Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развивающие занятия для детей 4 месяцев. Игрушки в 4 месяца для ребенка


Развивающие игры для ребенка в 4 месяца

Игры на развитие координации движений, зрения, слуха + первые книги. Читаем подробнее в статье!

Развиваем координацию движений.Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Игра с неваляшкой (развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитие памяти).

Покажите ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Завлеките его внимание покачиванием игрушки. Затем плавно перемещайте игрушку так, что она оказывается сбоку. Опять же раскачайте ее, привлекая внимание малыша.И вот ребенок уже сам тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.Вы также можете показать матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Игра «Веселый мячик».

Ваша задача научить малыша перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую.Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша - лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:

«Вот такой веселый мяч!» - Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.«Он готов пуститься вскачь!» - Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.«Так и просится играть!» - Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.«Трудно будет удержать!» - Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.«Мячик прыгал и скакал, Снова в ручки к нам попал!» - Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.В продолжение игры – меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

Зачем у человека две руки?

Учите ребенка «работать» двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку. Вот отличное занятие для развития координации движений малыша: малыш держит кольцо одной рукой, а Вы даете ему погремушку в другую руку, затем, о чудо - предлагаете для изучения новую музыкальную (небольшую, чтобы умещалась в одной руке) игрушку. Что же кроха будет делать? Новая игрушка заинтересовала его, но и другие игрушки не хочется выпускать. И вот он перекладывает погремушку в руку с кольцом и легко берет «новинку». Конечно, это все получится не так легко и быстро, пробуйте экспериментировать с разными вариациями...

Дайте крохе большую (для одной руки) игрушку, и покажите, как ее держать двумя руками. Затем предложите ее без предварительного показа «как это держится».

 Первая физика! Понятие причинно-следственных связей.

  • Постройте из подручных средств небольшую горку, так чтобы ребенок хорошо видел происходящее. А теперь скатите с этой горки небольшую машинку на колесиках (или любую другую игрушку). Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Вот как!
  • Приобретите малышу игрушку, где при нажатии кнопки появляется звук или возникает световой эффект. Однако психологи советуют обращать внимание на то, чтобы при повторных манипуляциях с игрушкой была возможность выключить звук, либо чтобы звук был кратковременным. Так Вы избавите себя и ребенка от продолжительного назойливого «пения», раздражающего слух.

Развиваем зрение.

До сих пор ребенок мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет. Поэтому можете смело изучать из окна события, происходящие во дворе – будучи уверенной, что ребенок все видит.

Расширяем понимание звука и речи.Малыш уже научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка - «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте». Как мы уже писали в статье «Развиваемся, играя - малышу 4 месяца», в этом возрасте необходимо чаще разговаривать с младенцем, рассказывать ему о мире и окружающих предметах в доме и на улице, слушать, что он вам отвечает.

Старайтесь любые свои и Ваши с ним общие действия сопровождать словами. Обращайтесь к нему с несложными просьбами, и, если он пока не совсем понимает – выполняйте их за него. Например: «Миша, дай маме собачку» (он этим временем держит ее в руках), затем возьмите игрушку из его рук и поблагодарите – «Спасибо, мой хороший!». Конечно же, надо следить, чтобы на это действие у малыша не было отрицательной реакции.Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

Ребенок уже захвачен многообразием звуков и интонаций. Пятимесячный малыш обнаруживает, что может специально произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, покашливание, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова. Так он и забавляется, издавая то очень громкие, то тихие звуки, получая удовольствие от эффекта, который он производит.

Атмосфера для «разговора» малыша.

Вашего малыша не так-то просто «разговорить»? Вы можете активизировать его речевое развитие. Для начала создайте атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Часто бывает, что дома постоянно включен телевизор или музыка, ребенку сложно сориентироваться в этом мире постоянного звука. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает «гулить», произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.

Если создания абсолютной тишины все же «для толчка» не хватило - используется магнитофонную запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и «гулит», как говорится, от всей души в часы бодрствования. Вы увидите, что малыш, прислушавшись, начнет повторять свои же голосовые реакции.

Разговаривайте с крохой ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. На ласковую интонацию ребенок оживляется, а на строгую - хмурится, даже может заплакать. Это способствует эмоциональному развитию крохи.

Учим говорить первые слоги.

В возрасте пяти месяцев ребенок уже предпринимает первые попытки произнести какой-либо один слог ("ба", "ма"). А, прислушиваясь к взрослому, иногда и может повторно произнести слог за ним. Внимательно следите за его речью: вот малыш случайно произнес “ба-а”, весело повторите за ним, он вслед за Вами - и так несколько раз. Попробуйте после нескольких “ба” сказать “бу”, и увидите, как развеселился ребенок.

Первые книги.

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.

