Концентрация у детей: как развить её до супергеройского уровня? Ребенок 8 лет нет концентрации
Развитие концентрации внимания у детей: профилактика проблем с обучением
В этой статье:
Концентрация внимания – базовый и фундаментальный навык, без которого дальнейшее обучение невозможно в принципе. А с учётом того, что мы живём в век информации, отыскать нужный материал и сконцентрироваться именно на нём становится для нас одной из важнейших задач. И сознательные родители задают себе вопрос: как подобрать систему развития концентрации внимания именно под своего ребёнка? Правильно подобранная и выстроенная стратегия больше сработает на профилактику, чем на решение различных проблем в учёбе, общении с одноклассниками и дальнейшей социализации.
Определяемся с терминами
Постараемся не лезть в глубины психологии и психиатрии, но без некоторых определений не обойтись. Итак, под концентрацией внимания принято понимать психический процесс, посредством которого человек фокусируется на тех или иных особенностях окружающего бытия и пространства, выделяя их относительно других статических и динамических объектов. Период концентрации внимания – продолжительность времени, когда человек (в данном случае – один ребёнок или группа детей) может сосредоточиваться и заниматься какой-то конкретной деятельностью. Развитие и постановка данного навыка – комплекс мероприятий и упражнений, направленных на выработку и закрепление у детей умения сконцентрироваться на той или иной задаче.
Принятые нормы
В детской психологии и психиатрии для определения уровня развития концентрации внимания и предупреждения отклонений приняты следующие нормы времени, в течение которого ребёнок может концентрироваться:
от рождения до 2 лет – 5-9 мин;
от 2 до 3 лет – 5-15 мин;
от 3 до 4 лет – 6-20 мин;
от 4 до 5 лет – 10-25 мин;
от 5 до 6 лет – 15-30 мин;
от 6 до 7 лет – 20-35 мин;
от 7 до 9 лет – 20-40 мин;
от 9 до 10 лет – 25-50 мин.
Обратите внимание: маленькие дети очень непостоянны. Их разум открыт всему новому, они активно осваивают этот мир. Чем ребёнок младше, чем чаще его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Впрочем, если ваши дети не сильно вписываются в вышеназванные цифры, не спешите впадать в панику. Развитие концентрации внимания – вещь достаточно индивидуальная, и при соответствующем подходе ваше чадо со временем, скорее всего, наверстает упущенное. В среднем прирост умения концентрироваться должен составлять 3-5 минут за каждый последующий год жизни.
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
С чего начинать развивать навык концентрации
Добейтесь позитивного настроя. Или, по крайней мере, отсутствия явной агрессии и неприятия. Постарайтесь обратить всё в игровую форму. А к составным частям среды, необходимой для развития внимания у детей, относится следующее.
Прогулки на солнце и свежем воздухе должны составлять не менее 25-30% от общего времени, которое проводится за играми. Развитие тела и моторики напрямую влияет на развитие тех участков мозга, которые отвечают за концентрацию внимания. Не спешите ругать своих детей за испорченную одежду после игр в прятки, салки, догонялки и т.д., ведь эти игры полезны для развития интеллекта вашего чада.
Постановка дыхания. Тут также отмечается прямая зависимость между объёмом лёгких и умением сосредоточиться. Недостаток кислорода плохо влияет на активность мозга. И тогда мозг вынужден экономить ресурсы и частично или полностью отключать процессы, происходящие не только в теле, но и в нём самом, которые, по его «мнению», не первостепенны. Последствия очевидны: сконцентрироваться не получается или получается плохо, даже если очень нужно. К развитию лёгких и дыхания можно отнести игру на духовых инструментах, пение или речевое дыхание. А из спорта бег и плавание.
Работа руками и рукоделие. Лучше этого для развития внимания пока что не придумали ничего. Условно такие занятия можно разделить на мужские и женские. Девочкам больше подойдёт вышивка, изготовление кукол и браслетов из бисера. Мальчикам – работа с конструктором, создание по готовым шаблонам или произвольно моделей различной техники из картона, пластмассы или дерева.
Любые настольные игры. Помимо внимательности, они развивают навык социализации и взаимодействия между игроками. Впрочем, индивидуальные занятия типа сбора мозаик, головоломок и прочих логических игр дают тот же, а может, даже лучший результат, особенно если ребёнок индивидуалист.
Чтение. В идеале читать ребёнку литературу, соответствующую его возрасту, надо с самого рождения (и даже до рождения). Делайте поправку на возрастное ограничение в его способности быть внимательным. После прочтения попросите вкратце пересказать то, что он услышал. Также попросите его придумать другую концовку того или иного рассказа. Избегайте слишком печальных произведений.
Помощь в домашних делах. Посильный труд и помощь по части уборки и приготовления пищи с похвалой за проявленные усилия – одна из форм ненавязчивого обучения концентрации. Также, если ни у кого нет аллергии или иных противопоказаний, возможным вариантом будет завести кота или небольшую собаку, чтобы ваш сын или дочь могли о нём заботиться.
Поддержка и помощь. Если у детей не получается сделать что-то с первого раза, не торопитесь бросаться на помощь. И не вздумайте ругаться. В первом случае вы лишите своё чадо радости при достижении поставленной цели, во втором есть немалая вероятность получить установку, что труд связан с болью. А всё живое в этом мире стремится избегать боли. Выводы делайте сами.
Основные игры для развития концентрации внимания у детей (без учёта возраста)
Шахматы и нарды. Древнейшие игры, развивающие стратегическое мышление с некоторой долей здорового азарта. Игроку предлагается просчитывать действия на определённое количество ходов вперёд, а также делать поправку на удачу и вероятность.
«Поймай такт». Отстучите в ладоши или карандашом по столу простейшую мелодию, например футбольную кричалку, и попросите ребёнка повторить. Чем лучше он концентрируется, тем длиннее можно выбирать мелодии. А также подключать хлопки по телу, по предметам, мебели и т.д. с последующей просьбой повторить. Аналогичное упражнение можно делать на скорость: чем быстрее такт, тем быстрее определённые, заранее подготовленные движения. И наоборот.«Слово – действие». Тут проще объяснить на примере. Например, игра «Фруктовый сад». Вы называете фрукты: яблоко, груша, апельсин, гранат, слива и т.д. После каждого слова он должен выполнить определённые действия: встать на носочки, присесть, подпрыгнуть и т.д. Вначале слова произносятся медленно, потом быстрее. Смотрите, при какой скорости ребёнок начинает путаться. Исходя из последнего, регулируйте тренировки.«Список – действие». Работа на расширение «оперативной памяти», т.е. объёма внимания. Ребёнку даются инструкции (обычно список начинается с трёх действий): присесть, назвать дикое животное, взять в руки любой пластмассовый предмет. Когда этот этап освоен, предлагаются задачи более сложные, причём как по количеству позиций в списке, так и по содержанию задачи в каждой позиции. Например, подпрыгнуть столько раз, сколько тебе лет, подойти к предмету на букву «с» и т.д.
