Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».

М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Диагностическая карта к обследованию речевого развития детей 3-4 лет

    «Обследуя — обучаем, обучая — обследуем»

    Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей  3-4 лет создана   на основе современного подхода к диагностике  развития детей младшего дошкольного возраста.

    По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет  увеличилось количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состояние за отведенное время и  в необходимом объеме усвоить программу детского сада.  Они составляют 30-40% от общего числа детей дошкольного возраста,  которые нуждаются в специальных формах и методах  обучения.

    В группу риска по всем этим показателям попадают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Одна из таких категорий дети с задержкой психического развития (ЗПР).

    К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

    Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.

    Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к  старшему дошкольному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в усвоении школьной программы. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

    Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормам. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

    Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.

    Проблема диагностики нарушений психического и познавательного  развития детей  отражена в трудах отечественных дефектологов: «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией Стребелевой Е.А.[9], Забрамной С.Д. «Задания для первичного психолого- педагогического обследования ребенка» [7], Боряковой Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» [3].

    Вместе с тем нет ответов на вопросы: как проводить обследования детей младшего дошкольного возраста, какой диагностический материал целесообразно использовать,  и  как определять критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить  и тот факт, что во многих изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.

    В данной работе мы представили  диагностическую карту, которая включает в себя основные блоки исследования: медицинский (анкета  анамнестических сведений о ребенке), педагогический,  психологический и речевой (представленный в виде приложения), разработанную учителем – дефектологом и учителем – логопедом.

    Анкета для сбора анамнестических данных

     Уважаемые родители!

    Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

    Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________

    Дата рождения___________________________________________________________________

    Домашний адрес_________________________________________________________________

    Национальность_________________________________________________________________

    Мать___________________________________________________________________________

    (Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)

    Отец____________________________________________________________________________

    (Ф.И.О. возраст  родителей при рождении ребенка)

    Профессия и место работы (до рождения ребенка)_____________________________________

    Наследственные заболевания родителей _____________________________________________

    Наличие у родителей нервно – психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________________________

    Данные о  речевых нарушениях у родителей и родственников ___________________________

    Которые по счету роды____________________________________________________________

    От которой по счету беременности ребенок __________________________________________

    Ребенок родился на ______________________________________ неделе беременности (в N =40)

    Масса тела при рождении ____________________ Рост при рождении ____________________

    Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции (грипп, ОРВИ), психотравмирующие ситуации, угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина, прием лекарств во время беременности,   физические перегрузки, высокое / низкое давление во время беременности.)________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    Протекание родов: роды продолжались __________________ часов:

    *стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________

    * роды стремительные (≈ 3 часа), досрочные, срочные, обезвоженные, кесарево сечение_____

    *обвитие пуповиной,  ягодичное предлежание_______________________________________

    Когда закричал ребенок: (сразу;    после шлепка;    после реанимационных мероприятий).

    Характер первого крика новорожденного: громкий;  пронзительный;  хриплый; слабый;  не кричал

    __________________________________________________________________________

    Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________________________

    Несовместимость по резус – фактору (отрицательный, положительный, совместимый)

    ________________________________________________________________________________

    Кормление ребенка грудью: ребенка принесли кормить на ___ ________день:

    (сосал активно;   кормили сцеженным молоком;  не хватало молока;  сосал очень лениво; «покусывал грудь»;  сосал только через молокоотсос;  быстро уставал и засыпал; отсасывал молоко у соска; отказывался брать грудь; требовал бутылочку с соской)__________________

    При кормлении наблюдались: частые срыгивания; поперхивания;  захлебывания; вытекание молока через нос;  привычные рвоты_______________________________________________

    Грудное вскармливание до ________ мес.; смешанное с _______ мес.; искусственное вскармливание с _______ мес.

    Раннее развитие

    Когда стал держать голову_________________________________________________________

    Когда стал сидеть ________________________________________________________________

    Когда стал ходить ________________________________ _______________________________

    Когда появились первые зубы ______________________________________________________

    Раннее речевое развитие

    Гуление __________________________________________________________(2м., 3м.,4м.,5м.)

    Лепет ___________________________________________________________(6м., 7м., 8м.,9м.)

    Характер лепета ______________________________________________________________

    Первые слова _________________________________________________(1г., 1г.2м., 1г.5м,2г.)

    Первые фразы ______________________________________________________(2г., 2г.6м., 3г.)

    Перенесенные заболевания

    ( тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

    До года ______________________________________________________________________

    После года:

    До 3 лет _____________________________________________________________________

    после 3 лет ____________________________________________________________________

    Данные о нервно – психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).

