Как научить ребенка говорить букву р. Как ребенку поставить букву р 6 лет
Как научить ребенка говорить букву "Р"?
Речь – это сложное понятие. Она складывается из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Отсутствие каких-либо звуков или их неправильное произношение может не только негативно отразиться на формировании речи, но и повлечь за собой задержку развития ребенка.
Самая трудная буква
Дети осваивают звуки постепенно, от простых гласных «а», «о», «у» в возрасте нескольких месяцев до сложных согласных «л» и «р» в 5–6 лет. Буква Р и ее звуки «р» и «рь» – одни из самых трудных для произношения. На их освоение ребенку дается 6 лет. Если малыш не сможет победить каверзные звуки к 6 годам, то родители должны серьезно подумать, как научить ребенка говорить букву Р.
В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Он обязательно:
Проведет диагностику и выявит проблемы. Ребенок может не употреблять оба звука «р» и «рь» или один из них, проговаривать их частично, например, только в середине слова, заменять другими звуками, чаще всего звуком «л», или произносить их неправильно, раскатисто или гортанно. При обследовании логопед может выявить, что ребенок имеет проблемы не только со звуками «р» и «рь», но и с другими. В этом случае ставить речь необходимо от простого к сложному. Обычно звуки учат в том порядке, в котором малыш должен был освоить их самостоятельно. При этом букву Р оставляют напоследок.
Установит причины возникновения дефекта. Чаще всего это слабый артикуляционный аппарат и неправильное дыхание при произношении звуков. Однако могут быть и более серьезные причины, требующие консультаций и лечения у других специалистов, например аномалии прикуса, неврологические расстройства, умственная отсталость.
Назначит лечение. Если у ребенка нет серьезных заболеваний, препятствующих развитию речи и требующих дополнительного лечения, значит, малышу нужно просто помочь освоить сложные звуки. В первую очередь необходима общая артикуляционная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата. Во вторую – упражнения для постановки конкретного звука. В третью – автоматизация звука.
Желательно, чтобы занятия по постановке звуков проводил логопед. Если такой возможности нет, то родители могут самостоятельно познакомиться с методикой и научить своего ребенка произносить «р» и «рь». Важными условиями занятий с малышом являются терпение, последовательность и регулярность. Упражнения должны быть интересными, лучше выстраивать их в виде игры.
Необходимо не только изучить методику, но и запомнить правильную артикуляцию при произношении «р» и «рь». Для получения твердого звука нужно разомкнуть зубы и губы, улыбнуться, прикоснуться кончиком языка к основанию верхних передних зубов и произнести «р» на выдохе, вибрируя кончиком языка. Мягкий звук получается при поднятии к небу средней части языка. При этом кончик языка немного опускается по сравнению с положением при произношении твердого звука.
Пример правильной артикуляции показан на видео:
к содержанию ↑
Гимнастика
Артикуляционные упражнения делятся на 2 группы: общие для укрепления мышц речевого аппарата и специальные для постановки и закрепления конкретного звука. Не стоит увлекаться и смешивать сразу несколько комплексов, пытаясь создать универсальную методику. Каждый звук ставится отдельно, поэтому и упражнения подбираются для выработки движений, необходимых именно для него.
Первый этап постановки звуков буквы Р – артикуляционная гимнастика. Она укрепляет язычок, повышает его гибкость, подвижность, помогает научиться правильно подавать воздушные струи. Заниматься нужно ежедневно. Общая продолжительность занятий – не более 20–40 минут в день. Взрослый должен показать и объяснить ребенку, как делать каждое упражнение, а малыш – постараться повторить их 10–15 раз. Особое внимание следует уделять заданиям, вызвавшим серьезные затруднения. Родители должны хвалить малыша за любую победу. Для того чтобы занятия не надоели ребенку, каждое упражнение нужно обыгрывать, ежедневно меняя сюжет и героев.
к содержанию ↑
Разминка
Для общей разминки подойдут милые игры-дразнилки с язычком. Можно полакать водичку как кошка, посоревноваться, кто достанет языком до носа или подбородка, посчитать кончиком языка зубки.
