Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Консультация для родителей:"Особенности развития детей 4 - 5 лет" . Интеллектуальное развитие ребенка 5 лет консультация для родителей


Консультация для родителей. Интеллектуальное развитие детей.

 

                               Интеллектуальное развитие детей

                   Учеными доказано, что интеллект передается через гены от матери. Но дело не только в наследственности. Каков будет уровень интеллекта у вашего ребенка, зависит от многих факторов: среда, в которой ребенок воспитывается, характер воспитания, стимулирующие условия и т.д. Важнейшим фактором является стимуляция интеллекта, на ранней стадии развития ребенка.Способов стимуляции интеллектуальных способностей детей несколько, а в комплексе, как показали исследования, они дают отличные результаты.Когда ребенок еще только под сердцем у мамы, рекомендуется слушать классическую музыку. На седьмом месяце беременности, плод уже слышит звуки музыки, стимулирующие нейроны его головного мозга.Ребенок должен полноценно питаться. Даже в период беременности нужно соблюдать правильную диету, обеспечивающую качественное питание.Британские ученые, проведшие широкомасштабные исследования, подтвердили, что кормление грудным молоком, положительно влияет на умственное развитие ребенка, даже при непродолжительном периоде грудного вскармливания. Этот фактор имеет влияние на успехи детей не только в начальных классах, но и в подростковый период.            Очень важно влияние среды, окружающей ребенка. Когда малыш не чувствует себя в безопасности, постоянно напряжен, его способности к обучению резко снижаются. Мозг реагирует на испытываемые ребенком эмоции. Когда ребенок чувствует какую-либо угрозу, миндалина мозга вызывает чувство «убежать или сопротивляться», эмоции доминируют и закрывают интеллектуальные части мозга. Уверенные в себе дети учатся лучше и быстрее соображают. Важно уделять детям больше внимания, чаще идти на физические контакты с ними – ласкайте их и обнимайте, чтобы они чувствовали, как вы их любите и цените. Поощряйте и отмечайте проницательность ребенка, память, концентрацию внимания и выражайте удовлетворение даже самыми, казалось бы, незначительными успехами малыша. Пусть обучение для ребенка проходит живо и интересно. Скука и мозговая активность несовместимы.           Если ребенок не в состоянии справиться с поставленной вами целью, когда требования завышены, его самооценка резко понизится, в связи с неудачей. Не скупитесь на похвалы, если это оправданно. Создавайте в доме теплую и доверительную атмосферу. Это обеспечит ребенку необходимую психологическую свободу высказывать новые идеи и использовать новые знания, не опасаясь, что получит в ответ усмешку или грубое замечание.Известно, что наш организм, потребляя кислород, третью часть всего объема отправляет в мозг. Чем больше он его получает, тем эффективнее происходит развитие. Насыщение кислородом идет интенсивнее, когда ребенок активно двигается. Вывод очевиден: если хотим вырастить вундеркинда, чаще нужно гулять. Только не на городских улицах, заполненных транспортом, а на природе среди деревьев. В парке на свежем воздухе тоже можно найти множество разнообразных занятий.         Физическая активность малыша также существенно влияет на развитие мозга. Даже обыкновенная зарядка полезна развитию интеллекта. А если подойти к этому комплексно? Кроме естественных знаний, постарайтесь преподать основы выживания: учите быть осторожными, наблюдательными. Для чего эти тренировки? Умственное развитие идет путем его активного приобщения к разнообразным видам деятельности. Что это? Почему так? Как оно связано? Естественное для ребенка любопытство требует понимания. Ребенок привыкает спрашивать и находить ответы. А это значит, что его мышление не стоит на месте.         Малыш исследует предметы, позвольте ему самостоятельные действия со своими игрушками, конечно, под вашим наблюдением. Это способствует развитию его творческой стороны, заставляет его мозг думать и познавать новое. Интеллектуальный рост, происходит при попытках собственными силами справляться с окружающими предметами, в расширении опыта обращения с вещами и общения с окружающими людьми, в личных наблюдениях и умении делать выводы.Обеспечьте ребенка нужными игрушками, предметами для рисования, инструментами для музыкального развития – всем тем, что может быть использовано им для развития умственных и творческих способностей.             Доступ к компьютерным играм и телевизору ограничьте. Они удерживают детей в определенном режиме, ограждающем их от богатства реального мира, и мешают естественному контакту с ним.

