Как понять, что ребенок отстает в развитии? Ребенок отстает в развитии 4 года
как понять, что ребенок до года отстает в развитии
В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ "Дети" Kaktus.media неоднократно рассказывала о том, как правильно развивать малыша и чем его кормить.
Как понять, что ребенок отстает в развитии? И что делать при этом? Об этом Kaktus.media рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.
Мы решили разделить эту тему на три части. Сегодня расскажем о детях до года, в следующих двух материалах – о детях 2-3 лет и 3-7 лет.
Всемирный банк провел исследование и сделал вывод: вложенный в развитие ребенка доллар возвращается в семикратном размере. Чем раньше родители начинают работать со своим ребенком, тем больше результатов получат в будущем.
Понимая это, Детский фонд ООН поддерживает Министерства образования и здравоохранения в разработке стандартов развития детей. Ранее уже было создано руководство по развитию детей от трех до семи лет – тот период, когда дети готовятся к школе.
Однако было понимание, что стандарты развития ребенка от рождения до трех лет также необходимы. Ведь в этом возрасте ребенок находится дома, его видят зачастую лишь родители и медработник, в некоторых случаях педагоги детских садов и социальные работники.
При поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано "Руководство по развитию детей от рождения до трех лет" которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.
К примеру, руководство включают и оценку нервно-психического развития ребенка: вес и рост к определенному возрасту. Это важно, потому что если ребенок отстает в весе и в росте, то он, скорее всего, будет отставать и в нервно-психическом развитии. Руководство учитывает контекст страны, условия и особенности развития ребенка в Кыргызстане.
Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в "Дневнике развития детей от рождения до 7 лет". Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование "Дневника развития ребенка" для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских чтениях.
ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на "Дневник развития детей от рождения до 7 лет, которые можно оставить в комментариях.
Как рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, с самого рождения у ребенка должно быть медицинское сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики были оснащены стандартами развития ребенка. При посещении новорожденного врачи оценивают его развитие согласно данным нормативам.
Как только родители видят, что физиологическое развитие ребенка где-то нарушается, к примеру, ребенок вовремя не держит голову, вовремя не сел, вовремя не пошел, вовремя не заговорил, ребенок беспричинно беспокоен, хотя он сыт, сухой и ничего у него не болит, это повод обратиться к специалисту.
Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Если окружающая среда у него асоциальная, агрессивная и жестокая, то у него клинически будут проявляться жестокость и агрессия. Если же ребенок растет в доброй любящей среде и он видит такое же отношение своих родных к окружающим, то и ребенок точно такой же.
Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в оче
kaktus.media
Не отстает ли малыш в развитии?
Каждый родитель волнуется за своего ребенка - правильно ли
малыш растет, не отстает ли от сверстников? Для этого важно
знать особенности психомоторного развития.
Все молодые родители беспокоятся, как развивается их малыш, не отстает ли от сверстников, и не пропускают ли они, взрослые, по незнанию важные вехи в его жизни. Здесь на помощь приходят многочисленные таблицы и календари развития ребенка, но важно уметь ориентироваться в приведенных в них возрастных нормах.
Виды норм
Говоря о нормах развития ребенка, необходимо понимать, что они бывают разных видов.
Среднестатистическая норма – это среднеарифметический показатель, т.е. результаты наблюдения за несколькими тысячами здоровых детей суммируют и делят на общее число обследованных. Такая норма – только ориентир, так как достижения малыша индивидуальны и могут отличаться как в меньшую, так и в большую сторону. (Пример: В 1 год дети начинают ходить).
При вычислении динамической нормы используют те же данные, но в результате представляют не конкретное значение, а диапазон, при котором показатели конкретного ребенка все еще отвечают норме. (Пример: Дети начинает ходить в возврате от 9 до 15 месяцев).
