Особенности интеллектуального развития детей 4-5 лет. Интеллект ребенка в 4 года


4 эффективных и доступных способа

развитие интеллекта у детейПод интеллектом, как правило, понимается то, что принято называть «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для трудностей самого разного характера. Чтобы ваш ребёнок был успешен, легко заводил новые знакомства, уверенно расставлял приоритеты и упорно добивался своей цели, уделяйте внимание развитию его интеллектуальных способностей уже в раннем детстве.

Простые, но эффективные способы развития интеллекта дошкольника

Способ 1: Творите вместе

Вы можете выбрать любой приятный для вас вариант совместного досуга, но при этом обеспечить развитие творческого интеллекта ребёнка. Через творчество малыш получает мощный заряд для развития воображения, образного мышления, эмоциональной сферы.

Важно, чтобы творчество было совместным фактически, а не формально. Найдите возможность увлечься процессом. Не обязательно делать занятия ежедневными, но 2-3 часа в неделю на подобное глубокое погружение в совместное созидание можно выделить даже при напряжённом графике.

Способ 2: Читайте вслух

Чтение вслух, когда читает взрослый, а чадо, удобно устроившись рядом, внимательно слушает, вносит в интеллектуальное развитие ребёнка огромнейший вклад:

развитие интеллекта у детей

Если ваш ребёнок уже вступил в старший дошкольный возраст (т. е. ему уже исполнилось 5 лет), вы можете подбирать для чтения произведения, интересные и взрослому читателю. Не ограничивайтесь исключительно простыми и увлекательными для ребёнка сюжетами. Расширяйте детский кругозор, обсуждайте с ним прочитанное, фантазируйте на темы «Что было бы, если бы герой поступил иначе» и «Почему герой оказался в такой ситуации».

Вы удивитесь, как быстро при таком подходе ваш кроха будет демонстрировать аналитический ум и способность мыслить критически. Ваш ребёнок станет достойным собеседником, если вы позволите его интеллекту раскрыться.

Способ 3: Настольные игры

Список настольных игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления можно продолжать и продолжать. Современным родителям есть из чего выбрать! Детские магазины пестрят красочными упаковками и привлекающими внимание названиями.

Идеально, если вы будете выбирать развивающие настольные игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Способ 4: Следите за эмоциональным благополучием ребёнка

Чтобы ваши усилия давали именно те результаты, на которые вы рассчитываете, обратите внимание на то, как ощущает себя ребёнок. Какие эмоции у него доминируют, формируя общий эмоциональный настрой:

В старшем дошкольном возрасте ребёнку особенно важно получать образцы здоровых социальных взаимоотношений. Он должен видеть в собственной семье, что значит взаимное уважение и поддержка. Не стесняйтесь говорить ласковые слова, хвалить за успехи и подбадривать, когда что-то не удаётся с первого раза. Избегайте оценочной, негативной лексики. Не допускайте, чтобы ребёнок в 5-6 лет сомневался в своих интеллектуальных способностях.

Каждый ребёнок — потенциальный гений. Раскрыть этот потенциал — задача внимательных, любящих взрослых. Впрочем, не обязательно ставить целью воспитание гения, чтобы понимать, как важно развить интеллект у ребёнка перед школой. Развитый интеллект — это основа для успешности малыша в любых его начинаниях.

Развивайте интеллект ребёнка, получая удовольствие от процесса и испытывая гордость от результатов. Пусть ваше родительство будет наполнено счастьем!

 

nii-evrika.ru

Интеллектуальное развитие трёхлетнего малыша

Для любой мамы счастье видеть, как малыш растет всесторонне развитым и очень умным человеком. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, развивая его логические способности и поднимая интеллектуальный уровень.

Интеллектуальное развитие вовсе не подразумевает только умение читать, писать и говорить на иностранном языке. Уровень интеллекта, прежде всего, определяется умением правильно выражать свои мысли. Творческий подход к выполнению практических задач очень важен, при определении уровня развития ребенка. Получив необходимые знания, ваш малыш должен реализовывать их на практике, втягиваясь в процесс обучения новому.

Какой возраст оптимален для начала обучения?

В первые годы жизни ребенка, он находится в созидательной стадии. Малыш познает мир с помощью наблюдения за окружающей средой. В этот период, ваш малыш начинает взрослеть. Это время исследования мира на собственном опыте. Поэтому развитие интеллекта ребенка в период 3-4 лет особенно важный процесс для родителей.