Малышам не нужны дорогие и сложные игрушки. Как показали исследования, детей в игрушках больше занимают действия, чем получаемые результаты. Следовательно, взаимодействие родителя с играющим сыном или дочкой было бы особенно выгодным, потому что малыши учатся и по родительской реакции тоже.Еще немаловажный фактор, способствующий умственным способностям детей – достаточное количество детского сна. Режим сна в раннем возрасте необходим, особенно для нервной системы

ds68.centerstart.ru

Консультация для родителей "Ребенок пяти лет." - Консультации для родителей - Материалы воспитателей - Каталог статей

  «Что посеешь – то и пожнешь» - эта народная мудрость как нельзя лучше характеризует ребенка в 5 лет. Все, чему вы терпеливо учили малыша, он начинает уверенно использовать, его поведение становится прогнозируемым, с ним можно пробовать говорить на равных. Кроме того, 5 лет для ребенка – это начало активной подготовки к школе, заключительный год в детском саду – то есть практически прощание с детством. На что же нужно обратить особое внимание родителям пятилетки?

Физическое развитие ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок, обычно, очень активен. Поэтому не ограничивайте его в движении: водите на разнообразные секции, установите дома спортивный уголок. Нормальный рост пятилеток колеблется от 105 до 115 см для девочек и от 105 до 112 для мальчиков. При подборе стола для ребенка нужно учитывать его рост: лучше, чтобы это был стол-трансформер или стул с регулировкой высоты: ноги ребенка должны доставать до пола, а спина должна быть ровной.

Тренируйте ловкость рук ребенка – для этого подойдут активные игры с мячом, лазанье по спортивным снарядам и прочие упражнения.

Для здоровья ребенка важна чистота и освещенность помещения, в котором он находится: регулярно проветривайте комнату, делайте влажную уборку и обеспечьте нормальное освещение рабочей зоны ребенка.

Интеллектуальное развитие ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок, обычно, уже хорошо освоился в окружающем его мире, хотя и продолжает задавать множество вопросов. Отвечайте ему по-прежнему терпеливо и доходчиво, ведь он интересуется не ради праздного интереса. Старшие дошкольники ориентируются во времени суток, во временах года, делят окружающий мир на живой и неживой, могут объяснить назначение того или иного предмета. Ребенок должен понимать указанное направление движения и расстояние: вперед, назад, далеко, близко и т.п.

В зависимости от того, сколько и как с ним занимались, в 5 лет ребенок осваивает счет как минимум до десяти, сравнивает числа (больше/меньше) и может называть целый алфавит. Для него не проблема различать основные цвета, подбирать похожие по цветовой гамме оттенки.

Для интеллектуального развития ребенка в 5 лет важны логические игры, в том числе и ролевые. Хорошим средством по-прежнему является сбор пазов и картинок на кубиках.

Помните, что в 5 лет ребенок еще не в состоянии выполнять несколько дел одновременно, не может концентрировать внимание на нескольких вопросах сразу, а также долго удерживать внимание. Поэтому старайтесь не перегружать его длинными занятиями, делайте перерыв через каждые 15-20 минут и при потере у ребенка интереса к делу. Не нужно задавать сразу несколько вопросов или пытаться отвечать ему слишком сложно.

Для разработки руки к школе нужно продолжать занятия рисованием, кроме того, 5-ти летнему ребенку нужно начинать выполнять несложные задания по письму в специальной тетради: писать палочки разных наклонов, крючочки и т.п.

Родители должны помнить, что в 5 лет ребенок становится очень восприимчивым к обучению, все, что вы вложите в него сейчас – впоследствии вернется к вам сторицей.

Речь ребенка в 5 лет

Речь у ребенка в 5 лет становится осмысленной, он разговаривает стройными предложениями, использует обобщающие слова, может донести свою мысль до адресата. Словарный запас у дошкольника составляет порядка 2500-3000 слов. Часто в этом возрасте дети любят сочинять разные истории, к действительности не имеющие отношения. Не удивляйтесь и не ругайте юного фантазера – это нормально. Если вы задали вопрос, а ребенок начинает рассказывать сочиненную на ходу историю, просто спросите: «Ведь это не та история, которая была по-настоящему, правда?» Так вы поможете малышу сказать правду после придуманного ответа.

