К возрасту 4-х месяцев малыш уже может садиться, держась за чью-то руку. Ему очень нравится рассматривать мир с различных положений. Посадите его, сделав предварительно удобную опору (или купив специальный стульчик), и общайтесь с крохой. Новые ощущения для него будут очень интересны и познавательны!
Играем в положении сидя. Постепенно можете переводить игры из лежачего положения в кроватке – в сидячее положение на стульчике. Повесьте перед ребенком на веревочках какие-нибудь яркие и веселые игрушки и погремушки. Малыш будет стараться к ним дотянуться, не вешайте их слишком далеко или высоко, его усилия должны увенчаться успехом.
Учимся сознательно брать предметы. В этом возрасте у ребенка хватательный рефлекс становится слабее, но на смену ему приходит произвольное захватывание вещей. Для развития этих навыков используйте игрушки разного размера. Вначале дотроньтесь погремушкой до правой ручки малыша, а затем – до левой, далее покажите игрушку, пусть он попытается ее ухватить! Благодаря таким играм, у малыша развивается координация движений рук и глаз.
Крылатые качели. Устройте малышу катания на качелях в домашних условиях. Можете сами соорудить, а можете купить готовые. Дети, обычно очень любят катания на качелях! Внимательно проверьте безопасность конструкции. Важно, чтобы малыш сам не мог выбраться оттуда.
Развивающие игры
Для ребенка в этом возрасте важно играть не только с игрушками, но и с другими людьми. К 4-м месяцам малыш спит уже не так много, а значит надо хорошо продумать его досуг на время бодрствования, чтобы он не скучал и проводил время с пользой.
Новые игры
Кто не спрятался? Маленькие детки очень любят такую забаву как прятки! Накройтесь одеялом, а затем выгляните к малышу со словами: «Ку-ку!». Проделайте такую процедуру несколько раз – малышу понравится эта игра! Можете также закрывать своими руками его глазки и говорить: «Где же спрятался мой сынок?».
Игры с мыльными пузырями. Если ваш малыш любит со стороны наблюдать, как вы для него пускаете мыльные шарики, можете начинать потихоньку его самого учить этой процедуре. Начните, например, когда ребенок находится в специальных ходунках или сидит.
Покатушки!Соорудите для ребенка небольшую горку из картонок (подойдут и картонные коробки из-под чего-то). А затем пускайте сверху вниз какие-нибудь игрушки на колесиках – ребенок будет в восторге от новой забавы! А также, кроме веселого времяпрепровождения, он начнет развивать такие понятия как причина и следствие.
Технологии на службе развития. Запишите как-нибудь на свой телефон голос крохи, а потом давайте ему слушать. Можно также записать голоса мамы и папы! Понаблюдайте затем за реакцией ребенка!
Яркие одежки! Покупайте иногда для своего малыша яркие носочки и манжетики на ручки. Пускай малыш разглядывает яркие рисуночки. Со временем ему захочется схватить свою ножку или ручку с яркой картинкой, и рано или поздно у него это должно получиться. Хвалите его за старания!
Мячики с сюрпризом! Поиграйте с малышом тканевым мячиком, состоящим из разной текстуры. Можете такой мячик сделать сами или поискать в магазине. Также в продаже могут быть тканевые мячики с колокольчиками внутри. Разная на ощупь материя будет приятной и интересной ребенку!
Развиваем координацию!
Зарядка для крохи. Кладем ребенка на животик и поочередно сгибаем коленки, затем их выпрямляем и разводим в стороны. Также можно сгибать коленки одновременно. Выполняя упражнение, не забывайте напевать крохе веселую песенку.
Переворачиваемся! Это упражнение можно делать как дома, так и на прогулке на природе в теплое время года. Вам понадобится одеялко или покрывало. Положите кроху на край животиком вниз, а затем с ближайшей к нему стороны начинайте аккуратно приподнимать покрывало за концы вверх. Малыш будет переворачиваться. Не забудьте его похвалить в конце. Это занятие будет не только приятным, но и очень полезным для ребенка!
Преодолеваем препятствия! Рано или поздно малыш начинает активно двигаться, ползая или ерзая. Чтобы улучшать эти навыки, можете заставить ребенка самостоятельно тянуться к игрушкам. Для этого положите одну-две игрушки вокруг него, но только так, чтобы для ее получения, необходимо было бы приложить немного усилий. Если малыш долго не может достать игрушку, переложите чуть ближе. Не позволяйте ему капризничать и выполнять за него работу!
Учимся принимать решения!
Выбираем! Положите в каждую ручку ребенка по одной игрушке-пищалке. Это могут быть резиновые мячики, которые легко сжимать. Покажите ребенку, что их нужно сжимать, а далее понаблюдайте за поведением своего чада. Он должен смотреть на руку, в которой игрушка издает писк. В скором времени ребенок самостоятельно сможет пищать двумя игрушками одновременно.
