Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок ворует деньги: как правильно реагировать. Ребенок 9 лет ворует


Ребенок ворует. Наказать или простить?

У моей дальней родственницы Риты - беда. Ее восьмилетнего сынишку Макса в школе поймали на воровстве. На переменке стянул у соседа по парте новый пенал. Для молодой мамы шалость ребенка обернулась глубоким стрессом. Стыдно было в глаза учительнице смотреть. А Максимкин папа, Олег, даже взялся за ремень.

- У него этих пеналов - хоть канцелярский магазин открывай! - в слезах жалуется Ритка. - Что ему, своих мало?!

И правда, я ни разу не видела, чтобы Макс хоть в чем-то нуждался. Костюмчики - из хороших магазинов, ранец - самый модный. Ритка и Олег своего сына любят и время на общение с ним находят. И вор растет?

Детей на воровстве ловят многие родители. И зачастую «загребущие ручки» ребенка приводят к совсем недетским конфликтам - с родственниками, одноклассниками, учителями. Просто потому, что для нас, взрослых, воровать - значит, вести себя плохо, нарушать законы. А для них, детей? Об этом мы говорили с семейным и детским психологом, сотрудником психологического центра «На Волхонке» Марией Серебряковой.

ВИНОВАТО НЕ ВОСПИТАНИЕ, А МОЗГ

Начинается детское воровство еще в дворовой песочнице. Большинство малышей, как только оказываются среди своих сверстников, так и норовят отобрать что-нибудь стоящее у другого карапуза. Машинку, игрушку или ведерко с формочками. Родители маленьких воришек тут же посыпают голову пеплом: плохо воспитали! Но это не всегда так.

- В самом раннем возрасте, - комментирует Мария Серебрякова, - ребенок персонифицирует себя с игрушкой. Мишка или кукла - это продолжение его внутреннего мира. Поэтому совсем маленьким деткам так просто присваивать себе чужое и сложно делиться своим. Малыш, будь ему три года или даже девять лет, подчас ведет себя неосознанно. По сути, основа такого воровства в том, что у ребенка не до конца еще сформированы некоторые отделы головного мозга. Они как раз и отвечают за контроль поведения и контроль эмоций.

Психологи даже проводили эксперимент: детишек 4 - 5 лет закрывали одних в комнате и ставили на стол их самую любимую сладость. Конфеткой или печеньем можно было полакомиться сию минуту. Но если подождать 10 минут, ребенку дали бы еще три точно такие же сладости. Самое удивительное в том, что из ста детей смогли сдержаться то ли двое, то ли четверо.

Для маленького ребенка взять чужую вещь - то же самое, что съесть шоколадку.

ЕСЛИ МАМА - СЛАБОЕ ЗВЕНО

Но одно дело - воровство как шалость у детишек дошкольного и младшего школьного возраста. Другое дело, когда пятнадцатилетний переросток через день цинично опустошает родительский кошелек.

Ване пятнадцать. Его родители развелись, когда парень пошел в первый класс. Мама делает карьеру. Папа - солидный бизнесмен. Каждый раз, после того как мальчик приходит в гости к отцу, из квартиры пропадают то очередной мобильник, то кожаный пиджак, то крупная сумма денег. А на следующий день у Вани вдруг появляется новая игровая приставка или навороченный плеер.

- Почти все случаи, с которыми я сталкивалась в своей практике, похожи на историю Вани, - вздыхает психолог. - Развод. Жесткий отец, выплескивающий свою любовь к отпрыску в виде редких подарков. Мягкая мама, воспитывающая сына одна и вынужденная большую часть времени проводить не у плиты, а на совещаниях. И поэтому испытывающая жуткий комплекс вины. Она делает для своей обделенной вниманием деточки все, что может. А ребенок в ответ хамит. Да еще и подворовывает. Говоря языком психологов, беда таких семей в том, что в отношениях между ее членами не выдержана иерархия. Ребенок управляет взрослыми, манипулирует ими. Считает себя крутым, а родителей - слабым звеном.

Кстати, заядлые воришки вырастают не только в неполных или материально неблагополучных семьях (тут-то как раз все понятно - мамы и папы просто не могут обеспечить сына или дочь всем тем, что есть у его сверстников). Голод бывает не только тогда, когда нечего есть. Есть голод эмоциональный. Это когда человеку, в данном случае ребенку, недостает тепла, любви и заботы. А эти важные вещи не заменишь ни новым компьютером, ни поездкой в Диснейленд.

Алгоритм прост. «Голодный» (то есть обделенный вниманием) ребенок просто старается восполнить дефицит эмоций и пустоту в душе. И так рьяно стремится окружить себя самым лучшим, красивым и дорогим, что зарится на чужое.

КРАДЕТ - ЗНАЧИТ, ВЗРОСЛЕЕТ?

Вы удивитесь, но в том, что ребенок ворует, есть не только минусы, но и плюсы. Мария Серебрякова да и многие другие психологи уверены: присвоение ребенком чужой вещи не должно пройти незамеченно и стать жизненным уроком. Такой неслабый грешок, как воровство, в детском и подростковом возрасте - этап взросления и развития, осознания своей ответственности. И малышам, и подросткам нужно нарушить правила, чтобы не в книжках, а на самом себе узнать, что такое преступление, а что - наказание.

