Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

ГДЗ (Решебники) за 5 класс по предмету Русский язык. Как помочь ребенку с русским языком 5 класс


Повысить грамотность ребенка русскому языку | У ребенка повышены

Как повысить грамотность ребенка

Повысить грамотность ребенка, помочь ему писать грамотнее -всё это вполне под силу заинтересованным родителям. Предлагаем рекомендации специалиста.

Грамотность. Что это такое?

Грамотностью называют определенную степень владения навыками чтения и письма в соответствии с принятыми грамматическими нормами.

Одной из важнейших задач обучения в начальных классах школы является формирование у детей орфографической грамотности – умения писать правильно, без ошибок. Русский язык в этом плане считается очень сложным. Чтобы овладеть им, детям приходится запоминать множество правил.

Но даже отличное их знание не гарантирует отсутствия ошибок на письме, если у ребенка отсутствует или не развито языковое чутье – интуитивное владение языком. Чтобы помочь своему ребенку стать грамотным человеком, родители должны позаботиться о развитии у него этого самого языкового чутья.

Развитие языкового чутья

Малыш, только начинающий говорить, усваивает законы языка на подсознательном уровне, воспринимая речь окружающих, пытаясь подражать ей при создании собственных высказываний. С возрастом интуитивное усвоение, как особенность детской памяти, постепенно угасает, если его не тренировать и не закреплять. Лучшим способом тренировки, развивающей языковую интуицию, является чтение книг. Изучение русского языка в школе лучше дается тем детям, которые рано начинают самостоятельно читать и делают это с удовольствием. Поэтому нужно воспитывать интерес к книгам с самого раннего детства. Приучив ребенка с малых лет слушать занимательные истории и чудесные сказки, родители легко добьются того, что в возрасте 5-6 лет он захочет научиться читать их самостоятельно.

Диктанты помогут повысить грамотность

Когда ребенок овладеет письмом, родителям нужно стараться как можно чаще писать с ним диктанты. Для начала можно давать задания по переписыванию коротеньких текстов из книг, затем ребенку необходимо учиться писать под диктовку. В текстах для диктантов должны содержаться практические отработки по всевозможным правилам русского языка.

Зрительное восприятие слов, регулярное прорабатывание орфографических норм их написания способствует развитию памяти, интуитивных и аналитических способностей, логического мышления. Поэтому регулярное написание диктантов наряду с чтением книг лучше всего развивает языковое чутье и помогает ребенку стать по-настоящему грамотным человеком.

Ольга Лавицкая, логопед.

Специально для сайта Стать грамотным.

Как часто приходится слышать сетования родителей: «Правила-то он знает, а пишет все равно неграмотно». Сразу скажу, что натаскать ученика на ГИА или ЕГЭ, приучив его к конкретным тестам, задолбив с ним схемы и штампы сочинений–рассуждений (тезис - два аргумента - вывод) – все это проще, чем научить его по-настоящему грамотной русской речи. Но — можно!

Как часто приходится слышать сетования родителей: Правила-то он знает, а пишет все равно неграмотно . Сразу скажу, что натаскать ученика на ГИА или ЕГЭ, приучив его к конкретным тестам, задолбив с ним схемы и штампы сочинений-рассуждений (тезис - два аргумента - вывод), – все это проще, чем научить его по-настоящему грамотной русской речи, устной и письменной. Но — можно!

Разные виды памяти

Трудно перечислить все блага, которые несет в себе чтение. И уж конечно, оно развивает речь и повышает уровень грамотности. Если же у ребенка хорошая зрительная память (что встречается не так уж часто), чтение делает его безупречно грамотным.

Ребенку с хорошей звуковой памятью, который стихи учит непременно вслух, посоветуем при письме проговаривать слова так, как они пишутся: ин-тел-ли-гент

Один из моих учеников однажды удивил меня тем, что переписывал письмо Онегина к Татьяне. Пока не напишу своей рукой, не выучу! - объяснил он. Это механическая память - память руки. Такому ученику нужно писать больше: даже просто внимательное списывание делает его грамотнее. У такого спросишь: Как пишется винегрет ? Он подумает, потом своей рукой напишет, посмотрит и ответит. У него рука помнит. Такие ученики и студенты вечно пишут шпаргалки, которыми потом могут и не пользоваться: им главное - прописать, чтобы запомнить.

