Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога. Если ребенок 6 лет не хочет учиться советы психолога


Ребенок не хочет учиться: как мотивировать детей на учебу

Если не хотите влиться в коллектив родителей, про которых даже анекдот есть о процессе подготовки домашних заданий, используйте гуманный вариант помощи детям в их покорении гранита науки.

Иначе сценарий «… мать охрипла, а соседи и собака полностью усвоили материал…» станет для вас ежедневным кошмаром на протяжении учебного года.

Что делать, если ребенок врет? Советы психологов вы найдете на нашем сайте.

Почему дети не хотят учиться?

Здоровые дети любознательны по натуре и стремятся выяснить все, что заинтересует их.

Поэтому, если ребенок детсадовского или младшего школьного возраста категорически отказывается учиться, то можно однозначно сказать, что в основе протеста скрыта заслуга взрослых.

Это в средней школе у подростка начинаются гормональные бури, из-за которых вчерашняя мамина-папина радость словно срывается с цепи, «забивает» на учебу и внимание к словам старших, потому что мозг и сознание в растерянности и не знает, куда направлять хозяина.

А маленькие детки — им «хлеба не давай», но только расскажи им что-то поинтереснее.

Нелюбовь ребенка к учебе может возникнуть по причине:

  1. Несоответствия материала интеллектуальному развитию ребенка. Если он уже умеет бегло читать и даже писать, а на повестке учебного дня разучивание алфавита, то отсутствие интереса к уроку прогнозируемо. Такой же результат достигается в случае слишком раннего образования, когда психика и физическое развитие ребенка еще не готово к восприятию больших объемов информации и продолжительному сосредоточиванию.
  2. Неумения педагога интересно рассказывать о предмете. Не секрет, что у одних учителей интересно слушать даже о хорошо изученных вещах, а у других и от прослушивания нового материала тянет в сон. Конечно, сегодняшним педагогам нужно конкурировать с «всемирной паутиной», полной информации о чем угодно и в каких угодно подробностях. Но этот поток данных лишь в 10% случаев подается без искажения фактов и понятно для детского восприятия. Поэтому опытному педагогу Интернет помощник, а не конкурент.
  3. Грубого непрофессионального поведения учителя с учениками. Привычка оскорблять подопечных, распускать руки, прочие ужасы из преподавательской сферы и сегодня не редкость для образовательных учреждений.
  4. Напряженной атмосферы в классе. Например, из-за конфликта с одноклассниками, мешающего ребенку расслабиться и сосредоточиться на занятиях.

    А кто бы из взрослых сумел погрузиться в суть озвучиваемого на уроке, если знает, что после занятий над ним будут издеваться и, возможно, даже бить?

  5. Сложной обстановки дома. Когда ребенка волнует, например, что с важным для него близким человеком, оказавшимся в больнице, командировке или исчезнувшем из поля зрения по какой-то другой причине, даже любимые ранее предметы выпадают из списка интересов.
  6. Наказаний за плохую отметку или недостаточно высокую. Нервное напряжение нарушает способность нормально воспринимать новые объемы материала, и выбраться из этого порочного круга практически невозможно. Поскольку скованность будет нарастать, а количество неприятных последствий увеличиться, в результате на выходе вскоре вы получите закоренелого невротика, напрочь разуверившегося в своих способностях и адекватности взрослых.

Большинство из перечисленных причин является отвлекающим фактором только условно короткое время.

Если на тот момент в школе проходили сложный для самостоятельного усвоения материал и ребенок его не понял, а потом получил выговор от учителя, да еще и был осмеян одноклассниками — с позволения педагога, кстати, дома получил взбучку за неуд, то в итоге можете получить полную утрату интереса к учебе.

И очень возможно, что навсегда.

В редких случаях причина в невозможности ребенка усвоить школьный материал обусловлена дефектом слуха, зрения или серьезным отклонением в развитии.

Однако дошколята всегда проходят медосмотры, поэтому такие проблемы, обычно, выясняются задолго до школы.

к содержанию ↑

Что делать?

Если раньше не знали, куда спрятаться от лавины вопросов об обустройстве мира, то внезапная утрата интереса к учебе должна навести на мысль о проблеме в школе.

При условии, что обстановка в доме не изменилась и во дворе с друзьями у сына или дочки тоже все в порядке.

В таком случае от вас требуется ненавязчиво выяснить, с кем какой конфликт имел место быть, а потом подсказать, как разрулить ситуацию. Или активно поучаствовать в процессе.

При выяснении факта непрофессионального поведения учителя, первая мера — это разговор родителя с педагогом «по душам» и донесение до сознания педагога, что он не прав и не должен некорректно себя вести по отношению к детям.

Если конфликт на этом не исчерпывается и понятно, что конфронтация продолжится, то лучше сменить класс или даже школу.

Такая же вынужденная мера необходима и в случае, когда стало ясно, что профессионализм педагогического коллектива под большим сомнением. Естественно, оценка должна быть адекватной, а не сформулированной сугубо за счет разбушевавшихся эмоций.

Что делать, если ребенок не хочет делать уроки? Когда уроки опротивели и сил на них больше нет, лучшая альтернатива — это помощь по дому. Особенно эффективно действует привлечение чада в команду по присмотру за домашним скотом.

Всего пара часов перекидывания лопатой продуктов жизнедеятельности коровок, волшебным образом возвращают желание посидеть с ручкой перед учебником с тетрадкой.

Если возраст нерадивого ученика мал, то нужно заметить, что маленькая лопата тоже приносит педагогическую пользу, при этом не позволяет надорваться.

Если ферма отсутствует, профилактической мерой против нежелания учиться может стать:

  • задача по качественному и тщательному отмыванию плитки в ванной, кухне;
  • ручная стирка большого количества деликатных вещей;
  • наведение порядка в шкафу в строгом соответствии с родительскими требованиями;
  • командировка под конвоем к бабушке на огород, для борьбы с сорняками.