Конечно, в идеале для каждого малыша стоит определять должную норму, т.е. индивидуальную норму развития с учетом особенностей его организма и среднестатистической и динамической норм. Так, недоношенные дети нередко отстают в развитии на срок, который «не досидели» у мамы в животе, даже будучи вполне здоровыми. Но выяснить должную норму может только действительно хороший врач на основе комплексного обследования, поэтому родителям, самостоятельно отслеживающим состояние своего малыша, рекомендуют ориентироваться на динамическую норму - большинство здоровых детей в нее укладывается.
Не стоит волноваться, если показатели развития вашего крохи приближаются к верхней или нижней границе нормы. Отклонения в пределах динамической нормы совершенно нормальны, мало кто развивается четко по «среднестатистическому» графику.
Развитие ребенка
Для каждого возраста малыша определены нормы физического и психомоторного развития.
К физическому развитию, в первую очередь, относится прибавка в росте и весе. Крайне важно стабильное увеличение этих показателей, особенно, у грудного ребенка. Ведь без физической «базы» он не сможет усваивать более сложные действия, что грозит отставанием во всех остальных сферах.
Оценивают именно динамику увеличения роста и веса, а не абсолютные показатели, которые часто зависят от наследственности. По темпам прибавки можно судить, насколько хорошо младенец питается, хватает ли ему необходимых веществ для дальнейшего развития. Кроме пищи, для нормального роста малышу требуется качественный сон, уход, соответствующие возрасту физические нагрузки и, что немаловажно, благоприятная психологическая обстановка – он остро чувствует эмоции близких и может хуже расти, если в доме «плохая погода».
В понятие психомоторного развития ребенка включают его нервно-психическое, т.е. интеллектуальное и эмоциональное развитие и моторное, т.е. развитие двигательных навыков. У младенцев эти две сферы тесно связаны, и задержка в одной из них почти неминуемо влечет за собой задержку другой. Но верно и обратное: а если интенсивно делать с грудничком, например, упражнения для тренировки мелкой моторики, то за прогрессом в управлении собственными ручками у малыша улучшится память и речь.
Оценить психомоторное развитие несколько сложнее, чем физическое – нет таких четких показателей, как килограммы и сантиметры, зато есть определенный набор умений, отметок, которые малыш должен преодолеть и освоить. В целом, дети первого года жизни проходят одни и те же этапы в примерно одинаковом возрасте. Но чем старше становится ребенок, тем шире границы его динамической нормы.
При определении, соответствует ли психомоторное развитие малыша норме, оценивают функции слуха, зрения и других чувств, мышечный тонус и уровень владения собственным телом (держание головы, управление руками и ногами, сохранение равновесия). Также в положенное время младенцу предстоит научиться говорить, воспринимать чужую речь, самостоятельно мыслить и взаимодействовать с другими людьми. За это несут ответственность его родители и те, кто еще участвует в воспитании – ведь обучение так или иначе идет постоянно, малыш слышит речь взрослых и берет с них пример.
Что делать, если выявлено отставание в развитии
Если вы изучили таблицу развития ребенка и обнаружили, что показатели вашего ребенка не дотягивают до нижней границе нормы или проходят по ней, не спешите паниковать. В первую очередь покажите ребенка врачу соответствующего профиля: неврологу, отоларингологу, ортопеду и т.п., чтобы тот определил, действительно ли есть задержка в развитии и ее степень, и сказал, какие меры необходимо предпринять. Часто оказывается, что с малышом почти все в порядке, и его состояние требует лишь незначительной коррекции с помощью специальных упражнений, процедур или медикаментов.
В большинстве случаев, если нет серьезных нарушений в организме, незначительное отставание можно преодолеть и без помощи лекарств, просто уделяя ребенку и занятиям с ним больше времени, акцентируя внимание на проблемных «зонах».
Полезные ссылки:
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1178 Таблицы прибавки в весе и росте у детей (нормативы ВОЗ)
http://ds1ishim.ru/content/vozrastnye-normy-razvitiya-rebenka-ot-0-do-7-let Возрастные нормы развития ребенка от 0 до 7 лет (динамические)
http://deti.mail.ru/roditeljam/kalendary_razvitija_rebenkaКалендарь развития ребенка от 0 до 12 лет
domashniy.ru
Ответы@Mail.Ru: Ребенок отстает в развитии
Вот я таким мамам поражаюсь.... чего тут советовать.... тут 90 процентов балбесов.... с врачами все эти вопросы надо решать, мама мозг включи!!!!
