Тем более, что из положения «стоя на четвереньках» ребенку намного легче будет учиться садиться и вставать. Польза ползания заключается и в том, что оно тренирует руки, устанавливает связь между правым и левым полушариями мозга (а значит, улучшает координацию, помогает лучше управлять телом, избежать дисграфии и дислексии) и способствует ускоренному нервно-психическому развитию – ведь чем больше ребенок двигается, тем больше он познает мир.
Нужно ли учить ребенка ползать и, если да, то в каких случаях? Многие мамы уверены: у каждого ребенка свой ритм развития, и это правильно. Но с помощью родителей этот ритм можно ускорить: по мнению врачей, даже ослабленные дети, с которыми с рождения занимаются гимнастикой и массажем, к году значительно обгоняют своих сверстников. И тем более, стоит помочь малышу освоить такой необходимый для него этап, как ползание, если ребенок сильно отстает от возрастных норм развития.
Считается, что начало периода ползания должно прийтись на возраст от 4 до 8 месяцев. Если в 8 месяцев малыш не делает попыток передвигаться на четвереньках или это получается у него очень слабо, ему нужно помочь с помощью специальных упражнений. Об этих упражнениях и пойдет речь дальше.
Но перед этим нужно сделать важное замечание: до начала занятий лучше проконсультироваться с врачами - педиатром, неврологом, ортопедом. Малыш может плохо ползать, если у него есть проблемы со здоровьем (гипер- или гипотонус, проблемы с опорно-двигательным аппаратом): например, слабость мышц рук будет мешать опираться на руки, а значит – стоять и передвигаться на четвереньках. Стимуляция такого ослабленного ребенка может привести к травмам. Поэтому перед началом выполнения упражнений нужно будет укрепить мышечный аппарат с помощью массажа. Если же врачи сообщат, что у ребенка со здоровьем все в порядке, можно смело начинать занятия.
Для ползания на четвереньках необходима хорошая опора на прямые руки, а также умение опираться только на три точки. К 6 месяцам ребенок, «лежа на животе», должен уметь приподниматься на прямых вытянутых руках и даже захватывать расположенную впереди игрушку одной рукой, опираясь на другую. Если он еще не умеет этого, стоит ему помочь, стимулируя игрушками:
Положите ребенка на живот, подвесьте впереди игрушку выше уровня головы малыша. Чтобы захватить игрушку, ребенку придется поднять верхнюю часть туловища на вытянутых руках и, меняя опорную руку, пытаться дотянуться до игрушки. Если ребенок не проявляет интереса к игрушке, то сначала, держа ее низко впереди малыша, даем ребенку ее потрогать, а потом поднимаем вверх.
Формируем валик из скатанного одеяла и подкладываем под грудь лежащему на животе (например, на диване) ребенку, так что голова и руки свисают с валика, а живот и ноги находятся на поверхности дивана. В этом положении ребенок может двумя руками брать игрушки и поворачивать голову во все стороны.
Под живот малыша кладем подушечку или скатанное одеяло так, чтобы руки и ноги свисали по обе стороны подушки, а грудь и живот лежали на подушке. Тогда малыш вынужденно встанет на четвереньки. Такого же эффекта можно добиться, если мама сядет на пол, сведет вместе ноги и положит на них ребенка лицом вниз. Качаем вперед-назад ребенка в таком положении.
Некоторые дети упорно не хотят стоять на коленках – они поднимаются на прямых руках и ногах, как будто встают «на мостик» наоборот – лицом вниз, хотя в другом положении – сидя или лежа на спине - ребенок легко сгибает ноги в коленях. Прежде чем ставить на четвереньки, такого ребенка нужно научить стоять на коленках.
Для этого прижимаем ребенка спиной к своему животу, обхватываем под мышками одной рукой, а второй ставим на мягкую поверхность (например, дивана) не стопами ног, а коленками, так что ровная спинка ребенка остается прижатой к вашему телу, а коленками он стоит на поверхности. Можно попробовать помочь малышу походить в таком положении (коленками) по поверхности. Когда ребенок освоится в стоянии на коленках, медленно опускаем его вперед, чтобы он ручками оперся на поверхность дивана и оказался на четвереньках. В этом положении качаем его вперед-назад.
Помещаем на пол высокий матрас. Спускаем ребенка на пол и кладем его грудью на матрас так, что он локтями опирается о поверхность матраса, а коленками стоит на полу. Сами встаем с противоположного конца матраса и двигаем его к себе. Ребенок начинает вынужденно передвигать коленками, поскольку опора для его верхней части тела движется вперед. Лучше использовать широкий матрас, поскольку, если ребенок вдруг в процессе «езды» перевернется на бок, он не ударится головой о пол, а коснется мягкой поверхности матраса.
