Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок 4 месяца. С 3 до 4 месяцев ребенок


Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев

Содержание статьи:

Малышу исполнилось 4 месяца. Настает новый этап его жизни. Уверенно освоив первые двигательные навыки, карапуз стремится узнать суть окружающих его вещей и научиться всему, что только возможно.

Какой он 4-й месячный малыш

Движения стали не только уверенными, но и осознанными. Теперь кроха уже без особых трудностей хватает подвешенные игрушки, тянется за предложенным предметом или руками, совершенствует технику переворотов со спины на живот и обратно. Руки и ноги уже достаточно скоординированы, чтобы в ближайшие 2 месяца начать ползать.

Мышцы спины окрепли и при помощи взрослого малыш может подняться в положение сидя, и ему это нравится. Но не стоит усердствовать. Любой двигательный навык должен приходить самостоятельно. Поднимая кроху за руки вверх, стоит ориентироваться на его возможности и не торопить события. Излишняя спешка может привести к нежелательным последствиям. Малыш обязательно сядет сам, но только после того, как мышцы его спины будут достаточно крепкими, чтобы поддерживать позвоночник.

Кроха изменился не только в своих умениях, но и в поведении. Все больше он требует общения. Улыбка, смех, лепет, разные интонации крика помогают карапузу лучше донести свое отношение к происходящему, а маме понять его желания. Ведущую роль в стимуляции эмоциональных и двигательных изменений теперь играют слух и зрение. Малыш узнает своих родителей и других людей не по запаху, а по голосу и виду.

Период между 4 и 5 месяцами жизни играет важную роль в формировании двигательных, эмоциональных и умственных навыков. Малыш еще не сидит, но уже вовсю стремится увидеть, что его окружает.

Изменился он и внешне. Вместо пуха на голове начинают расти гладкие волосы, постепенно закрываются, образовавшиеся за первые четыре месяца, залысины на голове. Ногти на руках и ногах стали твердыми, растут очень быстро. Следует следить за их длиной, чтобы малыш не поцарапался. У некоторых карапузов поменялся цвет глаз. Кто-то обзавелся складочками, кто-то вытянулся вверх. Уже хорошо прослеживаются особенности характера и тип темперамента.

Физиологические изменения и физическое становление

На пятом месяце жизни малыш все еще достаточно быстро набирает вес и рост. На ближайшие 30 дней целью становится 600 грамм массы тела и 1-3 см высоты. Практически все дети в этот период весят в два раза больше, чем при рождении. В среднем вес приближается к отметке 7 кг, а рост — к 64 см.

Созревание нервной системы позволяет крохе практически полностью отказаться от врожденных рефлексов и действовать исходя из собственных желаний. Умение управлять своими мышцами, осваивать навыки дает карапузу новые возможности, показывает, каким образом достичь поставленных целей.

Если первый зуб у малыша еще не появился, то к этому времени у большинства детей наблюдается усиленное слюнообразование. В норме, первый молочный зуб может появиться до 6-ти месяцев, поэтому в период между 4 и 5 стоит позаботиться о приобретении специальных игрушек-прорезывателей. Обычно они продаются в аптеке или в детском отделе в магазинах.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средний показатель окружности головы Средний показатель окружности груди
Новорожденный мальчик 2,9 3,9 48 53,5 34,5 34,5
Мальчик в 5 месяцев 6,1 8,3 61,1 67 42,5 43
Новорожденная девочка 2,8 3,9 47,5 53,1 33,5 34
Девочка в 5 месяцев 5,9 7,7 60,8 66 41,5 42

Психоэмоциональное развитие

Наряду с физическими успехами малыш на 5-м месяце развития показывает крупные достижения в психоэмоциональном становлении. Кроха хорошо знает и узнает самых близких людей: маму, папу, бабушку, дедушку(если они часто находятся рядом). Именно в этот период дети начинают опасаться посторонних людей. Некоторые карапузы позволяют незнакомцам взять себя на руки, но при этом ведут себя настороженно, другие начинают капризничать и всеми силами пытаются вернуться в знакомое окружение. Формирование разделения людей на «своих» и «чужих» свидетельствует о зарождении базового доверия к окружающему миру, формировании основных психоэмоциональных установок.

Мир малыша

Мир ребенка состоит из тех людей, кого он видит достаточно часто. Мозг еще не может надолго удерживать образ, поэтому при редких визитах и общении даже близкие родственники переходят в разряд малознакомых людей, и потребуется некоторое время для признания ребенком в них родного человека.

Развитие органов чувств, в первую очередь, зрение и слух, позволяет крохе постепенно понимать значение разных интонаций. Сохранение психологического комфорта крохи в этот период требует от взрослых, находящихся рядом, контролировать свои эмоции и форму выражения своих чувств. Не стоит ругаться или злиться рядом с карапузом. Даже, если ваш гнев направлен не на него, он будет чувствовать себя не комфортно и обязательно отреагирует плачем. Эмоциональная стабильность крохи в этот период является важным элементом для равномерного и стабильного развития.

Социальный контакт

Все большую роль в развитии ребенка играет социальный контакт. Внимание со стороны взрослых, игры и диалоги способствуют многим важным психическим процессам. Малышу не просто нравится, когда с ним беседуют, он нуждается в общении, как в основном способе развития умственных способностей. Идет активное запоминание основных речевых форм, артикуляционных движений, возможностей передачи эмоции при помощи мимики и движений. Кроха уже уверенно произносит много звуков, стремится выстраивать слоговые цепочки. Находясь в приподнятом настроении, ваш малыш может издавать целые звуковые монологи на несколько минут.

До 4-х месяцев в большинстве случаев малыш прибегал к негативным эмоциям под воздействием физического дискомфорта. Холод, голод, сонливость, боль были стимулом для плача. Но теперь спектр эмоциональных проявлений стал шире, малыш может плакать от грусти, желания что-то получить или сделать. К плачу с разной интонацией прибавляются активные движения руками, жесты. Часто детки протягивают ручки к маме, когда хотят, чтобы их взяли.

Показателем развития нервной системы ребенка является умение крохи самостоятельно заняться игрушками на 5-10 минут. Возросшие двигательные способности и врожденная любознательность заставляют карапуза трогать, трясти и пробовать на вкус все, что находится в пределах видимости.

Развитие речи

Чтобы помочь малышу развить психоэмоциональную сферу стоит уже в этом возрасте перестать сюсюкать и коверкать слова. Речь, направленная на ребенка, должна быть чистой и внятной. Идеально разговаривать с ребенком лицом к лицу, чтобы кроме звуков карапуз видел вашу артикуляцию, мимику.

Постарайтесь называть своего ребенка только по имени. Всевозможные зайчики, котики и лапушки можно использовать, но стараться прибегать к ним, как можно реже. Между 4 и 5 месяцами происходит формирование речевого базиса, малыш начинает привыкать к своему имени и запоминать названия чаще всего встречаемых предметов.

Маленькие достижения для будущих больших побед

Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:

  • Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
  • Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
  • Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
  • Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.