Коррекционная школа. А вообще надо выяснять причину задержки.
Есть школы для деток в подобными проблемами. Это только грозно звучит - спец школа, но как раз программа в такой школе рассчитана для таких детей. Там их не дразнят, учителя человечные, плюс программа развивающая и образовательная. Выпускаются из таких школ дети с таким же образованием, как и из обычных, но психика у них не повреждена насмешками и издевательствами.
Ситуация у нас не похожая, ребёнок у меня нормальный, но деё я отправила в школу с 8 лет и никто в классе ничего против её возраста не имеет. Не занимайтесь бредятиной пусть в первом учится, раз уровень развития большего не позволяет. Или по вашему лучше в третьем быть законченным двоечником и ничего не понимать из учебного материала, ради маминых комплексов? Не вижу в этом смысла.
Нам поставили ЗПР перед школой, говорить начала не поздно, но проблемы с долговременной памятью. На учете не состояли в спец школу не отдали. Учится с трудом. Начальные классы с репетитором. Занимались несколько курсов у психолога. В общении с детьми все нормально, такие как она дети встречаются в обыкновенных классах нередко, как экзамены будем сдавать не знаю.. . Нужен я думаю в первую очередь грамотный психолог и для развития ребенка, и для самооценки. Поэтому для труднообучаемых детей важна родительская поддержка. «Знание, что родители — надежные защитники, служит детям основанием для развития чувства уверенности и собственного достоинства», — говорится в книге «Воспитание труднообучаемого ребенка» («Parenting a Child With a Learning Disability»). Но чтобы быть такими защитниками, родителям сначала нужно разобраться в своих собственных чувствах. Некоторые родители осуждают себя, словно они каким-то образом виновны в страданиях ребенка. Другие — впадают в панику, пасуя перед трудностями, которые их ожидают. Но и то и другое — бесполезно. Из-за этого родители пребывают в бездействии, и ребенок не получает необходимой ему помощи. - это цитата из статьи если надо вышлю на почту.
И что же вам ЗПР поставили и к неврологу не послали? Не верю! Небось невролог выписывала вам лекарства, но вы же не стали "деточку химией травить". Небось здесь в ответах спрашивали. . мой ребенок в 3 года не говорит и радовались когда вам колхозники всякие отвечали, все нормально, скоро сам заговорит. Все от логопедов - дефектологов никакой пользы.. . Все они врут наговаривают на деточку. Ага. . Бегом к неврологу, кланяйтесь в ножки просите ребенку помочь, хотя время вы уже упустили, нормальным он уже никогда не станет, но до начала пубертатного периода у вас еще осталось немного времени. . Бегом! Да у меня была такая проблема, но давала ребенку лекарства и водила на занятия к дефектологу, посещали логопедический сад, и все начальные классы работали с логопедом. Потому сейчас все нормально.
Ох, почаще психологов "слушайте", "насоветуют" вам. В маленьком возрасте часто отстают, наша учительница, помню, тоже советовала нескольким мальчикам из класса посидеть годик дома, дескать, маленькие ещё во второй класс идти, она по развитию видит... в итоге никуда они не ушли, перешли во второй и дальше, как все, выросли крепкие умные парни.
не ьойтесь занемайтесь с ребёнком по чаще вот и всё я сам то в пять только начал говорить и ходить а вон щас лучше своих родителей всё знаю
Я бы на домашнее обучение перешла, если есть время и деньги и отдала его в какую-нибудь секцию- спорт, рисование.... Обучение это еще не все, главное, чтобы он нормальным человеком вырос
ПМРК выдает рекомендации для дальнейшей работы с ребенком. Что там написано для вас и специалистов? Раз сняли ЗПР, то значит должен справляться с программой. Не справляется -- снова на комиссию и выполнять всё что пропишут. Вы беспокоитесь за то что дразнить ребенка будут. Да у нас и благополучных детей дразнят. Надо думать о том, где ребёнку больше пользы будет!
