Гиперактивный ребенок. Как помочь? Ребенок гиперактивный что делать 6 лет
Гиперактивный ребенок. Как помочь?
Почему на осинках не родятся апельсинки? Осинка — дитя холодного cевера, апельсинки — плоды темпераментного жаркого юга. Континентальная несовместимость.
Ваш ребенок похож на неугомонный апельсин? Импульсивный, крайне подвижный, не сидит ни минуты спокойно? Одним словом, очень активный, трудный ребенок или, говоря научным языком, гиперактивный.
Мы специально начали разговор с осинок и апельсинок. В 95% гиперактивность — наследуемый признак. Но очень активный и гиперактивный ребенок — это две большие разницы.
Первый и самый важный совет: не стройте догадки и предположения, обратитесь за квалифицированной консультацией к специалисту. Неправильно говорить о гиперактивности как таковой. Она является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием.
СДВГ — это многоплановое расстройство функционирования мозга, особенности поведения ребенка не имеют отношения к плохому воспитанию, аллергии и т.п.
Важно понять, что при СДВГ нужен комплексный подход во всем.
1. Учитывать комплекс нарушенных мозговых функций: проблемы с поддержанием оптимального тонуса жизнедеятельности, (быстрая утомляемость и снижение интереса), отставание функций программирования и контроля (невозможность спланировать и выполнить последовательность действий), отставание в развитии зрительно-пространственных функций.
2. Комплексный подход в диагностике и лечении. Одновременное наблюдение у невропатолога и психолога (нейропсихолога).
3. Комплекс родители—ребенок — основа социализации и нормального развития ребенка. Традиционно СДВГ диагностируется в 5-6 лет, реже в 2-3 года. В последнем случае для психологической коррекции вы можете обращаться на кафедру нейропсихологии вуза вашего города.
Что можно посоветовать родителям ребенка с СДВГ?
Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: «Не делай!», «Нельзя!», «Перестань!». Эффективно переключать внимание на что-то другое. (Вместо «Не прыгай на диване!» — «А сколько раз подряд ты сможешь отбить мяч ладошкой от пола?». При этом считать вместе с ребенком и обязательно похвалить несмотря на результат.)
Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.
Игра — это основной способ освоения окружающего мира, в том числе и для детей с СДВГ. Последние часто предпочитают шумные и активные игры, что вполне обоснованно. Но выбирайте те, что имеют четкие правила. Начните с самых простых, постепенно прибавляя и усложняя условия. Благодаря подобной технике ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременному удерживанию в активной памяти и внимании нескольких целей, соответственно тематике игры получает полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются навыки общения.
К таким играм относится большинство дворовых игр: прятки, «да-нет не говорить, черное- белое не предлагать», «морская фигура». В старшем возрасте пионербол, футбол, баскетбол и т. д.
Для совсем маленьких детей можно использовать игры с четкими правилами передвижения предмета с места на место (не «принеси маме мячик», а «дай маме в руки красный мячик»). Добившись выполнения, правила усложняют (просят принести два мячика сразу или один мяч папе, другой маме и т. д.).
Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности, особенно те, что ослаблены. Помните: проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.
Об особенностях школьного обучения при СДВГ
Наблюдается парадоксальная ситуация: при высоком уровне интеллекта — низкая успеваемость. Причины те же, что и в раннем возрасте. СДВГ остается и влияет на развитие ребенка вплоть до подросткового возраста, иногда и дольше.
На помощь вам, как и прежде, придут спокойствие, уверенность, хорошее настроение и игровая организация деятельности. Но не забывайте: в случае явных и нарочитых правил ребенок начнет упрямиться, сопротивляться и быстрее обычного потеряет интерес. Чередуйте подвижные и сидячие игры, старайтесь подбирать уровень сложности так, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что он не справится.
В школьном возрасте ребенок с СДВГ все также остается нечувствителен к наказаниям и отрицательным стимулам. Не стоит говорить: «Ты должен сделать домашнее задание за 1 час!» Лучше : «Давай сегодня попытаемся сделать домашнее задание за 1 час». Или другой пример. Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Вместо очередного выговора попробуйте каждое утро говорить «Сегодня для тебя самое важное — записать в дневник домашнее задание!» Сначала это будет в ущерб учебе, позже ребенок освоит цель и перейдет к новой.
