Нервно-психическое развитие ребенка + Развитие ребенка (3-4 месяца). Ребенок 3 4 месяца


Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?

Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?

Что умеет ребенок?

* развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаузнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным; * узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых; * выводит рулады, произносит первые слоги; * захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками; * улавливает свое имя и реагирует на него; * приподнимает плечи и голову, лежа на спине; * по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи; * выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки; * при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).

С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.

В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.

В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.

На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.

Забавные звуки

В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».

Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).

Осваиваем переворот

развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаЧтобы помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.

Игры-потешки

развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаМама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

* Тушки-тушки, сели на подушке, * Пришли подружки, * Столкнули с подушки. * Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку. * Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

* Ножки-топтыжки пошли молотить, * Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

* Толкачики – рогачики, оп! * Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

* Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

* Куй, куй, ковалек, * Подай сапожок, * На маленьку ножку * Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

* Тут лес ( волосы ), * Тут поляна ( лоб ), * Тут бугор ( нос ), * Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучались в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Нервно-психическое развитие ребенка + Развитие ребенка (3-4 месяца)

На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста.  3 месяц развития ребенка - как раз такой.

Комплекс оживления

За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая, ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

3 месячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

Развитие 3 месячного ребенка

К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:

- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов; - провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

 Возможно, также, ваш малыш будет уметь:  - смеяться и визжать от восторга; - лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов; - твердо держать голову в вертикальном положении; - лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки; - держать погремушку основаниями или кончиками пальцев; - переносить часть веса на ноги в вертикальном положении; - произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

 К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для  полдника, за которым следует очередной сон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до того времени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспать до раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше.  Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев. Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно и то же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка 

Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.

Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. "Классическая троица" - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.

В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.

www.babyplan.ru

Что умеет ребенок в 3 и 4 месяца | Happymothersplace

Ваш ребеночек быстро растет, и вот уже пролетели первые несколько месяцев после его рождения. Теперь мы готовы к новым достижениям и вводим новые элементы в наши занятия массажем.

Итак, что умеет ребенок в 3 и 4 месяца – рассмотрим способности ребеночка через призму занятий массажем по методике Ирины Красиковой.

Читайте также «Что умеет ребенок в 1-3 месяца» и «Комплекс упражнений для детского массажа в 1-3 месяца».

Что нового появилось нового в поведении ребенка в 3-4 месяца?

Во-первых, увеличилось время бодрствования, до 4-5 часов в сутки.

Вы уже знаете, когда лучше заниматься с ребенком гимнастикой: утром, в середине дня, или вечером до купания. Главным показателем удачного выбора времени служит хорошее настроение ребенка в течение занятий и после них.

В возрасте 3 месяцев ребенок умеет, лежа на животе, приподнимать верхнюю часть туловища, опираясь на согнутые руки, хорошо держит голову. Поэтому старайтесь чаще выкладывать малыша на живот. Это можно делать не только на пеленальном столе во время ежедневной гимнастики, но и на любой твердой поверхности (на полу, в кроватке, на диване и т. п.) в течение дня.

Благодаря повторениям, движения рук и ног начинают совершенствоваться, становясь по своей природе двигательными. Упираясь в пол и производя эти беспорядочные движения, ребенок обнаруживает, что переместился назад, вперед, вправо, влево. Обнаружив это, благодаря тому положению головы, которое позволяет ему смотреть перед собой, ребенок поймет пользу от тех движений, которые перемещают его вперед. Он осознает те чувства, которые испытывает при движении вперед.

В 4 месяца ребенок умеет приподниматься на выпрямленных руках, опираясь только на ладони. Важно, чтобы кисть малыша была хорошо раскрыта, пальцы расправлены. Для достижения этого хлопайте ладошками ребенка по своим ладоням, по различным твердым поверхностям (стол, стены и т. д.).

3-4-хмесячный ребенок становится более общительным: начинает «гулить», часто улыбается. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает «комплексом оживления»: радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом). Поддерживайте эту исключительно полезную реакцию частым общением с малышом.

Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам: тянется к ним, а к 4 месяцам уже захватывает, гладит и удерживает их. Подберите несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Желательно, чтобы погремушки имели длинную округлую ручку; предметы с плоской или граненой ручкой не рекомендуются, так как, захватывая их рукой, ребенок не противопоставляет большой палец, что в дальнейшем тормозит развитие ручной умелости. Вы, наверное, обращали внимание на то, как школьники по-разному держат ручку или карандаш — этот навык формируется еще в младенчестве.

При рождении ребенок хватает предметы совершенно случайно и нерегулярно. Главное при этом не в том, что он может держать, а в том, что не может выпустить. Но по мере того, как малыш растет, движения его рук становятся более целенаправленными. Теперь он может выпустить опасный или болезненный предмет, взять привлекательную игрушку.