И, конечно, все виды памяти можно и нужно развивать.

Могут ли помочь родители?

Вы можете, конечно, нанять сыну или дочери репетитора, чтобы подготовить его к экзамену или отработать какие-то сложные темы. Но развитие речи и навыки грамотного письма – это совсем другая история. Что можно и нужно сделать самим родителям? В первую очередь, конечно, прививаем ребенку любовь к чтению. Ученик, который много читает, уж конечно, не напишет фразы типа: Я оглянулся. У меня в заде сидел заяц! Или: Мальчик подбежал ко кну .

Следим, чтобы наше чадо аккуратно и чисто работало в тетрадках. Разборчивый и четкий почерк – 30 процентов грамотности: кто пишет четко, тот, как правило, думает, что и как он пишет.

В случае какой-то особой безграмотности нужно обратиться к логопеду, что помогает некоторым ребятам. Но многие логопеды говорят, что к 7-му классу дисграфия или дизорфография должны быть побеждены стараниями ученика, учителя, родителей.

Развиваем навык самопроверки

Очень полезен навык самопроверки. Один мой ученик со страшной дизорфографией (допускал массу нелепых ошибок, хотя хорошо знал правила) научился искать и находить свои ошибки. Заботливая мама купила ему ручку-шпиона, чтобы работа не выглядела грязной. Неплохой выход из ситуации! Он сдавал работу немного позже других, что не помешало ему неплохо написать экзамен по русскому языку и поступить туда, куда он и планировал.

Как развивать навык самопроверки? Мы, конечно, делаем это на уроках в школе. А дома Если ребенок безграмотно списывает с учебника, значит, для него будет полезным списывание с самопроверкой ежедневно; пусть это будет хотя бы треть страницы. Текст выбирайте из хорошей и интересной книжки. Утром написал - через несколько часов сам свою работу проверил. Списывает неплохо, а с диктантами беда? Диктуйте небольшие тексты из сборника за соответствующий класс: сборники эти продаются в книжных магазинах. Дальше – по желанию. Может проверить по книжке сам. Если плохо получается – проверьте у него вы, но ошибок не исправляйте, а отметьте карандашом на полях: в какой строчке допущены ошибки. Дальше пусть ищет сам. Ребенок может сам себе поставить оценку: 1-2 ошибки – это четверка , 3-4 ошибки – удовлетворительно . Двойки неприятно получать, лучше за безграмотную работу поставить см , что значит смотрено .

Хвалите и поощряйте даже за самые скромные успехи. В прошлом диктанте он сделал 15 ошибок, а в этом 9? Не надо говорить, что это тоже единица : посчитайте его ошибки вместе, порадуйтесь, что их стало почти в два раза меньше, и продолжайте вместе трудиться.

Нужно ли заниматься летом?

Как правило, дети особенно плохо пишут после лета, малыши могут даже забыть, в какую сторону пишется та или иная буква. Тот, кто летом хотя бы 20 - 30 минут в день занимался, имеет преимущество. Все труды, которые вы вкладываете в своего ребенка, окупятся с лихвой.

Все, что здесь написано, подтверждается 20-летним опытом работы. Многому меня научила мама – отличник народного просвещения, кое-чему – дедушка, всю жизнь проработавший учителем русского языка и директором сельской школы. Ни одно их слово не пропало даром. Успехов вам и вашим детям!

Нина Владимировна Филипенко, учитель русского языка и литературы школы №71, для Фонтанки.ру

Человек korsakу: психические расстройства лечит психиатр, дальше — читайте книги по логопедии и педагогической психологии Логопед изучает нарушения письменной речи — это лихо!

Написал assanet | 1 июля 2013 г. 13:33

korsak: психические расстройства лечит психиатр, дальше — читайте книги по логопедии и педагогической психологии

Написал Человек | 30 июня 2013 г. 22:08

Человек: Отсутствие грамотности не имеет логопедических причин.Логопед изучает нарушения письменной речи,что является прежде всего психическим расстройством,а не невежеством.

Написал korsak | 30 июня 2013 г. 15:06

Человек: Большинство педагогов знают, что многие огрехи мог бы исправить логопед, но — где-то его нет, а родители платно не идут с ребенком, а где-то и 3 проще поставить — не рыпаются родители, и фиг с ними.

