Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. Психическое развитие ребенка 6 лет


ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

ТОП 10:

Физическое развитие. У ребенка седьмого года жизни идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Отмечаются изменения во внешних очертаниях лиц, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это еще одна причина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется сердечно-сосудистая система. Здоровье ребенка этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменой климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, влажность и т.п.). Функциональные возможности организма детей в этот период создают базис для формирования физической и умственной работоспособности. У ребенка возникает желание быть красивым, здоровым, сильным и ловким.

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармонии физического развития и здоровьем. У ребенка, имеющего отклонения в физическом развитии, может быть более высокий уровень заболеваемости. Он, как правило, неорганизован, его внимание неустойчиво и непродолжительно, для него характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Ребенок начинает осознавать факторы, воздействующие на его здоровье, ухудшается настроение, появляется огорчения от частых заболеваний, так как они ограничивают физическую активность и возможность контактов со сверстниками.

Двигательная активность в этом возрасте высока и совершенно естественна. Малая подвижность — относительно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. Происходят изменения и в работе органов внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

Социально-нравственное и личностное развитие.В этот период происходят глубокие изменения в психической жизни ребенка. Они связаны не только с функциональной перестройкой организма, но и с его психологическим взрослением. Изменяется социальный статус ребенка. Это период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Воспитанников привлекает не только желание учиться в школе, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.). Главное сейчас — чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись ее, чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне. С возникновением стремления к школе и учебе меняется поведение воспитанников. Их привлекают не только различные виды детской деятельности, но возникает желание заняться «серьезным» делом, выполнять ответственные поручения, задания учебного характера.

Важную роль в психическом развитии ребенка седьмого года жизни играет общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Все большее место занимает внеситуативно-познавательное общение. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых удовлетворяется в новой форме общения — внеситуативно-личностной. Ребенку становятся интересными разговоры об окружающих людях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самом себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются его представления, но и активно формируется коммуникативная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Постепенно он усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих.

Не исчезает потребность и в общении с ровесниками. Их сотрудничество носит деловой, практический характер. Многие воспитанники уже имеют довольно устойчивые симпатии среди ровесников, и их предпочтения основываются прежде всего на мотивах дружбы. Ребенок уже способен раскрыть содержание своей дружбы, пробует осмыслить дружеские отношения. Вместе с тем он ощущает дискомфорт, неуверенность в себе, если происходит депривация потребностей в общении, если он оказывается в положении непринятого в группе сверстников. Ребенок седьмого года жизни умеет согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми нормами поведения, способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. Содержанием общения становятся не только эпизоды конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей. В объединениях детей все выразительнее проявляется такой феномен, как общественное мнение по поводу тех или иных аспектов взаимодействия в разных видах детской деятельности. Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми целями и интересами и в то же время активно отстаивает собственные интересы. Так развиваются умения совместного планирования, формируются отношения взаимной ответственности и помощи.

Важные изменения происходят и в структуре самосознания, развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится еще более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, все чаще сравнивает он себя со сверстниками. Он уже может дифференцировать личностные качества других и самого себя и дать им оценку. К концу старшего дошкольного возраста складывается полоролевая структура личности дошкольников. Активно развивается осознание себя во времени, способность к рефлексии. Дети помнят себя в прошлом и представляют в будущем («Я буду школьником» и др.). В процессе совместной деятельности ребенок научается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать – эмпатия. Взаимоотношения старшего дошкольника с людьми (как взрослыми, так и ровесниками) становятся наиболее мощным и важным источником его переживаний.

Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера воспитанников. Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похожим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобретают познавательные мотивы, соревновательные стремления к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них. Одно из важнейших новообразований в развитии личности в дошкольном возрасте – соподчинение мотивов (А. Н. Леонтьев). Оно позволяет отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. И то, какие мотивы преобладают у конкретного ребенка, определяет направленность его поведения. Безусловно, этот стержень только складывается, но определенную направленность в поведении конкретного воспитанника уже можно наблюдать (созидательную, эгоистичную, потребительскую, разрушительную...). Важно в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития его личности мотивы, опираться на них.

Развивается у воспитанников и волевая сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. На этом этапе развития существенно меняется степень произвольности движений ребенка, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в поведении, в умении подчиняться правилам. Более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

Ведущей остается игровая деятельность. Воспитанники любят играть, творчески реализовывать сюжет, в котором находят отражение бытовые ситуации, события общественной жизни, элементы трудовой деятельности взрослых. Главным содержанием игр становится воспроизведение отношений между людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. В играх возникает несколько типов взаимоотношений – реальные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу организации игры. Большое место в жизни воспитанников занимают режиссерские игры, игры с правилами (подвижные, дидактические), игры-драматизации.