переведите на домашнее обучение
Екатерина Мурашова .Ваш непонятный ребенок. Там все написано. У каких врачей обследоваться, у каких лечится в зависимости от результатов обследования. Когда необходимо медикаментозное лечение, а когда можно обойтись без него. Очень понятно написано..
С нынешней системой образования и взрослый (с двумя высшими) задачу 1 кл. не мог решить.... не говоря об обычных родителях. Спросили училку, она тоже не смогла решить. Вот и думайте.... Сейчас система образования ОТУПЛЯЕТ....
touch.otvet.mail.ru
Мой ребенок отстает в развитии.
20 марта 2017
Вот и я созрела поделится своей историей, своим ребеночком. Долгожданная беременность, проблемы с первых дней. Гематома матки, кровотечение на раннем сроке, сохранила ребенка. В 17 недель гайморит, пила АБ (по рецепту врача). На последних месяцах многоводие. Всю беременность слезы, переживания, да еще на работе проблемы случились. Родила в 37 недель, сама, достаточно легко и не долго. Схватки 5 часов, роды 5 минут. Мальчик 2 900, 9/9 по апгар. Была желтуха, но быстро прошла. Малыш рос и развивался по норме, где то даже опережал своих ровесников. В 7 месяцев самостоятельно сел, пополз. В 10 месяцев побежал. В 8 месяцев показывал части тела, махал «пока», делал «ладушки», «сороку-белобоку» и др.
В год уверенно лепетал, катал машинки, приговаривая «би-би» В 1год и 7 мес я повезла ребеночка к одному из лучших врачей — невропатологу. Заключения: Синдром гиперактивности, задержка развития речи. Ребенок — ураган, ребенок — катастрофа. Бежит не глядя, просто бежит, и мы за ним. Его не интересовали игрушки, мультики, не было контакта глаза в глаза. В 2 года пошли к лучшему психиатру города, подозревали аутизм. Аутизма нет, но моторная аллалия переросла в сенсомоторную. Гиперактивность так же. За год мы проставили уколы: http://www.baby.ru/pharmacy/cortexin/, церебро композитрум, http://www.baby.ru/pharmacy/cerebrolysin/. Пропили: http://www.baby.ru/pharmacy/noopept/, магний В6, http://www.baby.ru/pharmacy/cogitum/, http://www.baby.ru/pharmacy/encephabol/, http://www.baby.ru/pharmacy/pantocalcin/, http://www.baby.ru/pharmacy/sonapax/, http://www.baby.ru/pharmacy/atarax/. Толку ноль. Плюс к этому пошли в детский сад, где ребенка били воспитатели(видела сама), заставляли сидеть подолгу на стуле. Ходим год к дефектологу.
Сейчас нам 2 и 9. Мы любим танцевать, бегать, листать книжки. Речи нет. К задерке речи добавилось вторичное психическое. Вот так у нас теперь ЗПР, ЗРР, сенсомоторная аллалия, гиперактивность.
Мне не понятно одно, почему так случилось? Ведь сначала развивался хорошо, никакого отставания в развитии не было....
Руки опускаются, что делать не знаю.
www.baby.ru
Как понять, что ребенок отстает в развитии?
Не все детки одинаково хорошо осваивают те или иные умения, но у некоторых это происходит из-за их лени, а у других является диагнозом. В последнее время проблема развития детей особенно обострилась, причем трудно назвать реальные причины. В статье будет рассказано о том, что делать, если ребенок отстает в развитии, каковы признаки и причины этого отставания. Ведь ничего не приходит просто так.
Причины отставания
Причин, по которым дети начинают отставать в развитии, не так много, но каждая из них имеет подводные камни, на которые следует обращать внимание. Итак, поговорим о каждой из них в отдельности:
Неправильный педагогический подход. Эту причину, пожалуй, стоит назвать первой и одной из самых главных. Ее смысл заключается в том, что мать и отец не находят времени для того, чтобы обучить своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок. Такая педагогическая запущенность имеет множество последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это преследует его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаются что-то навязать своему ребенку, заставить его общаться с детьми, когда он больше любит находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если дочь не похожа на свою мать, то это не значит, что нужно насильно переделывать ее, это значит, что нужно принять ребенка таким, какой он есть.
Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается и лишь зря волнует будущую мамочку.
Социальные факторы. Здесь большую роль играет окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.
Признаки отставания детей до года
Наблюдать за особенностями развития своего ребенка следует с первых дней его жизни. Поскольку именно до года ребенок должен овладеть самыми важными навыками, которые пригодятся ему на протяжении жизни. И в этом возрасте родители видят, что уже умеет их малыш, какие изменения происходят в его поведении. Итак, как понять, что ребенок в год отстает в развитии:
Начать, пожалуй, стоит с двухмесячного возраста. В это время малыш уже освоился в окружающем мире, понял, кто находится вокруг него. Здоровый ребенок в два месяца уже концентрирует свое внимание на определенном предмете, который его интересует. Это может быть мама, папа, бутылочка с молоком или яркая погремушка. Если родители такого навыка не замечают, то стоит чаще присматриваться к поведению малыша.
Настораживать должно полное отсутствие у ребенка реакции на какие-либо звуки, или же если эта реакция есть, но проявляется в слишком резкой форме.
Во время игр и прогулок с ребенком нужно следить за тем, фокусирует ли он взгляд на каких-то предметах. Если родители этого не замечают, то причина может крыться не только в отставании в развитии, но и плохом зрении.
В три месяца детки уже начинают улыбаться, а также можно услышать от малышей их первое «гуление».
Около года ребенок уже может повторять некоторые звуки, запоминает их и произносит даже в те моменты, когда не слышит. Отсутствие и такого навыка должно сильно настораживать маму и папу.
Конечно, никто не говорит о том, что если хоть один из этих признаков был замечен у ребенка, то это явное отставание. Все дети разные и могут осваивать навыки в разной последовательности. Однако контролировать этот процесс нужно, чтобы вовремя обнаружить нарушения и начать работу над ними.
Ребенок в два года
Если родители не заметили никаких нарушений у годовалого малыша, то это еще не повод прекращать наблюдения за его развитием. А особенно это касается тем мам и пап, чьи малыши осваивают новые умения медленнее, чем остальные детки. В два года ребенок уже умеет довольно много, и контролировать процесс развития становится проще. Итак, чтобы точно знать, в норме ли развитие ребенка, стоит знать, что в два года малыш умеет:
Свободно может спускаться и подниматься по ступенькам, танцевать в такт музыке.
Умеет не только кидать, но и ловить легкий мячик, без всяких затруднений листает книги.
Родители уже слышат от ребенка его первые «почему» и «как», а также простые предложения из одного или двух слов.
Он может копировать поведение взрослых и уже освоил игру в прятки.
Ребенок уже знает, как его зовут, и может сообщить свое имя взрослому, также называет предметы, которые его окружают, вступает в диалог с ровесниками на детской площадке.
Становится более самостоятельным и может сам надеть носки или штанишки.
Сидя за столом, сам пьет из чашки, может держать ложку и даже самостоятельно кушать.
Если большинство из перечисленных пунктов малыш еще не освоил, а ему уже исполнилось два года, то стоит позаниматься с ним, возможно, понадобится помощь специалиста.
Ребенок в три года
Как понять, что ребенок в 3 года отстает в развитии? Достаточно как можно больше времени проводить со своим малышом и следить за тем, что он делает, и слушать, как он разговаривает. А чтобы мамам было легче отличить отставание от нормального развития, далее будет описано все то, что трехлетний малыш уже успел освоить за такой короткий период своей жизни.
В три года ребенка уже можно смело называть личностью. Ведь у него уже сформировался характер, он имеет свои вкусы и предпочтения, даже чувство юмора у этих деток уже развито. С таким малышом можно поговорить, задать ему вопросы о том, как прошел день и что ему особенно запомнилось. Ребенок с нормальным развитием свободно ответит на них, построив предложения, состоящие из пяти-семи слов.