«Алфавит». Игра для тех, кто уже выучил буквы. Дайте малышу набор букв и цветные карандаши. Попросите подчеркнуть все гласные одним цветом, а согласные – другим. Справился? Усложните задачу: букву «д» зачёркиваем, букву «о» подчёркиваем, букву «у» обводим кружочком. По окончании смотрите процент правильно выполненных задач. Это также подготавливает ребёнка к тесту перед поступлением в школу (корректурная проба).
Вместо заключения
Когда ребёнок играет, постарайтесь не отвлекать его от игры без веской причины и не совершать параллельных действий (он играет, а вы включили мультики). Старайтесь, чтобы он в любом случае завершил начатое дело. На переключение с одного вида деятельности на другой расходуется слишком много энергии. Чем чаще это будет происходить, тем труднее будет приучать ребёнка концентрировать внимание. Удачи вам в подготовке ребёнка к условиям современной жизни.
rebenkoved.ru
Проблема внимания | Медицинская консультация
Последняя консультация
24 мая 2017 года
Спрашивает галина:
здравствуйте ребенку 3года и 5 месяцев, ходит в садик, в таком возрасте ничего не запоминает, пытаемся посчитать хотя бы до десяти, с нашей помощью считает потом просишь повторить не может, садимся повторять цвета, так же с моей помощью говорит, потом прошу что бы сам назвал цвет показываю начинает перебирать все цвета, элементарно спрашиваешь что в садике кушать говорит не знаю,в чем может быть причина? к какому специалисту обращаться?
Добрый день, Галина. Возможно, ребенку просто неинтересно и он не акцентирует внимание на полученной информации. В подобном возрасте еще слишком рано делать какие-либо выводы. Смените тактику занятий, таким образрм,ч тобы ребенку бло более интересно. Например, изучайте цвета гуляя на улице с помощью ассоциаций.
06 февраля 2014 года
Спрашивает Александр:
Восемь лет, ходит во второй класс общеобразовательной школы. Очень короткая память. Читает плохо и еще хуже запоминает прочитанное. Прочитав предложение из 7-10 слов, сможет повторить последние 4-5 и соответственно совершенно теряет смысл прочитанного. Никак не может точно запомнить последовательность Зима, Весна, Лето, Осень и путает описание времен года. В путает название страны и города, номер класса и номер школы. Дни недели - вообще темный лес. Это всего некоторые примеры. При этом отлично справляется с любым лего (разбираясь сам в лего инструкциях), хорошо плавает, ныряет, катается на коньках, горных лыжах, большом спортивном велосипеде. Просит стих на Новый Год и т.д. Внешне ничем не отличается от своих сверстников, кроме того что не может правильно высказаться и быстро понять суть игры и очень стесняется этого. Что делать?
Как ему помочь?
Прошли массу врачей (невропатологов, логопедов и т.д.) и провели массу исследований головы и сосудов. Результат - ничего. По медицинским параметрам - нормальный, здоровый ребенок. Максимум, что нам поставили - родовая травма, которая повлекла за собой ухудшение кровоснабжения головного мозга на первых этапах жизни ребенка. Были на дельфинотеррапии, пробовали кинезиотеррапию. В результате были незначительные улудшения, но не более. Из социума детей выпадает, стесняется, замыкается, вижу, что развиваются фобии.
Может, кто-то знает какой-то рецепт, или специалиста, или хотя бы направление в каком искать.
Заранее, спасибо.
10 февраля 2014 года
Отвечает Коляда Елена Юрьевна:
Добрый день, Александр!
Если для объяснения описанных Вами проблем нет физических причин, то проблема кроется в психологическом поле. Описанные проблемы касаются памяти, внимания, возможно, мышление, что являются составляющими интеллекта. Поскольку психика человека подчиняется закону экономии энергии, это можно объяснить просто: та энергия, которая тратиться на преодоление стеснения, дезадаптации, сложностей в общении с др. людьми, и, скорее всего каких-то сложностях в отношениях с родителями, то на решение других проблем ее недостаточно.
Ваша озабоченность неуспеваемостью ребенка и его начинающейся дезадаптированностью понятны, но не означает ли это также, что Ваши требования к ребенку завышены? Не учится ли Ваш ребенок в школе с усиленной образовательной программой? Возможно, Вас удовлетворяет только лучшие результаты? Знаете, для каждого ребенка нужно разное время потратить, чтобы он мог выучить/понять материал, возможно, ему в этом нужна помощь и поддержка родителей. Знаете, как в том анекдоте, где на вопрос: «А другие говорят, что нужно меньше времени», ответ звучит так: «А что Вам мешает говорить тоже». Это шутка, конечно, но не стоит безапелляционно подходить к успехам в школе.
Лучшие плоды для детей имеют в будущем оценивание сейчас его успеваемости, не как результата его врожденных качеств, а его трудолюбия, т.е. вложенного труда.
Возможно, я ошибаюсь, так как сложно из 1 сообщения и без очной встречи понять, в чем заключается проблема. Ну, то, чем проблема кажется вначале, со временем может меняться.
Если же я права, то такие проблемы не так просто решить, поскольку их корни, часто, в детстве родителей.
Но не скажу, что Ваша проблема или Вашего ребенка выглядит слишком опасной. Думаю, регулярная очная работа с психологом при участии родителей, могла бы быть полезна для Вас и Вашего ребенка.
12 января 2012 года
Спрашивает Настя:
Здравствуйте, дочке 12 лет. Скоро нам предстоят экзамены, т.к. поступает в лицей, занимается с репетитором, очень большая нагрузка и преподаватели отмечают, что дочь стала невнимательна. Наверно, мозг не справляется с большим объемом информации, и потому и проблемы внимания возникают. Скажите, можно ли как-то помочь ей: витамины, таблетки?
Добрый день, Настя! Проблема внимания у детей при интенсивных интеллектуальных нагрузках довольно распространена. И необходимую помощь в устранении подобных нежелательных явлений, особенно в ответственные для ребенка периоды жизни, может оказать рациональная организация питания. Так, например, очень важно придерживаться принципов дробного питания: не менее 5 раз в день малыми порциями. Равномерное распределение пищи в течение дня обеспечит постоянство энергетического баланса для работы головного мозга, а значит снизит риск возникновения проблем внимания у ребенка. Желательно, чтобы первый и второй завтраки должны были углеводными, ужин и полдник, преимущественно, – белковыми. При этом обед, несмотря на обогащенность полиненасыщенными жирными кислотами, витаминами и микроэлементами, должен быть легким. Проблемам внимания способствуют жирная, употребляемая в больших количествах пища, а также напитки, содержащие кофеин. Рацион ребенка следует обогатить такими питательными веществами как тирозин (содержится в больших количествах в молочных продуктах, орехах, бобовых), ненасыщенными жирными кислотами (растительные масла). Витамины группы В, а также микроэлементы цинк, селен, марганец, железо, макроэлемент магний во многом обеспечивают адекватное функционирование нервной системы. Поэтому при проблемах внимания важно позаботиться о насыщении пищевого рациона (что более предпочтительно) указанными компонентами либо подобрать наиболее оптимальный витаминно-минеральный комплекс. В этом Вам помогут советы педиатра, который наблюдает индивидуальное развитие ребенка. Берегите здоровье!