Написала Swebaka | 30 июня 2013 г. 13:16

korsak: грамотность зачастую, тоже имеет логопедические причины — просто учителя об этом не знают и в большинстве случаев тупят от недостатка знаний.

Написал Человек | 30 июня 2013 г. 12:56

Грамотность - это фундамент высшего образования. Поэтому и требования к уровню грамотности ученика в современном мире очень высокие. Это первая причина, почему нужно дополнительно работать над повышением грамотности уже в средней школе, начиная с 5 - 7 класса. Именно в этот период формируется основная база знаний по русскому языку. Во-вторых, самостоятельно ребенку это трудно сделать. Русский язык очень сложный. В связи с этим необходима система занятий. основанная на постоянном повторении, то есть знания у ребенка должны постоянно возобновляться. тогда они действительно превратятся в устойчивую грамотность. Поэтому хороший преподаватель, владеющий методикой, то есть умеющий учить, для многих просто необходим.

В моей программе есть несколько курсов повышения грамотности:

1 курс: Повышение грамотности для учеников 5 – 6 класса

2 курс: Повышение грамотности для учеников 6 класса, занимающихся по программе 7 класса

3 курс: Повышение грамотности для учеников 7 – 8 класса (простой) (с него лучше начинать очень слабым ученикам)

4 курс: Повышение грамотности для учеников 7 - 8 класса (основной)

5 курс: Повышение грамотности для учеников 7 - 8 класса (связанный с программой 9 класса)

Ученикам старше 6 класса нужно пройти предварительное тестирование. так как от его результатов будет зависеть программа занятий.

– Как пишется: СТЕЛЕТ или СТЕЛИТ? – спрашиваю я обычно ученика на тестировании.

– CтелИт, или нет, стелЕт. Ой, нет, всё-таки стелИт.

– А это исключение, 1 спряжение.

– Так ведь в глаголах первого спряжения пишется Е!

– Так ведь это исключение!

Вот такая каша в головах почти всех детей. Моя первая задача – добиться того, чтобы стало понятно. Все отрывочные и путаные знания я делаю ясными и привожу в систему. На первом этапе обучения эта задача главная – добиться состояния ясности в уме ребёнка. У него должно сложиться чёткое понимание каждого правила: что пишется, когда и почему? Ребёнок ещё будет продолжать ошибаться, но смысл его ошибки ему самому уже понятен.

Следующий этап – развитие орфографической зоркости. Часто слышу от родителей жалобу на то, что ребёнок правила знает, а применять их не может. Всё дело в том, что он просто не видит в слове того места, где располагается орфограмма, к которой надо применить правило, а не видит, так и не применяет. Тем более он этого не видит, когда перед ним не одно слово, а целый диктант, где слова быстро следуют одно за другим, сливаясь в предложения. Так вот, в результате наших занятий ученик не только зрительно, но и на слух во время диктовки уже распознаёт орфограмму, сразу же применяет правило и верно пишет. Конечно, развитие орфографической зоркости – дело не одного занятия, но совместная упорная работа ученика и учителя даёт блестящие результаты! Развитие орфографической зоркости – это и есть развитие осознанного внимания. Именно из-за его отсутствия делаются ошибки. Когда начинаем писать диктанты, я постоянно напоминаю: Помни, что пишешь. Держи внимание. Не пиши механически . Это не всем детям по силам. Но работать над этим необходимо, так как это умение нужно не только при освоении грамотности. Умение сосредоточиться – основа хорошего выполнения любого дела.

Ещё один интересный эффект – в результате такой работы ребёнок легко находит свои ошибки, а это самое трудное. Он теперь просто знает, куда нужно посмотреть, даже если во время письма не успел этого сделать. А когда наступает ясность в голове и развивается орфографическая зоркость, исчезает страх и перед ошибками, и перед учением, и перед самим русским языком. Учение начинает доставлять радость! А дальше всё идёт как по маслу: знания поступают, ребёнок их усваивает, они становятся всё прочнее, и появляется желаемый результат – грамотность! Она ещё некрепкая, начальная, но уже грамотность! Дальше работается легко: ребёнок к учению привык и его полюбил, потому что легко, получается и не страшно.

