Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Из опыта работы по совместному обучению в классе детей, обучающихся по общеобразовательным программам и программам 7-8 вида. Как обучать ребенка 8 вида в общеобразовательной школе


Из опыта работы по совместному обучению в классе детей, обучающихся по общеобразовательным программам и программам 7-8 вида

Кононова Вера Олеговна, учитель математики МБОУ «Контошинская СОШ»

Косихинского района, руководитель МО

учителей математики Косихинского района

Из опыта работы по совместному обучению в классе детей, обучающихся по общеобразовательным программам и программам 7-8 вида.

В феврале Министерством образования и науки России были утверждены новые государственные образовательные стандарты – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью. Положения этих документов вступят в силу с 1 сентября 2016 года.

Какие изменения ожидают учебные заведения и каждого ребенка с инвалидностью?

Нормы государственных стандартов распространяются на следующие категории обучающихся: слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.

В основу документов положены нормы Конституции РФ и законодательства России, Конвенция ООН о правах ребенка и правах инвалидов, а также многолетний опыт, наработанный в разных регионах страны. В широкой общественности новые стандарты уже получили название «инклюзивных».

Они представляют собой набор обязательных требований при реализации адаптированных программ в учебных заведениях.

Прежде всего, они регулируют структуру, условия и предполагаемые результаты учебной деятельности.

Стандарты прописывают, как на практике можно добиться того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не были дискриминированы, чтобы у них были такие же возможности, как у их здоровых сверстников.

«Инклюзивные» стандарты предполагают создание соответствующих материально-технических условий и кадровую подготовку.

ЧТО СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ, ГДЕ В КЛАССЕ СИДИТ ТАКОЙ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ?

В нашей школе из__130__детей: 7 вида (ЗПР)-_14__человек, 8 вида (олигофрены) - 7 человек.

В среднем в каждом классе обучается ребенок 7 или 8 вида, а в некоторых и тот и другой. Например, в 7 классе(преподаю математику) 6 человек: 2 – норма, 2 – 7 вида, 2 – 8 вида.

В нашей школе реализуется проект по сопровождению детей с ОВЗ. Первоначально была решена проблема с кадровым обеспечением. У нас работает психолог, социальный педагог и логопед. Таким образом, в нашей школе сформировался психолого-медико-педагогический консилиум, который занимается сопровождением каждого такого ребенка. Диагностируют, заводят специальные карты, составляют планы работы совместно с классными руководителями и педагогами-предметниками и пр. На школьных методических объединениях знакомят нас - предметников с психологической терминологией, рассказывают о диагнозах (т.е. если это олигофрены, то какого типа они могут быть, что от них можно ожидать и др., если это дети с ЗПР, то ещё на какие категории и типы они делятся и т.д. ). И самое главное - они дают нам рекомендации по работе с такими детьми. И не общие рекомендации, а конкретно для каждого ребенка.

Далее решаем проблему с материально-техническим обеспечением.

Мы стараемся обеспечить специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, которые отвечают потребностям ребенка.

При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.(имеется презентация по составлению рабочих программ)

Дети 7-го вида занимаются по общеобразовательным программам, но для них определены специальные критерии оценки.

Для детей 8-го вида составляем отдельные рабочие программы. Школа работает по УМК В.В.Воронковой.

Организация учебной деятельности – непосредственно сам урок.

Задаемся вопросом: Как в течении урока уделить внимание и тем и другим?

Ни для кого ни секрет, учитель идя на урок готовит поурочный план. Изучив методику преподавания в коррекционных классах- все этапы урока точно такие же как и для общеобразовательных. Дальше все зависит от творчества учителя. Смотрю по темам, совпадают, не совпадают, есть ли какие либо пересечения. Например, используем такой прием, как устный счет. Здесь можно вовлечь весь класс. На экране или доске подобрать примеры дифференцированно (возможно дать в качестве домашнего задания на предыдущем уроке). Они участвуют в процессе со всем классом, у них это получается! Они видят свой успех.