Веселые цепочки. Скрепите между собою несколько колечек от занавесок, можно также их просто нанизать на веревочку. Развесьте эту цепочку над кроваткой или в зоне досягаемости малыша. Пускай кроха дергает за колечки, и они начинают звенеть, ударяясь друг о друга.
Игры в повседневных делах
Во время одевания. Отвлечь малыша на время помогут две погремушки, связанные между собой в форме гантели на расстоянии 10 см. Пускай одна из погремушек будет в руках у вашего крохи, а вторую погремушку он непременно захочет схватить. Пока малыш разбирается с новой забавой, у вас есть время его переодеть или подготовить ко сну.
Приятные прикосновения. Когда ребенок лежит голышом на пеленальном столике, поводите своими ногтиками по его животику и спинке. Это будет не только очень приятным для крохи, также будут развиваться и укрепляться мышцы малыша.
Массажные процедуры. Покупавшись, аккуратно помассируйте тело ребенка, используя детскую присыпку. Желательно наносить ее не сразу на кожу крохи, а посредством своих рук, чтобы малыш не вдыхал распылившийся порошок. Не забывайте во время массажа разговаривать с ним или петь песенки!
Когда мы кушаем. Если в кормлении малыш переходит на твердые продукты, не лишним будет показать ему ложку, прежде, чем начать давать с нее еду. Также можно показать процесс на своем примере – как правильно использовать ложку.
Когда мы отдыхаем
Как легче уснуть. Приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, вначале мы купаемся, затем кушаем, немного играем, слушаем песенку и засыпаем. Важно повторять установленный распорядок изо дня в день. Также можно класть в кроватку к ребенку какую-то определенную мягкую игрушку. Когда малыш будет ее видеть рядом с собой, он будет понимать, что настало время спать. Старайтесь эту игрушку не терять, т.к. потом ребенок может начать капризничать перед сном не найдя знакомого предмета. Уснуть также поможет кресло-качалка. Ребенку нравится находиться у вас на руках, когда вы качаетесь. Не забывайте петь на ночь колыбельную. Желательно, чтобы это была одна и та же песенка. Тогда ребенок будет спокойно засыпать, слушая ее.
Автор: Ева Архипова
www.uaua.info
Грудной ребенок, который продолжительное время для вас оставался новорожденным нежным созданием, хотя период новорожденности заканчивается с первым месяцем жизни, уже начинает получать другой статус, проявляя все новые и новые способности. Вы осознаете, что малыш растет, и это проявляется не только в увеличении массы тела, но и в двигательных привычках, общении, его собственном восприятии окружающей среды. Формируется новый человек, личность. И одна из важнейших ролей в становлении этого человека отводится именно Вам...
Присмотритесь внимательнее к волосам малыша. В этом возрасте закладывается новый цвет и качество волос. Возможно, вы не заметили, что в течение нескольких последних недель малыш теряет свои первичные волосики (нежные, тонкие, часто кудрявые), с которыми он родился, и вместе с тем отрастают новые. Этот процесс будет длиться месяц или и два. Цвет глаз также изменяется. Если ребенок родился с голубыми глазами, то именно теперь вы заметите, что они темнеют, и со временем ваш малыш станет кареглазым или кареглазой, - как и вы. Только тогда, когда голубой цвет глаз будет оставаться до шести месяцев, можете надеяться, что это - навсегда.Малыши, родившиеся у смуглых кареглазых родителей, преимущественно имеют светло-коричневый цвет глаз. Но когда ребенок достигает четырехмесячного возраста, его глаза становятся темными, как у родителей.
Физическое развитие
Конечно, малыш продолжает набирать в массе. Если у вас есть возможность контролировать прирост массы каждую неделю, то он должен составлять 140-170 г. На протяжении всего четвертого месяца жизни ребенка масса увеличивается на 600-750 г. Хотя не забывайте, что эти показатели есть лишь ориентировочными нормами. Каждый грудной ребенок имеет свои, запрограммированные природой, темпы увеличения массы. Длина тела увеличивается приблизительно на 2-2,5 см. Тело постепенно, в меру усовершенствования и развития мышц, приобретает крепкий, сформированный для грудного ребенка, вид.
Двигательная активность
Под конец четвертого месяца малыш уже уверенно манипулирует своей головкой. Он продолжительное время удерживает ее, лежа на животе. А в положении на спине легко поднимает голову, дотрагиваясь, подбородком к груди, чтобы "тщательнее" рассмотреть свои ступни. Кроме этого, малыш с готовностью крутит головкой во все стороны, следя за окружающим.
Если в прошлом месяце не было удачных попыток перевернуться со спины на живот или наоборот, то в течение этого месяца малыш способен научиться выполнять это упражнение. Причем, лежа на животе, ребенок уже способен опираться на предплечье обеих рук и делает попытку переложить удержание своей грудной клетки и головы на одну руку, с целью освободить другую для того, чтобы что-нибудь ухватить.
