#6 Заметки детского психолога "Почему ребенок не играет один?". Ребенок не играет один 6 лет
#6 Заметки детского психолога "Почему ребенок не играет один?"
Приветствую, всех читающих мой журнал. Получила довольно много вопросов, отвечу всем в порядке очереди. Сегодня разбираемся что делать, если ребенок не хочет играть один.
Добрый день! Решила задать вам такой вопрос: почему ребенок в 4,5 года не может играть один? Дочери нужно играть вместе с кем-то, или хотя бы придумать ей интересное занятие, самой ей тяжело придумать, чем заняться. Чем-то заняться можно, только если она спит или не дома, иначе требует постоянного внимания. И так было всегда, не только после рождения второй дочки.
Здравствуйте!
Очень распространенный вопрос. Ребенок не играет сам,
потому что ему не интересно играть в одиночестве,
потому что ему нужны партнеры по играм,
потому что не умеет придумать себе игру и развить сюжет.
И это вполне нормальное явление.
В 4,5 года ведущий тип деятельности – сюжетно-ролевая игра (знаменитые игры в «доктора», «магазин», «повара»). Именно в такой игре ребенок знакомится с миром, проигрывает роли, общается с взрослыми или детьми, учится выражать свои мысли и чувства, в общем, целый мир для ребенка в такой игре. И как ей все это провернуть в одиночестве? Тем более если ребенок экстраверт? Конечно, ей просто необходимы партнеры по играм.
И проблема вовсе не в том, что ребенок как-то неправильно себя ведет, а в том, что ваши дела стоят, пока вам приходится играть с ребенком. Так ведь? Но вы не обязаны целыми днями развлекать свое чадо. Можно делать свои дела, предлагая и ребенку разделить деятельность. Например, вы готовите обед, ребенок может «играть» рядом (мыть ложки, вытирать полотенцем пластиковые стаканчики, перекладывать из тарелки в тарелку овощи, переливать воду из емкости в емкость). В ходе такой игры вы можете беседовать с ней, подстегивать ее фантазию, задавая разные вопросы. Это и будет сюжетно-ролевой игрой, которая так необходима ребенку в этом возрасте (сюжет «готовим обед»). Так же можно «играть» в «уборку», «полив цветов», «кормление младшей сестры». Т.е. многие бытовые ситуации могут стать для ребенка игрой, очень полезной игрой, в которой она будет учиться простым бытовым навыкам, знакомиться с различными обязанностями, общаться с вами, фантазировать.
Поверьте, для ребенка такое совместное времяпровождение с мамой за «натуральными играми», не менее интересно, а даже куда более привлекательно и полезно, чем игра в обычные игрушки в полном одиночестве.
Конечно, не всегда, можно привлечь ребенка к своим делам. Но если вы очень заняты, то нет ничего страшного, чтобы ребенок посидел в своей комнате, «поскучал», похныкал. Объясните ей, что мама сейчас занята, и как только закончит свои дела, обязательно поиграет, почитает, и т.д. Предложите игру и занимайтесь своим важным делом. Понемногу ребенок будет учиться занимать себя сам. Но потребность в играх с партнерами естественная. Поэтому каким-то коренным образом изменить ситуацию нельзя, да и не надо (чтобы ребенок всегда играл сам).
P.S Если у вас есть вопрос, вы можете написать мне в личные сообщения.
Будьте вежливы к комментариях.
С уважением ко всем читающий мой журнал
мама 3х летнего сына, Нина Ливенцова.
www.baby.ru
Ребенок не умеет играть один: что делать?
Здравствуйте, дорогие читатели! Моя старшая дочка категорически не играла самостоятельно почти до трех лет. Я считала, что с этим ничего нельзя сделать, можно только смириться. Однако, теперь хорошо вижу, какие ошибки я сама допустила.
В этой статье я постараюсь рассказать, что делать, если ребенок не умеет играть один. Разумеется, не нужно ожидать, что уже завтра ваш малыш сможет просидеть с игрушками целый день. И вообще у нас нет такой цели — полностью прекратить заниматься ребенком.
Но умение ребенка самому себя занять на короткое время — полезно и маме, и самому малышу. Да, специалисты говорят, что это важно для детского развития! Так как же помочь карапузу освоить этот непростой навык?
Если ребенку меньше года
Специалисты по уходу за детьми утверждают, что малыш должен начать отделяться от мамы с трех месяцев. До трех месяцев ему нужно постоянно находиться на груди и на руках. А затем начинается новый этап роста.
Это значит, что с трех месяцев уже можно мягко приучать малыша лежать без мамы. Мягко! Чередовать ношение на руках и отделение. Если же малыш поднимает плач — не надо никакого «отделения», будет только хуже.
Далеко не все дети готовы к такому. Не все были рождены в идеальных условиях, не у всех идеально протекала беременность... И нужно быть очень внимательными к ребенку. Ни в коем случае не оставлять грудничка плакать.
Однако иногда мамы впадают в другую крайность — не замечают, что ребенок уже готов спокойно лежать и осматривать мир. Что в малыше что-то значительно изменилось. И он уже не нуждается в круглосуточном ношении на руках.
Держать ребенка при себе, когда он готов к отделению — грубая ошибка. Это тормозит развитие ребенка. Задача мамы — всегда быть предельно чуткой. И своевременно реагировать на детские потребности.
