Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

5 причин, почему ребенок не хочет выполнять домашнее задание. Ребенок не делает домашнее задание в 5 классе


5 причин почему не хочет

Наверное, большинство родителей мечтает о том, чтобы их ребенок, придя домой, сразу же приступил к выполнению домашнего задания. Они хотят, чтобы их сын или дочь все время радовали своими успехами в учебе, приносили хорошие оценки, а учителя не могли ими нахвалиться. Такая идеальная картина редко встречается в семьях. Большинство родителей видят дома совсем другую картину. Ребенок приходит из школы и начинает заниматься совсем не тем, чем надо. Мама и папа нервничают, передавая ему свое плохое настроение, а от этого страдает вся семья.

 

Если ребенок не делает домашнее задание

Какова причина такого поведения ребенка? Что делать родителям в, если ребенок не хочет делать домашнее задание?

  1. Большинство родителей считает, что ребенок не хочет выполнять домашнее задание, так как ему лень. Действительно есть дети, которые очень ленивы от природы. Их очень трудно заставить чем-то заняться. Но если присмотреться к своему чаду, то можно увидеть, что ему совсем не трудно читать интересную книгу или играть с детьми во дворе. Поэтому следует искать другие причины такого поведения.

Психологи не рекомендуют кричать на ребенка, угрожать или сравнивать его с более успешными одноклассниками. Необходимо выявить причину отказа от выполнения домашнего задания.

Это полезно узнать:

Дополнительные материалы:

К оглавлению ↑

  1. Случается так, что ребенок долго сидит над учебником, но не делает при этом никаких действий. Что это значит? Большинство детей панически боится сделать что-то не так и потерпеть неудачу. Домашнее задание — это не исключение. Родителям необходимо поговорить с ребенком, спросить, чего он боится. Возможно, у него возникает страх перед учительницей. В таком случае необходимо поговорить с педагогом. Покажите ребенку, что Вы всегда его поддержите и не будете ругать за плохие оценки. Откровенный разговор поможет расслабиться и избавиться от страха.

  2. Ребенок может отказываться от выполнения домашнего задания, потому что не понимает предмет. В таком случае необходимо заниматься вместе с ним, объяснять то, чего он не понимает. Ни в коем случае нельзя показывать свое недовольство и проявлять при этом свои негативные эмоции.

  3. Некоторые дети хотят привлечь внимание родителей к себе, потому что испытывают недостаток общения с их стороны. В этой ситуации необходимо дать понять ребенку, что Вы ему нужны. Всегда интересуйтесь его успехами в школе.

  4. Некоторые дети не хотят выполнять домашнее задание самостоятельно. Они хитрят и начинают жаловаться на усталость или на то, что не понимают материал. Родители делают домашнее задание вместо них, а те получают положительную оценку от учителей практически ни за что. К тому же, уже в таком раннем возрасте ребенок учится манипулировать своими родителями и умеет использовать их в своих интересах. В таком случае надо объяснить ребенку, что домашнее задание — это его прямая обязанность. Если это не приносит желаемого результата, действуйте более жестоко. Запретите ему смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.

leaky.ru

Чтобы ребенок сам хотел делать домашние задания

Многие родители озадачены тем, что ребенок не желает самостоятельно выполнять уроки, заданные ему на дом. Он привлекает к помощи родителей, зачастую пытаясь переложить свои обязанности на них. И нет речи о том, что ваш ребенок не способен, а просто настал период, когда ребенку нужно немного помочь.

В жизни каждого ребенка есть «кризисные» годы, и в основном именно тогда и возникают проблемы с выполнением домашнего задания. И чтобы справиться с ними, нужно понять причины их возникновения.

Почему ребенок не желает делать домашнее задание?

Многие психологи уверены, что решение всех проблем – в семье, там же скрыты и причины. Когда ребенок идет в школу, он понимает, что он уже взрослый, однако постоянное одергивание со стороны родителей, которое происходит чаще на уровне бессознательного, приводит к осознанию ребенком того, что сам он все сделает плохо, а мама сделает хорошо – и в уроках тоже. У ребенка пропадает желание преодолевать любые трудности, снижается интерес к знаниям, возникает инертность, пассивность, формируется блок на все новое.

