ГлавнаяРебенку 4Как вести себя с ребенком 4 лет если он не слушается
Как себя вести если ребенок не слушается. Как вести себя с ребенком 4 лет если он не слушается
Как себя вести если ребенок не слушается
Воспитание детей без наказаний
Когда отношения с ребенком — счастье, а ты воспитываешь прежде всего себя самого
Пришло время мне систематизировать сегодняшнее понимание про плохое детское поведение. Вот, к чему я пришла.
1. Правильно оцениваем ситуацию или насколько плохо залезать рукой в кашу. Есть такие ситуации, как: размазывание разлитого сока на столе, залезание рукой в кашу, специальное рассыпание чего угодно сыпучего и трудно собираемого, поливание книг водой, порча дорогих вещей и проч. Чаще всего, это происходит в 2-4 летнем возрасте и говорит лишь о развитии ребенка, его интересе к разным процессам, с которыми он сталкивается в быту. Это не значит, что надо разрешить размазывание гуаши из тюбиков по белому дивану (или зеленому дивану). Это значит, что надо этот интерес заметить и перенести в «официальную зону» — разложить газету на полу, купить недорогие краски и разрешить ребенку побаловаться. Более того, надо сделать это вместе! Снять стресс и порадоваться!
Если досуг ребенка будет разнообразен, то свою фантазию он будет применять не во время обеда, а во время интересного досуга с мамой или воспитателем в детском саду. Посмотрите, что интересует ребенка, найдите этим интересам развитие, которое понравилось бы и вам, и ему. Такой подход поможет не только убрать острые ситуации, но и установить доверие.
Я часто говорила себе: «Но он же все уже знает! Ему 4 года, он прекрасно знает, что так делать нельзя. Я повторяю ему это по 100 раз в день. Но он делает мне это на зло!» Надо сказать, мне сейчас очень стыдно перед своим сыном. Я долгое время считала его плохим. Я не понимала, почему он поступает плохо, хотя знает, что это плохо. А потом еще стоит передо мной и молчит, или плачет, или практически хамит мне в глаза.
Шло время. Я мучилась. Мучила сына своим занудством, перетекающим то в слезы, то в крик. Потом я поняла одну очень большую для себя вещь.
Мы часто произносим фразу: «Ребенок плохо себя ведет». Но всегда ли это так? В своих ответах на половину писем, которые мне приходят на сайт, я предлагаю родителям пересмотреть свою оценку детского поведения. О чем это говорит? Мы часто ошибаемся. Мы часто не понимаем ребенка, строги к нему. Тогда кто же из нас плохо себя ведет?
2. Ребенок требует внимания: ноет, плачет или, напротив, пристает с миллионом вопросов.
Мы все знаем, что такое, когда ребенок изводит нас — поиграй, порисуй, почитай, ой, все болит, не хочу спать, не хочу есть, хочу есть. Мы все быстро понимает, что такое поведение — это желание внимания. Но часто мы не знаем, как реагировать. Ребенок продолжает свое, мы раздражаемся, кричим, или наоборот молчим. Нам нравятся тихие примерные понимающие дети, совсем не нравятся сорванцы и назойливые прилипалы.
Прежде всего, вот эти примерные дети, чаще всего такие не потому, что, правда, в этот момент не хотят ни леденец, ни мультик, а потому, что уже выдрессировались родителями и уже выбрали свою тактику поведения. Они примерные не по-настоящему, а по-искусственному. Именно эти примерные девочки в подростком возрасте теряют тормоза. Именно эти дети в какие-то моменты по случайности уличаются в плохих, порой очень стыдных, поступках. Поэтому никогда не завидуйте ни этим детям, ни их родителям. За красивой штукатуркой много сюрпризов.
А вот если ребенок, правда, чуток, то это говорит о чуткости его родителей. Что они делали с самых пеленок своего ребенка? Они давали ему внимание. Делали это с любовью и грамотно: не столько улюлюкивая ребенка, сколько создавая все условия для его развития. Они были внимательны к его личности. Поэтому если вдруг Вы поймали себя на том, что какое-то время раздражаетесь на ребенка, а он превратился в нытика или зануду или тараторку, то первое, что надо сделать, это дать ему внимание. Кстати, это не значит, что надо разрешить ему намазывать стол бананом и принести еще один банан. Скорее надо предложить помыть руки и дать на выбор ему пару совместных занятий: или рисуем вместе динозавров или клеим самолеты. Пусть выбирает.
