Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Текст книги "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов". Психологическая диагностика ребенка 6 лет


33) Диагностики для обследования детей 5-7 лет

1. Рисунок человека.

2. Рисунок сказочного животного.

3. Лесенка.

Самое непохожее (тест Венгера). Нахождение объекта, отличающегося от заданного по всем признакам. Ребенку предлагается найти из нескольких объектов, различающихся по трем признакам, тот, который отличен от предлагаемого по всем этим признакам.

4. Методика "Последовательные картинки "(предлагается с 5 лет)

Оборудование

Рисунок из четырех последовательных изображений. Картинки вырезаются по линиям. Надо отметить, что эта серия с явным сюжетом является легкой. Более сложные варианты — картинки со скрытым сюжетом, с незавершенным действием.

Цели исследования: Изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Процедура проведения

Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: "Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом". Если ребенок не начинает работу, уточняют: "Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой"; "А что потом?". После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюде­ний.

Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок ("Мальчик", "Еще еще мальчик", "Кушает") с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. За­трудняются в составлении развернутого рассказа.

35) Анализ существующих методов определения готовности к школе

Методы диагностики психологической готовности к школе условно можно разбить на три группы.

1. Тесты школьной зрелости. В качестве примеров здесь могут быть названы «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна—Йирасека и интеллектуальные шкалы П. Я. Кеэса. Тест Керна—Йирасека используется для ориентировочной оценки уровня развития деятельности, необходимой для успешного обучения письму, речи и т.д. Шкалы Кеэса определяют развитие внимания, памяти, логического, пространственного мышления и др.

2. Тесты готовности к школе. Эти методы диагностики объединили себе две группы тестов: тесты обученности в дошкольном возрасте, тесты достижений, и тесты способностей, или прогностические тесты, для оценки готовности ребенка к обучению в первом классе школы. А. Анастази отмечает, что тесты готовности к школе «весьма похожи на тесты интеллекта для начальных классов, но в них больше внимания уделено способностям, играющим важную роль при обучении чтению. Кроме того, определенное место отводится выявлению усвоенных числовых представлений и сенсомоторного развития, необходимого при обучении письму. Среди конкретных функций часто проверяется способность к зрительным и слуховым различениям, сенсомоторный контроль, понимание на слух, словарный запас, количественные понятия и общая осведомленность».

3. Методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.

К наиболее известным отечественным способам определения психологической готовности к школе относят диагностический инструментарий, выявляющий сформированность психологических предпосылок к обучению. Эти способы базируются в основном на положениях Элъконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды. Он считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности — ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны — потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностик становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития.

Существующие отечественные методики определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Цеханской, методика «Графический диктант» Элъконина, методика «Рисование по точкам» Венгера и др.

Методика «Узор» направлена на выявление сформированного умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умения внимательно слушать говорящего.

Материалом методики служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются «полоской».

Перед ребенком ставится задача — рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружок (способ действия). При этом он должен следовать диктанту, который дается экспериментатором и где указывается, какие фигурки и в каком порядке следует соединять (треугольник-квадрат, квадрат-треугольник, два квадрата и т. д.).

Вначале ребенку предлагается образец узора и дается инструкция. Затем следует этап обучения способу действия, после чего дети переходят к выполнению основного задания.

Эксперимент состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора.

Материал методики располагается на четырех страницах. На первой странице, в центре верхней части, дается образец узора, который детям предстоит вычерчивать после объяснения задания. Внизу этой же страницы расположена «полоска» геометрических фигур, на которой ребята учатся рисовать узор под диктовку. На трех следующих страницах дается по одной «полоске» фигур на каждой, соответственно для I, II и III серий эксперимента.

При оценке результатов правильными считаются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки начисляют за лишние соединения и за «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями. На момент создания методики были получены нормы выполнения задания шестилетними детьми.

Методика «Графический диктант» (Эльконин Д. Б.). Данный способ диагностики предназначен для работы в группе с детьми 6-7 лет. Он позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

В качестве первого задания предлагается рисовать узоры по клеточкам тетрадного листа, конфигурация которых воспринимается ребенком на слух. В качестве второго задания ребенку предлагается продолжить самостоятельно узор, состоящий из повторяющихся элементов, который до этого (в нервом задании) он рисовал под диктовку взрослого. При анализе результаты действия под диктовку и самостоятельное продолжение узора оцениваются отдельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. Выделяется 4 уровня сформированное™ указанных умений.

