Пользуясь этой методикой, вы сможете быстро и эффективно научить маленького ребёнка правильному написанию цифр. А освоив цифры можно учиться и написание букв и формированию красивого подчерка. Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена Развивающий мультики для детей «учимся писать цифры от 0-9»:
Каждая мама хочет гордиться своим чадом, поэтому старается научить его как можно большему. Навыки первой необходимости – чтение и письмо. Обучение дома письму повлияет в дальнейшем на успехи ребёнка в школе, на его почерк, поэтому следует подойти к этому обстоятельно. Подходящий возраст для обучения Не торопитесь сажать свое чадо за тетрадку, если оно только недавно научилось крепко держать в руке карандаш. Проблема многих современных родителей в том, что они видят в своих детях шанс показать и проявить себя. Ведь подрастающим вундеркиндом можно хвалиться перед знакомыми. Кто же, как не родители, углядел и развил его способности? Но торопиться в обучении категорически нельзя, равно как и запаздывать с этим. Прежде чем учить малыша писать цифры, нужно обучить его счёту до десяти. Обычно ребёнок усваивает это к пяти годам. В три-четыре года дети, как правило, непоседы. Их трудно усадить за какое-то занятие, они не концентрируют внимание на чём-то одном, не могут сосредоточиться. Если у ребёнка у самого не появилось желание научиться писать цифры, не стоит его заставлять. В конце концов, он выполнит задание по вашему требованию, но сделает это быстро, без особого энтузиазма, небрежно, лишь бы от него отвязались. Это будет началом формирования неразборчивого, некрасивого почерка.
Если вы всё-таки решили взяться за это дело (обучить самостоятельно ребёнка письменной грамоте), действуйте правильно. До пяти лет занимайтесь подготовкой, устной работой в игровой форме, а в пять-шесть малыш может уже начать пробовать свои силы в письме. Тем более что это как раз возраст для подготовки к школе. В ожидании чего-то нового и значимого ребёнок сам будет стараться как можно лучше подготовиться к этому этапу своей жизни. Чем полезно обучение? Результатом хорошего правильного обучения станет не только умение малыша выводить цифры:
Старайтесь развивать в крохе с малых лет желание именно научиться чему-то новому, а не просто выполнить ваше повеление. От того, как вы себя поведете, будет зависеть дальнейшее становление его саморазвития, самообразования и самоконтроля. Изучение цифр Изучать с крохой цифры можно разными способами – лишь бы только ему не было скучно. Вы всё время должны подпитывать его интерес к этой теме. Например, обратитесь к любимым мультгероям вашего малыша. Может, кто-то из них похож на какую-нибудь цифру. Или это будут герои книжки. Вообще апеллируйте к его воображению. Пусть подумает и расскажет, на что или на кого похожа, например, цифра 2. Если ему трудно, найдите сами подходящие иллюстрации и покажите. Возможно, это разбудит его фантазию. Используйте как можно чаще пословицы, поговорки, афоризмы, загадки, ребусы с изучаемыми цифрами. Рисуйте цифру в воздухе. Пусть ребёнок угадает её, а потом повторит. Рисовать также можно на песке, снегу, на муке или манке. Подготовьте фигурки в виде цифр (можно из картона) и дайте ребёнку в руки. Пусть он изучает их формы, очертания.
Запоминать цифры можно с помощью циферблата часов и календаря. Пусть находит числа, которые вы называете, или называет те, которые вы показываете. Можно числа связать с ежедневными действиями или важными событиями. Например, два часа дня – тихий час. 1 января – Новый год. Пусть ищет цифры везде и всегда, где бы вы ни находились: в магазине, в автобусе, в парке, дома или в гостях.