При плохом выполнении домашних обязанностей также можно использовать игру. При мытье посуды расставляйте тарелки в особой последовательности или мойте наперегонки. При уборке пола просите его подметать левой рукой и т. д.
Обратите внимание и на пакеты развивающих компьютерных игр. Ребенок сначала проходит тестирование, затем компьютер, проанализировав результат, корректирует комплекс игр индивидуально для тренировки ослабленных функций.
Мы неоднократно упоминали о неэффективности наказаний ребенка с СДВГ, но если вы считаете наказание правомерным, оно должно следовать сразу за провинностью. Иначе из-за рассеянности внимания ребенок не поймет взаимосвязь.
Подводя итог, еще раз перечислим основные аспекты, чем и как родители могут помочь ребенку с СДВГ:
- диагностика и комплексный подход в лечении;
- обязательное выполнение всех рекомендаций специалистов;
- основной способ взаимодействия и обучения необходимым навыкам — игры, в том числе, шумные и подвижные;
- спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее.
Помните, что несмотря ни на что вы любите своего ребенка. Просто ему нужно уделять чуть больше внимания, и необходим творческий подход в воспитании и обучении!
Елена Алексеева, психолог
www.ya-roditel.ru
Гиперактивный ребенок - что делать родителям? Советы психолога
Содержание:
Наверняка вам хоть раз доводилось наблюдать ситуацию, когда чей-то малыш на улице проявляет недюжинный запас энергии. Сначала он гоняет дворовую собаку, а через секунду с восторженным криком летит с горки, уже в следующий момент он оседлает самокат и помчится на нем, распугивая прохожих. При этом замотанные родители сначала пытаются унять чадо, но в итоге опускают руки, мирясь с неизбежным.
С чем же им приходится иметь дело, с любознательностью, неуемным стремлением ребенка познать мир или в таком поведении кроются некоторые психологические и неврологические особенности? Давайте разбираться.
Причины гиперактивности у ребенка
Состояние, при котором малыш моментально возбуждается, а затем не может самостоятельно успокоиться, специалисты называют гиперактивностью. Но не путайте его с бытовыми ситуациями, когда ребенок иногда отказывается выполнять требования, шалит в гостях или злится.
Гиперактивность – это проблема, возникающая регулярно, она тесно связана с неспособностью сконцентрироваться, невнимательностью и забывчивостью. Врачи в России склонны называть такое состояние заболеванием, хотя за рубежом его относят лишь к особенностям темперамента, требующим не лечения, а корректировки.
Чтобы понять, как справляться с подобными трудностями, необходимо выявить причины, которые их спровоцировали. К факторам, способствующим возникновению гиперактивности, относятся:
- Генетическая предрасположенность. Считается, что если хотя бы у одного из родителей в детском возрасте диагностировалась схожая проблема, то, с вероятностью в 30%, ребенок унаследует ту же особенность.
- Проблемная беременность. Как известно, все 9 месяцев беременности происходит закладка органов и формирование внутренних систем ребенка. Повлиять на этот процесс может, что угодно.
Полезно знать! Специалисты предполагают, что, например, токсикоз будущей мамы может негативно сказаться на формировании нервной системы. Да и повышенное артериальное давление у беременной – это не самый хороший показатель, ведь при таком диагнозе у плода может наблюдаться внутриутробная асфиксия, что также называют одной из причин возникновения гиперактивности.
- Роды. Речь идет либо о слишком быстрых, либо затяжных родах. И в том, и в другом случае малыш испытывает сильный стресс и перегрузки, что может привести к возникновению неврологических проблем.
к содержанию ^ Основные признаки гиперактивности
Важно не перепутать жизнерадостность малыша с патологическим состоянием.
Характерными признаками гиперактивности являются:
- Неспособность усидеть на одном месте, ерзанье на стуле, постоянное шевеление пальцами, ощупывание одежды;
- Взрывной темперамент, мгновенный переход от позитивного настроя к ярости, и наоборот;
- Систематическое непослушание, желание действовать наперекор замечаниям;
- Отсутствие правильной оценки собственных действий и неспособности предугадать последствия;
- Неспособность расслабиться даже ночью, о чем свидетельствует тревожный и беспокойный сон, причем эта проблема возникает регулярно;
- Регулярная потеря личных вещей, при этом дома могут обнаруживаться чужие игрушки, взятые по невнимательности, плохая память и невнимательность.
