Вам знаком термин “раннее чтение”? Часто под ним понимают, что ребенка учат читать с 2-3 лет (а то и прямо с пеленок), когда он еще не начал активно говорить. Но в действительности ранним называется обучение чтению до школьного возраста.
Есть сторонники этого способа обучения, которые к развитию ребенка подходят по принципу “после трех уже поздно”. Есть те, кто уверен, что обучать грамоте до школы вредно, особенно самостоятельно. А случается зачастую так, что дети учатся читать как-то непреднамеренно, просто потому что им интересно, а мамам не лень заниматься с ними.
В нашей статье расскажем, учить ли ребенка читать, как и с какого возраста учить читать слова.
Один из главных принципов, которым следует руководствоваться – ребенку должно быть интересно. И когда бы вы ни заметили этот интерес к буквам и чтению – в 2, 4 или 6 лет – по закону зоны ближайшего развития нужно предоставить возможность развиваться в этом направлении. А чтобы не подавить это желание, занятия нужно проводить в виде игры.
А когда ребенку это становится интересно? Чаще всего в 4-5 лет. Обучение чтению детей с 4 лет дается намного легче и быстрее, чем в первом классе школы. И дело именно в интересе – в этом возрасте им нравится играть и возиться с буквами и словами. И обучение проходит совершенно незаметно в игровой форме, ведь не нужно сидеть за партой и корпеть над буквами.
“Не надо ждать, не надо звать, а можно взять и почитать”
Преимущества раннего чтения:
Не бойтесь заниматься с малышом дома, вовсе не обязательно записываться на специализированные занятия. В спокойной домашней обстановке с мамой он легко и естественно овладевает навыками чтения. Лучшего учителя и воспитателя, чем мама, не существует.
Говоря о времени начала обучения, нельзя сказать точно, во сколько учить ребенка читать. Это дело индивидуальное, и необходимо обратить внимание на следующие критерии готовности малыша:
Если ваш малыш еще не дотягивает по вышеперечисленным критериям, то отложите начало обучения на несколько месяцев и займитесь развитием речи, фонетики, памяти и внимания.
Как правило, имеет смысл целенаправленное обучение детей чтению с 4 лет, но не ранее. В этот период уже достаточно развиты речь, память, знакомство с грамотой дается легко и интересно.
Что будет, если вы займетесь этим раньше? Понадобится намного больше сил и времени, которое в тот момент лучше потратить на другие, более необходимые нужды – физическое и эмоциональное развитие. К подростковому возрасту нет никакой разницы между теми, кто стал читать в 3 или в 7 лет.
Читайте ребенку сами с раннего возраста – часто, с удовольствием и то, что любит он. Прививайте любовь к книгам. Читайте сами книги и журналы, подавайте пример своим поведением.
В 1-3 года уделяйте внимание играм на развитие памяти и внимания, мелкой моторики – играйте с кубиками и пирамидками, делайте пальчиковую гимнастику, а также развивайте речь. Потом уже на базе данных навыков можно начинать обучение чтению с 4 лет.
Не стоит начинать с запоминания всех букв алфавита. Это тяжело и не поможет малышу понять, что значит читать. Следует учить читать слова целиком. Напишите слова на карточках и покажите малышу (можно руководствоваться методикой Домана или Шичиды). Так он поймет, что существуют слова, и станет запоминать их сразу целиком. Это более естественный и понятный для крохи подход.
Во время чтения и игр используйте соответствующие карточки со словами, подписывайте изображения на детских рисунках. Позже выкладывайте предложения из карточек с существительными и глаголами.
Придумывайте игры на ходу – пишите мелом на асфальте во время прогулки, лепите буквы из пластилина, выкладывайте их из палочек – всё, что ребенок делает сам, он очень хорошо запоминает.
С отдельными буквами и слогами тоже занимаемся, но главное не называть их как “эм” или “ка”, а говорить только звук – “м”, “к”, чтобы не запутать кроху. Многократно закрепляем выученные буквы, слоги и слова – рисуем, лепим, выкладываем из мозаики, счетных палочек и конструктора
Культивируйте понятие ценности книг. Бережно относитесь к ним, аккуратно складывайте на полку и поощряйте к этому детей. Дарите книги на праздники и радуйтесь им. Запишитесь в детскую библиотеку и позволяйте самостоятельно выбирать, что почитать.
Помните, что желание научиться читать заложено в детской природе! Чтобы поддержать это желание, занятия должны быть легкими и приятными. Очень важна регулярность, чтобы успело забыться то, что был выучено накануне. Он довольно быстро забывает то, что уже казалось бы хорошо было усвоено. А это расстраивает и маму, и малыша, а занятия становятся не такими приятными, интерес угасает.