к содержанию ↑
Упражнение «Лошадка»
Нужно поцокать языком, имитируя стук лошадиных копыт. Для выполнения упражнения необходимо поочередно прижимать язык к небу, присасывая его, и резко отрывать, бросая язык вниз.
Со временем можно усложнить задание, поцокать с разной громкостью и скоростью.
В конце упражнения лошадку нужно остановить привычным «тпр». При этом губы должны дрожать, а звук – получиться глухим.
к содержанию ↑
Упражнение «Сердитый индюк»
Необходимо показать сердитого индюка.
Простой вариант упражнения: нужно приоткрыть рот и поставить язык, его широкий передний край, на верхнюю губу. Не отрывая языка от губы, медленно водить им вверх-вниз. Он должен поглаживать, облизывать губу. Нельзя допускать колебаний влево и вправо. Постепенно необходимо увеличивать скорость движений и добавлять звуки «бл-бл-бл».
Сложный вариант: нужно резко выбрасывать язык между зубами и губами и прятать его обратно. Получится звук, напоминающий индюшиное «бл-бл-бл». Язык будет слегка касаться верхних зубов и губы.
к содержанию ↑
Упражнение «Прыг-скок»
Упражнение напоминает прыжки на батуте. Необходимо точно дотрагиваться языком до альвеол – бугорков, расположенных рядом с верхними передними зубами, – фиксировать его на несколько секунд и возвращать обратно. Во время «прыжков» язык должен касаться именно альвеол, а не зубов.
Объяснить ребенку, как правильно выполнять это упражнение, нелегко. Для упрощения задачи можно позволить малышу найти и потрогать бугорки собственным пальцем; поставить зеркало, чтобы ребенок мог следить за выполнением задания; придумать веселую сказку о прыгающем язычке.
к содержанию ↑
Упражнение «Воздушные гонки»
Нужно широко улыбнуться, прижать кончик языка к альвеолам за верхними передними зубами и сильно дунуть. В результате должен задрожать язык и получиться глухой звук «тр-р-р». Если появится шипение, значит, упражнение выполнено неправильно, язык стоит не на месте.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, лучше дуть не просто так, а на листок, перышко. Можно устроить воздушные гонки, у кого перо улетит дальше, кто сильнее дунет.
Звук «тр-р-р» у ребенка сразу не получится. Для начала достаточно научить малыша сильно и правильно дуть. Затем заставить кончик языка дрожать.
к содержанию ↑
Упражнение «Вкусный блин»
Необходимо положить язык на нижнюю губу и зафиксировать на несколько секунд. Он должен быть широким, расслабленным, как блин на тарелке.
Выполнить такое упражнение с первого раза сложно. Ребенку проще поставить язык на нижнюю губу и прижать его верхней. Можно похлопать губами, сплющивая зажатый язык, а затем, приоткрыв рот, зафиксировать «блин» на нижней губе.
к содержанию ↑
Упражнение «Прятки»
Нужно улыбнуться и сделать язык широким. Показать его, прикоснувшись к верхней губе. Затем медленно спрятать, прижав кончик к альвеолам за верхними передними зубами. Снова не спеша поставить язык на губу и убрать на альвеолы.
Можно комментировать действия малыша словами «Ку-ку», «Покажись, язычок!», «Где ты прячешься?».
к содержанию ↑
Упражнения для постановки звука
Эти упражнения тоже являются гимнастикой, но переходить к ним следует после того, как предыдущие задания перестанут вызывать серьезные затруднения и будут многократно проработаны.
Начать занятие нужно со знакомых упражнений, а затем добавить новые.
к содержанию ↑
Упражнение «Заяц-барабанщик»
Необходимо растянуть губы в улыбке и постучать языком по альвеолам за верхними передними зубами, повторяя «д-д-д». При этом нельзя двигать нижней челюстью.
Можно проверить силу барабанщика с помощью бумажной полоски. Если поднести листик к губам, то он будет дрожать при каждом ударе.
