Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Возрастные особенности детей 6-7 лет (подготовительная группа). Возрастные особенности ребенка 6 7 лет


Возрастные особенности ребенка 6 - 7 лет - Возрастные особенности - Каталог файлов

 Возрастные особенности ребенка 6 - 7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.

В этом возрасте ваш ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.

Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок. 

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.

В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: запрет и вседозволенность. В первом случае ребенок лишается возможности реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он будет успешным. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Вам как его родителям важно:

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьной обстановке, выберите для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выясните уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.

Не торопитесь с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разных групп по подготовке к школе.

Выстроите режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Помните, что познавательная мотивация именно в этом возрасте быстрее всего истребляется скукой и принуждением. Познавательный процесс должен быть для ребенка интересным и увлекательным.

Помните, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от избыточного контроля и опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам. 

Пересмотрите свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его собственному усмотрению или желанию. Не следует вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято» или «Так надо».

Границы, которые вы устанавливаете для ребенка, - это не прутья клетки. Ребенку нужно знать о том, что они существуют и где они находятся. Но он не должен натыкаться на них при любой попытке сделать шаг.

Любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). По возможности не оценивайте самого ребенка, а оценивайте лишь его действие или поступок.

Спрашивайте мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию к успеху, в противовес мотивации избегания неудач.

Таким образом, старайтесь следить за своим поведением, эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

Дайте  подрастающему  ребенку  возможность  учиться — и ему некогда и незачем станет бороться с вами.

 

psiholog-ds.ucoz.ru

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:•    Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

•    Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.•    Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.•    Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.•    Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.•    Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

МатематикаРебенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:1. Ребенок может уметь решать простейшие задачки и головоломки.2. Ребенок может уметь вычитать и прибавлять к числу.3. Ребенок может уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.4. Ребенок может уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.5. Ребенок может уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше.6. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?7. Ребенок может знать состав чисел первого десятка.8. Ребенок может уметь различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.9. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида.10. Ребенок может знать знаки "+", "-", "=", ">" и "<".11. Ребенок может уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.12. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.13. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление-Развитие Мышления, Памяти, ВниманияРебенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:1.Ребенок может отвечать на такие вопросы как:2.Ребенок может уметь выполнять задания в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов.3. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.4. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).5. Ребенок может уметь разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие РечиРебенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:1.Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона3. Речь у ребенка должна быть максимально приближенна к взрослой речи (по качеству).4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.5. Ребенок может уметь отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.6. Ребенок может уметь формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.7. Ребенок может уметь вести диалог и монолог.8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мирРебенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обиходаРебенок в возрасте от 6 до 7 лет может уметь:1.Ребенок может уметь звонить по телефону.2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу3. Ребенок может уметь вести себя за столом.4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.5. Ребенок может уметь застегивать пуговицы, завязывать шнурки.6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам как его родителям важно:•    Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.•    Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.•    Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, можетствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.•    Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.•    Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.•    Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.•    Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.

nsportal.ru

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет!!!

Дети 7 лет – это ребята, которые находятся в старшем дошкольном или в младшем школьном возрасте. Это значит, что в их психологии и физиологии обязательно в скором времени произойдут изменения. Многим родителям характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет покажется удивительной, но это не значит, что это плохо. Просто будьте готовы к тому, что ребенок переходит на новый этап в своем развитии. Этот возраст характеризуется тем, что малыш активен, открыт всему новому и оптимистично настроен к жизни в обществе. Он старается узнать все больше и больше информации, подружиться со всеми окружающими людьми. Параллельно с этим он овладевает навыками коммуникации, которые будут необходимы ему в школе.

Кроме того, возрастные особенности ребенка 6-7 лет бывают и физиологические. Они не менее важны, чем психологические. Физиология – это изменение в строении организма во время взросления человека.

Работа органов чувств развивается стремительно, этому способствует постоянное обучение. Взрослые и дети должны все время взаимодействовать. Родители должны принимать активное участие в развитии ребенка. Следите за состоянием здоровья и поведением малыша, чтобы вовремя заметить возможные нарушения. Заботливые и внимательные родители обычно предотвращают всевозможные проблемы, а если этого сделать не удается, заболевания быстро вылечиваются. Не пренебрегайте также и словами ребенка. Если он хочет вам что-то сказать, выслушайте его. Часто дети сами сообщают, что они чувствуют дискомфорт. Эта информация помогает быстро устранить проблему из жизни семьи.

