«Давай, Мишенька, не стесняйся. Скажи «Привет!»», – говорит мама сыну, прячущемуся за ее ногами. Такую сцену можно наблюдать повсеместно: мать уговаривает стеснительного ребенка быть общительным, в то время как он закрывается еще больше. Застенчивость не является недостатком, она является свойством личности. Застенчивые люди, как правило, тихие и сдержанные, поскольку любят слушать и наблюдать за другими. Представьте себе, во что бы превратился мир, если бы у всех, кто любит поболтать, не оказалось внимательных слушателей. Многие люди отождествляют застенчивость с низкой самооценкой. Тем не менее большинство застенчивых людей имеют здоровую самооценку и яркое воображение, они чуткие (эмпатичные) и вдумчивые. Застенчивые дети со здоровой самооценкой способны устанавливать зрительный контакт, вежливы и, как правило, счастливы. Однако вы можете развить социальные навыки у своего стеснительного ребенка, используя приведенные ниже способы. 1. Не подталкивайте ребенка к общению. Застенчивый ребенок должен иметь возможность адаптироваться к обществу незнакомых людей в своем собственном темпе. Чем больше вы будете давить, тем больше он будет отступать в свою зону комфорта. 2. Подготовьте ребенка. Большинство застенчивых детей испытывает трудности в социальных ситуациях из-за тревоги и беспокойства, поэтому, для того чтобы оказать им помощь, постарайтесь подготовить их к предстоящему общению. Например, если вы ведете сына на день рождения к ребенку ваших знакомых, которого он еще не знает, вы могли бы устроить встречу с семьей именинника за день до предстоящего празднества, чтобы облегчить своему сыну процесс адаптации. Если ребенок знает, чего ожидать в предстоящей социальной ситуации, и ему знакомы будущие участники, скорее всего, он сможет успешно справиться со своей стеснительностью. 3. Определите ребенка в хороший детский садик/школу. Постарайтесь погрузить ребенка в среду, в которой он сможет гораздо больше общаться с детьми в индивидуальном порядке. Для этого желательно, чтобы в группе/классе было как можно меньше детей. Установите тесный контакт с воспитателями/учителями для решения возникающих проблем. 4. Посочувствуйте и поделитесь своим опытом. Все мы когда-либо чего-либо стеснялись. Расскажите ребенку о том, как вы преодолели застенчивость в определенной ситуации, и как это помогло вам стать более уверенными в общении. Скажите ребенку, что быть застенчивым нормально, но в то же время очень важно преодолевать свою застенчивость. 5. Установите с ребенком обратную связь. Если ваш ребенок набрался мужества поприветствовать кого-то, обязательно похвалите его смелость и сделанные усилия над собой. Пусть он знает, как вы рады этому, и как хорошо чувствовал себя тот человек, когда его приветствовали. С другой стороны, если ребенок растерялся в социальной ситуации, помогите ему проанализировать причины случившегося и обсудите план того, как избежать подобных проблем в будущем. 6. Помогите ребенку приобрести навыки общения. Иногда ребенку просто не хватает навыков для того, чтобы начать общаться или поддерживать общение. Вы можете подсказать ему, с какими словами и в какой манере лучше всего присоединиться к разговору. А еще лучше, станьте для ребенка примером для подражания. Помните о том, что дети практически во всем подражают своим родителям. Хотя бывает и так, что чрезмерная общительность папы или мамы непреднамеренно подавляет готовность ребенка к общению. Поэтому обратите внимание на свое поведение и скорректируйте его в зависимости от ситуации. 7. Не настаивайте на том, чтобы ребенок выступал перед незнакомыми людьми. Мы все гордимся своими детьми. Ваш ребенок может прекрасно играть на пианино, танцевать на пуантах или проникновенно декламировать стихи. И возможно, вы попытаетесь использовать эти умения, чтобы повысить уверенность ребенка в самом себе, предложив ему выступить перед аудиторией. К сожалению, застенчивые дети могут легко смутиться и просто убежать в другую комнату, оставив вас наедине с несостоявшимися поклонниками их талантов. Это нормально для застенчивых детей, поэтому уважайте их потребность в комфорте и обязательно спрашивайте у них согласия на публичные выступления. Пусть они знают о вашей просьбе заранее, чтобы у них было время на подготовку и адаптацию к данному сценарию. Застенчивость является проблемой, если она становится препятствием для развития