12 января 2012 года
Спрашивает Антон:
Добрый день, у меня такой вопрос. Сыну 7 лет, ходит в школу, посещает спортивную секцию, танцевальный кружок и музыкальную студию по классу скрипки. Стали замечать, что ребенок не помнит, куда и что положил, в школе забывает вещи, не записывает уроки, а иногда не может вспомнить, что кушал на обед. Были на приеме у невропатолога: неврологических отклонений нет. В чем причина проблем внимания у ребенка?
Здравствуйте, Антон! Проблемы внимания, возникающие у детей разного возраста неоднородны. Так, например, трудности могут быть обусловлены плохим переключением внимания, невозможностью удержания сосредоточенного внимания либо его кратковременностью. Важной особенностью является то, что у детей младшего школьного возраста объем внимания в 2-3 раза меньше, чем у взрослых, преобладает непроизвольное внимание (работает тогда, когда интересно), при этом оно плохо распределяется и неустойчиво. Среди причин проблем внимания у ребенка – страхи, робость, внутренние конфликты, часто связанные со сложными отношениями в семье, индивидуальные особенности функционирования центральной нервной системы. Генетическая предрасположенность также может причиной проблем внимания у ребенка, и в этом случае необходимо целенаправленно развивать внимание малыша. Для этого разработано множество специальных игровых методик. Однако в Вашем случае уместно было бы обратить внимание на неизбежные физические и информационно-психологические перегрузки ребенка, что может служить одной из вероятных причин подобной ситуации. И потому, в случае отсутствия нарушений со стороны нервной системы по заключению невролога, желательна консультация опытного детского психолога или психотерапевта. Это может помочь не только выяснить причины проблем внимания у ребенка. Специальные методики, предложенные специалистом, могут способствовать установлению более тесного контакта, взаимопонимания между ребенком и членами его семьи. Берегите здоровье во всех его аспектах!
23 апреля 2011 года
Спрашивает Галина :
Скажите,а то что я по утрам не завтракаю связано с ухудшением памяти,рассеянностью?
23 апреля 2011 года
Отвечает Марьенко Екатерина Николаевна:
Для полноценного качественного мышления и запоминания новой информации необходимо достаточное поступление и адекватное усвоение энергетических веществ в клетки головного мозга (в первую очередь глюкозы). Регулярное полноценное как по количеству так и по качеству питание является одним из факторов высокой активности функций мышления. Однако кроме этого важно нормализовать процессы обмена веществ и энергии на клеточном уровне. Для этого рекомендован прием ноотропных препаратов, которые оказывают положительное влияние на функции мышления путем повышения выработки энергетических субстратов, увеличения усвоения глюкозы и кислорода нервными клетками, а также улучшения регионального мозгового кровотока. Сочетанное влияние на клеточный обмен веществ и мозговой кровоток приводит к позитивному эффекту в отношении функций мышления. Ноотропные препараты, в частности пирацетам, можно рекомендовать лицам без патологических изменений со стороны нервной системы, но с повышенными интеллектуальными нагрузками, частыми нервными стрессами, тем, кто отмечает легкую забывчивость в своей повседневной профессиональной деятельности, затруднения при концентрации внимания и обучении.
12 января 2012 года
Спрашивает Татьяна:
Здравствуйте, подскажите, есть ли какие методы справиться с проблемами внимания у детей: животные, рисование, лепка? Моему ребенку 7 лет.
Добрый день, Татьяна! Наличие проблем внимания у детей может быть проявлением индивидуальных особенностей нервно-психического развития. Однако, ввиду того, что причинами подобных состояний могут быть также и другие факторы (от физического и психологического стресса, нарушения принципов рациональности питания до более серьезных неврологических расстройств), проблемы внимания у ребенка требуют, прежде всего, консультации педиатра, а при необходимости – детского невролога. В случае, если невнимательность является результатом возрастных особенностей, эффективными могут быть, например, методики арт-терапии – лечения творческим самовыражением. Определиться с ними Вам помогут советы психолога или психотерапевта. Однако не стоит забывать о том, что всякое творчество способно увлечь ребенка, а значит – заинтересовать и вовлечь в сосредоточенную созидательную игру-фантазию. Потому при проблемах внимания это могут быть различные варианты т.н. хобби-терапии, когда любимое занятие, увлечение превращается в своеобразное лечение раскрытием внутреннего творческого потенциала ребенка. И именно творческая активность часто становится фактором, который параллельно с чувством прекрасного развивает и концентрацию внимания, увеличивает его объем и распределение. Будьте здоровы!
12 января 2012 года
Спрашивает Карина:
Здравствуйте! У дочки при рождении была родовая травма (гематома головы), наблюдались у невролога, говорили, что все нормально. Но вот в этом году моя девочка пошла в школу, первый класс (6 лет) конечно, но все же замечаю, что у нее короткая память. Очень быстро все забывает, проблемы внимания, не может решить даже простую задачку, и все из-за того, что забывает условие. Что нам делать?
Добрый день, Карина! Стремясь решить проблемы внимания у ребенка, не стоит забывать о том, что, учитывая возрастные особенности психического развития, внимание и способность к сосредоточенной деятельности у ребенка младшего школьного возраста несовершенны. Для исключения более серьезных причин таких проявлений со стороны нервной системы необходима консультация детского невролога с подробным изучением истории развития ребенка и др. Если даже такие состояния как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, хронические заболевания, индивидуальные особенности нервной системы, переутомления исключены из списка причин проблем внимания у ребенка, то стоит забыть строгие требования к ребенку «быть внимательней» и подумать о том, чтобы начать заниматься игровыми упражнениями на развитие внимательности. Это могут быть игры на развитие концентрации, распределения, на увеличение объема внимания и кратковременной памяти. При наличии проблем внимания ребенку, например, можно прочесть вслух несколько слов одного смыслового ряда и т.н. «лишнее» (зима, осень, ночь, весна). Ребенок должен быстро найти это «лишнее» и объяснить свой ответ. Более подробно разработать систему игровых тренировок на развитие внимательности Вам помогут советы детского психолога. Будьте здоровы!
12 марта 2013 года
Спрашивает Юлия:
Здравствуйте!Мой сын учится в 8 классе. Вначале этого учебного года вынуждены были перейти в другую школу.Из лицея в общеобразовательную.Проблем в общении со сверстниками у него не возникает. Ребенок в школе спокойный, общительный,всегда придет на помощь. Но вот с учебой начались проблемы. Не запоминает школьную программу. На первом собрании учитель по русскому языку сказала нам,что у нас знания максимум за 4 класс и нужно нанять репетитора. Что мы в дальнейшем и сделали. Но репетитор также нам говорит,что ребенок не запоминает материал.Успеваемость упала. Стал получать одни 2.В детстве были проблемы-заикался. так же состоял у невропатолога на учете.Но к школе нас с учета сняли.Была рекомендована простая школа. Я замечаю, что у сына какая-то выборочная память. Он занимается в ДЖД. Так вот,если спросить у него про ЖД, то он все расскажет. А про уроки не помнит ничего. Как нам быть дальше, к кому следует обратиться?