Что происходит с психическим состоянием дошкольника. Дети 7 лет активно познают окружающий мир. Обычно в поведении малыша такого возраста можно заметить некоторые особенности: Он охотно воспринимает новые правила, о которых ему сообщили в школе. Ребенок открыт к общению со сверстниками и учителями. Ребенок способен рассматривать любую проблему не только со своей стороны. Постепенно он привыкает учитывать точку зрения окружающих. Ребенок понимает признаки многих предметов и может их анализировать. Например, мальчик 7 лет понимает, что машинка на радиоуправлении перестанет работать, если погрузить ее в воду, а камень, который он бросит, может разбить стекло. В связи с этим дети становятся более осторожными. Ребенок начинает понимать, что в жизни присутствуют не только игры. Активно развивается познавательный процесс. Но в то же время малышу трудно долго концентрироваться на одной задаче, особенно если он не считает ее интересной. Малыш эмоционально и физически полностью готов к школе. Он способен на 30-45 минут сконцентрироваться на одной задаче. Кроме того, в стремлении узнать что-то новое дошкольник превосходит любого взрослого человека. Будьте внимательны, поскольку ребенок очень чувствителен к мнению окружающих людей. Девочка 7 лет, например, будет считать себя некрасивой, если об этом ей сообщил одноклассник. Важно объяснить ребенку, что не всегда слова окружающих верны, чтобы он не сформировал для себя свой неправильный образ. Также стоит обратить внимание, что возрастные психологические особенности детей 6-7 лет не заканчиваются на общих положениях. Существуют и другие факторы, указывающие на то, что ребенок развивается в соответствии со своим возрастом.

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет предполагают, что малыш:

Способен складывать и вычитать числа. Может решать простейшие задачки и разбирать несложные головоломки. Способен правильно определять направление движения. Умеет считать хотя бы до 10. Правильно определяет, какое число больше, какое – меньше. Правильно определяет форму предметов. Знает, как выглядят простые геометрические фигуры. Знает простейшие математические знаки. Решает задачи в одно действие, может составлять такие задачи самостоятельно. Способен назвать числовой ряд в обратном порядке. Наряду с такими математическими способностями у ребенка должно быть развито мышление.

Возрастные особенности старших дошкольников проявляются и в логическом мышлении: Ребенок должен уметь выявлять закономерность и дополнять ряд предметов, следуя логике. Малыш способен найти лишний предмет, признак или число из предложенного ряда. Ребенок должен уметь составлять простые рассказы на основе предложенных картинок. Кроме того, он должен самостоятельно придумывать концовку различных историй. Дошкольник должен уметь объединять предметы в группы на основе общих признаков. Математические способности не всегда определяют уровень развития ребенка. Также важно учитывать и другие составляющие в его мышлении.

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет проявляются и в его речи.

Малыш должен уметь называть свое имя, фамилию, город, в котором он живет. Также он должен знать те же сведения о своих родителях. Ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и номер телефона. Взрослые и дети должны общаться, не чувствуя дискомфорта. Речь ребенка должна быть связной и слаженной, чтобы родители могли беспрепятственно его понять. Ребенок должен уметь интонационно окрашивать свои мысли. Малыш должен знать, когда ему рассказывают что-то, когда задают вопрос, когда требуют выполнения какой-либо задачи. Ребенок способен вести дискуссию и вступать в споры, задавать вопросы и формулировать собственные требования. Кроме диалога, малыш должен владеть и монологом. Ребенок должен знать большое количество стихотворений наизусть. Кроме того, желательно, чтобы он умел рассказывать их с выражением.

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет обязательно должны сказываться на его стремлении познать окружающий мир. Он должен знать, как называются предметы, которые его окружают, кем ему приходятся люди, с которыми он живет и общается, как зовут домашних животных. То есть малыш должен полностью ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно оценивать ее. Дошкольник, который развивается гармонично, всегда осознает свое положение в обществе и ведет себя в соответствии с ним.

Поведение дошкольника в быту Малыш, будучи частью общества, должен уметь: Звонить по телефону. Самостоятельно пришить пуговицу или зашить небольшую дыру. Культурно вести себя за столом. Соблюдать элементарные правила личной гигиены. Самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать молнию и пуговицы, завязывать шнурки. Следить за чистотой своей одежды и обуви, за состоянием прически и ногтей. Распознавать знаки, которые подает светофор. То есть он должен быть компетентным в элементарных правилах дорожного движения. Понимать систему календаря. Он должен уметь определять месяц, день недели, число и время на часах.

Существенным фактором в развитии дошкольника является самооценка. Самооценка ребенка Самооценка – это важный показатель, говорящий о правильности развития дошкольника. Особенности этого критерия таковы: ребенок должен стремиться соответствовать ожиданиям взрослых. Его самооценка в разных сферах жизни может значительно отличаться. Адекватность самооценки отсутствует. Она в значительной мере зависит от мнения окружающих. Однако ребенок не должен стремиться выполнять все требования взрослых людей.