Развивается и трудовая деятельность детей. Воспитанники проявляют высокую степень самостоятельности в осуществлении самообслуживания, все чаще становятся реальными помощниками в работе взрослых, проявляют желание и стремление им помочь (вместе сажают растения, собирают урожай, ухаживают за комнатными растениями и животными в уголке живой природы, готовят материалы к занятиям и т. д.). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, воспитанники все чаще включаются в экспериментирование. Особенностью старших дошкольников является появление предпосылок новой для них деятельности — учебной.

Познавательное развитие.В этот период активно развивается и познавательная сфера ребенка, психические процессы – ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Важным результатом интеллектуального развитиявоспитанников является достижение высокого уровня образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения.

Восприятие становится более дифференцированным и избирательным, что позволяет воспитанникам различать оттенки, замечать большое количество деталей.

Старшие дошкольники способны овладеть и сложными формами мнемической деятельности. Активно развивается произвольная память, воспитанники овладевают отдельными приемами логического запоминания (смысловым соотнесением материала с уже известным, смысловой группировкой, смысловой обработкой, упорядочиванием запоминаемого материала). Вместе с тем совершенствуется и непроизвольная память. Легко запоминается и надолго сохраняется ими информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание.

Ребенок седьмого года жизни начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. С помощью речи он направляет внимание его на определенный объект. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание – ребенку трудно сосредоточиться на чем-либо однообразном.

Ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представлений. Достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематического изображения. Эта форма мышления является основой для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме. Таким образом, ребенок семилетнего возраста может решать задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Активно развивается в этом возрасте и воображение воспитанников, лежащее в основе творчества, создание нового, оригинального в игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Творческая активность воспитанников выражается в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выражении своего личного отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными. Творческое воображение относится к основным новообразованиям дошкольного детства; с ним в значительной степени связывают и успешность на первом этапе обучения в школе.

В семь лет, вступив на новую возрастную ступеньку, воспитанники утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, приобретают способность действовать внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией будущего школьника. Формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

У воспитанников формируются новообразования, дающие возможность уверенно подняться на новую возрастную ступень. Важно помочь каждому ощутить радость бытия, самоутвердиться и выразить свою индивидуальность.

Речевое развитие.Интенсивно развивается общение и речь наших воспитанников. Дети практически овладевают всем богатством родного языка – словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова. Воспитанники употребляют слова в соответствии с их значением, стараются подобрать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов. Используют в речи видовые и родовые понятия, дифференцируют их. Звуковая сторона характеризуется правильным звукопроизношением всех звуков родного языка. Развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать). Появляется особая чувствительность к языковым формам – формируется чувство языка. Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании (и саморегулировании) деятельности детей.

Художественное и эстетическое развитие.Развивается и художественная деятельность дошкольников — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театральная. В ней проявляются и активно формируются художественные способности детей и, вместе с тем, идет приобщение их к общечеловеческой и национальной культуре, развивается чувство самоценности воспитанников старшего дошкольного возраста.

 

Примерный распорядок дня для воспитанников

старшей группы (от 6 до 7 лет)

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВРЕМЯ
Дома
Подъем, утренний туалет 6.30—7.30
В учреждении дошкольного образования
Прием, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.00—8.30
Завтрак 8.30—8.50
Игры, подготовка к занятиям 8.50—9.00
Занятия, подготовка к занятиям, дежурство 9.00—10.50
Подготовка к прогулке 10.50—11.05
Прогулка 11.05—13.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 13.00—13.15
Обед 13.15—13.35
Сон 13.35—15.05
Постепенный подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная двигательная деятельность 15.05—15.45
Полдник 15.45—16.00
Игры, самостоятельная деятельность 16.00—16.30
Подготовка к прогулке 16.30—16.50
Прогулка 16.50—18.10
Возвращение с прогулки 18.10—18.25
Ужин 18.25—18.45
Уход детей домой до 19.00
Дома
Прогулка 19.00—20.15
Возвращение с прогулки, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры 20.15—20.45
Ночной сон 20.45—6.30

Примечание: распорядок дня разработан из расчета 12-часового пребывания воспитанников в учреждении образования (07.00-19.00). Распорядок дня может быть скорректирован для групп, работающих с иным временем пребывания, с учетом их вида (санаторная, интегрированная, специальная), времени года, ресурсных условий (наличие бассейна), режима приема пищи, пребывания на свежем воздухе.



infopedia.su

Особенности психического развития детей 6-7 лет

Особенности психического  развития детей 6-7 лет

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в начальную школу. В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (5-7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе.

