Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Какие сказки и в каком возрасте читать нашим детям? Какие сказки читать ребенку в 4 года


Какие книги читать ребенку в 4 5 лет

Список книг для детей 3-4 лет: что почитать ребенку? :

Книгу малышам можно читать десятки раз подряд, и они с удовольствием будут слушать ее. Но даже самые любимые из них порой просто надоедают. И тогда родители задаются вопросом: «Какие книги читать детям 3-4 лет?» Разумеется, все малыши разные. Одним из них больше нравятся книги про животных, другие уже в таком возрасте с удовольствием знакомятся с детскими энциклопедиями. Есть же детки, предпочитающие просто рассматривать картинки. Однако существует список книг для детей 3-4 лет, в котором находятся произведения, любимые всеми без всякого исключения.

Как малыши воспринимают чтение?

Каким будет список книг для детей 3-4 лет, зависит от следующего:

- как часто малыш проводит время с мамой и папой;- насколько полезны для ребенка совместные занятия с родителями;

- насколько мамы и папы сумели привить своему чаду любовь к чтению и книгам.

Ситуации при этом бывают самыми разными. Различной может быть и степень готовности малыша к совместному чтению. Для родителей важно не проводить аналогии между свои чадом и другими детками. Ведь, например, соседский мальчик такого же возраста уже может с удовольствием слушать «Буратино», а их ребенок - даже не интересоваться «Репкой». Всегда стоит помнить о том, что темпы развития у детей разные, и в этом нет ничего страшного.

Однако это вовсе не означает того, что мамы и папы должны просто ждать, когда же их чадо само пожелает слушать книги. Необходимо заниматься с малышом, начав с веселых сказок и коротких стишков. Основная цель при этом должна состоять не в навязывании определенного объема произведений. Ребенку необходимо привить интерес к чтению.

Нужны ли книги малышу?

Сегодня, в век бурного развития техники, многие родители задаются вопросом: «Зачем читать ребенку?» Разумеется, практически в каждой современной семье имеется телевизор и компьютер, которые «выдают» развивающие программы. Однако все это просто невозможно сравнить с книгой, прочитанной родителями.

И на это есть несколько причин:

1. Воспитательная. При чтении книги родители акцентируют внимание малыша на тех моментах, которые важны для воспитания именно их чада.

2. Общение с близкими людьми. Во время чтения происходит формирование отношения маленького человека к окружающему миру. Кроме того, при этом он обучается общению с другими людьми.

3. Становление эмоциональной сферы. В процессе чтения у малыша возникает определенная реакция на интонации, появляющиеся в голосе родителя. Это помогает формировать у ребенка чувство сопереживания и благородство. Он начинает воспринимать мир на более высоком чувственном уровне.

4. Развитие грамотной речи, фантазии, а также расширение кругозора.

Советы психологов

Какой может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому и книги все дети воспринимают по-разному. Однако психологи дают родителям несколько полезных советов, позволяющих сделать совместное чтение более продуктивным и приятным:

1. При чтении книг важно уделить особое внимание жестам, мимике и интонациям. Ведь в этом возрасте детям не столько нужны написанные авторами сюжеты, сколько переживания и действия персонажей. При этом малыши учатся правильно реагировать на возникающие жизненные ситуации.

2. Четко выделять в сказке положительных и отрицательных героев, а также совершаемые ими хорошие и плохие поступки. Детки такого возраста делят весь мир на белое и черное. Чтение сказок родителями позволит малышу научиться правильно себя вести и разбираться в жизни.

3. Важным элементом развивающего процесса являются стихи. Они способствуют становлению речи и расширению словарного запаса детей.

Каким может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Родителям стоит иметь в виду, что далеко не вся литература, стоящая на полках магазина, подойдет малышу. При выборе книги стоит обращать внимание на то, несет ли она моральную нагрузку и есть ли в ней поучающий подтекст. Но лучше всего остановить свой выбор на уже опробованных годами и замечательно зарекомендовавших себя произведениях. Рассмотрим рейтинг книг для детей 3-4 лет, в него войдет следующее:

  • «Жили-были…».

  • «Сказки малышам».

  • Книга сказок автора В. Сутеева.

  • «7 лучших сказок малышам» К. Чуковского.

  • «Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер.

  • «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка и некоторые другие произведения.

