На первом году жизни профилактический массаж является необходимым для правильного развития малыша. Даже абсолютно здоровый ребенок может начать отставать от сверстников, лишившись ежедневных водных процедур, массажа, гимнастики и ласкового общения.
Родители могут самостоятельно заниматься с малышом, делать массаж ребенку в 4 месяца, выполнять с ним упражнения в виде игры. Для начала проконсультируйтесь с педиатром и ознакомьтесь с методическими рекомендациями. Уже в первые недели жизни можно использовать некоторые методики. Массаж более активно начинает применяться после 6 недель жизни.
Массаж ребенку в 4 месяца нужно делать ежедневно. Важно знать и выполнять несколько простых правил. Физические занятия с малышом надо проводить только во время его активного бодрствования. После последнего кормления должно пройти не менее получаса. Длительность массажа и гимнастики не должна превышать 15 минут. Если вы заметили у ребенка какие—либо признаки недомогания, то занятие надо отложить. Руки надо помыть теплой водой с мылом, снять кольца и браслеты. Ваши ногти должны быть аккуратно подстрижены. Во время занятий пойте малышу песенки, рассказывайте детские стишки, просто ласково разговаривайте. Можно включить негромкую музыку или диск с записями звуков природы.
Массаж для 4 месячного ребенка должен ассоциироваться с игрой и удовольствием. Все упражнения, которые явно не нравятся вашему малышу, надо сразу категорически исключать. Те приемы, которые вызовут положительные эмоции у ребенка, наоборот, нужно активно использовать в последующие дни. Самые любимые упражнения сделайте первыми в программе, чтобы поддерживать позитивное отношение ребенка к тренировкам. Если есть показания, то врачи могут назначить лечебный массаж для ребенка 3—4 месяцев жизни. Такой методикой владеют только профессиональные массажисты. В данной статье рассматривается техника оздоровительного массажа для грудничка 4 месяцев. Целью таких процедур можно назвать нормализацию тонуса мышц, улучшение координации движений, опорной функции, общее развитие центральной нервной системы.
Массаж ребенка в 4 месяца включает самые нежные приемы: поглаживание, растирание, вибрацию. Также выполняются разминания и пощипывания на мышцах конечностей. Особенно осторожно надо разминать мышцы — используйте только «валяние» (между ладонями) или продольное разминание групп мышц.
Для начала надо положить ребенка на живот и провести массаж голеней, бедер. Для этого возьмите правой рукой правую ногу младенца, а левой плавно погладьте сначала заднюю, а затем боковую поверхность конечности. Повторите 7 раз. После этого повторите упражнение и для левой ножки.
Теперь переверните малыша на спину и помассируйте стопы. Одной рукой удерживайте ножку ребенка, другой движениями большого пальца осторожно рисуйте цифры семь и восемь на стопе малыша. После этого надо выполнить два приема массажа, основанных на рефлексах сгибания и разгибания стопы. Во—первых, большим пальцем слегка нажимайте на стопу у основания пальчиков. Следите, чтобы малыш рефлекторно сгибал пальцы. Во—вторых, проводите большим пальцем от мизинца к пятке по краю стопы. Такие движения вызывают разгибание и разведение пальчиков.
Дальше массажируем ручки. Исходное положение ребенка — лежа на спине, головой от вас. Поместите свои большие пальцы в ладошки малыша. Младенцы стараются сжать кулак, крепко ухватить ваши пальцы. После этого надо осторожно развести ручки ребенка в стороны и слегка их встряхнуть. Затем оставьте правый большой палец в кулаке ребенка, левой рукой осторожно погладьте предплечье и плечо ребенка по направлению к подмышке. Потом сделайте упражнение и для второй ручки. Дальше можно провести гимнастику для пальчиков или поиграть в «сороку—ворону».
Массаж ребенка в 4 месяца предполагает и массаж спины и живота. Положите малыша на живот. Грудничок самостоятельно поднимет голову и будет длительно удерживать ее в таком положении в этом возрасте. Ручки должны располагаться под грудью. Поглаживайте 5—10 раз спинку тылом кисти по направлению от ягодиц к шее, и ладонью от шеи к ягодицам.
