Задержка моторного развития или задержка двигательных функций опорно-двигательной системы малыша - это особенность развития, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени.
Конечно, не стоит бить тревогу, если младенец начинает переворачиваться не в 3, а в 4 месяца. То, во сколько произойдет тот или иной «прорыв» в жизни маленького человека, во многом зависит от наследственности, интенсивности занятий, наконец, строения его тела. Но есть очевидные «отклонения», заметив которые родителям необходимо немедленно проконсультироваться с педиатром.
Давайте разберемся, что и в каком возрасте должен уметь делать ваш малыш?
Сосательный рефлекс
Сосание груди - самый первый и, пожалуй, самый важный навык младенца. По тому, как он это делает, можно многое сказать о самом ребенке, в худшем случае заподозрить что-то неладное. Маму должны насторожить причмокивание или чавканье во время сосания, задержка дыхания, одышка со стоном, срыгивание после каждого кормления в количестве более 2-х чайных ложек, трещины на сосках, частые лактостазы, предпочтение одной груди. Все это - признаки неправильного захвата груди. Помните, что верное обращение ребенка с грудью напрямую влияет на его гармоничное и своевременное развитие. Если малыш захватывает грудь плохо, это обязательно скажется на пищеварении ребенка, прибавке в весе, повышенном газообразовании. А отсюда возникают и «материнские» проблемы: от трещин на сосках до лактостаза.
Я за тобой наблюдаю…
В возрасте месяца вы уже можете определить еще один немаловажный навык малыша: способность следить за предметом. Обратите внимание на то, как он это делает - долго ли смотрит на него, отводит ли глазки в сторону, отдает ли предпочтение при этом обеим сторонам или только одной? В последнем случае можно говорить о застрявшем шейном позвонке, не позволяющем ребенку полноценно осматривать окружающий мир.
Смотреть сверху вниз
В 2 месяца кроха начинает удерживать головку, причем, уже не только на животике, но и в вертикальном положении. То есть если малыша взять «столбиком», он свободно сможет крутить головкой по сторонам и не будет ее запрокидывать. Этот навык дает понять, что в шее нет никакого напряжения, ничто не мешает малышу развиваться дальше. Нередко случается, что ребенок «овладевает» этим навыком раньше, где-то в первый месяц жизни. Родители гордятся данным фактом, а зря. Умение подолгу удерживать головку в таком возрасте говорит вовсе не о раннем развитии, а о сильном тонусе мышц шеи и спины, что в свою очередь сопровождается повышением внутричерепного давления, а соответственно, плохим засыпанием и быстрой утомляемостью.
Лежать тоже нужно уметь
С 2 до 3 месяцев ребеночек должен научиться правильно лежать на животике. «Правильно» означает, что его головка часто находится в вертикальном положении, а значит, он может вращать ею и следить по сторонам. Ручки малыша в этот момент опираются на локотки и предплечья. Ребенок может даже перебирать игрушки, находящиеся прямо перед ним. Такое положение способствует развитию мелкой моторики. А опираясь на предплечья, малыш активирует речевой центр мозга, что в дальнейшем поможет ему правильно, хорошо и вовремя научиться говорить.
Очень часто в подобной позе детки поджимают один или сразу оба локотка к животику, либо заводят их за спину. В результате малышам становится трудно удерживать голову, они начинают капризничать. Родители решают, что ребенку неудобно и, вместо того чтобы научить его правильному положению тела, попросту избегают столь важную позу.
Дорогие родители, если у вашего ребенка наблюдается дискомфорт при нахождении в позе «на животике», это говорит о наличии блока, либо о напряжении в шее или плечевом поясе. Если его вовремя не устранить, ручкам ребенка будет сложно полноценно развиваться и своевременно осваивать окружающее пространство. Последствия могут заключаться в неовладении самыми простыми навыками, такими, например, как выставление рук вперед во время падения!
Полный «переворот»
С 3-х до 4-х месяцев большинство детей осваивают переворот со спинки на живот. Правильно это выглядит следующим образом: ребеночек сначала подтягивает ножки к животику, иногда хватая их руками, затем заваливается на бочок, еще больше группируется, ложится на личико и перекатывается на животик. В новом положении он растягивается и с интересом разглядывает все по сторонам.
Классические ошибки: некоторые малыши, прежде чем перевернуться, делают толчок пяткой, выпячивают животик вверх и переваливаются им в сторону поворота. Подобное движение усиливает изгиб поясницы, что в свою очередь способно повлиять на будущую осанку и правильную установку ножек.
Поворот - это очень сложное упражнение на координацию. Если кроха выполняет его правильно, последующие навыки будут осваиваться им значительно быстрее.
Туда-обратно
Поворот с живота на спину в норме осуществляется в 5 месяцев. Тут тоже есть свои этапы. Многим деткам очень сложно разобраться с ручками: «куда же их деть, чтобы перевернуться?»
Правильный переворот предполагает, что малыш выпрямляет ножку с той стороны, куда хочет повернуться, локоток той же ручки смещает под животик и перекатывается на бочок, а затем на спинку. Иногда ребенок просто собирается в клубок таким образом, что ручки и ножки оказываются собраны под животиком. Из этого положения ему тоже несложно перекатиться на бочок и спину.
Если в процессе выполнения этого непростого «упражнения» малыш не знает, куда деть руки, он чаще всего отставляет локоток в бок или пытается завести руку через бок за спину. В результате он сам себе выстраивает препятствие, которое оказывается практически не под силу преодолеть. Подобная ситуация говорит о том, что у крохи есть проблемы со своевременным развитием мышц рук и верхнего грудного отдела, что может негативно сказаться и на освоении последующих навыков.
Усвоив оба вида поворотов, малыш может начать перекатываться, таким образом достигая нужных ему предметов - некий аналог ползания.
