Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Учимся легко читать по слогам для детей 5-6 лет используя азбуку. Обучение чтению 6 летнего ребенка


Как научить ребенка читать в 6 лет

Если ребёнок ещё перед походом в школу научится бегло (а главное — осмысленно) читать, то это окажется очень полезным во время обучения в школе. Ведь все хорошо знают о тех случаях, когда дети, приходя уже в старшие классы, имеют лишь навык чтения только по слогам. Такое чтение сильно затрудняет весь процесс обучения. Но, если ребенок поступает в школу с хорошо развитым навыком чтения, то учиться ему становится интересно, а в дальнейшем он вырастет интеллектуальным и развитым человеком.

Психологи, исследуя детей дошкольного возраста, выявили, что уже с пяти-шести лет ребенка можно начинать обучать чтению. Чтобы процесс обучения заметно упростится, в качестве примера рассмотрим основные рекомендации, помогающие научить ребенка читать в 6 лет.

Быстрая навигация по статье

Заинтересованность

Перед началом занятия по обучению чтению необходимо заинтересовать ребёнка этим процессом. Это можно сделать с помощью двух способов:

  • Читать много разных увлекательных рассказов, стихов и историй для ребёнка.
  • Разъяснять ребёнку, почему важно уметь читать самостоятельно.

Мотивация

Для начала потребуется сформировать у ребёнка первые пять мотивов к самостоятельному чтению:

  • Познавательный: создавать стремление почерпнуть новую информацию из книг;
  • Перспективный: для интересного времяпрепровождения в школе;
  • Мотив роста личности: чтобы стать таким же знающим человеком, как взрослые;
  • Деятельностный: чтобы получить возможность играть в интересные игры;
  • Мотив общения с друзьями: чтобы потом рассказать о новых знаниях окружающим.

Для того, чтобы научить ребёнка читать в шесть лет, многими специалистами используется форма игры, в которую включаются разнообразные необычные упражнения. Участвуя в таких играх, ребёнок и не заметит, насколько быстро сможет пользоваться основными операциями, которые и составляют основу процесса чтения. А уже после овладения такими навыками, ребёнок сможет очень быстро перейти и непосредственно к чтению.

Процесс обучения

Взрослый человек, педагог, прежде чем начинать обучение, должен точно сформировать последовательность этапов процесса. Обучение чтению ребёнка состоит из нескольких этапов:

  • Обучение умению проводить звуковой анализ слов: для этого ребёнок должен уметь выделять звуки в словах и называть их последовательно, а также знать отличия гласных и согласных, мягких и твёрдых звуков друг от друга.
  • Ознакомление с буквами (написанием на письме).
  • Умение выделять слоги в слове и впоследствии читать их (так как первые слова ребёнок будет прочитывать по слогам).
  • Чтение слов, разных по длине и количеству слогов: здесь происходит закрепление умений, полученных на третьем этапе обучения. Лучше всего вначале давать ребёнку читать те слова, которые состоят из двух или трёх букв, после чего незаметно переходить к увеличению букв в предлагаемых словах. После того, как ребёнок с легкостью станет выполнять предоставленные ему задания, можно приступать к прочтению небольших текстов.

Совершенствование

На четвёртом этапе начинается период усовершенствования полученных навыков. Становится важным организовать интересное чтение для ребёнка, а точнее — выбирать книги, которые бы его заинтересовывали.

При обучении чтению необходимо учитывать такие моменты:

  • Крупный шрифт текстов: первые тексты, которые читает ребёнок, должны быть написаны крупными буквами.
  • Начинать первое чтение рассказов следует с коротких, но обязательно увлекательных историй. Ведь от эффекта, которое они произведут на малыша, полностью зависит формирование интереса к процессу чтения.
  • Нельзя заставлять ребёнка читать в тот момент, когда он этого не хочет (важно дозировать нагрузку).
  • Важно следить затем, чтобы во время прочтения, ребёнок осмысливал текст и запоминал его содержание. Для проверки такого навыка можно предложить ему пересказать то, что он прочитал.

Теперь вы знаете что нужно делать, чтобы ваш ребёнок становился грамотным и образованным уже с малых лет!

Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:

podskajem.com

Как быстро и правильно научить ребенка читать

У каждого малыша впереди долгая, интересная, но в некотором смысле трудная жизнь, в течение которой он будет постоянно учиться. Поэтому все больше современных родителей интересуются, как быстро и правильно научить ребенка читать? При том хорошо, бегло, а не только по слогам. Когда лучше начинать такое обучение, как родителям правильно учить этому свое чадо, чтобы не отбить охоту к чтению в будущем? Также, почему нужно учить чтению ребенка еще сызмальства до школьного возраста? Что делать, если у него нет желания учиться?