Если вы прочли ребенку сказку, попросите его пересказать услышанное, спрашивайте 5-летнего ребенка о том, как он провел день – таким способом вы будете тренировать его память и речь. Также хорошей тренировкой памяти будет заучивание стихов, песенок, небольших рассказов – все это очень поможет в школе.

Социальное развитие ребенка в 5 лет

Пятилетний ребенок уже достаточно ориентируется в окружающем его мире людей, освоил модель поведения в обществе, например, здоровается при встрече, благодарит за оказанную помощь. Ребенок в 5 лет должен четко знать свое имя, фамилию, домашний адрес, имена родителей и ближайших родственников. Обратите внимание на то, что пятилетний ребенок очень доверчив и восприимчив ко всему, что говорят взрослые. Учите его безопасному поведению в общественных местах.

Также пятилетка старается подражать взрослым и стремится быть с ними на равных.

Огромное значение для детей при подготовке к школе имеет общение в коллективе, так ваш малыш лучше адаптируется в классе. У ребенка в 5 лет должны быть друзья, ему должно быть интересно с ними общаться. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок не был замкнутым, учите его построению отношений в коллективе уже в столь раннем возрасте.

Эмоциональное развитие ребенка в 5 лет

Дошкольники подвержены страхам, легко возбуждаются, могут быть импульсивными, но в то же время учатся контролировать свои чувства. Помните, что дети перенимают манеру поведения в семье, поэтому, в первую очередь, следите за своими эмоциями.

Для повышения самооценки у ребенка чаще хвалите его за хорошие поступки, а также не ругайте при всех. Старайтесь с уважением относиться к маленькой личности, не унижайте ребенка.

Помните, что в 5 лет ребенок испытывает особо острую потребность в любви, кроме того, он учится и сам ее отдавать окружающим людям. Больше уделяйте времени своему ребенку, показывайте ему свою любовь, обнимайте его и дарите всю свою нежность.

 

mdou39balakovo.ucoz.ru

Консультация для родителей Особенности развития детей пятого года

Автор: воспитатель Соловьева Тамара Михайловна.

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

Консультация для родителей «Особенности развития детей пятого года»

Файл:Консультация для родителей

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Малыш, благополучно переживший кризис трехлетнего возраста, переходит в новый этап своей жизни, отличающейся затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические ) особенности детей 4-5 лет, подскажут в каком направлении нужно двигаться, как развивать ребенка и помочь ему в преодолении трудностей этого периода.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, они выходят за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У ребенка формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

В ролевой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделения игровых и реальных взаимодействий.

В этом возрасте также совершенствуется сторона изобразительной деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, а иногда и деталями одежды.

Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу, рисовать основные геометрические фигуры.

На пятом году жизни двигательная активность характеризуется изменением мелкой и крупной моторике. Развивается ловкость ,координация движений. Дети в этом возрасте лучше удерживают равновесие, перешагивают и перепрыгивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу пятого года восприятие детей становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Начинает складываться произвольное запоминание. А также развивается образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Они спокойно сосредотачиваются в течении 15-20 минут.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, и с выражением озвучивают роли.

Развивается грамматический строй речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Таковы особенности развития ребенка 4-5 лет. Каждый ребенок это личность и его личность очень хрупка и нежна и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе может согнуться под действием неумелых внешних сил , приостановиться в своем развитии.

Раннее детство имеет огромное значение в том, как разовьется в будущем данная личность. Поэтому вам как его родителям, ВАЖНО:

— Понять своего ребенка, так как от вас зависит каким человеком он вырастет.

— Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать.

— Помните, что законов и запретов не должно быть очень много, иначе ребенку трудно будет их выполнять.

-По возможности вместо запретов предлагать альтернативу, формируя ее так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно нарисовать вот на этом листе бумаги». Просто запреты могут разжечь в ребенке злость или протест и вряд ли чувство вины.

— Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, запреты и наказания за незначительные проступки, вызывают у ребенка постоянное ощущение своей вины, страх и мстительность.

— Помните, что нельзя рассказывать при ребенке страшные истории, говорить о тяжелой болезни и смерти. Эта информация может стать сверхсильным раздражителем.