Допускать такой ситуации нельзя. Позвольте ребенку быть самостоятельным. Чтобы ваш ребенок захотел, придя домой из школы открыть портфель, достать учебники и начать делать домашнее задание, он должен быть самостоятельным! Причем всегда! Только тогда он будет ощущать, что его действия имеют результат, а какой – зависит только от него самого.

Родители должны давать возможность ребенку действовать самому, помогать ребенку лишь в исключительных сложных ситуациях, следить, чтобы все дела доводились им до конца, доверять ребенку любую домашнюю работу, хвалить его, стимулировать и настраивать на успех, говоря «у тебя все получится».

Чрезмерная опека и большая любовь могут навредить ребенку

Родители с самого рождения малыша думают, что они отлично знают что необходимо ребенку – они выбирают ему сад и школу, потом начинают собирать ему портфель, читают вслух то, что задали на самостоятельное чтение. Облегчая жизнь ребенку, родители лишают его развития чувства самоконтроля. Как результат – ребенок не хочет самостоятельно думать, искать правильные решения, а ответственность за приготовленное домашнее задание он перекладывает на родителей.

Что должны делать родители? Любить ребенка и научить его выполнять порученные обязанности. Сначала это могут быть домашние дела — пусть не столько интересные, но очень важные, как например, уход за растениями. Затем, когда ребенок поймет, что его роль не созерцательная, научите его с вечера собирать портфель, готовить себе одежду «на завтра», проверять самостоятельно все ли домашние задания выполнены. Здесь важно чувство меры – делать с ребенком вместе, а не вместо.

Родители должны помочь ребенку стать не созерцателем, а активным участником в работе над домашним заданием, должны лишь аккуратно и корректно направлять его действия и мысли, не переключая весь процесс на себя. Очень важно, чтобы у ребенка развивалась адекватная самооценка.

Стимулирование познавательной деятельности

Очень сложно ребенку после детского сада переключиться на школу: все еще доминирует игровая деятельность над познавательной. Значит важно стимулировать интерес к обучению и познанию.

Вместе ищите ответы на вопросы в детских энциклопедиях, посещайте музеи, выставки, театры. Чем больше ребенок будет видеть, и узнавать, тем интереснее и увлекательнее для него будет процесс познания. А значит и процесс обучения. Таким образом, активизируется память, накапливается словарный запас, ребенок начинает рассуждать, обосновывать суждения, объяснять.

Конечно, огромную роль в мотивации к обучению играет учитель – он излагает учебный материал и оттого, насколько это интересно зависит многое. Но и родители должны помочь – развить в ребенке познавательный интерес ко всему новому, и к отдельному предмету в том числе.

Не пропусти новые статьи, подписывайтесь на наши страницы в Фейсбук https://www.facebook.com/Ewrica/ или Инстаграм https://www.instagram.com/ewricakiev. Будь в курсе всех событий!

ewrica.com.ua

Почему дети не хотят делать домашнее задание?

Довольно часто возникают ситуации, когда дети не хотят выполнять домашние задания. Они занимаются всем чем угодно, только лишь не приготовлением уроков. И период с осени до лета, то есть время учебы в школе, становится и для детей, и для их родителей временем мук, стрессов и расстройств. Детских психологов все чаще волнуют ситуации, когда с началом учебного года в семьях раздаются крики, скандалы и даже угрозы по поводу нежелания детей делать уроки, заданные на дом.

Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

Для того чтобы ответить на вопрос «Почему дети не хотят делать домашнее задание», необходимо разобраться в причинах нежелания ребенка учиться:

1.​ Довольно распространена ситуация, когда родители из-за своих амбиций и желания сделать из своего ребенка гения-вундеркинда, стараются загрузить его по полной схеме. Не учитывая интересы ребенка, и не давая ему возможности самому сделать выбор, они берут под полный контроль и время занятий и даже свободное время. Таким образом, дети оказываются перегруженными и информацией, и делами.

2.​ Часто родители, желая повысить работоспособность ребенка, донимают его резкими замечаниями, постоянно акцентируют внимание на апатии, неумелости и лени. Однако тем самым они добиваются обратного результата, внушая и делая его лентяем и неумехой.