Можно дать задание выложить изученную цифру поручными средствами. Это может быть что угодно: счётные палочки, карандаши, пуговицы, игрушки и пр. Самое главное, заинтересуйте, увлеките малыша и не дайте ему скучать. И, конечно, выучите с ним счёт до десяти. Подготовка Прежде чем научить ребёнка правильно писать, надо развить мелкую моторику рук. А также объяснить, как правильно сидеть (осанку формировать нужно с раннего детства) и держать карандаш. Среди упражнений, развивающих мелкомоторную функцию, можно выделить следующие:
Перед тем, как дать написать ребёнку целую цифру, нужно, чтобы он потренировался в написании отдельных её элементов: чёрточек, крючков, кружков, овалов, полуовалов, палочек и т. д. Ребёнку нужно хорошо изучить клетку. Он должен знать все её границы, где находится центр, углы, середина каждого ребра. Также следует сразу разъяснить, что цифра должна остаться внутри клетки, не выходить за её пределы. Также необходимо поставить угол наклона, и чтобы дошколёнок его соблюдал. Для этого проведите отрезок из правого верхнего угла клетки к нижней границе, точнее, к её середине. Учиться писать предварительно следует по точкам. Пусть малыш обводит их в прописях, и на его глазах будет рождаться цифра. Это и хороший подготовительный этап, и, своего рода, положительное подкрепление. Кроха увидит, что число получается и порадуется своему успеху. Пошаговое объяснение правильного написания Малыш должен усвоить и запомнить то, что высота цифры равняется высоте клетки. Цифра заполняет собой большее пространство клетки. Часть цифры, которая выводится в правой части клетки, соприкасается с правым её пределом. Цифра 1 Ведем прямую линию от точки, находящейся немного над центром клетки, до правого верхнего угла. Не отрывая карандаша, рисуем ровную прямую черту практически до середины нижней границы. Конечная точка немного правее центра. Цифра 2 Сверху в правом секторе вырисовываем полуовал. Он занимает половинку правой верхней четверти клетки. Продолжая полуовал ведем прямую черту к середине нижней стороны. Из этой точки ведем извилистую линию к правому нижнему углу: закругляем вверх, вниз и снова вверх. Цифра 3 Проводим небольшой полуовал в верхнем секторе клетки справа, остановившись чуть правее центра. Закругленные части должны коснуться верхнего и правого ребра. Не прерываясь, рисуем точно такой же овал, только чуть больше верхнего. Конечная точка находится немного выше середины нижней границы клетки.
Для тренировки приобретите математические прописи. На одной строчке повторяйте одну цифру много раз. Можно купить трафарет и обводить по нему цифры. Главное, чтобы ребенок не потерял интерес к этому занятию. Занимайтесь каждый день минут по двадцать, чтобы был результат.
О том, как правильно писать цифры, смотрите в следующем видео.
С 3-4 летними детьми стараемся запомнить графический образ числа- цифру, чтобы обозначать количество посчитанных предметов. Как и с буквами, подключаем к решению проблемы все органы чувств: цифры лепим из пластилина, выгибаем из проволочек, проходим ножками, дорисовываем, сочиняем сказки и т.д. Обыгрываем и запоминаем форму цифр . Мне очень нравится, как хорошо работают сказки про форму цифр . В этом возрасте пальчики ещё только развиваются, поэтому учимся писать упрощённые цифры. Полезно использовать доску с мелом, рисование в манке или стирающийся маркер, чтобы можно было удалить ошибку. Удобно пособие «Нарисую и сотру» , листы которого лучше сразу заламинировать. Мы любим, когда у нас всё получается. Вместо ламинирования можно просто класть сверху листы плёнки для кодоскопа, старинные канцелярские пластиковые папки и мн. др. прозрачное. Замечательно, если найдётся копировальная бумага- это вообще чистое волшебство для детей:) Надо заметить, что эта упрощённая форма букв остаётся у иностранцев навсегда, например в латышском дошкольном учреждении мы учили писать двойку с прямым хвостиком и шестёрку с девяткой без хвостиков на американский манер. Учим стихи о цифрах, запоминаем на что похожа цифра, рассматриваем цифры «с глазками» Делаем шнуровки с цифрамиУчимся обводить и закрашивать, изучаем состав числа См. подробно в этом блоге «Изучаем цифры» поэтапно, с пособиями . На 15-минутных занятиях с детьми 5-7летнего возраста начинаем писать цифры с наклоном. Дети этого возраста видят цифры в целом, не разделяя их на элементы. Поэтому, и случаются нередкие искажения и цифровых элементов при письме. Чтобы избежать этого, при обучении письма цифр, важно уделять внимание анализу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных цифр. Ребенку необходимо помочь научиться определять «опорные» точки, с которых начинается письмо каждого составляющего элемента цифры, последовательность элементов и их расположение в клетке. Следует обратить внимание на то, что некоторые элементы в разных (например: «большая палочка» в цифрах 1 и 7, «волнистая линия» в цифрах 2, 5 и 7 и т.