    Отношение к ребенку в семье и характер воспитания дома (ограничивают ли родители речевое общение ребенка или, наоборот, стимулировали его)

    ____________________________________________________________________________

    Занимались ли с  логопедом, дефектологом с какого возраста ___________________________

    Результаты  коррекционной  работы ________________________________________________

    Вся предоставленная информация будет строго конфиденциальна.

    Спасибо за помощь!

     

    Карта

    обследования дефектологом ребенка, поступившего

    в  учреждение компенсирующего вида

    (младшая группа с 3-4 лет)

    Фамилия, имя, отчество____________________________________________________

    Дата рождения____________________________________________________________

    Дата обследования________________________________________________________

    Дефектолог______________________________________________________________

     

    Направленияобследования Знания, умения, навыки

    стартовая

    итоговая

    І. Общие

    представления

    1.Имя
    2.Фамилия
    3.Возраст
    4.Члены семьи
    Средний балл    

    Развитие состояния моторных функций

    ІІ. Общая моторика

    1.Бросает большой мяч
    2.Ловит большой мяч
    3. Бросает маленький мяч
    4.Ловит маленький мяч
    5. Поднимается по лестнице
    6.Спускается по лестнице
    7. Прыгает на двух ногах
    Средний балл

     

     

     

     

     

     

    ІІІ. Тонкая моторика.

    1. Собирает пальцы в щепотку.
    2. Двумя пальцами руки «ходит» по столу.
    3. Машет в воздухе только пальцами.
    4. Катает каждым пальцем мелкие бусинки, шарики
    5. Запускает пальцами мелкие волчки.
    6.Надевает деталь пирамидки на штырь.
    7. Сжимает пальцы педагога:-не сжимает-сжимает слабо-сжимает сильно

    Конструктивный праксис

    8. Строит башню из 4-х кубиков.
    9. Складывает разрезную картинку (2-3 части).
    10. Конструирует из палочек по образцу (дорожка, молоток, заборчик).

    Графический праксис.

     

    11. Умеет держать карандаш (ведущая рука).
    12. Рисует круг.
    13. Рисует вертикальные и горизонтальные линии.
    Средний балл

    Особенности речевого развития

    ІV. Речевое развитие

    (смотри приложение)

    1. Выполнение одноступенчатой инструкции
    2. Выполнение двухступенчатой инструкции
    3. Состояние импрессивной речи
    4. Состояние экспрессивной речи
    5. Состояние  фонематического восприятия
    6. Состояние фразовой речи
    Средний балл

    Развитие  элементарных математических представлений

    V. Сенсорное развитие.

    1. Дифференциация предметов, контрастных по величине.
    2. Нанизывание колец в соответствии с величиной.
    3.Соотнесение однородных предметов по цвету.
    4. Выбор цвета по инструкции( самостоятельное называние)
    5. Выбор формы по инструкции (самостоятельное называние).
    6. Работа с коробкой форм.
    Средний балл

    VI. Пространственно- временные представления.

     

    1.Вверху — внизу
    2. Впереди — сзади
    3.Ориентировка в схеме собственного тела, предметном материале.
    4. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:-на-в-под-за
    5. Определение времени суток на стимульном материале-день-ночь
    Средний балл
    VІІ. Основы счета. 1.Дифференциация понятий «один – много»
    2. Дифференциация понятий «много», «мало», « ни одного».
    Средний балл

    Особенности психических процессов

    VІІІ. Особенности внимания.

    1. Находит две одинаковые картинки
    2. Называет (или показывает) рисунки, частично наложенные друг на друга.
    Средний балл

    IX.  Особенности памяти.

    1. Показывает (или называет) изменения Д/игра « Чего не стало?»
    Средний балл

    Особенности эмоционально – волевой сферы

    X. Особенности поведения ребенка во время обследования.

    1. Контакт:-активный-пассивный (формальный)- не вступает
    2. Поведение:-соответствует ситуации- не соответствует ситуации
    3. Критичность:-критичен- критичность снижена-не критичен
    4. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.-переключается- переключаемость снижена- не переключается

    Заключение учителя-дефектолога по  результатам обследования

    _______________________________________________________________________________

    1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания.

    2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.

    3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно задания выполняет только после обучения.

    4 балла — ребенок понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

    Результаты психолого – педагогического обследования детей

    Первая группа  (9-12 баллов) составляют дети которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Показатель детей этой группы свидетельствуют о не благополучии в их интеллектуальном развитии.

    Вторая группа  (13 – 20 баллов) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного результата, для них характерны, оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.  Задания по подражанию  и после обучения самостоятельно выполнить не могут. При этом они безразличны к результатам своей деятельности.

