К уроку окружающего мира "ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ" 4 класс. Окружающий мир права ребенка 4 класс


К уроку окружающего мира "ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ" 4 класс

«ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ»

Цели:

1. познакомить учащихся с международным законом – конвенцией о правах ребенка, с ее главной идеей.

2. Рассмотреть некоторые статьи Конвенции о правах ребенка.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать познавательный интерес.

О б о р у д о в а н и е: Конвенция о правах ребенка, иллюстрации с изображением занятий детей спортом, играми, образованием и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. В каком месяце отмечается День прав человека?

2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление».

3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства.

4. Название нашей страны.

5. Главный город государства.

6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране.

7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным.

К л ю ч е в о е с л о в о: детство.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем еще об одном важном документе – Конвенции о правах ребенка.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Что такое Конституция?

– Какая главная мысль нашей Конституции?

– Когда мы отмечаем День Конституции Российской Федерации?

– Что означает слово «федерация»?

– Главный документ, защищающий права человека.

– О чем говорится во Всеобщей Декларации прав человека?

– Где она была принята?

– Когда отмечаем День прав человека?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Какой праздник мы будем отмечать 1 июня?

Ученики. Международный День защиты детей.

Учитель. Думая о мире, сражаясь за него, человек, независимо от гражданства, национальности и цвета кожи, помнит о своем родительском долге, об обязанности охранять жизнь и будущее ребенка.

Борьба за мирное небо для наших детей, борьба за спасение самой жизни и продолжение человеческого рода – естественные и безмерно благородные понятия. Они, наполняя мир добротой родительской любви, цементируют антивоенные выступления столь искренним стремлением защитить ребенка. Тут не может быть места индивидуализму: защищая от бомбы своего малыша, надо защищать детей всей планеты.

Дети – будущее нашей земли, нашего мира. Думая о детях, заботясь о них, человечество заботится о своем продолжении. Испытывая тревогу за жизнь детей, мы можем и должны требовать от взрослых людей благоразумия, трезвости, мудрости. Дети не должны умирать, дети не должны погибать в пламени войны. Мир необходим, как воздух, всем, но с особой страстью его нужно отстаивать во имя детства.

Сегодня мы продолжим разговор о главных документах, защищающих права человека. На прошлом уроке мы говорили о правах взрослого человека. А чтобы попасть в мир взрослых людей, надо пройти детство. Как только дети появляются на свет, они сразу оказываются под защитой государства.

– Кто заботится о вас, пока вы маленькие?

– А кто же будет заботиться о ребенке, если он остался один, без родителей?

Ученики. Пока мы маленькие, о нас заботятся родители. О детях-сиротах заботится государство.

Учитель. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ – Конвенция о правах ребенка. В переводе с латинского «конвенция» означает «соглашение». 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию по правам ребенка, которая сегодня является международным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.

В ней обозначены: право ребенка на жизнь и развитие, право на спокойное детство и на защиту от насилия, право быть уважаемым за свой образ мыслей, право на отстаивание своих интересов.

Конвенция закрепляет нормы детского здоровья, социальной защищенности, приемлемого уровня жизни, игр и досуга, право ребенка на родной язык и культуру.

Учитель предлагает прочитать текст на с. 160–163 учебника. О каких правах детей говорится в Конвенции о правах ребенка?

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Проснулся малыш,

Потянулся малыш.

И сказал он солнцу, небу:

– Здравствуй, жизнь!

Быстро встал,

Убрал кроватку,

Сделал ловко он зарядку,

Выпил кофе, съел котлету,

Улыбнулся солнцу, свету:

– Здравствуй, мир!

Учитель демонстрирует Конвенцию о правах ребенка и знакомит учащихся с некоторыми статьями. (Ст. 1, ст. 2, ст. 4, ст. 6, ст. 9, ст. 28, ст. 29, ст. 31.)

Статья 1.

Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2.

Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3.

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4.

Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Статья 6.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

Статья 9.