Произвольные особенности. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно принимать решения. Это значит, что его поведение не всегда будет предсказуемым. Развитие малыша можно считать нормальным, если он периодически проявляет настойчивость, вступает в дискуссии, споры, самостоятельно старается побороть трудности и справиться с проблемами.

Советы родителям:

Для ребенка важно, чтобы вы:

  • Подобрали для него школу, подходящую его типу личности.

  • Не отдавали его в школу, если он не готов к этому.

  • Оставляли ему время на игры и увлечения.

  • Адекватно оценивали его готовность к школе.

  • Не угнетали его самооценку гневными комментариями.

  • Поймите, что малыш воспринимает все близко к сердцу.

  • Научили его самостоятельно оценивать себя и результаты своей деятельности.

  • Понимали, что успехи и неудачи малыша – это временные факторы.

  • Не воспринимайте их на свой счет и не огорчайте ребенка критикой.

Таким образом, особенности ребенка старшего дошкольного возраста выражаются в его психологии и физиологии. Поэтому следите за изменениями в поведении малыша, чтобы предугадать возможные проблемы и вовремя справиться с ними.

Желаю Вам успехов!!!

Подготовила Педагог-психолог Кучина Н.С.

kopilkaurokov.ru

возрастные особенности детей 6 7 лет

Каждый момент жизни вашего ребенка в дошкольном возрасте – это прекрасные минуты познания, становления личности, развития. В детской психологии принято считать, что этот возраст лет является переходным этапом в осознании своего места в обществе, взрослении, перехода к новому этапу – школе.

В первый месяц первого класса обязательно проводится родительское собрание, на котором родителей знакомят с особенностями психологии детей 6-7 лет

Сейчас дети вступают в школьный возраст намного раньше — с 6, и даже 5 летнего возраста, постепенно входя в ритм школьной жизни, занятий, общественных обязанностей.

У детей этот момент связан с положительными эмоциями, которые должны воспитать и привить родители – новая роль, новое направление деятельности, новые поручения. Но если не отнестись к этому внимательно, не помочь ребенку советом и собственным примером, школа станет тяжелым испытанием для родителей и детей.

Учитель обязательно проведет анкетирование родителей первоклассников

Совет. Проводите с ребенком беседы о школе, рассказывайте о новых знаниях, друзьях, возможностях.

А перед самой школой обязательно вместе приобретите все к школе – карандаши, пенал, форму, портфель. Пусть ребенок сам выбирает себе расцветки тетрадей и обложек. Это создает ощущение нового, прекрасного.

Ребенок обязательно должен учавствовать в выборе школьных принадлежностей

В возрасте 6-7 лет ребенок осознанно познает мир

Малышей нужно готовить к школе психологически. Родителям необходимо в этот период больше внимания уделить совместным обсуждениям окружающего мира, проводить небольшие собрания – обговорить просмотренный фильм, погоду, произошедшие события, поведение ребенка в садике, во дворе. Это тот период, когда старые привычки и дела отходят в сторону, а новые еще не усвоились в сознании малыша. Любимые конструкторы уже надоели, игры со сверстниками становятся однотипными, ваш малыш все больше задает разного рода вопросы – происходит переоценка ценностей: что было раньше главным уже отходит на второй план. Вместе с детской непосредственностью и непоседливостью у детей в возрасте 6-7 лет появляются логика, связность в размышлениях и умозаключениях.

С ребенком должны быть доверительные и уважительные отношения

Совет. Возьмите за правило разговаривать с ребенком вечерами, после важных событий, приучите ребенка к тому, что вы его лучший друг и обо всем он может поделиться с вами. Вы сможете на все дать ответ и рассказать обо всем на свете или помочь найти нужную информацию.

Очень тяжело перестраиваться детям на школьный график. В садике они привыкли к подвижному время провождению, а в школе приходится много времени сидеть за партой, выполнять задания. С лета нужно постепенно приучать ребенка к такому графику.

Родители заранее должны готовить малыша к новому расписанию

Совет. За полгода до поступления в школу родителям необходимо создать для ребенка новое дневное расписание, куда обязательно включить совместные длительные прогулки по свежему воздуху, спортивные занятия, личное время для отдыха ребенка.

Какие задания выполнять с детьми 6-7 лет перед школой?