Достигая предметы
Настоящее «ползание» начинается в 6 месяцев, хотя подготовку к нему родители могут заметить уже в три месяца от роду. Этот навык приобретается в несколько этапов. Сначала ребенок, лежа на животике, подтягивает под себя ножки и приподнимает попу вверх, при этом личико остается лежать на поверхности. Порой можно наблюдать, как кроха даже проползает на лице какое-то расстояние вперед. Второй этап: малыш, лежа на животике, поднимается на прямых ручках, его грудь отрывается от поверхности, а попа остается лежать. Это немного напоминает отжимание. Первый и второй этапы могут чередоваться. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет соединить их воедино и встать на четвереньки. Если раньше малыш научился неправильно переворачиваться со спины на живот, ему будет очень сложно сгруппировать ручки с ножками.
Правильное положение позы «на четвереньках» предполагает, что кроха опирается на коленки и полностью раскрытые ладошки. Раскрытая ладонь напрямую влияет на баланс тела ребенка и, опять же, на развитие мелкой моторики.
После того, как малыш научился вставать на четвереньки, он начинает раскачиваться вперед и назад, плюхается, «распадается» и снова начинает все сначала. Когда навык совершенствуется, ребенок добавляет перекрестные шаги. А это в свою очередь развивает симметричную работу обоих полушарий головного мозга. Уровень глаз ребенка становится выше поверхности опоры примерно на 1/3 роста малыша. Благодаря этому в головном мозге начинают активироваться зоны, отвечающие за координацию и пространственное мышление.
Некоторые дети ползают по-пластунски. Хотя считается, что это просто один из видов ползания, стоит отметить, что данное положение способствует сохранению рук в кулачках, из-за чего мышцы спинки задействуются больше, чем мышцы животика. В результате усиливается тонус задней группы мышц.
Учимся сидеть
Многие родители ждут не дождутся, «когда же мой малыш сядет?»
Обратите внимание, детки начинают присаживаться из положения «четверенек», а не из положения «лежа на спине». Поэтому если у малыша нет навыка ползания, то сесть ему очень и очень сложно.
Чтобы сесть, ребеночек начинает ползти назад, подворачивает одну ножку под попу и садится, либо переворачивается и ползет в другую сторону. Говорить о том, что ребенок сидит или «готов сесть» можно только тогда, когда он отрывает обе ручки от опоры и сидит так 30 секунд и более.
Некоторые дети способны сидеть достаточно продолжительное время, если их посадили, но сами не садятся! Чаще они лежат и малоподвижны. Подобная ситуации говорит о том, что ребенку сложно разобраться с координацией собственного тела. С ним необходимо заниматься, развивая в первую очередь навык ползания.
Когда ребенок сидит, уровень его глаз уже находится чуть больше ½ роста малыша от поверхности опоры. А значит, крохе необходимо снова осваивать еще незнакомое пространство.
В полный рост
Примерно к 7-9 месяцам дети созревают для того, чтобы встать у опоры. Если остальные навыки уже хорошо освоены ребенком, он сможет встать достаточно быстро и легко.
Предметом гордости родителей становится факт того, что их малыш встает в кроватке. Со стороны этот процесс выглядит следующим образом: ребенка сажают в кроватку и отходят, а кроха берется ручонками за бортик, пяточками упирается в решетку, подтягивается и встает из положения сидя. С точки зрения свободы движения, это не совсем правильно. В такой ситуации у малыша во «вставании» совсем не участвуют ножки. Как правило, эти детки либо совсем не ползают, либо ползают по-пластунски.
Техника правильного «вставания» предполагает, что малыш будет подниматься из положения «четверенек». Выглядит это так: малыш подползает к опоре, хватается за нее ручками, переставляет их выше, затем подтягивает ножки и выставляет одну ножку вперед, на стопу. Дальше он перераспределяет вес тела на эту ножку и начинает выпрямляться, подтягивая вторую ножку и ставя ее на стопу. В конце он равномерно распределяет вес на обе ножки - стоит! Такое упражнение подключает мышечные цепи ходьбы: все люди ходят вперед, ставя ноги по очереди прямо перед собой.
Усвоив вставание у опоры, малыш начинает присаживаться на «корточки» и вставать обратно, тем самым отрабатывая навык «вставание с места». Тут же ребенок учится перемещаться вдоль опоры приставным шагом. Обратите внимание, что приставной шаг формирует речевые зоны мозга.
Подъем!
Считается нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев (у недоношенных детей сроки могут быть увеличены до 1 года 6 месяцев). Но перед тем, как пойти, малышу нужно научиться вставать с места. Для этого ему необходимы все предыдущие навыки, приобретенные за прошедшее от рождения время: навык ползания вперед и назад, вставание у опоры, приседание на «корточки» и обратно.
Со стороны «вставание с места» в идеале выглядит следующим образом: малыш на «четвереньках» подтягивает одну, а затем вторую ножки, ставит их на стопы, усаживается на «четвереньки», отрывает ручки от поверхности опоры и выпрямляется. Ура, малыш стоит! Отсюда до первых шагов проходит, обычно, совсем немного времени: интерес к познанию мира очень велик, желание добраться до нужного предмета быстро перебарывает страх падения.
Ходить тоже нужно правильно
К сожалению, многие детки ходят на цыпочках. При таком положении стопы ребенка неравномерно распределяют весовую нагрузку, малышу не хватает достаточной площади опоры. Человеку обязательно необходимо задействовать пятки во время ходьбы. Если этого не происходит, основная нагрузка оказывается на коленных и тазобедренных суставах. Но задние мышечные цепи развиты сильнее. Ребенок сам не сможет справиться с нагрузкой и начнет подстраиваться. В результате, мышцы малыша будут оставаться в том же напряжении, начнут растягиваться и неадекватно выполнять свою функцию. Неправильное осуществление на начальном этапе навыка ходьбы может существенно отразиться на здоровье человека в будущем.
Стимулированию ходьбы на цыпочках способствует «ведение» детей за ручку, когда малыш вынужден высоко поднимать руки вверх. В этот момент выключается работа мышечных цепей ходьбы, ребенок тянется за мамой и вынужден подниматься на цыпочки.
