Девятый месяц жизни ребенка. 9 й месяц ребенку
9й месяц жизни малыша, малыш 9-й месяц
Малыш пытается стоять самостоятельно, без опоры. Правда, пока еще удерживать равновесие дольше нескольких секунд у него не получается. Ребенок уже может ходить, придерживаясь за бортик кроватки или манежа. Кроха легко встает из любого положения.Показатели развития
Малыш пытается стоять самостоятельно, без опоры. Правда, пока еще удерживать равновесие дольше нескольких секунд у него не получается. Ребенок уже может ходить, придерживаясь за бортик кроватки или манежа. Кроха легко встает из любого положения.
Ребенок уже выполняет различные сложные действия с разнообразными предметами и игрушками в зави симости от их свойств (открывает коробочки, катает шарики, перебирает кубики, собирает предметы). Если вы зададите малышу вопрос „где?" и назовете какой-нибудь знакомый предмет, то, независимо от местоположения этого предмета, ребенок сразу найдет его взглядом. Кроха уже хорошо знает свое имя! Сейчас детишкам очень нравится подражать взрослым
повторять за ними слоги, манеру говорить, интонации. Ребенок активно осваивает речь, пытается говорить слоги. Если малыш пьет из бутылочки, то уже сам держит ее и вынимает изо рта, заканчивая пить. Правда, первое время все же нужно следить за тем, чтобы кроха не захлебнулся. Ему очень нравится брать пищу руками, так что без расплесканных супчиков на кухне не обойтись.
Режим дня
В среднем 5 кормлений через 4 часа. Периоды одрствования после кормления составляют 2-2,5 часа. Сон после бодрствования длится 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 2-3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Если вы поздно уложите кроху на дневной сон, не удивляйтесь, что ве чером маленький карапуз долго не сможет уснуть. Укладывать малыша лучше спустя полчаса – час после еды. Прислушайтесь к биоритмам крохи! Промежуток между окончанием второго дневного сна и началом ночного отдыха должен быть не менее 4 часов, иначе малыш просто не успеет как следует нагуляться! Кроме того, дети лучше засыпают, когда в комнате прохладно. Перед тем как укладывать кроху, проветрите помещение. Есть еще один секрет сладкого сна: попробуйте укладывать ребенка без одеяла, а потом, когда он уснет, осторожно укройте.
Физическое воспитание и уход
В рацион ребенка включаются все новые и новые блюда. Однако стоит повременить с расширением меню, если малыш болен, у него активно режутся зубки, если крохе только что сделали прививку, а также в знойную погоду. В жаркие дни выработка пищеварительных соков уменьшается, и еда, особенно незнакомая, плохо усваивается.
Сейчас крохе очень нравится быть в центре внимания — сидя на своем высоком стульчике, он активно общается со всеми членами семьи. Однако ребенок должен иметь „свои " часы — когда он будет играть один. Естественно, с игрушками. Кроха обожает бросать, так предоставьте ему резиновые игрушки, мячики, тряпичную куклу ( которую можно часто стирать ). Попробуйте прикрепить к перекладинам кроватки или манежа руль, издающий разные звуки, когда его крутят. Уже можно приобрести игрушки на колесиках ( лошадку, тележку ), которые к моменту активного хождения малыш будет толкать впереди себя.
Ребенка увлекает мир тихих звуков ( громкие его пока пугают ): что это там тикает на полке? что шуршит у мамы в руках? Смастерите для малыша погремушку из пластиковой бутылки, внутрь которой насыпьте песок или горох. Также на растерзание крохе можно отдать ненужную упаковочную бумагу ( газеты не подходят ) — малыши обожают рвать ее.
Если ребенок простудился, может случиться, что после пары часов сна он просыпается от сильного приступа кашля, голос у него резко садится, малышу не хватает воздуха. Это — приступ ложного крупа ( возникает примерно у 5% всех детей ). Не теряйте самообладания, вызовите врача, а сами с малышом на руках идите в ванную, откройте краны, влажный воздух смягчит раздраженную слизистую. Ножки крохи опустите в горячую воду.
Заботы и дела для мам и пап
Научитесь говорить правильное „нет ". Малыш должен знать, то позволено, а что нет. В таком возрасте это даже не вопрос воспитания, а вопрос детской безопасности. Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее „нет ". Лучше всего спокойно и твердо сказать: „Не трогай розетку, это — опасно ". Ведь если вы, улыбаясь, шутливо погрозив пальцем, проворкуете: „Слад кий мой, оставь, пожалуйста, розет ку в покое ", этим только собьете кроху с толку. Малыш, видя ваше ласковое лицо, не сможет понять суть запрета.
Поскольку сейчас вы включаете в меню малыша все больше фруктов и овощей, обратите внимание на посуду. Дело в том, что витамин С разрушается при соприкосновении с металлом. Поэтому нож должен быть из нержавеющей стали, терка — пластмассовой или стеклянной. Кроме того, не следует готовить детские пюре и каши в алюминиевой посуде — этот металл достаточно нестоек, а для малышей опасны даже минимальные его количества в пище. Отдайте предпочтение тефлоновой и эмалированной посуде, постоянно следя за целостностью внутренних покрытий.
www.baby.ru
девятый месяц жизни - Календарь развития малыша
Девятый месяц: начинаю вставать на ножки!
Малыш вступает в
девятый месяц жизни, и этого возраста у малыша
появляется стремление все делать самостоятельно. Для него незнакомо чувство
лени, просто полежать и спокойно посмотреть телевизор, как хотелось бы Вам. Ему
надо двигаться, искать, узнавать, испытывать, пробовать. Он хватает все, что
попадает в поле его досягаемости. Кроха хорошо отточил умение сидеть, садиться
из положения лежа, подниматься. Он может начать подниматься, держась за
предметы. Только самостоятельно стоять ему еще трудно. Но он тренируется и
скоро оторвется от опоры. Не менее трудно ребенку – это научиться садиться,
когда уже встал.
Пока малыш не принимает
всерьез слово "нет", ему весь дом представляется большой волшебной
игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это,
перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость.
Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями,
занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать". Еще раз
проверьте все, что окружает ребенка, чтобы не было острых углов, опасных
предметов и т.д. Особенно осторожным надо быть, находясь с ребенком на кухне,
среди огня и кипящих кастрюль. Подальше от ребенка ставьте горячие блюда и
напитки, не подносите его близко к плите. Кроме этого, необходимо спрятать всю
бытовую химию и быть очень осторожными с мелкими предметами, чтобы они были
недоступны крохе.
Необходимо подумать не
только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том,
что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует
открыть, за какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать
и бросить на пол, где они, естественно, разобьются.
Что же научится делать
Ваш карапуз?
Итак…
Я расту!