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Статьи 28 и 29.

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 31.

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Учитель предлагает рассказать учащимся, как соблюдаются их права.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– С какого возраста ты находишься под защитой государства?

– Кто заботится о детях-сиротах?

– Назовите важный документ, который защищает права детей.

– Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

– Кто является ребенком?

– О чем говорится в Конвенции о правах ребенка?

Далее учитель проводит дидактическую игру «Ваши права, дети».

Учащиеся слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей в них говорится.

1) Мы не просто так

Играем

В трактористов и врачей.

Мы не просто так

Взлетаем

Над родной страной своей.

Мы не просто так

Мечтаем

На земле растить сады.

Потому, что твердо знаем –

Наши сбудутся мечты.

(Право на игры и отдых детей.)

2) Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идете в первый раз,

В первый раз учиться.

(Право на образование.)

3) Запели капели,

Вернулись грачи.

Берем мы гантели,

Ракетки, мячи.

На старты зовут

Ребят

Стадионы.

Воспитывай волю,

Характер крепи.

Все мы –

Спортсмены!

Все –

Чемпионы!

(Право на занятие спортом.)

4) Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Право на охрану здоровья детей. Дети всех национальностей, всех стран имеют равные права.)

5) Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге и

В каждой пещере

Злого обжору клянут.

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка –

Медвежонка, волчонка, слоненка, –

Чтоб ненасытное чучело

Бедную крошку замучило!

(Право детей на жизнь. Право на заботу родителей.)

6) Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют в концертах –

Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему «Мир и труд»

Печатают в журналах,

На выставки берут.

(Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни.)

7) У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

(Ребенком считается каждый юный житель планеты до 18 лет.)

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 163 учебника.

Домашнее задание.

С. 160–163. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1 по вариантам: а) I в.; б) II в.; в) III в.

doc4web.ru

К уроку окружающего мира "ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ" 4 класс

«ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ»

Цели:

1. познакомить учащихся с международным законом – конвенцией о правах ребенка, с ее главной идеей.

2. Рассмотреть некоторые статьи Конвенции о правах ребенка.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать познавательный интерес.

О б о р у д о в а н и е: Конвенция о правах ребенка, иллюстрации с изображением занятий детей спортом, играми, образованием и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. В каком месяце отмечается День прав человека?

2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление».

3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства.

4. Название нашей страны.

5. Главный город государства.

6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране.

7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным.

К л ю ч е в о е с л о в о: детство.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем еще об одном важном документе – Конвенции о правах ребенка.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Что такое Конституция?

– Какая главная мысль нашей Конституции?

– Когда мы отмечаем День Конституции Российской Федерации?

– Что означает слово «федерация»?

– Главный документ, защищающий права человека.

– О чем говорится во Всеобщей Декларации прав человека?

– Где она была принята?

– Когда отмечаем День прав человека?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Какой праздник мы будем отмечать 1 июня?

Ученики. Международный День защиты детей.

Учитель. Думая о мире, сражаясь за него, человек, независимо от гражданства, национальности и цвета кожи, помнит о своем родительском долге, об обязанности охранять жизнь и будущее ребенка.

Борьба за мирное небо для наших детей, борьба за спасение самой жизни и продолжение человеческого рода – естественные и безмерно благородные понятия. Они, наполняя мир добротой родительской любви, цементируют антивоенные выступления столь искренним стремлением защитить ребенка. Тут не может быть места индивидуализму: защищая от бомбы своего малыша, надо защищать детей всей планеты.

Дети – будущее нашей земли, нашего мира. Думая о детях, заботясь о них, человечество заботится о своем продолжении. Испытывая тревогу за жизнь детей, мы можем и должны требовать от взрослых людей благоразумия, трезвости, мудрости. Дети не должны умирать, дети не должны погибать в пламени войны. Мир необходим, как воздух, всем, но с особой страстью его нужно отстаивать во имя детства.