Если трудотерапия не приносит результата и даже долгие физические сложные повинности не уменьшают энтузиазма работать руками, не возвращают желания учиться, то, возможно, ваше чадо по природе своей ориентировано на работу с быстрым наступлением видимой практической пользы.

Сказать что это плохо нельзя: возможно из ребенка вырастете прекрасный слесарь, токарь, плотник или специалист другой профессии, где требуется много физически трудиться.

И разве пресловутый и начитанный умелец на все руки Гога-Гоша из фильма «Москва слезам не верит» — это недостойный человек с плохой судьбой?

Не согласны со столь радикальным взглядом на ситуацию? Тогда рассмотрите прочие варианты решения проблемы:

  1. Если есть трудности с пониманием, то попытаться лично объяснить как и что работает, что за чем следует и почему. Рисунки от руки, небольшие тематические истории собственного сочинения хорошо выручают, помогая ребенку сформировать образное представление об абстрактном понятии. При отсутствии педагогического таланта у родителей, ищут адекватного репетитора.
  2. Если отказ от выполнения уроков связан с перегруженностью и банальной усталостью, пересматривают распорядок дня ребенка, уменьшают дополнительную факультативную нагрузку.
к содержанию ↑

Советы психологов родителям

Мотивация

Как убедить ребенка учиться? Как психологи советуют мотивировать ребенка на учебу:

  1. Всем взрослым в семье строго соблюдать правило: мультики, игры на улице или с компьютером только после выполнения уроков. Если один из родителей систематически или периодически попустительствует, стремясь насолить партнеру, то, в первую очередь, портит жизнь ребенку. Умение манипулировать за счет «сталкивания лбами» взрослых может вылиться в долгий и болезненный конфликт в семье.
  2. Дозированной и адекватной похвалой — не за каждый пустячный шаг, а за успех, ради которого пришлось потрудиться. Детям очень важно возвышаться в родительских глазах, поэтому в начальной школе очень многие ребята готовы выкладываться подчистую, чтобы мама или папа оценили успехи.
  3. Личным примером. Ребенок должен видеть, что взрослые заканчивают начатые дела и получают удовольствие от процесса и от конечного результата.
  4. Обещанием удовольствия в конце рабочей недели или месяца. Продолжительность периода ожидания награды зависит от сложности получения «морковки» и ее дороговизны.

    В качестве награды может выступать совместное посещение интересного мероприятия, вылазка на природу, приобретение дорогого гаджета.

к содержанию ↑

Интерес

Как вызвать интерес к учебе?

Совсем малышам полезно:

  1. Много для них читать и не только на ночь, а потом обсуждать новое.
  2. Устраивать небольшие уроки для игрушек с темами по мотивам прочитанных книг, математике, чистописанию. Не зря же говорят, что для закрепления в памяти любого нового материала, полезно придумывать лекции на выученную тему для людей, которые в этом вопросе не разбираются. Воспользовавшись этим методом гораздо проще понять, насколько верно понял ребенок тот или иной объем информации.
  3. Участвовать подготовительных курсах с хорошим педсоставом. Так ребенок получит представление о школе, до первого класса обретет полезные навыки, что упростит процесс учебы в школе.

Как проявить у ребенка интерес к учебе? Как работать со школьниками:

  1. Поговорив с ребенком о его планах на будущее и выяснив, какая профессия его привлекает больше всего, расскажите о тех знаниях, которые будут полезны в этой сфере. А потом покажите связь между этими навыками и отдельными школьными предметами. Объясните чаду, что именно на эти уроки нужно налегать изо всех сила, а остальные требуется изучать для расширения собственного кругозора. Так честнее по отношению к ребенку. Он же в свою очередь сможет понять абстрактную будущую пользу от своих сегодняшних стараний.
  2. Если интерес был, но пропал, срочно выяснить причину и устранить ее как можно раньше, чтобы не пришлось много наверстывать из пропущенного.

Очень полезно запретить себе и остальным взрослым в семье обсуждать при ребенке недостатки отечественной сферы образования и конкретных учителей.

Если нет желания выглядеть идиотами в глазах собственных же детей, которых вы в эту же школу и отправляете.

к содержанию ↑

Стимул

Как стимулировать ребенка к учебе?

  1. Поддерживать его, интересуясь темами уроков, результатами опытов.
  2. Помогать осваивать новое, используя свой опыт в этой сфере (если есть) или кого-то из родственников.
  3. Признавать победы, помогать переживать поражения.
  4. Увлечь. Поддерживать «огонек» увлеченности, предлагая помощь в приобретении нужных предметов или поиске информации по теме.
к содержанию ↑

Помощь

Как помочь ребенку хорошо учиться?

  1. Выбрать лучшее из возможных учебных заведений, а если необходимо, то и репетитора.
  2. Помогать ему с уроками, если он попросит. Но не разжевывать материал, а наводящими примерами подталкивать к правильному решению.
  3. Организовать режим дня. Мозгу жизненно необходимо полноценно отдыхать, чтобы качественно справляться с новыми данными.
  4. Наладить питание и исключить дефицит йода. При отсутствии возможности использовать в рационе разнообразную пищу, недостаток веществ покрывать приемом хороших витаминов.
  5. Серьезно отнестись к теме совместных путешествий.

    Чем больше новых мест, где побывает ребенок, тем лучше его мозг сможет образовать нейронные связи, необходимые для развития интеллекта и памяти.

  6. Организовать экскурсию в учреждение, где ребенок мечтает работать, став взрослым, или похожее по специфике деятельности.
к содержанию ↑

Нужно ли заставлять постигать гранит науки?

Как заставить ребенка учиться?

Неприкрыто заставлять, используя давление авторитетом можно в случае, если желаете ребенку зла и нервного расстройства в скором будущем.

Для пользы дела и сохранения душевного здоровья чада, воспользуйтесь мудростью и прозорливостью большого Каа (удав из мультфильма про Маугли, если кто забыл) и подталкивайте ребенка в нужном направлении гуманными и цивилизованными методами.