Двигательные навыки

Двигательные навыки на 5-м месяце жизни развиваются очень быстро. Развитие нервной системы заставляет двигаться осознанно и стремиться рассмотреть, и изучить все предметы вокруг. Двигаясь за своими желаниями, карапуз уже достаточно уверенно ворочается со спины на живот и обратно, совершает руками осознанные движения, ворочает и поднимает голову из любого положения. Лежа на животе, малыш старается подняться как можно выше, используя не только плечи и голову, но и руки. Упираясь ладошками в поверхность, кроха очень сильно прогибает спину, тренируя мышцы. Эти упражнения, наряду с поднятием корпуса из положения лежа на спине позволят уже скоро самостоятельно сесть, поползти и пойти.

Стоит отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то сначала поползет, а потом сядет, другие вначале сядут, потом поползут. Достаточно часто дети сначала садятся и встают, а после освоения этого навыка начинают ползать. Каждый из этих сценариев являетсянормой. Если вдруг ваш малыш к 6-ти месяцам не пополз,но уже уверенно садится, то нет причин для беспокойства. Выбор того или иного варианта развития событий зависит от наиболее легкого для крохи движения. Одним проще поднимать туловище, другим шевелить ногами, третьим – руками.

Слух и реакция на звуки

Слух ребенка на 5-м месяце жизни развит хорошо. Малыш различает и узнает большое количество разнообразных звуков. Формируя зрительно-слуховые знания, малыш нуждается в разнообразных упражнениях, стимулирующих развитие слуха. Классическая музыка, пение и диалоги играют большую роль в становлении умственных навыков.

Между 4 и 5 месяцами стоит активно предлагать малышу изучать звуки, издаваемые разными предметами. Покажите, как можно стучать погремушкой по разным поверхностям, получая новое звучание.

Стоит понимать, что развитие слуха тесно связано со зрением. Очень важно на этом этапе не только предлагать слушать разнообразные звуки, но и показывать и называть предметы, их издающие. Чем большее количество предметов будет различаться малышом по виду и звучанию, тем быстрее будет происходить формирование начальной базы знаний.

Зрение

Успешное освоение движений рук невозможно без улучшения зрения. На пятом месяце карапуз уже хорошо видит, различает основные цвета спектра, начинает пользоваться боковым зрением. Постепенно кроха учится определять расстояние до предмета и безошибочно хватать интересующий его предмет. Чтобы помочь малышу продолжить совершенствовать умения, предлагайте ему для игр яркие предметы и игрушки, продолжайте упражнения по развитию мышц глаз, показывайте мир, находящийся за пределами кроватки и коляски.

На пятом месяце жизни малыш формирует базу знаний. В этом процессе зрение играет важную роль. Если до этого момента вы не посетили окулиста, то постарайтесь сделать это в короткий срок.

Первые слезы

Одной из особенностей этого периода является появление слез. До этого, когда малыш плакал слезные железы не выделяли влаги. К 4-м месяцам они включаются в работу, и когда кроха расстроен или ему больно из его глаз начинают течь слезы. Не стоит пугаться, если заметите после плача мокрые ресницы или щеки. Это нормально. Система увлажнения глаз работает хорошо. Если малыш плачет, а слез нет, то это не показатель сбоя в организме, возможно железы еще не созрели или причина не вызывает сильного эмоционального переживания.

Врожденные рефлексы

В норме к началу пятого месяца врожденные рефлексы угасают, заменяясь условными и осознанными движениями. Шаговый рефлекс полностью пропадает и малыш больше не пытается двигать ножками, если его поставить вертикально на твердую поверхность. Если раньше лежа на животе, получив опору на ногу, кроха неосознанно отталкивался ножкой, то теперь он это делает только, желая дотянуться до предмета. Все движения маленького исследователя совершаются для определенной цели, а не вслед за непроизвольным сокращением мышц.

Если у вашего крохи наблюдаются остаточные врожденные рефлексы к 4-5 месяцам, рекомендуется посетить невропатолога.

Ребенок в 4 месяца

Уход и гигиена

Основные принципы ухода за ребенком остаются прежними. По утрам стоит умывать и обтирать карапуза кипяченой водой, следить за чистотой ушных раковин и носа. В течение дня необходимо поддерживать чистоту паховой области, а вечером купать.

Купание

При необходимости, при появлении потнички или раздражения, можно добавлять в воду для купания различные отвары трав (ромашка, календула). Иногда при расстройствах сна и поведения педиатры назначают различные травяные настои для снижения нежелательных проявлений. Следует придерживаться назначенной дозировки и периодичности использования. Помните, что даже травяные настои имеют свои противопоказания и негативные проявления.

Использование при купании мыла не требуется. Оптимальным будет использование моющих средств после опорожнения кишечника для очищения паховой области. Остальные участки кожи ребенка не требуют дополнительной обработки, кроме чистой воды.

Подгузники

На пятом месяце хорошо начинать уменьшать количество времени, проведенного малышом в подгузнике. Так малыш будет начинать понимать разницу между сухими и влажными вещами и в будущем будет проще приучить его к горшку. Можно предложить крохе находиться в подгузнике только во время ночного сна и дневной прогулки. В летнее теплое время можно и на улицу выходить без этого предмета гардероба.

Если внимательно наблюдать, то в этот период уже можно заметить, что кроха какает в одно и то же время, что позволяет выстраивать график прогулок.

Проветривание и комнатная температура

Важным для здорового сна и развития являются условия в комнате малыша. Желательно следить за температурой помещения. Оптимальной считается температура в 21 -22 градуса с достаточно высокой влажностью (не ниже 50%). Часто при недостаточной влажности помещения у малыша образуются сухие корочки в носовых ходах, он шумно дышит.

Поддержанию оптимальной температуры и влажности способствуют частые проветривания помещения. Следует делать это не реже 3 раз в день по 5 минут в холодное время года и по 15-30 минут в теплое. На время проветривания следует вынести карапуза из помещения и закрыть двери. Идеально открывать окна перед выходом на прогулку, чтобы воздух в помещении хорошо поменялся.

Питание

На пятом месяце желудочно-кишечный тракт уже практически готов к перевариванию новой пищи, но рекомендуемым остается грудное молоко.

Дети на ГВ на пятом месяце жизни увеличивают время между кормлениями. Теперь кроха просит грудь раз в 3,5-4 часа. Время насыщения не превышает 15 минут. Срыгивания в норме практически исчезли. После еды не рекомендуется выкладывать на живот или занимать активными играми. Хорошо поносить столбиком и развлечь стихами или песнями.

Прикорм

Введение прикорма необходимо детям, находящимся на искусственном вскармливании и при низком наборе веса. Вводить в этом возрасте прикорм желательно после консультации педиатра и придерживаться строгих правил. Обычно в этом возрасте знакомят с яблоком или бананом. Но опираться в выборе продукта необходимо на рекомендации врача.

На пятом месяце малыш уже может переварить сок и фруктовое пюре. Новый продукт вводиться малыми дозами постепенно. Обычно начинают с трети чайной ложки. Через неделю увеличивают количество продукта до половины чайной ложки. Еще через неделю можно увеличить до полной чайной ложки.

После этого количество продукта увеличивается ежедневно по пол чайной ложки до возрастной нормы. Если нет реакции, то через месяц 2-е утреннее кормление полностью заменяется прикормом.

Вводятся новые продукты в первой половине дня перед вторым кормлением. Следует внимательно следить за реакцией организма. Высыпания, изменения стула и поведения могут быть симптомами аллергической реакции. При таких проявлениях стоит временно прекратить введение прикорма.