Для правильного стимулирования навыка ходьбы необходимо, чтобы кроха опирался на ножки, а руки находились у него на уровне груди. Если вам обязательно держать его при этом за руку, наклонитесь так, чтобы ребенку было комфортно и не было необходимости задирать ручки вверх.
Звенья одной цепи
Двигательная активность очень важна для детей. Она помогает ребенку развиваться гармонично и быть здоровым. Вы можете заметить, что все навыки как части пирамидки: стоит одной детали выпасть, и фигура лишится одного из своих опорных звеньев.
Если вы обратили внимание, что ваш малыш что-то делает неправильно или не вовремя, стоит обратиться к специалисту. Из моего опыта общения с родителями скажу, что далеко не все мамы и папы могут адекватно и должным образом оценить способности своего ребенка. Безусловно, каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему собственному внутреннему «плану-графику». Но если у него появились проблемы, необходимо разобраться в них их и оказать посильную помощь. Это чем-то сродни косоглазию или плоскостопию - если выявить их в раннем возрасте, то можно обойтись гимнастикой, а вот если запустить, может потребоваться серьезная медицинская помощь!
Задержкой моторного развития занимаются детские массажисты и остеопаты. Существуют различные методики работы в данной области. Поскольку причиной задержки моторного развития в большинстве случаев является родовая травма (родовые микросмещения костей черепа и шейных позвонков), моя задача, как остеопата, заключается в обнаружении наиболее важных микросмещений и их устранении. Обычно организм ребенка быстро реагирует на мягкие и безболезненные техники, и застрявшая или зажатая область расслабляется. Как следствие, малыш начинает быстро «догонять» своих сверстников.
С высоты своего опыта могу сказать, что дети всегда отвечают «взаимностью»: буквально через 2-3 занятия начинают самостоятельно переворачиваться, учатся правильно ползать или вставать. Ведь этим малышам требуется всего лишь немного направить организм к здоровью и балансу. Вместе с крохой мы активируем мышцы, которые раньше не работали и расслабляем перегруженные. У детей уходят напряжение, утомление и болезненность. На их место приходят расслабление, спокойствие и комфорт.
Каждой маме для своего ребенка хочется здоровья, счастья и радости. Но порой для этого необходимо приложить усилия, вовремя распознав опасность и предотвратив ее последствия. Наблюдайте за своим малышом, делайте гимнастику, учитесь основным навыкам. Но если что-то вам покажется странным, не медлите обратиться к специалистам.
Здоровья вам и вашим детям!
техника упражнения подъем переворотwww.babyblog.ru
В этой статье:
Появление ребенка в семье — огромная радость, долгожданное событие и волнение. Совсем маленький и совершенно беспомощный малыш становится главным человеком в доме, за развитием которого наблюдают родители и близкие родственники.
В первые дни после рождения кроха практически ничего не умеет, но он быстро адаптируется к условиям окружающего мира, осваивая новые навыки. Сначала младенец начинает держать голову, чуть позже учится переворачиваться, а потом сидеть, стоять и наконец ходить.
Совершенно нормально, что родителей волнует, насколько планомерным является моторное развитие малыша. Они могут наблюдать за крохой, фиксировать его новые достижения, сравнивать их с таблицами, где указаны помесячные нормы двигательных навыков до года. Но нужно понимать, что окончательное заключение о том, насколько правильно протекает моторное развитие и присутствует ли его задержка, сможет сделать только специалист.
Освоение новых движений у ребенка происходит постепенно, так, как это было предопределено природой. Малыш не может научиться сидеть до того, как он научится уверенно держать голову, стоять – до того, как научиться сидеть, и так далее. Скорость овладения новыми зависит от многих причин:
Ниже поговорим о нормах, которые являются определяющими для успешного моторного развития малыша. Анализируя эти нормы, родители могут наблюдать за развитием своего ребенка, фиксируя изменения, чтобы определить возможную задержку моторного развития.
Первый месяц в жизни малыша — период, от которого не стоит ждать слишком многого. В это время кроха только учится жить в новых для него условиях. Он отвыкает от того положения, в котором долгое время пребывал в утробе матери, постепенно избавляется от гипертонуса мышц конечностей.
Яркие изменения начинаются только ближе к концу первого месяца. У крохи становятся более сильными мышцы шеи, поэтому он удерживает голову в положении «столбиком» и пробует это делать в положении на животе. Родители должны понимать, что для того, чтобы шейные мышцы быстрее окрепли, малыша нужно почаще выкладывать на живот, несмотря на то, что это положение в первые недели жизни не приносит ему удовольствия.
На втором месяце жизни моторное развитие крохи характеризуется достаточно крепкими шейными мышцами. В положении на животе кроха на втором месяце жизни уже уверенно удерживает голову и даже смотрит по сторонам.
Гипертонус мышц конечностей практически проходит в начале второго месяца и исчезает полностью к его окончанию. Если взять малыша под мышки, можно будет увидеть, что он упирается в опору ногами, не сгибая их в коленях.
У детей в этот период совершенствуются хватательные движения, они способны удерживать в ладошках предметы до нескольких секунд.
В три месяца мышцы шеи у ребенка окончательно окрепнут. Малыш спокойно держит голову в любом положении, а лежа на животе пробует опираться на руки и предплечья, осматривая все, что происходит вокруг. Если выложить кроху на твердую поверхность, он будет отталкиваться ногами, совершая первые попытки ползти. Естественно, если все происходит именно так, ни о какой задержке развития не стоит волноваться.
Четвертый месяц жизни характеризуется заметным скачком в моторном развитии малыша. Движения крохи становятся сознательными, улучшается их координация. Малыш удерживает предметы в руках, меняет положение тела по собственному желанию, приподнимается на предплечьях, делая попытку сесть.
В пять месяцев моторное развитие малыша продолжает совершенствоваться. Кроха переворачивается с живота на спину и назад, держит игрушку и играет ей, с удовольствием лежит подолгу на животе, поднимаясь на локтях. Именно в пять месяцев многие дети изъявляют желание сесть. Врачи не рекомендуют потакать им в этом, ведь в пять месяцев мышцы спины еще недостаточно крепкие, чтобы выдержать такое испытание.