13 марта 2013 года
Отвечает Коляда Елена Юрьевна:
Добрый день, Юлия!
Заявленные проблемы ребенка, отражают лишь часть проблем и ситуации, в которой он и семья находится в целом.
Проблемы в учебе могут быть связаны как с мотивацией и способностями ребенка (сложно же оценить по ЖДЖ – знании на какой класс у ребенка), так и с более серьезными проблемами.
Возможно, что как заикания, так и уход от учебы связанны со стрессами/высокими требованиями, которые ставит семья, школа. Понять, так ли это, можно проконсультировавшись и начав работу с психотерапевтом для диагностики проблем, возможно для этого понадобится наблюдение специалиста.
Но может и так быть, что эти проблемы – следствие психического заболевания – чтобы исключить это и помочь ребенку понести наименьшие потери, ведь память – это основа интеллекта, Вам следует обратиться к психиатру.
В подростковом возрасте дети переживают особенные требования к себе, в том числе пытаются стать более независимыми, возможно, это единственное, что может сделать ребенок, чтобы себя независимым чувствовать. Тогда, нужно обсудить другие варианты.
В любом случае, нужно сначала диагностировать проблему, а затем думать, что дальше делать. Ребенок, это человек, а не инструмент, на него нельзя влиять, без его на то согласия.
12 января 2012 года
Спрашивает Ксения:
Здравствуйте, моей дочке 5 с половиной лет, ее абсолютно невозможно как-то организовать, ребенок просто отказывается выполнять любые задания, которые требуют повышенного внимания или умственного напряжения. Такие проблемы внимания видны в том, что она просто выражает свое явное недовольство при необходимости выполнения каких-то скрупулезных заданий (например, при попытках заставить ее аккуратно раскрасить до конца картинку). Что делать?
Добрый день, Ксения! Проблема внимания у ребенка, безусловно, может огорчать: ведь скоро школа, а внимательность – это залог хорошей успеваемости маленького ученика. Однако это не повод для расстройства родителей. Прежде всего, можно попробовать поиграть с ребенком, предложив ему ряд интересных заданий, которые косвенно направлены на развитие внимательности. Например, попробуйте предложить ребенку в любом журнальном/газетном тексте искать и вычеркивать какую-нибудь букву. Для соблюдения равных условий игроков и соревновательности игрового момента займитесь этим и Вы. Можно затем предложить сосчитать зачеркнутые буквы. Несколько минут в день таких игр в течение 2-3 месяцев при проблемах внимания не только позволит исподволь учить с ребенком счет, но и незаметно будет погружать малыша в состояние внутренней сосредоточенности. Игр подобного типа существует множество, но помните, что для уточнения причин проблем внимания у ребенка не лишней будет консультация педиатра (при необходимости – детского невролога, психолога). Это поможет отличить возрастные особенности развития от возможных нарушений внимания, которые требуют более комплексного подхода в лечении таких состояний. Будьте здоровы!
12 января 2012 года
Спрашивает Вероника:
Моему малышу 3,5 года, нормально развит, но часто, если его звать просто не слышит, не отзывается. С чем это могут быть связаны такие проблемы внимания и что нам делать?
Добрый день, Вероника! При полном исключении других более серьезных причин, в чем Вам поможет консультация детского доктора или семейного врача, наблюдающего ребенка, проблемы внимания могут быть связаны с возрастными нервно-психическими особенностями ребенка. Одним из признаков недостаточности внимания действительно может быть такая ситуация, когда Вам кажется, будто ребенок не слышит обращенную к нему речь. Это может быть обусловлено с такой проблемой внимания у маленьких детей, как недостаточное распределение активного внимания. Очень важно внимательно и чутко относится к малышу при наличии таких особенностей, которые можно изменять, играя с ребенком. Главный принцип игровых ситуаций при тренировках распределения внимания у ребенка – одновременное выполнение двух разных заданий. Например, при подобных проблемах внимания в раннем возрасте ребенка можно попробовать рисование под музыку: малыш рисует, пока звучит музыка. Музыкой могут быть детские песенки, которые нравятся ребенку, а что рисовать – малыш решит сам, слушая музыку. После окончания рисования под музыку рекомендуется поговорить с ребенком о том, о чем ему «рассказали» песенки, и что он нарисовал. Будьте здоровы!
12 января 2012 года
Спрашивает Алла:
Здравствуйте, сыну 6 лет и 2 месяца, пошел в школу. Столкнулись с тем, что ребенок не может высидеть урок, начинает ходить по классу, дергает ногами, писать и читать не хочет, занимается на уроке чем угодно. Учитель жалуется, на невоспитанность или проблемы внимания у ребенка. Что можно сделать?
Добрый день, Алла! Известно, что у детей в возрасте 6-8 лет объем внимания в 2-3 раза меньше, чем у взрослого человека. Однако, даже учитывая возрастные особенности, существует ряд признаков, которые характеризуют наличие проблем внимания у ребенка. К ним можно отнести такие, как избыточная двигательная активность, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация внимания в сочетании с импульсивностью любых действий. Как правило, подобные особенности родители могут отмечать еще в раннем возрасте. Но начало обучения ребенка в школе еще более явно обнаруживает проблемы внимания – прежде всего, это касается трудностей организации поведения, что связано с нарушением удержания внимания. В таких случаях важно быть максимально терпеливыми и как можно более последовательными по отношению к малышу. Для уточнения характера проблемы внимания у ребенка, а именно – исключения или подтверждения такого состояния, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, необходим осмотр детским неврологом и консультация психолога. Воспитание при подобных проблемах внимания всегда сочетается с комплексными лечебно-развивающими мероприятиями под наблюдением упомянутых специалистов. Берегите здоровье!
12 января 2012 года
Спрашивает Неля.:
Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то упражнения для развития сосредоточенности во время учебы при проблемах внимания у ребенка (сыну 8 лет)?
Здравствуйте, Неля! Для решения проблем внимания, которые связаны с возрастными особенностями у детей, существуют различные упражнения для развития внимательности. При этом важно определиться с характером нарушения внимания у ребенка, т.к. проблемы внимания могут быть связаны с нарушениями концентрации внимания, его распределения, малым объемом внимания и кратковременной памяти. В этом Вам помогут советы педиатра/детского невролога/психолога. Так, для развития концентрации внимания, например, может быть предложено упражнение с вычеркиванием какой-либо буквы из газетного текста. При проблемах внимания, связанных с нарушением его распределения, эффективным будет, например, переписывание текста с одновременным прослушиваем знакомой песни, аудиосказки или другой аудиозаписи, которая может рассредоточить внимание ребенка. Для увеличения объема кратковременной памяти и внимания может быть предложено, например, задание на исключение «лишних» слов, на подсчет альтернативных элементов. Для выработки же т.н. «стереотипа на обучение» при проблемах внимания необходимо следить за тем, чтобы ребенок занимался выполнением домашних заданий всегда в одно и то же время. Берегите здоровье!