— Важно выслушать ребенка, разделить с ним все страхи и обиды, позволяя проживать их вместе с ним.

— Предоставить ребенку возможность для проявления его творчества и самовыражения.

— Развивать у ребенка мышление, воображение, творчество. Создавайте своему ребенку все условия чтобы обеспечить здоровое эмоциональное , физическое и интеллектуальное развитие.

xn----8sbafar2bwfctnifu9c.xn--p1ai

Консультация для родителей "Как развить интеллект ребенка?"

Учеными доказано, что интеллект передается через гены от матери. Но дело не только в наследственности. Каков будет уровень интеллекта у вашего ребенка, зависит от многих факторов: среда, в которой ребенок воспитывается, характер воспитания, стимулирующие условия и т.д. Важнейшим фактором является стимуляция интеллекта, на ранней стадии развития ребенка.Способов стимуляции интеллектуальных способностей детей несколько, а в комплексе, как показали исследования, они дают отличные результаты.Когда ребенок еще только под сердцем у мамы, рекомендуется слушать классическую музыку. На седьмом месяце беременности, плод уже слышит звуки музыки, стимулирующие нейроны его головного мозга.Ребенок должен полноценно питаться. Даже в период беременности нужно соблюдать правильную диету, обеспечивающую качественное питание.Британские ученые, проведшие широкомасштабные исследования, подтвердили, что кормление грудным молоком, положительно влияет на умственное развитие ребенка, даже при непродолжительном периоде грудного вскармливания. Этот фактор имеет влияние на успехи детей не только в начальных классах, но и в подростковый период.Очень важно влияние среды, окружающей ребенка. Когда малыш не чувствует себя в безопасности, постоянно напряжен, его способности к обучению резко снижаются. Мозг реагирует на испытываемые ребенком эмоции. Когда ребенок чувствует какую-либо угрозу, миндалина мозга вызывает чувство «убежать или сопротивляться», эмоции доминируют и закрывают интеллектуальные части мозга.Уверенные в себе дети учатся лучше и быстрее соображают. Важно уделять детям больше внимания, чаще идти на физические контакты с ними – ласкайте их и обнимайте, чтобы они чувствовали, как вы их любите и цените. Поощряйте и отмечайте проницательность ребенка, память, концентрацию внимания и выражайте удовлетворение даже самыми, казалось бы, незначительными успехами малыша. Пусть обучение для ребенка проходит живо и интересно. Скука и мозговая активность несовместимы.Если ребенок не в состоянии справиться с поставленной вами целью, когда требования завышены, его самооценка резко понизится, в связи с неудачей. Не скупитесь на похвалы, если это оправданно. Создавайте в доме теплую и доверительную атмосферу. Это обеспечит ребенку необходимую психологическую свободу высказывать новые идеи и использовать новые знания, не опасаясь, что получит в ответ усмешку или грубое замечание.Известно, что наш организм, потребляя кислород, третью часть всего объема отправляет в мозг. Чем больше он его получает, тем эффективнее происходит развитие. Насыщение кислородом идет интенсивнее, когда ребенок активно двигается. Вывод очевиден: если хотим вырастить вундеркинда, чаще нужно гулять. Только не на городских улицах, заполненных транспортом, а на природе среди деревьев. В парке на свежем воздухе тоже можно найти множество разнообразных занятий.Физическая активность малыша также существенно влияет на развитие мозга. Даже обыкновенная зарядка полезна развитию интеллекта. А если подойти к этому комплексно?Кроме естественных знаний, постарайтесь преподать основы выживания: учите быть осторожными, наблюдательными. Для чего эти тренировки? Умственное развитие идет путем его активного приобщения к разнообразным видам деятельности. Что это? Почему так? Как оно связано? Естественное для ребенка любопытство требует понимания. Ребенок привыкает спрашивать и находить ответы. А это значит, что его мышление не стоит на месте.Малыш исследует предметы, позвольте ему самостоятельные действия со своими игрушками, конечно, под вашим наблюдением. Это способствует развитию его творческой стороны, заставляет его мозг думать и познавать новое. Интеллектуальный рост, происходит при попытках собственными силами справляться с окружающими предметами, в расширении опыта обращения с вещами и общения с окружающими людьми, в личных наблюдениях и умении делать выводы.Обеспечьте ребенка нужными игрушками, предметами для рисования, инструментами для музыкального развития – всем тем, что может быть использовано им для развития умственных и творческих способностей.Доступ к компьютерным играм и телевизору ограничьте. Они удерживают детей в определенном режиме, ограждающем их от богатства реального мира, и мешают естественному контакту с ним.Малышам не нужны дорогие и сложные игрушки. Как показали исследования, детей в игрушках больше занимают действия, чем получаемые результаты. Следовательно, взаимодействие родителя с играющим сыном или дочкой было бы особенно выгодным, потому что малыши учатся и по родительской реакции тоже.Еще немаловажный фактор, способствующий умственным способностям детей – достаточное количество детского сна. Режим сна в раннем возрасте необходим, особенно для нервной системы.