Проблемы гиперактивности, чаще всего, проявляются в возрасте двух-трех лет. Но в основном родители всерьез задумываются о них, когда настает пора идти в школу. Тогда уже не только близкие люди, но и учителя обращают внимание на то, что ребенка сложно организовать, озадачить, призвать к порядку и добиться от него усидчивости.
к содержанию ^ Гиперактивный ребенок: что делать – советы психологов
При выявлении гиперактивности от родителей требуется не пускать ситуацию на самотек и предпринять определенные действия, которые позволят скорректировать особенности поведения малыша. Если отнестись к такому состоянию легкомысленно, проблема в дальнейшем лишь усугубится.
К счастью, психологи разработали универсальный алгоритм действий, который позволит правильно реагировать на гиперактивность ребенка и направить ее в нужное русло:
- Хвалите и поощряйте маленького человека. Не стесняйтесь показать ему, насколько вы гордитесь его достижениями. Пусть даже речь идет о строительстве башни из кубиков. Одобрение родственников является главным стимулом для детей младшего возраста.
- Формулируйте отказ в мягкой форме, не поленитесь объяснить, почему в данный момент добиться желаемого не получится.
- Установите список несложных домашних поручений. Например, предложите протирать стол после семейного ужина. Следите за тем, чтобы задание выполнялось регулярно, мягко напоминайте о нем.
- Сделайте «Книгу достижений». Возьмите блокнот или тетрадь, куда вы будете каждый вечер вписывать добрые дела и победы маленького бунтаря. Периодически вместе перечитывайте предыдущие записи, малыш заново ощутит приятные эмоции, связанные с похвалой, и постарается совершать поступки, вызывающие положительную реакцию.
- Несмотря на то что родителям хочется оградить ребенка от всевозможных проблем и переживаний, не спешите вмешиваться в ситуации, с которыми ему вполне по силам справиться самостоятельно. Касается ли это дележа лопатки в песочнице или построения домика из конструктора, пусть маленький исследователь ищет возможные выходы из сложившихся затруднений. Вмешивайтесь только в крайнем случае.
- Помните, что вызывающее и девиантное поведение – это не попытка досадить вам, а стремление привлечь внимание. Маленький человек пока не знает, как добиться желаемого по-другому. Не сердитесь, наберитесь терпения и уделите ему время.
- Установите и соблюдайте распорядок дня, это способствует организованности и развитию памяти.
- Если вам предстоит поход в людное место или на шумное мероприятие, запланируйте событие на первую половину дня, вечером создайте спокойную обстановку, не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором или компьютером.
- Правильно готовьте ребенка к ночному сну: помассируйте ножки и ручки, погладьте спинку, заварите ромашковый или мятный отвар, половину дайте малышу выпить, а остальное добавьте в воду во время принятия ванны, это поможет расслабиться и поскорее уснуть.
- Рассказывайте о причинно-следственной связи между поступками и наступившими последствиями, учите оценивать собственные действия и нести за них ответственность.
Чего не следует делать! Никогда не говорите ребенку о том, что он не такой, как другие. Это спровоцирует возникновение комплексов и психологических барьеров.
Приведенный перечень советов не является исчерпывающим, он может расширяться, ведь каждый малыш уникален, как и его потребности.
Гиперактивность – не ужасная болезнь. Это, скорее, индивидуальная особенность, которую можно скорректировать. От родителей требуются, прежде всего, любовь, терпение и желание понять собственного ребенка.
onlineotvetchik.com
Гиперактивность у ребенка 3 лет, что делать при гиперактивности у детей 5 лет
Администрация сайта viline.tv (ООО "ВилайнТв" ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.
Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций, проведения опросов в целях повышения качества услуг.
Персональные данные - это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон, адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.
Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail) [email protected]
В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней.
Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с первых дней их жизни.
Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все, что нужно для развития, оздоровления, а также психологического и интеллектуального воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и для будущих мам.
Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами воспитания малышей в том возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.
Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала.
Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.
Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления иммунитета, разработки и внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом, знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами. Мы поможем вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу, спортивную секцию.