Шестимесячный малыш старается увидеть, услышать, потрогать все, к чему имеет доступ. Кроха наотрез отказывается лежать и даже сидеть подолгу не хочет. Ему гораздо интереснее вместе с родителями исследовать окружающее пространство и ползать. В этот период моторное развитие переходит на новый уровень, и очень важно, чтобы родители это понимали и не ограничивали двигательную активность крохи.
Для шестимесячного ребенка продолжительное пребывание в кроватке или в манеже — серьезное испытание. Малыш мечтает о том, чтобы его спускали на пол, разрешали ему исследовать содержимое шкафов, корзины с игрушками. Так он знакомится с миром, и нельзя ему в этом препятствовать. В шесть месяцев кроха уже может перекладывать предметы и игрушки из руки в руку, пробует шагать, если его поддерживать под мышки.
Первые полгода для самого малыша и его семьи были непростыми и ответственными. Далее моторное развитие будет происходить так же активно, но уже без особых сложностей. В первые 6 месяцев у крохи развиваются базовые навыки, и дальше ему остается их совершенствовать, радуя родителей новыми сюрпризами.
Седьмой месяц — новый этап в развитии малыша. Кроха уже умеет вставать на четвереньки и уверенно ползает, вставая на колени. Если удерживать его под мышки, он постарается не только шагать, но и прыгать, уверенно и с задором отталкиваясь от поверхности.
В восемь месяцев кроха умеет сам садиться, подниматься, ложиться, словом, становится в отношении моторного развития более самостоятельным. Малыш удерживается за бортики кроватки и подолгу стоит, пробует делать первые шаги. Но самое интересное — это игровые навыки. Малыш понимает, что предметами и игрушками можно манипулировать. Он ими стучит, кидает, перекладывает их.
Если все идет по плану и задержка моторного развития отсутствует, то к девяти месяцам ребенок уже будет пытаться ходить. Первые попытки будут наивны и неуклюжи. Кроха не сможет сразу сделать шагов без поддержки взрослых, но очень скоро у него это получится. Улучшается и мелкая моторика рук ребенка: он совершает целый ряд действий с предметами и игрушками, использует пинцетный захват.
Второй триместр второго полугодия малыша характеризуется совершенствованием движений. Малыш уже умеет ходить, сначала удерживаясь за опору, а потом и самостоятельно, хотя и не так уверенно, как хотелось бы родителям. Самые координированные и смелые к годику уже умеют преодолевать несколько ступеней и небольшие препятствия.
В этот же период малыши учатся осваивать предметы мебели: залезают на стул, стол, кресла, диваны, откуда не могут спуститься самостоятельно. Важно, что все действия малышей становится сознательными и более тонкими. Кроха уже умеет закрывать, открывать, вставлять, переставлять, собирать игрушки и предметы. Он играет кубиками, вкладышами, крупной мозаикой, пирамидкой. В год малыши очень активны и любознательны, нуждаются в повышенном и деликатном контроле взрослых.
Выше были описаны нормы моторного развития ребенка в период до года. Если кроха незначительно отстает или опережает сроки, то в этом нет ничего страшного, ведь речь идет об индивидуальном графике развития.
Однако, есть основания полагать, что у ребенка наблюдаются отклонения в моторном развитии, стоит обратиться за консультацией к педиатру. Ниже рассмотрим причины и симптомы задержки моторного развития у детей первого года жизни.
Естественно, что на график освоения ребенком новых навыков влияет ряд причин, среди которых особенно веская — это генетическая предрасположенность. Тем не менее педиатры выделяют причины, которые являются основными в случае отклонений в моторном развитии. Речь идет о следующих факторах:
Задержка в моторном развитии малыша до года определяется по следующим признакам:
Также родителей должен насторожить тот факт, что к 12 месяцам малыш не может делать ни одного шага даже с поддержкой, не интересуется игрушками, имеет низкий уровень познавательной деятельности.
С раннего возраста дети находятся под наблюдением врачей, поэтому чаще всего обнаружить какие-либо заболевания получается на ранних этапах развития. Сразу после появления на свет у крохи берут кровь для анализа на наличие генетических заболеваний, его оценивают по шкале Апгар, после чего особенно активно наблюдают за ним в течение первого года жизни.
В случаях, если родители сильно обеспокоены отставанием в моторном развитии и врачи это беспокойство разделяют, может быть назначено обследование с УЗИ головного мозга для выявления возможных поражений.
В заключение отметим, что задержка моторного развития у детей до года возможна даже в семьях, где родители вели и ведут здоровый образ жизни, обеспечивают малышу должный уход, соблюдают режим питания, сна, отдыха.
От сознательности родителей, их наблюдательности и заинтересованности может зависеть своевременная диагностика нарушений. Но это не означает, что стоит паниковать, если малыш сел на несколько недель или даже месяцев позже. Проконсультироваться с педиатром стоит, но только для того, чтобы исключить возможные проблемы. Лечение назначают только в крайних случаях, когда диагноз «задержка моторного развития» подтверждается.
rebenkoved.ru
В этой статье:
Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств. Поэтому развитие детей так отличается, как и сами дети друг от друга. При этом само развитие имеет некоторые принятые нормы, отклонение от которых пугает родителей.
Иногда опасения напрасны и безосновательны, в чем взволнованную маму может убедить любой опытный врач. Но бывают случаи, когда у ребенка действительно наблюдается задержка моторного развития. Как его распознать? Из чего состоит данный комплекс нарушений? Каким образом проявляется? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы прямо сейчас. И если вы действительно убедитесь в своих подозрениях, незамедлительно отправляйтесь с крохой на консультацию к специалисту!
В первые месяцы жизни ребенка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения. Сама задержка моторного развития проявляется у детей позже – в течение первых лет жизни.
