Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о том, как отучить ребенка щипаться. В этой статье вы узнаете о причинах, провоцирующих карапуза на такое поведение и о методах воспитания с толком и без урона психике.
Если вы задаетесь вопросом, почему ребенок кусается и щипается, ответ таков: действия карапуза могут быть спровоцированы следующими факторами:
В свое время и мой сын щипался. Правда, длилось это совсем недолго. Поначалу было проявлением интереса, потом я заметила, что он иногда стал пощипывать свою тетю (она старше его на 5 лет). Пришлось поговорить с сыном по душам, объяснить, что он неправильно поступает. Предложила ему поставить себя на место человека, которого щипают, ему это не понравилось. Так мы и перестали щипаться.
Родителям необходимо знать, в каких ситуациях самое время бить тревогу и спешить на прием к психологу:
Если ваш ребенок щипается, что делать в подобной ситуации становится главным интересующим вопросом.
Теперь вы знаете, почему ребенок щипается, и что может толкать его на такое поведение. Ваша задача не паниковать и не принимать все слишком близко к сердцу. Главное успокоиться самим и утихомирить малыша. Каждый родитель способен решить сложившуюся проблему, а при необходимости обратиться к психологу. Многие детки перерастают такой период и ведут себя вполне приемлемо.
zdorovyemalisha.ru
Уже неоднократно сталкивалась с подобными проблемами у моих знакомых. Нашу семью сия учесть пока миновала. ТТТ.
Но информация никогда не бывает лишней!
Ребенок кусается Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание и щипание. Обычно период кусания начинается, когда ребёнку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.
Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 года до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная. Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире. От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!». Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности. Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей. Таким образом кусание в возрасте младше 3 лет — это вполне нормальное явление. Конечно же молча наблюдать за тем, как ребенок кусается нельзя. Обычно твердо сказанное «Нет» и строгое выражение лица помогают отбить у детей желание кусаться. Более подробно о том, что делать, если ребёнок кусается читайте советы психолога ниже. Если дети продолжают кусаться после 3 лет — это может указывать на некие проблемы либо в эмоционально-психической сфере ребенка, либо указывать на проблемы в семье и неправильно избранном стиле семейного воспитания. Итак, дети кусаются по разным причинам в зависимости от возраста. Почему дети кусаются В возрасте 5 — 7 месяцев: если чувствуют дискомфорт в области рта, либо из-за боли в деснах во время прорезания зубов. Для того, чтобы отучить ребенка кусаться в этом возрасте покажите свое недовольство. Чтобы снизить частоту кусания маленьким детям даётся специальное колечко для прорезания зубов или корочка черствого хлеба, необходимо следить, чтобы ребенок не поперхнулся. При кусании специального кольца детьми, у них снимается напряжение, уменьшается дискомфорт в дёснах. В возрасте 8 — 11 месяцев дети кусаются обычно во время того, как у них режутся зубы, либо в момент, когда испытывают сильное возбуждение. Твердо сказанное «Нет», «Нельзя», «Не кусайся», «Мне больно» и серьезное выражение лица помогут отучить ребенка кусаться. В возрасте 12 — 14 месяцев ребенок кусается, когда у него режутся зубки. Кусая ребёнок пытается понизить нагрузку на десны, либо избавиться от неприятных ощущений возникающих во рту. Так же потребность укусить у годовалого ребёнка возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла. Годовалый ребёнок может укусить или щипнуть, когда его переполняют эмоции. Детям в силу возраста еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить нахлынувшие чувства и эмоции словами, например такие чувства как: раздражение, страх, беспомощность. В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего чувства раздражения. Для того, чтобы отучить ребенка 2 лет кусаться, ему необходимо дать понять, что такое поведение недопустимо. Двухлетним детям также сложно выразить свои чувства словами, Из-за нехватки языковых навыков, кусанием дети выражают свои чувства, дают выход накопившемся эмоциям. Необходимо учить ребенка выражать свои мысли, чувства, желания. Будьте внимательны к ребенку. Действия ребенка можно предугадать и вовремя пресечь, не допустив агрессивных действий по отношению к другим детям. Как только вам стало понятно, что ребенок вот-вот может укусить, отвлеките его, поручите какое-нибудь дело. Не стоит