В этом месяце ваш
крошка прибавит 400 гр (колебания
300-500г), а подрастет примерно на 1,5 см (всего с момента рождения 20,5 см). В
среднем масса тела мальчиков в этот период составляет 7,1-11,0 кг, а девочек -
6,5-10,5 кг. Длина тела мальчиков колеблется в интервале от 67,5до 76,5см. а
девочек - от 65,3до 75,0 см. Окружность головы мальчиков 42,5-47,5см, а девочек
41,2- 46,5 см. Если же масса тела
превышает границу 10.5-11 кг, значит у малыша лишний вес. Особенно если малыш
на искусственном вскармливании, для грудничков такое маловероятно, – значит, вы
перекармливаете кроху. Избыточный вес – это состояние, которое ведет к
нарушению обмена веществ, предшествует появлению эндокринных заболеваний,
способствует ослаблению иммунитета. У детей с большим весом, болезни имеют
частый и продолжительный характер.
В движении - жизнь!
Ваш малыш уже многого
достиг и в этом месяце он может сделать небольшой перерыв в своих достижениях.
Ему нужно время, чтобы закрепить и отработать уже имеющиеся навыки. На девятом месяце
ребенок начинает ползать, но уже не так как ранее. Новое ползание отличается от
предыдущего способа ползания а-ля «солдат в окопе», малыш опирается на коленки
и руки, поднимая спинку и попку. Кроха пытается непродолжительное время
ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые
движения. Еще малыш может сидеть, опираясь на две или одну руку, и пытается
одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца,
при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на стопы. В этом
возрасте кроха начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным
пальчиками (щипковый захват), поэтому мелкие и опасные предметы должны быть
недосягаемы для ребенка потому, что он может засунуть их в рот или нос.
Оглянитесь и подумайте,
какие вещи могут пригодиться в вашем доме для детских игр. Устройте так, чтобы
в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него
запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Можно предоставить в
пользование крохе низко расположенную полочку или ящик в кухне, какой-нибудь коробок
спальне и корзинку или сумку в гостиной, наполненную вещами, чтобы
заинтересовать ребенка, и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время
спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность
самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и
интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это
может вызвать у него желание поиграть - передать вам какую-нибудь вещь, чтобы
тут же получить ее обратно.
Ваш кроха уже
бодрствует несколько часов подряд, развлекается ползанием и исследованием
окружающего мира, а некоторые малыши к этому времени уже начинают стоять или
делать шаги у опоры. Обычно шаги начинаются вдоль дивана или вокруг журнального
столика, но довольно быстро перемещается на всю площадь дома.
На девятом месяце
ребенок не только умеет хорошо сидеть, они сам может лечь из положения сидя и
сесть из положения лежа. Ручки малыша стали довольно сильными. Если ребенок
захочет встать, то для этого эму понадобятся опора – это может быть манеж,
диван, кресло, то есть все, за что можно схватиться ручками. Эти упражнения он
может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело,
поэтом малыш отпускает поддержку и падает на попку, затем снова поднимается.
Бывает такая ситуация,
что ребенок держится за край манежа и поднимается на ножки, а потом начинает
плакать. Это происходит от того, что малыш научился подниматься на ножки, но
пока не умеет самостоятельно приседать и садиться, поэтому, не зная, что
делать, он боится и плачет. Родители должны помочь ребенку присесть, со
временем он научится это делать сам и у малыша появится еще одна интересная
игра.
Ваш ребенок начинает
понимать взаимосвязь между различными предметами, их формой, размером, цветом. Карапуз
может положить маленький предмет в больший, построить башню из двух кубиков и
даже несколько предметов объединить для игры. Ребенок продолжает изучать
пространство. Его интересует все: почему шкаф заканчивается именно на этом
повороте, двери двигаются (открываются и закрываются), диван стоит в центре
комнаты неподвижно и т.д. Самая увлекательная игра малыша – ползание вокруг кресла,
стульчика или кухонного стола. И в этом нет ничего удивительного – ему, как и
вам, нужно неоднократно повторять одно и тоже действие, чтобы чему-то научиться
и остановиться, выбрав правильное решение.
Деткам в этом возрасте
очень нравиться игра "Большой-большой!". Вы спрашиваете у малыша:
"Какой малыш большой?" или "Какой ты большой вырастешь?".
Ребенок с радостью отвечает на вопрос и поднимает две ручки вверх, показывает,
какой большой он вырастет.
Малыш начинает смутно
догадываться, что вещи и люди существуют по отдельности, когда он их не видит.
Малыш уже понял, что когда вы выходите из комнаты, вы не исчезаете, просто он
вас не видит. Хотя ему нравится чувство независимости, и он может побыть
немного в одиночестве, ему все же лучше, когда вы с ним рядом и ему нужно время
от времени убеждаться, что все в порядке. Однако, малыши любят играть в прятки.
Например, ребенок прячется за дверью, за шторой или за диваном и ждет, пока
кто-то не спросит: "А где же наш малышок?", после услышанного
вопроса, малыш показывается с того места, где прятался.
Я многое понимаю!
Со времени появления
крохи на свет, произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного,
не умеющего удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно
действовать и выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни.
И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новые возможности. На первом
месте стоит социальное развитие малыша.
Ребенок начинает
исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и
коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее
пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями:
удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках
«звука» переворачивает звучащую игрушку. Малыш начинает наблюдать за действиями
взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы
или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их
движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов
в сумку. Кроме того, ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет
из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у
малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и
весело смеется, когда мама выглядывает из укрытия. Любимой игрой в этом
возрасте становится бросание игрушки на пол. Малыша привлекает в ней
возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает
игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова. Сейчас дети
индивидуально реагируют на незнакомых людей: одни малыши с удовольствием
общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму.
Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости
не представляют для него никакой опасности. Развивается лепет, малыш
выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па», «ма-ма-ма»,
«ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую
«речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от
такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать
играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса
взрослого: настораживается или хмурится при строгом голосе и улыбается,
радуется при ласковом обращении.
Что еще умеет малыш? На
вопрос "Где?" малыш отыскивает несколько знакомых предметов,
независимо от их местоположения. Карапуз знает свое имя и оборачивается на зов.
С предметами ребенок обращается сообразно их свойствам: мячик катает, резиновую
игрушку - сжимает и разжимает, емкости
(коробки, корзинки, формочки) - вынимает один предмет из другого. Сейчас малыш
уже хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
Мои привязанности и чувства!
У крохи к восьми
месяцам сформировалась особая привязанность к близкому человеку. Малыш уже
готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Малыши могут стать буквально
вашими «хвостиками», ни на секунду не отпуская вас от себя. Теперь между вами
возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне
речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным
поводом для этого взаимодействия. Интерес к взрослому усиливается, потому что природное
любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок готов общаться,
наблюдать за Вами, быть вместе с Вами день и ночь, а главное, повторять все
ваши действия. У малыша формируется подражательное поведение. Малышу важно не
только «обследовать» игрушку, но и понять, зачем этот предмет нужен, теперь он
желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку
необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие при этом
они испытывают чувства. Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые
ситуации и поступки взрослых, и у крохи формируется поведение по ситуации. Это
важно, так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является
основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда и
общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его ранней
социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно физиологи отмечают,
что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит,
что каждый день для крохи значим. Формируются и развиваются зоны коры головного
мозга: речевая, двигательная; общая моторика и моторика пальцев, и т.д.
Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что
элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш
принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет
головку на подушку и т.д. Совершается великое таинство приобщения ребенка к
социальной культуре.
