Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Презентация «Логопедическое обследование дошкольников». Обследование ребенка логопедическое 6 лет


Логопедическое обследование детей 6-7 лет

Логопедическое обследование детей 6-7 лет (подготовительная группа). Общее развитие ребенка. Разговорно-описательная беседа: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живешь? Какие у тебя есть игрушки? Расскажи о любимой игрушке. Какое сейчас время года? Как ты догадался? Что ты делал сегодня утром по порядку? Обследование сохранности и подвижности артикуляционного аппарата. (по методике М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелёвой) Исходная ситуация: Анатомическое строение артикуляционного аппарата (наличие и характер аномалий в строении). Обработка результатов: губы - толстые, тонкие, расщелины, укороченная уздечка верхней или нижней губы. зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, с большими промежутками, без промежутков между ними. Челюсть (прикус) - прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, открытый передний. твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой) Состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики (по методике Н.А. Чевелёвой). Исходная ситуация. Ребенок с логопедом сидят перед зеркалом. Логопед предлагает ребенку выполнить ряд заданий по подражанию: Прищурить глаза Поднять брови вверх («удивиться») Нахмурить брови («рассердиться») Надуть щеки («толстячок») Втянуть щеки («худышка») Обработка результатов. - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения Упражнения для губ. «Улыбка», «Трубочка». «Улыбка» - «Трубочка» под счет до пяти. Обработка результатов. - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точность выполнения - длительность (способность удерживать губы в заданном положении) - синкинизия- наличие саливации Упражнения для языка. «Широкий», «Узкий». «Широкий – узкий» под счет 5 раз «Часики» «Качели» «Цоканье» Обработка результатов. - наличие или отсутствие движений - тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) - темп движений (нормальный, быстрый, медленный) - переключение от одного движения к другому - объем движений (полный, неполный) - точн

educontest.net

Логопедическое экспресс обследование детей 5 -6 лет

Логопедическое экспресс обследование детей 5 -6 лет

Понимание речи Попросить показать последовательно 2 -3 предмета: «Покажи ложку, книгу, кофту» , «Покажи стакан, книгу, хлеб» .

«Покажи молоток»

«Покажи ворота»

Витю ударил Коля. Как зовут драчуна?

Сашу догоняет Витя. Кто впереди?

• На вокзале Олю встречает бабушка. Кто приехал? • Катя пошла в магазин после того, как нарисовала бабочку. Что Катя сделала раньше: нарисовала бабочку или сходила в магазин?

Словарный запас (глаголы) Придумай предложение, используя сразу две картинки. Например: Мама шьет полотенце, а бабушка вяжет носки спицами» .

(Существительн ые) Покажи и назови части самолета

Покажи и назови части дерева

Покажи и назови части корабля

Прилагательные

Обследование звукопроизношения

Обследование фонематического слуха

present5.com

Логопедическое обследование старшего школьного возраста

1. Анкетные данные:

Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

Дата рождения: __________________________________________________

Национальность: __________________________________________________

Домашний адрес: _________________________________________________

Из какого учреждения прибыл: _____________________________________

Дата ГМПМПК:____________________, № протокола:__________________

Сведения о родителях:

Мать:

Отец:

Братья:

Сестры:

Другие родственники:

Наследственные заболевания:

2. Анамнез:

Данные из медицинской карты.

От какой беременности ребёнок _____________________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания.

Роды: срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные.

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция.

Когда закричал ребенок _____________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия: синяя, белая.

Резус фактор: отрицательный, положительный.

Вес и рост при рождении_____________________________________________

Вскармливание __________________

Выписался из родильного дома на ________день (причины задержки)

__________________________________________________________

- Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы.) ________________________________________________________________

________________________________________________________________

- Перенесённые заболевания:ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре:до года:после года:

3. Данные о развитии речи:

Состояние звукопроизношения:

Свистящие:

С -В саду темно, совы спят давно.В саду высокая соснаОдна сова не спит, в темноту глядит.

С’ –Непоседа Васенька не сидит на месте.Есть усы у Васеньки, на усах сединки,Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

З –Ваня был на вокзале. Он ждал приезда поезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу. Лиза заболела. Ваня узнал, что поезд опаздывает. Но вот объявили, о прибытии поезда. Ваня побежал к поезду. А вот мама с Лизой.

З’ –В зеленом, зеленом лесу, зеленый листок земляники несу. Зеленая ветка под вязом не спит, зеленая музыка где-то звенит.Зеленый кузнечик в зеленой листве, поет он зеленую песенку мне.

Шипящие:

Ш –Кошка в окошке подушку шьёт,Мышка в сапожках избушку метёт.

Ж –Шьёт своим ежатам ёжикВосемь кожаных сапожек.Каждому на ножкиЕжиные сапожки.

Аффрикаты:

Ц –Выбегает девица на улицу по водицу.А водица далеко, а бадейка велика,Ты девица, не ходи, ты девица, посиди!

Ч –Хочет печка вкусно печь,Хочет речка быстро течь,Хочет тихо падать снег,Хочет счастья человек.

Щ –Дети пошли в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Дети играли со щенком. Щенок бегал. Тут сорока затрещала. Щенок испугался и запищал. Дети смеялись.

Соноры:

Л –Вот откуда эта мгла:Луна на облако легла,А облако, как одеяло,Луну окутало, поймало.

Л’ –Листья клена пожелтели,Птицы к югу улетели.Дождику идти не лень,И всю ночку, и весь день.

Р –На уроке физкультурыРома был сегодня хмурым.Он не прыгал, не играл,Стометровку не бежал.- Что с тобой случилось Рома?- Я забыл кроссовки дома.

Р’ –Три девицы под окномПряли поздно вечерком.«Кабы я была царица, -Говорит одна девица, -То на весь крещеный мирПриготовила бы пир.»

4. Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова: предлагается назвать картинки или повторить слова различной звукослоговой структуры

сыртекствеснасенокосзвездочкиотечестворазведчикимилиционеркосмонавтчистильщик снегрогагнездокартофельгосударствоэлектричкаэкскаваторщиксковородкавелосипедистконструировать котлистгрушапиджакбарометркроссвордпузыритьсяпрожужжатьвоздействоватьдекламированный

5. Анатомическое строение артикуляторного аппарата:

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического отдела артикуляторного аппарата:

- челюстей \ дефекты верхней, нижней челюстей- соотношение верхней и нижней челюсти, т. е. дефекты прикуса:- передний прикус - боковой открытый – перекрестный прикус – прогения – прогнатия –- зубов: - двойной ряд зубов- отсутствие зубов – очень мелкие зубы – вне челюстной дуги – диастемы между передними зубами -- языка: - толстый- мясистый-«географический» язык- длинный узкий язык -короткая подъязычная связка-- твердого неба:- высокое узкое- готическое небо- низкое- плоское- наличие расщелин-- мягкого неба: - нормальное или укороченное- наличие раздвоения- расщепление маленького язычка- отсутствие его-- губ: - излишне толстые губы- наличие рубцов- короткая верхняя губа-

6. Особенности ручной и речевой моторики:

• Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцев), пальцевого гнозопраксиса.

6.1. Определение ведущей руки, ноги, глаза

6.2. Выполнение пробыХэда:

Покажи правой рукой правое ухо, покажи правой рукой правый глаз, покажи правой рукой левое ухо…левый глаз, то же самое левой рукой.

6.3. Исследование схемы тела: правая рука у себя, правая рука у соседа, левая рука у себя, левая рука у соседа, правая рука напротив

6.4. Оптико – кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы):-соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца - вытянуть 2 и 3 пальцы - вытянуть 2 и 5 пальцы

6.5. Динамическая организация движений пальцев: -перебор пальцев (поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5), правой руки- левой руки - двумя руками- «Игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу 1, 2, 3, 4, 5,5, 4, 3, 2, 1), правой рукой, левой рукой, двумя руками

• Исследование речевой моторики:

Строение и подвижностьартикуляционного аппарата:Строениегубы- зубы- прикус \ открытый передний, открытый боковой\-челюсти- язык \ толстый, маленький, с короткой уздечкой \- твердое небо \ расщепление твердого неба, «готическое», куполообразное- мягкое небо- Подвижность:- раздвинуть губы в улыбке, вытянуть вперед» трубочкой», покой. -поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу – губы сомкнуть.

- выдвинуть губы вперед хоботком, повернуть хоботок вправо, влево, прямо, покой…

- вибрация губами \ «тпру» \, как кучер лошадь останавливает…

- Открыть рот, показать широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, убрать язык в рот…

- Открыть рот, узким языком поочередно достать правый, левый углы рта, убрать язык, закрыть рот…

- Открыть рот, показать то широкий язык, то узкий…

- Присосать язык к твердому небу таким образом, чтобы натянулась подъязычная связка и затем опустить с характерным щелчком…

Отметить следующие параметры:

- Тонус \ нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение \- Активность \ нормальная, заторможенность, расторможенность- Объем движений \ полный, неполный \- точность выполнения- Длительность \ способность удерживать органы в заданном положении в течении 5 секунд \- Замена одного движения другим- Добавочные и лишние движения \ синкинезии \

7. Особенности динамической стороны речи:

7.1. Темп и ритм речи: нормальный, замедленный, очень быстрый темп, нормальный ритм, аритмия

7.2. Употребление ударений словесного, логического

7.3. Употребление пауз в потоке речинормальное, излишне частое, излишне редкое

7.4. Особенности голоса в потоке речи:сила: слишком громкий, очень тихий, затухающий,высота: высокий, низкий, соответствие возрастутембр голоса (в случаях его патологии)сиплый, резкий, с носовым оттенком

7.5. Употребление основных видов интонации, их оттенков

- выразительность:

нормальная, маловыразительная, монотонная речь

8. Исследование слуховой функции и восприятия речи:

- состояние биологического слуха (по данным мед. карты)- состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы)

9. Исследование фонематического восприятия(дифференциация фонем):

9.1. Повторение серий слогов:

- из двух слогов

бапа паба гака кага тада дата
заса саза саша шаса саца цаса
жаша шажа зажа жаза шаща щаша

- из трех слогов

бапаба пабапа гакага кагака
датада тадата засаза сазаса
цасаца сацаса сашаса шасаша
жашажа шажаша чатяча тячатя

 

9.2. Показать картинки. Исследование проводится с использованиемкартинок на слова – квазиомонимами (смотри картинки)

П – Б пашня – башня К – Г кора - гора
Т – Д уточки – удочки Ф – В софа – сова
Л – Р рак – лак; рожки – ложки; гроза – глаза;
С – З суп – зуб С – Ц лиса – лица
Ш – Ж шар – жар Ч – Щ челка – щёлка; плач – плащ
Ч – Т’ речка – редька; плечи – плети  
С – Шмиска – мишка С – Ж ус – уж; сук – жук
С – Щ лес – лещ С – Ч нос – ночь
З – Ж роза - рожа  


9.3. Придумать предложения со словами - квазиомонимами

10. Исследование языкового анализа и синтеза:

10.1. Анализ предложения на слова:

(определить количество, последовательность и место слов в предложении)

5 класс:Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

6 класс – 7 класс:Мы приехали в Санкт-Петербург утром. Наша экскурсия начинается у памятника Петру Первому. Потом мы идем по набережной Невы. На правом берегу реки, у самой воды поднимаются стены Петропавловской крепости. Золоченый шпиль так высоко уходит в небо, что кажется, будто тучи задевают его.