к содержанию ↑
Упражнение «Трещотка»
Нужно поставить широкий язык на альвеолы за верхними передними зубами и, выдувая воздух, произнести «тр-р-р». Сначала можно трещать шепотом, потом громко, в полный голос.
Не стоит ожидать чистого рычания с первой попытки.
к содержанию ↑
Упражнение «Мотор»
Это упражнение играет главную роль в постановке упрямого звука. Оно позволяет отработать дрожание языка, которое необходимо для правильного произношения «р» и «рь».
Нужно поставить кончик языка на знакомые альвеолы и произнести «д-д-д», как будто заводится мотор. Одновременно коснуться пальцем, карандашом или палочкой кончика языка и начать быстро передвигать палец влево и вправо, заставляя язык дрожать. Если «д-д-д» превратится в «др-р-р», значит, мотор завелся.
Сначала взрослый должен помогать ребенку и поддерживать детский кулачок, направлять. Когда малыш освоит движения, можно предложить ему «завести мотор» самостоятельно.
Более подробно упражнение «Мотор» показано на видео:
Следующий этап – «завестись» с помощью пальца, а затем убрать его, не прекращая рычания.
Самое сложное – полностью отказаться от пальца. Не стоит торопить ребенка, но нельзя и затягивать. Несколько тренировок, и рычание получится без дополнительной помощи.
При постановке звука можно попробовать еще 2 способа:
к содержанию ↑
Автоматизация звука
Научить малыша произносить букву Р – это половина дела. Необходимо довести процесс до автоматизма. Важно, чтобы ребенок не только рычал как тигр, но и проговаривал «р» и «рь» в словах, независимо от их местоположения и сочетания с другими звуками.
Для автоматизации используют слова и предложения, в которых часто встречаются «р» и «рь». Если малыш забудется и пропустит сложную букву, необходимо остановить его и попросить повторить сказанное правильно. Со временем ошибки исчезнут из детской речи.
Существует множество способов, как ребенка научить говорить букву Р.
к содержанию ↑
Рычание
Дети любят подражать животным. Можно поиграть в зоопарк и порычать как собака или тигр, устроить соревнования, кто это делает громче, смешнее, грустнее, страшнее.
к содержанию ↑
Слоги
Важно закреплять букву Р в разных слогах. Начинать лучше с простых: ра, ар, арь, ро, ор, орь, ру, ур, урь и других. Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее). Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои.
Полезно чередовать слоги с буквой Р, можно добавлять слоги с другими, близкими по звучанию, согласными.
Например:
Ра-ро-ру-ры
Ар-ор-ур-ыр
Ра-ла-ра-ла
Позже можно подобрать более сложные слоги: бра, тра, дро, вры, утр и прочие. К ним также необходимо подобрать чистоговорки.
к содержанию ↑
Слова и фразы
Выученные слоги необходимо вставлять в слова и словосочетания, которые нужно проговаривать с ребенком.
Сначала необходимо подобрать простые слова, например, рыба, река, рука, набор, шарф, затем более сложные – барабан, карандаш, грузовик, рукавица.
Скучное повторение лучше превратить в игру. Можно предложить ребенку рассмотреть картинку и найти предметы, в названиях которых есть буква Р.
На рисунке легко отыскать гриб, мухомор, трубу, крышу, реку, берег, пристань, корзину, ведро, бороду, старика, дерево, пригорок, пузырь и т. д.
Необходимо следить, чтобы ребенок произносил «р» и «рь» правильно.
Можно усложнить игру и попросить малыша не только называть предметы, но и составлять с ними предложения.
Например, девочка пускает пузыри. Мальчик прячется под мухомором. Дедушка собрал грибы.
Играть в слова можно и без картинок. Достаточно оглянуться вокруг. Дома, на улице, в транспорте ребенок найдет множество слов с буквой Р. Можно устроить соревнование, кто перечислит больше предметов.
Когда малыш освоит новую игру, нужно усложнить ее. Взрослый должен перечислять слова с буквой Р, а ребенок – делить их на 2 группы, с твердым «р» и мягким «рь», и повторять. Можно предложить малышу вставать или поднимать руки, когда слышится «р», и приседать или опускать руки, если звучит «рь».
