Идеюшки. Чем заняться в свободное время. Совместные игры с ребенком 4 лет
Совместные игры с ребенком
Совместные игры являются важным элементом общения детей с родителями. Играя с ребенком, родители лучше узнают его характер, манеру поведения и помогают ребенку осваиваться в окружающем его пространстве. Все родители желают только, чтобы их малыш вырос здоровым, веселым, был любознательным и стремился к познаванию новых для себя открытий. Чем чаще родители проводят время в совместных играх со своим ребенком, тем более развитым и психически уравновешенным будет ребенок.
Совместные игры с ребенком Совет
Если ребенок добросовестно выполняет все правила игры, то это станет залогом, что в других ситуациях он будет считаться с мнением и условиями родителей.
Какие игры выбирать для детей
Игры должны соответствовать возрасту малыша. Если в 2 года ребенок с удовольствием играет с мягкими игрушками, строит пирамидки из кубиков, то по мере взросления, чтобы занять ребенка надо придумывать и играть с ним в игры, которые будут интересны для него.
Какие игры выбирать для детей
Игры для 2-х летних детей
В этом возрасте дети любят играть в прятки. Особенно им нравится, когда родители не могут долго его отыскать. Можно спрятать игрушку, которую ребенок должен найти, чтобы поддержать ребенка в поисках, родители могут подбадривать словами «Горячо», если малыш близко подошел к игрушке или «Холодно», если ребенок удаляется от места, где спрятана игрушка.
Игры для 2-х летних
Игра «Волк»
Из веревки делается круг, который становится домиком для волка. Остальные участники игры ходят вокруг домика, но как только волк выбегает из своего домика, все игроки разбегаются врассыпную. Тот, кто не успел убежать от волка, становится волком и садится в круг. Игра продолжается.
Игры с ребенком
Кубики
Очень привлекает детей младшего возраста строительство из кубиков различных сооружений, башни, колонны. Выстроив башню, все участники игры отходят нам некоторое расстояние и пытаются разрушить башню, кидая в нее мячом.
Кубики
Игра «Улица»
На большом листе картона надо нарисовать улицу с домами и перекрестками. По улице ребенок начинает двигать игрушечную машинку. В игре могут быть включены несколько машинок. Ребенку надо объяснить, что машинки должны двигаться так, чтобы не сталкиваться друг с другом.
Настольные игры с ребенком
Игра «Кораблики»
Самые интересные кораблики получаются, если их сделать своими руками. Например, из половинок скорлупок грецкого ореха можно сделать прекрасный кораблик. На зубочистку «надевают» парус, а «мачту прикрепляют к кораблику пластилином. ТакимОбразом можно сделать целую флотилию, которую затем запускают в тазик с водой и дуя, направляют кораблики в разные стороны.
Делаем и играем в кораблики
Игры для детей 3-лет
Коллаж
Из старых журналов и газет вырезают наиболее понравившиеся картинки и наклеивают их на лист бумаги, в результате может получиться необыкновенно красивый подбор картинок, то есть коллаж.
Делаем поделки и аппликации
Создание картины
На развернутый лист бумаги надо капнуть краской или даже несколькими разноцветными красками, сложить бумагу так, чтобы пятна с краской оказались внутри листа. Развернув лист бумаги, можно получить многокрасочный рисунок.
Рисуем вместе с ребенком
«Угадайка»
Все участники игры садятся, спрятав ладони за спину. Каждый игрок по очереди называет любое животное. Если оно относится к летающим животным, то игроки разводят руки и машут ими как крыльями. У игры много вариантов: можно загадывать «плавает – не плавает», «съедобное – несъедобное»
Игра
Вышивка по картонке
На картонку шилом наносится узор из дырочек, через которые ребенок должен будет протягивать разноцветный шнурок с твердым наконечником. В результате такого вышивания может получиться интересная картинка.
Вышивка по картону
Игры детей от 4 лет
Развиваем память
Для развития памяти у ребенка, играем в простую игру, когда на стол укладывают несколько предметов или игрушек. Ребенок должен внимательно осмотреть все предметы, а затем выйти из комнаты. В это время взрослые убирают со стола один из предметов, и вернувшийся в комнату ребенок, должен отгадать, какой именно предмет отсутствует на столе.
Развиваем память
Что будет интересно девочкам?
Для девочек будет интересной игра в парикмахерскую, когда из собранных шпилек, резинок, бантов и расчесок, девочки будут делать друг другу прически.
Игра в парикмахерскую с детьми
Общий рисунок
В центре листа бумаги надо начертить квадрат, круг или треугольник. Все игроки дополняют рисунок своим рисунком. В конце игры интересно будет увидеть плод коллективного творчества.
Общий рисунок
Игры от 5 лет
Мозаика
Из красивой картинки, вырванной из журнала, нарезаются разные части из этой картинки. Все нарезанные кусочки надо перемешать и попробовать восстановить первоначальную картинку.
Мозаика
Мяч
Очень разнообразны игры с мячом - особенно охотно в него играют дети, которым трудно усидеть на одном месте. Игры с мячом лучше проводить на свежем воздухе. Мяч можно перекатывать от игрока к игроку или перебрасывать, но только, чтобы мяч не падал на землю.
Игры с мячом Вывод:
Совместные игры родителей и детей сближают их, что сказывается положительно на воспитании ребенка. Да и в современном мире столько интересных игр, которые понравятся не только детям, но и их родителям.
Совместные игры с детьми
www.supermamma.ru
Во что поиграть с ребенком, чем заняться с детьми вечером
Наконец, наступил вечер. Время совместного отдыха и общения, в общем — идиллия.
Но что происходит по настоящему. Вечером в семье каждый занимается своим делом. А если по честному, то все сидят уткнувшись в телевизор, смартфон или компьютер.И вы внутри чувствуете, что так быть не должно, это разобщает семью.
Надо качественно проводить время со своими детьми, ведь они так быстро вырастают, но чем конкретно заняться, чтобы было интересно ВСЕМ?