8 класс – 9 класс:Красивые зелёные кусты можжевельника приятно пахнут смолой. Растет можжевельник по краям хвойных лесов, по склонам глубоких оврагов. Ветви можжевельника покрыты густой колючей хвоей.Там, где растет можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. Они кормятся смолистыми пахучими ягодами, всю долгую зиму висящими на его ветвях.

10. 2. Слоговой анализ и синтез:

10.2.1. Определить количество слогов в слове.

сто-ят, день-ки, дож-ди, лис-тья, боль-шой, кор-зи-ной, ве-ло-си-пед

10.2.2. Отобрать картинки, в названии которых три слога

(картинки не называются):

10.2.3. Назвать слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам:

• Слова:

са-ды, пер-чат-ки,пу-зы-рить-ся, кро-вать, трак-тор, кон-стру-и-ро-вать, кон-сер-ви-ро-вать

• Предложения:

5 класс:Мы выш-ли на у-ли-цу. Там мно-го ма-шин. Не иг-рай на мос-то-вой.

6 – 7 классы:Рос-ла в ле-су ди-ка-я яб-лонь-ка. О-сень-ю у-па-лосне-ё кис-ло-е яб-ло-ко. Пти-цы скле-ва-ли е-го. Од-но зер-ныш-ко спря-та-лось в зем-ле.

8 – 9 классы:Де-вя-то-го ма-я со-вет-ски-е лю-ди празд-ну-ют День По-бе-ды. Ар-ка-дий Пет-ро-вич Гай-дар по-гиб на фрон-те, сра-жа-ясь за Ро-ди-ну. Мы всег-да бу-дем пом-нить встре-чи с ге-ро-я-мие-го книг.10. 3. Фонематический анализ:

• Выделение звука на фоне слова:

Инструкции:1. «Слышишь ли ты звук [Н] в словах»:Слова: нос, сын, слон, окно, малина, занавес, океан, насухо, чемодан, кенгуру.

2. «Есть ли звук [Щ] в словах»:Слова: пищит, щит, плащи, ящик, щегол, щенята, лещи, помощь, щёлкать.

• Выделение первого звука из слова:

Инструкция: «Какой первый звук в словах ты слышишь»:Слова: август, кукла, мышь, бедняга, вагон, жуки, внучка, башмачки, дятел.

• Выделение последнего звука в словах:

Инструкция: «Какой последний звук ты слышишь в словах»:Слова: голова, мука, тулуп, водоём, алфавит, миллион, ананас, мороз, кузнец, детёныш, командир, колюч, помощь.

• Определение места звука в словах (начало, средина, конец):

Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в словах»:Слова: сон, нос, оса, предостерегать, субботник, поднос.

5-6 классы: «Где ты слышишь звук [Л] в словах»:Слова: пела, булка, висел, лапа, лыжи, чехол.

7-9 классы: ««Где ты слышишь звук [Р] в словах»:Слова: телевизор, приветствовать, пудреница, календарь, пожар, термометр.

• Определение количество звуков в словах:

Инструкция: «Сосчитай, сколько звуков в слове ты слышишь»:Слова: рак, лист, озон, цена, каша, рама, шуба,лобзик, тесьма, тюлень, район, капуста, перчатки, орхидея, телятина, лейтенант.

• Определение места звука по отношению к другим звукам (позиционный анализ):

Инструкции:1. «Какой по счету звук [З] в слове»:Слова: зал, изба, Лиза, полезный, поезда, колхозный, обезьяна, вздрогнуть, презентация, периодизация.

2.«Назови соседей звука [Ц] в слове» (какой звук ты слышишь перед и после звука [Ц]):Слова: пыльца, улица, концы, цыганка, цапля, жильцы, пунцовый.

10.4. Фонематический синтез:

- составь слово из последовательно данных звуков:

«Послушай звуки и скажи, какое слово получилось?»

Три звука: С,О,К –сок, Ш,У,М – Р,А,К –Д,О,М –Четыре звука: К,А,Ш,А – Р,У,К,А – У,Т,К,А –И,Г,Л,А –К,Р,О,Т- С,Т,О,Л –Пять звуков: К,Р,Л,О – Т.Р,А,В,А, - Р,А,Д,И,О – П,Ч,Е,Л,А – Б,А,Р,А,Н – Х,А,Л,А,Т – Р,А,Й,О,Н – Н,О,С,К,И – Щ,Ё,Т,К,А -

10.5. Фонематические представления:

Анализ слов в умственном плане, на основе представлений.- придумать слова, в которых есть звук Ш:- придумать слова, в которых4 звука:5 звуков:6 звуков:- отобрать картинки, в названии которых 5 звуков:6 звуков:

11. Исследование словарного запаса:

Назвать предметы:Действия:Цвет:Форму:Характеристика пассивного словаря:- объём- точность употребления слов

12. Исследование грамматического строя речи:

12.1. Характеристика употребляемых предложений:

- двухсловные __________________- трехсловные _________________- четырёхсловные ______________- пятисловные _________________

указать наличие сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

12.2. Состояние словоизменения:

- употребление предложно-падежных конструкций- Согласование существительного и прилагательного в роде и числе- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида- Согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде

12.3. Состояние словообразования:

- Образование названий профессий женского рода- Названий детёнышей животных:у кошки, у коровы, у лошади, у собаки, у белки, у зайчихи, у тигрицы- Образование прилагательных от существительных:Стол из дерева. Какой стол?Шапка из меха. Стакан из стекла. Сапоги из резины. Пакет из бумаги.Лопата из железа.

13. Исследование зрительно – пространственных функций:

13.1. Состояние биологического зрения ребёнка(данные из мед. карты)

13.2. Состояние зрительно-пространственных функций:

- Указать ведущую руку ребёнка:- Ориентировка в окружающемпространстве:

Назови, что находится справа от тебя?А что слева?

-- Выполнение проб Хэда:

  • Показать правой рукой левое ухо;
  • Показать левой рукой правый глаз;
  • Показать правый и левые части тела напротив сидящего человека.

