Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Комплект психодиагностических методик используемых психологом с детьми в возрасте 3-18 лет. Диагностика ребенка 9 лет


2. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет

40

1. Методика для выявления мотивационной сферы мл. школьников

2. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Предложена Э.Ф.Замбицявичене

3. Методика «Палитра интересов»

4. Тесты для подростков и старшеклассников

4.1. Опросник Айзенка (подростковый)

4.2. Коммуникативные и организаторские способности (КОС-2)

4.3. Карта интересов – 40

4.4. Тест – опросник Шмишека

4.5. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» Методика предложена А. А. Реаном.

4.6. Карта интересов - 78

4.7. Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой.

4.8. Методика изучения мотивации учения старшеклассников

4.9. Методика исследования личности подростка (Краткий вариант ММР1) Березина Ф.Б. и Мирошникова М.П.

5. Диагностика способности к обучению. Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) в модификации С. Н. Костроминой

6.Анкета по типам интеллекта (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)

7. Для диагностики интеллектуального развития школьников подросткового возраста тест «КОТ»

8. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

9. Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

10. Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

11. Прогрессивные матрицы Равенна

12. Тест Гилфорда (модифицированный)

13. Тест интеллекта

14. Карта интересов для младших школьников

15. Анкета «Как распознать одаренность»

16. Методика оценки общей одаренности

17. Методика «Карта одаренности»

18. Исследование индивидуальных особенностей воображения

19. Методика «Интеллектуальный портрет»

20. Методика « Характеристика ученика» (для учителя)

21. Методики для родительского исследования (для учителя)

22. Тест «необычное использование»

23. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта

24. Оценка уровня развития технического мышления

25. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми(для учителя)

26. Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.)

  1. Методика для выявления мотивационной сферы мл. Школьников

В исследованиях М.В. Матюхиной Ведущие места в структуре мотивации младших школьников занимают широкие социальные мотивы, мотивы долга и ответственности, учебно-познавательные мотивы самосовершенствования, особенно в 3-м классе.

Второе место у первоклассников и второклассников занимают узко личностные мотивы.

Вот образцы этих суждений, по которым судили о преобладании той или иной мотивации. Суждения были написаны на отдельных карточках. Нужно было отобрать всего три, самые важные, имеющие наибольшее значение для вас.

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

  2. Стремлюсь быстро и точно выполнить требования учителя.

  3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

  4. Хочу закончить школу и учиться дальше.

  5. Понимаю, что знания нужны для будущего.

  6. Хочу быть культурным и развитым человеком.

  7. Хочу получать хорошие отметки.

  8. Хочу получать одобрения учителей и родителей.

  9. Хочу, чтобы товарищи были хорошего мнения обо мне.

  10. Хочу быть лучшим учеником в классе.

  11. Хочу, чтобы мои ответы были лучшими на всех уроках.

  12. Хочу занять достойное место среди товарищей.

  13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали за плохое поведение.

  14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

  15. Не хочу получать плохие отметки.

  16. Нравиться узнавать на уроке новое.

  17. Нравиться, когда учитель рассказывает новое.

  18. Люблю узнавать что-то новое о словах и числах.

  19. Люблю решать задачи разными способами.

  20. Люблю думать и рассуждать на уроке.

  21. Люблю решать сложные задачи и преодолевать трудности.

В соответствии с тем, какие 3 суждения выбирает ребёнок, психолог может сделать вывод об особенностях его мотивационной сферы. Каждое суждение отражает различные мотивы.

Суждения 1-3 – мотивы долга и ответственности.

4-6 – мотивы самоопределение и самосовершенствование.

7-9 – мотивы благополучия.

10-12 – престижная мотивация.

13-15 – мотивация избежание неприятностей.

16-18 – мотивация содержанием.

19-21 – мотивация процессом учения.

Предложена Э.Ф.Замбицявичене

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные в учетом программного материала начальных.

1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест – выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

Текст методики.

I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

А. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

В. В году (24, 3,12,4,7) месяцев.

Г. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

З. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая вкусная).

И. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

К. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

А. тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б. река, озеро, море, мост, болото.

В. кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

Г. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д. тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е. окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Ж. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З. курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И. число, деление, вычитание, сложение, умножение.

К. веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа – одно слово над чертой (например: библиотека), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

Лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.

Бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

А. огурец =георгин

Овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

Б. учитель=врач

Ученик кочки, больные, палата, больной, термометр

В. Огород =сад

Морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

Г. Цветок=птица

Ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

Д. перчатка =сапог

Рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

Е. темный=мокрый

Светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

Ж. часы=термометр

Время стекло, температура, кровать, больной, врач

З. машина=лодка

Мотор река, моряк, болото, парус, волна

И. стул =игла

Деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

К. стол =пол

Скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Эти пары слов можно назвать одним названием, например:

брюки, платье – одежда;

треугольник, квадрат – фигура.

Придумай название к каждой паре:

А. метла, лопата…

Б. окунь, карась…

В. Лето, зима…

Г. Огурец, помидор…

Д. сирень, шиповник…

Е. шкаф, диван…

Ж. день, ночь…

З. слон, муравей…

И. июнь, июль…

К. дерево, цветок…

studfiles.net

Комплект психодиагностических методик используемых психологом с детьми в возрасте 3-18 лет

    1. Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей 6 – 7 лет (МЭДИС). Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.

Методика состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

I субтест направлен на выявление общей осведомлённости учащихся, их словарного запаса;

II субтест - на понимание количественных и качественных соотношений;

III субтест - исключение лишнего – выявляет уровень логического мышления;

IV субтест направлен на выявление математических способностей.

Область применения: исследование интеллектуальных особенностей, разработка рекомендаций.

Описание методики. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5 – 10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьёзной без излишней напряжённости. Во время проведения теста экспериментатор должен быть уверен, что ни один учащийся не смотрит в тетрадь соседа. У каждого тестируемого учащегося должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя.

Задания выполняются без ограничения времени. Экспериментатор должен читать каждое задание вслух. Темп прочтения зависит от скорости выполнения заданий учащимися, он будет различным в различных группах учащихся. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определённом темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 – 25 секунд.

Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях. Так, например, задания субтеста I можно прочесть быстрее, чем задания субтеста II или IV. При очень ярко выраженных различиях в способностях и темпах работы детей эффективнее проводить тест в 2-х группах. В этом случае один учитель может проводить тест в группе детей, работающих медленно, а другой – в группе, где дети работают быстро.

При планировании тестирования необходимо учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20 минут.

До начала проведения методики экспериментатор должен ознакомиться с содержанием и инструкцией по её применению. Ни в коем случае нельзя знакомить детей с содержанием тестовых заданий до проведения теста. В начале тестирования особое внимание детей следует обратить на способ фиксации ответов в тестовой тетради. Необходимо объяснить детям, что в тетрадях, которые они получили, нарисовано множество картинок. Под каждой картинкой есть овал (объяснить значение слова ОВАЛ). Для ответа на поставленный вопрос дети должны зачеркнуть крестиком овал (показать на доске) под той картинкой, на которой изображён правильный ответ.

Перед каждым субтестом даётся два тренировочных задания. В то время, когда дети выполняют тренировочные задания, необходимо тщательно наблюдать за ними. При возникновении трудностей необходимо проделать тренировочные задания ещё раз. Тестирование можно начинать лишь в том случае, если дети поняли, что они должны делать. Так же следует поступать и при переходе от одного субтеста к другому, т.е. сначала должны быть отработаны новые тренировочные задания, и лишь при полном понимании инструкции можно приступать к самостоятельному выполнению заданий детьми.

Во время выполнения теста детьми экспериментатор (и/или его помощник) должен ходить по рядам в классе и следить, чтобы дети работали на той странице и в том месте, где нужно, а так же чтобы они чётко зачёркивали крестиком овалы.