Руки остаются объектом пристального внимания. Грудной ребенок сводит ручки к средней линии, следит за ними целенаправленным, координированным взглядом. Пальцы рук не сжаты. Совершенствуется координация движений рук. Ребенок захватывает игрушку, крепко держит ее, водит вместе с рукой. Потом случайно может невольно упустить. Когда игрушка в руке, малыш следит за ее движениями глазами и проявляет удовлетворение, улыбаясь своей удаче. Как и раньше, собственные кулачки, пальчики или погремушка обязательно "дегустируются" на вкус.
В этот период любимым упражнением малыша становятся активные движения ножками - "велосипед". Колени еще согнуты в состоянии покоя, но время от времени ребенок их разгибает. Занимаясь гимнастикой, можете заметить довольно хорошую подвижность ножек во всех суставах.
Если же малыша поставить вертикально с опорой для ступней, он также может сгибать и разгибать ножки, будто бы приплясывая. Большинство малышей очень любят такие занятия, особенно под ваше пение или музыку.
Бывает, что ребенок на четвертом месяце жизни проявляет попытки к плаванию в положении на животе. Эти движения похожи на рудиментарные (т.е. те, что исчезают) привычки плавания в животе матери. Однако это не так. Взгляните внимательнее, как малыш сопит, закашливается, стонет, недовольно бормочет и даже кричит от неудачных стараний. Это попытки ползать! Как жаль, что в нас, взрослых, не хватает такой решительности и настойчивости в достижении определенной цели!
Наверное, большинство из вас старались в этом возрасте посадить малыша. С вашей поддержкой это возможно. И сколько удовлетворения в глазах малыша! Заметьте, что головка при этом поддерживается в вертикальном положении самостоятельно!
Ни в одном случае не следует оставлять ребенка в положении сидя на продолжительное время (взгляните, как при этом выгибается горбом спинка!). Вы рискуете утомить малыша или привести к деформации позвоночника. Еще не время сидеть! Применяйте этот элемент как часть гимнастического комплекса. Подтяните ребенка за ручки, в положение сидя, потом медленно опустите.
Часто при движениях ручек и ножек в суставах (коленных и локтевых) можно услышать потрескивание. Нет оснований, чтобы волноваться. Через месяц или два, когда мышцы туловища, рук и ног окрепнут (с вашей помощью во время занятий гимнастикой и массажем), эти явления исчезнут. Причина появления потрескиваний это функциональная незрелость суставного аппарата, в состав которого входят кости, сухожилья, хрящи и мышцы.
Зрение и световосприятие
Малыш хорошо охватывает взглядом предметы на расстоянии 20-30 см. Движения глазных яблок уже координированные. Если на таком расстоянии водить перед глазами яркими предметами красного, желтого, оранжевого, светло-голубого цвета, ребенок будет следить за ними взглядом по всем направлениям: вверх, вниз, в правую сторону, в левую сторону. При этом глаза уже не должны косить.
Под конец месяца ваш малыш начинает наслаждаться окружающим миром в цвете.
Общение
Ребенок четырехмесячного возраста обращает внимание на шум, проявляет любопытство, как к слабым, так и к громким по интенсивности звукам. Известно, что все малыши этого возраста с готовностью отдают предпочтение музыке. Возьмите это на вооружение, когда стремитесь успокоить раздраженного ребенка. И все же максимум удовлетворения ваш малыш получает от собственных звуков. Он повторяет "удачную" их комбинацию снова и снова, будто стараясь запомнить собственное вокальное произведение.
Кстати, много из таких слогов позднее значительно легче будут произноситься как составляющие настоящих слов. Своеобразное "бульканье" постепенно сменяется на "хихиканье", а потом на отдельные звуки "е", "и", "а", "га" и др.
Новым для вас будет и то, что малыш громко хохочет, если вы, играясь, пощекочете его. Эта реакция на вашу "щекотку" является сигналом социального развития. Если же вы замечаете изменение настроения, попробуйте себе это объяснить. Почему ребенок стал сонливым, апатичным или же, наоборот, раздраженным? Может потому, что вы ограничили его объем восприятия! Исправьте эту ошибку. Во время прогулки получите удовлетворение, следя, как реагирует малыш на живую розу, ветвь елки, свежие фрукты, листочки, снег, птичку и на много других вещей. Вы же выполняете чрезвычайную миссию - впервые в жизни этого создания знакомите его с миром!
В награду обязательно получите искреннюю улыбку.
Улыбка остается, как и в предыдущем месяце, основным проявлением удовлетворения и счастья. Она становится проявлением любви ко всем, кто проявляет заботу и внимание к малышу. Разговаривайте больше с малышом, хвалите за каждое достижение, помогайте успешно преодолеть этот путь развития.
Сон
Сон теперь становится более глубоким, беспрерывным и длится 10-11 часов. Днем малыш спит два или три раза: один утром и два после обеда. В котором именно часу укладывать малыша в кроватку, зависит от его индивидуальных биоритмов. Это вы заметите самостоятельно.
