Ребенок не хочет учить стихи. Ребенок 4 года не может выучить стихРебенок плохо учит стихи наизусть и не любит их рассказыватьЗдравствуйте уважаемые посетители блога!Наверно все помнят со школы “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...” или например, “Мой дядя самых честных правил...”. Как ходили, учили, повторяли строчку за строчкой, а потом боялись забыть у доски порядок слов, порою таких непонятных, исчезнувших из нашего обихода. В этой статье я вам расскажу, что делать, если ваш ребенок плохо учит стихи. Причины проблемыЭто очень распространенная проблема — очень сложно, порой невозможно, выучить стихотворение ребенку с речевыми проблемами. И дело даже не в том, что ему трудно выговорить слова, хотя такое тоже бывает. Он не может запомнить порядок слов, поэтому надо быть готовыми к тому, что ребенок будет пересказывать его своими словами, такой «белый стих». Это происходит, потому что у таких детей часто нарушен темп и ритм речи, они его просто не чувствуют. Им часто не понятен смысл некоторых слов и выражений. Поэтому надо сначала побеседовать на тему, о которой идет речь в стихе и провести словарную работу. Такие дети не чувствуют рифму, потому что у них плохо развит фонематический слух. С интонацией тоже обстоит не лучшим образом, дети рассказывают монотонно, бу-бу-бу, не повышая и не понижая тона, порой плохо открывая рот. С такой техникой можно не узнать даже самое известной стихотворение. Поэтому все логопедические проблемы желательно исправлять до школы. При разучивании стихов начинают вылезать все недочеты и промахи. Но приходится работать с тем, что есть. Даже взрослые артисты и телеведущие всю жизнь работают над своей дикцией. И многие их приемы и методы подойдут и детям, только надо подавать их в игровой форме. Словарная работаПредстоит работать по двум фронтам, по внешней форме, что стих звучал четко, понятно, выделялись интонационно нужные слова, соблюдались паузы и окружающим было понятно, о чем это стихотворение и отношение к его содержанию самого рассказчика. Но не надо забывать и о внутренней работе, над смыслом, ребенок должен знать, о чем идет речь, значение каждого слова, каждой фразы ему должно быть понятно и близко. Прежде всего нужно провести с ребенком беседу на тему, близкую к тому, о чем идет речь в стихотворении. Например, надо выучить стих о весне. Значит надо выяснить, знает ли малыш, чем это время года отличается от других, как понять, что она наступила? Посмотреть картинки, на которых изображена весна, что делают дети, взрослые? Какие изменения в природе, в жизни животных и птиц? Желательно найти картинку, которая отображает весь текст либо несколько,разложив их в определенном порядке. Затем рассказываете стих и просите показать те или иные события, которые иллюстрируются в картинке, например, “...растаял снег, бегут ручьи…” или “...на дворе звенит капель...скоро выйдут муравьи...стали птицы песни петь...”. Это опора на зрительный анализатор. Также помогут опорные слова. Опорные словаЕсли ребенок умеет читать, то можно сопроводить картинки надписями: капель, ручьи, лужи, муравьи… или двумя словами: пробирается медведь, расцвел подснежник. У детей должны сложиться яркие поэтические образы, ведь в этом и есть смысл поэзии, вызывать яркие чувства, положительный настрой. Забываем на время, что весной грязь, что часто портиться погода, холодный ветер сочетается ярким солнцем. Мы радуемся, что наконец-то уходят холода и впереди нас ждет лето — маленькая жизнь. Восприятие рифмыМногие дети не понимают, что такое рифма, они не чувствуют, что у слов “муха” и ”сухо” — одинаковое окончание. Над этим надо поработать, очень хорошо здесь помогают чистоговорки, это такие маленькие стишки, когда произносится несколько раз последний слог, а затем слово, которое на него оканчивается: “да да да холодная вода”, “ду ду ду я к тебе иду”. Сначала повторяете несколько раз эти строчки, затем говорите “да да да ...” и ждете, что скажет малыш, если “я к тебе иду” ясно, что проблема очень сильно запущена и надо над ней поработать. Правильное дыханиеКроме этого не надо забывать и о