Впрочем, если карапуз категорически не желает оставаться без ваших рук — не паникуйте. Просто удовлетворяйте его потребности. Мой сын не желал слезать с рук до 10 месяцев. Точнее, иногда у нас бывали неожиданные «просветы», которые также неожиданно заканчивались... Но это было большой редкостью.
Ребенку один год
В год наступает новый этап развития. Ребенок делает еще один шаг к самостоятельности. Он даже может спокойно принимать отсутствие мамы на 4-6 часов. Разумеется, к такому долгому отсутствию нужно готовить малыша постепенно. И следить за его реакцией.
Именно в год нужно начинать учить ребенка играть. До 10-12 месяцев кроха обычно не способен играть. Он только изучает предметы. А к году появляются первые элементы игры.
Некоторые дети сами осваивают этот навык без помощи родителей. А некоторые в этом возрасте предпочитают цепляться за маму.
Моя дочка не умела играть до 2,5-3 лет. И сейчас я осознала свою ошибку! Я не учила ее этому. Я не знала, каковы возможности детей этого возраста. Я все делала довольно глупо.
Наверное, вам покажется это смешным, но я в год дочки разыгрывала перед ней какие-то кукольные спектакли. Я играла с ней так, как будто ей не один год, а три! Я придумывала какие-то сюжеты (совершенно недоступные годовасику!), вводила ролевые игры...
А дочка просто сидела и смотрела на это великолепие. Она не могла в нем участвовать! Так я приучила ее к пассивной роли в игре. И через год-два исправить это было довольно сложно.
Мои ошибки:
не учила играть;
играла не в те игры;
брала на себя ведущую роль;
все время занималась только ребенком;
ничего не изучила об играх детей этого возраста.
Кошмар! Сейчас я уже понимаю, насколько я была неграмотна!
Что делать с малышом в 1 год?
Карапуз способен только повторять какие-то простые действия. Например, кукла ходит. Или кушает. Или укладываем ее спать. Никаких сюжетов и философских притч!
Не делаем все сами. Учим ребенка. Учим кормить куклу. Мыть. Причесывать. И так далее.
Когда карапуз втягивается в игру — отходим в сторону.
В идеале вы должны быть заняты! Я писала о необходимости иметь хобби. Многим детям не нужно уделять 24 часа в сутки.
Не ждите мгновенных результатов. Мой сын начал «топать» куклой где-то после 10-20 таких игр. И первые такие попытки занимали всего полминуты.
Ребенку три года
Постепенно ваши занятия будут усложняться. Постепенно ребенок сможет играть один все дольше и дольше. У всех детей это проходит по-разному. Кто-то вообще почти не нуждается в маме... А для кого-то 15 минут с самим собой — уже подвиг.
К трем годам почти все дети способны занимать себя сами. Но если они не привыкли к этому, вам будет не так-то просто.
Что делать?
Занимайтесь делами. Создайте себе четкий ритм. Например, полчаса на какие-то дела, потом полчаса с ребенком. И так по кругу.
Объясняйте все малышу. Пообещайте, что поиграете с ним после того, как вымоете пол... И выполняйте обещания.
Если ребенок совсем не привык играть сам — начните с 5-10 минут. Постепенно увеличивайте время.
Отдавайте в игре ведущую роль малышу. Если он не включается — спрашивайте. Как ты хочешь играть? Какую посудку возьмем? Что они будут кушать?
Пусть малыш почаще наблюдает игры старших детей. Здорово, если эти дети возьмут к себе ваше чадо. Но можно и просто смотреть со стороны.
Добавлю хорошее видео о приучении детей к игре:
Главное — будьте терпеливы. И выбирайте игры в соответствии с возрастом ребенка. В два года малыш уже может говорить. Но это не значит, что он освоит ролевую игру. Постепенно усложняйте действия и будьте внимательны к своему малышу.
Надеюсь, статья была полезной. Расскажите о ней в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам радостного материнства. До новых встреч!
pozdnyakova.org
Как научить ребенка играть самостоятельно
Счастливый ребенок 10.10.2016
Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами разберем непростой вопрос – как научить ребенка играть самостоятельно. Что делать, если малыш не хочет занимать себя сам? Как быть маме, которая хочет и ребенка не обделить вниманием, и себе и своим делам время посвятить? Когда ребенок может играть сам? И в какие игры? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.
Своими мыслями о способах приучения ребенка к самостоятельной игре будет делиться ведущая рубрики Счастливый ребенок Анна Кутявина. Передаю ей слово.
Большинство родителей рано или поздно сталкиваются с необходимостью учить ребенка самостоятельно играть. И для осознанных мам и пап это вопрос не только «свободных рук», но и важного этапа полноценного развития крохи. Ребенок должен играть, это аксиома. А вот правильно организованное пространство и условия для игры – прямая обязанность родителя.
Давайте договоримся сразу – тема статьи не «Как избавиться от ребенка на определенное время?». Это немного не то, о чем бы мне хотелось поговорить сейчас. Да и для случая ургентной помощи всегда или почти всегда можно найти няню или попросить бабушку с дедушкой. Просто вручить ребенку планшет и на целый день «отключиться» от него, или посадить перед «голубым экраном» с многочасовыми мультиками – это не игра. И не стоит обманывать себя, говоря, что таким образом мы интенсивно развиваем детей. Это совершенно другое.
Сейчас же давайте поговорим о том, как маме гармонично развивать ребенка, учить его навыкам самостоятельности, и находить время на себя не в ущерб качеству жизни крохи. То есть, правильно организовать самостоятельную игру.