Заметив первые признаки усталости, уложите ребенка в кроватку. Эти проявления у каждого малыша индивидуальные. Но есть некоторые, которые встречаются у подавляющего большинства грудных детей: зевание, растирание глаз и отказ от игры бывают у всех деток. Тем не менее, есть дети, которые, наоборот, становятся чрезмерно активными при усталости или начинают интенсивно сосать свой большой палец на руке или ритмически крутить головой. В этой ситуации все зависит от вашего таланта разгадать "код засыпания" малыша.
Первый зуб
Под конец четвертого месяца жизни, возможно, начнут прорезаться первые молочные зубки, хотя на сегодняшний день у большинства грудных детей первые зубы появляются преимущественно в шестимесячном возрасте. Признаками прорезывания зубов будут раздражительность, беспокойство малыша, кусание деснами всего, что попадает в рот, иногда повышение температуры тела до 38-39 градусов, жидкий стул и даже ринит. Какие именно признаки будут у вашего ребенка, зависит от количества зубов, которые прорезаются, зрелости и совершенства центральной и периферической нервной систем, типа телосложения, состояния иммунной системы организма.
Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца. При прорезывании десны в этом месте покрасневшие, отекшие. Малыш раздраженно растирает этот участок всем, что тянет в рот. Поэтому в этот период важно приобрести резиновое кольцо или фигурку, наполненную внутри водой. Кольцо кладут в холодильник, а потом дают малышу. Холод успокаивает десну, снимает зуд и боль. В аптеках есть в продаже препараты, которые содержат в своем составе анестезирующее вещество, которые выполняют дубильную и обезболивающую функции, а также успокаивают раздражение десен.
Посещение педиатра
Вероятно, вы уже хорошо знакомы со своим врачом и можете выяснить все вопросы, которые вас беспокоят. Помните о целесообразности соблюдения определенного режима дня, питания, следите за порядком введения новых продуктов, посоветуйтесь относительно новых игрушек для малыша, которые бы лучше всего развивали его психоэмоциональную сферу. Педиатр проконтролирует, достаточно ли проводится профилактика рахита, анемии, посоветует как лучше подготовить ребенка к следующей ревакцинации АКДС и полиомиелита - в 4,5 месяцев.
Ваш малыш растет, требуя от вас все новых и новых умений его понять и помочь. Но даже если вы не "новоиспеченная" мама, а опытная, у которой есть уже старшие дети, не полагайтесь на свой опыт в воспитании предыдущих детей, а постоянно познавайте, наблюдайте, совещайтесь со своим семейным врачом или педиатром. От этого зависит здоровье и будущее всей вашей семьи.Мои достижения
Интеллектуальные
Активный период по часу и больше в дневное время между периодами сна.Имею кратковременную память от пяти до семи секунд.Улыбаюсь и издаю звуки больше в присутствии людей, чем в одиночестве.Люблю создавать новые звуки и имитировать знакомые тона.
Социальные
Смеюсь, когда со мной говорят, и требовательно кричу, если игра вдруг прекращается.Интересуюсь своим отображением в зеркале и улыбаюсь ему.Выдаю звуки, чтобы привлечь чье-нибудь внимание.Смеюсь, если меня щекочут.Восторженно слушаю музыку.Люблю объединять прием пищи с игрой.
Сенсорно-моторные
Могу удерживать маленькие предметы между большим и указательным пальцами.Тяну все объекты к себе и "дегустирую" во рту.Изумленно смотрю на место, с которого только что упал исследуемый объект.Плескаюсь в воде во время купания.Проявляю любопытство к запахам и различаю их.Готов к началу употребления твердой пищи (прикорм).Могу самостоятельно переворачиваться со спины на живот и наоборот.Поворачиваю голову во все стороны в положении лежа на спине и на животе.Пробую выполнить "плавательные" движения и передвигаюсь в кроватке.Фокусирую взгляд на разные расстояния.Удерживаю головку в поднятом положении продолжительное время.
Физические
Набираю в массе 700-750 г.Вырастаю на 2-2,5 см.
dobraya-bagira.livejournal.com
Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца?
Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую "ступеньку", которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым - улыбка (1 мес.).
Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) - новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.).
Затем новый взлет. В центре него - эмоциональный контакт - специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками ("комплекс оживления"). С его появлением закладывается следующий этап "восхождения" - новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки.
Появление "комплекса оживления" будет способствовать формированию первых хватательных движений руки. Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию. Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно. Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и... дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже. Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве.
А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе "комплекса оживления", овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.
Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что "комплекс оживления" возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит?
Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".
Чуткие родители постепенно начинают понимать "язык эмоций" младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.
Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка - чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка - яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.
Оглавление:
1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц
Фото - фотобанк Лори
materinstvo.ru
На втором месяце развития у ребенка уже ярко появляются основные умения. Он может сосредоточить свой взгляд на предмете, который показывает ему взрослый, целенаправленно прислушивается к звукам, вступает в эмоциональный контакт со взрослым – улыбается. На третьем месяце у малыша развивается двусторонняя связь со взрослым, появляются движения руки в сторону предмета, он хорошо держит головку .