Содержание статьи:
Почему для детей важна игра (а не мультики)
Через игру ребенок готовится ко взрослому миру, не в плане точной передачи умений (научить стирать и гладить), а в более глубоком смысле — он познает свою психику, раскрывает внутренние силы, учится справляться с поставленными задачами (а захват дракона в замке — это ого-го какая задача!)
Совместные игры с ребенком подарят вам бесценные минуты общения, смеха, через игру вы быстрее узнаете о чем думает ваш малыш и чего боится. Если какой-то сюжет повторяется в каждой игре, то скорее всего это проработка своих страхов (дети делают это неосознанно)Конечно игра — это главное развитие, именно так и должно проходить всё обучение у дошкольников.
Для развития ребенок должен двигаться, а не сидеть, глядя в меняющуюся картинку планшета. Речь не обязательно идет о подвижных играх — мы говорим и про развитие мелкой моторики, что напрямую связано с мозгом
Варианты совместного времяпровождения с ребенком
Чтобы у вас сегодня снова не получилось «Ай не знаю, чем заняться вечером с ребенком, всё скучно, я устал, пойду лучше телек посмотрю», приводим обширный список занятий.Итак, наш список: чем заняться вечером семьей с детьми.
1. Творческие занятия с детьми:
1.1 Записать рассказ
Дети очень любят фантазировать, задайте им тему рассказа (новые приключения Полиробокара или Путешествие Винни Пуха в современный город) и попросите пофантазировать, а вы записывайте под их диктовку. Рассказ следует ограничить, например размерами листа. Ребенок должен быть об этом заранее предупрежден. Интересно смотреть, как они ухитряются логически завершить рассказ, когда показываешь что до конца страницы осталось пару предложений.Если рассказ не придумывается, то фантазируйте по очереди. Предложение вы — предложение — ваш ребенок, по такому принципу можно играть и всей семьей. Мама-папа-ребенок-еще ребенок. Для смеха можно разделить роли: один пишет детектив, другой добрую сказку, третий фантастику, а четвертый ужастик. Каждый будет пытаться в своём предложении сместить фокус рассказа в своё русло и в итоге получится очень смешно. Вообще эта игра — отличное развлечение для вечеринки)))
1.2 Рисовать красками, фломастерами или карандашами
При выборе материалов для творчества ни в коем случае нельзя экономить. Купив копеешные карандаши с твёрдым грифелем, которые скребут по бумаге, а не рисуют — не удивляйтесь, почему ваш ребенок так не любит рисовать. Привить любовь к творчеству гораздо легче, через качественную канцелярию. Попробуйте купленные карандаши и фломастеры сами — вы должны получать удовольствие, след должен быть мягким, и не требовать большого нажима. Вот тогда вы и ваш ребенок узнает, сколько удовольствия можно получить через рисование.
1.3 Разукрашивать готовые изображения (можно напечатать картинки из интернета)
Если у вас есть принтер, просто наберите «раскраска для мальчиков/девочек» или конкретно «раскраска строительная техника», «раскраска зайчики». Переключитесь на вкладку «Картинки» и пригласите ребенка выбрать, что ему нравится.
А вы можете сесть и поразукрашивать такие модные сейчас «мандалы для взрослых», которые помогаю снять стресс и успокаивают ум.
1.4 Снять на камеру мультфильм из пластилина
Постройте декорации — пусть это будет игрушечный город, населите его жителями. Теперь нужно закрепить камеру на штатив (если его нет, то поставьте фотоаппарат на тот же самый стол на груду книжек, сделайте небольшой наклон). Чтобы картинка ожила, нужно двигать героев по чуть-чуть и снимать каждое изменение на фотоаппарат. Очень удобно использовать пластилин, но можно двигать и лего фигурки, машинки, мягкие игрушки.
1.5 Поиграть в конструктор
Конструктор — это очень универсальная игрушка, ведь ты можешь сделать из него множество разнобразных вещей. Один мой друг рассказывал, что в детстве ему родители принципиально не покупали никаких игрушек, кроме конструкторов. «Хочешь автомат — сделай из конструктора, хочешь танк — сделай из конструктора, хочешь мяч — мяч мы пожалуй купим)))» В итоге этот парень обладает незаурядными математическими способностями и у него явно на голову выше сверстников умение решать нетривиальные задачи.
Помимо Lego и его аналогов, есть и другие интересные конструкторы: Zoob, Полесье, Банчемс, магнитный конструктор и прочие
1.6 Склеить модель или аппликацию, поиграть с наклейками
С детьми постарше из специальных наборов можно склеить модель самолета или танка. Для малышей подойдут аппликации, им нравится возиться с клеем и вдруг обнаружить, что из разрозненных небольших кусочков, вдруг появилась узнаваемая картинка. Чтобы аппликация была еще интереснее, распечатайте зверей из смешариков. Найдено здесь. Там же распечатайте их домики и клейте прямо на этот фон. Не так уж и страшно, если принтер у вас черно-белый, всё равно изображения очень любимы и узнаваемы.
А еще дети обожают клеить наклейки (можно завести для этого тетрадку и клеить по категориям). Если вам уже надоело их бесконечно покупать, то приобретите многоразовые, например, из серии книг «Чудесные наклейки».
1.7 Лепить из пластилина
Темы для конструирования, лепки и рисования: дружно делаем домики, или самолеты, или замок или вместе строим город. Один мастерит дорогу, другой машину, а третий дом.
Можно пофантазировать на тему «Мир будущего» и вылепить летающие кресла или кабину для телепортации.А можно создавать реальные модель, глядеть на предмет и пытаться его повторить. Вылепить или собрать из конструктора игрушечную машинку, елку, стул.
1.8 Складывать фигуры из бумаги (оригами)
Например, корабли (чтобы запускать их в ванне), лягушки (устраивать состязания, чья дальше прыгнет), коробочки (на подарки бабушкам), самолетики (запускать их с дивана в самой просторной комнате)
Дополнение:
Чем бы вы ни занимались, будет здорово, хотя бы иногда, включить фоном классическую музыку, она развивает мозг и взрослому человеку и ребенку, гармонизирует и приучает к прекрасному.
