5 уроков рисования с детьми от 4 лет, которые вдохновят и научат создавать шедевры. Что рисовать с ребенком 4 лет
Рисование с детьми. Творим с удовольствием
Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.
К счастью, у меня все-таки получилось преодолеть (хоть и с большими трудностями
) свой не самый удачный детский опыт и не спроецировать его на дочь. И теперь с уверенностью могу сказать, что рисование – это любимое занятие Таисии. Полюбила его и я (но художницей уже не стала, конечно ). Эта статья о том, как впустить творчество в свою жизнь, как не отбить у ребенка желание к рисованию, и какого направления в творческих занятиях придерживаться.
Рисование с детьми. Как развить творческий потенциал ребенка?
То, что творчество является важнейшим направлением развития малыша, сейчас ни у кого уже не вызывает сомнений. Только вот что каждый из нас понимает под творчеством? Если дать ребенку заранее подготовленные шаблоны и показать, как все это склеить, или если предоставить ему готовый образец для срисовывания (вроде популярных пособий «Рисуем по шагам»), разовьет ли это творческие способности ребенка? Вряд ли. Это всего лишь копирование и механическое следование шаблону. А если при этом работа ребенка еще и будет оцениваться на предмет «похоже – не похоже», то у малыша и вовсе в дальнейшем пропадет желание экспериментировать и придумывать собственные образы.
Часто подобные «творческие занятия» можно наблюдать в детских садах, где воспитатели стремятся показать родителям готовый результат. А ведь если разобраться, то результат в рисовании с маленькими детьми – это то, на что меньше всего стоит ориентироваться. Для детей более всего важен процесс. Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать, исследовать разные материалы и инструменты для рисования, пробовать различные приемы работы («Что получится, если я смешаю эти две краски? А если пририсую здесь ушки, получится зайка?» ). Только тогда ребенок научится создавать свои собственные образы, изменять их и искать новые ассоциации между предметами и их изображениями. Это ли ни есть настоящее творчество?
Частенько, насмотревшись в Инстаграме или Бэбиблоге, фотографий с красивыми рисунками чужих детей, мы начинаем торопить своего малыша – «подсказываем» ему, что и где пририсовать, только бы получить узнаваемый образ. Но если мы хотим, чтобы ребенок действительно любил рисовать и научился творчески мыслить, нужно дать ему возможность самостоятельно разглядеть в штрихах смысл и осознать необходимость добавления новых деталей. Крайне важно, чтобы ребенок свободно и без спешки прошел все закономерные стадии развития рисунка.
Стадии детского рисунка и действия родителей на каждой из них
1-я стадия «Каракули» (1 – 3 года, продолжительность стадии у каждого индивидуальна)
Эта стадия очень важная, хотя на первый взгляд и кажется «несерьезной». Уже на этом этапе и закладывается отношение ребенка к рисованию. Будет он любить его или всячески отказываться со словами «Я не умею».
Как правило, первый интерес к рисованию дети начинают проявлять в возрасте 1 года. Они получают огромное удовольствие от того, что видят наглядный результат своего взаимодействия с миром, увлеченно следят за тем, как карандаш или кисть оставляет след на поверхности. В первую очередь их интересуют именно свойства художественных материалов.
Главная задача родителей на этом этапе – обеспечить ребенку комфортные условия для творчества. В этом возрасте малыш еще плохо чувствует границы листа, поэтому предоставьте ему большие листы бумаги. Можно использовать ватман, рулон крафтовой бумаги или даже обратную сторону рулона обоев. Кроме этого, позвольте ребенку рисовать самыми разными инструментами: кисточками, карандашами, ладошками, валиками, губками и т.д.
Самыми удобными материалами для рисования на этом этапе будут гуашь или пальчиковые краски. Для удобства их можно наливать в неглубокие тарелочки, гуашь можно чуть разбавить водой. Полезно пробовать и другие необычные материалы и инструменты для рисования (о нетрадиционных способах рисования скоро расскажу в отдельной статье).
Защитите ближайшие поверхности клеенкой, наденьте на малыша одежду, которую не жалко, и позвольте ему творить свободно! Важно не ругать малыша за испачканную одежду или стол. Там, где появляется слишком много запретов, пропадает желание творить.
