Как правильно научить ребёнка считать от одного до десяти. Как научить ребенка 4 летнего считать
Как научить ребенка считать? Способы обучению счету до 10, 100 и далее
Кажется, что в счете ничего сложного нет, но вот маленькие дети отказываются понимать, почему после 9 идет 10, а после 30 – 31, такими вопросами они порой доводят взрослых до отчаяния. Но ведь для того, чтобы малыш научился счету, его необходимо этому учить. Для этого существует множество приемов и методических техник.
Как научить ребенка быстро считать?
Память у маленьких детей избирательна, они усваивают лишь то, что их интересует или вызывает какие-либо эмоции. Вряд ли малыши будут запоминать неинтересные для них вещи, даже если родители на этом настаивают. Поэтому задачей взрослых является заинтересовать детей, чтобы они сами захотели научиться счету. Тогда и сам ребенок не заметит, как научится быстро считать.
Специалисты в области лингвистики давно заметили, что при изучении языков, человеческий мозг легче всего осваивает именно числительные. При изучении азбуки и письма требуются определенные усилия, а вот для обучения счету не нужно долго сидеть над книгами. Причем счетом можно заниматься везде: в транспорте, дома, на прогулке.
Как научить ребенка правильно считать до 10?
Если Вашему малышу исполнилось 2 года, то пора его учить счету. Для начала нужно научить его считать от 1 до 5. Находясь на прогулке можно считать машины, дома, окна, птиц, счету подлежит абсолютно все. Одевая ребенка, следует обращать внимание на то, что носков всегда 2, а вот колготки – 1. По возвращении с прогулки можно посчитать обувь в прихожей и даже задать малышу задачку: сколько человек может надеть столько обуви, сколько он видит.
При чтении книг не нужно пропускать картинки, пусть ребенок высчитает количество животных и предметов, изображенных на иллюстрации. Также хороши в этом деле стихи-считалочки. Также малышу следует объяснить, что учась счету, он обретает для себя пользу. Ведь он может поровну разделить конфеты. Сервируя стол, можно попросить кроху о помощи: пусть он подаст Вам определенное количество ложек или тарелок.
Перед походом в магазин, можно проговорить вслух – сколько и чего Вам нужно приобрести. При этом нужно загибать пальцы, а потом попросить чадо повторить список. В процессе покупок, нужно просить ребенка подсказать – что еще осталось купить. По приходу из магазина, продукты можно пересчитать, если чего-то не будет хватать, то малыш поймет, что без его помощи маме не обойтись, сконцентрируется и будет тренировать свои навыки. Если ребенок вспомнит все продукты, его обязательно следует повалить. В следующий раз задание можно немного усложнить.
Игра в магазин также поможет закрепить навыки счета, но с детьми легче будет играть без денег. Малышам 3-х летнего возраста будет интересен процесс оплаты, а в качестве валюты могут выступить конфеты, пуговицы или бумажки. За правильный счет ребенка нужно поощрять.
Если малыш уже научился считать, то можно начинать учить цифры. Дети часто легко заучивают цифры от 1 до 10. Главное, чтобы он понимал, что определенная цифра означает количество определенных предметов. К примеру, 5 яблок, 5 конфет или 5 мячей – всегда будут обозначаться одной и той же цифрой. Дети очень любят магнитные цифры и липучки, крепящиеся к холодильнику, доске или другой поверхности. Главное – чтобы малыш всегда видел эти цифры и тогда он быстро их запомнит.
Когда ребенок выучит цифры, можно ввести понятие 0. Для этого можно посчитать те предметы, которых нет. К примеру: 0 машин, 0 конфет. То есть 0 означает то, чего нет.
Деткам постарше – в возрасте 4-5 лет уже можно объяснять – как образуются числа. Например, выложить в ряд 10 счетных палочек. В Древней Руси 10 сокращенно называли «дцать». 1 палочку следует положить сверху, хорошо, если она будет отличаться по цвету. Так и получится, что 1 на дцать – получается 11. В верхний ряд можно добавлять по палочке, тем самым дойдя до 20. Исключение составляют лишь числа 40, что в древности означало «очень много» и 90, означающее «девять до ста».
Как научить ребенка считать до 100?
При обучении ребенка счету от 1 до 100, не нужно от него требовать быстрого запоминания. Пусть все идет поэтапно, например раз в неделю увеличивать числа на десяток. А перед началом нового занятия, нужно попросить его повторить уже пройденный материал. Причем новое можно изучать только тогда, когда малыш запомнил уже изученное. Причем ребенок должен не просто заучить счет, но и понять его. Наука математика основывается на поиске понимания, кроха должен разобраться – почему цифры расположены именно так, а не иначе.
В качестве закрепления материала, малыша можно попросить решить некоторые задачи, такие как: найти пропущенное число; назвать число и спросить – какое стоит перед ним; назвать числа, находящиеся между названными.
Если ребенок освоил счет от 1 до 100, то можно начинать учить обратный счет. Показывать его лучше на пальцах рук, загибая их или на счетных палочках. Начинать легче всего с 5. Здесь важную роль играет мышление ребенка. Бывает так, что малыш легко справляется с математическими расчетами, а вот обратный отсчет вызывает у него затруднения. При этом давить на ребенка нельзя – он должен научиться обратному отсчету на примерах, к примеру, по кнопкам в лифте.
В наши дни детишкам первоклассникам доступно пользоваться калькулятором и компьютером, но им сложнее считать в уме, ведь мозг, как и мышцы, нуждается в постоянной тренировке. Именно устный счет, разучиваемый в детстве, помогает развитию умственных способностей ребенка.