А еще стоит расслабиться и не переживать по поводу, учить ли ребенка читать, с какого возраста, и пусть вас не преследует навязчивая идея, чтобы он скорее научился читать. Рано или поздно он освоит грамоту, а вот вы своим давлением можете навредить этому процессу. Поэтому расслабьтесь и просто занимайтесь любя, шутя и играючи.
Интересные статьи:
Как развивать ребенка? Направления раннего развития
Как развить творческое мышление ребенка. Элементы ТРИЗ в повседневной жизни
Как начинать рисование с ребенком? Учить ли детей рисованию?
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
duetdush.ru
Что входит в понятие раннего развития ребенка? Нужно ли оно? Помогают ли развивающие игры для детей 4 лет быстрее научиться читать?
Эти и другие вопросы обсуждаются сегодня в родительской среде. Родителям важно понять, в каком направлении стоит прикладывать свои усилия▼
---------------------------------------------------------------------------------
Влияет ли раннее умение читать на готовность к школьному обучению, или с чтением лучше подождать – пускай научат в школе.
---------------------------------------------------------------------------------
«Раннее развитие» - эту модную фразу чаще всего используют сейчас сами родители, чтобы похвалиться своим «вундеркиндом». Но разве главное, чтобы ваш ребенок был каким-то особенным, чтобы он заметно отличался от сверстников, разве вы растите ребенка, чтобы гордиться и хвастаться им.
Раннее развитие – это не цель, а скорее следствие внимательного и заботливого отношения родителей к своему ребенку. Это итог кропотливого труда и времени, потраченного на развивающие занятия, общение и игры.
Развитие ребенка начинается с первых минут жизни - он познает мир вокруг себя и осознает себя в этом мире. Даже ласковый голос матери, интонация произнесенных слов – все это помогает ему адаптироваться и развиваться в новой для него среде.
Раннее обучению чтению не должно быть самоцелью, его нужно проводить в комплексе с другими занятиями, развивающими ум, память, внимание и поведенческие навыки. Именно от всестороннего гармоничного развития ребенка, а не однобокого смешенного в сторону демонстрационных умений, зависит прогноз его успешности в школе и в жизни вообще.
Раннее обучение чтению должно базироваться на простом общении с вашим малышом и проводиться в игровой развлекательной форме. Если новую информацию преподносить ребенку ненавязчиво, во время игры, когда она окрашена ярким эмоциональным настроем, тогда и усваиваться она будет намного лучше. Поэтому лучшее средство раннего развития и раннего обучения чтению, в том числе, увлекательные развивающие игры.
Учить буквы нужно играючи. Для этого можно использовать обычные кубики или картинки с нарисованными буквами.
● Стройте пирамидки, выкладывайте дорожку и называйте ребенку буквы.
● Просите принести кубик с буквой.
● Ассоциируйте букву с картинкой – «А» - «Арбуз».
● Находите вокруг предметы похожие на буквы, заинтересуйте этим малыша, пускай и он примет участие в поиске.
Когда ребенок выучит буквы, то уже следующим шагом будет составление слогов. Тут может помочь разборная азбука.
● Составляйте из букв простейшие слоги, читайте и пойте их – пусть ребенок повторяет за вами. Когда он сможет прочесть слог сам, прибавьте еще одну букву, чтобы получилось слово.
● Читайте вместе с ребенком короткие слова во время прогулки - на вывесках, на рекламных щитах, афишах.
● Продвигайтесь постепенно - от простого к сложному.
● Очень важно, чтобы для ребенка это была игра, а не скучная обязанность.
Главное – не спешить и не давить на ребенка. Каждый ребенок индивидуален.
Чтение – это очень сложный процесс, в том числе, с точки зрения физиологии. Если прогресс в обучении отсутствует, то возможно нужно взять паузу и подождать, когда малыш «созреет». Нужно, чтобы этот процесс радовал и ребенка, и взрослых, а не был причиной ссор и слез.
Превратить обучение в увлекательную игру помогает развивающий портал для детей от 2-х до 10 лет «Мерсибо». На его страницах размещено более 60 игр, в том числе и развивающие игры для детей 4 лет, которые помогут сделать обучение чтению веселой игрой и приятным времяпрепровождением для детей и их родителей.