Чем раньше родители заметят отклонения, тем больше вероятность того, что терпеливые и регулярные занятия с ребенком позволят добиться положительных результатов и частично или даже полностью избавиться от недуга. Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений.Когда можно говорить о существовании у ребенка задержки моторного развития? Когда к определенному времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше.
Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить о наблюдении ведущему педиатру или семейному врачу.
Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, это не есть нормально. Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу. Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать элементарных и доступных остальным действий.
Для задержки физического и умственного развития детей сегодня существует масса причин. Это и инфекции, которыми могла переболеть мама в период беременности, и употребление алкоголя, а также других вредных веществ во время вынашивания крохи. Причиной задержки моторного развития, и не только моторного, могут стать родовые травмы, вредное производство или неблагоприятная домашняя обстановка во время беременности.
Чем могут помочь врачи при наличии нарушений? Какие советы и рекомендации дать? Все зависит от каждого отдельного случая. Задача родителей – во всем следовать рекомендациям, не отклоняясь ни на шаг! Ведь это может помочь ребенку достичь положительного результата в борьбе с недугом.
Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены.
Мышечная дистония может привести к появлению задержки моторного развития или к двигательным нарушениям. Сосудистые препараты и витаминные комплексы, выписанные доктором, могут предупредить эту проблему или избавить от нее.Нарушение мышечного тонуса может появиться в результате большого количества проблем, большинство из которых возникает преимущественно в центральной нервной системе – головном и спинном мозге. Они способствуют появлению гипоксии, во время которой организм малыша испытывает недостаток кислорода и ишемию.
Кстати последняя является нарушением кровоснабжения тканей всего тела, которое также ведет к гипоксии. И если вспомнить, как каждый из нас чувствует себя в душном помещении, при нехватке кислорода, нам станет предельно ясно, что именно испытывает организм и органы ребенка. Именно этими понятиями оперирует врач, подбирая курс лечения для ребенка, у которого выявлена задержка моторного развития.
Кроме сосудистых препаратов, витаминов и витаминных комплексов, доктор, скорее всего, назначит массаж, а также физиотерапевтические, водные процедуры, воздушные ванны, лечебную гимнастику.
Невропатолог и педиатр должны регулярно осматривать ребенка, что позволит им следить за динамикой лечения. В сложных случаях может даже быть назначено УЗИ головного мозга.
Неправильно оценивать способности одного ребенка относительно способностей другого, особенно на ранних стадиях развития. Да, один ребенок может сидеть уже в пять месяцев, а другой сядет только к семи. А ведь в данной ситуации мама огорчается, вот только напрасно.
Дело в том, что моторные навыки у детей преимущественно зависят от особенностей организма и развития отделов головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за равновесие и осанку. То есть пока структура мышц у ребенка не изменится должным образом, он будет не в состоянии выполнять желаемые мамой действия. И здесь для нетерпеливых родителей таится большая опасность, так как нельзя вынуждать ребенка выполнять ряд действий при неокрепшем скелете и мышцах. Таким образом ребенку можно только навредить. Ведь никто не раскрывает бутон розы раньше времени? Вот так и малышу надо дать время, чтобы он, как цветок, самостоятельно раскрылся.
Все, что в этом случае могут сделать родители, – это направить свои усилия на создания оптимальных условий. Так цветку нужны солнце и полив, а ребенку внимание, забота, массаж, физические упражнения соответственно возрасту и т.д.
А вот когда мозг маленького человека и его тело достигнут необходимого уровня развития, малыш сядет, возьмет в руки игрушки, поползет и пойдет. И зависит это не только от физического развития крохи, но и от генетики, здоровья родителей, наличия наследственных заболеваний, предрасположенности к хроническим недугам, от перенесенных мамой заболеваний и стрессовых ситуаций во время беременности, кормления ребенка грудью и образа жизни родителей. То есть причин много, а результат один – задержка моторного развития.
Заложенная в ребенке программа моторного развития, унаследованная от близких, сама продиктует, во сколько кроха должен начать держать голову, сидеть, ходить, говорить… Нет никаких доказательств того, что рано научившиеся ходить дети потом становятся спортсменами или танцорами или более успешно учатся в школе, чем те дети, у которых эти навыки включились позже. Поэтому повода переживать нет!
Это только график развития моторных навыков, который выработался на протяжении многих поколений. Отклонения от него не означают, что это непременно задержка в моторном развитии ребенка. Однако если указанные признаки сильно отличаются во временном промежутке, то это повод обратиться к врачу и вместе с ним найти причину отставания ребенка в овладении необходимыми навыками.
Дело в том, что доктор лучше неопытных родителей определит причину отсутствия у ребенка в определенном возрасте необходимых навыков. Во-первых, он незаинтересованное и не подверженное панике лицо. Во-вторых, он может оценить ситуацию со стороны и быстро выявить первопричину.
Задержка моторного развития детей может развиваться по причине болезни, которую трудно обнаружить не только родителям, но и врачам. Существуют заболевания со скрытым характером течения, без явных признаков проявления. То есть родители могут даже и не подозревать, что ребенок серьезно болен. А все дело в том, что многие заболевания имеют схожую симптоматику, и только врач может поставить точный диагноз и выявить причину отклонения в развитии, назначив ряд анализов и исследований соответственно своим подозрениям и предположениям.
В некоторых случаях детям назначается даже УЗИ мозга или МРТ. При этом некоторые исследования могут быть проведены только для того, чтобы успокоить чрезмерно взволнованную маму, начитавшуюся форумов и наслушавшуюся подруг «по песочнице».
Что делать при подозрении на задержку моторного развития у ребенка? Успокоиться и обратиться за консультацией к специалисту. Ни в коем случае не надо заниматься самолечением и тем более прибегать к народной медицине. Если нарушения есть, то справиться с ними смогут только специалисты, а от вас требуется выполнение всех рекомендаций и вера в собственные силы и силы ребенка. Будьте здоровы и не болейте!
rebenkoved.ru
В этой статье:
Пока дети маленькие, родители мечтают о том, чтобы они поскорее научились сначала держать голову, потом переворачиваться, сидеть, стоять и ходить. Особенно родители желают ускорить процесс моторного развития малыша, наблюдая за тем, какими темпами развиваются дети их друзей, знакомых, соседей.