С таким ребенком уже можно отправляться на пешие прогулки. Он с удовольствием будет рассматривать новые места и предметы, задавать много вопросов. Мамам в этот период бывает особенно трудно ответить на все «зачем» и «почему», но следует запастись терпением, поскольку малыш не должен думать, что его вопросы вас раздражают.
В этом возрасте все детки, независимо от пола, очень любят раскрашивать и рисовать. Достаточно всего один раз показать крохе, как нужно пользоваться мелками и фломастерами, и он часами будет рисовать новые шедевры. Можно даже дать ребенку краски, но заранее предупредить, что кушать их нельзя, какими бы яркими и красивыми они ни были.
Если мама замечает, что чего-то ее трехлетний малыш еще не умеет, то стоит уделить ему немного больше времени, обучить новым знаниям. Ведь в большинстве случаев именно из-за недостатка родительского внимания у детей отсутствуют те или иные навыки.
Ребенок в 4 года – чего стоит бояться
Каждый ребенок развивается с такой скоростью, какая необходима его организму, поэтому не стоит пытаться сделать из малыша вундеркинда, если соседский мальчик говорит на три слова больше. Однако прогресс по мере взросления наступать должен, и если вы видите, что есть некоторые нарушения в развитии чада, то лучше сразу обратиться к врачу, а не дожидаться, пока «само пройдет».
По каким же признакам можно определить, что в 4 года ребенок отстает в развитии?
Плохо реагирует на общество других детей: часто проявляет агрессию или, наоборот, боится общаться с другими.
Категорически отказывается оставаться без родителей.
Не может сосредоточиться на одном занятии дольше пяти минут, его отвлекает буквально все.
Отказывается проводить с детьми время, не вступает в контакт.
Мало чем интересуется, любимые занятия ограничены.
Отказывается контактировать не только с детьми, но и со взрослыми, даже с теми, которых хорошо знает.
До сих пор не может выучить, как его зовут и какая у него фамилия.
Не понимает, что является вымышленным фактом, а что может происходить на самом деле.
Если понаблюдать за его настроением, то чаще пребывает в состоянии грусти и печали, улыбается редко, да и вообще не проявляет практически никаких эмоций.
Испытывает затруднения при строительстве башни из кубиков или если его просят сложить пирамидку.
Если занимается рисованием, то не может провести линию карандашом без помощи взрослого.
Ребенок не умеет держать ложку, а значит и самостоятельно кушать, засыпает с трудом, не в состоянии самостоятельно почистить зубы или умыться. Маме приходится каждый раз одевать и раздевать ребенка.
У некоторых деток задержка в развитии проявляется еще и таким образом, что они отказываются выполнять какие-то действия, которые были для них простым в три года. О таких изменениях нужно обязательно сообщать врачу, чтобы он смог вовремя оказать помощь ребенку, и кроха начал развиваться нормально, на одном уровне со своими сверстниками.
Дети в пять лет
К пяти годам дети становятся уже совсем взрослыми и обладают многими навыками. У них появляются некоторые познания в математике, начинают понемногу читать и даже пишут свои первые буквы. Но как понять, что в 5 лет ребенок отстает в развитии. Здесь уже все довольно просто. Тем более, скорее всего, отставание было заметно и в более раннем возрасте, но родители могли просто не придать этому значения или решили дождаться, что все-таки «само пройдет». Итак, в пять лет уже можно обратить внимание на обучаемость ребенка, поскольку в этом возрасте он уже свободно начинает считать до десяти, причем не только вперед, но и в обратном порядке. К небольшим числам уже свободно прибавляет единицу. Многие дети уже знают названия всех месяцев и дней недели.
К пяти годам у деток уже хорошо развита память, и они легко запоминают различные четверостишия, знают различные считалочки и даже скороговорки. Если мама читает ребенку книгу, то он может свободно пересказать ее, запоминает все самые важные события. Рассказывает также о том, как прошел день и чем он занимался в садике.