Поднимаем ребенка над поверхностью (удобнее – стола), одной рукой держим под грудью, второй рукой поднимаем ноги. При этом раскрытыми ладонями рук ребенок опирается на стол. Подталкиваем ребенка вперед так, что он начинает переставлять руки. Лучше впереди на столе положить игрушку, чтобы у ребенка был стимул тянуться за игрушкой и передвигаться вперед.
Лучше выполнять вместе с помощником. Ставим ребенка на пол на четвереньки, один отвечает за перемещение рук ребенка, другой – ног. Когда один взрослый передвигает вперед правую руку малыша, другой подталкивает левую ногу, и наоборот. Лучше при этом положить впереди интересную игрушку.
Обучая малыша ползать, не стоит забывать о трех вещах. Во-первых, даже самый крепкий ребенок не будет стремится ползать, если у него нет стимула в виде игрушек, которые нужно разложить на полу. Во-вторых, ребенок поползет тем раньше, чем раньше его начнут выкладывать на пол и чем больше времени он будет там проводить. И в-третьих, лучше всего дети учатся на примере, поэтому мамам рекомендуется регулярно ползать перед ребенком на четвереньках в разных направлениях, в том числе и противоположном от него, побуждая малыша догнать маму. Еще лучше, если с мамой будет ползать другой ребенок: дети очень часто учатся на примере других детей.
© Автор: Ксения Зародова - Женский журнал
Ползание – это важный этап развития ребенка, который подготавливает его к ходьбе. В процессе ползания у малыша укрепляются практически все мышцы, а также улучшается координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Кроме того, ползание играет важную роль в формировании интеллекта ребенка, ведь в процессе передвижения он учится самостоятельно принимать решение, куда ползти и какой способ ползания выбрать.
По мнению педиатров, нормой считается, если ребенок начинает ползать в 6–8 месяцев. Однако этот срок является весьма условным. Некоторые детки предпринимают первые попытки ползания в 5 месяцев, а другие, более осторожные и спокойные, начинают ползать в 9–10 месяцев.
Ребенок должен быть подготовлен к этому новому для него занятию: у него должны быть достаточно хорошо развиты мышцы, а для этого с первых месяцев каждый день необходимо выполнять с ним стандартный комплекс упражнений. Также важно учитывать, что каких-то строгих норм физического развития ребенка не существует. Например, некоторые детки пропускают этап ползания и сразу встают на ножки, тем самым избавляя родителей от вопроса как научить ребенка ползать.
Комаровский указывает, что научить ребенка ползать, если он не проявляет соответствующей двигательной активности, нельзя с помощью каких-либо универсальных способов, так как развитие каждого ребенка проходит индивидуально. Малыша можно только подтолкнуть к этому, выполняя с ним упражнения для развития мышц и двигательных навыков.
Перед тем как учить ребенка ползать, необходимо в течение некоторого времени выполнять с ним подготовительные упражнения, развивающие вестибулярный аппарат и двигательные навыки.
Когда малыш уже умеет самостоятельно переворачиваться и тянуться к предметам, пора переходить к упражнениям, которые помогут ему быстрее научиться ползать. Их можно выполнять еще на том этапе, когда ребенок не делает никаких попыток поползти:
Перед тем как учить ребенка ползать, позаботьтесь о создании комфортных условий для этого. Лучше всего, если малыш начнет ползать на мягкой поверхности, которая не повредит его нежной коже. Для этого подойдет одеяло или покрывало.
Самый лучший способ научить ребенка ползать – вызвать у него интерес к каким-либо предметам и предоставить возможности для самостоятельного исследования. Для этого следует время от времени сидеть с малышом на полу и предлагать ему игрушки и другие предметы, располагая их на небольшом расстоянии.
Не забывайте, что присутствие взрослых само по себе служит хорошим стимулом к самостоятельному передвижению, поэтому научить ребенка ползать получится быстрее всего, если мама и папа будут проводить за этими занятиями как можно больше времени в период его активности.
Оцените статью:mezhdunami.net
Малыш, недавно появившийся на свет, не умеет практически ничего, что пригодится ему в дальнейшей жизни: не держит голову, не знает, как поворачиваться не бок, не умеет сидеть, ползать и, тем более, ходить.
Идут дни и месяцы, ребенок развивается, осваивает все вышеперечисленные навыки, чем, безусловно, радует своих родителей. Но что делать, если он «отлынивает» от такого важного этапа, как ползание, или делает это как-то неправильно? Как научить ребенка ползать и что нужно делать для этого?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей сегодняшней статье.