Новые продукты нельзя вводить, если у малыша температура, заложенность носа, аллергическая реакция. Кроха должен быть бодр и доволен.

Сон и режим дня

На пятом месяце жизни дети спят по 10-11 часов ночью. Большинство малышей просыпаются под утро, чтобы перекусить, но некоторые карапузы отдыхают всю ночь без пробуждений. Каждый из этих сценариев является нормой. Длительность ночного сна зависит от степени созревания желудочно-кишечного тракта, плотности ужина, типа нервной системы карапуза.

Днем малыш может спать до 4 раз. При этом 2 сна будут длительные по 2-3 часа и 2 коротких (до 30 мин). Некоторые карапузы к 5-ти месяцам отказываются от короткого сна и переходят на 2 разовый дневной сон длительностью до 3 часов. Не нужно волноваться, если малыш перешел на такой график чуть раньше. Если при этом он бодр, весел, активен, то причин для волнения нет.

К 5-ти месяцам хорошо заметен темперамент малыша. Ранние пташки встают очень рано и без проблем придерживаются режима, другие дети просыпаются намного позже и сложнее уходят на ночной сон. Для облегчения собственной жизни и приучения карапуза к распорядку желательно придерживаться определенного режима дня. Для этого ежедневные процедуры стоит проводить в одно и то же время, сопровождая постоянными песнями и потешками. Привыкая к определенной последовательности действий и ассоциируя ваше поведение с процедурой,кроха будет лучше спать, чувствовать себя уверенно, а вы сможете планировать следующий день.

Закаливание

Укреплению иммунной системы на пятом месяце жизни способствуют мероприятия по закаливанию организма. Если вы уже начали проводить такие мероприятия ранее, то не стоит их прекращать. Постепенно можно понижать предлагаемую температуру на градус, доведя до 18.

Закаливание младенца состоит из нескольких видов.

  1. Обтирания водой комнатной температуры.
  2. Воздушные и солнечные ванные.
  3. Снижение температуры для купания.
  4. Отсутствие кутания и переизбытка тепла.

Закаливание проводится для приучения организма правильно реагировать на изменения температуры окружающей среды, умения сопротивляться холоду, стимулирования кровообращения. При правильном подходе со стороны родителей, закаленные дети в 4 раза меньше болеют от переохлаждения и лучше сопротивляются различным инфекциям.

Плавание

К 4 месяцам врожденные рефлексы практически исчезли, поэтому если вы ранее не начали посещать бассейн, обучение будет происходить не на подсознательном уровне, а как новому навыку. Теперь малыш будет изучать возможности движения в воде через осознанные движения. Пользу от водных процедур сложно переоценить. Влияя на нервную систему, совершенствуя двигательные навыки, благоприятно влияя на умственные способности, купание, плавание и игры с водой являютсявеликолепным стимулом для развития.

Стоит отметить, что с младенцем нельзя купаться в открытых источниках. Реки, озера, моря и океаны — не подходящее место для обучения плаванию. Пока кроха не пройдет полный курс вакцинации от полиомиелита (3 года), стоит воздержаться от таких мероприятий.

Для обучения плаванию лучше всего выбрать бассейн или домашнюю ванную.

Температура воды для обучения должна быть комнатной или чуть ниже. Теплая вода (выше 25 градусов) расслабляет ребенка и не мотивирует его на движения, поэтому все ваши попытки показать, как нужно двигаться будут восприниматься не совсем качественно. Вода комнатной температуры будет стимулировать кроху двигаться, чтобы разогнать кровь и тонизировать состояние клеток головного мозга.

Ребенок в 4 месяца

Ручной малыш. Как приучить к самостоятельным занятиям

Одним из вопросов, часто встречаемых на форумах, является отучение ребенка от постоянного ношения на руках. В возрасте 4-5 месяцев это кажется еще не такой большой проблемой, ведь карапуз еще не так много весит. Но задуматься над ним лучше уже сейчас. Пройдет еще немного времени и малыш будет уже весить намного больше и его привычка изучать мир с маминых рук окрепнет. Отучать от такого времяпровождения детей постарше достаточно сложно. Стоит предпринять попытки научения самостоятельной игре уже сейчас.

Чтобы кроха не просился на руки, стоит дать ему интересное занятие. К 4-5 месяцам уже отчетливо видно, каким видам малыш отдает предпочтение, у него появляются любимые игрушки. Как можно чаще давайте ему возможность заниматься любимым делом.

Еще один способ занять ребенка – предоставить ему новый предмет для изучения. Так как долговременная память еще не созрела, малыш очень быстро забывает о старых игрушках. Не стоит выкладывать перед ним все сразу. Положите от трех до пяти погремушек, а остальные спрячьте. Через неделю произведите полную замену предметов. Вы удивитесь, но малыш станет изучать старые игрушки с таким увлечением, как будто никогда их не видел.

Хорошо помогает отучать от постоянного ношения на руках упражнения на артикуляцию. В течение 5-10 минут поговорите с крохой лицом к лицу, четко выговаривая разнообразные звуки. После этого малыш некоторое время будет обдумывать увиденное, тренируя собственные способности.

Используйте современные технические новинки и приспособления: качели, манеж, специальные стульчики для не сидящих детей. Малыш будет видеть окружающие предметы без необходимости использования маминых рук. Можно предложить ему дополнительно поиграть и игрушками, послушать музыку, полистать книгу для младенца.

Как развивать

На пятом месяце жизни уже необходимы ежедневные развивающие занятия. Их можно разделить на 3 вида:

  • Обучение двигательным навыкам и развитие костно-мышечного аппарата.
  • Развитие умственных способностей.
  • Совершенствование органов чувств.

Каждый из этих видов можно использовать по отдельности или создавать комплекс развивающих упражнений, включающий в себя занятия на развитие всех необходимых навыков.

Двигательные навыки и укрепление мышц тела совершенствуются через зарядку и упражнения в течение дня. Хорошо делать по 3-5 подходов в течение дня после пробуждения. Хорошо перед упражнениями сделать разогревающий массаж и после завершения комплекса расслабить мышцы поглаживанием.

Можно считать, включать музыку, рассказывать стихи и петь песни. По длительности один подход может занимать до 20 минут. Основными требованиями являются бодрое настроение и желание ребенка. Если карапуз не настроен на активные движения, не стоит его заставлять, предложите ему другой вид деятельности.

Умственные способности тренируются вместе с совершенствованием органов чувств. Между 4 и 5 месяцами формируется первоначальная база знаний. Малыш ассоциирует внешний вид предмета с его звучанием, названием, вкусом. Стимулом для развития способностей становится предоставление широких возможностей к познанию. Не нужно отбирать вещи из рук ребенка, лучше следить за их чистотой и безопасностью. Уже в этот период стоит проверить дом на наличие нежелательных предметов в доступной для малыша области, купить или сделать засовы на полки, заглушки на розетки и т.д. С каждым днем малыш будет все активнее и уже не за горами день, когда он начнет передвигаться.

Рекомендуется включать малышу классическую музыку, читать книжки, показывать и рассказывать о предметах, окружающих его. Чем больше разнообразных вещей увидит кроха, тем легче ему будет впоследствии осваивать речь, использовать новые способы мышления.

Улучшившееся зрение позволяет предлагать в этом возрасте для игры зеркало. Кроха с интересом будет рассматривать свое и ваше отражение, предметы перед собой и сзади. Постепенно сформирует представление о себе. Но не стоит ждать, что он будет понимать, что это отражение. Такое понимание появится не ранее 1,5 лет.