д.), а некоторые из них начинаются в одной и той же точке клетке (например: в цифрах 2 и 3, 9 и 0 и т.д.). Так и говорим: «начинаем писать тройку так же , как цифру два…» Большое значение при обучении письму цифр имеет определение правильного наклона. При письме в клетке наклон определяется отрезком, соединяющим правый верхний угол клетки с серединой её нижней стороны. Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать ребёнку её образец и проанализировать, из каких элементов состоит цифра (палочка, волнистая линия, овал, полуовал). Показ написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, где начинается линия, в каком направлении ведётся, где заканчивается, в каком месте ручка должна быть оторвана от бумаги и какой будет следующая линия. Первые цифры, написанные ребёнком самостоятельно, должны быть просмотрены взрослым, который делает необходимые замечания. Цифры наклоняются не вдруг, а после знакомства с клетками, графических диктантов-«путешествий по клеточкам». В начале каждого занятия мы, например, летели на самолётиках целую строчку по указаниям меня-диспетчера: три клеточки вправо, две вниз и т.д. Сначала по указанию, но заканчивали строчку уже самостоятельно, угадав узор. Устраивали физкультминутку «Самолётики»( и другие по теме графического диктанта): Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт . Правое крыло вперёд. Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре- Полетел наш самолёт. В большой клетке на доске начинали писать цифру. После графических диктантов и заданий в тетради мы уже хорошо представляем верхнюю, нижнюю часть, правую и левую сторону клетки. Отмечаем углы клетки точками и чёрточками серединки всех сторон. Отмечаем красными точками углы , в которые цифры не попадают никогда. Договариваемся, что все цифры начинаем писать в правом верхнем углу и отмечаем его, на первых порах, зелёным цветом. А в нижний правый угол попадает своим хвостиком одна только двойка- хулиганка. Презентация «Алгоритм написания цифр» Прописная цифра один (1)Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки. Живой учитель скажет всё это так: Сейчас мы научимся писать единицу по школьным правилам. А правила такие: 1) головка у всех цифр должна быть в правом углу клетки; 2) ножка цифры должна встать на середину нижней стороны клетки; 3) цифру начинаем писать с головы, ручку не отрываем до конца. Посмотрите на мою большую клетку на доске. Обведите в своих тетрадях клетку и поставьте точки, в тех уголках, где нельзя писать цифру( в левом верхнем, в левом нижнем, в правом нижнем) Покажите, куда должна стать ножка у цифры( отмечаем чёрточкой серединку нижней стороны клетки) Ведём остренькую головку цифры 1 в правый верхний угол, а потом ставим ножку на середину нижней стороны клетки. Ножка будет под наклоном. Сейчас я в ваших тетрадях красной ручкой напишу цифру 1. Вы её обведите и напишите ряд цифр. Между ними пропускайте по одной клетке, а чтобы не забыть ставьте в пропускаемых клетках точки. Но сначала скажите волшебные слова для ручки: Ручка, ручка, мы с тобой друзья! Плохо нам писать нельзя! Тому, кто дошёл до конца строчки на полях улыбнётся солнышко:) Прописная цифра два (2)Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию, ведя руку к правому нижнему углу клетки. Живой учитель: 1)Рисуем в правом верхнем углу клетки круглую головку; 2) Потом , не отрывая руки, ставим ножку на середину нижней стороны клетки; 3) Теперь пишем хвостик, приговаривая: вверх, вниз, вверх(~). На что похож хвостик? На гусеницу. Она не скачет, а еле ползёт. Гусеничка должна быть маленькой. Двойка- «хулиганка»: она единственная из цифр залезла в правый нижний угол клетки Здесь и далее быть живым учителем для ребёнка можно научиться у Р.М Хамидулиной «Подготовка к школе.