infourok.ru

Консультация для родителей:"Особенности развития детей 4

Консультация для родителей:"Особенности развития детей 4 - 5 лет" .

У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых черт в поведении и деятельности, которые проявляются в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Движения его становятся более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую необходимость в движении, все более активно стремится к познавательному, и это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Он уже способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме; цвету, форме и материалу и т.п. Внимание становится все более устойчивым. В среднем возрасте интенсивно развивается память ребенка, воображение. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями, любит играть в слова, его привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать. Становясь более самостоятельным, его общение выходит за рамки узкосемейных связей, он начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. И так, что может уметь ребенок 4 – 5 лет?

Развитие речи ребенка 4 – 5 лет:

• Правильно произносить все звуки.

• Рассказывать с выражением. Поддерживать беседу.

• Составлять рассказы по картинке из 5-6 предложений.

• Продолжать рассказ, начатый взрослым.

• Составлять рассказ о своем дне, своих занятиях.

• Давать характеристику предмету, рассказывать о нем (размер, цвет, форма и т. д.) .

Элементарные математические представления:

• Считать в пределах десяти.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

• Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания по ширине, длине, высоте.

• Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

• Находить предметы в окружающей обстановке.

• Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади) .

• Знать последовательность дней недели, части суток.

Развитие мышления у детей 4-5 лет:

• Складывать разрезную картинку из пяти – десяти частей.

• Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

• Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объясняя свой выбор.

• Находить в группе лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее.

• Определять последовательность событий.

Память у детей:

• Запоминать шесть-восемь картинок в течение двух минут.

• Запоминать и повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослым один раз.

• Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз.

• Рассказывать наизусть несколько стихотворений.

• Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.

• Сравнивать два изображения по памяти.

• Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.

Окружающий мир:

• Название нашей страны и ее столицу, свой адрес.

• Имена и фамилию своих родителей, где родители работают.

• Все явления природы, и в какое время они происходят.

• Элементарные правила дорожного движения.

• Как различать деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; как различать травянистые растения.

• Как различать по внешнему виду зимующих птиц.

• Разные профессии. Уметь ответить на вопросы: «Кто строит дома? », «Кто лечит людей? » и т. д.

• Съедобные и несъедобные грибы.

• Где и как выращивают овощи и фрукты.

• Для чего нужны аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.

Внимание детей:

• Выполнять задание, не отвлекаясь 10-15 минут.

• Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.

• Находить 5-6 отличий предметов.

• Выполнять самостоятельно задания по образцу.

• Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

• Повторить скороговорку сразу после того, как услышал.

• Простучать по столу простой ритм, повторив его за взрослым.

• Повторить за взрослым ряд слогов.

Мелкая моторика:

• Завязывать узлы на толстой веревке или шнуре.

• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки и т. д.

• Рисовать в воздухе.

• Резать ножницами.

• Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

• Воспроизводить простые движения, показанные взрослым.

• Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, предметы.

• Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Основы грамоты:

• Произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.

• Использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.

• Употреблять в речи простые и сложные предложения.

• Пользоваться прямой и косвенной речью.

• Составлять рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной взрослым.

• Образовывать из слогов слова.

• Быстро и правильно играть в лексико-грамматические игры

infourok.ru

Консультация для родителей "Малышу 4 года: пора заняться его интеллектуальным развитием" - Консультации - Маме на карандаш!!!

Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

В раннем детском возрасте обучение должно строиться на том материале, который ребенку наиболее понятен и интересен. Постарайтесь сделать занятия с ним игровыми, веселыми и увлекательными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего малыша не только мышление и речь, но и память, внимание, воображение и восприятие.