- Составление картинки, разрезанной на:

5 - 6 классы из 5 частей, 6 частей, 8 частей, 12 частей.

7-9 классы - пазлы.

- Конструирование фигур из палочек:

по образцу по представлению
 

13.3. Состояние речезрительных функций:

(по альбому оптических проб)

  • Знание букв печатных
  • Знание букв рукописных
  • Узнаваниебукв в усложнённых условиях:

- «зашумлённых» букв- изображённых пунктиром- недописанных- стилизованных- правильно и неправильно (зеркально) написанных

• Узнавание букв: -наложенных друг на друга- по типу фигур Попельрейтера

• Узнавание сходных по начертанию буквИзолированно:В буквенном ряду:

• Возможность воспроизведения изолированных буквРядов буквСходных по начертанию

• Способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов:

14. Исследование процесса чтения:

14.1. Определить характер чтения:слогов (простых и со стечением согласных)

ма сю ас ям сто клю
бы цы ок вра пря фья
шо ён гво сте жды тье
рью ющ ря ит юм фу

слов: односложных – том, лес, боль, юг, снег, дождь, грусть, текст. Двухсложных –мыло, герой, весна, ручьи, слёзы, вьюга, гнездо. Многосложных – ягоды, радуга, дежурный, сенокос, картофель, помощник, чтение, жаворонок, фамилия, электричка, зверосовхоз, макулатура, первоклассница, пограничники, милиционер, сковорода.

предложений:

- простых не распространенных,- распространённых,- сложносочинённых,- сложноподчинённых

Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень – снопами. Весна даёт цветы, а осенью плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.тексты:

14.2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста:

14.3. Определить скорость чтения:- побуквенное, послоговое, словесно – фразовое

15. Исследование процесса письма:

Задачи: выяснение степени овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).

15.1. Списать слова и предложения с рукописного текста:

5 класс:6 класс:7 класс:8 класс:9 класс:(материал учебников)

15.2. Списать слова и предложения с печатного текста:5 – 6 классы:

  1. Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина.
  2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали.
  3. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
  4. Но прошло немного времени, роса испарилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
  5. Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы.

7 класс:

Словарные слова: Багряный, бассейн, бетон, бирюзовый, велосипед, девяносто, миллион, одиннадцать, ровесник, троллейбус, презирать, искусство, юный, январский.

Предложения:Драмматический актёр играл последнее действие драмы под аккомпонемент несмолкаемых аплодисментов. Археолог любил работать в архивах. Музыкант аккуратно и тихо взял несколько аккордов. После проведения аттестации заработали новые аттракционы. На церемонии вручения аттестаов были аккредитованы журналисты. В машине астронома разрядился аккумулятор. В аудитории военной академии читал лекции адмирал.

8 класс:

Словарные слова:Аквариум, артиллерия, бок о бок, видимо – невидимо, галерея,давным– давно, как будто, мало – помалу, карикатура, почтальон, претензия, точь – в – точь.

Предложения:Говорят в старину в нашем маленьком городке висел сторожевой колокол. В него, по рассказам пожилых людей, положено было звонить, только если подходил неприятель. Этот сторожевой звон подхватывали на колокольне в ближайшем селе. Представьте только себе, так от колокольни к колокольне звон с вестью о неприятеле докатывался, наконец. До Москвы. Тогда, как водилось. Без всякого промедления по этому особенному военному звону собиралось войско и выходило навстречу неприятелю. Вот отчего … будто бы, наш любимый маленький город получил своё прекрасное имя – Звенигород.

9 класс:

Предложения:На лазерную технику в настоящее время обратили внимание хирурги: мощный луч такого генератора может заменить скальпель. Достижения современной биологии имеют большое экономическое значание: они направлены на удовлетворение потребностей человека. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. Наука – дело глубоко индивидуальное. Один учёный не может заменить другого: каждый учёный неповторим и творчески своеобразен. Наука, её бурное развитие в настоящее время всё сильнее воздействует на нашу жизнь: она расширяет и углубляет познание мира. Правильный путь такой: усвой, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

15.3. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):

• Строчные буквы:

п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д,у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х.

• Прописные буквы:

Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.

15.4. Диктант слогов:

Ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бано, дожу,лери, шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми,кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос,крет, вач.

15.5. Диктант слов различной структуры:

лыжиключкругижилистарушказаснуть кустщукаулицабантаистнасмешка уснётграчуткичищушарфкрыльцо глазокприродасильныйпружинаубралчтение галереяровесниксверстникматематикадиректоручитель

 

15.6. Записать после однократного прослушивания:

  • У ёлки пушистый зайчик.
  • Закат солнца был совершенно чист.
  • Весь народ выступил против врагов.
  • Ветви сирени закрыли весь домик.

15.7.Слуховой диктант:

5 класс:

С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. В берёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гриб. На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными, жёлтыми, белыми шляпками. Большими семьями селятся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья. Надо нагнуться и поискать их в сухой траве.

6 класс:Слово бумага заимствовано в четырнадцатом веке из итальянского языка. Первоначально на Руси это слово обозначало название ткани, которую делали из хлопкового волокна, Позже слово бумага стало обозначать и писчую бумагу. Оно принадлежит к очень частотным словам, вросло в нашу речь настолько, что иноязычное происхождение совершенно не чувствуется.

7 класс:Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники. На краю были заросли малины. Собирал я малину, а впереди какой – то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за дверь. Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не увижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают.

Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел чёрный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья трещат.«Шутки плохи, - подумал я. – Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел»

8 класс:

Приближение весны.

Уже по – весеннему пахнет в лесу. Потоки яркого лета заливают открытые лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе, над вершинами леса, застыли не движутся весенние,прозрачные облака. Вычерчивая в небе белёсую дугу, пролетел невидимый самолёт. Звук пролетевшего самолёта глухо доносится с недосягаемой высоты.