«Жили-были…» - сборник, в который вошли русские народные сказки

Список, в котором находятся самые интересные книги для детей 3-4 лет, начинается именно с него. Это красочная чудесная книга, которая обязательно понравится детям. В сборник, помимо пятнадцати самых любимых детьми народных сказок, включены потешки и народные загадки, скороговорки и песенки.

Благодаря чтению этой книги ребенок быстрее познает окружающий мир. Помогают ему в этом отношения между сказочными героями русского фольклора. При этом мир малыша становится красочнее и понятнее, справедливее и добрее.

«Сказки малышам» В. Бианки

Очень часто лучшие книги для детей 3-4 лет - это те, в которых рассказывается о животных. Именно поэтому многим малышам по нраву приходятся сказки и рассказы В. Бианки. Они не только интересны, но и весьма познавательны. При чтении этой книги ребенок получает много интересной информации о животных и о природе. Он начинает называть по именам озерных, полевых и лесных обитателей. Кроме того, сказки, написанные Бианки, учат малышей добру, а также дружить и приходить на помощь в трудной ситуации. После их прослушивания малыши начинают более внимательно и бережно относиться к животным и растениям.

Книга сказок автора В. Сутеева

Вряд ли можно найти такого человека, который не был бы знаком с этой уникальной подборкой. Весь объем книги разбит на 3 раздела:

1. В. Сутеев как художник и автор. Сюда включены его сказки и сказки-картинки, написанные, а также проиллюстрированные им.2. По написанным В. Сутеевым сценариям.

3. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам М. Пляцковского, К. Чуковского и И. Кипниса.

Тем, кто ставит своей целью приобрести книги для развития детей 3-4 лет, непремен

mbdou67.ru

Какие сказки и в каком возрасте читать нашим детям?

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

Что читать детям

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребенка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа — более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить — и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, — но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.

Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени, если мало — на верхнюю.

Ступени:1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

«Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок» — все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Наша Таня горько плачет…», «Идет бычок, качается…» и другие), и «Цыпленка и утенка» Владимира Сутеева и «Цыпленка»  Корнея Чуковского.

Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа «Сорока-ворона кашку варила…») к сказкам. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Таня уронила в речку мячик и тому подобное, Курочка-Ряба снесла золотое яичко), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее).

Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками). Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать ее самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь.

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диафильмы и диапроектор с этими сказками, обязательно покажите их малышу — диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надежности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать «Колобок» — например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от нее.  Поэтому и «Теремок» лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, еще лучше прежнего.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

Список литературы для детей от 1,5-2 до 3-4 лет

1. Колобок.

2. Курочка-Ряба.

3. Теремок.

4. Репка.

5. Русские народные потешки.

6. Корней Чуковский. Цыпленок.

7. Стихи Агнии Барто для малышей (Таня. Бычок. Зайка. Мишка. Козленок. Лошадка. Слон. Мячик. Грузовик. И другие.)

8. Владимир Сутеев. Цыпленок и утенок.

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй «ступеньке сложности» можно поставить многие стихотворные сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр», «Телефон»,  «Айболит», «Федорино горе») многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие), стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, «Шалтай-Болтай», «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и другие), басни Сергея Михалкова («Друзья в походе», «Услужливый заяц», «Кто кого?») и многие другие истории.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет.

По-прежнему остается важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже «Красная Шапочка» часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем — у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного — например, истории Николая Грибачева про зайца Коську и его друзей, рассказы Носова, или повести Астрид Линдгрен.

Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребенку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела — они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.

Если же ребенок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

Список литературы для детей от 2,5-3 до 6-7 лет

1. Народные сказки о животных: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок — Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка. И другие.

2. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Гвоздь и подкова. Шалтай-Болтай. Котята. Перчатки. Кораблик. Три мудреца. Король Пинин. В гостях у королевы. Три зверолова. Дом, который построил Джек. И другие.

3. Самуил Маршак. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Где обедал, воробей? Багаж. Про все на свете. Усатый-полосатый. И другие.

4. Корней Чуковский. Мойдодыр. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу). Федорино горе. Телефон. Муха-Цокотуха. Айболит и воробей. Айболит. Путаница.

5. Николай Носов. Живая шляпа.

6. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

7. Михаил Зощенко. Показательный ребенок (рассказы). Умные животные (рассказы).

8. Владимир Сутеев. Дядя Миша. Яблоко. Кот-рыболов. Елка. Разные колеса. Мешок яблок. Капризная кошка. Палочка-выручалочка. Под грибом.

9. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.