P.S. Мы рассказали сегодня о «безобидном», если так можно сказать, воровстве. Когда малыш из чистого любопытства или еще по каким-то другим причинам берет вещи у соседей по песочнице, одноклассников или родителей.

Но часто мы сталкиваемся совсем с другими, не столь безобидными историями: подростки грабят прохожих, вымогают деньги у ребят помладше... Если дело попахивает криминалом, искать с отпрыском общий язык зачастую уже поздно. Тут нужна жесткость. Первым делом надо выдернуть нерадивое чадо из плохой компании! Ведь чем старше ребенок, тем у него больше шансов, позарившись на чужое, угодить за решетку.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как себя вести, если вы поймали чадо за руку

Психологи советуют: до 9 лет ребенка не стоит жестко наказывать за проступки. Но непременно нужно сделать так, чтобы малыш вынес из проступка урок. Больше на ошибках учатся дети, а не взрослые.

Если вы увидели, что ваш сын или дочка прикарманили чужую вещь, не заставляйте его врать и придумывать объяснения, как к нему попал этот предмет. Какую бы «красивую» легенду он ни придумал, он должен понимать - сам факт кражи не пройдет незамеченным.

Поговорите с ребенком, скажите, что понимаете мотивы его поведения. Например, что вам тоже иногда нравятся вещи, которыми владеют другие. Но объясните, почему вы никогда не возьмете чужую вещь без разрешения хозяина!

Продумайте наказание. Оно не должно быть жестоким. Необязательно хвататься за ремень. Это может быть лишение традиционного поощрения. Иногда достаточно, чтобы малыш увидел, как он расстроил родителей своим проступком. Воспитывать в страхе - неправильно.

Одна из самых главных причин, толкающих ребенка на воровство, - недостаток внимания. Противостоять маленькому воришке можно, если выстроить с ним по-настоящему близкие отношения, рассказывать истории из своей жизни и жизни знакомых, из которых чадо поймет, как можно поступать, а как нельзя.

ЦИФРЫ

Социологи утверждают: кражи - самые популярные школьные преступления. Они составляют около 60% всех происшествий, которые случаются в классах и коридорах учебных заведений. Чаще всего объектом внимания воришек становятся мобильные телефоны. На втором месте - школьные принадлежности. На третьем - предметы одежды.

КСТАТИ

А почему еще детей манят чужие вещи?

Многие мальчики и девочки покушаются на чужие вещи, если их оскорбили. Лишая своего обидчика любимой игрушки, велосипеда или мобильника, они таким способом его наказывают.

Зачастую подрастающее поколение к воровству подталкивают неосторожные слова родителей. Например, если мамы и папы неодобрительно высказываются в адрес тех взрослых, которые больше зарабатывают, лучше одеваются и чаще балуют своих собственных детей. Подобные слова чадо может посчитать негласным разрешением.

К плохим поступкам, в том числе и воровству, детишек зачастую подталкивают их сверстники. Чтобы зажатые и не самые бойкие мальчики и девочки продемонстрировали этим поступком свою крутость.