Следует предложить карапузу развивать сенсорику. Для этого удобнее всего купить или сделать развивающий коврик. Сделанный из ткани разной на ощупь, наполненной различными видами круп, этот предмет стимулирует развитие разных центров головного мозга.

Посещение педиатра и медицинские аспекты

В 4 и 5 месяцев необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач проверит гармоничность развития, измерив рост, вес, окружность головы и груди, обязательно послушает сердцебиение и дыхание. Посмотрит степень появления зубов и состояние кожных покровов.

При необходимости будет назначено посещение невропатолога, ортопеда, окулиста, отоларинголога. Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь их задавать.

Обязательно стоит рассказать врачу, если:

  • Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
  • Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
  • Малыш часто срыгивает на ГВ.
  • Плохо спит и ест.
  • Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.

Взависимости от ситуации педиатр может назначить дополнительный осмотр у других специалистов. В такой ситуации стоит постараться, как можно быстрее выполнить рекомендации.

Некоторые советы

Ваш малыш уже в шаге от первых перемещений по дому. Уже сейчас стоит подумать о нескольких важных вещах:

  • Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте. Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
  • Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение. Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
  • Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
  • Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.

Вступление в новый этап – движения и познания – несет с собой множество новых событий и изменений. С каждым днем ваш кроха будет становиться все более взрослым и понятным. Он будет использовать мимику и жесты, интонацию и движения для выражения своих желаний. Если вы постараетесь, то сможете обеспечить удобный режим дня и питания. Вы не заметите, как пролетит время и малыш поползет и сядет. Будьте внимательны и осторожны в это время, не форсируйте событий, а наслаждайтесь тем, что есть.

kukuriku.ru

Развитие ребенка с 3 до 4 месяцев видео

  • Четвертый месяц жизни. Календарь ра...

    Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев. Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает...... От автора Мамина Школа.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • РАЗВИТИЕ в 3-4 МЕСЯЦА РЕБЕНКА...

    В этом видео расскажу про достижения и развития моей дочки с 3го по 4й месяц жизни. Болезни, падения, прикорм?...... От автора Даша Боциян.... Добавлено 8 мес. назад. Подробнее...

  • Ребёнок в 3-4 месяца | Mamalara.ru...

    В первые 3-4 месяца ребенок учится держать равновесие. Пришло время проверить моторику малыша. Оцените разв...... От автора Лариса Свирид.... Добавлено 8 год. назад. Подробнее...

  • ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК В 4 МЕСЯЦА...

    Развитие ребёнка в 4 месяца: ВЕС, РОСТ, СОН, ПИТАНИЕ, УМЕНИЯ И ИГРЫ. От автора Be Mom. Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Ребенок 3 месяца: развитие речи, иг...

    Видео подготовлено специально для проекта СМСмаме. От автора СМС маме.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Ребенок 4 месяца - срыгивание и ико...

    Видео подготовлено специально для проекта СМСмаме. От автора СМС маме.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Раннее развитие: 4 месяца. Четырехм...

    Не упусти мгновение! ВАЖНО в четыре месяца! ПРОСТЫЕ ИГРЫ! Развитие четырехмесячного ребенка. Растите вмест...... От автора Ala Bezmenava. Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА / 3 МЕСЯЦА...

    Ребёнок 3 месяца. Сколько должен весить, сколько кушать, сколько спать? Что он должен уметь? Как его развиват...... От автора Be Mom. Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Игры с ребенком в 3 - 4 месяца.Разв...

    Добро пожаловать на мой канал! Партнёрка YouTube (до 90% дохода) вывод денег от 0,50$ Спасибо,...... От автора 3доровый Малы.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Ребенку 4,5 месяца ✔ Развитие ребен...

    Ребенку 4,5 месяца ☆ Развитие ребенка в 4,5 месяца Понравилось видео, ставь «ПАЛЬЧИК ВВЕРХ»! ☝ → МОЙ КАНАЛ...... От автора Irina Zhukova. Добавлено 4 год. назад. Подробнее...

  • Развитие в 3-4 месяца II часть | Дв...

    Простите что так поздно выкладываю!!!Сегодня прям понедельничный понедельник с кучей каких то дел и маминым...... От автора Mother days. Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Ребенок в 4 месяца /развитие/умелки...

    Видео о том что умеет ребенок в 4 месяца, как развивается, на примере моей доченьки. От автора Dariya Kraus. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...

  • Развитие ребенка в 4 месяца...

    Особенности питания, сна, развития ребенка в 4 мес. Что делать, чтобы ребенок хорошо развивался? ▻...... От автора Людмила Шаров.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Развитие ребенка в 3 месяца...

    Особенности питания, сна, развития. Что делать, чтобы ребенок хорошо развивался? ▻...... От автора Людмила Шаров.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев....

    Что должен уметь малыш в возрасте от трех до шести месяцев? Какие игры и игрушки могут Вам помочь? Развивающ...... От автора Детский Невро.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • Развитие ребенка по месяцам. 4 меся...

    питание ребенка до года, ребенок 4 месяца развитие, малыш 4 месяца, развития ребенка, развитие младенца, ребе...... От автора Aist. Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • Развитие ребенка в 3 месяца...

    Подпишись, чтоб не потерять: сколько должен весить ребенок в 3 месяца, развитие детей до года,...... От автора Planeta Deti. Добавлено 5 год. назад. Подробнее...

  • Ребенок 3 месяца - виды улыбок и см...

    Видео подготовлено специально для проекта СМСмаме. От автора СМС маме.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...

  • Развитие в 3-4 месяца I часть! | Ма...

    Продолжая тему развития по месяцам : нам уже 4,5 месяца и пора показывать, чем мы занимались в 3-4, как играли...... От автора Mother days. Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • РЕБЕНОК 3 - 6 МЕСЯЦЕВ ★★★ РАЗВИТИЕ ...

    Качественная детская мебель: Ребенок 0-3 месяца Ребенок 6 месяцев до 1 года ... От автора Svetlana Bisy.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...

  • xn--80ajpcv.xn--p1ai

    Ребенок от 3 до 4 месяцев. Чем с ним заниматься [338]

    Jun09Четвертый месяц жизни ребенка — переходный период. Малыш активнее ищет контакта со взрослыми, дольше рассматривает игрушки и окружающие предметы. Движения ребенка становятся более уверенными: он может дотягиваться до предметов и хватать их, держать в руке и трясти игрушку, хорошо прослеживает движущиеся объекты.

    Ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и когда видит их. Он всячески показывает свою готовность к общению: активно улыбается и лепечет. В лепете малыша появляются новые гласные и согласные звуки (и, л, м, б, л). Ребенок поворачивает голову на любой источник шума, ему нравится слушать музыкальные игрушки, радио.

    Чем заниматься с ребенком

    • Ежедневные дела, как правило, выполняют в определенном порядке: ребенка раздевают, купают, вытирают, делают легкий массаж, одевают, кормят и укладывают спать. Воспользуйтесь этим. Говорите о том, что вы делаете или будете делать, рассказывайте ритмичные стишки, пойте песенки. Называйте в стишках части тела малыша.

     

    • Время от времени оставляйте ребенка голышом на разных поверхностях (например, на атласной ткани или клеенке). Без одежды он лучше чувствует свое тело.

