Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро». Программа занятий с ребенком 4 лет


Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет

Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет

Занятие 1. Знакомство

«Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

«Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково - например, мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка, собака.

«Я - мама зайчиха». Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я - мама зайчиха» (лисица, волчица и т.п). Дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат, лисят, волчат - в детей своей мамы. Ведущий-мама показывает, как она любит своих детей.

«Тихий час для мышат». Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать».

Включается музыка для релаксации.

Занятие 2. Веселые-грустные

«Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» - «Здравствуй, я Сашенька».

«Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька...».

«Раз, два, три, зайцы - замри». По команде ведущего дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, петушков, котят и т.п. (3-4 раза).

Ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.

«У птички болит крылышко - пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам пожалеть птичку.

Первым жалеет сам ведущий-котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша - хорошая».

«Тихий час для мышат».

Занятие 3. Страшный-веселый

«Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.

«Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пласти-линчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

«Страшный - веселый стульчик». В центр группы ставятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животного поочередно садится то на один стульчик, то на другой, изображая то страшное, то веселое животное.

«Чего боялся зайчик?» Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо - он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.)

Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы.

«Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе - он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

«Тихий час для мышат».

Занятие 4. Радуется-боится

«Хорошие ушки--красивые глазки». Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

«Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашивает у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.

«Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого они превращаются в радостных и испуганных детей - Таню и Гошу..В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и когда радуются.

«Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.

«Тихий час для мышат».

Занятие 5. Радость, страх, злость

«Пластилинчик».

«Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (при этом сам ведущий тоже изображает его).

«Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.

«Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).

«Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно опустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

«Тихий час для мышат».

Занятие 6. Узнаю чувство по голосу

«Кто самый похожий?» Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать самую похожую фигуру.

«Кто лучше разбудит?» Один ребенок ложится на коврик в центре группы - он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить наиболее ласково.

«Что чувствует кошечка?» Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Он изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.

«Что хочет сделать Колина мама?» Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы ребенка с таким именем не было в группе) и произносит слова «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать?

«Тихий час для мышат».

Занятие 7. Узнаю чувство по походке

«Карандашик-кисточка». Ведущий показывает детям, как изображать карандашик - напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка - мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «Карандашик!» дети напрягаются, изображая карандаш, «Кисточка!» - расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.

«Я иду на день рождения». Ведущий выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому - как зайчик идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй - страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке (хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).

«Вот так». Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего): «Жил на, свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро!» (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку и испугался (вот так), закричал «А-а-а» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и... лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».

«Тихий час для мышат».

Занятие 8. Забота

«Превратились - кошечки - радость». Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.

«Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки. А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

«Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и. озвучивают самолет, поезд и т.п.

«Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.

«Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети показывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».

«Тихий час для мышат».

Занятие 9. Поссорились-помирились

«Добрые-злые». Дети делятся на две группы. Одна группа показывает, злых животных, другая - добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.

«Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые». Дети превращают свои пальцы поочередно в добрых кошечек и злых мышек, в добрых волчат и злых зайчат и т.п.

«Звери поссорились». Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом ссорятся волк и медведь. Делается вывод, что ссорятся всегда двое, значит, и мириться нужно двоим.

«Кто больше знает мирилок». Ведущий играет роль слоника, который по очереди ссорится с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному помириться со слоником (например, мизинчиком или словами «Мир, мир навсегда, ссор, ссор никогда»).

«Утро--вечер». Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули», - дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», - дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.

«Тихий час для мышат».

Программа занятий с детьми 4-5 лет

Занятие 1. Я рясту, изменяюсь

«Самое интересное летом». Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.

«Я - маленький. Я - большой». Ведущий предлагает детям по очереди принимать позу маленького ребенка, потом позу взрослого, потом вернуться в свой возраст.

«Я расту». Ведущий просит одного из детей показать размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4-5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека. Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.

«Интервью». Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 2. Я рясту, изменяюсь

«Мысленная картинка». Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

«Умел - умею - буду уметь». Один из детей сначала садится на корточки, потом поднимается, затем залезает на стул, изображая при этом себя маленького, себя сейчас и себя в будущем. И соответственно придумывает, что он умел раньше, умеет сейчас, чему еще научится. После того как это проделают все дети, начинается второй круг. Но теперь дети говорят, как их называли раньше, как называют сейчас и как станут называть в будущем. В третьем круге дети называют одежду, которую носили, когда были маленькими, одежду, которую носят сейчас, и одежду, которую будут носить.

«Линия времени». Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жизни человека. В центр круга ряд им ставятся два стульчика - это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Ведущий - мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает - идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Потом ребенок идет в школу, ведущий при этом становится учителем. Когда ребенок вырастает большим, он идет в армию, на работу, в институт (как сам придумает). Соответственно ведущий - либо начальник, либо командир, либо преподаватель. Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а взрослый только помогал в инсделировании «содержания возрастов».

Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют: стихотворение Э.Мошковской: «Кран откройся. Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь смывайся!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 3. Я - мальчик, девочка

«Мысленная картинка».

«Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч -- то, что умеют девочки.

«Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю... », затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

«Я - мама». Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И.Мазнина: «Почему, почему говорят коровы - МУ, Кошки - МЯУ, ГАВ - собаки, Овцы - БЕ, Козы - ME, А киты - ни БЕ ни ME? Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты?

Потому, что киты в рот набрали воды!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 4. Какие девочки-какие мальчики

«Мысленная картинка».

«Какие девочки - какие мальчики». Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

«Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков - откатить.

«Кто кого обидел».- Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

«Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г.Кружкова: «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» - Почувствовал пес и полез в конуру.

«Подальше, мой милый, держись от собак!» - Сказал себе кот и махнул на чердак.

«Коты - это скверно, пора уходить!» - Подумала мышь и сквозь щелочку - фить!

«Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! - Вскричала хозяйка и влезла на стул.»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 5. Кто хозяин своих чувств

«Мысленная картинка».

«Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.

«Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других - такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

«Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

«Танцы для пальцев». Дети представляют что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я.Маршака: «Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу. И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег и оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном».

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 6. Я учусь не драться

«Мысленная картинка» с задание представить себе что-нибудь волшебное.

«Оживи картинку». Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.

«He-хозяин чувств». Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она... Если Маша не хозяйка своих чувств, то она...

«Стоп, кулак! А как?» Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.

«Сказочная страна». Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л.Барбаса: «Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты? Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть? Стал рубашку примерять - И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 7. Я учусь не обзывать других

«Мысленная картинка» на тему «Волшебство».

«Кто больше знает обзывалок». Ведущий предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты -...» - «А ты - ...».

«Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

«Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.

«Акулы-рыбки». Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В.Семерина: «Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь. У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки - Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится-Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!!!

Храбрый мальчик крикнул: Брысь!!!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 8. Я учусь не обижаться

«Мысленная картинка» на тему «Обида».

«Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

«Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства - злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

«Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно по:разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

«Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами: «Волк-волчищко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже, встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э.Мошковской: «Горько живет Лежебока - Кровать Лежебоке высока.

Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке - морока!

Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока.

Уже отлежал оба бока... Спит и вздыхает глубоко: Кабы еще два бока!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

multiurok.ru

Развивающий дошкольный план для занятий дома с детьми 3, 4, 5 лет

Развивающий дошкольный план для занятий дома с детьми 3, 4, 5 лет.

I. Физическое развитие.

1. Зарядка (со стишками, под музыку, видео-зарядка).

2. Игры с мячом (катаем, бросаем, ловим).

3. Ходьба (по бревну, по горке…). 4. Бег (с препятствиями, догонялки).

5. Прыжки (с препятствиями, со скакалкой, классики, резинки).

6. Танцы.

7. Детский спортивный тренажер (упражнения на кольцах, перевороты перекладине, лазание по канату, лесенке).

8. Игры в воде и плаванье (в бассейне, на пляже, в ванной).

9. Подвижные игры.

10. Занятия с обручем

11. Велосипед, самокат, ролики.

II. Творческие занятия.

1. Аппликации (из ткани, пластилина, бумаги, природных материалов)

2. Лепка из теста, пластилина.

3. Рисование красками, фломастерами, ручками, карандашами.

4. Поделки (из бумаги, природных материалов, ткани).

III… Моторика.

1. Перебирать, застегивать (застежки, пуговицы, кнопки, петельки)

2. Выкладывание из камушков, ракушек, крупы.

6. Пальчиковые игры.

7. Кубики, конструкторы.

8. Игры в песке.

9. Сортировать, сыпать, делать поделки, перебирать, просеивать (макаронины, бобовые, крупы)

10. Разные шнуровки.

IV. Ролевые игры.

1. Кукольный театр.

2. Игры с куклами.

3. Игры с разными видами транспорта.

4. Инсценизация известных сказок.

V. Логика, память, цвет, объем, форма.

1. Последовательности (кубики, карточки).

2. Логические игры с раздаточным материалом, игрушками и карточками (что лишнее, что изменилось, обобщения, найти пару и прочее.)

3. Домино.

4. Шахматы, шашки.

4. Пазлы.

6. Занятия для изучения цветов.

7. Занятия для изучения формы, объема.

8. Занятия для изучения размера (толстый-тонкий, узкий – широкий, большой-средний-маленький, низкий –высокий, длинный-короткий).

9. Лото.

VI. Органы осязания (слух, вкус, тактильные ощущения, запах).

1. Игры на музыкальных инструментах, бытовых предметах.

2. Прослушивание и угадывание разной музыки (народная, классика, детские песенки).

3Угадывание на ощупь, вкус и запах.