На этом этапе излишне хоть как-то направлять действия ребенка. Как правило, родителям очень не терпится увидеть осмысленные изображения и они начинают торопить малыша, подсказывая, в каком месте нужно подрисовать глазки и ножки, чтобы получился человечек, зайка и т.п. Не торопите события. Малыш должен сам увидеть смысл в картине, установить ассоциацию между знакомым предметом и нарисованным образом. Все обязательно произойдет в том темпе, который необходим самому ребенку.
Старайтесь также не уделять пристального внимания на то, как малыш держит карандаш или кисточку. Для удержания карандаша тремя пальчиками малышу в этом возрасте требуется огромная концентрация, оставляющая мало сил для творчества. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому – мелкая моторика еще не настолько развита.
Рисование самодельными пальчиковыми красками
Так как в этом возрасте у малыша основной канал получения информации – сенсорный, дети начинают испытывать художественные средства всем телом, в том числе и на вкус. Не стоит ругать ребенка за это. Старайтесь объяснять, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Если ребенок все равно продолжает исследовать материалы на вкус, можно попробовать порисовать какими-то съедобными материалами, например, кусочком свеклы или соками, замороженными в формочках для льда.
Часто случается, что период «испытания средств» значительно затягивается. Не нужно делать вывод, будто малышу не интересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и малыш должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется. Чем лучше ребенок «наиграется» с материалами, тем свободнее он будет ими владеть.
2-я стадия «Бесформенные изображения» (2 – 4 года)
Спустя некоторое время этап исследования материалов у ребенка сменяется желанием изобразить что-то конкретное – ребенок пытается отыскать смысл в каракулях. При этом, возможно, вам каракули малыша вовсе не будут казаться похожими на машинку, но ребенок будет указывать на нее со словами «би-би».
Машина, 2 года 10 месяцев
Когда вы увидите у ребенка первые осмысленные изображения, не старайтесь оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносить приговор «хорошо» или «плохо». Для ребенка внешнее соответствие не является главным, он рисует не предмет или явление, а собственные ощущения от него. Вот пример Тасиного ежика, согласитесь, не очень-то похоже на оригинал, но «колючесть» передана хорошо
Ежик, 3 года 4 месяца
Старайтесь на этом этапе не навязывать ребенку никаких шаблонов в рисовании (домик – квадрат с треугольником наверху, и никак иначе, елочка – три поставленных друг на друга треугольника и т.д.). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются изменить. Впоследствии ребенку будет тяжело (а иногда и невозможно) создавать свои неповторимые образы и выработать свой стиль. Это мешает свободному развитию мышления.
Медуза, 3 года 4 мес
То же самое касается и рисования образа человека. Не спешите сразу «приучать» ребенка рисовать привычный шаблон «Голова, туловище, ручки, ножки…». Ребенок должен сам прийти к этому важнейшему образу – образу человека. Однажды в неумело нарисованной окружности он увидит «голову» и назовет ее человеком. Постепенно из окружности вырастут ножки, и получится так называемый «головоног». Такой образ – великое достижение первооткрывателя! Головоног – это психологический портрет самого ребенка, отображающий то, что для ребенка сейчас важнее всего – эмоции (голова) и движение (ноги).
Головоног Саша, 3 года 2 мес
Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Не стоит этого делать. Позже художник сам заметит, что необходимы другие детали и будет постепенно усложнять сюжет рисунка. Если же «перепрыгнуть» стадию головоногов и сразу научить ребенка рисовать человека со всеми частями тела, то он потом долго будет следовать этому шаблону и критически относиться к любым другим вариантам.
Головоног Мама под дождем, 3 года 2 месяца
3-я стадия «Схемы» (4 – 6 лет)
Полянка, 4 года 8 месяцев
Интереснейшая, на мой взгляд, стадия, на которой, собственно, мы с Таисией сейчас и находимся. Разглядывать рисунки ребенка невероятно любопытно, они становятся более прорисованными и потихоньку обрастают все бОльшим количеством деталей. У рисунка появляется верх и низ и пространственные отношения предметов. Конечно, частенько еще можно увидеть человека, превышающего высоту дома, и другие диспропорции, но это нормальное явление, переживать о котором не стоит – с помощью размера ребенок подсознательно выделяет на рисунке то, что для него наиболее важно.