Четвертый месяц не менее важен в развитии ребенка. В этот период ребенок начинает более адекватно выражать свои эмоции. У него формируются первые хватательные движения руки. Из данной статьи вы узнаете о том, как нужно общаться, разговаривать, заниматься с ребенком, какие игрушки помогут вам в этом.
Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца? Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую "ступеньку", которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым - улыбка (1 мес.).
Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) - новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.). Затем новый взлет. В центре него - эмоциональный контакт - специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками ("комплекс оживления").
С его появлением закладывается следующий этап "восхождения" - новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки. Появление "комплекса оживления" будет способствовать формированию первых хватательных движений руки.
Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию.
Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно.
Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и... дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже.
Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве. А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе "комплекса оживления", овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.
Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что "комплекс оживления" возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит? Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя". Чуткие родители постепенно начинают понимать "язык эмоций" младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы. Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка - чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка - яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.
www.2mm.ru
Что умеет ребенок в 4 месяца
1.Кольцо-прорезыватель, специальные игрушки, предназначенные для жевания, сосания. Необходимы в период прорезывания зубов. Поскольку ребенок будет брать игрушки в рот, их следует мыть после игры и хранить в чистой стеклянной банке с крышкой (о дополнительных мерах предосторожности обычно сообщается в инструкции).
2.Мобиль. Развивает мелкую моторику, зрение (стимулирует зрительное сосредоточение), тактильную чувствительность. Подвешивайте на мобиль не только игрушки, но и разнообразные предметы быта (деревянные ложки, пустые пластмассовые бутылки, щетки), а также резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц.3.Тканевые мячики и кубики, из тканей различной фактуры, с погремушкой внутри. Развивает слух и тактильные ощущения, способствуют формированию начальных логических навыков - "стукнул по игрушке-раздался звон".4.Игрушки-пищалки (но не слишком тугие). Развивает мелкую моторику, органы чувств (слух, зрение), способствуют формированию начальных логических навыков, например, «нажал на игрушку – раздался писк».5.Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
6.Гирлянды из погремушек, прикрепленные на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие.7.Хорошо развивают мелкую моторику ручек и различные виды погремушек. Одни снабжены тонкими ручками, другие толстыми, третьи нужно держать за весь корпус. Давая ребенку попеременно погремушки разных видов, мама развивает у него и мелкую моторику, и координацию, и мышление.
8.Мячик с пупырышками. Играя с ним карапуз будет развивать тактильные ощущения и массировать пальчики.
Игры1.Продолжаем делать пальчиковый массаж с потешками.
Массаж пальчиков - самый простой и эффективный способ развить мелкую моторику, потому что Вы сами делаете все движения за малыша. Этот массаж можно начинать с первых дней жизни карапуза. При проведении этого массажа можно проговаривать разные потешки , например, сорока-белобока.
Начинаем с поглаживания указательным пальцем ,круговыми движениями, ладошки малыша:
Сорока-белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
Теперь массируем каждый пальчик отдельно: сперва массируем кончик пальца, затем проглаживаем пальчик от кончика к основанию. И проговариваем:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
В конце массажа можно дунуть на ладошку или поцеловать ее. Такой вид массажа нужно делать хотя бы 3 раза в день.Еще потешки для пальчикового массажа:Этот пальчик-дедушка,Этот пальчик-бабушка,Этот пальчик-папочка,Этот пальчик-мамочка,Этот пальчик - Я,Вот и вся моя семья. | Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!Этот пальчик для того, чтоб показывать его!Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! |
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел. | - Пальчик-мальчик,Где ты был?- С этим братцемВ лес ходил.С этим братцемЩи варил,С этим братцемКашу ел.С этим братцемПесни пел! |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (поочерёдно массируем и разгибаем все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибаем их в том же порядке) | Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать, Все такие нужные, Крепкие и дружные. (Помассировать и пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.) |
Массаж и гимнастика
Источник: Книги О. Жуковой, М. Сигал "Ребенок играет от рождения до года", Д. Силберг " 125 развивающих игр для детей до года"
newmama.ucoz.com
К возрасту 4-х месяцев малыш уже может садиться, держась за чью-то руку. Ему очень нравится рассматривать мир с различных положений. Посадите его, сделав предварительно удобную опору (или купив специальный стульчик), и общайтесь с крохой. Новые ощущения для него будут очень интересны и познавательны!
Играем в положении сидя. Постепенно можете переводить игры из лежачего положения в кроватке – в сидячее положение на стульчике. Повесьте перед ребенком на веревочках какие-нибудь яркие и веселые игрушки и погремушки. Малыш будет стараться к ним дотянуться, не вешайте их слишком далеко или высоко, его усилия должны увенчаться успехом.
Учимся сознательно брать предметы. В этом возрасте у ребенка хватательный рефлекс становится слабее, но на смену ему приходит произвольное захватывание вещей. Для развития этих навыков используйте игрушки разного размера. Вначале дотроньтесь погремушкой до правой ручки малыша, а затем – до левой, далее покажите игрушку, пусть он попытается ее ухватить! Благодаря таким играм, у малыша развивается координация движений рук и глаз.