Я иду на лыжах, глубоко зарывающихся в рыхлом пушистом снегу. Яркий свет солнца пробивается сквозь лесные вершины, светлыми пятнами ложится на чистый нетронутый снег, на стволы и ветви деревьев. До боли в глазах сверкают лесные поляны, далёкая гладь застывшей реки.Воздух прозрачен и чист. Чуть пахнет смолою, багульником, сосновой и еловой хвоей. Приближение весны чувствуется в звуках: в весёлом«теньканье»проворных синиц, в барабанной трели пёстрого дятла.(И. Соколов - Митков).

15.8. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок

для 5-го класса; 6-7 классы – сочинения по картине; 8-9 классы – сочинение по прочитанной книге.

15.8.1. Записать под диктовку:

С – ЗЗасыпанный снегом лес был сказочно красив.

Ш – ЖНа вершинах гор кружилась жуткая метель.

П – БПоплыли по небу белые пушистые барашки облаков.

Т – ДДолго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё задёрнуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждёт, когда же придёт матушка – зима.

К - Г - ХКак нарядна рябина в августе! Огнём горят её гроздья сквозь зелёные кружева гибких веток.

С, З – Ш, ЖКуст шуршит – серый зайка дрожит. Журка оказался забавным журавлём. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пушистых снежинок.

Г – ЛЖуравли изредка перекликались с вожаком. И было что – то гордое и уверенное в этом облачном разговоре.

Ц – Ч – ЩЗакачались на выступах гор жёлтые цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. Деревья в чаще слились в чернеющую массу. На синем небе робко выступают первые звёздочки.

16. Выявление ошибок на правописание:

(5, 6, 7, 8, 9классы)

16.1. Правописание:

ЖИ, ШИ:ЧА, ЩА:ЧУ, ЩУ

16.2. Прописная буква в начале предложения, в именах и кличках животных:

16.3. Правописание мягких согласных:

16.4. Правописание безударной гласной в корне слова:

примирение, объединение, вбросить, выбрасывать

16.5. Правописание безударных гласных, которые нельзя проверить ударением:

ветчина, собака, винегрет, вагон, сапог

16.7. Правописание, чередование гласных в корнях слов:

соберу – собираю (и \\ е)загорать – загар(гар \\ гор)увядать – увидать(вяд\\вид)запирать – запереть(и \\ е)умирать – умирать(и \\ е)блистать – блестеть(блис \\ блес)касаться – коснуться(кас - кос)пловец, пловчиха(плов \\ плыв)плывун – (слово пишется с буквой ы)прилагательное, полагать, полог (лаг \\ лог)хорошая промокашкавымокнуть под дождём(мок \\ мак)макать хлеб в молокопоклон, кланяться (клан \\ клон)тварь, творчество, творение(твар \\ твор)загореть, загореть,загарзаря, зарница (зар \\ зор)зори, заревоскакать – вскочить (скак - скоч)сравнить, равнение, подравнять, равнение (а \\ о) уровень, ровняВозраст, наращение, но рослаИсключения: росток, ростовщик,Ростов, Ростислав.

16.8. Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимых согласные:

мороз, просьба, вокзал, футбол, свадьба, сердце, местный, праздник, ужасный, словесный, чувство, ресницы, ровесник, яства (кушанья), сверстник

16.9. Правописание двойных согласных:

вожжи, дрожжи, жужжание, сожжёт, ссора, поссориться, Россия, российский, Белоруссия (но Русь, белорус), пресса, аттестат,на стыке корня и суффикса:лимонный, русский, станционный

16.10. Правописание приставок не изменяющихся и изменяющихся на письме:

срубить, сшить, вперёд, написать, отдать, беспомощный, восстание, чрезмерный, чересчур, расчёт, развал, роспись, расписка, розыгрыш, разыгрывать

16.11. Правописаниепре \\ при:

16.12. Употребление разделительных

Ъ и Ь:

16.13. Буквы Ы и Ипосле приставок:

16.14. Правописание гласных после шипящих:

16.15. Перенос слов:

Логопедическое заключение:

1. Механизм речевого нарушения: дислалия, стертая дизартрия, ринолалия, дисграфия, заикание функциональное или органическое.

2. Форму речевого нарушения: дислалия моторная, сенсорная, сенсомоторная; стертая форма псевдобульбарной, экстрапирамидной, корковой дизартрии; ринолалия органическая открытая, функциональная открытая, органическая закрытая \ передняя, задняя \, функциональная закрытая; алалия моторная, сенсорная, сенсомоторная; дисграфия артикуляторно – акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; заикание тоническое, клоническое, смешанное.

3. Симптоматику нарушения.

Неречевые симптомы: состояние общительности, гнозиса, праксиса, психомоторики, мышления и др.Речевые симптомы: нарушения звукопроизношения по появлению \ сигматизм, ламдацизм, ротацизм, и т. д. \, по объему\ мономорфное, полиморфное \ ; уровень недоразвития речи при алалии, дизартрии \ 1, 2, 3,по Р. Е. Левиной \,указать, нарушение каких систем доминирует \ фонетической, лексической, грамматической, фонематической \; в речевой симптоматике заикания указать вид судорог \ дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные \, а также сопутствующее речевое нарушение\ дислалия, дизартрия, дисграфия, выход из моторной алалии \.Карты обследования составлены с учетом пребывания воспитанников в детском доме на протяжение нескольких лет.

Также по теме:

logoped18.ru

Логопедическое обследование дошкольников

Презентация "Логопедическое обследование дошкольника"PPTX / 19.23 МбПриложение

ФИ ребенка __________________________________________________

Общее звучание речи

    темп: норма, замедленный, ускоренный

    голос: норма, тихий, чрезмерно громкий, назальный оттенок, истощающийся

    разборчивость: невнятная, малопонятная, нечеткая

    дыхание: свободное, прерывистое, поверхностное

    Обследование артикуляционного аппарата:

      Правильность прикуса: норма, открытый, боковой, перекрестный, прямой, проген., прогнат.

      Зубы: норма, мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют

      Губы: норма, толстые, тонкие

      Строение неба: норма, уплощенное, готическое, расщелина

      Язык: норма, микро-, макроглоссия, малоподвижный

      Подъязычная уздечка: норма, укороченная

      Подвижность: полный объем, точное движение, замены, затормороженность, мышечный тонус, синкенезии, тремор, девиация, саливация, неточная переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение следующих упражнений

      Поднять брови

      Нахмуриться

      Закрыть правый глаз

      Закрыть левый глаз

      Толстячок

      Худышка

      Улыбка

                   

      Трубочка

      Лопаточка

      Иголочка

      Чашечка

      Мостик

      Улыбка - Трубочка

      Парус - Мостик

                   

      2. Состояние общей моторики

      Прыжки на двух ногах

      Прыжки на одной (другой) ноге

      Подбросить и поймать мяч

      Перепрыгнуть препятствие

             

      3. Состояние мелкой моторики

      Колечки

      Рожки-ножки

      Кулак ребро

      Кулак-ладонь

             

      4. Ведущая рука

      Правая

      Левая

         

      5. Звукопроизношение:

      Фонема

      [с]

      [с`]

      [з]

      [з`]

      [ц]

      [ш]

      [ж]

      [ч]

      [щ]

      [л]

      [л`]

      [р]

      [р`]

      [г]

      [к]

      Характер

      произношения

                                   

      6.Фонематическое восприятие:

      а) Фонематический слух

      Слухопроизносительная дифференциация звуков в слогах и словах:

      па-ба-па

      ка-ха-ка

      дом-ком-дом

      та-да-та

      ка-га-ка

      кот-год-кот

      б) Звуковой анализ

      Выделение первого звука в слове: Оля _______ утка_______ Аня ______ Ира _________

      Выделение последнего звука в слове: шары _____ луна ______ окно _____ кенгуру ______

      Покажи на картинках:

      Рак-лак

      Мишка-миска

      Марина-малина

      Коза-коса

             

      Жевать-зевать

      Телка-челка

      Вечер-ветер

      Мажет-машет

             

      7. Звуко-слоговая структура:

      5-6 лет

      снеговик

       

      лекарство

       

      гнездо

       

      скворечник

       

      сковорода

       

      велосипед

       

      свисток

       

      сквозняк

       

      Птенец выпал из гнезда _________________________________________________________

      Дети слепили снеговика ________________________________________________________

      Мама жарит котлеты на сковороде _____________________________________________________

      Водопроводчик чинит водопровод ______________________________________________________

      Волосы подстригают в парикмахерской __________________________________________________

      6-7 лет

      сыворотка

       

      парикмахер

       

      сухофрукты

       

      комбинезон

       

      простокваша

       

      инструменты

       

      Золотые рыбки плавают в аквариуме________________________________________________

      Велосипедист катается на велосипеде_______________________________________________

      Часовщик чинит часики ___________________________________________________________

      Автобус остановился на перекрестке у светофора _____________________________________

      Регулировщик стоит на перекрестке _________________________________________________

      Экскурсовод проводит экскурсию ____________________________________________________

      8. Состояние словаря

      а) предметный словарь:

      холодильник _____________________________пылесос_________________________________

      части предметов:

      Чайник

      Донышко

      Носик

      Крышка

      Ручка

      5-6 лет

      а)уровень обобщений:

      Мяч, пирамида, кукла, машинка, кубики _______________________________________________

      Свитер, платье, шорты, юбка, колготы _________________________________________________

      Блюдце, сковорода, ложка, тарелка ____________________________________________________

      Помидор, морковь, огурец, капуста ____________________________________________________

      Яблоко, персик, груша, банан, лимон __________________________________________________

      Назови птиц _____________________________________________________________________

      Назови животных _________________________________________________________________

      Назови детенышей у козы ___________ , у волка ______________ , у собаки _________________

      б) словарь признаков: лимон (какой?) _________________________________________________

      лиса (какая?) ___________________________________________________

      стол из дерева_________________________ стакан из стекла ______________________________

      гвоздь из железа_______________________ сок из яблок __________________________________

      в) глагольный словарь:

      Что делает? птица_______________ змея_________________ рыба___________________

      заяц _____________ , лошадь __________________

      г) Антонимы Скажи наоборот

      широкий

       

      далеко

       

      свет

       

      высоко

       

      подниматься

       

      умный

       

      6-7 лет

      уровень обобщений

      Шкаф, стол, кресло, тумбочка ____________________________________________________________

      Автобус, электричка, троллейбус, самолет _________________________________________________

      Шапка, панама, косынка, кепка__________________________________________________________

      Молоток, пила, топор __________________________________________________________________

      Воробей, голубь, ворона, синица, дятел ____________________________________________________

      Назови фрукты ______________________________________________________________________

      Назови посуду _____________________________________________________________________

      Назови детенышей у курицы ___________ , у коровы ___________ , у свиньи _________________

      у овцы ______________ , у лошади _____________________

      б) словарь признаков: лимон (какой?) _________________________________________________

      лиса (какая?) ___________________________________________________

      шапка из меха________________________ салат из овощей ________________________________

      ваза из глины________________________ суп из грибов __________________________________

      у медведя (чьи уши?)__________________ у белки (чей хвост?) ____________________________

      в) глагольный словарь:

      Что делает? повар_________учительница____________врач__________художник ______________

      Как подает голос? кошка_________________________ корова____________________________

      г) Антонимы

      веселый

       

      чисто

       

      доброта

       

      сухо

       

      здороваться

       

      терять

       

      9. Понимание речи.

      5-6 лет Покажи мамину дочку _______________ дочкину маму ________________

      6-7 лет Ответь на вопросы:

      Женя потерял мишку, которого взял у Вали. Чей был мишка? ______________________________

      Лошадь обогнала осла. Кто впереди ______________________, кто отстал? ______________________

      10. Грамматический строй речи

      5-6 лет

      а) образование мн. числа Им.п. им. сущ.

      дом

       

      лист

       

      крот

       

      дятел

       

      окно

       

      жук

       

      б) образование уменьшительно-ласкательной формы им. сущ.

      дом __________ елка____________ стул ____________гриб_______________

      в) согласование прил. с сущ.

      синий шар ____________ голубая машина ___________ зеленое платье _________

      г) употребление предлогов: на_______ под________ в________ из_________ 

      6-7 лет

      а) образование мн. числа Им.п. им. сущ.

      кольцо

       

      пень

       

      лампа

       

      воробей

       

      олень

       

      колесо

       

       

      б) образование уменьшительно-ласкательной формы им. сущ.

      перо _____________ кружка_______________ дерево _______________платье_________________

      в) согласование сущ. с числ.

      змея_____________ _____________________ воробей______________________________________

      г) употребление предлогов: перед____ около____ с (со)____ над____ за____ из-за____ из-под___

      11. Связная речь

      Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) _________________________

      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Составление рассказа по картине ______________________________________________________

      _________________________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________________________

      Логопедическое заключение:

      Звукопроизношение: дефект полиморфный или мономорфный; хар-ка по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, смешение или замена звуков и др.

      Слоговая структура: нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений

      Фонематические представления: сформированы, не сформированы

      Лексика: лексический запас не сформирован, ниже возрастной нормы, по возрасту

      Грамматический строй: ошибки в словоизменении, словообразовании

      Связная речь: отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована

      Дата обследования __________________________________________________________________

      Учитель-логопед____________________________________________________________________

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      6.5. Логопедическое обследование

      В логопедическом обследовании ребенка 2-го и 3-го годов жизни выделены лишь основные направления обследования и те этапы возрастного развития детской речи, без которых представление о ребенке раннего возраста будет недостаточным.

      Предлагаемая методика логопедического обследования (приложение 13) основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной (1979).

      Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует его фактическому возрасту. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания для ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода. За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала: 1 год 1 мес — 1 год 3 мес, 1 год 4 мес — 1 год 6 мес, 1 год 7 мес — 1 год 9 мес, 1 год 10 мес — 2 года, а на 3-м году — в пределах полугодия: 2 года 1 мес — 2 года 6 мес, 2 года 7 мес — 3 года.

      Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т.д. Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.

      Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес).

      Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом.

      Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.

      Следующим этапом обследования ребенка 2-го и 3-го годов жизни является обследование сформированности понимания речи. На 2-м году жизни у него совершенствуются понимание речи, функция обобщения, расширяется понятийный словарь, интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. С 1 года 6 мес он начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.

      На 3-м году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что собирали летом в лесу, как украшали елку и т.д.) и будущем (куда он пойдет завтра, что будет делать на прогулке и т.д.). Он может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребенок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательного.

      В разделе "Активная речь" отмечается возрастная сформированность лексико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи.

      Важное значение для развития речи имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха.

      Для обследования слухового внимания проводят специальные игры: "Угадай, что звучит", "Угадай, кто тебя позвал".

      При обследовании фонематического слуха проверяют умение различать и узнавать близкие по звучанию слова.

      В разделе "Мелкая моторика рук" отмечают аномалии строения рук, положения пальцев кисти руки, движения пронации — супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук.

      Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме заключения (приложение 14).

      Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и отставание в развитии.

      studfiles.net

      Логопедическое обследование - Детский логопед

      Речевая карта

      1. Фамилия, имя

      2. Возраст

      АНАМНЕЗ.

      1. От какой беременности ребенок

      2. Характер беременности  (токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

      3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

      4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

      5. Когда закричал

      6. Асфиксия (белая, синяя)

      7. Резус-фактор (совместимость)

      8. Вес при рождении

      9. Вскармливание:

          а) когда принесли кормить

          б) как взял грудь

          в) как сосал

          г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

      10. На какой день выписался из роддома    , если задержался, почему

       

      РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

      1. Голову держит с        /1,5 мес/

      2. Сидит с                        / 6 мес/

      3. Стоит с                        /10 мес/

      4.  Ходит с                    /11-12 мес/

      5. Первые зубы               /6-8 мес/

      6. Перенесенные заболевания:

      До года…

      После года….

      Инфекции…

      Ушибы, травмы головы…

      Судороги при высокой температуре….

      7. речевой анамнез:

      Гуление……..                                          /2 мес./

      Лепет…..                                                  /6 мес./

      Первые слова….                                     /к 12 мес./

      Первые фразы….                                    /к 1,5-2 года/

      Прерывалось ли речевое развитие…..

      Речевая среда………

      Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

      Отношение к своей речи…..

       

      ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

      1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

      2. Состояние слухового внимания:

          *покажи, какая игрушка звучала

          *выполнение 2-3-х ступенчатых  инструкций    (открой   рот  и  закрой глаза,  …..)

      3. Зрительное восприятие

          * основные цвета (количество)

          * оттеночные цвета 

          * подбор картинок к цветовому фону…

      4. Ориентация в пространстве:

          а) в собственном теле – правая, левая сторона

          б) в пространстве – правая левая сторона

          в) вверху, внизу, спереди, сзади

      5. Ориентация во времени:

          *Утро, день вечер, ночь

          *Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

          *Сначала, потом, сейчас

      6. Различение геометрических форм:

          а) в активе

          б) в пассиве

      7. Счет: прямой

                    обратный

                    счетные операции

      8. Логическое мышление

          а) выделение 4-го лишнего:

      кошка, собака, утка, мышка

      кошка, волк, собака, корова.