Эта статья ответит на все эти вопросы. Вы откроете для себя полезные советы, интересные методы, которые помогут вам в процессе обучения чтению малыша. Стоит заметить, что есть много различных способов учить чтению, так же, как много споров над тем, какой метод лучше. Мы считаем, что каждый родитель сам выбирает, какой метод лучше подходит его чаду. Итак, начнем с первого вопроса:

Как научить ребенка читать: 3 правила

Так как в дошкольном возрасте игра у малыша — его жизнь. То благодаря игре, деточку можно научить чтению. Когда вы ему читаете не обязательно читать в точности текст. Можно даже нужно отходить от текста, чтобы говорить о картинках: кошка, мальчик, девочка, собачка.

Постарайтесь  связывать картинки с чем-то в реальной жизни. Используйте забавный тон голоса, когда читаете своей  деточке. Вы можете даже напевать некоторые из рассказов. Тогда процесс обучения для малыша становится веселым, интересным.

Чтобы обучение малыша чтению было эффективным урок должен длиться приблизительно 3-5 минут. Так, удерживая детское внимание в течение короткого времени, вы помогаете ему развивать любопытство, благодаря которому чадо захочет узнать больше. Для этого материалы должны быть простыми, интересными.

Следует помнить, что называть нужно звуки, а не буквы, так как детское абстрактное мышление еще не сформировано. Нужно говорить буква «С», а никак не «ЭС», буква «Л», а не «ЭЛ». Конечно, для взрослого это неудобно, однако для малыша — это единственный исключительно верный вариант наименования букв.

Чтоб научиться читать, детям необязательно нужно знать, а также помнить все буквы. Они удерживаются в памяти в ходе обучения. Теперь рассмотрим несложный метод быстрого обучения, состоящий из нескольких ступеней, который великолепно применим в домашних условиях.

Как научить ребенка быстро читать

Малыш учит лишь гласные. Алфавит имеет 10 гласных, поэтому выучить их не тяжело. Следует на листах бумаги нарисовать кружочки, на каждом листе по одному кружочку, а сверху красным цветом написать гласные. Если посмотреть звуковую схему, то гласные на ней изображены кружочками либо точками красного цвета. Пускай каждая из этих «бусинок» имеет собственную песню.

Листы нужно наклеить по всей комнате либо квартире и через небольшие промежутки времени предлагать малышу исполнить песенку, указывая любую букву. Если сделал ошибку, то следует его исправить, сказав, что он исполнил песенку той вот «бусинки». Спустя время нужно гласные перевесить, поменяв их местами. Это нужно делать столько раз, пока ребенок их хорошо и правильно не будет знать.

Когда он все запомнит, тогда следует сыграть в прятки. Показать любое слово, написанное крупно, попросив сказать, какая «бусинка» убежала. Малыш великолепно запоминает и сможет определить букву, которая записана с помощью различных шрифтов. Все это возможно делать, также гуляя на улице, нужно показывать название различных магазинчиков либо улочек, рекламного щита. Таким способом ваше чадо очень быстро сможет запомнить гласные. Теперь переходим к слогам.

Учимся читать по слогам

Когда малыш знает гласные, то пришло время обучить его чтению. Берется букварь либо азбука, однако это плохо помогает. В дальнейшем ему тяжело дается чтение слов, все слова читаются побуквенно. Самый верный способ — сразу обучить малыша чтению с помощью маленьких слогов либо слов, так же как учили его разговаривать целыми словами, а не отдельными звуками.

Например, уча букву «П», не следует рассказывать, что это согласная. Дитю это пока не надо. Следует рассказать, что это буква папы, слово «Папа» начинается благодаря этой букве. Нужно с буквой поиграть, увидеть, на что она похожа. Один ребенок, глядя на букву, может рассмотреть стол, другой стул. Какова суть? Нужно построить в голове малыша образ, тогда он хорошо запомнит буквы.

После следует приставить выученную букву к «бусинкам» гласным и прочитать. Сразу должен прочитать взрослый, затем надо читать с малышом вместе, сначала шепотом, потом тихо, дальше громче, а после в виде эха. Также можно написать слоги табличкой, а ребенка попросить, чтоб он показал то, что сейчас произнесет взрослый, а после наоборот. В эти игры нужно играть немного, приблизительно 15 минут, затем отвлечься на иное.

Запомните: лучше начинать обучение чтению простых слогов, заканчивающиеся гласными «ПА, МА, ДА». Чтение шипящих слогов: «ША, ЩА, ЧА» лучше учить позже, а в конце учить слоги с гласной впереди: «ОР, АМ, ЭХ»

Учимся читать слова

После, как малыш выучит несколько согласных, с ним стоит начинать складывать небольшие слова, которые могут иметь 3-4 буквы: ЛА-К, ЛЕ-В, ДУ-Б, КО-Т. Начиная чтение слова, малыш самостоятельно додумывает его продолжение. А взрослый, подставив необходимую букву, показывает, как данное слово смотрится. При таком обучении подойдет специальная магнитная азбука.

Возьмите несколько небольших слов, состоящих из 3–6 букв. Дальше каждое слово следует написать на отдельном листе. Листы лучше брать одного цвета, наклеив их с малышом по всей комнате. Слова нужно показать, прочитать и наклеить на листы. Лучший вариант, когда на листе кроме написанного слова, нарисован еще и предмет, обозначающий данное слово.

После уберите картинку, попросив найти нужное слово либо прочитать, что написано на листе. Не стоит забывать менять местами листы. Также взрослый может специально читать неправильно, а дитятко должно его исправить, прочитав как надо. Через время, после того как ребенок запомнит эти слова, надо брать следующие.

Не забывайте время от времени повторять прежние слова. Благодаря этому способу, ребенок легко, быстро научится читать целыми слогами и словами. Для этого хватит 20 минут, поэтому ребенок не успеет устать. Ему наоборот все понравится, он будет с удовольствием заниматься.

Когда учить ребенка читать

Начинать изучать алфавит можно с двух–трёх лет, для этого можно покупать специальную мозаику, яркие книжки или игрушки, интересно и красочно знакомящие детей с миром букв, звуков. Углублённо заниматься чтением, так же как любыми другими вещами, можно начинать с 4 лет.

Прежде всего, следует помнить, любые занятия с детьми требуют времени, а также огромного терпения. Нужно проявлять настойчивость одновременно с доброжелательностью, тогда результат не заставит себя ждать. Приучать ребёнка к чтению необходимо постепенно. Занятия должны быть систематическими, то есть они должны проводиться регулярно. Только так можно добиться каких-то результатов.

Самые первые занятия, на которых предлагается деточке изучить одну, две буквы, должны длиться максимум 10 минут. Потому как ребёнок не привык долго заниматься интеллектуальной деятельностью (особенно это касается ребятишек, не посещающих детский сад). Постепенно, примерно через полгода занятия должны увеличиться до 20–30 минут.

Обучение ребёнка чтению, по мнению большинства родителей — сложное занятие, которое подвластно только опытному педагогу. Но на самом деле научить малыша читать могут и сами родители.

К примеру, касательно техники изучения чтения с малышом — её можно выбрать для дитя индивидуально. Ничего сложного в этом нет, просто необходимо подобрать материал (рабочие тетради, учебные раскраски и т. п.), который создан для занятий с детьми подходящего возраста. При небольших усилиях все это можно в изобилии найти в интернете.

Также избегайте заставлять ребёнка сделать сразу много упражнений, или выучить много букв. Любое обучение должно строиться поэтапно и постепенно. В раннем дошкольном возрасте детям ещё трудно без должной подготовки долго концентрировать внимание на чем-то одном. Поэтому необходимо приготовиться к тому, что придётся объяснять одну и ту же вещь несколько раз, из занятия в занятие.

Что делать, если ребёнок не хочет учиться читать

Отказы – это нормальная реакция, особенно на первых порах, когда дети ещё не привыкли постоянно заниматься. Хотя эти явления не должны быть причиной отказа от занятий совсем.

  1. Чтобы ребёнок хотел учиться чтению, во-первых, нужно подобрать правильный дидактический материал. Он должен быть ярким, красивым, цепляющим внимание.
  2. Во-вторых, очень важен настрой самих родителей. Интригующее приглашение «поиграть в школу», всегда будет звучать более привлекательно, интересно, чем сухой приказ идти заниматься.
  3. Самое главное заключается в том, что родители сами должны быть увлечены учебным процессом, проявлять интерес к заданиям, постоянно поддерживать и хвалить своего ребёнка.

Запомните: если преодолеть лень, нежелание учиться, то к шести годам ваше чадо будет абсолютно готов к школе. Без проблем выдержит учебные нагрузки, проявляя при этом интерес к учёбе. Всегда нужно помнить, что будущие успехи детей во многом зависят от усилий их родителей. Поэтому необходимо не просто научить чтению, а думать о том, как правильно учить ребенка читать.

Почему важно учить читать еще до школы
  • Если научить вашего малыша читать дома, прежде чем он отправится в школу, то ему легче будет даваться процесс школьного обучения. Также это поможет с развитием его речи.
  • Вы предоставляете детям наилучший старт в жизни, потому что сможете помочь полюбить чтение. Дети всегда будут благодарны вам за это.
  • Уча чтению, вы вдохновляете дитя узнавать больше о мире, в котором он живет. Его любопытство будет увеличиваться, развивая желание знаний. Это скажется хорошо не только на образовании, но также во взрослой жизни, так как вы не лишили чадо интеллектуального развития.
  • Научившись читать дома до школы, малыш сможет использовать более сложные предложения, что улучшит его память. Также база знаний, техника чтения у него будет выше тех, кто только в школе учится читать, поскольку он постоянно получает доступ к новой информации.
  • Чтение влияет на уровень интеллекта. Исследования показали, что IQ ребенка увеличивается с развитием их познавательных способностей.
  • Чтением вы стимулируете большую вовлеченность в творческий процесс правого полушария мозга вашего ребенка.
Заключение

Как вы уже, наверное, заметили, нет «волшебной формулы», как научить ребенка читать, тем более быстро и правильно. Так как у каждого малыша свои способности. Стоит также заметить, что вы лучший учитель для ваших деточек. У вас с ними тесная связь.

Когда дитя вас любит, доверяет, то появляется идеальный фундамент для обучения чтению — лучший вариант, чем сможет предоставить любой учитель. Чувствуя себя в безопасности, малыш сможет учиться лучше, особенно когда это обучение проходит весело, интересно.

С уважением, Андроник Анна/Елена.

Посмотрите видео от «Все буде добре», где эксперты дают хорошие советы по обучению детей чтению.

semyadeti.ru

Как быстро научить ребенка читать по слогам в 6 лет?

#1

Многие интересуются таким вопросом: «Как научить ребенка читать в 6 лет? » Да, ответ на этот вопрос довольно сложный и ответить сможет далеко не каждый. В настоящее время множество способов как научить ребенка читать по слогам. Сейчас родители считают, что нужно обучать ребенка читать только с шести-семи лет. Ведь в таком возрасте он становится более самостоятельным и начинает все воспринимать. В 6-7 лет увеличивается восприятие, оно становится примерно семь-десять минут – это уже означает, что малыш готов к обучению. Но сейчас ученые провели исследования, которые доказывают, что ребенка нужно учить читать еще в дошкольном возрасте. И самый лучший возраст для обучения – это три года.

#2

Все люди согласятся с тем, что в трехлетнем возрасте ребенок еще считается совсем крохой. Поэтому родители задают такой вопрос: «Как быстро научить ребенка читать по слогам в три года? »Но ответ можно получить в этой статье. На самом деле з года – это самый кризисный возраст в развитии ребенка. Именно в это время у малыша формируется такое понятие, как личность. Конечно же, каждый человек согласится, что полноценные занятия ля таких малышей еще рановаты. Малыш в три года уже знает что такое «Я» и заявляет о нем, а также познает окружающий мир. Три года – это возраст, когда ребенку постоянно все интересно, и он всегда задает различные вопросы. Дети, которые уже умеют разговаривать, начинают задавать вопросы, познавать мир со всех сторон.

#3

Самое важное – это не пропустить этап развития ребенка, ведь уже с трех лет формируется логическое мышление крохи. Это означает, что он начинает воспринимать окружающий мир как единое целое. Логика у ребенка появляется тогда, когда он начинает задавать вопросы, которые вытекают один из другого. Конечно же, в три года у ребенка развивается не только логика и пространственное мышление, но и активизируется память. Ведь ребенку очень нужно запоминать ответы на вопросы, которые дали ему родители. А родителям не стоит сердиться на то, что ребенок задает одни и те же вопросы, он просто старается запомнить ответы на всю жизнь. Ребенку в этом следует уделять больше внимания и всегда выслушивать его. Такой возраст помогает быстрее научить читать ребенка – это возраст «почемучки».

#4

Это начало того, как научить читать ребенка в 6 лет. А вот для чего нужно учить читать ребенка в три года. Во-первых, это делается для того, чтобы развить память, воображение и даже логику у малыша. Во-вторых, у него быстрее расширяется кругозор. В-третьих, это помогает значительно избежать множества проблем, которые встретятся на его пути через три года за школьной партой. В первом классе придется читать не только букварь, но даже и условия задач по математике. Ведь если ребенок поймет, что там написано, то он это решит и будет рад этому очень. Некоторые родители очень возмущаются и говорят, что в три года невозможно научиться читать по слогам. Но невозможное, всегда возможно стоит приложить только немного усилий.

#5

Сначала необходимо выучить вместе с ребенком все буквы, есть множество интересных способов, как это можно сделать. Нельзя произносить буквы ребенку так: «Бэ», «Пэ», «Гэ» и так далее. Необходимо это делать таким образом: «Б», «В» и так далее. Также необходимо в комнате ребенка повесить плакат с буквами, главное чтобы он был достаточно красочным. Его можно будет приобрести в магазине, либо нарисовать самой молодой маме с помощью ребенка. Ведь его очень тянет ко всему красочному: картинкам, бабочкам, цветочкам, плакатам, рисункам и многому другому. Родители должны воспринимать то, то чем раньше научишь ребенка читать, тем будет лучше. Они обязаны понимать то, как ребенка научить читать в 6 лет.

#6

Когда ребенок запомнит все буквы, то уже можно начинать складывать слоги. Для того чтобы процесс складывания слогов не затянулся лучше всего купить специальную магнитную доску с пластиковыми разноцветными буквами. Конечно, если же нет денег, то лучше сделать алфавит своими руками. Например, можно сделать так, что согласные буквы будут разных цветов, а гласные одного. Очень важно: ребенок будет с удовольствием учиться читать, если это сделать в виде игры. Например, можно построить специальный столбик из шести-семи согласных букв, для составления соответственно взять букву «а». Ее необходимо будет поставить в самый верх и озвучить слог, так постепенно буде составлять слово. И так можно повторять до бесконечности.

#7

Примерно через два месяца малыш станет уже читать по слогам и сможет понимать, что написано в тексте. Когда ребенок научился читать, то можно переходить и к словам. Сначала лучше давать слова, которые состоят из двух-трех слогов. С ребенком нужно говорить про каждое обговоренное слово. Если это слово начать ее и рисовать, то малышу будет еще интереснее. Также для развития чтения ребёнка можно использовать специальные слоговые таблицы.

#8

Ведь с помощью них можно прочитать и открытые и закрытые слоги, принцип для создания таблиц очень простой. Такие слоговые таблицы могут быть не только в виде таблицы, но и в виде цветочка, либо бабочки. Можно также создать таблицу для игры, которая будет называться «Найди слово». Детям она очень нравиться, ведь слова найти не так уж и просто. А ребенка нужно просто попросить и он все найдет – ему понравиться.

uznay-kak.ru

Учимся легко читать по слогам для детей 5-6 лет с азбукой

 

Наши родители ещё помнят то время, когда считалось нормальным, что первоклассник, приходя в школу, не умел читать и писать. Все эти навыки тщательно отрабатывали с семилетками педагоги в течение почти всего первого года обучения в школе. Сегодня программа начальной школы требует, чтобы учащийся приходил в первый класс уже читающий, умеющий немного считать и писать, иначе он сразу попадает в отстающие. «Учимся читать быстро!» — вот требование сегодняшней школы.

Неудивительно, что ответственные родители начинают думать об обучении чтению довольно рано. Сегодня существует не одна методика, помогающая научить читать с нуля малышей, разработаны различные упражнения, помогающие запомнить буквы, в Сети можно найти не один мульт или видео на эту тему. Сложно даже выбрать, какая методика лучше, когда стоит начинать обучение – в год, три или пять.

Несмотря на то, что сегодня популярно раннее развитие, и предлагается не одна такая методика и программа для малышей, большинство специалистов считают, что начинать учить буквы и особенно читать торопиться не надо. Принцип «учимся читать и говорить» не идет на пользу малышу. Ваш ребенок готов начать обучение, если он:

  • Хорошо освоил речь, то есть может связно рассказать о чем-либо, легко составляет предложения.
  • Нет никаких логопедических проблем.
  • С легкостью слышит и узнает звуки независимо от того, стоят они в начале, конце или середине слова.
  • Четко представляет и называет положение предметов в пространстве.

Ваш ребенок соответствует этим требованиям, значит можно приступать – учимся читать дома.

Как легко научить ребенка читать по слогам

Чтобы вы могли уверенно сказать «учимся читать легко», вам предстоит самим подготовиться, выбрав подходящую методику и подобрав необходимые материалы: картинки для малышей, упражнения, видео, примеры, мультфильмы. А главное, без чего не обойтись – это букварь. Учимся читать только с ним.

Когда учимся читать по слогам, то для детей 5-6 лет азбука Е. Бахтиной будет одним из подходящих вариантов.

Большинство мам, учивших детей читать самостоятельно, хвалят классический школьный букварь Н.С. Жуковой. Её методика проверена и опробована с успехом уже многими родителями.

Лишь когда вы готовы сами, можно переходить к занятиям. Какую бы методику вы не выбрали, запомните несколько правил, как правильно организовать обучение:

  • Занятия должны проходить регулярно, но длиться недолго. Начинать с пяти – семи минут и постепенно довести до получаса.
  • Когда занятия перейдут 10 минутный рубеж, то необходимо в нем разнообразить формы: чередовать игру с пением, рисование буквы и складывание кубиков, просмотр видео или мультфильма.
  • Научить читать с нуля, можно только играя. Всё монотонное убивает интерес ребёнка.
  • Не спешить. Переходить к новому этапу, только если прочно усвоен предыдущий.
  • Перейдя к следующему этапу, обязательно повторять пройденное раньше.
  • Искать примеры пройденного в реальной жизни. Например, читать слоги или знакомые буквы на вывесках и рекламе.

Учим буквы. Учимся читать. Слоги.

Читаем слоги по методу Зайцева

Один из интересных способов обучить ребенка чтению по слогам играя, это методика Николая Зайцева. Она основана на использовании специального развивающего материала, складах. Ребенок учится читать с помощью игры, песенок и подпевок.

Склад – это пара «согласная-гласная», которые различаются по цвету. Их можно встретить в виде карточек, но лучше использовать разработанные ученым кубики со складами. 52 входящих в комплект кубика различаются по размеру, весу, наполнению и цвету в соответствии с тем, какие слоги на него нанесены. Это помогает детям научиться читать с нуля, используя все органы чувств.

Учим гласные и согласные

Прежде чем научиться читать слоги, необходимо освоить буквы. Здесь очень важно правильно читать их, заучивая. Никаких «бэ», «вэ», как учат буквы, изучая азбуку. Необходимо учить звук, соответствующий этой букве. Только «Б», «М» и т.д., иначе ребенку трудно понять при переходе к чтению по слогам как же они складываются.