VII. Счет, развитие речи, чтение.

1. Изучение цифр разными способами.

2. Изучение букв разными способами.

3. Обучение чтению, самостоятельное чтение небольших рассказов.

4. Сопоставление цифр и количества, счет предметов.

5. Вставка слов или фраз в стишок

6. Составление рассказа по пейзажу, по сюжетной картине.

7. Пересказ сказок, историй.

8. Отгадывания загадок.

"Идёт, она идёт,

Все бородой трясёт,

Травки очень просит:

«Ме, да ме, Дай-те травки мне..»(Коза).

Зимой в берлоге спит

И немножечко храпит.

А проснётся — давай реветь,

А зовут его.… (Медведь).

Не боится даже волка

Эта маленькая кроха.

У него есть острые иголки-

Защитят его надолго. (Еж).

Рано он встает,

Голосисто поет.

У него есть гребешок.

Кто ж такой?… (Петушок).

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт. (Белочка).

Она скачет по болоту,

Эта зелёная квакушка.

Ныряет прямо в воду,

А зовут её … (Лягушка).

Зимой лапу кто сосёт?

Очень сильно любит мёд.

Может сильно зареветь…

Как назвать его? … (Медведь).

У них хобот есть и уши,

Ходят важно по суше,

Они огромны, и сильны

Это серые… (Слоны).

Этот хищник — царь зверей!

Все боятся его когтей.

Очень страшен его гнев!

Это самый сильный…(Лев).

Этот зверек известен миру,

Захотелось ему сыру…

Упала на пол крышка —

Побежала в норку… (Мышка).

Ночью он уже не спит,

От мышей дом сторожит.

Молочко из миски пьёт.

Это наш домашний… (Кот).

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой? (Заяц).

Дразнишь — она кусается,

Смотришь — уже ласкается.

На цепи она сидит,

Дом всегда сторожит. (Собака).

Кто же осенью холодной

Ходит очень голодный?

Из куста зубами щёлк,

Это зубастый, серый… (Волк).

По земле она ползёт,

С язычком открывает рот.

Всех укусить хочет она,

Потому что это… (Змея).

Кудахчет эта птица,

Ищет, чем же подкрепиться.

Она даже не хмурится.

Да это просто…(Курица).

По двору она гуляет,

Травку кушать обожает.

«Кря» кричит, это не шутка,

Звать ее, конечно, … (Утка).

Кто очень быстро мчится?

Пыль за ним всегда клубится,

Назовите мне, ребятки.

Это борзая… (Лошадка).

Не лицо у нее, а рыло

Землю всю перерыло,

Закрутила хвост она,

А зовут ее… (Свинья)."

9. Описания предметов.

10. Чтение книг, прослушивание аудиосказок.

11. Разучивание стихов, песен.

VII. Мир вокруг нас.

1. Семья (фотографии, кто есть кто).

2. Животные (детеныши, что едят, где живут, какие звуки издают, что дают, как выглядят). По этой теме у меня обучающие карточки «Животные».

3. Время, погода, календарь, времена года, праздники, дни недели, праздники, календарь.

4. Растения.

5. Предметы и их назначение (съедобное, несъедобное).

9. Опыты (превращения воды в лед, смешивание красок, различных жидкостей и смесей).

11. Немного астрономии (космос, планеты..). 1

2. Немного географии (горы, реки, страны).

12. Этикет, вежливость, общение.

13. Измерения (вес, длина, рост, объем).

14. Человек.

15. Мамины помощники (бытовые навыки).

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

www.baby.ru

Недельный план занятий, 5 лет - запись пользователя Ольга (Neposed_net) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Развивающие игры

Как мы занимаемся в 5 лет.

Я для себя выделила,какие я хочу чтоб были у нас занятия и сколько раз в неделю. Составила вот такую таблицу:

Занятия я почти не планирую, а пишу по факту, то что сделали. К самим занятиям готовлюсь полчаса утром, просто распечатываю по несколько листочков заданий на день или планирую куда пойдем сегодня.

Если внимательно посмотреть, то занятий не много, по времени они 15-20 минут.

Часто мы многое не делаем, а уж если я забыла напечатать план, то вообще ничего. Он меня организует. Смотрю на него, вижу, что ничего не делали и сразу идем заниматься.

Расскажу чем я пользуюсь для занятий. Возраст 5 лет.

Математика. Занятие 2 раза в неделю по 15-20 минут. В это занятие у меня включен не только счёт, но и развитие внимания, мышления, памяти и др. психических процессов.

Обычно я для этого распечатываю по 1-2 странички из разных пособий, стараюсь, чтобы в занятии были все виды психич. процессов.

Пособия, которые я использую:

Логика

Внимание

Зрительно-моторная координация

Танграм

Лабиринты - скачиваю с интернета

Игралочка.

Логико-плашет Малыш.