          б) классификация предметов: назови одним словом:

              - свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

              - сапоги, туфли, тапочки, валенки.

              - блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

              - шкаф, стол, кресло, тумбочка.

              - синица, ворона, утка, воробей.

              Автобус, электричка, трамвай, самолет.

      9. Общая моторика:

          - ловкий, неуклюжий…

          - прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

       

      ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

      1. Губы:

         Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

         Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

      2. Зубы:

         Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

      3. Твердое нёбо:

          Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

      4. Мягкое нёбо:

          Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

      . Прикус:

          Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

      6. Язык:

          а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

          б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

          в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

         г) удержание позы, симметричность.

         д) наличие синкинезий.

         е) тремор.

         ж) саливация.

      7. Состояние мимической мускулатуры:

         * изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

         * равномерно поднять брови

         * нахмурить брови

         * сглаженность носогубных складок.

      8. Общее звучание речи:

         * выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

         * голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)

         * дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

         * темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

         *дикция (нечеткая, смазанная…)

       

      ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

      1. Разговорно-описательная беседа:

      Как твоя фамилия?

      Сколько тебе лет?

      Где ты живёшь?

      Как зовут твою маму?

      Как зовут твоего папу?

      Есть ли брат, сестра?

      Кто старше, младше?

      Кем работает мама, папа?

      Есть ли у тебя друзья?

      2. Составление рассказа по картинке: ….

      3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

      4. Пересказ…

      5. Рассказ по представлению…

      СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

      1. Состояние словаря:

          а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

          б) объяснение значений слов:

              холодильник…

              пылесос…

             самолет…

         в)  название частей предметов:

                 Чайник

       

              ______________донышко

             ______________носик

             ______________крышка

             ______________ручка.

                 Часы

            ______________циферблат

           ______________цифры

          ______________стрелки

           ______________ремешок

              Стул

          ______________сидение

          ______________спинка

          ______________ножки.

      г) Глагольный словарь:

      Что делает:

                         Повар

                         Учитель

                         Врач

                         Почтальон?

      Кто как голос подает:

      Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

      Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

       

      д) словарь признаков:

        --подбор прилагательных к имени существительному:

           Лимон (какой?)

           Платье (какое?)

           Лиса (какая?)

       -- подбор антонимов:

      широкий - …

      прямой - …

      сухой - …

      высокий - …

      длинный - …

      больной - …

      веселый - …

      светлый - …

      холодный - …

      СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

      А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

      Стол –

      Дом –

      Ковер –

      Топор –

      Гриб –

       

      Книга –

      Рука –

      Тетрадь –

      Кошка –

       

       Ведро –

      Гнездо –

      Окно –

      Облако –

       

      Воробей –

      Хлеб –

      Перо –

       

      Б) Образование глаголов префиксальным способом:

      Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

      Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

      Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

       

      В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

      Скамейка из дерева (какая?)

      Сумка из кожи

      Ручка из пластмассы

      Стакан из стекла

      Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

      Гвоздь из железа

       

       

      Г) Образование притяжательных прилагательных:

      У зайца хвост заячий, а у волка?

      Голова чья?

      Дом чей?

      Сумка чья?

       

      ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

      1. Обследование понимания грамматических конструкций:

       

      а) выполнение инструкций, типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

       

      б) понимание числа:

      покажи, где карандаш, а где карандаши;

      дети рисуют карандашом или карандашами?

      покажи, где машина, а где машины?

       

      в) понимание рода:

      Где Саша упал? Где Саша упала?

      Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

       

      г) понимание падежа:

      покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

       

      д) понимание предлогов:

      на    , в    , с   , из-под   , из   , за   , из-за   , под   , к   .

       

      2. Наличие аграмматизмов:

      Словоизменение:

       А) изменение имен существительных по падежам:

              У меня есть карандаш.

              У меня нет…

              Я рисую …

                                           У меня есть бабушка.

                                           Дома нет …

                                          Подарю цветок …

                                          Пойду гулять с …

                                          Вспоминаю о …

       

      Б) предложно-падежные формы:

          (по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,  перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

       

      В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

          Стол – столы

          Окно - …

          Глаз - …

         Дерево - …

         Пень -…

         Стул - …

         Рот - …

         Рукав - …

         Воробей - …

         Ухо - …

       

      Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

      Одна корова – две … - пять …

      Один дом – два … - пять …

      Одно кресло – два … - пять …

       

      Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

      Столы – столов – столами – о столах,

      Окна - …

      Стулья - …

      Ведра - …

      Рыбки - …

      Куклы - …

      Уши - …

       

      Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

      Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

      Синяя машина - …

      Синее платье - …

      Красный флажок - …

      Красное солнышко - …

      Красная звезда - …

       

      Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

      Синий шар – синие шары,  (см. выше).

       

      ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

      1. Гласные:

      2. Звонкие и глухие согласные:

          Б-П

          В-Ф

          Д-Т

          К-Г

      3. мягкие и твердые согласные:

          Н-Нь

          М-Мь

          Т-Ть

          К-Кь

          Г-Гь

          Х-Хь.

      4. Свистящие:

          С                  Сь

          З                   Зь

          Ц

      5. Шипящие:

          Ш                Ж

          Щ                Ч

      6. Сонорные:

           Л                      Ль

           Р                      Рь

           Й

      7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

          С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

          Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

          Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

          Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

      ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

      1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

          Аоэ, уио, иэу.

          Аэоу, уиоэ, уаэу.

       

      2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

          Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

          Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

          Кот-кот-год, том-дом-том.

       

      3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

          Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

       

      4. Выделение на слух последнего звука в слове:

          Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

       

      ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

      1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

          Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

       

      2. Отраженное проговаривание:

          Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

      3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

      Дети из снега слепили снеговика.

      Водопроводчик чинит водопровод.

      Часовщик чинит часики.

      Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

      Милиционер едет на мотоцикле.

      Регулировщик регулирует движение.

      Логопедическое заключение:______________________________________

       

      logoped.novosib.su