Любовь к Вам становится
основой всего в развитии малютки. Привязанность к взрослым возрастает и
базируется на «деловом» общении. Взрослый обогащает чувства ребенка своим
присутствием и участием в его жизни. Ребенок очень чувствителен ко всему, что имеет
отношение к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес,
выражая при этом отрицательные эмоции. Малыш очень чувствителен к Вашим похвалам,
ему очень нравится слышать ваши ободрения. В процессе общения взрослого с
малышом, он способен выразить всю палитру чувств – от гнева до ласки.
О чем это говорит?
Ребенок еще не отделяет себя от Вас, испытывая в Вас потребность днем и ночью,
но он уже чувствует свое место в Вашем семейном единстве. При этом малыш должен
ощущать всю свою ценность для Вас. Иными словами, малыш учится от Вас любви к
ближним, к миру, ко всему живому, к самому себе. Вот, почему на девятом месяце
жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за
взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям.
Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя
свою любовь и желание общаться.
Итак, на девятом месяце
жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на
социальные оценки родных. А Вы со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом
месяце жизни Вам следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное
отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно
родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот
почему не следует уже в этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если
он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше
сказать: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете
только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать.
Также важно и то, каким тоном вы это скажете. Ведь маленький ребенок очень чувствителен.
Всегда следует помнить, что перед вами человек, и даже больше – развивающаяся человеческая
личность. И 9-й месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и
папам, так как малыш взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и
духовно.
Изменяется, усложняется
социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за собой общее
развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно
значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом,
как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура
быта.
К концу девятого месяца
необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша.
Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый),
этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее.
Мне требуется общение!
Малыш просто очаровывает
Вас и окружающих, и не только близких родственников. Малыш активно и ярко
выражает эмоции: если ему не нравится еда, он отворачивается и закрывает ротик.
Если у вас гости, кроха будет «работать на публику» и ждать восторженных
аплодисментов. Если кто-нибудь встанет на пути малыша или будет мешать
осуществить задуманное, недовольству его не будет предела. Но ни в коем случае
не идите у него на поводу во всем. Ребенок должен научиться вести себя.
Баловать малыша можно, но в меру.
В этом месяце
продолжается развитие речи. В его "словарике" еще немного слов, но к
ним добавляются новые, коротенькие словечки, обозначающие любимых людей или
действия: "дада", "ам", "дай", "мама",
"баба", "папа". Самое интересное, что у каждого малыша свой
"словарик". Ребенок может попробовать моделировать свой голос,
разговаривать тихо, шепотом или громко. При этом он очень любит копировать вас,
интонацию вашего голоса. Ведь это маленький человечек, который безгранично вас
любит. Если ваш малыш часто повторяет какие-то слоги, вполне вероятно, что это
его первые попытки говорить. Например, «ба» может означать бутылочка. Не смотря
на то, что ваш кроха еще не говорит, он уже все прекрасно понимает. Почаще с
ним общайтесь, говорите, что вы делаете, называйте знакомые предметы, и скоро
он сможет выполнять несложные просьбы, например, «помаши пока» или «перестань».
К 9 месяцам малыш
начинает использовать игры в общении со взрослыми. Это способствует развитию
речи. Старые, проверенные временем игры в «Ладушки», «Сороку-ворону» помогут
крохе научиться подражать взрослым. Сначала вы четко произносите: «Ладушки,
ладушки, где были? У бабушки». При этом берете ладошки малыша в свои руки и
хлопаете. А теперь попробуйте произнести «ладушки», и вы увидите, что малыш
начнет хлопать. Хорошо помогают развитию речи так называемые игры-переклички.
Когда малыш начинает лепетать слоги, вы повторяете их за ним (четко и внятно),
а потом произносите новые слоги. От удивления кроха открывает рот, а потом…
начинает повторять за вами.
Овладение речью
находится в тесной взаимосвязи с общим развитием ребенка. Дети, физически
ослабленные, часто страдающие инфекционными заболеваниями, отстают в речевом
развитии. Как это ни парадоксально, сильно влияют на речевое развитие желудочно-кишечные
заболевания, нарушающие питание коры головного мозга. Таким образом,
полноценное питание является основой гармоничного развития малыша. Лепет Вашего
ребенка включает в себя почти все звуки родного языка. Любимой игрой для него
может стать «разговор» по телефону. Некоторые дети предпочитают настоящий
телефон, а другие пугаются, услышав в трубке голос, который всегда доносился из
папиного рта. В этом возрасте ребенок еще не освоил значений слов, но своим
лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселое
"па-па-па" - это скорее всего приглашение поиграть, жалобное
"ма-ма-ма" может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный
крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного.
В этом возрасте ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не
понимая полностью их значения, он хорошо чувствует ваше настроение: довольны вы
или встревожены, сердитесь или спокойны.
Ребенку все еще
нравится играть, передавая взрослому игрушку и тут же получая ее обратно.
Однако теперь условия игры меняются. Малышу хочется играть с мячиком по своим
правилам. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет,
пока вы вернете его обратно. Существует другой вариант подобной игры: сидя на
высоком детском стульчике, ребенок кидает вниз игрушки и с интересом наблюдает
за тем, как мама подбирает их; мама, конечно, устает при этом гораздо раньше
ребенка.
Ваш ребенок с
удовольствием подражает действиям взрослых. Копируя маму, он будет заставлять
пищать куклу, бить по кастрюльке, пить из чашки или надевать на голову шляпу.
Интересно, что теперь малыш повторяет движения взрослых, иногда даже не видя
всех деталей их действий. Это можно объяснить тем, что зрительная память
ребенка с каждым днем становится все лучше, и, кроме того, он уже понял, что
предметы остаются на своих местах, даже если они не в поле зрения.
Кушать хочу!
В девять месяцев вслед за мясом
в рационе малыша появляются кисломолочные продукты. Однако их введение требует
осторожности. Не так давно педиатры рекомендовали давать малышу творог и кефир
уже в полугодовалом возрасте. Однако современные ученые к подобным рекомендациям
относятся неоднозначно. Творог, по официально существующим в нашей стране
методическим рекомендациям, можно вводить в рацион уже с 5-6 мес. На практике
же такое раннее введение творога в меню здорового ребенка не обосновано:
избыток белков в питании малыша в раннем возрасте может неприятным образом
«отозваться» во взрослой жизни - повышенным артериальным давлением и нарушением
обмена веществ. Чаще всего ребенка предлагают «знакомить» с этим белковым
продуктом примерно с 8-9 месяцев (после введения каши, овощного и мясного
пюре).
Введение кефира также требует
внимательного отношения. Исследования последних лет показали, что делать этого
не стоит, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Дело в том, что более раннее его
применение может пагубно сказаться на детском организме: употребление 400 мл
кефира в сутки способно вызывать кровоизлияния в кишечнике с развитием анемии.
Творог, как и любой
кисломолочный продукт, малышу дают один раз в день. Вводить его лучше в
18-часовое кормление: в первый день можно дать не больше 1\2 чайной ложки.