Многие родителя думают, что дети, особенно в возрасте до 5 лет, еще не могут заниматься устным счетом, но математические способности не возникают извне – они формируются. И если их не тренировать, то они могут не развиться и к 10 годам. Уже с 3-х летнего возраста, ребенка можно учить основам математики.
Также стоит объяснить малышу, что такое – больше – меньше. Даже при чтении книги можно обратить внимание, каких животных больше, а каких меньше. Играя с ребенком в кубике, следует считать, а потом попросить ребенка посчитать – кубиков какого цвета больше, а каких – меньше? Первое время малыш будет путаться, ему будет не просто запомнить такие понятия, но в будущем он станет прекрасно ориентироваться в этом вопросе.
Чтобы объяснить ребенку такое понятие, как «поровну», можно привести ему пример: у Коли 3 яблока и у Пети 3 яблока – у кого больше? Ни у кого, ведь их поровну! Можно предложить малышу разделить поровну какое-либо количество предметов, чтобы он лучше запомнил это понятие.
В наши дни в книжных магазинах в широком ассортименте представлены пособия по раннему детскому развитию, в их числе есть пособия и по тому, как научить ребенка считать. Но перед приобретением, их следует изучить. Нужно избегать таких примеров, как «определи без счета», «попробуй угадать, сколько получится», ведь этот подход к математике является не правильным. Нельзя научить ребенка посредством таких примеров, ведь математика – наука точная и здесь нужно считать, анне угадывать. Ответы на вопрос «угадай» будут неоднозначными и ребенок может подумать, что верный ответ можно угадать, а не высчитать.
Как научить ребенка считать: видео
Некоторые родители малышей младших классов говорят о том, что у их детей – гуманитарный склад ума, поэтому их кроха не обладают ярко выраженными способностями к математике. Но ведь для того, чтобы просто заниматься счетом – не нужно какие-то особые способности. К тому же, математические вычисления стимулируют развитие интеллекта и помогают сформировать у ребенка логическое мышление. Чем раньше родители начнут тренировать мозговую активность крохи с помощью математических вычислений, тем быстрее они увидят заметный результат.
lucky-girl.ru
Учим цифры в 3-4 года с ребенком и родителями. Советы эксперта
Изучение цифр — необходимое занятие для детей 3–4-летнего возраста. Умение считать позволит малышу легко освоить программу школьной подготовки. Занятия улучшают зрительную и слуховую память, помогают развитию логического мышления. Родители дошкольников обязаны знать, как правильно научить ребенка цифрам в 3-4 года.
Во сколько знакомить малыша с цифрами?
В 3–4 года ребенок должен знать числа от 1 до 5. При регулярных занятиях некоторые малыши владеют этими умением в 2-2,5 года. В это время они учатся запоминать цифры; в 3 года уже считают в прямой и обратной последовательности, решают простые задачки.
Необходимые математические навыки дошкольника в 4 года:
знание цифр от 0 до 9;
умение считать в прямой и обратной последовательности;
знание количественных и порядковых числительных, их правильное употребление в речи;
умение называть, какое число идет «до» и «после»;
определение цифр по виду, навык их правильного написания;
умение раскладывать по порядку от 0 до 9 и от 9 до 0.
Если дошкольник к 4 годам не обладает необходимыми навыками, важно его заинтересовать занятиями в игровой форме и заполнить образовавшийся пробел.
Где учить?
Часто родители считают, что нет необходимости заниматься с ребенком в домашних условиях. Эта точка зрения ошибочна. В детских садах проводятся коллективные уроки математики, где малыши усваивают новую информацию. Из-за большого количества дошкольников педагог не закрепит знания каждого. Эта роль отводится родителям.
Приходя домой, малыш с интересом делится с мамой и папой знаниями, которые получил в детском саду. Задача родителей не упустить этот момент и направить его стремления в верном направлении.
Если нет возможности обучаться дома, существуют развивающие уроки для самых маленьких, где опытный педагог проводит занятия математикой в игровой форме, уделяя внимание каждому дошкольнику.
Родителям важно выбрать место дополнительного обучения ребенка. Домашний вариант больше подходит для стеснительных дошкольников: привычная обстановка повышает усваиваемость информации.
Основы занятий
Для детей важно понимать, для чего изучать цифры. Задача родителей — объяснить малышу о необходимости приобретения навыка счета. Перед началом математического курса он должен обучиться основам. Этого легко достигнуть, соблюдая следующие рекомендации.
Считаем все. При повседневном привычном общении с дошкольником необходимо считать предметы при каждом удобном случае, вовлекая его в процесс.
Приобрести счетные палочки для домашнего использования. При чтении книги или просмотре мультфильма давать ребенку несложные задания (например, отложить столько палочек, сколько героев в сказке).
Показывайте малышу, как выглядят цифры и выкладывайте необходимое число счетных палочек.
Когда дошкольник поймет предназначение цифр, нужно регулярно проводить игру «Отгадай число». Ведущий задумывает цифру и дает подсказку, какие числа больше, какие меньше. Цель игрока — назвать ее. Родитель может быть как ведущим, так и участником. Дети любят загадки. Это развивает логическое мышление.
Умение быстро считать
При регулярных занятиях (помимо уроков в детском саду), дошкольник приобретает навык быстрого счета. Существует упражнения, помогающие его развитию.
Обучение «больше, меньше или равно». Дошкольнику предлагается выбрать карточку с любой цифрой, отсчитать нужное количество счетных палочек, разложить их на 2 кучки (поровну). Это познакомит ребенка с составом чисел и поможет запомнить из каких цифр состоит каждое.