Многие мамы в этом возрасте уже начинают активно готовить детей к школе, поэтому большинство малышей уже знает алфавит и даже читает по слогам. Также дети уже хорошо рисуют, во время раскрашивания картинок могут долго подбирать нужный цвет, за контуры практически не выходят. В этом возрасте уже можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в какой-то кружок, поскольку его интерес к тому или иному виду творчества уже хорошо просматривается.
А вот дети, которые совсем не имеют тяги к обучению и не обзавелись интересами, нуждаются в дополнительном внимании. Не исключена инфантильность, которая требует лечения только под наблюдением психиатра.
Скоро в школу
В возрасте шести лет некоторые дети уже идут в школу, но готовы ли они к этому? Многим родителям кажется, что лучше отдавать ребенка в школу пораньше, чтобы быстрее взрослел и т. п. Но мало кто задумывается о том, что некоторые детки в 6 лет отстают в развитии и нуждаются в помощи специалистов. Это не вымышленный факт, а данные психолого-педагогических исследований, которые показывают, что 20% детей, которые приходят в первый класс, имеют диагноз "задержка психического развития". Это значит, что ребенок отстает в психическом развитии от своих сверстников и не может на одном уровне с ними усваивать материал.
ЗПР не является приговором, и если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, то их малыш может спокойно учиться в общеобразовательной школе. Конечно, отличных результатов от него требовать не стоит, но если он будет получать помощь от специалиста, то усваивать учебную программу будет на достаточном уровне.
Виды ЗПР
Существует четыре основных вида происхождения ЗПР, которые имеют свои причины и, соответственно, проявляются по-разному.
Конституциональное происхождение. Этот вид передается исключительно по наследству. Здесь наблюдается незрелость не только психики, но и тела.
Соматогенное происхождение. Ребенок мог перенести заболевание, которое оказало такое воздействие на его головной мозг. У этих деток нормально развит интеллект, но что касается эмоционально-волевой сферы, то здесь возникают серьезные проблемы.
Психогенное происхождение. Чаще всего возникает у тех деток, которые растут в неблагополучных семьях, и родители ими совсем не занимаются. Здесь заметны серьезные проблемы с развитием интеллекта, дети совершенно не способны делать что-то самостоятельно.
Церебрально-органическое происхождение. Их четырех видов ЗПР этот является наиболее тяжелой формой. Наступает в результате тяжелых родов или беременности. Здесь одновременно наблюдается задержка в развитии в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Такие детки находятся преимущественно на домашнем обучении.
Далее стоит рассмотреть вопрос, который возникает, если ребенок отстал в развитии. Что делать с этой проблемой и можно ли полностью ее побороть?
Рекомендации для родителей
Родители – это те люди, которые должны оказывать помощь ребенку с ЗПР в первую очередь. Поскольку диагноз этот нельзя отнести к медицинским, лечить его в больнице не имеет смысла. Вот несколько рекомендаций для родителей относительно того, что делать, если ребенок отстал в развитии:
Следует подробно изучить данное заболевание. Есть множество полезных и интересных статей на эту тему, которые хоть немного приоткроют завесу тайны над таким страшным диагнозом.
Не стоит откладывать посещение к специалисту. После консультации с неврологом и психоневрологом, ребенку понадобится помощь таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог.
Для занятий с ребенком стоит подобрать несколько интересных дидактических игр, которые помогут ему развивать свои умственные способности. Но игры следует подбирать исходя из способностей ребенка, чтобы ему не было трудно. Поскольку любые затруднения отбивают желание чем-либо заниматься вообще.
Если ребенок ходит в обыкновенную школу, то выполнять домашнее задание он должен ежедневно в одно и то же время. Первое время мама всегда должна быть рядом и оказывать помощь малышу, но постепенно он должен привыкать делать все сам.
Можно посидеть на форумах, где родители с такими же проблемами будут делиться опытом. «Сообща» справляться с подобными диагнозами намного проще.