Увеличение должно проходить как можно медленнее: сначала объем доводится до 20
г, затем до 30-35 г и только к году объем творога можно увеличить примерно до
50 г в сутки. Конечно, использовать в питании крохи творог, купленный в обычном
магазине, не допустимо - для этих целей годится только специальный детский.
Впрочем, творожок можно приготовить и дома (он хранится в холодильнике не более
24 часов). Отечественные диетологи предлагают два варианта приготовления:
пресный (кальцинированный) и кислый (кефирный). Кальцинированный творог
готовится с использованием купленного в аптеке раствора хлористого кальция. К 3
мл этого препарата добавляют 300 мл молока, которое предварительно кипятят и
остужают. Полученную смесь размешивают, доводят до кипения (желательно
использовать эмалированную посуду), затем охлаждают до комнатной температуры.
Полученный творог откидывают на покрытое чистой марлей сито, отжимают и
перекладывают в стерильную посуду. Для приготовления кислого творога
используется детский или однопроцентный кефир. Его наливают в банку, которую
помещают в кастрюлю с водой. На дно кастрюли предварительно кладут матерчатую
салфетку (чтобы банка не лопнула). Через 5 минут после закипания воды
образовавшийся в банке сгусток откидывают на чистую марлю. Как только творог
остынет его можно давать малышу. Для получения 50 грамм творога вам потребуется
примерно 100 гр. кефира.
Кефир, как и творог, обычно
предлагают на «ужин» - в 18-часовое кормление. Начинайте также с малого объема
(20-30 мл) и постепенно доведите его до 200 мл. Превышать рекомендуемый объем
не стоит. Кормление проводите обязательно из чашки.
Конечно, это должен быть детский
кефир («Тема», «Агуша» и др.), состав и качество которого в наибольшей степени
соответствует потребностям вашего малыша. Возможно использование кисломолочных
смесей, предназначенных для детей в возрасте от 6 до 12 мес. (особенно, если
вкус традиционного кефира ребенку не нравится). Как и в случае с другими
продуктами, не стоит кормить ребенка насильно. Но лучше не оставлять порцию
недопитой (в крайнем случае, если порцию некому допить, чашку можно оставить в
холодильнике до следующего дня).
Когда кисломолочные продукты
будут введены в полном объеме, меню может выглядеть так:
6.00 - грудное молоко или смесь
(200 мл)
10.00 - каша (150 мл), яйцо (1\2
желтка), грудное молоко или смесь (50 мл)
14.00 - овощной бульон (20-30
мл), овощное пюре (150 мл), мясное пюре (35-40 г), грудное молоко
18.00 - кефир или кисломолочная
смесь (170-180 мл), творог (20-30 г)
22.00 - грудное молоко или смесь
(200 мл)
Другой вариант меню - для
малыша, уже знакомого с соками и фруктовыми пюре:
6.00 - грудное молоко или смесь
(200 мл)
10.00 - каша (150 мл), яйцо (Ѕ
желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), сок или грудное молоко (20-30 мл)
14.00 - овощной бульон (20-30
мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), сок или грудное молоко (60-70
мл)
18.00 - кефир или кисломолочная
смесь (150 мл), творог (20-30 г), фруктовое пюре или грудное молоко (50-60 мл)
22.00 - грудное молоко или смесь
(200 мл)
После любого приема пищи по
желанию ребенка можно дать ему грудное молоко.
Если у вашего малыша уже есть
передние зубы (к этому возрасту их может быть четыре-пять), то вместе с кефиром
вы можете предложить ему специальное детское растворимое печенье. Попадая в
рот, такое печенье легко растворяется под действием слюны, так что опасность
поперхнуться практически исключена. Однако ребенок все равно должен есть только
в вашем присутствии. Начинайте с малого, буквально с 3-5 г печенья, затем
доводите до 10-15 г.
Общая рекомендация по хлебным
изделиям: выбирая их для своего малыша, нужно иметь в виду, что на первом году
жизни крохе можно давать только белый хлеб. С того момента, когда малыш начал
знакомиться с новой пищей отличной от грудного молока или смеси, большая часть
времени была потрачена на постепенное введение новых продуктов и наблюдение за
их усвоением. Поэтому возможности для разнообразия блюд практически не
оставалось. Но после того, как вы убедитесь, что ребенок хорошо переносит кефир
и творог (не болит животик, нет высыпаний на коже, нормальный стул), попробуйте
вводить новые виды каш, овощных и мясных пюре. И не забудьте: все должно
происходить постепенно. В день можно вводить только один новый продукт, не
больше, причем начинать нужно с малых доз.
К доктору пойду!
В конце девятого месяца
необходимо посетить педиатра. Он взвесит ребенка, измеряет его рост, сделает
оценку психофизического развития, а также напомнит, как проводить профилактику
рахита и анемии. Направит к специалистам, если возникнет необходимость – к
стоматологу, неврологу или ортопеду.
Особое внимание нужно
обратить на рациональное питание малыша и согласовать с врачом сроки введения
новых продуктов (блюд). Чтобы каждый день в его меню присутствовали такие блюда
как молочная кашка, овощные пюре, молотое мясо, желток, творожок, фруктовые
пюре, и конечно, мамино молочко или молочная высокоадаптированная смесь. В меню
ребенка будут появляться новые продукты питания, поэтому необходимо получить
консультацию врача относительно аллергии на определенные продукты.
Педиатр подскажет, как
правильно закалять ребенка, какие новые упражнения нужны для занятий массажем и
гимнастикой.
Режим дня ребенка
остается без изменений: днем ребенок спит два раза, может быть один дневной сон,
но более продолжительный. Определить точное время засыпания ребенка нельзя,
потому что у каждого малыша свой индивидуальный режим дня. Продолжительность
дневного сна около 2-2,5 часов, один сон на свежем воздухе. В этом месяце
ночной сон становиться более глубоким и длительность его увеличивается до 10-12
часов. У родителей появляется возможность немножко поспать.
Ночью детки могут
раскрываться, но не нужно беспокоиться и устраивать ночное дежурство возле
кроватки. Оденьте ребенку на ночь легкий костюмчик или пижамку и носочки на
ночь. Побеспокойтесь о том чтобы, простынь хорошо ложилась на матрасик и не
могла запутать малыша. Лучше всего купить или сшить специальную простынь-мешок,
которая одевается на матрасик и хорошо на нем держится за счет боковых резиночек,
тогда ничто не нарушит крепкий сон вашего малыша. Ребенок до года обязательно
должен спать на твердом матрасе и без подушки.
Вечером, укладывая
ребенка спать, спойте ему колыбельную песенку, погладьте тихонечко по головке,
и каждое утро встречайте малыша улыбкой и нежными словами. Тогда у малыша не
будет проблем с ночным сном, а утром он будет просыпаться в отличном
настроении, потому что рядом будит самый родной и дорогой человек – мама.
Не забывайте каждый
день проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания.
Занимайтесь с ребенком гимнастикой, делайте массаж.
Пожалуй, самым
«вещественным» доказательством взросления ребенка служит появление первых
зубов. К началу 9-го месяца у большинства детишек уже есть два нижних зубика, а
некоторые малыши могут продемонстрировать окружающим великолепную голливудскую
улыбку в целых три, а иногда даже четыре зуба. Не волнуйтесь, если десны вашего
малыша все еще остаются гладкими. Это не помешает ему научиться кушать кусочки
нежной пищи. Разница в сроках прорезывания зубов зависит от многих факторов:
большую роль здесь играет наследственность (поинтересуйтесь у своей мамы, в
каком возрасте у вас прорезались первые зубы).
