Краткое содержание статьи
Время летит незаметно, и вот вашему малышу уже 3 месяца. Ребёнок заметно подрос, при виде взрослых малыш широко улыбается, заставляя сердца любящих его людей биться быстрее от радости и переполняющего их счастья. Казалось бы, какие тут могут быть переживания? Но родителей, как и раньше, продолжают посещать мысли о правильности развития ребенка в три месяца. Это необходимо, чтобы вовремя увидеть возможные тревожные сигналы, по возможности скорректировать их и обеспечить здоровье и счастье ребенка в будущем.
Каждое посещение педиатра обычно сопровождается измерением таких антропометрических показателей как рост, вес, объем груди, объем головы, которые различаются в зависимости от пола ребенка. Благодаря этому можно оценить насколько гармонично развивается малыш и в случае необходимости вовремя провести коррекцию. Особенно большое внимание уделяют весу малыша, как главному показателю благополучия его здоровья.
Часто мамы переживают из-за малейших несоответствий нормам, которые являются весьма условными. В случае если антропометрические показатели вашего ребёнка не совпадают с табличными, не стоит паниковать. Если малыш хорошо кушает и спит, проявляет интерес ко всему новому и активно играет, значит всё в порядке
Гораздо более информативными показателями, по которым можно судить о правильности развития ребенка в три месяца служит последовательность, в которой он учится управлять своим телом или двигательные навыки. В этом возрасте важно не стеснять движения малыша, чтобы он в полной мере получал удовольствие от возможности управлять своим собственным телом.
Для проверки крепости мышц спины можно провести небольшой тест. Потяните ребенка лежащего на спине за ручки, как бы переводя его в сидячее положение. При этом голова ребенка и верхняя часть спины должны остаться в одной плоскости, оставив прогнутой только среднюю часть спины. Такое положение тела указывает на достаточно крепкие мышцы верхней части спины и скорую готовность приподняться над поверхностью на предплечьях.
В трехмесячном возрасте происходят значительные перемены во внешности ребенка.
Важно! Разнообразные кожные изменения ребенка в первые месяцы жизни часто сочетаются с поражениями центральной нервной системы и требуют консультации не только дерматолога, но и невропатолога.
Кроме внешних изменений, происходят значительные изменения во всех органах и системах организма.
В три месяца следует обязательно проверить зрение малыша, показав его детскому окулисту. Для проверки врач берёт яркую игрушку, показывает её младенцу, затем плавно приближает и удаляет объект. Исходя из реакции ребёнка, ставится заключение.
Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев
Играя с ребенком всегда надо помнить, что его реакция гораздо медленнее, чем ваша. Особенно, если игра заставляет использовать его возможности на сегодня до предела. Поэтому старайтесь вести игру на удобной для ребенка скорости. Разговаривая с ребенком, дождитесь «ответа» на свою реплику, не говорите вновь. Важно, чтобы ребенок сделал ответное действие, дождаться ответа, только цель игры будет достигнута. Важно учитывать и характер маленького человечка и подбирать игры – тихие или шумные.
В это время детям очень нравится играть голышом, так как одежда не сковывает их движения, и при этом можно свободно изучать свое собственное тело. Конечно же, при этом нельзя забывать о безопасности и комфортной для ребенка температуре воздуха в помещении. Лучшее место для игры в этом возрасте – середина дивана или двухспальной кровати, застланная мягким махровым полотенцем, но только до тех пор, пока грудничок не научится переворачиваться.
Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.
С трех месяцев младенцы с интересом относятся к любым новым предметам, а знакомые и уже хорошо изученные игрушки не занимают их внимание. Ребёнок познаёт звуки, цвета и форму предметов, поэтому игрушки ему нужны самые простые. Идеально подойдёт яркая погремушка, которая издаёт звук. Дети в таком возрасте любят пробовать окружающие их предметы на вкус, поэтому позаботьтесь о том, чтобы игрушки были безопасными. Лучше если это будут игрушки из пластмассы, дерева или резины.
Требования к игрушкам:
Привлекают детское внимание подвесные погремушки и мобили. В то время как малыш увлечённо наблюдает и пытается дотянуться ручками до игрушек, мама может спокойно заниматься своими делами.
Плюсы подвесных погремушек и мобилей:
Нет необходимости вешать сразу много игрушек – внимание ребенка будет рассеиваться, и он будет быстро утомляться. Хорошо изученные надоевшие игрушки можно на некоторое время спрятать, а затем показать вновь. Причем это могут быть не только игрушки, а совершенно любые предметы, и не обязательно совершенно новые, а другой формы, из другого материала или издающие другие звуки.
Важно! В этом возрасте лучшая для ребенка игрушка – вы сами и если вы готовы оказать ему помощь, подарить любовь, внимание, то лучшей игры нельзя придумать.