Если ребёнок спрашивает, правилен ли его ответ, экспериментатор должен сказать: «Зачеркни овал под тем ответом, который ты считаешь правильным». Инструкцию к заданию, в случае необходимости, можно повторить. Экспериментатор не должен отвечать на какие-либо вопросы сверх инструкции и не должен говорить ученику, правилен или нет его ответ.

МЭДИС имеет две эквивалентные формы А и В, которые могут чередоваться при повторном тестировании.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.3, 1.20.

Инструкция к заданиям формы А.

Раздайте тетради (они должны лежать первой страницей вверх) и убедитесь, что каждый ребёнок получил тетрадь со своими именем и фамилией. Если вы готовы к проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдёте множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали это так, как надо.

Перед ними должна быть открыта страница 1. Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Нарисуйте на доске овал и зачеркните его крестиком: «Внимание! В каждом ряду крестик можно ставить только один раз. Если кто-то по ошибке поставил крестик неправильно, то нужно этот крестик стереть или чётко перечеркнуть и затем поставить крестик в нужном месте. Кто ещё не понял, что нужно сделать, скажите мне, я объясню ещё раз».

Указание на способ исправления ошибок важно ещё и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.

Субтест 1.

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю». Покажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так. Правильно!» Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!

С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением грызуна (повторить!).

Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением акробата (повторить!).

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением того, что съедобно (повторить!).

В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением рубанка (повторить!).

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением бицепса (повторить!).

Субтест 2.

После небольшой паузы скажите: «Переверните страницу». Удостоверьтесь, что все дети открыли страницу 2.

Пример А:

«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева» (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком соответствующий овал.

Пример В:

«Посмотрите картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка!» Проследите, чтобы каждый ребёнок зачеркнул нужный овал.

«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены цветы. Зачеркните овал под картинкой с изображением цветов, посаженных раньше остальных» (повторить!).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задание 2 (пауза). Зачеркните овал под картинкой с изображением девочки, стоящей к дереву ближе, чем мальчик и собака (повторить)».

«Посмотрите на задание 3. Зачеркните овал под картинкой, где утка летит впереди и ниже других (повторить)».

В задании 4 зачеркните овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие (повторить).

В задании 5 зачеркните овал под картинкой, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех (повторить).

Субтест 3.

«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3». Убедитесь, что у всех открыта страница 3.

Пример А:

«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки – это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков. (Пауза. Повторить).

Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.

Пример В:

«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырёхугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду – круги. Зачеркните крестиком овал под четырёхугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».

Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нужный овал.

«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным». Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. в каждом задании зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным». Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с заданиями.

Субтест 4.

В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А:

«Посмотрите картинки в самом верхнем ряду». Там изображены различные четырёхугольники. В каждом четырёхугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите, в каком четырёхугольнике только одна палочка. (Пауза). Поднимите повыше вашу тестовую тетрадь, укажите на второй четырёхугольник в этом ряду, и скажите «Вот в этом четырёхугольнике только одна палочка» Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните крестиком овал под тем четырёхугольником, в котором только одна палочка».

Проследите, чтобы каждый ребёнок зачеркнул нужный овал.

Пример В:

«А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластину домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки».

Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это задание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того, как вы убедитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.

«А теперь посмотрите на задание 1. Найдите четырёхугольник, в котором нарисовано палочек больше 5, но меньше 12. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под этим четырёхугольником».

Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение этого задания и переходите к следующему лишь тогда, когда дети закончат предыдущее.

«Посмотрите на задание 2. Три первые пластины домино изображены отдельно от других. Они стоят в определённой последовательности друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, которая должна быть следующей в этом ряду.(Повторить). Зачеркните крестиком овал под этой пластиной домино».

«Посмотрите на задание 3. Посмотрите на кубик, нарисованный отдельно. (Пауза). Найдите такой кубик, на котором на одну точку больше, чем на данном. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под кубиком, который вы нашли».

«Посмотрите на задание 4. Посмотрите на два четырёхугольника, изображённые отдельно. (Пауза). Найдите четырёхугольник, который показывает, на сколько в первом четырёхугольнике палочек больше, чем во втором. Зачеркните овал под этим четырёхугольником».