Что есть игра и чем она важна?
По мнению психологов, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Именно в игре он познает мир, изучает модели взаимоотношений, знакомится с предметами вокруг и познает новые эмоции.
Если мы заглянем в словарь, то прочтем там следующее определение:
«Игра – форма непродуктивной деятельности, мотив которой и в результате, и в самом процессе». То есть, в отличие от труда или учебы, игра не должна на выходе давать какой-то «продукт», будь то предмет материального мира или какие-то знания и навыки.
Взрослые часто воспринимают игру как что-то несерьезное и неважное. Кажется, зачем терять время впустую, если можно заняться чем-то полезным? Например, вручить ребенку веник или сапку, и пусть работает. А игра – это для бездельников. Особенно всякие там войнушки и догонялки.
На самом деле, ученые фактически единогласны во мнении: игра ребенку необходима. Играя, малыш моделирует реальную жизнь, обучается ей на безопасном «поле». И, конечно, даже совсем крохе нужна и самостоятельная игра. Ведь именно так он учится творчески мыслить, проявлять инициативу, справляться с трудностями, быть настойчивым в достижении цели, терпимым, находить различные варианты и способы решения поставленных задач. Второй вопрос – как играть правильно? Что можно предложить ребенку в зависимости от возраста?
Виды игр для детей по возрастам
Кроха растет, и меняется его характер деятельности. Претерпевают изменения и игры. Для карапуза до 2 лет главное занятие – активное исследование мира. Он еще не умеет и не будет играть « в кого-то», разбираться в правилах и схемах. Ведущая деятельность на данном этапе – предметно-манипулятивная. То есть, малыш опытным путем учится взаимодействовать с предметами вокруг него. Вспомните, как раз в этот период стремительными темпами идет физическое развитие ребенка – он учится ползать, ходить, хватать пальчиками, фокусировать зрение на предметах, которые ему интересны. Появляется и развивается речь крохи, в процессе общения с окружающими развиваются эмоции. Сейчас ребенку главное – все попробовать на ощупь, рассмотреть, услышать, отведать «на зуб».
Посмотрите на маленьких детишек! Мы с любовью покупаем им дорогущие погремушки, а они с такой же радостью играют с обычными пластиковыми баночками из-под йогурта, ложками и поварешками. Более того, бытовые предметы привлекают их значительно больше, ведь этими предметами «играют» даже мама с папой! И, значит, они однозначно интересные и крутые!
Обычно в столь нежном возрасте мама все время предлагает крохе новую игру, безопасный объект для исследования. Она находится рядом, подпитывает карапуза эмоционально, развлекает его. Возможна ли самостоятельная игра в данный период?
Да! Более того, она очень полезна. Обеспечьте малышу главное условие игры – безопасность. Уберите вокруг ребеночка все предметы, представляющие собой потенциальную опасность. Не оставляйте его ни на минуту на высоком диване без бортиков, вблизи розеток и проводов и т.д. Впрочем, вы наверняка сами знаете условия безопасного развития младенца. Создайте ему пространство для исследований, например, в манеже или на покрывале на мягком ковре. Предложите для ознакомления предметы, отличающиеся по форме, фактуре и цвету, которыми можно постучать, попробовать на вкус, поперекладывать, бросить, поднять и т.д.
Не стоит рассчитывать на то, что малыш будет играть сам полдня. Будьте рядом, чтобы всегда вовремя прийти на зов. Поглядывайте на него, поощряйте, хвалите за достижения. Но и не отрывайте от интересного процесса, если видите, что чадо увлечено.
Детишки в возрасте 2-3 лет уже готовы к новым видам игр. Они вдоволь настучались и наоблизывались, и теперь начинает появляться сюжетная игра, а со временем – и ролевая. У крохи активно включается воображение, он моделирует поведение людей на игрушках. Так, он с удовольствием кормит куколку ложкой, или даже палочкой вместо ложки, катает зайчика на автомобиле, сделанном из коробки, укладывает медвежонка спать под «одеяло» — носовой платочек.
Главное, что на этом этапе должны сделать мама и папа – познакомить кроху с предметами-заменителями, и научить играть. Показать, как это делается. Предложить варианты различных игр. Затем все это карапуз возьмет в самостоятельную игру. Поэтому постарайтесь научить кроху как можно большему разнообразию вариантов, сюжетов.
В данном возрасте ребенок спокойно может поиграть сам минут десять-двадцать. А то и полчаса. Опять-таки, не уходите далеко – малышу может понадобиться ваша поддержка или совет. Но и не влезайте в игру без спроса. Ведь ему сейчас так хочется быть самостоятельным!
Переходим к следующему важном периоду – дошкольному возрасту от 3 до 6 лет. В это время для полноценной игры очень важны отношения и умение их строить. Вспомните, как ведут себя на детской площадке малыши полутора-двух лет. Каждый в основном играет сам, с игрушкой. Других детей словно бы не существует вокруг. После 3 лет же детки уже начинают активно наблюдать за своими товарищами по играм, следить, чтобы они играли «по правилам», и сами учатся правильно играть свои роли. Активно развивается ролевая игра. Дети фантазируют, придумывают, сочиняют просто на ходу.