3.​ Дети очень впечатлительны. Даже самая незначительная неудача на занятиях в школе, плохая оценка или оплошность на уроке могут сильно понизить его самооценку.

4.​ Одну из ведущих ролей играет мотивация. В любом виде деятельности, в частности и учебе, всегда важно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению. Если дети не найдут смысла в учебе, то и сам процесс обучения станет для них неинтересным и скучным.

5.​ Нежелание ребенка учиться порой кроется в чрезмерной заботе и опеке его родителями. Это приводит к тому, что ребенок становится несамостоятельным, ждет, что за него все, и в том числе домашнее задание, будут делать старшие.

6.​ Часто дети не хотят делать домашнее задание потому, что не поняли и не усвоили урок в школе, и он до сих пор представляет для них сложность.

7.​ А возможна и обратная причина. Ребенку не хочется делать уроки потому, что они для него просты, легки, а потому и неинтересны. Ему банально скучно.

8.​ Отношения с одноклассниками также играют важную роль. И если они отрицательные, то дети не только не хотят делать домашнее задание, но и ходить в школу.

9.​ Наконец, самочувствие ребенка играет не последнюю роль. Банальное физическое недомогание резко снижает работоспособность, становится последствием совершения в работе оплошностей и ошибок, которые, в свою очередь, становятся причиной нежелания учиться.

10.​ Всегда надо помнить, что по своей природе дети очень любознательны, с удовольствием узнают что-то новое, интересное. И часто взрослые, своими действиями сами отбивают у ребенка стремление к знаниям.

Что делать, если дети не хотят делать домашнее задание?

Причин может быть еще великое множество. Как же сделать так, чтобы у ребенка не пропало желание учиться? Конечно, лучше предупредить, чем потом исправлять ошибки. А потому готовить детей к процессу обучения необходимо заранее и в комплексе:

1.​ Формирование у ребенка ответственности и самостоятельности. С 4-х лет начинается возраст, когда оптимальнее всего начинать воспитывать эти навыки.

2.​ Важно приучать ребенка к определенному режиму дня. Все действия, производимые в одно и то же время, вырабатывают привычку к распорядку.

3.​ У ребенка должно быть свое отдельное рабочее место. Это создает определенный настрой, дисциплинирует. Выполнение уроков в разных местах: то на диване, то перед телевизором, то на кухонном столе отвлекает ребенка, мешает настроиться на работу.

4.​ Очень важно дать почувствовать детям значимость выполняемой работы. Дать понять, что его учеба – это не игра, она так же важна, как и работа папы и мамы.

5.​ Никогда не стоит делать за ребенка уроки. Это порой очень сложно. Не хватает нервов, терпения, если у него что-то не получается. Хочется взять и «показать»: вот так надо это делать. Однако лучше еще раз-другой снова объяснить тему, правила, проговорить тезисами все непонятное. В итоге ребенок должен все сделать сам. Это поможет ему впредь не пасовать перед возникающими проблемами.

6.​ Научите малыша учиться. Особенно это важно, если ребенок – первоклассник. Помогите ему, составьте вместе с ним режим дня, красиво оформите и повесьте перед глазами на его рабочем месте. Ребенку будет проще и спокойнее, когда он знает, когда и что делать. Только не забудьте о прогулках, играх и развлечениях, они важны не меньше, чем дела.

7.​ Не стоит забывать, что оценки не всегда отражают знания и старания. Конечно, каждый родитель мечтает о ребенке-отличнике. Но если чадо все же получило плохую оценку, не следует устраивать по этому поводу скандал и даже повышать голос. Постарайтесь выяснить причину и проработать ситуацию вместе.

8.​ Побуждайте ребенка к учебе. Постарайтесь сделать процесс познания интересным и радостным. И, когда ребенок втянется в учебу, у вас уже не будет проблемы, что ребенок не хочет делать домашнее задание.

mamairebenok.com

7 типичных ошибок при выполнении школьных домашних заданий

Наталья Ард

Психолог, мама троих детей. Работает с подростками в сообществе подростков и родителей TulaTeens, г. Тула.