«Посмотрите на задание 5. Кусочки торта в этом ряду показывают, сколько их осталось после того, как каждая семья пообедала. Какой торт остался после семьи, которая за обедом съела меньше всех? (Повторить). Зачеркните крестиком овал под картинкой, выбранной вами».

Инструкция к заданиям формы В.

Раздайте тетради (они должны лежать первой страницей вверх) и убедитесь, что каждый ребёнок получил тетрадь со своими именем и фамилией. Если вы готовы к проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдёте множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали это так, как надо.

Перед ними должна быть открыта страница 1. Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Нарисуйте на доске овал и зачеркните его крестиком: «Внимание! В каждом ряду крестик можно ставить только один раз. Если кто-то по ошибке поставил крестик неправильно, то нужно этот крестик стереть или чётко перечеркнуть и затем поставить крестик в нужном месте. Кто ещё не понял, что нужно сделать, скажите мне, я объясню ещё раз».

Указание на способ исправления ошибок важно ещё и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.

Субтест 1.

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю». Покажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так. Правильно!» Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!

С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением мальчика (повторить).

Посмотрите на задание 2. Зачеркните овал под картинкой с изображением общественного транспорта (повторить).

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением машины на гусеницах (повторить).

В задании 4 зачеркните овал под картинкой того, кто активен (повторить).

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой, где нарисована статуя (повторить).

Субтест 2.

После небольшой паузы скажите: «Переверните страницу». Удостоверьтесь, что все дети открыли страницу 2.

Пример А:

«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого большого дерева» (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком соответствующий овал.

Пример В:

«Посмотрите картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка!» Проследите, чтобы каждый ребёнок зачеркнул нужный овал.

«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркните крестиком овал под картинкой, где девочка больше, чем мальчик, но меньше, чем дерево». (Пауза. Повторить).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задание 2. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (повторить).

«Посмотрите на задание 3. (Пауза). Посмотрите картинки в том ряду, где изображены мальчики. Потом посмотрите на картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением этого ящика.

В задании 4 зачеркните овал под картинкой мяча средней величины (повторить).

В задании 5 зачеркните овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем все остальные (повторить).

Субтест 3.

«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3». Убедитесь, что у всех открыта страница 3.

Пример А:

«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки – это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков. (Пауза. Повторить).

Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.

Пример В:

«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырёхугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду – круги. Зачеркните крестиком овал под четырёхугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».

Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нужный овал.

«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным». Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. в каждом задании зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным». Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с заданиями.

Субтест 4.

В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А:

«Посмотрите картинки в самом верхнем ряду». Там изображены различные четырёхугольники. В каждом четырёхугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите, в каком четырёхугольнике только одна палочка. (Пауза). Поднимите повыше вашу тестовую тетрадь, укажите на второй четырёхугольник в этом ряду, и скажите «Вот в этом четырёхугольнике только одна палочка» Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните крестиком овал под тем четырёхугольником, в котором только одна палочка».

Проследите, чтобы каждый ребёнок зачеркнул нужный овал.

Пример В:

«А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластину домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки».

Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это задание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того, как вы убедитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.

«Посмотрите на задание 1. Два четырёхугольника изображены отдельно от других. Найдите четырёхугольник, который показывает, на сколько палочек в первом четырёхугольнике больше, чем во втором. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под этим четырёхугольником».

«Посмотрите на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изображённый отдельно. Найдите другой кусок торта, который при соединении с первым даёт целый торт. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под картинкой, которую вы выбрали».

«Посмотрите на задание 3. Первые три пластины домино изображены отдельно от других. (Пауза). Они стоят в определённой последовательности друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, которая должна продолжить этот ряд (повторить). Зачеркните крестиком овал под этой пластиной домино».

«Посмотрите на задание 4. Одна конфета стоит две палочки. Найдите четырёхугольник, который показывает, сколько нужно палочек, чтобы купить три конфеты (повторить). Зачеркните крестиком овал под этим четырёхугольником».