Решаем задачи в стихах - обычно беру распечатанными с собой в дорогу

Раскраски по цифрам - скачиваю с интернета

Игра "Жук" - для умения ориентироваться на плоскости. Также для развития этого умения играем в морской бой. Только для этого я крупно распечатала поля, чтобы не портить зрение и сделала 7х7 клеточек.

Примеры на сложение и вычитание в пределах 20 решаем на игрушках или просто бумаге, в уме.

Для памяти играем в мемори. Их у меня много, все есть в дневнике. Также учим стихи, их я тоже выкладывала.

Судоку

В ход также идут другие всякие лото. Можно использовать тетради Кумон.

Карточки "Учусь писать цифры правильно"

Развитие речи. Тоже 2 занятия в неделю по 15-20 минут. Действую по тому же принципу, из каждого пособия распечатываю 1-2 странички.

Дурова. От звука к букве.

Дурова. Поиграем в слова.

Карточки "Учусь писать буквы правильно"

100 логопедических игр.

Ищем буквы.

Играем в различные словестные речевые игры - Скажи ласково, Много-один, Мама-детёныш.

Учимся читать, распечатываю по паре листочков Букваря Жуковой и читаем Букварь Бахтиной.

Инсценируем 1 сказку в неделю. Список подходящих произведений

Творчество. 3 раза в неделю - лепка, рисование, аппликация. У нас целыми днями только лепка, с пластилином не расстоется. Поэтому стараюсь приобщать и к другим видам творчества. Идеи беру в пинтересте.

Лепка

Рисование

Аппликация

Поделки

Английский. 2 раза в неделю по 15-20 минут. Хотя по хорошему надо каждый день. С этим пока туго, сама английский не знаю вообще. Но хочу выучить, Дане тоже нравится язык. Но постараюсь взяться за это посерьезней.

Стараюсь для занятия готовится вот по такому плану:

1. Зарядка. Обезьянка видит, обезьянка делает.

2. Настольный театр на английском. Сначала простенькие песенки.

3. Карточки по теме.

4. Песенки с движениями из ютуба.

5. 1 мультик. Сейчас смотрим Мир слов или Английский с Хрюшей и Степашей

6. Игры на запоминание слов.

7. Палчиковая гимнастика. Тоже с видео пока.

8. Чтение книжки на английском.

Зарядка. 6 раз в неделю. Нашла в контакте аудио 2 советских зарядок. Пытаюсь приучить себя и Даню делать каждое утро. Пока успехи не очень ) Но каждый день стали ходить на тренажеры на детских площадках. Катаемся на велосипедах всей семьей.

Прогулки. 5 раз в неделю. Очень не люблю просто гулять на площадках. Поэтому этот пункт, чтобы себя заставлять.

Разное - театр, музеи, совместная готовка, прогулки в новых для нас парках. Стараюсь хоть раз в неделю куда-нибудь сходить. Сюда записываю куда мы ходим и всё другое, что не вошло в другие разделы.

С сентября хочу отдать на спорт и в бассейн, в идеале еще в театральный кружок.

www.babyblog.ru

это Чудо: План занятий с детьми 1,5 года и 4-5 лет

I. Расписание стандартное - это довольно строгий план занятий. По нему я формировала пятидневку, но соблюдать у меня не получается. Дети могут болеть, я могу заболеть, незапланированные мероприятия, все это рушит график. Единственный вариант, чтоб не быть вечным должником самому себе - это просто не нагонять пропущенные дни, а начинать, после пропуска, занятия с сегодняшнего дня недели по расписанию.

Расшифровка занятий для детей 1,5 лет:

1. Общие знания - по пособиям "Семь Гномов" или любым другим с охватом тем: 

- животные и их детеныши,

- повседневная жизнь (прогулки по городу, квартира, деревня), 

- противоположности (большой-маленький, твердый-мягкий),

- основные названия (животных, одежды, посуды, растений),

- формы и цвета.

2. Пальчиковые игры - "Бушки-топотушки", "Тюк-тюк-кулачок", подробное описание тут.

3. Развивающие игрушки:

- сортеры,

- деревянные вкладыши,

- животные-пазлы на магнитах,

- деревянные бусы,

- деревянные геометрические сортеры по типу пирамиды и т.д.

4. Развитие речи - "Альбом по развитию речи", подробное описание тут.

5. Лепка - пластилином, массой, тестом.

6. Музыка - различные музыкальные произведения от детских песен до классики.

7. Пазлы - крупные картонные пазлы от 2 до 6 элементов (серия Maxi пазлы).

8. Песок - кинетический песок, смеси круп.

9. Физ-ра - на шведской стенке, мама страхует. Бегает по ортопедической дорожке.

Расшифровка занятий для детей 4-5 лет:

1. Математика 1 - Л.Г.Петерсон "Игралочка 4-5 лет".