К 3 месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук, а затем, к 4 месяцам — и ног. Движения конечностями становятся свободными и более точными.

Значит, можно вводить в занятия пассивные упражнения, начиная с самых простых и переходя в дальнейшем к более сложным. Во втором комплексе даются пассивные упражнения для рук и ног ребенка, причем вначале их лучше делать с легким встряхиванием (вибрацией).

 Для тренировки мышц спины, живота, шеи и ног продолжаем использовать врожденные рефлексы, особенно рефлексы положения (позы) тела. Вы уже знаете, что в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону: на животе — назад, на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо.

Смело переворачивайте малыша в воздухе, тренируйте его вестибулярный аппарат.

Обратите особое внимание на формирование навыка правильного поворота со спины на живот. К 4 месяцам ребенок поворачивается уже самостоятельно и нуждается лишь в небольшой помощи со стороны взрослого. Будьте внимательны и не оставляйте малыша без присмотра там, где он, повернувшись, может упасть.

Занятия становятся более продолжительными, но длительность их подбирайте индивидуально, исходя из возможностей вашего ребенка. Те упражнения, которые вы не успели сделать, перенесите на другое удобное для вас и малыша время.

Массаж становится более интенсивным: вводится новый прием — растирание, его выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.

Массаж всех частей тела должен начинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка и хорошо расслабляет мышцы.

Итак, целью занятий массажем с ребенком в возрасте 3—4 месяцев является:

— нормализация тонуса ног,

 — воспитание первых навыков в изменении положения тела,

 — развитие ручной умелости.

Этому способствует:

 — частое общение с ребенком,

 — вкладывание в ручки удобных для захвата игрушек,

 — теплые ванны и плавание,

— более энергичный массаж,

— активные движения на базе врожденных рефлексов,

— пассивные упражнения с вибрацией.

Мыслями и опытом делитесь в комментариях:)

Подготовила материалы: Акопджанян Алена (Мама Алена:)).

Источник: Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет.

(Visited 630 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

happy-people.org.ua

Ребенок в 3 месяца: развитие и питание

После рождения каждый месяц развития ребенка особенный: уход, развитие, режим, вес, рост, питание все изменяется по мере роста малыша. Поэтому очень важно знать характерные особенности, режим, уход и нормы развития каждого из месяцев жизни ребенка.

Четвертый месяц жизни ребенка является переходным. В такой период ребенок уже отчетливо распознает окружающие его предметы и людей. Движения становятся увереннее: ребенок тянет ручки, может крепко схватить палец или игрушку, следит за передвижениями.

Сейчас ребенок узнает своих родителей не только по прикосновениям и по запаху, но и в лицо. Это проявляется в активном движении при виде мамы или папы, улыбке и лепетанию. Малыш должен уметь спокойно поворачивать голову на звук, положительно реагировать на музыкальные игрушки или детские песни. В этот период в рацион ребенка иногда вводится первый прикорм.

Физиологическое развитие младенца

С этого месяца вес и рост малыша приостанавливается. В норме каждый месяц рост ребенка будет увеличиваться на 2-3 см. Формирование органов происходит с разной скоростью. Тело становится более пропорциональным и гармоничным, голова на фоне тела становится намного меньше, чем при рождении.

Также отмечаются следующие физиологические изменения:

Лежа на спине

Ребенок лежит вытянуто в симметричном положении. Уже должен уметь самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно.

Лежа на животике

В таком возрасте ребенок (мальчик или девочка) хорошо может контролировать свои действия: упираться на ручки, поднимать и держать голову, активно двигать ножками. Он еще не может ползать, но все же стоит оберегать его и сделать барьер безопасности из одеяла или подушек. Самый лучший вариант - уложить ребенка на пол, застеленный матрасом или теплым покрывалом, поскольку со временем малышу нужно будет предпринимать попытки к передвижению назад, вперед или в стороны. Взгляд при движении сосредоточен и направлен вперед, что позволяет оценить пользу всех манипуляций.

Руки и ноги

На 3-4 месяце жизни малыш должен уметь разжимать кулачки, он следит за движениями рук. Ноги тоже становятся очень активными, он старается ими стучать поочередно в любом положении: на животе или спине. Ножки в таком возрасте всегда согнуты в коленках.

Хватательные движения

Движения еще не совсем четкие, при хватании не знает, что с предметом делать, но все же держит крепко. Пальчики постоянно пытается засунуть в рот. Когда играется, все предметы пытается преподнести к ротику так он их изучает.