К содержанию
2. Интеллектуальные развлечения с детьми
2.1 Разговаривать на иностранном с детьми
Не секрет, что изучение другого языка очень развивает мозг, я уже не говорю о практической пользе знания иностранного для любого человека.
Как непринужденно ввести иностранную речь в общение с ребенком. Можно с улыбкой попросить за ужином: Give me bread и показать рукой на хлеб, через несколько дней он запомнит и большая вероятность, что сам станет так делать.
Поиграйте в Спрячь предмет: Холодно-горячо, но вы подсказывайте по английски — hot-cold (under table).
Игра с мячом Съедобное-несъедобное. Кидайте ребенку мяч и называйте слова, если вы говорите съедобное, ребенок должен хватать мяч, если нет — отбивать. Называйте простые английские слова: cat, dog, plane, tank, bread.
2.2 Отгадывать загадки
Загадки можно придумывать и самим, они не обязательно должны быть складными. Загадывайте то, что видите, вскоре ребенок перехватит инициативу и гадать будете вы:)Например, «Белый большой шкаф, мама в него прячет молоко» (Холодильник).
2.3 Почитать книжку, разглядывать вместе энциклопедию
Не пренебрегайте чтением, заведите традицию уютного чтения перед сном. Это очень сближает. Мир книг нужен ребенку для тренировки фантазии, ведь то что вы читаете непременно образует образы в его голове и они двигаются и оживают. В отличии от мультфильмов, где все образы заранее прорисованные, а ребенок лишь пассивный наблюдатель.
2.4 Читать стихи и сказки Пушкина
Выделила это в отдельный пункт, поскольку Пушкин — уникальная личность для русского человека и к его стихам стоит приучать ребят с самого детства. Это не только звучные рифмы и прекрасные слова, это еще и не до конца разгаданный второй смысловой ряд, о жизни, нашем будущем и прошлом.
2.5 Расшифровывать шифры (азбука Морзе)
Пишите друг другу шифровки с помощью Азбуки Морзе, потом меняйтесь и расшифровывайте их.
Или закодируйте послание с ответом на вопрос: «Где спрятана конфета» 🙂
К содержанию
3. Бумажные и настольные игры
смешная игра на бумажке Чепуха
крестики-нолики
Выкладываешь гору спичек и нужно вытащить любую одну, не пошатнув остальных, чем ближе к концу, тем сложнее становится задача. Отлично тренирует мелкую моторику и аккуратность в движениях.
К содержанию
4. Занятия для всей семьи
4.1 Кулинария
Испечь торт, лепить пельмени, делать мороженое или колдовать вместе над пиццей!Конечно же нам проще пойти и приготовить пирог для домочадцев побыстренькому и не превращая при этом кухню в зимние декорации из муки и теста. НО! Надо выключить в себе перфекциониста и включить добрую маму. Совместное приготовление пищи всегда сближает людей, а для детей — это веселая лаборатория.
Мы то привыкли, а для них это просто чудо, как из муки, яйца и жидкости вдруг может получится аппетитный пирог. А все эти смешивания, насыпания и прочее — это же прекрасное упражнение для мелкой моторики.
Так что расслабьтесь, по поводу просыпанной муки на полу и смело приглашайте ребенка развлекаться на кухню.
4.2 Сложить большую мозаику всей семьей
Если мозайка действительно большая, такая что за день ее не сложишь, используйте маленькую хитрость: отогните ковер и складывайте на полу, а потом, когда нужно сделать перерыв, просто закрываете паззл ковром сверху и спокойно ходите по ней, до следующего приступа мозайкостроения. Еще вариант для тех, у кого большой кухонный стол — складывать на нем, а для сохранности, когда стол нужен для других бытовых целей, прятать паззл под скатертью.
4.3 Проводить опыты
Изучать свойства материалов гораздо интереснее не по книжкам, а по игровым несложным опытам.
Особенно детьми любимы опыты со льдом, а нам так несложно приготовить его в морозильнике.
4.5 Разучивать простые фокусы
Детям нравится смотреть и делать фокусы, попробуйте сделать что-нибудь вместе. А если какой-то фокус покажется особенно удачным и эффектным, ребенок сможет продемонстрировать его гостям на ближайшем празднике.
К содержанию
5. Веселые игры с детьми дома
5.1 Веселые гонки
Если у вас есть несколько радиоуправляемых машинок, то можно соорудить веселую игру. Построить трек и трибуны и гонять на радиоуправляемых машинках
5.2 Играть в Объясни словами или Покажи слово
Скажи иначе (Alias) — игра, в которой нужно объяснить другими словами, то слово, которое выступает в качестве задания. Эту игру необязательно покупать. Есть отличное бесплатное приложение на телефоне (так и называется Alias).
Крокодил, описание и варианты слов читайте тут.
Эти игры отлично развивают актерское мастерство (крокодил), речь, соображалку (скажи иначе). В них играть очень полезно, а главное весело.
5.3 Мини-квест
прятать кубики, искать и составлять слово. Детям нравится выполнять квесты, а родителям нравится, что дети развивают смекалку и при этом не сидят на месте. Возьмите кубики или магнитную азбуку или просто напишите слово на бумаге и разрежьте на буквы. Теперь пусть ребенок выйдет (например в ванную), а вы спрячьте буквы в разннобразных местах.
5.4 Лабиринты (рисовать, лепить, строить из кубиков)
Дети обожают лабиринты, есть в них что-то маняще-загадочное. Построить его можно из разных материалов, как подскажет фантазия и содержание ваших полок. Кубики отлично подойдут, также книжки, конструктор, карандаши с фломастерами, домино. Если совсем ничего нет — берите лист побольше и рисуйте лабиринт карандашом.
Как потом играть? Само по себе строительство лабиринта занятие увлекательное и развивающее пространственное мышление. Предложите ребенку пройти по запутанным ходам пальчиком или маленькой игрушкой. Поселите в тупиковую ветвь злого минотавра и пытайтесь группой хороших ребят выбраться или пойти сразиться с ним. А может быть вы исследователь и по мере продвижения персонажа ребенок будет пытаться рисовать план лабиринта. Начните играть, а дальше ребенок вам сам подскажет.