Юный исследователь постоянно стремиться получать новые знания. Он не боится находить практическое применение своим знаниям. Если ваш малыш уже умеет держать карандаш, то он непременно попробует его в действии, рисуя фигуры на обоях. Будьте готовы избежать неприятных ситуаций, предоставив ребенку простор для деятельности и творческого развития.

Задача мамы в это время – оказывать всяческую помощь в получении этих знаний и опыта в их практическом применении. Родителям необходимо создать условия для развития ребенка по всем направлениям:

В возрасте 3 лет ребенок начинает ощущать себя, как личность. Он стремиться к самостоятельности. В этот период уже можно предсказать будущий характер ребенка. Правильное развитие в этом возрасте заложит основу процесса формирования личности.

В 3 года у детей начинает развиваться система координации движений. А в 4 года они уже способны маршировать в такт и выполнять простые танцевальные движения. Это идеальный возраст для того, чтобы познакомить ребенка со спортом. Он поможет сформировать мышцы, укрепить осанку и развить гибкость.

Как оценить уровень развития ребенка?

Существует множество методик определения степени интеллектуального развития ребенка. Удобнее всего использовать разные тесты, которые представлены для каждого возраста.

Педагоги рекомендуют проводить такие тестирования не менее одного раза в неделю. Уделите 15-20 минут для этой цели. Выбор теста зависит от того, сколько лет вашему малышу.

В 3 года ребенок должен представлять окружающий мир. Простой тест с изображениями животных и растений поможет определить насколько хорошо ваш ребенок развивается в этом направлении. Не стоит забывать про развитие сенсорики у детей. В этом возрасте они уже прекрасно могут определить основные цвета.

В 4 года уже можно говорить о логическом и абстрактном мышлении. В этот период оптимально использовать тесты на соответствие цвета и предмета. Тренировка логики поможет сформировать правильное представление о мире и научить ребенка правильно излагать свои мысли.

В 3 года ваш ребенок должен знать свои имя и фамилию. Он должен помнить имена всех людей близкого окружения (бабушка, дедушка, няня и т.д.). А еще, он уже умеет определять времена года и называть большое количество животных и растений. Еще неплохо, если малыш умеет определять предметы интерьера по названию.

Что такое когнитивное развитие?

Родители видят физическое развитие детей. Но представить, как развивается интеллект ребенка пока сложно. В возрасте 3-4 лет идет когнитивное развитие малыша. Для детей в этом периоде свойственно увлекаться групповыми играми со сверстниками. Они уже хорошо разбираются в правилах игры, и, с удовольствием, следуют им. Малышам нравиться петь и танцевать. Развиваются творческие способности, они активно позируют перед камерой или зрителями.

Когнитивное восприятие в возрасте 3-4 лет обусловлено осознанием ребенка себя как личности. Дети учатся строить свою речь. Развитие логики помогает им идентифицировать окружающие предметы и понимать их предназначение. Но интеллектуальное мышление детей можно охарактеризовать как эгоцентричное. Им сложно понять точку зрения другого человека.

В 3 года малыши идентифицируют окружающий мир, группируя предметы по одному признаку. Малыш выберет все фигурки зеленого цвета, вне зависимости от их формы. В 4 года ребенок уже начинает выделять менее явные признаки. Например, форма и размер. Но развитие всех детей происходит в разном темпе. Поэтому возрастные рамки очень условные.В период когнитивного развития ход мыслей у детей символический. Образы для них пока не образуют логические цепочки.

развитие ребенка в три года

В первые 4 года ребенок еще не понимает определенных правил поведения или логических операций. Например, переливая воду из узкого высокого стакана в широкий и низкий, ребенок не понимает, что количество воды при этом не изменилось.

Как помочь развитию ребенка?

Перед тем, как приступить к занятию, необходимо исключить отвлекающие факторы. Нужно выключить телевизор и убрать подальше мобильный телефон и планшет. Желательно заниматься в отдельном помещении, где меньше всего игрушек.

Для начала предложите выполнить игровое задание без вашего участия. Если вы видите, что задание слишком сложное, и малыш в затруднении, нужно помочь ему. Подскажите один ход, но не делайте задание полностью за него.

Не забывайте про похвалу. Даже если задание выполнить не удалось. В следующий раз все получится.

Для изучения цветов с ребенком 3-4 лет используйте набор разноцветных карточек. Они должны быть яркими и с максимальной заливкой цвета. Чтобы красный был насыщенным красным, а не размытым до розового.