Я часто слышу, что родители боятся дать внимание, потому что тогда ребенок будет вить из них веревки. А вот и нет! Внимание, данное через душевный разговор, сидение на коленях, или общее занятие для души и ума, наоборот, только будет насыщать ребенка любовью и давать ему плацдарм для бОльшей самостоятельности.
Но бывают ситуации, когда ребенок требует внимания совсем не в подходящий момент — когда Вы говорите по телефону или лично, серьезный разговор и Вы не можете отвлечься. Тогда ребенка можно просто погладить, взять по возможности на колени, но продолжать свое дело. Потом, положив трубку, можно поблагодарить ребенка, что он дал Вам закончить разговор и вот теперь уделить ему внимание. Тогда голод по вам будет меньше, а доверие к вам больше. Ему тогда легче будет дождаться, когда вы в следующий раз освободитесь, не дергая каждую минуту. Ребенок научится брать внимание естественным образом.
3. Ребенок ведет себя плохо, не реагирует на слова взрослых, словно проверяя на прочность. Родителю уже хочется его подчинить любой ценой.
Когда ребенок проверяет нас на прочность своим плохим поведением, настойчиво стоя на своем, это говорит о том, что внимания ему уже катастрофически мало. Такую ситуацию надо «лечить» внимательным пересмотром всех отношений с ним, своих требований к нему. Надо вернуться к активному слушанию и «я-предложениям» (обязательно читайте Гиппенрейтер). Ваш ребенок заблудился. Ему плохо. И это «плохо» он решил сейчас выместить на этой маленькой ситуации.
Но бывают ситуации, когда таким не-участием не отделаешься. Тогда можно, не доходя до кипения, просто предложить ребенку выбор: или кушаем сейчас, или после бассейна дома. Выбирай. Как ты хочешь: сам почистить зубки или чтобы я тебе их почистила? Мы поедем к бабушке после катка или до? Когда ребенок начинает чувствовать, что это ОН решает, что делать, он уже не делит власть с вами, а спокойно принимает решение. Главное тут, чтобы сама мама давала ребенку те варианты, которые готова равно одинаково принять. Иногда даже возможен такой вариант: ты выйдешь сам из комнаты или тебя вывести? Поверьте, это лучше, чем эмоциональный скандал.
Но все равно и в этой ситуации ключевое, чего хочет ребенок, это внимание! Поэтому стоит хорошо задуматься и разработать список дел, которые можно делать вместе и которые нравятся обоим. Этот список будет «залечивать» детские колючки и не надо уже будет ребенку проверять своего родителя на прочность.
4. Ребенок специально делает на зло.
Кстати, такое бывает. А иногда он делает на зло не очень осознанно, но тем не менее делает. Обида на родителя может вернуться местью не обязательно в той же ситуации, а в другой: мама не одобряет компанию подростка и критикует за долгие прогулки, он в свою очередь забрасывает учебу. Это просто классика! Мама в сердцах высказалась дочери про ее внешний вид и умственные способности, дочь случайно разбила мамины духи, порвала бусы. Может, это и не осознанно. Но отсутствие раскаяния и понимания ситуации точно ведут к обиде на маму.
Тут важно остановиться самому, отдышаться и не играть в игру «око за око». Мы сами обидчивы и мстительны. Но пришло время менять это, чтобы в наших детях было больше прощения и милосердия. Пришло время научиться извиняться перед своими детьми и, когда все остыли, искать общие точки соприкосновения. Мы опять вернулись ко вниманию, которого не хватает нашим детям.
5. Все, что делает ребенок, никуда не годится, хоть не проси.
6. Ребенок врет.
Мне всегда больно, когда мой ребенок врет. Я воспринимаю это очень болезненно. Моя мама мое вранье называла предательством, меня очень сильно ругали. Я считаю детское вранье большим грехом. Но так ли это?
Не так давно я поняла, что каждый имеет право на свою территорию, свою тайну. Мама же чаще всего знает до определенного взросления ребенка о нем практически все. Ему спрятаться некуда. Все у нас на виду. Мы и трусы грязные смотрим (и комментируем), и тетради, и листки в тетрадях. Хорошо, если не читаем смс. Не уверена, что мы готовы к такому прилюдному раздеванию, какому подвергаем своих детей.