Познакомься – это ты!Отбросьте все суеверия! Зеркало может стать увлекательной игрушкой для 5-ти месячного ребенка. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему. Главное – чтобы оно не было слишком маленьким, и кроха мог видеть, если не себя полностью – так хотя бы свое лицо, а не краешек глазика или ушка.

В идеале, если у малыша будет два зеркала – одно, которое можно вертеть в ручке и смотреть на лицо, а другое – иногда можно ставить около игрового места ребенка, в нем он сможет видеть себя и свои движения целиком.

Поможем крохе изучить свое тело.

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Помогите малышу исследовать свое тело. Обязательно показывайте и называйте ему части тела – ноги, руки, животик, а также части лица – глаза, рот, нос… В эти игры можно играть в любое время, а также, во время массажа, переодевания.

  • Можно поиграть вот так: Задайте малышу вопрос – «Где у Миши ножка?» - и сами ответьте, указав на ножку – «Вот ножка!». После этого ножку можно поцеловать.
  • Или так: Издавайте звук, который особенно интересен крохе (чтобы сразу привлечь его внимание - например: «шлеп-шлеп»!) и сразу же прикасаясь к ножке, говорите – «Это ножка!». И так со всеми частями тела. Кроха привыкнет и в следующий раз, когда Вы призывно скажете «шлеп-шлеп!» - он уже будет с восхищением всем телом извиваться, ожидая Ваших прикосновений и игры.

Не тревожьтесь, если видите, как ребенок ощупывает свои половые органы. Это вполне естественно. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха это делает постоянно. Возможно, такое поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в области гениталий (например, если там возникло раздражение). В любом случае не акцентируйте его внимание «там». Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органам, спокойно и просто скажите, что это такое, таким же тоном, как вы объясняли, где нос, рот, глазки. А потом отвлеките – направив его ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу. Ваша же отрицательная реакция, шлепки по рукам лишь зафиксируют внимание крохи на «запретной зоне».

Гляжусь в тебя, как в зеркало… (развитие мимики).Погримасничайте с малышом, постройте ему разные рожицы, покажите язычок, и Вы увидите, что он пытается копировать Вас! Это очень весело и полезно для развития мимики. При этом можно прочитать и инсценировать для крохи вот такой позитивный стишок:

«Мы - веселые мартышки! Мы играем громко слишком! Мы в ладоши хлопаем! Мы ногами топаем! Надуваем щечки! Скачем на носочках! И друг другу даже язычки покажем! Дружно прыгнем к потолку! Пальчик поднесем к виску! Оттопырим ушки!Хвостик на макушке!Шире рот откроем! Гримасы все состроим!»

mamsik.net

Развивающие игрушки для детей от 1 месяца Советы психолога

После рождения ребенка первое желание родителей, купить своему малышу самые красивые и яркие игрушки. Но часто бывает так, что эти игрушки бывают ему не интересны или несвоевременными. Поэтому о том, какие игрушки и в какой период необходимы детям мы и поговорим, основываясь на рекомендациях детских психологов.

Развивающие игрушки для детей 1 месяца.

Как правило, в этот период малыш все время спит, а периоды бодрствования очень короткие. В этом возрасте про игрушки лучше забыть, ребенку важно видеть лицо мамы и близких родственников. Лицо должно быть ласковым и эмоциональным, улыбаться, подмигивать и все время, что — то говорить. Детям в таком возрасте очень нравится, когда с ними разговаривают, а еще лучше поют колыбельные песенки, есть сведения, что дети, которым не пели колыбельные, вырастают более эгоистичными и злыми. Поэтому самая лучшая развивающая игрушка для детей 1 месяца это мама.

Занятия с ребенком.

В первую неделю после рождения малыш плохо слышит из за внутриутробной жидкости в ушках. На 10 день жизни слух появляется и его надо развивать. Для этого приобретите яркую погремушку и звените ее, медленно переводя от одного ушка к другому, когда ребенок лежит на спине. Малыш научится определять с какой стороны слышится звук и будет поворачивать туда голову.

К 20 дню пропадает нескоординированное движение глазных яблок. С помощью погремушки, которой вы будите звенеть над головой, малыш научится за неделю фокусировать зрение на 15-20 секунд

Второй месяц.

В это время малыши спят уже намного меньше и периоды активности  длиннее. В возрасте 2 месяца малыши начинают улыбаться и все, что вызывает эту улыбку надо и давать им. Конечно, это должно быть родное лицо, разглядывая которое дети знакомятся с мимикой и эмоциями, а еще, как ни странно они любят рассматривать все черно – белое. Это могут быть черно – белые фотографии, рисунки, желательно с графическими изображениями кругов предметов и линий. Контрастные черно- белые игрушки или геометрические фигуры можно повесить на мобиль над кроваткой, на растоянии до 40 см.от лица. Выбрать подвесную игрушку.