«Посмотрите на задание 5. У меня было 9 палочек. Я отдала 4 палочки. (Пауза). Найдите четырёхугольник в этом ряду, который показывает, сколько палочек у меня осталось (повторить). Зачеркните крестиком овал под этим четырёхугольником».

Обработка и интерпретация данных.

При интерпретации результатов данной методики следует учесть, что, как и любой другой тест, МЭДИС не может служить единственным критерием для принятия решения об уровне интеллектуального развития ребёнка, об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей.

Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребёнком, сведениями от родителей, показателями интересов ребёнка и т.д.

Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей. Поэтому в случаях неудовлетворительных результатов тестирования с помощью МЭДИС рекомендуется:

  • повторить тестирование с помощью другой формы теста и

  • дополнить его индивидуальным психолого-педагогическим обследованием детей.

С учётом вышесказанного полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6 – 7 – летнего возраста.

Субтест 1:

3 – 4 правильно решённых задачи в данном субтесте являются показателем нормы для детей данного возраста. Пять правильно решённых задач характерны для высокого уровня общей осведомлённости и словарного запаса ребёнка.

Субтест II:

3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня (норма) развития понимания количественных и качественных соотношений, 4 – 5 правильных ответов свидетельствуют о высоком уровне развития.

Субтест III:

Направлен на выявление уровня развития логического мышления у детей. 3 правильно решённых задачи характерны для среднего уровня развития, 4 – 5 правильно решённых задачи – для высокого уровня развития логического мышления.

Субтест IV:

Направлен на выявление уровня развития математических способностей детей. 2- 3 правильно решённых задачи говорят о среднем уровне развития математических способностей, 4 – 5 – о высоком уровне развития математических способностей детей.

В целом, 11 – 13 правильно решённых задач соответствуют возрастной норме, т.е. нормальному уровню развития интеллектуальных способностей. Если ребёнок выполняет правильно 14 и более заданий, можно говорить об уровне развития выше среднего. Неумение выполнять инструкцию и/или затруднения в выполнении более чем половины заданий могут свидетельствовать о недостаточном уровне интеллектуального развития детей данного возраста и об их недостаточной подготовке к школьному обучению. Данные, полученные с помощью МЭДИС, хорошо согласуются с показателями других тестов интеллектуальных способностей.

Ответы для обработки данных:

Субтест

Задание

Форма А

Форма В

1

1

Е

А

2

Д

С

3

В

С

4

В

С

5

Д

С

2

1

С

Д

2

Д

Д

3

В

А

4

Д

А

5

А

А

3

1

С

Д

2

Д

В

3

В

В

4

В

Д

5

Е

А

4

1

С

В

2

В

Д

3

Д

В

4

А

Е

5

Е

С

Таблица нормативных показателей интеллектуальных способностей:

Показатели

Количество решённых задач, характерных для

Среднего уровня

Высокого уровня

Субтест I – словарный запас

3 - 4

5

Субтест II – понимание количественных и качественных соотношений

3

4 – 5

Субтест III – логическое мышление

3

4 – 5

Субтест IV – математические способности

2 - 3

4 – 5

Общий показатель интеллектуальных способностей

11 - 13

Больше 13

Используя таблицу нормативных показателей различных сторон интеллектуальной деятельности можно:

* описать профиль развития интеллектуальных способностей ребёнка, т.е. выявить, какие стороны интеллектуальной деятельности находятся на должном уровне развития, а какие требуют дополнительной работы,

* выявить одарённых детей, которые могут обучаться по специальным углублённым программам.

При дифференцированном подходе к обучению целесообразность данной методики особенно велика, т.к. она позволяет, выявив уровень интеллектуальных способностей детей, формировать в соответствии с этим группы (классы) для дифференцированного обучения.

Приложение

Таблица 1. Средние результаты тестирования 100 учащихся первых классов с помощью МЭДИС (форм А и В) и KFT

Вид заданий

МЭДИС

KFT

Форма А

Форма В

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

В целом

3,63

3,50

3,12

2,80

13,14

3,89

3,40

3,24

3,01

13,54

11,33

9,76

8,63

8,10

37,02

Примечание: В субтесте МЭДИС содержится 5 заданий, в каждом субтесте KFT – 15 заданий.