Фиксики, 4 года 4 месяца
Главное достижение этого периода – на картине появляется сюжет, рассказ о каких-то событиях. И тут, мне кажется, главная задача родителя – подкидывать ребенку как можно больше интересных игровых и жизненных ситуаций, сцен из книг, о которых ребенку захотелось бы рассказать (посещение зоопарка, небольшой поход, просмотр вашего семейного альбома и т.п.).
Свадьба мамы и папы, 4 года 7 мес
И еще. Иной раз может показаться, что ребенок слишком «зациклился» на изображении одного и того же человека и рисует его десятки раз практически без изменений. Как утверждают психологи, в этом нет ничего страшного, если ребенок сам придумал этот образ. Как и любому другому человеку, ребенку нравится делать то, что у него получается, поэтому он с удовольствием повторяет удачное действие.
Так было и у нас с Таисией. Однажды удачно нарисовав принцессу, она принялась рисовать типовых принцесс каждый день штуки по три. И только хорошенько утвердившись в своем умении рисовать красивых девочек, она стала двигаться дальше, добавляя новые детали и сюжеты.
Принцессы, 4 года 1 мес
Если вам кажется, что данный период слишком затянулся, предложите нарисовать любимого героя в какой-нибудь необычной ситуации или нарисовать для него друга. Обращайте внимание на новые детали и хвалите.
Теперь ребенок рисует объект, а не впечатление от него, как это было раньше. Появляется масштаб, направление, расположение в пространстве, перспектива, в относительную норму приходят пропорции. Предметы изображаются реальными, наделенными своими настоящими качествами.
Это период, когда ребенка уже можно начинать учить различным техникам рисования и основам изобразительного искусства. Желательно, чтобы рядом с ребенком в это время был какой-то хороший педагог – вы (если умеете рисовать) или другой специалист. Так как, мои навыки рисования затормозились где-то в районе третьей стадии, а рисовать Таисия очень любит, я записала ее со следующего учебного года в художественную школу
Пятая стадия характеризуется уже реалистичными рисунками с перспективой, объемом и светотенью.
Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать
В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.
Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.
Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».
Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
Правильно реагируйте на рисунок. Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.
Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
Создайте дома «творческий уголок», где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
Не выкидывайте при ребенке его рисунки. Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.
Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.
Наш опыт или Немного о том, как мы полюбили рисовать
Как я уже говорила, до рождения дочери я всегда была уверена в том, что рисовать не умею, и потому всячески избегала рисования. Признаться, это очень неудобно, когда не можешь при необходимости элементарную картинку изобразить, и потому мне очень хотелось, чтобы дочь избежала моей участи. Когда я заметила, что Таисия начала проявлять первые признаки осмысленного рисования, я стала активно предлагать ей изображение простых картинок – домиков, солнышек и т.п., искренне веруя в то, что подобными действиями я стимулирую развитие ее художественных навыков.
Иногда Тася, конечно, соглашалась, но чем дальше, тем больше она противилась шаблонным рисункам и упорно выводила каракули. Меня, как человека тогда еще ничего ведавшего о принципах свободного рисования с детьми, это очень расстраивало, и я приговаривала что-то вроде «Ну что ты все непонятности какие-то рисуешь, давай нарисуем то-то и то-то». В итоге Таисия стала вообще отказываться от рисования со словами «Не умею», «Не хочу».
И только когда дочери было 2 года 8 месяцев, мне, к счастью, попалась чудесная книга Марины Озервой «О детском рисовании», которая в корне переменила мое отношение к рисованию и указала на все мои ошибки. Помню, как вдохновленная идеями книги, я взяла на прогулку ведерко с мелками и предложила дочери нарисовать закалякушки, какие ей только заблагорассудится. На что она спросила меня: «Мама, а тебе понравится?». На меня как ушат холодной воды вылили. Как же мне тогда было стыдно! Ведь и правда, ограничивая ее в рисовании каракулей и предлагая свои заезженные шаблоны, я, по сути, критиковала ее творчество!