На самом деле темпы моторного развития у детей в каждом случае индивидуальны и во многом связаны с готовностью организма к переменам, в частности определенных отделов головного мозга, ответственных за это.
Нужно понимать, что даже нормальная работа головного мозга не станет гарантией того, что моторное развитие ребенка будет протекать без сбоев, если его мышцы не будут готовы к изменениям. Не изменяющаяся вовремя структура мышц может привести к неспособности ребенка удерживать вес собственного тела для осуществления основных движений.
С чем может быть связана задержка моторного развития детей? Чаще всего проблема заложена на генетическом уровне или же является следствием проблем со здоровьем у родителей малыша до его зачатия, заболеваний у матери во время беременности, перенесенных инфекций как матери, так и ребенка, вредных привычек у родителей в период зачатия крохи.
Сможет ли малыш ходить в девять месяцев или в год и три, будет ли в его случае иметь место задержка моторики? Все зависит от того, какой будет унаследованная им программа моторного развития. Если кроха рано научился сидеть, то, скорее всего, и другие навыки он освоит своевременно или даже раньше срока.
При этом не стоит думать, что задержка моторного развития у малышей — это приговор. По сути, не так важно, начнет малыш ходить в 10 или в 15 месяцев. На дальнейшем его будущем в качестве спортивной звезды, танцора или просто успешного здорового человека это может никак не сказаться.В первый месяц после рождения у малыша сохраняется повышенный тонус мышц, что ограничивает его движения. Нормально работают только те мышцы, которые отвечают за жизненно необходимые функции. В конце первого месяца развитие мышечной массы происходит особенно активно, но неравномерно.
Быстрее всех укрепляются шейные мышцы, так как они отвечают за способность крохи удерживать голову. Примерно к началу второго месяца малыш сможет достаточно уверенно держать голову в вертикальном положении и несколько секунд в положении лежа. Регулярное выкладывание малыша на живот поспособствует укреплению мышц шеи. Важно, чтобы кроха лежал на твердой ровной поверхности перед кормлением не менее одной минуты.
За мышцами шеи последует укрепление мышц туловища, рук и ног. Чтобы избежать задержки моторного развития, необходимо сделать все для того, чтобы ребенок чувствовал свободу движений, не был скован пеленками или одеждой. Ограниченная двигательная активность негативным образом сказывается на развитии ребенка, совершенствовании координации его движений.
К двум месяцам малыш уже уверенно и долго держит голову в вертикальном положении, умеет поворачивать ее, отслеживая движущиеся предметы и источники звука. А спустя еще месяц кроха начинает радовать родителей развитием комплекса оживления, который характеризуется беспорядочными движениями конечностей, агуканьем и улыбкой. Такие движения ребенок совершает, когда видит близких ему людей или любимую игрушку. С трех месяцев над кроваткой малыша можно закреплять игрушки, до которых он может дотянуться рукой.
Во время выкладывания трехмесячного крохи на живот он уже не просто удерживает голову, но и опирается на предплечья. Начиная с четырех месяцев малыш уверенно держит голову, опирается на локти в положении на животе, пробует самостоятельно переворачиваться, при поддержке под руки упирается ногами в поверхность кровати.
В пять месяцев малыши в положении на животе уже опираются на ладони вытянутых рук, поднимают тело и спокойно переворачиваются на живот и на спину, с поддержкой умеют делать шаги, держат игрушки в руках и берут их самостоятельно.
В 6 месяцев малыш становится более активным в действиях. Он самостоятельно берет игрушки, которые его интересуют, умеет ползать, пробует сидеть.
Небольшие отклонения не могут свидетельствовать о том, что у ребенка задержка моторного развития. Такой диагноз сможет поставить только врач.Во втором полугодии движения ребенка становятся более точными и координированными. В 7 месяцев кроха уже не просто машет игрушкой – он осознанно перекладывает ее из одной руки в другую, целенаправленно стучит ей о стену, кроватку, наблюдая за эффектом. В 7 месяцев моторное развитие позволяет малышу ползать и даже стоять с поддержкой.
Сидеть к 8 месяцам умеют практически все малыши. Поэтому родителям не стоит думать о том, что у шести-семимесячного ребенка, который все еще не готов сесть, задержка моторного развития. Стоит подождать, пока мышечный корсет крохи будет готов к новым нагрузкам, не стимулируя этот процесс и не рискуя его здоровьем.
Только в том случае, когда он будет сам к этому готов, малыш начнет садиться, удерживаясь за кроватку или за руки. В 8 месяцев детки уже умеют не только сидеть, но и самостоятельно ложиться, вставать, стоять, удерживаясь за бортик кроватки – естественно, если им не поставлен диагноз «задержка моторного развития».
В 9 месяцев малыши спокойно стоят, удерживаясь за опору, делают первые шаги при поддержке, умеют залезать на предметы мебели небольшой высоты, становятся более гибкими и ловкими. Любимое положение для игр малышей — сидя, с игрушками в ближайшей зоне доступа.
Многие родители считают, что стимулировать навыки ходьбы у ребенка смогут ходунки. На самом деле ходунки не тот предмет, который поможет малышу научиться быстрее ходить. Они ограничивают движения крохи, а ограниченная двигательная активность и задержка моторного развития имеют тесную связь.В 10 месяцев кроха уже умет наклоняться и поднимать с пола игрушки, сохраняя равновесие, вставать на четвереньки и ползать, открывать и закрывать емкости и ящики, вкладывать предметы один в один.
К 11 месяцам ребенок умеет стоять и даже делать шаги с поддержкой. Многие малыши в этом возрасте пытаются осилить ступеньки, поднимаясь и спускаясь по ним доступными им способами, забираются и спускаются с дивана, играют с пирамидкой и кубиками, с удовольствием рвут бумагу.