Давайте не бояться вранья. Давайте не допытываться и не вытаскивать его наружу, а лечить его косвенно — вниманием, доверием, подбадриванием, поощрением, признанием права выбора.
В итоге, все ситуации, которые мне сейчас пришли в голову, так или иначе ведут нас к нам самим — к нашему отношению к детям, к нашей невнимательности, нечуткости, нашим ошибкам, которые мы методично повторяем день изо дня и еще злимся, что дела из рук вон плохо. Давайте не бояться применить фантазию, душу, ум для того, чтобы построить те отношения, которые мы хотим. Это самое важное в жизни!
Источник: Воспитание детей без наказанийПришло время мне систематизировать сегодняшнее понимание про плохое детскоеhttp://www.nebej.ru/archives/502
Как вести себя родителям, если ребенок не слушается
Как вести себя родителям, если ребенок не слушается
Самая большая ошибка, которую совершают родители непослушного малыша – попытки заставить его подчиниться любыми способами и методами. Крики, насилие — моральное и физическое — приведут к тому, что ребенок замкнется и утратит доверие к взрослым людям.
Единого рецепта в решении проблемы непослушания не существует. Необходимо оценить ситуацию в семье, эмоциональное и физическое состояние ребенка, взаимоотношения между родителями. Причины детского непослушания могут заключаться как во внешних проблемах, так и в особенностях внутреннего состояния малыша. Родителям следует оценить свои отношения – как они общаются друг с другом, с ребенком, с посторонними людьми. Если родители подают пример непослушания, то не следует рассчитывать на то, что малыш вырастет покладистым. Поэтому важно то, что видит ребенок, ведь мама и папа для него являются образцом.
Все распоряжения, которые вы отдаете ребенку, должны быть разумными, четко сформулированными и обоснованными. При этом следует демонстрировать твердость и не отменять своих заданий до их выполнения. Если родители не сходятся во мнениях по поводу воспитания малыша и часто спорят в его присутствии, то это чревато потерей доверия. Физическое насилие должно быть полностью исключено, а наказание следовать строго за проступком. В качестве наказания нужно запретить ребенку заниматься любимым делом, то есть дать понять ему, что он провинился.
Установленные рамки и запреты необходимо строго соблюдать. Если родители что-то запрещают делать ребенку сегодня, то этот запрет должен распространяться и на последующие дни. Нельзя командовать чадом или требовать выполнения заданий, которые малыш еще не в состоянии выполнить или ущемляющих его самолюбие.
С детства необходимо прививать ребенку чувство уважения к взрослым людям, и делать это нужно на собственном примере. Малыш, которому позволялось бить родителей в младенчестве, вполне закономерно вырастет непослушным и капризным.
Любое достижение ребенка должно быть оценено и одобрено. Похвала должна стать для него целью, достигнуть которую он должен стремиться. Любите и уважайте своего ребенка, тогда капризов и непослушаний станет меньше.
Источник: Как вести себя родителям, если ребенок не слушаетсяСамая большая ошибка, которую совершают родители непослушного малыша – попытки заставить его подчиниться любыми способами и методами. Крики, насилие -…http://www.prodetey.ru/12658-kak-vesti-sebya-roditelyam-esli-rebenok-ne-slushaetsya
psiholog4you.ru
Ребенок не слушается родителей
Подробности Опубликовано 16.09.2012 11:36
В статье Вы найдете:
Три разных ситуации, когда ребенок не слушается
Пошаговая памятка: как вести себя, если ребенок не слушается
Советы эксперта на тему: Ребенок не слушается родителей
Ребенок не слушается не потому, что хочет вас разозлить, а потому, что есть вещи, которые его не устраивают, не нравятся ему и он не хочет с ними мириться. Наша задача, как родителей, выяснить, что именно злит ребенка и что ему не нравится. Выяснять мы это будем спокойным уверенным тоном, не крича, не угрожая, не повышая голос. Если, разобравшись в ситуации, ребенок продолжает баловаться и не слушает родителя, должно следовать наказание.
Ситуация 1. Ребенок играет за столом, а не ест. Ребенок не слушает замечаний родителей.