23 декабря 2014 года
Спрашивает карина:
Добрый день, перевела ребенка учиться в математический лицей, а сейчас уже сомневаюсь правильно ли поступила. Сын стал очень уставать, даже иногда плачет, а как ему помочь не знаю, смотрю и по учебе начинает скатываться, хотя математику знает очень хорошо. Может быть это эмоциональный перегруз?
Здравствуйте, Карина! Смена школы с переходом в учебное заведение с большей умственной нагрузкой может стать стрессом даже для очень умного и способного ребенка. Этот период надо пережить, поддержать ребенка; чуть позже организм адаптируется к новому окружению и изменившимся нагрузкам и все будет хорошо. Сейчас очень важно обеспечить ребенку полноценное питание, нормальный ночной сон и спокойную обстановку в семье. Смиритесь с низкими оценками и не ругайте ребенка за них - позже сын все исправит и наверстает. Кроме того, полезно давать ребенку поливитаминно-минеральные комплексы, которые способствуют повышению физической и умственной трудоспособности, снижают подверженность стрессу и защищают от переутомления. Примером такого комплексного средства может быть Ротавит Кардио, который мы советуем приобрести для Вашего сына. В состав комплекса входят все необходимые витамины, а также минералы и растительные экстракты, способствующие нормализации работы нервной и сердечно-сосудистой системы. Принимать Ротавит Кардио надо по 1 таблетке в день, растворив таблетку в стакане воды. Продолжительность приема -1 месяц. Берегите здоровье!
12 января 2012 года
Спрашивает Катя:
Здравствуйте, моему ребенку 5 лет, не может долго заниматься одним делом и никогда не заканчивает начатое. Не могу понять: то ли не хочет, то ли это проблема внимания, и он не может сосредоточиться?
Добрый день, Катя! Проблема внимания у детей могут проявляться по-разному. Основными признаками среди множества других могут быть следующие. Часто малыш не может удерживать внимание на деталях, допускает ошибки при выполнении каких-либо заданий или даже во время интересной для него игры. Ребенку бывает сложно довести задание до конца, тем более – самостоятельно, и часто при проблемах внимания результатом этого может быть нежелание сделать что-то самостоятельно, особенно задания, требующие длительного сосредоточения. Иногда может казаться, что малыш не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается от игры или работы, часто забывает порученное ему. Несмотря на все перечисленное, для уточнения состояния ребенка и исключения проблем внимания необходим, прежде всего, осмотр педиатра, а при необходимости – невролога, психолога, консультация психотерапевта. Более того, следует помнить, что причин таких особенностей у Вашего ребенка может быть множество: от недостаточно комфортной психологической атмосферы и стрессов в семье до несбалансированного питания малыша. Будьте здоровы!
13 апреля 2011 года
Спрашивает Лера :
Моему сыну 8 лет. Клогда был маленький, был очень спокойным. Года четыре назад мы перестали его узнавать, он стал каким-то непослушным. Сейчас в школе проблемы, мы закончили два классса. Успеваемость низкая, учительница говорит, что он сам не может сидеть на месте, и другим мешает. Может посреди урока встать и ходить по классу. Говорю ему, что так нельзя, вроде договариемся, что больше не будет так делать. А на завтра всё повторяется. Что с ним делать?
13 апреля 2011 года
Отвечает Марьенко Екатерина Николаевна:
Можно предположить у Вашего ребенка повышенную возбудимость нервной системы. Обычно такое состояние не сопровождается патологическими нарушениями центральной нервной системы и не требует специфического медикаментозного лечения. Для уточнения диагноза можно обратиться к врачу неврологу. В качестве поддерживающей терапии рекомендуется прием пирацетама или другого ноотропного препарата, который будет способствовать устранению мозговых дисфункций у детей. Лекарственные средства этого класса показаны в случае возникновения проблем с концентрацией внимания и обучением у ребенка без органических поражений головного мозга. Особенностью ноотропов является высокая безопасность и хорошая переносимость, а также отсутствие серьезных побочных эффектов. Это позволяет назначать препараты длительно (не менее 3 недель) и индивидуально подбирать суточную дозу. В зависимости от эффективности ноотропов лечение может длиться несколько месяцев.
23 апреля 2011 года
Спрашивает Карина :
Дочь,15 лет жалуется на плохую память,тяжело учиться,ничего не запоминается,ходит в школу подавленная и расстроенная.До 9 класса была отличницей,проблем с памятью не было,наоборот была хорошая память. Меня это очень пугает.
23 апреля 2011 года
Отвечает Марьенко Екатерина Николаевна:
Возможно, в Вашем случае ухудшение памяти и внимания связано с чрезмерными физическими нагрузками и длительными нервными стрессами, возникшими в результате учебного процесса. Рекомендуется оптимизация режима труда и отдыха, регулярная смена умственной и физической нагрузок, достаточный по продолжительности и качеству сон. Показано назначение препаратов, улучшающих функции мышления. Механизм действия лекарственных средств этой группы заключается в положительном влиянии на процессы обмена веществ и энергии в нервных клетках, увеличении утилизации глюкозы и кислорода в нервных клетках, улучшении регионального мозгового кровотока за счет снижения степени склеивания клеток крови между собой и со стенками кровеносных сосудов. Длительность лечения должна составлять не менее 3 недель и определяется индивидуально в зависимости от достигнутых результатов. При этом отмечается улучшение внимания, всех видов памяти, облегчается процесс обучения, повышается работоспособность и общая активность как здоровых лиц, так и больных.
deti.health-ua.org
советы и рекомендации ~ Я happy МАМА
Родители, которые часто жалуются, что их ребенок неусидчив и не умеет сконцентрироваться на задаче, упускают из внимания важную деталь – дети любят интересные игры и задания. За тем, что им действительно интересно, они могут увлеченно проводить довольно много времени. Но как быть, если это не необходимые занятия по счету или грамматике, а любимые мультфильмы или игры с куклами? Как быть, если требования к тому, что должен знать и уметь дошкольник, за последние годы существенно выросли и хочется, чтобы ребенок не упустил свои возможности?
Как научить ребенка сосредотачиваться
Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации.
Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность сосредотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву “А”, а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» – то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту.
Педиатры считают, что в возрасте 4–5 лет ребенок должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче в среднем от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном, привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?
Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба.
И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!
Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.
Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» – кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.
Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.
Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребенку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.
Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше.
Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.
Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание пазлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.
Автор Марина Аль-Рабаки
Источник
Смотрите также:Как научить ребенка играть самостоятельно. 8 правил для родителейОтличный метод научить ребенка не зацикливаться на ошибках. Метод «зеленой ручки»Как научиться хвалить ребенка безоценочно
ihappymama.ru
3 совета помогут научить ребёнка концентрироваться
Советы, которые вы прочитаете ниже, не являются откровением свыше. Но они заслуживают вашего внимания, потому что прошли проверку временем.