Живот ребенка поглаживают в положении лежа на спине. Ладонью осторожно проводите по ходу кишечника, по часовой стрелке. Ваши движения должны избегать области правого подреберья и половых органов. Такие поглаживания выполняйте 5—10 раз.
Затем проведите вибрационный массаж грудной клетки младенца. Положите свои ладони на область ребер. Пусть большие пальцы окажутся в районе грудины. Легкими вибрирующими движениями кистей рук нажимайте на грудную клетку с боков. Далее погладьте подушечками больших пальцев грудные мышцы ребенка: слева по часовой стрелке, справа —против часовой. Далее техника массажа ребенка в 4 месяца предполагает выполнение ряда гимнастических упражнений из специального комплекса.
Массаж для ребенка 3—4 месяцев жизни обязательно включает в себя упражнения для тренировки мышц и сухожилий, а также координации движений. В ежедневный комплекс физической нагрузки включите 5 следующих упражнений.
Упражнение «стоим». Возьмите ребенка подмышки. На твердую опору опустите стопы малыша до плотного соприкосновения. Ребенок должен самостоятельно разогнуть ножки и опереться всей стопой на поверхность. Вес тела должен полностью приходиться на ваши руки, а не на ноги малыша. Выполняйте не более 30 секунд.
Упражнение для мышц живота. Ваши руки поддерживают спину и голову младенца. Его ноги упираются в ваш живот. Теперь приподнимайте голову и туловище ребенка до вертикального положения, плавно опускайте. Выполняйте до 10 раз.
Упражнение «переворот». Некоторые дети уже сами могут перевернуться на бочок. Но большинству понадобится ваша помощь. Кладите кроху на ровную поверхность на спину. Привлекая его внимание яркой игрушкой, побуждайте лечь на бок. Осторожно помогите ребенку сделать переворот.
Упражнение «присаживание». Большие пальцы вложите в ладони ребенку. Придерживайте малыша за запястья, разведите руки в стороны и помогите ребенку перейти в положение сидя. Далее сведите ручки и проведите указательным пальцем вдоль позвоночника. Ребенок рефлекторно разогнет спину. Дальше помогите малышу лечь, придерживая его головку. Выполняется 1 или 2 раза.
Упражнение «велосипед». Поочередно сгибайте в коленях ножки ребенка, лежащего на спине. Выполняйте 1 минуту.
Массаж для 4 месячного ребенка — это полезная необходимость. Выполняя вместе с малышом предложенные упражнения и приемы, вы достигните укрепления связи с маленьким членом семьи, поможете ему расти здоровым, крепким и счастливым. Помните, что ласковое общение во время массажа ребенка в 4 месяца иногда даже важнее, чем точное следование методике приемов. Подарите ребенку хорошее настроение, и он обязательно ответит вам взаимностью.
depils.com
Затем поглаживаются задняя и наружная поверхности ножки малыша, коленные суставы при этом плавно "обтекаются". Внутренняя поверхность бедер и передняя поверхность голеней не поглаживается. Прием выполняется 3-4 раза на каждой ножке ребенка, после чего переходят к растиранию и разминанию задней и наружной боковой поверхностей голеней, а также задней и передней поверхностей бедер малыша. Растирание выполняется круговыми поступательными движениями пальцев массажиста по направлению от стоп к тазобедренным суставам ребенка. Практически так же проводится и разминание, но при его выполнении пальцы взрослого мягко захватывают массируемые мышцы и с легким нажимом (как бы "выжимая" мышцы) спиралевидно продвигаются по ним. Прием выполняется 4-6 раз на каждой ножке ребенка.
После завершения поглаживания переходят к растиранию живота - спиралевидными движениями подушечек пальцев, вначале описывая расходящиеся окружности по направлению от пупка к периферии передней брюшной стенки, затем - обеими руками по прямой, в направлении от лобка к реберным дугам малыша. Критерием эффективности выполнения приема служит легкое покраснение кожи ребенка.
Исходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Вначале подушечками чуть согнутых пальцев рук взрослого выполняется круговое растирание ягодиц малыша - по направлению от центра к периферии. Прием повторяется 4-5 раз. Затем тыльной стороной пальцев рук массажиста выполняется легкое похлопывание по ягодицам малыша - поочередно меняя руки. Прием повторяется 8-10 раз, при этом можно шутливо-ласково разговаривать с малышом - и на данной игровой ноте массажный комплекс можно завершить.
Разумеется, выше приведены лишь основные приемы массажа детей в 4 - 6 месяцев. Массаж непременно нужно дополнять упражнениями рефлекторной и обычной общеукрепляющей гимнастики - либо чередуя, либо совмещая. Общая продолжительность массажа вместе с гимнастикой должна составлять около 8 - 10 минут - иначе малышу все это может попросту надоесть, и эмоциональный эффект оздоравливающих процедур будет безвозвратно утерян. Так что отрабатывайте порядок и технику выполнения массажных приемов и физических упражнений заранее, уважаемые мамы и папы:)
В возрасте старше 6 месяцев рутинное использование массажа у здорового и хорошо развивающегося ребенка обычно не рекомендуется - вполне достаточным считается регулярное выполнение комплексов физических упражнений. Впрочем, если малышу очень нравится массаж, можете его продолжать - физиологический комплекс с мягкой техникой выполнения приемов еще никому не повредил. Десятидневный курс общего массажа, повторяемый раз в 3 -4 месяца вполне оправдан и на втором, и на третьем годах жизни.
best-mother.ru
В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.
Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.
В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.
В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каж-
дое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.
В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.
Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобраз-ноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния и щипцеобразвого разминания.
Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3-4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза.
В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке.
По окончании валяния нужно приступить к щшщеобразному разминанию нижних конечностей. Для выполнения упражнения необходимо положить ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживать ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки нужно захватить наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.
Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхно-сти, а остальные — на задней поверхности (рис. 288).
Рисунок 288.Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.
Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.
Массаж стоп и рефлекторный массаж
И. п. — лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.
Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.
Массаж рук
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа.
Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.
Круговые движения руками
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста.
Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить (рис. 289 ).
После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.
Скрещивание рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать:
Рисунок 289.сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая. Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания.
В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После поглаживания следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое выполняется кончиками пальцев (2-3 раза). После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний.
По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.
В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Для этого следует осторожно ударять по ягодицам ребенка подушечкой указательного пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих движений.
Поворот со спинки на живот и обратно
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.
“Полет” на животе
И. п.: лежа на животе.
Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребенка на ладони животом вниз так, чтобы большие пальцы массажиста находились сбоку на нижних ребрах. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто (рис. 290).
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.
Рисунок 290.Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.
После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.
По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.
После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.
Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи (рис. 291).
Рисунок 291.Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами массажист должен поддерживать ребенка за запястья.
Рисунок 292.Развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты. Поднять руки ребенка вверх, соединить их вверху и задержать в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину (рис. 292). Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.
Покачивание на мяче
И. п.: лежа на животе. Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд — ярко раскрашенный большой надувной мяч.
Рисунок 293.Уложить ребенка на мяч вниз животом. Чтобы малыш принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.
После этого ребенка можно перевернуть, положить на мяч спиной и снова несколько раз покачать (рис. 293).
Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал и не получил травму, его необходимо поддерживать одной рукой за спину или живот.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И МАССАЖ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ
Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он может самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если его потянуть за руки, он будет делать попытки встать на ноги.
К этому времени он, как правило, уже умеет ползать. В этом возрасте следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.
Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др. Однако стоит помнить, что эти команды должны подаваться в ласковой форме, чтобы занятия гимнастикой были для ребенка радостью, а упражнения выполнялись с удовольствием.
Техника проведения массажа и гимнастики
Сведение рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Методика выполнения этого упражнения была описана выше. Однако для 6-месячного ребенка его необходимо немного усложнить: ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д.
Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди. Данное упражнение следует повторить 8 раз, при скрещении периодически чередуя руки ребенка: сначала вверху должна быть левая рука, затем правая и т. д. Упражнение следует делать энергично, но осторожно, чтобы не нанести ребенку травму.
Поочередное и одновременное сгибание ног
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 294.Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях: согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе (рис. 294). Все 3 приема нужно повторить 6 раз.
Переворот со спины на живот
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Упражнение выполняется 1 раз в день.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.
Ползание
И. п.: лежа на животе.
Рисунок 295.Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша.
Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды — разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук массажиста и самостоятельно поползет (рис. 295). Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.
В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.
Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 296.Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Методика его выполнения была подробно описана выше. Однако, в силу того что в 6-месячном возрасте ребенок становится более самостоятельным, упражнение можно немного усложнить. Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка.
Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется. В заключение процедуры ебенка нужно осторожно опустить так, чтобы он лег на правую сторону (рис. 296). Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Поднимание выпрямленных ног
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 297.Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка. Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.
Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить. Данное упражнение повторяется 7 раз (рис. 297).
Переворот со спины на живот
Подробное описание данного упражнения приведено выше.
Приподнимание туловища из положения лежа на животе
И. п.: лёжа на животе.
Рисунок 298.Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (рис. 298).
Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам. После этого нужно сделать поглаживания по межреберным дугам. Вслед за поглаживаниями необходимо приступить к вибрационному массажу. Вся процедура заканчивается круговыми поглаживаниями. Все приемы массажа нужно сделать по 3 раза.
Приседание с поддержкой за согнутые руки
Исходное положение: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть. Если малыш хорошо справляется с заданием, через некоторое время упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (погремушку и т. д.), удобную для захвата. Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Круговые вращения руками
Методику проведения данного упражнения описана выше. Когда ребенку исполнится 8 месяцев, упражнение следует усложнить. Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца (рис. 299).
Рисунок 299.www.babyblog.ru
У новорожденных детей нервная система еще далеко не развита, связано это с послеродовым стрессом. Поэтому у детей первых месяцев жизни мы не редко можем наблюдать повышенный мышечный тонус и чаще в сторону гипертонуса, т.е. повышенной возбудимости. У таких деток можно отметить такие симптомы, как дрожание верхних и нижних конечностей, вздрагивание при резких звуках, дрожание подбородка. В возрасте от момента рождения до 3-4 месячного возраста малыша — эти симптомы являются физиологическим проявлением адаптационного периода. Но если родители наблюдают гипертонус у ребенка в 4, 5 месяцев, то здесь не стоит откладывать с визитом к неврологу, а незамедлительно следует показать малыша специалисту, т.к. такое состояние — это признак перинатальной энцефалопатии. Гипертонус в 4,5 месяцев у малыша проявляется такими симптомами, как повышенная возбудимость, беспокойный сон, дрожание подбородка, дрожание конечностей, поза во время сна с запрокинутой головкой и т.д. Для того, чтобы убрать все симптомы повышенного мышечного тонуса у таких детей, следует восстановить правильную работу нервной системы.
Гипертонус в 4, 5 месяцев достаточно благополучно поддается комплексному лечению и правильно подобранная терапия позволяет полностью ликвидировать все симптомы заболевания. В противном случае гипертонус у ребенка в 4-5 месяцев может привести к серьезным нарушениям и проблемам в более старшем возрасте. Например, нарушение координации движений, нарушение речевых способностей, нарушение двигательной активности в верхних и нижних конечностях.