Еще в этом возрасте дети начинают сжимать кулачки и в эти кулачки надо что — то дать, но не пластиковые игрушки, которыми из за нескоординированности движений рук ребенок может себя ударить, а мягкие, например палочки или колечки из экологичных тканей, лучше всего маленький мешочек с зашитой крупой.

Развивающая игра.

Игра с фонариком полезна для общего развития. Возьмите ребенка на руки и зашторьте окно, чтобы получился полумрак. Наводя включенный фонарик на различные предметы, рассказывайте, что освещает лучик, дайте фонарик в ручки ребенка, чтобы он попробовал освещать сам. После того как вы поговорите о многих предметах, это может быть дверь, потолок или картина, заканчивайте игру.

Третий месяц жизни.

В этот период у ребенка ручки достаточно активны и лучшей игрушкой для него становятся собственные руки, он их поднимает, разглядывает и родителям нужно занять их.  В 3 месяца пришло время подвесных игрушек, они должны быть яркими и звенящими, чтобы у

vseprodetok.ru

Развивающие занятия для детей 4 месяцев

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Как нужно развивать ребенка в 4 месяца: обзор полезных игрушек, развивающих игр и занятий в домашних условиях

Первый год жизни ребенка — наиболее насыщенный как в плане развития эмоций, интеллектуального роста, так и в физическом аспекте. На первом году жизни воспринимать малыша как объект для кормления, мытья и сна нельзя. С ним необходимо играть, ведь в это время закладываются основные механизмы поведения человека как личности. Малыш учится разным способам эмоционального, морального и физического реагирования на внешние раздражители и события.

Обучение в большой степени происходит по методу импринтинга, то есть ребенок неосознанно запоминает, а в будущем копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей — об этом им нужно помнить при демонстрации тех или иных реакций в присутствии младенца. Мозг — не мышца, но нуждается к «накачке», как и физическое тело, только тренируясь, он совершенствуется. Развивающие игры – один из основных способов развития интеллектуальной сферы детей.

Что можно развить с помощью игры у 4-х месячного малыша?

  • хватательные движения;
  • тактильные ощущения;
  • мышечный корсет и, как следствие, умение держать голову, а в будущим садиться, вставать, ходить;
  • органы осязания и соответствующие им мозговые центры;
  • эмоциональную сферу.

В 4 месяца ребенку очень нужны игрушки, ведь время бодрствования увеличивается — уже можно с пользой развлечь малыша, поиграть с ним дома, предложив занятия для развития тела и ума. К четырем месяцам кроха должен научиться брать то, что вкладывают ему в руку, хватать предметы в поле его зрения (если он может до них дотянуться), способен различать неодинаковые поверхности. Кисти рук должны быть задействованы как можно больше и чаще, тогда занятия легко проводить в домашних условиях, они позволяют «убить не двух, а трех зайцев»:

  • совершенствуют тактильные возможности;
  • стимулируют центры в мозге, связанные с ладонной поверхностью руки, а это большая часть мозга;
  • задействуют биологически активные точки, которые нормализуют работу внутренних органов.

Какие игрушки предложить крохе?

  • удобные для хватания;
  • подходящие для грызения;
  • достаточно крупные и имеющие разную форму;
  • яркие, желательно присутствие всех цветов радуги;
  • с аудио-эффектами (погремушки, шуршалки, бубенцы, пищалки и т.д.).

Игрушки для малыша в 4 месяца должны быть подходящими по размеру к его ручке, удобными для хватания и удержания, то есть с кольцами, относительно небольшого диаметра, погремушки. К этому возрасту у ребенка начинают активно резаться в зубы, поэтому все, что вы дадите крохе, будет во рту. Соответственно, на игрушках не должно быть бумажных наклеек или снимаемого лака, который он сгрызет, размер должен быть таким, чтобы малютка не мог их проглотить. Хотя бы часть игрушки должна легко входить в рот малыша. Далеко не все дети активно грызут прорезыватели, многие используют для «чесания» десен совершенно неподходящие для этого предметы: детские ложечки, пластиковые крышки от банок с водой и т.п.

В 4 месяца игрушки можно давать в ручку малыша или подвешивать над кроваткой так, чтобы он мог дотянуться до них рукой — это могут быть резиновые, пластиковые игрушки (зверушки, которые можно называть малышу) или детали от крупного конструктора (параллелограмм, куб, шар и т.д).

Милые забавные игрушки над кроваткой — не просто декор детской комнаты, они помогают малышу развиваться и отлично влияют на мелкую моторику

Общие правила проведения развивающих игр

Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:

  • здоровым;
  • сытым;
  • бодрым, а не сонным;
  • удобно одетым и в чистом подгузнике.

Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится — голодный ребенок играть не захочет. Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать — это принесет больше вреда, чем пользы.

Игры для развития эмоциональной сферы и слуха

«Чтение в лицах» поможет занять малыша во время бодрствования и наладить с ним контакт на уровне передачи эмоций тоном, подстегнет к развитию первых речевых навыков. Для этой игры мама укладывает малыша в кроватку и читает ему сказку с обилием диалогов. Читать следует в лицах, выразительно, сопровождая мимикой те или иные аспекты эмоционального состояния героев. Малыш будет прислушиваться к голосу мамы, научаясь дифференцировать интонации. Со временем он будет гулить в ответ.

Следующая игра — «бубенцы» , очень проста в исполнении. Для этого маленькие колокольчики или погремушки привязывают к рукам (ногам) крохи с помощью ленточек или нетугих резинок. Двигая ручками, малыш будет задействовать игрушку, своим звоном привлекающую его. Во-первых, таким образом, он учится понимать, где его ручки (ножки), во-вторых будут тренироваться звуковые сенсоры и понимание, что именно его движения вызывают музыкальные звуки. Есть и другие игры, с которыми можно ознакомиться на видео.

Игры для развития движений

Вашему малышу четыре месяца? Самое время развивать его способность переворачиваться . Для этого понадобится игрушка, которая нравится малышу, и широкая кровать. Ребенка укладывают на середину кровати и показывают ему любимую игрушку, затем ставят ее на угол кровати, таким образом, чтобы ребенку пришлось перевернуться на бочок дабы ее увидеть. Скорее всего, у малыша не сразу получится, на первый раз помогите ему — покажите, как нужно сделать. Если малыш старался, тянулся и устал, пододвиньте к нему игрушку, не нужно переутомлять ребенка.

Упражнения и массаж в форме игры не только укрепят мышцы малыша, уберут гипертонус, но и порадуют ребенка. Начинают упражнения с предварительного массажа — он заключается в поглаживаниях ручек, ножек, животика. Затем делают 3 раза перекрещивания ручками и ножками. Полностью упражнение повторяют 5 раз, потом поочередно поджимают ножки крохе. Далее синхронно поднимают и опускают обе руки малыша, попеременно поднимают, и опускают руки ребенка. Упражнение делают по 5 раз каждое, комплекс повторяют еще раз в полном объеме.

Игры на кроватке и массаж способствуют физическому развитию малыша

Игра для развития тактильных ощущений

Развивающая игра в узелки , скорее всего, заинтересует малыша и поможет развитию его тактильных навыков, а также простимулирует хватательные движения. Для ее проведения понадобится тесьма или ленточка с завязанными на ней узелками. Общая длина ленты 0,4 м, узелки завязывают каждые 0,1 м.

Подготовленную ленту дают в руку ребенку, затем ее потихоньку тянут, давая малышу почувствовать узелок. Движения должны быть плавными, чтобы не поранить кожный покров малютки. Важно добиться понимания малыша и его реакции на наличие узелков. В четыре месяца он вполне способен осознать происходящее. Если упражнение не приносит видимой пользы сразу, не бросайте его — со временем эффект будет.

Развивающая игра с ребенком 4-х месяцев вполне может быть интересной и полезной для укрепления отношений и налаживания взаимного понимания.

Новые статьи

Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.

Источник: http://vseprorebenka.ru/razvitie/igry/razvivat-rebenka-4-mesyaca.html

Особенности развития ребенка в 4 месяца

Вашему ребенку 4 месяца. Он стал другим не только внешне, но и по поведению. Это уже не тот беспомощный малыш, которого вы принесли из роддома. Он многое умеет и с каждым днем действует все более осмысленно и уверенно. Считается, что в этом возрасте завершается адаптация к окружающим условиям и меняются все системы организма.

Общее физиологическое развитие

К этому возрасту кроха набрал еще 750 г, объем груди увеличился на 2,5 см, а головы — на 1 см. Теперь малыши весят 6-7 кг (плюс-минус 1 кг), а норма роста — 60-63 см (плюс-минус 3 см).

В этот период жизни у малышей начинают быстро расти ногти и волосы. Необходимо вовремя состригать отросшие ноготки, так как ребенок еще не умеет управлять ручками и может сильно оцарапать себя.

Увеличивается физическая активность грудничков и уменьшаются периоды дневного сна. Теперь на сон уходит 14-15 часов в сутки, а период бодрствования между сном и кормлением составляет 2 часа.

Большинство младенцев все еще питаются преимущественно грудным молоком, и сегодня все педиатры мира сходятся во мнении, что это лучшая еда для малыша. Но если случилось так, что вы не можете кормить ребенка грудью, то в этом нет ничего страшного. Главное, правильно выбрать смесь и прикорм, обращаясь только к известным маркам.