Представим ситуацию: вы всей семьей садитесь ужинать. Ребенок хочет играть и ему не хочется сидеть за столом и ужинать. Он берет вилку и начинает изображать ей машину, жужжит, как мотор, елозит вилкой по столу, не ест. Случайно опрокидывает столовые приборы, но продолжает играть.
Вы уговариваете его поесть, даже пытаетесь делать это сами, но безрезультатно, ребенок не слушается.
Что делать, когда ребенок не слушает вас, а продолжает играть?
Нужно дать ребенку понять, что есть определенные правила поведения.
Скажите ему: за столом играть НЕЛЬЗЯ, за столом можно только кушать. Ты поешь за столом, а потом поиграешь в комнате.>>
Совет эксперта: Ребенку в 2-3 летнем возрасте ежедневно стоит напоминать, что МОЖНО, а что НЕЛЬЗЯ. Это не глупые запреты, не бойтесь, это научит вашего ребенка дисциплине. Дети в таком возрасте находятся на стадии запоминания правил. И самое верно – это сигнальные слова: МОЖНО и НЕЛЬЗЯ. С ними ребенок легче усваивает определенные правила поведения в обществе.
Важно: используйте слово НЕЛЬЗЯ только там, где это действительно необходимо. Если ваш ребенок, играя во дворе летом, решил поваляться на асфальте и покричать (просто в процессе игры), ни в коем случае не запрещайте этого, говоря НЕЛЬЗЯ. Иначе этот запрет будет сковывать его в последующих играх.
Для детей 2-3-4 лет устанавливайте безоговорочные правила, без долгих пояснений.
Нельзя играть за столом, когда все едят.
Нельзя целовать уличную собаку.
Нельзя кричать в театре.
Нельзя бросать стеклянные предметы на пол.
Нельзя рвать обои.
Нельзя бить кошку.
Если (все еще сидя за столом) ваши объяснения не подействовали, ребенок не слушает вас, просто уберите тарелку ребенка. Он не будет ужинать. Если потом, перед сном ему все-таки захочется поесть, не стоит ничего ему давать. Для этого было время и нужно было в это время есть. Это не жестоко – не переживайте, это научит дисциплине.
Также можно предупредить ребенка, что продолжая играть за столом, он нарушает правила и поэтому будет лишен вечерней сказки (или чего-либо еще). То есть вы выстроите цепь НАРУШЕНИЕ-НАКАЗАНИЕ-ОСМЫСЛЕНИЕ. Это очень полезный метод, когда ребенок не слушается родителей. Главное – не идите на уступки, иначе ребенок будет пользоваться вашей мягкостью и дальше.
Ситуация 2. Ребенок балуется и беспредельничает без видимой причины.
<<<НЕТ ДА>>>
Если ребенок не слушается родителей во многих других ситуациях, помните, не стоит его ругать.
Сделайте следующее: сядьте напротив него, чтобы ваши глаза были друг напротив друга на одном уровне. Попытайтесь узнать, почему ребенок не слушает, почему балуется. Вы ведь его мама (папа) и, скорее всего, сами понимаете, почему ребенок может баловаться и не слушаться.
Попытайтесь угадать:
«Денис, почему ты бросаешь вещи на пол?»
часто ребенок молчит, потупив голову, отведя глаза в пол
«Денис, ты бросаешь вещи, потому что ты злишься?»
«Да, злюсь»
«Почему ты злишься?»
Здесь или ребенок отвечает или же вы продолжаете угадывать – помогать ему. Вспомните, что могло его огорчить или разозлить.
«Ты злишься, потому что папа не взял тебя утром с собой?»
Если ребенок отвечает утвердительно, то предложите ему решение такой его проблемы, например, «Папа утром ушел на работу. И он не мог взять нас с собой. На свою работу он должен ходить один. Давай спросим папу вечером, можно ли нам прийти к нему в гости или нет: если можно, то пойдем днем к папе на работу. Если нет, то сходим в парк.»
После того, как ребенок почувствует себя понятым и услышанным, он будет вести себя по-другому. Главное, найти, в чем именно его недовольство.
Ситуация 3. Ребенок не хочет уходить с прогулки и не слушает вас.
Вы нагулялись вдоволь и теперь хотите домой, но ребенок не слушает ваши уговоры покинуть площадку и отправиться домой. Он хочет играть дальше.