5.5 Ролевые игры:
—поиграть в путешествие или в разведку. Для этого нужно будет построить самолет или лодку, изучить карту, флаг страны куда летим, что там есть, какие звери, какие ресурсы, что там любят кушать люди. Возможно вам понадобится предварительная подготовка (интернет, энциклопедия) или можно посмотреть об этом вместе с ребёнком.
—поиграть в школу, решать примерыЧередуйте сложность задачек, пишите 2 легких примера и один сложный, если вас сделали учеником, то иногда «ошибайтесь», пусть ребенок-учитель проверяет за вами.—научить играть со зверюшками, как это делали мы в своем детстве. Сварить медведям кашу и уложить их спать. Дошкольники очень любят, когда игрушки оживают. Думаете это бесполезные игры? Именно моделируя обычные житейские ситуации вы сможете понять (если будете обращать внимания), какие психологические проблемы есть у детей и через любимого медведя подкорректировать их.
К содержанию
6. Оригинальное:
6.1 Написать письмо бабушке
В наш электронный век, нужно постараться сохранить у детей связь с вещественным миром, да и вообще живые бумажные письма это достаточно романтично. Превратите обмен писем с бабушкой в прекрасную традицию. Ничего страшного, если бабушки живут в этом же городе, почта принесет им письмо и в соседний дом. Украшайте письмо цветными наклейками или вкладывайте фотографию. Всегда так радостно доставать из ящика свежий запечатанный конверт и нетерпеливо его вскрывать. А уж как бабушки будут рады, вам и не передать)))
6.2 Составить генеалогическое дерево
Генеалогическое дерево — подробная статья на нашем сайте.
Позвоните бабушке или пойдите в гости к дедушке на чай и запишите у него настоящее интервью о том, каким было его детство. Возможный список вопросов:
Ходил ли он в садик
Какие у него были игрушки
Когда он научился плавать
Какая у него была школа
Что самое вкусное было в его детстве
Какое любимое животное ему запомнилось
Где он спал, в комнате родителей или у него была своя комната
Что помогал делать родителям по дому
Как взаимодействовал со своими братьями и сестрами
Какие то интересные бытовые момент из той эпохи
Ответы записывайте или снимайте видео, записывайте аудиофайл, обязательно сохраните эту информацию для ребенка, он оценит это, когда повзрослеет
Вы не только начнете вести свое генеалогическое древо, но и узнаете побольше об истории рода и о том, как жили люди 50 лет назад.
6.3 Приобщить ребенка к миру своей профессии или хобби
Говорят, что если человек умеет доступно объяснить ребенку даже о самом сложном, то это человек действительно разбирается в своём предмете. Проверьте себя, а детям будет исключительно интересно узнать, что делают на работе его родители.
спаять электросхему с диодами и реостатами
сделать стульчик из дерево
написать маленькую программку (есть приложения для детей)
подсчитать траты семьи на выходных
6.3 Снять фильм на камеру
Вы можете снять фильм про своего кота, про приготовление мамой ужина, «Один день из жизни моей семьи» и так далее. Если ребенок взрослый, то можно показать и программы для монтажа видео.
К содержанию
7. Подвижные игры с детьми:
7.1 поиграть дома в слепого кота
Это ужасно весело, щекочет нервы даже взрослым. Если комнаты небольшие, то взрослый должен ловить одной рукой, а то наш папа расставив руки может пройти узкую комнату и сгрести всех в охапку))) Заранее уберите подальше все бьющиеся предметы.
7.2 играть в прятки
7.3 игры на меткость, кто попадет кубиками в корзину
Станьте за черту (это может быть край ковра или положенная палочка) и отсюда кидайте мячи или кубики в корзину (в тазик, ящик). Считайте баллы кто сколько попал, можно разыгрывать турниры, сначала родитель кидает 10 предметов и на турнирной доске (листике) записывает сколько попал, потом ребенок. Для честности взрослый должен кидать отступив от черты на несколько шагов и присев на уровень ребенка.
7.4 Выйти на улицу
Чего дома сидеть, в конце то концов? Идите на свежий воздух. Там можно:
-побегать или быстро пройтись
-покормить птиц
-поиграть в снежки, слепить снежную бабу или крепость-покататься с горки на санках
А если лето, то:
-построить крепость из песка (возьмите пару бутылок с водой)
-покататься на велосипедах
К содержанию
Что делать, если вам очень скучно играть с ребёнком
Вы искренне собираетесь поиграть со своим ребенком, но как только садитесь на ковер и обкладываетесь игрушками, чувствуете как зевота накрывает вас и вам хочется пойти и лечь поспать.
Во-первых, вы не одиноки, большинство взрослых людей начисто забыли, что значит играть.
Во-вторых, есть парочку способов, которые стоит попробовать, вдруг они смогут вам помочь.
Посадите ребенка на колено и заглянув ему в глаза, спросите, как у него дела и во что он сейчас хочет поиграть. Примите предложение с энтузиазмом, однако если он воодушевленно вопит: «Сейчас мы построим в зале Парк Развлечений!» — не кидайтесь думать за него, что бы для этого соорудить. Просто спросите: «А что для этого нужно? Чем помочь?» Пусть инициатива будет у ребенка, это полезно.
Чтобы разбудить в себе интерес, искренне и восхищенно наблюдайте за своим ребенком со стороны. Как он фантазирует, что рассказывает, не надо изо всех сил пытаться что-либо придумать, о чем поговорить или во что поиграть. Просто расслабьтесь и следуйте за инициативой малыша, даже если ему всего 2 года (я уже молчу про изобретательность 8ми летних).
Еще способ, прямо противоположный: посмотреть на игрушки глазами Себя-Из-Детства, вспомните себя в 8-ми летнем возрасте, представьте, что это сокровище свалилось перед вами N-лет назад и начните играть сами, с энтузиазмом, ни в коем случае не для ребенка, а исключительно для себя. Прочувствуйте вкус игры, сложите из таких красивых деталек конструктора машину, заселите домик жителями или поразукрашивайте с огоньком. Вы почувствуете себя живым и настоящим, а время остановится. Это как на машине времени сгонять в детство. Радуйтесь, что у вас есть ваш малыш и рядом с ним вы имеете возможность пережить счастливые минуты детства заново.