Авторам курсов по развитию детей:
Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv - это явно ваши потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем проекте!
Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.
Сотрудничество с ViLine.tv - это:
- Раскрутка ваших курсов через email-рассылки подписчикам ViLine. Наши письма читают десятки тысяч молодых мам!
- Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией для авторских курсов и специальные страницы о вас;
- Создание промо-материалов для продвижения курса и автора в нашей собственной видеостудии;
- Повышение известности автора - мы расскажем огромной аудитории, почему ваш курс стоит приобрести.
Варианты сотрудничества:
- Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем комиссионное вознаграждение. Вы получаете активный рост продаж и основную прибыль.
- Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее мы продаем ваши материалы самостоятельно, получая 100% прибыли.
Пишите по адресу [email protected], присылайте свои курсы. Условия размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.
Авторам статей:
У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать полезные статьи для мам и пап? Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.
Размещение статей на ViLine.tv - это:
- ✓ Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией;
- ✓ Раскрутка Вашего сайта;
- ✓ Достойное вознаграждение.
Условия:
- – материал должен быть уникальным;
- – не размещаем SEO-статьи;
- – можем отказать в размещении материала по усмотрению руководства проекта.
Для начала сотрудничества
- ✓ Напишите письмо по адресу [email protected], с примерами работ и/или ссылкой на сайт.
Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.
На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:
Безопасность и конфиденциальность платежа
При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически перенаправлены на платежную форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью защищены в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о совершенном Вами платеже.На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено сообщение об авторизации платежа.Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт. Информация о вашем платеже может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению произошла задержка в обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800 500-65-37
Личные данные покупателя.
При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, адрес электронной почты, телефон, адрес доставки.Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом. Продавец обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом.
Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.
После оплаты войдите в ваш "Личный кабинет" и выберите "Мои курсы"Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте ViLine.tvВ случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо написать в службу поддержки [email protected]
Правила возврата денежных средств
Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:
1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).
2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).
viline.tv
что делать, советы психолога, отзывы, видео
- Детская комната
- Видео и радионяни
- Детские кроватки, матрасы, мобили
- Игровые домики, горки, манежи
- Игрушки
- Одежда для новорожденных
- Шезлонги, качалки
- Уход и развитие
- Развитие
- Товары. Уход и Развитие
- Уход
- Здоровье
- Детские болезни
- Лекарства и средства
- Массаж, гимнастика и закаливание
- Прививки
- Купание
- Купание. Открытые вопросы
- Средства для купания
- Товары для купания
- Питание
- Грудное вскармливание
- Искусственное и смешанное питание
- Товары и средства, прочее
- Прогулки и перевозка
- Коляски, автокресла, прочее
- Путешествия, прогулки и походы
Поиск
- Детская комната
- ВсеВидео и радионяниДетские кроватки, матрасы, мобилиИгровые домики, горки, манежиИгрушкиОдежда для новорожденныхШезлонги, качалки
Делаем настольные игры для детей своими руками
Лучшие настольные игры для детей 6 7 лет
Самые интересные подвижные игры для детей дома
Виды настольных игр для детей: обучающие и веселые
- Уход и развитие
- ВсеРазвитиеТовары. Уход и РазвитиеУход
Секреты того, как воспитать послушного ребенка
Если ребенок кривляется
Если ребенок ябеда
Какую роль играют подвижные игры в развитии детей
- Здоровье
- ВсеДетские болезниЛекарства и средстваМассаж, гимнастика и закаливаниеПрививки
Чем и как остановить икоту у новорожденного крохи?
Основные симптомы сотрясения головного мозга у детей, диагностика
Как происходит лечение сотрясения головного мозга у детей
Как проявляется сотрясение мозга у ребенка до года
- Купание
portalrebenka.com
Гиперактивный ребенок - Parents.ru
Не заметить гиперактивного малыша невозможно. Он везде и повсюду: крутится как юла, бегает, прыгает, задает по сто вопросов в секунду и не пытается при этом выслушать ответ. И понятно, что растить такого неугомонного ребенка непросто. Что именно нужно знать родителям непосед, выяснила Кристина Сандалова.