Но немаловажным
фактором является правильное питание малыша. Во-первых, именно сейчас в деснах
закладывается основа постоянных зубов, поэтому пища должна быть богата
кальцием. Во-вторых, поскольку зубы малыш еще не чистит, пища, которую он
получает, должна содержать в достаточном количестве клетчатку (клетчатка овощей
и фруктов действует на зубы как зубная щетка). В-третьих, зубкам нужна
нагрузка, а значит, еда должна содержать мелкие кусочки овощей, мяса, рыбы или
фруктов, чтобы малыш их пережевывал. После того как твердая пища попала в рот,
малыш инстинктивно начинает сдвигать ее языком к деснам и жевать ими. Если не
получается деснами, то он языком сдвигает пищу к имеющимся зубам и пытается
жевать ими.
В этом месяце обратите
внимание на следственно причинные игрушки: мячик, который катится, если его
толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д.
Набор игрушек
рекомендуется дополнить такими новыми игрушками: музыкальные игрушки (детский
телефон, микрофон, детское пианино и т.д.), мячики (разных размеров и
расцветки), машинки (можно с привязанной ниточкой), куклы (тканевые,
пластмассовые), разнообразные игрушечные животные (в том числе и музыкальные).
Предлагая ребенку новые игрушки, обязательно, обращайте внимание на возрастной
диапазон, то есть для детей какого возраста предназначена игрушка, на
отсутствие в игрушке острых углов и мелких деталей. Дети – большие
экспериментаторы и исследователи своего тела. Исключите все игрушки с мелкими
деталями, для того, чтобы они не попали в носик, ушко или в дыхательные пути
ребенка. Мойте игрушки горячей водой с мылом, хорошо их ополаскивайте.
Выбирайте резиновые и пластмассовые игрушки – за ними легко ухаживать. Игрушки
рекомендуется периодически менять, для того, чтобы ребенку было интересно
играться. Предлагая малышу все игрушки сразу – вы делаете ошибку.
Рекомендации доктора.
1.Гигиенические мероприятия.
Температура воздуха в комнате ребенка должна поддерживаться на уровне 20°С. Как
и раньше, комнату регулярно проветривайте, в теплую погоду окно держите
открытым. Гуляйте с ребенком на улице три раза в день при температуре воздуха
от -15°С до +30°С. Летом длительность прогулки составляет 3-3,5 часа, а зимой –
2-,2,5 часа. Не забывайте: для вашего малыша очень полезен сон на свежем
воздухе. Ваш кроха уже подрос, и можно купать его через день. Температура воды
для купания 34°С, длительность ванны 10 минут. Температура воздуха в комнате
составляет 21°С. После ванны малыша нужно облить водой, температура которой на
один градус ниже, то есть 33°С. Превратите купание малыша перед сном в
настоящее, долгожданное событие. Разрешите карапузу плескаться, играться,
"плавать". И ребенок, и родители, получат много приятных впечатлений
и удовольствия. Воздушные ванны можно проводить два раза в день при температуре
воздуха в комнате +18-19°С, на улице – 22-22°С, примерно 30 минут. Можно делать
кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша.
Влажные обтирания нужно делать один раз в день после воздушных ванн.
2.Хорошо, если в кухне
вы устроите для вашего малыша отдельный "кабинет" с разными
баночками, кастрюльками и ложками. А "личный" ящик в шкафчике ванной
займет внимание "владельца", когда взрослым нужно на минуту выйти. В
такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В
комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с
игрушками, таким образом малыш сможет
везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.
3.Общаясь с ребенком,
старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка,
переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать
происходящее. Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть
малыши, которым хочется пообщаться, "поговорить" и со взрослыми и с
детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая
помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных
людей. Предложите малышу "поговорить" по телефону. Можно дать ему
игрушечный аппарат, а лучше настоящий, отключив его от сети. Ребенок с
удовольствием подержит трубку и "поговорит" в нее. Обращайте внимание
ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок,
папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на
звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.
4.Возьмите ребенка на
прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы
увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки,
порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу "объект"
и назовите его. "Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?"
Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у
него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и
бегать.
Дайте малышу вашу
шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную
головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными
шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на
себя в зеркало - собственное отражение вызовет у него восторг.
У восьмимесячного
малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых
зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают:
"Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас собачка?"
В форму для пирога
насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится
размешивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики.
5.У вашего малыша
должна быть своя "библиотечка". Удивительно, но в восемь месяцев дети
уже проявляют интерес к книгам. Хорошо, если в детской "библиотеке"
будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один
персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам.
Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными "героями", и
тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще
есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.
6.Перечислим игрушки и
предметы, полезные для развития малышей этого возраста: центры активности,
шкатулки с сюрпризами, игрушки с веревочками, за которые можно тянуть,
музыкальные игрушки с кнопками, погремушки, маракасы, молоточки с пищалками,
прозрачные пластиковые бутылки с крупами, камешками, разноцветными бусинками,
мягкие игрушки с наполнителями, мягкие игрушки с деталями на липучке, мячи,
пирамидки, игрушки с прорезями, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными
страницами.
www.detskydoctor.ru
9-й месяц. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет
Режим дня
?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.
?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.
?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он долго не сможет заснуть. Укладывать ребенка лучше спустя 30 минут после еды. Промежуток между окончанием второго дневного сна и началом ночного отдыха должен быть не менее 4 часов.
?Помните о прогулках.
Прогулки
Ваш 8—9-месячный исследователь дома уже завоевал право на свободное передвижение и ждет того же и на улице. Наверное, стоит ему иногда это позволить. Многие дети в этом возрасте не желают сидеть в коляске во время прогулки. Поэтому все, что от вас требуется – обеспечить комфорт и безопасность ребенка. Запаситесь влажными салфетками и плотными штанишками для защиты коленок. Не ругайте малыша и не расстраивайтесь, если одежда испачкается. Зато сколько открытий сможет сделать ваш ребенок!
Вас тоже ждет сюрприз. Наверняка, вы удивитесь скорости, с которой ваше чадо способно передвигаться.
Если у вас есть возможность, вывезите ребенка на природу. Польза от этого будет огромная. Малыш прекрасно натренирует маленькие ручки, когда будет трогать чистый песочек, собирать в ведерко сосновые шишки и веточки, бросать камешки в речку.
Яркие впечатления и новые ощущения – прекрасный стимул для развития мозга. Замечено, что смена обстановки сопровождается скачком в развитии ребенка.
Заботы и дела для родителей
?Сейчас крохе очень нравится быть в центре внимания. Сидя на своем высоком стульчике, он активно общается со всеми членами семьи. Однако ребенок должен иметь «свои» часы, когда он будет играть один.
?Ребенка увлекает мир тихих звуков, а громкие его пока пугают. Ему интересно, что это там тикает на полке? А что шуршит у мамы в руках?