Чем родитель может помочь ребенку в данном возрасте? Во-первых, вместе с чадом разыгрывать сюжеты любимых сказок, устраивать мини-театры. Во-вторых, активно играть «в жизнь» — моделировать сюжеты из разных сфер. Играть в семью, в магазин, в больницу, в детский садик и т.д. Научившись хорошо играть с мамой, кроха будет более успешен и в забавах с детишками на площадке, а также и в самостоятельной игре дома, с игрушками. Теперь с ребенком можно договориться, что он немного поиграет один, а затем, например, пойдет с мамой на прогулку. И он с удовольствием согласится.
Скажу из личного опыта. Моему сыночку скоро будет три года. Он прекрасно знает, что мама работает дома, и в эти минуты он вполне может поиграть сам. Да, рядом, под моим присмотром, максимум – в соседней комнате. Да, иногда он будет меня дергать, чтобы я посмотрела, какой чудесный дом или самолет он смастерил из деталей конструктора. Но в целом, он прекрасно играет и сам. Двадцать минут точно. А это немало в условиях декрета, правда, дорогие мамочки?
ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ
Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря
Узнать больше ...
Почему ребенок не хочет самостоятельно играть?
На самом деле, на это может быть масса причин. В первую очередь, обратите внимание на здоровье и физический комфорт малыша. Он может быть голодным, или уставшим и капризным, потому что хочет спать. Ему может быть холодно или жарко, а он не в состоянии сам это объяснить родителям. Вот и расстраивается, бежит к маме, цепляется за юбку.
Немаловажный фактор – количество внимания от родителей. Если вы в течение дня не нашли хотя бы двадцати минут на активное общение с крохой, захватывающую игру с ним, не наобнимались – скорее всего, малыш вас так просто не отпустит. Деткам очень важен телесный контакт с родителем. Если они ощущают маму, тепло ее тела, им легко и спокойно. Поэтому самый простой и действенный совет – зная, что вам через какое-то время необходимо отлучиться и оставить ребенка играть самостоятельно, «натискайте» его вволю. Целуйте, обнимайте, делайте массажик, пальчиковую гимнастику, вместе ползайте, катайтесь по полу. Переборщить в этом деле вряд ли получится – когда кроха «напитается», он сам понемногу отстранится и займется своим делом. Проверено на многих примерах.
Также у ребенка могут быть вопросы психологического характера. Страх остаться одному, без мамы. Обиды на родителей, злость, гнев. В данном случае тоже сразу вот сходу усадить ребенка играть самостоятельно вряд ли получится. Сначала нужно по максимуму устранить препятствия. Напитать его любовью и близким контактом. Если вы видите, что проблема не уходит, лучше обратитесь к детскому психологу.
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Давайте подытожим все вышесказанное. Правила самостоятельной игры. Чтобы ребенку было легче освоить игру самому, обеспечьте ему важные условия:
Предварительное усиленное общение;
Навыки и умение играть;
Безопасность пространства;
Поддержание контакта, когда это необходимо;
Удобная игровая зона, в идеале – свой обустроенный игровой уголок;
Развивающие фантазию и интересные ребенку многофункциональные игрушки. Это может быть все, во что малыш сможет играть без вас: кубики, карандаши, машинки, куклы и т.д.;
Похвала за самостоятельную игру, моральное поощрение;
Постепенное увеличение продолжительности самостоятельной игры.
Эти правила не так сложны, как может показаться. Все, что вам необходимо – вовлеченность, желание и искренность по отношению к ребенку. Не пытайтесь его обмануть, или заставить играть. Все это вряд ли пройдет. Но вот разговоры в открытую, поддержка и честная похвала непременно сыграют свое дело. И все будут заняты – и малыш, и мама.
Кстати, не забывайте, что стратегия поведения касательно самостоятельных игр малыша должна соблюдаться всеми членами семьи. Не так, что мама и папа позволяют крохе играть полчаса в день одному, а в гостях у бабушки и дедушки последние не спускают внука с рук ни на секунду. Модель воспитания в семье должна быть общей, тогда у всех все будет хорошо. И поведение ребенка не станет вызывающим.
Помните, что навык самостоятельной игры ребенка – такое же важное приобретение, как и навык есть, пить, одеваться, самому ходить в туалет. Это необходимые ступеньки развития крохи. Ведь он растет, и потихоньку готовится к будущей самостоятельной жизни. И мы не просто можем – обязаны ему в этом помочь.
Я искренне желаю чудесных игр вам и вашим деткам! Активной вам, яркой, насыщенной и творческой жизни!
Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир,автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868
Я благодарю Аню за мысли. От себя хочу добавить, что меня, можно сказать, миновали такие проблемы. Дочки-близнецы очень любили сами играть. Наверно, им друг с другом было повеселее . А когда стали чуть постарше, примерно в 3-4 годика, могли часами сами со своими игрушками заниматься. Важно было вовремя подойти, переключить их внимание на что-то другое. И очень мы любили рисовать и лепить. Конечно, процесс этот уже надо было больше контролировать, но времени появилось гораздо больше у меня уже на свои дела.
И для души мы с вами послушаем сегодня Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада. Хочу обратить ваше внимание на сборник мультфильмов по произведениям классической музыки «Волшебная флейта» из Польши. Чудесные классические мелодии оживают благодаря волшебному искусству анимации! Прекрасный способ приобщать детей к музыке.