Даже в три-четыре года гиперактивного малыша нельзя оставить одного в комнате – перевернет все верх дном. В детском саду гиперактивным детям трудно жить по четким правилам, привыкнуть к жесткому распорядку садика, подружиться с ребятами и слушаться воспитательницу. Заниматься с таким ребенком сложно – он не может сосредоточиться больше чем на минуту, вертится на стуле, отвлекается, то и дело вскакивает, не к месту смеется. Родители не могут угнаться за своим маленьким ураганом, да и он сам не в состоянии собой управлять. Порой начинает казаться, что этой бесконечной гонке не будет конца… И все же помочь гиперактивным малышам вполне возможно, важно только не упустить время.
Какой неугомонный
Почему это происходит?
Это типичный портрет гиперактивного ребенка. В младенчестве такие малыши с трудом выдерживают пеленание, выворачиваются, сердятся, если их стесняют в движениях. И даже во время еды гиперактивный ребенок вертится, суетится, поскольку у него в отличие от обычных детей не наступает так называемого «состояния автаркии» – полусонного удовольствия. Когда гиперактивный карапуз подрастает, он не может долго ни на чем сосредоточиться, вместо игры ломает предметы. Мама и папа часто считают, что их малыш просто очень подвижный и занятия, требующие усидчивости, ему скучны и неинтересны. Родители закрывают глаза на тревожные признаки, а когда ребенок идет в школу, выясняется, что ему очень сложно учиться, хотя от природы он наделен высоким интеллектом и неординарными способностями.
Галина, мама 5-летнего Мити:
«С самого рождения Митя был очень жизнерадостным, веселым малышом, но уж очень подвижным, не мог угомониться даже во время еды. Когда стал старше, я заметила, что ребенок плохо удерживает внимание, несколько секунд повертит в руках игрушку – бросает, хватает новую, не пытаясь изучить ее, поиграть. Сейчас Мите пять лет, он совершенно неуправляем, игрушки ломает, да и вообще «крушить» – его любимое занятие. Что-то почитать, собрать конструктор или паззл Мите неинтересно, а ведь нам через два года в школу».
Что делать?
В первую очередь стоит обратиться к невропатологу: он, возможно, назначит успокаивающие лекарства и массаж. Совсем маленького ребенка не нужно пеленать, стеснять в движениях. Однако такой малыш требует постоянного контроля, внимания и общения больше, чем другие дети. Когда ребенок станет старше и у него начнет проявляться «любовь» к разрушению, родителям необходимо останавливать эту хаотичную, бессмысленную активность – она опасна не только для окружающего мира, но и для душевного устройства ребенка. Многие мамы и папы говорят: «Да нам не жалко, пусть ломает – выплеснет лишнюю энергию наружу и станет спокойнее». Но спокойнее ребенок не станет, поскольку у гиперактивных малышей происходит постоянный «самозавод». Если крохе вовремя не помочь, гиперактивность может обернуться серьезными психическими и поведенческими проблемами. Поэтому задача родителей – направлять излишнюю двигательную активность ребенка в правильное русло. Можно отдать малыша в секцию плавания, танцев, фигурного катания, карате, ушу. Когда ребенок подрастет, он охотно будет заниматься футболом, баскетболом и другими командными играми. Многие дети любят конный спорт. Гиперактивность не нужно подавлять, ее следует корректировать и учить ребенка руководить своими желаниями.
Валентина, мама 4-летнего Вани и 5-летнего Миши:
«У моих детей небольшая разница в возрасте, но как же они не похожи друг на друга! Старший спокойный, в 5,5 года бегло читает, любит конструировать, рисовать. А младший неугомонный, с раннего утра как заведенный бегает, носится, ничем не способен долго и сосредоточенно заниматься. Дня не проходит, чтобы чего-нибудь не разбил, не сломал, не ушибся… Пришлось взять няню, потому что бабушка на прогулке не поспевает за Ваней – он невнимательный, неосмотрительный и непослушный».
Наладить контакт
Почему это происходит?
Гиперактивность можно сравнить с явлением, которое в психиатрии и психологии принято называть «полевым поведением»: ребенок фиксирует внимание только на том, что в данный момент попало в поле его зрения, но тут же забывает об изучаемом предмете, как только переводит взгляд в другую сторону и в его поле зрения попадает новый объект. У гиперактивных детей фактически отсутствует концентрация внимания, у них нет настоящего осознанного интереса к окружающему миру. Поэтому родители, делая замечания, могут наблюдать отсутствие реакции на свои слова.