10. Альф Прейсен. Веселый Новый год. Про козленка, который умел считать до десяти.

11. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.

12. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

13. Валентина Осеева. Волшебное слово.

14. Сергей Михалков. Басни: Друзья в походе. Услужливый заяц. Кто кого? Стихи: Фома. А что у вас? Мой щенок. Рисунок. Песенка друзей. И другие стихи.

15. Николай Сладкое. Воробьишкина весна. Бежал ежик по дорожке. И другие рассказы.

16. Виктор Кротов. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом. Как Игнатий играл в прятки.

17. Дональд Биссет. Все кувырком (рассказы).

18. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).

19. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.

20. Агния Барто. Мы с Тамарой. Я расту. Медвежонок-невежа. Любочка. Фонарик. Любитель-рыболов. И другие стихи.

21. Энид Блайтон. Знаменитый утенок Тим.

22. Георгий Юдин. Букваренок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

23. Борис Заходер. О чем индюк думал. Хрюк на елке.

24. Виталий Бианки. Чей нос лучше. Кто чем поет? Как муравьишка домой спешил. Лесные домишки. Сова. Первая охота. И другие рассказы.

25. Федор Хитрук. Топтыжка.

26. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.

3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела — очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и забавные и веселые приключения (например, приключения ослика Мафина  и Незнайки, Муми-троллей и Буратино, Пиппи Длинный чулок и зайца Коськи), и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и ироничные повествования Алана Милна и Григория Остера. Есть длинные повести и коротенькие басни, проза и стихи.

Объединяет их то, что все это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; «телевизионные» дети их обычно не понимают — они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах — с большим количеством ярких картинок или в более «взрослом» виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

Если до школы ребенку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребенку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия — иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).

Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

1. А.С. Пушкин. Сказка о Золотом петушке. Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

2. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:

Русские: Царевна-лягушка. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Морской царь и Василиса Премудрая. Морозко. Сивка-Бурка. Снегурочка. По Щучьему велению. Три зятя. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Птичий язык. Хаврошечка. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Иван — вдовий сын. Василиса Прекрасная. Финист — ясный сокол. Чудесные ягоды. Марья Моревна. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Липунюшка.

Немецкие сказки, собранные братьями Гримм: Соломинка, уголь и боб. Три лентяя. Заяц и еж. Мальчик с пальчик. Храбрый портной. Маленькие человечки. Горшок каши. Цвет шиповника (в другом переводе — Шиповничек). Три брата. Бременские музыканты. Бабушка Метелица. И другие.

Французские: Неугомонный петушок. Откуда совы взялись. Гномы. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Дочь дровосека. Возвращение Ля Раме. «Попался, Сверчок!». Плут-малыш. Жан счастливый. Солнышко. Как не уберегли звери свои тайны. Ученик чародея. И другие.

Английские: Мистер Майка. Том Тит Тот. Малютка брауни. Тростниковая шапка. Три поросенка. Кто-всех-одолеет. Три умные головы. Как Джек ходил счастья искать. Воду заперли. Источник на краю света. Ученик чародея. И другие.

Арабские: Али-баба и сорок разбойников. Синдбад-мореход. Волшебная лампа Аладдина. И другие.

А также сказки ирландские, эстонские, шведские, индийские, японские, норвежские, датские, португальские, шотландские, татарские и многих-многих других народов.

3. Алексей Толстой. Сказки.

4. Стихи о природе (Блок, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Майков, Фет и другие).

5. Николай Грибачев. Лесные истории.

6. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

7. Астрид Линдгрен. Пиппи Длинныйчулок. Приключения Эмиля из Леннеберги. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

8. Петр Ершов. Конек-горбунок.

9. Джоэль Харрис. Сказки дядюшки Римуса.

10. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Елка. Калоши и мороженое. Бабушкин подарок. Через тридцать лет. Не надо врать. Золотые слова. Находка. Великие путешественники.

11. Николай Носов. Телефон. Наш каток. Федина задача. Фантазеры. Мишкина каша. Дружок. Метро. И другие рассказы.

12. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей

13. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).

14. Павел Бажов. Серебряное копытце.

15. Корней Чуковский. Крокодил. Тараканище. Бармалей. Приключения Бибигона. Краденое солнце.

16. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.

17. Ганс-Христиан Андерсен. Гадкий утенок. Дюймовочка. Цветы маленькой Иды. Принцесса на горошине. И другие сказки.