    Третья группа  (21-29 баллов) составляют дети, которые заинтересованы сотрудничать со взрослыми. Они сразу же принимают задание, принимают его условия и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

    Четвертая группа  (30-36 баллов) составляют дети,  у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видами деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

    Приложение к карте обследования речевого развития  ребенка

     с задержкой психического развития

    в младшей  группе (3-4 лет)

    Ф.И. ребенка_______________________________________________

     

    Направление исследования

    баллы

    Исследования  лексики и грамматического строя импрессивной речи. Н.г. К.г.
    1. Пассивный словарь:а). Понимание конкретных существительных:

    Инструкция: «Покажи, где   (кукла,  стол,      стул  )

    части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки____________

    части машины  кабина, колеса, кузов, руль:__________________

    части дома  крыша, окно, дверь  ___________________________

    б).  Понимание обобщающих слов:

    Инструкция: «Выбери картинку, где»:

    игрушки ( кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка, )____

    в). Понимание действий:

    Инструкция: «Покажи, где девочка спит, играет, ест, рисует, гуляет,   пьет».

    Выполнить поручения по речевой инструкции:

    Дай куклу.

    Покорми куклу.

    Посади куклу.

       
    2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:Инструкция: «Покажи, что назову» (на картинках):

    шар — шары                                          мяч  — мячи

    кукла – куклы                                    стол  — столы

       
    3.  Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:-Инструкция: « Покажи, что назову» (на картинках):

    дом – домик                                          стол — столик

    мяч – мячик                                          стул  — стульчик

       
    3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: «Положи мячик (в коробку,   на стол, под стол, около стола)».    
    Средний балл    
    Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи    
    1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).    
    2. Активный словарь:а) Существительные

    - Назови  каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам):

    игрушки_________________________________________________

    посуда__________________________________________________

    одежда_________________________________________________

    домашние животные______________________________________

    дикие животные__________________________________________

       
    б)  Обобщающие понятия.Назови, одним словом  все эти предметы:

    игрушки                                   одежда

    посуда                                       животные

       
    в) глагольный словарь- Назови, что делает мальчик (по картинкам):

    ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет _______________________

       
    3. Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи).а) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода:

    Инструкция: Назови, какого цвета:

    шар – красный________               машина – красная______

    карандаш – синий_____                чашка – синяя________

     

     
    б). Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за):Инструкция: Назови, что….

    ( в коробке,   на столе, под столом, около стола).

       
    в). Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:Инструкция: Назови маленький предмет (по картинкам).

    стол – столик                          нос — ________________

    дом — ______________           ложка -_______________

    кукла -_____________           кровать -_____________

       
    г)Образование названий детенышей животных:Инструкция: Назови детенышей животных.

    У кошки –      котенок__________у лисы — ______________

    У  зайца -     ____________      у медведя — ______________

     -  
    Средний балл    
    4. Исследования фонематической стороны речи.а). Дидактическая игра «Что звучит?» (колокольчик, погремушка, бубен)

    Инструкция: «Угадай, что звучит?

       
    б) Показать на картинки предметы, называемые дефектологом:Инструкция: Покажи, что назову:

    стол – стул                          папа – баба

    точка – дочка                      косы – козы

    миска – мишка

       
    Средний балл    
    4. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).Инструкция: Послушай сказку «Курочка Ряба». Попробуй её повторить.

    - самостоятельно пересказывает

    - с помощью взрослого

    - с заданием не справляется

       
    Средний балл    

    Исследование  звукопроизношения

    Звуки

    Характер произношения звуков

    изолированно в словах во фразах
    Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
    а-о-у-и-ы
    (б)-(п)-(м)
    (в)-(ф)
    (д)-(т)-(н)
    (г)-(к)-(х)
    (й)
    (я)
    (е)
    (ё)
    (ю)
    (с)
    (с’)
    (з)
    (з’)
    (ц)
    (ш)
    (ж)
    (щ)
    (ч)
    (л)
    (л’)
    (р)
    (р’)

     

    При составлении схемы обследования мы руководствовались рекомендациями  выше указанных авторов.  Приемы обследования нами использованы и адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей. Изучая познавательное и речевое развитие детей, учитывали его развитие в онтогенезе в  соответствии  с действующими Федеральными государственными требованиями [8].

    Новизна предлагаемого диагностического инструментария   в том, что он рассчитан на комплексный подход к  изучению личности ребенка с  ЗПР.  Диагностическое пособие включает в себя  подробные   рекомендации,  и шкалу количественной оценки разработанная   ведущими специалистами коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной. Представленная разработка помогает  определить уровень развития  детей младшего дошкольного возраста и спланировать первую ступень индивидуального маршрута развития.