www.kp.ru

Сын, ему 9 лет. начал воровать деньги у родителей, - Психология

Дети — самые дорогие, любимые и важные в нашей жизни люди, их интересы прежде всего и и решать проблему нужно, подходя целостно, как к личности. Cамая главная причина, обусловливающая поведение ребёнка — обрести уверенность в том, что он хороший, безусловно любим, важен, ценен и принимаем значимыми взрослыми, в первую очередь — родителями. В данном случае, с мироощущением этого ребёнка не всё в порядке и в своей ценности он не уверен. Ищет «своё место», статус  среди людей, коллектива детей, семьи, хочет понять свою роль, пробует самоопределиться. Всё происходит подсознательно, все поведенческие проявления совершенно не осознаются, просто каждый ребёнок в силу особенностей характера и темперамента выбирает для себя интуитивно способ привлечения к себе внимания родителей, зачастую не самый социально одобряемый. Наказания, осуждение, призывы к совести ни к чему не приведут, только всё ухудшат, Вы и так это уже видимо поняли. Вам придётся полностью перестроить всю систему и стиль отношения между Вами, как любящими родителями и сыном. Только терпением и любовью можно разрешить эту ситуацию. Начните относиться и разговаривать с ним просто как с обычным любимым ребёнком. Да, это будет трудно начать делать, но поверьте, лучше сейчас переступить через свои принципы и повернуться на 180 градусов в собственном поведении, чем потом получить очень грустные результаты от того, что даже не попытались. Чаще говорите, что любите его, хвалите за то хорошее, что в нём есть, уделяйте внимание. В любом случае детское воровство-сигнал о том, что ребёнок чувствует себя обиженным, недооцененным, нелюбимым, не комфортно в семье, нет контакта с родителями, открытости, искренности от них, нет чувства защищённости. Это проблемы воспитания, родительского отношения к детям и их нужно начать исправлять как можно раньше, ведь дети-это продукт нашего воспитания, не они, а мы сами делаем их именно такими, какими они являются. Очень многое ребёнок впитывает в семье-модели поведения, отношение друг к другу, способы поведения и решения конфликтов, манеру выражения эмоций. Ребёнок всегда, при любых условиях, обстоятельствах, среди любого коллектива, в любом возрасте должен чётко знать и быть уверенным без грамма сомнений, что он как для мамы, так и для папы — безусловно важен, любим, ценен, признан, дорог, для них самый лучший, им дорожат, защитят, поддержат. Это самые основные условия его гармоничного развития. Каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему. Но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Ваш сын видимо, очень сильно переживает внутренний дискомфорт и пытается его компенсировать указанным в Вашем вопросе способом. Найти и устранить источник внутренних проблем — компетенция психолога, но и сами действуйте. Подумайте, всё ли необходимое есть у ребёнка, детям иногда очень важно для статуса среди друзей иметь какие-то вещи. Расскажите всё о семейном бюджете, спокойно, без эмоций, обвинительного уклона. Постарайтесь договориться, пообещайте покупку необходимого, пусть он сама предложит, какие расходы из семейного бюджета надо сократить, можно что-то брать напрокат или у Ваших знакомых. Воровать дети могут из мести и ревности к братьям и сёстрам, другим членам семьи. Отвлечённо от темы краж поговорите с ним, не считает ли он, что к младшему ребёнку Вы относитесь лучше, любите его сильнее. Может что-то в Вашем поведении Вы не замечаете. С целью решения проблемы кражи дайте сыну шанс возместить украденное и при этом сохранить достоинство. Скажите, что не хотите выяснять обстоятельств, просто всё должно быть возмещено. Предложите свой способ погашения его долга, например, вы можете высчитывать украденную сумму из карманных расходов ежедневно или он может возместить деньгами из своей копилки. Мальчик должен ощущать, что может спасти репутацию, не теряя любви и уважения родителей, что его проблемы, в том числе и материальные, важны для родителей и он может рассчитывать в случае чего на вашу поддержку, не прибегая к воровству. Он должен быть уверен, что не стал плохим, если вдруг совершил ошибку. Действуйте, забота и сочувствие помогут Вам гораздо эффективнее и быстрее, чем наказания, отучить ребёнка воровать. Удачи. Обращайтесь в чат, помогу решить эту ситуацию. За оценку ответа буду благодарна.

www.liveexpert.ru

Ребенок ворует, врет, в школе, возраст 10 лет — Душевные советы

Имя: ксения

Сегодня вызвали в школу — дочка ворует у одноклассников — наклейки. деньги. 200 р. ее поймали за руку. дома от нее ничего не спрячешь. таскает сладости. хотя и на диете и прекрасно знает что можно — но немного. но найдет везде и сьест. фантики и упаковки прячет. тетрадки тоже прячет — нахожу вырванные листы за диваном. с ошибками и плохими отметками. я разговаривала с ней — что в любом случае — что бы она не натворила — буду ее любить. что-бы она рассказывала мне .советовалась. ходили в прошлом апреле на консультации к психологу- что не можем общий язык найти- психолог посоветовала не контролировать каждый шаг. поменьше ругать дружить. я ослабила контроль. вот во что вылилось. врет- пока не припрешь к стенке.. рыдает. все знакомые и соседи на меня косятся. запрещают детям с ней играть. учительница- сразу не поставила меня в известность а рассказала всей школе вплоть до вахтеров и даже если перевести- что невозможно- в нашем районе больше нет школ- то учительница напишет в характеристике все. я даю дочке деньги. все что хочет покупаю. дома завалы игрушек журналов и наклеек… интернет ..диски. музыка. все есть у нас неполная семья. совсем неполная у меня нет родственников и мужа. ребенок единственный и поздний. психолог в школе говорит о клептомании. как нам жить дальше не представляю. собираются ставить ее на учет в милицию. я пишу и руки трясутся.. девочка ласковая. дома животные- она за ними смотрит- я даже не касаюсь. все протрет.. ходит на танцы и на карате. каждый год кружок какой нибудь. с трех лет.по ее желанию. обсуждаем. во двор одну стала только этим летом выпускать.. так все время под контролем была. у меня начались проблемы со здоровьем. от стресса. на работе тоже станет известно.. я так дорожила своей репутацией. постоянно пишет мне я тебя люблю. и я ей всегда это говорю обнимаемся. может конечно я не очень ласковая- зато мы смеемся часто. обсудить не с кем. стыдно и страшно.

Похожее

psy-help.com

Что делать, если ребенок ворует деньги: советы родителям

Детское воровство – проблема, с которой сталкиваются все родители. Такое поведение обычно вызывает у старших членов семьи растерянность, панику и недоумение. Мы расскажем вам об основных причинах, почему ребёнок ворует деньги, и что вам необходимо делать в такой ситуации.

Детские кражи – явление довольно частое. Практически каждый ребёнок сталкивается с соблазном взять что-то чужое. Если такая ситуация коснулась и вашей семьи, не стоит паниковать. Проблема имеет решение. Необходимо только разобраться в причинах такого поведения и правильно отреагировать на него. При этом нужно учитывать возраст ребёнка, его отношения с вами и сверстниками.