При гипертонусе одним из ведущих методов лечения, является массаж. Массаж ребенку при гипертонусе 4 месяца выполняет специально обученный массажист, который владеет техникой проведения массажа. Во время такой процедуры, как массаж ребенку 4 месяцев при гипертонусе, важно помнить, что обязательным условием для проведения массажа является спокойное состояние и положительные эмоции малыша, в другом случае, ситуация еще более усугубляется и мышечный тонус возрастает. Здесь важен ласковый подход к малышу, т.к. он находится еще в том возрасте, когда не понимает, что ему надо терпеть неприятные массажные движения ради своего же блага. Массаж ребенку 4 месяцев при гипертонусе выполняют в утреннее время суток, перед кормлением, теплыми руками, желательно в домашних условиях и в привычной для него обстановке. Продолжительность одного сеанса в среднем 10 минут.
Такой специальный массаж направлен на то, что во время массажных движений развиваются мышцы — разгибатели и снимается мышечный тонус, особенно это касается верхних и нижних конечностей. Как вступление, перед началом массажа выполняют легкие поглаживающие движения и желательно в такой последовательности: ручки, ножки, выложить малыша на животик, затем перейти на спинку, а перевернув обратно, на животик, растереть стопы. Повернув на правый и левый бок, выполнить рефлекторное разгибание позвоночника и заканчивается выкладыванием крохи на животик и выполнением рефлекторного ползания. Дальше переходят к более глубоким массажным движениям, которые направлены отдельно на расслабление всего тела и на расслабление конечностей. Направление массажных движение от плечей к пальчикам рук и от стоп к паховой области. Выполняя массаж ребенку при гипертонусе 4,5 месяцев, помните, что даже легкая нагрузка должна быть сбалансированной. Для расслабления всего тельца младенца берут подмышки и аккуратно раскачивают в разные стороны — влево, вправо, такое упражнение называется «качели».
Следующее упражнение «люлечка» выполняют таким образом: малыша выкладывают на спинку, а под головку и спину массажист подкладывает свои руки и начинает раскачивать в стороны — верх, низ, право, лево. После руки смещаются под нижнюю часть спинки и ягодицы и опять выполняют покачивающие движение. Это упражнение тренирует верхнюю и нижнюю часть туловища.Расслабление конечностей проводят методом поршневого растирания, когда ручку или ножку малыша помещают между своими ладонями и двигаются в направлении вверх-вниз. Для снятия мышечного тонуса в тазобедренном суставе, растирания начинают со стоп к коленям, на стопе мысленно рисуют восьмерку и легкое поглаживания в области колена. Такие упражнения выполняют 4-5 раз. Тренируя ручки, массажист дает обхватить ладошкой малышу свой большой палец, а второй рукой выполняет поглаживание в направлении от запястья к плечу. Количество таких движений — 4-5 раз. Во время массажа поза эмбриона заслуживает особого внимания, т.к. нравится всем, без исключения, деткам. Стопы и ладошки малыша массажист обхватывает одной рукой, а другой, поддерживая головку, покачивает кроху. Для грудничков это упражнение — своеобразный релакс.
Заключительным является упражнение в виде умеренных надавливаний на пальцы ножек и пяточки, т.к. нервные окончания в этой области отвечают за работу организма в целом.
Гипертонус в 4,5 месяцев — это не приговор, выполняя лечебный массаж и окружив малыша любовью и лаской, Вы забудете об этой проблеме навсегда.
happybabymassage.ru
В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.
Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук. В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку.
В 4 - 4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каждое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.
В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.
Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразное разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание. Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.
Исходное положение — лежа на спине. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния.
Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3—4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза. В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.
Исходное положение — лежа на спине. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхности, а остальные — на задней поверхности.
Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.
Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.
Исходное положение — лежа на спине. Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и доколачивания.
Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5—6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2—3 поглаживаниями.
Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.
Исходное положение — лежа на спине. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.
Исходное положение — лежа на спине. Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа. Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2—3 поглаживаниями.
Круговые движения руками Исходное положение — лежа на спине. Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста. Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить.
После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.
Скрещивание рук на груди Исходное положение — лежа на спине. Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать: сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая.
Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.
Читать дальше Вернуться в начало раздела Уход за теломВернуться в начало раздела Красота и Здоровьеwww.inmoment.ru
Когда ребенку исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Так как в этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий гимнастикой нужно выбрать такое время, когда у малыша бывает хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверено держит головку, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.