Таблица 2. Средние результаты тестирования 163 детей, поступающих в первый класс, с помощью МЭДИС

Показатели

Вид заданий

Форма А

Форма В

М

g

макс.

мин.

М

g

макс.

мин.

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

В целом

3,41

3,47

3,02

2,88

12,79

0,98

1,21

1,26

1,44

3,42

5

5

5

5

19

1

0

0

0

3

3,78

3,25

2,88

2,73

12,64

1,02

0,91

1,20

1,33

3,19

5

5

5

5

19

1

0

0

0

4

Примечание: М – среднее количество правильных ответов, g – среднее квадратичное отклонение, макс. - максимальное и мин. – минимальное количество правильных ответов в каждом субтесте и каждой форме МЭДИС.

infourok.ru

Методика для определения уровня умственного развития детей 7

МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Предложена Э. Ф. Замбицявичене

Описание теста: Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого. 2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. 3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.4 субтест - выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Текст методики

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение. 1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). 2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. 4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень). 7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо найти и исключить его. 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 5. Тополь, береза, орешник, липа, осина. 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры: лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая ссязь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля 2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр 3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы 4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка 6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный 7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач 8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна 9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье... - одежда треугольник, квадрат ... - фигураПридумай название к каждой паре: 1. Метла, лопата... 2. Шкаф, диван... 3. Окунь, карась... 4. День, ночь... 5. Осень, весна… 6. Слон, муравей... 7. Огурец, помидор... 8. Июнь, июль... 9. Сирень, шиповник… 10. Дерево, цветок...

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ(по Л. И. Переслени, 1990)

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются. При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

            ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%), 1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

iemcko.ru

Комплексная БЕСПЛАТНАЯ психолого-педагогическая экспресс-диагностика уровня развития ребенка с 1 до 9 лет. Только 24-26 октября в 5 районах города!

Только 24-26 октября восемь филиалов «ДИВО» проводят БЕСПЛАТНУЮ  экспресс-диагностику уровня развития ребенка с 1 до 9 лет.

На диагностике опытные психологи и педагоги в игровой форме проанализируют познавательное, социально-коммуникативное  и речевое развитие детей:

Дети от 1 до 3 лет – диагностика раннего развития ребенка.

Дети от 3 до 5 лет – диагностика уровня развития ребенка в соответствии в возрастными нормами.

Дети 5-7 лет – диагностика уровня подготовки к школе.

Дети 7-9 лет – диагностика уровня развития памяти, внимания, мышления/дислексия и дисграфия (диагностика для школьников проходит только и )

Комиссия специалистов использует метод скринингового группового обследования, который позволяет выявить ранние нарушения в развитии ребенка. По результатам экспресс-диагностики родители получат полезные и ценные рекомендации от специалистов нашего Центра.

 

Бесплатные диагностики пройдут в 6 районах города:

Автозаводский район:

Челюскинцев, 16а, телефон: 282-07-06Автомеханическая, д. 12, телефон: 215-10-72

Янки Купалы, 34, телефон: 215-10-65

Ленинский район:

Проспект Ленина, 55/3, телефон: 215-10-76

Сормовский район:

Д. Павлова, 13Б, телефон: 215-10-93

Канавинский район:

С. Акимова, 25а, телефон: 218-03-68

Нижегородский район:

ул. Родионова, 165/1, телефон: 215-10-81Нижегородская, 15а, телефон: 423-34-50

Записаться на диагностику можно по вышеуказанным телефонам или по ссылке

Количество мест ограничено!

centr-divo.ru

Психологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.

Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев,  1992).

Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития.  "Прогрессивные матрицы Равена" - это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

Методика определения уровня развития детей 6-9 лет.