Как уже говорилось выше, ребенок потерявший интерес к учебе — это «объект» подвергшийся серьезному прессингу извне.

Первоочередная родительская задача: определить источник, генерирующий проблемы, и его деактивировать.

После этого можно начинать приступать к непростому, но важному процессу возрождения интереса у ребенка к получению знаний.

Если ребёнок не хочет учиться. Неврология и психология:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога |

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе. Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, — вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей статье о воспитании гиперактивных детей.
  5. Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

А вы сами,взрослые, прям всегда работать хотите. С удовольствием ходите, прям не дождетесь нового рабочего дня!? И чего от детей хотеть!? По какой причине вы не хотите работать. задумайтесь! По той же и дети не хотят учиться. Например,учителя.согласна,от учителя зависит очень многое. И у вас на работе руководитель.если он, извините, гнида, у вас есть желание работать? Если вас не похвалили,не поощрили, или унизили, оскорбили, или внимания на вас ноль. есть желание работать. Вот то же самое и с ребёнком

Все как всегда поверхностно и не одного совета по пунктам.

Какой смысл в этих статьях? Призыв пользоваться услугами психолога? А были бы ещё они, если и есть то тоже толком сказать ни чего не могут.

Дочь пошла в первый класс, на отрез отказывается ходить в школу, прям рыдает, говорит ей там скучно. Сегодня потеряла в школе телефон и из-за этого хотела сбежать, но её заметили. Я в полном отчаянии, не знаю что мне делать.

Самое последнее дело — это давить. Именно так отбивается интерес к учебе и портятся отношения в семье. Попробуйте Письма из сказки обучение с увлечением. Нас это спасло во втором классе, когда вообще казалось край, ничего не помогало. Это обучение в игровой форме, ребенок выступает в роли учителя!! Супер!!

У меня проблема в том, что когда мы ребенка просим читать и писать, у нее начинается истеричный плач. Как быть? Девочка в 1 классе.

Я прямо даже засомневалась, в одном ли мы с вами государстве живем)).

Здравствуйте! У меня проблема с сыном. Он учиться в 6 классе , ему 12 лет. Проблема в том, что он совсем не хочет учиться в школе — по всем предметам двойки. Класс очень сложный, дети могут унижать друг друга. Он говорит, что не хочет идти в школу дебильную и в класс. Как мне исправить ситуацию? Подскажите пожалуйста!

Я вот не понимаю почему говорят из-за компьютера плохо учиться, у меня отличник, но без компа он учиться не будет, , а вот второй ребёнок не любит сидеть в компе, а учиться плохо. Вообще, если родителям наплевать, ребёнок обязательно станет зависимым от компа, потому что ему мало уделяют время.

А мой ребёнок, когда перешёл в 5 класс, совсем скатился на тройки. уроки прогуливает, домашку через раз делает, в школу хожу, как к себе домой. Все учителя твердят,что он может учиться, просто лень. Я это и сама знаю, но как мне с этим бороться, я устала уже. По хорошему разговаривала — не понимает, обижалась на него, а ему все равно. Он наобещает и все, а через день опять звонят и приглашают в школу. Как быть.

Я в отчаянии, всегда ребенок был практически идеалом для меня и окружающих, старался в школе, её хвалили. Она бралась за любое поручение, что в саду, что в начальной школе. Но как только перешли в другую школу, 5 класс, началось непонятно что. Она стала постоянно опаздывать на первые уроки. На урок физкультуры вообще перестала ходить. Говорит, что выделяется среди всех. Да действительно она выглядит в свои 11 лет на все 15 лет. Я не знаю что мне делать? Пробовала обращаться к классному руководителю от неё последовал лишь ответ у Вас она одна, а у меня их 29.

Обратилась к соц педагогу, но толку нет. Даже напротив теперь проблема попасть в столовую. Потому что соц педагог уверена, что мой ребёнок специально тянет время. И специально со звонком выходит из столовой.

Я не знаю как и чем мне ей помочь.

Считаю, что нужно работать с учителями, они проводят с детьми основное время, и если ей ребенок чем-то не угодил, учебе конец, она его затравит. С моим внуком беда — не хочет в школу истерично. Плохие оценки по белорусскому и русскому языках. Но по остальным предметам отличник, ходит второй год на компьютерные курсы, превосходно разбирается в компьютерах. Но в связи с плохими оценками в школе родители лишили его компьютера. А с языками у него просто не получается. Если у ребенка получается все остальное и есть мозги, но не получается какой-то предмет, значит, надо гнать таких учителей, если они не в состоянии справиться со своей прямой задачей.

Учитель, как и врач, должен быть по призванию, и в первую очередь — детским психологом. Я вырастила двоих детей, мы — военные, меняли школу за школой. И в одной школе — отличник, в другой двоечник. потому что что-то не так сказал учителю, или не понравился в чем-то. И от этого портили детям будущее. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ, на 80%. По своему предмету только учитель виноват, а не ученик. Их, учителей, нужно экзаменовать каждый год на допуск к обучению детей. И психологи должны присутствовать периодически на уроках, чтобы делать выводы — способен этот учитель делать будущее нации или он не на своем месте.

Если учителей не хватает, это не значит, что сойдут и плохие. Они только портят жизнь будущему гражданину. Ребенок с детства учится, что нужно угождать.

Я в отчаянии, всегда ребенок был идеалом для меня, старался в школе, учитель хвалил, но как только перешли в 5 класс началось непонятно что. Для него вроде учеба — главное, учиться пытается, все знает, занимаемся дома по возможности, хотя работаю сутки через сутки. Но один день двойка, другой день 5, получается 3 по всем предметам!Да увлечен ноутом сильно, плюс хоккей! Вы говорите об одном: установите причину, я разговаривала, ответ один со слезами — из-за учителей, мам пускай ее уволят, она меня просто ненавидит. Все сзади парты с телефона или с домашки списывают, она им 5 ставит, на днях рассказали дети стих по 2 предложения, учитель хватит садись 5, а когда я рассказывал у нее время было, я рассказал хорошо поставила 4, мама она предупредила, оценку пять почти не возможно получить по русскому. И что мне сейчас полагаете делать, обращусь думаю хуже только сделаю, решила промолчать пытаясь с сыном заниматься! Сегодя у сына прочла смс в контакте с одноклассником, типо она все равно поставит 2 или 3 мама все равно будет ругать не буду делать, а дневник не возьму, я не работать ни могу ни че, сын пропадает

А если ребенок учится с удовольствием, но в школу ходить не хочет? Как распознать, что проблема в коллективе? С его слов основной протест — скучно, ничего нового и приказной порядок.