18. Эдуард Успенский. Каникулы в Простоквашино. Дядя Федор, пес и кот. Меховой интернат.

19. Валерий Медведев. Приключения солнечных зайчиков. Баранкин, будь человеком!

20. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки: Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост. Про Комара Комаровича. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.

21. Стихи:  Корнея Чуковского, Елены Благининой, Сергея Михалкова, Юнны Мориц, Самуила Маршака.

22. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.

23. Октав Панку-Яшъ. Сказки («Куда девался снег»).

24. Тони Вульф. Великаны. Феи. Гномы. Драконы. Эльфы. Сказки волшебного леса.

25. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Буква «Я», Мартышкин дом и другие). Ма-Тари-Кари.  На горизонтских островах (стихи).

26. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?

27. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

28. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротенком Вилли и его друзьями.

29. Евгений Чарушин. Волчишко. Медвежата. Медвежонок. И другие рассказы.

30. Энид Блайтон. Желтая книга фей.  Приключения Нодди.

31. Татьяна Александрова. Сказки старой тряпичной куклы.  Кузька.

32. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.

33. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.

34. Редьярд Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым. Слоненок.

35. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Золушка. Кот в сапогах. Спящая красавица (кончая свадьбой). Красная шапочка.

Примечание: другие сказки Шарля Перро — такие как «Мальчик с пальчик», полная версия «Синяя борода» или «Спящей красавицы» — страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.

36. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.

37. Михаил Пришвин. Еж. Золотой луг.  Лесной доктор. Лисичкин хлеб.

38. Джанни Родари. Путешествие Голубой Стрелы. Приключения Чиполлино.

39. И.А. Крылов. Ворона и Лисица. Квартет. Лебедь, Рак и Щука. Мартышка и очки. Слон и Моська. Лисица и виноград. Стрекоза и муравей.

40. Григорий Остер. Подземный переход. Зарядка для хвоста. Легенды и мифы Лаврового переулка. Великое закрытие. Котенок по имени Гав. Бабушка удава. А вдруг получится!!! Это я ползу. Испорченная погода. Обитаемый остров. Сказка с подробностями. Привет мартышке. Как лечить удава. Куда идет слоненок. и мифы Лаврового переулка.

41. Константин Паустовский. Прощание с летом.

42. Туве Янссон. Опасное лето. Комета летит! (в другом переводе — Муми-тролль и комета). Волшебная зима. Мемуары папы Муми-тролля. Маленькие тролли и страшное наводнение. Шляпа волшебника.

43. Ирина Токмакова. Маруся еще вернется. Может, Нуль не виноват. И настанет веселое утро. Счастливо, Ивушкин! Аля, Кляксич и буква «А».

44. Виталий Бианки. Где раки зимуют.

45. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.

46. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.

47. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).

48. Отфрид Пройслер. Как поймать разбойника.  Маленькое Привидение. Маленький Водяной. Маленькая Баба-Яга.

49. Александр и Наталья Крымские. Сказки зеленого дивана.

50. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):

Скряга. Горшеня. Каша из топора. Мудрая жена. Кто заговорит первый? Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Собака пономаря. Бирон. и куропатка. «Берник, бернак!» Лиса и куропатка. Волшебный свисток и золотые яблоки. Плотник из Арля. Старый горшок с золотыми экю (французские). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Золотой кувшин (адыгейская). И многие-многие другие.

51. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.

52. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).

53. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.

54. Константин Ушинский. Слепая лошадь.

55. Виктор Голявкин. Рассказы.

56. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.

4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко — и с удовольствием — взрослые)

«Королевство кривых зеркал» и «Аленький цветочек», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Маугли» — эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчлененной. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвленным сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребенком большинство книжек третьего раздела. И еще: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребенку лучше читать их вместе с вами — даже если он уже вполне прилично читает сам.

Список литературы:

1. Ганс-Христиан Андерсен. Стойкий оловянный солдатик. Огниво. Соловей. Снежная королева. Новое платье короля. И другие сказки.

2. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.

3. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.

4. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.

5. Евгений Велтистов. Миллион и один день каникул. Рэсси — неуловимый друг. Электроник — мальчик из чемодана.

6. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.

7. Борис Шергин. Пойга и лиса.

8. Михаэль Энде. Джим Пуговка и Чертова Дюжина. Джим Пуговка и машинист Лукас.

9. Виктор Голявкин. Рассказы.

10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.

11. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.

12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.

13. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.

14. Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.

15. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.

16. Д.И Мамин-Сибиряк. Светлячки. Сказочка про дедушку Водяного. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Серая Шейка. Богач и Еремка. Золотой брат. И другие рассказы.

17. Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье. Приключения Алисы в Стране чудес.

18. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.

19. Феликс Зальтен. Жили-были пятнадцать зайцев. Бемби.

20. Кир Булычев. Тайна третьей планеты. Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Лиловый шар. Козлик Иван Иванович. День рождения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится.

21. Вильгельм Гауф. Приключения Сайда. Калиф-аист. Маленький Мук. И другие сказки.

22. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.

23. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.

24. Приключения Робин Гуда.

25. Радий Погодин. Кирпичные острова.

26. Нина Артюхова. Мороженое.

27. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.

28. Пьер Грипари. Сестричка- невеличка. История принца Реми, лошадки по имени Реми и принцессы Мирей. И другие сказки.

29. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Глупые обезьянки. Щур. — Яшка. И другие).

30. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.

31. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии

32. Д’Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М. Энгельгардта).

33. Алексей Толстой. Фофка.

34. Редьярд Киплинг. Маленькие сказки! Маугли.

35. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.

36. Александр Куприн. Ю-ю.

37. Ян Экхольм. ТО да СЕ из города АВОСЬ да НЕБОСЬ. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый.

38. Павел Бажов. Золотой волос. Каменный цветок. Горный мастер.

39. Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

40. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

41. Владислав Крапивин. Трое с площади Карронад. Тень каравеллы.

42. Джек Лондон. Сказание о Кише.

43. Софья Прокофьева. Остров капитанов. Пока бьют часы.

44. Альберт Иванов. Лилипут — сын великана.

45. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.

46. Юрий Олеша. Три толстяка.

47. Юрий Коваль. Недопесок.

Зачем и что читать малышу вслух?

Давно ли вы читали своему ребенку книжку вслух? Уверен, что далеко не каждый родитель может ответить, что происходило это сегодня или вчера. Нам мешает недостаток времени, и мы усаживаем чадо перед телевизором с мультиками или (в более старшем возрасте) за компьютер с очередной стрелялкой. Свои проблемы мы прячем за мнением, что ребенок еще мал, пусть немного подрастет, а уж тогда… Кое-кто даже удивляется, зачем в наш век телекоммуникаций вообще читать вслух?

Лет пятнадцать (или около того) назад появился термин «клиповое сознание». Определение термина найти нелегко, подозреваю, что его вообще нет, но обозначает словосочетание не самые лучшие особенности восприятия информации современным человеком.

На нас обрушивается информационный поток, принять который и переработать неподготовленный мозг не в состоянии. Мимо сознания проносятся сплошной чередой рекламные ролики, картинки, обрывки фраз, заголовки газетных статей. Жизнь воспринимается как мелькание кадров музыкального клипа, посмотрел и забыл. В голове, словно в отстойнике, собирается разный мусор, а чистая, необработанная сознанием информация проносится мимо как поток горной реки.

Причин такого феномена много, некоторые из них отмечались еще мыслителями средневековья. Но не стоит успокаивать себя, фундамент будущим успехам и неудачам наших детей закладываем именно мы, родители. Детей надо учить думать. Чтение в этом процессе, пожалуй, самая важная составляющая.

Словарный запас, воображение и усвоение учебных материалов могли быть лучше у любого двоечника, приучи его родители к чтению с малолетства. Не надо ждать, пока ребенок подрастет до какого-то возраста. Читать вслух можно начинать даже грудному ребенку. Не ограничивайте общение агуканьем и сюсюканьем. В книгах много разных слов, которые ребенок должен слышать. Конечно, малыш ничего не поймет из прочитанного. Но он видит маму, выражение ее лица, слышит слова и контактирует с ней эмоционально.

В годовалом возрасте, подражая взрослым, ребенок уже может держать в руках книгу, рассматривать картинки. Литература для самых маленьких, до трех лет, это короткие истории, описанные простыми предложениями, с рифмами и повторами. Например, такие сказки как Курочка Ряба или Теремок.

Для дошколят постарше нужны истории длиннее, состоящие из нескольких связанных сюжетом эпизодов. К четырем годам у ребенка развивается воображение, и чтение становится особенно важным. Чтобы увлечь, превратите чтение в игру, читайте сказки по ролям и разыгрывайте сценки из прочитанного, предложите ребенку нарисовать или слепить кого-либо из персонажей.