к содержанию ↑
Скороговорки
Скороговорки – самый простой и известный способ автоматизации правильной артикуляции. Каждый человек с детства помнит Греку с раком, Сашу с сушкой и траву на дворе. Рассказывать скороговорки – веселое и полезное занятие.
Однако ребенку быстро надоедает просто читать и учить скороговорки, поэтому нужно превратить занятие в игру. Можно рассказывать с разной громкостью, скоростью, интонацией, желательно подобрать картинки, иллюстрирующие скороговорки.
к содержанию ↑
Стихи и песни
Небольшие стихи и песенки с простой рифмой, легким ритмом и веселым содержанием помогают закрепить произношение «р» и «рь» и доставляют малышу удовольствие.
Из множества стихов и песенок лучше выбирать насыщенные буквой Р.
Необязательно искать длинные произведения, достаточно 4–8 строчек. Яркие иллюстрации к стихам помогут поднять настроение и привлечь внимание ребенка.
thedifference.ru
Как научить ребенка говорить букву р
Прочитав эту статью, Вы узнаете как помочь своему ребёнку выговаривать звук [Р], когда начинать учить его выговаривать, узнаете какие бывают причины и какие существуют эффективные способы устранения этой проблемы без логопедаСодержание:
Причины не выговаривания буквы Р
Как поставить звук [Р] без логопедического вмешательства
Упражнения на запуск звука [Р]
Как провести автоматизацию звука [Р]
Вы помните, когда Ваш малыш сказал первое слово? Когда начал говорить словами? Как Вы были рады в эти минуты? Все эти моменты пролетели у каждого в разное время.И вот Вашему ребёнку скоро 5 лет. Вы понимаете, что уже необходимо формировать дикцию и развивать речь.Всем взрослым известно, что самым трудным является звук [Р]. Помните нас в школе учили, что буквы мы читаем и пишем, а звуки – говорим и слышим?Вот в этом весь секрет успеха – слышим! Значит можем повторить! Чем раньше начнём – тем лучше будем уметь.Поверьте, не стоит отставлять обучение до 5-6 лет, а лучше ежедневно в увлекательной игре учить ребёнка правильному произношению.
Помните!Не надо ждать, когда Ваш малыш начнёт изучать буквы, а регулярно тренируйте его мышцы гортани и язычка.Только ежедневные тренировки артикуляционного блока помогут Вашему малышу без помощи специалиста научиться выговаривать звук [Р].Но даже если Вашему малышу уже 5 лет и он не произносит этот звук – не паникуйте!Это лишь верный сигнал, что пора проводить ежедневные упражнения, которые помогут исправить нарушение.Самым известным примером ошибки произношения является замена звука [Р] на Л или [Р']. Бывает ребёнок проглатывает этот звук. Ещё реже встречается горловое произношение буквы Р.Такие ошибочные произношения Вы сможете легко исправить специальными упражнениями без специалиста.Давайте рассмотрим все причины, чтобы знать как научить ребенка выговаривать Р и понять каким способом исправить ситуацию:
Уздечко языкаВ идеале, эта маленькая перепонка под язычком к 6 годам должна быть длиной до и больше 8мм. Исправить эту причину можно с помощью индивидуальных, специальных упражнений или клиническим вмешательством – подрезанием в поликлинике.Но, эта процедура современными врачами не приветствуется. Они настаивают на специальных упражнениях для выговаривания буквы р.
Неправильное звукопроизношение свистящих и шипящих звуковЕсли Вы сразу не исправили произношение у ребёнка замену одного звука другим, то такая привычка просто переходит и на другие звуки: [Р- Л]. Теперь малыш сам выбирает, как легче сказать и повторяет слова с заменой услышанного звука.Но, если заменяет не звуком [Л], а каким-то другим, пропускает или проглатывает [Р], тогда специалисты фиксируют нарушение фонематического восприятия звука. Помогут специальные упражнения.
Фонематический слухСпециалисты считают, что фонематический слух у ребёнка окончательно формируется к 5 годам. Но, если Вы замечаете, что малыш уже в 2-3 года не всё слышит, а при повторении слова, подменяет или пропускает несколько звуков – срочно обратитесь к специалисту.В этом случае только специалист может определить конкретную причину: поражение ЦНС, отит, аденоиды.Теперь главное - как можно раньше обнаружить данную проблему и начать над ней работать!
Артикуляционный аппарат ребёнкаЯзычок, щёчки и губки составляют артикуляционный аппарат ребёнка. А их недостаточное развитие может мешать правильному звукопроизношению. Причём проблема бывает и при слишком напряжённых мышцах (из-за гипертонуса), так и при малоподвижных (из-за гипотонуса). Решить эту проблему помогут упражнения для выговаривания буквы Р.
Проблемы с поведениемБесспорно, если ребёнок имеет какие-либо отклонения от нормы в поведении - гиперактивный, тонически расслабленный или имеет синдром дефицита внимания – эти моменты тоже нужно учитывать перед тем, как научить ребенка выговаривать Р/
Гортанный РЭтот звук возникает у ребёнка, когда он просто ленится.
Помните!Гортанное Р исправляется очень трудно. Языковой звук от горлового отличить не все могут.Здесь приходится переучивать правильно произносить Р. Поэтому только логопед может выбрать упражнения для выговаривания буквы Р.
Для проведения развивающих занятий и упражнений с ребёнком, Вам необходимо подготовить зеркало и стол. Во время работы ребёнок должен сидеть прямо, постоянно видеть своё движение рта в зеркале. Всё как на занятии у профессионального логопеда.Каждое занятие начинайте с артикуляционной гимнастики.Затем - упражнения, которые учат выговаривать Р.В конце занятия – упражнения на автоматизацию звука.Теперь давайте определим правильную постановку артикуляционного аппарата при произношении буквы Р
Чтобы проверить эти речевые навыки у своего ребёнка, предложите ему1) «прорычать». Пусть малыш попытается выговорить именно отдельный звук, а не слова с этим звуком2) Потом пусть попробует повторить за Вами слова с одиночным звуком Р: ворона, трава, порядок.Теперь Вы получили чёткое представление о речевом умении своего малыша выговаривать Р:1. Если не получается «рычать» - работы будет много;2. Если умеет «рычать», но в словах пока не получается произносить – тренируйтесь на слогах ра – ру – ро – ри – ор – ур – ир – ар.
Помните!
Вся работа над звуком [Р] должна проводиться в строгой последовательности по трём ступенькам:
отдельно учим выговаривать сам звук – потом в слогах и словах – затем переходите к предложениям и скороговоркам.
Не перепрыгивайте ступеньку, пока не получится закрепить один речевой навык.Хотя сама техника выполнения на всех этапах проста, но быстро и сразу запомнить, как правильно выговаривать букву Р, никогда не требуйте от ребёнка.Такова физиология: только постепенно специальные упражнения помогут развиться и укрепиться артикуляционному аппарату ребёнка. Ваша задача – набраться терпения и выполнять их ежедневно!Секрет успеха!Всегда старайтесь так организовать занятие, чтобы для малыша это была весёлая игра.В начале занятия ежедневно проводите артикуляционную гимнастику.
Эти лёгкие упражнения проводятся по 10-20 секунд. Они должны «разогреть» артикуляционный аппарат малыша.
Первые два занятия можно построить только на этих упражнениях.В течении дня старайтесь повторить несколько раз отдельные задания.
На третьем занятии можете увеличить время занятия и усложнить упражнение «Грибочек».