Если ребенок не хочет учится — радуйтесь, — значит он здоров.

А мы в 2 классе, и ходим в продленку, там хоть уроки напишут некоторые! В спортивную секцию ходить нужно время, совсем неуспевающая станет. Вот куда гиперакивность деть?! %) Забить на уроки и что она получит, справку по окончании?!

У современных детей все есть, не к чему стремиться. В этом корень всех бед. Поездки, как хочешь, обеспечь, канцтовары новые к школе купи, шмотки тоже, планшеты, ТВ, компьютеры дома. Чего тут желать?

Сиди только и отвлекайся. И выхода у родителей нет, на улицу не выпиннешь, как нас, до вечера. А родители вообще лишены личного времени. И в ответе за все. Портфель не собрал — маме напишут, самому пофиг. Маме на вид, ай-яй-яй. Плохо себя вел, опять в дневник. И попробуй, лиши какой-нибудь поездки. Родкомитет в возмущении. Нет сплоченности класса и т. п. А у ребенка нет интереса учиться, зачем? Все на блюдечке. Кто становится спортсменом выдающимся? Дети, у которых нет иного шанса выбиться, не дети обеспеченных родителей. По себе знаю, все думала, отец прикроет. В один день отца не стало, засветила возможность вылететь с первого курса — закончила факультет в числе средних, среди олимпиадников и медалистов, не имея склонности к математике, будучи якобы чистым гуманитарием.

Вы не дали ответ на вопрос — почему не хочет и как заставить. Я считаю, что это естественно что не хочет, т. к. все предметы не могут интересовать, а учиться приходится. Как бы не нравилась работа, на даче сидеть лучше даже взрослому и понимающему человеку. Стремиться к ничего не деланью — нормальное желание. К 6 годам ребенок достаточно умен чтобы отличить ложные стимулы родителей и педагогов от истинных желаний, вот и не хочет, и не должен хотеть, и родители не могут заставить хотеть. А вот как объяснить, что тем не менее придется и так преодолевать себя придется всю жизнь, да еще что в этом есть смысл — вот это задача. Вот про это и надо писать. А не валить с больной головы на здоровую, что де родители вовремя не за зомбировали ребенка, что учиться в средней образовательной школе здорово!

Наталья, если вы сами считаете, что всю жизнь нужно себя преодолевать, тогда конечно, сложно объяснить или показать ребенку, что учиться интересно.

Далеко не все взрослые себя преодолевают, просто работу нужно найти по душе и тогда вы не будете работать ни одного дня в жизни и предолевать особо нечего будет)

tbf.su

определение причин и советы психолога в их преодолении

Последние социологические опросы показали, что многие современные дети не испытывают радости от посещения школьных занятий и получения знаний. Эта проблема касается не только подростков, но и младших школьников. Среди истоков возникновения этой проблемы психологи и педиатры называют самые разнообразные причины: от неготовности малышей к обучению, до несовершенства самой школьной системы.

Система школьного образования — основная причина отсутствия у детей желания учиться

​Система школьного образования появилась очень давно. Античные школы представляли собой занятия в форме свободной беседы между учителями и детьми. Такие занятия были полезны и для подрастающего поколения и для учёных мужей. Они давали ученикам знания, не загоняя их в определённые пространственные и временные рамки, опираясь на естественную любознательность детей.

Многие психологи считают, что современная система школьного образования подавляет естественные детские наклонности и ограничивает свободу их развития.

Минусы современной школьной системы:

  • ​недостаточный учёт индивидуальных способностей ученика;
  • очень большой объём материала для изучения по множеству дисциплин;
  • навязывание одного мнения, как единственно правильного;
  • существование статичных стереотипов;
  • привитие строгого повиновения, беспрекословности, усреднённого, типового мышления;
  • человеческий фактор в преподавании.

Существующая система достаточно прочно укоренилась в современном обществе и изменить её в короткие сроки, подстроить под потребности каждого ученика невозможно. Психологи советуют родителям и детям постараться подстроиться под имеющиеся условия, внося разумные изменения в свой образ жизни, систему воспитания, взаимодействия между собой и школой.

Почему дети не хотят учиться: причины и условия появления проблемы

Нежелание современных детей учиться может быть вызвано множеством причин. Всё это множество можно условно разделить на основные и второстепенные причины.

Основные причины для отсутствия интереса к учёбе и посещению школы:

  • потеря мотивации;
  • проблемы с изучением отдельных дисциплин;
  • недостаток заинтересованности в изучении большого количества учебных дисциплин;
  • наличие отрицательных переживаний, связанных с необходимостью соблюдать строгий режим дня;
  • напряжённые отношения с одноклассниками;
  • отсутствие взаимопонимания с одним или несколькими учителями.

Второстепенные причины, которые приводят к отказу от учёбы в школе:

  • негативная обстановка в семье;
  • повышенное эмоциональное и физическое утомление, связанное с большим количеством внеклассных и дополнительных занятий;
  • наличие у детей завышенного чувства ответственности, которое приводит к нервному перенапряжению;
  • изменение привычной учебной обстановки: переход в другую школу или класс, резкое изменение режима дня, смена учителя.

Определить отдельную причину или их комплекс достаточно сложно. Внимательное ненавязчивое наблюдение, считают психологи, может помочь в решении этой проблемы. При определении проблем, повлиявших на отрицательное отношение ученика к школе и обучению, необходимо учитывать его возраст, индивидуальные черты личности и характера, особенности его физического и психического развития.