Сегодня мы продолжим разговор о главных документах, защищающих права человека. На прошлом уроке мы говорили о правах взрослого человека. А чтобы попасть в мир взрослых людей, надо пройти детство. Как только дети появляются на свет, они сразу оказываются под защитой государства.

– Кто заботится о вас, пока вы маленькие?

– А кто же будет заботиться о ребенке, если он остался один, без родителей?

Ученики. Пока мы маленькие, о нас заботятся родители. О детях-сиротах заботится государство.

Учитель. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ – Конвенция о правах ребенка. В переводе с латинского «конвенция» означает «соглашение». 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию по правам ребенка, которая сегодня является международным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.

В ней обозначены: право ребенка на жизнь и развитие, право на спокойное детство и на защиту от насилия, право быть уважаемым за свой образ мыслей, право на отстаивание своих интересов.

Конвенция закрепляет нормы детского здоровья, социальной защищенности, приемлемого уровня жизни, игр и досуга, право ребенка на родной язык и культуру.

Учитель предлагает прочитать текст на с. 160–163 учебника. О каких правах детей говорится в Конвенции о правах ребенка?

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Проснулся малыш,

Потянулся малыш.

И сказал он солнцу, небу:

– Здравствуй, жизнь!

Быстро встал,

Убрал кроватку,

Сделал ловко он зарядку,

Выпил кофе, съел котлету,

Улыбнулся солнцу, свету:

– Здравствуй, мир!

Учитель демонстрирует Конвенцию о правах ребенка и знакомит учащихся с некоторыми статьями. (Ст. 1, ст. 2, ст. 4, ст. 6, ст. 9, ст. 28, ст. 29, ст. 31.)

Статья 1.

Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2.

Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3.

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4.

Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Статья 6.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

Статья 9.

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Статьи 28 и 29.

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 31.

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Учитель предлагает рассказать учащимся, как соблюдаются их права.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– С какого возраста ты находишься под защитой государства?

– Кто заботится о детях-сиротах?

– Назовите важный документ, который защищает права детей.

– Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

– Кто является ребенком?

– О чем говорится в Конвенции о правах ребенка?

Далее учитель проводит дидактическую игру «Ваши права, дети».

Учащиеся слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей в них говорится.

1) Мы не просто так

Играем

В трактористов и врачей.

Мы не просто так

Взлетаем

Над родной страной своей.

Мы не просто так

Мечтаем

На земле растить сады.

Потому, что твердо знаем –

Наши сбудутся мечты.

(Право на игры и отдых детей.)

2) Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идете в первый раз,

В первый раз учиться.

(Право на образование.)

3) Запели капели,

Вернулись грачи.

Берем мы гантели,

Ракетки, мячи.

На старты зовут

Ребят

Стадионы.

Воспитывай волю,

Характер крепи.

Все мы –

Спортсмены!

Все –

Чемпионы!

(Право на занятие спортом.)

4) Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Право на охрану здоровья детей. Дети всех национальностей, всех стран имеют равные права.)

5) Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге и

В каждой пещере

Злого обжору клянут.

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка –

Медвежонка, волчонка, слоненка, –

Чтоб ненасытное чучело

Бедную крошку замучило!

(Право детей на жизнь. Право на заботу родителей.)

6) Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют в концертах –

Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему «Мир и труд»

Печатают в журналах,

На выставки берут.

(Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни.)

7) У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

(Ребенком считается каждый юный житель планеты до 18 лет.)

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 163 учебника.

Домашнее задание.

С. 160–163. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1 по вариантам: а) I в.; б) II в.; в) III в.

globuss24.ru

Урок окружающего мира по теме " Права и обязанности ребенка"

Урок по окружающему миру 4 класс «Права и обязанности ребёнка»

Учитель: Литвинцева Людмила Владимировна

-формировать представление о конвенции, о правах ребёнка, о её главной идее

-совершенствовать навык работы в группе, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;

-формировать умение устанавливать связь между правами и обязанностями.

Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Предметные – формирование знаний о правах и обязанностях ребёнка по мере его взросления

Метапредметные:

-познавательные – развитие операций анализа, сравнения, подведение под понятие

-коммуникативные – формировать умение обучающихся формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действие портнёра

–регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей

Личностные –осознание своей гражданской идентичности, развитие широкой мотивационной основы учебной деятельности.

Тема : Права ребенка

1.Орг. Момент

2.Актуализация знаний и проверка Д\з

-Прежде, чем вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить, рассуждать, давайте вспомним материал предыдущих уроков.

ВСПОМНИТЕ, ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО И Выберите верное утверждение из предложенных:

-Общество состоит из людей, которые имеют общие интересы

-Люди, входящие в общество, действуют каждый сам по себе, ничем друг с другом не связаны.

-Общество- это не только общие интересы, но и общие заботы, общие проблемы, которые члены общества решают вместе

-Внутри общества никогда не возникнет споров и конфликтов

-Мы все живем в человеческом обществе и должны уважать интересы друг друга

- Да, конечно, споры и конфликты могут возникать. А почему? (Если мы посмотрим друг на друга, то мы точно можем сказать, что все мы разные. -У нас разная внешность, разные интересы, разные вкусы, разные способности и т.д.)

- А что нужно, чтобы уважать интересы друг друга? ( нужно соблюдать определенные правила)

- С каким документом мы познакомились на прошлом уроке, который регулирует права и обязанности граждан? ( Конституция)

- Когда была принята последняя Конституция? (12 декабря1993 г)

- С какой главой вы знакомились? ( права и свободы человека и гражданина)

Какие статьи Конституции особенно запомнились?

Давайте на примере сказочных персонажей, определим какое право соблюдается или нет в сказках?

(Учитель зачитывает сказку, дети определяют право)

-Хорошо, молодцы, вы запомнили права .

Кроме Конституции есть ряд других документов, регламентирующих права граждан.

Например, -В каком международном документе изложены права человека в любом современном обществе?

-Декларация прав человека.

- Какой еще документ вы знаете? ( Конвенция о правах ребенка)

-А зачем нужно было создавать еще документ о правах ребенка, ведь есть же Конституция?

Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.

Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.

-Мы с вами живем в правовом государстве, где каждый человек, даже самый маленький, имеет свои права и обязанности. И сегодня мы познакомимся с правами детей .

-Сформулируйте тему нашего урока, какие цели вы бы поставили, что вам хотелось бы узнать?

Тема: Права ребенка

Цели:

-узнать, в каких документах содержатся эти права

Познакомиться с правами ребенка.

Узнать, К кому можно обратиться при нарушении прав ребенка.

-А до какого возраста вы считаетесь ребенком?( до 18 лет) ст 1 конвенции

- Кто заботится о вас, пока вы маленькие? ( родители)

-А если ребенок остается без родителей? (государство)

Итак, а всегда ли соблюдались права ребенка?

Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? От времен античности до IV столетия нашей эры: новорожденных топили, выбрасывали со скал, приносили в жертву богам. Детей до 6-7 лет даже не учитывали во время переписи населения

Первый интерес к детям возникает лишь в XVI веке. В начале ХХ века идея прав ребенка заняла прочные позиции. Первым документом в области охраны прав и интересов детей стала Женевская декларация прав ребенка.Однако декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация.

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Это - документ высокого международного уровня, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. К настоящему моменту 139 стран подписали этот документ, среди них и Россия. Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами.

-Итак, о каких новых документах о правах ребенка вы услышали?

-Чем отличается декларация и конвенция? (-Декларация – рекомендация, конвенция – документ обязательный для исполнения.)

Прочитайте в учебнике с.16 первый абзац, какой ещё важный документ принят в 1998 году? ( Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» В его основу положены статьи Конституции, Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка

-Кто следит за соблюдением прав детей. (Это уполномоченные по правам ребёнка.) В стране при президенте России это Павел Астахов, в Югре- Татьяна Моховикова)

Вам было предложено дома поработать со статьями Конвенции по правам ребенка.