В 4 месяца ребенок уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.
В 4 месяца ребенок впервые начинает разговаривать. Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов ребенка.
В возрасте 4-х месяцев у ребенка появляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается их удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец. В 3-месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 года — мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация, или встряхивание. Кроме того, в комплекс процедур следует ввести новый массажный прием — растирание, основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными. Кроме того, в этом возрасте допускается введение в комплекс таких упражнений, выполнение которых связано с применением гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный надувной мяч.
Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Уже в этом возрасте его нужно учить плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм. Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
И. п. — лежа на спине.
Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Ее следует начинать легким поглаживанием по направлению от пятки к бедру (не более 4-х движений). После этого следует перейти к кольцевому растиранию ног. Вся процедура заканчивается несколькими поглаживающими движениями каждой ноги.
Кольцевое растирание ног
Для того, чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большими и указательными пальцами захватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Необходимо помнить, что колено растирать строго запрещается.
После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна покраснеть.
Как уже отмечалось выше, все упражнение заканчивается поглаживанием.
Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры нужно избегать резких движений, чтобы ребенок не получил травму.
Для выполнения упражнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец руки массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Рисунок 276.Основным приемом выполнения данного упражнения является встряхивание. Для этого нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем снова ее согнуть. При этом необходимо следить, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (рис. 276). Такую же процедуру нужно провести и с правой ногой. Данное упражнение следует повторить 4 раза каждой ногой. Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев не исчез гипертонус мышц-сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его рефлекторным упражнением “ходьба”.
Рефлекторное упражнение “ходьба”
И. п. — стоя на ногах.
Для выполнения данного упражнения следует повернуть ребенка лицом к себе и приподнять его за подмышки так, чтобы подошва его ног слегка касалась поверхности стола. Почувствовав твердую поверхность, ребенок начнет рефлекторно передвигать ногами.
Это упражнение подробно описано в разделе “Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев”.
Массаж ступней
И. п. — лежа на спине.
Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем следует перейти к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка. После поглаживания и растирания можно начать поколачивание ступней малыша. Для выполнения упражнения необходимо 8-10 раз слегка ударить по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного пальца (рис. 277). Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно закончить поглаживаниями каждой ступни ребенка.
Сгибание и разгибание ступней
И. п. — лежа на спине.
Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног. Для выполнения нужно слегка надавливать на основания пальцев со стороны подошвы.
Рисунок 277.В этом случае ступня ребенка будет рефлекторно сгибаться. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямится. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Массаж рук
И. п. — лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует большой палец массажиста вложить в ручку ребенка и сжать ее в кулачок. Затем, придерживая рукой кисть ребенка, нужно сделать 5 движений приемом поглаживание, выполняя их по направлению от ладони к плечу. После этого можно перейти к кольцевому растиранию рук. Все упражнение нужно закончить поглаживанием (3 раза).
Кольцевое растирание рук
Рисунок 278.Для выполнения этой процедуры нужно взять кисть ребенка большим и указательным пальцами и растирать ее активными круговыми движениями (рис. 278). Упражнение следует делать таким образом, чтобы в 4 оборота пальцы массажиста достигли локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча. В процессе процедуры кожа на руке малыша должна покраснеть. Данную процедуру рекомендуется повторить 5 раз.
Скрещивание рук на груди
И. п. — лежа на спине. Руки ребенка должны быть скрещены на груди.
Рисунок 279.Для выполнения упражнения следует вложить большие пальцы рук в ладони ребенка и сжать ладошки в кулачки. Оставшимися пальцами необходимо придерживать его за кисти рук. Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди (рис. 279). Чтобы правильно выполнить упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем — левая. Данную процедуру повторить 6 раз.
Поворот на живот
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению многих мышц ребенка. Его необходимо повторять несколько раз в день.
Для выполнения процедуры правой рукой следует поддерживать ноги малыша за нижнюю часть голеней. Вложить в ладонь ребенка указательный палец левой руки, сжать ее в кулачок, а другими пальцами держать на его запястье. При этом нужно следить, чтобы ноги ребенка были выпрямлены.