В этом возрасте наиболее типичным поведением для ребенка становится не просто контакт с висящей игрушкой, а попытка как бы измерить расстояние до нее с целью схватить. Сначала кроха смотрит на игрушку, потом на ближайшую руку, поднимает руку, «оценивает» расстояние повторно и так до тех пор, пока он не дотронется до игрушки. Поэтому просто качающиеся игрушки в этом возрасте не лучший вариант для развития ребенка. Оптимально, если это будет перекладина, укрепленная поперек кроватки примерно на расстоянии 20-25 см от глаз ребенка, но так, чтобы малыш не мог легко дотронуться до закрепленных на ней игрушек. Интересно будет ребенку и понаблюдать за собой, поэтому зеркало, подвешенное над кроваткой на безопасном расстоянии, будет по достоинству оценено маленьким исследователем.
Читайте также другие статьи по вопросам питания и развития ребенка:
Вы наверняка уже заметили, как чётко и своевременно кроха стал проявлять свои потребности. По плачу ребенка можно понять чего он хочет:
К трём месяцем постепенно формируется режим дня. Ребёнок привыкает бодрствовать и спать в одно и то же время суток. Оптимальная температура в комнате для крохи должна быть от 18 до 22 градусов. Не нужно чрезмерно кутать малыша, это может привести к появлению опрелостей.
Крохе необходимо вовремя подстригать ноготки на пальчиках рук и ног. Ногти у детей растут очень быстро, а под ними скапливается большое количество микробов и грязи, к тому же отросшими ноготками малыш может поцарапать личико. Стричь ногти нужно осторожно. На руках – дугообразно, а на ногах прямо, именно таким образом можно предотвратить врастание ногтей. Лучше будет, если для подстригания ногтей у ребёнка будут свои маникюрные ножницы или щипцы. Подстричь ноготки малышу лучше во время сна, так он ничего не почувствует. Водные процедуры, по-прежнему проводятся каждый день, но длятся немного дольше, чем раньше, ведь в трёхмесячном возрасте малыш получает массу положительных эмоций от купания. Он активно ведет себя в воде, плескается, дергает ручками и ножками. Оптимальная температура воды для купания – 37C, а температура воздуха – от 22С до 25C. Если ребёнок плачет, возможно, ему холодно или жарко. Голову нужно мыть каждый день, а вот шампунем каждый день пользоваться нежелательно, достаточно одного раза в неделю. После купания аккуратно промокните тело полотенцем и смажьте кожу специальным маслом.
topotushky.ru
Прошло уже три месяца с момента, когда уютную и теплую утробу матери сменил новый, такой большой и непонятный мир. Адаптация малыша к нему проходит очень быстро. Эмоции становятся более осознанными, укрепляются мышцы. Давайте узнаем, как развить ребенка в 3 мес. Он ведь уже почти взрослый - умеет заливисто хохотать, капризничать, легко отличает своих от чужих, исследует окружающий мир.
Ребенок трехмесячного возраста – сверхактивный. Он сильно интересуется происходящим вокруг, старается взаимодействовать с миром. Ожидая, пока вы приблизитесь и улыбнетесь, трехмесячный младенец будет следить за вами, улыбаться первым, вытягивать ручки вперед. А лепет служит своеобразным звуковым сигналом начинать разговор. Подобное развитие малышу в три месяца крайне необходимо.
За третий месяц жизни ребенок подрастает на 2-3 см, набирая около 800 грамм, то есть, около 200 грамм в неделю. По данным отечественных педиатров, на начало четвертого месяца рост крохи должен составлять от 56 до 62 см. Нормальным для мальчиков считается вес от 4,9 до 7 кг. Для девочек – от 4,8 до 6,3 кг. Отклонения до 5% от граничных значений считаются нормой.
Наблюдаются изменения относительно количества и качества кормлений: коротких прикладываний трехмесячного малыша становится меньше. Днем ребенок сосет грудь около 11 раз, ночью – 3-4. Перерывы между ночными кормлениями составляют около трех часов. Регулярно задаваемый вопрос – стоит ли начинать прикорм ребенка трех месяцев? Ведь одни мамы могут уже на 4 месяце кормить кроху банановым или картофельным пюре, поить натуральным яблочным соком, а организм младенца будет нормально усваивать подобную пищу.
Но такие случаи – скорей, исключение. Иногда ранний прикорм может быть предписан врачом. Возможных причин несколько: малыш недоношенный, дефицит молока у мамы. Оптимальными продуктами для введения в рацион трехмесячного ребенка являются жидкие каши, натуральные овощные соки. Начинать нужно с минимальной дозировки – четверти чайной ложки. Помните: прикорм должен поначалу включать лишь один продукт, который дают ребенку несколько дней подряд. При появлении у малыша аллергических реакций становится понятно, чем они обусловлены.