Заключение
Как видим, задача родителей заключается не только в том, чтобы контролировать развитие ребенка, но и активно принимать участие в этом процессе. Поскольку именно родительская халатность часто приводит к тому, что вполне способные детки, которые могли бы учиться на "отлично", получают такой диагноз как задержка психического развития. Тем более что ребенку до шести лет нужно не так много времени на занятия, поскольку в этом возрасте он быстро устает от выполнения различных заданий. Информация, представленная в обзоре, поможет ответить на вопрос о том, как понять, что ребенок отстает в развитии. Если родители подробно изучат данный материал, то найдут для себя много полезного.
fb.ru
Ребенок отстает в развитии. Что делать? - Развитие детей | Развитие детей
Каждый ребенок индивидуален, кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, но это не значит, что дети очень сильно отличаются друг от друга. Чаще всего причиной родительского беспокойства является тот факт, что ребенок знакомой по детской площадке начал раньше ходить или говорить, многие начинают переживать, что ребенок отстает в развитии.
Причины и последствия отставания ребенка в развитии
Распространенной причиной является неправильный подход воспитания. Прислушиваясь к советам бабушек и прабабушек по типу «не приучайте ребенка к рукам», «пусть учится играться сам», вы тем самым лишаете себя и малыша общения, необходимого для гармоничного роста и развития. Маленькому человечку очень важно ваше внимание, игры и занятия, помогающие познать окружающий мир.
С медицинской точки зрения существует две причины отставания ребенка в развитии:
задержка психического развития. При этом мозг малыша функционирует нормально, способен запоминать и хранить полученную информацию, однако поведение малыша (а именно повышенная утомляемость) не дает ему возможности воспользоваться этими знаниями;
перенесенные внутриутробные заболевания, злоупотребление матерью алкогольными напитками, курение, наследственная предрасположенность и инфекционные заболевания в первый год жизни ребенка.
Немаловажную роль в развитии ребенка играют и социальные факторы, особенно негативное отношение к малышу родителей и близких родственников. Помните, развитие интеллекта у детей, а также их творческого потенциала полностью зависит от вашей любви, заботы и внимания.
Последствия отставания в развитии носят как социальный, так и медицинский характер. Такие детки сложнее адаптируются в новом коллективе, им тяжелее дается учеба в школе, они более подвержены неврологическим расстройствам.
Отставание ребенка в развитии. Признаки
Первые симптомы, которые заставляют родителей насторожиться, проявляются уже в 2-3 месячном возрасте малыша, однако безошибочно определить факт возможно только в возрасте 3-4 лет. На что же необходимо обратить внимание молодым родителям?
В первую очередь, на наличие рефлексов: реакция на звук, умение улыбаться (в возрасте 2-3 месяцев), умение держать головку и переворачиваться с живота на спину, умение агукать и гулить (3-4 месяца), умение брать и держать игрушку, слушать и внимательно смотреть. Что же касается деток старше 2 лет, то тревожным сигналом может стать неспособность запоминать и произносить буквы.
Родители спешат на помощь!
Даже самый гениальный ребенок не был бы гениальным без помощи своих родителей! Особую роль в развитии малыша играют игрушки, книжки, подвижные игры и общение со сверстниками. Для ребенка в возрасте 1-3 лет выбирайте многофункциональные игрушки, которые можно катать, комбинировать с другими игрушками, стучать по ним и пр. Это могут быть кубики, мячики, сортеры, конструкторы с крупными деталями и различные модули. Родителям же необходимо хотя бы 10-15 минут уделить совместной игре с ребенком, во время которой вы будете рассказывать ребенку, как называется данный предмет, что с ним можно сделать и пр. Дальше малыш будет уже самостоятельно придумывать новые способы действия с игрушкой, что также благоприятно влияет на развитие воображения у детей.
Развитию малыша способствует и выполнение простых бытовых дел. Например, 2-х летняя кроха уже может помочь маме загрузить белье в машинку или помахать веником на кухне. Понятно, что ждать идеального выполнения поручения бессмысленно, но такая работа крайне необходима для гармоничного развития.
Помните, что лучшее лекарство для детей – родительская любовь!
Автор: Марина Чигрина, специально для сайта Звездочет.