Умения и навыки

В развитии ребенка на четвертом месяце тоже много нового. Он делает первые попытки переворачиваться со спины на животик. Покажите карапузу яркую игрушку, пусть он заинтересуется ей. Но не давайте ее ему в ручки, а положите рядом. Малыш будет тянуться к игрушке, кряхтеть. Это поможет ему научиться поворачиваться набок, а позже и на живот. К концу четвертого месяца детишки уже могут поднимать верхнюю часть тела в положении «на животике», при этом они уверенно держат голову и поворачивают ее в разные стороны. Малыши могут немного проползать вперед, вытягивая туловище на руках.

4-месячный кроха уже пробует переворачиваться на животик, готовится к сидению и активному ползанию

В этом возрасте ребенок подготавливается к этапу сидения. Он может подтягиваться ручками, хватаясь за пальцы взрослого. Происходит так называемая группировка ребенка: он подтягивается головой и туловищем и свободно удерживается в этом положении.

На четвертом месяце более точными и уверенными становятся движения младенцев. У них развивается координаторная функция «глаз-рука-рот». Все то, что малышу попалось в ручку, он ухватит и потянет в рот. Он также тянет в рот и свои ручки.

В этом возрасте ребенок начинает различать цвета и форму предметов, поэтому рекомендуется давать малышу игрушки разнообразных цветов и форм. Кроме того, у карапуза появляются любимые игрушки и те, с которыми он играет неохотно.

Особенности нервной системы

У четырехмесячного грудничка угасают безусловные рефлексы, а вместо них формируются условные. Например, хватательный рефлекс: раньше малыш сразу хватал предмет, а теперь он на него смотрит, а только потом тянется к нему.

Поисковый рефлекс выражался в тактильных ощущениях, а теперь он тоже зрительный. Например, видя бутылочку, кроха открывает рот. Он готовится к акту сосания.

Психоэмоциональное развитие

Проведите несложный психологический эксперимент: встаньте рядом с малышом, улыбаясь ему. И он улыбнется вам в ответ. Если вы отвернетесь, то кроха попробует обратиться к вам призывными звуками. Если ребенок в 4 месяца не реагирует таким образом, это сигнал — он не проявляет инициативы в общении. Необходимо задуматься над этим. Общение и привязанность — важная характерная особенность психологического развития ребенка в 4 месяца.

В этот период детям очень нужно общение с любимыми мамой и папой. Когда он их видит, то начинает активно двигаться, выражая тем самым свою радость

В этот период у детей проявляется еще одна психоэмоциональная особенность — комплекс оживления. Когда в поле зрения ребенка появляется мама или папа, его ручки и ножки начинают активно двигаться, он может взвизгивать, что-то лепетать и улыбаться.

Малыши четвертого месяца жизни очень настороженно относятся к незнакомым людям. И даже к родственникам, которых они редко видят. Кроха может заплакать, если к нему подойдет посторонний человек. В этом возрасте младенцы еще не способны распознавать образ взрослого, если он немного изменился: стоит маме надеть, например, очки, и кроха не узнает ее. Такая метаморфоза тоже может его испугать.

Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие ребенка. На 4-м месяце жизни малыш не просто видит, он способен следить глазами за движущимся предметом или объектом, который находится не дальше нескольких метров. А если предмет убрать из поля зрения, то карапуз тут же про него забудет и вспомнит, если его снова ему показать. На этой особенности детей данного возраста строятся разные игры.

Малыши на данном этапе развития предпринимают первые попытки «разговаривать». Конечно, «говорят» они пока на своем младенческом языке (гулят, лепечут), но мамочки и папочки уже способны их понимать.

Малыши улыбаются, громко смеются, визжат. В этот момент необходимо поддержать своего кроху в его стремлении общаться, больше говорить с ним, поощрять его речевую активность.

Называйте вслух предметы, комментируйте свои действия (даже если вы просто меняете памперс), пойте ему песенки, читайте потешки, играйте в игры. Можно повторять за младенцем звуки, которые он издает, тем самым обучая его первым азам диалога. Не понимая смысла фраз и слов, крошка будет слушать тональность и эмоциональные краски голоса. Все это стимулирует малыша начать быстрее говорить и читать.

Аспекты питания

Соки: давать или не давать?

Наверняка в вашей семье есть бабушки, которые помнят, как в их молодость детям уже в 2 месяца давали сок. Действительно, так и было. Тому поколению очень хотелось посытнее накормить детей, дать им больше витаминов.