Этот совет относится к детям любого возраста: обратите внимание на то, солько часов в сутки ваш ребёнок спит, что он ест и как часто делает перерывы во время выполнения заданий, которые требует сосредоточенности.
Ложиться спать (и не только детям) лучше до 10 часов вечера. Дело в том, что с 22.00 до 24.00 наша нервная система перезагружается, как компьютер. Эти два часа природа выделила для того, чтобы дать мозгу отдохнуть и набраться сил перед очередным периодом бодрствования. Сон в этот временной промежуток - самый целебный. Не сбивайте вашему ребёнку эту тонкую настройку – уложите его спать вовремя. Кстати, детям (и взрослым, которые занимаются умственной деятельностью) советуют спать не менее 9 часов ночью и от 15 до 90 минут днём.
Перед и во время выполнения задания, которое требует концентрации, можно пожевать немного розмарина, съесть шоколадку, миндальные орешки или выпить сладкого чаю с лимоном. Эти продукты стимулируют мозговую деятельность.
Чем младше ребёнок, тем чаще нужно делать перерывы. Пусть ваше чадо попрыгает или побегает. Пятилетний ребёнок способен сосредоточенно выполнять задание в течение 8-10 минут. Затем он устаёт и теряет интерес к тому, что делал. Не упустите этот момент. Вы должны отвлечь его от работы до того, как он сам начнёт отвлекаться. Чем старше дети, тем дольше они могут концентрироваться на задании. Длительность такой концентрации зависит от индивидуальных особенностей, и жестких границ нет и быть не может.
Ещё один очень действенный способ помочь вашему ребёнку сосредоточиться – это обеспечить правильное освещение. Идеальный вариант – зелёная лампа с мягким неярким светом, который позволит глазам и мозгу дольше оставаться в рабочем состоянии.А если в комнате, где происходят занятия, появится аквариум с рыбками, то работоспособность вашего сына или дочери увеличится на порядок.
И, наконец, несколько упражнений для развития концентрации.
Слежение глазками. Предложите ребёнку сесть на стул и сконцентрироваться на предмете, который вы держите в руках. Лучше всего, если это будет игрушка. Причем, чем младше ребёнок, тем больше должна быть игрушка. Хороший выбор игрушек есть на сайте http://abybaby.ru/catalog/logicheskie_igrushki/. А теперь начните передвигать предмет слева направо или наоборот на расстоянии 30 см от глаз ребёнка. Пусть он или она следит за предметом только глазками, не двигая головой. Скорость, с которой вы перемещаете предмет, должна быть такой, чтобы ребёнок успевал следить за ним. Со временем, скорость и продолжительность задания увеличиваются. Главное, чтобы выполнение этого упражнения было по силам ребёнку.
Стояние на одной ноге. Попросите вашего ребёнка постоять неподвижно на одной ноге столько, сколько он сможет. В это время вы можете вслух считать или воспользуйтесь секундомером или часами. И вам, и вашему чаду будет интересно узнать как долго он или она способны простоять в таком положении. Договоритесь с ребёнком, что постепенно вы будете увеличивать продолжительность этого упражнения. А ещё лучше, если вы устроите соревнование между членами вашей семьи. У вашего ребёнка появится очень серьёзный стимул тренировать свою выдержку. Это станет первым шагом к развитию самодисциплины.
Скороговорки. Любая скороговорка – это замечательный комплексный тренажёр. Начинайте проговаривать их медленно, сосредоточившись на четком и качественном произношении. Постепенно наращивайте темп. Чтобы усложнить задачу, предложите ребёнку не шевелиться, когда он произносит скороговорку. За каждое движение – штраф (не ограничивайте свою фантазию). И не забудьте, что лучший стимул – это соревнование.
Мудрости вам и терпения!
Светлана, www.vitamarg.com
Изображения взяты на shutterstock.com
www.vitamarg.com
Концентрация внимания у детей
По какому-то удивительному стечению обстоятельств, каждый раз, когда ребёнку нужно делать уроки или готовиться к контрольной работе, у него возникает потребность попить, поесть, отлучиться в туалет или срочно позвонить другу. Если не верить в чудеса, то напрашивается только один вывод: ребёнку трудно концентрировать внимание.
Концентрация внимания - это способность удерживать внимание на каком-либо объекте в течение длительного времени. Трудности концентрации внимания периодически испытывают все люди. Если уж взрослому человеку сложно заставить себя заниматься длительное время скучной, однообразной работой, что уж говорить о ребёнке, которому приходится делать выбор между учебником по математике и компьютерной игрой. В то же время, любимым делом школьник может заниматься часами, игнорируя всё, что не связано с ним, и не проявляя никаких признаков утомления.
Выходит, одна из самых главных причин трудностей концентрации внимания - отсутствие интереса. Если ребёнок не видит какой-либо пользы от выполняемого задания лично для себя, у него нет причины для того, чтобы направлять на него внимание. В таком случае, взрослому нужно придумать эту самую причину. Например, сказать ребёнку о том, что через полчаса начинается интересный фильм, но его можно будет посмотреть, только если будут сделаны все уроки, потому что фильм поздно заканчивается.
Вторая причина трудностей концентрации внимания - усталость. Недостаток сна, большое количество занятий, завышенные требования, недомогание - всё это заставляет ребёнка думать об отдыхе, а не об учёбе. Понаблюдайте, сколько времени школьник сохраняет оптимальную работоспособность, и предлагайте ему делать перерыв по истечении этого периода. Отдых может длиться не больше десяти минут и включать в себя небольшую физическую нагрузку. Попросите ребёнка полить цветы, помочь вам разобрать сумки с продуктами и т.д. Лучше не давать ему возможности играть в этот момент, потому что потом ему будет трудно переключиться на занятия.
Ещё один важный фактор - нарушение душевного равновесия. Если ребёнок чем-то огорчён, подавлен, обижен, он невольно будет снова и снова возвращаться к беспокоящей его проблеме. Поэтому, прежде чем «усаживать» ребёнка за уроки, необходимо дать ему возможность успокоиться, выразить своё понимание его переживаний, дать совет, поддержать.
Иногда ребёнок настолько увлечён какими-то мыслями, что никакие уловки и уговоры не помогают ему забыть о них на время. Например, младшим школьникам бывает трудно сосредоточиться, если они находятся в ожидании вечернего похода в цирк, в парк и т.д. В таком случае, нужно дать ребёнку возможность «прикоснуться к мечте» - дать подержать билеты, рассказать, насколько близко вы будете сидеть к сцене. Это позволит ребёнку выплеснуть часть распирающих его эмоций, мешающих занятиям.
Глядя в учебник или тетрадь, ребёнок видит боковым зрением любимого робота или мишку, валяющегося неподалёку, слышит звуки радио или чувствует запах вкусной картошки. Трудно требовать от ребёнка полной сосредоточенности в окружении такого количества соблазнов. Конечно, вы не можете посадить школьника с его учебными принадлежностями в вакуумную камеру, но убрать из-под его носа робота и выключить радио можно.