Каждой группе необходимо подобрать подходящие статьи, которые относятся к:

1. Основные права ребенка.(Право на жизнь Право на имя

Право на гражданство Право на равенство)

2. Право ребенка на семейное благополучие.

Право на общение с обоими родителями.

* Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

3. Право ребенка на свободное развитие его личности.

Право свободно выражать свои взгляды и мнения. * Право исповедовать любую религию.

* Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Право на доступ к информации

* Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

4. Права, призванные обеспечить здоровье детей.

Право на защиту от всех форм насилия.

* Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

* Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

5. Права, ориентированные на образование детей и их культурное развитие

Право на образование. * Право на отдых и досуг.

6. Права направленные на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. )

Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

* Право на защиту от жестокого обращения.

* Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

* Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Микроитог

-Какие статьи о правах детей и взрослых похожи? ( равенство, медицинское обслуживание, отдых, свободно выражать свои мысли)

- Какие дополнительные права есть у детей?( на семью. Защита со стороны государства, защита от жестокого обращения)

Молодцы! Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.

-Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же как и у тебя!

-Давайте поговорим о ваших обязанностях. Живя в обществе, каждый из вас выполняет определенные роли. Какие?

- Я –сын или дочь. . Я –ученик. Я- пассажир.т.д Давайте определим обязанности для различных ролей:

Я – сын или дочь.( Как сын или дочь мы обязаны заботиться о родителях, беречь их.)

Я – пассажир.( Как пассажиры мы обязаны выполнять правила поведения в транспорте, быть внимательными по отношению к другим пассажирам.)

Я – ученик.( Как ученики мы обязаны хорошо учиться, соблюдать правила поведения в школе, с уважением относиться к своим одноклассникам.Не мешать своим однокл. учиться)

Я – гражданин России.( Как граждане своей страны мы обязаны беречь и защищать свою Родину)

Я – читатель в библиотеке. ( Бережно относиться к литературе, соблюдать правила читателя библиотеки)

-Ребята, а всегда ли все поступки определяются только нормами права? (нет)

Давайте обсудим ситуацию:

Мальчики играли в футбол, мяч нечаянно влетел в окно, разбил стекло в квартире.

- Какой поступок совершили дети?

- А как вы это определили? ( с детства нам говорили, что это плохо, читали об этом и т.д)

- Как чувствуют дети себя после этого? Какие эмоции они испытывают? ( Они подавлены, испуганы, им стыдно)

- А что их грызет изнутри? ( совесть-)

- А что такое совесть?( способность человека решать, что хорошо, а что плохо)

- А если не совесть, кто еще подсказал бы, что это плохой поступок? ( люди говорят)

Так принято в обществе!

То есть не все можно определить и отрегулировать законом, есть еще общие, принятые обществом правила поведения, которые называют моралью.

Так что такое мораль, где вы уже встречались с этим словом? ( в баснях)

Толкование слова мораль

-Давайте попробуем определить, какие из поступков управляются правилами морали, а какие правом:

-дразнить заикающего человека

-перебегать улицу на красный свет

-скрывать от мамы плохую отметку

- бить своего однокласника

Подведем итог

- Что общего у таких понятий как право, обязанности, мораль? ( регулируют отношения в обществе)

- Чем отличаются права и обязанности?

(правами ты пользуешься, когда это необходимо, а обязанности ты должен соблюдать всегда)

-Чем отличается право и мораль?

Право- часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило

Мораль- устные правила поведения, принятые в обществе

Проведем проверку своих знаний:

А) устройство нашей страны

Б) объединение народов нашей страны

В) основной закон нашей страны

2)Когда была принята последняя Конституция?

А)1917 г

Б) ) 1993г

В)1945 г

3) Как называется документ, который защищает юных жителей планеты?

А) Конституция России

Б) указ президента России

В)Конвенция о правах ребенка

4) До какого возраста гражданин страны считается ребенком?