внешней подаче, надо поработать над произношением. Хорошо ли он открывает рот, хватает ли ему воздуха, умеет ли он произнести фразу без втягивания воздуха сквозь зубы, это очень портит впечатление. Учимся распределять набранный в легкие воздух, если надо ставим правильное диафрагмальное дыхание, когда воздух набирается носом, а выдыхается ртом. Работа дыхательных мышц распределяется равномерно между грудным и брюшным дыханием. Рот должен открываться достаточно широко и у каждого гласного звука есть свое положение губ. Кроме того надо четко выделять ударный звук, не должно быть скандированного завывающего проговаривания. Во фразе выделяется повышением тона и громкостью слово, на которое делается смысловая нагрузка. Голос и тон должны играть, то повышаться, то понижаться. Можно показывать руками, когда надо выделить какое-то слово, малыш сам может взмахнуть рукой в нужных местах. Фонетическая ритмикаЗдесь может помочь фонетическая ритмика, когда каждое слово или звук сопровождается движением рук. Они задают темп и ритмический рисунок, как бы дирижируя себе, ребенок может дополнять текст мимикой и жестами. При чем сначала жесты более широкие и резкие, по мере заучивания текста становятся более плавными и менее заметными. Поэтому не надо бояться, что малыш будет рассказывать стихотворение размахивая руками и все будут смеяться над ним. Постепенно все движения останутся на уровне еле заметных движений кончиков пальцев. Согласитесь, это намного лучше, когда дети начинают заворачивать края одежды, грызть уголки воротников, жевать волосы и чесаться. Все эти жесты сигнализируют о большом уровне стресса, неуверенности в себе и страхе быть не успешными. Не надо забывать, что заучивание стихов — это хорошая тренировка памяти. В жизни приходится много чего учить и запоминать, можно отработать эти навыки на стихотворном материале. Также опыт выступления на публике всегда может пригодится. Как держать себя и подавать с выгодной стороны — этот навык тоже вырабатывается в глубоком детстве и его успешность остается глубоко внутри на бессознательном уровне. На этом заканчиваю эту статью. Если останутся какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, пишите в комментариях. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Подписывайтесь на обновления блога, чтоб не пропустить ничего интересного. marilina.ru Ребенок не хочет учить стихи
www.woman.ru Как помочь выучить стих ребенку :: От 3 до 7 лет :: Развитие :: Про ДетейДля начала определите, какой вид памяти у малыша развит лучше всего. Одни дети запоминают, когда им читают вслух, другие – смотрят на рисунки и вспоминают последовательность действий в стихотворении. Да и вообще, начинать нужно с малого. Не требуйте от ребенка, чтобы тот за пару дней выучил поэму. Для начала ограничьтесь четверостишием. Затем количество строф постепенно увеличивайте. Не торопите ребенка. Пусть он осознает то, о чем идет речь в стихотворении, которое ему нужно запомнить. Чаще малышу бывает намного легче выучить, если он понимает, о чем говорится в тексте. Если абстрактное восприятие у малыша развито лучше, то целесообразно вместе с ним рисовать для наглядности сюжет стихотворения. Затем уже, когда ребенок будет рассказывать, то если начнет запинаться, показывайте ему руками схематические рисунки. Ребенок сразу же вспомнит и продолжит выступление. Если малыш вообще никак не может запомнить стишок, даже если и старается, то в данной ситуации поможет систематическое повторение. Не стоит заставлять его беспрерывно учить. Должны быть небольшие передышки. А лучше всего каждый день перед сном вместе с ребенком повторять стих. В итоге малыш и сам не заметит, как запомнит все строчки. Существует иной способ запоминания. Но он предназначен для детей с логической памятью, а таких совсем немного. Заключается он в следующем: вы читаете ребенку несколько строк, после чего просите его рассказать услышанное своими словами. И так несколько раз. Таким образом, у малыша складываются смысловые связи. Через некоторое время прочтите стихотворение, и пусть ребенок уже дословно попытается воспроизвести его.
|