Это главное упражнение.Пусть даже, выталкивая воздушную струю, ребёнок произнесёт непонятный звук.Важно, чтобы онпочувствовал и запомнил как это: напряженный язычок и вибрирующий, расслабленный кончик. А момент, когда язычок заведётся обязательно наступит!Это упражнение также повторяйте несколько раз в течении дня и постепенно переходите к самостоятельному звуку [Р].Совет!Чтобы однообразным повторениям ребёнок не начал сопротивляться, изменяйте сам сюжет занятия: придумывайте различные истории с индюшонком или цветочным лепестком, которые подружились с Весёлым язычком. Старайтесь постоянно озвучивать малейшие новые достижения своего ребёнка
Если Вашему малышу от 2 до 5 лет и он уже выговаривает отдельно Р, Вам необходимо набраться терпения и продолжить терпеливо ежедневно учить соединять этот звук с остальными звуками.Этот процесс-автоматизации звука [Р], специалисты считают самым важным и ответственным.Вот примерный план продвижения в порядке увеличения сложности:
Соединяйте звук [Р] с гласными и согласными.Специалисты обычно используют для отрабатывания звуки [Д] и [Т] и слоги – дра, дро, дру; - тра, тро, тру. Это могут быть отдельные слова с этими слогами или даже предложения/
Уберите начальные звуки [Д] и [Т]Отработайте слова в которых встречаются слоги ра-ро-ру и затем ар-ор-ур.В этот период не спешите переходить к более сложным заданиям, пока у ребёнка не получится повторять слова с вибрацией.
Учитесь выговаривать слова с Р вначале и к словам, которые начинаются на «тр».
Проработайте слова с Р в середине и в конце слов.
Одновременно постарайтесь показать различие между звуками [Р] и [Р'] при произношении:- Когда звук мягкий, то язычок сильнее прижат к нёбу и расположен ближе к зубкам;- Когда звук твёрдый – расслаблен и спрятан чуть-чуть глубже в ротике.Пройдя все эти этапы, Вы сможете автоматизировать звук [Р] в речи своего ребёнка в домашних условиях.Помните!Специалисты заметили, что автоматизация каждого звука происходит в определённый срок. Сразу автоматизируются свистящие звуки, затем шипящие и только потом звук [Р].Огромным толчком в развитии речи и формировании правильной дикции является изучение букв. Поэтому до 6 лет специалисты не назначают дополнительное лечение и не прибегают к сложным тренировкам.Если Вы ежедневно будите проводить специальные упражнения, тогда все проблемы обязательно решаться без участия специалистов за несколько дней или месяцев.Постоянно вблизи показывайте малышу, как Вы произносите этот звук. И никогда не запугивайте и не стращайте будущими сложностями в общении. Ведь Вы готовы с ними бороться? Тогда вперёд – к Победе!Но если Вы замечаете серьёзные проблемы у ребёнка от 2 до 4 лет - тогда только индивидуальная консультация специалиста способна помочь решить проблему с произношнием звука [Р] и подсказать Вам, как правильно научить ребенка выговаривать букву Р.
baby-center.com.ua
Как научить ребенка букве "Р"?
Каждый
родитель в свое время задается вопросом, как научить
ребенка букве «Р»?
Ведь это самый сложный звук для
произношения.
Кто-то
начинает выговаривать его сам в 3,5 года, а для
кого-то буква «Р» даже в 6 лет -
проблема. Специалисты уверены, что до
5-6 лет не нужно пытаться научить ребенка говорить букву
«Р». Во-первых, скорее
всего сейчас это бесполезно, а во-вторых, кроха должен сначала освоить
все
остальные звуки. Потом можно начинать изучение самой сложной буквы.
Если ваш малыш уже хорошо произносит
все звуки и буквы,
можно предложить ему позаниматься над развитием языка, чтобы добиться
нужных
навыков для произношения звука «Р».
И самое
главное, на что стоит сделать упор
– это вибрация языка, без нее произнести звук
«Р» невозможно.
Артикуляционной гимнастикой можно
начинать заниматься с трех-четырех
лет, как правило, к этому
возрасту у ребенка уже хорошее произношение. Все упражнения нужно
проводить
сидя, так малыш полностью расслаблен и не будет отвлекаться на что-то
другое.
Во время занятий ребенок должен видеть свой рот и рот взрослого, чтобы
контролировать правильность произношения. Можно предложить ребенку
сесть
напротив большого зеркала, взрослый в свою очередь должен сесть рядом,
также
лицом к зеркалу. Или можно расположиться лицом малышу и дать ему
небольшое
зеркальце, чтобы он видел сам себя.