Все специалисты по детскому воспитанию сходятся на одном определении – дети 6-7 лет это младшие школьники или старшие дошкольники, познание мира у которых происходит посредством игры. Но школьные психологи доказывают, что такие детки интересуются школой, стремятся получать новые знания, у них появляются новые обязанности, которые они с удовольствием выполняют. И те и другие правильно оценивают место ребенка в обществе. Ведь именно этот возраст дает возможность всесторонне проявиться ребенку. Он пробует все, ищет применения своим силам, интересуется разными направлениями и занятиями.

Психологические особенности детей 6-7 лет

Основная задача родителей на этом этапе предоставить ребенку возможность увидеть огромный мир вокруг, показать возможности и поддержать начинания малыша.

Но в этом процессе важно быть наставником мудрым, но строгим. Если поверхностно познать разные направления и не добиться хоть каких-то результатов в каждом из них, то велика вероятность, что ребенку не понравится ничего – он все будет знать, но прилагать усилия для достижения результатов не будет. Выполняйте задания вместе с ребенком, подсказывайте ему, усложняйте, меняйте, играйте. Научите ребенка подходить к заданиям с разных сторон, проявлять усидчивость. Направляйте малыша на результат, подбадривайте, хвалите. Ставьте вместе посильные цели и достигайте их. Пусть это будет несложное сначала задание – нарисовать рисунок – в результате должна быть законченная работа и прибранное рабочее место.

Особенности современных школьников младших классов — что надо учесть родителям

Как лучше подготовить ребенка к школе?

Возрастные особенности детей 6-7 лет базируются на готовности к получению новых знаний, навыков умений. Но высидеть несколько часов за книжкой или за партой – это непосильное и утомительное задание. Лучше всего новые знания воспримутся и усвоятся благодаря игре и совместной деятельности. Выбирайте подходящие виды деятельности для ребенка – ведь каждое занятие оставляет на психике ребенка свое неизгладимое впечатление. Посредством игры нужно постепенно ввести ребенка во взрослую жизнь, привить основные обязанности, выработать основополагающие понятия о дисциплине, учебе, ответственности, обязанностях.

Что включает психологическая готовность к школе

Игры для детей 6-7 летнего возраста немного отличаются от остальных игр, посредством изменения основной цели игрового процесса.

Подвижные игры

Бег, прятки, классики, прыжки, городки, футбол, игры со спортивным инвентарем – это подходящие игры для любого возраста, но именно сейчас время устанавливать правила. Дети охотно включаются в игру по правилам – определенное время, определенная последовательность, определенные движения. Например: прыгать только по пять раз по очереди; играть в футбол с замкнутыми за спиной руками, или до определенного количества забитых мячей.

Подвижные игры важны и для физического, и для интеллектуального развития

Совет. Подвижные игры – это отличный способ приучить ребенка к графику, времени выполнения заданий, дисциплине. Такие игровые моменты можно потом использовать во время подготовки уроков, отдыха детей.

Ролевые игры

Ролевые игры – это самые интересные игры для детей любого возраста и возможность для родителей оценить поведение ребенка, его возможности и успехи, подкорректировать поведение и отношение к жизни. В играх такого типа дети не просто выполняют задания, а передают накопленный опыт по заданной тематике, взаимоотношениям, проявляют фантазию, творческие способности и реализуют приобретенные навыки.

Вопросы родителям относительно детей

Такой вид деятельности лучше всего сначала проводить в знакомой обстановке, в родительском доме, со знакомыми детьми или взрослыми, постепенно усложняя задания и роли. Со временем, такой способ поможет легко осваивать новую деятельность, процессы, навыки. Дети любят играть в ролевые – сюжетные игры, активно обговаривая свои действия, делятся опытом, строят планы и моделируют ситуации, проводят небольшие собрания.

Это отличный способ расширить кругозор ребенка, повысить уровень его знания в разных областях и помочь найти свое призвание в жизни.

Ролевые и сюжетные игры помогают малышам адаптироваться к школьному коллективу

Например, игра в строителей. Так можно обыграть любые занятия ребенка с песком, картоном, досками и даже покрывалами. На первых порах это будет только одна цель – построй дом. Но, тут же можно и углубить знания ребенка о материалах для постройки, объемах работ, строительных специальностях. Совет. Ролевые игры необходимо активно использовать при общении с ребенком. Это хороший метод увидеть, какое место во взаимоотношениях в своей среде занимает малыш, и помочь ему попробовать себя в другой роли, проявить родительское участие.

Дидактические игры

Это самый интересный вид совместной деятельности взрослых и детей. Цель таких игр – повышение познавательного интереса к окружающему миру, законам природы, разного рода видам искусства, культуре. В дидактической игре можно использовать любую тему, дополнительные предметы, включать элементы сказки, рассказа, фантазии.