долго поучать и объяснять ребёнку, что так делать нельзя. В возрасте 3 лет дети начинают кусаться, когда чувствуют свою слабость, беспомощность либо, когда просто напуганы. Ребёнок может укусить другого ребенка в драке, либо в момент, когда думают, что их кто-то может обидеть. В возрасте 4 лет кусаются дети, у которых имеются те или иные проблемы. Причину кусания следует искать, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях в семье, в стиле семейного воспитания, для этого необходимо обратиться к психологу и чем раньше, тем лучше для вас и вашего ребёнка. Может оказаться, что ребёнок при помощью кусания самовыражается, имеет проблемы с самоконтролем. Также кусание и агрессивное поведение в возрасте 4 лет и старше может указывать на наличие проблем в эмоционально-психической сфере ребенка. В любом случае, ребёнку необходима помощь специалиста. Реакция большинства взрослых на то, что ребенок кусается, весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребёнка жестко подавляются взрослыми. В адрес ребенка можно услышать массу угроз. Да, так гораздо проще, намного проще, чем попытаться понять, почему ребенок кусается и щипается. Ребёнок кусается в детском саду Если ранее, дети могли требовать что-то от взрослых используя плач, то в возрасте двух – трех лет, попадая в коллектив других детей, они сталкиваются с новыми, неожиданными для них взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Часто ребёнок кусается в детском саду, чтобы получить то, что он хочет. Некоторые дети для получения желаемого используют крик, кто-то плачет, кто-то может и ударить, а кто-то может и укусить. Кусание в этом случае следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки. Если ваш ребёнок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как с проявлением его амбиций, так и указывать на некие семейные проблемы. Довольно часто дети, недополучающие внимания и ласки от родителей, привлекают к себе их внимание, направляя на них свою агрессию. Если ребёнок кусается в детском саду — это может служить сигналом его перевозбуждения и усталости от долгого прибывания в большом и шумном детском коллективе. Когда кусание свидетельствует о серьезных проблемах в эмоционально-поведенческой сфере ребенка? Если ребёнок кусается часто не смотря на попытки взрослых пресечь недопустимое поведение. Если дети кусаются после 3 лет. Если ребенок кусается сильно, ранит при этом других детей и взрослых. Если ребёнок кусается не из-за желания отнять игрушку или защитить себя в драке, а из-за проявления агрессии и злости. Если у ребёнка в поведении присутствуют агрессивные действия, направленные на животных.
www.baby.ru
Содержание статьи
Грудное вскармливание, безусловно, очень полезно и необходимо не только для малыша, но и для матери. Но порой при кормлении грудью возникают неприятные ситуации, которые, к сожалению, могут убедить молодую маму прекратить естественное вскармливание. Нередки случаи, когда грудные малыши разного возраста больно щипают своих кормилиц. Постараемся разобраться, почему ребенок щипается во время кормления и когда засыпает, обозначим все причины и что делать в этом случае.
Долгие месяцы малыш рос в маминой утробе, был с ней одним целым. Появившись на свет, младенец не осознает разницы и по-прежнему не отделяет себя от мамы в общем, и от маминой груди в частности. Проходит период новорожденности, малыш становится более активным и постепенно начинает понимать, что он отдельное существо. Он с интересом изучает внешний мир, проверяет границы дозволенного.
Это же младенец проделывает и по отношению к матери. В частности, после 3-4 месяцев он начинает экспериментировать с материнской грудью во время кормления. Малыш своими маленькими ручонками массирует, пинает грудь, щипает ее, оттягивает сосок, прикусывает его. Также ребенок щипается, когда засыпает, если не разрешать, психует. Так он пытается успокоиться, расслабиться. Мать, ни в коем случае, не должна это воспринимать, как желание малыша отказаться от грудного молока. Но и терпеть боль и другие неприятные ощущения не стоит.
Мама, как старшая и знающая правила, должна незамедлительно показать, что можно, а что нельзя. Игнорировать агрессию по отношению к себе категорически запрещено, так как это может привести к более серьезным проблемам.
Как только малыш щипнул, нужно слегка вскрикнуть, показав, что вам больно. Громко это делать не стоит, потому, что можно напугать ребенка, или наоборот закрепить неправильное поведение, если ему вдруг понравится ваша бурная реакция. Затем следует отодвинуть его от груди и со строгим выражением лица сказать, что так делать нельзя. После снова приложить младенца к груди.