Крылатые качели. Устройте малышу катания на качелях в домашних условиях. Можете сами соорудить, а можете купить готовые. Дети, обычно очень любят катания на качелях! Внимательно проверьте безопасность конструкции. Важно, чтобы малыш сам не мог выбраться оттуда.
Развивающие игры
Для ребенка в этом возрасте важно играть не только с игрушками, но и с другими людьми. К 4-м месяцам малыш спит уже не так много, а значит надо хорошо продумать его досуг на время бодрствования, чтобы он не скучал и проводил время с пользой.
Новые игры
Кто не спрятался? Маленькие детки очень любят такую забаву как прятки! Накройтесь одеялом, а затем выгляните к малышу со словами: «Ку-ку!». Проделайте такую процедуру несколько раз – малышу понравится эта игра! Можете также закрывать своими руками его глазки и говорить: «Где же спрятался мой сынок?».
Игры с мыльными пузырями. Если ваш малыш любит со стороны наблюдать, как вы для него пускаете мыльные шарики, можете начинать потихоньку его самого учить этой процедуре. Начните, например, когда ребенок находится в специальных ходунках или сидит.
Покатушки!Соорудите для ребенка небольшую горку из картонок (подойдут и картонные коробки из-под чего-то). А затем пускайте сверху вниз какие-нибудь игрушки на колесиках – ребенок будет в восторге от новой забавы! А также, кроме веселого времяпрепровождения, он начнет развивать такие понятия как причина и следствие.
Технологии на службе развития. Запишите как-нибудь на свой телефон голос крохи, а потом давайте ему слушать. Можно также записать голоса мамы и папы! Понаблюдайте затем за реакцией ребенка!
Яркие одежки! Покупайте иногда для своего малыша яркие носочки и манжетики на ручки. Пускай малыш разглядывает яркие рисуночки. Со временем ему захочется схватить свою ножку или ручку с яркой картинкой, и рано или поздно у него это должно получиться. Хвалите его за старания!
Мячики с сюрпризом! Поиграйте с малышом тканевым мячиком, состоящим из разной текстуры. Можете такой мячик сделать сами или поискать в магазине. Также в продаже могут быть тканевые мячики с колокольчиками внутри. Разная на ощупь материя будет приятной и интересной ребенку!
Развиваем координацию!
Зарядка для крохи. Кладем ребенка на животик и поочередно сгибаем коленки, затем их выпрямляем и разводим в стороны. Также можно сгибать коленки одновременно. Выполняя упражнение, не забывайте напевать крохе веселую песенку.
Переворачиваемся! Это упражнение можно делать как дома, так и на прогулке на природе в теплое время года. Вам понадобится одеялко или покрывало. Положите кроху на край животиком вниз, а затем с ближайшей к нему стороны начинайте аккуратно приподнимать покрывало за концы вверх. Малыш будет переворачиваться. Не забудьте его похвалить в конце. Это занятие будет не только приятным, но и очень полезным для ребенка!
Преодолеваем препятствия! Рано или поздно малыш начинает активно двигаться, ползая или ерзая. Чтобы улучшать эти навыки, можете заставить ребенка самостоятельно тянуться к игрушкам. Для этого положите одну-две игрушки вокруг него, но только так, чтобы для ее получения, необходимо было бы приложить немного усилий. Если малыш долго не может достать игрушку, переложите чуть ближе. Не позволяйте ему капризничать и выполнять за него работу!
Учимся принимать решения!
Выбираем! Положите в каждую ручку ребенка по одной игрушке-пищалке. Это могут быть резиновые мячики, которые легко сжимать. Покажите ребенку, что их нужно сжимать, а далее понаблюдайте за поведением своего чада. Он должен смотреть на руку, в которой игрушка издает писк. В скором времени ребенок самостоятельно сможет пищать двумя игрушками одновременно.
Веселые цепочки. Скрепите между собою несколько колечек от занавесок, можно также их просто нанизать на веревочку. Развесьте эту цепочку над кроваткой или в зоне досягаемости малыша. Пускай кроха дергает за колечки, и они начинают звенеть, ударяясь друг о друга.
Игры в повседневных делах
Во время одевания. Отвлечь малыша на время помогут две погремушки, связанные между собой в форме гантели на расстоянии 10 см. Пускай одна из погремушек будет в руках у вашего крохи, а вторую погремушку он непременно захочет схватить. Пока малыш разбирается с новой забавой, у вас есть время его переодеть или подготовить ко сну.
Приятные прикосновения. Когда ребенок лежит голышом на пеленальном столике, поводите своими ногтиками по его животику и спинке. Это будет не только очень приятным для крохи, также будут развиваться и укрепляться мышцы малыша.
Массажные процедуры. Покупавшись, аккуратно помассируйте тело ребенка, используя детскую присыпку. Желательно наносить ее не сразу на кожу крохи, а посредством своих рук, чтобы малыш не вдыхал распылившийся порошок. Не забывайте во время массажа разговаривать с ним или петь песенки!