Педиатры отмечают, что раннее начало прикорма способно провоцировать развитие у ребенка проблем с пищеварительным трактом, самая безобидная из которых – желудочные колики. Поэтому, постарайтесь немного подождать – уже через месяц-два вносить в рацион малыша разнообразие будет не можно, а нужно. А пока потребности организма младенца удовлетворяются и грудным молоком.
Движения трехмесячного ребенка становятся спокойными, а рефлексы, характерные для новорожденных, исчезают. Он уже способен самостоятельно удерживать голову, когда лежит на животе, опёршись на локти. Лежа на спине – поднимает ручки, ножки, изучая их. Заинтересованность вызывают перемещающиеся или производящие звук игрушки, малыш разворачивается к ним. Примерно треть деток в три месяца уже научились переворачиваться на бочок, на животик.
Трехмесячный младенец увлеченно играет с собой, начинает исследовать собственное тело – осторожно трогает личико, наблюдает за ручками, ножками. Для игр использует разные игрушки и предметы, ощупывает их ручками, перебирает пальчиками, старается сфокусировать взгляд. Педиатры утверждают, что благодаря тактильным ощущениям мир воспринимается ребенком лучше. Специалисты советуют взрослым принимать непосредственное участие в исследовании предметов малышом.
Слыша голоса близких, детки начинают искать их взгляды. А завидев маму или папу, они радуются: смеются, трясут конечностями и стараются издавать звуки. Ответный смех со стороны родителей нравится малышу. Знайте, что трехмесячный ребенок точно чувствует настроение окружающих. Начинайте показывать младенцу эмоции – радость, печаль, смех, заинтересованность, и он будет вам подражать. Только не переусердствуйте: эмоции не должны выглядеть, как кривляние.
Периоды сна после трех месяцев сокращаются, малыш чаще бодрствует. Старайтесь не укутывать его слишком плотно – движения ручками и ножками во время бодрствования должны быть свободными. Психика ребенка в три месяца еще неокрепшая, поэтому, перегрузка каналов восприятия может оказать негативное влияние на развитие нервной системы. Комната трехмесячного младенца должно быть по возможности тихой, как комната мамы при беременности. А сейчас рассмотрим, как можно развить ребенка в 3 мес., более подробно.
Как и в первые два месяца, трехмесячные детки продолжают следить за движущимися игрушками. Педиатры советуют медленно увеличивать амплитуду перемещений, их направления, отходить дальше. Поле зрения вашего чада будет расширяться. Медленные движения помогут трехмесячному ребенку научиться плавно поворачивать голову. Главное – не торопитесь.
После трех месяцев жизни детки фокусируют взгляд значительно лучше, чем раньше. Начните игру «прятки». Вскоре вы заметите, что малыш не уводит глазки от предмета, за которым вы прячетесь. Вместо того чтобы растерянно водить головой, трехмесячный ребенок будет ожидать вашего возвращения оттуда, где видел вас в последний раз. Это относится также к неодушевленным предметам, например – к игрушкам.
Старайтесь повторять звуки, издаваемые ребенком. Лучше всего, если это будут делать все ваши близкие. Тогда малыш поймет, что одинаковые звуки могут произноситься разными голосами. Скоро ребенок будет повторять конкретные звуки за вами. Объясняйте, чем сейчас занимаетесь, куда скоро пойдете, произносите названия частей тела, игрушек.
Дополняйте ежедневную программу ухода за трехмесячным малышом массажем, воздушными ваннами, легкой гимнастикой, процедурами в ванночке. Особое внимание следует уделить подбору игрушек – они должны быть полезными для ребенка на этом периоде развития. Если не знаете, как развить любимого ребенка– прислушайтесь к следующим советам:
Педиатрам известно, что выводить двигательную активность ребенка на новый уровень можно с помощью игровых упражнений – позитивный эмоциональный фон поспособствует быстрому овладению базовыми навыками. Перечислим игры, которые будут полезными для развития трехмесячного малыша:
Три месяца – время, когда восприятие окружающего мира младенцем выходит на новый уровень. Ваши действия должны способствовать планомерному развитию и удовлетворению интереса малыша. Однако не переусердствуйте. Если трехмесячный ребенок во время занятия или совместной игры плачет – это верный признак перегрузки новой информацией. Время взять на ручки, легонько прижать, покачать. В представленном ниже видео известный детский педиатр, доктор Комаровский, рассказывает о ключевых моментах в развитии малыша.
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
21 человек ответили
Спасибо, за Ваш отзыв!
человек ответили
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
mosmama.ru
Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.
Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.
Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.
Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на источник звука.
Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.
Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.
Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.
Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.
Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.
Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.
Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.
Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.
Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.
В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.
В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.
Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.
Развитие трехмесячного ребенка и его речевого аппарата напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.
Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.
Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда хочет спать. Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.
Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.
Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.
Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.
К трехмесячному возрасту кардинально меняется режим дня у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.
Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.
После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.
Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.
Последовательность и характер действий при массаже малыша:
Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?
Выбор игрушек в этом возрасте осуществляется под влиянием новых способностей малыша. Поэтому если встает вопрос о том, как развить ребенка в 3 месяца с помощью игрушек, следует ориентироваться на то, что он умеет в этом возрасте. Напомним, что малыш стал интересоваться окружающим миром, научился брать предметы ручками, стал реагировать на звуки.
В соответствии с этим выбираются игрушки на подвесках:
Для стимуляции развития слуха и зрения выбираются:
Малыш в этом возрасте научился переворачиваться на бочок — значит, оставлять его одного нельзя даже на минуту. Впору придется манеж. Ребенку должно быть интересно там, поэтому положите туда игрушки, которыми он сможет играть только там.
Если возникает необходимость отлучиться из детской комнаты для того, чтобы заняться домашними делами, малыша можно взять с собой в переносном кресле с подвесками.
Показатели развития ребенка могут отличаться в каждом конкретном случае, однако в 3 месяца ребенок должен обрести некоторые умения. В случае если какой-то из перечисленных навыков отсутствует у крохи, рекомендуется обратиться к участковому врачу. В некоторых из этих случаев может потребоваться обращение к детскому невропатологу и хирургу.
Одним из тревожных моментов может быть то, что к трем месяцам малыш не держит головку самостоятельно.
Если трехмесячный кроха не следит взглядом за игрушками и вообще не проявляет к ним интереса, это является серьезным поводом для обращения к врачу.
К трем месяцам ребенок уже вовсю улыбается и гримасничает. Бедная мимика и безэмоциональность требуют обращения к врачу.
Также важным показателем в этом возрасте является способность малыша контролировать движения своих рук и ног.
Как и каждый месяц до года, педиатр будет оценивать развитие ребенка в 3 месяца. Рост, вес, окружность головы и живота должны соответствовать нормам. Превышение референтных показателей, равно как и их заниженные значения, требует внимания.
Ниже приведена таблица, в которой указаны допустимые показатели веса у детей этого возраста. Физическое развитие ребенка в 3 месяца, согласно этой таблице, должно характеризоваться определенными весом и ростом. В частности, вес для мальчиков считается нормальным, если находится в диапазоне от 4,9-7 кг. Рост при этом должен быть от 56,5 до 62 см.
Минимальные значения | Максимальные значения | |
Вес в кг (мальчики) | 4,9 | 7,0 |
Вес в кг (девочки) | 4,8 | 6,3 |
Рост в см (мальчики) | 56,5 | 62 |
Рост в см (девочки) | 56,2 | 61,8 |
Стоит сказать и о том, что новорожденный малыш обычно имеет небольшую жировую прослойку и очень хрупок. Уже через несколько месяцев после рождения его тельце заметно округляется, поэтому развитие ребенка в 3 месяца (фото детей можно увидеть в статье) сопровождается появлением более округлых форм.
fb.ru
Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова http://rodnaya-tropinka.ru/dvuhmesyachnyj-rebenok/, тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.
Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?
На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.
Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:
С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия. Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.
Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.
Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).
Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.
Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.
Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:
Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.
Часть 1. Перекличка с мамой.
Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.
После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!
Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.
При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.
Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.
В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)
Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)
Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.
Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.
Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.
Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.
Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.
Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.
На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.
Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-dlya-novorozhdennyh/, http://rodnaya-tropinka.ru/pestushk/, «http://rodnaya-tropinka.ru/kolibelnie-dlya-malishei/.
Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.
Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.
Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.
Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.
Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.
Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.
Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!
У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)
Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.
Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки
Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.
Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.
Как провести игру:
Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.
Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»
Вариант 2. Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.
Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.
Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.
Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.
Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!
Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.
Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!
Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!
Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!
Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.
Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду. Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!
В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!
Упражнение «Ладошки»
Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).
Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.
Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:
В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!
Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.
Какие упражнения помогут маме и малышу.
Упражнение «Неваляшка»
Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.
Упражнение «Кто поет?»
Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.
Для упражнения Вам понадобится помощник.
При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.
Упражнение «Уголок подушки»
Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.
К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.
Упражнения для развития вестибулятного аппарата.
Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.
Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.
Упражнение «Подтанцовывание»
В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.
Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.
Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)
Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.
Упражнение «Колокольчик на ленточке»
Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.
Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)
Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.
Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!
Упражнение «Колокольчик»
Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)
В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)
В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.
Упражнение «Знакомое и незнакомое»
Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.
Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.
В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.
К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.
К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.
В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.
www.baby.ru
Малышу исполнилось 3 месяца. Он еще такой кроха, но уже большой молодец: и маму встречает радостной улыбкой, и внимательно рассматривает погремушки, и головку держит с упорством первооткрывателя - в общем, каждый день создает родителям повод для новой радости и новых забот. Во главу угла встает вопрос: как правильно заботиться и развивать ребенка в 3 месяца?