Собирайте картинки. В этом возрасте дети могут легко справиться с задачей по сбору картинки из 4 крупных частей.

Выполняйте задания на сравнение предметов. Например, две почти одинаковые картинки, на которых нужно найти 3 различия. Еще можно использовать парные элементы. Например, найти на изображении одинаковые пары предметов.

Развивать память поможет несложно упражнение по запоминанию новых слов. Давайте ребенку каждый день по 3-4 новых слова. Или учите простейшие четверостишия.

rebenokrazvit.ru

определение типа интеллекта у ребёнка и правильное его развитие.

Развитие интеллекта у детей после 3-х лет

Вундеркиндами не становятся, ими рождаются, поэтому заставлять своего ребенка делать то, что ему от природы не дано, неправильно и жестоко. Когда ребенку исполняется 3 года, мамы начинают замечать у него те или иные направления, в которых малыш показывает самые лучшие результаты. Беря их во внимание, можно развить именно эти навыки в человеке, чтобы в будущем он мог где-то себя применить в любимом деле. Забывать о других направлениях развития не стоит, потому что чем больше знает и умеет ребенок, тем более интеллектуально развитым он становится.

Самыми важными для ребенка являются ваши ответы на его «Почему?», «Зачем?», «Как?», ведь от того, насколько развернуто и доступно вы расскажете информацию малышу, зависит его способность правильно ориентироваться в окружающем пространстве и находить ответы на интересующие его вопросы.

Специально склонять ребенка к какому-то занятию не нужно, потому что принудительная форма обучения никогда не даст вам положительный результат — ребенок просто будет сопротивляться тому, что ему неинтересно. Дошкольник развивается во время игры, поэтому ваша задача — подметить, в чём ребенок силён, а что ему совершенно не интересно и предложить такую игру, в основе которой было бы любимое занятие, а второстепенные навыки «вплетались» по ходу игры. Внимательно посмотрите на свое чадо и определите его тип интеллекта — опираясь на эту информацию, ребенка будет легче развивать, учить и направлять в нужное русло.

Логически-математический тип интеллекта у детей

Ребенок за компьютеромМалыша с данным типом интеллекта очень привлекает компьютер, поэтому стоит найти программы, обучающие детей считать и читать именно на этой машине, но более 2-х часов в сутки ребенку сидеть за столь вредной техникой не рекомендуется. Вы наверняка замечали, что в отличие от других детей ваш ребенок организован, любит точность и любые задачки — такой склад ума обязательно нужно развивать, потому что из таких детей получаются прекрасные инженеры или программисты. Ребенок любит считать, участвовать в логических экспериментах, применять свое абстрактное мышление там, где это необходимо.

В школьном возрасте дети с логически-математическим складом ума будут без проблем разбираться в физике, математике, химии. А для того, чтобы подвести ребенка к таким сложным точным наукам, нужно ставить перед ним интересные задачи, рисуя таблицы и схемы, играть в математические игры, ставить с ребенком безопасные эксперименты.

 

Лингвистический тип интеллекта у детей

Малыши, у которых формируется лингвистический тип интеллекта, кажутся всем окружающим маленькими профессорами, потому что они очень внимательно слушают все, что им говорят и прекрасно запоминают любую информацию. Такой ребенок всегда уберет за собой все игрушки в отведенное для них место, тарелочки и чашечки сложит в мойку, вещи также не будет раскидывать по всей квартире, потому что в нем растет некий аккуратист, можно даже сказать педант, который любит во всем порядок. Таких деток можно обучать чтению и письму с самого раннего возраста, они с удовольствием изучают буквы, цифры, прекрасно запоминают стихи и не боятся выступать перед зрителями.

Если вы заметили, что за вечер вам без труда удается выучить длинное стихотворение, приучайте ребенка к публике (хотя он, скорее всего, и сам не будет стесняться выступать перед взрослыми). Сначала поставьте перед ним игрушки, пускай ребенок расскажет стихотворение им, а затем можно и всю родню приглашать послушать юного театрала.

Учеными уже давно доказано, что наш мозг максимальное количество информации обрабатывает именно в раннем возрасте, поэтому маленький ребенок способен в несколько раз быстрее выучить иностранный язык, нежели это сделает взрослый. Так что не упускайте этого момента и подумайте об изучении хотя бы одного иностранного языка (желательно, чтобы это был английский, поскольку на данный момент он является интернациональным). Для обучения лучше нанять репетитора или отдать ребенка в отдельную группу по изучению языка, однако за манерой преподавания вам лучше понаблюдать: маленьким деткам, которым только исполнилось 3 годика, язык нужно преподавать в виде сказок, игр, а для более взрослых подойдет вариант обсуждения, рассказов, дискуссий.