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
xn--d1achcj7fwb.xn--p1ai
Игры для детей разного возраста
Совместная игра детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра с малышом - урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Маме остается только предложить направления игровой деятельности и ненавязчиво руководить процессом.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры - одни из самых любимых у детей всех возрастов. Они великолепно подходят как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников, создают условия для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. «Семья» - пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Нетрудно догадаться, что роль взрослых членов семьи (папа, мама) достается старшему ребенку, а роль ребенка - младшему участнику игры. Распределением ролей и «разработкой сценария» чаще занимается старший ребенок (можно в соавторстве с мамой), малыши же с удовольствием принимает условия, приобретая при этом игровой опыт. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за своими играющими отпрысками, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и чего бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой). Если маме интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом, можно предложить им поиграть в «Детский сад». Мама услышит и интонации строгой воспитательницы, и рассказ о задире Вовке, который обижает малыша, а сказать об этом взрослым ваш ребенок боится. В игре «всплывают» все тонкости отношений в детском коллективе и родителям будет полезно о них узнать. «Больница» - замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» малыша, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Если у ребенка есть страх перед докторами, игра поможет с ним справиться. Мама может помочь соорудить белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно провести познавательную беседу о здоровом образе жизни, закаливании и профилактике. Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но лучше использовать предметы- заменители. (Например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови - стержень от ручки.) Это помогает развитию фантазии и воображения. Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов. Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница), в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Так почему бы старшему ребенку не соорудить «Поезд» и не повезти на нем к морю пассажиров - младшего братика, маму и всех плюшевых зверей? Или поиграть в игру «Аэропорт», в которой можно строить самолеты из диванных подушек? В этой игре маленькому достанется роль пассажира самолета, а ребенку постарше – роль летчика, диспетчера или стюардессы. Мама может выступить в роли Начальника Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях. Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама - тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.
Игры-сказки
Игры-сказки также интересны детям разного возраста. Двухлетний карапуз, который пока не очень понимает смысл происходящего, но очень хочет участвовать в забаве, с удовольствие изобразит репку; плюшевый Микки-Маус - мышку, бабушкина болонка - Жучку. Старший ребенок может стать режиссером «мини-спектакля», исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама - вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Итак, «репка» изо всех сил держится за стул, и каждый новый персонаж пытается её «вытащить». Но получится это только тогда, когда мягкие игрушки, старший брат и мама с папой соберутся вместе. Веселая куча-мала, когда репку наконец оторвут от стула - достойное завершение игры, надо лишь соблюдать технику безопасности. «Колобок» - еще одна интересная сказка-игра, позволяющая самому маленькому участнику побыть в роли самого проворного и хитрого. Ну и что, что колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел! По сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Старший может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»» Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.
Побегаем, попрыгаем
Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 - 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!
Развиваем внимание
Если бегать и прыгать надоело, можно занять детей играми на развитие внимания. Запутывалки. Один из детей - ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произнося «нос!» - за нос. Второй ребенок повторяет его действия. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. С функцией ведущего вполне справится малыш любого возраста. Что изменилось? Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй внимательно их рассматривает и запоминает. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Когда второй ребенок повернется, он должен определить, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок, тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами. Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание. Музыкальная живопись. Для этой игры необходимы 2 листа бумаги, карандаши или краски, и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Часто в этой игре рисунки самых маленьких оказываются самыми интересными и неожиданными, видимо, малыши чувствуют музыку иначе, чем детки постарше. Построй не глядя. Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню. Канатоходец. Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу с множеством перекрестков, петель и изгибов. Игрок ходит вдоль каната босиком, осторожно, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив перепрыгивать через канат на одной ноге, идти с закрытыми глазами или бежать как можно скорее.
Жестовые игры
Интересными для детей будут и жестовые игры. В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет. В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша - разнообразные движения, для старшего, ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные - например, «Дождь» Самуила Маршака: По небу голубому Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой) И снова все молчит. (палец к губам) А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся) Как весело и быстро, По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим) По всем железным крышам, (топаем ногами) По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям) По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу) Пролетный дождь стучит. Можно использовать маленькие забавные стихотворения: Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)Целый день (большой круг руками)Толстый (надуваем щеки)Маленький (изображаем двумя пальцами)Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)У ленивого растяпы (ручку под щечки)Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).
Мирись, мирись, мирись…
Отдельно хотелось бы сказать о конфликтах, которые могут возникнуть в процессе игры. Появление их неизбежно, так как дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но в силу возраста еще пока не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей - вещь естественная, стыдить за него не надо, а вот помочь разобрать конфликт стоит. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем правильно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Маме ни в коем случае не следует говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он искренне не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он, собственно, должен уступать. Но если мама так говорит, значит маленьким быть лучше и любят их больше. В тоже время нельзя и младшему позволять «пользоваться возрастным преимуществом». Поэтому при разборе конфликта возраст вообще не должен фигурировать. Маме не следует забывать, что в сложной ситуации чаще бывают виноваты оба. Лучше по очереди выслушать каждого ребенка, не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромиссное решение. Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте забавы вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родным и любимым людьми, так пусть у них останутся светлые воспоминания о совместно проведенном веселом детстве.
www.2mm.ru
12 игр для детей от 3 до 7 лет
Дошкольный период очень важен для развития интеллектуальных способностей человека. Считается, что период от рождения до 3 лет — то время, когда родители могут максимально способствовать развитию потенциала ребенка*.
Но и после трех еще не поздно! Важно продолжать расширять горизонты возможностей малыша. В этом родителям и педагогам окажет неоценимую поддержку общение с детьми в игровой форме.
В этой статье мы предлагаем 12 оригинальных игр, которые сделают ваш досуг с ребенком не только увлекательным, но и очень полезным.