Смотрите также
Сырные булочки к завтраку от Гордона Рамзи или НЕбезумное чаепитие с Алисой в Стране чудесРазвивающие игры для детей 1-2 летПочему с ребенком так важно играть?Детки в садике живут, здесь играют и поют. Стихи про детский садРазвивающие игры для детей от 1,5 до 3 летРазвивающие игры для детей 3-4 лет
irinazaytseva.ru
Ребенок не играет самостоятельно
С ранней поры ребенок произносит «Я сам!», когда что-то делает, (когда его одевают, умывают, играет с различными игрушками), а взрослый ему помогает.
К сожалению, взрослые часто подавляют стремления ребенка к самостоятельности, пытаясь всё делать за него и окружая излишней опекой.
Почему ребенок не играет самостоятельно
«Почему моя дочь не хочет играть одна? Если с ней взрослые, она играет с куклой, машинкой, пирамидкой, кубиками и прочее. Мы думали, начнет ходить, тогда и забавлять не надо будет. Может она ещё мала?» — спрашивает мама Гали.
Давайте не будем торопиться с ответом и посмотрим, в чем причины неумения девочки? Почему она не играет самостоятельно? С самого рождения девочку никогда не оставляли наедине с игрушками, забавляли, как могли. Галя привыкла, что с ней всегда кто-то рядом. Позднее она сама стала требовать, чтобы её развлекали, иногда дело доходило до капризов.
Ребёнок не умеет играть самостоятельно
Как приучить малыша играть самостоятельно? Прежде всего, следует обратить внимание на подбор игрушек. Они должны располагать к деятельности, в частности к игре. Для детей до от 1,6 до 2 лет это могут быть любые разборные игрушки (матрешки, кубики, пирамидки и прочее), к трем годам уже необходимо давать мелкий строительный материал, простые мозаики и конструкторы, чтобы дети могли играть за столом. В этом возрасте будет лучше, если малыш играет один. Но сами по себе игрушки не решат проблемы, их надо обыграть взрослому так, чтобы ваши сын или дочь поняли, как следует действовать с ними. Особенно это важно для самых маленьких. Я бы сказала, надо «заразить» ребенка деятельностью. Например, покажите ему мяч, прыгающий в такт под незамысловатую песенку или считалку, а матрешки, вынутые все и построенные в хоровод, доставят детям не только радость, но и умение действовать, выложите кубики простеньким узором, а затем точно так же, глядя на кубики, выложите рядом квадратики из мозаики и т.п. Таким образом, игрушки приобретают для малышей новый смысл и вызывают желание играть с ними. Когда ребенок начнет сам что-то делать, располагать и т.д., обязательно посмотрите и похвалите его, подчеркните, что это он сделал сам. Хорошо, если работа сохранится до вечера, и её увидят другие взрослые, пришедшие вечером с учебы, работы. Подобные поощрения и заинтересованность взрослого побуждают детей продолжать игру самостоятельно.
Ещё пример, как создать желание играть с куклой? Сюжет игры в возрасте трёх лет прост и однообразен: куклы гуляют, спят, едят, их переодевают, купают.
Бабушка Марины забрала вторую куклу и сказала девочке: «Мы уезжаем в другой город к папе, а вы приедете к нам в гости, когда получите приглашение». Сюжет игры у Марины протекает по-прежнему, но уже в условиях ожидания приглашения. Марина игру не закончила, а пригласила подружку куклы и объяснила ей, что они ждут приглашения в гости. Таким образом, девочка была поставлена перед необходимостью играть одной, и она с успехом справилась, внеся свой элемент в развитие игры.
Играем игрушками самостоятельно
Какая игрушка нужна ребенку вы можете подробнее посмотреть в статьях «О детской игрушке» и «Игрушка — спутник жизни детских игр», а я хочу обратить ваше внимание на то, что не обязательно, чтобы у ребенка было много игрушек. Чрезмерное обилие игрушек рассеивает интерес к ним. Если вы чувствуете, что ребенок не может выбрать игрушку, помогите ему, убрав некоторые из них в шкаф или коробку (у кого какие условия), а оставшимися игрушками подскажите способы действия.
Помните, что с удовольствием дети играют с так называемыми отходами производства и бросовым материалом (различные чурбачки, кусочки фанеры, картона, веревочки, проволока, различные катушки, бутылочки и т.п.). Эти материалы представляют собой самый дешевый и благодатный игровой элемент. Если ваш ребенок умеет играть с ними, это значит, что у него зарождается высокая культура деятельности и происходит развитие не только воображения, а большой творческой фантазии.
bukvic.ru
Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок
Игра - ключ к умственному и физическому развитию малыша, она помогает крохе всесторонне и гармонично развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможенны, несамостоятельны и не заинтересованы в игре. А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть.
Ошибка 1: Мы покупаем много игрушек не ребенку, а себе
Вместо того, чтобы купить ребенку ту игрушку, которая ему нравится, взрослые покупают то, что нравится именно им. Ситуация усугубляется, если в детстве у родителей был дефицит игрушек. Такие родители часто покупают, не зная меры. Но пресыщение влечет за собой скуку и апатию.
Совет: пусть лучше игрушек будет немного, но они будут тщательно подобраны в соответствии с возрастом и интересами малыша. Покупайте простые игрушки, которые дают крохе возможность проявить фантазию, задействовать воображение. Обычные машинки с этой точки зрения лучше тех, что работают на батарейках. А простая кукла лучше говорящей. Чтобы кроха не пресытился обилием игрушек, разделите их на 3 части. 2 из них уберите подальше от детских глаз. Наблюдайте за малышом. Как только заметите, что какая-то игрушка ему надоела, он с ней больше не играет, замените ее подзабытой.