2. Английский - песни, слова, стишки с развивайки. Книжка-раскраска "Английский для малышей", "Английский для малышей" под редакцией Н.А.Бонк.

3. Математика практика - палочки Кюизенера, время, счет, примеры.

4. Общие знания - по пособиям "Семь Гномов", серии Умные книжки О.Н.Земцовой, энциклопедиям, книгам о технике или любым другим с охватом тем:

- техника,

- животный, растительный, подводный миры,

- космос,

- география.

5. Математика 2 - Л.Г.Петерсон "Раз - ступенька, два - ступенька 5-6 лет".

6. Прописи - по картонным трафаретам, распечаткам из интернета, Е.В.Колесникова "Дорисуй и раскрась".

7. Раскраски - распечатки из интернета: по номерам, техника, соедини последовательно цифры и раскрась.

8. Вырезалки и лабиринты - пособия Kumon и Gakken, Техника, "Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов" издательства Клевер.

9. Лепка - пластилином, массой, тестом.

10. Музыка - различные музыкальные произведения от детских песен до классики.

11. Математика 3 - К.В.Шевелев "Занимательная геометрия 5-6 лет", К.В.Шевелев "Занимательная математика 4-5 лет".

12. Стихи -учит короткие тематические стишки.

13. Чтение сам - по букварю Н.С.Жуковой.

14. Физ-ра - на шведской стенке самостоятельно. Бегает по ортопедической дорожке.

 II. Расписание свободное - это наш план на февраль. Пустые столбцы - это недели (сейчас план на 10 недель), первая строка - это первый день занятий на неделе. По умолчанию идет пятидневка, но, если мы не доделали что-то с сегодняшнего дня, напротив предмета не будет стоять галочки. Моя основная цель - придерживаться плана, но допускаются отступления, главное следить за равномерностью набора галочек. В столбце "Чтение" на одной неделе нужно набрать 5 галочек.

III. Метод погружения - на один предмет отводится неделя или целый день. Например: неделя разных методик по математике, за ней неделя речи и чтения, далее неделя английского и в завершение месяца, неделя общих знаний.

IV. Школьное расписание - каждый день нужно выполнить 2-3 задания с каждой дисциплины. Например: прочитать абзац, решить 2 задания по математике, выучить несколько слов по английскому, изучить что-то из области общих знаний. 

   По сути мое расписание похоже на четвертый вариант. Но во 2 варианте идет более блочная подача. Материал, отведенный на утро - обязательный, вечерний - по обстоятельствам. Изначально чтение было запланировано несколько раз в неделю, но после размышлений добавлено каждый день.

   Статья вышла длинная, поэтому вопросы: "как заинтересовать ребенка", "как мотивировать", "как хвалить"- будут в отдельной статье.

С Уважением, МамаЧуда.

www.deti-eto-chudo.ru

Программа занятий для детей 5 лет

Если Вы хотите, чтобы Ваш пятилетний малыш вырос творческой и развитой личностью, то необходимо с ним заниматься.

Программа занятий для детей 5 летПрограмма занятий для детей 5 лет

Остановлюсь на том, что должен изучать малыш 5 лет:

  • цифры, счет и форму предметов
  • время и пространство
  • грамоту, прописи
  • свойства и состав основных предметов
  • народные промыслы
  • животных
  • природу
  • общие понятия о космосе.
В наше время существует целый ряд комплексных развивающих программ, которые включают в себя занятия для детей 5 лет на тему:
  • эмоционального состояния ребенка, а именно выяснения причины и решение проблемы тревожности, агрессивности малыша, боязни чего-либо
  • личностной самооценки, общительности (замкнутости) карапуза, коммуникабельности
  • интеллектуального развития карапуза, а в частности: его мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания и речи
  • физического развития малыша.
Программа для детей  5 лет разработана так, чтобы воспитывать в ребенке следующие основные  житейски-важные качества:

1. Смелость, т.е. малыш учиться контролировать свои эмоции, страхи, чувства и переживания

2. Ловкость и силу, т.е. ведется работа по развитию тонкой моторики и координации движения

3. Ум, а именно выполнение заданий для детей 5 лет по развитию памяти, мышлении, быстрому восприятию

4. Внимательность, т.е. делается акцент на внимание и произвольность

5. Общительность, воспитываются навыки взаимодействия, эмпатии.

Выполняя задания для детей 5 лет, Ваш малыш получит знания в области элементарной математики, чтения, английского языка, развития речи, творчества, что очень важно при подготовке к школе.

К наиболее эффективным программам, рассчитанным для детей 5 лет, относятся:
  • «Школа семи Гномов»
  • «Подготовка к школе»
  • «Ломоносовская школа» — авторская методика с использованием рабочих тетрадей Ломоносовской.

Все вышеперечисленные программы проводятся в виде каждодневных занятий в течение 1 часа в день, согласно знаменитых методик Никитина, Зайцева, Воскобовича, Дьнеша, Домона.