Почему необходимо играть с ребенком?
Почему именно вам нужно играть с ребенком? Не просто покупать горы игрушек в надежде, что кроха себя сам как-нибудь займет и не будет приставать к вам час-другой. А оторваться в выходной день на этот самый час от своих дел, чтобы повозиться на ковре, вырезать фигурки из цветной бумаги, поболтать о всякой чепухе, почитать.
Общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая "развивающая" игрушка. Проводя время со родителями, близкими, бабушками и дедушками, малыш растет счастливым, эмоционально здоровым и смышленым.
Не знаете во что поиграть?
Вам скучно собирать пирамидку из кубиков из раза в раз, да и ребенка это уже не занимает? Мы собрали для вас идеи, которые помогут раскрыть физический потенциал ребенка, выработать новые навыки. 12 активных игр для развития общей моторики, творческие занятия, задания на улучшение координации и равновесия.
Через игровой процесс вы поможете ребенку улучшить речь, подготовите его к успешному старту обучения в садике и школе. Разовьете искусство общения, заложите в характере малыша лидерские качества, повысите его самооценку, ориентируете на успех.
Именно в формате игры и фантазии ребенку проще всего раскрыть себя, выразить свои чувства, мечты и желания, избавиться от страхов. Кроме того, например, разыгрывание сценок и эпизодов из знакомых сказок учит основным принципам вежливого общения: делиться, дожидаться своей очереди, помогать другу в сложной ситуации.
Создавая для ребенка стимулирующую образовательную среду, вы помогаете ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал.
Играем!
Но, перейдем от слов к делу! Ниже мы приводим описания 12-ти разнообразных игр для детей от 3 до 7 лет. Прочитайте их, выберете те, в которые вы поиграете сегодня, а какие оставите на завтра или на следующую неделю. Подготовьте все необходимое для игрового процесса. Выберете удобное время и пригласите ребенка провести с вами время. Постарайтесь не отвлекаться в процессе на телефонные звонки или телевизор. Уделите полчаса-час качественному общению с ребенком. Это совсем не много, но такое общение невозможно переоценить. Сегодня вы закладываете фундамент вашей дружбы с ребенком, реабилитируетесь за рабочую неделю, создаете благоприятную, обучающую обстановку и...просто отдыхаете! Желаем вам приятного выходного времяпрепровождения.
Части животных
Потребуются:
Изображения животных, вырезанные из журналов или нарисованные
Ножницы
Клей
Лист плотной бумаги
Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша.
1. Заранее вырежьте изображения различных животных.
2. Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую.
3. Положите половинки всех картинок вперемежку перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове.
4. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги.
Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери!
Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами.
Угадай!
Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам!
Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине.
1. Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет.
2. Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму, размер или первую букву, с которой начинается слово.
3. Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали.
4. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш.
Ритм-рифма
Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша, чувства рифмы и ритма. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге.
Потребуется:
1. Предложите слово, например «день».
2. Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день».
3. Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим: «День-день-день-пень-день-день-день».
4. Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест.
Определи на ощупь
Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами.
Что потребуется:
Несколько предметов небольшого размера: мягкая игрушка, чашка, печенье, мячик, мочалка, ложка, расческа и другие
Большой пакет или корзина
Повязка на глаза
1. Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину.
2. Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры.
3. Завяжите малышу глаза.
4. По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку.
5. Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит.
6. Давайте подсказки, если ребенок не справляется.
Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными.
Книга обо мне
Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем!
Что потребуется:
Плотная бумага
Журналы с картинками
Фотографии вашего ребенка и других членов семьи
Рисунки ребенка
Ножницы
Клей
Степлер
Ручка
1. Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии его и друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки.
2. Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша.
3. Скрепите листы между собой.
4. Приложите обложку: «Все обо мне!»
5. Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе.
Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение.
Поверьте, спустя год, два и даже 10 лет эта книжка будет иметь огромную популярность! Вы и сами уже забудете, что когда-то была вот такая история, или что кроха не выговаривал букву «р», а как смешно шутил, когда ему было всего 3 года!
Столько воспоминаний, собранных вместе, со временем станут настоящим сокровищем, а потом, возможно, и отличным подарком, например, на свадьбу :)
Найди часы!
Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться – быстро.
Что потребуется:
Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко.
1. Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или на улице.
2. Попросите ребенка прислушаться.
3. Скажите малышу, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным! )
4. Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки.
5. Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска.
Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов.
Падающая башня
Помните, мы начали с того, что постройка «башенок» из кубиков вас утомила? Поиграйте наоборот, не стройте, а разрушайте! Малышам порой больше нравится разрушать что-то, чем создавать. Это не страшно, ведь это всего лишь игра!
Строить с малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций. Еще бы, башня была такая высокая и вот она с грохотом падает на пол! Дух захватывает!
Что потребуется:
Кубики, палочки, брусочки или другие предметы, из которых можно сложить башню.
1. Удобнее всего играть на полу.
2. По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня.
Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни – чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей.
Разговор по душам
Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними.
1. Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками.
2. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана.
3. Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!»
4. Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас.
Танцуй, рука!
Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем?
Что потребуется:
1. Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму.
2. Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать.
Покажи, что чувствуешь
Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие.
Что потребуется:
Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции
1. Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие.
2. Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства.
3. Сложите картинки стопкой «лицом» вниз.
4. Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам.
5. Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет.
Угадай конец
Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач.
Что потребуется:
Книжка с замечательным концом
1. Найдите уютное место для чтения.
2. Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца.
3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше.
4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий.
5. Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась.
Следуй за наклейками!
Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас.
Что потребуется:
Цветные наклейки
Награда-сокровище
Место для игры
1. Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю.
2. Поместите наклейки на виду по пути следования.
3. В конце пути положите награду.
4. Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце.
5. Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.
В заключение
Несколько стимулирующих идей, кое-какие материалы для творчества и время — это все, что вам потребуется для создания неповторимой среды в виде игры-обучения для ребенка.
Не забывайте:
1. Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.
2. Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.
3. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите вместе! Потом вы получите такую отдачу, о которой даже не мечтали.
Период до школы — самое благоприятное время для игр в жизни малыша. Вы получите огромное удовольствие, наблюдая, как он становится более ловким, как растет его словарный запас, как из эгоцентричного карапуза он превращается в социально адаптированного ребенка.
Описание 12 игр для детей взяты из книги "150 развивающих игр для детей от трех до шести лет" издательства «Альпина Нон-фикшн»
mamsy.ru
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ - Детский сайт ПЧЁЛКА.
Солнце. (с 3х лет)
Нарисовать на бумаге большой жёлтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребёнок, следующий — мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.Змея. (с 4х лет)
Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звёздочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.Лужок с цветами. (с 4х лет)
Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец — своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков.Железная дорога. (с 5ти лет)
Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить» в каждый вагон какое-нибудь животное — в один, например, слона, в другой утку и т.п. Родители и ребёнок рисуют поочередно или вместе.Поиск. (с 3х лет)
Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями.
Выдумывать истории. (с 5ти лет)
История, которая рассказывается в книжке с картинками, изменяется: к картинкам сообща придумываются новые события.Вылепить ёжика. (с 3х лет)
В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в неё собранные палочки: получится ёжик.Узор-сюрприз. (с 4х лет)
Из большого куска бумаги вырезать квадрат. Сложить треугольником. Теперь на сгибе вырезать узоры: клинья и дужки. Бумага складывается снова и снова, каждый раз добавляются новые узоры. Под конец развернуть бумажный лист.Фальшивомонетчик. (с 5ти лет)
Положить под бумагу разные монеты. Закрасить карандашом — монеты «проявятся». Затем вырезать бумажные монеты и склеить соответствующие стороны.Сортировать карты. (с 3х лет)
Колоду игральных карт разложить по мастям или достоинству.Цепная реакция. (с 4х лет)
Костяшки домино установить на короткое ребро одну за другой. Прикоснуться к последней в ряду — все костяшки попадают. Или строить из них как можно более высокую башню.Тренировка памяти. (с 4х лет)
На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расчёска, ложка… В течение короткого времени ребёнок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями.
www.detiam.com
Совместные игры детей и родителей
Совместные игры детей и родителей очень важны как для ребенка, так и для взрослого. Ведь игра помогает узнать способности ребенка, предоставляет возможность взрослому и малышу наслаждаться общением друг с другом, вооружает бесценным инструментом воспитания, необходимым в любом возрасте - юмором. Улыбка и смех способны разрядить любую конфликтную ситуацию, захватить внимание ребенка.
Нам так хочется, чтобы малыш был веселым, здоровым, красивым, многое знал и умел. А ничто не делает ребенка более счастливым, чем игры с мамой и папой. Поэтому так важно проводить совместные игры детей и родителей. Чем больше общения - тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. В этом заключается психология детского развития.
Если ребенок научится следовать нашим указаниям в игре, то и в другой ситуации он охотнее будет прислушиваться к наставлениям родителей.
Совместные игры дают возможность ребенку понять, что он дорог нам, а это бесценное ощущение для малыша, способствующее формированию уверенности в себе.
Игра в "ку - ку", "в ладушки", да вообще любые игры с ребенком - помогают родителям взглянуть на мир глазами ребенка, а это в свою очередь помогает нам обрести более глубокие знания и стать хорошими воспитателями.
Как же правильно подобрать игры для малыша?
Главное учитывать возрастные особенности ребенка. Если крохе меньше трех лет, подойдут игры с мягкими игрушками, мячиком, пирамидками, кубиками.
Старшим малышам будут интересны отгадывание загадок, рисование, лепка, разные интересные викторины, совместные конкурсы, эстафеты, настольные игры.
Не стоит забывать о темпераменте малыша. Кому-то подойдут игры тихие, спокойные, а кому-то больше нравятся веселые, шумные.
Игры от 2 лет
Прятки. Один из игроков прячется в укромном уголке дома, другим нужно его найти. В дальнейшем можно усложнить игру и прятаться не самим, а прятать любимую игрушку в разных местах. Но при ее поиске малышу нужно помогать.
Волк. Берем обыкновенную бельевую веревку и посредине комнаты выкладываем круг – это домик волка. «Волк», сидя в своем домике, подстерегает добычу, а остальные игроки ползают вокруг домика. Как только волк выходит наружу, все быстро убегают. Вместо волка может быть другой персонаж. Игроки могут не только ползать, но и бегать, прыгать, ходить на носочках, на пятках.
Дорожное движение. На большом листе бумаги или картона фломастерами рисуем улицы и дома. После этого достаем игрушечные машинки и … поехали. Катимся по нарисованным дорогам.
Башня. Из кубиков строим башню. Отходим на небольшое расстояние и пытаемся ее разрушить. Для этой цели хорошо подойдет маленький детский мячик или мячик для тенниса. Вместо кубиков можно выстроить в ряд кегли.
Кораблики. Пускаем плавать кораблики в ванной или тазике. Если в доме есть игрушечные пластмассовые кораблики, то можно взять их. А если нет, то берем обыкновенную ореховую скорлупу, приклеиваем к ней паруса из бумаги – кораблик готов. Аккуратно пускаем кораблик на воду и дуем на него в разных направлениях.
Сортировка по цвету, форме. Сортировать можно все, что найдете в доме – каштаны, маленькие игрушки, кубики, орешки, листочки, пуговицы, морские ракушки.
Коллаж. Возьмите старые газеты или журналы, вырежьте интересные картинки, наклейте на бумагу – получиться интересный коллаж.
Игры от 3 лет
Картины. Брызнуть чернила, тушь или краску на бумагу. Сложить бумагу так, что бы клякса получилась внутри. Затем развернуть и из того пятна, которое получилось нарисовать картину. Другой вариант: брызнуть на бумагу краску разных цветов, потом взять соломинку и подуть через нее. Получаются интересные разноцветные пятна.