Некоторые мамы думают, что их подрастающий малыш может вполне обойтись и без ползания, но они ошибаются: именно этот навык подготавливает опорно-двигательную систему ребенка к будущим нагрузкам, тренирует ручки и благотворно влияет на улучшение координации.
Благодаря этому навыку малыш развивается намного быстрее, ведь перед ним открываются новые границы и возможности для изучения окружающего мира. Наконец, активно ползающий ребенок в будущем не будет страдать от дислексии и дисграфии.
Большинство детей начинают ползать в возрасте от 4 до 8 месяцев. Часто случается так, что малыши, которые вчера еще лежали на животе, вдруг начинают активно ползти в направлении любимой погремушки.
А бывает, что детки и вовсе пропускают этот момент и, полежав вдоволь на диване, сразу же «принимаются» осваивать хождение.
У каждого ребенка свой метод ползания. Наблюдая за своим карапузом, вы скорее всего увидите один из нижеперечисленных способов «ползательного» передвижения.
А быть может, ваш кроха станет «первооткрывателем» и «откроет» абсолютно новый, еще неизвестный никому способ ползания.
Итак, как может передвигаться малыш:
Как мы говорили выше, ребенок должен начать ползать в возрасте от 4 до 8 месяцев и, если ваш малыш в полгода и старше еще не делает подобных попыток, стоит помочь ему в этом вопросе.
Педиатры считают, что любой ребенок, вне зависимости от роста и комплекции, может с легкостью освоить этап ползания. Даже ослабленные малыши при правильном подходе и занятиях гимнастикой могут обогнать на повороте своих более активных сверстников.
Перед тем, как начать учить ребенка ползать, маме стоит обратиться за консультацией к педиатру, ортопеду и невропатологу. Дело в том, что торможение на этом этапе развития может быть вызвано проблемами со здоровьем: гипо- и гипертонусом мышц, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, слабостью мышц и прочими факторами.
В итоге, ваша активная помощь и попытка научить ползанию еще неокрепшего малыша приведет к ухудшению его самочувствия. Чтобы этого не произошло, маме ребенка нужно будет подготовить мышечный аппарат к нагрузкам с помощью массажа, а потом уже начинать «ползательные» занятия.
Что можно и нужно делать родителям, чтобы помочь своему карапузу начать самостоятельно ползать:
И, главное, ни в коем случае не нужно «запирать» ребенка в манеже или в кровати на целый день. Так он рискует не научиться не только ползать, но и ходить.
Кроме общих советов по осваиванию нужного навыка, существует еще и ряд упражнений, помогающих ребенку освоить навык ползания. Мы предлагаем вам с ними ознакомиться.
Оно необходимо ребенку в 6 месяцев для того, чтобы он смог самостоятельно приподниматься на руках. Чтобы помочь ему освоить это умение, положите ребенка на животик, а игрушку -(«объект» вожделения) повесьте у него над головой.
Желая схватить игрушку, кроха будет тянуться к ней и автоматически подниматься на руках.
Скатайте валик из одеяльца и аккуратно разместите его под грудью малыша - так, чтобы ручки и голова как бы свисали с него, а ножки и животик лежали на поверхности. Чадо, очутившееся в данной «ситуации», сможет не только поворачивать голову, но и брать ручками окружающие предметы.
Валик, который вы скатали до этого, подложите ребенку под живот и грудь, при этом его руки и ноги будут свисать над полом. Как результат: ваше чадо захочет опереться на них на уровне инстинкта и автоматически встанет на четвереньки.
Вам потребуется помощь еще одного человека, при этом вы будете ответственным за работу ручек малыша, а приглашенный «специалист» - за движения его ног. Поставьте кроху на четвереньки прямо на пол, положите перед ним яркую игрушку, а затем начинайте «ползти» все вместе, двигая вперед сначала левую руку малыша, затем правую ногу, потом правую руку и, наконец, ногу левую.
Если ваш малыш уже умеет переворачиваться спины на животик и обратно, вы вполне можете помочь ему освоить ползание при помощи определенных упражнений.
Положите малыша на мяч животиком (голова направлена от вас), и, удерживая его в районе подмышек, покачайте мячик в разные стороны.
Положите ребенка на спину, возьмите его за руки — так, чтобы он крепко схватил вас за большой палец, и аккуратно поднимайте и опускайте его ручки. После этого медленно приподнимите за них малыша (до угла 45 градусов) и так же мягко опустите.
Вложите большой палец руки в ладонь малыша и крепко ухватите его за кисть. После этого плавно направьте корпус ребенка «на переворот», удерживая правой рукой его левую ножку.