Что делать?
Если ребенок не реагирует на обращения взрослых, мама и папа должны подкреплять словесные инструкции действием. Не просто говорить «нельзя», «не ходи сюда», «не делай это», а взять малыша за руку и увести в другую комнату, если, например, ребенок трогает чужие вещи или пытается что-то сломать.
Гиперактивность может пройти сама собой годам к 12. Но особое внимание такому ребенку нужно всегда.
Найти применение
Очень важно привить гиперактивному малышу интерес к учебе, к целенаправленному труду. Таким детям отлично подойдут занятия спортом, математикой, пением, театральным искусством. Если гиперактивному ребенку что-то понравится, он готов заниматься любимым делом часами и добиваться серьезных результатов. Конечно, у человека, который страдал в детстве гиперактивностью, и во взрослом возрасте будут свои особенности: таким людям необходима постоянная смена действия, «жизнь в движении».
Когда вы решаете сделать выговор гиперактивному малышу или запретить ему что-либо, сядьте перед ним, чтобы ваше лицо оказалось на уровне лица ребенка, возьмите его выше локтя (если вырывается, твердо удержите) и, глядя малышу прямо в глаза, говорите очень строгим голосом. Лицо обязательно должно быть строгим – так ребенок лучше сконцентрируется и поймет, что от него хотят, поскольку гиперактивный малыш лучше понимает мимику, чем слова.
Нужно помнить, что дети с гиперактивностью от природы очень добродушные и веселые и запреты нарушают часто неосознанно. Конечно, такой ребенок должен знать слово «нельзя», но родителям стоит почаще использовать метод поощрения. Например, договоритесь с ребенком, что он 5 минут просидит спокойно и порисует. Если малыш выдержал, обязательно похвалите его и угостите чем-то вкусным: орешком, конфетой. Поощрение может быть символическим, но важно, чтобы оно было. Тогда малыш на условно-рефлекторном уровне усвоит правильные модели поведения. Постепенно, когда ребенок научится руководить собой и слушаться, «сладкие» награды можно аккуратно отменить.
Марина, мама 6-летней Насти:
«Уже в три года Насте поставили диагноз: «гиперактивность». Невропатолог назначил курс лечения, который нам немного помог, Настя стала спокойнее. Но с концентрацией внимания проблемы остались. На занятиях по подготовке к школе учительница говорит, что малышка сильно утомляется даже от небольшого умственного напряжения, отвлекается, на вопросы отвечает плохо».
Сила воли
Почему это происходит?
Обычный ребенок понимает, когда следует сосредоточиться, выслушать учительницу и выполнить задание. Им движут различные мотивы: страх получить плохую оценку или замечание, желание отличиться и заслужить похвалу, стремление к лидерству. Гиперактивный малыш, конечно, тоже хочет быть лучшим учеником и радовать родителей. Но он неспособен «собрать себя в кулак» и самостоятельно преодолеть трудности, ему необходима помощь. Если у ребенка слабая внутренняя воля, она должна быть усилена извне, и «аккумулятором» в данном случае должны выступать родители.
Задача родителей – помочь гиперактивному малышу научиться контролировать свои эмоции и направлять бурлящую энергию в нужное русло.
Что делать?
Прежде всего гиперактивному ребенку, как никаким другим малышам, необходим режим. И выполнять домашние задания или заниматься с ним нужно в строго определенное время. Занятия должны быть распланированы, каждое задание должно быть ясно ребенку. Хорошо действует метод «проговаривания вслух», когда малыш вместе с мамой проговаривает свои действия. За любое усилие ребенка нужно хвалить, эмоционально подпитывать, а за выполненное задание (пусть и с ошибками) обязательно поощрять.
Учиться дружить
Татьяна, мама 7-летнего Володи:
«Володя добрый и щедрый ребенок, охотно делится игрушками с другими детьми, редко обижается, никогда первым не начинает конфликтовать. Однако контакта с ребятами ни в школе, ни во дворе найти не может. Детям с ним неинтересно, поскольку по правилам играть ему трудно, он постоянно навязывает свои порядки, которые сам же и нарушает».