Упражнение начинается с того, что массажист осторожно поворачивает его таз на правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать влево голову, грудь и плечи (рис. 280). Когда ребенок повернулся на правый бок, его нужно задержать в этом положении на несколько секунд. Затем еледуэт вытянуть левую руку ребенка вперед, и он рефлекторно перевернется на живот. При этом его руки должны располагаться под грудью, а ладони лежать прямо. Поворот на живот через левый бок делается так же, как и предыдущее упражнение. Для его выполнения необходимо переворачивать ребенка не левой, а правой рукой (рис. 281).
Рисунок 280. Рисунок 281.Приподнимание головы и туловища из положения на спине
Рисунок 282.И. п. — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватить кисть руки. Затем нужно осторожно потянуть ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялись голова и плечи (рис. 282). Сажать ребенка запрещается. Упражнение повторить 3 раза.
Массаж живота
И. д. — лежа на спине.
Основными приемами массажа живота являются различные виды поглаживаний — по косым мышцам живота, встречные и круговые. Все процедуры нужно повторять по 4 раза.
После поглаживаний следует перейти к растиранию мышц живота: сначала к круговому, а затем — по прямым мышцам. Для выполнения кругового растирания живота нужно делать круговые движения одной рукой по направлению от пупка до ребер (рис. 283). Затем двумя руками нужно сделать растирание по
Рисунок 283. Рисунок 284.прямым мышцам живота (рис. 284). Все движения должны быть активными и ритмичными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка покраснеть. В конце процедуры нужно снова сделать несколько приемов поглаживания.
Массаж спины
И. п. — лежа на животе.
Основным методом проведения процедуры является поглаживание. Производятся плавные поглаживания ягодиц и спины, которые следует выполнять двумя руками. Внешней стороной ладоней нужно делать движения вверх, а внутренней стороной — вниз. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Прямое растирание спины
После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. При выполнении массажа можно сочетать прямые и круговые движения. Процедура заключается в сдвигании кожи пальцами левой руки сверху вниз, и наоборот, пальцами правой руки — снизу вверх.
Растирание спины по спирали
Как и предыдущее упражнение, оно выполняется двумя руками, причем пальцы левой руки должны перемещать кожу против часовой стрелки, а пальцы правой руки — в противоположную сторону. В процессе процедуры необходимо периодически менять руки. Данную процедуру нужно проводить, пока кожа ребенка слегка не покраснеет. Упражнение следует завершить плавным поглаживанием.
Рефлекторное прогибание позвоночника
И. п. — лежа на боку.
Описание упражнения в разделе “Гимнастические упражнения и массаж де-; тей от 1,5 до 3 месяцев”. В возрасте от 3 до 4 месяцев упражнение следует повторять по 3 раза на левом и правом боку.
Массаж груди
И. п. — лежа на спине.
Основными приемами массажа груди является поглаживание и вибрация.
Рисунок 285.Поглаживания проводятся в 2 этапа: круговые поглаживания и обыкновенные. В начале процедуры нужно сделать несколько круговых поглаживаний груди, а затем перейти к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка, которые следует проводить расставленными пальцами (рис. 285).
После поглаживания можно приступить к вибрации. Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины грудной клетки к бокам. Данную процедуру нужно повторить 3-4 раза.
Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.
Упражнение “боксер” (выпады руками)
И. п. — лежа на спине.
Рисунок 286.Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов плеча и рук. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка, а остальными захватить его запястья. Упражнение основано на чередовании сгибания и разгибания рук. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута (рис. 286).
При вытягивании руки ребенка необходимо следить, чтобы его плечо было слегка приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование. Данное упражнение повторяется 6 раз каждой рукой. Во избежание травмы во время занятий нужно следить, чтобы ребенок не делал резких движений.
Упражнение на мяче
И. п. — лежа на животе.