Ход одного занятия для детей 5 лет:

Делаем разминку (5 минут), развиваем речь (15 минут), выполняем творческое задание (15 минут), занятие математикой (15 минут) и проверка усвоенного материала (10 минут).

Читайте еще:

mamapapadetki.ru

«Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

«Познавай-ка»

Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

Пояснительная записка:

Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

 Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..Направленность программы коррекционно- развивающая.Уровень реализации: дошкольное образование.Адресат :  дети 4-5 летПоказание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития, гиперактивным ( СДВГ) .Цель программы развить познавательные процессы. Цель достигается через решение следующих задач: Задачи 1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.3. Развития коммуникативных навыков.4. Обучение математическим способностям.5. Повышение самооценки.Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ - терапия. Упражнение на сплочение.

Входная и выходная диагностика:

Исследуем с помощью игр: «Найти одинаковые стаканчики». Перед ребенком выставляют четыре цветных стаканчика. Две из них совпадают по цвету и форме. Необходимо найти одинаковые стаканчики.

Цвета. Разложить кружочки по коробочкам (по цвету).Формы. Разложить геометрические фигуры.Восприятие величины. Расставить матрешек по росту.

Слуховая память. Ряд слов для запоминания: мальчик, дерево, осень,  мама, дождь, свеча, луна,  бант.Зрительная память. Раскладываются картинки с геометрическими фигурами.Затем картинки убираются.

Разложить картинки по заданному  принципу.Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога. Необходимо место для подвижных игр.Раздаточный материал по количеству детей. Наполняемость детей в группе 4-5 человек. Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца. Необходимые материалы :

  • Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.

  • Краски и кисточки.

  • Расходный материал (который готовится заранее).

  • Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой  моторики.Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.Тематический план

Тема занятий

Цель занятий

Содержание

Количество часов

N1  «Колобок»

 Развитие мелкой моторики..

1.Упражнение на сплочение группы:« Ветер дует»2.Пальчиковая гимнастика3.Упражнение « Раскрась колобка».4.Вспомнить изображение. 5.« Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.6. « Достань звезду»

20 мин

N2 « Маша и медведи»

Развитие мышления.

 

1.Разложить фигуры по росту. 2.Перебрать крупу и разложить по коробкам.3.У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки ( тренируем мышления).4.Упражнение « Запомни узор».5.Релаксация « Достань звезду»

20 мин

N3« Котенок»

 Развитие восприятия цвета и форм.

 

 

1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие».2.Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур.3.Пальчиковая гимнастика.4.Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери. 5.Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). 6.Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

20 мин

N4 « Теремок»

 Развитие мелкой моторики и внимания.

 

1. « Веселые приветствие»2.Сделай Котенка из геометрических фигур.3.Пальчиковая гимнастика.4.Найди и зачеркни.5.Вспомнить героев сказки.

20 мин

N5

«Мышонок»

 Развитие мышления и творческого потенциала.

 

1. « Веселые приветствия»2.Найди в стихотворении ошибки.3.5 игрушек запоминаем и вспоминаем игрушку, которую убрали.4. Раскрась понравившийся предмет. Превратить фигуры в разные предметы5.Припоминание.

20 мин

N6 « Шалтай- Балтай»

Развитие памяти и мелкой моторики.

 

1.Зачеркните все подснежники на листе.2.Вспомните, где лежала игрушка.3.Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)4.Отгадайте загадки.Придумывают свою загадку.5.Релаксация « Шалтай-болтай».

20 мин

 

 

 

N7 «Фигуры»

Развитие мышления имелкой моторики.

 

  • Приветствие

  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).

  • Упражнение

  •  « Зоркий глаз».

  • Выкладывается узор из геометрических фигур.

  • Релаксация.

 

 

20 мин

N8 « Подарок»

Развитие памяти и  мышления.

 

« Найдите ошибку художника»3.Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.

  • Раскрась мандалу.

  • Релаксация.

20 мин

N 9 «Кляксы»

Развитие памяти и  воображения.

 

 Приветствие. 1.Проверим память.Поставим 5 игрушек на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка2.Разрезные картинки.3. « Кляксы».4.Сделаем подарок.Пуговицы нанизываем на нитку.5.Релаксация.

20 мин

N10 « Овал»

Развитие мышления и воображения.

 

Приветствие.« Веселые приветствия».1.Дорисуй овалы.2.Четвертый лишний.3.« Жмурки».4. Корректурная проба.5.Релаксация.

20 мин

N 11 « Будь внимателен»

 Развитие внимания.

 

1.Приветствие.2.«Снежинки»Найти одинаковые снежинки.3.« Камень ножницы бумага».4.« Разведчики».5.Релаксация.

20 мин

N 12 «Итог»

Развитие мышления.