Уроки логики разовьют память и мышление. Родитель задумывает малышу загадки, которые нужно отгадать. Данный способ задействует мыслительные функции. После такой зарядки цифры легко запоминаются.
Закрепление изученного материала
Полученные знания нуждаются в постоянном повторении. Эффективный способ — предложить ребенку поиграть в школу, где он педагог, а родитель — ученик.
Дошкольник рассказывает все, чему научился. Мама задает наводящие вопросы. Это упражнение поможет выявить пробелы в математических знаниях и компенсировать их. Если он запинается на цифре 3, то в следующий раз ее и проходим.
Здоровый интерес
Малышу важно проявлять желание к изучению математики. Недопустимо заставлять заниматься через силу. Для родителей важно привить ему здоровый интерес. Все уроки нужно проводить в игровой форме. Целесообразно ввести поощрения. Это послужит мотивацией к дальнейшему получению знаний.
Продолжительность занятий
В 3–4 года дошкольники не обладают усидчивостью и быстро утомляются, занимаясь одним и тем же делом. Правильная продолжительность урока в этом возрасте — 30 минут. Если занятие длится больше, устраивайте перерыв на чаепитие или зарядку. В этих случаях оно разделяется на 2 блока с «родственными» заданиями. Перерыв поможет малышам осознать полученные знания и закрепить их на последующей части урока.
Полезные советы для мамы и малыша
Зубрежка не поможет развитию математических навыков. Для правильного счета дошкольнику необходимо понимание.
Домашние занятия дают возможность быстро и легко закрепить полученный материал.
Недопустимо принуждение дошкольника к математике. Правильней развить здоровый интерес.
Все уроки для малышей должны проходить только в игровой форме, что улучшит усваиваемость информации.
Умение считать — необходимый навык для ребенка в возрасте 4 лет. Скорость его развития зависит от степени заинтересованности родителей.
Автор статьи: Лаухина Екатерина
pamyatplus.ru
Как научить ребёнка запоминать цифры: простые методики
Развитие малыша – это интересное и плодотворное занятие для любящих родителей. Их умственные и психические процессы настолько подвижны, а жажда познать мир столь велика, что в обучении дошколят можно достичь невероятных результатов. Знать, как научить ребёнка запоминать цифры – важная задача родителей.
Среди общих развивающих задач для детей дошкольного возраста запоминание цифр должно быть увлекательным процессом. Для этого нужна правильная методика раннего развития, помогающая заинтересовать малышей и сделать эффективным этот процесс.
Множество наглядных материалов и игровая форма – это главные составляющие продуктивного обучения ребенка. Это должны быть развивающие игры, несущие информацию о показателях числа. В счете узнавание цифр является начальным этапом обучения.
Полезные советы для мамы и ребенка
Вот некоторые заметки для родителей, которые помогут им в процессе образования их ребенка:
Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем.
Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания.
Научить детишек цифрам нисколько не труднее, чем помочь им освоить буквы алфавита или название животных и растений.
Какая бы методика ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность.
Наши крошки намного логичнее, чем мы думаем.
Условия для запоминания и обучения
Они неограниченны. Это не только специально подготовленные уроки, но и обучение в повседневной жизни. Стоит родителю проявить свою творческую способность, и обнаружатся безмерные возможности окружающего мира для этого обучения.
Можно считать любые окружающие предметы, гуляя на улице, покупая продукты в магазине. Запоминание чисел будет успешнее, если для этого заготовить карточки с цифрами и носить их с собой. Ожидая с малышом очереди в поликлинике, можно с пользой провести время: считать людей, стоящих впереди и сзади, сверяя их количество с карточками. Будет еще лучше, если сравнивать число очередных детей до и после, соотнося их с карточками. Так же весело будет сравнивать, у кого больше пуговиц на одежде: у мамы или ребенка.
Самое простое — счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.
Научить маленького различать цифры можно и через запланированные коротенькие пятиминутки, которые должны быть регулярными. Распространенное занятие: карточки, на которых изображены числа. Нужно быстро показывать карточки с обозначением цифр и кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Занятие продолжается, пока малыш внимателен. Постепенно он будет понимать цифры и соответствующие им числа. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребенка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит.
Занимательные циферки
Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.
Магниты на холодильник – большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.
Можно делать из конструктора паровозик, в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.
Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.
Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.
Научить можно в любом возрасте
Малыш 1-3 лет проявляет живой интерес к цифрам. Важно поддерживать и развивать это любопытство, произнося их вслух, показывая наглядно, прося повторять за взрослыми. Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом.
В этом полезном деле важно помнить уникальность каждого ребенка и характерные особенности его психических процессов. Его нельзя сравнивать с другими детьми, а необходимо понимать, какая ведущая память у малыша, слуховая или зрительная, и использовать это в научении. Родители должны ценить и одобрять его усилия по освоению цифр. Такой индивидуальный подход, постоянство и заинтересованность родителей в скором времени помогут ему запомнить все цифры и оперировать ими в жизни.
Автор статьи: Сюмакова Светлана
pamyatplus.ru
Как научить ребенка считать
Вы приложили достаточно усилий чтобы ваше чадо научилось говорить. Теперь перед вами стоит следующая задача — обучение счету. Когда это нужно делать? Нуждается ли малыш в особых условиях? Как научить ребенка считать по цифрам? Какие методы наиболее эффективны? Постараемся помочь и сделать этот процесс интересным для вас и вашего ребенка.
Когда можно и нужно начинать?
