Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Если ребенок говорит: я не умею рисовать…. Ребенок 6 лет не умеет рисовать


8 советов, как не отбить у ребёнка желание рисовать

В детстве большинство из нас обожали рисовать. Кто-то прошёл весь путь от художественной школы до художественного института и стал художником. А вот те, кто не стал? Много ли сейчас вообще людей, кто просто рисует в удовольствие, для себя? Часто можно услышать: «Я не умею рисовать». Но что это значит? Преподаватель искусства в нью-йоркской школе City & Country School и мама двоих детей Анна Кегелес объясняет, почему так происходит, и рассказывает как не мешать ребёнку развиваться творчески.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я много размышляла над этим вопросом и пришла к некоторым не самым очевидным выводам, которыми хочу с вами поделиться. По образованию я художник-график, работала арт-директором в глянцевых журналах в Москве, а последние шесть лет преподаю искусство детям от трёх до 12 лет в частной школе в Нью-Йорке. У меня есть собственная студия, где я устраиваю для детей творческие занятия на русском. А ещё я вожу экскурсии по художественным музеям для детей и родителей.

За годы учёбы и преподавания мне довелось наблюдать за многими профессионалами. Все они по-разному видят свою задачу в зависимости от того, какую цель ставит перед собой.

3 основных типа преподавателей

  1. Педагогу важно дать ребёнку побольше теории, объяснить основы композиции и рисунка, возможности материала и техники. У него детально разработан план обучения, включая конкретные задания. Если ваш ребёнок учится у такого педагога, скорее всего, с каждым разом вы замечаете прогресс, техника явно улучшается от урока к уроку.
  2. Педагог даёт много свободы, дети часто работают над тем, что им в этот момент интересно. Если у ребёнка в процессе возникают вопросы, он задаёт их учителю, но параллельно ищет ответы сам — в книгах или общаясь с соучениками. Такие дети находятся в постоянном творческом поиске, но у них нет систематического подхода к теории.
  3. Педагог очень внимательно следит за детьми, за тем, что они делают, чем интересуются, что чувствуют. Но он никогда не встревает в процесс, не показывает, как рисовать правильно, не объясняет, дает полную свободу и внимательно смотрит на результат. Для такого педагога рисование — это средство общения, а внутренний мир ребёнка — главная ценность.

Выбирая педагога, вам придётся сформулировать свои приоритеты. Невозможно иметь всё и сразу. Делая выбор в пользу техники, вы должны осознавать, что отказываетесь от творческой свободы, и наоборот. Чем-то неизбежно придётся пожертвовать в пользу того, что для вас важнее.

Для меня творчество — главная ценность. Творчество как способность к самопознанию и самовыражению, как умение чувствовать и рассказывать о своих чувствах. На этом основан мой педагогический подход, всё остальное отходит на второй план (но тем не менее существует).

Конечно, было бы здорово учиться творчески академическому рисунку. Но я ни разу не видела, чтобы это сработало. В академическом рисовании есть строгие правила и каноны. И освоить навыки можно, только следуя чёткому плану, не зависящему от того, что интересно начинающему художнику именно сейчас.

В отличие от академического подхода в свободном творчестве есть только взгляд автора, постоянный поиск и нет одного-единственного верного решения. Может статься, что в процессе творчества начинающему художнику понадобится овладеть какими-то конкретными навыками академического рисунка. Он сможет получить именно те знания и в том объеме, которые нужны для решения конкретной творческой задачи. А в копировании, умении точно срисовывать с натуры я не вижу особой ценности.

У детей огромный творческий потенциал, но когда они пытаются соответствовать тому, что считается правильным, делают по шаблону и ориентируются на результат, этот потенциал теряется

Я считаю, что если с раннего детства беречь и развивать творческое начало, то в дальнейшем взрослый человек сможет использовать это как инструмент в обычной жизни, не обязательно даже связанной с искусством.

Как не мешать ребёнку

1. Отпустить. Дать ребёнку рисовать «каляки-маляки» столько, сколько ему хочется, пока он сам не придёт к тому, чтобы рисовать что-то фигуративное. Года в три-четыре это произойдёт само собой, но это будет результат естественного развития, а не влияния извне. Но и когда ребёнок начинает рисовать фигуративно, не надо на него давить. Пусть он ошибается, расстраивается, злится. Именно так он учится.

2. Не показывать детям, как рисовать правильно. Никаких образцов для подражания не существует. Поиск своего решения — важный этап развития.

3. Говорить, что рисовать можно по-разному — нет правильного и неправильного. Крокодил может быть фиолетового цвета– это нормально. Каждый ребёнок знает, что крокодил на самом деле зелёный. Знает, но ведь рисует он свой волшебный вымышленный мир.

4. Ценить не только результат, но и процесс. Совсем маленьким детям результат не важен. Они могут даже не помнить, какой из рисунков их собственный. Но и более взрослым детям важна не столько красивая картинка, которая получится в результате, сколько сам процесс рисования. Иногда ребёнок сначала рисует замок и принцессу, а потом закрашивает все черным, потому что «наступила ночь». Красивой картинки не осталось, зато игра удалась.

5. Положить принадлежности для рисования так, чтобы ребёнок мог их достать. Хотя бы карандаши и бумагу. Но карандаши должны быть всегда хорошо заточены, и все должно лежать в известном месте, на высоте, доступной ребёнку.

6. Не оценивать. Не говорить, красиво или некрасиво получилось. Когда ребёнок показывает рисунок, он хочет внимания, а не оценки. Можно сказать, что именно понравилось, и чем конкретнее вы сформулируете, тем лучше. Можно попросить ребёнка рассказать про рисунок. Можно назвать, что нарисовано. Если это не фигуративное, то также назвать то, что видно: например, прямую синюю линию в правом верхнем углу. Но не нужно додумывать за ребёнка.

7. Быть рядом. Помогать и поддерживать, когда ребёнок это просит. Помогать, конечно, только словами. Если ребёнок не знает, как нарисовать собаку, и просит помочь, то можно обсудить, из чего она состоит — четыре лапы, голова, туловище, хвост. Какой формы хвост? Какие лапы? Разложив сложное на простые составные части, ребёнок поймёт, как справиться с задачей. Ну и, конечно, стоит дождаться, когда ребёнок попросит помощи, а не лезть с непрошеными советами.

8. Не рисовать на одном листе с ребёнком. Уважайте границы. Если надо что-то показать, то на другом листе. Если надо подписать, то на оборотной стороне.

Родители беспокоятся, когда ребёнок надолго зависает в стадии «каля-маля», им хочется, чтобы он поскорее начал рисовать красивые картинки, которые можно повесить на стенку, подарить бабушке, выложить в инстаграм. Сложно остановиться, дать ребёнку время, свободу и право делать что-то своё в собственном темпе. В 7-8 лет ребёнок начинает злиться: в воображении он уже видит красивую картинку, а нарисовать ее не может.

Для многих это заканчивается навсегда словами «я не умею рисовать»

Я верю, что естественный путь развития и поддержка на ранних этапах дают уверенность в себе, которая поможет преодолеть этот этап наименее болезненно.

Получилось много правил и всяких «можно/нельзя», но в творчестве все правила очень условные — и нарушать их так же полезно, как и соблюдать.

Главное — забудьте про правила и получайте удовольствие от собственного творчества и творчества ваших детей. Никто ведь ещё наверняка не выяснил, что можно и что нельзя делать в искусстве.

Иллюстрации: работы детей 2-7 лет из школы City & Country

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

5 принципов, которые делают датских школьников самыми счастливыми в мире

«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку!». Почему художественная школа может только навредить талантливому ребёнку

7 отличных европейских полнометражных мультфильмов

mel.fm

я не умею рисовать… |Дети в Сертолово

Май 4, 2012 Юлия Вещагина

Удавалось ли вам когда-либо слышать фразу «я не умею рисовать» от своего малыша или от другого ребенка? Услышать подобное грустно, так как умение рисовать, особенно в детстве есть у каждого.

И если ребенок утверждает, что он не умеет рисовать, это полностью заслуга взрослых. Помните сказку «Маленький принц», где автор нарисовал в своей жизни всего лишь два рисунка, номер 1 и номер 2?

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, постарайтесь проанализировать события, происходящие ранее, может быть, вы рисовали вместе, и у вас получалось все замечательно, а малыш, глядя на вас, потерял уверенность в себе? Или когда-нибудь вы обмолвились не очень лестно о детских художествах или просто не узнали и не поняли, что конкретно хотел изобразить ребенок?

Нужно быть очень тактичным, когда дети приносят вам свои шедевры. Не торопитесь давать однозначные ответы и догадки о том, что может быть изображено на листке бумаги. Постарайтесь для начала выразить общее удовлетворение, начните с наводящих вопросов.

И даже если у вас все получится, ребенок совсем не застрахован от критики в детском саду или на творческих кружках. Ведь там полно детей, а они, в отличие от взрослых пока не обладают чувством такта, и говорят то, что думают. В этом случае у вашего малыша должна быть уверенность в себе, которую он может приобрести только дома, благодаря вашим усилиям.

Разговаривайте с ребенком, разглядывайте с ним репродукции картин различных художников, как классиков, так и современников, пусть он видит, какими разными могут быть картины. Если вам удастся попасть на выставку детских рисунков вообще замечательно. Посетите с малышом музей, где он сможет увидеть вживую огромные картины.

Откройте своему ребенку маленький секрет, только скажите, что это очень секретная информация :). Скажите, что ВСЕ люди, а тем более дети умеют рисовать (впрочем, как и плавать 🙂 ), только некоторые об этом либо не знают, потому, что им никто не открыл этот секрет, либо забыли, потому что они стали слишком взрослыми.

Разговоры разговорами, скажут некоторые, но как на практике научить ребенка рисовать?

Когда ваш малыш еще совсем маленький и рисует одни лишь каракули, мотивируйте его почаще к этому занятию. Что интересно, в самом начале, когда ребенок проводит свою первую линию, ему интересен сам процесс: от его действий остается на чистом листке бумаги какой-то след… Это же чудо! Со временем интерес к этой деятельности угасает, следы от карандашей становятся обыденностью, это уже не чудо, а привычное последствие рисования. Как же заинтересовать малыша вновь рисованием? Попробуйте находить образы в его художествах, как это сделать, не причинив вреда, вы сможете прочитать в статье: детские каракули.

Подросший ребенок уже может условно изображать различные предметы, в том числе и людей.

Что же становится объектом изображения? В большинстве случаев все, что окружает малыша, люди, животные, события, природные явления. Пока все это изображается условно, слабо узнаваемо, на этом этапе родители могут помочь ребенку. Садитесь рядом и начинайте тоже рисовать, даже если вам кажется, что вы не умеете этого делать. Конечно, лучше изображать предметы тоже пока условно, чтобы малыш наблюдал за вами и пытался повторить.

Дети постарше начинают рисовать уже настоящие картины, в них угадывается какой-то сюжет и эмоции изображаемых людей. На листке вырисовывается не только события, которые пережил ребенок, но и сказочные персонажи его воображения, а также герои прочитанных сказок и просмотренных мультфильмов.

В старшем возрасте, если ребенок уверен в себе, он рисует и не сомневается в своих способностях. Что же делать родителям тех детей, которые утверждают, что не умеют рисовать, хотя раньше делали это с большим удовольствием?

Попробуйте предложить такому ребенку книгу, где поэтапно показаны нарисованные предметы. Сейчас таких книг очень много на любой вкус и цвет. Начните с простых примеров, не надо предлагать детям срезу сложные картины.