Сценарии занятий» Прописная цифра три (3)Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз, немного не доводят до середины клетки и пишут нижний полуовал. Прописная цифра четыре (4)Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведут прямую линию почти к центру клетки, затем ведут палочку вправо и немного не доводят до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки. Прописная цифра пять (5)Начинают писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её почти до центра клетки. Затем пишут полуовал. Сверху от палочки пишут вправо волнистую линию. Прописная цифра шесть (6)Начинают писать полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут руку вниз. Закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки и ведут руку вверх. Затем закругляют линию влево немного выше центра клетки. Прописная цифра семь (7)Начинают писать волнистую линию немного ниже середины верхней стороны клетки и доводят её до правого верхнего угла клетки. Потом пишут большую палочку, доводя её почти до середины нижней стороны клетки, а затем перечёркивают её маленькой палочкой посередине. Прописная цифра восемь (8)Начинают писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх и вправо, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведут руку вниз, закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке. Прописная цифра девять (9)Начинают писать немного ниже правого верхнего угла клетки. В правом верхнем углу клетки линию закругляют и ведут руку вниз, к центру клетки. Здесь линию вновь закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем ведут руку вниз, закругляя у середины нижней стороны клетки. Прописная цифра ноль (0)Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала. Дидактические игры, прописи и всевозможные задания по возрастным группам( 3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет),которые мы выполняли в детском развивающем центре собраны в этом сообщении care-children.ru Как научить ребенка писать цифрыВ своем большинстве родители стараются обучить детей письму и счету еще до их поступления в школу. Задача это не самая простая, так как усидчивостью и сосредоточенностью малыши не отличаются. Тем не менее, регулярные занятия дают заметные результаты, и уже в 5−6 лет ребенок сможет самостоятельно распознавать и писать цифры. Подготовка к занятиям Как правило, к моменту изучению цифр дети уже умеют писать буквы, поэтому навык письма остается лишь закрепить. Не помешают легкие упражнения по разработке кистей и пальчиков. Это может быть лепка и рисование, пальчиковая гимнастика и строительство из конструктора. Следует заранее подготовить учебный материал. Прописи можно купить или распечатать на принтере — найти их в интернете самостоятельно не составит труда. Также необходимо приготовить несколько рабочих тетрадей и выбрать для ребенка шариковую ручку, которая будет удобно лежать в его ладошке. Кстати, можно купить красивую ручку с рисунком или декоративной фигуркой из любимого мультфильма — малыш проявит к ней интерес и с большим удовольствием вовлечется в процесс занятий. Кроме того, можно запастись пластилином, цветными карандашами, альбомами для рисования и красками. Иногда гораздо будет проще сначала научить ребенка рисовать и лепить цифры, а затем уже приступать к письму. Изучаем и запоминаем цифры Конечно же, красиво писать прописью цифры и буквы малыш сразу не сможет. Обучение следует проводить постепенно, начиная с простого знакомства ребенка с огромным миром цифр. Первое, что должен освоить ребенок, — это устный счет от 0 до 10. Тренируйтесь как можно чаще — дома можно считать конфеты, на улице — деревья, в магазине — покупателей. Еще один хороший метод запоминания цифр — это ассоциации. Во-первых, можно придумать для каждой цифры свой образ. Например, четверка похожа на перевернутый стул, восьмерка — на снеговика, ноль — на пончик. Во-вторых, с каждой цифрой можно связать какое-то событие. 1 — это время обеда, 3 — это количество человек в семье, 7 — это показ любимого мультфильма. После того, как устный счет не будет вызывать серьезных затруднений, можно заняться непосредственно занятиями по письму. Возраст ребенка при этом не играет большой роли — некоторые дети уже в 3−4 года различают цифры на письме. Среди наиболее эффективных методик можно выделить следующие:
Вырабатываем аккуратность цифр на письме Когда ребенок уже достаточно быстро рисует или пишет цифры, родители переходят к следующему этапу обучения — красивому выведению цифр на бумаге. Это очень важно, так как в школе учителя очень требовательно относятся к аккуратности письма детей. Поэтому лучше по возможности тренироваться дома. Кстати, многие родители проводят занятия по принципу «Учим ребенка красиво писать цифры и сами руку набиваем». Действительно, каллиграфическим почерком могут похвастаться не все взрослые, так что практика лишней точно не будет. Итак, несколько советов по проведению занятий:
Еще один вопрос, которым задаются некоторые родители, — как научить ребенка писать цифры прописью. Естественно, освоить этот навык смогут дети, которые уже хорошо знают буквы, так как им будет необходимо писать слова. Сложностей, в принципе, нет никаких. Главное, чтобы у ребенка установилась связь между цифрами, написанными в числовом выражении и прописью. Подробнее о технике можно прочитать в статье «Готовим руку ребенка к письму». www.rastishka.ru Как научиться писать красивые цифры в клеткахРуки в стороны - в полёт Отправляем самолёт.Правое крыло вперёд.Левое крыло вперёд.Раз, два, три, четыре-Полетел наш самолёт. В большой клетке на доске начинали писать цифру. После графических диктантов и заданий в тетради мы уже хорошо представляем верхнюю, нижнюю часть, правую и левую сторону клетки. Отмечаем углы клетки точками и чёрточками серединки всех сторон. Отмечаем красными точками углы , в которые цифры не попадают никогда. Договариваемся, что все цифры начинаем писать в правом верхнем углу и отмечаем его, на первых порах, зелёным цветом. А в нижний правый угол попадает своим хвостиком одна только двойка- хулиганка.Презентация "Алгоритм написания цифр" Прописная цифра один (1)Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.Живой учитель скажет всё это так: Сейчас мы научимся писать единицу по школьным правилам. А правила такие: 1) головка у всех цифр должна быть в правом углу клетки; 2) ножка цифры должна встать на середину нижней стороны клетки; 3) цифру начинаем писать с головы, ручку не отрываем до конца. Посмотрите на мою большую клетку на доске. Обведите в своих тетрадях клетку и поставьте точки, в тех уголках, где нельзя писать цифру( в левом верхнем, в левом нижнем, в правом нижнем) Покажите, куда должна стать ножка у цифры( отмечаем чёрточкой серединку нижней стороны клетки) Ведём остренькую головку цифры 1 в правый верхний угол, а потом ставим ножку на середину нижней стороны клетки. Ножка будет под наклоном. Сейчас я в ваших тетрадях красной ручкой напишу цифру 1. Вы её обведите и напишите ряд цифр. Между ними пропускайте по одной клетке, а чтобы не забыть ставьте в пропускаемых клетках точки. Но сначала скажите волшебные слова для ручки:Ручка, ручка, мы с тобой друзья!Плохо нам писать нельзя! Тому, кто дошёл до конца строчки на полях улыбнётся солнышко:) Прописная цифра два (2)Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию, ведя руку к правому нижнему углу клетки.Живой учитель: 1)Рисуем в правом верхнем углу клетки круглую головку; 2) Потом , не отрывая руки, ставим ножку на середину нижней стороны клетки; 3) Теперь пишем хвостик, приговаривая: вверх, вниз, вверх(~). На что похож хвостик? На гусеницу. Она не скачет, а еле ползёт. Гусеничка должна быть маленькой. Двойка- "хулиганка": она единственная из цифр залезла в правый нижний угол клеткиЗдесь и далее быть живым учителем для ребёнка можно научиться у Р.М Хамидулиной "Подготовка к школе.Сценарии занятий"Прописная цифра три (3)Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз, немного не доводят до середины клетки и пишут нижний полуовал.Прописная цифра четыре (4)Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведут прямую линию почти к центру клетки, затем ведут палочку вправо и немного не доводят до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки.Прописная цифра пять (5)Начинают писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её почти до центра клетки. Затем пишут полуовал. Сверху от палочки пишут вправо волнистую линию.Прописная цифра шесть (6)Начинают писать полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут руку вниз. Закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки и ведут руку вверх. Затем закругляют линию влево немного выше центра клетки.Прописная цифра семь (7)Начинают писать волнистую линию немного ниже середины верхней стороны клетки и доводят её до правого верхнего угла клетки. Потом пишут большую палочку, доводя её почти до середины нижней стороны клетки, а затем перечёркивают её маленькой палочкой посередине.Прописная цифра восемь (8)Начинают писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх и вправо, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведут руку вниз, закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке.Прописная цифра девять (9)Начинают писать немного ниже правого верхнего угла клетки. В правом верхнем углу клетки линию закругляют и ведут руку вниз, к центру клетки. Здесь линию вновь закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем ведут руку вниз, закругляя у середины нижней стороны клетки.Прописная цифра ноль (0)Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала.Дидактические игры, прописи и всевозможные задания по возрастным группам( 3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет),которые мы выполняли в детском развивающем центре собраны в этом сообщении bernudarzniece.blogspot.com |