Прежде чем начинать учить цифры с ребенком, стоит определиться, когда это будет уместно. Исследования, которые были проведены учеными и педагогами, показали что ребёнку возрастом от 2 до 3 лет объяснять числовые последовательности и другую новую информацию достаточно просто.
Дело в том, что детки сейчас буквально «впитывают» все новое, и именно в этот период родители должны позаботится о том, чтобы информация, которую они будут вкладывать была наиболее полезна для развития у крохи новых навыков и способностей. В этот период малыш сам тянется ко всему неизвестному, воспользуйтесь этим чтобы научить считать.
В возрасте от одного годика ребенок начинает осознавать, что «1» и «2» — разные понятия, хотя для того чтобы окончательно осмыслить количественные состояния он еще маловат. Его уже интересуют знаки и цифры своим видом, поэтому от 1 до 3 лет можно в игровой форме обучать ребенка устному счету.
Если поддерживать любопытство и заниматься развитием, детки в уже 5 лет не просто считают по цифрам, но и выполняют логические задачи. А пойдя первый класс считают по цифрам до ста и более, и выполняют задания связанные с ними. Правда, научить ребенка писать цифры можно и раньше.
Помните, что каждый малыш уникален, у каждого свой характер и особенности психических процессов. И если соседский мальчик в 1,5 года может запоминать цифры, а ваша кроха, которой едва исполнилось 3 года еще не знакома с ними — это не страшно.
Не сравнивая своего сына или дочку с другими, а поощряя и заинтересовывая, вы поможете ему или ей быстро выучить ряд чисел и даже складывать их, а также применять в жизни.
В каких условиях обучаем?
Здесь ограничений не существует. Для этого не нужен специально оборудованный класс. С малышом заниматься можно как с помощью специальных уроков, так и в процессе повседневных дел. Творческий подход мамы, папы и других близких помогут в этом.
Так, например:
Детей учат считать предметы, окружающие их, во время прогулки и, особенно, во время похода по магазинам, составляя количество приобретенных продуктов;
Находясь в очереди, можно считать рядом стоящих людей — сколько перед вами и сколько после.
Акцентируйте внимание крохи, например, на количестве пуговиц на одежде другой мамы и на одежде ее сына или дочки. Пусть ваш малыш сравнивает;
Можно проговаривать различные считалки, начиная с младенческого возраста, главное терпение и настойчивость. Через пару лет вы увидите результат. Таким образом, вы задействуете как слуховую, так и зрительную память.
Как научить ребенка цифрам
В этом поможет методика, которая состоит также из запланированных и регулярных уроков-пятиминуток. Один из способов как выучить состав числа — распечатать карточки, на которых написаны цифра 1 и нарисован кружочек, цифра 2, соответственно с 2 кружечками и т. д. Показывайте их быстро.
Далее закройте, к примеру, цифру 5, а картинки оставьте пусть кроха сам назовет ее. Со временем малыш запомнит выученные знаки и сможет, таким способом, без проблем выучить состав числа. Раскидывайте в хаотичном порядке и пусть подаст вам конкретную цифру. Эти занятия должны быть коротки, но регулярны.
Учимся считать до 10
Логика гласит, что изначально мы учим цифры до 10, ведь научившись понимать однозначные числа, освоить счет до 20 и до 100 уже проще. Правда, и цифровой ряд до десяти изучить сложновато. Поэтому первой должна быть цифра 5, и, соответственно все предшествующие ей.
После того как освоена первая пятёрка, переходим ко второй. Самые удачные методы выучить цифры:
Элементарный счёт — один, два, три, четыре, пять, мы ведем, конечно же, с помощью пальчиков. Далее, учитывая это, следует распечатать карточки-изображения с различными предметами. Соблюдаем логику — изучаем цифру 1, показывая карточку с изображением одного предмета, 2 — двух предметов, 3 — трех, 4- четырех и т. д. Так мы выучим первый класс из пяти чисел;
Используем современные Интернет-ресурсы. Есть множество возможностей изучать цифры для детей при помощи Всемирной сети — это развивающие мультики и передачи на разных языках мира, смайлики цифрами, напечатанные в социальных сетях и с помощью приложений. Кроме того, можно распечатать найденные в сети красивые и интересно оформленные значки в виде чисел, например, цифры для Вконтакте;
Специальные игрушки. Это могут быть палочки, счеты, кубики и т.д.;однозначные числа всегда есть в детских стишках и потешках — не забывайте их учить с крохой;
В процессе бытовых дел малышу дать возможность вымыть 5 тарелок. Соедини их и проговори количество — раз тарелка, два тарелка, три тарелка и т. д. Такое изучение относится к самым простым способам научиться считать по цифрам, а далее и решать логические задачи. Это круто вдвойне — ребенок учится помогать взрослым и считать одновременно;
Пусть кроха запомнит что нужно купить и скажет список из 5 предметов. Когда все будет куплено — соедини и покажи вместе предметы.
Книжка своими руками в картинках
В ней может быть все, что связано с исчислением. Можно распечатать фото и вклеить их туда.
Учитывая то, что обработка цифровых фотографий не занимает много времени, сделать это будет несложно. Сфотографируй знакомые ребенку предметы и соедини в его воображении фото из книжки с реальной ситуацией. Оставь место, куда можно вклеивать значки и вести им счет;
Параллельно учитесь и писать по цифрам. Чтобы процесс написания был интересен сыну или дочке, рисуйте смайлики цифрами;
С детьми можно сделать раскраску, где изображены большие символы, которые следует выучить и предметы, соответствующее числу. Например, машинку и 4 колеса, или класс и несколько парт. Процесс раскрашивания неизбежно понравится малышу, и он ненавязчиво запомнит все необходимое.