Одна из проблем подготовки к школе детей, посещающих ДОУ, состоит в том, что детские сады работают по разным программам; при этом каждая из них выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе. В результате показатели развития в разных программах не соотносимы друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно другим критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Обычно это проверка частных умений и навыков (чтение, письмо, счет) и произвольно выбранные пробы из массы психодиагностических тестов. Итак, сложилась ситуация разрыва, с одной стороны, между показателями развития, используемыми в разных дошкольных образовательных программах, а с другой - между показателями развития, применяемыми на выходе из детского сада и при приеме ребенка в школу. Это разница в оценочных критериях «выхода» из дошкольного учреждения и «входных» показателях приема в школу[2].

Поступление в школу — очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом за­висят от готовности к обучению.

Сам факт поступления ребенка в школу еще не говорит о при­нятии им статуса ученика. Каждый по-своему переживает эту но­вую социальную роль. Для ребенка это не только событие, но и процесс, растянутый во времени. Специалисты называют его «кри­зисным периодом» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович), «критическим возрастным периодом» (Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов), «критическими годами зависимости» (А. Лоуэн) [8].

У ребенка обостряется потребность в безопасности, эмоцио­нальном контакте с близким взрослым, защите и опеке с их сто­роны (А.Д. Кошелева, О.В. Лобза). Авторы описывают феномен «пе­релива значимости родительской фигуры», который показывает изменение функционально-смысловых взаимоотношений ребен­ка предшкольного возраста с матерью и отцом. Если для детей пяти лет фигуры родителей, по мнению авторов, относительно рав­ноценны, к семи годам эмоциональное отношение к себе, позна­ние мира связано в большей степени с контактом с матерью. При этом авторы подчеркивают, что в возрасте 7 лет процент детей с амбивалентным (противоречивым) отношением к близким взрос­лым увеличивается до 75%.

Специалисты отмечают усиление чувствительности ребенка к разным воздействиям взрослого. Все это побуждает к вниматель­ному отношению со стороны педагогов и родителей и оказанию ребенку поддержки в семье и за ее пределами, в образовательных учрежденияхи[12].

Психика ребенка до шести лет в целом отличается  повышенной восприимчивостью (сензитивностью) к обучающему воздействию со стороны окружающих взрослых. Благодаря этому ребенок легко усваивает речь, передаваемые ему знания об окружающей действительности и эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. При этом нельзя забывать о том, что умственное развитие и связанная с ним картина мира зависят от условий жизни и воспитания ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

Индивидуальные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека [15].

В возрасте 5 – 6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно – действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно – действенного мышления проявляются предпосылки для формирования наглядно – образного мышления, которые характеризуются тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения практических действий.

В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений [17].

 В развитии основных свойств перцепции наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой — проявляется детализация и структурность перцептивного образа. К концу дошкольного возраста появляется способность вычленять форму объекта. В результате проведенных экспериментов с детьми 4–7 лет С. Г. Якобсон пришла к выводу о том, что «только к 6 годам дети начинают справляться с задачей выкладывания контура фигуры без ошибок. Младшим детям решение этой задачи почти совершенно недоступно. Она или вызывает отказ, или решается с очень грубыми ошибками... Как правило, дети руководствовались не образом формы в целом, а каким-нибудь одним или двумя отличительными признаками. Это проявилось в том, что дети всегда выкладывали фигуру, начиная с той ее части, которая воспроизводит наиболее характерную ее черту» [34, с.15].

С 5–6 лет наступает переломный момент и в развитии структурности. Так, психолог А. А. Прессман  установила, что детям до 5 лет трудно построить плоскостную фигуру из отдельных ее частей. Такого рода задачи решаются дошкольниками, начиная с 5-летнего возраста, когда происходит усиление роли зрения в предметных действиях и развитие его контрольно-измерительных функций [11].

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах [17].

Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности [18].

Возрастные закономерности отмечаются и в  процессе развития памяти. В старшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, роль непроизвольного запоминания у 6- 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает [19].

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма  памяти сохраняет ведущее положение [6].

У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязаны, что говорит о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении.

Таким образом,  наглядно-образное мышление – основной вид мышления в старшем дошкольном возрасте [11].

Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно-образного мышления или наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. Психологи отмечают, что наглядно- образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6 – 7  годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами:  используя  наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление [21].

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:

1.К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

2.Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

3.Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи [25].

Дети 6 – 7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период. Благодаря общению  увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать, думая вслух.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения [12].

Как показывают исследования психологов, ребенок 6 – 7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. К старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации [12].

Нельзя забывать о том, что в данном возрасте важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается [9].

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Чаще  всего  эмоциональная  напряженность сказывается:

- на психомоторике ребенка (82 % детей подвержены этому воздействию),

- на его волевых усилиях (80%),

- на нарушениях речи (67%),

- на снижение эффективности запоминания (37%).

Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей [14].

Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:

1.Достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание.

2. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

3. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей.

4.Особенности развития речи [13].

Развитие психических процессов к концу старшего дошкольного возраста:

Внимание - выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут; находить 5 – 6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

Память -  запоминать 8 – 10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление - определять последовательность событий; складывать разрезную картинку из 9 – 10 частей; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Развитие речи – определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картинке или по серии картинок, из личного опыта, не менее 5 – 6 слов, членить простые предложение на слова, делить слова на слоги.

Развитие мелкой моторики – свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Ознакомление с окружающим – называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего города, столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет)

Первые годы жизни ребенок может различать и называть цвета, определять простые геометрические формы, в 5-7 лет читать сначала крупные, а затем и мелкие буквы, писать и рисовать. В этом возрасте у ребенка заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающего пространственное восприятие предметов.

В течении всего дошкольного возраста, в связи с продолжающимся развитием организма, устойчивость его к внешним воздействиям недостаточна.

Слуховой анализатор .

Слуховой анализатор, как и зрительный, обеспечивает поступление информации в кору головного мозга. С функцией этого анализатора связано становление речи.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки разной интенсивности, но для нормального функционирования слухового анализатора уровень шума не должен превышать 55 децибел (120 дцб – стоя рядом с турбиной реактивного самолета, 110 дцб – порог болевой чувствительности человека).

Интенсивность шума в дошкольных учреждениях нередко выходит за пределы нормы. Общаясь друг с другом дети, как правило, стремятся говорить громко. Взрослые не всегда воспитывают у дошкольников умение разговаривать не напрягая голосовые связки, нередко они и сами стараются перекричать детей (громкая речь от 70 до 80 децибел).

Поэтому дополнительная шумовая нагрузка к общему фону не должна превышать диапазона обычной разговорной речи.

Особенности строения уха дошкольника создают предпосылки для его воспаления – отита, особенно при заболеваниях носоглотки. Провоцирующий фактор возникновения отита – охлаждение ребенка, которое понижает сопротивляемость тканей.

Таким образом, для профилактики заболеваний уха существенное значение приобретают тепловой комфорт и закаливание ребенка.

Двигательный анализатор.

Двигательный анализатор – участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и кончая сложнокоординированными движениями, такими, как сохранение равновесия, выполнение графических действий, точное речепроизношение и др.

Функция двигательного анализатора тесно связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата.

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Однако под влиянием эмоционального возбуждения дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, не свойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказываются на общем состоянии организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, необходимо строго дозировать, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимых на основе возрастных функциональных возможностей ребенка.

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечнососудистой системы

Развитие дыхательной системы характеризуются увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, что происходит в результате развития дыхательной мускулатуры. Увеличивается глубина дыхания и, следовательно, насыщаемость крови кислородом. Нарастает жизненная емкость легких: с 400-500мл – в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7 лет.

В 6-7- лет показатели функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, частота дыхания, минутный объем дыхания) у мальчиков выше чем у девочек. При более редкой частоте дыхания большая величина минутного объема дыхания (как в состоянии покоя, так и при нагрузке) обеспечивается у мальчиков за счет глубины дыхания, т.е. более экономичного, чем у сверстниц.

Положительная динамика функции дыхания в большой мере связана с влиянием физических упражнений.

В первые годы жизни наблюдается особенно интенсивное развитие всей сердечно-сосудистой системы .

В период от 5 до 6 лет значительно ускоряется увеличение массы (до 80г) и объема сердца (до 90см3 ).

С возрастом, при увеличении размеров сердца и выбрасываемого объема крови при каждом его сокращении, частота сердечных сокращений становится реже (до 80 ударов в минуту в старшем дошкольном возрасте).

Отличительной особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

Эта неравномерность проявляется сильнее при воздействии физических нагрузок, возбуждении ребенка.

Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большей эластичности сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

В дошкольном возрасте особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам, совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме деятельности детей 6 лет.

mirznanii.com