И это неслучайно - развитие ребенка в 3 месяца резко ускоряется. Малыш начинает вести себя более осознанно. Он уже понимает, что может видеть, слышать и осязать окружающее пространство. Инстинкты отходят на второй план. Поэтому так важно знать, как развивать ребенка в этот период.
Физиологический тонус понемногу отпускает конечности, и движения малыша становятся более плавными. Ребенок учится выражать свое настроение: расслабленный и мягкий - когда устал; резкий, активный и энергичный - если что-то не нравится. В период с 2 месяцев до 3 малыш стремительно набирает вес (плюс 700 граммов) и вырастает в среднем на 2 см.
Трехмесячный малыш как никто умеет радоваться жизни - он узнает знакомые лица и не забывает отмечать это улыбкой, способен отдавать предпочтение любимым игрушкам (разглядывает их более внимательно), осознает движение своих ручек и ножек (пытается поймать их в поле своего зрения). Ребенка интересует, прежде всего, он сам. Кроха предпринимает всевозможные попытки исследовать свое тело. Он ощупывает себя, похлопывает, иногда щипает, может нечаянно поцарапать.
И в то же время развитие имеет скачкообразный характер. На пике он активно пытается взаимодействовать с миром, при спаде способен взять паузу на какое-то время - оставаться безучастным к игрушкам и маминым объятиям. Но не стоит беспокоиться, спады необходимы для достижения новых высот.
Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании - старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками - он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.
Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.
Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.
Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая - шероховатая, твердая - мягкая, пушистая - колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.
Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.
Сосательный рефлекс максимально активизирован. Ребенок сосет все, что попадает в рот, будь то игрушка, пеленка или пальчик. При этом кроха уже отличает интерес от голода. Так, сытый он с удовольствием занимается пустышкой, но, ощутив признаки пустого животика, тотчас выплевывает ее.
Малыш меняет свое поведение у маминой груди. Почувствовав себя голодным, он начинает вертеть головой, пытается найти взглядом сосок, а затем самостоятельно ухватить его губами.
В 3 месяца дети могут полностью контролировать движение головы. Находясь на руках у взрослых, они хорошо держат и немного поворачивают ее из стороны в сторону. В положении лежа дети предпринимают попытки сгибать колени - первые признаки нового умения - ползания. Малыши неуверенно переворачиваются со спины на животик и обратно.
Первым и основным уходом является гигиена.
Полноценное развитие ребенка в 3 месяца невозможно без ежедневного массажа, но не обязательно профессионального.
Если малыш потребляет исключительно грудное молоко, то, достаточно ли съеденного, возможно определить только при помощи взвешивания. Суточная норма потребляемого молока составляет примерно 800 грамм (это расчетная величина может меняться в зависимости от веса ребенка). Формула для расчета: численное значение веса крохи, деленное на 6. Превышение нормы при грудном вскармливании не является тревожным показателем, тогда как недоедание, наоборот, повод обратиться к специалисту.
При недостатке грудного молока педиатр может рекомендовать сухую смесь в качестве докорма. Если малыш нуждается в этом, ни в коем случае нельзя давать молочные продукты (молоко, кефир, творог), предназначенные для питания детей от 3 лет. Они содержат бифидокультуры и элементы, которые младенец попросту еще не может усвоить. Приобретайте продукты, руководствуясь рекомендациями специалистов в соответствии с маркировкой о возрасте на упаковке.
Ребенок с рождения имеет право на получение бесплатного питания на молочной кухне в соответствии с возрастом. Для того чтобы брать там продукты бесплатно, нужно получить рецепт у участкового педиатра.
Если ребенок находится на полном искусственном вскармливании, по достижении им трехмесячного возраста можно вводить прикорм - по чайной ложке овощного (как рекомендуют специалисты) пюре.
Необходимо и обязательно включить в питание витамин D. Его назначают как превентивную меру для профилактики рахита.
Для правильного развития малыша нужно соблюдать режим. В среднем трехмесячный ребенок спит почти треть суток с небольшими перерывами на кормление и игры. Всего за день получается 6-7 кормлений, в исключительных случаях больше. Желательно организовать длительные прогулки на свежем воздухе.
Важно понимать, что здоровье и полноценное развитие во многом зависят от того, сколько вы гуляете с ребенком. Если малыш находится на грудном вскармливании, лучше планировать прогулку на часы сна. В холодное время года специалисты рекомендуют гулять не более часа-полутора за подход. Нельзя выходить с малышом на улицу, если температура за окном опустилась ниже 10 градусов. В противном случае есть риск получить переохлаждение дыхательных путей.
Летом ребенок должен находиться на свежем воздухе как можно дольше. Педиатры советуют летние месяцы проводить за городом: и маме удобнее, и малышу полезнее. Так вы не будете задумываться о том, сколько гулять с ребенком.