Методика «Графический диктант» очень популярна среди психологов, но, как показывает практика, многие будущие первоклассники путают правую и левую сторону, верх и низ листа бумаги, не умеют отсчитать нужное количество клеток. В связи с этим не всегда представляется возможным установить причину некачественного выполнения задания, а именно: является ли причиной невнимательность Ребенка или трудность восприятия на слух задания, а может быть, дело 8 том, что он не ориентируется в понятиях «лево-право», «верх-низ» и не умеет считать.

Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило» Венгера.

Это средство диагностики предназначено для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований. Может применяться Для шестилетних, семилетних и восьмилетних ребят. Обследование проводится с группой детей. Желательно, чтобы количество человек в группе не превышало 15.

Методика состоит из 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. На каждом листе книжечки слева нарисован образец, а справа нанесены «точки», представляющие собой крестики, кружочки и треугольники. Следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми «точками»), ребенок должен, соединяя эти «точки» карандашом воспроизвести фигуру-образец, изображенную на том же листе слева от «точек».

Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением «точек». Образцами в задачах № 1 и № 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 — неправильная трапеция, в задаче № 3 — ромб, в задаче № 4 — квадрат и в задаче № 6 — четырехлучевая звезда.

Чтобы правильно выполнить задание, ребенок должен ориентироваться одновременно на две системы отношений между «точками»: с одной стороны, на пространственные отношения (определяемые образцом), с другой стороны — на отношения, определяемые правилом соединения «точек».

Каждая задача имеет единственное решение: точно воспроизвести образец, не нарушая при этом правила, можно только одним способом. При этом существует много возможных фигур, воспроизводящих образец, но построенных с нарушением правила или не включающих нарушений правила, но не похожих на образец.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл, полученный за все шесть задач, причем чем хуже качество выполнения задания, тем меньше суммарный балл.

Описанные выше три методики, по существу, определяют развитие того или иного аспекта произвольного поведения ребенка, но не дают достаточной информации о психологической готовности ребенка к школе в целом.

Особняком от других методов определения психологической готовности к школе стоит методика М. Н. Костиковой (1987). Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания (с испытуемым проводят методики, исследующие мышление, память и т. д., а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания. Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение (например, малопродуктивный способ работы), превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативами.

В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения, экспериментатор начинает создавать условия преодоления затруднений. Под условиями преодоления затруднений подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в процессе работы. В каждом конкретном случае помощь осуществляется в таком объеме и того качества, которые требуются для преодоления ребенком испытываемых им затруднений.

М. Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения психологической готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком. Кроме того, методика весьма трудоемка и занимает много времени.

36)

Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждает положения, что психологическая готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. К моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребенку стать субъектом учения, т. е. сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, при этом немаловажной характеристикой является и выраженность мотива достижения. Вероятно, учебную мотивацию можно рассматривать как новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста.

Учебная мотивация как доминирующая, определяющая новый для ребенка тип ведущей деятельности — учебной, возникает, когда отживает предыдущий тип ведущей деятельности — игра, внутри которой преимущественно формировалась психика ребенка. К концу дошкольного детства игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» (являющихся механизмом психического развития) при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам. В старшем дошкольном возрасте, особенно от б до 7 лет, игры с правилами становятся наиболее предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры. Таким образом, подготавливается почва для смены ведущего типа мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к постоянному выполнению действии по разнообразным правилам.

ЕСЛИ ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большой вероятностью можно сказать, что к моменту поступления в школу у него еще нет учебной мотивации и, как следствие, психологической готовности к школе.

Изложенные выше положения нашли отражение в диагностической программе по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, состоящей в основном из игр и игровых заданий с правилами (Гуткина). Игровой материал подобран таким образом, что хорошего результата ребенок может добиться только тогда, когда уже имеет опыт обучения (тренировки) в подобных играх. Успех ребенка свидетельствует о достаточном развитии исследуемых психических сфер (игра выполнила свои функции) и позволяет предположить возникновение учебной мотивации.

Набор игр должен позволить ребенку проявить такой уровень мотивационного, произвольного, интеллектуального и речевого развития, который необходим и достаточен для начала обучения в школе.

Исходя из этих посылок, для диагностической программы были разработаны задания, позволяющие определить особенности развития основных психических сфер.

Составляющие диагностической программы

Мотивационная сфера

Методика «Сказка». Это средство диагностики направлено на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Процедура определения психологической готовности к школе

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду, поскольку при этом ребенок находится в привычной обстановке, а само обследование похоже для него на индивидуальное занятие. Обследование может проводиться в один прием или, если малыш работает очень медленно и быстро устает, за два раза. Необходимо помнить, что при обследовании детям должно быть не меньше 5 лет б месяцев — возраст, раньше которого нельзя проводить предложенную программу обследования. При этом диагностика психологической готовности к школе осуществляется с целью создания групп развития, позволяющих подготовить ребят к школьному обучению.

В школе указанная выше диагностика должна проходить в апреле-мае, поскольку к этому времени будущим первоклассникам-шестилеткам уже исполнится 5 лет 6 месяцев — возраст, раньше которого, как уже указывалось выше, нельзя проводить предложенную диагностическую программу. И в школе собеседование может проходить в один прием или за два раза. Последний вариант применяется, когда психологу надо обследовать большое количество детей за ограниченное время (2 месяца). Делается это следующим образом. В школе вывешивается объявление, что родители будущих первоклассников должны прийти в указанный срок (с середины марта до начала апреля) без детей и записать их на собеседование. Следует отметить, что на доске объявленийзаранеевывешиваетсялисток с требованиями, которые будут предъявляться на собеседовании у психолога, чтобы родители могли подготовить ребенка. Требования в общем виде могут быть формулированы следующим образом. Ребенок должен уметь: воспроизводить рисуночный образец, работать по правилу, выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ, различать отдельные звуки в словах.

Первый этап обследования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Сказка», «Внутренняя позиция школьника», «Да и нет», «Звуковые прятки». Методику «Домик» проводит сам школьный психолог, а остальные перечисленные методики проводят подготовленные им учителя начальных классов, что значительно ускоряет процедуру обследования.

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым, а также фиксирования его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Процедура первого обследования сводится к следующему. Первые пять детей расходятся по двум или трем кабинетам, где сидят учителя, проводящие с ребенком индивидуально все методики, входящие в первое обследование, кроме «Домика». Причем одна классная комната, отведенная только для проведения методики «Сказка», должна быть специально оборудована игрушками. Последовательность выполнения тех или иных заданий не имеет значения, поэтому дети идут к разным учителям в зависимости от того, кто в данный момент свободен.

После того, как все пять ребят пройдут индивидуальные собеседования, они приходят в класс, где коллективно выполняют методику «Домик». На этом первый этап обследования заканчивается. Все буклеты испытуемых остаются у психолога, а родители записывают своих детей на второй этап собеседования на удобное им число и время. Дни и время второго этапа обследования должны быть определены заранее с учетом того, что он проходит индивидуально с каждым Ребенком, на которого, как показывает практика, желательно отвести не менее получаса. Во второй раз каждый ребенок приходит точно в назначенное время, чтобы свести к минимуму утомительное ожидание своей очереди.

Почти все обследование и в первый, и во второй раз проводится в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики. «Домик» и «Сказка». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, так как при срисовывании «домика» они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирующего в мотивационной сфере мотива случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий их присутствие не только допустимо, но и желательно, поскольку иначе родители считают, что ребенок не справился с заданиями из-за чрезмерной сложности последних. Когда же родители лично видят и слышат, что детям предлагают ответить на довольно простые вопросы или поиграть в игры вполне доступные данному возрасту, то в случае, если ребенок не готов к школе, они лучше воспринимают рекомендации психолога. Во время обследования родители садятся рядом со своим ребенком (а не напротив него), но вместе с тем на некотором расстоянии, чтобы все видеть и слышать, но не мешать. Перед началом второго собеседования им показывают детский рисунок «домика» и образец, с которого была сделана копия, при этом указывают на все ошибки, допущенные их сыном или дочерью. Затем напоминаются результаты выполнения других заданий первого этапа, после чего испытуемому даются методики «Сапожки» и «Последовательность событий».

На основании обследования в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

При отборе наиболее развитых детей в классы с усложненной программой обучения второй этап обследования должен проводиться в присутствии небольшой комиссии из учителей (и, если есть возможность, логопеда), находящейся несколько поодаль от стола, за которым сидят психолог, ребенок и его родители. Работает с ребенком психолог. Родителям сообщают, что комиссия вынесет свое решение по результатам обследования после того, как собеседование пройдут все дети.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружеский, непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата). Без такой обратной связи тревожный испытуемый может просто молчать. Следует заметить, что подобного рода тактика рекомендуется в общении со всеми испытуемыми, поскольку детям очень важны одобрительные замечания взрослого на их ответы.

Результаты обследования на предмет определения психологической готовности к школе должны быть занесены в карту психического развития ребенка, кратко называемую «Психологическая карта». Подробное описание карты дано в книге И. В. Дубровиной «Школьная психологическая служба» (1991). Автор указывает, что для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке (фамилия и т. д.) хранится отдельно. На нем, так же как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там сведениями только по согласованию с психологом.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу — выявить детей, нуждающихся в специальной развивающей работе с ними. Исходя из этого тезиса, в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие развитие ребенка на момент обследования (с описанием применявшихся диагностических методов и полученных по ним результатов), зафиксировать основные проблемы ребенка (как интеллектуальные, так и личностные) и наметить план необходимой развивающей работы.

Если психолог встречается с ребенком, явно опережающим по своему развитию остальных своих сверстников, все сказанное выше о заполнении карты относится и к этому случаю, только с обратным знаком.

Здесь важно наметить индивидуальный подход к будущему ученику, (в школе и дома), чтобы учебная программа, рассчитанная на среднего учащегося, не тормозила темп его развития.

studfiles.net

Психологическая диагностика детей 5-6 лет. Для диагностики детей 5-6 лет педагог-психолог использует следующий диагностический материал: «Опосредованное запоминание»

Педагог-психолог: Сорокина Л.И. Психологическая диагностика детей 5-6 лет. Для диагностики детей 5-6 лет педагог-психолог использует следующий диагностический материал: Бланк протокола психологического обследования представлен ниже.

Протокол психологического обследования детей 5-6 лет.

Ф.И. ребенка_______________________________________Группа______

Дата обследования______________________________________________

  • Опосредованное запоминание
Слово шапка д/сад курица река время свет чай музыка
Выбираемая карточка шарф игрушки яйцо рак часы лампочка торт дудочка
Воспроизведенное слово
  • Прогрессивные матрицы Равена (серия А)
1. 3. 5. 7. 9.

2. 4. 6. 8. 10.

  • Четвертый лишний (невербальный материал)
1. 3. 5. 7. 9.

2. 4. 6. 8. 10.

  • Четвертый лишний (вербальный материал)
  1. Ромашка, роза, ландыш, фасоль
  2. Кошка, слон, собака, свинья
  3. Стол, пол, кровать, шкаф
  4. Ботинок, сапог, шнурок, туфель
  5. Кукла, машинка, тетрадь, юла.
  • Реакция выбора
Простая 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1

Конфликтная 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1

Усвоение программы: самостоятельно со зрительной опорой недоступно

Переключение (ломка стереотипов): без ошибок с самокоррекцией уподобление

Темп реакции: быстрый нормальный замедленный

В апреле-мае педагог-психолог проводит повторную диагностику уровня сформированности психических функций у детей 5-6 лет. Педагогом-психологом обследуются все дети данного возраста и диагностика носит групповой характер (бланк протокола см. ниже).

Диагностика психического развития детей 5-6 лет (конец года).

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата обследования_____________________________________________________________

  1. Скопируй фигуры
  1. Подбери заплатки к коврикам
  1. Раскрась фигуру в левом нижнем углу красным карандашом, а в правом верхнем-синим.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)

Продолжение...

Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе

  • Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).
  • Тест "Способность к обучению в школе" Г.Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет.
  • Методика Н.И. Гуткиной "Домик" предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методики А.Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков" предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методика "Езда по дорожке" предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка.
  • Методика    "Образец    и    правило" (разработана    А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
  • Методика "Графический диктант" Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
  • Методика "Вежливость" предназначена для диагностики произвольного внимания и  памяти при определении готовности детей к школе.
  • Методика "Лабиринт" предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
  • Методика "Объяснение сюжетных картин" предназначена для диагностики мышления.
  • Методика "Последовательность событий" предназначена для диагностики мышления.
  • Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления.
  • Методика "Найди звук" служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Методика "Узнавание фигур" предназначена для диагностики особенностей восприятия.

Методика определения кратковременной памяти.

Методика "Оперативная память".

Методика "Образная память".

Методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов" предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

Методика "Воспроизведение рассказа" предназначена для определения  уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.

Методика "Опосредствованное запоминание" (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.

Методика "Пиктограмма" предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

Методика "Таблицы Шульте" предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Методика Горбова "Красно-черная таблица" призвана оценить переключение и распределение внимания.

Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. Методика "Интеллектуальная лабильность" предназначена для диагностики переключения внимания.

Методика "Толкование пословиц" предназначения для исследования уровня  мышления.

Методика "Простые аналогии" позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.

Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления.

Методика "Сравнение понятий" направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте.

Методика "Выделение существенных признаков" позволяет выявить особенности мышления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.

Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев,  1992).

Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития.  "Прогрессивные матрицы Равена" - это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

  • Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
  • Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.
  • Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.
  • Шкала депрессии Цунга.
  • Тест "Определение типового состояния" Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.
  • Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
  • Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
  • Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
  • Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора.
  • Тест тревожности по В.М.Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.
  • Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.
  • Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности.
  • Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого.
  • Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида.
  • Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.
  • Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В.Зунгу-Т.Н.Балашовой).
  • Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
  • Тест "Сказка". Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
  • САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
  • Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
  • Методика "Кактус" М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания ("напряжение", "резистенция" и "истощение").
  • Методика "Дифференциальные шкалы эмоций" (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Социометрическая игра "Секрет" (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
  • Методика "Капитан корабля" предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников.
  • Методика "Мозаика" - естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе:  степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".
  • Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
  • Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
  • Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.
  • Методика изучения взаимных отношений "ученик-преподаватель" (по Ханину-Стамбулову).
  • Методика изучения психологической атмосферы  в группе (шкала-опросник Ф.Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.
  • Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкина.
  • Тест "Психологический климатический круг" предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей
  • Методика "Стиль управления коллективом" предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).
  • Тест К.Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях.
  • Методика "Конструктивная ссора" С.Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии).
  • Методика "Изучение сплоченности коллектива" (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
  • Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований
  • Тест-опросник удовлетворенности браком В.Столина, Т.Л. Романовой, Т.Бутенко. Назначение методики - определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком.
  • Методика  "Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи". В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями;  б) вопросы, связанные с воспитанием детей;  в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий;  д) ситуации рассогласования норм поведения;  е) проявление доминирования супругами;  ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.
  • Методика "Распределение ролей в семье" предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей.
  • Методика "Диагностика родительского отношения" А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал:  1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) "Маленький неудачник". Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок  представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
  • Рисуночный тест "Рисунок семьи" (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла -  позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.

Личностный опросник Г.Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название "экстраверсия", "интроверсия" и "нейротизм".

Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.

Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.

Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Методика "Q-сортировки" предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.

Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности.

Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.

Методика "Мотивация к успеху" Т.Элерса.Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А.Реана).Методика "Цель-средство-результат" предназначен для исследования особенностей структуры деятельности.Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на  общение или на дело.Методика исследования эмпатических особенностей личности В.В.Бойко.Методика определения самооценки дошкольника (В.Г.Щур).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ

  • Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья.
  • Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.
  • Опросник Келлермана-Плутчика предназначен для определения защитных механизмов.
  • Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.
  • Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта.
  • Тест К.Маховера "Нарисуй человека" предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний.
  • Тест Роршаха направлен на исследование личностных особенностей испытуемого в ходе ассоциативного теста.
  • Содни-тест позволяет выявить удовлетворенные и неудовлетворенные потребности испытуемого.
  • ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.
  • Проективный тест "Образ себя" предназначен для исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя.

ПРОЧИЕ ТЕСТЫ

  • Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея
  • Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды.
  • Опросник психологических затруднений предназначен для экспресс-диагностики уровня переживания собственного неблагополучия в сфере межличностных отношений.
  • Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре  в обеих группах А.Н.Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.
  • Тест "Уровень удовлетворенности жизнью" Э.Голизека.
  • Шкала одиночества Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.
  • Шкала поиска ощущений предназначена для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям.
  • Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Методика "Мотивы выбора профессии" предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.
  • Тест Д.Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов.
  • Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова "Я предпочту" направлен на определение типа профессиональной области деятельности оптанта.
  • Опросник для исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации.
  • Определение склонностей по методике Л.А. Йовайши.

Начало

www.vashpsixolog.ru

Читать книгу Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов А. Н. Вераксы : онлайн чтение

Методика «Десять слов» (А. Р. Лурия)

Особенности проведения методики

Эта методика предназначена для изучения произвольной непосредственной памяти. В оригинальном варианте методики изучалась не только оперативная, но и долговременная память. Представленный в данном пособии вариант ориентирован только на оперативное запоминание.

Методика организована следующим образом. Экспериментатор называет 10 односложных и двусложных слов, между которыми отсутствует очевидная смысловая связь и предлагает испытуемому воспроизвести их в произвольном порядке. Традиционно используются следующие слова: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Затем экспериментатор фиксирует на бланке названные испытуемым слова (как те, которые входили в первоначальный список, так и те, которые добавил сам испытуемый).

Для облегчения процедуры регистрации ответа перед началом проведения методики все слова нумеруются и чертится таблица, в которой отмечаются названные слова. Лишние слова выписываются внизу листа. Если испытуемый с первого раза не смог назвать все слова, то процедура повторяется (до 5 раз), причем каждый раз весь список зачитывается заново, и испытуемый воспроизводит все десять слов, даже если он называл большую их часть в прошлый раз.

Интерпретация результатов методики

По результатам проведения методики строится кривая запоминания, где по оси абсцисс отмечается номер серии, а по оси ординат – количество воспроизведенных испытуемым слов. Очевидно, что кривая запоминания при хорошем состоянии памяти идет вверх.

Для детей дошкольного возраста называние 8–9 слов из 10 по результатам пяти серий считается нормальным результатом. Если же ребенок сначала называет много слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше, то в этом случае нельзя говорить об ограниченном объеме памяти, поскольку здесь речь идет о внимании, в частности о высокой степени его истощаемости.

Кривая запоминания также может носить пилообразный характер, что говорит о слабой устойчивости внимания. Воспроизведение одного и того же количества слов в разных сериях или называние других слов может свидетельствовать о наличии органических дисфункций мозга.

Эта методика позволяет также оценить объем внимания. Фактически количество воспроизводимых слов отражает количество информации, которое удерживает ребенок в единицу времени.

Перцептивное моделирование (В. В. Холмовская)

Особенности проведения методики

Методика направлена на исследование одного из важнейших перцептивных действий – моделирования, которое позволяет выстроить сложную форму из отдельных сенсорных эталонов.

Экспериментатор предлагает ребенку выбрать из набора деталей те, которые позволяют сконструировать фигуру определенной формы (круг или квадрат, см. рис. 5–19). Из 15 заданий, представленных в методике, первые три являются вводными, и поэтому не оцениваются. На примере работы с этими рисунками детям объясняют задание. Фигуры-образцы вводных задач разделены пунктирными линиями на части, что помогает соотнести их с изображенными ниже деталями, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На остальных страницах образцы даны в нерасчлененном виде. Дети должны разделить их самостоятельно.

Задания строятся по принципу от простого к сложному, и с каждым разом количество частей, из которых состоит фигура, увеличивается.

В первых четырех заданиях для составления фигуры используются две части, в следующих четырех – три и в следующих четырех – четыре.

Перед началом работы каждому ребенку предлагаются листы с заданиями (на каждом листе представлено одно задание). Взрослый, указывая на первый лист (рис. 5), говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком. (Взрослый проверяет правильность выполнения задания и в случае необходимости указывает на ошибку.) На следующем листе – квадрат. Он разделен на четыре части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Проверяет выполнение задания.) На третьей странице снова круг, он состоит из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

Перед выполнением четвертого задания (рис. 8) взрослый говорит детям: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь посмотрите на следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой же круг. Поставьте на этих фигурах крестики. На следующих листах сделайте так же: найдите и отметьте части, из которых получится целый круг или квадрат, нарисованный сверху».

Никаких дополнительных указаний не дается.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Интерпретация результатов методики

Задание считается выполненным, если ребенок правильно выбрал все необходимые части (см. табл. 7). Каждая задача оценивается определенным количеством баллов – чем сложнее задача, тем более высокий балл получает испытуемый.

Так, за правильное решение задач 1–4 дается по 2 очка, 5–8 – по 3 очка, 9–12 – по 4 очка. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество очков – 36.

Таблица 7

Предполагается, что к семи годам дети, обладающие высоким уровнем развития восприятия, способны решить все задачи, что соответствует 36 баллам. Условно выделяется три уровня развития восприятия: низкий (до 8 баллов), средний (8–25 баллов) и высокий (25–36 баллов). Помимо количественной оценки существует и качественная оценка, но для ее определения требуется большой опыт проведения методики. Поэтому в большинстве случаев ограничиваются количественными показателями.

Для детей шестого года жизни средний уровень является хорошим показателем развития перцептивного моделирования. Но желательно, чтобы к семи годам (то есть к моменту поступления в школу) дошкольник обладал высоким уровнем развития восприятия, поскольку от этого во многом зависит уровень готовности ребенка к школе (учитель предъявляет ребенку материал, который может быть понят только с помощью систем сенсорных эталонов).

«Шифровка» (Д. Векслер)

Особенности проведения методики

Данная методика представляет собой невербальный субтест (часть психологического теста) теста Д. Векслера. На листе, с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов (см. рис. 20). Над фигурами нарисован «ключ» – набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы (черточки, кружочки и т. п.).

Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе.

Рис. 20

Общее время выполнения задания фиксировано и составляет две минуты. Время засекается сразу после перехода испытуемого к шестой фигуре. Если для объяснения инструкции потребовалось больше чем пять фигур, они также не учитываются при оценке результатов.

Интерпретация результатов методики

Данная методика позволяет оценить следующие свойства внимания: способность дошкольника концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. О слабости концентрации внимания ребенка говорят пропуски фигур и большое количество ошибок. О степени переключения внимания свидетельствует количество заполненных фигур (то есть скорость обработки определенного объема информации).

За каждую правильно заполненную фигуру испытуемый получает 1 балл. Для детей 5 лет нормальным показателем является результат в 30 баллов, 6 лет – 35 баллов, 7 лет – 45 баллов. Количество ошибок говорит о степени концентрации внимания. Показатель переключения внимания отражается в количестве правильно заполненных фигур. При этом в 5 лет допускается 3 ошибки (при 33 заполненных фигурах), в 6 лет – 2 (при 37 заполненных фигурах), в 7 лет – 1 ошибка (при 45 заполненных фигурах).

Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

Особенности проведения методики

Методика направлена на определение уровня развития воображения ребенка, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура (см. рис. 21–40). Каждый набор состоит из 10 карточек. Размер каждой карточки составляет четверть листа А4.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Карточки с изображением фигур предъявляются по одной. Важно, чтобы ребенок давал название своим рисункам – это позволяет экспериментатору более точно оценить графический образ и избежать недопонимания.

Рис. 21-22

Рис. 23-24

Рис. 25-26

Рис. 27-28

Рис. 29-30

Рис. 31-32

Рис. 33-34

Рис. 35-36

Рис. 37-38

Рис. 39-40

Интерпретация методики

Для оценки уровня выполнения задания подсчитывается количество неповторяющихся изображений у каждого ребенка. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются. Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме это 8–10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9–10 изображений для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.

Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2–3 элементов; 6 лет – из 3–4 элементов; 7 лет – из 4–5 элементов.

И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).

Мотивационно-потребностная сфера

Три желания (методика мотивационных предпочтений) (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)

Особенности проведения методики

Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя крупными лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. У него три лепестка. На каждом лепестке можно написать заветное желание». При проведении методики с детьми дошкольного возраста экспериментатор может по просьбе ребенка вписывать желания в лепестки.

Интерпретация методики

При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего, ребенок просто боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом правил и норм. Формальный характер желания может говорить как о неискренности испытуемого (преобладании социально желательных ответов), так и о неразвитости мотивационно-потребностной сферы (чаще всего наблюдается в случае давления на ребенка со стороны взрослого, что подавляет его инициативу).

Очевидно, что наиболее значимые желания высказываются в первую очередь, поэтому необходимо оценивать порядок их предъявления. В дошкольном возрасте большинство желаний должно быть связано с ведущей, то есть игровой деятельностью.

При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это может быть материальная сфера (например, игрушки), сфера общения (например, «поближе познакомиться с кем-то из сверстников»), учебная сфера (например, желание повысить успеваемость), семейная сфера (например, «пойти с папой в зоопарк») и т.д.

Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях, содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла, близости («хочу кролика, белочку и зайчика») и т.д.

Также при анализе полученных ответов стоит обратить внимание на их временную отнесенность к будущему или настоящему. Направленность в будущее у дошкольников нередко является отражением позиции взрослых. Например, если ребенок говорит: «Хочу, чтобы не было войны», то очевидно, что это выражение социальной позиции окружающих его близких, возможно, связанной с вполне конкретными переживаниями.

Поскольку дошкольный возраст в большей степени связан с игрой, а игровой мотив реализуется в логике «здесь и теперь», то появление временной перспективы возможно только к концу дошкольного возраста, что связано с подготовкой к поступлению в школу. Однако и в этом случае она не будет носить системного характера, оставаясь внешней по отношению к реальному повседневному опыту ребенка.

Эмоционально-личностная сфера

Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)

Общая характеристика методики

Первоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество эмпирических данных, которые показали, что дети, имеющие одинаковый результат по данному тесту (уровень IQ), рисуют совершенно разные рисунки. По мнению К. Маховер, данный тест позволил социально изолированным детям проявить свое воображение, открыть свои проблемы, воплощенные в «прозрачно-закамуфлированных автопортретах». Таким образом, изначально нацеленная на диагностику познавательных способностей методика «Нарисуй человека» дала богатый клинический материал, который не сводился к исследованию умственного развития, что привело к созданию методики «Рисунок человека».

Как уже упоминалось ранее, в основе всех проективных методик лежит идея соответствия графического изображения и некоторого психологического содержания. В основе этой методики заложено представление о том, что образ тела является одной из ключевых составляющих образа Я. Другими словами, если в рисунке преувеличено изображение головы, то это интерпретируется как высокая значимость этой части тела для субъекта, что может быть обусловлено как физическими переживаниями (например, головными болями), так и психологическими представлениями (например, приоритет разумного над телесным).

В проективных методиках нарисованная фигура есть сам человек, а другие части рисунка, формирующие фон, отражают его реальное окружение. Графическое изображение дает возможность выдвинуть гипотезы о системе представлений человека о себе и своем месте во внешнем мире, но не позволяет делать прямые выводы о нем или окружающих его людях.