     

    • Когда вы одеваете малыша, попробуйте сделать несколько упражнений и одновременно прочитать короткие стихи или спеть песенку. Например, рассказывая стишок «Ехали медведи на велосипеде...», поочередно сгибайте и разгибайте ножки ребенка. Он будет прислушиваться к вашей речи и, возможно, улыбаться .

    • Показывайте ребенку, как «говорят» разные животные (лай собаки, мяуканье кошки, пищание мышки и т. п.). Чаще всего дети начинают изображать, как мяукает кошка и как лает собака.

    • Натяните над манежем веревочку или резинку с разными игрушками, катушками или крупными бусами. Ребенок будет касаться ножками или ручками игрушек, прислушиваться к звукам и наблюдать за качающимися игрушками.

    • Покажите малышу мыльные пузыри. Он будет внимательно следить за медленно парящими пузырями и в скором будущем начнет просить вас пускать пузыри снова и снова.

    • Давайте ребенку слушать разные звуки и показывайте их источник. Когда зазвонит телефон, возьмите малыша на руки, подойдите с ним к телефону и поговорите. Он будет внимательно смотреть на ваше лицо и слушать.

    • Для того чтобы ребенок чаще гулил, читайте ему стихи, в которых много повторов (например, «Жу-жу-жу жу-жу-жу я жужжу и не тужу...»).

    • Для развития тактильной чувствительности полезно давать малышу игрушки из разных материалов (деревянные, резиновые, пластмассовые, тряпичные). Игрушки должны быть жесткими и мягкими, шершавыми и гладкими, холодными и теплыми, тяжелыми и легкими, иметь разную форму и размер. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, вы можете комментировать его ощущения (например, «Тебе не нравится эта тяжелая игрушка?»).

    • Насыпьте в тазик немного фасоли или гороха и осторожно поместите в него ножки малыша. Наблюдая за реакцией ребенка, говорите о том, что он сейчас будет чувствовать. Это упражнение полезно для развития тактильной чувствительности.

    • Играйте с малышом в прятки: закрывайте лицо руками или прячьтесь за край пеленки. Выгляните сначала справа, в другой раз — слева, затем покажитесь сверху и снизу. Ребенок будет внимательно следить за направлением ваших движений и пытаться их предсказывать.

    • Поставьте рядом с малышом часы и понаблюдайте за его поведением. Когда ребенок начнет прислушиваться к тиканью, переставьте часы на другое место и привлеките к этому его внимание. Скажите малышу что вы сделали: «Посмотри, часики теперь стоят здесь. Тик-так, тик-так».

    • Положите ребенка себе на колени и, легонько покачивая его, напевайте песенку «По кочкам, по кочкам, по рыхлым дорожкам...». Затем неожиданно опустите малыша между колен, восклицая: «В ямку бух!» Постепенно ребенок приучится ожидать сюрприза в конце стихотворения или песенки и будет радоваться новым ощущениям.

     

    Источник: http://www.inteltoys.ru

    www.kazankids.ru

    Ребенок 4 месяца

    Моя беременность

    Ребенок 4 месяца

    За четвертый месяц малыш поправится на 750 граммов, в 4 месяца будет весить около 6300 гр, средний рост в этом возрасте 62-65 см. С 4 месяцев каждая последующая прибавка массы тела уменьшается на 50 гр.

    Если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (прибавка в весе составляет до 2 кг в месяц) — это в пределах нормы. Более подробно нормативы физического развития описаны в центильных таблицах — для мальчиков, для девочек.

    Ребенок в 4 месяца радуется при виде мамы, предпочитает ее всем остальным. Он уже может узнавать голоса знакомых людей, отличает их от незнакомых. Он поворачивает голову в сторону, откуда слышится голос, звон погремушек. При ласковом обращении взрослого происходит оживлении, начинает громко смеяться, оно поднимает ручки, размахивает ими. Ребенок в 4 месяца произносит первые слоги, захватывает висящую игрушку одной или двумя руками одновременно. Ребенок в 4 месяца может различать свое имя, уже реагирует на него.

    Ребенок в 4 месяца уже может приподнимать плечи и голову, лежа на спине. Он уже может выделять любимые, нелюбимые игрушки, при кормлении играет с грудью, бутылочкой, а также поддерживает ее.

    Когда ребенок лежит на спине, то вы размахиваете погремушкой около кровати, но ниже ее, чтобы ребенок не мог ее видеть, а с другой стороны покажите ребенку игрушку. Ребенок будет пытаться повернуться то к погремушке, то к кровати, в конце концов он поворачивается в сторону к игрушке.

    Ребенок должен находится в хорошем настроении, возьмите мячик и поддержите около его рук. Ребенок водит рукой по мячу. Двигает рукой медленно, но очень внимательно присматриваясь к своим движениям.

    Ребенок должен лежать на животе. Голова и плечи должны быть приподняты над поверхностью, опирается на ладони. Ребенок следит глазами за движениями игрушки с одной стороны на другую.

    Сделайте неподвижный упор из одеяла, ребенок, лежа на животе, будет отталкивать этот упор руками и ногами.

    Посмотрите на ребенка с расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем наденьте маску — зайца или лисицы. Ребенок изменит свое поведение — он будет морщить лобик, кривить рот, плакать, удивляться, двигаться.

    Ребенок в 4 месяца уже прочно удерживает погремушку в руке, не теряет ее. Он ощупывает, рассматривает погремушку.

    Ребенок легко узнает мать, проявляет радость при ее появлении. Гулит очень громко, смеется при общении со взрослыми. Когда вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот, попьет из ложки.

    Ребенку в 4 месяца необходимо 6 кормлений через 3,5 часа по 150-170 мл. При питании смесями, которые максимально приближены к грудному молоку, дополнительно необходимо ввести в рацион соки, фруктовое пюре. А вводить желток, творог необходимо вводить на более поздних сроках.

    К 4 месяцам дети спят по 15-17 часов в день, при этом 10-11 часов ночью, а остальное время разделено между 3, в основном 4 дневными снами по 2 часа.

    Вы можете все еще вставать раз или два за ночь для кормлений, но к 6 месяцам ребенок уже способен спать всю ночь. Необходимо воспитывать у ребенка навыки сна.

    Режим дня складывается из количества кормлений, биоритмов ребенка. Старайтесь кормить, укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так будет меньше проблем с пищеварением, и со сном. Узнайте, что должен был уметь ваш ребенок в 3 месяца.