Дидактические игры о природе в одном сборнике

Совет. В силах родителей развить память, речь и воображение у детей в возрасте 6-7 лет посредством личного примера, участия, разговора, игры и тем самым подготовить малыша для школьной жизни.

detki.guru

Какова возрастная особенность детей 6-7 лет?

Ребёнок в семье — это большая ответственность для родителей за его будущее, характер, способность воспринимать окружающую информацию. Так, например, им важно понимать, с чем связана возрастная особенность детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе. Ведь если в семье происходит общее развитие ребенка, то школа помогает откорректировать основные качества личности ученика, адаптировать его к жизни в социуме.

На чем основана домашняя помощь

К каждому ребёнку требуется исключительный подход, базирующийся на четком понимании его физиологии, привычек и тяги к определенным областям знаний. Известные программы воспитания лишь помогают направить усилия в нужное русло, но основная забота ложится на плечи родителей. Ведь учителя просто физически не способны выполнить обязанности основного воспитателя.

Для первого похода в школу детям требуется затрачивать много сил и энергии, но родители тратят их в разы больше. Ведь ребенок за короткий срок должен превратиться в человека, способного мыслить, общаться и решать сложные задачи, чтобы не оказаться в числе отстающих. Поэтому возрастная особенность детей 6-7 лет требует контроля и большой самоотдачи со стороны взрослых, с момента рождения до поступления в первый класс.

Если дошкольная программа обучения в домашних условиях пройдена в полном объеме, то ученик не будет испытывать негативных чувств и дискомфорта в период получения начальных занятий. Процесс познавательной деятельности не станет для него мучительным и пугающим.

Что включает дошкольное образование

В процессе воспитания ребенку прививаются общие принципы общества:

  • Устанавливаются границы дозволенного: негативное отношение к дракам, оскорблениям, внимаение к советам учителей, сосредоточенность на уроках.
  • Уважение к старшим и одноклассникам.
  • Желание обучаться, выполнять задания добросовестно.
  • Открытость и честность с близкими и чужими людьми.
  • Прививается чувство ответственности за свои поступки.
  • Доводятся азы русского языка, математики, литературы. Заучивание стишков, песен - самый простой способ вовлечься в учебный процесс.
  • Развивается способность отличать плохое от хорошего.
  • Вырабатывается положительное отношение к урокам.
  • Формируется способность мыслить, делать собственные выводы.

Начало новой жизни

На возрастные особенности развития детей 6-7 лет сказывается в немалой мере и необходимость адаптации к новой обстановке. Она занимает длительное время и включает несколько основных пунктов:

  1. Приспособление к постоянной коммуникации в школе.
  2. Способность справляться с внезапно нахлынувшей обидой от нерешенных задач и укорительных замечаний со стороны взрослых.
  3. Определение своей позиции в группе через конфликтные ситуации и игры.
  4. Система баллов также может повлиять на самооценку. В период расстройства ребенка родителям потребуется уделять внимание снижению негативных мыслей о школе, чтобы не появилось отвращение к урокам.

Взрослые должны постоянно помогать ученику делать правильные выводы после каждого поступка. Самостоятельно он не всегда может осознать, почему, например, преподаватель накричал, или для чего он поставил низкие баллы за выученный урок. Вопросы, оставшиеся без ответов, будут обоснованы детским разумом по-своему и, естетвенно, повлияют на принятие самостоятельных решений.

Требования Министерства образования

Родителям нужно понимать, что именно представляют собой возрастные особенности детей 6-7 лет. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) также предъявляет свои требования к ребёнку данного возраста. Для этого и требуется обязательное дошкольное образование.

Кстати, такая стандартизация обучения введена впервые в 2014 году. Она обязывает использовать программу для воспитания ребенка во всех организациях.

Но следуя пособиям Министерства образования, родители могут и самостоятельно подготовить своё чадо к поступлению в первый класс. Весь процесс обучения, согласно документам, должен проходить в дружественной обстановке, обеспечивая положительную эмоциональную атмосферу.

Базовые принципы системы

Для того чтобы правильно выстроить процесс обучения дома или в дестком учреждении, обязательно учитывают возрастные особенности детей 6-7 лет. По ФГОС в рабочую программу включают следующие принципы:

  • Полноценная адаптация к социально-коммуникативной сфере общения.
  • Развитие речевых возможностей ребёнка. Правильное произношение звуков, возможность правильно определять эмоциональную окраску тембра голоса.
  • Помощь в развитии художественных навыков, письма и воображения. Способность анализа эстетических характеристик окружающих предметов.
  • Правильное становление физической формы (занятия и упражнения проводятся по установленному графику). Учитывается и возрастная особенность детей 6-7 лет, имеющих отклонения в здоровье.