Ваш малыш лежит на спине, а вы аккуратно сгибаете его ножки в позу лягушки. Так же медленно и плавно разогните их и, повернув ребенка на живот, дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться ногами от ваших сложенных вместе ладоней.
Пытаясь научить ребенка ползать, нужно помнить одно: заразительным на этом случае бывает личный положительный пример. Почаще играйте с ребенком и поползайте вместе с ним по полу, чтобы он, глядя на вас, захотел поступить также.
Вы увидите, что это лучшее, что можно сделать для того, чтобы ваш малыш поскорее освоил это умение и перешел к следующему важному этапу развития — хождению.
otvetprost.com
Упражнение 2. Учим работать руками, лежа на животе, укрепляем вестибулярный аппарат.Формируем валик из скатанного одеяла и подкладываем под грудь лежащему на животе (например, на диване) ребенку, так что голова и руки свисают с валика, а живот и ноги находятся на поверхности дивана. В этом положении ребенок может двумя руками брать игрушки и поворачивать голову во все стороны.
Упражнение 3. Учим стоять на четвереньках.Под живот малыша кладем подушечку или скатанное одеяло так, чтобы руки и ноги свисали по обе стороны подушки, а грудь и живот лежали на подушке. Тогда малыш вынужденно встанет на четвереньки. Такого же эффекта можно добиться, если мама сядет на пол, сведет вместе ноги и положит на них ребенка лицом вниз. Качаем вперед-назад ребенка в таком положении.
Упражнение 4. Учим стоять на коленках (выполняется, если не получается предыдущее упражнение).Некоторые дети упорно не хотят стоять на коленках – они поднимаются на прямых руках и ногах, как будто встают «на мостик» наоборот – лицом вниз, хотя в другом положении – сидя или лежа на спине - ребенок легко сгибает ноги в коленях. Прежде чем ставить на четвереньки, такого ребенка нужно научить стоять на коленках.
Для этого прижимаем ребенка спиной к своему животу, обхватываем под мышками одной рукой, а второй ставим на мягкую поверхность (например, дивана) не стопами ног, а коленками, так что ровная спинка ребенка остается прижатой к вашему телу, а коленками он стоит на поверхности. Можно попробовать помочь малышу походить в таком положении (коленками) по поверхности. Когда ребенок освоится в стоянии на коленках, медленно опускаем его вперед, чтобы он ручками оперся на поверхность дивана и оказался на четвереньках. В этом положении качаем его вперед-назад.Упражнение 5. Учим переставлять ножки, стоя на четвереньках.Помещаем на пол высокий матрас. Спускаем ребенка на пол и кладем его грудью на матрас так, что он локтями опирается о поверхность матраса, а коленками стоит на полу. Сами встаем с противоположного конца матраса и двигаем его к себе. Ребенок начинает вынужденно передвигать коленками, поскольку опора для его верхней части тела движется вперед. Лучше использовать широкий матрас, поскольку, если ребенок вдруг в процессе «езды» перевернется на бок, он не ударится головой о пол, а коснется мягкой поверхности матраса.
Упражнение 6. Учим переставлять ручки («тачка»).Поднимаем ребенка над поверхностью (удобнее – стола), одной рукой держим под грудью, второй рукой поднимаем ноги. При этом раскрытыми ладонями рук ребенок опирается на стол. Подталкиваем ребенка вперед так, что он начинает переставлять руки. Лучше впереди на столе положить игрушку, чтобы у ребенка был стимул тянуться за игрушкой и передвигаться вперед.
Упражнение 7. Учим ползать на четвереньках.Лучше выполнять вместе с помощником. Ставим ребенка на пол на четвереньки, один отвечает за перемещение рук ребенка, другой – ног. Когда один взрослый передвигает вперед правую руку малыша, другой подталкивает левую ногу, и наоборот. Лучше при этом положить впереди интересную игрушку.
Обучая малыша ползать, не стоит забывать о трех вещах. Во-первых, даже самый крепкий ребенок не будет стремится ползать, если у него нет стимула в виде игрушек, которые нужно разложить на полу. Во-вторых, ребенок поползет тем раньше, чем раньше его начнут выкладывать на пол и чем больше времени он будет там проводить. И в-третьих, лучше всего дети учатся на примере, поэтому мамам рекомендуется регулярно ползать перед ребенком на четвереньках в разных направлениях, в том числе и противоположном от него, побуждая малыша догнать маму. Еще лучше, если с мамой будет ползать другой ребенок: дети очень часто учатся на примере других детей.
www.babyblog.ru