Многи мамы ведут долгие диалоги со своими детьми, а затем, не добившись ничего, просто хватают ребенка под мышку и тащат его домой насильно. Это неправильно. Сила ваша будет служить вам лишь до определенного возраста, а если это ваша единственная управа над ребенком, то со временем вы ее потеряете: ребенок просто станет сильнее физически – вот и все.
Как вести себя правильно, чтобы ребенок вас услышал.
Говорите твердо, спокойно и уверенно. За 5 минут до окончания прогулки скажите ребенку: скоро мы пойдем домой обедать. Я скажу тебе, когда мы пойдем. Когда пять минут пройдут, скажите ребенку, что уже настало время.
Если ребенок не слушает и игнорирует, не поддавайтесь. Ведите себя так, как бы вы вели себя, если бы он согласился идти домой. Скажите, что если он хочет гулять, то вы обязательно придете еще, но без обеда вам никак нельзя продолжать гулять. Нужно обязательно пообедать. Попрощайтесь с его друзьями, скажите своему ребенку: мы всем сказали пока, теперь можем идти.
Даже если ребенок не слушается, не переходите на крик, продолжайте настаивать на своем: уверенно и твердо.
Что делать, если ребенок не слушается: пошаговая памятка.
Существуют тысячи ситуаций, когда ребенок не слушается:
не хочет убирать игрушки,
не хочет есть,
не хочет одеваться,
разбрасывает вещи,
рвет вещи,
выкидывает игрушки за окно и т.д.
Есть маленькая универсальная памятка для родителей для всех этих случаев.
ПАМЯТКА
Объясните, что так делать нельзя и дайте ребенку самому прекратить баловаться.
Если ребенок продолжает баловаться, скажите ему, что в таком случае он будет наказан (не пойдет в парк, на площадку, не посмотрит вечернюю сказку – то, что ребенок любит или собирался делать сегодня)
Если ребенок и после этого не прекращает баловаться, приведите в действие свое наказание, закрепив его словами: хорошо, значит ты выбрал расбрасывать одежду и вечернюю сказку смотреть не будешь.
Возможно, вечером ребенок забудет о наказании. Напомните ему, почему сегодня он не смотрит сказку, объясните без злости и коварства. Если ты балуешься, то не можешь потом делать некоторые вещи. Сегодня ты разбрасывал одежду – этого делать нельзя, значит сказку ты смотреть не будешь.
Ни в коем случае не уступайте – не отменяйте наказание, жалея ребенка. Этим вы причините вред лишь ему. А, наказав один раз, ребенок будет задумываться, прежде чем делать запрещенное вновь.
Если ребенку что-то запрещено, а он просит и просит, ноет и ноет, не сдавайтесь, будьте сильнее. Иначе, «проломив» вас один раз, он будет делать это вновь и вновь и вы потеряете свой авторитет для ребенка. Итог: он перестанет ценить ваше мнение, не будет к вам прислушиваться, будет вести себя так, как захочет, не учитывая никаких правил, никого вообще не учитывая.
Совет эксперта на тему "Ребенок не слушается родителей".
Вот что говорит наш немецкий коллега – эксперт по семейным делам Т. Дишлер.
Ребенок должен знать правила: знать, что можно, а что нельзя.
Дети ищут авторитеты, которые будут им говорить, что можно, а что нельзя. И пусть они злятся на вас, если их наказывают, это естественно. Не стесняйтесь этого.
В семье должны быть установлены четкие правила, которым все следуют. Например: нельзя игнорировать родителей! родителей нужно слушать.
Нарушение правил должно иметь последствия. Если ребенок не слушает и идет против правил, он должен быть наказан, иначе он и в дальнейшем не будет вас слушать. Сначала укажите ребенку (четко и без «пожалуйста»), чтобы он прекратил баловаться. (НЕПРАВИЛЬНО: Можешь, пожалуйста, не кусать мою руку своими зубками? ПРАВИЛЬНО: перестань меня кусать, давай лучше поиграем.)
При этом вы должны быть позитивны к ребенку, чтобы он мог получить второй шанс, даже если нарушает правила (НЕПРАВИЛЬНО: не кусай меня! ПРАВИЛЬНО: перестань меня кусать, мне больше нравится обниматься.)