Коллаж. Достаем старые журналы, берем одну или две страницы разрываем или разрезаем их на несколько кусочков. Из этих кусочков делаем красивый коллаж.
Летает - не летает. Игроки сидят, ладошки спрятаны за спину и по очереди называют какое-то животное. Если оно летает – все должны развести руки в стороны, если не летает – руки за спиной. Вариантов этой игры может быть огромное множество. Здесь и «съедобное — несъедобное», «плавает - не плавает», «прыгает - не прыгает». Малыши при этом могут выполнять разные задания – поднимать руки вверх, наклоняться в стороны, топать или прыгать.
Бусы. В каждом доме есть большие пуговицы, крупные бусинки, макароны. Эти предметы так удобно нанизывать на шнурки с твердыми наконечниками. В результате получаться замечательные бусы.
Вышивка на картоне. Возьмите шило или какой-то другой острый предмет и нанесите на картон дырчатый рисунок. Малышу дайте шнурок с твердыми наконечниками и пусть вышивает, обозначенный дырочками рисунок.
Игры от 4 лет
Игра в прядки. На столе в ряд ставят небольшие предметы или игрушки. Ребенок смотрит на эти предметы, запоминает их, потом закрывает глаза. В это время взрослый прячет один из предметов. Малыш должен отгадать, какой предмет исчез.
Шнур. Привязываем к шнуру детскую машинку. Кто первым намотает шнур на палочку и приведет к себе игрушку, тот и победитель.
Угадай по описанию. Загадываем любую вещь, которая находиться в комнате. Называем цвет и просим угадать этот предмет
Парикмахерская. Собираем банты, заколки, резинки, расчески и делаем друг другу необыкновенные прически. Малышам, особенно девочкам такое занятие будет по душе.
Рисуем на листе. В центре листа нарисовать круг, квадрат или треугольник. Предлагаем следующему игроку продолжить рисунок. В конце смотрим, что получилось.
Музыка и рисунок. Включаем красивую детскую музыку, буреем карандаши, краски и на листе бумаги рисуем разные картины, которые ассоциируются с этой музыкой.
Смотрим в окно. Подойдите к окну, смотрите на деревья, кусты, облака, составьте рассказ или сказку о них. Впоследствии можно усложнить задание: смотреть на проходящих мимо людей и придумать о них разные истории.
Игры от 5 лет
Мозаика. Из старых журналов вырезать красивый рисунок, затем разрезать его на 10 разных частей, перемешать. Задание: составить рисунок. В дальнейшем задание можно усложнить из однотонной бумаги вырезать прямоугольник, квадрат, круг или другую какую-то фигуру, разрезать ее на 10 частей, перемешать. Задание: составить заданную фигуру.
Выдуманные истории. Берем любую детскую книжку с картинками. Глядя, на эти картинки придумать свою сказку, свой рассказ, свою историю, отличную от той сказки или истории, которая описана в книжке.
Рисуем свою семью. И малышам, и взрослым завязывают глаза. Задание: малышам нарисовать маму и папу, взрослым – нарисовать своих детей.
Игры с мячом. Зажать мяч между ног и пробежать или проскакать до стула, поставленного на некотором расстоянии, сесть на него. Мяч при этом не должен упасть на пол. Заданий с мячами можно придумать огромное множество. Главное чтобы и детям, и взрослым было интересно и весело.Совместные игры детей и родителей упрощают воспитание малыша. Ведь воспитание ребенка - это наше постоянное пребывание с ним, это умение радоваться жизни во всех ее проявлениях***********************
Похожие статьи:
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Спасибо!
malushata.ru
Играем вместе с ребенком 2-3 лет. Досуг.
Добавлено 26.06.2018
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю башню», - говорит он и начинает выполнять задуманное.
Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно.
Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:
Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.
Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
Не требуйте от ребенка желаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.
Условно, игры можно разделить на три группы:
Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками, природным материалом и т.п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, усложняется и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты, в том числе тематические: игры в доктора (так как ребенок недавно ходил к врачу), игры в парикмахерскую, спектакли (так как ребенок побывал в театре) и другие.
Дидактические игры – это развивающие и обучающие игры: сортер, вкладыши, мозаика, кубики, конструкторы и т.д.
Игры с правилами - это настольные игры, например, лото, домино, и подвижные игры типа «День – ночь», «Цапля и лягушки».
Сюжетно-ролевые игры.
На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать), а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д.
Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник), шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).
Перечислим некоторые методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями в ролевых играх:
- Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите.
- Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка).
- Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».
- Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.
- Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».
- Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».
- Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».
- Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п.
- Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».
- Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».
- Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».
- Усложняйте содержание игры «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»
- Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею песенку споём!»
- Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т.д.
- Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.
Дидактические игры и игры с правилами
На третьем году жизни ребенок начинает более свободно ориентироваться в окружающих предметах. Осваивая в дидактических играх действия с предметами, ребенок продолжает накапливать сенсорный опыт (осваивает цвет, форму, величину, количество, соотношение частей и т.д.), учится мыслить, у него развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствуется мелкая моторика.
Проведение дидактических игр и игр с правилами предполагает:
- объяснение правил игры: что надо делать, что нельзя делать, как играть;
- показ игровых действий: взрослый показывает, как играть, ребенок параллельно или последовательно повторяет;
- поддержку взрослого, который поощряет, помогает, советует, напоминает и т.д.;
В ходе проведения игр дидактического характера и игр с правилами:
- Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок придти к положительному результату.
- Предоставьте малышу возможность самостоятельно участвовать в игре, активно обсуждайте ход игры.
- После игры подведите ее итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь успеху ребенка (чтобы в впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно огорчался из-за своего проигрыша).
- Чтобы игра лучше усвоилась ребенком, желательно, сыграть в неё 3-4 раза, но только при условии явного интереса со стороны ребенка. В противном случае, повтор игры следует отложить до другого раза.
- Иногда ребенок может отказываться выполнять задания. Необходимо понять причины такого поведения: если ребенку неинтересно – попробуйте заинтересовать его, если ребенок «не в настроении» - отложите игру до лучших времен, если ребенку стало скучно - усложните игру, не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше.