Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Памятка молодому педагогу " Психологический портрет ребёнка 6-7 лет". Психологический портрет ребенка 6 7 лет


Консультация "Психологический портрет ребенка 6-7 лет"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ  6 – 7  ЛЕТ»

 

 Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

www.prodlenka.org

Консультация "Психологический портрет ребенка 6-7 лет"

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

www.prodlenka.org

Консультация "Психологический портрет ребенка 6-7 лет"

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

 Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

 Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

  У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

   В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

   Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

www.prodlenka.org

Как составить психологический портрет вашего ребенка, и зачем он нужен?

Последнее время многие родители начинают увлекаться психологией. Это не случайно, ведь такое занятие помогает лучше понять не только людей вокруг, но и самих себя. Одной из последних тенденций стало составление психологического портрета ребенка. Но далеко не все знают, что это такое.

Что такое психологический портрет

Психологический портрет – это описание ребенка, в котором указываются наиболее типичные для него черты и качества. В нем прописываются не столько конкретные примеры поведения, сколько общие шаблоны, которые свойственны вашему чаду. Это позволяет, после определенного анализа, конечно, составить достоверное представление о малыше и предугадывать некоторые его действия.

Хороший психологический портрет составляется с учетом самых разных факторов. Например, это особенности его психики, которые зависят даже не от воспитания, а от физических показателей организма. Также в портрет включают разнообразные результаты тестов и психологических исследований, собирая серьезный материал для последующего анализа.

Существуют и весьма спорные методики создания «психологического» портрета. В кавычках, потому что способы используются далекие от психологии. Например, некоторые прибегают к составлению гороскопа или нумерологической карты. Также используют разнообразные околопсихологические течения, вроде соционики. Верить таким портретам или нет, решает каждый родитель. Научно они ни чем не доказаны.

Наиболее популярный вариант психологических портретов

В психологии существует простое и понятное деление на типы темперамента. Они выделены И. П. Павловым и подтверждены научно. Отнесение вашего ребенка к одному из таких типов личности и является составлением простейшего его портрета.

С типами личности вы, наверняка, знакомы, но стоит кратко их повторить. Это:

  • холерик. Всегда возбужденный, всегда движется на всех парах. Живет скачками от сильного напряжения до отдыха и упадка сил;
  • сангвиник. Спокойный и невозмутимый тип. Общительный, но не навязчивый. Может долго поддерживать активность, но быстро переключается при необходимости;
  • флегматик. Также спокойный, но больше заторможенный. Могут длительно выполнять одну и ту же работу и при этом не отдыхать и не выгорать. Но переключаются очень медленно;
  • меланхолик. Замкнутый тип, одиночка. Не способен ни на длительное напряжение, ни на серьезное усилие. Пессимист.

Подробное описание каждого типа можно изучить в книгах по психологии. Там же есть способы определения, к какому типу принадлежите вы и ваш ребенок.

Можно ли составить психологический портрет самостоятельно?

С ростом популярности психологических портретов стал повышаться и спрос на них. И многие родители задались вопросом, нельзя ли сэкономить и создать такой образ своего чада самостоятельно. В теории, можно. Но не забывайте, что полученный результат будет в определенной мере дилетантским.

Что нужно, чтобы грамотно составить такой документ? Следуйте инструкции:

  1. Определитесь с методикой, по которой будете действовать. Например, вы можете взять за основу типы темпераментов или соционические характеристики. Все зависит от ваших пристрастий. Работать такой портрет будет в любом случае, потому что вы основываете его на реальных данных, которые будете получать, работая с малышом.
  2. Определитесь с тем, как вы будете собирать информацию. Для большинства типажей уже есть готовые тесты. Но далеко не всегда ребенок будет готов их пройти. Можно попробовать включить в занятия игру. Используйте любые игры-тесты, например, как на сайте Gamerulez, и собирайте информацию. Даже если результат однозначно будет неверным, вы можете посмотреть, что отвечает ребенок и использовать его ответы в другом тесте.
  3. Соберите информацию и сделайте анализ. Не забывайте о нескольких моментах. Во-первых, не бывает «чистых» типов, они всегда смешанные. Во-вторых, если вы использовали разные методики, они могли дать разные результаты. Их нужно сопоставить и вывести какой-то общий знаменатель.

Составление психологического портрета собственного чада – занятие интересное и полезное, но подходить к вопросу нужно серьезно. Особенно, если вы планируете ориентироваться на полученные данные в дальнейшем воспитании своего ребенка.

www.berdof.com

Памятка молодому педагогу " Психологический портрет ребёнка 6-7 лет"

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЁНКА 6-7 ЛЕТ»

Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит сложный процесс адаптации. Педагогам и родителям необходимо знать основные возрастные особенности детей 6-7 лет, чтобы суметь оказать необходимую помощь ребенку в преодолении возникающих проблем. В чем заключаются эти особенности?

Физиологическое развитие

Начнем с изменений, которые касаются физиологического развития шестилеток. У них происходят следующие процессы:

продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы;

совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;

улучшается моторика и координация движений.

Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста:

повышается двигательная активность;

увеличивается сила и скорость движений;

развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;

совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.

Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

Развитие психических процессов

Отмечается бурное развитие основных психических процессов.

Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.

Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.

Преобладает наглядно - и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.

Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.

Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.

Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.

Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.

Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы.

У детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.

Интеллектуальное развитие

Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

www.prodlenka.org

Психологический портрет дошкольника - «Дошколенок.ру»

    Дошкольный возраст  - это ключевой возраст в жизни каждого ребенка, по мнению многих психологов и педагогов. Психологический портрет дошкольника формируется через выявление особенностей познавательной сферы, развития индивидуальности, установку особенностей поведения и общения.