С 4-х месяцев можно начинать прикорм. Как правило, это каша или овощи. Фрукты и соки даются ребенку позже

Сегодня от этой тактики отказались, так как стало ясно, что витаминов в том количестве соков, что предлагается малышам, мало. А кроме того, сок раздражает стенки кишечника ребенка. В результате он не только эти витамины не усваивает, он не усваивает и то, что должен получить с другим питанием. Это подтверждает Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ — документ, подписанный двумя академиками. В нем же говорится, что до 4-х месяцев ребенок должен получать только грудное молоко (или адаптированную молочную смесь), и ничем прикармливать его не нужно.

В целом 4-месячный ребенок должен получать 1 литр еды в сутки.

В 4 месяца можно начать вводить первый прикорм. Традиционно в нашей стране это каша. Кашу рекомендует и Союз педиатров России. Каша должна быть безглютеновая (рис, кукуруза, гречка). Необходимо выбрать какую-то одну кашу и предложить ее малышу сначала в очень небольшом количестве, постепенно увеличивая порцию. Обычно начинают давать 1 чайную ложку готового продукта и доводят количество до 100 грамм.

Большинство педиатров не рекомендуют варить каши самостоятельно, лучше купить готовые, которые разводятся водой или грудным молочком (смесью). Дело в том, что промышленные каши лучше промолоты и измельчены, они обогащены витаминами и микроэлементами, которые необходимы детям.

Если варить кашу самостоятельно, то нельзя делать это на цельном молоке, которое вводится гораздо позже. Следует измельчить крупу в кофемолке и сварить ее на овощном бульоне. Если потребуется, протереть кашу через сито.

Кашу лучше давать утром — формируем завтрак, но можно и вечером.

Овощное пюре

На один вид прикорма дается около 2-х недель, по прошествии которых можно начинать вводить что-то другое. Например, овощное пюре. На самом деле, прикорм не всегда начинается с каши — можно начать и с овощного пюре, особенно если у ребенка избыточная масса тела, запоры или склонность к диатезу.

Лучшие овощи для первого прикорма — кабачок, цветная капуста, брокколи. Овощной прикорм обычно вводится днем, потому что с его помощью формируется обед. Начинайте давать малышу овощи с 1 чайной ложки и за 2 недели доведите до 100-150 г.

Итак, ближе к 4,5-5 месяцам ваш малыш уже завтракает и ужинает кашей (100 г), обедает овощным пюре (100-150 г). Докорм — смесью или грудным молоком.

Особые указания
  1. Начинайте прикорм только в том случае, если ребенок полностью здоров и пребывает в хорошем настроении, иначе он не сможет положительно воспринять новый для него вкус еды.
  2. Первый прикорм лучше давать утром или в обед, в первой половине дня. У вас должно быть время на то, чтобы понаблюдать за реакциями организма младенца. Сосредоточьте внимание на коже (нет ли сыпи, покраснений), краснота вокруг ануса и на ягодицах тоже говорит об аллергии. Проследите за стулом, следующие реакции должны вас насторожить: учащение стула, слизь, зелень или комочки в кале.

Теперь малыш стал более интерактивным, с ним интересно проводить время, играть. Игры для крохи — это не только развлечение, но и способ развития различных навыков и умений

Игры с малышом в 4 месяца

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Пальчиковые игры

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха — ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай!

Кышшш муха, улетай!

Кышшш муха, улетай!

Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.

Подвесные игрушки помогают развивать мелкую моторику и координацию движений

Игра на раскрытие кулачка и развитие тактильных ощущений

Проведите ладошками карапуза себе по лицу, раскрывая кулачок. Приговаривайте: «Мама хорошая, хорошая».

Игра на координацию движений

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Исследуем собственное тело

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками

Игры со звуками — любимая забава деток этого возраста. Ваша задача — издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.

Уход за ребенком в 4 месяца несложен: как правило, это купание, подмывание, обработка ушей и глазок, мытье головы. Важно в этот период начать заниматься гимнастикой для младенцев

Уход и гигиена

С 4-месячным ребенком необходимо ежедневно делать гимнастику (при условии, что он весел и здоров).

Положите ребенка на спинку:

  • Ручки вверх-вниз, затем по кругу в одну и другу стороны.
  • Скрестите ручки и разведите в стороны, затем опять скрестите.
  • Поворачивайте кроху на левый, затем на правый бок.
  • Согните и разогните ножки, сделайте ими круговые движения — сначала одной ножкой, потом другой, а в конце — обеими.

Положите на животик:

  • Сгибайте ножки в коленях, затем выпрямляйте их, разводите их в стороны и сводите.

Гимнастика — важная вещь в этом возрасте, но все должно быть в меру. Малыш не должен переутомляться. 5 минут утром — достаточно для 4-месячного карапуза. Во время гимнастики пойте ему веселые песенки, читайте потешки, главное, чтобы он почувствовал ритм. В конце не забудьте похвалить детеныша.