Я убеждена в том, что ребёнка надо сначала хорошо научить, и ещё раз научить, и ещё раз научить, а уже потом с него спрашивать.

И самое главное: занимаемся на уроке вроде бы орфографией и пунктуацией, а получается нечто большее, чем грамотность. Как-то незаметно ребёнок усваивает, что язык – это живая система, которая ему нужна, и начинает его любить.

Приходите ко мне на занятия. Желаю успеха!

Мои ученики

Источники: http://bacenko.ru/kak-pomoch-rebenku-stat-gramotnyim/, http://m.fontanka.ru/2013/06/28/075/, http://www.gramotnostcredo.ru/opovisheniigramotnosti.html

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Как помочь ребенку полюбить русский язык › Новости Санкт-Петербурга › MR7.ru

Ох уж этот сложный и страшный русский язык!

Наибольшие трудности и страдания он причиняет моим детям – любителям точных наук и обладателям математического склада ума. С малых лет они тщетно пытаются найти в нем логику и задают ставящие в тупик вопросы: «Почему вилка – «лежит», а тарелка – «стоит»?». «Почему нельзя сказать в единственном числе «ножницы» и «вилы», если они в одном экземпляре?». «Почему ты говоришь «памятник Петру Первому», если на самом деле это «памятник Петра Первого»?». «В чем смысл фразы «Я на этом деле собаку съел»?». Чтобы ответить, приходится звонить знакомым филологам, лезть в интернет, а чаще – просто виновато разводить руками.

Наибольшее возмущение у детей вызывают вроде бы привычные, с детства знакомые любому выражения. «Это неправильно, что «начинка» - это то, что внутри. «Начинка» - снаружи. То, с чего на-чи-на-ет-ся!».

Окончательное понимание того, что в деле покорения русского языка логику придется отложить в сторону, к младшему сыну пришло в этом учебном году, после одной несложной контрольной. «Надо было продолжить фразу: «На воре и шапка…»», - рассказывал он мне с возмущением. И что ты ответил, спрашиваю. «Конечно, «ворованная»!».

Чтобы понять красоту и необъятность языка, не стоит подходить к нему с математическими и логическими мерками. Язык понимается не умом, а сердцем. Приняв  это, сын расслабился, смирился со странными законами русского и теперь даже увлекся поэзией:

Когда человек родился,

Ничего не понимает.

И чтобы он не убился,

Ему мама помогает!

 

Мнение эксперта

Елизавета Смирнова, психолог, логопед:

"Роль родного языка в развитии ребенка колоссальна. К сожалению, сейчас во всем мире наблюдается тенденция к тому, что дети начинают разговаривать намного позже, чем даже 10 лет назад (раньше - в 2 года, сейчас эта цифра выросла до 3,5-4 лет). Главная причина - родители недостаточно разговаривают со своими малышами. Это не значит, что вдруг во всем мире родители стали меньше любить детей. Просто взрослые недооценивают ту огромную роль, которую играет в развитии ребенка такое общение. Родители все чаще проводят время с детьми, молча уткнувшись в компьютеры, айфоны и планшеты, часами  молчат. Итог: ребенку некому подражать, имитируя первые звуки, они молчат вместе с родителями. У работающей мамы есть, в среднем, всего 12 минут в день на разговор со своим чадом. И не надо думать, что речь из телевизора может чему-то научить малыша! Она не адресована лично ему и поэтому не включается ребенком в процесс познания. Маленькие дети не выделяют в экранной речи отдельных слов, не понимают диалогов.

Чтобы ребенок начал полноценно осваивать родной язык, советую не задаривать его игрушками. Гораздо полезнее будут для него игры с родителями, в которые нужно играть компанией. Например, катать друг другу мячик. Очень полезно также звукоподражание, когда ребенок слушает, как мама или папа разговаривают за его игрушек-зверюшек".

Мнение родителей

Инна Веслова

- Я как учитель могу сказать, что родители делают неправильно, когда умиляются над речевыми ошибками своих детей, начинают их записывать, рассказывать как анекдоты. Дети обожают смешить взрослых, так что, заметив такую тенденцию, они просто станут нарочно коверкать все слова!