    Евгения Феофилактова родила. Об этом уже знают многие. Ребенок появился на свет 14 декабря, в 11 — 25 по московскому времени. Роды […]

  • Цитомегаловирус (ЦМВ) при беременности(0)

    Цитомегаловирус (ЦМВ) относят к группе вирусов герпеса. Этот вирус передается детям во время беременности. Около 1% детей рождаются зараженными этой […]

  • Ребенку 6 месяцев(0)

    Ребенок в 6 месяцев активно проявляет эмоции, они все усложняются. В 6 месяцев ребенок уже вполне осознанно способен печалиться, осознанно […]

  • Ребенок в 5 месяцев(0)

    На 5 месяце ребенок с увлечением общается со взрослыми, играет с игрушками, пытается произнести первые слова. Уже на 5 ом месяце ребенок лепечет. […]

  • Ребенку 7 месяцев(5)

    Ребенок в 7 месяцев уже активно исследует окружающий мир — дотрагивается до окружающих предметов, пробует их на вкус, умеет разбирать […]

  • Шезлонг для новорожденного(0)

    Шезлонг для новорожденного – помощник для мамы. Многие молодые мамы задают вопрос – нужен ли шезлонг для новорожденного? Ответ, […]

  • Музыкальный мобиль(0)

    Музыкальные мобили часто можно встретить на кроватках малышей. Чем же привлекателен музыкальный мобиль, какой он должен быть? Музыкальный […]

  • Ребенок 4 месяца

    В 4 месяца ребёнок уже, как правило, не страдает коликами и газиками, работа желудочно-кишечного тракта вошла в норму, а значит, самое время сосредоточиться на развитии. Успехи ребёнка в этом возрасте уже весьма значительны: угасают рефлексы новорождённого, закрепляются новые умения и навыки, формируют эмоциональные связи с окружением.

    Физические навыки, характеризующие развитие ребенка 4 месяца жизни, развиваются достаточно интенсивно. Ребенок уже способен поднимать головку, лежа на спине, и хватать игрушку рукой. Если раньше главным для него было достать до игрушки и толкнуть ее, то теперь малыш захватывает ее маленькими цепкими пальчиками и тянет к себе. В 4 месяца ребёнок совершает это движение пока не вполне осознанно, желание притянуть понравившийся предмет не имеет под собой исследовательских задач.

    • Ребенок осваивает переворот с живота на бочок, а после — на спинку.
    • Мышцы рук выдерживают вес верхней части туловища — лежа на животике ребёнок уже может приподняться опираясь ладони и даже держать в таком положении голову.
    • Потянув за руки, ребёнка можно усадить, но делать это часто не нужно — его спина пока не окрепла.
    • Если ребенка поддерживать за подмышки, он имитирует ходьбу, упираясь и отталкиваясь от поверхности пальчиками ног.
    • Ладони ребёнка используются по-новому — они большей частью раскрыты, малыш учится хлопать ими одна об другую или о предметы.
    • Развитие хватательного рефлекса позволяет удержать предмет в руке около 30 секунд! Особый интерес вызывает погремушка — ребёнок понимает зависимость между звуком и движение рук.

    Не секрет, что по мере взросления у ребёнка угасают рефлексы новорождённого:

    • Рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание: ребёнок хватает попавшие в поле зрения предметы, удерживает их в руке некоторое время. Обратите внимание — это старт развития мелкой моторики.
    • Рефлекс Моро также угасает: если положить ребёнка на поверхность, а потом резко хлопнуть по ней, он уже не всегда раскидывает руки, словно хочет взлететь, а потом собирает их на груди.
    • Не утрачивайте рефлекс ползания по Бауэру: стимулируйте ребёнка к ползанию, предоставив его пяточкам опору — так ребёнок быстрее научится ползать.

    Существуют ещё рефлексы Таланта и Переза — к концу 4 месяца ребёнок должен «забыть» их, но они настолько специфичны, что проверять положение вещей самостоятельно не рекомендуется, нужен специалист-педиатр.

    Процесс кормления к этому возрасту становится привычным не только для мамы, но и для малыша. Он может теперь допускать более фривольное обращение с маминой грудью, например, немного поиграть ею в перерыве кормления. Малыш может ручками поддерживать бутылочку или чуть надавливать на грудь, чтобы молочко текло быстрее.

    Эмоциональное развитие ребенка 4 месяца характеризуется более осмысленной реакцией на действительность. Малыш уже не просто плачет, он выражает свое несогласие с каким-либо фактом или действием. Его желания становятся более понятны, а беспочвенные капризы уходят на второй план.

    В этот период становится понятно, какие игрушки нравятся ребенку, а какие нет. Свои пристрастия маленький человечек не скрывает. Он плачет и возмущается, когда ему дают не то, что он хочет и радуется и гулит, завладев любимой игрушкой. Не стоит испытывать его терпение – пусть играет с теми предметами, которые ему симпатичны.

    В 4 месяца ребёнок начинает развивать речь: первые слоги, произносимые малышом, часто не имеют смыслового значения, как и гуление, они относятся к звукоподражанию и первым пробам голоса. Однако именно из этих слогов в последствии появляются долгожданные: ма, па, ба, да и т.д.

    Поэтому следует обращать на них пристальное внимание, но не слишком переоценивать на данном возрастном этапе.

    Важным моментом, организующим развитие 4-месячного ребёнка, является реакция малыша на свое имя. Он еще не выражает явную радость при его звуке, но начинает поворачивать головку и внимательно прислушиваться.

    В этот период малыши начинают выделять голоса знакомых людей и отличать их от неизвестных им. Это может выражаться в простой настороженности при звуке незнакомого голоса, а может и перейти в плач испуганного младенца.

    Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

    Четвертый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

    У ребенка в 4 месяца еще сохраняется большая прибавка в весе, в силу невысокой двигательной активности. Ребенок может набрать за этот месяц до 750 г. В норме масса тела в 4 месяца составляет 6 – 7 кг (± 1 кг), рост 60 — 63 см (± 3 см).

    У ребенка в четыре месяца продолжают угасать рефлексы новорожденного:

    Присутствие этих рефлексов после 4 месяцев может говорить о неврологических нарушениях и требует обследования у невропатолога.

    Кроме того, нормальное физическое развитие ребенка в этот период характеризуется наличием следующих навыков:

    • Ребенок с легкостью переворачивается с живота на бочок и на спинку.
    • Лежа на животике может приподняться на ручках, опираясь только на ладони и держать голову.
    • Садится, когда его подтягивают за ручки и уверенно держит голову. Но не забывайте, что его спина пока не окрепла, поэтому высаживать малыша еще рано.
    • При поддерживании ребенка за подмышки, он упирается пальчиками ног и отталкивается от поверхности.
    • Пропадает гипертонус в руках, но в ножках может еще сохраняться.
    • Ладошки малыша почти все время раскрыты. Он может складывать их вместе, хлопать по чему-нибудь.
    • Способен удержать предмет в руке почти полминуты. Знает, как нужно потрясти погремушку, чтобы она загремела.
    • Ребенок может целенаправленно засунуть палец в рот.
    • При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.
    1. У малыша все ярче проявляется комплекс оживления: в ответ на мамин голос он активно двигает ручками и ножками, улыбается, лепечет. Может произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также открытые гласные «о», «а». Теперь у ребенка можно заметить реакцию в виде смеха или улыбки не только на чье-то лицо, а также на новую игрушку. Кроха узнает свое имя и начинает на него реагировать.
    2. Мышление ребенка начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи, например, увидев мамину грудь, малыш замолкает и смотрит на нее в ожидании кормления.
    3. Младенец в 4 месяца уже способен испытывать страх, радость, обиду, любопытство.
    4. Малыш начинает больше внимания уделять своему телу, он рассматривает ручки, играет с ними, тянет в рот ножку. Ребенку нравится ощупывать свое лицо, волосы. Любит смотреть на свое отражение в зеркале.
    5. Ребенок уже узнает всех родных и близких, при этом особенно выделяет маму. Он полностью олицетворяет ее с собой, поэтому нуждается в постоянном тактильном и эмоциональном контакте с ней. Он радуется, если маме весело и грустит или плачет, если она в плохом настроении.
    6. При посторонних людях ребенок в 4 месяца ведет себя настороженно. Если мама, например, оденет шляпу или очки, то он не узнает ее. А после того, как она их снимет, малыш очень удивится и не будет понимать, как такое могло произойти. Ребенок может испугаться или заинтересоваться, увидев незнакомца.
    7. Интенсивное психологическое развитие малыша в этом возрасте связано с новым шагом в зрительном и слуховом восприятии. Ребенок в 4 месяца уже не просто видит, он следит взглядом за предметом, который движется. Но если тот исчезнет из поля зрения, то кроха сразу забывает про него. Если снова показать ему исчезнувший предмет, то малыш его узнает.