Такие особенности сугубо индивидуальны. Один ребёнок, уличённый в краже однажды, испытает сильное эмоциональное потрясение и навсегда откажется от таких затей. Другой, переживая систематические наказания, будет продолжать воровать снова и снова. Обе ситуации требуют внимания и ответственного подхода со стороны родителей.

Почему ребёнок ворует?

Психология, мотивы и суть детских краж во многом зависят от того, когда именно дети начинают воровать.

Если малышу менее 3-4 лет, говорить об осознанном воровстве нельзя. В это время малыш только начинает анализировать понятия чужой собственности и ценности. Ему пока ещё трудно контролировать свои желания владеть чем-то.В старшем возрасте, достигнув рубежа в 5-6 лет, ребёнок уже хорошо понимает и осознает границы дозволенного. Воровство в таком случае говорит об определённых проблемах в социализации и отношениях с родителями. Вам необходимо разобраться в мотивах ребёнка и целях такого поведения, что бы пресечь это на корню.Причин, почему ребёнок 6-7 лет и старше ворует, может быть несколько:

  1. Ребёнку не хватает внимания, причём речь может идти как о внимании родителей, так и о внимании друзей, сверстников. Выявив пропажу, все бросают повседневные дела и начинают искать деньги, и маленькому режиссеру этого спектакля нравится наблюдать за тем, как резко меняется обстановка. Даже воспитательная беседа о том, как нехорошо воровать, становится для малыша лишним поводом для общения.
  2. Ребёнок чувствует себя обделённым, не имея того, что есть у других детей. В особенности это касается малышей, которые являются пока единственными в семье. При отказе родителей купить дорогую игрушку маленький комбинатор задумывается о том, как получить этот трофей, и принимает решение украсть деньги у родителей на покупку вожделенного объекта.
  3. Желание заслужить уважение сверстников. Максимальным влиянием в детском обществе пользуется тот, у кого больше всего игрушек. Если ваш ребенок стремиться быть лидером, он будет искать рычаги воздействия и способы их получения даже в обход запретов родителей. Одним из решений становится воровство.
  4. Ребёнок повторяет поведение кого-то из взрослых. Причины воровства могут крыться в наблюдении за тем, как мама берет деньги из папиного кошелька без спроса. Если взрослые приносят в дом чужие вещи, это также может навести малыша на мысли о том, что так делать нормально.
  5. Он использует воровство как месть, способ наказания кого-то. Если в недавнем времени вы наказали свое чадо за проступок, причина кражи может скрываться в стремлении отомстить, выразить свою обиду.

Проанализируйте ситуацию и выявите ключевую причину происшествия. Это поможет вам спланировать план действий и подобрать правильные слова, чтобы объяснить ребенку, что так делать нельзя. Когда вы поймете мотивы, которые легли в основу такого поведения, у вас появится возможность целенаправленно решить проблему, не обращаясь к психологу.

Что предпринять в случае первой кражи?

Заметив пропажу денег дома или увидев чужие предметы, деньги в вещах ребёнка, вы не должны игнорировать такую ситуацию – с таким поведением необходимо бороться не откладывая. При этом не имеет значения ценность украденного, будь то дешевая игрушка или дорогая, крупная или мелкая купюра. Беспокойство должен вызывать сам факт кражи, а не ее размеры. Психолог необходим лишь в крайнем случае, сначала попытайтесь самостоятельно справиться с этим казусом.

Поговорите о произошедшем

Без серьёзного разговора не обойтись. Задайте прямой вопрос и наблюдайте за реакцией. Если ребёнок честно признает свою вину, объясните ему недопустимость и последствия такого поведения.

  • Если ребёнок честно признает свою вину, похвалите его за смелость, а затем объясните недопустимость и последствия такого поступка.
  • Если в ответ вы получаете молчание, слезы или отказ в признании вины, с одной стороны, это положительный сигнал: малышу стыдно за свое поведение. Однако причиной неспособности сознаться может быть и копирование поведения родителей во время ссор и семейных разборок. Мягко намекните, что вы понимаете, почему так произошло. При этом нужно быть серьезной и строгой, не сводить разговор в шутку или игру.

Выясните причину кражи

Когда ребенок сознается, нужно приложить максимальные усилия к тому, чтобы он объяснил, почему сделал это. Речь идет о разговоре с детьми старше 4 лет – они уже понимают, для чего и почему совершают те или иные поступки. Постарайтесь создать доверительную атмосферу, чтобы малыш смог открыть вам истинные причины своего поступка. Возьмите на вооружение советы психолога: спросите, что его тревожит, что обижает, почему он расстраивается. Выслушайте свое чадо – это поможет определить причины и меры предотвращения повторного воровства.

Объясните негативные стороны воровства

Расскажите, откуда берутся деньги, подчеркните тот факт, что их нужно зарабатывать, а не брать у чужих. Объясните, что в обществе за воровством следует уголовное наказание, лишение свободы и потеря репутации. Пусть дети поймут, что люди, которые так делают, становятся изгоями, которых никто не уважает.

Поставьте ребенка на место пострадавшего

В случае присвоения чужой игрушки спросите малыша, был бы он рад, если бы у него забрали его любимую машинку или куклу. Детям легче осознать собственные чувства и эмоции, нежели пожалеть пострадавшего. Когда он представит себя на месте того, у кого он украл любимую игрушку, ребенок поймет, какую ошибку совершил. В дальнейшем эта ассоциация остановит его при желании присвоить что-либо.