    Практическая ценность  заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют  мотивации обследования и  практическому использованию  в сфере образования. Диагностическое пособие не требует дополнительной информации, в нем сосредоточен материал, позволяющий изучить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста 3-4 лет и определить основные параметры познавательного развития ребенка:  принятия задания, способ его решения, обучения во время мониторинга, отношения к результату своей деятельности.

    Разносторонность  мониторинга познавательного развития детей младшего дошкольного возраста позволяет обнаружить отклонения  и определить стратегию коррекционного воздействия в полном объеме на данный период дошкольного возраста.

    Список используемой и рекомендуемой литературы:

    1. Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психо-моторного  развития детей  // Логопед. – 2005.2. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой     психического и речевого развития.  // Коррекционная     педагогика. – 2004. — №6.3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.4. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.5. Дробинская А.О. Ребёнок  с задержкой психического развития: понять, чтобы  помочь.  –М: Школьная пресса, 20056. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях     дошкольного образовательного      учреждения: Сб, методических рекомендаций / Под ред.     Балобанова В.П. и др.. – СПб.: Детство Пресс, 2001.7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.

    Салахиева Елена Анатольевна,учитель-логопедМДОУ Детский сад №404 комбинированного видаЛенинского района, города Перми

    Шарипова Алия Тимирхановна,учитель-дефектологМДОУ Детский сад №37 компенсирующего вида,город Березники,  Пермский край

    Loading ... Loading ...

    logoportal.ru

    Речевая карта дошкольника 4-5 лет

    Речевая карта дошкольника (4-5 лет)

    I. Анкетные данные

    1. Фамилия имя ребенка__________________________________________________________________

    2. Дата рождения __________________________________ Возраст ______________________________

    3. Домашний адрес _________________________________ Телефон _____________________________

    II. Анамнез

    1. Мать: ______________________________________________ (возраст при рождении ребенка) ______

    Отец: _________________________________________________________________________________

    2. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________________

    3. Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина _______; 2-я половина беременности________; падения ___________; травмы _______________; психозы ________хронические соматические заболевания _________________________________________________; инфекции _________________)

    4. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) – нужное подчеркнуть.

    5. Какие заболевания перенес ребенок от года _______________________________________________

    III. Раннее психомоторное развитие (время появления)

    Стал держать голову ____________ сидеть _____________вставать ______________ ходить _________

    YI. Раннее речевое развитие (время появления)

    гуление __________________ лепет _____________ первые слова __________ речь фразой _________

    Выводы: ______________________________________________________________________________

    Y. Исследование неречевых психических функций

    1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?») ___________________________________________________________________

    2. Зрительное восприятие (показ цветов): белый ______, черный _____, красный _____, желтый______

    3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правую/левую руку ________/_________

    4. Обследование общей моторики:

    Статическая организация движений

    а) стоять неподвижно на двух ногах с опущенными вниз руками в течение 5 секунд _________________

    б) стоять неподвижно на правой/ левой ноге в течение 5 секунд ______________/___________________

    Координация движений

    а) потопать ногами и похлопать руками одновременно __________________________________________

    б) шагаем, как лошадки ____________________________________________________________________

    Двигательная память

    а) вытянуть руки вперед, сделать хлопок, опустить руки вниз ____________________________________

    б) присесть на корточки, встать, топнуть ногой ________________________________________________

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    6. Обследование пальцевой моторики рук

    Статическая организация движений

    а) «Кольцо» на правой руке __________ на левой руке _________; б) «Солнышко» / ________ / _______

    Координация движений

    а) «Пальчики устали» / ______________ / ___________; б) «Ушки зайчика» / _____________ / _________

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    YI. Анатомической строение артикуляционного аппарата:

    Губы – ___________________________________; Зубы – _________________________________

    Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двухсторонний.