В годик малыш уже уверенно стоит на ногах, спускается и поднимается по ступенькам, удерживаясь за стену или перила, умеет удерживать нетяжелые предметы двумя руками. Любимое занятие детей в этом возрасте — исследовать содержимое шкафов, коробок, корзин и принимать участие в играх с мячом.
Годовалый малыш очень активный, он исследует окружающий мир, передвигаясь по доступным ему местам. Вспоминая о том, что ограничение двигательной активности может стать причиной задержки моторики, родители должны заранее позаботиться о том, чтобы территория, где будет играть малыш, не таила в себе опасностей. Именно такой подход будет правильным: не ограничение движения крохи, а удаление из зоны его действий опасных предметов.
Выше приведены нормы моторного развития детей в первый год жизни, но они не могут считаться единственно правильными, а всего лишь указывают на примерный график развития.
Если развитие моторной активности малыша не укладывается в упомянутый график, то можно посоветоваться с педиатром, но только лишь для того, чтобы исключить возможность задержки. Вполне возможно, и даже вероятнее всего, что ребенок просто развивается по собственному сценарию и обязательно догонит сверстников несколькими месяцами позже.Когда же все-таки стоит говорить о задержке моторного развития у детей? Существует ряд признаков, которые могут указывать на наличие некоторых проблем. Родителям стоит обратить внимание на следующие проявления, наблюдая за развитием детей:
Все эти признаки могут свидетельствовать о разных степенях задержки моторного развития. Своевременная их диагностика поможет повлиять на процесс развития крохи, внести в него коррективы в соответствии с рекомендациями детского врача.
rebenkoved.ru
Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!
Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ:
Схему утащила с официального сайта ВОЗ.
Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу. Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша. Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:
Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа. На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!». Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам. Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!
Насчет актовегина, приведу классический пример с моего излюбленного форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:
Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин. Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки. На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили). Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать!!!???
Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка?Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.Элькар и пантокальцин — бред.Электрофорез — экспонат музея истории медицины.Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.
Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?
Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:
И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения 😉 :
В завершение хочется пожелать терпения всем мамам, чьи малыши медленно развиваются, а малышам поменьше ненужных вмешательств в естественный ход развития!
Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:
mamazanuda.ru
Опубликовано: 24 мая 2012 в 07:02
Появление малыша на свет – это праздник, за которым неизменно следуют ежедневные заботы и хлопоты, потребность в обучении, чтобы ухаживать за крохой, волнение за его здоровье. Родители в семье вынуждены изменить свой привычный уклад жизни, каждый день и час наблюдая за ребенком. Самый напряженный — первый год жизни чада, когда все внимание мамы устремлено на то, научился ли он чему-то за один день, неделю, месяц.
Особенности моторного развития
Когда малыши еще совсем крошки, родители хотят, чтобы они скорее подросли, начали сидеть, ползать, бегать. Порой это становится настоящим соревнованием с ребенком, который проживает по соседству. Однако моторные навыки у малышей по большей части зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, отвечающих за равновесие и осанку. И даже если все они работают, ребенок не сможет сидеть или двигаться в то время, как структура мышц не изменится достаточным образом для удержания веса тела и выполнения требуемой для передвижения работы. Кроха начнет сидеть, хватать игрушки, ползать и ходить только тогда, когда его мозг и тело достигнет необходимого развития. А это запрограммировано на уровне генетики, а также зависит от здоровья мамы и папы до зачатия, семейной предрасположенности к различным заболеваниям, хронических заболеваний мамы до беременности, острых инфекционных болезней во время вынашивания, употребления алкоголя и курения.
Начнет ли малыш ходить в 8 месяцев и 5 дней или в 10 месяцев и 7 дней, будет зависеть от программы моторного развития, унаследованной им. Если сидеть он начнет рано, это говорит о том, что он рано приобретет и прочие навыки. Но нет доказательств того, что дети, которые начали рано ходить, с большей вероятностью будут спортсменами или танцорами, чем малыши, научившиеся ходить поздно, как и того, что дети, рано научившиеся ползать и ходить, преуспеют в школе, в отличие от тех, у кого эти навыки проявятся позже.
Закономерности моторного развития
На первом месяце жизни у крохи еще сохраняется присущий периоду развития внутри утробы повышенный тонус сгибательных мышц, поэтому его движения ограниченны. Действуют лишь мышцы, которые обслуживают важнейшие жизненные функции. Мышцы начинают быстро развиваться с первого месяца, но это происходит постепенно. Первыми становятся функционально зрелыми мышцы шеи. В начале второго месяца жизни малыш приподнимает на короткое время головку, лежа на животе. Чтобы укрепить мышцы в это время, нужно выкладывать ребенка на живот несколько раз в день, на ровную твердую поверхность, постепенно увеличивая продолжительность выкладывания.
После мышц шеи развиваются мышцы конечностей и туловища, поэтому младенцу понадобится свободная одежда, не сковывающая движений. Если дети лишены возможности активно двигаться, они будут развиваться хуже, с трудом вырабатывая координацию движения. В 2 месяца кроха будет несколько минут держать голову, поворачивая ее в стороны. К 3-м месяцам у детей появляется комплекс оживления – хаотичные, активные движения ручками и ножками в ответ на обращение мамы. Так ребенок будет пытаться захватить игрушку, поэтому ее нужно подвешивать так, чтобы карапуз смог дотянуться до нее рукой.
При выкладывании на живот на этом этапе малыш приподнимает голову и верх туловища, делая упор на предплечья. 4-ый месяц — кроха может поднимать головку из положения на спине, приподниматься, пытается сменить положение тела, поворачиваясь со спины на бок. С пятого месяца ребенок приподнимает туловище, лежа на животике и опираясь на ладони, поворачивается со спины на животик, переступает ногами с поддержкой за туловище, берет игрушки. 6-й месяц дарит крохе свободу действий: он начинает ползать, чтобы достать игрушку, что способствует быстрому развитию мышц спины, влияет на осанку, улучшается кровообращение. Поэтому родители должны поощрять эти полезные действия и помогать малышу ползать.