Не кричите и не унижайте ребёнка. Нельзя называть его вором, грозить жестоким наказанием, отказом от него. Так вы спровоцируете страх и недоверие, а это лишь усугубите ситуацию. Ребёнок может не перестать воровать, просто теперь он будет скрывать от вас всё из боязни быть отвергнутым.

Определите меру наказания

В этом вопросе необходимо быть строгим. Объясните виновнику, что украденную сумму, вещь нужно вернуть или заплатить за неё. Он должен прочувствовать последствия неправильного поступка. В качестве расплаты можно предложить работу по дому, которую он раньше не выполнял, другую помощь родителям.

Организуйте возвращение украденного предмета. Желательно, чтобы малыш попросил прощения у вас за кражу денег из кошелька или извинился перед другом, у которого украл игрушку.

Когда нужно обратиться к психологу?

Порой ситуация выходит из-под контроля. Родители не могут понять, что делать, если ребёнок ворует уже не в первый раз. Если ваш малыш начал воровать регулярно, и воспитательные меры не помогают, это может быть поводом искать помощи у психолога.

Когда в очередной раз ваши доводы и действия не возымеют успеха, запишитесь на прием к специалисту. Возможно, дело не только в дефиците внимания дома или желании обрести авторитет среди сверстников. Одной из причин детского воровства является клептомания. Эту болезнь отличает:

  • Импульсивное влечение. Дети воруют без определенной цели и подготовки.
  • Непреодолимая тяга удовлетворить потребность в краже. Разговоры и увещевания родителей не помогают.
  • Психоэмоциональное напряжение. Когда потребность долго не удовлетворяется, малыш замыкается или выказывает агрессию.
  • Неразборчивость. Ребенку всё равно, что похитить – он начал красть не только игрушки и деньги, но и совершенно бесполезные для детей предметы.

Когда вы выявите один или несколько признаков клептомании, не отказывайтесь от профессиональной помощи психолога. Специалисты подскажут, как решить возникшие проблемы в этом возрасте.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует? - обучение и воспитание - Каталог статей о раннем развитии

 

Объявление! В данный момент статья, комментарии и консультации находятся только в режиме просмотра.

 

Рано или поздно мы, родители, сталкиваемся с ситуацией, когда приносит домой чужую игрушку или вещь. И мы начинаем испытывать бурю негативных чувств и эмоций. "Как он мог? У меня растет воришка! Какой кошмар!" думаем мы. И нам стыдно за ребенка, мы злимся на него, обвиняем себя в том, что недостаточно хорошо его воспитали, боимся огласки факта кражи. Но давайте не будем торопиться с выводами и обсудим ситуацию детского воровства подробно, выясним  причины и как нам вести себя в такой ситуации, а чего делать нельзя.

 

Начнем с того, что есть случай, который не является кражей. Это та ситуация, когда ваш ребенок обменялся игрушкой с другим ребенком по взаимной договоренности. Это довольно частая ситуация. Все же, хорошо было бы выяснить, действительно ли это так.

Теперь о том, что делать нельзя, если выяснилось что кража совершена вашим ребенком:- устраивать истерик и скандалов- считать, что с малышом произошло непоправимое- лишать ребенка специально того, в чем он нуждается и из-за чего взял чужую вещь- не обращать внимания  на то, что многое друзья вашего ребенка из "плохой компании"- одобрять или проявлять безразличия на факт воровства- обвинять ребенка, если вина его не доказана- требовать от ребенка публичного признания и раскаяния в содеянном- называть ребенка вором и подобными эпитетами, т.е. вешать "ярлыки"- сравнивать с другими детьми или вами: "Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?"- не требовать от ребенка клятвы о том, что это была  первая и последняя кража- не обсуждать поведение ребенка в присутствии постороннихЕсли вы будете так поступать, то это не только не решит проблемы, но усугубит ее, ваш ребенок может замкнуться в себе, перестанет вам доверять и будет продолжать воровать.

Каковы же причины детского воровства?

1. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие-чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы ваш малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи).

2. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и  рассказывает об этом.

Возможно, вы дома обсуждаете других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом вы высказываете свою зависть или говорите, что с таких людей нужно брать пример.  Не допускайте, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

3. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ей, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка  часто родителями игнорируются. В таком случае вам, родителям, нужно обратить внимание  на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Конечно, не следует сразу бежать в детский магазин за покупкой (так ребенок поймет, что за кражей будет следовать покупка игрушки). Постарайтесь дать ему понять, что игрушка будет куплена ему или подарена в какое-то определенное время (к дню рождения, после получения заработной платы, дедушка или бабушка подарят и т.д.)

 

Старайтесь, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо  хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность.  Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Вы, например, можете купить ребенку более дешевую машину красного цвета (если ребенок мечтает о дорогой такого же цвета).

4. Ребенок может украсть игрушку которой перед ним долго хвастались, его обижают  (чтобы отомстить обидчику). Помогите выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях, но без того, чтобы забирать игрушку. С малышами очень удобно разыгрывать сценки, где  игрушки решают подобные задачи.