Дмитрий Золотухин

- Думаю, русский язык - совершенно не важный предмет в школе. Говорить мы и так умеем, для того, чтобы написать сообщение, словарного запаса хватит. Я так и говорю дочери: главное – математика. Ну и спорт.

Михаил Ященко

- Для того чтобы грамотно писать и выражать свои мысли, нужно читать как можно больше книг! Я очень рад, что наилучший отдых для всей моей семьи, включая детей, вроде бы разбалованных интернетом и компьютером – это все-таки чтение.

Марина Богданова

- После школьных уроков русского и литературы осталось ужасное воспоминание: «Дети, а теперь давайте разберемся, что хотел сказать автор!». Сразу отбивает желание учить русский. В университете преподаватель по литературе объяснил, что такие вопросы ставить  нельзя, потому что глубина смысла поэтической метафоры неисчерпаема. Надеюсь, сейчас времена поменялись и в школе таких несуразных вопросов моей дочке не будут задавать.

Галина Иванова

- Вот вроде бы и нужен русский язык в жизни – я так и говорю старшему сыну, выпускнику школы. Но точные науки все-таки важнее, думаю про себя. Вот мой директор – богатый и успешный человек, а двух слов связать не может. Нет, все-таки в жизни важнее уметь считать.

Михаил Ященко

- Все зависит от учителя. Сумеет заинтересовать ребенка – тот будет любить родной язык, вырастет культурным, образованным человеком. А не повезет с учителем – ребенок никогда не поймет, что без языка мы вообще не существуем как личности и как народ. Еще в деле овладения языком очень книги важны: честные, умные и, конечно же, увлекательные. Стругацкие, например.

mr7.ru

О проблемах изучения и преподавания русского языка в 5 классе

Статья, соответствуя требованиям ФГОС, излагает основные проблемы в обучении учащихся русскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено и предлагает пути их решения.В статье обосновывается важность развития устной речи учеников, их умения чётко и выразительно говорить, слушать свою речь и речь одноклассников, а также необходимость заучивания наизусть текстов разного уровня сложности и объёма, постоянного пополнения лексикона учащихся, так как только на базе достаточного лексического запаса можно формировать письменную грамотность. Автор публикации придаёт особую значимость в системе обучения родному языку творческим заданиям, тем самым доказывая, что развитие речи детей должно идти из урока в урок. Статья адресована студентам педагогических вузов и колледжей, учителям начальных классов, учителям русского языка средней школы, а также родителям учащихся.

Пятый класс… Начальная школа позади… С особым волнением, напряжением дети и их родители приходят в основную школу. Что их ждёт? Всё ли было сделано для того, чтобы заложить прочный фундамент знаний в начальной школе? В чём причина первых успехов и неудач начинающих пятиклассников? Почему многие дети, зная правила по русскому языку, в диктантах допускают большое количество ошибок? Почему предмет «Русский язык» в результате становится у детей одним из нелюбимых предметов в школе?

Эти и многие другие вопросы задают каждый раз все, кто каким-либо образом касается программы изучения русского языка в пятом классе. Но неужели всё так сложно? Что нужно своевременно сделать для того, чтобы избежать возможных трудностей при изучении (родного!) языка?

В первую очередь необходимо отказаться  от формальной подачи знаний. Дети, окончив начальную школу, не могут чётко объяснить: почему надо уметь выполнять фонетический разбор слова? или зачем мы разбираем слово по составу, выделяя в нём корень, приставку, суффикс, окончание? Получение знаний должно строиться на основе причинно-следственных связей, в результате чего дети учатся думать, у них развивается логическое мышление.

Особое внимание следует уделять развитию устной речи учащихся, поскольку она первична по отношению к речи письменной. На уроке русского языка дети обязательно должны учиться говорить.  Говорить чётко, выразительно. Учиться слушать свою речь и речь одноклассников. Именно правильная речь и хороший слух являются основой обучения грамотному письму. Поэтому в урок русского языка важно включать аудирование. На каждом уроке должен звучать текст. На этом этапе работы возможны следующие задания:  прослушайте текст; определите тему, основную мысль; назовите ключевые слова; перескажите текст и т.п. Безусловно, работая над текстом, мы реализуем на уроке и воспитательные задачи. Хорошим примером будет заучивание наизусть текстов разного уровня сложности и объёма. Ребёнок должен иметь в запасе образцы правильной речи.