Особенности проведения методики

Несмотря на то, что инструкция, которая предлагается испытуемому, звучит довольно просто («Нарисуй человека»), при выполнении этой методики психолог может столкнуться с рядом трудностей.

1. Дети довольно часто отказываются выполнять методику, ссылаясь на неумение рисовать. В этом случае психолог должен объяснить ему, что техническое совершенство рисунка не имеет значения. Подобные отказы, с одной стороны, могут быть связаны с желанием испытуемого избежать трудностей (или неудачи) и направлены на снижение тревожности в ситуации обследования. Но отказ не свидетельствует о неразвитости навыков общения, заниженной самооценке или интровертированности ребенка. Возможно, психологу просто не удалось установить теплых, доверительных отношений с ним, которые необходимы при работе с проективными методиками.

С другой стороны, нужно принять во внимание, что некоторые дети не любят рисовать, поскольку до определенного возраста расхождение между замыслом и исполнением слишком велико, и их не удовлетворяет создаваемое ими изображение. Часто испытуемый начинает задавать большое количество уточняющих вопросов: «А какого размера должен быть рисунок? А как лучше нарисовать? А человек должен быть в обуви или без?» Обычно за такими вопросами скрывается повышенная тревожность, которая мешает приступить к выполнению задания. Если испытуемый начинает задавать вопросы в процессе рисования, то не следует делать однозначного заключения о его неуверенности или демонстративности, поскольку они могут быть обусловлены интересом к обследованию.

2. Краткость инструкции призвана с самого начала дать испытуемому полную свободу действий и тем самым мотивировать его на выполнение задания. Однако для диагностического заключения принципиально важно получить полный (во весь рост, с прорисованными основными частями тела) рисунок человека. Если ребенок изображает только лицо или торс человека, или делает схематический рисунок, то психолог вводит дополнительную инструкцию: «Нарисуй человека целиком, в полный рост – с головой, туловищем, руками и ногами».

В классическом варианте теста К. Маховер испытуемый должен изобразить два рисунка (мужчину и женщину), что позволяет сравнить изображения и определить степень и адекватность полоролевой идентификации. Однако в широкой практике достаточным считается использование одного рисунка, поскольку предполагается, что испытуемый будет рисовать фигуру того пола, который в большей степени отражает образ его Я.

3. При работе с дошкольниками нужно учитывать, что они очень подвержены влиянию ситуации, поэтому их сиюминутное настроение может влиять на отношение к выполнению методики. Поэтому важно правильно выбрать время для обследования (например, тогда, когда ребенок не занят какой-то интересной для него деятельностью).

Кроме того, дети дошкольного возраста обладают разными темпераментальными особенностями. Другими словами, для одного ребенка рисование не представляет никаких сложностей, а для другого данное задание потребует большого количества сил и может привести к тому, что он не завершит рисунок. Проведение обследования в первую очередь должно учитывать состояние и возможности испытуемого, а не экспериментатора. Поэтому недопустимо проводить исследование поздно вечером, нарушая основные режимные моменты в жизни ребенка, затягивать процедуру более чем на час и т.п. Эти требования не просто касаются этики проведения обследования. При их нарушении полученные результаты не будут обладать диагностической достоверностью и дадут искаженную картину.

4. В дошкольном возрасте навык рисования только формируется и во многом зависит от того, какой образец был предъявлен педагогом. В связи с этим нужно обращать внимание на общие особенности рисунков всей группы детей, потому что повторение какого-то элемента может быть не личностной характеристикой ребенка, а ситуативным фактором (подражанием рисунку человека, который когда-то на доске изобразил воспитатель). Подобные элементы исключаются из процедуры анализа.

5. Хотя при интерпретации рисунка используется конечный продукт (рисунок), он неотделим от самого процесса рисования. Поэтому не допускается анализ материалов, полученных другим исследователем. Если же знакомство с этими материалами необходимо (например, при обращению к другому специалисту), то следует помнить, что вторичное заключение может касаться только явных, ярко выраженных органических или психологических проблем, поскольку поведенческий и ситуационный контекст будут утеряны.

Выше уже говорилось о том, что рисунок человека – это проекция представлений испытуемого о себе. Но кто лучше испытуемого сможет рассказать о том, что и как он видит? В беседе он может выделить определенные детали изображения, которые психологу кажутся несущественными. Поэтому при наличии времени не нужно упускать возможность поговорить с испытуемым о его рисунке. Если же такая возможность отсутствует, следует внимательно прислушаться к тому, что проговаривает испытуемый во время рисования – такое поведение характерно для детей.

iknigi.net