Посмотрите, как весело можно оформить занятия по чтению вместе с Мерсибо ▼
www.happy-giraffe.ru
В процессе взросления ребенок осваивает важные и полезные навыки. Чтение – один из основополагающих. Психологи рекомендуют учитывать индивидуальные особенности детей. Это поможет понять, готов ли ребенок изучать буквы и пришла ли пора начинать учиться читать по слогам. Для детей разных возрастов требуется индивидуальный подход.
Содержание статьи:
Важно своевременно распознать сигналы готовности к обучению:
Ребенок в этом возрасте активный и любознательный и способен усваивать большой объем новой информации за небольшой промежуток времени.
Продуктивное обучению любому навыку должно сочетать в себе:
Мозг ребенка начинает активно работать и обрабатывать информацию. Ему уже гораздо проще структурировать и анализировать все происходящее вокруг. Обучение также стоит проводить в виде игр, чтобы ребенку было легче и интереснее усваивать новые знания. Маленькому ученику необходимо уметь подолгу сосредотачиваться на занятиях, иначе результат от них будет минимальным.
У ребенка наступает новый этап интеллектуального развития. Он начинает активно проявлять интерес к чтению, потому что сам хочет вникнуть в обучающий процесс.
Ребенок получает больше положительных эмоций от обучения чтению. Мозг маленького человечка активно развивает определенные участки, которые отвечают за внимание, помогает лучше структурировать, анализировать и запоминать информацию.
Взрослым людям не нравится заниматься рутинными делами, которые нагоняют тоску. А ребенку заниматься чем-то скучным просто противопоказано. Занятия должны быть увлекательными и интересными.
Для этого потребуется:
Не стоит брать во внимание только книги, лучше использовать говорящую азбуку, карточки, кубики и другой учебный материал.
Для того чтобы успешно и результативно обучить ребенка чтению по слогам, необходимо задать правильное начало. Психологи и педиатры советуют действовать определенными методами, чтобы снизить у маленького ученика сопротивление к обучающему процессу.
Среди них:
Учимся читать по слогам (для детей это очень непростой процесс):
Для детей современный мир предлагает множество различных методик, которые помогают научить читать по слогам.
Чтобы научить ребенка читать по слогам рекомендуется начать с изучения буква. Азбуку лучше покупать для детей 2-3 года, где каждая буква ассоциируется с предметомСреди них:
Обучение лучше разделить на несколько этапов. Это поможет ребенку быстрее научиться правильному произношению.
Слоги можно разделить на 3 типа:
Научиться читать по слогам – промежуточный этап, после которого для детей наступает сложный, но интересный период – чтение целых слов. Чем меньше слов будет попадать в поле зрения ребенка, тем ему будет проще.
С постепенным увеличением сложности ребенок сможет прочесть даже самые трудные слова.
Обучение беглому чтению поможет ребенку научится быстро читать. Текст для занятий важно выбирать в соответствии с возрастом. Необходимо зафиксировать начальный результат, чтобы знать, насколько успешно проходит обучение. Для этого достаточно дать ребенку прочитать текст, предварительно засечь время. В начале тренировок не стоит переутомлять его, будет достаточно 1-2 минут.
Дальше предлагается несколько вариантов занятий:
Главное отличие методики Зайцева – это единица языка, т.е. склад вместо общепринятого слога. Например, «пи-ро-г» вместо «пи-рог».
Кубики имеют множество особенностей:
Различия помогают ребенку запомнить определенное правило. Дополнительно к кубикам прилагаются таблицы со складами. Методика Зайцева подходит детям от 3 лет.
Данный метод представляет собой таблицы со слогами. Огромный набор слогов хорош тем, что его невозможное запомнить и заучить, поэтому одну таблицу можно изучать многократно. Слоговое чтение помогает изучить разнообразные слоги и подготовиться к чтению трудных слов.
Данный метод рекомендуется использовать с 6 месяцев. В наборе находятся карточки со словами, напечатанными красными буквами. Суть метода в том, чтобы показывать ребенку карточки со словами, проговаривая их четко и ясно. При помощи этой методики ребенок сможет научиться читать, не заучивая слоги и буквы.
Для этого метода ребенка заранее необходимо познакомить с буквами. Надежда Жукова утверждает, что детям сложнее выделять отдельные звуки и проще выделять слоги. Кроху сначала нужно познакомить с самыми простыми буквами, гласными. Помочь ему понять, что их можно пропеть. Потом нужно объяснить, как складывают 2 гласные буквы, тогда он сможет понять основы сложения слогов.
«Магнитная азбука» Надежды Жуковой поможет ребенку научиться определять на слух, сколько букв и звуков произнесено, и в какой последовательности звучат звуки.