Некоторые психологи считают, что детские истории должны заканчиваться хорошо. Счастливый конец подтверждает ребенку незыблемость и надежность окружающего мира, в то время как несчастливый порождает сомнения и страхи. Даже советуют во время чтения самостоятельно переделывать «нежелательные» окончания историй.

Но с другой стороны, воспитанные только на положительных примерах дети рано или поздно столкнутся с реальной жизнью, в которой хорошее тесно переплетено с плохим. Разве поможет им в этом случае полное отсутствие страха и опасений? Скорее навредит. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения. Избегать таких сказок или переделывать их не стоит.

Увы, реальной альтернативы чтению в процессе развития ребенка пока нет. Помните об этом и читайте малышам чаще.

Источник

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

psychologylivelife.net

Какие сказки читать детям - консультация для родителей

Ребенок читает сказкиСказка — это не просто история, которой делится с ребёнком взрослый. Сказка — это проекция взгляда ребёнка на этот мир, общение и познание мира с помощью незамысловатых текстов и сюжетов. Сказка — это погружение в сюжет и эффект присутствия «внутри» рассказа, осмысление после прочтения и прослушивания.

Благодаря чтению и слушанию сказок, ребёнок получает бесценный багаж знаний, учится быть добрым, чутким, храбрым и смелым, учится находить решения в сложных ситуациях, анализирует прочитанное, тренирует память.

Как выбрать сказу для детей

Очень важно — грамотно выбрать сказку. Сказка должна подходить ребёнку по возрасту, по настроению и желанию, по его восприятию и пониманию мира.

Про настроение и желание, разумеется, вопросов не возникает — любой ребёнок способен воспринимать сказку или читать ее только в хорошем расположении духа, и с желанием, иначе чтение не принесёт никакой пользы. Однако, бывает, что чтение «лечит» плохое настроение, успокаивает и организует ребёнка.

Восприятие и психологическое понимание мира — немаловажный этап в выборе сказки, так как все дети разные и даже если мы возьмём двух детей одного возраста и прочитаем им одну сказку, понимание ее будет разным. Важно понимать потребности своего ребёнка и подбирать ему книги, которые он способен понять и осмыслить.

С какого возраста можно читать сказки

Сказки можно читать ребёнку ещё до его рождения, также как и слушать музыку, говорить с ним. Ведь ещё в утробе ребёнок чувствует, что с ним общаются, ощущает тепло матери, чувствует ее голос, что благоприятно воздействует на его развитие.

Уже с рождения малыш с каждым днём становится все любознательнее и активнее, любит общение, игры и сочетание звуков и слогов. Читайте малышу с рождения стихотворения-потешки, простейшие сказки с четкой артикуляцией, интонацией, свойственной данному герою или ситуации, повторяя изо дня в день, и вскоре ребёнок с радостью повторит за чтецом некоторые слоги! А сколько эмоций это принесёт малышу и Вам!

Ребёнок как губка впитывает все новое, никогда не поздно начать читать ребёнку сказки, даже если родители упустили этот момент и не читали с ребёнком, либо уделяли этому мало времени.

Сейчас, во время активного внедрения информационных технологий и легкого доступа детей к всевозможным гаджетам и телевизионным программам, родителям очень просто «подсадить» ребёнка на просмотр планшетов, мультфильмов и заняться своими делами. Но в итоге переизбыток этого приводит к перенасыщению «лишней» информации, нужной и ненужной, нарушению психического и физического состояния здоровья ребёнка, зависимости от гаджетов детей и взрослых. В следствие чего теряется интерес к чтению и восприятию сказок и книг.

Самое главное в решении данной проблемы — показывать пример на себе — исключить по возможности просмотр некоторых программ и «фонового» включения телевизора, ограничить просмотр гаджетов как у ребёнка, так и у себя. Читать книги, развесить картинки из сказок по дому, больше общаться с ребёнком в игре. Ведь только своим примером мы можем научить ребёнка чему-то полезному.

Какие сказки читать детям до 2 лет

С самого рождения очень важно прививать любовь к сказкам и чтению книг. Даже чтение одной сказки в день стимулирует работу мозга малыша.

Малыши до 2 лет очень любят веселые небольшие сказки, стихотворения-потешки с простым понятным сюжетом и смыслом. Здесь очень важно читать ребёнку четко и внятно, с душой и настроением, тогда чтение и слушание превратится в увлекательную игру.