5. Из-за недостатка родительского внимания. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

В этом случае родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять  его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия  в семье и понимания, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

6. Попытка завоевать авторитет среди друзей.

Этот пункт является прямым последствием предыдущего пункта. Если вашему ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Поэтому искать глобально решение проблемы следует в ваших отношениях с ребенком.

А в отношениях вашего ребенка со сверстниками нужно объяснить, что таком способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей вашего ребенка. При этом дать понять всем друзьям, что бы уважаете, признаете его. Помогите таким образом детям начать дружить.

Выявляйте у своего ребенка таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

 

7. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае вы, родители, должны защитить вашего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа вашего ребенка. Объясните своему ребенку, что он может в таких случаях обратиться к вам, учителям за помощью. Проследите, чтобы меры воздействия на вымогателей решили проблему преследования вашего ребенка.

 

8. Болезнь  -  клептомания.

Встречается очень редко. В таком случае, если никакие предпринятые вами меры по прекращению воровства не имеют результатов, нужно показать ребенка (психиатру, психоневрологу). Но практика показывает, что количество действительно болеющих такой болезнью людей ничтожно мало.

Что же еще нужно сделать в конкретной ситуации, когда вы обнаружили воровство?

 

- говорить и думать что ребенок не "своровал" а "взял" чужую вещь- поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить откуда игрушка или вещь, как он далее с украденным распоряжается. Какие отношения у вашего ребенка с владельцем вещи.  Так вы поймете, зачем он это делает.- если ребенок испытывает чувство вины перед содеянным, то следует акцентировать внимание ребенка на чувствах владельца вещи- если ребенок не испытывает чувства вины,  факт воровства необходимо осудить. Но осудить поступок, а не ребенка- вернуть вещь, принадлежащую владельцу. Сделать это нужно так, как будто ваш ребенок нашел эту вещь.Пойдите и отдайте вещь вместе с ребенком. если понадобится, защитите его. Займите позицию защиты от нападок со стороны владельца вещи, его родителей, воспитателей, учителей. Дайте своему ребенку понять, что вы всегда поможете в трудной ситуации.- можно постараться делать так, чтобы ваш ребенок вернул вещь самому владельцу без лишних свидетелей.- объяснить ребенку, что свою вещь можно брать без проса, а чужую - нельзя. Можно только тогда, когда хозяин разрешит ее взять.- ведите себя порядочно, чтобы ребенок мог достойно вам подражать- если вы стали свидетелем  воровства, скажите об этом своему ребенку открыто- дайте ребенку понять, что вы не одобряете никакого воровства.- отдавать хозяевам вещей не только дорогие, но и дешевые вещи- поощрять ребенка признавать свои ошибки, сознаваться в них- исключить ситуации, провоцирующие воровство (не держать деньги в доступном месте)- почитать и обсудить литературу о нравственном воспитании (для малышей-в более игровой форме)

Действуя таким образом вы сможете наладить более тесный контакт со своим ребенком, дадите ему необходимую поддержку, выясните причины воровства, поможете найти выходы из создавшейся сложной ситуации. Ребенок станет вам больше доверять, ваш авторитет вырастет в его глазах, он обретет хороших друзей, интересные занятия в жизни, у него повысится самооценка. У  вашего ребенка  не будет  больше причин воровать, чего мы и  хотели  добиться. Не так ли?

Статью составила Наталья Самойлова, психолог

 

Перепечатка и частичное использование материалов статьи без разрешения автора сайта запрещена. 

 

detrazvitie.ucoz.ru

Детская ложь и воровство. Что делать родителям?

Нередко случается так, что дети врут своим родителям. В чем причина такого поведения? В большинстве случаев это служит сигналом того, что родители ребенку не доверяют. Сам же ребенок при этом уверен, что поделившись очередной проблемой с родителями получит наказание. Детская ложь часто выводит родителей из себя: «Как такой врун мог родиться в нашей семье?», и даже привести к рукоприкладству.

Почему дети врут?

  1. Страх перед наказанием, родительским недовольством. В семьях, где родители со своими детьми излишне строги, часто вырастают очень изворотливые врунишки.
  2. Богатая фантазия. Бывает и так, что дети не врут, а просто фантазируют. При этом фантазию от лжи отличить весьма нелегко. В этом случае родителям желательно как можно внимательнее прислушаться к содержанию очередной детской лжи, что поможет впоследствии получше понять внутренний мир своего чада. Ведь, скорее всего, ребенок при помощи лжи лишь пытался о чем-то помечтать.
  3. Страх разочаровать родителей. Родители довольно часто ожидают от своих детей наилучших результатов, с малых лет вкладывая им в голову, что будущее зависит от высоких оценок и прочих достижений. Если результаты не соответствуют возложенным надеждам, то ребенку ничего не остается, как прибегать к лжи и обману, как к своеобразной защите от давления старших.

Что нужно делать родителям, если ребенок врет?