А) до 18 лет

Б) до 21 год

В) до 14 лет

5) Кто берет заботу о ребенке, если он остался без родителей?

А) соседи

Б) государство

В) учителя

6) Каким правом ты пользуешься, когда ездишь в лагерь?

А) на труд

Б) на образование

В) на отдых

Взаимопроверка в паре

1 в, 2 б, 3 в, 4 а, 5 б, 6в

Итог всего урока

Рефлексия

Смог ли ты ответить на вопросы, поставленные в начале урока

-Какие документы защищают права ребенка

-Кто в нашей стране главный по защите прав ребенка, уполномоченный

Выберите, как бы широко звучала тема нашего урока

-Сейчас мы закрепим знание наших прав на основе сказок

- У каждой группы на столе лежит листок, на котором написаны отрывки из сказок. Ваша задача узнать сказку, постараться назвать автора и подумать, о каком праве идет речь.

(1 гр Какую статью Конвенции стремился выполнить Айболит, отправляясь в Африку? ( право на медицинское обслуживание)

Какой статьей Конвенции пользовался папа Карло, отправляя Буратино в школу?( право на образование)

2 гр.

«Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? – ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»

-Ш. Перро. «Золушка»

Какие статьи нарушал карабасБарабас? ( право защиты от насилия и жестокости)

Ребенок имеет право на отдых, игры, веселье, досуг

3гр.

« – Ничего! Ничего! – сказала фрекен Бок. – у меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми.»

-А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Взрослые должны уважать детей, быть терпеливыми, ребенка нельзя оскорблять, а тем более бить.

Лиса посадила Колобка себе на нос, только он начал петь, а она его ам и съела. ( право на жизнь)

4 гр.

«Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес – Иди , - говорит, - и без подснежников не возвращайся.»

-С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей.

5 гр.Чиполино был заключен под стражу за свои убеждения. Что нарушил синьор Лимон? (право на собственное мнение)

6 гр.

«– Рубите ей голову!- Крикнула королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся.»

-Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»

Любой ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват.

infourok.ru

К уроку окружающего мира "ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ" 4 класс

Здесь Вы можете скачать К уроку окружающего мира "ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ" 4 класс для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

«ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ»

Цели:

1. познакомить учащихся с международным законом – конвенцией о правах ребенка, с ее главной идеей.

2. Рассмотреть некоторые статьи Конвенции о правах ребенка.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать познавательный интерес.

О б о р у д о в а н и е: Конвенция о правах ребенка, иллюстрации с изображением занятий детей спортом, играми, образованием и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. В каком месяце отмечается День прав человека?

2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление».

3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства.

4. Название нашей страны.

5. Главный город государства.

6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране.

7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным.

К л ю ч е в о е с л о в о: детство.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем еще об одном важном документе – Конвенции о правах ребенка.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Что такое Конституция?

– Какая главная мысль нашей Конституции?

– Когда мы отмечаем День Конституции Российской Федерации?

– Что означает слово «федерация»?

– Главный документ, защищающий права человека.

– О чем говорится во Всеобщей Декларации прав человека?

– Где она была принята?

– Когда отмечаем День прав человека?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Какой праздник мы будем отмечать 1 июня?

Ученики. Международный День защиты детей.

Учитель. Думая о мире, сражаясь за него, человек, независимо от гражданства, национальности и цвета кожи, помнит о своем родительском долге, об обязанности охранять жизнь и будущее ребенка.

Борьба за мирное небо для наших детей, борьба за спасение самой жизни и продолжение человеческого рода – естественные и безмерно благородные понятия. Они, наполняя мир добротой родительской любви, цементируют антивоенные выступления столь искренним стремлением защитить ребенка. Тут не может быть места индивидуализму: защищая от бомбы своего малыша, надо защищать детей всей планеты.