В общем, тогда-то и началась новая ступень в нашем совместном рисовании. Я напрочь убрала из творческих занятий изображение каких-либо образов и добавила много новых материалов и экспериментов. Мы рисовали ватой, губками, льдом, машинками и т.д. Одним словом, впустили творчество в нашу жизнь.
Признаюсь я, человек, всю жизнь, считавший себя нетворческим, загорелась так, что не остановить. У меня и у самой пропал страх перед чистым листом и боязнь «что не получится». А у Таси медленно, но верно вновь просыпалась творческая искра, данная каждому из нас от природы. Вот такой способ рисования придумала она сама (это специальные мелки для ванной):
Примечательно, что у Таси, которая ранее была приучена к рисованию шаблонного человечка (с туловищем, руками и ногами) после череды вот таких свободных занятий, стали появляться те самые головоноги, о которых так много говорят психологи. Для меня это стало лучшим сигналом того, что мы вступили на правильный путь.
Сейчас Таисии 4 года 8 месяцев, и я с уверенностью могу сказать, что больше всего дочь любит именно рисовать. Заберите у нее любую игрушку, она и не заметит, но если пропадет один из карандашей, то все, нет покоя всей семье
Завтрак принцессы, 4 года 8 мес
Я обязательно напишу статью (и, наверно, даже не одну) с различными вариантами нетрадиционного рисования с малышами. А пока благодарю за внимание и до скорой встречи
Подписывайтесь на обновления блога Вконтакте, Инстаграме, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
АППЛИКАЦИЯ И ПОДЕЛКИ С ДЕТЬМИ 1-2 ЛЕТ
ГОТОВАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТАМ
jili-blog.ru
5 уроков рисования с детьми от 4 лет, которые вдохновят и научат создавать шедевры
Дети любят рисовать. И это скорее правило, чем исключение. А если ребенок не любит рисовать, возможно, мы, взрослые подавили в нем эту любовь постоянными “не так”, “не испачкай”, “дай я”! На самом деле, природа ребенка такова, что в дошкольном детстве творчество — это главная сфера, через которую малыш развивается и познает мир. Мозг маленького ребенка пока еще не готов воспринимать абстрактно-логическую информацию, но вот к фантазированию и восприятию эмоций он готов, и делает это прекрасно! Поэтому развивать дошкольника следует именно через творческую деятельность. Именно через рисование, лепку, аппликации и прочие виды творчества ребенок познает мир, развивает глазомер, пространственную ориентацию, мелкую моторику, речь и многие другие свойства и навыки!
А мы предлагаем вам 5 отличных уроков рисования, которые позволят быстро, но эффектно создать с малышом замечательные картины. Поверьте, такие работы вам захочется заключить в рамку и украсить ими свой дом! Важно подобрать яркую, качественную гуашь и качественную бумагу, чтобы картина смотрелась профессионально. Дайте ребенку возможность рисовать так, как ему нравится, не навязывайте свои идеи и свое видение! Пусть это будет его собственная картина!
Смотрите также:10 причин заниматься творчествомПростые схемы оригами для творчества с детьми5 ошибок в занятиях творчеством с детьми
ihappymama.ru
Занимательное рисование для детей 5-7 лет
Для изображения "Дельфины на закате" потребуется: цветной фон формата А4", две кисти - тонкая и средняя, спичка или зубочистка с тупым кончиком для рисования брызг. Краски: черная или синяя и белая. Дети уже знают что такое круг, квадрат, овал, треугольник и другие формы, в данном случае рисуем капельку - это туловище дельфина, хвост в виде листиков, можно нарисовать методом примакивания средней кистью. Вот итог работы. Удачи Вам!
"Дельфины в море" принцип работы тот же, цветной фон, формат А4, две кисти, гуашь черная, белая, фиолетовая. Дельфины рисуются в виде большой и маленькой капли. Остальные части тела - дорисовки кистью, методом примакивания. Брызги можно сделать ватными палочками белой гуашью, чем больше, тем интереснее эффект. Заметьте следующую деталь, дети всегда рисуют семью: папу, маму и маленького ребенка, или несколько детей и это прослеживается на всех работах.
Для изображения рисунка "Дождь" потребуется: гуашь 6 цветов, кисти№1,№3 и №5, Тонкие кисти для прорисовки. Цветной фон формата А4, подготовленный заранее большой малярной кистью или поролоном. Дети 6 лет могут это делать самостоятельно. Фоны могут быть разными, все зависит от воображения. Перед началом рисования, необходимо поговорить о дождливой погоде в деталях, чтобы дети смогли это увидеть, своим внутренним видением. Вот итог работы. Удачи Вам!
Работа выполнена в технике - восковые мелки. Затем акварельными красками рисуем фон.
"Натюрморт " в технике - восковые мелки.
"Олени Санта Клауса"
"Натюрморт" выполнен по трафаретам. Дети знакомятся с новой техникой исполнения - построение композиции по вырезанным трафаретам.
stranamasterov.ru
Рисование с ребенком 1,5-2 лет
Что нарисовать с ребенком 1,5-2 лет
Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.
При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.
В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.
Занятия по рисованию с детьми 1,5-2 лет
Что это
Цель. Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.
Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.
Спрячь мышонка ( котенка, зайчонка)
Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.
Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.
Дождик
Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.
На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?
Не забудьте похвалить малыша.
Железная дорога
Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.
Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно нарисовать и вырезать из бумаги. Рассмотрите с малышом паровозик, придумайте куда он поедет, может быть повезет кого-то(игрушек, зверушек, маму). На листе бумаги заранее нарисуйте две горизонтальные линии на расстоянии 5-6 см. друг от друга. Расскажите, что строители забыли достроить железную дорогу и паровозик теперь не сможет по ней проехать, предложите малышу нарисовать(достроить) вертикальные линии, покажите как. В конце занятия скажите, что все, кто поедет на паровозике очень рады новой железной дороге и благодарны малышу за помощь.
Заборчик
Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.
На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик. Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки. От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.
Цветы на полянке
Цель: Учить рисовать вертикальные линии.
Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки — прямые линии от цветов до полянки.
Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.
Также темы для рисования прямых и округлых линий можно посмотреть в статье «Рисование с ребенком 2-3 лет»
Рисование красками
Для начала приготовьте краску одного цвета, ведь малыш еще не умеет пользоваться красками, прополаскивать кисточку. Удобнее использовать гуашевые краски. Рисовать можно кисточкой, ляпушкой (примотанный к палочке или карандашу кусочек поролона), пальчиками. Покажите, как мокрая кисточка оставляет след на бумаге, затем полюбуйтесь какой след оставляет кисточка с краской. Пусть ребенок рисует, как хочет, его пока интересует сам процесс. Посмотрите, какой след оставит ляпушка, пальчик. Дорисуйте эти отпечатки до определенного образа: до цветка, колобка, птички, рыбки. Полюбуйтесь вместе рисунком.
Темы для рисования:
Дождик. Рисовать можно кисточкой- струи дождя, ляпушкой и пальчиком-капли дождя.
Снегопад — пальчиком и ляпушкой на синей бумаге.
Листья на заранее нарисованном дереве -пальчиком и ляпушкой.
Яблоки на заранее нарисованном силуэте яблони -пальчиком и ляпушкой.
Цветы -пальчиком, стебельки -кисточкой.
Бабочку -раскрашивая пальчиком или ляпушкой заранее вырезанный силуэт .
Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.
Темы для рисования:
Разноцветные клубочки.
Воздушные шарики.
Колобок.
Цыпленок.
Неваляшка.
Снеговик.
Яблоко.
Рисование трафаретом
Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, ляпушкой. Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума. Можно купить и готовые трафареты.
Рисование манкой
Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.
Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит. Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии. Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.
Польза рисования для детей
stotysyhc.ru
Рисование для детей 2-3 и 3-4 лет: интервью с педагогом
Эксперт: Оксана Звонарева, педагог дополнительного образования центра раннего развития Томского хобби-центра.
Сейчас в каждом городе есть центры раннего развития детей. И многие родители предпочитают водить своих малышей к педагогам, а не заниматься самим. Но очень многое для развития ребенка мамы и папы могут сделать дома. Рисование — одна из таких возможностей. Как не упустить момент и вовремя дать ребенку карандаши и краски, рассказывает педагог дополнительного образования Оксана Звонарева.