Идеомоторный тип интеллекта у детей

Ребенок-непоседаДетишки-непоседы — вот именно тот типаж ребенка, у которого отлично просматривается идеомоторный тип интеллекта. Они не могут усидеть на месте, при этом отлично контролируют свое тело, хорошо координированы. Эти детки быстрее остальных учатся обращаться с новыми предметами, понимая их предназначение, у них настолько быстрая реакция, что они в считанные секунды всё вокруг успевают потрогать, обсмотреть, попробовать на вкус или даже ударить об пол, чтобы убедиться в прочности этого предмета.

Таких детей желательно не оставлять одних, потому что усидеть на месте им явно не по силам — как только дверь закроется, они найдут себе новое занятие, новые неизведанные уголки в квартире, в которых обязательно нужно побывать и все исследовать. Дети с идеомоторным типом интеллекта любят действовать, любят все новое, поэтому им легко адаптироваться к переменам окружающей среды, например, к переездам, к смене школы. Эти малыши учатся исключительно на своих ошибках, потому что картинки или рассказы на них не имеют такого воздействия, как прикосновения своих пальчиков, исследование всем своим телом. Какими бы словами вы им не рассказывали о том, что туда ходить нельзя, а это делать плохо — пока ребенок сам в этом не убедиться, ваши слова пролетят у него «мимо ушей».

Таких детей нужно учить наглядно, не просто показывать и рассказывать, а давать ребенку возможность проверить всё самому. Рвение, интерес и непоседливость такого малыша нужно направлять в правильное русло, то есть постоянно ходить с ним на прогулки, водить его в спортивные секции (пока он еще совсем маленький, отдайте его в танцевальную школу для малышей, а по мере взросления предлагайте ему спортивные секции, другие виды танцев), используйте в обучении ролевые игры, покупайте ему наглядные модели, которые можно трогать и которыми разрешается манипулировать. Таким образом, прослушивание информации дает наилучший результат в сочетании с движениями, играми ребенка, опытами, экспериментами. Идеомоторный интеллект позволяет детям быстро осваивать всевозможные ремесла, занятия, у них развито техническое мышление. Однако не ждите от малыша усидчивости, он не будет часами сидеть за одной книжкой — он может сейчас читать, а через минуту уже конструировать, а еще через 5 минут побежит играть с кошкой. Повышенная отвлекаемость, проблемы с концентрацией, быстрое переключение внимания — вот истинные показатели идеомоторного типа интеллекта, и они никак не связаны с рассеянностью и ленью, в которых родители так часто обвиняют своих сверх подвижных детей.

Если вы хотите, чтобы ваш непоседливый малыш хорошо воспринимал информацию, а в будущем успешно учился, не заставляйте его часы напролет учить письмо или чтение. Таким детям нужна активная передышка: почитал — побегал, порисовал — поиграл, научился писать букву — сделал пару упражнений на «шведской стенке». Только в этом случае ребенок не будет противиться таким занудным с его точки зрения занятиям.

Визуально-пространственный тип интеллекта у детей

Занятия в детском садуБольшинство людей запоминают информацию на слух, но есть такие детки, которые преобразуют эту информацию в картинку и только так могут её запомнить. Например, если нужно запомнить букву «О», то ребенку проще представить её в виде колечка на пальчике или в виде вкусного пончика — эти, казалось бы, простые ассоциации говорят о том, что у вашего ребенка визуально-пространственный тип интеллекта, потому что он этими картинками мыслит, создает понятные ему зрительные образы и с легкостью запоминает информацию.

У таких деток вы заметите стремление к изобразительному искусству с раннего возраста, они тянутся к живописи, графике, скульптуре, пытаются нарисовать предметы с наибольшей точностью и рассказать о них, используя большое количество метафор. Дети с данным типом интеллекта хорошо чувствуют форму и цвет окружающих его предметов.

Если вы заметили, что ребенок быстро запоминает картинки и создает в своей голове образы, то выберите такие методики обучения, в которых есть иллюстрации, где каждая буква, цифра, слово подкрепляется понятной незамысловатым изображением. Возможно, саму букву или цифру ребенок не запомнит, но в сочетании с картинкой он быстро выудит у себя из памяти нужный образ. Не стоит ждать от таких детишек решения логических задач, потому что они маленькие художники, и математика может стать для них непосильным предметом. Не наказывайте детей за это, а лучше развивайте именно те навыки, которые являются у ребенка преобладающими.