Следующий пример, работа у доски – слабые дети в роли помощников. В этот момент они чувствуют себя нужными!

На разных этапах урока применяю схемы-алгоритмы, шаблоны, наглядность и прочее…Индивидуальный подход, дифференцированные задания…

Я для себя отметила на каждом этапе урока должна быть «СИТУАЦИЯ УСПЕХА» и особенно для детей занимающимся по адаптированным программам.

Ну и о результате. По какой бы программе не занимался ребенок, должен быть результат. В рабочей программе мы прописываем требования, что должен знать и уметь ребенок по прохождению темы, или по окончании учебного года по данному предмету. Здесь опять работа ПМПК – отслеживание результатов, диагностика, корректировка в работе. Обязательно работа с родителями.

И в завершении своего выступления: если спросить меня «СЛОЖНО?», отвечу «Да, сложно, НО выполнимо, необходимо и интересно!»

Как писал Косихинский поэт Р.Рождественский

«Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка - все начинается с любви»

infourok.ru

Особенности обучения детей VII и VIII вида в составе общеобразовательного класса - русский язык и литература - методическая копилка учителей - Каталог файлов

   Летом 1958 года Облоно Горьковской области приняло решение об открытии на территории поселка Пошатово школы-интерната. Состав учащихся был самым разношерстным из различных городов и селений Горьковской области. Преимущественно это были дети из разбитых семей, не имеющих моральных устоев. Но слаженная и упорная работа педагогического коллектива хоть и медленно, но давала свои плоды.    Новое здание школы было построено в 1984 году.    В 1989 году директором начинает работать Белов Валентин Александрович, в школе создается комплекс «Детский дом-школа-сад».    В 2006 году произошла реорганизация комплекса путем разделения на два юридических лица: Государственное образовательное учреждение «Пошатовский детский дом» и МОУ Пошатовская общеобразовательная школа, которая действует по настоящее время.    На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях наблюдается процесс интеграции детей с проблемами в психофизическом развитии в среду нормально развивающихся сверстников. Осуществляя идею интегрированного обучения  детей и подростков с умственной отсталостью, учителя общеобразовательных школ, не прошедшие предварительную подготовку и ранее не работающие по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида, встречают трудности при заполнении классных журналов, отражающих уровень прохождения материала, затрудняются в выборе учебников, рекомендованных для обучения детей с умственной отсталостью.    Обучение ребёнка по вспомогательной программе в условиях общеобразовательного класса должно осуществляться с согласия родителей (или их законных представителей), по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).    В процессе обучения учащихся выявляются запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. Выявляются ученики, которые, по сравнению с одноклассниками, отличаются особой замедленностью восприятия нового материала, например, информированностью представлений и понятий, связанных с пространственными и количественными отношениями, трудностями установления логических связей и взаимосвязей и т. п.    В ситуации, если ребёнок (или несколько детей), которому рекомендовано обучение по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, обучается интегрированно в условиях общеобразовательного класса, в этом случае ведётся отдельно журнал, в котором фиксируется прохождение программного материала и результативность обучения данного ребёнка. Учебно-тематический план составляется согласно программе и Базисного учебного плана.    Мы столкнулись с проблемой обучения детей VII и VIII вида три года назад и сейчас считаем, что накопили некоторый опыт работы с детьми в условиях общеобразовательной школы.    Возьмем 6 класс нашей школы, в котором обучаются три ученика по общеобразовательной программе, один ученик VII по той же общеобразовательной программе, но дифференцированно, три ученика VIII вида обучаются по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Мы ведем для этих детей отдельный журнал, в котором отражаем прохождение программного материала и результаты обучения. Наполняемость класса не большая – 7 человек, но трудно приходится на уроке с детьми разного уровня развития, а работать с детьми, хоть и VIII вида, надо. Пока дети VIII вида записывают в тетрадях  число, « классная работа», а делают они это медленно, мы с ребятами проверяем домашнее задание. В устную работу стараемся взять такие задания, чтобы и дети VIII вида работали и отвечали. Завели с ними справочники, куда они записывают правила,  и примеры на эти правила, потом по образцу они уже стараются выполнить задание из своего учебника. Во избежание переутомления чередуем виды деятельности учащихся на уроке.  Во время самостоятельной работы обычных учеников дети VIII вида работают у доски, что им очень нравится. В 6 классе дети VIII вида сидят не отдельно за партами, а вместе со своими друзьями, что создает свои трудности для работы, но хорошо, если дети спокойные, а у нас они «взрывные», все из детского дома, поэтому сидят так, как сели, чтобы не мешали, не кричали, не бегали. Дети охотно участвуют во всех мероприятиях, выступают на концертах, где и танцуют и поют. Но очень трудно за урок выдать две программы, учитель устает,  и дети VIII вида утомляются быстрее, чем обычные. В 9 классе такой ученик может встать, сказав, что устал, и выйдет из класса.    В 5 классе есть один ученик VIII вида, который может пол-урока играть, громко разговаривать сам с собой, встать, пройтись по классу, все это мешает вести урок.    Мы считаем, что нужно в школе создавать коррекционные группы и заниматься с ними индивидуально. В небольшие группы объединить нужно детей, у которых обнаружены одинаковые «пробелы» или сходные затруднения в учебной деятельности. Вот тогда и учителю будет легче работать, и результативность занятий будет видна. Коррекционная работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:    а) осуществление индивидуального подхода к детям;    б) предотвращение наступления утомления;    в) использование методов, с помощью которых можно максимально активировать познавательную деятельность детей;    г) проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности;    д) использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами.    