— Педагоги советуют рисовать пальчиковыми красками с детьми уже в год с небольшим. Не рановато ли начинать?
— Для маленького ребенка нет более важной задачи, чем овладение своим собственным телом. Малыш постепенно учится управлять ручками, ножками. Понаблюдайте за ребенком и вы увидите, как бесконечно много раз он может повторять одни и те же движения, как увлеченно он это делает. Радость движения является для малыша ведущей. И родители могут предложить ему дополнительные стимулы для развития. Пальчиковые краски — один из таких стимулов.
Как правило, речь идет о возрасте от года до двух лет. Есть дети, которые готовы к этому раньше, другие попозже. Если не получилось сразу, отложите занятия на какое-то время.
Главное быть внимательным и не пропустить момент, когда ребенок может немножко спокойно посидеть. Родители должны быть к этому готовы, то есть нужно продумать и организовать все заранее, иметь под рукой инструменты, если такой момент возникнет.
Прежде всего, подумайте о месте: может, вы организуете его за столиком или на полу. Если на полу, постелите клеенку и расположитесь подальше от обоев, диванов и ценных вещей. Держите наготове влажные салфетки, чтобы можно было быстренько вытереть краску, если ребенок отвлекся и хочет куда-то бежать.
— А в чем польза раннего рисования?
— К пальчиковым краскам не стоит относиться как к элементу рисования. Речь не идет о рисовании в традиционном понимании взрослых, когда мы изображаем какие-то предметы — домик, солнышко, травку. Пока этого ребенку и не нужно. Ему интересен сам предмет, материал и возможность действия с ним. Для малыша пальчиковые краски — это, в первую очередь, осязательный и познавательный опыт. Он будет рассматривать свои пальчики, обращать внимание, как они двигаются, оставляют следы на разных поверхностях.
О поверхностях тоже следует подумать. Это может быть однотонный пластиковый поднос или тарелка. Не надо выставлять всю коробку с пальчиковыми красками сразу. Заранее выберите цвет, желательно теплый желтый или красный. Выложите немного краски на крышечку или на тот же самый поднос, чтобы сразу по нему можно было размазывать.
— Некоторые дети не любят трогать что-то новое или они брезгливые от природы. Как быть в таких случаях?
— Лучше всего это сделать самому и показать свой окрашенный пальчик, дать потрогать ребенку не краску, а ваш палец. Потом покажите, как вы им двигаете. Лучше ничего сложного не делать, ведь важны сами движения. Параллельно можно озвучивать эти движения, например, «топ-топ», «кап-кап». Если ребенку это интересно, в дальнейшем переходите на бумагу.
Главное, чтобы занятия не стали отрицательным опытом для малыша. Иначе потом он никогда не будет больше этим заниматься. Ребенку нравится делать то, что доставляет ему удовольствие и вызывает поддержку мамы и папы. Любые занятия имеют пользу в том случае, если они регулярные — хотя бы раз в неделю.
Кроме пальчиковых красок можно купить специальные мыльные принадлежности, которыми можно рисовать на кафеле или ванне.
— Какие изобразительные материалы лучше предложить более взрослому ребенку: краски или фломастеры?
— В возрасте старше двух лет ребенку лучше дать восковые мелки. Главное, чтобы они были крупные и малыш мог их хорошо захватить ручками. Неважно, какой стороной мелка будет рисовать ребенок. Пока ему нужно отследить само действие и его результат. Однако это бывает проблемой — сейчас много гиперактивных детей, и они не успевают закончить то, что начали делать. Подвижным и неусидчивым ребятишкам лучше предлагать краски: результат в этом случае очевиднее, и дети успевают увидеть свой «рисунок» прежде, чем переключатся на что-то другое. Такому ребенку достаточно выбрать одну краску, дать широкую кисть и большой лист бумаги формата А-3.
Есть такая закономерность: чем младше малыш, тем больше ему требуется пространства для рисования и меньше цветов.
