Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что должен уметь ребенок в 4 года: особенности развития. Что должен уметь ребенку 4 года


Развитие детей в возрасте 4 лет. Что должен уметь делать ребенок в четыре года?

Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?

Физическое развитие ребенка в 4 года

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.Развитие ребенка в 4 годаВестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Завязывает шнурки,
  • Умеет рисовать кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно говорить, согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и животных;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.Что умеет делать ребенок в возрасте четырех лет?

Психическое развитие детей в возрасте четырех лет

В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.

Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.

Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.

 

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

Что должен уметь ребенок в 4 года

Автор: Владимир Мананников

Что должен уметь ребенок в 4 годаЧто должен уметь ребенок в четыре года? Ваша крохотная самостоятельная личность обладает широким кругозором.

Она назовет вам без стеснения всех жучков и паучков, которые найдутся на даче, отделит фрукты от овощей, опознает зрелые и зеленые плоды, а заодно и поможет с садоводством.

Но любовь к природе и серьезные познания в этой области – конечно, не единственные важные особенности развития ребенка в 4 года.

Спортивные навыки

Что должны уметь дети 4 лет? В год ребенок начинает ходить, в два – прыгать и бегать, не падая… Можно было бы ожидать, что к четырем он научится летать – но нет.

Физически он давно сформировался, осталось лишь совершенствовать эти навыки. Поэтому в возрасте 4 лет крох отдают в разномастные спортивные секции, мечтая вырастить хоккеистов, фигуристов и пловцов.

Ребенок становится более гибким. Он легко выполняет упражнения из гимнастики, встает на мостик, тянется, скручивается. Преуспевает в играх с мячом и прыжках во всех направлениях.

Малыш живет активно, его редко увидишь сидящим на месте. Предложите ему личный транспорт – самокат, велосипед, ролики.

Логика, чтение, математикаРебенок в 4 года

А вот логическое развитие только набирает обороты. 4 года – самое время, чтобы постигать азы математики, учиться чтению и приобрести первый «Букварь».

Некоторые увлеченные ранним развитием особы учат детей буквам едва ли не с года, но, как уверяют педиатры, именно к четырем-пяти годам мозг ребенка формируется настолько, чтобы понимать и запоминать прочитанное.

Математические умения в этом возрасте концентрируются на сравнениях «больше – меньше», «мало – много – поровну», «короче – длиннее», а также на счете до десяти в обе стороны.

Складывать и вычитать дошкольник, конечно, еще не умеет, зато цифры пишет исправно.

Предложите ребенку в 4 года выполнить несколько заданий на логику: найти отличия на картинках, объединить предметы в категории, отыскать общие свойства вещей, найти пару, выбрать лишнее.

Скорее всего, он сделает это играючи. Пазлы из 4-6 частей, головоломки, мозаики также не поставят его в тупик.

Что умеет ребенок в 4 годаЗнания, речь и умения в 4 года

Кругозор малышей развивается бурно и масштабно. Еще недавно они не отличали муху от пчелы, а бабочку от стрекозы. И вот сейчас легко расскажут, что у коровы деток называют телятами, а у лошадки – жеребятами.

Они понимают, что на теле животных находятся лапы и коготки, а не ручки и ножки. Знают, что пожарные тушат огонь, педиатры лечат детей, а полицейские ловят преступников.

К 4 годам речь ребенка становится чистой и понятной. Он уже строит закрученные фразы из 6-8 слов, со сравнениями и интересными оборотами.

Чадо легко составляет длинный рассказ о себе, может в течение нескольких минут рассказывать о прожитом дне, впечатлениях и ощущениях.

В речи малыш использует слова в правильном падеже и числе, согласовывая все члены предложения.

Вы больше не услышите от него младенческую фразу «красивые бабочка полетел», хотя забавных выражений и ярких ассоциаций становится все больше – вам будет еще, что записать в дневник.

Самое интересное сейчас для ребенка – общение с взрослыми. Он становится форменным «почемучкой», изматывая маму постоянными вопросами и размышлениями на тему.

Кроме того, его увлекают длинные сказки, запутанные история о приключениях детей и животных, стишки и песни. Он легко пересказывает любимые произведения и читает по памяти стихи.

Эмоции и самостоятельностьРебенку четыре года

У кого-то к четырем годам наконец-то проходит кризис, характеризующийся непослушанием и чрезмерной самостоятельностью. А у кого-то он только набирает обороты – терпите!