Когда мы кушаем. Если в кормлении малыш переходит на твердые продукты, не лишним будет показать ему ложку, прежде, чем начать давать с нее еду. Также можно показать процесс на своем примере – как правильно использовать ложку.
Когда мы отдыхаем
Как легче уснуть. Приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, вначале мы купаемся, затем кушаем, немного играем, слушаем песенку и засыпаем. Важно повторять установленный распорядок изо дня в день. Также можно класть в кроватку к ребенку какую-то определенную мягкую игрушку. Когда малыш будет ее видеть рядом с собой, он будет понимать, что настало время спать. Старайтесь эту игрушку не терять, т.к. потом ребенок может начать капризничать перед сном не найдя знакомого предмета. Уснуть также поможет кресло-качалка. Ребенку нравится находиться у вас на руках, когда вы качаетесь. Не забывайте петь на ночь колыбельную. Желательно, чтобы это была одна и та же песенка. Тогда ребенок будет спокойно засыпать, слушая ее.
odetochkah.ru
Показатели развития
Малыш по-прежнему продолжает расти - и хотя он делает это уже несколько медленнее, чем в предыдущие месяцы, темпы роста и развития остаются все еще очень высокими. К концу четвертого месяца жизни масса ребенка увеличивается в среднем на 750 -800 граммов, окружность головы становится больше на 1-1,5 сантиметра, а груди - на 1,5-2 см. Линейный же рост ребенка увеличивается в среднем на 2,5 сантиметра.
Неутомимо развиваются аналитические центры головного мозга и вся нервная система в целом - для того, чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, достаточно сравнить навыки и умения четырехмесячного малыша с теми, что свойственны детям третьего месяца жизни. Конечно, мощность, с которой функционируют анализаторы ребенка этого возраста далека от 100% - например, органы слуха малыша пока что "умеют" дифференцировать лишь звуки, различающиеся между собой на несколько целых тонов, в то время, как годовалый ребенок улавливает разницу в десятые доли тонов. До сих пор еще не "заработала" в полном объеме возможность стереоскопической оценки окружающего пространства, только-только начался процесс тонкого распознавания запахов... Но в целом умения и навыки четырехмесячного малыша несравненно совершеннее и разностороннее, чем те, что имелись на момент рождения.
Растут и совершенствуются также и другие органы и системы ребенка - масса легких в этом возрасте уже почти в два раза превышает таковую у новорожденных, и примерно во столько же раз увеличивается площадь легочной поверхности, на которой происходит газообмен в процессе дыхания. В 1,5 раза по сравнению с периодом новорожденности увеличились размеры поджелудочной железы, масса печени стала больше на целых 40-50 граммов... Малыш стал гораздо лучше справляться с перевариванием пищи - теперь он может спать практически всю ночь, поднимая родителей лишь на заре (кушать потому что хочется:). Кстати, теперь у ребенка уже имеется более или менее оформленное представление о времени суток: по крайней мере день от ночи он уже отличает и суточные ритмы с соответствующими пиками и спадами активности ему также хорошо знакомы.В течение 4-го месяца жизни так называемый "комплекс оживления" - ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение взрослого демонстрируют практически все грудные дети. Особенно активно малыши дарят ослепительные улыбки, конечно же, мамам. И, конечно же, во время, непосредственно предшествующее кормлению:) И вообще, ребенок 4-х месяцев уже умеет легко выделять собственную мать из окружения - даже если в доме полным полно других людей. То время, что мама и малыш провели вместе, не прошло даром: маленький человек уже твердо знает, что в этом мире есть, по крайней мере, одно живое существо, готовое по первому зову прийти на помощь, накормить, защитить и подарить свои любовь, тепло и ласку. Еще лучше, если малыш к этому времени хорошо знает и другое такое существо - имеется в виду, отец, конечно:) Правда, для этого папе малыша нужно очень и очень постараться. К сожалению, жизненные реалии чаще всего таковы, что по количеству проведенного с ребенком времени подавляющее большинство отцов конкурировать с матерями попросту не в состоянии. Выход один: свое присутствие в жизни ребенка отец должен сделать максимально ярким и запоминающимся - вот это как раз и требует стараний:)
Слуховой анализатор малыша четырех месяцев уже вполне способен решать все возложенные на него природой задачи - ребенок может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его полей зрения. Для оценки этого умения попробуйте, например, позвонить в колокольчик (или включить магнитолу), стоя сбоку или сзади, на расстоянии метра от лежащего в кроватке малыша - после 2-3 секунд прислушивания, ребенок безошибочно повернет голову в Вашу сторону, найдет газами источник звука и уставится на него долгим изучающим взглядом.