Какие упражнения помогут научить
ребенка говорить «Р»?
«Чистим зубки».
Ребенок должен широко улыбнуться и провести
несколько раз языком по передним верхним зубкам с внутренней стороны.
Следите,
чтобы нижняя челюсть при этом была неподвижна.
«Качели».
Упражнение выполняется с широко открытым ртом.
Кончик языка сначала поставить за верхние зубы, затем опустить за
нижние.
Повторить 15-20 раз.
«Парус». С
открытым ртом удерживать язык за передними верхними
зубами, постепенно увеличивая время. К примеру, посчитайте от 1 до 10.
Повторить 2-3 раза.
«Моторчик».
Чистый большой палец малыша (или ваш
указательный) кладется под язык, ребенок должен двигать языком из
стороны в
сторону, влево - вправо.
«Лошадка». В
этом
упражнении ребенок должен присосать язык к
небу и попытаться «поцокать», как лошадка.
Постепенно следует увеличивать время
выполнения и темп. Повторить 10-15 раз.
«Слабо?» Не
каждый взрослый так сможет, но деткам, как
правило, нравится. Предложите ребенку сделать это упражнение вместе,
будет
весело. Малыш должен попытаться достать кончиком языка сначала до носа,
затем
до подбородка. Повторите несколько раз.
«Прогони
комарика». Кончик языка высунуть и коснуться его
губами. Сильную струю воздуха нужно направить на кончик языка.
Результатом
станет дрожание (вибрация) языка.
«Дятел». Ребенок
максимально широко открывает рот и пытается
как можно сильнее ударить по небольшим бугоркам за передними верхними
зубами,
произнося при этом звук «Д». Упражнение длится
15-20 секунд.
«Дразнилка».
Видели, как дети во дворе дразнят друг друга?
Это, кстати, очень хорошо развивает язык. Предложите ребенку высунуть
расслабленный язык и поболтать им с выходящим воздухом. Наверняка, это
упражнение станет одним из самых любимых.
«Грибок». Для
разминки можно вспомнить упражнение про
лошадку и поцокать. Затем язык присосать к небу и попытаться шумно
подышать
через нос. Потом можно потренироваться поднимать и опускать челюсть.
Попросите
ребенка сделать «грибок» и глубоко вдохнуть воздух
через нос, а затем резко
выдохнуть его через рот (без звука «х»!). После
нескольких таких занятий можно
попробовать добавить голос.
«Прикусывание кончика
языка». Ребенок широко улыбается и
слегка покусывает кончик языка. Выполнять 8-10 раз.
«Кошечка».
Предложите малышу поиграть в котенка. Налейте в
блюдечко молоко или чай и предложите полакать, как кошечка.
Кроме этого можно попросить ребенка
потренироваться на таких
слогах, как «др-др», «тр-тр»,
«рэ-рэ», «бр-бр» и другие.
Если вопрос как научить говорить
«Р» у вас отпал, но
появится новый – как научить ребенка говорить этот звук в
словах и
предложениях?
Выучите с ребенком какую-нибудь
считалку, скороговорку,
потешку, дразнилку, в которой часто встречается буква
«Р». И ежедневно
тренируйтесь. Со временем звук «Р» начнет
проскальзывать в середине отдельных
слов, а затем появится везде. Главное помните, что сначала ставится сам
звук
«Р», затем слоги, и только после этого слова,
словосочетания и более сложные
предложения. Мягкий звук «Рь» следует начинать
ставить только после твердого!
Подходящие слова, для того, чтобы
научить ребенка говорить
букву «Р»: мотор, река, трактор, рыба, гриб и др.
Постарайтесь ненавязчиво
стимулировать ребенка произносить
больше слов с буквой «Р», ежедневно выполняйте
артикуляционную гимнастику,
организовывайте интересные занятия и совсем скоро
«лыба» наконец-то станет
«РЫБОЙ»!