    Зрение малыша становится восприимчивее к цвету. Ребенку сначала нравятся желтый и красный цвета, затем – зеленый и синий. Яркие и чистые оттенки воспринимаются ребенком лучше, чем полутона или многоцветные сочетания. Поэтому важно не переборщить с яркими игрушками. Лучше покупать те, которые содержат не более 3 — 4 цветов. Перенасыщенные цветами игрушки будут быстрее утомлять малыша.

    Слух для ребенка становится важным проводником в окружающий мир. Малыш уже поворачивает головку в ту сторону, откуда слышны звуки. Он отличает голос матери от голоса отца или других родственников. Понимает, что слышит голос знакомого или незнакомого человека. Малыш прислушивается, когда играет музыка, покачивает головкой в такт, может предпочитать какую-то мелодию или песенку. Высокие тона неприятны ребенку, а низкие и ритмичные действуют успокаивающе. Но пока кроха различает только несколько целых тонов. Поэтому в четыре месяца ребенку лучше включать произведения в исполнении одного инструмента. Лучше, если мелодия будет ритмичной, под которую можно хлопать перед малышом в ладоши или бить в бубен.

    В период с 4 до 6 месяцев очень важно разговаривать с крохой, комментировать все, что вы видите дома и на проулке, читать и рассказывать ему сказки, показывать картинки со словами (карточки Домана) – это все залог того, что ребенок раньше начнет говорить. Полезно развивать у ребенка способность к речевому подражанию. Повторяйте за ребенком звуки, которые он лепечет. Через некоторое время ребенок начнет тоже повторять за вами.

    Все, что умеет малыш в 4 месяца из вышеперечисленного может появиться чуть раньше или чуть позже, но есть навыки, отсутствие которых в этот период развития должно насторожить:

    • Ребенок не захватывает и не держит предметы в руке.
    • Не переворачивается на животик со спины (как научить переворачиваться).
    • Лежа на животике не приподнимается на ручках.
    • При подтягивании ребенка за ручки, когда он лежит на спине, голова отклоняется назад.
    • Не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении.
    • Не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если играют с ним.

    Если малыш находится на грудном вскармливании, то предпочтительнее продолжать кормить его по требованию. Не стоит подсчитывать количество кормлений и переживать о том, сколько ест ребенок, если у него нормальная прибавка в весе, а у мамы достаточно молока.

    Мнения педиатров все больше сводятся к тому, что до 6 месяцев прикорм вводить не нужно, так как грудное молоко и современные молочные смеси полностью удовлетворяют потребности крохи во всех витаминах и микроэлементах. Некоторые врачи по старинке дают советы мамам вводить с 4-х месяцев соки и фруктовые пюре, которые якобы компенсируют недостаток некоторых витаминов у малыша. Как уже было выше сказано, ребенок получает все необходимое с грудным молоком и смесью, а от соков увеличивается риск возникновения аллергии, а также повышается кислотность желудочного сока, что приводит к частому срыгиванию.

    Что касается пюре из фруктов, то их лучше вводить только после овощных: во-первых, потому что после сладкой пищи многие дети отказываются есть овощную безвкусную смесь, а во-вторых, в овощных пюре (цветная капуста, кабачок) содержится больше клетчатки, что предпочтительнее для первого прикорма.

    При искусственном вскармливании допускается введение сока с 4 месяцев. Начинать давать его нужно с нескольких капель, до 20 – 30 г в день, разводя с кипяченой водой 1:1. (О первых соках)

    Кормление смесью также можно осуществлять по требованию, должно получаться примерно 6 – 7 кормлений в сутки, а объем смеси составлять 1/7 от веса ребенка, то есть до 1 литра в сутки, примерно 150 – 160 мл за кормление.

    Сколько спит ребенок 4 месяцев: потребность во сне у детей 4 месяцев составляет 15 часов в сутки, ночью – 10 часов, а остальное время – это 3 дневных сна. Некоторые малыши уже могут проспать всю ночь, но чаще всего пока приходится просыпаться 2 – 3 раза для кормления.

    Лучшее для укладывания на ночь время – это 19 – 21 часов, позже ребенок в этом возрасте будет уже слишком утомлен. Постепенно нужно установить и режим дневного сна, если малыш будет засыпать в определенные часы, то не переутомится и будет готов к ночному сну.

    Развитие ребенка в 4 месяца особенно зависит от тесного контакта с матерью. Поскольку конкретных игр для малышей в этом возрасте еще нет, то самым главным для них является постоянное общение, знакомство с окружающим миром. По возможности, носите кроху всюду с собой на руках, в переноске, слинге или на коляске. Не используйте пока «кенгурушку», позвоночник малыша до 6 месяцев не готов пока к такому способу передвижения.

    Вступайте с ребенком в диалог. Пусть вы пока не понимаете, что малыш «говорит», важно чтобы ребенок чувствовал, что вы его слушаете, разговариваете с ним. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете дома, показывайте предметы, объясняйте, для чего они нужны в действии. Называйте цвета вещей, которые вы показываете ребенку. Для «хватательных» игр используйте не только игрушки, а различные безопасные предметы, которые можно потрогать, помять, понюхать и кинуть.

    Кроха наверняка уже усвоил все игрушки, купленные при рождении и самое время их обновить. Теперь ему интересны не только погремушки. Ребенку в четыре месяца понравятся резиновые пищалки, небольшие куклы, музыкальные игрушки с кнопками, мягкие игрушки с шариковым наполнителем. Для развития тактильных ощущений и мелкой моторики хорошо подходят развивающие коврики, которые можно сделать самим из разноцветных лоскутков разной текстуры (бархат, шелк, вельвет, шерсть).

    Проводите игровые занятия с ребенком:

    1. Игра в «Ку-ку!»: вы закрываете глаза или прячетесь за спинкой кроватки, а потом выглядываете, говоря «ку – ку, а вот и я!».

    2. «Ладушки»: усадите малыша на колени, возьмите его ручки и покажите, как хлопать в ладошки, приговаривая: Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки.

    Игра способствует более быстрому раскрытию ладошки, что активирует развитие головного мозга и мелкую моторику.

    «Идет коза рогатая за малыми ребятами,

    Кто каши не есть, молока не пьет,

    Забодает, забодает, забодает…!»

    Это игра испуга понарошку очень нравится малышам, потому что вызывает не страх, а смех.