Ошибка 2: Мы лишаем ребенка свободы и инициативы
Взрослые слишком активно и инициативно организуют досуг ребенка. Беззаботная детская праздность, полезное ничегонеделание, возможность просто поскучать и пофантазировать кажутся взрослым пагубными и нездоровыми состояниями. Им кажется, что ребенка обязательно нужно чем-то занять. В результате он теряется, когда никто его не направляет и не старается развлечь.
Совет: взрослые должны предоставить малышу максимум свободы для самостоятельных игр и исследований. Полезно запланировать время для совместных неспешных прогулок в парке, во время которых можно рассматривать облака, наблюдать за птицами и т.д. Не пренебрегайте возможностью поболтать с ребенком перед сном, послушать придуманные им истории. Остановите время, научите малыша скучать в хорошем смысле этого слова, мечтать, фантазировать.
Ошибка 3: Мы доверили детей «теленяне»
Уже с 1,5 лет малыши смотрят мультики, в 3 года осваивают компьютерные игры. Результат – проблемы с концентрацией внимания, воображением, логикой, трудности в общении. Этим детям не хватает фантазии и творческой активности. Малыш, сидящий подолгу у телевизора, привыкает получать готовые решения, становится творчески пассивным. Он не может себя занять, придумывать игры.
Совет: строго контролируйте просмотр передач по жанру и ограничивайте по времени. Не ставьте телевизор в детской. Ребенок начнет охотно заниматься другими делами, у него проявится интерес к познанию. Помните, что у телевизора в зависимости от возраста ребенок может проводить: от 15 до 40 минут в день в возрасте 2-5 лет и не более 1 часа в день, если он старше 5 лет. Детям до 2 лет телевизор противопоказан!
Ошибка 4: Мы отдаем предпочтение обучению, а не игре
Чрезмерное увлечение ранним интеллектуальным развитием ведет к перенапряжению малыша. Однако и в России, и на Западе всплеска массовой ранней гениальности не наблюдается. Напротив, интеллектуальный уровень детей заметно снижается. Почему? Ребенок в своем развитии последовательно проходит стадию за стадией. И игровая деятельность – одна из них. Ни занятия, ни учеба не могут дать в возрасте от 0 до 5 лет столько, сколько легко и непринужденно дает игра.
Совет: предоставьте малышу безопасное пространство (двор, лес, парк, комнату), необходимые предметы, игры и игрушки, время для себя самого и свободу самовыражения. И будьте готовы научить его тому, что понадобится ему для продолжения игры. При этом не следует раньше времени пытаться развить то, до чего малыш еще не дорос.
Ошибка 5: Мы перестали подавать пример, идеи
Чтобы организовать любую игровую деятельность, ролевую или предметную, придумать сюжет, нужен образец. И дать его – наша с вами задача: придумать сюжет, подкинуть идею, распределить роли, дать вторую жизнь старым игрушкам. Знают ли наши дети те игры, в которые играли мы? Классики, казаки-разбойники, прятки, догонялки, резиночки, салки? Нет. А откуда им знать, если никто не покажет и не научит?
Совет: играть – это не обязательно часами кататься по ковру и имитировать вой пожарной машины. Время от времени интересуйтесь, чем занят сейчас ваш малыш. И по ходу дела непринужденно и ненавязчиво делитесь с ним возникшими у вас идеями. После этого опять возвращайтесь к своим делам. Малыш творчески претворит вашу идею, повернув свою игру в новое русло.
Ошибка 6: Мы воспринимаем игру с ребенком как обязанность
Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми. Но когда мы начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого момента она перестает быть игрой. Будьте уверены: дети интуитивно почувствуют отсутствие энтузиазма, и это лишит их огромной части удовольствия от игры.
Совет: не любите играть - не играйте. Просто будьте рядом. Малыш чем-то занят, но все время прибегает к вам из своей комнаты? Ему нужно периодически убеждаться, что он в безопасности и вы на месте. Расположитесь на полу в комнате ребенка, чтобы он в любой момент мог задать вам вопрос или похвастать результатом своей деятельности. Занимайтесь совместным творчеством. Вас увлекают лепка из гипса или рисование акварелью? Приобщите к этим занятиям своего ребенка. Интересуйтесь его игрушками. Мы внимательно следим за тем, как у малыша растут зубы, как он социально интегрируется в яслях. Но его игрушки составляют основную часть его жизни и очень для него важны. Читайте детям книжки. Малыш знакомится с книгой только через взрослых. Уделяйте этому 10 минут перед сном или в выходные.
Читать на эту тему:
www.parents.ru
Ребенок не хочет играть самостоятельно: как научить?
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моего блога! Часто ли случается вам слышать от своего чада просьбы о совместной игре? Лично у меня такое частенько происходило. Но должны ли мы всегда поддаваться на уговоры? А если нет времени на игры, что тогда делать?
Занятые родители испытывают чувство вины, когда отказывают малышу в совместных играх и отправляют его развлекаться в одиночку.
Сегодня мы поговорим о том, почему ребенок не хочет играть самостоятельно и как научить его это делать с удовольствием.
Должны ли родители играть с детьми?
Мне не встречались дети, которые не любили бы играть с родителями. С мамой и папой не возникает конфликтов в процессе игры, и они ведут её честно.
Однозначно, родители должны проводить время со своими детьми, общаться с ними, учить чему-то новому. И лучший вариант для выполнения этих действий будет как раз проведение совместных игр. Забавы с мамой и папой необходимы каждому ребенку для полноценного развития.
