Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Конспект занятия «Космос» для детей 3-4 лет. Занятия для ребенка 3 4 года


Развивающие занятия для детей "Веселые уроки"

Занятий, направленных на развитие мышления ребенка достаточно много и с ними легко разнообразить досуг ребенка. Это и разгадывание загадок, и раскраски, и прописи, и разные задания на логику... На этой страничке мы собрали самые разные задания для разностороннего развития детей от 3х до 7 лет.

Кликайте по картинкам, чтобы увеличить их. Далее можно сохранить изображение на компьютер и распечатать для занятия с ребенком.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет

Развиваем память, мышление, внимание и мелкую моторику.

Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детей
Развивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей 5 лет и старше

Развиваем память, мышление, внимание и мелкую моторику.

Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детей
Развивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей 5-6 лет

Развиваем память, мышление, внимание и мелкую моторику.

Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детейРазвивающие занятия для детей
Развивающие занятия для детей

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи. При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

7gy.ru

?? Занятия развивающие ?? для детей 3-4 лет ??

Ребенок в возрасте 3-4 лет становится очень активным. Многие мамочки мучаются вопросом: «Чем занять своего ребенка?». Ведь малыш должен проводить время с пользой. В этом возрасте детей надо развивать, прививать им навыки общения.

Конечно, детки все разные по характеру и темпераменту. Кто-то в возрасте 3-4 лет может целый день играть одной игрушкой, а кому-то необходимо разнообразие в деятельности.

Чем занять детей в 3-4 года

В 3-4 года дети уже осмысленно играют и им требуются развивающие занятия

Обратите внимание! Занимая дома ребенка 3-4 лет каким-либо делом, будьте обязательно рядом. Малышей в этом возрасте нельзя оставлять без присмотра. Будьте поблизости, организуйте свои дела так, чтобы между Вами и ребенком было небольшое расстояние.

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

3-4 года – это период, когда малыш начинает осознавать себя. У него становится более совершенной система координации движений, двигаться он начинает более плавно. У детей проявляются музыкальные способности, им нравится танцевать и петь.

Малыши уже могут играть в компании, сами себя занимают играми, у них проявляется интерес к конструированию, словарный запас стремительно растет. Ребенок начинает употреблять слова, которые услышал от взрослых, обороты речи становятся сложнее, он начинает высказывать свое мнение.

Дети 3-4 года играют

Дети в 3-4 года уже играют со сверстниками

В этот период формируются взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Он становится участником совместных игр, начинает воспринимать правила поведения в играх.

У детей в этом возрасте возникает много вопросов, они нарабатывают жизненный опыт. Информация, которую может впитывать ребенок в этот период – просто колоссальна по своим объемам.

И, конечно, задача родителей и педагогов, подобрать такие развивающие игры, которые бы помогали формированию личности и навыков ребенка, как в детском учреждении, так и дома.

Что интересно малышам в возрасте 3-4 лет

Возраст 3-4 лет — это прекрасное время для того, чтобы развивать творческие способности детей. Можно лепить из пластилина или соленого теста. Для ребенка в возрасте 3-4 лет интересны занятия рисованием. Юные художники с одинаковым удовольствием рисуют карандашами и малюют красками, нравятся им фломастеры и цветные мелки.

Игры на развитие моторики

Игры на развитие моторики рук и фантазию

Обратите внимание! Сами рисовать в этом возрасте дети не могут, а вот раскрашивать им по душе и по силам. В продаже есть специальные книги для раскрашивания, можно распечатать раскраски и из интернета.

Родителям художников надо быть внимательными, потому, что в возрасте 3-4 лет рисовать дети любят не только на бумаге. Нравятся им стены и двери. Интересным вариантом могут быть доски для рисования. Такую доску удобно установить дома – места она занимает мало.

Отличная идея - мозаика

Отличная идея — мозаика — игра для творчества

В этом возрасте занять детей можно конструкторами. Для 3-4 лет подойдут конструкторы из пластмассовых деталей. Особенно интересуют детей башни и домики, которые они с удовольствием строят. Дома можно позволить детям создавать домики и из подручных материалов – подушек, стульев, пледов.

В период, когда ребенок достигает 3-4 лет, родители начинают задумываться о дополнительном развивающем обучении.

Мамы и папы подбирают для своей крохи развивающие занятия, кружки или секции. Детей водят на плавание, гимнастику. Если начать занятия по изучению иностранного языка, то результат будет очень хорошим.

Но заниматься с детьми можно и вне дома. Ребенку 3-4 лет полезно пребывание на воздухе.

Игры в песочнице

Игры в песочнице любят все дети

Занятия на улице разнообразны. Детей такого возраста привлекает песочница, где они с удовольствием играют, строят. Игровая площадка – это место, где ребенок сможет поиграть и отдохнуть с комфортом.

Мелкая моторика: малыши 3-4 лет с удовольствием выкладывают мозаичные узоры, рассматривают картинки в книгах. Интересуют их движущиеся игрушки.

Какие виды занятий можно использовать дома

Дома ребенка можно занять следующим:

  • Дети в трехлетнем и четырехлетнем возрасте любят воспроизводить на бумаге окружающий мир. Подготовьте с ребенком карандаши или фломастеры для рисования. Обсудите, что он желает нарисовать, спросите, какого цвета будут на его рисунке предметы. Дайте ему большие листы бумаги или даже кусок ненужных обоев. Масштаб захватит Вашего кроху, и он длительное время будет занят.
  • Перед тем, как дать карандаши, предложите ему поработать точилкой – рисовать он потом будет более увлеченно.
  • Можно занять ребенка игрой с дыроколом. Покажите, как действует дырокол, пусть он из старых журналов делает конфетти для новогодних праздников.
  • Увлекательно для малыша и вырезание ножницами. К четырем годам детям доступно вырезать простые фигурки. Сделайте трафареты геометрических фигурок. Пусть вырезает. А затем соорудите вместе с ним аппликацию.Развивающая доска

    Развивающая доска может надолго занять ребенка

  • Можно дать ребенку трафареты разных предметов (есть в продаже, можно сделать самим из картона) или букв. Малыш обводит трафарет, а затем раскрашивает.
  • Лепить из пластилина в одиночестве детей заставить трудно. Скатайте ему много колбасок – пусть режет на кусочки, а потом выкладывает узор на листе картона.
  • Натяните веревочку, дайте прищепки и пусть он развешивает свои вещи, а потом собирает их.
  • Детей увлекает работа с копировальной бумагой. Покажите ему технологию работы. Будьте уверены – ваше чадо займется работой с интересом.
  • Выручит родителей кинетический песок, детям такое занятие по душе.
  • Можно купить наклейки для детей и дать им альбом – ребенок будет наклеивать до тех пор, пока не использует все наклейки.
  • Еще детей можно занять рисованием по точкам. Такие картинки скачайте из Интернета.
  • Детей может заинтересовать лупа. Дайте ему мелкие картинки – пусть рассматривает в лупу.
  • Есть интереснейшее изобретение – пазлы. Подберите своему малышу наборы в соответствии с возрастом и интересами. Заниматься он будет очень долго, будьте уверены.Деревянные пазлы

    Деревянные пазлы для детей 3-4 года

Практически все предложенные варианты – развивающие: малыши не только заняты увлекательным и полезным делом.

Если мама что-то готовит из теста, то дайте ребенку кусочек – пусть он внесет свой вклад.

Есть еще интересное занятие: возьмите крупную фасоль, макароны и немного гороха, смещайте и поручите ребенку разобрать в три емкости. Обыграйте, как необходимую помощь вам по дому. Обязательно похвалите.

Вообще, кухня притягивает и девочек, и мальчиков – фантазируйте, и у вас маленький помощник с удовольствием будет выполнять задания.

Дети на кухне

Дети на кухне с удовольствием будут помогать

Чем занять малыша вне дома

Часто, находясь вне дома, малыши 3-4 лет мучаются от того, что не знают чем заняться.

В летнее время детей 3-4 лет привлекает песочница. Все игры с песком – развивающие. Строя разные фигурки, прорывая канавки, кроха через руки познает формы и объемы. Воздействие через руки оказывает благотворное влияние на речевую активность. На песке играть интересно и очень удобно:

  • из влажного песка можно «налепить» много фигурок при помощи формочек. К примеру, предложите ребенку создать песочный парк или приготовить пирожки для кукольного обеда;
  • на ровной поверхности можно «нарисовать» картину из песка.

Расставьте на поляне пластмассовые кегли или бутылки, пусть ребенок учиться «водить» мяч между ними.

Отличная идея для дачи

Отличная идея для дачи — самодельные дорожки

На детских площадках есть мини-кольцо, дайте мяч и предложите забросить его в корзину, причем, с разного расстояния.

Дайте ребенку цветные мелки – пусть рисует на асфальте. Покажите, как нарисовать клетки – прыгать по ним малыш будет с удовольствием.

Чем занять малыша на даче

На даче в летнее время занять малыша просто:

  • ни один ребенок не откажется поплескаться в воде — для этого достаточно будет небольшого надувного бассейна;
  • если погода не жаркая, то поставьте ведро с водой, и вручите непоседе детскую лейку. Пусть поливает цветы;
  • дети любят помогать взрослым – дайте ему маленькую лопатку и поручите копать грядочку – он выполнит это задание с радостью.Надувной бассейн для дачи

    Надувной бассейн для дачи — и интересно. и полезно

Чем занять малыша в парке

В осеннем парке предложите малышу собрать коллекцию осенних листьев. Перед прогулкой подготовьте пакетик или коробку, куда он будет складывать свои сокровища.

Еще один вариант подвижной игры – это предложить малышу пробежки, например, до зеленой скамейки, до большого камня, до рябины и т.д.

Как можно поиграть с малышом в зимнем парке?

  • Начертить круг на снегу, отметить центр и устроить соревнования по попаданию снежками в цель.
  • Поиграть в хитрую лисичку, которая заметает следы хвостиком. Вместе с ребенком найти веточку. Малыш будет идти по снегу и заметать свои следы веточкой.
  • Есть еще интересная игра «Кто как ходит» — малыш изображает походку разных животных, прыгает, как зайка, бежит, как волк или медведь.
  • На снегу порисовать узоры или птичьи следы.
  • Можно побегать по дорожкам парка и поискать деревья, похожие на разных животных.
  • В этом возрасте малыши начинают изучать буквы – протопчите их на свежем снегу.Зимние развлечения

    Зимние развлечения — снежки, санки, уборка снега

Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге

Бывает, что семья с ребенком такого возраста должна отправиться в поездку. Непоседливым малышам в транспорте трудно усидеть спокойно. Чем его отвлечь?

  • В машине можно поиграть так: кто первый увидит машину, например, красного цвета или синюю крышу.
  • Можно просто попросить называть те предметы, которые он видит.
  • Предложите малышу наблюдение за облаками – на что они похожи, как изменяются.
  • Подготовьте коробочку с мелкими игрушками, пусть он их разбирает и играет. Попросите рассказать о каждой.
  • Поиграйте в «да-нет». Например, котенок гавкает? Ребенок отвечает: «нет».
  • Почитайте в дороге стихи, вспомните песенки для детей.
Игры в дорогу

Игры в дорогу можно купить комплектом

В поезд можно смело брать фломастеры и альбомы – пусть ребенок нарисует то, что видит в окно или изобразит поезд. Дайте ребенку влажную салфетку – пусть протрет стол и двери.

В самолете надо дать ребенку осмотреться. Места для детей лучше выбирать у прохода. Так будет место, чтобы встать в случае необходимости. Покажите ему подушку, ремни, иллюминатор, складной столик.

Можно занять малыша магнитными пазлами – они предназначены специально для поездок – не рассыплются. Посмотрите в детских магазинах игры в дорогу – это карточки и специальные задания.

Советы родителям по организации занятий

  1. Заниматься с ребенком 3-4 лет нужно в форме игр.
  2. Вашему малышу должно быть интересно.
  3. Задания надо формулировать в простой и доступной для его возраста форме.
  4. В игровые сюжеты надо добавлять развивающие элементы.
  5. Прежде чем занять малыша какой-либо деятельностью, убедитесь, что он сыт и не хочет спать.
  6. Ребенок в этом возрасте концентрирует внимание на одном виде деятельности 15 минут, затем Вам необходимо поставить ему новую задачу.
  7. Место, где играет или занимается ребенок, должно быть комфортным.
  8. Не сердитесь, если ребенок не справляется с заданием – лучше помогите и все сделайте совместно.Деревянный конструктор

    Место для игры должно быть комфортным

Что должны знать родители малыша 3-4 лет

  • Для малыша в этом возрасте покой — это возможность двигаться, быть активным.
  • Конечно, занятия и задания надо постепенно усложнять, но все же к занятиям простого типа надо тоже возвращаться. К примеру, если ребенок болеет, у него плохое самочувствие, то сложные задания придумывать для него не надо.
  • Учтите, что ребенок в этот период жизни наделяет сознанием неживые предметы.
  • У ребенка формируется понимание мира, поэтому старайтесь, чтобы основополагающие понятия сформировались правильно.
  • Не торопите малыша – он все постепенно поймет и усвоит.
Игры с крупами

Игры с крупами развивают фантазию

Ребенку нужна любовь, терпение родителей и их внимание. Тогда любое задание он выполнит с удовольствием.

detki.guru

Занятия для детей 3 - 4 лет, БебиКлад

Обычно обучением детей 3-4 лет занимается детский сад. Работая по специализированным программам, педагоги дают там маленьким дошколятам весь необходимый им набор знаний и навыков. Но бывают и такие ситуации, когда ребёнок не может посещать это заведение или много пропускает из-за частых болезней. Тогда родители сами берутся за образованием крохи. Посредством систематических развивающих занятий для детей 3-4 лет даже дома дети могут усвоить всё, что положено их возрасту, если знать чему и как их учить.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?

Принципы организации домашних занятий

Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?

  1. Во-первых, для детей 3 лет ведущей деятельностью является игра. Только играя, малыш может полностью погрузиться в обучающий процесс и прочно усвоить необходимые знания.
  2. Во-вторых, все занятия с ребёнком должны носить системный характер. Ежедневные уроки, задания которых планируются заранее, усложняются по мере их усвоения.
  3. В-третьих, деятельность ребёнка должна постоянно меняться – чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями и заданиями творческого характера. Занятия для ребенка 3-4 лет

Условия проведения «уроков» для дошколят

В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.

Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.

Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.

Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.

Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.

Задачи и планирование

Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.

К основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:

  • формирование мыслительных навыков;
  • развитие моторики, воображения и творческих способностей;
  • совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
  • формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
  • воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.

Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.

Все приобретенные дошколёнком знания и навыки можно условно поделить на несколько блоков. Так, зная, что должно быть изучено ребёнком к 4-летнему возрасту, можно понять какие развивающие задания ему предложить.

Логика, внимание, память

В 3 года малыш должен уметь собирать картинку из 4 частей, видеть несоответствия, различия и сходства на рисунках, убирать лишний предмет по заданному признаку, удерживать в кратковременной памяти 3-4 слова или изображения, концентрироваться на задании около 5 минут.

Рекомендованные задания

Предложите крохе рассмотреть картинку, а потом закройте её и задайте несколько вопросов. Также память будет хорошо развиваться при разучивании небольших стихотворений, если ребёнку трудно, пусть вначале говорит только окончания строчек.

Разложите перед дошколёнком 4-5 игрушек или картинок, а потом уберите одну, и попросите вспомнить, какой не стало.

Развитию логики и внимания способствуют игры «найди тень», «подбери заплатку», «найди пару», «продолжить цепочку» из нарисованных предметов, мозаики или конструктора.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Математика

До 4 лет кроха может освоить числовое и количественное значение чисел от 2 до 10; сортировать предметы по размеру, называть самый длинный/короткий, большой/маленький; называть основные цвета и различать несколько оттенков; кроме круга, треугольника и квадрата, знать ромб, прямоугольник и овал.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Рекомендованные задания

Цифры, геометрические фигуры можно, как и буквы составлять из сподручных материалов. Также существует много раскрасок по цифрам, паззлов и картинок с обозначением количества предметов и числового знака.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Развитие речи

3-4-летний дошкольник уже понимает обращенную речь, поддерживает беседу, использует местоимения «я» и «мы», описывает увиденное предложениями (до 6 слов), называет антонимы и группы предметов (одежда, посуда и т.д.), отвечает на вопросы по картинке, знает свое имя и фамилию, управляет силой голоса.

Рекомендованные задания

Над звуковой стороной речи можно работать при помощи артикуляционной гимнастики или чистоговорок. Для умения формулировать свои мысли подойдут задания типа «Что может быть. (называете свойства, а ребёнок подходящие предметы), «Что было сначала и потом?» (на примере сказки, явления природы, бытовых ситуаций), «Для чего нужен. » и т.д.

Основы грамоты можно начать с изучения букв и звуков. Изучая графическое изображение буквы важно называть не её название («эм»), а звук («м»).

Окружающий мир

В три года дети разделяют животных на домашних и диких, многие знают, где они обитают и чем питаются, распознают несколько видов растений, насекомых, рыб и птиц, различают овощи, фрукты, грибы. Они называют время суток, явления природы, некоторые знают несколько признаков времен года.

Рекомендованные задания

Данная область знаний расширяется у ребёнка с опытом. Превращайте в экскурсию гуляние в парке, поход в поликлинику или магазин, акцентируйте внимание малыша на происходящем вокруг, не ленитесь подробно отвечать на все вопросы «почемучки».

Дома можно использовать детские энциклопедии, компьютерные презентации и печатные игры.

Творчество

Данный возраст – время, когда творческая энергия проявляется у детей особенно сильно. Они уже умеют вырезать ножницами (некоторые с мамой), клеят готовые и «рваные» аппликации по образцу или фантазии.

Творческие занятия могут занимать много времени, поэтому лучше их проводить отдельно.

Рекомендованные задания

Кроме рисования, лепки и аппликаций, развить нестандартное мышление и фантазию поможет домашний кукольный театр и ролевые игры.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Чтобы включать в деятельность мелкую моторику ежедневно используйте мозаику, крупы, песок, бусины, пуговицы или другие мелкие предметы.

Пример тематического занятия «Птицы весной»

В начале занятия показываем ребёнку презентацию о перелётных птицах, рассказываем, почему и куда они улетают зимой.

Превращаемся в птичку (на скорую руку можно сделать бумажную маску с клювом и вырезать крылышки). Под весёлую музыку можно «полетать» на кухню (в тёплые края) и «поклевать зернышек» (собрать с пола макароны).

Время математики. Учимся считать до 4. Просим ребёнка вернуть яйца в гнёзда. Считаем нужное количество и приклеиваем.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Учим буквы. Замечаем, что слово «птицы» начинается на букву «П». Рассматриваем её и выкладываем при помощи счетных палочек или макарон. Также можно предложить дорисовать букву за мамой карандашом.

Нарисуйте заранее несколько птичек, на крылышках которых изображена буква «П». Просим ребёнка её найти.

Логика – найти на изображениях самую большую птичку, с жёлтым кругом на крылышке, без красного квадрата и др. (готовим карточки заранее).

Закончить серию тематических развивающих заданий для детей 3-4 лет о птицах можно раскрашиванием, лепкой или аппликацией.

Занятия для ребенка 3-4 лет

Организовывая дома развивающие занятия, будьте готовы к тому, что результат обучения никогда не бывает быстрым. Если крохе что-то сложно даётся, не давите на него, отложите задание и вскоре он обязательно со всем справится!

Материалы: http://rearchildren.ru/doshkolnik/3-4-goda/razvivayuschie-zanyatiya-dlya-detey-3-4-let-doma/

razvitielife.ru

Развивающие упражнения для детей 3 4 лет

Развивающие игры и упражнения для детей 3-4 лет

Развивающие игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе дошкольного возраста

Актуальность:Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Но, как уже говорилось выше, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.Второй год жизни – ответственный период так же и в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми.Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношение новых.В условиях коллективного воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий.1. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятиеС самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.Цель игр, приведенных ниже, — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.КТО ЧТО УСЛЫШИТ?Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звукидолжны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬЦель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.Оборудование: Бубен, два флажка.Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:— Возьми мишку и посади в машину.— Возьми мишку из машины.— Посади в машину куклу.— Покатай куклу машине.Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.Оборудование: Колокольчик.Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮЦель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

2. Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

ГРОМКО – ТИХОЦель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

ИДЁМТЕ С НАМИ ИГРАТЬЦель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

НЕ РАЗБУДИ КУКЛУЦель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

ДУЕТ ВЕТЕРЦель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

3. Игры, развивающие речевое дыхание

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.ОДУВАНЧИКЦель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.Одуванчик, до чего жТы на облачко похож.Страшно даже и взглянуть:Как бы облачко не сдуть.(Г. Виеру)ПУЗЫРЬЦель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,Оставайся такой, да не лопайся!»Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.

СНЕЖИНКИЦель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.Снег, снег кружится,Белая вся улицаСобралися мы в кружок,Завертелись, как снежок.(А. Барто)ЛИСТОПАДЦель: Учить плавному, свободному выдоху.Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.Ход: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должен сильно напрягаться.

Упражнения для развития ребенка в 3 года

Развивающие упражнения для детей 3 4 лет

Ребенок третьего года жизни активно развивается и познает окружающий мир во всех его проявлениях. В этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к познанию. Самое время проводить с ним развивающие занятия в форме игры.

Родителям следует начинать приучать трехлетнего малыша к порядку, чистоте и дисциплине.

Для ребенка в 3 года упражнения на мелкую моторику считаются особо важными. Любое упражнение, развивающее пальчики, одновременно развивает речь, память, внимание, мышление и усидчивость малыша. Развивайте пальчики своего ребенка лепкой, рисованием, специальными упражнениями, и вы увидите, что общее развитие малыша и его мозговая активность станут гораздо эффективней.

Далее в этой статье мы расскажем об особенностях трехлетнего возраста и упражнениях для развития ребенка в 3 года.

Особенности развития трехлетних детей

В возрасте 2-3 лет большинство детей уже умеют достаточно понятно выражать свои мысли. Малыши знают названия предметов и объектов, могут описывать состояние окружающей среды («холодно», «темно», «поздно»), а так же свои собственные ощущения («страшно», «горячо», «вкусно»). В этом возрасте ребенок уже умеет говорить и нужно учить его делать это правильно, подбирать правильные выражения и фразы, пополнять словарный запас.

В этом возрасте малыши очень активны, они практически постоянно находятся в движении, познавая окружающий мир. Самое время направлять этот интерес в нужное русло.

В три года ребенок начинает осознавать себя как личность, в нем развиваются коммуникативные навыки и интерес к окружающему миру, малыш начинает задавать вопросы, становится «почемучкой».

Примите во внимание, что во время упражнений для ребенка в 3 года необходимо предоставлять малышу самостоятельность, уважительно относиться к нему и давать ему возможность осуществлять самостоятельный выбор. При необходимости оказывайте ребенку помощь в виде подсказки или направления его рук и пальчиков.

Упражнения для ребенка в 2 и 3 года

Матрешка. Дайте ребенку собирать матрешку или стаканчики, которые вкладываются по размеру. Важно, чтобы малыш научился различать предметы по величине и складывать их один в другой. Данное упражнение развивает восприятие, моторику, способствует сенсорному развитию и координации.

Лепка. Научите ребенка лепить из пластилина. Это одно из самых важных и необходимых упражнений для ребенка в 2 и 3 года, развивающих мелкую моторику, творческое мышление и навыки. Начните с небольшого кусочка пластилина или теста для лепки. Покажите малышу, как сформировать шарик, палочку и т.д. Когда малыш научится лепить простые формы, начните делать из них простые фигурки.

Вдавливание мелких предметов (семян, крупы, бусин) в пластилин. Делайте с малышом аппликации и картины на пластилине из различных круп и семян. Упражнение отлично развивает мелкую моторику и образное мышление. Можно создавать картины из пластилина или добавлять элементы в аппликацию или рисунок, размазывая пластилин по бумаге (например, желтые лучи солнца, синюю реку).

Складывание мелких предметов в бутылку. Предложите малышу опускать в горлышко бутылки двумя пальчиками мелкие предметы – рожки, фасоль, бусинки, мозаику.

Откручивание крышек. Для занятий приготовьте несколько пластиковых бутылочек с крышками разного диаметра. Чтобы малышу было интереснее, можно положить вовнутрь бутылок небольшие сюрпризы.

Пересыпание. Упражнение можно выполнять с любыми видами круп, песком в песочнице. Предложите малышу при помощи воронки и ложки пересыпать вещества из одной посуды в другую. Упражнение прекрасно развивает координацию.

Развивающие упражнения для детей 3 4 лет

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года

«Вырезание». Отличное упражнение для ребенка в 3 года. Развивает мелкую моторику и координацию. Покажите малышу, как нужно правильно пользоваться ножницами. Для занятий купите специальные ножницы небольшого размера с закругленными кончиками. Сначала пробуйте вырезать вместе, потом пусть ребенок учится делать это самостоятельно. Можно просто нарезать полоски бумаги. Когда ребенок научится делать это хорошо, постепенно усложняйте задачу, выбирая более сложные контуры – геометрические фигуры или очертания предметов.

Конструктор. У трехлетнего ребенка обязательно должно быть несколько видов конструкторов с разными принципами соединения деталей. Если у малыша не получается что-то собрать, помогите ему, подскажите, после чего предоставьте возможность самостоятельной работы. Упражнение великолепно развивает воображение, координацию, сообразительность и мелкую моторику.

Шнуровки. Научите малыша вдевать и протягивать шнурки. Можно использовать специальные игры, которые продаются в магазинах в большом ассортименте, или изготовьте шнуровку сами, сделав несколько дырочек на листе плотного картона. Для занятия лучше использовать цветные шнурки, которые лучше привлекут и удержат внимание ребенка. Можно нанизывать крупные бусины на шнурки. Упражнение способствует развитию мелкой моторики и координации ребенка.

Узелки, крючки и молнии. Развязывайте и завязывайте с малышом различные узелки и бантики, застегивайте пуговицы, липучки и молнии. Упражнение не только развивает моторику и координацию, но и поможет малышу быстрее научиться одеваться и раздеваться без посторонней помощи. Сначала пусть ребенок застегивает и расстегивает застежки разного типа на другом человеке или игрушке. Когда у него начнет получаться делать это, можно переходить на собственную одежду.

Мозаика. Покажите малышу примеры собирания фигур из мозаики или подручных средств. Можно использовать макароны, спички, счетные палочки, мелки. Упражнение развивает моторику, координацию, образное мышление, фантазию и усидчивость ребенка.

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года на мелкую моторику имеет огромное значение для развития малыша. Желаем Вам успехов в этом важном и интересном деле!

Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком

В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.

В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.

Программа занятий с детьми 3-4-х лет должна включать:

  • задания для развития мелкой и крупной моторики;
  • занятия по формированию и развитию речи;
  • изучение элементарных математических понятий;
  • музыкальные занятия;
  • рисование;
  • задания, развивающие логическое мышление.

Развивающие упражнения и игры с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения, можно проводить дома.

Развитие речи

В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.

Развивающие упражнения для детей 3 4 лет

Упражнения для развития речи младших дошкольников:

  • составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
  • описание предмета по картинке;
  • группирование предметов по признаку;
  • игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол, за стол, около стола и т.д.;
  • изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
  • группировка предметов по назначению;
  • пересказ небольшой сказки.

Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.

В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.

Развитие моторики

Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).

Упражнения на развитие моторики дошкольников:

  • пальчиковая гимнастика;
  • лепка;
  • аппликации;
  • рисование;
  • различные графические задания – штриховка, обводка;
  • игры со шнуровкой.

Развивающие упражнения для детей 3 4 лет

Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.

Математика

В 3-4 года большинство детей умеют считать до 5, понимают понятия «большой», «маленький», «верх», «низ», знают простые геометрические фигуры.

  • посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
  • выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
  • показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
  • указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.

Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.

Музыкальные занятия

Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.

Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами.Занятия включают:

  • простые речевые и двигательные упражнения;
  • песни, стихи;
  • пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  • танцы с четко выраженным ритмом;
  • изучение музыкальных инструментов и их звучания;
  • подвижные игры.

Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.

Развитие логического мышления

В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.

Упражнения для развития логического мышления:

  • найти отличия на двух похожих картинках;
  • определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
  • сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
  • собрать простую картинку из 3-4-х частей;
  • определить сходства и различия между двумя предметами.

Развивающие упражнения для детей 3 4 лет

Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.

Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.

  • дорисуй по точкам;
  • раскрась по образцу;
  • выполни штриховку.

Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.

Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/blog54218/razvivayuschie-igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitija-rechi-i-oznakomlenija-s-okruzhayuschim-mirom-vo-vtoroi-mladshei-grupe-doshkolnogo-vozrasta.html, http://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhneniya-dlya-razvitiya-rebenka-v-3-goda.php, http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-sluxa-i-rechi/razvivayushhie-zanyatiya-s-tryoxletnim-rebyonkom.html

vospitanye.ru

Развивающее занятие "Космос" для детей от 3 до 4 лет.

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 26 Август 2016

Звезды, планеты, Cолнечная система, космос… Некоторые родители знакомят детей с этими понятиями чуть ли ни с полугодовалого возраста.

Я же всегда считала, что ребенка нужно знакомить только с той информацией, которую он может воспринять и представить в силу возраста. Мы попробовали провести урок на тему «Космос» в 3 года, и это получилось у нас весьма успешно – Даша с интересом играла в новые игры, а потом и сама «преподавала» мне полученные знания, с жаром объясняя какое горячее оказывается Cолнце, и как холодно в космосе космонавту , а папа выслушал впечатляющий рассказ о том, что будет с его машиной, если на нее свалится планета .

Итак, наше занятие:

Мы проводили развивающее занятие "Космос" в два этапа - в течение двух дней. В каждом из этих дней мы смотрели презентацию (чтобы материал хорошенько усвоился) и делали зарядку космонавта (потому что это полезно и снимает напряжение).

Презентация "О космосе"

Скриншот презентации космосДля начала мы посмотрели презентацию о космосе. Скачать ее можно по этой ссылке.

В презентации переданы самые простые и базовые понятия о космосе, которые по моему мнению сможет нормально воспринять трехлетка. Текст презентации чуть-чуть книжный, (потому что писать на слайдах «этот дядя – первый космонавт» и тому подобное – мне как-то стыдно), но при этом все равно очень простой и доступный для малышей.

Если Вы заинтересуетесь презентацией, я очень агитирую Вас за то, чтобы при ее просмотре Вы рассказывали малышу свою собственную историю о космосе, опираясь на текст и смысл картинок презентации - в этом случае она понравится ребенку еще больше - ведь будет "откорректирована" персонально для него.