Устную речь необходимо формировать постоянно. Наши дети не получают достаточного языкового запаса. В школьной программе нет системного обучения словарю, так как предполагается, что мы говорим с русскоязычным населением. Например, пятиклассники затрудняются ответить, в чём разница между словами долина и далёкий, прославлять  и благословлять, раздражение и задрожать, сметать и смятение и т.д. Так получается, что русский язык подчас приходится преподавать как иностранный: учить слова, тем самым постоянно расширять лексикон учащихся (2–3 новых слова на каждый урок). Только на базе достаточного лексического запаса можно формировать письменную грамотность.

Почему так получается: ребёнок знает все правила, а применить их на практике не может? У нас правило поясняется на очень узком количестве слов. Крайне необходимо при изучении определённой темы вводить всё новые и новые слова, где это правило используется. Учитель должен задействовать зрительную, слуховую, логическую, эмоциональную, моторную память ребёнка. Важно, чтобы слова были написаны грамотно, без пропусков букв и скобок и обязательно включены в контекст. Ребёнок на этом этапе знакомства со словом должен зрительно представлять его в полном объёме, при этом чётко произнести слово, объяснить лексическое значение, подчеркнуть или выделить букву, в написании которой можно допустить ошибку, объяснить её правописание. Например, робкий мужчина – обладающий робостью, образовалось от робя, ребёнок, т.е. подобный ребёнку; праздник, праздный человек – празден, т.е. не занят делом, образовано от порожний, т.е. пустой.

Для эффективности освоения русского языка очень важно постоянно устанавливать сходство и различие его явлений. В нашем языке очень много одинаково звучащих слов, но отличающихся смыслом, а потому и написанием: запивать молоком – запевать в хоре, развивается ребёнок – развивается общество, свивать гнездо – свести краску, обаяние личности – обоняние острое, разрядить обстановку – разредить посевы и т.д. Установление сходства и различия погружает в глубинный смысл слова и мобилизует воображение учащихся.

Важным этапом в работе над правописанием является «узнавание» слова в предложении, в тексте, где ничего не обозначено. Приведём пример задания: спишите текст, выделите во всех словах корни; обозначьте буквы, в написании которых можно допустить ошибку; докажите правильное написание слова.

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далёкое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой пеленой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев.

Но вот воцарилась тишина, только иногда раздавался одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.

Ребёнок должен усвоить материал. А что значит усвоить? Сделать своим. Включить в свою речь. Очень эффективным заданием будет следующее: составьте по опорным словосочетаниям сочинение-миниатюру (можно указать тему). Творческому заданию должна отводиться особая роль на уроке. В связи с этим нелепо отделять в учебном процессе уроки развития речи. Развитие речи должно идти из урока в урок.

Сегодня при преподавании языка уже в начальной школе мы уводим детей от самого языка в лингвистику, в науку о языке. Мы хотим сформировать лингвистический интерес и уводим детей от того, что есть язык на самом деле. Что такое корень слова? Почему эта морфема так называется? Как «растёт» слово? О каких собственных корнях должен знать человек и как это важно для самопознания? Насколько важно уметь видеть корень слова и понимать его смысл? К сожалению, достаточно часто приходится наблюдать у пятиклассников в начале учебного года (а у некоторых детей и дольше) своего рода путаницу: корень и проверочное слово для них абсолютно не связаны. Понятно, ни о каком смысловом письме и речи быть не может. А ведь русское письмо смысловое!

В начальной школе нужно сформировать смысловое письмо через осознание его корневой сути. И только после этого изучать правописание приставок, а далее другие орфограммы. Ребёнок должен усвоить: в слове суть заключается в корне, в предложении – в грамматической основе, в тексте – это основная мысль. Именно на этом фундаменте необходимо формировать дальнейшие знания о языке.

Знакомство детей с частями речи следует начинать с истолкования самого названия. Учащиеся должны осознать, почему именно все слова, обозначающие предмет, называются именами существительными, а слова, характеризующие признак предмета, - именами прилагательными. Почему в названии этих частей речи есть слово «имя»? В чём особенность названия глагола? Почему, к примеру, писатель А.Югов назвал глагол «самой живой» частью речи? Раскрыв смысл слова «наречие», можно не только объяснить грамматическое значение этой части речи, но и научить детей безошибочно отличать её от других слов, в частности от кратких прилагательных, а впоследствии и от прилагательных в сравнительной степени.