В основе методики лежат динамические кубики. Это соединенные особым способом кубики, которые можно крутить. Поворачивая их, малыш получает новые слова. Из 2 кубиков можно собрать 20 слов, а из 3 кубиков – в 25 раз больше (т.е. 500 разнообразных слов).
Азбука-самоучка позволяет ребенку выучить алфавит без посторонней помощи. Электронная азбука поможет изучить основу чтения – буквы в игровой форме практически без помощи взрослых.
Существует огромное количество видео-уроков как простых, так и замысловатых. Родителям порой сложно выбрать из такого многообразия то, что действительно подойдёт ребенку.
Видео-уроки можно условно разделить:
Следует подбирать видео-уроки согласно этим параметрам.
В чем преимущества видео-уроков по обучению чтению:
Научить ребенка читать по слогам – это очень сложный и трудоемкий процесс.
Для успешного обучения важно проявлять:
Не стоит приступать к занятиям с плохим настроением и/или самочувствием. Правило касается как ребенка, так и родителя. Нельзя проявлять при обучении отрицательных эмоций: раздражительность, злость, агрессия. При появлении трудностей в процессе обучения лучше отложить занятия на некоторое время.
Советы о том, как научить ребенка читать:
Как быстро научить ребенка читать. Мастер класс для родителей:
kidteam.ru
В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к обучению вообще, и к чтению в частности. Они активно экспериментируют со звуками и словами. Старшие дошкольники достаточно развиты и усидчивы, они интуитивно чувствуют родной язык.
Уровень развития речи, психологическая готовность ребёнка, желание узнавать новое являются определяющими для начала регулярных занятий чтением, но это не значит, что родителям нужно сидеть сложа руки и ждать – подготовительную работу можно и нужно начинать намного раньше.
Знакомить ребенка с буквами можно как только в его лексиконе появится достаточное количество разнообразных слов. Занятия, которые мы рассмотрим ниже, будут одинаково интересны и полезны как полуторагодовалому малышу, так и трехлетнему карапузу.
Сразу оговоримся, что на данном этапе речь идет не об обучении чтению как таковом, а о подготовке, цель которой – пробудить у ребенка интерес к буквам и звукам. Занятия проводятся исключительно в игровой форме и в их процессе мы не требуем от малыша демонстрации какого-либо результата.
Варианты подготовительных занятий:
В возрасте 4-5 лет пора переходить от игр к делу, а именно к изучению алфавита, четкое знание которого является залогом успешного освоения следующего этапа – чтения по слогам.
Современные методики обучения чтению (Жукова, Голуб, Федины и др.) делают упор на запоминание не букв, а звуков. Например, Т называть не [тэ], а [т]. При таком подходе ребёнку проще переходить к чтению слогов. Это действительно важный момент, на который обязательно нужно обратить внимание!
Для начала достаточно освоить 5 гласных и 10 согласных. Запоминать буквы можно по ассоциациям, например, Ж похожа на жука, Ч – на цифру 4, А – на широко расставившего ноги человека, Щ – на щётку с ручкой и т.д.
Различным методикам обучения ребенка алфавиту посвящена отдельная статья.
По традиционной методике детей начинают учить читать по слогам после прочного усвоения алфавита. В качестве учебного пособия можно взять проверенную временем классику жанра – «Букварь» Жуковой Н.С.
Этапы обучения:
Игровые приёмы:
Начинать учить ребенка читать целые слова можно на этапе уверенного чтения по слогам. Начинайте с трёхбуквенных слов, таких как ХО-Р, КО-Т, РО-Т, НО-С.
Игровые приёмы:
Повысить эффективность игровых уроков помогут обучающие тетради (например, И.О. Бадулиной), предполагающие смену различных видов деятельности: раскрашивания, обведения по точкам, письма, артикуляционной гимнастики, занимательных упражнений.
Чтобы обучение не превратилось в мучение и принесло желаемый результат, не забывайте о возрастных особенностях вашего ученика и следуйте рекомендациям ниже:
Несмотря на все старания родителей, занятия с ребенком не всегда проходят гладко. Тогда некоторые задаются вопросом: «А нужно ли вообще учить ребенка читать до школы?» Хотя формально при поступлении в школу ребенок не обязан уметь читать, ему всё же лучше научиться заранее. В программе первого класса обучению чтению отводится не так много времени, поэтому в наиболее выигрышном положении окажутся те, кто умеет свободно читать по слогам, понимая при этом смысл прочитанного. Так что, дорогие родители, запасайтесь терпением!
Елена Тимофеева специально для www.kinderok.ru.При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.
www.kinderok.ru