Рассмотрев Юрия Гагарина, Даша отметила, что «он улыбается». Мне кажется - это очень точное замечание, мне всегда бросалось в глаза, что почти на всех советских фотографиях этот человек радует нас лучезарнейшей улыбкой.

 

Зарядка космонавта

Подвижные паузы между заданиями очень важны! Некоторые дети без них вообще не смогут проводить занятие (мы как раз входим в эту группу «некоторых» непосед ).

Я сообщила Даше, что нам очень нужно полететь в космос, но туда берут только очень сильных людей и космонавты перед полетом очень много тренируются. Поэтому и нам нужно сделать хорошую зарядку.

Задания зарядки были такие (картинки не самые "дизайнерские" - прошу прощения, это не мой профиль ):

Упражнение 1. Бег по комнате - для разминки.

Упражнение 2. Ходьба на носочках, на пяточках, ходьба по массажной дорожке (любой другой массажной поверхности – крупе, камушкам, карандашам и т.п.).

Упражнения на фитболе.

(Если слегка изменить упражнения – можно использовать и простой мяч среднего диаметра. Внимание! При выполнении всех упражнений крепко держите ребенка. Хорошо зафиксировать малыша можно, если взять в руки две его ноги и покрепче прижать их к мячу, а сам мяч придерживать ногами.)

Упражнение 3. Тренируем вестибулярный аппарат (все как у настоящих космонавтов ). Усаживаем ребенка на мяч, крепко держа его за ноги, начинаем пружинить на мяче вверх-вниз (получается, что малыш как будто прыгает на мячике). Затем укладываем ребенка спинойна мяч и вращаем мячик по часовой и против часовой стрелки.

Укрепляем пресс и нижние мышцы спины.

Упражнение 4. Ребенок сидит на мяче, мама хорошенько его фиксирует, взяв за обе ноги и прижав их к мячу (чтобы не уронить! Это очень важно!). Начинаем покачивать ребенка вперед-назад. Стараемся делать максимально возможную амплитуду.

Для детей 2 года и старше - зарядка на фитболе - развиваем пресс и спину

Упражнение 5. Покачиваем ребенка на мяче влево-вправо:

Упражнение на фитболе №2: ребенок покачивается влево-вправо

 

Упражнение 6. По-прежнему хорошо фиксируя ребенка, вращаем его вместе с мячом в плоскости, параллельной полу, по часовой и против часовой стрелки (как подсказывает зеленая стрелка на фотографии):

 

При выполнении этих трех упражнений ребенок будет непроизвольно отклоняться вперед-назад-в строну, при этом хорошо прорабатываются мышцы пресса и спины.

Укрепляем руки и спину.

Упражнение 7. Просим ребенка поднять игрушки с пола (игрушки располагаются так, чтобы он должен был дойти до них на руках):

 

 

Упражнение 8. Просим ребенка поднять руки вверх – летим вверх как ракета. Если ребенок не выполняет просьбу - можно попросить его взять игрушку, которую мы держим у него над головой.

Зарядка на фитболе для детей, упражнение - поднимаем руки вверх 

Упражнение 9. Ходьба на руках по комнате – отличная зарядка для рук, спины, пресса:

Упражнение 10. Перешагивание препятствий (укрепляем ноги) - раскладываем на полу высокие предметы (мягкие игрушки, подушки, стопки книг, все что выше 30 см). Просим ребенка перешагнуть через них (при этом высоко поднимаются ноги).

 

Строим ракету по чертежу.

Я взяла три вида конструктора, которые есть в нашем доме и предложила построить Даше ракету по чертежам. Чертежи были очень простые (подозреваю, что задание можно было усложнить, но я решила для первого раза не рисковать).

Вот что у нас получилось:

 

Запускаем ракету в космос.

Эту игру я включила в качестве «переменки», чтобы ребенок отдохнул и поиграл перед следующим заданием.

Мы взяли нашу сконструированную ракету из лего и поиграли в запуск. «Пять-четыре-три-два-один-ПУСК!». Ракета у нас летала по безвоздушному пространству комнаты и то и дело приземлялась на разных «планетах». В конце ракета вернулась домой, космонавтов встретили аплодисментами и криками «Поз-драв-ля-ю!» (все как в жизни ). Даше момент встречи космонавтов понравился больше всего – пришлось встречать их три раза .

 

Рисуем для ракеты звездный путь.

Мы решили начинать осваивать очень полезное для рук занятие – выполнять задание «обведи по точкам». (По этой ссылке я выложила файл с 7-ю шаблонами для обводки, которые можно скачать).

 

Для начала мы выполнили самое простое задание без точек – вот такое:

 

На второй день наших занятий мы попробовали обводить по точкам:

 

Игра «Разложи ракеты».

Эта игра очень простая для трех лет, но мы все равно решили поиграть. Задание – разложить ракеты по возрастанию:

 

 Файл с ракетами можно скачать по этой ссылке.

 

Музыкальная минутка.

Эта минутка введена чтобы расслабиться между заданиями. Я предложила Даше послушать «космическую музыку». Мы легли на подушечки, включили музыку (вот эту). Прослушивая музыку, можно фантазировать на тему того, о чем она хочет нам рассказать (ребенок с интересом будет слушать, как музыка рассказывает о том, что корабль летит между звездами и планетами, как вокруг на сотни километров темнота и холод, а он летит – стремительный, быстрый, красивый к далекой планете и т.п.). Игра в «о чем рассказывает музыка» - очень хороший способ развития музыкального слуха и умения по-настоящему ценить и слушать музыку.