Труд всех работников образовательных учреждений основывается в грамотном подходе к выбору программы обучения. А в ее основе обязательно должны лежать возрастные особенности детей 6-7 лет. По ФГОС коротко можно сделать выводы, что в базу системы заложен принцип уважения человеческого достоинства ребёнка.

Суть социальных способностей первоклассника

Адаптация ребёнка и способность присоединяться к группе — это также возрастные особенности детей 6-7 лет. Кратко выделим основные пути такого приспособления:

  • Коммуникативные способности детей уже находятся на высоком уровне. В сознании выстроена цепочка правильного общения.
  • Для достижения своих целей ребенок уже способен выстраивать причинно-следственные формы.
  • Он находится в постоянном изучении окружающих людей. Нередко переступают границы дозволенного, проверяя взрослых провоцирующими действиями. Способен выделить, с кем и как себя можно вести.
  • В процессе обучения проявляет свои способности к труду, стремится выделить свои положительные стороны. Критика вызывает мгновенную реакцию, ребёнок расстраивается, появляется плаксивость.
  • Дети чувствительны к тональности голоса, они быстро схватывают ноты негатива в свой адрес.

Способности к мысленному труду

А какие возрастные особенности детей 6-7 лет относят к интеллектуальному развитию? Перечислим основные критерии в поведении:

  • В этом возрасте у ребенк уже развиты способности подсчитывания, выделения подгруппы чисел, проведение анализа природных явлений.
  • Острый интерес ко всему движущемуся в природе: животным, насекомым. Наблюдательность направлена на определение живучести растений.
  • Каждое непонятное событие в жизни начинает вызывать вопросы, на которые обязательно должен быть найден ответ.
  • Выстраивается база знаний об особенностях взаимоотношений между людьми, тонкостях ведения домашнего быта, появляются зачатки понимания смысла жизни.

Формирование личности

Постепенно формируется собственная самооценка. Возрастная особенность детей 6-7 лет заключается в стремлении занять определенное место в классе, дома и на улице, во время игры. Установленные обществом правила видоизменяются под углом собственных представлений о жизни.

В этот период, между прочим, возникает и опасность упустить воспитание ребёнка - он может попасть под дурное влияние старших детей. Понимание окружающего мира строится из опыта прошлых лет, ценностей своей семьи, новых веяний со стороны мультимедиа. Свободный доступ в интернет способен только испортить будущее сознание, его требуется ограничить всеми доступными средствами от поступления плохой информации.

Зачатки развития личности уже дают возможности для самоорганизации детей. Поставленные задачи взрослыми уже выполняются пошагово, вкладывается смысл в каждый пункт деятельности. Но конечный результат все же зависит от помощи родителей.

Наблюдается появление усидчивости при поступлении задачи. Однако терпения хватает ненадолго, не более четверти часа, а затем пробуждается тяга к физической деятельности. Дети в этом возрасте уже способны частично учитывать критику взрослых, но в итоге нужна похвала за проделанное.

Развитие речевых навыков

Период начальных классов характеризуется тягой к музыкальным инструментам, появляются задатки пения. В школе учитываются эти возрастные особенности детей 6-7 лет. По программе «От рождения до школы» проводится развитие речевых способностей малышей и формирование слуха:

  • Так, дети без труда определяют различия тональности тембра голоса.
  • Уже могут на слух уловить наличие акцента у человека из других мест.
  • Словарного запаса хватает для создания собственных стишков, рассказов и выражения фантазий.
  • Закладывается грамматика русского языка.
  • По увиденным ситуациям из жизни, кино или картинкам могут пересказать суть событий.
  • В свою речь закладывают эмоциональную окраску, передавая ощущения от увиденного.

Совершенствование моторики движений

В дошкольном возрасте у детей притуплено чувство самосохранения. Ещё не произошли события в жизни, вызвавшие страх перед высотой. В этот период открываются возможности к выполнению трюков, рискованных прыжков, покорению высот.

В возрасте 6 лет развивается следующие способности:

  • владеть равновесием в бытовых делах, на улице во время игры, на физкультуре;
  • четко передавать движения танцев (могут самообучаться под влиянием музыкальных клипов).

Дети с легкостью осваивают коньки, лыжи, велосипедные поездки, стрельбу из лука. Им доступен простой математический анализ во время моделирования поделок. Они не имеют страха перед выполнением сложных трюков в гимнастике.

Развиты и способности к рисованию - уже более точно переносятся на бумагу окружающие предметы, появляется способность создавать свои собственные фантазии.