вашего ребенка и делает его несчастным. Некоторые дети за маской застенчивости прячут другие нерешенные проблемы, такие как, например, глубоко укоренившуюся гневливость и другие. Такие дети не способны устанавливать зрительный контакт и имеют поведенческие проблемы. В этих случаях, возможно, придется вникать в те нерешенные проблемы, которые беспокоят вашего ребенка. Тем не менее, если стеснительность вашего ребенка просто является свойством его личности, примите особенности его природы. Он вряд ли станет чрезвычайно общительным человеком, но с вашей помощью сможет успешно развиваться, научится преодолевать проблемы коммуникации и его жизнь будет наполнена радостью и счастьем. Оцените публикациюРейтинг статьи: 3.71 из 5 на основе 7 оценок. Ссылки по теме: Вконтакт Google+ Развитие ребенка17.02.2017 childdevelop.ru
www.missus.ru Долой застенчивость - как помочь ребенку побороть стеснительность?Что такое застенчивость?Застенчивость можно определить как склонность человека в присутствии других людей испытывать чувство неловкости и скованности, боязливости и нерешительности. Она начинает формироваться в дошкольном возрасте. Застенчивость, как и любое качество, имеет степени проявления. Она полезна, ведь она помогает нам соблюдать «рамки», контролировать себя. Дети тоже застенчивы в разной степени: один — только при первом контакте, другой — только со взрослыми, а третий — если нужно выступать перед «публикой». Но тотальные проявления застенчивости — уже серьезная помеха. Помочь ребенку, не разобравшись в причинах возникновения застенчивости, будет невозможно. От чего же зависит, станет ли ребенок застенчивым или нет? Причины застенчивостиПервая предпосылка застенчивости, внутренняя, — это темперамент, врожденные свойства работы нервной системы, неизменяемые, как цвет кожи или форма носа. Сейчас получены научные данные [Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.] о том, что застенчивость имеет физиологические предпосылки. Больше подвержены развитию застенчивости меланхолики — представители «слабого» типа темперамента, который характеризуется неуравновешенностью реакций, склонностью к «застреванию» на негативных переживаниях. Второй в «группе риска» — темперамент флегматичный, уравновешенный, сильный, но малоподвижный по скорости психических процессов. Опыт неуспешности переживается дольше и сильнее. А вот сангвиники и холерики бывают стеснительными реже. Вторая предпосылка застенчивости, внешняя, — это стиль, в котором воспитывают ребенка. Иначе говоря, как родители общаются с ним, а также тот пример, который они подают ему, общаясь с другими. Именно в этом общении ребенок получает опыт неуспешности, снижается его самооценка и ощущение собственной значимости для окружающих. Не менее важен опыт, который он получает — не только в семье, но и в социальном мире. Для чувствительного ребенка, внутренне предрасположенного к стеснительности, даже нескольких эпизодов неудачного общения может быть достаточно для закрепления позиции «лучше буду в стороне». Застенчивость у детейЗастенчивых детей отличает повышенная чувствительность к оценке окружающих. Правда, вы уже где-то это слышали? Да-да, то же, что и с агрессивностью, и с обидчивостью! И снова общее: и в этом случае существует большой разрыв между тем, как ребенок оценивает себя, и тем, как, по его мнению, его оценивают окружающие. У застенчивых детей вполне высокая самооценка (а вовсе не заниженная, как принято думать). Но при этом им не хватает социальной смелости, и они боятся показать себя неумелыми или попасть в ситуацию, где будут выглядеть глупо. Им кажется, что окружающие постоянно их оценивают, но при этом хотят сохранить свое личностное пространство в неприкосновенности. Важно то, что стеснительность — определенная защитная реакция. С этой точки зрения ее роль вполне позитивна: она не дает наступить «перегрузке», вовремя закрывая «клапан». Результат — ребенок отказывается от общения, которое для него более затратно, чем реакция избегания. Мини-тест: Насколько застенчив Ваш ребенокПрочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, то выберите тот вариант, который проявляется чаще.
Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема застенчивости. Вы можете помочь! Как помочь ребенку побороть стеснительность?Застенчивость — качество, над которым можно работать. С возрастом стеснительных людей становится все меньше, да и сами проявления застенчивости мягче и реже. Хотя, конечно, они не уходят совсем. Но и в застенчивости есть потенциал! У этих людей небольшой, но очень крепкий круг общения. Они ценят каждого человека в нем, и для них на самом деле «дружба — понятие круглосуточное». Вступив в брак, они верны своему партнеру, стараются поддерживать и оберегать свой брак. И на работе они верны своей организации, основывая ее «костяк». Таким образом, то, что могло мешать общению, становится как раз его основой! Но только в том случае, если сильные проявления застенчивости преодолены. А в этом вы вполне способны помочь. 1. Не навешивайте ярлык. Не спешите говорить «он застенчивый», особенно при ребенке. Он привыкнет думать о себе именно так, и изменить ситуацию будет непросто! 2. Позитивное самовосприятие и чувство значимости. Ребенок должен быть уверен, что очень важен для вас. Спрашивайте его мнение, советуйтесь, внимательно выслушивайте рассуждения. 3. Не отмахивайтесь от небольших достижений — рисунка или поделки, которую он принес вам показать, историй из жизни в саду и школе, где он чувствовал себя победителем. 4. Поддерживайте его самоуважение. Уважение родителей — основа самоуважения ребенка. Относитесь бережно и с почтением к нему самому и его желаниям, потребностям, чувствам. 5. Учите «отреагировать» обиды. Застенчивость поддерживается гнетом накопившихся обид. Если научить ребенка не хранить их внутри, многое изменится. Он должен знать, что вы всегда будете готовы его выслушать. А еще обиду можно нарисовать, вылепить, прокричать в подушку. 6. Учите его сотрудничеству с другими. Застенчивые люди не способны к сотрудничеству, а лишь к тому, чтобы «приклеиться». С самых малых лет учите ребенка договариваться с другими, находить общие решения, а не избегать общения. 7. Хвалите больше, критикуйте меньше. Основа крепкой самооценки закладывается путем позитивного подкрепления. Хвалите больше, отмечая самые небольшие достижения. Хвалите за действия, за активность. А вот критикуйте осторожно и не забывайте опираться при этом на его сильные качества. 8. Поощряйте активность. Дайте возможность ребенку действовать самостоятельно и принимать решения. Вы потом можете обсудить, была ли его стратегия удачна. Но позвольте ему получить опыт, пусть и негативный. Формируйте спокойное отношение к ошибкам: на них учатся и от них никто не застрахован. 5psy.ru Застенчивые дети: причины и рекомендацииПоговорите по душамЛюбой ребенок мечтает откровенно разговаривать с родителями. Когда папа или мама рассказывают случаи из своей жизни, как они прошли через те или иные трудности, вера ребенка в себя укрепляется. Расскажите своему чаду, как вы смогли справиться с неловкостью и зажатостью (наверняка хоть раз в жизни у любого человека бывают подобные ситуации).Ребенок должен чувствовать вашу поддержку – скажите, что вы понимаете его страх и неуверенность, нежелание куда-то идти и с кем-то общаться, что вы сами иногда ощущаете нечто подобное. Своими разговорами вы также должны мотивировать малыша к общению. Покажите все преимущества общения. Например, скажите, что если ребенок переступит через свою робость и заговорит с детьми на площадке, то он сможет найти новых друзей.Второе направление откровенного разговора – постараться разговорить самого ребенка. Чаще поощряйте его рассказывать о его делах, делиться эмоциями. Если ребенок будет раскрывать свой внутренний мир, рассказывать о своих чувствах дома, то это поможет ему раскрепоститься и за его пределами.evrikak.ru Как помочь застенчивому ребенку? Советы психологаЕлена Мишина. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения.Издательство Питер, 2012 г. Неожиданно интересная, весьма познавательная книжица о застенчивости детей. Есть такое правило: прежде чем спорить, нужно разобраться с определениями. Чтобы не случилось фехтование фразами, противоположными по смыслу. Застенчивость тоже частенько путают - со скромностью, например. Или с яркими проявлениями интроверсии, когда ребенок не мир под себя подстраивает, а пытается подстроиться под мир, и будет делать это всю жизнь. Вполне естественные индивидуальные качества интроверта: наблюдательность, склонность к самоанализу, осторожность в выборе друзей, нелюбовь к шумным местам. Застенчивость – это другое. Книга поможет разобраться, что именно. Здесь кроется распространенная ловушка