«Жили-были…»

Сказка вводит малыша в огромный мир культуры и является универсальным учебником. На основе сказок можно составить целые системы заданий и упражнений для обучения, развития и воспитания.

Предположим, вы выбрали сказку «Мужик и медведь», читаете ее ребенку и рассматриваете картинку, на которой изображены герои сказки возле кучи репы. Предложите малышу пересказать сказку, используя картинку, или ответить на вопросы: Для чего герои сказки выращивали растения? Почему мужик в первом случае потребовал себе корешки, а во втором — вершки? Справедливо ли поступил мужик с медведем? А как нужно было поделить урожай в первом и во втором случаях?

Возможно, малыш захочет придумать новую сказку, в которой мужик справедливо поступает с медведем; нарисует героев сказки или заштрихует их контуры прямыми и наклонными линиями; под вашим руководством изготовит из цветной бумаги аппликации по сказке или вылепит героев из пластилина; составит из разрезной или магнитной азбуки названия героев сказки.

Вместе с ребенком можно придумать загадки о героях сказки. Загадки составляются путем сравнения отдельных признаков героев с признаками других объектов или героев. Например: Большой, как человек, мохнатый, как кот, любит мед и малину. Кто это? – Медведь. Сверху - зеленая, снаружи - черная, как уголь, внутри - белая, как снег. Что это? – Репа.

Можно предложить ребенку математические задания: Сосчитай, сколько репок изображено на рисунке; У кого больше куча репки, а у кого - меньше? Сколько репок станет, если взять или добавить одну?

Поговорите с малышом о том, почему растения нужно высевать весной, а не зимой; объясните ему значение корня, стебля, листьев и цветков; расскажите, какие изменения произойдут с растениями, если в течение лета будут идти непрерывные дожди или случится засуха и т.д.

«Зеленый, круглый, меньше арбуза…»

Большинство родителей стремится научить ребенка считать и решать задачи. Однако знания, приобретенные таким способом, - лишь интеллектуальная информация, которая не научит ребенка осуществлять мыслительные операции, логически рассуждать и вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Источником познания малыша является чувственный опыт. Оттого, насколько полноценным было освоение ребенком эталонов цвета и формы, зависят его дальнейшие успехи в математике. Если ребенок не умеет распознавать геометрические формы, вам следует позаботиться о специальных развивающих пособиях: помогут логические блоки, рамки и вкладыши в виде геометрических фигур и т.п.

Ребенку также необходимо знакомство с понятием величины предметов. Соотношение величин предметов - это путь перехода от чувственного познания к логическому. Только после этого можно переходить к освоению еще одного свойства предметов - количества. И здесь также в первую очередь необходимо развивать логическое мышление ребенка. При желании вы найдете много игр на развитие логики: квадраты и кубы, восточные головоломки, головоломки для самых маленьких. Параллельно с освоением логических операций можно предложить ребенку математические домино, лото, считалочки.

Занятия «математикой» в раннем возрасте точнее было бы назвать счетом, измерениями и логическими построениями. Именно такое сочетание дает осязаемое представление о математике как единстве. Упражнения, которые выполняет ребенок, естественны и просты для него: он сравнивает, упорядочивает, измеряет и систематизирует. Но именно эти действия ведут к проявлениям математического познания.

«Висит груша…»

Всем детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение - способность создавать образ предмета по его словесному описанию. Однако чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

Например, невнимательно выслушав всю загадку «Зимой белый, летом серый», малыш мгновенно радостно кричит: «Снег». Говорите ребенку, что загадку надо обязательно прослушать до конца, подумать и лишь затем сообщать отгадку.

Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке. Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной.

Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

«Муха села на варенье…»

Заучивание стихов развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Считается, что наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений - 4-5 лет. Именно в это время начинает особенно быстро развиваться память малыша. До четырех лет, как правило, перед ребенком не ставят задачи запомнить произведение, а просто «начитывают» их количество. После четырех лет необходимо целенаправленно учить малыша запоминать стихи наизусть. Это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать отрывки из поэм Лермонтова, с ним надо учить детскую классику. Непоседам для запоминания предлагаются стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока они только учатся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, в противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. И еще - учить стихотворение лучше не просто так, а в качестве подарка для папы, брата, бабушки и т.п.