Что делать взрослым

Учитывая возрастные особенности детей 6-7 лет, памятка для родителей содержит базу основного подхода к развитию их личности:

  1. Взрослые должны направлять ребёнка на путь правильного решения задачи. Жесткие указания приведут к внутреннему конфликту и недопониманию.
  2. К школе начинается подготовка с самых ранних лет. Садик является первым местом первичного анализа себя как части общества.
  3. Перед детьми нужно ставить выполнимые задачи, после завершения которых обязательно выделить положительные моменты и похвалить.
  4. Обязательно соблюдать режим дня.
  5. Проводить первичные занятия по школьным предметам - заучивание стихов, подсчет палочек и т. п.
  6. Периодически спрашивать мнение о результатах труда: расспрашивать, как ребенок понимает какие-либо события, происходящие вокруг него.

fb.ru

Возрастные особенности детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни – продолжение очень важного це­лостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образова­ний создает психологические условия для появления новых ли­ний и направлений развития.

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес – 21-25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостене­ния, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развива­ется координация мышц кисти. Общее физическое раз­витие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тре­нировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так на­зываемого внутреннего плана действий - способностью опериро­вать различными представления ми в уме, а не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являют­ся дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его обра­зе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии - способ­ности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последне­го возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет буду­щий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процесс е усвоения нравственных норм формируются сочув­ствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее за­вышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является об­щение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью оста­ется сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражаю­щие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые дей­ствия становятся более сложными, обретают особый смысл, ко­торый не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом до­школьники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое пове­дение в зависимости от места в нем.

Одной из важнейших особенностей данного возраста являет­ся проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно­го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7 -8 предметов. Ребенок мо­жет видеть двойственные изображения.

Память

К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен­ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль­тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска­зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо­мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми­нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по­знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует раз­витию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продук­тивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого мате­риала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. Д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с по­мощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление

Ведущим по-прежнему является наглядно-образ­ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор­мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает

развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж­дений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном воз­расте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логи­ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-след­ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст­раивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Воображение

Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения – вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода­ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери­од – сензитивный для развития фантазии.

Речь

Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грам­матический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и харак­тер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начина­ют активно употреблять обобщающие существительные, синони­мы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологичес­кой речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы пози­тивного общения с людьми, развивается половая идентифика­ция, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успеш­но обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое само­чувствие.

Психологическая готовность к школьному обучению много­компонентна. Можно выделить несколько параметров психичес­кого развития ребенка, наиболее существенно влияющих на ус­пешное обучение в школе.

  • ·Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной пози­ции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отно­шении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности .
  • ·Мотиваиионная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а имен­но позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци­альный мотив учения), и потому, что у него есть познава­тельная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
  • ·Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зре­лостью понимают дифференцированное восприятие, кон­центрацию внимания, аналитическое мышление, выража­ющееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, уме­ние воспроизводить образец, а также развитие тонких дви­жений руки и сенсомоторную координацию. Можно ска­зать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
  • ·Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

apsych.ru

"Возрастные особенности детей 6-7 лет"

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Физическое  развитие

К  7   годам  скелет  ребенка  становится  более  крепким,  поэтому  он  может  выполнять  различные  движения,  которые  требуют гибкости,  упругости, силы.  Его тело  приобретает  заметную  устойчивость,  чему  способствует  усиленный  рост  ног. Ноги  и  руки  становятся  более  выносливыми,  ловкими,  подвижными.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  совершать  довольно  длительные  прогулки,  долго бегать,  выполнять  сложные  физические  упражнения.

У  семилетних  детей  отсутствуют  лишние  движения.  Ребята  уже  самостоятельно,  без  специальных  указаний  взрослого,  могут  выполнить  ряд  движений  в  определенной  последовательности,  контролируя   их,  изменяя  (произвольная регуляция  движений).

Ребенок  уже  способен  достаточно  адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  подвижных  и  спортивных  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  доставляет  ребенку  радость  и  поддерживает  положительное отношение  к  себе  и  своей команде  («мы  выиграли,  мы  сильнее»).

Имеет  представление  о  своем  физическом  облике  (высокий,  толстый,  худой,  маленький  и  т.п.)  и  здоровье,  заботиться  о  нем. Владеет  культурно-гигиеническими  навыками и  понимает  их  необходимость.