 

Приветствие.1.Четвертый лишний.2. Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.3.Расставь изображения по местам.4.Узнай, что лежит в коробке..5.« Зеркало».

 

20мин

 

Педагог – психолог__________________________Хамматова Н.И.

Занятие N 1. Сказка «Колобок»Цель: 1. Приветствие2 Развитие восприятия форм и цвета.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие зрительной памяти и внимания.5.Развитие мышления.6 Релаксация.

Оборудование:-Цветные карандаши.-4 геометрические формы. -Тренировочные тетради - развитие мышления. -Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.Ход:1.Приветствие:Упражнение на сплочение группы:« Ветер дует»Все выстраиваются в одну линию.Ветер дует на того кто любит яблоки                                 Кто в брюках                                 Кто сегодня умывается                                 У кого есть кошкаБегут к другой стене.Основная часть: припоминается сказка.2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобокПальчиковая гимнастика:Колобок – это пальчик он катиться по дороге.3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.Что еще круглой формы?Называются предметы круглой формы.Упражнение « Раскрась колобка». Предлагается 4 карандаша.Нарисуй рядом дорогу и солнце,  траву и небо.4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.Дети запоминают, затем убирается одно изображение.( повторяется несколько раз)5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.6. Релаксация« Достань звезду» Припоминание.Прощание.

 

Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».

Цель: 1. Восприятие форм, цвета и величины.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие памяти и внимания.4. Развитие мышления.5. Релаксация

Оборудование: -Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.- Крупа и коробочки.-Тарелочки бумажные.-Краски и кисточки.-Тетрадь тренируем мышление и память.

Ход:Приветствие.Упражнение на сплочение группы:Основная часть:Припоминание сказки « Маша и медведи»

1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу - самые большие.2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.Раскрасить тарелку для Мишутки.

  • Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.

  • Упражнение « Запомни узор»

На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.

 

Занятие N 3 « Котенок»Цель: 1. Развитие восприятия цвета и форм.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие памяти и мышления.4. Релаксация.

Оборудование: -Цветные карандаши. -Трафаретные линейки. -Карандаши.Ход:Приветствие.

Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.Сделать рисунок. Сосчитать фигуры. Раскрасить круг - желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.

Как у кота шубка очень хорошаКак у котика усы удивительной красыГлазки смелы, зубки белы ( развести руки, руки к себе,  ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.) Проведи дорожку к домику Котенка.

Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.

  • Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.

  • Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

 

Занятие N 4 « Теремок»

Цель: 1. Развитие восприятия цвета и форм.2. Развитие мелкой моторики.3. Развитие внимания.4. Развитие памяти.5. Релаксация.

Оборудование:-бланк- корректурная проба-герои сказок теремок-геометрические фигуры

 

Ход:

Приветствие:« Веселые приветствия»

- овала- круга- 6 треугольников- прямоугольникРаскрась:Круг- желтымТреугольники- чернымПрямоугольник и овал- белым.Приклей на бумагу.

« Веселая мышка»Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)

Изображение животных (4)Убираем 1 героя.

Занятие N5 « Мышонок»     Цель: 1. Развитие внимания.2. Развитие зрительной памяти.3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.4. Развитие мышления и творческого потенциала.5. Релаксация.

Оборудование:

-Листы с кругами и овалами- 5 игрушек из разного материала-цветные карандаши

Ход:

1.Упражнение на сплочения.« Веселые приветствия»Раз, два, три друга найди.Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.

2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.Куклу, выронив из рукМаша мчится к маме:« Там ползет зеленый лук (жук)С длинными усами».Закричал охотник « Ой!Двери (звери) гонятся за мной».      Я тигренок, а не миска (киска)!

3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)

  • Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)

  • Превратить фигуры в разные предметы.

 

Занятие N 6 « Карандаш»Цель: 1. Развитие внимания.2. Развитие памяти.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие мышления.5. Релаксация.Оборудование:- листы корректурной пробы- листы с точкамиХод:

  • Зачеркните все подснежники на листе.

  • Вспомните, где лежала игрушка.

  • Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)

  • Отгадайте загадки:

Сто одежек и все без застежек.( Капуста)Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок)       Зимой белый а летом серый.( Заяц)       Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо)       Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик)       Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол)        2 стекла на носу болтаются.Придумывают свою загадку.

Ребенок изображает героя стихотворения.Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.Взрослый читает стихотворение:

Шалтай-болтай Сидел на стенеШалтай-болтайСвалился во сне.Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.

 

Занятие N 7 « Фигуры»Цель: 1. Развитие внимания.2. Развитие мышления.3. Развитие памяти.4. Развитие мелкой моторики.5. Релаксация.Оборудование:- Лото геометрических фигур- счетные палочки

Ход:

Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.

 

Занятие N 8 « Художники»

Цель:

  • Развитие внимания.

  •  Развитие памяти.

  • Развитие мышления.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Релаксация.