Цель: исследование уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания:

I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения: Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).в) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень). к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. б) Река, озеро, море, мост, болото. в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книгибежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакатьЗначит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земляб) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометрв) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветыг) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перьяд) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щеткае) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодныйж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врачз) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волнаи)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальнаяк) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:Брюки, платье... — одежда. Придумай название к каждой паре»:a) Метла, лопата...б) Окунь, карась... в) Лето, зима... г) Огурец, помидор... д) Сирень, шиповник. е) Шкаф, диван... ж) День, ночь... з) Слон, муравей... и) Июнь, июль... к) Дерево, цветок...

Правильные ответы:I субтест:а) подошваб) верблюдв) 12г) февраль д) страусе) цветыж) днемз) жидкаяи)корень к) Москва

II субтеста) фасоль б) мост в) песок г) Москва д) орешник е) указка ж) Нестеров з) лебедьи) числок) вкусный

III субтестз) георгин / цветокб) врач / больнойв) сад / яблоняг) птица / гнездо д) сапог / нога е) мокрый / сухойж) термометр / температураз) лодка / паруси) игла / стальнаяк) пол / ковер

IVсубтеста) рабочие инструментыб) рыбав) время годаг) овощ д) куст е) мебельж) время сутокз) животноеи) месяцы лета к) растения

Обработка результатовI субтест:Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест:Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

III субтест:За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV субтест:При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:ОУ = х • 100% / 40где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет)(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики

для определения уровня умственного развития нормальных

и аномальных детей

(на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

  • Дефектология. С. 28-33.)

Описание методикиМетодика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.

1 субтест

1. У сапога есть Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица 1,9
2. В теплых краях обитает Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень 2,8
3. В году 24, 3, 12, 4, 7 месяцев 2,7
4. Месяц зимы Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март 2,3
5. В России не живет Соловей, аист, синица, страус, скворец 2,6
6. Отец старше своего сына Часто, всегда, иногда, редко, никогда 2,2
7. Время суток Год, месяц, неделя, день, понедельник 2,8
8. Вода всегда Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная 3,4
9. У дерева есть Листья, цветы, плоды, корень, тень 2,8
10. Город России Париж, Москва, Лондон, Варшава, София 2,6

2 субтест

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2,3
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 2,7
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 2,6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 2,4
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2,5
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 2,3
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7

rykovodstvo.ru

Диагностика развития ребенка - виды и способы диагностки детей

Каждой мамочке хочется, чтобы ее малыш был самым развитым, одаренным и смышленым. И для этого она прилагает немало усилий, предлагая своему ребенку с ранних лет различные развивающие игры и занятия. Но как понять, принесли ли ее действия результат, к которому она стремилась? На помощь в таком случае придет диагностика развития ребенка. С ее помощью можно выявить недочеты и пробелы и постараться оперативно, а главное, своевременно их устранить. 

Диагностика психического развития детей

Личность каждого человека представляет собой целостную психологическую структуру, которая формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Психические характеристики личности следующие:

  • характер
  • способности
  • темперамент
  • сочетание чувств и мотивов
  • особенности психических процессов

В результате совокупности всех вышеуказанных свойств получается уникальное в каждом отдельном случае единство, которое называют складом личности.

Диагностика психического развития ребенка – достаточно трудоемкая процедура, подразумевающая применение целой системы различных методик. Это позволяет исследовать психику маленького человечка с разных сторон. По итогам данной процедуры складывается целостная картина, позволяющая оценить психическое развитие ребенка. Важно не только использовать правильные методики, подходящие для конкретного малыша, но и верно их чередовать, чтобы карапузу не наскучила процедура, и он не выразил протест по поводу ее прохождения. Вот почему так важно доверить проведение данного процесса компетентному специалисту.

Диагностика умственного развития детей

Одним из самых известных исследователей детского мышления является французский психолог Альфред Бине. Его разработки используются и в наши дни при составлении различных тестов, необходимых для диагностики умственного развития детей.