Кто виноват и что делать?

Многие родители в большинстве винят своих сыновей и дочерей, а также школу в том, что их чада не испытывают желания посещать учебные занятия и не заинтересованы в процессе обучения. Они активно ищут причину происходящего и не замечают объективной истины. В большинстве проблем, с которыми сталкивается школьник во время обучения, виноваты именно мамы, папы, бабушки и дедушки.

Каждому возрасту свойственны свои причины отказа от учёбы и методики, которые помогут детям преодолеть возникающие проблемы и легко осваивать учебный материал. В ситуациях, при которых ребёнок не хочет учиться советы психолога помогут выбрать правильную модель поведения.

Младший школьный возраст

​Дети 6-7 лет, как правило, с радостью и предвкушением ждут начала занятий в школе. Но по прошествии небольшого отрезка времени малыш категорически не хочет учиться и ходить в школу. Во многом это связано с тремя проблемами, выявить которые и исправить необходимо до поступления его в 1 класс.

Психическая и физическая неподготовленность к школе. Многие родители, желая ускорить процесс овладения знаниями у своих детей, записывают их в школу шестилетними. При этом они не учитывают готовности сына или дочери спокойно сидеть на месте в течение урока, усваивать достаточно большой объём учебного материала, подчинятся определённым требованиям. Правильным решением проблемы будет консультация с психологом перед поступлением в школу. Он поможет определить готов к школьной жизни малыш, или ему будет более полезно ещё год побыть дошкольником и посвятить это время подготовке к школьным занятиям.

Плохая дошкольная подготовка. Современные требования к первоклассникам достаточно высоки. От развития малыша зависят его успехи в освоении школьной программы, в преподавании которой учителя ориентируются на более подготовленных детей. Не развитый на достаточном уровне ученик быстро начнёт отставать в изучении школьных предметов, но при этом с удовольствием будет посещать учебное заведение ради общения со сверстниками. Исправить эту ситуацию помогут занятия с педагогами в детских садах и развивающих центрах. Обращаясь за помощью в эти учреждения, родители не должны отходить на второй план. От общения с родителями малыш должен получать в дошкольном возрасте основную массу информации об окружающем мире.

Отсутствие самоорганизации и усидчивости в достижении результатов труда отрицательно сказывается на процессе обучения. Если первоклассник не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, не доводит начатое дело до конца, перескакивает с одного занятия на другое, то такое поведение снижает успеваемость ребенка, приводит к отрицательным оценкам и нежеланию малыша продолжать обучение. Решение этой проблемы должно начинаться ещё до момента её возникновения.

С четырёх лет нужно начинать прививать своему чаду желание трудиться и видеть результат своих действий. При этом нельзя заставлять его делать что-то принудительно. Только терпение и упорство родителей смогут внушить малышу желание осваивать новые действия и добиваться целей.

С началом обучения в школе на интерес детей к учёбе начинает оказывать влияние целый комплекс причин.

Ребёнок не справляется с возложенными на него ожиданиями родителей. У этой причины есть два проявления. Родители неверно определили или не учли наклонности сына или дочери при выборе учебного заведения. Вследствие этого у малыша происходит конфликт естественных и навязанных интересов, который влечёт за собой отказ от учебной деятельности. Решить данную проблему поможет принятие родителями самостоятельности личности школьника, уважение его интересов и мнения при решении важных для него вопросов, смена учебного учреждения с учётом наклонностей малыша.

Вторым проявлением этой проблемы становится требование к школьнику одинаково успешно осваивать все школьные предметы. Обычный, талантливый, трудолюбивый ребёнок, не имеющий при этом задатков гениальности, не может овладеть на одинаково высоком уровне всеми школьными предметами. Только приняв этот факт и не требуя от своего малыша невыполнимого, можно вернуть ему интерес к учебной деятельности.

Излишняя опека и жёсткий контроль приводит к неумению принимать самостоятельные решения и нежеланию что-либо делать без приказа родителей. При излишней опеке ребёнок может стать инертным и пассивным не только в вопросах школьного обучения, но и в других областях жизни. В некоторых случаях дети становятся агрессивными и конфликтными не только в отношении школьных занятий, но и в межличностном общении с окружающими людьми. Решение этой проблемы зависит от способности родителей ослабить опеку и контроль над своим чадом. Папы и мамы должны воспитывать в первоклассниках умение работать самостоятельно, вселять чувство поддержки и понимания.

Отсутствие интереса к школьным занятиям достаточно распространённая причина, вызывающая нежелание у детей ходить в школу и получать знания. Эта причина может быть вызвана двумя факторами: нехваткой внимания со стороны родителей и более высоким уровнем подготовки, чем у большинства одноклассников.

При недостаточном внимании со стороны родителей ребёнок младшего школьного возраста плохо справляется с выполнением домашнего задания. Следствием этого становится снижение успеваемости, на которое мамы и папы, как правило, реагируют резко отрицательно, считают виновными в этом самих детей. И также привитием первоначального интереса к получению знаний должны заниматься именно родители, подавая положительный пример и обеспечивая благоприятные условия для развития своих сыновей и дочерей. По мнению психологов, для малышей важно постоянное присутствие родителей в их жизни. Ощущение их поддержки и понимания, развитие естественной детской любознательности помогают детям более удачно и легко осваивать школьную программу.

На отсутствие интереса к учёбе может повлиять высокий уровень подготовки ребёнка, которому, изучаемый материал уже знаком и неинтересен. Психологи советуют, подобрать для одарённого ребёнка учебное заведение с более сложной программой или обеспечить ему дополнительные занятия в образовательных и развивающих центрах.

Гиперактивность, как причина нежелания ходить в школу и получать знания, напрямую связана с форматом традиционных занятий. Активным, непоседливым детям тяжело спокойно сидеть на уроке, быть внимательным и беспрекословно слушать учителей. Это приводит к проблемам с поведением, успеваемостью и отношением с учителями. На вопрос что делать если активный малыш не хочет учиться и ходить в школу, психологи дают однозначный совет. Такие дети должны растрачивать свою энергию в спортивных секциях и кружках, которые требуют активной деятельности.