Другие особенности

Не следует при попытке сесть помогать малышу. Его мышцы еще совсем слабые, а сажание ребенка может нанести вред, вызвав искривление позвоночника. Уход за ребенком должен быть регулярным и правильным.

Вес ребенка

Вес ребенка на 3-4 месяца должен составлять примерно 6 кг, некоторые могут иметь вес меньше, другие больше, в любом случае это является нормой. Все зависит от строения, тяжести кости, какой у ребенка рост. Вес ребенка должен меняться в большую сторону каждые 7-14 дней, причем прибавка каждый раз может быть разной одну неделю на 150г, другую на 220г, потом может опять снизиться прирост. Каждый день вес малыша увеличивается в среднем на 20г.

С этого периода ребенка необязательно взвешивать каждую неделю, достаточно 1 раз в полмесяца. По мере взросления, ребенок начинает больше употреблять пищи, меняется режим питания, объем составляет 7 часть от веса ребенка. При кормлении младенец должен полностью опустошать грудь.

Психология ребенка

Сон и питание – пока что для ребенка основные составляющие режима, но все же у него появилось больше времени для узнавания нового и общения с родителями. Он все больше привязывается к контакту с близкими людьми. Улыбается, когда с ним разговаривают, начинается издавать больше разнообразных звуков.

Малыш может быть бодрым и не хотеть спать около 2 часов. Если ему дать погремушку, он может надолго увлечься, изучая ее. Но все же надолго не стоит оставлять одного с игрушкой, ему нужно внимание, общение и определенный режим для игр.

Помимо всего развитие ребенка от 3 до 4 месяцев может проявляться в следующих навыках:

Питание и первый прикорм

В 3-4 месяца жизни можно попробовать первый прикорм, обычно это домашние овощные пюрешки. Такой режим и питание стоит вводить перед последним кормлением грудью, по несколько чайных ложек 4-5  дней, так малыш должен привыкнуть к новой пище.

Можно приготовить следующее:

Также прикорм можно вводить в виде молочных смесей, обычно к такому способу прибегают те, у кого не хватает грудного молока. Не стоит малышу вводить прикорм магазинными пюре, они могут содержать пищевые добавки и красители.

Еще можно ввести прикорм по схеме, которую создал доктор Комаровский. Он разработал систему и режим на каждый месяц жизни малыша. Каждый прикорм заменяет определенное кормление.

Сон и уход

Большинство детей ночью могут плохо спать из-за колики в животе, а некоторые дети могут просто капризничать без видимой причины. В норме малыш  должен просыпаться минимум 2 раза, он может захотеть пить или просто требуется поменять подгузник – все это сопровождается плачем и криком. Не стоит пугаться – это норма и своеобразный режим ребенка, который со временем поменяется!

Чтобы сон ребенка и родителей был спокойным, важно продумать режим сна и бодрствования и строго соблюдать его. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, если он плачет, даже повышение голоса не позволительно. Голос должен быть мягким, ровным и ласковым. У детей такого возраста очень чувствительная нервная система, его могут напугать даже игры с прятаньем лица, движения не должны быть неожиданными.

Игры должны быть спокойными, иначе ребенок может стать нервным, что приведет к беспокойному и прерывистому сну. Вечером должен соблюдаться режим спокойствия.

Развитие

Не стоит развивать ребенка насильно. Часто родители хотят, чтобы их ребенок был намного больше других развит, но результатом всего этого может стать нервное перенапряжение и психические расстройства. Рост и развитие ребенка должны быть постепенными и своевременными.

В 3-4 месяца рост ребенка очень стремительный, поэтому важно следить за этим. Если наблюдаются какие-либо отклонения: ребенок не держит головку, не может удержать себя на ручках, не набирает вес или не увеличивается в рост, не поворачивает голову, плохо реагирует на звуки и свет – это повод обратиться к врачу на осмотр. Не стоит забывать о том, что уход за ребенком должен быть особый, с соблюдением правил гигиены.

Статьи по теме

stranadetstva.ru

Нервно-психическое развитие ребенка + Развитие ребенка (3-4 месяца)

На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста.  3 месяц развития ребенка - как раз такой.

Комплекс оживления

За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая, ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

3 месячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

Развитие 3 месячного ребенка

К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:

- лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов; - провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

 Возможно, также, ваш малыш будет уметь:  - смеяться и визжать от восторга; - лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов; - твердо держать голову в вертикальном положении; - лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки; - держать погремушку основаниями или кончиками пальцев; - переносить часть веса на ноги в вертикальном положении; - произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

 К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для  полдника, за которым следует очередной сон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до того времени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспать до раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше.  Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев. Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно и то же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка 

Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.

Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. "Классическая троица" - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.

В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.

www.babyplan.ru


Смотрите также