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Мы попали в замкнутый круг. Каждый день не сделанные вовремя уроки, бесконечная работа над ошибками и новые упражнения. Снова ошибки, снова долгие, затяжные занятия. Ребёнок угасает, истощается и тупеет на глазах, а я… я уже не знаю, что делать. Мы тонем в домашних заданиях. Руки опускаются.

Мама третьеклассника

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Привычка долго раскачиваться, откладывать дела и отвлекаться — бич большинства школьников. Привычка, которая незаметно и безжалостно съедает время.

Главное — начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 — пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но бардак на рабочем месте — бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и сна.

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты — это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть документальные фильмы и читать художественные книги по теме урока.

За каждой фразой из учебника должны вставать картинки, образы, истории, факты. Так знания становятся образованием и остаются с человеком.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет — единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Берегите силы ребёнка, не позволяйте переутомляться и истощаться. Выберите ключевые предметы, отдайте им предпочтение и спокойнее относитесь к остальным.

Способность ученика справляться с домашней работой — показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра — успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для успеха в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

lifehacker.ru

Стоит ли помогать ребенку делать домашнее задание

Еще каких-то 30 лет назад в школьном образовании были «темные» времена. Ученики жадно ловили каждое слово учителя, записывали домашние задания в дневнике и держали в уме расписание уроков. У них не было Интернета, чтобы перепроверить данные. У них не было цифровых камер, встроенных в мобильный телефон, электронных календарей и приложений с напоминаниями. Вся необходимая информация фиксировалась механически. Современный ребенок никогда не поймет, каково это, когда кроме учебников в целом мире больше не существует источников информации.

Изменение родительского отношения к выполнению домашних заданий

Порой, чтобы найти нужную формулу, необходимо было вкратце проштудировать все содержание толстенной книги. Можно сколько угодно спорить о качестве образования тогда и сейчас, но факт остается фактом: садясь за уроки, дети были предоставлены сами себе. Родители, вечно занятые на производстве, полагали, что только школа должна давать знания. Так почему же сегодня вчерашние дети тратят колоссальные силы на помощь своим собственным отпрыскам? Правильно ли они делают, предлагая услуги советника по важным учебным вопросам? Попытаемся разобраться.

Вчерашние школьники не хотят бросать своих детей на произвол судьбы. Тем более они не хотят, чтобы хитрые отпрыски брали готовую информацию из Интернета. Хотя именно глобализация обучения и влияет на родительскую ответственность. Никто не хочет, чтобы в почтовый ящик упало гневное письмо от классного руководителя. Никто не хочет открывать электронный дневник сына, чтобы увидеть ужасающую картину. Родители вынуждены выстраивать взаимосвязь с детьми еще и потому, что радикально изменились школьные требования. И теперь даже второклассникам приходится заниматься исследовательской деятельностью, ссылаясь при этом на несколько источников. Все эти сложные проекты даже одаренные дети выполняют с определенными затруднениями.

Чувство ответственности

Все перечисленные выше факторы оправдывают непосредственное участие родителей в выполнении домашних заданий с детьми. Когда папа помогает сыну в решении сложного уравнения, он создает непререкаемый авторитет. Когда мама помогает дочери в поисках видов животных, занесенных в Красную книгу, она с удовольствием отвлекается от домашних дел. В конце концов, это ваши дети, и все, что вы в них вложите, воздастся сторицей. Вы должны пользоваться этой уникальной возможностью протянуть руку помощи самому главному человечку в вашей жизни. И это взаимодействие во время выполнения доклада — отличная возможность наладить тесный контакт с ребенком.

Что делать, когда у детей разные интеллектуальные способности?

Кому-то из родителей везет больше, и они лишь проверяют безупречно выполненные задания. Изначально они потратили пару лет на контроль и сейчас пожинают плоды: их чадо отлично справляется самостоятельно. Если у вас именно такой ребенок, спешим вас поздравить! Однако дальнейшее чтение этой публикации вряд ли у вас вызовет интерес. Существуют дети, которым обучение дается с трудом. А в условиях изменившихся школьных требований выполнение домашних заданий превращается для родителей таких детей в настоящий ад. Взрослые не могут бросить своего несчастного отпрыска на произвол судьбы. Однако моральные силы мам и пап далеко не безграничны.