Учиться играючи

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуального труда.

Нe допускайте, чтобы малыш скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.

Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу незначительных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

Чаще предоставляйте ребенку возможность заниматься тем делом, которое ему нравится.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Источник: bt-lady.com.ua

 

amurskdetsad9.ucoz.ru

Консультация для родителей "Развитие ребенка в 5 лет"

Развитие ребенка в 5 лет

Пять лет – это возраст, когда характер ребенка практически сформирован. Но время закрепить навыки и скорректировать характер еще есть. Ведь воспитание подразумевает не только назидание, но и помощь, содействие, совместная игра. Для ребенка общение с родными и близкими самое важное, с кем еще он может поделиться своими переживаниями, наблюдениями, у кого кроме родителей он попросит помощи? Не забывайте в игровой форме закреплять все приобретенные знания – размер, цвет и форма предмета, значение предлогов и так далее. Социальные навыки – вежливость, умение благодарить и обращаться с просьбой терпение и такт.

Игры в воспитании играют большую роль. В процессе игр дети учатся контактировать друг с другом, уступать, лидировать, подчиняться правилам. Игра формирует сообразительность, воображение, творческие способности, развивает фантазию.

Развитие ребенка в 5 лет — что должен уметь ваш малыш

Существуют нормы, которые определяют уровень развития ребенка. Хотя незначительные отклонения от норм не являются катастрофой. Каждый малыш уникален и талантлив. Например, он еще не умеет считать до двадцати, но рисует прекрасные картины. Пройдет время и ребенок догонит и может даже перегонит в развитии своих сверстников, конечно родители в этом должны оказать ему всяческую помощь.

Итак, ребенок в 5 лет:

  • знает, где живет, может назвать свой адрес;

  • в его словарном запасе три тысячи слов и более;

  • произносит сложные предложения;

  • пересказывает события, увиденный мультфильм;

  • выговаривает все буквы и звуки, хотя бывают исключения;

  • у себя может определить правую и левую сторону;

  • разбирается в простых антонимах;

  • знает о прошедшем времени, настоящем и будущем;

  • обладает некоторыми математическими знаниями, знает, где больше и меньше, считает до 20;

  • он осведомлен, о назначении простых предметов.

Особенности развития пятилетних детей

  1. В пять лет дети выносливы, и могут долго гулять. Это можно использовать в воспитательных целях – познавательные прогулки, игры направленные на физическое развитие.

  2. Координация стабилизируется, ребенок много рисует, лепит, клеит и вырезает, возводит различные конструкции.

  3. Игра в это время сложная, с сюжетом, распределением ролей, имеющая правила.

  4. Словарный запас у малыша не просто увеличивается, он осваивает язык увлеченно и даже творчески. Он рассказывает стихи, сказки, фантазирует и рассуждает.

  5. Несмотря на своеобразную логику, он может решать сложные задачи, обобщать факты, устанавливать связи.

  6. Память у ребенка становится сознательной. Он быстро учит стихотворения, но проследите за тем, чтобы он понимал, о чем идет речь.

Физическое развитие ребенка в 5 лет

Организм ребенка развивается, растут мышцы и кости, но скелет еще находится в стадии формирования. Кости еще гибкие, частые падения не страшны для малыша. Кости черепа растут, поэтому голова увеличивается в размерах.

По данным ВОЗ рост ребенка в 5 лет составляет 105-115 см для мальчиков и 105-114,5 для девочек. Вес ребенка в 5 лет 18,3 – 19, 4 кг для мальчиков, 17,7 – 19,1 кг для девочек.

Данные отечественных педиатров – мальчики: рост 104,1 – 109,3 см, вес 16,9 -19,4 кг и девочки: рост 103,8 – 109,1 см, вес 16,7 – 19 кг.

В 5 лет малыш хорошо умеет:

— бегать,

— ходить,

— прыгать,

— играть в разнообразные игры с мячом,

— плавать или, по крайней мере, не боится воды,

— кататься на велосипеде и самокате.

— бегать по лестнице.

Задача родителей в этот период следить, чтобы малыш не испортил себе осанку. Обязательно делайте с ребенком зарядку, развивающую все группы мышц. Учите его спортивным играм.

Упражнения для детей с пяти лет

infourok.ru