    Строение челюсти – прогения, пргнатия, норма. (нужное подчеркнуть)

    Язык – толстый, вялый, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. (нужное подчеркнуть)

    Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. (нужное подчеркнуть)

    Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону. (нужное подчеркнуть)

    Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина. (нужное подчеркнуть)

    Выводы: _________________________________________________________________________

    YII. Речевая моторика

    1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ____________________________________

    «Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» __________________________________

    2. Состояние артикуляторной моторики:

    Губы: «Улыбка» ________________ «Трубочка» ____________«Улыбка – трубочка»_________________

    Язык: «Лопатка» ________________ «Иголочка» ____________ «Качели» _________ «Часы»__________

    Челюсть: открыть и закрыть рот _____________________ Мягкое нёбо: произнести [А] ______________

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    YIII. Звукопроизношение

    Гласные: Ы __________ А______________ У ____________ О ______________ И ________________

    Согласные: С _____ Сь _____ З ______ Зь _____ Ц ______Ш ______ Ж _______ Щ ______ Ч _______

    Л _____ Ль _____ Р ______ Рь _____ В ______ Вь _____ Б _______ Бь ______ Д _______

    Дь _____ Г _____ Гь ______ Й _____ К ______ Х ______ Ф _______ Т _______ Н _______

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    IX. Обследование слоговой структуры слова

    Рыба __________ вата ___________ малина_______________ машина____________ мак _______ дом ___________ веник __________ диван________________ шкаф ____________ стол ________

    кукла_________ марка __________ карман ______________ телефон ________________________

    барабан _______________яблоко_______________ шахматы_____________ автобус ____________

    кузнечик_________________матрешка________________избушка_____________хлеб ____________

    торт _________ звезда ____________ гнездо_________паутина _____________черепаха___________

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    X. Обследование фонематического слуха

    1. Восприятие и воспроизведение ритма: /// ________, / // _______, // / ________, // // ______

    2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? _________ где стол? ________; коса-коза________; кочка-кошка________; миска-мишка________

    3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ____________; па-ба________; га-ка ___________; ма-ба _________; та-да ________; ба-па; ________; ка-га ________; ба-ма _________

    4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _____________

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    XI. Обследование фонематического восприятия

    1. Опознание ударного гласного в начале слова:

    2. Опознание ударного гласного в конце слова:

    3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _____; дом _____

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    XII. Обследование понимания речи

    1. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх ___, отведи в стороны ___

    2. Обследование понимания предложения.

    а) Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____________________________________________________________________________________

    б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» _________

    в) Закончить предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что _________»

    1. Обследование понимания грамматических форм.

    а) Покажи линейку ручкой ______________________ карандашом ручку ____________________

    б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) __________ ракета (ракеты) ________

    в) Закончить фразу: «На картинке красное ______________», «На картинке красный __________»

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    XIII. Состояние словаря (наглядный материал)

    1. Предметный словарь.

    а) назвать: мяч ____ кукла ___ машинка ___ чашка ____тарелка ___ ложка____ рубашка ___ платье____

    б) показ и название частей пред-ов: человек - нога _________ руки ________ голова ______глаза_______ уши _______; стул - спинка_______ сидение ________ ножки _____; машина - кузов _______ колеса __

    в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки ______________ чашка, тарелка, ложки _______________

    рубашка, платье, шорты _______________________________________________

    2. Словарь признаков.

    а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? __________________ лимон- _______________

    3. Глагольный словарь.

    а) Как подает голос: мышка _______________ лягушка ________________ свинья___________________

    б) что делает: врач ______________________________ повар ____________________________________

    в) как передвигается: машина ________________ птичка _________________ рыбка ________________

    4. Подбор антонимов: большой - __________; пришёл - _________ приехал - _______; холодно - ____

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    XIY. Обследование словообразования

    1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    «Скажи ласково»: стол - ___________________ чашка - ___________________ кукла - _______________

    2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки - ________________________

    у лисы - ______________________ у утки - ___________________ у слона - ______________________

    3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева ________________ сок из яблок _________________

    4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?

    Мальчик выходит из дома _____________________ Мальчик подходит к дому_____________________

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    XY. Обследование словоизменения

    1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:

    «Скажи по образцу: стол-столы» рука - ___________________ кукла - _______________________

    2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»:

    Без чего машина? ___________________________; Кого нарисовал Миша? ________________________; Кому Оля дает корм? _____________________________________________________________________

    3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов):

    майка – _____________________ диван- ____________________ яблоко - ______________________

    4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____________ «Где стоит кот??» (за домом) ________________ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)_______

    5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___________ 5 котов ____________ 2 машины ____________ 5 машин __________

    Выводы: ________________________________________________________________________________

    XYI. Обследование связной речи

    1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке» __________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    2. Монологическая речь.

    а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». ________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    Выводы: _________________________________________________________________________

    Логопедическое заключение: ____________________________________________________

    Дата заполнения речевой карты «____» ____________ 200__ г.

    Учитель-логопед: _________________________

    Литература:

    1. Гордеева С.Е. Системный подход к ведению документации в работе логопеда-практика. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 2007.

    2. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.

    infourok.ru


    Смотрите также