  1. Избегать чрезмерного выражения своих эмоций и рукоприкладства. Лучше сначала приглядеться к себе и подумать: а вы научили его быть честным? Не забывая при этом самое главное — лучший пример для подражания ребенку это вы сами.
  2. Дать ребенку понять: вы знаете, что вас обманули, что обман — это плохо, и что рано или поздно обман всегда разоблачается.
  3. Снизьте свои требования к ребенку. Объясните ему, что вы все равно будете его любить несмотря ни на что.
  4. Научите ребенка справляться с поражениями и решать свои проблемы. Многие дети обманывают своих родителей имея необъяснимый страх перед неудачами. Расскажите, как вы сами справляетесь с проблемами, постарайтесь научить этому своего ребенка или хотя-бы дайте дельный совет.

Как реагировать родителям на детское воровство?

Не меньше чем ложь родителей возмущает детское воровство. Важно понимать, что у детей, особенно маленьких, понятия чужое-свое пока еще очень нечеткие и им всегда ближе — «взял», а не «украл». Если вы, например, заметили, что ваш ребенок принес домой из сада или школы чужую игрушку или какую-то другую вещь, то достаточно спокойного объяснения, что эта вещь — чужая и ее необходимо вернуть.

Причина детского воровства – это один из способов донести родителям мессендж о том, что ребенок чувствует. Хотя разгадать такое послание бывает непросто и даже не каждый психолог на это способен.

Воровство обычно характерно для детей, неуверенных в себе, в своем будущем, имеющим заниженную самооценку. Если, например, девочка лет восьми стащила у родителей некую сумму, которую потратила на разные девчачьи безделушки, то это сигнал о том, что родители скорее всего пренебрегают ее потребностями, отказывая в покупке предметов увлечений или модных вещей гардероба. Такое отношение заставляет ребенка чувствовать себя изгоем среди сверстников.

Еще пример, когда одиннадцатилетний мальчик украл крупную сумму из маминых сбережений. Ситуация в семье следующая: ребенок растет без отца, мама неделю работает, неделю дома, мальчик надолго остается с бабушкой. Мама, чувствуя свою вину, постоянно балует сына дорогими подарками и не замечает, что ребенок попросту начал этим злоупотреблять: учеба так себе, постоянное вранье бабушке, требование все больше и больше денег на развлечения. Конфликт уже налицо, но мама все равно выбирает престижную работу в ущерб любви и вниманию для сына.

Крупная детская кража есть не что иное, как крик об одиночестве, как способ заставить считаться с собой, обратить внимание, да даже кого-то подкупить. Неумение дружить со своими сверстниками часто бывает у детей с комплексами или физическими недостатками: заикание, полнота, маленький рост и пр. В таких случаях нужно научить ребенка общаться без подкупа, попробовать повысить самооценку, помочь с кем-нибудь подружиться.

Что нужно делать если ребенок ворует?

Например, вы уверены, что ребенок взял у вас из кошелька деньги. В таком случае лучше сказать прямо: «Верни, пожалуйста, деньги, которые ты взял без спроса». Если ребенок начал отпираться и отнекиваться, то лучше продолжать разговор мягко и без угроз. Нужно во что бы то ни стало донести ребенку, что вы огорчены и расстроены его поведением.

Как вы поняли, причинами детской лжи и воровства являются в основном непонимание и семейные проблемы, но прежде чем повышать голос и физически ребенка наказывать, лучше основательно задуматься о том, с чем может быть связано такое его поведение. Наиболее оптимальный вариант решения проблемы — это взаимное доверие и подробное обсуждение того, что произошло.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

как правильно реагировать ~ Я happy МАМА

О значении денег дети узнают достаточно рано. Когда мы берем с собой в магазин кроху, он видит, что родители дают тете бумажку ― денежку, а она взамен то, что хотят родители. Ребенок тоже ХОЧЕТ в магазине что-то для себя. Но мама говорит: «Денег нет». Вот здесь и возникает то самое желание иметь деньги.

СодержаниеКогда можно говорить о воровствеПричины воровстваКак реагировать, если ребенок берет деньги без спроса

Когда можно говорить о воровстве

Воровство ― это осознанный поступок. Он предполагает мотив, планирование и действие. Для ребенка дошкольного возраста это слишком сложная комбинация, несмотря на то, что дети бывают даже в столь юном возрасте разные: и вредные, и шкодные, и упрямые, и умные, и хитрые. Главное, они еще не осознают полностью весь негатив своего поступка. Так что, даже если ребенок дошкольного возраста берет деньги без спроса регулярно, это не воровство. Это неправильная форма поведения, которую нужно корректировать. Оставлять  ― «так пройдет» ― нельзя. Но необходимо правильно реагировать. Об этом несколько позже.

Если же без ведома родителей деньги берет ребенок — младший школьник, нужно выяснять причины такого поведения и потом над этим работать. В этом возрасте дети более ранимы, нежели на других возрастных этапах, и со стороны родителей должны быть проявлены терпение и такт в этом вопросе.

А вот к воровству денег в подростковом возрасте нужно подходить серьезно и категорично. Оправданий в данном случае уже быть не может. Даже если это случилось первый раз, ― это сигнал тревоги для родителей: «Что-то пошло в воспитании не так».

Итак, о воровстве денег как явлении мы будем говорить в тех случаях, когда речь идет о подростках и, в некоторых ситуациях, ― младших школьниках.

Причины воровства

Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.