Социально-личностное  развитие

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

В  сюжетно-ролевых играх дети  7-го  года  жизни  начинают  осваивать  сложные  взаимодействия  людей, отражающих характерные  значимые  жизненные  ситуации,  например, свадьбу,  болезнь и т.п.  Игровые  действия  становятся  более  сложными,  обретают  особый  смысл,  который не всегда  открывается  взрослому.  Игровое  пространство  усложняется. В  нем  может  быть  несколько  центров,  каждый из  которых  поддерживает  свою  сюжетную  линию.  При  этом  дети  способны  отслеживать  поведение  партнеров  по  всему  игровому  пространству  и  менять  свое  поведение  в  зависимости  от  места  в  нем (например,  ребенок обращается  к  продавцу  не  просто как покупатель/,  а  как  покупатель-мама). Если логика игры требует появления  новой роли, то ребенок может по ходу  игры  взять  на  себя  новую  роль,  сохранив при этом роль, взятую  ранее.

Семилетний  ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»)/

Познавательно-речевое  развитие

Происходит  активное  развитие  диалогической  речи.  Диалог  детей  приобретает характер  скоординированных предметных  и  речевых  действий.  В  недрах  диалогического  общения старших дошкольников  зарождается  и  формируется  новая  форма  речи -  монолог. Дошкольник  внимательно слушает  рассказы  родителей,  что  у  них  произошло  на  работе,  живо  интересуется  тем,  как  они  познакомились,  при  встрече  с незнакомыми  людьми  спрашивают,  кто  это,  есть  ли  у  них  дети  и  т.п.

У  детей  продолжает  развиваться  речь: ее  звуковая  сторона,  грамматический  строй,  лексика. Развивается  связная  речь.  В  высказываниях  детей  отражаются  как  расширяющийся  словарь,  так  и  характер  обобщений,  формирующихся  в  этом  возрасте.  Дети  начинают активно употреблять  обобщающие  существительные,  синонимы,  антонимы,  прилагательные  и  т.д.

Познавательные процессы  претерпевают  качественные  изменения;  развивается  произвольность  действий.  Наряду  с  наглядно-образным  мышлением  появляются  элементы  словесно-логического  мышления.  Продолжают  развиваться   навыки  обобщения  и  рассуждения,  но  они  еще  в  значительной  степени  ограничиваются  наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает  развиваться  воображение,  однако  часто  приходится  констатировать  снижение развития  воображения  в  этом  возрасте  в  сравнении  со  старшей  группой.  Это  можно  объяснить  различными  влияниями,  в  том  числе  средств  массовой  информации,  приводящими  к  стереотипности   детских  образов.    Внимание  становится  произвольным,  в  некоторых  видах  деятельности  время  произвольного  сосредоточения  достигает  30  минут.  У  детей  появляется  особы  интерес  к  печатному слову,  математическим  отношениям.  Они  с  удовольствием  узнают  буквы,  овладевают звуковым  анализом  слова,  счетом  и  пересчетом  отдельных  предметов.

К  7  годам  дети  в  значительной  степени  освоили  конструирование из  строительного  материала. Они  свободно  владеют  обобщенными  способами  анализа  как  изображений,  так  и  построек.  Свободные  постройки  становятся  симметричными и  пропорциональными.  Дети  точно  представляют  себе  последовательность,  в  которой  будет  осуществляться  постройка.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  освоить  сложные  формы  сложения  из  листа  бумаги  и  придумывать  собственные.  Усложняется  конструирование  из  природного  материала.

Художественно-эстетическое  развитие

В  изобразительной  деятельности детей  6-7 лет  рисунки приобретают   более  детализированный  характер,  обогащается их  цветовая  гамма.  Более  явными  становятся  различия  между  рисунками  мальчиков  и девочек. Мальчики  охотно  изображают  технику,  космос,  военные  действия;  девочки  обычно  рисуют  женские  образы:  принцесс,  балерин,  и  т.д.  Часто встречаются  бытовые  сюжеты: мама  и  дочка,  комната  и  т.п.   При  правильном  подходе  у  детей  формируются  художественно-творческие  способности  в  изобразительной  деятельности.   Изображение  человека  становится еще  более  детализированным  и  пропорциональным.  Появляются  пальцы  на  руках,  глаза,  рот,  нос,  брови,  подбородок. Одежда может  быть  украшена  различными  деталями.   Предметы,  которые  дети  лепят  и  вырезывают,  имеют  различную  форму,  цвет, строение,  по-разному расположены  в  пространстве.  Вместе  с  тем  могут  к  7-ми  годам  передать  конкретные  свойства  предмета  с  натуры.     Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Значительно  обогащается  индивидуальная  интерпретация  музыки. Ребенок  определяет  к  какому  жанру  принадлежит  прослушанное  произведение.  Чисто  и  выразительно поет,  правильно передавая  мелодию  (ускоряя, замедляя).  Дошкольник  может  самостоятельно  придумать  и  показать  танцевальное  или  ритмическое  движение.

infourok.ru