Отсутствие мотивации

Когда школьник погряз в двойках и тройках, домашние задания для него выглядят чем-то сродни катастрофы. В этом случае складывается патовая ситуация. Отсутствие академических успехов убивает всяческую мотивацию. Мотивация, в свою очередь, убивает желание учиться. Более всего на свете неудачливый школьник хотел бы избежать ежедневной мучительной борьбы с собственными способностями. Он хотел бы проснуться и оказаться в той жизни, где освоение нового материала дается легко и просто.

Но он даже не подозревает, что родители мучаются даже больше. Ведь на их плечи ложится нагрузка воспитателей и учителей, но зачастую отсутствует педагогическое образование. Как выйти из тупика?

Дети реализуют потенциал, взаимодействуя с другими людьми

Выдающийся российский и советский психолог Лев Выготский еще в XIX веке писал о том, что детям проще реализовать весь свой потенциал в компании других людей, а не с помощью самообучения. Непременным условием на пути к успеху является взаимодействие с более опытными и мудрыми членами социума. В нашем случае это будут взрослые, если речь идет о выполнении домашних заданий, и более успешные дети, если речь идет об усвоении школьной программы. Родительская помощь вписывается в концепцию так называемых «строительных лесов». Ведь даже помощь в постижении азов элементарных знаний неоценима для ребенка.

Избегайте сравнений

Все дети рождены с разными интеллектуальными способностями. Глупо сравнивать «тихого троечника» с блестящим отличником. Каждый ребенок усваивает материал в своем собственном темпе. Целью родителей является обеспечение поддержки, которая побудит ребенка раскрыть весь свой потенциал. С одной стороны, это сложно, но с другой стороны, домашнее обучение вышло из фазы дремучего темного леса, когда за необходимым учебником нужно было мчаться в библиотеку, расположенную в нескольких километрах от дома. Теперь мы имеем ощутимое технологическое подспорье и можем себе позволить добывать информацию, не выходя из дома.

Как избежать негативных эмоций?

Вместе с тем и объем домашних заданий в наши дни выглядит просто ошеломляющим. Если ваш ребенок испытывает трудности с обучением или мотивацией, дома ему необходимо больше времени на закрепление результата. К тому же многие учителя, объясняя материал, грешат тем, что ориентируются на детей, которые быстро усваивают информацию. Ну а на протесты родителей менее успешных детей бросают коронную фразу: «Нанимайте репетиторов». Не все родители готовы выкладывать кругленькие суммы на дополнительные курсы. Взвалив на себя неподъемную ношу, мамы и папы становятся раздражительными, расстроенными и сердитыми. Они никак не могут понять, почему их любимое чадо не может понять простых истин. Если вы являетесь родителем ребенка, которому тяжело дается обучение, мы дадим вам несколько простых советов, которые помогут добиться успеха.

Определение количества свободного времени

Для начала решите для себя, каким количеством свободного времени вы готовы жертвовать ради своего ребенка. Это может быть час или два, а может быть, вы вовсе не готовы идти на жертвы. Если вы проявляете нетерпение, тогда сложите с себя полномочия наставника. Только здоровый эмоциональный фон поможет ребенку усвоить материал. В противном случае найдите другого наставника.

Оптимальные условия для работы

Под оптимальными условиями для занятий подразумевается письменный стол, не загроможденный предметами, удобный стул и освещение. Исключите все отвлекающие факторы (гаджеты, крики маленьких детей и прочее). Помните о том, что некоторым детям необходимы короткие паузы, во время которых можно размять руки или встать и немного попрыгать.

Практика проверки и присутствия

Приготовьтесь к тому, что вам придется тратить много времени на проверку письменных заданий. Когда ваш ребенок уверен в том, что выполнение домашних заданий для вас не менее важно, он будет улучшать свои результаты. Это может быть долгий путь, но в конце его вы будете тратить намного меньше времени на контроль. Главное, не опускать рук. Если ребенок нуждается не только в мотивации, но и в непосредственной помощи, садитесь рядом с ним. Порой не нужно подсказок, достаточно родительского присутствия. Это сохраняет сосредоточенность малыша на работе.