Ребенок должен знать, что в случае нарушения правил, он будет наказан. Наказание не должно просто упасть с неба. Ребенок должен знать: есть нарушение – есть наказаание.
Самое главное: отвергайте только плохие поступки ребенка, а не самого ребенка, как личность. Некоторые родители не разговаривают со своими детьми, если те плохо себя ведут – так делать нельзя. Нужно лишь наказать за поступок, а не игнорировать всего ребенка.
Желаю вам и вашим детям полного взаимопонимания и уважения друг к другу!
Поделитесь статьей, если она Вам понравилась:
kid-bum.com
Ребенок 9 лет не слушается что делать: советы психолога
Родители часто жалуются на то, что ребенок 9 лет не слушается, не желая признавать того, что в первую очередь это ошибка их самих. Дети могут вести себя капризно и в 2 года, и в 6 лет, и в 9, но для каждого возраста существуют свои причины, а разобраться в них нужно в кругу своей семьи. Именно родители, как самые любящие и понимающие для ребенка люди, должны помочь ему преодолеть этот барьер и избавиться от своего непослушания. Но не у всех хватает знаний и терпения, поэтому такие семьи часто становятся пациентами у психолога. В этом нет ничего страшного. Более того, именно специалист поможет быстрее и правильнее разобраться в сложной ситуации.
С непослушанием нужно бороться
Если малыш не слушает родителей в 2-3 года, это явление считается вполне нормальным. Возраст допускает такое поведение, но его нужно начинать постепенно корректировать, иначе позже будет тяжело всем.
Родители иногда не понимают, что непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В возрасте 9-10 лет это может оставить сильную психологическую травму, которая после перерастает в сильнейшую психологическую травму, что обязательно скажется на дельнейшей жизни человека.
Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.
Стиль воспитания
Все дети по-разному реагируют на те или иные психологические ситуации. И очень многое зависит не от характера, а от приобретенных навыков, которые передаются через стиль воспитания.
Родители могут предъявлять своему чаду различные требования. У кого-то в семье они и вовсе отсутствуют. Но результат воспитания иногда может сильно удивить, когда в определенный момент взрослые начнут замечать, что их девятилетний ребенок стал просто неконтролируемым.
Часто с проблемой непослушания сталкиваются семьи, в которых используется авторитарный стиль воспитания. В основном к такому способу прибегают отцы, но в последнее время психологи часто сталкиваются и с чрезмерным материнским авторитетом в жизни ребенка. При этом происходит слишком сильное давление на неокрепшую детскую психику. Ребенка не воспитывают, а дрессируют. При этом он становится не послушным, а подавленным, без возможности проявлять свою волю. Но однажды такой прессинг все же должен найти выход. И это может выражаться в виде непослушания, истерик, а чаще всего простого игнорирования членов своей семьи.
Значительно проще воспитывать свое чадо в демократичном стиле. Это значит, что все вопросы в семье, которые касаются поведения, обучения и иных важных для ребенка моментов, будут связаны не с приказами, а с совещанием. Вот прекрасный метод для налаживания отношений с любым человеком, в любом возрасте. Однако некоторые родители тут дают слабину, что выходит в виде непослушания в будущем. Некоторые дети слишком открыто пользуются хорошим отношением к ним, считая это вседозволенностью. Но исправить такую ситуацию будет достаточно просто, ведь с ребенком, который растет в демократичной среде, всегда можно договориться. Он не будет замыкаться в себе, как те дети, которые воспитывались родителями-авторитетами.
Третий стиль воспитания, который специалисты выделяют в отдельную категорию, носит называние смешанного. Это достаточно спорная ситуация, которая может быть либо идеальным решением, либо полным провалом. В данном случае родители ведут себя вполне демократично, всегда во всем советуются со своим чадом, но при нарушении правил начинают действовать жестко. В таком случае ребенок либо подстраивается под ситуацию и старается всегда вести себя хорошо, либо испытывает судьбу и живет только от одной порки до другой.
Причины непослушания
Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется бороться с капризами своего драгоценного чада.
Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.
Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.
Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.
Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.
Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.
Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.
Как побороть непослушание?
Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме. Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых. Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.
Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».
Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.
Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано. И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее. Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.
Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.
Можно ли считать непослушание психическим отклонением?
Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.
Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.
Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.