Подростковый возраст

Причины, приводящие к нежеланию учится и посещать школьные занятия в подростковом возрасте тесно связаны и психологическим и физиологическим созреванием подрастающей личности.

Отсутствие или потеря мотивации одна из основных причин, по которым подросток теряет интерес к получению знаний на школьных занятиях. Если в младших классах интерес к учёбе у многих детей был обусловлен естественным детским любопытством, то для подростков на первый план выходит важность мотивации их учебной деятельности со стороны взрослых, родителей в первую очередь. Дети 12-13 лет ждут похвалы за свои успехи в освоении школьной программы. Психологи отмечают, что похвала не должна быть исключительно вербальной, у неё должно быть конкретное выражение (карманные деньги; совместный интересный досуг; новый, давно желаемый предмет).

Скандалы и напряжённая атмосфера в семье не может не отражаться на успеваемости подростков. Трудно сосредоточиться на учёбе, если папа и мама громко ссорятся или просто не общаются друг с другом. Большинство родителей не связывают эти ситуации с успеваемостью своего чада в школе и обвиняют его в этом. Советы психологов в этом вопросе, направлены прежде всего на решение семейных проблем, после решения которых, трудности в школе у детей проходят или сами собой, или решаются в течение короткого времени.

Напряжённые отношения с одноклассниками или учителями могут возникнуть у детей, которые хорошо учатся. Напряжённая ситуация может делать обучение в школе тяжёлым психологическим испытанием. Решение этих конфликтов в большинстве случаев можно доверить самому школьнику. Доверие и поддержка дадут ребёнку необходимые в этом возрасте чувство уверенности в себе и помогут установить с ним доверительные отношения. Вмешаться родители могут в конфликт своего дитя с учителем, так как в некоторых ситуациях самостоятельно разрешить напряжённую ситуацию ученик не сможет.

Иногда в подростковом возрасте дети не понимают цели прилежной учёбы. ​Слишком настойчиво в массовой культуре пропагандируют идею о том, что успеха в жизни можно добиться и без учёбы, и без овладения знаниями, получаемыми в школе. Эту веру в лёгкий успех можно развенчать, если приводить своему чаду конкретных людей, которым приходилось многое делать и упорно учиться, чтобы добиться успеха.

Зависимость детей от современных технических устройств всё чаще становится основной причиной отказа подростков от посещения школы. Их слишком увлекает виртуальный мир, поиск информации в сети, которые заменяет для них школьные занятия. Позиция психологов в этом вопросе однозначна: детям необходимо объяснять, что компьютеры лишь помощники на пути познания мира и не могут заменить посещения школьных занятий.

Как помочь ребёнку хорошо учиться: советы психолога

  • любить своего ребёнка нужно таким какой он есть;
  • нельзя перекладывать на плечи детей свои мечты, желания и амбиции;
  • сравнение с более успешными сверстниками, даже ради положительного примера, в разговоре с ребёнком допускать нельзя;
  • обсуждение недостатков школы и конкретных учителей не должно происходить в присутствии сына или дочери;
  • нежелательно заострять внимание на неудачах детей. Правильной моделью поведения будет поддержка чада в его учебной деятельности и настрой на позитивные эмоции.

Причин, по которым ребёнок не хочет учиться много. Задача родителей, учителей и психологов — их определение и помощь ему в их преодолении.

mama.guru

8 причин и советы психолога

Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего понять ее причину. Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать...

Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего понять ее причину.

Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.

Учиться слишком сложно

Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

Учиться слишком скучно

Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

Конфликт с учителями

К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

Конфликт с одноклассниками

Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов - педагогов и психологов.

Отсутствие потребностей в новых знаниях

Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

Излишний контроль родителей

Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

Проблемы со здоровьем

У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

Потеря мотивации

Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой - и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

Комментарий психолога Марии Буртман:

Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации - возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.

Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.

Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы - иногда они помогают понять истинные причины проблемы.

Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях - фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество - как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи - нестандартные, а обучение - нескучное.

Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.

Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем - то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.

В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия - спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.

В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов - все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.

Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!

Реклама

nashcheremshan.ru

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Не получается

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Тотальный контроль

Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе. Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Бесконтрольность

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

Личностные отношения в школе

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, — вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

И многие другие причины

Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей статье о воспитании гиперактивных детей.
  5. Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

bezmeny.ru

Ребенок не хочет учиться - что делать

Проблемы с тягой к знаниям случаются практически в каждой семье. Иногда причиной всему становится неправильное поведение родителей. В других случаях – личные проблемы ученика или его физическое состояние.

Что делать если ребенок не хочет учиться в школе

Нежелание учить уроки приводит в ужас родителей. Начинаются нравоучения по поводу пропащего будущего, отсутствия образования и всех вытекающих. Зачастую эти разговоры не приводят к положительному результату.

Дети не всегда способны понимать все сложности взрослой жизни. К тому же их проблемы не менее значимы для их возраста.

При первых звоночках, свидетельствующих о пассивности к получению знаний, родители должны искать первоисточник проблемы, делать все возможное для установления доверительный отношений. Безосновательно такая проблема не возникает.

Почему ребенок не хочет учиться причины

Причин, по которым школьник не хочет делать уроки, может быть множество. Наиболее распространенные:

  • Тотальный контроль. Родители то и дело норовят держать под контролем каждый шаг. Требуют отчета о каждом снятом балле в задании. Постоянные проверки уроков и времени, требующегося на их выполнение, негативно сказываются на успеваемости.Интеллектуальные возможности. Все дети разные, точно также их умственные способности не могу быть одинаковыми. Кому-то дается музыка, кому-то математика, кому-то гуманитарные предметы. Исходя из этого, родителям важно вовремя понять к чему дите проявляет интерес. Не нужно заставлять учиться тому, к чему нет рвения.
  • Отсутствие контроля. В силу своей занятости, родители не всегда успевают спросить о делах в школе. Это развивает понимание неважности получения образования, что влечет отсутствие мотивации к получению знаний.Отношение с одноклассниками. Не всегда дети рассказывают о взаимоотношениях со сверстниками дома. Все ссоры принимаются близко к сердцу, и успешность отходит на второй план.
  • Гиперактивность, психологическая неготовность к учебе. Этот пункт касается учеников младших классов. Не всегда родителям удается правильно подготовить будущего ученика к тому, что его ожидает. Это приводит к неправильному поведению, конфликтам с учителями, плохой успеваемости и нежеланию учиться.