Избегайте эмоциональных конфронтаций

Когда выполнение домашних заданий похоже на борьбу, стресс овладевает и детьми, и родителями. Это психологическое состояние вызывает негативные эмоции. Если вы видите, что ребенок вот-вот перешагнет черту, за которой возможен срыв, в свою очередь сохраняйте спокойствие. Возьмите короткую паузу, глубоко вдохните, выпейте травяного чая, а затем вернитесь к выполнению задания. Выработайте стратегию, которая обеспечит оптимальные результаты. Пользуйтесь интернет-ресурсами и видеоуроками. Пройдет время, и вы с улыбкой будете вспоминать о тех днях, когда считали выполнение домашних заданий адом.

www.syl.ru

НЕ помогайте детям делать уроки — это печальная практика!

Помогать или нет? Это вечный вопрос среди родителей, касающийся помощи детям при выполнении домашних заданий. И у каждого родителя есть свое личное мнение на этот счет. Одни считают единственным эффективным способом добиться безупречной успеваемости – тотальный контроль над школьной жизнью ребенка, другие просто перекладывают всю ответственность за учебный процесс на плечи юных школьников, предоставляя им полную свободу действий. Как же поступить, чтобы ребенок научился самостоятельно планировать собственное время и делать уроки без напоминаний.

Почему я не помогаю своему ребенку делать уроки?

Когда мой сын пошел в первый класс, меня переполняла масса противоречивых чувств в отношении поддержания его успеваемости и тактике выполнения домашних заданий. К счастью, первоклашкам практически не задают домашних заданий, поэтому у меня был целый год на размышления.

Основным заданием было правописание: дописать строчку из разных закорючек для набивания руки для письма. Поначалу я весьма рьяно кинулась контролировать безупречное выполнение домашней работы и даже заставляла ребенка писать дополнительные строчки в другой тетради, чтобы побыстрее натренировать руку. Но через месяц, увидев однажды несчастное лицо сына перед выполнением домашних заданий, я поняла, что пора остановиться и перестать играть в школу дома. И тут я решила проконсультироваться с педагогом-психологом, который порекомендовал мне следующее.

  1. На выполнение уроков для первоклашек должно уходить не более 30 минут времени. Количество времени увеличивается по мере взросления ребенка, но не должно превышать разумных пределов. В противном случае, школьник может переутомиться и сделать задание механически, не вникая в суть дела, тем самым не усвоив материал.
  2. Ребенку лучше всего посоветовать сначала делать самые сложные для него задания, требующие максимум концентрации и внимания, а затем переходить к более легким.
  3. Родителям не следует проявлять тоталитарный контроль над уроками, требуя показать дневник для проверки оценок и домашних заданий. Лучше замаскировать это под дружественную беседу в доброжелательной манере, в ходе которой взрослый интересуется у ребенка о том, что проходили в школе и задали домой, что понравилось больше всего, а что оказалось трудным. Это позволит выстроить доверительные отношения с ребенком и узнать о заданном материале без проверки дневника.
  4. Не следует идти на поводу у ленивых или хитрых школьников, которые просят сделать задание за них, прикрываясь тем, что материал непонятен. Конечно, родителю гораздо проще быстренько решить пример или написать пару предложений и идти заниматься своими делами. Но, пропустив один или два вечера выполнения домашней работы, не нужно удивляться плохим оценкам, ведь такой способ выполнения уроков проходит без участия интеллектуальной деятельности ребенка исключительно на результат для учителя, а не для формирования определенных знаний.
  5. Помогать следует лишь в том случае, если задание предусматривает участие родителя или действительно невыполнимо для школьника (например, задание первокласснику сделать презентацию в компьютерной программе). Если ребенок на самом деле не понял материал и из-за этого не может сделать домашнюю работу, то помощь может быть оказана только в дополнительном объяснении теории доступным языком для лучшего понимания. Но само домашнее задание предусмотрено для самостоятельного выполнения.

Вспоминая собственные школьные годы, когда мама стояла у меня над душой с ремнем в руках, заставляя не по разу переписывать целые тетради из-за одной ошибки, и переживая заново свои эмоции и ощущения в те моменты, мне стало искренне жаль своего сына. Очень важно для каждого родителя, чтобы его ребенок был самым умным, самым талантливым и самым лучшим в классе. Но навязываться ему для выполнения уроков – это самообман.