Этими нехитрыми способами даже двухлетние дети осваивают цифры счет и легко оперируют ими.
Важные рекомендации
Не заставляйте кроху силой. Малыш не должен чувствовать, что перед ним класс с преподавателем, а наоборот уютный и любимый дом.
Все должно быть в виде игры. Какие бы сложные задачи вы не ставили перед ребенком, постарайтесь постоянно с ним играть. Учеными и мамочками всего мира доказано что так малыш быстрее осваивает любую информацию.
Уделяйте достаточно времени, но не перегибайте палку. Пусть это будет 5 минут в день, но ежедневно.
Запоминание новой информации. Одновременно развивайте зрительную, слуховую и двигательную память.
Не менее важное правило — это не сравнивать своего кроху с другими детками. Не следует упрекать ребенка в том, что он не может считать, а соседский мальчик может.
razvitieiq.ru
Как правильно научить ребенка считать до 10, до 20, до 100
Как быстро научить считать до 10 с помощью игры
Начинайте осваивать счет не с целого десятка, а с первых пяти цифр. Итак, сначала счет в пределах 5, только затем принимайтесь за десяток.
Процесс обучения можно сделать гораздо эффективнее, если:
Заниматься подсчетом при любой возможности, ежедневно тренируя умение;
Включать в занятия пальцы рук;
Включать в занятия детские счеты и разработанные для развития навыков счета игры;
Использовать в помощь просмотр развивающих передач;
Учить детские стишки, в которых зарифмован счет.
Особенно полезным обучающим материалом для счета являются карточки. Вы должны менять систему обучения по карточкам от последовательной до чередующейся, чтобы развивать логику, не только память.
Старайтесь включать подсчет и в первые домашние обязанности, для этого ставьте задачу:
Помыть или расставить определенное количество предметов посуды;.
Запомнить количественный перечень необходимых покупок, начиная с 5.
Используйте всю гамму занимательных игр на счет, стихи и считалочки. Примеры, которых, приводим ниже.
Игра в магазин
Подготовьте товары и ценники к ним. Также назначьте «денежной валютой», например, ракушки, камешки, пуговицы или подготовьте бумажные деньги, а может настоящие монетки.
Ребенок должен выступать в качестве кассира, вы – покупателя. Заинтересуйте малыша подсчетом, для начала количественным, без сумм: какое количество у вас покупок и у него «денежной валюты».
«Считай со мной!»
Раз, два, три, четыре!Кто у нас живет в квартире?Папа, мама, брат, сестренка,Кошка Мурка, два котенка,Мой щенок, сверчок и я.Вот и вся моя семья!Раз, два, три, четыре, пять!Всех начну считать опять!
«Угадай-ка!»
Используя или готовые пластмассовые цифры, или самодельные картонные, предложите ребенку их угадывать.
Поощряйте правильные ответы любимыми лакомствами или чем-то интересным для него.
Лепка из пластилина
Давайте задание слепить два ушка или четыре лапки для будущей пластилиновой зверюшки.
evrikak.ru
Как научить ребёнка считать
Обучение числам и счёту — очень важный этап в дошкольном образовании. Как научить ребёнка считать, как сделать так, чтобы занятия математикой вызывали у него интерес — этими вопросами часто озабочены родители маленьких детей.
На самом деле особой сложности в обучении детей азам математики нет. Надо лишь учитывать ключевые особенности мышления ребёнка дошкольного периода жизни, которые помогут построить обучение правильно и сделать его эффективным.
Особенности дошкольного восприятия категории счёта у маленьких детей
Возраст. В возрасте двух-трёх лет у детей ещё очень незрелое мышление, им недоступны операции анализа и обобщения, поэтому даже если вы научите ребёнка счёту до десяти, то он будет всего лишь механически повторять «1, 2, 3, 4, 5», не представляя механизма исчисления. На вопрос, сколько предметов перед ним (кубиков, мячиков) он вряд ли сможет осмысленно ответить, так как пока не оперирует категорией количества.
«Своё» видение. Малыши трёхлетнего возраста воспринимают операцию счёта очень буквально, считая, что операции сложения (добавления) и вычитания (отнимания) действительны сейчас, в данный конкретный момент времени и только с теми предметами, которые он видит перед собой. Дети думают, что если предметы отодвинуть друг от друга – то их станет больше, а если приблизить друг к другу – тогда меньше.
Ребёнок, достигший возраста трёх лет, если его попросить прибавить к четырём кубикам три, даст правильный ответ «7» только после того, как подвергнет счёту все кубики по порядку. А вот дети постарше произведут вычисление другим способом, прибавляя к четырём кубикам по одному (4+1+1+1) каждый раз анализируя полученный результат, пока не получат правильную цифру – «7».
Поэтому размышляя над тем, как научить ребёнка считать, нужно помнить об этих особенностях восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Лучшее всего начать обучение детей счёту и цифрам, в возрасте трёх-четырёх лет, при этом нужно ориентироваться на индивидуальные особенности конкретного малыша, а не на примеры других мам, утверждающих, что им известно, когда и как можно научить ребёнка цифрам.
Приступаем к занятиям
Этап подготовительный, ориентировочный возраст детей – 2-3 года
Освоение категорий «большой – маленький», «больше – меньше», «один – много». Очень простые, но в то же время необходимые понятия, которыми должен оперировать ребёнок указанного выше возраста. Это сделает его последующее обучение числам и счёту более эффективным.