Анализируя знания детей о служебных частях речи, можно отметить, что учащиеся младших классов чаще просто запоминают, что, например, И, А, НО – это союзы, все остальные «маленькие» слова – предлоги, некоторые иногда вспоминают о частице НЕ. И опять, чтобы не зубрить, а понять материал, ребёнок должен осознать смысл названий служебных частей речи, и уже, отталкиваясь от смысла, понять их служебную роль. И ещё (более важно!)осмыслить значимость каждого слова в языке!

Одна из самых трудных тем при изучении морфологии в 4-5 классах – это спряжение глагола. Отрабатывая правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени, учителя часто сталкиваются с тем, что дети не могут применить напрактике умение определять спряжение глагола. Типичная ошибка: «туман стел…тся – стелить – значит пишу И». Почему так происходит? Потому что в начальной школе (чтобы было проще) дети учат  так называемые глаголы-исключения скороговоркой. «Скороговорку» знают хорошо, но с практикой это не сопоставляется. Правило определения спряжения глагола и его практическую направленность надо давать в начальной школе сразу всё в полном объёме,а не разрывать на несколько тем. Это даёт возможность учащимся разобраться в необходимости изучения данной темы и в логичности своих действий на практике. Именно таким образом давая знания детям, мы будем уверены в том, что в жизни они им пригодятся.

Не надо запутывать детей. Учебный материал необходимо изучать так, чтобы он был востребован и легко применим в какой-либо речевой ситуации. К сожалению, некоторые правила в начальной школе да и в программе пятого класса  представлены так, что их, кроме как зубрить, иначе выучить очень сложно. Выучить так, чтобы через месяц,год успешно применить. Это касается, к примеру, правила правописания букв Е,И в окончаниях имён существительных. Ребёнок, чтобы правильно написать на яблон(е,и), на дуэл(е,и), к Наталь(Е,И) – к Натали(е,и), должен поставить существительное в начальную форму, определить род, склонение, падеж… Почему бы не дать тот же материал по-другому? Схема-алгоритм, предложенная И.В. Барановой, значительно быстрее и надёжнее «работает». Она выглядит так:

Если существительное стоит в родительном падеже, или оно третьего склонения, или его основа оканчивается на –И, то в окончании пишется буква –И. Если же такие условия не соблюдаются, то в окончании надо писать букву –Е.

Изучив таким образом правило правописания однобуквенных безударных окончаний существительных, дети легко применяют его на практике.

Ещё одна трудность, с которой сталкиваются младшие школьники, - это изучение правописания словарных слов, которых в учебниках очень много. Все объяснения учащихся в таких случаях сходятся в одном: «Это словарное слово. Его надо запомнить». Но ведь всё ребёнку запомнить невозможно. Да ещё если учитывать, что речь у многих детей далеко не правильная. Уже в начальных классах работу со словарными словами надо вести с опорой на правильное произношение, происхождение, образование слова.

Например, отразились в зеркале –  произошло отуст. войти в РАЖ, т.е. волнение; впечатление от фильма – фильм оставил отПЕЧАТок – от др.-русск. ПЕЧАТЬ – выжженный знак; сверстник – произошло от корня верст в слове верста – мера длины, дословно – прошедший те же вёрсты, т.е. жизненный путь той же длины

            Отрабатывая таким образом правила, ученик понимает, что правописание в русском языке совсем не сложное, самое главное – научиться думать, размышлять. Так появляется интерес к предмету, родному языку. Не надо бояться показывать детям процессы, изменения, происходящие в языке. Удивительно то, что современные дети, в малом владеющие информацией, тянутся к осознанию глубинных процессов жизни. Любой ребёнок сегодня хочет понять, что такое мир, в котором мы живём, кто он в этом мире и как ему в этом мире жить. Преподавание языка на такой основе увлекает детей бесконечно.