Необходимо следить за чистотой и гигиеной малыша:

  • чистите носик и ушки по мере надобности специальными ватными палочками с ограничителями;
  • купайте младенца каждый день в одно и то же время;
  • мыть голову достаточно 1 раз в неделю;
  • после туалета ребеночка нужно обязательно подмывать;
  • раз в неделю подрезайте ему ноготки.

Когда стоит волноваться

Развитие ребенка в 4 месяца не всегда происходит строго по шаблону и не всегда соответствует какому-то стандарту. Все дети индивидуальны. Однако средние показатели именно такие, какие описаны выше. На них можно опираться, но ни в коем случае не паниковать, если ваши результаты немного отличаются. Волноваться стоит только тогда, когда малыш:

  • не желает общаться и не замечает окружающих людей;
  • не оживляется при виде мамы или папы;
  • не имитирует звуки;
  • не улыбается и не смеется;
  • не заинтересовывается яркими игрушками и картинками.

В этих случаях можно говорить о подозрении на небольшое отставание в развитии, поэтому ребенка стоит показать педиатру.

ВНИМАНИЕ! Вся информация на сайте является популярно-ознакомительной и не претендует на 100% достоверность. Не нужно заниматься самолечением!

Источник: http://mladeni.ru/obshee/osobennosti-razvitiya-rebenka-4-mesyaca

Развиваемся дома: как заниматься с ребенком в возрасте 4-х месяцев

Младенцы до года буквально каждый день овладевают новыми навыками. Поэтому перед молодыми мамами становится вопрос: как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы максимально ускорить процесс освоения новых навыков? Мы приведем вам несколько примеров игр и занятий для малыша этого возраста.

Сложности в проведении занятий для малыша в 4 месяца

Многие мамы считают, что пока ребенок не сидит, с ним рано заниматься развитием речи и других навыков. На самом деле это не совсем правильный подход, в 4 месяца малышам нужно нечто большее, чем обычный легкий массаж и зарядка. В этом возрасте необходимо уделить внимание развитию тактильных ощущений и укреплению позвоночника.

Кроха в этом возрасте уже отлично держит голову и поднимается на предплечья, поэтому часть развивающих уроков можно провести в положении лежа на животе. Доктор Комаровский отмечает, что к четырем месяцам жизни ребенок бодрствует достаточно длительное время. Это действительно так. Хорошо развитый малыш к этому возрасту может провести без сна около двух-трех часов, и в это время с ним необходимо играть и проводить занятия, направленные на закрепление различных навыков. В этот период малыш начинает активно познавать мир, и важно помочь ему в этом.

Помогаем ускорить физическое развитие

В первой половине дня, перед длительным дневным сном, уделите внимание физическому развитию ребенка. Для того чтобы малыш быстрее начал садиться и ползать, вам нужно укрепить ручки и позвоночник. Массаж проводите после завершения гимнастического комплекса, а второй его сеанс можно сделать после купания.

Гимнастика должна включать в себя:

  • подтягивания;
  • подпрыгивания;
  • игры с надувным мячом;
  • упражнения для укрепления рук и ног.

В дни, когда малыш не расположен к длительным играм, выполняйте базовый комплекс упражнений:

  1. Возьмите ручки малыша в свои, скрещивайте их на груди и отводите в стороны.
  2. Помогите ребенку перевернуться на живот, через правый бок и через левый.
  3. «Парение» из положения лежа на спине. Дополнительно это упражнение можно повторить из положения лежа на животе.
  4. Сгибание и разгибание рук в локтях.

Каждое упражнение из базового комплекса необходимо повторять от шести до восьми раз. Исключение составляет лишь «Парение», которое достаточно повторить до трех раз. Младенцам очень нравится дополнительное упражнение «Подтягивание». Для его выполнения уложите ребенка на ровной поверхности. Под голову хорошо подложить маленькую мягкую подушечку. Дайте крохе ухватиться за ваши указательные пальцы, и слегка потяните его за ручки вверх.

В первые дни тренировок достаточно, чтобы ребенок лишь немного отрывал голову и плечи от поверхности. Если вы будете делать это упражнение регулярно и правильно, то уже через 2 недели младенец сядет, после чего можно будет усложнить задачу. Возьмите перекладину или два пластиковых кольца, дайте ребенку ухватиться за них и делайте все так же, как и в обычном варианте. Будьте бдительны, чтобы успеть подхватить кроху, если он решит разжать ручки.

Подпрыгивания – это одно из самых любимых упражнений для грудничков и взрослых. Для его выполнения необходимо взять малыша под мышки и приподнять над коленями, так, чтобы ребенок едва касался их ногами. Кроха будет стараться дотянутся ножками до опоры, а вы приподнимайте его, чтобы этого не произошло.