В любом случае, ваша маленькая личность, и правда, зреет не по годам. Она уже учит маму с папой, как им работать и делать уборку, сама выбирает себе одежду по погоде, умело натягивает курточки-штанишки и сопротивляется любому психологическому напору.

Сильно проявляется в этом возрасте и творческое начало, особенно у слабого пола. На рисунках – уже не каракули, а домики, солнышко и деревья. В ролевых играх видно все больше воображения, ходов, сюжетов.

Ребенок в 4 года становится совершенно социальным существом. Ему трудно и скучно без компании, он легко сходится со сверстниками, обожает коллективные игры.

Все меньше в его занятиях участвует мама, все больше – малолетние «коллеги». Поэтому игнорировать детский сад в эти годы – не лучший выбор.

Четырехлетки плохо понимают свои чувства, оттого капризничают и скандалят на ровном месте. Задача родителей – больше говорить о них, объяснять.

«Ты расстроен из-за того, что папа работает в выходной. Не сердись, я понимаю, как это обидно. Ведь у тебя были планы, и тебе грустно, что они не состоялись». Так малыш научится разбираться в своих эмоциях, и вам всем станет легче!

dobro.pw

Что должен уметь ребенок в 4 года

Женский журнал - Дети от и до - От рождения до школы - Что должен уметь ребенок в 4 года: особенности развития

Что должен уметь ребенок в 4 года

Когда ребенку исполняется четыре года, то он уже многое знает и умеет. Родителям необходимо оказывать всестороннюю помощь, чтобы малыш развивал свой интеллект. Теперь его психофизиология помогает проявлять потенциальные возможности. Мамы и папы каждый день узнают что-то новое о своём чаде и задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 4 года. Ответим по порядку.

Развитие

Далеко не все родители способствуют развитию малыша в столь раннем возрасте, полагая, что основная подготовка придётся на возраст 6-7 лет, когда нужно готовиться к школе. А это неправильно, поскольку малыша надо постепенно обучать уже с 4 лет.

Активная подготовка должна вестись постоянно, чтобы к первому классу малыш умел уже читать и писать. Это основа его развития, и главное — вовремя определить тот момент, когда у крохи высокая познавательная активность. Но не надо её перегружать и слишком утомлять, чтобы ребенок не воспринял обучение как негативное действо.

Внимание

К 4 годам у малыша уже проявляется повышенная внимательность. Он может создавать несложные элементы из конструктора, а также выполнять какие-то задания, сосредотачиваясь на 5-8 минут. К этому возрасту ребенок способен повторять за взрослыми некоторые упражнения. Например, по их просьбе вытянуть руки вперёд или хлопнуть в ладоши. Также он способен проявлять реакцию на определенные звуки. Можно попросить, чтобы малыш опустил руку или начал плескать в ладоши, если услышит ключевое слово, причем любое. Например: мама, солнце, стол, снег, телевизор и т. д.

Можно показать ребенку две похожие игрушки и попросить найти отличия между ними. Это же легко проделать и с картинками, когда малышу надо их внимательно рассмотреть и обозначить сходства.

Приобретают родители и кубики разноцветные. Их смешивают и разбрасывают на детском коврике, предлагая ребенку разложить по цветам. Можно разрезать какую-то фотографию или картину на 2-4 части, а затем попросить кроху собрать их воедино.

В 4 года малыш может удерживать до 4 предметов одновременно в поле зрения.

Мышление

Что должен уметь ребенок в 4 года

Чтобы ребенок развивался планомерно и без остановки, необходимо находить какие-то развлечения или игры, направленные на мышление. Например, купить ему матрёшек или кубики, которые необходимо складывать друг в друга. Эти действия малыш должен выполнять самостоятельно, чтобы одну игрушку, меньшую, вложить в другую, большую.

Кроха должна уже уметь обобщать предметы и животных. К примеру, если перечислить ему такие слова, как кошка, зебра, собака, коза и корова, карапуз должен определить, к какой группе они относятся. Также можно придумать и другой набор слов: тарелка, стакан, миска, кружка. Или можно классифицировать предметы интерьера и обобщить словом «мебель».

Можно выложить кубики перед малышом и среди них положить мячик. Затем попросить кроху, чтобы она убрала лишний предмет из кучи. Это можно проделать со сказками, разложив книги перед ребенком и добавив в общую кучу тетрадь. Карапуз должен показать, что необходимо убрать.