Если влияние всех описанных факторов устранено, а внимание ребёнка продолжает путешествовать по любым предметам, кроме тех, которые относятся к учёбе, это говорит о том, что его возможности концентрироваться нуждаются в специальной тренировке.
Упражнение 1. Сохраняем позу.
Детям свойственна активность и подвижность, поэтому длительное сидение за столом физически утомляет их. Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут такие игры как «Море волнуется», «Замри!» или «Памятник». Например, в последней игре ребёнку предлагается изобразить какого-нибудь известного человека и замереть без движения. Для более старательного выполнения упражнения ребёнком можно внести в игру элемент соревнования: кто дольше сохранит выбранную позу, не покачнётся, не моргнёт и т.д.
Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.
Помимо сохранения необходимого мышечного напряжения, ребёнок должен уметь расслаблять мускулы, почувствовав усталость. Быстро сбросить напряжение и ощутить прилив сил можно с помощью следующих упражнений: - сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; - потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги - вперёд; - потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь. - сидя на стуле или стоя на полу, сделать несколько поворотов корпусом вправо и влево.
Упражнение 3. Загадочно молчим.
Посторонние разговоры мешают сосредоточиться не меньше, чем яркие отвлекающие предметы. Задавая вам вопросы, ойкая, передразнивая своих одноклассников или изображая Бэтмена, ребёнок невольно уходит от сути выполняемой работы. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться подавлять не относящиеся к делу реплики и возгласы. Договоритесь с ребёнком о призе, который получит тот, кто дольше всех промолчит. Это даст вам возможность не реагировать на вопросы ребёнка, а ему - самостоятельно и быстро справиться с заданием. Можно так же поиграть всей семьёй в игру, в которой участники должны отгадать какой-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.
Упражнение 4. Направляем взор.
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того, чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель, например: городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам - вышивать, а мальчикам - выжигать.
Упражнение 5. Переключаем внимание.
Для того, чтобы не попасть надолго во власть отвлекающих факторов, ребёнку необходимо уметь быстро переключать внимание обратно на задание. В этом помогут игры, содержащие два-три условных сигнала, на которые ребёнок должен реагировать различным образом, например: услышав один хлопок - присесть, два хлопка - попрыгать, три хлопка - поднять руки. Более сложный вариант такой игры - «Путаница». Попросите ребёнка показывать те части тела, которые вы называете, а сами показывайте неправильно, - например, говорите «глаз», а дотрагивайтесь до своего носа. Темп игры можно постепенно ускорять. Главное, чтобы вы не запутались сами!
Также можно совместить упражнения на внимание с тренировкой памяти. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на расположение предметов в комнате, а затем предложите ему выйти за дверь. Пока его нет, переставьте местами два-три предмета и позовите ребёнка. Его задача - определить, что изменилось за время его отсутствия.
К сожалению, в некоторых случаях значительные нарушения концентрации внимания могут свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), возникающего при дисфункции некоторых мозговых структур. Если систематические занятия с ребёнком не дают результата, следует обратиться за консультацией к неврологу.
Информация предоставлена порталом Psiho-sovet.ru
www.ya-roditel.ru
Как развить концентрацию внимания у ребенка и настроить на успех?
Здравствуйте, дорогие друзья!
Внимание или концентрация — это очень важная черта личности, что в будущем способствует не только быстрому карьерному взлету, но и становлению, как успешный человек.
Естественно, именно поэтому, большинство родителей стремятся как можно раньше приступить к развитию концентрации внимания у своего ребенка. Этот навык способствует процессу фильтрации важной информации, от абсолютно не нужной.
Мозг человека ежесекундно атакуют терабайты сигналов из внешнего мира. Взрослые люди более быстро к ним адаптируются, а дети оказываются слишком неподготовленными к такому противостоянию. Как это работает?
Внимание обладает несколькими аспектами: распределение, переключаемость, объем и избирательная устойчивость. Как развить концентрацию внимания у ребенка?
СОДЕРЖАНИЕ:
Нарушение или выпадание из вышеуказанных аспектов, влечет за собой проблему. Малыш не может заставить себя сосредоточиться. Детское мышление, его поведение и род деятельности изменяются. И он то не может усидеть на месте, то «залипает» в тягучем занятии.
Маленький объем внимания несет за собой неумение сконцентрироваться на 1-2 объектах и удерживать их образ в своем сознании. Недостаток концентрации и стойкости самого внимания, могут сказаться на отсутствии сохранении интереса к деятельности.
Низкая избирательность чревата более глубинными последствиями. У ребенка развивается склонность к избеганию надобности концентрироваться на определенном материале, что в будущем понадобится для решения поставленной задачи.
Школьная программа создана не только для того, что бы дети овладели предметами, но и развили в себе образное и логическое мышление, память, а также воображение.
Огромное количество исследований, проводимых психологами, выявили занимательный факт. Ребенок, который не смог понять хитрости мыслительной практики в начальных классах обучения, автоматом попадал в ряды неуспевающих в средних и старших.
Как показывает практика, а не теория, успешность детей во многом зависит от уровня развитости концентрации внимания. В ином случае, юный человечек по каким-то своим причинам не слышит и не замечает, что преподаватель пытается вложить ему в голову полезную пишу для размышлений.
В результате такого явления в старших классах ситуация выходит за рамки допустимого и мы наблюдаем картину полного отсутствия сознания в происходящем, затруднение при решении примитивных логических задачек и сложность с применением памяти. Как предотвратить возникновение проблемы?
Игры и игровые упражнения
Для того, что бы помочь малышу адаптироваться в информационном потоке и оказать ему своевременную помощь, я посоветую вам воспользоваться легкими для восприятия играми, что подходят детям дошкольного возраста и старше.
Продолжительность внимания играет важную роль в тренировке концентрации. От того, насколько легко человечек может и успевает переключаться на раздражители, зависит его восприятие, да и мировоззрение в будущем.
Читка текстов
На первый взгляд примитивное упражнение, прекрасным образом заставляет серое вещество шевелить шестеренками. В чем его суть? Выберите для читки простое и незамысловатое сочинение или прозу.
Помимо того, что ребенок должен вникать в суть истории, ему предстоит одновременно считать слова со звуком «Н». Пусть он делает на листике пометки в виде точек или линий, а в конце чтения, вы сможете совместно подсчитать количество звуков и провести резюмирование.
«Сыщик»
Отправляясь на прогулку в музей или придя в гости к друзьям, вы можете тренировать концентрацию своего чада. Предложите поиграть в игру «Сыщик». Какие правила?
Прежде всего вы можете пригласить малыша в любую из комнат и предложить за 30 секунд отыскать все предметы, напоминающие шар. Включайте всю свою креативность и следите за тем, что бы задания совпадали с умственными и возрастными категориями ребенка.