Одевать кроху необходимо по погоде, но беречь от сквозняков. Младенцы, так же как и взрослые люди, чувствуют жару и потеют, если слишком тепло одеты. Вспотевшего ребенка рискованно доставать из кроватки или коляски.
Как развивать ребенка в 3 месяца во время прогулки? Вариантов много. Можно прицепить на коляску различные развивающие игрушки для детей: подвесные погремушки, музыкальную игрушку. Когда малыш проснется, ему будет нескучно и полезно полежать в коляске, а у мамы появится время для того, чтобы добежать до дома, пока ребенок не начал плакать.
Ребенок в 3 месяца чрезвычайно любознателен. Ему хочется все потрогать и попробовать, но его возможности пока ограничены. Поэтому основная задача мамы - предоставить малышу максимальный спектр ощущений.
Как развивать ребенка в 3 месяца при помощи игр? С удовольствием! Трехмесячный ребенок способен концентрироваться на предмете в течение 3-5 минут. Этого небольшого промежутка времени достаточно для того, чтобы спеть крохе песенку, прочитать потешку или сыграть в пальчиковую игру. Во время игры необходимо стимулировать к развитию не только слух, но и тактильные, зрительные ощущения: массировать пальчики на манер "сороки-белобоки", играть в ладушки, поддерживать зрительный контакт, на прогулке обращать внимание на яркие детали.
Хороши для развития карточки и книжки с большими красочными картинками. Каждая карточка или картинка - целый рассказ: "Мишка одет в синие штаны, у утенка на голове красная шляпа". Покажутся малышу интересными и книги со звуковым сопровождением.
И хотя ребенок еще не понимает смысла слов, произнесенных мамой, он внимательно слушает голос и всматривается в картинку. Постепенно изображенные на ней герои станут для малыша добрыми знакомыми.
Развивающие игрушки необходимо подбирать разные по форме и звучанию. Хорошо, если одна игрушка сочетает в себе несколько различных по форме и тактильным ощущениям элементов.
Важно прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Малышу нужно не только рассказывать сказки, но и показывать персонажей на картинках. Таким образом формируется ассоциативная привязанность к изображенному персонажу, а неведомый сказочный мир будет связан с книгой.
Детские книги, предназначенные для чтения малышу в возрасте до года, отличаются от прочих тем, что имеют скругленные страницы, выполненные из плотного картона. Всего несколько страничек, зато на каждом развороте крупная, яркая и четкая иллюстрация.
Итак, что читать детям до года? Хорошо начинать знакомство с классических детских сказок, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Зайкина избушка", "Курочка Ряба". Во-первых, основные герои переходят из книги в книгу, во-вторых, тексты перечисленных книг содержат множество повторений одного и того же действия. Впоследствии малышу будет легко запомнить сюжет и самому показывать на картинках тех или иных персонажей.
Специалисты сходятся во мнении, что развивать малыша можно с первых дней жизни, главное, правильно выбирать вспомогательные материалы.
Так как развивать ребенка в 3 месяца при помощи карточек? Развивающие карточки подходят для игр с трехмесячным малышом и старше. Несколько наборов на различную тематику (желательно легко узнаваемую в окружающей обстановке - игрушки, еда, транспорт, животные) станут верными спутниками и помощниками в развитии ребенка до года.
Развивающие карточки для детей можно купить или изготовить самостоятельно. Существуют как наборы карточек по конкретной тематике, так и целые сборники, представленные в книжном переплете. Хорошо, если карточки выполнены из твердого картона или заламинированы. Важно, чтобы края были закруглены и не могли травмировать малыша.
Трехмесячный малыш еще не может полноценно пользоваться музыкальными развивающими игрушками и книжками, но с удовольствием послушает мелодии и сказки из уст мягкого медвежонка или с книжных страниц.
Необходимо уделять особое внимание звуковому сопровождению и техническому оснащению игрушек. Не слишком ли громко и резко звучит музыка? Не испугается ли ребенок, если случайно нажмет на кнопку? Безопасна ли электронная часть устройства? Насколько надежно спрятаны батарейки?
Многие музыкальные развивающие игрушки для детей имеют на своем корпусе рычаг для регулировки громкости звука. Отсек для батареек имеет крышку, плотно примыкающую к корпусу. В целях безопасности крышка крепится на винт.
В целом, развитие ребенка - это кропотливая работа, которая может и должна приносить радость родителям. Огромное количество всевозможных аксессуаров, игрушек и дидактических пособий на тему того, как развивать ребенка, помогают и знакомят с окружающим миром не только малыша, но и открывают новые горизонты для понимания своего чада родителям. Сколько счастья доставляют даже малюсенькие успехи совсем еще несмышленого крохи! А сколько счастья испытывает мать, чувствуя, что ее ребенок не только нуждается в заботе, но и охотно общается, играет и развивается не по дням, а по часам!
www.syl.ru
Три месяца – очередной значимый этап в жизни вашего малыша. Кроха становится любознательным и все больше проявляет интерес к окружающему миру и происходящим вокруг него событиям. Не отказывайте ему в удовольствии познавать, однако не забывайте, что нервная система карапуза еще недостаточно совершенна, и новые впечатления могут чрезмерно его утомить.
Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев проходит интенсивно и стремительно, его органы и системы совершенствуются бурными темпами.
В три месяца малыша обязательно нужно показать педиатру. Специалист зафиксирует и оценит прибавки в весе и росте ребенка, наличие необходимых рефлексов, назначит комплекс прививок.
С трех до четырех месяцев кроха должен набрать порядка 880 граммов и вырасти на 3 сантиметра. В этот период окружность головы малыша сравнивается с окружностью грудной клетки.
В трехмесячном возрасте малыш, лежа на животе, удерживает голову в течение 10-15 секунд. Он может поворачивать ее, реагируя на звуки, и рассматривать лица окружающих людей. Кроме человеческих лиц внимание крохи привлекают и яркие предметы. Но теперь он способен не только следить взглядом за интересующей его вещью, но и пытается ухватить ее. Координация движений карапуза заметно улучшается. Более того, все, что попадает в руки, он не только разглядывает, но и пытается засунуть в рот.
Ребенок в 3 месяца способен переворачиваться со спины на бочок, приподниматься на локтях. Последний навык очень важен в переоценке отношения к пространству и для формирования самосознания маленького человека. Кроха, частично отрываясь от поверхности, начинает чувствовать границы своего тела и уясняет, что кроватка или пеленальный столик – не его продолжение.
Центральная нервная система трехмесячного малыша поражает скоростью своего эволюционирования, от чего напрямую зависят особенности психического развития.
В возрасте трех месяцев младенческий плач отходит на второй план, а улыбка больше не носит рефлекторный характер. Она уже вполне осмысленная и превращается в универсальный способ общения. Причем улыбается кроха по-разному, в зависимости от ситуации.
В три месяца карапуз осчастливливает родителей первым настоящим звонким смехом. Поддержите его в этих начинаниях – почаще улыбайтесь своему чаду и смейтесь вместе с ним. Таким образом налаживается контакт с малышом, родители и ребенок учатся понимать друг друга. Подобное взаимодействие – залог успеха в дальнейшем развитии крохи.
По окончании третьего месяца малыш уже умеет капризничать, что чаще всего связано с тем, что он заскучал. Хнычущий плач капризули легко отличить от настоящего плача, вызванного реальной проблемой – физическим или моральным дискомфортом.
Характер плача ребенка в этом возрасте поможет взрослым разобраться в том, что же на самом деле беспокоит малыша:
Карапуз в три месяца уже может проявлять характер и пытаться настоять на своем. Как только родители подходят к кроватке младенца, он тут же начинает активничать – двигаться и улыбаться. Если раньше малыш подобным поведением просто копировал ваши действия, то сейчас он сопоставляет ваш образ с заботой и лаской.
Когда ребенок бодрствует, он нуждается в вашем присутствии, ему хочется видеть родные и близкие лица. Если родители надолго исчезают из его поля зрения, кроха начинает проявлять тревогу и беспокойство. В такие моменты нарушается «обратная связь», которая очень важна в обеспечении нормального интеллектуального и психического развития малыша.
Если вы еще не занимались с малышом гимнастическими упражнениями – самое время начать это делать.
Ежедневная зарядка благотворно влияет на детский организм, способствуют укреплению сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и дыхательной систем крохи. Физические упражнения не только помогают развивать двигательные навыки, но и способствуют регуляции нервных процессов.
К концу третьего-началу четвертого месяца карапуз ведет уже достаточно активный образ жизни и способен бодрствовать несколько часов подряд. Для занятий гимнастикой лучше выбрать время, когда у ребенка отличное настроение.
Если кроха уже уверенно держит головку, его как можно чаще следует выкладывать на живот. Это простейшее упражнение поможет укрепить мышечную систему малыша. После лежания на животе переверните его на спинку и по нескольку раз согните и разогните ножки и скрещивайте ручки.
Для занятий гимнастикой можно использовать большой надувной мяч (фитбол). Карапуза необходимо положить животом на мяч и развести коленки в разные стороны. Затем, аккуратно придерживая малыша за спинку, покачайте на фитболе из одной стороны в другую. Следите, чтобы мяч не был слишком холодным, иначе у крохи может возникнуть неприязнь к подобному времяпровождению.
В этом возрасте физическими упражнениями можно заниматься и в ванне. Если малыш не боится «большой» воды и он здоров, продолжительность пребывания в ванне увеличивают до 20-25 минут. Поддерживая малыша под спинку или под животик, держите его на поверхности воды, чтобы он свободно двигал ручками и ножками.