poshatovoshkola.ucoz.ru

Положение об обучении детей 8 вида. - Мои статьи - Каталог статей

Положение об обучении детей 8 вида.

 

1. Общие положения.

 1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона Р.Ф. « Об образовании», Типового положения « Об общеобразовательном учреждении для обучающихся воспитанников отклонениями в развитии. 1.2. Работа с детьми, имеющими рекомендации обучения в специальном коррекционных учреждениях 8 вида, в школе строится в соответствии с законом об образовании., Концепцией развития специального образования Читинской области в соответствии с принципами гуманизма, свободы развития личности и обеспечивают адаптивность и вариативность системы образования. 1.3. Содержание обучения направлено на восполнение недостатков предшествующего обучения и воспитания, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, преодоление негативных особенностей эмоционально – личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.

 2. Работа с детьми 8 вида.

2.1. Обучение детей 8 вида может осуществляться во всех образовательных учреждениях,1.1. имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по реализации специальных (коррекционных) программ и располагающих социально – подготовленными для данного вида деятельности кадрами, необходимым методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса, их социально – трудовой адаптации.

2.2. Работа с детьми 8 вида отражается в уставных документах и локальных актах образовательного учреждения ( уставе, образовательной программе, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя).

2.3. Работа с детьми 8 вида осуществляется в общеобразовательном учреждении в общеобразовательном классе.

2.4. Работа с детьми 8 вида строится после издания сдать руководителя на основании заключения областной медико - психолого - педагогической комиссии на каждого ребенка и осуществляется с согласия родителей (законных представителей) на основании заявлении.

2.5. В соответствии с заключением ПМПК образовательный процесс для детей 8 вида, с их согласия их родителей (законных представителей) может регламентироваться индивидуальными планами.

2.6. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам переводятся в следующий класс при условии освоения образовательной программы в соответствии с указанным планом. 

2.7. Обучающиеся 8 вида в целях реализации принципа интеграции и социальной адаптации должны включаться во все массовые общешкольные мероприятия, посещать факультативы и др. занятия, организуемые для учащихся обычных общеобразовательных классов.

2.8. Работа с детьми 8 вида организуется в первую смену, с организацией необходимых оздоровительных мероприятий, с соблюдением санитарных правил и норм.

3. Организация образовательного процесса.

3.1. Основными задачами обучения являются создание благоприятных условий для детей с нарушением интелекта в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно - психического здоровья; коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. 