Меняя признаки в рамках формы, цвета или фактуры, вы заставляете его внимание усердно заниматься и фокусироваться на моменте «здесь и сейчас».
Повторение — мать учения
В этом упражнении прекрасно себя рекомендуют читки текстов рифмованного содержания. Суть игры заключается в том, что вы делаете неожиданные паузы, а задача ребенка — повторить последнюю фразу по вашей команде «повтори!».
Считаем цифры
Банальный счет до 50 может быть занимательным процессом командной игры со всей семьей. Условие игры простое — просто вести счет. Но! Называть числа с запретной цифрой строго запрещено. Вместо этого нужно подпрыгнуть или хлопнуть в ладоши.
Например, вы провозглашаете табу на цифру 7 и последующий счет должен проводится уже без нее. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Упражнение на концентрацию
1. «Внимательное дыхание»
Подобное упражнение обязательно стоит проводить с малышом. Для этого вам нужно удобно сесть на стуле, а лучше на полу. Проследите за тем, чтобы спина ребенка была максимально ровной, руки расслабленными, а глазки прикрытыми.
Суть такой тренировки — контролировать дыхание. Дышать нужно глубоко, спокойно и размеренно. Спрашивайте юного почемучку, чем заняты его мысли? Быть может об игрушках или о мультике? После его рассказа нужно опять переключить его внимание на дыхательные упражнения.
Возвращайте фокусировку на дыхании много раз. Постоянно. Совсем маленькие детки могут сидеть в такой позе более 3-х минут. А дети старшего возраста более 20-ти.
2. Пальчики
Данная задачка «по зубам» активным деткам, которые постоянно что-либо носят в руках. И неважно что это — фломастер или палочка. Приучите свое чадо проводить такую разминку в тех случаях, когда они переживают из-за какого-то события или попросту взволнованны.
Нужно сесть в удобную позу и прикрыть глаза. Вспоминайте за дыхательную гимнастику, о которой я упоминала ранее. После, делая вдох, необходимо собрать пальцы правой руки в кулак. На выдохе — разгибайте пальцы один за другим при этом считая «1,2,3,4,5».
Важно, что бы каждая цифра соответствовала разогнутому пальчику. Проделайте аналогичное действие и с левой рукой. Это отменно концентрирует внимание и позволяет прибегнуть к помощи физики тела, что позитивно сказывается на психологическом и физическом состоянии малявки.
Друзья, а вот и все!
Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. Поделитесь своим мнением и опытом в вопросе развития концентрации у ребенка! Какие методики используете и как реагирует «почемучка»?
До встречи на блоге, пока-пока!
elenarou.ru
Девочке 8 лет, проблема с концентрацией внимания - Mamainfo.ru
Вопрос:Здравствуйте Евгения! дочке 8 лет! проблема наша в том, что она не всегда может сконцентрироваться во время занятий! это очень мешает учебе! если дома я как то пытаюсь ей помочь, то в школе у учителей на это нет времени!говорят не могут бросить класс из за одного ребенка(((! она очень из за этого переживает! стала очень нервная! и плачет если не может сконцентрироваться!особенно на тестах и экзаменах! что мне делать? как ей помочь? Спасибо!
Ответ:Здравствуйте, Светлана. Вам к специалисту лично, лучше к нескольким, еще лучше - к психиатрам или психотерапевтам. Нужно исключить или подтвердить диагноз СДВГ (информацию можно найти в интернете, только, желательно, не читайте всё подряд. Есть как нормальные статьи, так и страшилки неправдоподобные). У большинства детей (около 80 процентов всех детей) нарушен этот процесс с рождения (концентрация внимания, гиперактивность и т.п.), процентов у 90 это проходит годам к 5-6, еще у 9 процентов - к подростковому возрасту. К сожалению сейчас точных цифр Вам не скажу, но совсем маленький процент людей берет это во взрослую жизнь. Ничего плохого в заболевании этом нет, просто в организме нарушен процесс выделения определенного гормона, влияющего на процессы торможения-возбуждения и концентрацию внимания. В большинстве случаев выработка гормона налаживается. Но, бывает, что нет. Тогда нужна медикаментозная помощь. Я противник давать таблетки детям, это - вредно!!! Плюс если начать давать таблетки, то слезть с них уже нельзя и вероятность, что процесс наладится сам собой полностью отпадает - начнешь давать пилюли - это на всю жизнь уже. Считаю, что если проблема одна (концентрация внимания только, допустим, а не всё в куче когда детё на одни двойки учится и то испод палки плюс дерется, на месте одном сидеть вообще не может и т.п.), то как минимум нужно ждать лет до 14-15, чтобы решить насколько это мешает нормальной жизни и только тогда решать вопрос о медикаментах, если они вообще нужны будут (повторюсь, огромная вероятность, что в подростковом возрасте эта проблема просто исчезнет). К сожалению не все думают как я, поэтому целые сообщества мам, у которых детям по той или иной причине поставили этот диагноз, делятся информацией в интернете "каким спокойным и сконцентрированным стало детё после подсадки этого детя на амфитамины". Мамы не в курсе, что во-первых - диагноз может быть неверным, тогда кроме спокойного ребенка они получают скрытого психопата в будущем. Во-вторых - если диагноз верный и медикаменты реально помогают, а не калечат психику, то ребенок полностью лишается возможности выздороветь - то есть таблетки эти на всю жизнь. Я Вам советую сходить к нескольким специалистам, чтобы точно определиться с диагнозом, если он есть (поэтому нужно к нескольким, так как могут поставить диагноз наобум - неграмотных врачей полно сейчас). Грамотный врач скорей всего посоветует так же как и я - ничего не предпринимать ближайшие 5-7 лет и помогать девочке учиться... от этого никуда не деться. Если диагноз опровергнут - Ваше счастье, одной проблемой меньше... могут выписать безобидные таблетки типа "глицин" - в них ничего плохого нет, можно и совсем лялькам давать. Если девочка такая по своей натуре и это не связано с выработкой гормона, отвечающего за внимание, то придется ее настраивать на то, что ей по жизни нужно будет очень сильно стараться, чтобы чего-то добиться. Извините, если Вас напугала чем-то - очень не хотела этого. Повторюсь, ничего страшного нет в том, если выяснится, что СДВГ у ребенка есть... это нужно не для нее (знать о наличии заболевания), а для Вас, чтобы выработать стратегию поведения с дочкой. Есть заболевание - быть более внимательной к ней, не огорчаться самой и не расстраивать дочь, если у нее что-то не получилось и т.п. Если СДВГ нет - то быть с ней более настойчивой, учить ее концентрироваться, настраивать ее на то, что ей НЕОБХОДИМО делать так а не иначе... придется быть построже. У меня много знакомых с этим синдромом (диагноз был поставлен клинически), некоторые вообще медикаменты не принимают, некоторые - принимают. Ведут вполне нормальную жизнь. У моего сына все признаки СДВГ, но ему пока 5 лет и я даже и не думаю показывать его специалистам. Удачи Вам. В любом случае всё будет хорошо ;)