В дошкольном возрасте они такие:

  1. Ребенок не знает, что брать без спроса чужие вещи/деньги нельзя. До трех лет ребенок еще не отделяет «свое» от «чужого», и поэтому все «его», он «на все имеет право». В данном случае нужно рассказывать, учить малыша отделять свои вещи от чужих, учить спрашивать, прежде чем брать что-либо у чужих взрослых и детей или даже у родных, ведь это личные предметы. При этом важно помнить и о правах малыша. Его игрушки, книжки и все, что покупалось для него ― это его личные вещи, личное пространство. И нарушать его ― значит позволять малышу брать без спроса чужие вещи. Так, осознав «МОЕ», чадо бежит с криками к вам, если вы имели неосторожность сесть на его стул, если вам интересна его игрушка. И тут «чудо-родители» вдруг еще и обзываются: «Ты что, жадина?». Как вы думаете: каково малышу в этот момент? Ему нельзя мамин крем брать, папины удочки, а родителям все можно? Несправедливо! Будьте примером воспитанности: спросите разрешения у малыша, прежде чем воспользоваться его личной вещью (а игрушки, стол, карандаши ― это его, и неважно, за сколько вы их купили).
  2. Вторая возможная причина того, что ребенок взял без спроса деньги ― сильное желание иметь то, чего у него нет, а у Кати, Маши, Паши в саду есть. Опять нужно объяснять ребенку, что не обязательно иметь то, что есть у других. Можно купить, но это слабое решение, оно не сформирует в ребенке самоуважение и самодостаточность. Предложите замену, но не идентичную (игрушку на игрушку), а другого характера. Например, поход в цирк, поездку на теплоходе всей семьей. Купить игрушку проще всего. А вот найти время для своего чада сложнее. Если же ребенок настаивает, купите, показав при этом свое отношение к выбору ребенка.
  3. Просто желание иметь, когда малыш чувствует обделенность во внимании, несправедливое отношение. Вот пример: мальчик 2,5 года. Родители всей семьей (папа, мама, две сестры) улетели на неделю отдыхать, а он остался с бабушкой, так как родители переживали, как он выдержит перелет, адаптацию к новым климатическим условиям. Малыш собрал все игрушки в группе в пакет и спрятал в свой шкафчик. Для ребенка что деньги, что игрушки или любая другая вещь в данной ситуации — все несет один смысл: владеть. Уже в четыре года он прятал конфеты, забранные у детей из шкафчиков. В данном случае помогла беседа с ним и последующее родительское внимание, которое он стал получать после беседы родителей с психологом.
  4. Четвертая возможная причина ― желание иметь некую силу, которую дают деньги. Если в семье деньгам уделяют слишком много внимания, чуть ли не поклоняются им, то шкала ценностей ребенка сдвигается в сторону материальных благ, а чаще даже в сторону денег ради денег. Это не совсем здоровый подход к воспитанию ребенка, так как в случае, если вам нужна будет помощь или просто ласковое слово вашего ребенка, он потребует от вас деньги за это.
  5. Протест против большого количества запретов. Деньги дают некое чувство свободы.

Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:

  1. Все то же желание иметь то, что есть у других.
  2. Протест против большого количества запретов.
  3. Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.

Плюс еще добавляются такие мотивы:

  1. Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
  2. Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности. Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
  3. Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
  4. Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».

Для детей-подростков два последних мотива являются основными.

Как реагировать, если ребенок берет деньги без спроса

Самое основное правило в воспитании ребенка — предупредить возможное неправильное поведение дитяти. Начинать нужно с беседы, чтения поучительных сказок, экономического образования малыша, когда он только начинает понимать суть слова «деньги». У ребенка ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, которыми он учится распоряжаться уже лет с 3–4.

Мама и папа в этом помогут: определить приоритеты (что важно, нужно в данный момент), научат рациональности (как выбрать покупку и рассчитать денежные средства на то, что хочется и что можно позволить себе, исходя из наличия денег).

Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать.

Первым делом нужно выяснить причину, и от этого уже отталкиваться. Иногда достаточно просто побеседовать с ребенком, понять его, поддержать и направить. Такой подход действенен для детей, которые совершили свой проступок впервые, которые чувствительны, способны на самоанализ и рефлексию.

Для других же стоит углубиться:

  1. Убрать деньги с видного, доступного места.
  2. Наказать действием: ребенок должен отработать деньги, которые взял. Например, помыть полы, постирать, приготовить еду ― то есть сделать ту работу, которая не является его обязанностью.
  3. Узнать, в какой компании друзей вращается ваш ребенок и, может быть, даже на время оградить его от нее, придумав поездку куда-то или определив его на какие-то кружки, секции.

Поговорив с ребенком, нужно найти общие интересы и точки соприкосновения: берет деньги, значит, они ему нужны. Просто давать их ему не стоит. Пусть найдет способ заработать. В наше время интернет-технологий это реально: проводить мастер-классы по чему-либо, что хорошо умеет сам, изготовлять что-то нужное и продвигать свой товар и т.п. Или даже просто помощь родным по дому, поощрение хороших отметок и достижений в школе.

Если же вы замечаете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к специалисту ― детскому психологу.

НО НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ И НЕ НАБРАСЫВАЙТЕСЬ С КРИКАМИ И УГРОЗАМИ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНО.

ihappymama.ru