Примеры заданий
Изучаем категорию «большой – маленький». Выберите несколько игрушек разной высоты (матрёшки, пирамидки, кубики) и предложите ребёнку расставить их по размеру (высоте) от самой маленькой до самой большой.Можно усложнить задание следующим образом: возьмите одинаковые кубики детского конструктора, составьте из них две башни разной высоты. Предложите малышу самостоятельно уровнять их высоту.
Осваиваем категорию «больше – меньше». Положите перед ребёнком несколько яблок, одну игрушку, два-три одинаковых кубика, три-четыре печенья. Проанализируйте вместе чего здесь меньше, больше, а чего – одинаково. Чего больше кубиков или яблок, игрушек или печенья? Чего одинаково? Во время выполнения этого задания закрепляйте у детей навыки счёта от 1 до 5.
Во время занятий старайтесь приводить примеры, используя то, что видит перед собой ребёнок – предметы окружающей среды и быта. Тогда обучение его математике и счёту в дальнейшем будет вызывать у него живой интерес.
Начинаем обучение. Счёт от одного до десяти. Возраст детей – 3-4 года
Для этих занятий вам понадобятся следующие дидактические материалы:
Десять кубиков небольшого размера (длина ребра-1,5 см.). Лучше, если они будут одного цвета, без цифр и отвлекающих рисунков
Коробка, в которой в дальнейшем должны помещаться все кубики в один ряд. На дне коробка нужно начертить десять ячеек, соответствующих размерам кубика. Кубики должны располагаться в коробке компактно, но, при этом нужно, чтобы ребёнку были хорошо видны начерченные на дне коробки ячейки для кубиков.
Десять карточек из плотной бумаги с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Важный момент
Перед началом обучения, надо понять, сколько кубиков ребёнок может определить сразу, не прибегая к их пересчёту пальцем. Как правило, в три-четыре года дети могут сразу определить 2-3 предмета, в очень редких случаях – 4. Есть и те, кто может определить только один кубик. Поэтому поставьте перед малышом коробку с кубиками и по очереди (начиная от меньшего значения) предлагайте ему определить их количество не пересчитывая. Так и говорите «Сколько кубиков? Говори сразу, не считай!» Если малыш может определять без счёта только один кубик, необходимо провести следующее занятие.
Первое занятие. Изучаем числа 1 и 2
Шаг 1. Поставьте на стол коробку с единственным кубиком внутри, положите рядом карты с цифрами 1 и 2. Задайте ребёнку вопрос, и когда он скажет- «один», продемонстрируйте ему карту с цифрой 1. Положите её рядом с коробкой
Шаг 2. Поместите в коробку ещё один кубик и дайте малышу задание пересчитать кубики. Если он ответил, что кубиков стало два, положите на стол карту с цифрой 2, предварительно убрав карту с цифрой 1. Пусть ребёнок сделает это сам – таким образом, у него закрепится чёткое понимание соответствия цифры и количества кубиков в коробке.
Изучаем состав числа, закрепляя и отрабатывая задание несколько раз. Очень скоро юный ученик сможет запомнить, как выглядят два кубика вместе, и начнёт правильно называть их количество, не прибегая к пересчёту пальчиком. В то же время цифры 1 и 2 перестанут для него быть абстрактным понятием, когда он соотнесёт их с количеством кубиков в коробке.
Продолжаем занятие. Муравьи и муравейник
Добавляем в занятие игровые элементы. Перед его началом рассказываем ребёнку, что наша коробочка – это муравьиный домик, а кубики – маленькие муравьи, его жители, которые обитают в своих норках, то есть, на клеточках коробочки. Для больше убедительности можно наклеить на одну из граней кубика маленькое изображение муравья.
Шаг 1. Кладём один кубик на первую клетку в коробке (желательно, чтобы она находилась слева от ребёнка), и сообщаем ему: «один муравей уже у себя в норке. А если к нему сейчас захочет прийти его друг в гости, сколько муравьёв тогда станет в норке?». Если вы видите, что ребёнку сразу тяжело ответить правильно, то поставьте один кубик рядом с коробкой. Когда малыш сообразит и скажет — «2», можно разрешить ему поставить второй кубик рядом с первым, следя при этом, чтобы они находились в границах своих «норок», то есть клеточек.
Шаг 2. А теперь задаём следующий вопрос: «Сколько останется муравьёв в домике, если один уйдёт?». Скорее всего, на этот вопрос ребёнок уже ответит без затруднения — один. Попросите его подкрепить этот ответ картой с соответствующей цифрой. Двигаемся дальше, добавляя по одному кубику к уже известному числу, последовательно и не торопясь. В дальнейшем мы изучаем числа, доводя постепенно нужное количество кубиков до 10.
Демонстрируйте и обратную добавлению операцию – отнимание. Этим вы поможете ребёнку быстро и без проблем научиться счёту до 10, а также сложению и вычитанию. Очень скоро он сможет решать элементарные примеры на эти математические операции. Не забывайте подкреплять количество кубиков зрительным образом чисел, демонстрируя во время выполнения задания соответствующие карточки с цифрами.
Цель этой методики
Нужно добиться следующих результатов: ребёнок должен не просто определять количество путём перечисления предметов, лежащих перед ним, а анализировать состав числа. Тогда он легко будет решать простейшие математические примеры, понимая, что число 5 получится, если 2+3 или к 4+1.
Умение производить анализ чисел очень пригодится в дальнейшем, когда дети начнут осваивать операции деления, столкнутся с понятием «кратности» чисел. Также эти навыки будут чрезвычайно полезны им, когда они начнут учиться определять время.