Если ребенок по-прежнему щипается, вскрикиваем, отодвигаем его ручки, убираем от соска и кладем возле себя. Снова повторяем: «Щипаться нельзя, это моя грудь и ты делаешь мне больно. Будешь делать больно – я уйду и не буду тебя кормить». Малыш успокаивается – прикладываем его к груди. В том случае, если и на третий раз все повторяется, с объяснением своего поведения, кладем малыша в кроватку и ненадолго выходим. Возвращаемся, только когда ребенок успокоится.
Не нужно думать, что младенцы глупы, и не понимают, что от них хотят. Особенно они чувствительны к эмоциям, выражению лица. Ребенок, который за несколько раз соотнесет свое действие и вашу реакцию, будет поступать затем правильно. Главное не уступать маленькому экспериментатору: сделал больно маме – увидел, что она недовольна и обижена, а значит, может оставить его голодным.
Щипание может проявляться и как чисто инстинктивное действие. В этом случае прекратить его ранее рассмотренными методами не получится. Целесообразнее переключить внимание ребенка на другой объект.
Это может быть фактурная игрушка или, набирающие в последнее время популярность, слингобусы. Пока малыш будет кормиться грудным молочком, его активные ручки будут заняты перебиранием бусинок.
Еще одна причина, по которой дети после полугода могут щипаться – злость. По этой же причине ребенок щипается и в 1,5 года во время кормления грудью. Грудь для них не только источник питания, но и связь с внешним миром, который почему — то вызвал негативную реакцию. Здесь, чтобы убрать неправильное поведение, нужно найти причину недовольства младенца и устранить ее. Это может быть чрезмерная утомленность, дискомфорт из-за грязного подгузника или избытка впечатлений.
Таким образом щипаясь ребенок успокаивается. Некоторые дети крутят мамины волосы и без этого никак не могут расслабиться и уснуть.
Следует исключить психическую и эмоциональную нагрузку у ребенка перед сном. Это очень активные игры, игры с сотовым телефоном, шумные компании или большое скопление людей. За пол часа до сна, ребенок должен находиться в спокойной обстановке.
Здесь, кроме выше изложенных причин, может быть еще и недостаток молока, а малыш такими своими действиями пытается его «добыть». Поэтому надо либо стимулировать наличие грудного молока — лактации, либо подумать о прекращении естественного вскармливания. Если щипание сопряжено с отлучением от груди, то стоит предпринимать действия, при которых ребенок не сможет дотянуться и ущипнуть. Также к этому времени рекомендуется приучить малыша спать отдельно, что упростит отлучение от груди.
Теперь мы знаем, почему ребенок щипается во время кормления и когда засыпает и что делать. В заключении хочется добавить: не закрепляйте неправильный навык, чтобы потом его не исправлять, и всегда хвалите своего грудничка за кормление без щипания. А для лучшего понимания доченьки или сыночка, попробуйте посмотреть на окружающий мир их глазами, отбросив свой жизненный опыт. В этом случае вам будет проще определить причину недовольства малыша и успешно устранить ее.
detskoerazvitie.info
Пищевое поведение ребенка относительно грудного вскармливания, его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения по мере его роста. Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так, как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша появляется интерес к пище, которую едят взрослые и у него появляется пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения происходят постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.
В сутки получается всего 15-25 прикладываний. Из них около12-15 полноценных кормлений и около 8-10 прикладываний к груди, когда малыш не насыщается, а просто теребит и слегка посасывает грудь, необходимых ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта. К 25-30 дню мамы довольно часто замечают, что ребенок начал более часто и обильно срыгивать, что, как правило, связано с приходом зрелого молока и является возрастной нормой. В течение первого месяца жизни мать и ребенок приспосабливаются друг к другу и обучаются кормлению грудью. Мать должна правильно подавать ребенку грудь, что бы обеспечить полноту захвата ареолы, фиксировать его головку при кормлении, чтобы он не сползал на сосок, не травмировал грудь и полноценно наедался. Кроме этого следует научиться кормить ребенка в удобной позе, что обеспечивает продолжительное кормление и хороший отток молока. Необходимо также помнить, что сон ребенка в этом возрасте не является препятствием к грудному вскармливанию. Если матери необходимо приложить малыша к груди, ей не следует дожидаться его пробуждения или будить его, просто надо предложить ему грудь и он обязатель но возьмет ее, продолжая при этом спать.
Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания, частый стул (от 3 до 6-7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция: контролируемое или нет мочеиспускание. Стул может быть как частым 5-8 раз, так и редким 1-2 раза в день и даже через день. У малышей этого возраста стул бывает, как правило, именно во время кормления. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. К исходу второго месяца жизни у ребенка формируется устойчивая привычка брать и сосать грудь. Он хорошо открывает рот, и матери остается только своевременно и глубоко внести грудь в рот малыша. Во время кормления ребенок смотрит в глаза матери, внимательно рассматривает ее лицо, пристально изучая его. Иногда во время кормления ребенок выгибается и откидывает голову, стараясь таким образом выразить свои положительные эмоции, возникающие во время кормления и зрительного контакта с матерью. Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.
Работа пищеварительной системы. У малыша значительно реже появляются срыгивания, налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3 дня или в 2-7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Сохраняются частые мочеиспускания в период бодрствования – через 10-25 минут.
С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма. Пищевое поведение. Если мать берет с собой ребенка за стол во время еды, малыш начинает следить за процессом поглощения пищи. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления ребенок теребит материнскую грудь ручками, мнет ее. Прикладываясь к груди, он широко открывает рот и довольно долго может сидеть с открытым ртом, ожидая, что в него сейчас вложат грудь. В процессе кормления младенец начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Реакция матери на подобные действия ребенка должна быть адекватной: мать должна вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Бурная реакция матери испугает ребенка, а нарочитое терпение заставит думать, что его действие не вызывает у матери никаких переживаний и можно продолжать так делать и дальше. Обычно ребенок делает две попытки: первая попытка является пробной, а вторая проверочной, которую можно прокомментировать следующим образом: “правильно ли я понял, что тебе это неприятно?”. Как правило, при адекватной реакции матери до третьей и четвертой попытки дело не доходит, но если мать прореагировала неправильно, ребенок может повторить свой опыт. Кроме этого ребенок во время кормления начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь – никуда не денется. Эту возрастную особенность поведения ребенка матери часто принимают за отказ от груди, тем более, что у малыша именно в это время уменьшается число дневных кормлений и становятся более выраженные кормления, связанные со сном.
Однако, отвлечения ребенка от груди – это очень важный момент поведения, который маме следует поощрять. Когда малыш отвлекается от груди, нельзя забирать у него грудь, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.
Работа пищеварительной системы. Срыгивания становятся единичными. Стул появляется 2-3 раза в день или 1 раз в 2-7 дней в виде однородной сметанообразной массы или как кислый стул. Сохраняются частые мочеиспускания через 15-40 минут.
Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, заменяющих грудные кормления и восполняющие энергозатраты организма – ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, это хорошо заметно, поскольку ребенок не стремиться наесться даже понравившимся продуктом. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство неполноценности состава молока, или его нехватки. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье, и адаптироваться к их употреблению. Пищевой интерес ребенка этого возраста можно определить как начало экскурсии по знакомству с пищевым рационом своей семьи.
Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее, обеими руками мнет грудь и теребит что-нибудь на матери. Так проявляется постепенное усвоение ребенком того факта, что он и мать – это разные существа. Малыш начинает менять позу при кормлении по своему усмотрению. Когда мать собирается дать ему грудь, он открывает рот и довольно долго с широко открытым ртом ждет, когда мама, наконец, даст ему грудь.
Наступает очередной этап отделения своего “я” и малыш может повторить опыт, который он проделал в четыре месяца, т.е. он вновь может во время кормления прикусывать мамину грудь. Реакция мамы на подобные действия малыша, как говорилось выше, должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Ни в коем случае мать не должна терпеть, или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция может испугать ребенка, и он начнет ее бояться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша – он не сможет понять, какие ощущения в этой ситуации она испытывает. С этого возраста во время кормления ребенок упирается а маму ногами и высоко закидывает их, мнет мамину грудь и довольно часто меняет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша.