Еще вы можете спросить, что конкретно он хотел бы научиться рисовать, и попробовать нарисовать это самостоятельно показывая этап за этапом. Чем проще рисунок у вас получится, тем лучше.

В детстве я очень любила срисовывать, и у меня получалось довольно не плохо. С одной стороны, я копировала картинку, с другой она все равно получалась с моим характером. А если спрятать оригинал, я могла почти поверить в то, что картина нарисована именно мной, а не скопирована, это придавало мне силы и уверенности. Я не могу сказать, что рисую идеально, но предполагаю, что благодаря моему детскому увлечению – срисовыванию картинок – я научилась рисовать довольно сносно.

Поэтому не пренебрегайте техникой простого копирования или другими словами срисовывания. Не зря же все обучающие рисованию книги основаны именно на поэтапном копировании картинок. Ребенок копирует линии, а параллельно учиться воспроизводить предметы на бумаге. Чем больше срисовано картинок, тем лучше техника рисования.

И это совсем не важно: срисовал ли ребенок какую-либо картинку или изобразил что-то из головы, то есть просто нарисовал. И тот и другой рисунок – это продукт творческой деятельности малыша, чем больше будет рисунков, тем увереннее дети будут себя чувствовать в мире изобразительного искусства, и уже никакая критика не сможет подорвать в них эту уверенность.

И последний момент, который может помочь вам разбудить в ребенке художника: не убирайте далеко детские рисунки. Вешайте их на стены в детской комнате просто так или в рамочки, не забывайте время от времени их менять на новые шедевры. Рисунки на стене будут напоминать детям о рисовании лучше, чем слова родителей: «давай порисуем…», а отзывы гостей будут мотивировать сильнее всех оценок на свете.

Любите и творите вместе с вашими маленькими художниками и художницами!

Похожие Посты

sertolovo-detki.ru

Дети, которые не умеют рисовать: janemouse

Когда-то в книжке Лены Макаровой (не помню точно, в которой - я их так много раз читала и перечитывала), я вычитала отличную фразу, сказанную её дочкой Маней:"Все люди умеют рисовать, но только не все люди об этом знают!" За давностью лет не ручаюсь за точность цитаты, но идея была примерно такая.

Я вижу многих детей 4-6 лет, которые практически не умеют держать карандаш. Мне это каждый раз удивительно, поскольку мои дети активно рисовали длинные сюжетные картинки уже в 2-3 года. Для них рисунок был одним из способов реагировать на события в окружающем мире - можно разыграть на куклах, а можно нарисовать. То, что заинтересовало, увлекло, удивило и зацепило, находило отражение в играх и рисунках.При этом сын вырисовывал долго и тщательно кучу деталей и подробностей, а дочь рисовала 25 вариаций одного и того же сюжета, порождая целые серии похожих рисунков.

На наших занятиях мышематикой мы просим детей иногда подписывать свой листочек с заданием, рисовать или раскрашивать схемы, обводить нужную цифру. В общем, не на каждом уроке, но время от времени мы что-то пишем или рисуем. И вот недавно был как раз такой урок - для тех, кто не умеет рисовать )Мы начали с того, что повторяли картинку из пяти счётных палочек.Но помимо 5 палочек у каждого был ещё пластиковый кружочек от мозаики.

Вот так - получился сидящий человечек

а теперь человечек стоит, раскинув руки в стороны

а потом мы выдали каждому из четырёхлеток по листу бумаги, по карандашу - и попросили нарисовать своего человечка. Не важно, какого размера, но чтобы были туловище, голова, руки и ноги - как у нашего человечка из палочек.

для некоторых детей это задание оказалось очень сложным, но все увлеклись!

Нарисовали и стоящего, и сидящего человечка, и им понравилось.Они обнаружили, что получается, ура!

схематично, но вполне узнаваемо

Я на эту тему очень люблю книжку про точку - отличная версия про то, что все умеют рисовать,ну хотя бы точку!

janemouse.livejournal.com