3.2.  Содержание образования определяется образовательн ой программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся, принимаемой и реализуемой школой самостоятельно.

3.3.  Коррекционно - развивающий образовательный процесс регламентируется типовым БУП, адаптированным к особенностям психо - физического развития детей и согласованным с УО.

3.4.  Содержание образования определяется специальными учебными программами для работы с детьми 8 вида.

3.5.  Обучение организуется по спецмальным учебникам и учебным пособиям, рекомендованных Министерством образования.3.6.  Образовательный процесс с детьми 8 вида осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней образования:

1ступень - срок освоения 4-5 лет,

2 ступень - срок освоения 5 лет.

На 1 ступени осуществляется выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируется навыки учебной деятельности, самостоятельности.

На 2 ступени учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практичческую направленность и соответствующие их возможностям,навыки по различным профилям труда. Учащимся прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских.

3.7. Предельный возраст получения общего образования может быть увеличен.

3.8. В целях коррекции отклонений в развитии учащихся организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

3.9. Для учащихся, имеющие речевые нарушения, привлекаются специалисты, работающим на договорной основе.

3.10. Государственная ( итогговая ) аттестация обучающихся 8 вида проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состоянии их здоровья и в условиях, отвечающих особенностям и состоянию здоровья выпускников.

3.11. Учащиеся 8 вида могут быть освобождены от аттестации по сосотоянию здоровья в порядке, определенным Министерством образования РФ.

3.12. Для учащихся 8 вида обучение завершается государственной аттестацией по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практичческой работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изгготовления изделий.

3.13. Выпускники, успешно прошедшие аттестацию, получают свидетельство об окончании специального класса 8 вида образовательного учреждения, о чем их родители ( законные представители 0 уведомляются заранее.

3.14. Учащимся, обуччавшимся по индивидуальным учебным планам и не освоившим образовательную программу общего образования выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обуччения, прогграммы которых освоены.

4. Кадровое, материально - техническое и финансовое обеспеччение.

4.1. Образовательный процесс для детей 8 вида осуществляют педагоги, прошедшие специальную подготовку по коррекционной педагогике.

4.2. В случае необходимости для работы на основе дополнительных договоров привлекаются другие специалисты, не работающие в ОУ.

4.3. Педагогическим работникам устанавливается компенсирующая доплата, предусмотренная за работу с детьми с отклонениями в развитии.

 

shkolalubov.ucoz.ru

Методические рекомендации для организации обучения учащихся по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида в общеобразовательной школе

Методические рекомендации для организации обучения учащихся по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида в общеобразовательной школе В целях оказания психолого-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы общеобразовательной школы разработаны рекомендации, определяющие подходы к нормативно-правовому регулированию образовательной деятельности, организации учебного процесса, содержание и формы обучения обучающихся по программам специальной (коррекционной) школы восьмого вида. Нормативные документы муниципального и школьного уровня, посвященные организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы общеобразовательной школы

Для реализации права детей с особыми образовательными потребностями на получение специального образования на уровне управления образования администрации муниципального района и городского округа при выявлении таких учащихся должно быть разработано и утверждено «Положение об интегрированном обучении детей с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы общеобразовательной школы» (далее — положение), в котором предусмотрена надбавка к должностным окладам из надтарифного фонда оплаты труда педагогических работников.

В уставе образовательного учреждения должно быть закреплено право на ведение педагогической деятельности по программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида. В разделе устава «Основные характеристики образовательного процесса» в соответствии со статьей 50 п. 4 Закона РФ «Об образовании» необходимо указать, что в образовательном учреждении предусматривается разработка индивидуальных учебных планов и программ для обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы.

В приложении к лицензии указывается образовательная программа, по которой осуществляется обучение учащихся с особыми образовательными потребностями.

Для организации образовательного процесса с такими учащимися необходимо:

• наличие материально-технической базы для обеспечения учебного процесса по предметам «Социально-бытовая ориентировка», «Трудовое и профессиональное обучение» и для проведения ЛФК;

• специальное оборудование для кабинетов логопеда и психолога;

• наличие специальных учебников и учебно-методических пособий;

• регулярное проведение повышения квалификации учителей по программе коррекционно-развивающего обучения в объеме не менее 72 часов.