Категории сказок для детей до 2 лет:

  • Сказки в стихотворной форме, песни-потешки
  • Простые сказки про животных
  • Простые сказки про семью
  • Сказки с движениями и танцами, небольшие сценические истории

Примеры сказок для детей до 2 лет:

  • Курочка-ряба
  • Петушок-золотой гребешок
  • Шел король по лесу
  • Колобок
  • Стихотворения Агнии Барто

Какие сказки читать детям 2-3 лет

Мама читает сказки ребенкуРебенок растёт, растёт и его кругозор. В возрасте 3-4 лет он уже понимает и осознаёт цепочку «причина-следствие», способен понимать и запоминать более сложные сюжеты, чтение сказок становится любимым ритуалом.

Ребёнок все лучше понимает грань между добром и злом, плохим и хорошим поведением, следит за сюжетной линией с большим интересом и подключает логическое мышление.

В этом возрасте многие дети начинают посещать детские сады, где чтение сказок тоже играет немаловажную роль — так воспитатель объединяет детей, занимает их, развивает. Также детям очень нравятся кукольные театры и импровизированные театральные постановки по прочитанной сказке. Следовательно сказка — основа развития ребёнка.

Для 2-3 лет в пример можно привести следующие сказки:

  • Красная шапочка
  • Гуси-лебеди
  • Зайкина избушка
  • Муха-цокотуха
  • Что такое хорошо, что такое плохо

Какие сказки читать детям 4-5 лет

Чем старше становится ребёнок, тем лучше он способен запоминать истории, сюжеты усложняются и появляется интерес к более расширенным историям. С 4-5 лет можно смело учить ребёнка самостоятельному чтению, которое расширит его кругозор и позволит проводить увлекательное время за чтением книг. Самое главное — подавать хороший пример детям, то есть проводить за чтением время вместе, читать самим и после каждого прочтения обсуждать ту или иную сказку.

Многие дети в этом возрасте становятся более усидчивыми и способны воспринимать большие объемы сказок. Главное — не давить на ребёнка и давать свободу выбора сказки.

Для 4-5 летнего возраста можно привести в пример следующие сказки:

  • Гадкий утенок
  • Снежная королева
  • Бэмби
  • Двенадцать месяцев

Какие сказки читать детям 6-7 лет

Картинка к сайту сказок для детейПеред школой в возрасте 6-7 лет у ребёнка уже имеется большой запас знаний различных сюжетов, историй и сказок, дети могу легко фантазировать самостоятельно и додумывать продолжение сказок. Если ребёнок увлекается чтением, поощряйте его стремления и интересуйтесь после прочтения сказки, какие выводы он сделал, как бы поступил на месте героя, что именно понравилось или не понравилось в данной книге, на какого героя хотелось бы быть похожим и так далее. Любое обсуждение сказки позволит лучше вникнуть в сюжет.

Дети с большим удовольствием читают сами, и с не меньшим удовольствием делятся своими впечатлениями о прочитанном. Нужно всегда проявлять интерес к мыслям и рассказам ребёнка, тем самым поддерживая его старания и любовь к книгам.

Для примера сказок для детей от 6-7 лет:

  • Алиса в стране чудес
  • Волшебник изумрудного города
  • Пеппи длинный чулок
  • Сказки и истории Ч.Диккенса
  • Маугли
Загрузка...

mnogo-skazok.ru

Какие сказки читать ребенку

Сегодня в нашу жизнь настолько плотно вошли компьютерные технологии, что даже книги вытеснили! Как же привить малышу любовь к ним? Читай сама! Если карапуз будет видеть, что мама или папа не могут оторваться от книжки, он станет их копировать, подражать. Чуть позже у него проснется интерес к чтению, а оно и словарный запас формирует, и речь, интеллект, воображение, фантазию, логику, внимание, мышление развивает. Так что обязательно читай не только себе, но и ребенку.

 

Особенно пока он этого делать не умеет. Сказка перед сном – отличный ритуал, который способствует качественному отдыху, ведь после ее прочтения крохе точно будут сниться цветные сны. Малютка задает много вопросов? Не стоит сразу стремиться в Интернет – поищите ответы в энциклопедиях... Это полезно в любом возрасте! 

 

До года 

 

Уже на первом году жизни следует покупать ребенку книжки. Зачем в таком возрасте? Потому что сейчас они для него не только источник знаний, но и забавная игрушка – источник эмоций, который постепенно будет приучать малютку к чтению. 