для родителей и педагогов: застенчивые дети считаются удобными. Они неконфликтны, не лезут «куда не следует», не кричат, не спорят. Застенчивый ребенок приравнивается к послушному, и все взрослые с облегчением вздыхают и хвастают своим замечательным тихоней перед родителями «невоспитанных» детей. А педагоги ставят его в пример… Застенчивые дети, как правило, менее активны. Физическая подвижность всегда мешает процессу обучения. Но если направить ее в нужное русло и заинтересовать ученика, то из непоседы получится вполне приличный хорошист. Зато застенчивому ребенку жизненно необходимо повышать физическую активность – это позволит ему снять психологическое напряжение и раскрепоститься. Застенчивые дети бесконфликтны. С застенчивым ребенком никогда не возникнет конфликтных ситуаций. Он – интроверт. Его эмоции направлены внутрь, он никогда не покажет злости, негодования и тем более не станет перечить взрослому. Такое положение дел устраивает многих учителей и воспитателей. Правда, есть одно «но». Внешнее несогласие с чем-либо вызывает внутренний конфликт между «я» ребенка и происходящим. Однако эта дисгармония мало волнует лжепедагогов, которые уверены в авторитетности мнения взрослого человека. Застенчивые дети беспрекословно выполняют задания. Еще больше подкупает учителей-диктаторов безоговорочное выполнение команд. Незастенчивый ребенок найдет тысячу отговорок для бездействия, в то время как застенчивый молчаливо согласится с заданным. Разве это не удобно: без лишних слов получить желаемое. И пусть полученный результат не всегда соответствует правильному варианту ответа, зато педагог сэкономил время и нервы. Из этой информации вытекает важный вывод: если вы чувствуете, что ваш ребенок – застенчивый, не ограждайте его от общества и физической активности. Это очень распространенная ошибка: раз ребенок прячется от жестокого мира, его хочется защитить… часто таких детей не определяют в детсад, не водят на шумные мероприятия, и кружки подыскивают «для ума», а не для тела. Ребенка ведут по жизни бережно, как хрупкое растение, но в случае застенчивости такое воспитание во вред. В книге проводятся причины застенчивости с анализом ситуаций. Здесь же тренинги, пальчиковые, физические и мимические игры специально для повышения уверенности в себе. В общем-то, почти вся книга представляет собой сборник психологических игр. Следующий раздел книги – классификация детства по Марии Монтессори о сензитивных периодах развития. Любая мама замечает, что ее ребенок в определенные периоды становится «особенно умным» и начинает много понимать, впитывать и делать трезвые, подкрепленные новым уровнем развития выводы. Начиная с 3 лет, у ребенка зарождается осознанная боязнь чужих людей. Задача взрослых – не воспитать у ребенка страх незнакомого человека, а развить умение дистанционного общения. Дети не должны дичиться новых знакомых, но говорить с ними откровенно ребенок не обязан. Застенчивость в этом случае может возникнуть из-за неправильного формирования самосознания ребенка, когда ему сложно отделить свое «я» от «я» близкого человека, например мамы. Он до такой степени привязан к матери, что боится заговорить, когда ее нет рядом. Нередко застенчивость формируется у детей, родители которых чрезмерно пугают их незнакомыми людьми, к примеру, глупыми сказочными персонажами Бабаем, Букой и пр. А вот еще один не совсем сказочный герой, но также наводящий ужас на всех детей в группе моего ребенка - злой милиционер с клеткой, который придет к ребенку, если тот не будет слушаться. Вот это точно страшно. Непрофессионализм педагога налицо! Сначала у ребенка формируется страх, потом скрытность и замкнутость (лучше я смолчу, а то посадят в клетку!), а как следствие – застенчивость. Воспитывать в ребенке чувство страха глупо, а вот развить понимание того, что можно, а что нельзя, просто необходимо. К сожалению, в нашей стране запугивание детей – в традициях, им злоупотребляют до сих пор, особенно бабушки, педагоги, врачи старой закалки. Взрослые расписываются в собственной беспомощности: проще пригрозить, чем объяснить. Книга небольшая, в ней мало авторского текста, больше практических занятий для тех, кто хочет заниматься с ребенком дома во благо искоренения застенчивости, особенно перед школой или поступлением в детский сад. Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978545900719 www.u-mama.ru |