Образовательное учреждение имеет право выдавать документ государственного образца (свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса восьмого вида в общеобразовательной школе) при условии прохождения аттестации и наличии свидетельства о государственной аккредитации по данному виду программ.

Перевод учащихся на обучение по программе специальной (коррекционной) школы восьмого вида осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии областного, городского, районного и межрайонного уровня. Родители (законные представители) дают письменное согласие на обучение своего ребенка по специальной (коррекционной) программе восьмого вида.

С родителями обучающихся по специальной (коррекционной) программе восьмого вида заключается родительский договор об обязанностях и правах всех участников образовательного процесса. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения заключается договор (заявление) на проведение диагностического обследования и дальнейшего составления индивидуального психолого-педагогического маршрута.

Организация образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы

Для организации образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы в соответствии с региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) школ (приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005 № 57) разрабатывается индивидуальный учебный план, который утверждается директором школы и согласуется с ее учредителем. При этом обязательным является выполнение федерального и национально-регионального компонентов базисного учебного плана.

Учебные занятия проводятся по индивидуальному расписанию. Расписание уроков интегрируется в соответствии с индивидуальным учебным планом для учащегося с особыми образовательными потребностями. Например, вместо уроков физики, химии, иностранного языка в общеобразовательном классе для таких учащихся планируются уроки трудового обучения, которые проводятся по расписанию уроков технологии в другом общеобразовательном классе. Учащийся может приходить на урок технологии в другой класс и выполнять индивидуальное задание в соответствии со своей программой обучения.

Начиная с 7-го класса школе необходимо обеспечить профильное трудовое обучение и профессиональное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями. Выбор профилей осуществляется в соответствии с программой специальных (коррекционных) школ восьмого вида.

При совпадении предметов в расписании для учащихся с особыми образовательными потребностями содержание программного материала адаптируется в соответствии с программой специальных (коррекционных) школ восьмого вида. Коррекционные занятия (СБО, ритмика, развитие речи и ознакомление с окружающим) проводятся по индивидуальному графику до начала учебных занятий с классом возрастной нормы или после уроков.

Индивидуальные коррекционные занятия по коррекции недостатков устной и письменной речи, развитие психомоторных и сенсорных процессов, ЛФК проводятся за сеткой часов, после динамической паузы в режиме дня. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии со специально разработанным графиком их проведения.

Оценка знаний проводится в соответствии с методическими требованиями, предъявляемыми к учащимся специальных (коррекционных) школ восьмого вида. Критерии к оценке знаний, умений и навыков учащихся с особыми образовательными потребностями

По уровню обучаемости, проявляющейся в овладении знаниями, умениями и навыками по тем или иным предметам, учащиеся могут быть разделены на четыре типологические группы.

Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями, умениями и навыками. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

Третья группа учащихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида по всем предметам.

Четвертая группа характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счета и чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

Формы опроса учащихся в классе:

• письменный;

• устные ответы;

• работа по индивидуальным карточкам.

Индивидуальные коррекционные занятия и предметы коррекционной подготовки носят безоценочный характер. Качество усвоения их обучающимися осуществляется на основе диагностики в начале, середине и конце учебного года. Диагностику усвоения знаний, умений и навыков проводят педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

При отсутствии положительной динамики обучения и не менее двух неудовлетворительных оценок в конце учебного года ставится вопрос о направлении школьника на заседание психолого-медико-педагогической комиссии для уточнения диагноза и изменения уровня программы обучения.

К итоговой аттестации (экзамен по трудовому обучению) допускаются учащиеся, изучавшие трудовой профиль не менее двух лет.

Количественный показатель текущего, промежуточного и итогового контроля освоения программ по предметам учебного плана (отметки) выставляются в классном журнале обучающихся по программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида.

© Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2008

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org