Подойдет  безопасная литература, которую можно грызть, мять или купать в ванне. Например, мягкая клеенчатая книжка для ванны, книжка-пазл, книжка с пищащими деталями... 

 

Поначалу именно эти детали, яркие картинки вызовут интерес у маленького. Рассматривайте их вместе, рассказывай крохе о том, кто изображен на иллюстрациях, задавай вопросы и сама отвечай на них. И лишь после такого знакомства приступай к чтению. Однако не забывай периодически отрываться от текста, чтобы объяснить ребенку новое понятие, предмет.

 

Список литературы:

Барто А. «Игрушки». 

Бергельсон А. «Ура для комара». 

Берестов В. «Про машину».

Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха». 

Козлов С. «Я на солнышке лежу». 

Маршак С. «Детки в клетке». 

Потешки: «Сорока-ворона», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка». 

Степанов В. «Как живете? Что жуете?». 

Серова Е. «Кто в лесу живет?». 

Чуковский К. «Вышел зайчик погулять».

 

 

От 1 года до 3 лет 

 

По мнению психологов, это самый оптимальный возраст для «поглощения» новой информации. Поэтому в процессе чтения книг в это время необходимо вводить новые обучающие элементы. Какие? Делай акцент на буквах и словах, обращай внимание на детали и нюансы в сюжете, на характер главных героев, приучай к бережному отношению к книгам – все это нужно закладывать в раннем возрасте. 

 

Кстати, сейчас ребенка порадуют не только новые книжки-игрушки, но и такие, которые позволят ему делать что-то самостоятельно: наклеивать, раскрашивать картинки.

Еще одна особенность этого возраста: психологи отмечают, что в 3 года у деток формируются первые страхи, поэтому, если финал «Рукавички» доводит кроху до слез, попробуй изменить его, придумав более счастливый конец. Еще лучше – сделать это вместе с сыном или дочкой! Пусть подключают фантазию и... предлагают варианты happy end! 

 

Список литературы 

Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка».

Гримм «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов».

Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет». 

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» 

Михалков С. «Упрямый лягушонок», «Три поросенка». 

Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Золушка».

Народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок»,«Івасик-Телесик», «Бичок-солом'яний бочок».

Сутеев В. «Под грибом». 

Чуковский К. «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон».

 

 

От 3 до 6 лет 

 

В три-четыре года ребенок уже настолько полюбит книги, что часто станет просить тебя или мужа почитать ему, а если вы заняты, будет сам брать книгу, изучать иллюстрации (дети любят это делать многократно) и «читать» ее любимому мишке. Конечно же, по памяти (она в этом возрасте развита очень хорошо)! 

 

А вот в пять лет (возможно, немного раньше или позже), вполне вероятно, на курсах подготовки к школе или дома ребенок научится читать самостоятельно – по буквам или по слогам, а то и целиком слова... Методик для этого предостаточно. Главное, выбрать ту, которая подходит именно твоему малышу и... следовать всем рекомендациям.

Какая литература нужна для самостоятельного чтения?  Можно начать с детских журналов, комиксов. Они красочные, яркие, да и текста в них немного.

 

Предпочитаете книги? Тогда берите такие, где крупный шрифт, короткие предложения, понятные слова и сложные иллюстрации, которые можно долго рассматривать. Всем этим тербованиям часто отвечают детские энциклопедии. К школе их пора обновить, поскольку знания они дают шире, чем энциклопедии для самых маленьких. Можно предложить ребенку также книги, связанные с праздниками: перед Новым годом почитайте истории о Дедушке Морозе, а перед 8 Марта по­ищите стихи для мамы. Выбирайте вместе, помогай малышу их осваивать. Но не заставляй! Начинай читать занятный рассказ, повесть и... заканчивай на самом интересном месте, предложив ребенку узнать, что будет дальше самостоятельно. Этот метод отлично работает!

 

Список литературы

Бажов В. «Серебряное копытце».  

Бианки В. «Рассказы о животных». 

Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и продолжение этой книги. 

Гауф В. «Карлик Нос», «Калиф-аист», «Маленький Мук». 

Крылов И. «Басни». 

Народные сказки «Кирило Кожум'яка»...

Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон». 

Носов Н. «Незнайка и его друзья»,  «Затейники», «Фантазеры». 

Толстой А.Н. «Приключения Буратино».  

Остер Г. «Котенок по имени Гав и другие истории». 

tvoymalysh.com.ua