Изучаем и запоминаем цифры
Многие родители интересуются, как лучше выучить с ребёнком цифры. Ответ на этот вопрос очень прост. Нет смысла заставлять детей механически заучивать цифры. Оперируя ими, он должен хорошо представлять их числовое наполнение – то есть понимать, что стоит за цифрой «2», какое количество предметов. Поэтому, чтобы научить ребёнка цифрам необходимо постоянно подчёркивать неразрывную связь цифры и числа – его количественного показателя. Это отлично демонстрирует приведённая выше методика.
Хорошо запомнить изображения цифр ребёнку дошкольного возраста помогут всевозможные наглядные пособия – лото и карточки. Ещё лучше если вы совместно с малышом самостоятельно разработаете ряд картинок, демонстрирующих, как выглядят цифры. Используйте любые аналогии и ассоциации, чтобы сделать изображение с цифрой максимально запоминающимся. Такие картинки помогут малышу запомнить, как выглядят цифры, и научиться правильно их писать в дальнейшем.
Обучение малыша математике и счёту должно проходить легко, без применения силы и давления. Тогда любой ребёнок дошкольного возраста будет получать радость и от познания и изучения мира.
Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена
Развивающий мультфильм от Роберта Саакаянца, «Учимся считать»:
marypop.ru
Как научить ребенка хорошо считать: простые примеры
С возраста трех, а то и двух лет родители начинают задумываться – как правильно научить ребенка читать и считать? Дело в том, что именно в этот период малыши становятся наиболее любознательны и позитивно воспринимают желание взрослых научить их чему-либо, новые знания ложатся на благодатную почву – у детей быстро усваивается новая информация и они начинают активно использовать ее в своих играх и общении с окружающим миром. Однако, объяснить ребенку принципы счета, базовые принципы геометрии и ориентации в пространстве не так просто. Ребенок может пропустить некоторые числа, или поменять их местами не понимая логики счета. Это происходит потому, что память маленького человечка устроена таким образом, что они запоминают только то, что их заинтересовало, испугало или обрадовало.
В психологии выделяют определенные возрастные периоды, когда правильно осваивать с ребенком некоторые принципы счета:
в возрасте двух лет ребенок в состоянии осуществлять порядковый счет, т.е считать предметы по очереди от одного до десяти;
в три-четыре года дети научаются считать осознанно, группировать предметы, делить и т.п.;
когда возраст достигает четырех-пяти лет, формируется умение считать в уме и дети становятся способны к пониманию абстрактных понятий.
Если родители будут придерживаться возрастных особенностей, то научить считать будет гораздо проще.
Задача родителей сделать процесс обучения максимально интересным для детей, именно в таком случае освоение принципов математики пройдет легко и незаметно.
Принципы обучения счету в уме
В младшем дошкольном возрасте, родители начинают задаваться вопросом: как научить ребенка считать в уме? Психологи и педагоги разработали несколько правил и упражнений, использование которых позволит быстро научить детей счету в уме.
База, на которой должно строится освоение новых знаний – это готовность ребенка к упражнениям с математическим уклоном, увлекательность занятий, их периодичность. Просто научить ребенка считать в уме возможно поэтапно, сохраняя последовательность упражнений:
Прежде чем приступить к обучению, необходимо разъяснить малышу понятия «больше» и «меньше». К примеру, читая книги обращайте его внимание на рисунки – каких предметов изображено больше, каких цветов меньше и т.п.
Используйте в играх понятие «поровну». Просите малыша разделить предметы между членами семьи или сверстниками в равных долях.
На этом этапе правильно начинать изучение сложения и вычитания. Используйте при этом хорошо знакомые предметы: фрукты, игрушки, палочки. В 3-4 года малыш должен понимать, что при сложении предметов получается больше, а при вычитании – меньше.
Так же с помощью известных предметов покажите, что если поменять их местами – общее количество не изменится.
Переходите к подсчетам до 10. Покажите различные виды сложения и вычитания в пределах этого числа. Двузначные числа пойдут позже – когда ребенок легко ориентируется в однозначных.
Линейка – поможет научить считать в уме. Пальцами откладывайте на ней шаги и показывайте ребенку. Впоследствии, линейка станет незаменимым помощником в школе.
Учите в формате игры – зазубривание не даст должного эффекта, а спровоцирует через некоторое время негативное отношение к обучению.
На этом этапе малыш должен понимать принципы порядка счета, т.е. сколько было вначале, сколько затем прибавили или отняли и сколько в итоге получилось. Пробуйте отучить от сложения и вычитания на счетах, или использование предметов в качестве наглядности и стремится научить проводить эти операции в уме.
Обучение счету может осуществляться родителями в любой ситуации: в процессе игры, прогулки, или когда взрослый занимается домашними делами.
Можно не использовать цифры – считайте все, что видите, например: сколько деревьев ты видишь? Или, после ужина задать вопрос: сколько тарелок ты видишь на столе?
Упражнения для обучения счету
Упражнения на развитие способности считать, делятся на три категории: первая – это умение считать до десяти, вторая – до двадцати, третья – до ста.
Учимся считать в пределах 10
Дома можно проводить с ребенком такие игры:
Учите основам счета на пальцах, знакомя ребенка с числами до пяти. Однако, помните, что научить этому просто, а отучить обратно гораздо сложнее. Многие дети до 5 класса считают с использованием пальцев, что негативно сказывается на их дальнейшем развитии. Чтобы впоследствии отучить малыша от этого простейшего метода счета, используйте специальные разработанные психологами и педагогами методики.