  Оборудование:-лист бумаги- шуточные тесты

Ход:

  • Приветствие:

  • Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»

  • Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь. 

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.

  • Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.

  • Релаксация.

Занятие N 9 « Клякса»

Цель: 1.Развитие памяти.2.Развитие речи и мышления.3.Развитие воображения.4.Развитие мелкой моторики.5.Рефлексия.

 

Оборудование:-открытки на каждого-краски и чистый лист бумаги- 4 игрушки- пуговицы разные

 

Ход:

1 Приветствие.2.Разрезные картинки.Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.Необходимо собрать целое.3. « Кляксы»Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.4.Проверим память.Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.

5.Сделаем подарок.Пуговицы нанизываем на нитку.

 

Занятие N 10 «Будь внимателен»

Цель:1.Развитие памяти.2.Развитие мышления.3.Развитие воображения.4.Развитие коммуникаций.5.Рефлексия.Оборудование:- Лист корректурной пробы на каждого- лист с оваламиХод: 1.Приветствие.« Веселые приветствия»Ушко к ушку. Лобик к лобику.2.Дорисуй овалы.3.Четвертый лишний.4.« Жмурки»Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.5.Релаксация.

 

Занятие N 11 «Разведчики»Цель:1.Развитие мышления.2. Развитие внимания.3. Развитие воображения.4. Развитие памяти.Оборудование:Ход:

  • Приветствие.

  • «Снежинки»

Найти одинаковые снежинки.

  • « Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.

  • « Разведчики». Выбирают одного « разведчика». Он командует « Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза и его задача обнаружить изменения.

  • Релаксация.

 

Занятие N 12 «Итоговое»Цель: 1.Развитие мышления.2. Общее развитие.3. Релаксация.

Оборудование:- изображение овощей и фруктов- предметы различной формы- цветные карандаши и лист бумаги.

Ход:

КапустаПерецВишняСвеклаКакой предмет не подходит к остальным?И т.д. с другими картинками.2. Какие геометрические фигуры вы знаете?Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.

Расставить изображения по местам.

  • Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет и вспоминает его цвет.

  • « Зеркало»

Вы- зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так  все повторяете.

 

infourok.ru

Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»

В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным содержанием этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, жест, прикосновение) становятся для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающей среде. С появлением эмоционального контроля за аффективными переживаниями можно говорить о появлении личной эмоциональной жизни человека.

Развитие дошкольника не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта.

Ведущей деятельностью в жизни ребенка в это время является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.

Принимая во внимание вышесказанное, данная программа развития познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру.

Программа предназначена для проведения занятий с детьми 4-го года жизни (средняя группа детского сада).

Поскольку подавляющее число детей начинают посещать детский сад в 3-4 года, то целью данной программы является:

- создание у малышей позитивного настроения;

- налаживание контакта «взрослый - дети»;

- воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.

Задача программы:

- Формировать у детей представление об эмоциональном состоянии людей и учить различать и понимать их;

- Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния;

- Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты;

- Способствовать развитию психических процессов у детей - памяти, внимания, мышления, восприятия;

- Формировать у детей положительные моральные качества.

Реализация задач программы позволит:

- Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и психологом;

- Дать толчок развитию психических процессов у детей;

- Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать другим.

Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся с группой детей до 10 человек один раз в неделю.

Структура занятий

Развивающие занятия программы состоят из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть занятия включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также, к вводной части принадлежат игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.

Основная часть занятия

Цель:

- способствовать обучению сравнивать и рассуждать.

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей.

- формировать положительные моральные качества малышей.

Основная часть состоит из дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей.

Заключительная часть

Цель:

- развивать у детей умение внимательно слушать;

- правильно произносить звуки, слова;

- развивать у дошкольников быструю реакцию, ловкость.

- научить малышей различным видам дыхания (глубоко, поверхностно, тихо, сильно).

Заключительная часть содержит в себе подвижную игру, которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции, накопившиеся во время выполнения игровых задач основной части. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит радости детям. После подвижной игры используется упражнение на дыхание для успокоения. В конце занятия дети по желанию выражают свои чувства о проведенном ими времени с психологом и прощаются.

Дети 4-го года жизни склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.

Условия проведения занятий:

- добровольное участие детей;

- оценки детям не даются;

- в доброжелательных и положительных условиях проведения.

Ожидаемые результаты данной программы направлены на:

- создание положительного контакта «психолог - дети»;

- развитие положительных черт характера;

- развитие психических процессов у детей;

- обучение различению эмоционального состояния людей.

После проведения цикла занятий данной программы, психолог сможет спланировать дальнейшую работу с детьми 4-го года жизни.

А именно:

- отобрать детей для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы;

- предоставить консультации родителям и педагогам по воспитанию и обучению детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Создано: 17 Март 2015 Автор: Елена Просмотров: 28161

psichologvsadu.ru