Вскармливание грудное с прикормом. Ребенок продолжает активно пробовать все со стола. В этом возрасте в качестве прикорма он начинает использовать вареные овощи: картофель, свеклу, капусту и т.д. Кроме вареных овощей ребенок может употреблять мясо и мясные продукты, яйцо, каши, хлебобулочные изделия, а также различные острые продукты: соленые огурцы, зеленый лук, кусочек острой сырокопченой колбасы и т.д. От употребления молочных продуктов ребенок этого возраста может отказаться полностью или частично, т.е. оставляя 1-2 продукта, например сметану и кефир. Кроме грудных кормлений в течение дня ребенок может иметь 2-3 полноценных кормления с общего стола, которые обычно заканчиваются прикладыванием к груди. В течение дня малыш довольно часто что-нибудь мусолит, кроме этого он приходит ко всем членам семьи, которые сели есть и просит их с ним поделиться. У ребенка становиться меньше полноценных дневных кормлений грудью (3-4), но появляется больше кратковременных прикладываний, а также сохраняются активные ночные кормления перед пробуждением в период между 4 и 8 часами утра.
nimfa-mama.narod.ru/pischevoe_povedenie.html
www.baby.ru
Что делать если ребенок кусается и щипается
Прежде всего нужно понимать, что злости и раздражению ребенка нужен выход. Если ребенок злится, у него что-то не получается, ему чего-то не дают, не пытайтесь подавить в нем «неправильные» эмоции. Таковых просто-напросто не бывает. Все чувства имеют право наличествовать и быть выраженными так или иначе.Если вас не устраивают укусы и щипки, для начала пусть малыш рвет на кусочки специально припасенные бумажки, топает ногой, стучит по столу, бьет подушку. Потом Вы научите его выражать гнев словами. Начните сами: «Тебе плохо», «Ты расстроен, потому что не хочешь убираться», «Ты на меня злишься, что я ухожу на работу». Эти простые фразы помогут ему осознать свою злость и высказать ее. Иначе накопленные, не выплеснутые эмоции выльются в редкие, но серьезные истерики и «необъяснимую» агрессию.
Разговаривая с разбушевавшимся ребенком, важно соблюдать следующие условия:
Ваши глаза находятся на одном уровне.
• Вы смотрите ему в глаза и спокойно держите его за руки либо обнимаете.
• Вы говорите ему о своих эмоциях, а не о его поступке, о себе в первом лице: «Я расстроена тем, что ты меня ущипнул», «Мне больно».
• Вы говорите ему утвердительно (не спрашиваете!) о его эмоциях: «Тебе грустно».
• Вы говорите спокойным голосом.
Это все дает ребенку понять, что его любят, понимают, не обвиняют, он в безопасности. В отличие от любого другого такое поведение настроит вас обоих на конструктивное общение.
Позитивные эмоции, бьющие через край, также выплескиваются порой в виде щипков и укусов. Например, мама приходит вечером с работы, а двухлетний сын, ее заждавшийся, бежит на руки, обнимает и… кусает за шею. Радость, любовь, счастье – вот что переполняет ребенка. Проблема в том, что он не умеет это выразить в полной мере другими, привычными нам, средствами. Здесь опять же важно показать ему, что Вы испытываете боль и не хотите этого. Придумайте свой ритуал встречи, например, по очереди поцеловать друг друга по 5 раз в каждую щеку, три раза подпрыгнуть на месте, то есть нужно научить ребенка по-другому выражать свои эмоции. Принуждать же скрывать их («Что за телячьи нежности?!», «Хватит лизаться!») тоже ни в коем случае нельзя. Они будут копиться внутри маленького существа и преобразовываться в разные «бяки».
«Привлечь к себе внимание взрослого – непростая задача, поэтому можно попробовать его укусить. Тогда он точно на меня посмотрит, заговорит со мной, состоится эмоциональный контакт». — Примерно так думают малыши, кусая заговорившихся по телефону мам. Снова – спокойно отстраняем от себя ребенка, выражая свое недовольство, а затем объясняем, что маме нужно личное время, у мамы есть не только малыш, но и много других дел и интересов. Хотя бы научите его, что означает произнесенное строгим тоном слово «подожди», сопровождаемое серьезным взглядом. Поверьте, он поймет! Вместе с тем, если ребенок вынужден часто привлекать к себе Ваше внимание, в том числе, такими способами, стоит задуматься, а может быть, ему не хватает Вас. До трех лет ребенок нуждается в маме рядом, это неоспоримый факт, но можно быть физически около него, а мыслями – далеко. А малышу нужно не только Ваше тепло, но и эмоции. Он должен видеть, что Вы эмоционально на него реагируете, иначе складывается парадоксальная ситуация: мама весь день дома, а ребенок испытывает недостаток ее внимания.