Некоторые специалисты говорят, что учить читать слоги нужно только после того, как прочно выучен весь алфавит. Но другие методики предлагают приступать к этому уже тогда, когда хорошо освоены хотя бы несколько гласных и согласных. Учить буквы нужно не в произвольном порядке, а в следующем:

  1. Первыми будут гласные – А, О, У, Э, Ы.
  2. Выучив открытые твердые гласные переходим к твердым звонким согласным. Это М и Л.
  3. Только хорошо освоив эти достаточно простые звуки и буквы, можно переходить к глухим, шипящим согласным и сложным мягким гласным: Ж, Ш, Щ, Я,И, Ю и пр.

Как буквы сложить в слоги

Бывает, что даже освоив весь алфавит, ребенку сложно перейти к составлению букв в слоги. Здесь может помочь несколько способов:

  • Учимся читать вместе. Помогаем ребенку понять, из чего состоит слог, четко артикулируя звуки.
  • Пропеваем слог, продлевая звучание букв: м-м-м-а-а-а, чтобы они слились вместе.

Осваивать этот первый этап могут помочь видео и мульт передачи. Чтобы не создавать дополнительные сложности, вначале читаем простые слоги.

Несложные слоги

К простым, несложным слогам относятся те, что состоят из двух звуков: БА, МА, ЛО и т.д., где один звук твердое звонкое согласное, а второй – открытая гласная. Освоив их, малыш с пониманием сможет освоить и сочетание гласных с глухими и шипящими согласными.

Сложные слоги

К сложным относятся не состоящие из трех букв (до этого доходят позже), а слоги с буквой гласной вначале. Только освоив чтение АВ, ОМ и др., стоит переходить к дальнейшему освоению грамоты. Изучая новое, не забывайте выполнять упражнения и примеры по уже пройденному.

Переходим к чтению слов и предложений

Только освоив простые и сложные слоги, можно учить читать слова. Для этого выбирают или слова из 3 букв, или состоящие из двух однотипных двухбуквенных слогов.

Слова из 3 букв вначале должны выглядеть как простой слог, к которому присоединилась согласная буква. Например, КО с буквой Т превращается в КОТ. К трехбуквенным словам типа ПЛИ, ТРИ нужно переходить чуть позже.

Не стоит брать слова, где рядом стоят подряд несколько согласных, даже слово СЕСТРА затруднительны для начинающего грамотея.

Если вы учили слоги, пропевая их, то переходя к словам, обязательно научите ребенка делать паузы между словами.

Учимся читать с развивающей игрой

Для того, чтобы уверенно говорить, что мы учимся читать с удовольствием, желательно освоить различные развивающие игры. Можно приобрести или сделать пазлы учимся читать по слогам, где картинки содержат буквы и слоги. При правильном сложении пазла, получаем слово. Такой слоговый пазл сыграет роль упражнения на закрепление пройденного.

Можно скачать мульт или развивающие видео в помощь учебе. Таких было создано много.

Хорошим материалом для развивающих игр станут карточки, кубики, магнитная азбука. С ними можно поиграть в:

  1. Собери слово. Ведущий ставит любые две буквы, а играющие доставляют буквы или слоги, чтобы получилось слово.
  2. Угадай-ка. Ставится первые две буквы, а малыш должен угадать слово и дособрать его. В качестве подсказки используются картинки.
  3. Найди нужное. Ведущий озвучивает слог, а ребенок находит его среди разложенных карточек (кубиков).

Такие и подобные игры – это хорошие упражнения, закрепляющие у детей знание букв и умение читать.

Тексты для чтения по слогам

Чтобы предложенный текст стал прочитанный, нужно чтобы он удовлетворял нескольким требованиям. Для этого лучше выбирать книги, у которых крупный шрифт и много картинок. У таких первых книг часто на странице всего несколько слов. Они короткие и простые. Смысл прочитанного объясняется картинкой. Учась читать, малыш первое время не может улавливать смысл прочитанного только из слов. Такие книги с минимумом текста, где основной сюжет раскрывается в картинках, будут по силам.

Учимся читать по слогам с Фиксиками. Все серии. Все герои Фиксики в одной серии.

razvitieiq.ru

Если хотите научить ребенка читать. Важные правила обучения чтению.

Массовое увлечение ранним развитием ребенка заставляет родителей все раньше задумываться «Как научить ребенка читать»?  И чуть ли не с рождения, родители начинают интересоваться этим вопросом. А некоторые уже в 6-9 месяцев  предпринимают попытки к обучению чтению.

Не буду сейчас говорить о пользе и вреде раннего обучения чтению. Сегодня я хочу обратить внимание родителей на важные правила обучения чтению.

Независимо от того какой методикой обучения чтению  Вы пользуетесь, учите сами или отдали ребенка на курсы, Вам надо знать  правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку. В развитии ребенка нет мелочей. И то, что мы когда-то сделали неправильно, нельзя стереть или удалить без следа. Наши ошибки оставляют неизгладимый след  и часто тормозят все остальное развитие ребенка долгие годы.

Именно поэтому хочу обратить внимание родителей на важные правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы  научить ребенка читать.

 

Важные правила обучения чтению.

Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!

Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних букв.  Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится.  Ребенок, когда учится читать,  читает  только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически.  Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ».  Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто читаете  ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.

Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом, приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому  лучше читать не по слогам, а по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче.

Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости произношения. В первую очередь  учим читать те буквы, которые нужны для написания знакомых ребенку слов. Это могут быть имя ребенка, имена родителей , любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для ребенка и приятно ему.

Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка слышать отдельные звуки в речи.

Учим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для обучения чтению используем различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.

Время чтения очень ограничено!  Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.

Многие родители считают, что заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так. Несмотря на то, что длительность урока в 1 классе 35 минут, но это не означает, что все 35 минут дети занимаются  каким-то одним делом. На протяжении урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются 5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.

Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»! Переучивать всегда труднее, а привить  любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим всегда из возможностей и интересов ребенка.

Если Вы хотите научить ребенка читать, соблюдайте эти несложные правила и результаты Вас обязательно порадуют. 

chitalochka-ru.ru

Как научить ребенка читать | Блог 4brain

Как научить ребенка читать? — вопрос, которым рано или поздно задается каждый родитель. Полки книжных магазинов пестрят учебниками и пособиями на любой вкус и карман, в Интернете в свободном доступе размещено большое количество уникальных авторских методик… Как разобраться во всем этом многообразии? И вообще во сколько лет уже можно начать обучение чтению, чтобы в будущем получить хорошие результаты? Давайте разбираться вместе.

Когда начинать

Здесь мнения психологов, логопедов и педагогов разделились. Например, автор методики МИР (система максимально раннего развития) Павел Тюленев считает, что «Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий». У него вообще достаточно радикальный подход к детскому воспитанию. По его мнению, начинать обучение ребенка чтению с 6-7 лет — это катастрофически поздно.

Другой специалист, но уже американский, Глен Доман, который придумал метод целых слов, говорил: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого — намного легче, чем шестилетнего!» С ним практически солидарен известный педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев (метод «Кубики Зайцева»), вот его слова: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Но вот ведь незадача. Оказалось, что детишки, которых слишком рано научили читать, в большинстве своем столкнулись с проблемами в социальном развитии. Психологи выяснили, что таким малышам очень трудно пришлось в детском коллективе в саду. А все из-за того, что они пропустили один из этапов своего развития, в котором формируются навыки социализации, поскольку учились в это время читать! Кроме того, логопеды обнаружили, что такие малютки совсем не понимают смысла прочитанного текста, они просто научились правильно складывать определенные «символы» в слова.

Кого же слушать? Когда начинать учить ребенка читать? — спросите вы. Предлагаем руководствоваться здравым смыслом. Согласитесь, никто не знает вашего ребенка лучше вас, а значит определить, когда можно начинать обучать чтению своего малыша можете только вы сами. Как? Есть определенные физиологические признаки, выделенные психологами, которые помогут вам сориентироваться:

  1. Ваш ребенок уже разговаривает предложениями.
  2. Фонематический слух достаточно развит. Как его определить? Если малыш в состоянии выделить общий звук в нескольких словах (например, «ш» в словах «кошка, шубка, мышь»), или подобрать слово на заданные вами буквы (например, попросите ребенка подобрать слово, начинающееся на букву «к» и заканчивающееся на «а»), то он готов к обучению.
  3. У ребенка отсутствуют серьезные логопедические проблемы.
  4. Ориентация в пространстве сформирована на определенном уровне — кроха различает «право» и «лево», «верх» и «низ» и так далее.

Если все четыре признака наблюдается у вашего ребенка, можете смело приступать к обучению. По статистике большинство детей готовы к этому уже примерно к пяти годам.

Речевые центры чтения развиваются к 6-7 годам. То есть, нужно или не нужно учить малыша читать раньше — это уже выбор каждого родителя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Методы обучения чтению

Несмотря на разнообразие методик, решающих вопрос как научить ребенка читать, среди них выделяют всего три направления, три способа обучения, три разных подхода, в каждом из которых есть минимальная единица чтения.

1

Звуковой метод

Это традиционная, знакомая нам и поэтому понятная методика. Вспомните, раньше только так учили читать детей от 3 до 6 лет. Минимальная единица здесь — звук и буква. Сначала ребенку называют звук, а потом показывают соответствующую букву. Плюс этого метода: он не только учит правильному чтению, но дает и более грамотный звуко-буквенный анализ, и осознание прочитанного текста. Минус: определенная сложность в построении звуков в слоги. Посудите сами, почему вдруг, например, из звуков «д» и «о», получился слог «до»…

Теоретически сюда можно отнести и уже упомянутую нами систему максимально раннего развития Павла Тюленева. Он предлагает показывать карточки с буквами и называть их с самого рождения! Однако есть одно условие — в поле зрения ребенка при этом ничего не должно попадать. Готовы ли вы к такому радикальному «воспитанию»?

2

Метод целых слов

Еще один способ для обучения «с пеленок». Минимальная единица чтения здесь — целое слово. Суть в том, что ребенку показывают карточки со словами, которые он должен запомнить. Со временем, малыш начинает узнавать эти слова везде — на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и так далее…  Методика обучения целыми словами была очень популярна в 90-е годы. Преимущества ее в том, что ребенок вроде как быстро накапливает словарный запас. Но, тем не менее, не каждый малыш может запомнить информацию в таком объеме. Кроме того, очень многие дети эти слова не узнают, если они написаны другим шрифтом или цветом.

Придумал способ американский ученый Глен Доман. Практика показала, что его метод отлично подходит для обучения чтению глухих малышей. В англоязычных странах он также популярен, так как слова там не изменяются по родам и падежам. В русском же языке существует большое количество словоформ, которые также нужно запоминать отдельно. Иначе ребенок в последствии не может или даже не хочет изменять слова правильно по числам, родам и падежам.

3

Метод чтения по складам

Этот способ известен в России очень давно. Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что самая минимальная единица чтения является не звук и буква, а склад. Кстати, он же отрицал звуковой метод, который начал проникать в Россию во второй половине XIX, так как считал его неестественным и противным «духу русского языка и привычкам народа».

Данный метод опирается на так называемые склады — это сочетание согласных и гласных букв (ПА, МА, СЕ, КУ и так далее). Также лингвисты считают, что из складов состоят и одиночные согласные и гласные буквы. Попробуйте произнести Б: сначала вы сжимаете губы в трубочку, а потом выдыхаете воздух — получается склад — согласный плюс гласный. Тоже самое с гласными. Вы сначала напрягаете определенные мышцы, чтобы произнести букву А, а потом уже выдыхаете струю воздуха — и снова склад: опять сочетание согласного и гласного звуков.

Кстати, достаточно распространенные сейчас «Кубики Зайцева» основаны как раз на методе обучения по складам. Правда сам автор этого способа — питерский ученый Николай Александрович Зайцев — привнес в него много своих уникальных разработок. Так, он поместил склады на кубики и в таблицы. С помощью них ребенок в игровой форме учится читать. Однако Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Плюсы этой методики в том, что ребенок сразу воспринимает слог как единицу чтения. Но есть и минусы: не все дети потом могут отличить звук от целого слога — когда их просишь выделить звук, они называют целый слог, который прочитали.

Несмотря на то что у каждого метода есть свои плюсы и минусы, специалисты считают, что традиционный звуковой на сегодняшний день пока самый лучший. И действительно, многие родители в поисках ответа на вопрос как научить ребенка читать, пробуют разные способы, но часто возвращаются к первому, давно принятому в нашей стране.

Общие принципы

Итак, начинаем учить ребенка чтению. Сначала мы знакомим его со звуком, просим найти этот звук среди других, а также в слове, определить позицию этого звука в слове (начало, середина или конец).

Не заставляйте ребенка запоминать каждую букву, закрепляя картинкой: А — аист, Б — баран. Этот способ хорош только для запоминания азбуки, но не для обучения чтению. Посудите сами, у ребенка откладывается в голове, что М — медведь, а А — аист. В итоге, малыш путается — получается, что из чередования «медведя» и «аиста» выходит слово МАМА.

Родители, которые не знают как научить ребенка читать, знакомят его сначала с буквами. Он запоминает их название: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ… Но когда буквы начинают складываться, то простое слово МАМА звучит как эМАэМА, малыш не понимает какое слово прочел. Показывая буквы, их обязательно нужно называть так, как они звучат. Если в алфавите мы, к примеру, называем эМ, то ребенка учим, что это Мммм, потому что нам нужно будет потом соединить ее с гласным звуком и прочитать с гласной буквой. Пусть процессы узнавания букв и соединения их в слоги идут у вас параллельно — так будет легче научить ребенка.

Очень важно прочитывать слово так, как оно написано, чтобы не было оглушений звонких согласных, замены звука О на А в безударной позиции и так далее. Написано МОЛОКО, значит и ребенок должен прочитать также, а не МАЛАКО, как принято произносить.

Когда мы только знакомим малыша с буквами, желательно, чтобы они имели четкие очертания без каких-то дополнительных витиеватостей, украшательств, элементов. Учитывайте это при подборе азбук и букварей.

Для закрепления навыков и осознанности чтения нужно давать ребенку возможность составлять слова из букв разрезной или магнитной азбуки. Также учтите, что малыш быстро утомляется, поэтому не стоит его заставлять часами читать толстую книжку сказок народов мира.

Правила обучения чтению

Если вы самостоятельно решили научить ребенка читать, то следуйте определенным правилам:

  • помните, что применять сразу несколько методик обучения очень опасно;
  • не используйте методики частично, например, будет ошибкой в системе Зайцева учить одними кубиками, или одними таблицами;
  • неукоснительно соблюдайте все рекомендации автора выбранной вами методики;
  • создайте малышу комфортную среду для обучения;
  • следите за тем, чтобы вашему ребенку нравился сам процесс.

Вы уже определились с тем, как научить ребенка читать? Поделитесь своими мыслями в комментариях. Также будет интересно узнать о вашем опыте обучения малыша. С какими проблемами столкнулись и как их решили?

Автор: Екатерина Паникова

4brain.ru