Ежедневный массаж тоже благоприятно сказывается на развитии карапуза. Чтобы ребенок не переутомился, на массаж отводится не более десяти минут. Массажные движения должны быть энергичными и размеренными, а закончить процедуру следует нежными поглаживаниями. Техника массажа такова:
Кроме очевидной пользы здоровью, подобные мероприятия доставят вам и малышу массу удовольствия и помогут наладить эмоциональный контакт.
Совершенствование целенаправленных движений рук (система глаза-руки) – это важный этап в общем развитии малыша. Для этого натяните над кроваткой тесемку с разноцветными предметами различной формы или смастерите мобиль – подвеску-карусель. В качестве привлекающих детское внимание предметов можно использовать кусочки ткани, пуговицы на леске, металлические ключики, погремушки, вязаные игрушки.
Пусть кроха хватает, трогает и ощупывает – ему наверняка придется по душе новое занятие. Чтобы интерес малыша к самодельной композиции не пропадал – периодически обновляйте ее новыми вещицами. Главное, не забывайте про безопасность: малыш не должен иметь возможность оторвать что-либо.
Ваше трехмесячное чадо уже локализирует звук в пространстве. Если ему невидим источник звука, кроха поворачивается и пытается найти его взглядом. Чтобы развивать слух ребенка, чаще включайте музыкальные композиции, причем самые разные – от спокойных и тихих до ритмичных и громких. Заметьте, колыбельную он будет слушать безмятежно, а вот слыша танцевальную мелодию, он оживится и задвигает ручками и ножками. Подобные музыкальные занятия воспитают слух и чувство ритма малыша. Только не переусердствуйте: если вы заметили, что ребенок устал и перевозбудился, выключите музыку, возьмите свое чадо на руки, приласкайте и успокойте его.
Чтобы помочь развитию у ребенка одного из главных человеческих чувств – обоняния – можно сшить небольшие мешочки из полотняной ткани и наполнить их разными ароматическими травами (мятой, мелиссой, валерианой, лимонником, можжевельником, душицей). Если трав под рукой нет, но есть ароматические масла, пропитайте ими бумагу и используйте в качестве наполнителя. Пусть малыш нюхает и ощупывает эти мешочки. Главное, чтобы у него не было аллергии на выбранные ароматы.
Ваше чадо все больше нуждается в общении, он реагирует на обращение к нему взрослого, ждет ответа. Заметив папу или маму, малыш радостно гулит, а его «словарный запас» пополнился слогами «агу», «ага», «бу», «гу». Карапуз полноценно общается, используя разнообразные интонации и жестикулируя руками и ногами.
Беседуйте с малышом, побуждайте его к разговору, предоставляйте ему возможность ответить на ваш вопрос. Если кроха гулением или улыбкой предлагает пообщаться – откликайтесь, ведь тем самым вы поощряете его к развитию навыков общения.
По возможности занимайтесь домашними делами, находясь в поле зрения карапуза. Тогда он сможет наблюдать за вашими действиями. Комментируйте все, что вы делаете, описывайте ему окружающие предметы, рассказывайте о минувших событиях и замыслах на будущее. Разговаривайте с малышом спокойно, нараспев, чтобы ему легче было улавливать отдельные слова. С каждым днем ребенок все лучше будет понимать речь, обращенную к нему.
Даже для такого маленького человечка, которому едва исполнилось три месяца, существуют игры, помогающие развивать мышление. Например:
Погремушка. Дайте малышу в руку погремушку и немного встряхните ее. Понаблюдайте за крохой: поднимет ли он руку, чтобы узнать, откуда доносится звук.
Мячик. Положите карапуза на живот и покатайте яркий мячик на расстоянии полуметра от его лица. Посмотрите, как малыш следит за движущимся предметом. Еще немного, и он научится координировать движения, пытаясь приблизиться к мячу.
Звоночек. Позвоните в звоночек на глазах у малыша. После уберите звоночек из его поля зрения и опять позвоните. Понаблюдайте, как ребенок ищет глазами потерянный предмет.
Карусель. Привяжите шнурок к яркому пластиковому кольцу и медленно вращайте им вокруг карапуза. Уберите кольцо и посмотрите, как кроха начнет искать его взглядом.
Перечень основных навыков, присущих трехмесячному возрасту, не стоит воспринимать как обязательные нормативы. Какие-либо задержки в развитии указывают на серьезную проблему лишь в редких случаях. А в основном это просто индивидуальная особенность малыша. Так что если ваше чадо не во всем соответствует каким-то показателям, паниковать не нужно. Карапуза должна окружать эмоционально положительная обстановка. А своими способностями и достижениями он еще не раз вас удивит.
Что еще почитать
szabotoi.ru