Смастерите для малыша погремушку из пластиковой бутылки, внутрь которой насыпьте песок или горох.
Общение с малышом
В возрасте 9—14 месяцев ребенок использует много жестов-знаков. Причем одни он изобретает сам, они индивидуальны, а другие характерны для большинства детей и их легко понять и узнать (такие жесты – «подражательные», так как они представляют собой простое подражание, имитацию движения, ассоциирующегося с услышанным словом или фразой).
В следующей таблице вы найдете основные подражательные жесты, к которым прибегают дети. Наблюдайте за своим малышом, делает ли он их, и записывайте те варианты, которые он изобрел сам.
Дети, еще не знающие даже 7 слов, обладают «словарем», который насчитывает до 70 осмысленных жестов.
Дело в том, что у них когнитивные и языковые способности развиты гораздо сильнее, чем собственно речевые, т. е. они понимают и знают гораздо больше, чем способны произнести. Обучение детей языку жестов помогает им лучше продвинуться в освоении грамматики и синтаксиса (в частности, освоить использование прошедшего и настоящего времен), да и языка в целом.
Процесс обучения обязательно должен протекать естественно. Например, если ребенок смотрит на танцующих детей, просто скажите ему слово «танец» и сопроводите его соответствующим жестом. Переверните одну руку ладонью вверх и указательным и средним пальцами другой изобразите на ней танцующие ножки. Дети быстро усваивают ассоциацию между жестом и словом, если показать им то или иное понятие на наглядном примере.
Детские игрушки
Резиновый мяч , который можно пинать ногами. Игра в «футбол» разовьет мышцы ног и координацию движений вашего малыша. Укрепите мяч «в ногах» кроватки, и малыш с большим удовольствием будет его пинать.
Игрушечный молоток. С его помощью ребенок будет развивать зрительно-моторную координацию, укреплять мышцы рук.
Покажите малышу, как стучать пластмассовым молоточком по крышкам от кастрюль, пустым металлическим банкам из-под кофе, пластмассовым бутылкам.
Мешочки или тряпичные мячи, сшитые из различных тканей и наполненные крупами (горох, бобы, гречка, фасоль), развивают мелкую моторику и тактильную (кожную) чувствительность, так как предоставляют возможность для исследования, хватания, бросания и т. д. Вы можете купить готовые мягкие игрушки с «крупяным» наполнителем ли сшить их сами. Поделитесь на страничке Следующая глава >
med.wikireading.ru
Развитие ребенка 9-й месяц - Дети до года - Каталог статей
Что умеет ребенок в 9 месяцев - Имитирует звуки животных: мяу, му, ку-ку и выговаривает первые облегченные слова «на», «ба».
- Осознанно обращается к маме «ма-ма».
- Выполняет просьбы взрослого: принеси (ложку, пирамидку, книжку), покажи (нос, рот, глаза)., покажи «пока-пока» (машет ручкой).
- Поднимает мелкие предметы, исследует щели и отверстия.
- С игрушками играет в зависимости от их назначения (помнит, как в них нужно играть).
- Учится стоять, придерживаясь за стену.
- Ходит за две руки или держась за стены.
- Сопротивляется одеваниям – раздеваниям, настойчиво что-то требует.
Игрушки 1. Пирамидки на конусной основе с крупными кольцами (деревянные и пластмассовые из 4 и 6 колец с колпачком). Развивают мелкую моторику, координацию движений глаз и руки, познавательные способности. Научите снимать кольца пирамидки и надевать их на стержень. 2. Наборы строительных кубиков, конструктор с крупными деталями. Развивают координацию движений глаз и руки, познавательные способности.Научите малыша ставить кубик на кубик, соединять детали конструктора. Постройте на его глазах высокую башню, а затем разрушьте ее, воскликнув: «Бах!» Такая игра доставит ребенку большое удовольствие. Учите его строить и разрушать. 3. Музыкальные игрушки (барабан, металлофон). Развивают слуховое восприятие, координацию движений руки и глаз. Научите ребенка ударять палочками по металлофону. Пусть попробует извлечь громкий или тихий звук. Объясните малышу, что, ударив несколько раз подряд, он «сочинит» мелодию.4. Устойчивые машинки, которые можно катать вперед и назад. Развивают мелкую моторику, учат совершать простые манипуляции с предметом.Машинки необходимы и мальчикам, и девочкам. Когда малыш научится устойчиво сидеть на полу, покажите ему, как весело катать машинку или деревянный поезд. 5. Активные, развивающие игрушки, музыкальные центры, телефоны.Развивают координацию движения, слух, мелкую моторику. 6. Сортеры. Развивают у малыша логическое мышление, правильное восприятие формы и размера, учат соотносить предметы в пространстве и на плоскости, помогают учиться правильно сортировать предметы по определенному признаку. Кроме того, в игре у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений, зрительное и тактильное сопоставление фигур и форм. 7. Игры-головоломки («Матрешки»). Развивают познавательные способности, мелкую моторику, речь и ее понимание.Возьмите большую матрешку и положите в нее в маленькую. Покажите малышу, как это делается. Называя размер матрешки, выделяйте слово голосом. 8. Резиновые игрушки для ванной . Первые игрушки для ванной имеют познавательное значение для ребенка: игрушки передвигаются на поверхности воды, их можно окунуть, но они выныривают и т.д.9. Мячи, качели, прыгунки. Развивают координацию движений, укрепляют мышцы ног, дают сенсорную информацию о положении тела в пространстве.Помните о том, что играть с этими игрушками малыш должен под вашим присмотром. 10. Юлы , неваляшки. Развивают зрение, слух и активный интерес к познанию. Эти игрушки предназначены для совместной игры. Игры1. Пальчиковый массаж с потешками. Массаж пальчиков - самый простой и эффективный способ развить мелкую моторику, потому что Вы сами делаете все движения за малыша. Этот массаж можно начинать с первых дней жизни карапуза. При проведении этого массажа можно проговаривать разные потешки , например, сорока-белобока. Начинаем с поглаживания указательным пальцем ,круговыми движениями, ладошки малыша: Сорока-белобока, Кашку варила, Деток кормила, Теперь массируем каждый пальчик отдельно: сперва массируем кончик пальца, затем проглаживаем пальчик от кончика к основанию. И проговариваем: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. В конце массажа можно дунуть на ладошку или поцеловать ее. Такой вид массажа нужно делать хотя бы 3 раза в день.Еще потешки для пальчикового массажа:Этот пальчик-дедушка,Этот пальчик-бабушка,Этот пальчик-папочка,Этот пальчик-мамочка,Этот пальчик - Я,Вот и вся моя семья. | Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!Этот пальчик для того, чтоб показывать его!Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! | Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел. | - Пальчик-мальчик,Где ты был?- С этим братцемВ лес ходил.С этим братцемЩи варил,С этим братцемКашу ел.С этим братцемПесни пел! | Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (поочерёдно массируем и разгибаем все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибаем их в том же порядке) | Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать, Все такие нужные, Крепкие и дружные. (Помассировать и пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.) | 2. "Осязательная" игра. Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно. 3. Липкая лента. Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту. 4. Шляпа на голове ребенка. Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу. 5. Как напоить плюшевого мишку. Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить ваши движения. Эта игра типа "как будто" для совсем маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят играть дети постарше.6. Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку. Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком. 7. Покатайте мячик. Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. 8. Пусть ребенок "самостоятельно" помоется. Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени. Гимнастика и массаж 1. Сгибание и разгибание рук (6-8 раз). Ребенок лежит на спине ногами к вам. Даем ему в руки кольца, которые одновременно держит взрослый. Попеременно сгибаем и разгибаем руки малыша в плечевом и локтевом суставах. Цель - укрепление рук и плечевого пояса.2. "Скользящие шаги"- Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой.3. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку (1-2 раза)4. Массаж спинки начинают с головки к ягодицам ладонями обеих рук и обратно тыльной их поверхностью (4-6 раз).5. Стимулирование ползания. Кладем малыша на живот , подпираем его стопы ладонями.Почувствовав ваши руки, он постарается продвинуться вперед, отталкиваясь от ваших ладоней.6. Массаж живота. Делаем круговые движения руками по расположению толстой кишки — по часовой стрелке.(6-8 раз)7. Присаживание (1-2 раза). Малыш лежит на спине ногами к вам. Даем ему в руки кольца, которые одновременно держит взрослый. И присаживаем малыша . 8. Крыговые движения руками (2-6 раз). Ребенок лежит на спине ногами к вам. Берем его за ладошки и делаем круговые движения руками. 9. Поднятие выпрямленных ног (4-6 раз). Ребенок лежит на спине ногами к вам. Беремся за стопы и поднимаем ноги малыша до прямого угла и опускаем их.10. Напряженное выгибание (3-5 раз). Ребенка берем на руки и в положении стоя прислоняем к себе, при этом держим ребенка крепко за ноги. Делаем наклон вперед вместе с ребенком и выпрямляемся, при этом малыш должен выпрямиться сам. Это упражнение укрепляет мышцы спины. 11. Поворот на живот при поддержке за левую руку. 12. Приподнимание туловища из положения на животе (2-3 раза). Ребенок лежит на животе ногами к вам. Берем его за ручки и приподнимаем . Это упражнение укрепляет мышцы живота. В конце массажа можно покачаться на фитболе.Источник: Книги Олеси Жуковой, Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года" |
newmama.ucoz.com
Питание ребенка в 9-й месяц жизни - Питание ребенка по месяцам от рождения до 1 года - До 12 месяцев - Каталог статей
В питании ребенка 9-ти месяцев появляется рыбка. Это филе нежирной океанической или речной рыбы. Перед приготовлением тщательно проверьте филе на наличие даже самых маленьких косточек. Они малышу совсем ни к чему. Давайте крохе его собственную ложку, пусть учится кушать сам, не смотря на то, что в этом возрасте у него еще мало что получится. Мамино молочко остается в питании ребенка 9-ти месяцев, хоть и не является основной пищей малыша.В питании ребенка в 9-ти месяцев все еще остается грудное молоко, хоть теперь это уже не главная еда малыша. Наравне с уже веденными в рацион малыша продуктами, продолжаем знакомит ребенка с новыми.
Понемногу вводим рыбку в питание малыша. Для начала лучше всего подойдет отварная нежирная океаническая рыба (хек, минтай, треска) или же речная (судак, карп). Идеальным же, все таки, является судак. Для первого знакомства желательно готовить рыбку самому. Ее следует мыть в холодной проточной воде перед приготовлением, а не замачивать за несколько часов до готовки. За время вымачивания, часть белков и минеральных солей вымывается.
После того, как вы тщательно промыли рыбку, обсушите ее полотенцем, отделите мякоть от кожуры и костей. Проверьте несколько раз, не осталось ли мелких косточек в рыбном филе. Что бы филе получилось нежным и мягким, его нужно опускать уже в кипящую воду, а не заливать холодной водой и доводить до кипения. Когда вы опускаете мясо в кипяток, то белки на его поверхности свертываются, что создает пленочку на поверхности и задерживает внутри минеральные соли, соки и другие полезные вещества. Готовое филе нужно предлагать малышу в хорошо размолотом виде.
Кожуру и рыбью голову можно использовать для рыбьего бульона. Если же вы не хотите возиться с разделыванием рыбы, покупайте рыбное филе. Но не забудьте все равно проверить его на наличие мелких косточек.
Не плохими по своим питательным и вкусовым качествам являются детские рыбные консервы. Так же как и мясные, это специальные консервы, которые разработаны для детского питания. Они есть как чисто рыбные, так и в сочетании с овощами, крупами, растительным маслом. На выбор предлагают рыбное филе в сочетании с картофелем, морковкой, зеленью, луком, помидорами, гречневой крупой, рисовой, манной. Но для ознакомления малыша с вкусом рыбки, лучше использовать чистое рыбное филе.
Категорически запрещено кормить ребенка до года обычными рыбными консервами. Во первых, там много добавок, приправ, консервантов, которые могут вызвать расстройство пищеварения у ребенка. Кроме этого, в таких консервах, как правило, употребляются рыба с костями, и вы не сможете их измельчить, как бы не старались.
Ни в коем случае нельзя использовать в питании ребенка первого года жизни обычные рыбные консервы, как бы мелко ни удалось их размельчить. В рецептуру этих продуктов входят различные пряности и консерванты, которые легко могут вызвать расстройство пищеварения у малыша.
Рыбу в детский рацион нужно вводить как и все предыдущие продукты постепенно, начиная с маленькой порции и увеличивая ее постепенно.
Что бы малыш во время кормления не отвлекался - уберите все, что может отвлечь ребенка. Желательно кормить ребенка из его личной посуды, давать ему в руку его ложку и завязывать "слюнявчик". Будьте готовы к тому, что еда, которой вы кормите малыша, будет не только на ложке и на столе. Но это нормальный процесс обучения.
Так же давайте пить из детской кружки. Для начала хорошо подходят кружки - непроливайки, со специальными крышечками, которые не дают малышу захлебнуться. Но все же, не стоит наливать много питья в кружку и ни в коем случае не оставлять его наедине с едой или питьем.
В питании ребенка 9-ти месяцев кормление грудным молоком пусть остается на утреннее (сразу после того, как ребенок проснулся) и вечернее (перед сном) кормление. Так же может оставаться одно ночное кормление, которое скорее нужно не для насыщения малыша, а для его успокоения. Но этот момент сугубо индивидуален.
За девятый месяц ребенок должен прибавить 450 г в весе и 1,5 см в росте.
demiurg.ucoz.ru
9 – 10-й месяц жизни вашего ребенка
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
К 10 месяцам многие дети уже умеют ползать, а некоторые «путешествуют» вокруг мебели. Большинство малышей могут , подтянувшись, встать на ножки, держась за мебель одного с ним роста – но они не могут спуститься вниз, только шлепаются.
ЧТО ЕЩЕ ОНИ МОГУТ ДЕЛАТЬ?
Ваш ребенок все еще может «липнуть» к вам. Если он еще не отучился, то это может случиться в данный промежуток времени. В незнакомом месте и в окружении новых людей он сидит у вас на коленях или все время находится рядом с вами.
Вот что еще дети этого возраста умеют делать:
• Хорошо сидят, могут потянуться за игрушкой, не падая.