 

Кто лишний.

Нужно было найти лишнюю карточку в ряду. 

Файл с карточками можно скачать здесь.

Не все лишние карточки Даша могла найти самостоятельно, требовалась подсказка. Например, для этих карточек:

была такая подсказка: «Собрались ракеты полететь в космос. Все летели высоко-высоко! Вверх к звездам! Но одна все делала неправильно! Какая это была ракета?».

В принципе такие подсказки можно делать к любому ряду карточек, если ребенок затрудняется выбрать лишнюю. Просто для детей бывает сложно выполнить не само задание, а понять логику вопроса – как это - «лишний». Простые подсказки могут в этом помочь, а со временем ребенок привыкнет к понятию «лишний» и научится выискивать лишнюю карточку без подсказок.

За то что ребенок угадал каждую лишнюю карточку – ему полагается ПРИЗ – отгаданная карточка выдается ему в качестве приза навечно (дети обожают маленькие яркие картинки, и обычно перспектива выиграть такой приз очень мотивирует на выполнение задания).

 

Подвижная игра.

Это игра для расслабления между занятиями и снятия умственного напряжения. Дополнительно на простом примере мы объясняем движение планет вокруг Солнца.

В простой форме объясняем ребенку, что планеты крутятся вокруг солнца. И предлагаем в это поиграть. Мама становится Солнцем, а ребенок планетой. Мама берет ребенка за руку и начинает его крутить вокруг себя (ребенок бегает по кругу).

Также можно поиграть во вращение Земли вокруг своей оси - рассказать об этом ребенку и предложить ему поиграть в то, что "мы планеты и крутимся вокруг своей оси" - покрутиться вокруг себя.

Даше, как и любому ребенку, очень понравилось крутиться вокруг себя и кружиться вокруг мамы. Заодно мы чуть-чуть передохнули.

 

Опыт с фонариком.

Фонарик можно использовать для объяснения ребенку некоторых сложных физических процессов. Например:

Смена дня и ночи.

Мы берем фонарик и небольшой мячик. На мячике фломастером рисуем человечка. Объясняем что мячик - это планета Земля, а фонарик - Солнышко. А человечек просто живет на Земле. Затем в доступной форме рассказываем, что планета Земля не просто висит в космосе, а крутится вокруг своей оси. Поэтому, на стороне обращенной к Солнцу наступает день, а на другой стороне – ночь. Затем показываем ребенку все это в движении. Светим фонариком на шарик и одновременно крутим шарик вокруг своей оси. Когда Солнышко-фонарик светит на человечка – у него день – он играет и гуляет, потом мячик крутится вокруг своей оси и человечек постепенно попадает на темную сторону и у него наступает ночь. 

Смена времен года. 

Точно также можно объяснять смену времен года на земле – можно кружить мячик с человечком вокруг Солнышка-фонарика по округлой орбите и объяснять,  что планета вращается вокруг Солнца, и что когда планета-мячик близко подлетает к Солнцу – то человечку, нарисованному на мячике становится теплее – у него лето, а чем дальше планета отодвигается от Солнца – тем холоднее становится человечку – у него зима.

Я не ожидаю, что у Даши это все четко отложится в голове (учитывая, что ей 3 года только исполнилось). Но если периодически играть в такие игры - что-то отложится все равно и постепенно (если возвращаться к этой теме периодически, что мы и собираемся делать) через несколько лет эти знания будут хорошо усвоены.

 

Мимическая гимнастика (тренируем речевой аппарат).

Походим к зеркалу. Объявляем что наш язык – это ракета, и мы будем ее запускать в космос:

Сначала ракета летит высоко вверх – к носу – пытаемся дотянуться языком до носа.

Затем ракета летит влево и вправо  - тянемся языком влево-вправо

Затем ракета летит вниз – тянемся языком вниз.

Потом ракета уже не хочет никуда лететь и только высовывается иногда из ангара на улицу, чтобы проверить обстановку – зубы сомкнуты сквозь тоненькую щелочку зубов аккуратно показываем только кончик языка.

 

Поделка - аппликация "Ракета".

Вот что у нас получилось:

В ракете летят три космонавта – мама, папа и Даша. (фото космонавтов  вызвали у Даши конечно же восторг ).

Также хочу поделиться еще одной замечательной идеей о том, что можно сделать вместе с ребенком на занятии о космосе (Пластелиновый космос из теста для лепки):

Автор этой работы - замечательная мама Елена и ее сын Даниил, по этой ссылке вы найдете целый мастер-класс в фотографиях о том, как сделать такую замечательную поделку с малышом. Кстати тесто для этой поделки Елена сделала своими руками (об этом и еще о многом другом вы сможете прочитать в ее блоге "Радужный лед").

 

На этом занятие о космосе заканчивается. До скорых встреч! Желаю Вам побольше радостных минут рядом с Вашими малышами.

Вас заинтересовала статья? Может она пригодится и Вашим друзьям? Поделитесь с ними, используя кнопки любимых социальных сетей. 

 

Добавить комментарий

www.igraypodrastay.ru