    Игра, стимулирующая работу желудочно – кишечного тракта. В центр ладони проецируются точки, отвечающие за тонкую кишку, отсюда начинайте круговые движения по часовой стрелке, приговаривая: «Сорока – ворона кашу варила, деток кормила.» На слове «кормила» нужно остановиться между безымянным и средним пальчиками – это проекция прямой кишки. Затем, аккуратно сжимая кончики пальцев поочередно, начиная с мизинца, продолжайте приговаривать: «Этому дала, этому дала…». Каждому пальчику соответствует определенный орган: мизинцу – сердце, безымянному – нервная система, среднему – печень, указательному – желудок. Большой палец отвечает за головной мозг, поэтому его нужно как следует помять, приговаривая: «А этому не дала!»

    Продолжайте делать ребенку массаж и закаливание. Проводите занятия гимнастикой, помогающие освоить малышу переворачивание на живот и другие навыки.

    Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)

    Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>

    Четвертый месяц жизни ребенка

    В первый год жизни ребенка основным показателем его развития является прибавк массы тела. На четвертом месяце жизни прибавка веса должна составлять 18 – 24 г в день. Средняя прибавка в весе к концу четвертого месяца составляет 600 — 750 г за месяц. В росте с конца третьего до конца четвертого месяца прибавка примерно 2 — 2,5 см. Кроме этих показателей, в оценке развития ребенка, учитываются окружность головы и грудной клетки. В среднем у мальчика в 4 месяца объем головы – 41,9 см, груди – 42,8 см, у девочек в 4 месяца объем головы – 41 см, груди – 41,8 см. У хорошо развитого ребенка к 4 месяцам объем головы равняется объему груди или объем груди превышает объем головы.

    Спокойный и длительный сон играет важную роль в развитии ребенка. А прогулки и сон на свежем воздухе укрепляют нервную систему ребенка, закаливают, повышают иммунитет. Ночной сон становится более глубоким и долгим. Днем ребенка следует укладывать спать, заметив признаки усталости, зевоту, потирание глазок.

    Уход за ребенком.

    Утром ребенка надо умыть водой, комнатной температуры и вытереть мягким полотенцем. Надо следить за чистотой ушей и носа. Купать следует ребенка каждый день. Температура воды 35 – 36 С, потом ребенка обмывают водой, которая на 1-2 С ниже температуры воды, в которой его купали. Купание должно занимать 5-7 минут. Во время купания проявляет радость, плещется, бьет ладошками по воде, смеется. После купания, когда у ребенка хорошее настроение, раз в неделю следует подрезать ноготки. Делать это надо очень аккуратно и осторожно, не нервируя малыша, чтобы он не дернулся.

    Днем малыш должен кушать 5- 6 раз. Масса съеденной пищи должна составлять 1/6 — 1/7 массы тела ребенка. Для четвертого месяца это составляет 900 — 1000 г. За каждое кормление малыш съедает примерно 200 мл молока. В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка. Количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Можно прикармливать ребенка овощным, фруктовым пюре и соками. С 4 месяцев следует начать прикармливать ребенка с ложки. Новые продукты следует вводить осторожно и маленькими порциями. Педиатр обычно назначает ребенку витамин D. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин D назначается с сентября по май, точную дозу Вам подберет Ваш педиат.

    У ребенка постоянно появляются новые умения и способности.С 4 месяцев надо продолжать ребенку давать предметы из разных материалов, чтобы развить его тактильные ощущения. В этом возрасте развивается кратковременная память ( 5 – 7 секунд ). Ребенок может различать запахи.

    Примерно к четвертому месяцу формируется новый цвет и качество волос. Малыш может терять волосы, которые были при рождении. Начинают отрастать новые. В течение нескольких месяцев можно будет понять, какие новые волосы будут у ребенка. Может так же поменяться цвет глаз. Голубые или синие глаза могут стать карими.

    Малыш прекрасно видит предметы на расстоянии 20 — 30см. Глазки двигаются синхронно, скоординировано. Малыш следит за движущимися предметами. Постепенно должно пройти косоглазие новорожденных. Ребенок различает цвета. Может переводить взгляд от предмета к предмету, находящихся на разном расстоянии от ребенка. Начинает интересоваться своим отражением в зеркале.

    Проявляется любопытство. Малыш обращает внимание на звуковые раздражители, поворачивая голову в сторону шума. Любит слушать музыку. Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. Начинаются лепетные звуки «е», «и», «а», «га», «гу». Ребенок пытается имитировать голоса и звуки вокруг него. Кроха начинает громко смеяться, когда его щекотят. Ребенка надо знакомить с окружающим миром. Во время прогулок малышу надо показывать цветы, птиц, деревья и т.д. Кроха проявляет большую активность, когда его окружают люди.

    К концу четвертого месяца возможно появление первого молочного зубика. Понять, что режется зубик можно по беспокойству крохи, его плохому настроению, плаксивости, повышению температуры, жидкому стулу. В первую очередь чаще всего появляются два нижних зуба. Поможет ребенку преодолеть болезненные ощущения специальное зубное кольцо, грызунок.

    С ребенком надо играть, используя игрушки. Это побуждает его к творческому процессу. Надо правильно подобрать игрушки и научить ребенка ими играть. Игрушки должны быть яркими, локальных цветов, крупными. Хорошо, когда весит мобиль, который издает звуки и двигается. С 3 до 7 месяцев игрушки должны провоцировать двигательные способности ребенка. Игрушки должны быть по возрасту, чтобы не было острых краев, мелких деталей и т.д. Периодически игрушки надо мыть.

    К четвертому месяцу время суточного сна уменьшается. Периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима. Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил.

    Примерный режим дня:

    Кормление — 6:00, 9:30, 13:00, 16:30, 20:00, 23:30

    Бодрствование – 6:00-7:30, 9:30-11:00, 13:00-14:30, 16:30-18:00, 19:30-20:30

    Сон дневной: 7:30-9:30, 11:00-13:00, 14:30-16:30, 18:00-19:30

    Сон ночной: 20:30 – 6:00

    Купание: 19:30 ( перед кормлением) или 20:30 (перед ночным сном)

    Режим сдвигается в соответствии с утренним пробуждением и кормлением.

    У Вас уже появился малыш! Расскажите нам, как его зовут, и добавьте в наш раздел с именами свои красивые имена для девочек или красивые имена для мальчиков. Не забудьте проголосовать за понравившиеся Вам имена!

    Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

    Дата публикации 22.08.2011

    Перепечатка без активной ссылки запрещена!

    Источники: Моя беременностьРебенок в 4 месяца уже прочно удерживает погремушку в руке, не теряет ее. Он ощупывает, рассматривает погремушку. Ребенок легко узнает мать, проявляет радостьhttp://moyaberemennost.ru/rebenok-4-mesyaca.htmlРебенок 4 месяцаФизические навыки, характеризующие развитие ребенка 4 месяца жизни, развиваются достаточно интенсивно. Ребенок уже способен поднимать головку, лежа на спине, иhttp://www.rebenokdogoda.ru/rebenku-4-mesyaca.htmlРебенок в 4 месяца (календарь развития)Четвертый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Развитие ребенка в 4 месяца особенно зависит от тесного контакта с матерью.http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/mesyats-1-12/rebenok-v-4-mesyatsa-kalendar-razvitiya.htmlЧетвертый месяц жизни ребенкаВ первый год жизни ребенка основным показателем его развития является прибавк массы тела. На четвертом месяце жизни прибавка веса должна составлять 18 – 24 г в день. Средняя прибавка в весе кhttp://www.pervenez.ru/4month.html

    lovewithyou.ru