То, что малыш уже научился прекрасно пользоваться своим слухом, можно увидеть и потому, насколько разной бывает его реакция на разные по характеру звуки и шумы. Если у Вас имеется какое-никакое музыкальное образование, а в доме наличествует музыкальный инструмент, способный производит на свет мелодии (барабаны в данном случае не годятся:), то можете попробовать сделать следующий тест. Дождитесь, когда маленький человек будет бодрствовать и сыграйте ему в течение минуты-другой что-нибудь размеренно-минорное - колыбельную, например. Или печальную балладу. Затем сделайте паузу в 15-20 секунд и "сбацайте" нечто зажигательно-танцевальное. Если малыш выдал на Вашу "плясовую" комплекс оживления, значит все у него в порядке. Вновь перейдите на минор - вскоре маленький человек успокоится и начнет демонстрировать лирическое настроение. Впрочем, для проведения этого теста можно запросто использовать и магнитофон, и CD-плейер, и компьютер, и свой собственный голос - так что музыкальное образование родителей тут обязательным, конечно же не является:)
Как "собеседник" малыш также "вырос" - к концу четвертого месяца жизни дети обычно частенько награждают обращающихся к ним взрослым не просто внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. Если взрослый говорит что-нибудь смешное (на взгляд малыша), разумеется:) Но особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети - если рядом с Вашим грудничком находится другое маленькое существо, стоит последнему лишь подать голос, как Ваш малыш тут же начнет искать его взглядом. И найдет, в конце концов, не сомневайтесь!
Кроме громкого смеха, четырехмесячный малыш может одарить взрослого собеседника и самой, что ни есть настоящей "речью". Ну, почти "настоящей", ладно уж... Звуки, которые производит на свет ребенок этого возраста, в физиологии и педиатрии официально именуются "свирелью" - потому что действительно нередко бывают весьма мелодичными и певучими.
Нормализовавшийся мышечный тонус в руках малыша и стремительно развивающиеся мозговые центры позволяют этим самым рукам найти себе дела - к концу четвертого месяца жизни большинство детей уже не просто рассматривают предметы, но и стараются дотянуться до таковых руками, ощупать, а то и захватить. Во время кормления ребенок также уверенно пускает "в ход" свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Впрочем, отдельные вундеркинды норовят помимо рук придержать заветный источник калорий и положительных эмоций еще и... ногой. Но удается это действительно немногим - потому что гипертонус в мышечных группах нижних конечностей в этом возрасте все еще сохраняется:)
Что еще умеет четырехмесячный малыш? Все то, что умеет трехмесячный - только более уверенно. А еще дети этого возраста могут демонстрировать восхищенным родителям массу других любопытных умений. Каких? Вот это мы надеемся узнать с Вашей помощью - пишите нам, не стесняясь: думается это будет интересно любому человеку, носящему замечательное звание мамы или папы. Или даже тем, кто только "примеряет" на себя эти самые звания.
Режим дня
В среднем 6 кормлений через 3,5 часа (если вы кормите малыша по требованию , то возможно больше). Периоды бодрствования после кормления составляют 1-1,5 часа . Сон после бодрствования 2-2,5 часа. Днем малыш спит 4 раза. Ночной сон продолжительностью 11 часов.
Физическое воспитание и уход
Анатомический и физиологический "прорыв", который совершила центральная нервная система ребенка в предыдущие три месяца, требует адекватной развивающей нагрузки - так что у неравнодушных родителей-энтузиастов забот в это время явно прибывает. Нужно осваивать новую массажную технику, новый гимнастический комплекс, интенсифицировать и усложнять стимулирующие воздействия на нервно-психическую сферу малыша. А это требует времени и сил - так что крепитесь, дорогие папы и мамы... В утешение можно сказать только одно: по сравнению с последующими нагрузками на Вас, нагрузки нынешние очень скоро покажутся незначительными:)
С диететикой же пока что все обстоит по-прежнему: четвертый месяц жизни не подразумевает введения в рацион малыша принципиально новой пищи - чего бы там не было написано на этикетках и упаковках продуктов детского питания:) И "груднички", и "искусственники" получают все что им необходимо для роста и развития из материнского молока и адаптированной смеси соответственно. За исключением разве что уже упоминавшегося ранее витамина D (для детей, находящихся на естественном вскармливании).
Заботы и дела для мам и пап
Среди медицинских аспектов четвертого месяца жизни самым, пожалуй, примечательным является вакцинация против дифтерии , столбняка , полиомиелита и коклюша . Обычно к этому времени малыш, которого родители решили привить против этих заболеваний, уже осмотрен всеми специалистами и факт наличия или отсутствия объективных противопоказаний к проведению вакцинации уже прояснен. И если врачами дан "зеленый свет", родителям остается лишь еще раз ознакомиться с характеристиками различных вакцин - для того, чтобы выбрать для своего ребенка лучшую.
Для многих мам и пап этот месяц запоминается как принесший, наконец-то, долгожданное облегчение - эпизоды необъяснимого плача и приступов кишечных колик у ребенка становятся значительно более редкими. Малыш медленно, но верно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире - и нам (родителям и врачам, имеется ввиду), нужно просто помочь ему сделать это с минимальными затратами сил и максимальным.
kiev-mama.com.ua