Совместная деятельность помогает выстраивать крепкие и доверительные отношения между членами семьи. От игр вы будете постепенно переходить к решению каких-либо более серьезных задач, возникающих у ребенка. Он не станет искать помощи и советов на стороне, в первую очередь он обратится к вам, а это многого стоит.
Почему малыш не играет один?
Маленьким детям свойственно стремиться быть ближе к человеку, который ухаживает за ним, кормит, моет, целует. Ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности для полного спокойствия. Ведь если, мама рядом, значит будет еда, тепло и никто не обидит, так мыслит малыш.
Чтобы он не впадал в панику и не отвлекался от игр из-за того, что вы не сидите с ним рядом, просто находитесь в зоне видимости и слышимости.
Часто мамы удивляются, что же их дети к ним без конца липнут? Вспомните, а не оставляли ли вы малыша в недавнем прошлом с кем-либо, а может вы вышли на работу, и дитё проводит время в детском саду? Тогда он будет компенсировать то внимание, что не дополучил, пока вы отсутствовали.
Дети на начальном этапе заболевания или при плохом самочувствие обычно не играют самостоятельно. Им необходим контакт с кожей мамы, отбросьте все дела и проведите время вместе, малыш быстрее выздоровеет и у вас освободятся руки для дел.
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Самостоятельные игры не приносят удовольствия, если ребенок стал старше, а игрушки остались прежними. Не забывайте время от времени наводить порядок в игрушках, заменяя старые на новые или приобретенные у кого-либо с рук.
Дети растут и их потребности тоже. Если совсем недавно ваш малыш часами мог катать машинку или пеленать куклу, а теперь ходит по пятам и хнычет от скуки, то есть повод задуматься.
Проблема эта очень легко решаема, если мама, или другой человек, который находится с ним большую часть дня, выстроит план.
Планирование дня помогает мне и моим подругам проводить время с детьми без особого напряга, и при этом успевать заниматься домашними делами и работой. Дети довольны, а родитель еще и находит время для любимых занятий.
Когда в семье появляется маленькое чудо, это нормально, что родителям необходимо выстраивать новый план жизни, где ему отводится первостепенное место, особенно, пока он маленький. Жизнь с малышом крайне непредсказуема, поэтому не стоит строить серьезных планов далеко наперед. А вот на день вполне можно.
План занятий на день для дошкольника не сильно отличается от того, которому может следовать школьник.
В первой половине дня он учится, посещает различные секции по интересам или для раннего развития.
В послеобеденное время играет самостоятельно или встречается с друзьями
Вечер можно посвятить совместным занятиям с родителями, братьями, сестрами, бабушками и дедушками.
Если проводить день, следуя этим трем пунктам (их можно переставлять между собой), то у ребенка обычно остается так мало времени для самостоятельной игры, что в скором будущем он начинает его использовать в полной мере.
Мир и спокойствие необходимы ребенку, поэтому, чтобы не мешать ему погружаться в деятельность, не вторгайтесь в его пространство в моменты увлечения игрой.
Многие дети попросту не умеют играть, покажите малышу, как это делается, мысленно погрузитесь в своё детство и получите удовольствие от детских занятий. В семьях, где есть старшие детки, младшие увлеченнно подражают им, поэтому практически все время заняты.
Первенцы часто не могут себя занять, особенно, если привыкли, что мама всё время рядом и часто берет инициативу на себя в процессе совместных игр. Побуждайте кроху принимать решения, делать шаги самостоятельно, а сами возьмите на себя роль пассивного слушателя и наблюдателя, но непременно заинтересованного.
Ошибки родителей
Родители предлагают малышу заняться играми, с которыми он не способен справиться в одиночку в силу своего возраста.
Наказывать чадо из-за неумения играть самостоятельно лишено всякого смысла и более того вредит его успеху в будущем, так можно посеять неуверенность в маленькой личности и лишить ее способности ценить себя.
И напоследок хочу добавить, уж если никакие советы не помогают, дитё не хочет играть самостоятельно, то в зависимости от возраста остались нерешенными следующие задачи.
Первая. Малыш слишком мал и не может углубляться в игры самостоятельно. Из-за сильной привязанности к родителю или из-за пережитого стресса в прошлом такая ситуация тоже может возникать. Возможно ребенка что-то напугало, с чем он боится столкнуться вновь. Здесь просто нужно набраться терпения, дети вырастают, страхи уходят, а привязанность сглаживается.
Вторая. Особенно любознательные дети больше нуждаются не в играх и самостоятельных занятиях, а в общении. Беседы со взрослыми им кажутся особенно увлекательными, но и с друзьями и просто знакомыми есть много общего, о чем можно поболтать. Создавайте для ребенка условия, где он сможет находить больше общения, это могут быть организованные встречи на детских площадках, дома или просто в клубе по увлечениям. Элементарно, телефонный разговор с бабушкой или дедушкой может продлиться не один час, по крайней мере у нас так бывает, дочь многое может рассказать, а потом еще и выслушать внимательно собеседника.
Детям, уже умеющим читать, старайтесь прививать любовь к книгам, оттуда они могут узнать множество новой и полезной информации, в которой они остро нуждаются.
Также очень рекомендую вам почитать мою недавнюю статью о вреде телевизора для ребенка, вы найдете информацию, которая объясняет все негативные моменты, связанные с просмотром телевизора детьми, в том числе и влиянии этого устройства на детскую фантазию.