И я решила, что мой сын достаточно взрослый и в определенной степени самостоятельный человек, который способен проконтролировать и выполнить под собственную ответственность домашние задания. Ведь именно для этого их задают школьникам.

Ну а если он где-то забудет что-то сделать или сделает задание плохо и получит за это плохую оценку, то это будет для него уроком внимательнее относиться к домашней работе. А мама или папа всегда будут рядом, чтобы восполнить пробел в знаниях, если в этом действительно возникнет необходимость.

Как отрицательно влияет помощь родителей в процессе обучения? Практический опыт подруг

Задумавшись о том, почему же помощь родителей в учебе детей – скорее медвежья услуга, чем вклад в систему знаний школьника, я расспросила подруг о том, кто как относится к выполнению уроков своих детей-школьников. Выслушав их мнения, мне стало понятно, почему постоянное вмешательство родителей в учебный процесс носит негативные последствия:

  1. Отсутствие самостоятельности и ответственности. Сын моей подруги, приходя домой, был всегда напоен и накормлен любимой бабушкой, которую он после обеда брал за руку, и они вместе садились за уроки. Со временем у бабушки даже появилось личное рабочее место за партой Сережи справа от него. Нужно ли говорить, что абсолютно все уроки выполнялись вместе: некоторые задания бабушка честно предлагала внуку сделать самостоятельно, но как только случалась заминка, то тут же подсказывала. Когда бабуля внезапно получила в подарок путевку в санаторий и уехала на месяц, успеваемость Сережи упала до уровня двоек и троек. Вовсе не потому, что он ничего не знал или не хотел знать. А потому, что теперь он не мог самостоятельно организовать выполнение домашнего задания, ведь раньше за него все делала бабушка.
  2. Формирование ложных представлений о процессе обучения и получения знаний. Когда школьник постоянно пользуется готовностью родителей помочь в выполнении домашних заданий, у него складывается представление о том, что все желаемое можно получить, не напрягаясь, лишь попросив об этом нужного человека, найдя к нему подход. Такое представление об обучении в будущем может привести к трудностям при поиске работы и проблемам карьерного развития.
  3. Формирование страхов и комплексов при чрезмерном контроле. Я прекрасно помню, как страшно мне было идти домой, если я получала четверки вместо пятерок. Дома меня ждал допрос о том, что же мне было непонятно, раз оценка на балл ниже максимальной. Выслушав мой несвязный лепет о причинах такой оценки, моя мама открывала учебник и заставляла меня наизусть учить тот материал, по которому в ее представлении у меня возник пробел, а потом все «до запятой» рассказывать ей. После этого следовали выполнение домашнего задания и проверка с пристрастием выученной теории. Окончив школу и поступив в университет, я съехала от родителей в отдельную квартиру. Первый курс для меня прошел аналогично школьным годам: я тряслась над четверками, хотя теперь меня никто не контролировал, при этом я не особо старалась понять вызубренный материал. К счастью, к концу первого курса я все-таки осознала, что учиться можно и нужно по-другому, что позволило мне вполне заслуженно получить красный диплом, обладая всеми требуемыми знаниями моей специализации.

Как я исправила ситуацию и научила ребенка делать уроки самостоятельно: делюсь опытом!

Возвращаясь к вопросу о совместном выполнении школьных домашних заданий, мне стало понятно, что чрезмерная опека только навредит моему ребенку. Поэтому я выработала несколько способов, которые помогали мне быть в курсе событий в школе и «неприметно» принимать участие в учебном процессе сына.

  • Превратить урок в игру. Если мне казалось, что у сына плоховато выходит с правописанием, я ненавящево предлагала ему поиграть в «закорючки» в то время, когда все уроки были сделаны: мы писали заданные символы на муке, рассыпанной на обеденном столе, палочками на песке или снегу, и даже строили железную дорогу, повторяющую форму символа, а паровоз должен был проехать так, как это выглядело бы при письме. Может этот способ и не помог натренировать руку, но сын гораздо лучше запоминал принцип написания символа.