Нарисуйте или найдите картинки, с изображенными на них предметами в количестве от одного до пяти штук, цифры пока не показывайте малышу – это может его запутать. Освоение новых знаний с использованием картинки считается самым эффективным методом, когда возраст детей до трех лет.
Смотрите вместе развивающие мультфильмы и передачи – есть специализированная программа и видео в интернете, в которых используются различные приемы и методики для освоения счета.
Можно учить сложению и вычитанию на счетах – в магазинах игрушек встречаются красочные и интересные для детей варианты.
Читайте стишки для маленьких, в которых встречается счет и другие математические приемы.
Ну и не забывайте в любое свободное время и в любой момент использовать возможность посчитать окружающие вас предметы вместе с малышом.
Обучаемся считать до двадцати
Поле того, как малыш освоил счет на пальцах до пяти и цифры до десяти, и не «плавает» в их последовательности, можно приступать к обучению счету до двадцати посредством использования следующей методики:
В первую очередь объясните ребенку, что следующие числа после 10 состоят из двух цифр. Расскажите, что первые цифры обозначают десятки, а вторые – единицы.
Возьмите две емкости или коробки. В одну положите двузначное число (например, 12 или 13) знакомых ребенку предметов, а в другую несколько единиц или один предмет. Этот прием позволит детям наглядно увидеть разницу.
Расскажите, что единицы всегда следуют одна за другой – сначала 11, потом 12, 13 и т.д.
После того, как малыш разберется с основами счета до двадцати и хорошо придерживается последовательности цифр, давайте ему задания на укрепление полученного навыка: например, просите подать вам 12 вилок, или собрать 15 ягод.
Обучаемся считать до ста
Когда малыш вступает в старший дошкольный возраст (4-6 лет), можно обучать счету до ста.
Сначала расскажите о числах 10, 20, 30, 40 и далее до 100, что десятков всего девять. Объясните, что от 10 до 20, от 20 до 30 и т.д. есть еще единицы, приведите примеры.
Каждый день выучивайте по одному десятку. В конце дня – повторяйте, сначала используя любые подручные предметы. Если усвоение идет плохо – возвращайтесь в начало ваших занятий.
Не забывайте про развивающие игры – когда большая часть чисел будет освоена, напишите в ряд числа по очереди, пропустив одно. Задача малыша – найти его.
Обязательно хвалите! Старайтесь не использовать фраз «ты делаешь это плохо», «ты не способный» и т.п. Делайте все возможное, чтобы сохранить позитивную мотивацию к обучению.
Математика – царица наук
Не стоит забывать, что математика не ограничивается сложением и вычитанием. В третьем, пятом классе детей начинают знакомить с другими правилами математики – умножением и делением, а также с основами геометрии – их учат различать различные геометрические фигуры, выделять более длинные или короткие, которые меньше или больше и т.п. Родители, которые хотят самостоятельно, до поступления ребенка в первый класс, научить его основам математики, должны придерживаться нескольких правил:
Для начала определите время для проведения занятий: во-первых, заниматься необходимо как минимум 30 минут в день, во-вторых, продолжительность одного вашего «урока» должна составлять не более 10-15 минут, чтобы не перетруждать пока еще не готового к активной мозговой деятельности малыша. Это может спровоцировать негативное отношение к предмету, которое возможно проявит себя позже, когда ребенок пойдет в первый класс.
Регулярное повторение пройденного материала в контексте новых упражнений. Это означает, что не стоит просто зазубривать – если 2+2 вы освоили, вернитесь к этому, когда будете проходить длину или ширину отрезков.
В случае, когда вы замечаете, что малыш плохо справляется с заданием, или он не понимает вас – не стоит упорствовать, лучше вернитесь к более простым заданиям и через какое-то время вновь используйте более сложные примеры. Подстраивайтесь к детскому мышлению, оно существенно отличается от мышления взрослого человека. Сначала они привыкают к новому знанию, затем приходит понимание и только потом – информация запоминается.
Считаем столбиком
Чтобы научить ребенка быстро считать – необходимо освоить счет столбиком. Обучение нужно начинать, когда не вызывают трудностей основные операции с однозначными цифрами.
Осуществлять сложение и вычитание в столбик необходимо, когда эти действия невозможно или трудно произвести в уме.
Начинать учить считать в столбик необходимо с разъяснения, как получаются однозначные и многозначные числа, как их нужно записывать. Затем покажите, что действия с цифрами осуществляются разрядно – единицы с единицами, десятки с десятками и т.п.
При сложении цифр, которые образуют сумму больше 10, у малыша могут возникнуть трудности. Допустим, вам надо сложить 12 и 29. 9+2=11 – объясните ребенку, что записывая одну единицу, вторую нужно оставлять «в уме», чтобы затем прибавить к сумме следующего столбца цифр, т.е 1+2=3 и +1 (которая была «в уме»), итого получается 4 в первом столбце и 1 во втором, т.е сумма 12 и 29 равна 41. Если оставлять «в уме» у малыша получается плохо, можно эти цифры записывать над первым столбцом.
Дорогу осилит идущий!
Если вы задумались, как научить вашего ребенка быстро считать, вас ждет трудная и долгая работа. В классе занятия бывают утомительными, и многие дети плохо усваивают материал и начинают отставать, не справляясь с нагрузкой.
Именно вы можете сформировать тягу к обучению, интерес к математике и заложить основы практического мышления.
Пусть у вас будет программа развития вашего малыша - сделайте из обучения игру, используйте развивающие материалы, создавайте комфортные условия и ваш малыш пойдет в первый класс с позитивной мотивацией и желанием познавать новое.