Как помочь ребенку если он не хочет учиться

Плохая успеваемость больше беспокоит родителей, но от этого ее значимость не становится меньше. Чтобы решить проблему, нужно найти ее причину и мотивировать на учебу. Вы не сможете найти вопрос на ответ, что делать, если ребенок не хочет учиться в 1 классе, если не знаете причины таких действий.

Постарайтесь поговорить с ним, узнайте, что его беспокоит. Наведите примеры, когда знания становятся необходимыми. Если есть увлечение компьютерными играми, сравните реальность с виртуальностью: без прохождения начального уровня игры, следующий недоступен.

Обратите внимание на физическое здоровье. Плохое самочувствие приводит к снижению работоспособности. Дети могут страдать авитаминозом, который негативно сказывается на способности впитывать новые знания и носить в памяти старые.

Проконсультируйтесь с доктором, выберите подходящий комплекс витаминов и проследите за правильным их приемом.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться

Главная рекомендация родителям в таком случае – мотивировать на учебу. Правильная мотивация – половина успеха. Дети устают, так как в наше время сложная программа. Родителям нужно уметь поддерживать и мотивировать детей, разделять с ними все успехи и трудности.

Необходимость в формировании стимула к обучению должна быть осознанной родителями еще до поступления в первый класс. Чтобы однотипные задания не надоедали, постарайтесь домашние задания проводить в игровом виде.

Психологи дают советы придумывать соревнования или чемпионат, главным призом которого будет какая-то вкусность.

В начальной школе такой метод действенный, так как получение приза — мощная мотивация.

Что делать если дети не хотят учиться

Если дети не хотят делать уроки, возможно, у них пропал интерес к учебе, и появилось другое увлечение, например спорт. Там они почувствуют себя уверенно, преодолеют все сложности, так как есть увлеченность процессом.

Советы как заставить ребенка учиться в школе есть разнообразные, но главный из них – формирование увлеченности процессом.

Создайте дома распорядок дня, обговорите его с семьей. В нем должно быть четко прописано время для отдыха. Дети будут понимать, что их время для личных дел зависит от успешности в школе. Если остается незаконченное дело, его нужно доработать дома, что в свою очередь «ворует» личное время.

Что делать, если ребенок в 8 лет не хочет учиться

8 лет – период, когда авторитет «отличника» уже не воспринимается сверстниками, как безоговорочный. В таком возрасте уже имеются четкие взгляды и позицию в классе. Часто в таком возрасте уже появляется увлеченность противоположным полом.

Главная задача на этом этапе – учить разделять работу от личных дел. В будущем эта способность поможет в нужное время концентрироваться на определенной информации.Дети в возрасте 8 лет не умеют четко концентрироваться.

Это присуще практически всем, так как нервная система еще не сформировалась до состояния взрослого. В домашних условиях научить школьника разделять время для работы и для игр поможет занятость «взрослыми делами».

Мальчики могут помочь папе ремонтировать машину, а после этого все вместе пойдут отдыхать.

Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать мнение психолога

Возраст 12 лет – переходной период. В это время происходит гормональная перестройка, которая тянет за собой нестабильное поведение. Не зря такой возраст называют «проблемным». В это время подростки считают себя взрослыми, самостоятельными людьми, которые сами вправе решать, что им делать.

Естественно, желание делать уроки в это время сохраняется редко у кого. Более того, подросток не обращает внимания на советы взрослых. Ему гораздо важнее, что подумают сверстники. Чтобы окончательно не потерять связь с дочкой или сыном в это время старайтесь больше говорить об их проблемах. Нравоучениям не место в дружеских отношениях.

Аккуратно рассказывайте о том, как нужно себя вести. Дайте возможность самому определить, какие предметы в школе стоят большего внимания. В случае плохой успеваемости не наказывайте детей.

Если подростку безразлична математика, но он очень хорошо усваивает иностранные языки, есть смысл искать школу с гуманитарным наклоном. Не мешайте формировать склонность к освоению профессии в будущем.

mentallab.ru

Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как поступить

Начало учебного года – время ожиданий и надежд. Отдохнувшие и вдохновленные близкой встречей с друзьями дети охотно идут в школу, и даже заядлые двоечники обещают себе, что будут прилежными учениками. После угасания первой эйфории все становится на свои места, и родители с грустью констатируют, что с мечтами об отличных оценках придется распрощаться. Журнал Вдвоем с тобой расскажет, что делать, если ребенок не хочет учиться, сохранив при этом родительские нервы и человеческие взаимоотношения в семье.

Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь интересной, и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.

На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:

  • Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
  • Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
  • Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
  • Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
  • Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
  • Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
  • Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
  • Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.

Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние. Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.

Советы психолога для детей, которые не хотят учиться

Спокойно смотреть, как успеваемость в общем-то неглупого сына или дочери стремительно катится вниз, под силу немногим родителям. Пустить ситуацию на самотек психологически сложно, да и гарантий, что, коснувшись дна подросток одумается и возьмется за ум, никто не дает. Поэтому психологи рекомендуют активно включаться в процесс как можно раньше, и действовать с оглядкой на возраст и характерологические особенности ребенка.