  • Поиграть в «глупого взрослого». Одна моя знакомая всегда на просьбу дочери помочь с уроками, бросала все дела и соглашалась. «Ой, только я ведь уже ничего и не помню!» — искренне говорила она. Дочка объясняла ей основы теории, и за это время чаще всего сама успевала разобраться в трудном месте, выполняя домашнее задание самостоятельно.
  • Поиграть в учителя и ученика. По сути та же игра в «глупого взрослого», но здесь ребенок выступает в роли учителя, а родитель – в роли ученика. Мой сын был очень горд, что и у него есть возможность поучить кого-то, да еще и взрослого. Усаживая меня за свою парту, он брал указку и объяснял усвоенный в школе материал мне, как новичку. Если я видела, что у него возникали затруднения, то мне оставалось только задавать наводящие вопросы.
  • Использование «живых» примеров. В основах математики моему первокласснику, как ни странно, помогли как раз груши и яблоки. Решая примеры с реальными предметами, ему было легче сориентироваться в счете. При этом моя персональная помощь была только в выдаче пакетов с разными фруктами, овощами или сладостями, из которых сын сам себе делал задачи и сам же их решал.

О чем нельзя забывать родителям школьников во время обучения?

Несмотря на кажущуюся сложность российской школьной программы для любого класса, домашние задания должны выполняться учеником все-таки самостоятельно, каков бы ни был соблазн быстро дать ему правильный ответ.

А самое главное, о чем нельзя забывать – это то, что школа и уроки важны в жизни, но не важнее теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Взрослым следует вспомнить на минутку себя в школьные годы, проанализировать поведение своих родителей в плане успеваемости и постараться не допускать их ошибок.

С уважением, Любовь Созыкина

www.odnadama.ru

Родительское собрание в 5 классе Как помочь детям делать домашнее задание

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Советы родителям, которые хотят помочь школьнику в выполнении домашнего задания Развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем При выполнении домашних заданий имеет значение: Насколько ребенку интересно учиться в школеНасколько для него важно быть успешным учениковКаковы особенности нервной системы и характера ребенкаКаковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий Четыре результата учения Знания, которые человек получит и умения, которые он освоитТренировка общей способности учитьсяЭмоциональный след от занятия - удовлетворение или разочарование - уверенность или неуверенность в своих силахСлед на взаимоотношениях родителей с ребенком -положительный или отрицательный Для облегчения начала работы: Не обязательно начинать с самого трудного. Есть дети, которым необходимо время для «врабаты-вания» - им лучше начинать с легких заданий, завершая дело выполнением трудных. А вот быстро утомляющимся лучше начинать с более сложного.Не забывайте время от времени (но не всякий раз) проверять, правильно ли ребенок формулирует вопрос и само условие задания.Старайтесь не мешать ребенку думать и реализовывать свои намерения, Не стойте над душой во время работы. А тренироваться в умениях находить главное, анализировать условия, подбирать способ действия - всем этим лучше заниматься до учебных занятий: в играх, на прогулках. Для облегчения начала работы: Не отвлекайте ребенка во время приготовления уроков вопросами, не имеющими отношения к данному материалу.Воздерживайтесь от «интересных» разговоров с другими членами семьи, соседями.Не проявляйте чрезмерных восторгов при виде его несомненных удач, достаточно одобрительного замечания – иначе эмоциональный отклик может отвлечь ребенка. Требования к выполнению домашних заданий Общая продолжительность занятий дома - не более 1,5-2 часовИнтенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться более, чем 30 минутЧерез каждые 15-20 минут необходимо делать перерывыОбъективные признаки утомления — жалобы на усталость, головную боль, боль в животе.Недопустимо лишать ребенка отдыха и прогулки из-за плохих отметок.Ни в коем случае не заниматься во время болезни и не стремиться все сделать за несколько дней.Письменные уроки нужно чередовать с устнымиЖелательно выполнять задания в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. Требования к выполнению домашних заданий Задание по чтению, иностранному языку нужно повторить несколько разВ выходные дни ребенок полностью должен быть освобожден от уроков.При подготовке домашних заданий ребенку необходима психологическая поддержка.Постоянное подчеркивание недостатков ребенка приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что несмотря на все с

weburok.com