Детям с хорошо развитыми движениями больше подходят мелки. Рисовать ими предпочтительнее за столом, а не на каких-то больших поверхностях — на стене или на полу, и выполнять лучше более мелкие рисунки. Мелки хороши тем, что они не дают резкую четкую однозначную линию, изображение получается более мягким, неопределенным. Маленькие дети не видят мир в четких, точно обозначенных границах, как мы, взрослые.
Постепенно, когда ребенок освоит мелки, научится их хорошо захватывать, можно переходить к карандашам. Карандаши в раннем возрасте предпочтительнее фломастеров. Сейчас очень богатый выбор карандашей хорошего качества, которые развивают тонкое цветовое восприятие.
Рисовать фломастерами лучше попозже, в 6–7 лет. Это хорошее средство для художественного самовыражения, когда ребенок работает под руководством педагога. А мы ведь говорим о раннем развитии детей в домашних условиях, и здесь самое важное предоставить ребенку свободу для развития, правильные материалы, правильно организованное рабочее место, регулярное побуждение к творческим занятиям и, конечно, поддержку родителей.
— У малышей есть периоды, когда они начинают рисовать на стенах. Как к этому относиться?
— Чаще всего, это упущение родителей. Возможно, в первый момент у ребенка был какой-то импульс. Внимательный родитель это заметит и организует дело так, что никаких последствий не будет. Если малыш испортил часть стены, именно в этом уголке повесьте ватман или большие куски старых обоев и регулярно меняйте их. У ребенка будет свое место, где он сможет рисовать. Если малыш все-таки продолжает рисовать на всех стенах, скорее всего, таким образом он привлекает ваше внимание. В этом случае стоит посоветоваться со специалистом — педагогом центра раннего развития или психологом. В моей практике был прекрасный пример семьи, в которой мама организовала для своих дочек зону для рисования на подоконнике. Девочки в любой момент подходили туда и красили. У одной из них было прекрасно развито чувство цвета, и потом эта девочка самостоятельно поступила в художественную школу.
— Большинство родителей сами не умеют рисовать. Чему они смогут научить детей?
— В дошкольном возрасте дети не нуждаются в каком-то умении, и их не надо учить. Если вы не умеете рисовать, не надо делать вид, что умеете. С детьми нужно просто играть, что-то делать вместе и быть искренним. Любая критика в этом возрасте непродуктивна: ребенок еще не готов ее воспринимать, критика убивает в нем желание.
Отдельная тема — рисование с бабушками. Их поддержка, если она не переходит в захваливание, процентов на восемьдесят обеспечивает успешность ребенка. Потому что именно бабушки могут принять его таким, какой он есть, а вот у родителей может быть много нереализованных амбиций и завышенных требований к собственному чаду.
— Раскраски — это польза или вред?
— Раскраски развивают у ребенка моторику, точность, координацию движений. Но с раскраской малыш ничего нового не создает. Гораздо полезнее, когда он сам учится рисовать линию, делать ее более ровной, создавать образы. В этом и заключается ценность творчества. К сожалению, сейчас в жизни мы мало что делаем сами, и вокруг очень много всего готового. Поэтому опыт раннего творчества создает позитивную базу на всю последующую жизнь. Но раскраски к творчеству не имеют отношения. Время от времени они могут стать неплохим развлечением для детей, но относиться к ним нужно как к досугу, а не как к элементу развития.
— В каком возрасте ребенка стоит отдавать на уроки рисования к педагогу?
— Ребенок до трех лет больше всего ориентирован на людей, которые его воспитывают — родителей, бабушек, дедушек. Посторонний человек является для него чужим. Специалисты зачастую проводят занятия с маленькими детьми в присутствии мам и бабушек: они находятся где-то рядом, и ребенок может на какое-то время остаться один и самостоятельно позаниматься. По моим наблюдениям дети в 3–4 года, как правило, не нуждаются в педагоге. Малыши в таком возрасте не ждут обучающих действий. Они делают то, что нравится им самим, показывают рисунки педагогу, как своим родителям, и ждут одобрения. Нужно немножко выждать, когда ребенок будет готов прислушаться к тому, что ему предлагает специалист. Обычно это происходит после пяти лет.