Бине задавал детям вопросы, ответы на которые позволяли понять, как малыш знаком с различными понятиями (например – что такое стул). В начале двадцатого века правительство Франции поручило психологу разработку методики, помогающие определить детей, нуждающихся в обучении во вспомогательных школах. Бине составил опросник, содержащий вопросы различных уровней сложности. По итогам тестирования можно было понять уровень интеллекта каждого ребенка. Первые же опыты оказались весьма успешными, и тогда Бине разработал вопросы, которые позволяли проводить исследования интеллектуального развития любых детей (от 3 до 18 лет). То есть эти тесты нужны были не для выявления отстающих, а для общей диагностики. Задания были разделены по степеням сложности, в зависимости от возраста исследуемой группы детей, и помогали проверять память, счет, словарный запас, логическое мышление, память, пространственную ориентировку и другие важные аспекты интеллектуального развития.  

Диагностика речевого развития детей

Сейчас все чаще малышам ставят диагноз «задержка речевого развития». Это происходит до 4 лет ребенка – позднее диагностируют общее недоразвитие речи. В интеллектуальном плане такие малыши не отличаются от  других детей, но если вовремя не вмешаться и не исправить положение, то может пострадать и мышление. Поэтому своевременная диагностика очень важна. Можно говорить о задержке речевого развития в том случае, если малыш: 

  • не испытывает тяги к лепетанию в 2 месяца
  • не воспринимает названия распространенных явлений и предметов, не откликается, если его зовут по имени, и не выполняет просьбы произвести простые действия в 8 месяцев
  • не радует словарным запасом, не стремится повторять слова в 2 года
  • не в силах составить словосочетания, понять названия частей тела, взять указанный предмет в 2,5 года
  • не может говорить распространенными предложениями, не во всех случаях понимает, что говорят ему другие люди в 3 года

Задержка речевого развития может произойти, если:

  • у малыша поражен головной мозг вследствие внутриутробных нарушений, заболеваний или травм в грудном возрасте
  • у ребенка позднее, чем это необходимо, созревают нервные клетки, важных для речевого развития
  • малышом мало занимаются и редко с ним разговаривают
  • у крохи нарушен слуховой аппарат

Диагностику речевого развития родители могут провести и самостоятельно, используя специализированную литературу (например, книгу О.С.Ушаковой) или задания, которые в изобилии можно найти в Интернете.

Диагностика отклонений в развитии ребенка

Выявление отклонений в развитии малыша требует использования различных наук, например:

  • клинической медицины
  • генетики
  • детской психоневрологии
  • детской психологии
  • нейрофизиологии

Полученная информация структурируется и анализируется.

По этим причинам ранняя диагностика отклонений в развитии малыша должна проводиться специалистами, родители осуществить данную процедуру в силу нехватки знаний неспособны.

bambinostory.com

Диагностика памяти | Психологическое зеркало

В экспресс-диагностике психологи чаще всего обследуют два вида памяти: слуховую и зрительную. В зависимости от формы проведения диагностики (индивидуальная или групповая) методы диагностики могут варьировать.

Самой популярной методикой диагностики слуховой памяти, является методика «10 слов». Ее можно использовать со средней группы детского сада (4-5 лет) и у взрослых.

Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.

Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).

Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.

Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

Для диагностики зрительной памяти детей  можно использовать методику «10 картинок»

Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.

Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.

Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти — 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти — 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти — 3 и меньше.

Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти в больших группах. Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников — 10-15 человек, для начальной школы и старше — целый класс.

Так, в своей практике я использовала такие приемы:

Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».

Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.

Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем.  На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок,  рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.

Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).

От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.

От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.

От 0 до 3 – низкий.

Диагностика уровня развития слуховой памяти: «Зачеркни названные картинки».

Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.

Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.

Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас  я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом».  Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.

Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.

Если правильно воспроизведено за первый раз 4 -7 ответов, то у ребенка средний уровень развития слуховой памяти, если 8 – 10 – высокий, меньше 4-х – низкий. Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.

 

 

Диагностические комплекты для индивидуальной и групповой работы из опыта работы педагога-психолога (9 лет стажа) описаны в авторском пособии «Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе»: http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/magazin

на Ваш сайт.

www.psixologicheskoezerkalo.ru