Ремонт холодильников по Москве и области от Холод Групп

Музыкальный тип интеллекта у детей

Еще один творческий тип интеллекта — музыкальный. Узреть рвение ребенка к музыке несложно — он будет тянуться к ней, сотни раз прослушивать одни и те же композиции, двигаться в такт, чувствовать ритм, темп, тон. Если вы заметили, что ребенок в столь раннем возрасте ощущает сложные музыкальные формы, то рискните отдать его в музыкальную школу, и посмотрите на его успехи — если ваши наблюдения верны, то в будущем малыш может стать известным музыкантом.

Даже если музыкальное будущее ребенка вас не прельщает, хотя бы найдите к нему правильный подход в обучении, опираясь на тип его интеллекта: такие детки имеют развитую интуицию и хороший слух, поэтому их любимая музыка может помочь в изучении материала.

Подробнее в статье: Влияние музыки на развитие личности ребёнка

Социальный (межличностный) тип интеллекта у детей

Такие дети не могут обходиться без общества, потому что среди людей они чувствуют себя полноценными членами социума. Коммуникабельным, общительным, открытым ребенок становится даже в тот момент, когда он еще не умеет разговаривать. Малыш с межличностным типом интеллекта прекрасно ладит с людьми, общается с ними, постоянно улыбается, нравится окружающим своей открытостью. Такие детки сами знакомятся на детской площадке без помощи мамы, им легко находить друзей, они одинаково успешно общаются и со сверстниками, и даже с бабушками у подъезда, а старшие ребята с удовольствием принимают младшего товарища, потому что с ним всегда интересно.

Такие детки всегда идут вперед: они активны во всех делах и начинаниях, их выбирают капитанами команд, представителями от группы, садика, школы. Да и знания ему легче получать в коллективе, нежели дома в одиночку, поэтому большинство занятий он старается сделать еще в детском или в школьном заведении вместе с другими детками, а дома ему неинтересно читать и считать в присутствии мамы. Если природа дала вашему ребенку способность легко и позитивно общаться с людьми, то старайтесь привить ему верный этикет общения, вовлекая его в свои разговоры, давая высказать свое мнения. По праву старшего поправляйте речь ребенка, следите за правильным произношением и постановкой предложений, за цензурностью и красотой сказанного, за последовательностью мыслей и никогда не отстраняйте малыша от общения с самыми родными и близкими, иначе он будет искать компанию на стороне, и никто не знает, насколько благополучной она окажется.

Интуитивный (внутриличностный) тип интеллекта у детей

Эти детишки схожи на маленьких замкнутых философов, которые даже в детстве имеют какие-то ценности, цели, стремятся к ним и постоянно «копаются» в себе, то есть в личных ощущениях и мыслях. Такие дети по натуре закрыты, глубоко чувствуют свои сильные и слабые стороны, размышляют над тем, как себя усовершенствовать и что для этого сделать без помощи мамы. Именно поэтому, в учебном процессе помощь родителей нужна лишь на начальном этапе, да и то ребенок сам выберет, что учить ему первым делом, а что оставить на потом, что для него важнее, а что может быть второстепенным. У детей с внутриличностным типом интеллекта хорошо развита самомотивация и желание быть отличным от других детей. И если родители попробуют надавить или навязать свое мнение, то в ответ ребенок еще больше замкнется, и тогда пробиться сквозь его твердую защитную «ракушку» будет крайне сложно — отсюда и проблемы в общении не только с родителями, но и с окружающими людьми.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)

Понравился материал? Поддержите — сделайте репост! Мы стараемся для вас ;-)

Gnomik.ru ©

www.gnomik.ru

Особенности интеллектуального развития детей 4-5 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение «Центр развития ребенка» детский сад №111 г. Сыктывкара

«Особенности интеллектуального развития детей 4-5 лет»

Автор: Воспитатель Муниципального автономного

дошкольного образовательного  

учреждения «Центр развития ребенка»

детский сад №111

Сидорова Анна Ивановна

                                                  

Особенности интеллектуального развития детей 4-5 лет

Для интеллектуального развития дошкольника характерно взаимо­действие таких форм мышления, как наглядно-действенное, на­глядно-образное и логическое. Наглядно-действенное мышление отличается тесной взаимосвязью мыслительных и практических действий. Ребенок в ходе практических преобразований объекта получает сведения о его скрытых свойствах, на основе анализа которых затем переходит к построению следующих практических действий. Таким образом он оперативно применяет знания, полу­чаемые в процессе практических действий с предметами. Ребенок учится ставить цели и достигать их, используя различные спосо­бы практического преобразования предметов. Значит, осуществ­ление практического действия опирается на наличие образного плана, поскольку цель и результат действия могут быть даны только в плане представлений или понятий.