В качестве дополнительно спортивного инвентаря приобретите пляжный надувной мяч среднего размера. Его расположить близко к ножкам ребенка, то он его рефлекторно оттолкнет, но это не все игры, которые можно проводить с этим инвентарем. Мяч вам пригодится и для занятий в более старшем возрасте. Положите младенца на спину и расположите мяч на весу над его грудью. Крутите его и стимулируйте хватательный рефлекс. Грудничок в этом возрасте должен попытаться ухватить крупную добычу кулачками. После того как пальчики и кисти станут более развитыми, он начнет брать мячик ладонями. Игры с легким пляжным мячом не утомительны, но не стоит проводить их во второй половине дня.

Совершенствуем тактильные ощущения

В 4 месяца можно начинать работу над тактильными ощущениями ребенка и проводить пальчиковую гимнастику. Для начала разберемся с упражнениями для развития пальчиков и кистей рук. Пальчиковая гимнастика проводится под потешки, которые известны каждому с детства:

Игрушки, сделанные своими руками, иногда намного лучше купленных, поэтому каждый месяц изготавливайте новые пособия для крохи. Для развития тактильных ощущений в 4 месяца вам нужно изготовить мешочки с разными наполнителями: крупами, макаронами, бусинами, бисером, гаечками и пуговицами. Подготовьте сразу две пары таких мешочков, так как они понадобятся вам еще и в более старшем возрасте. Лучше всего, если мешочки будут изготовлены из двух слоев ткани, так крупа и другая мелочь точно не просыплется. Надежно зашейте их и дайте малышу помять руками.

Еще одним пособием для развития нервных окончаний пальчиков может стать книжка из лоскутков. Соберите несколько образцов ткани: хлопок, флис, драп, шерсть, бархат, атлас, плащевку, деним и велюр. Найдите как можно больше образов, разных на ощупь, и вырежьте из них квадраты со сторонами по 20 сантиметров. Сшейте их между собой, чтобы получить книжку. Необычно выглядеть это пособие будет, если края квадратов будут обработаны ножницами, оставляющими срез зигзаг. Если вы делаете прямой срез, обметайте квадраты при помощи оверлока. Если у вас нет швейной машины и оверлока, эту «книгу» за небольшую плату вам смастерят в ближайшем ателье. Там же вы можете найти и лоскуты с разной фактурой.

Зрительное и слуховое восприятие

Самый простой способ развить зрительно восприятие окружающего мира – это украсить уголок малыша большим количеством картинок и фотографий. Пару лет назад на слуху у многих мама были пособия «Школа семи гномов». В них были собраны готовые картинки и карточки, которые можно было разместить в комнате. Если у вас нет возможности приобрести готовый комплект, тогда следует воспользоваться альтернативными способами;

  • скачать картинки из Интернета и распечатать на цветном принтере;
  • вырезать изображения из детских книг, а затем создать коллаж.

Часть пространства необходимо отдать под фотографии близких малышу людей – папы, мамы, братьев и сестер (если они есть). Остальное место можно заполнить изображениями:

Периодически можно обновлять эту выставку. Изображения должны быть достаточно крупными. На коллажах их стоит размещать по три штуки. Именно столько с ребенком необходимо изучать за один раз. Подносите малыша к картинкам и рассказывайте, что на них изображено. В результате младенец должен узнавать изображения.

В возрасте 4-х месяцев наступает пора игр «Ку-ку» и «Мишка прячется». Если первая игра известна практически всем, то с «Мишкой» вам предстоит познакомиться вместе с ребенком. Уложите грудничка в кровать и занавесьте бортики. Возьмите яркую мягкую игрушку и попеременно показывайте ее с разных сторон кроватки, сопровождая словом «привет». Исчезновение мягкой игрушки необходимо сопровождать словом «пока». Ребенок должен находить мишку или другое плюшевое животное глазами. После игры дайте малышу изучить мишку.

Мы рассмотрели наиболее популярные способы, как развивать ребенка в 4 месяца, но их существует гораздо больше. Можно смотреться вместе с крохой в зеркало, называть части тела и проводить другие занятия. Чаще включайте младенцу музыку, разговаривайте и читайте.

Читайте также по теме:

One thought on “ Развиваемся дома: как заниматься с ребенком в возрасте 4-х месяцев ”

  1. Елена says:

В упражнении «Подтягивание» нужно, чтобы ребенок держался не за указательные пальцы взрослого, а за большие. А остальными четырьмя пальцами взрослый страхует его, слегка придерживая кисти рук малыша и не давая им разжаться! Иначе ребенок отпустит ручки и сильно ударится головой! Страхуйте ребеночка, пожалуйста.

Источник: http://malyshuhod.ru/vospitanie/razvivaemsya-doma-kak-zanimatsya-s-rebenkom-v-vozraste-4-x-mesyacev.html

progrudnichkov.ru