Годовалый ребенок, испытывая сильное возбуждение, усталость или страх нередко кусает тех, кто попадется «под руку». Скажите «нет» и успокойте ребенка, попоите его, уберите причину его дискомфорта. Расскажите ему, что можно кусать (яблоко, сушку) и щипать (хлеб, подушку), а кого нельзя, и напоминайте ему о соблюдении этих правил.
От года до трех дети кусаются, желая контролировать действия взрослых либо других детей. В таком возрасте они уже способны понять, что их поведение недопустимо, поэтому задача родителей – доступно это объяснить. Поощряйте вербальное выражение своих желаний, озвучивайте их сами («Тебе грустно, потому что мама не дает конфету»), и ребенок тоже научится делать это. Не нужно ждать, пока малыш укусит или ущипнет кого-то, чтобы затем наказать ребенка. Старайтесь предупреждать такое поведение, останавливайте малыша, строго говоря: «Мы не кусаем людей».
Также ребенок может кусаться и щипаться в драке, исчерпав остальные свои силовые приемы. В принципе, это нормально, но поскольку такое поведение цивилизованному человеку не пристало, нам снова и снова приходится объяснять это, предлагая другие пути решения проблемы.
Если ребенка не устраивают любезно предоставленные ему прорезыватели для зубов, он может кусать окружающих, просто чтобы почесать растущие зубки. Выход: ойкаете, говорите строгое «нет»; и сразу же суете ему в рот замену; резиновую или пластиковую игрушку, колечко от пирамидки, деревянный кубик, даже ткань. Интересно, что уже в возрасте пяти-семи месяцев дети адекватно воспринимают Вашу реакцию «боль» и именно это часто заставляет их перестать кусаться.
Маленькие дети познают мир ртом: губами, зубами, языком. Поэтому они едят песок, лижут санки и кусают окружающих людей и животных. В случае с кусанием причиной может быть эксперимент или игра. А что будет, если укусить кошку? Интересно, какой папа на вкус? Сестренку называют сладенькой, а может, она и вправду сладкая? Щиплются дети по такой же причине, им интересно потрогать, пощупать и сжать максимальное количество разных по текстуре вещей. И снова Ваше твердое «нет», сказанное тысячу раз, даст ребенку понять, что так вести себя не стоит.
Очень важно дать малышу понять, что Вы недовольны именно его поведением, конкретным действием, а не им самим. Выражения типа «Катя – плохая девочка!», «Ах ты хулиганка!», а тем более ответная агрессия недопустимы. Замените их на «Ай, мне больно!», «Так делать нельзя!», простое «Нет!», при этом необходим визуальный и телесный контакт. Со временем ребенок поймет, что свои чувства можно и нужно выражать словами и научится это делать.
Ни в коем случае нельзя кусать ребенка в ответ, мыть ему рот горьким мылом или бить по губам! Это лишь увеличит его внутреннюю агрессию по отношению к Вам, даст ему понять, что Вы не любите и не понимаете его. Держите себя в руках, дорогие взрослые. Если ребенок любит кусаться, займите его рот другими делами. Путь он дудит, пускает мыльные пузыри, надувает воздушные шарики. Можно играть в джунгли, скалить зубы и рычать. Если он предпочитает щипаться – дайте ему побольше предметов разной текстуры: лоскутный коврик, песок, крупу, монетки.
До трех лет укусы и щипки считаются нормой поведения ребенка. Если же он продолжает активно кусаться и после, это может быть сигналом о наличии проблем, связанных с самоконтролем, самовыражением, с агрессией малыша. В таких случаях лучше всего обратиться к детскому психологу – общих советов тут быть не может, поскольку каждый случай индивидуален.
Автор: Михайлова Анна
www.baby.ru
www.woman.ru