Библиографический список

  1. Баранова И. В., Баранов Д. М. Русский язык: Периодическая система элементов русской речи: путь познания: полный учебный курс. /И.В. Баранова, Д.М. Баранов.//4-е изд. перераб. и доп. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 456 с. + Табличные модели элементов русской речи – 32 с.
  2. Баранова И. В., Баранов Д. М. Русский язык как образовательная метасистема. Книга для учителя / И.В. Баранова, Д.М. Баранов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 256 с. + Периодическая таблица элементов русской речи.
  3. Баранова И. В. Метасистема освоения курса русского языка как предметной образовательной области / И.В. Баранова. – СПб: ГНУ «ИОВ РАО», 2006. – 192 с. + Периодическая таблица элементов русской речи.
  4. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2008. – 576 с.
  5. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с.

viro.edu.ru

ГДЗ Русский язык 5 класс. Решебник по Русскому языку 5 класс

Если ребенок с радостью будет выполнять домашние задания и внеклассную работу, то это повлияет на все дальнейшие годы его обучения. Также он сможет с легкостью воспринимать изучаемый материал, если будет иметь хорошую базу знаний. А для того, чтобы увлечь ученика изучением определенной дисциплины, нужно не так и много. Достаточно, чтобы в школе его обучал хороший грамотный педагог, а дома ему помогали родители, которые сами отлично владеют данным предметом. Но так бывает далеко не всегда. К тому же даже если папы-мамы знают в совершенстве весь необходимый материал, они вряд ли смогут сидеть со своим пятиклассником ежедневно, помогая ему сделать уроки. И заменить их в этом плане вполне способен решебник по русскому языку, 5 класс.

Как устроен решебник, русский язык, 5 класс

С решением любого задания школьнику помогут пособия с ГДЗ. Они содержат подробные объяснения по каждому отдельному уроку. Также в них есть разных видов вспомогательные словарики, примеры выполнения упражнений к разным группам правил. Работая над домашним заданием и столкнувшись с какой-либо проблемой, ребенок может открыть ГДЗ и восстановить пробел в знаниях. Также школьник сможет проверить, правильно ли он сделал урок, зайдя на наш сайт с пособием по ГДЗ. Удобный интерфейс, внятное объяснение, соответствие программе и учебнику – все это только поможет школьнику сориентироваться в пособии и не терять время на поиск нужного раздела.

Чем полезны для школьника ГДЗ, русский язык ,5 класс

Это пособие обладает массой положительных сторон:

  • Так, чтобы уделить максимум времени грамматическим вопросам, от которых зависит уровень правописания школьника, вполне можно проводить домашнюю тренировки по нашему пособию.
  • Оно же поможет самостоятельно выполнять домашние задания, за которые школьник привыкнет получать самые высокие оценки.
  • Это позволит ему поверить в собственные силы, а в дальнейшем станет стимулом для еще более усердной работы.
  • Многим ученикам трудно изучать языки. И наше пособие станет полезным школьнику, который не слишком расположен к изучению такого рода предметов. А ведь умение грамотно изъясняться, подбирать убедительные слова сегодня чрезвычайно важно.
  • Более того: довольно сложно пробиться в жизни, не владея в достаточной степени разговорной и письменной речью. А в этом пособии есть все для их формирования.
  • Наш решебник по русскому, 5 класс, призван не только раскрыть все пунктуационные и орфографические секреты этого языка, но и продемонстрировать множество ярких обучающих примеров, которые в короткий срок помогут ученику освоить грамотное письмо и научиться изъясняться без ошибок.

Поможет ли выучить русский язык, 5 класс, решебник с ГДЗ

Многие родители и педагоги до сих пор спорят, насколько полезны или опасны пособия с готовыми домашними заданиями. Но практика показывает, что если школьник вовремя не получит поддержку, не сможет решить возникший вопрос, не найдет источник необходимой информации, то он просто потеряет интерес к учебе или, как минимум, к изучению конкретного предмета. Поэтому наличие данного подсказчика, в котором аккумулирован весь необходимый в учебе материал, – отличный способ разрешить массу проблем одним разом.

Это пособие настолько адаптировано под школьную программу, что любой ученик, который прогулял или из уважительных причин пропустил уроки, сможет самостоятельно наверстать упущенное, работая над языковым материалом самостоятельно или с родителями. Поэтому помогите своему ребенку найти этот ресурс, и успехов вам в овладении школьными знаниями, в частности – таким необъятным и трудным русским языком!

www.obozrevatel.com