Со 2-го полугодия у карапуза повышается целесообразность и точность моторики. К 7 месяцам он перекладывает игрушки из руки в руку, стучит игрушкой о разные предметы, хорошо ползает, может стоять при поддержке. Умением отлично сидеть дети овладевают к 8–ми месяцам. Поэтому стимулировать их раньше не уместно, а к тому же это и вредно, поскольку неокрепшие мышцы плохо держат позвоночник, и он искривляется. Только самостоятельные попытки крохи сесть или встать, поддерживаясь за кроватку, говорят о необходимой крепости мышц. К 8 месяцам ребенок сможет лечь, при необходимости встать, ухватившись за кроватку, дать ручку. На девятом месяце малыш умеет хорошо стоять с опорой, переступать при поддержке за ручки, залезать на предметы, становится ловким, поворачивает корпус во время игры. Что касается ходунков, ими лучше не пользоваться, так как когда малыш устает передвигаться или сидеть в них, он не способен опуститься, лечь или поползти. При ходьбе в ходунках кроха наклоняется вперед, что вредно для позвоночника и освоения вертикального положения. 10-й месяц – карапуз нагибается, при игре становится на колени, придерживаясь рукой, переходит от предмета к предмету, открывает и закрывает коробочки, вкладывает предмет в предмет. В 11 месяцев малыш долго стоит и ходит при поддержке за руку, начинает забираться по ступенькам наверх, пытается сползти на животике с дивана. Он играет пирамидкой, коробочками, рвет и комкает бумагу. В годик малыш может прочно стоять на ногах, ходить, взбираться на ступеньки, несет двумя руками предметы. Он любит заполнять ящики, бросать игрушки, тянуть их за собой. Свобода перемещения такого малыша опасна, он может контактировать с горячими и колющими предметами, что приводит к травмам, ожогам, попаданию мелких предметов в нос, рот, дыхательные пути. Годовалого ребенка не стоит выпускать из поля зрения, ведь его двигательные возможности могут привести к несчастному случаю.
Приведенный график развития малыша только указывает на порядок, в котором должны развиваться моторные навыки. Но если ваш кроха по своему моторному развитию и поведению отличается от остальных деток, это вовсе не значит, что он отстает в развитии. У него могут быть свои индивидуальные периоды развития. Но если к конкретному возрасту у него не сформировались соответствующие моторные навыки и функции, речь идет о задержке развития моторики этого ребенка.
Признаки задержки развития моторики
Для определения нарушения в моторном развитии ребенка, нужно знать эти признаки нарушений моторики, которые появляются еще до формирования умения сидеть, ходить, ползать, играть с игрушками. Обратите внимание педиатра, если:
www.psyportal.net
Ребенок начнет хватать игрушки, сидеть, ползать, ходить только тогда, когда его тело и мозг достигнут определенного развития. Все это зависит от:
На 2 месяце жизни ребенок приподнимает головку, но на короткое время и в положении на животике. Для укрепления мышц в этот период следует выкладывать на живот ребенка по несколько раз в день на ровную поверхность. Постепенно время выкладывания необходимо увеличивать. После шейных, начинают развиваться мышцы туловища и конечностей. Малыша в этот период не нужно одевать плотно, ему необходимо больше движений. Если сделать наоборот, то ребенку в последующем будет сложно вырабатывать двигательную координацию. В 2 месяца малыш держит головку уже несколько минут, смотря по сторонам.
В 3 месяца у ребенка начинается оживление – он активно и хаотично двигает ручками и ножками на обращения мамы. Малыш захватывает игрушки, для чего ему подвешивают их так, чтобы он мог дотягиваться к ним руками. При положении на животике ребеночек, опираясь на предплечья, приподнимает верх туловище и головку.
На 4 месяце малыш, лежа на спине, поднимает головку, делает попытки сменить положение тела, приподнимается и переворачивается на бок со спины.
На 5 месяце он может приподнимать тело, находясь на животе и опираясь на ладошки, переворачивается на животик со спины, берет игрушку и при поддержке за туловище может переступать ножками.
6 месяц для малыша ознаменовывается свободой движений. Он начинает ползать для того чтобы добраться до игрушки – это хорошо развивает спинные мышцы, улучшает кровообращение и осанку.
Начиная с 7 месяца, ребенок берет игрушки и перекладывает их с одной руки в другую, стучит ими по разным предметам, прекрасно ползает и может хорошо стоять при поддержке взрослых.
Хорошо сидеть ребенок начинает к 8 месяцу, поэтому стимулировать его делать это на более ранних месяцах не стоит, так как это может ему навредить. Неокрепшие мышцы не могут держать хорошо позвоночник, что способно привести к его искривлению. Только когда малыш сам делает попытки сесть или встать, показывает, что его мышцы достигли необходимой крепости.
В 8 месяцев малыш может сам ложиться, ухватившись за что-нибудь вставать, давать ручку.
9 месяц характеризуется способностью ребенка твердо стоять с опорой, залезать на предметы, переступать, придерживаясь ручками, он набирается ловкости, а при игре поворачивает корпус тела.
На 10 месяце малыш при игре с поддержкой становится на колени, нагибается, может переходить от одного предмета к другому, закрывать и открывать коробочки, вкладывать предмет в предмет. В 11 месяцев он забирается вверх по ступенькам, долго стоит и ходит при поддержке, играет активно с предметами и бумагой.
В годик ребенок на ногах стоит прочно, хорошо ходит, может носить предмет двумя ручками. В такой период необходимо следить внимательно за малышом, поскольку его двигательные движения могут привести к несчастным случаям, так как он активно контактирует с окружающим пространством.
Вышеописанная последовательность показывает, каким является порядок развития моторных навыков. Когда малыш по поведению и моторному развитию отличается от других детей, это не говорит о том, что он отстал в развитии. Помимо стандартного графика развития, каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности. Однако, когда он к определенному возрасту не имеет сформировавшихся моторных функций и навыков, то это считается задержкой развития моторики малыша.
Следует сообщить педиатру в случае, если ребенок:
xn----9sbajxbnz2l.xn--p1ai