Наглядно-образное мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспри­нимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирова­ние образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуа­ции, и значительно расширяет границы познания.

Наглядно-образное мышление предполагает формирование у ребенка умения различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Такие модели помогают ребенку представить скрытые стороны ситуации. Используя модели, свои действия с ними ребенок относит к оригиналу. Тем самым созда­ются предпосылки для «отрыва» действий от моделей и от ориги­нала и осуществления их в плане представлений. Наглядно-образ­ное мышление способствует целостному «схватыванию» достаточно сложных динамических связей и зависимостей, например кине­матических, отражению изменений и развития предметов и явле­ний. Формированию наглядно-образного мышления способствует подражание взрослому; например, когда ребенок воспроизводит действия взрослого, он моделирует их, строит их образ.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление созда­ет соответствующие предпосылки для формирования к концу до­школьного возраста логического мышления. Хотя логическое мышление оперирует абстрактными категориями, оно опирается на материал, представленный наглядными формами мышления. В частности, логические операции классификации опираются на оперирование конкретными образами, их сравнение и сопостав­ление, в процессе которых ребенок выделяет существенные при­знаки определенного класса объектов .

Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышле­ния с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной дея­тельности, когда речь начинает выполнять планирующую функ­цию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения.

Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие во­проса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают по­знавательный характер, свидетельствуют о развитии любознатель­ности, стремления познавать мир.

Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представ­лений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое представление совпадает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, появляется вопрос. Этот вопрос говорит об осознании проблемной ситуации, возникшей уже не только в практической деятельности, а на основе имеющихся представлений. Решение такой проблемы может проте­кать во внутреннем плане с опорой на образы путем рассуждений .

Ребенок ставит вопросы и тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается к взрослому, чтобы тот признал его компетентность. С возрастом такая категория во­просов увеличивается, становясь основной.

Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действитель­ности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем сущест­венный перелом наступает примерно в пять лет. Развитие понима­ния причинности идет по нескольким направлениям. Во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних. Во-вторых, недифференцированное, глобаль­ное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. В-третьих, дошкольник отражает не еди­ничную причину данного явления, а обобщенную закономерность.

Понимание причинности говорит о чувствительности к противо­речиям, об элементах критичности мышления. Критичность прояв­ляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевер­тыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью .

Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.

Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном вос­приятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приво­дит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям .

В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаи­моотношения, существующие среди людей.

Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя ос­новными причинами. Первая — отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда мно­гое недоступно пониманию ребенка. Вторая — несформированность способов умственной деятельности. Третья — недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям. Поэтому его рассуждения хотя и противоречивы и {нередко поверхностны, в то же время оригинальны. Для них ха­рактерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда умоза­ключение делается путем движения рассуждения от частного к частному, минуя общее.

Формирование у ребенка качественно нового мышления свя­зано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрас­те они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем дет­стве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове .

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети посте­пенно переходят от оперирования внешними признаками к рас­крытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умени­ем выделять в предмете существенные признаки. Причем чем бли­же предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается уме­ние согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.

Особенности развития интеллекта в возрасте 4-5 лет:

Итак, рассматривая особенности эмоционального отношения к сверстнику в зависимости от уровня интеллекта важно отметить, что в возрасте 4-5 лет очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме. Они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа – желто-красного осеннего леса, ослепительной белизны снега. Бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. Эмоциональное отношение к сверстнику зависит от интеллектуального развития дошкольника. Эмоциональное общение дошкольника происходит в сюжетно-ролевой игре, которая носит явно моделирующий характер. В содержании игры дети не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливают между отдельными заместителями те же отношения, которые они воспринимают у замещаемых объектов.

Список литературы

  1. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.,1964.

  2. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 2004.

  3. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1998

  4. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В. 2-х т. И.2. – М.,1987.

  5. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. – 1996. - № 3.

  6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1 – М.,1985.

compedu.ru


Смотрите также