Данная процедура способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а также расслаблению мышц конечнрстей. Она должна проводиться через полчаса после приема пищи. Для ее выполнения необходимо использовать большой
Рисунок 287.надувной ярко раскрашенный мяч. Такой снаряд вызовет у ребенка положительные эмоции. Кроме того, необходимо следить, чтобы мяч не был холодным. В противном случае он может вызвать отвращение и неприязнь ребенка.
Упражнение начинается с того, что ребенка кладут на мяч животом вниз и разводят его колени в разные стороны. После этого ребенка следует осторожно покачать на мяче по кругу и из стороны в сторону. Чтобы ребенок не упал с мяча и не получил травму, его нужно постоянно придерживать одной рукой за спинку (рис. 287).
www.babyblog.ru
К трехмесячному возрасту ребенок начинает вести более активный образ жизни. Теперь он бодрствует на несколько часов больше, так что можно для занятий гимнастикой выбрать такое время, когда у малыша хорошее настроение.
В 3,5 месяца малыш уверенно держит головку, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.
В 4 месяца ребенок уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить его хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра «ладушки».
В 4 месяца ребенок впервые начинает «разговаривать». Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов.
В возрасте 4-х месяцев у ребенка появляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец.
В 3-месячном возрасте у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 месяца — мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация, или встряхивание. Кроме того, в комплекс процедур следует ввести новый массажный прием — растирание, основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными. Кроме того, в этом возрасте допускается введение в комплекс таких упражнений, выполнение которых связано с применением гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный надувной мяч.
Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Уже в этом возрасте его нужно учить плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм.
Длительность занятий детей 3—4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5—4-х месяцев их можно довести до 20—25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
Исходное положение — лежа на спине.
Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Ее следует начинать легким поглаживанием по направлению от пятки к бедру (не более 4-х движений). После этого следует перейти к кольцевому растиранию ног. Вся процедура заканчивается несколькими поглаживающими движениями каждой ноги.
Для того, чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большими и указательными пальцами захватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Необходимо помнить, что колено растирать строго запрещается. После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна покраснеть.
Как уже отмечалось выше, все упражнение заканчивается поглаживанием.
Исходное положение — лежа на спине. Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры нужно избегать резких движений, чтобы ребенок не получил травму.
Для выполнения упражнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец руки массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней. Основным приемом выполнения данного упражнения является встряхивание. Для этого нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем снова ее согнуть. При этом необходимо следить, чтобы пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности.
Такую же процедуру нужно провести и с правой ногой. Данное упражнение следует повторить 4 раза для каждой ноги.
Если у ребенка в возрасте 3—4 месяцев не исчез гипертонус мышц-сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его рефлекторным упражнением «ходьба».
Исходное положение — стоя на ногах.
Для выполнения данного упражнения следует повернуть ребенка лицом к себе и приподнять за подмышки так, чтобы подошва его ног слегка касалась поверхности стола. Почувствовав твердую поверхность, ребенок начнет рефлекторно передвигать ногами.
Исходное положение — лежа на спине. Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем следует перейти к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка. После поглаживания и растирания можно начать поколачивание ступней малыша. Для выполнения упражнения необходимо 8—10 раз слегка ударить по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного пальца.
Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно закончить поглаживаниями каждой ступни ребенка.
Исходное положение — лежа на спине. Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног. Для выполнения нужно слегка надавливать на основания пальцев со стороны подошвы. В этом случае ступня ребенка будет рефлекторно сгибаться. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни, и она сразу распрямится. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Исходное положение - лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует большой палец массажиста вложить в ручку ребенка и сжать ее в кулачок. Затем, придерживая рукой кисть ребенка, нужно сделать 5 движений приемом поглаживание, выполняя их по направлению от ладони к плечу.
После этого можно перейти к кольцевому растиранию рук. Все упражнение нужно закончить поглаживанием (3 раза).
Читать дальше Вернуться в начало раздела Уход за теломВернуться в начало раздела Красота и Здоровьеwww.inmoment.ru