Дорогие читатели, на сегодня у меня все, теперь вы знаете, почему ребенок не хочет играть самостоятельно и как научить его это делать. Если статья вам понравилась, делитесь ею с друзьями в социальных сетях, не забывайте подписываться на получение новых статей с блога. Задавайте вопросы, пишите свое мнение в комментариях, буду рада общению с вами, пока!
С уважением, Нина Домнина.
female-magazine.net
Почему современные дети не умеют играть и как научить ребёнка играть самостоятельно
Всё чаще родители сталкиваются с проблемой: чем занять своего ребёнка, хоть и весь дом завален всевозможными игрушками. Современные дети, в большинстве случаев, просто неспособны играть самостоятельно, придумывать, фантазировать.
Много игрушек – не значит счастливое детство.
Ещё несколько десятилетий назад выбор детских игрушек, в сравнении с теперешним временем, был ничтожно мал: машинки, куклы, кубики и конструкторы, всё у всех практически одинаковое. Сейчас же от разнообразия игрушек разбегаются глаза как в обычных магазинах, так и в интернет-магазинах, есть всё и на любой кошелёк, и родители, помня своё детство, задаривают ими своих чад. Дети разучились ценить и любить свои игрушки, поиграв одной, буквально час, они уже требуют другую.
Психологи рекомендуют выбирать игрушки последовательно, чтобы они приносили пользу и развивали ребёнка. Ведь самый большой вред современных игрушек в том, что они настолько информативные, что не стимулируют детскую фантазию. Лучше купить конструктор, настольную игру, самокат, велосипед, потому что чем проще - тем больше пользы. И ещё очень важно показать ребёнку, как нужно играть, то есть играть вместе с ним, потому, что он до 3-4 лет не умеет играть один. Очень часто папа или мама, купив игрушку, надеются занять ребенка, чтобы выделить время для своих личных дел. Всегда проще накупить игрушек, пусть сам играет, научить читать – пусть сам читает. Ребёнка нужно всему учить играть и играть тоже.
Игра – важный этап развития.
Игра способствует развитию сознания, помогает малышу заглянуть в мир взрослых, ведь у него реальный и вымышленный очень тесно связаны между собой. Ролевые игры помогают изучению моделей взаимоотношений и в игровой форме ребёнку легче объяснить, что хорошо, что плохо, что можно что нельзя. Проигрывая всевозможные ситуации возможно, например, подготовить к походу в больницу или детский сад.
Сейчас очень модно раннее развитие, все стремятся научить малыша пораньше читать, писать, даже детские сады стали маленькими школами. А компьютер и телевизор, очень часто стают их лучшими друзьями, заменяя общение со сверстниками, которое им необходимо для умения вести себя в коллективе, говорить, слушать и договариваться.
Детский возраст - время активного познания окружающего мира, а игра – его главная деятельность, которая позволяет ему развиваться психически, и помогают его становлению как личности. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, они начинают творчески мыслить, фантазировать.
Если обобщить то игра это:1. Удовольствие и развлечение;2. Общение и самовыражение;3. Физическое развитие в подвижных играх;4. Социальная адаптация;5. Обучение и познание;6. Дисциплина и воспитание.
Для каждого возраста есть свои игры. Новорождённый ребёнок играет, двигая ручками и ножками, рассматривают родные лица. А вот дети постарше любят уже толкать, кидать, хватать. С одного года, когда ребёнок становиться постарше и учится ходить, ему интересно бегать, догонять, а уже после трёх лет - просто необходимо общение со сверстниками.
Как научить ребёнка играть самостоятельно.
Очень часто ребёнок не играет сам не потому, что не умеет, а на это есть и другие причины. Он, например, может себя плохо чувствовать, особенно в период, когда лезут зубы, быть голодным, уставшим или хотеть спать. Все дети, если им не хватает простого общения с папой или мамой, будут капризничать и требовать к себе внимания, и никакие игрушки не смогут их отвлечь.
Чтобы научить ребёнка самостоятельно играть, нужно приложить определённые усилия и не для того чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами, а чтобы приучить к самостоятельности и настойчивости, научить терпению и инициативности.
Основные принципы обучения самостоятельной игры:
1. Организация игрового пространства, которое должно быть настолько безопасным, чтобы можно было оставить малыша на небольшой промежуток времени одного. Игрушки расставлять так, чтобы ими захотелось поиграть. Самостоятельность – врождённый навык и его нужно развивать и не препятствовать стремлениям ребенка, что-то делать самому: кушать, одеваться, подметать;
2. Правильный подбор игрушек, соответствующих возрасту;
3. Даже при самостоятельной игре время от времени включаться в процесс, ребёнок должен чувствовать, что родителям интересно то, чем он занимается, и помогать, если что-то не получается;
4. Не навязывать свои правила игры и поощрять самостоятельность;
5. Копировать действия взрослых в игровой форме: мыть посуду, стирать, лечить, готовить;
6. Мотивировать к самостоятельной игре и поощрять.
Главная причина того, что современные дети не умеют играть, это то что они просто не умеют этого делать и виноваты в этом сами родители.
Конечно, проще дать ему планшет или включить мультики, но это не принесёт ему никакой пользы, а даже может навредить. В современном мире невозможно прожить без всевозможных гаджетов, но знакомить с ними детей, нужно аккуратно и дозировано.