Что делать в младшей школе

Справиться с природной ленью первоклассника куда проще, чем пытаться преломить саботаж подростка. В этом возрасте детям еще важно чувствовать одобрение взрослых, быть заучкой еще не стыдно, а место на доске почета действительно почетно. Поэтому заметив, что малыш стал отлынивать от выполнения уроков, нужно всего лишь вовремя ему помочь:

  • Напоминайте о необходимых делах. Ребенок в этом возрасте неспособен удерживать в памяти огромное количество мелких дел, связанных со школой. Заигравшись, он ненарочно забывает написать расписание в дневнике или выучить стих. Не ругайте за забывчивость, терпеливо напоминайте о важных делах.
  • Помогите организоваться. Организационные способности есть далеко не у всех взрослых, а младшекласснику они и вовсе не свойственны. Напишите на листе бумаги и повесьте на стену порядок действий по возвращении из школы. Психологи рекомендуют дать ребенку 1,5-2 часовой перерыв, после чего приступать к выполнению домашнего задания. Если ребенок еще плохо читает, сделайте распорядок в виде рисунков, рядом с каждым из которых есть часы с временем начала. Такую же схему сделайте для собирания рюкзака, чтобы ребенок не забывал ластик или ножницы.
  • Не делайте уроки вместо него. Обязательно введите в обиход черновики для домашнего задания. Пусть ребенок делает все сам, имея возможность в любой момент обратиться к вам с вопросом. Старайтесь не давать ему прямой ответ, а лишь подталкивайте к пути решения. К примеру, посоветуйте прочитать правило на такой-то странице, или начните логические рассуждения, позволяя ребенку их закончить.
  • Помогайте в общих моментах. Подскажите, что вначале стоит делать сложные уроки, и расскажите, какие из предметов являются сложными. Ничего страшного, если вы поможете ребенку в таких заданиях для первоклашек, как разукрашивание или изготовление поделки, когда ребенок не успевает. Научитесь выделять главное, и поступайтесь в мелочах.
  • Не бойтесь перемен. Если в младшей школе вы заметили у ребенка явные математические способности, стоит подумать о переводе в специализированный класс или школу. Когда ребенок смышленый, но не хочет учиться из-за постоянного конфликта с учителем – это весомый довод в пользу перевода в другой класс, ведь малыши еще неплохо адаптируются в новом коллективе, а авторитарный несправедливый педагог плохо отразится на детском характере.

Проблема легко решаема, достаточно скачать в компьютер или телефон обучающие игры. Веселая баба Яга, укравшая буквы, или пожирающие их гусеницы помогут малышу запомнить информацию лучше многочасовых сидений за столом.

Что делать в средней школе

Сложный для родителей и детей период, когда авторитет взрослых падает, а сознательность еще не сформирована. Психологи говорят, что падение интереса к обучению в подростковом возрасте совершенно нормально, поскольку сейчас все психологические резервы сосредотачиваются на формировании личности. В решении вопроса, как поступить если ребенок не хочет учиться, рекомендации психологов следующие:

  • Снизьте дополнительную нагрузку. Для подростка прогулка с друзьями или просмотр мастер-класса по макияжу в разы важнее любой физики, поэтому необходимо высвободить ему время. Сразу договоритесь, что музыкальную школу он бросает ради большего старания в обычной, и, если этого не произойдет, придется вернуться в нелюбимую музыкалку.
  • Купите магнитно-маркерную доску. Пусть ребенок выписывает туда все учебные планы сразу по приходу домой, потому что забыть проект, который сказали сдать до конца четверти, проще простого. По мере выполнения заданий вычеркивайте или вытирайте их, чтобы объем оставшейся работы был наглядно виден.
  • Дайте больше свободы. Не регламентируйте подростка, когда ему садиться за выполнение домашнего задания. Лучше условьтесь, что оно должно быть выполнено к определенному времени. Постарайтесь договориться, чтобы все, что задано на следующую неделю, ребенок выполнял на выходных, снижая нагрузку в течение рабочей недели.
  • Учитесь понимать. Если причиной того, что ребенок не хочет учиться, стал конфликт с одноклассниками или кем-то из педагогического состава, поговорите с классным руководителем или школьным психологом о возможностях урегулирования проблемы. При неудовлетворительных результатах обсудите с сыном или дочерью его желание перевестись в другой класс или школу. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно добираться в далеко расположенную школу, а если она будет со спец. уклоном, желание сменить коллектив станет дополнительной мотивацией к старательности.

Интенсивный умственный труд невозможен, если ребенок не высыпается и неправильно питается. Следите, чтобы продолжительность сна составляла не меньше 9 часов, в меню присутствовали сложные углеводы и йодсодержащие продукты.

Выпускной класс

Самая серьезная ситуация ; если учеба саботируется перед выпуском, когда осталось сделать последний рывок. Небрежное отношение к занятиям в последний год способно перечеркнуть все усилия, приложенные в предыдущие 10 лет, и поставить крест на поступлении в желаемый ВУЗ. Чтобы этого не произошло, психологи рекомендуют действовать следующим образом:

  • Говорите с ребенком на равных. Он чувствует себя достаточно взрослым для принятия судьбоносных решений, поэтому оставьте назидательный тон и поговорите о его будущем. Объясните, что оценки и знания нужны в первую очередь ему, а не вам.
  • Находите компромисс. Исходя из выбранного жизненного пути отберите несколько предметов, которые имеют первостепенное значение, и договоритесь, что к этим урокам ребенок подойдет наиболее ответственно. Также определите, какая минимальная оценка должна быть по остальным предметам.
  • Разработайте систему поощрений. В каждой семье это будут свои, приятные для ребенка моменты – освобождение от уборки, покупка желаемой книги или поездка куда-то. Обратите внимание, что это не система наказаний, которые всегда воспринимаются с негативом.

В случаях, когда смышленый и ответственный выпускник вдруг отказывается учиться из-за сложных отношений с одноклассниками или учителями, есть смысл обдумать переход на дистанционное обучение, но только если вы уверены в старательности своего чада. Если у вас есть свой опробованный рецепт преодоления подобного кризиса, поделитесь им в комментариях с другими читателями, им будет полезен ваш опыт.

borda.su