Любознательность

В этом возрасте кроха задаёт по сто вопросов в день, причем они могут быть самыми разнообразными и порой даже удивляют родителей. Но необходимо постараться пояснить доступным языком, например, почему ночью темно или для чего нужен кран на кухне? Вопросы могут быть самыми разноплановыми.

Можно поиграть с малышом в игру, например, подбирать слова или решать какие-то простые логические задачки.

Память

Просим кроху повторять за мамой слова. Причем их лучше произносить не быстро, а дробить по слогам. Малышу будет интересно в игровой форме произносить то, что говорят родные. Ведь ему так нравится имитировать их повадки и повторять некоторые действия. К слову, можно попросить ребенка выполнить ряд несложных действий. К примеру, пойти к себе в комнату, взять определенную игрушку, прийти в зал и отдать её папе в руки.

Можно выкладывать перед малышом ряд предметов, главное, чтобы они были ему знакомы. На полу разложите кубик, мячик, игрушку, книжку. А затем поясните ему, что сейчас уберете один из предметов, и он должен угадать, что именно исчезло. Тренируйте память карапуза как можно чаще, прибегая к другим играм.

Моторика

Малыш уже активно бегает и прыгает, но надо развивать мелкую моторику при помощи несложных упражнений. Например, надо попросить его сделать взмах рукой, чтобы он обрисовал окружность или покрутить «фонарики». Лучше всего еще купить малышу небольшой волчок, чтобы он и игрался, и запускал его, развивая моторику пальцев.

Раскраски – отличный способ для развития мышц и разработки суставов. Как правило, детям нравится раскрашивать картинки. Можно попросить ребенка сделать аккуратно всё и закрасить только в пределах контура. У него не все действия будут аккуратными и много не получится слёту, но постепенно движения станут более чёткими и отточенными.

Загрузка...

vselady.ru

Что должен уметь ребенок в 4 года: психология, рисовать, делать, развитие

В 4 года дети впервые сталкиваются со стрессами, тяжело переживают любые ситуации, которые взрослым кажутся несерьезными. Не отмахивайтесь, найдите время для общения с малышом, ответьте на все его вопросы. Эмоции могут быть настолько сильными, что ребенок ощущает себя брошенным, нелюбимым и ненужным родителям. Если отпустить ситуацию на самотек, то без помощи специалиста не обойтись. Вы должны понимать детскую психологию, стараться предотвратить стрессовую ситуацию.

В этом возрасте дети подражают взрослым, но не всегда все получается верно. От старших они перенимает манеру общения, нецензурные слова, жесты, хоть и не понимают их смысла. Не кричите в такой ситуации, просто скажите, что так себя вести нельзя.

В 4 года у малыша появляются первые друзья и секреты от родителей. Ваша задача – стать другом, чтобы ребенок мог довериться и открыться.

У детей в этом возрасте развивается двигательная лень, теперь их приходится подталкивать и побуждать к активным действиям. Чтобы этого не происходило, родители должны больше внимания уделять физическим занятиям. Самое время записать малыша в спортивную секцию, чаще играть с ним в подвижные игры.

В 4 года ребенок приобретает следующие навыки:

  • распознает фрукты, овощи, говорит, где они растут, когда спеют;
  • узнает животных, насекомых, рассказывает, где они живут, какие звуки издают, что едят;
  • четко описывает предмет, использует прилагательные и предлоги;
  • знает названия профессий и что они означают;
  • отвечает на вопросы развернутыми фразами.

Воспользовавшись этими умениями, родители могут предложить малышу развивающие игры. Например, отыскать лишний предмет в группе, собрать пазлы, составить рассказ, подробно описать героя, найти отличия между несколькими картинками.

В этом возрасте дети любят рисовать, лепить, играть с воображаемыми друзьями. Мышление ребенка не перестает развиваться, он начинает считать от 1 до 10 и обратно, переставляет слова местами, делит предметы поровну, знает, где меньше или больше, по памяти собирает простые картинки из нескольких частей.

Память и внимание ребенка нужно тренировать с детства. Помогайте малышу правильно составлять вопросы к прочитанному, стоить ответы. Учите домашний адрес, фамилии и имена родственников, предлагайте заучивать небольшие стихотворения к праздникам.

Если малышу трудно что-то вспомнить, задавайте наводящие вопросы.

В 4 года дети не перестают учиться, поддерживайте их стремление, помогайте пережить первые неудачи, не критикуйте, не скупитесь на похвалу. Помните, что сейчас ребенок в вас очень нуждается.

www.wday.ru