Дети – будущее нашей земли, нашего мира. Думая о детях, заботясь о них, человечество заботится о своем продолжении. Испытывая тревогу за жизнь детей, мы можем и должны требовать от взрослых людей благоразумия, трезвости, мудрости. Дети не должны умирать, дети не должны погибать в пламени войны. Мир необходим, как воздух, всем, но с особой страстью его нужно отстаивать во имя детства.

Сегодня мы продолжим разговор о главных документах, защищающих права человека. На прошлом уроке мы говорили о правах взрослого человека. А чтобы попасть в мир взрослых людей, надо пройти детство. Как только дети появляются на свет, они сразу оказываются под защитой государства.

– Кто заботится о вас, пока вы маленькие?

– А кто же будет заботиться о ребенке, если он остался один, без родителей?

Ученики. Пока мы маленькие, о нас заботятся родители. О детях-сиротах заботится государство.

Учитель. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ – Конвенция о правах ребенка. В переводе с латинского «конвенция» означает «соглашение». 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию по правам ребенка, которая сегодня является международным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.

В ней обозначены: право ребенка на жизнь и развитие, право на спокойное детство и на защиту от насилия, право быть уважаемым за свой образ мыслей, право на отстаивание своих интересов.

Конвенция закрепляет нормы детского здоровья, социальной защищенности, приемлемого уровня жизни, игр и досуга, право ребенка на родной язык и культуру.

Учитель предлагает прочитать текст на с. 160–163 учебника. О каких правах детей говорится в Конвенции о правах ребенка?

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Проснулся малыш,

Потянулся малыш.

И сказал он солнцу, небу:

– Здравствуй, жизнь!

Быстро встал,

Убрал кроватку,

Сделал ловко он зарядку,

Выпил кофе, съел котлету,

Улыбнулся солнцу, свету:

– Здравствуй, мир!

Учитель демонстрирует Конвенцию о правах ребенка и знакомит учащихся с некоторыми статьями. (Ст. 1, ст. 2, ст. 4, ст. 6, ст. 9, ст. 28, ст. 29, ст. 31.)

Статья 1.

Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2.

Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3.

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4.

Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Статья 6.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

Статья 9.

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Статьи 28 и 29.

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 31.

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Учитель предлагает рассказать учащимся, как соблюдаются их права.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– С какого возраста ты находишься под защитой государства?

– Кто заботится о детях-сиротах?

– Назовите важный документ, который защищает права детей.

– Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

– Кто является ребенком?

– О чем говорится в Конвенции о правах ребенка?

Далее учитель проводит дидактическую игру «Ваши права, дети».

Учащиеся слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей в них говорится.

1) Мы не просто так

Играем

В трактористов и врачей.

Мы не просто так

Взлетаем

Над родной страной своей.

Мы не просто так

Мечтаем

На земле растить сады.

Потому, что твердо знаем –

Наши сбудутся мечты.

(Право на игры и отдых детей.)

2) Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идете в первый раз,

В первый раз учиться.

(Право на образование.)

3) Запели капели,

Вернулись грачи.

Берем мы гантели,

Ракетки, мячи.

На старты зовут

Ребят

Стадионы.

Воспитывай волю,

Характер крепи.

Все мы –

Спортсмены!

Все –

Чемпионы!

(Право на занятие спортом.)

4) Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Право на охрану здоровья детей. Дети всех национальностей, всех стран имеют равные права.)

5) Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге и

В каждой пещере

Злого обжору клянут.

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка –

Медвежонка, волчонка, слоненка, –

Чтоб ненасытное чучело

Бедную крошку замучило!

(Право детей на жизнь. Право на заботу родителей.)

6) Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют в концертах –

Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему «Мир и труд»

Печатают в журналах,

На выставки берут.

(Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни.)

7) У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

(Ребенком считается каждый юный житель планеты до 18 лет.)

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 163 учебника.

Домашнее задание.

С. 160–163. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1 по вариантам: а) I в.; б) II в.; в) III в.

docbase.org


Смотрите также