Почему это происходит?
Дружеские отношения требуют не только внешней, но и внутренней сосредоточенности, остановки на другом человеке. А гиперактивные малыши по натуре эгоцентричны, для них участие в судьбе посторонних (пусть и близких) людей – это определенное усилие, которое не всегда дается легко. Однако такие малыши умеют сочувствовать, сопереживать, сострадать, они независтливы, щедры. Просто не склонны сильно задумываться о жизни других людей, об их интересах, что так необходимо для построения нормальных дружеских отношений.
Что делать?
Объясните ребенку, что в жизни, как и в игре, существуют определенные правила, которые нужно соблюдать, если хочешь быть принятым в коллектив. Если ребенок желает предложить свои правила, пусть сделает это, когда подружится с ребятами, но он обязательно должен соблюдать их сам. Старайтесь развивать у малыша внимательность и память, для этого можно играть в соответствующие игры: «Найди отличия», «Вспомни, что было» и т. п. Можно проигрывать с ребенком различные ситуации в кукольном театре: придумать жизненный сюжет (мальчик пытается подружиться с ребятами, но его не принимают в игру) и совместно подумать, почему у малыша так выходит, какие ошибки совершает ребенок, а потом проиграть положительный вариант ситуации (когда мальчика приняли в компанию).
Наталья, мама 4-летнего Гриши:
«Спокойные игры не для нашего Гриши. Его стихия – салочки, прятки, футбол. Как только выдается свободная минутка, он кричит: «Мама, пойдем гулять!» – и готов носиться по улице часами. Не могу сказать, что он бегает без дела. Гриша все время придумывает какие-то игры, вовлекает в них других детей, но что меня настораживает – энергия у него льется через край. Свекровь твердит мне, что Гриша гиперактивный ребенок, поскольку «нормальный» малыш не может крутиться целый день без устали. Действительно, своей чрезмерной активностью он утомляет домашних, и все вздыхают спокойно, только когда Григорий засыпает. Невропатолог говорит, что ребенок здоров и такая возрастная активность постепенно уляжется, но я с трудом ему верю».
Уметь отличать
Почему это происходит?
Сегодня принято причислять к группе гиперактивных детей вполне здоровых, но чересчур энергичных малышей. Коренное отличие гиперактивного ребенка от энергичного состоит в том, что «обычная» активность не несет разрушения. Ребенок может быстро одеться, когда это необходимо, или с невероятной скоростью прибраться в комнате – малыш совершает целенаправленное созидательное действие. Кроха будет очень возбужден и чрезмерно активен, если дорвался до любимых игрушек, в которые давно жаждал поиграть, – в этом нет ничего страшного! Некоторые дети от природы очень активны, обладают сильными лидерскими качествами и способны заражать или подавлять своей энергией.
Однако если активность бессмысленная и деструктивная (и ребенок пребывает в подобном состоянии перманентно), можно говорить о гиперактивности. Конечно, важен возраст: в год-полтора для ребенка совершенно естественно что-то разбить, сломать – таким образом кроха познает мир. Но если бесцельная деструкция – постоянное занятие 3–4-летнего ребенка, это уже повод для обращения к специалисту.
Что делать?
Не нужно записывать ребенка в гиперактивные только потому, что он очень любит бегать или играть в футбол. Примерно с трех до семи-восьми лет ребенок испытывает повышенную нужду в двигательной активности, и, если взрослые будут пытаться подавлять ее, у малыша возникнет протест: карапуз перестанет слушаться, начнет нарушать запреты. Однако если активный ребенок утомляет родителей, им следует задуматься о дисциплине – возможно, кроха не понимает, что нельзя дергать папу или маму, когда они устали и хотят отдохнуть. Или понимает, но пренебрегает чужими потребностями, руководствуясь лишь собственными желаниями.
Дружба крепкая
Гиперактивные детишки жаждут общения, жизненно необходимо, чтобы у них появились друзья. Здесь родители могут помочь, приглашая домой одноклассников сына или дочери, соседских детей, малышей своих друзей, – важно обеспечить ребенку детский коллектив. Поняв правила построения отношений, гиперактивные дети часто становятся «душой компании», поскольку коммуникабельны, открыты, жизнерадостны и веселы.
Читать на эту тему: www.parents.ru