Внимание детей дошкольного возраста становится более осознанным, контролируемым и глубоким. Так же как и память – ребенок лучше запоминает, начинает припоминать, что-то из ранее встречавшегося, пережитого.

У большинства уже развита и механическая и непосредственная память. Дети в дошкольных образовательных учреждениях учатся запоминать при помощи механических повторений. В конце дошкольного возраста ребенок должен уметь понимать рассуждения, логически и правильно использовать слова во многих бытовых ситуациях.

Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда, учения детей можно проследить, условно разделив дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

Начиная со среднего дошкольного возраста можно различать в играх ребенка сюжетную линию и конкретные роли, и действия им предписанные. На последнем этапе  дошкольного возраста ребенок уже может создавать что-то полезное и сам приносить пользу.

Проследив все черты психологического портрета дошкольника на всех трех этапах, можно отметить, что завершение последнего этапа дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок начинает все делать произвольно и осознанно, не только просто воспринимая окружающий мир, а еще анализируя его и все происходящее вокруг. Детский разум в конце дошкольного возраста берет за основу принцип системности, и  ребенок начинает идентифицировать себя как личность определенного пола.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальным развития каждого ребенка и у каждого ребенка взросление идет индивидуально.

blog.dohcolonoc.ru

Тема: «Психологический портрет ребёнка 6-7 лет». Конспект занятия

Захарова Екатерина Геннадьевна, педагог-психолог, МДОАУ №22 пос. Глубокого Муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края. Конспект занятия-тренинга по теме: «Психологический портрет ребёнка 6-7 лет» предназначен для родителей будущих первоклассников. Данное занятие направлено на повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению, психологическому просвещению. Тренинговое занятие даёт возможность овладеть эффективными способами общения с детьми, развить необходимые навыки сотрудничества с детьми.

Дата публикации: 05.03.2018

Тема: «Психологический портрет ребёнка 6-7 лет»

Конспект занятия тренинга для родителей будущих первоклассников

 

Цель:

Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

1.Повышение компетентности родителей;

2.Представление родителям информации о возрастных особенностях ребёнка предшкольного возраста;

3.Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;

4.Обучение эффективным способам общения.

5.Развитие навыков рефлексии у родителей.

 

1.Ход занятия

Психолог знакомит родителей с целями и задачами тренинга, с условиями и режимом работы.

Вводятся правила групповой работы.

Психолог рассказывает, в какой форме будет проходить занятие и какой теме будет посвящено.

2.Знакомство. Разминка

А) «Визитная карточка»

Б) Упражнение «Представление по кругу»

Мяч передается по кругу. Тот, у кого в руках мяч, представляет себя, называет своё имя и качество, которое помогает ему в общении с ребёнком.

В) Упражнение «Снежный ком»

Первый, у кого в руках мяч, снова называет своё имя и качество. Следующий называет своё имя и качество первого, а затем своё имя и качество. Третий человек по порядку называет имя и качество первого, затем имя и качество второго, затем своё имя и качество. Таким образом, каждый последующий называет всех предыдущих и себя.

Г) Упражнение «Ассоциации»

Мяч передается хаотично от участника к участнику. Тот, у кого в руках мяч, быстро произносит слово-ассоциацию на слово «ребёнок».

3.Основная часть. Информационный блок

  • «Возрастные особенности развития 6-7 лет».
  • «Понятие о кризисе 7 лет».
  • «Роль родителя при взаимодействии с ребёнком в кризисный период».

4.Основная часть. Практический блок

А) Упражнение «Идеальный родитель»

Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя».

Психолог просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. Записываются все качества, не обсуждая.

Затем, когда предложений больше не поступает, психолог зачитывает описание идеального родителя.

Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, а чем дальше от центра, тем дальше и от идеала.

Психолог. Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по вашему мнению, каждый из вас находится сейчас по отношению к идеальному родителю.

Отмечают инициалами. Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до последнего занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом.

Б) Каким видят дети идеального родителя?

Родителей знакомят с ответами детей.

В) Упражнение «Мусорная корзина»

Цель: развитие навыков рефлексии, способности осознавать свои действия и слова по отношению к ребёнку.

Психолог.

На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребёнком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты.

На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли ли в общении с ребёнком, напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились.

Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.

Психолог. Не всегда есть время обратить внимания на себя, проанализировать. Сейчас вы подумали, написали, провели определенную работу над собой. Первый шаг в достижении позиции идеального родителя вами сделан. Все изменения зависят только от нас.

Иметь идеального родителя- мечта каждого ребёнка.

5.Упражнение на визуализацию «Погружение в детство»

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула.

Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное.

Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда были маленькими.

Представьте теплый весенний день. Вам 6 или 7 лет. Вы идёте по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, и рядом с вами идёт близкий человек.

Посмотрите, кто это? Как он выглядит, во что одет!

Вы берёте его за руку и чувствуете его теплую надёжную руку. Вам хорошо.

Вы чувствуете надежную защиту и опору, вместе вам ничего не страшно.

Вы уверены и смело шагаете по весенней улице.

Затем вы отпускаете руку и весело убегаете вперед, но не далеко.

Останавливаетесь, и ждёте своего близкого человека и вновь берёте его за руку.

Вдруг вы слышите незнакомый смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совершенно другого человека.

Что вы чувствуете?

Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается.

Вы бежите к нему и снова крепко берёте за руку.

Вы идёте дальше вместе и весело смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Комментарий.

В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребёнком и осознать, что значит предчувствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль в формировании уверенности в дальнейшей жизни.

Психолог предлагает участникам поделиться своими эмоциональными переживаниями.

6.Обратная связь

Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии.

7.Ритуал прощания

Сказать «Всего хорошего!» всем участникам.

metod-sbornik.ru