• Указательным пальчиком тычут в маленькие предметы. Если они видят дырку, то пытаются засунуть туда пальцы. (Вставьте специальные затычки в розетки.)
• Пытаясь поднять небольшую вещь, соединяют большой палец с остальными в виде пинцета.
• Хорошо кушают руками, но еще не умеют пользоваться ложкой.
• Лепечут, издавая узнаваемые звуки, например, «мамама» и «дадада», могут имитировать издаваемые вами звуки
. • Обожают копировать смешные звуки, например, непристойные звуки и звук поцелуя.
• Умеют отказываться от сотрудничества с вами: становятся неподатливыми и скандалят во время одевания.
• Понимают фразы типа «нет», «пока», и «кушать».
• Наблюдают за вами, когда вы прячете игрушку за тряпкой – они знают, что игрушка там и торжественно снимают тряпку.
• Копируют ваши действия, чтобы произвести впечатление. Например, позвоните в колокольчик, покажите малышу колокольчик, дайте его ему, и он начнет махать ручкой, чтобы услышать такой же звук.
ИГРАЯ С РЕБЕНКОМ
В этом возрасте детей интересуют игрушки, которые издают какие-то звуки и умеют двигаться. Своими маленькими пальчиками дети открывают двери и толкают предметы. Покажите ребенку, что нужно сделать, и радость и любопытство заставят его копировать ваши действия.
Дети обожают изучать различные предметы и играть с ними, и все, что можно легко взять в ручки, вызывает восхищение. Проверьте безопасность данных предметов и проследите, чтобы ребенок ничего не проглотил. Дети очень любят отдавать вам игрушки и потом, если вы протяните руку, забирать их.
Создайте коробочку для игры и положите туда разные предметы. Описывайте ребенку вещи, с которыми вы играете и описывайте что ребенок с ними делает – «Да, ты ее трогаешь, эта сторона шершавая, а вот эта сторона гладкая…». Ниже предложено примерное содержание вашей коробочки – вы можете заменять предметы на другие, ведь всегда есть что-то новое для изучения.
• Пустые катушки для ниток.
• Маленькие пластиковые бутылочки (выкиньте крышки).
• Несколько кусочков различной материи.
• Ложки.
• Кукольная чашка и блюдце.
• Деревянные кубики.
• Коробки из-под яиц.
• Мяч.
• Шелестящая бумага.
Дети обожают игры с пальчиками и игры с рукой, например, Round and Round the garden (русский эквивалент - Идет коза рогатая) и This Little Piggy (русский эквивалент – Сорока- ворона). Они с нетерпением ждут щекотки в конце игры. Когда вы остановитесь, ваш малыш может взять вашу руку и заставить вас поиграть в эту игру еще раз. Игры с хлопками помогают развивать координацию.
Помогите ребенку помузицировать: пусть он присоединится к вам своим пением и стуком игрушек, звоном погремушек.
Поиграйте «peep-bo» и «boo» (прятки) и посмотрите с каким удовольствием малыш учится тому, что вроде бы вас не видно, но вы все еще здесь.
Понаблюдайте как ваш ребенок начинает свои игры. Например, малыш кидает с высокого стула игрушку, вы поднимаете ее… и он делает это еще раз, а потом еще раз и еще раз!
Если вы не знаете как играть или забыли все детские игры, то ваша патронажная медсестра может предложить вам идеи для игр.
lenmama.ru
Девятый месяц жизни ребенка
Девятый месяц жизни ребенка – это переломный момент в развитии. Ведь в этот месяц малыш учится ходить. В начале девятого месяца он пытается вставать вертикально, держась за опору, потихоньку переставлять ножки, а к концу месяца он уже передвигается по комнате, держась за устойчивые предметы.
Возможно, ваш малыш еще не пытается вставать, но если он уже сидит и ползает, то беспокоиться не о чем. Навыки сидения уже должны быть хорошо развиты. Малыш должен уметь садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. Как только мышцы ребенка достаточно окрепнут, его любознательность обязательно сподвигнет его на попытки подняться на ножки.
Как только это произойдет, сразу же примите все меры безопасности. В своей исследовательской деятельности малыш неутомим, и его особенно привлекают наиболее опасные предметы, которых больше всего на кухне.
Самое время познакомить малыша с понятием «горячо!». Поднесите руку ребенка к горячему чайнику, но не обжигающему, и скажите: «Горячо!». Делайте так до тех пор, пока у малыша не выработается рефлекс на это слово. И даже если малыш уже понимает значение этого слова, не оставляйте его вблизи горячих предметов без присмотра, не ставьте кипяток на край стола, где ребенок сможет дотянуться до него.
Еще одну опасность представляют мелкие предметы, которые малыш может проглотить или засунуть себе в нос. Уберите подальше все стеклянные и острые предметы, закройте розетки заглушками. Не забывайте, что безопасность ребенка в ваших руках.
Девятый месяц жизни ребенка
На девятый месяц жизни ребенка развивается мелкая моторика ручек. Он учится брать небольшие предметы не всей пятерней, а двумя пальцами. Осваивает указующий жест: показывает указательным пальцем на интересующий его предмет.
Развитие мелкой моторики тесно связано с умственным развитием. Чтобы способствовать этому развитию, давайте малышу развивающие игрушки: пирамидку, матрешек, которых нужно вкладывать одну в другую, мячик для катания, яркие кубики, музыкальные игрушки, из которых можно извлекать звук нажатием кнопки. Играйте с ним в прятки, «ладушки». Называйте малышу предметы и просите его подавать их вам.
На девятый месяц жизни ребенка продолжает развиваться его речь. Слоги, которые он научился произносить, объединяются в простые слова: мама, папа, баба. В общении малыш использует изменение интонации, пытается подражать взрослым.
С развитием кисти руки пришло время учиться самостоятельно держать ложку. Тарелка должна стоять на уровне груди малыша. С помощью своей руки покажите ребенку, как нужно зачерпывать кашу и подносить ее ко рту. Будьте готовы к тому, что малыш может воспротивиться обучению, будет стучать ложкой по тарелке или раскидывать кашу. Наберитесь терпения, т. к. этот процесс может занять длительное время.
В рацион ребенка можно ввести новые продукты, такие как рыба, детское печенье и кисломолочные продукты: творог, детский кефир. Рыба должна быть нежирной. Можно сделать рыбное пюре и смешать его с растертыми овощами. Не забывайте начинать введение нового продукта в рацион питания ребенка с минимального объема.
За девятый месяц жизни малыш наберет 300 – 500 г и подрастет на 1 – 2 см.
Итоги девятого месяца жизни ребенка
— Небольшие предметы берет двумя пальцами. Вкладывает мелкие предметы в большие. Может играть двумя игрушками одновременно.
— Самостоятельно садится и уверенно сидит.
— Хорошо ползает.
— Учится или уже умеет вставать на ножки и ходить, держась за опору.
— Пьет из чашки, ест с ложечки, самостоятельно ест хлеб или печенье.
— Активно познает окружающее пространство и предметы.
В этой статье мы рассмотрели развитие ребенка на девятый месяц жизни. Своими успехами поделитесь в комментариях.
be-happywoman.ru