15 быстрых способов поднять самооценку ребенку. Как повысить ребенку самооценку 6 лет
15 быстрых способов поднять самооценку ребенку
Способ 4. Преодолевайте трудности
Если вы обнаружили, что самооценка хромает — у вас или у вашего ребенка, то помогут исключительно решительные действия. Дело в том, что рост самооценки прямо пропорционален преодолеваемым трудностям.
Вы справились со сложной задачей на работе — вы выжаты, но чувствуете себя лучше. Вам удалось похудеть, хотя занятия в зале ну никак не вписывались в напряженный график, — вы чувствуете себя сильнее. То же самое и с ребенком: он поверит в свои силы, если сумеет их продемонстрировать. Подтянуться три раза, тренируясь с папой. Получив высший балл, дополнительно занимаясь математикой вместо игры на компьютере. Преодолев страх перед фотоаппаратом и своей внешностью — потратьте время, сходите с девочкой, которая считает себя дурнушкой, на фотосессию! Вот увидите, классная аватарка в «ВКонтакте» — и ребенок (да и взрослый) расцветет.
Что НЕ надо делать
Брать ребенка на «слабо».
«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»
Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».
Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке. Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» — вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?
Ребенок такими конкретными категориями не мыслит, но чувство непонимания у него возникнет.
Как это НАДО делать
В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».
Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.
Способ 5. Развивайте свой талант
У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, — об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон — это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.
Итак, если ваш ребенок отлично рисует — отправьте его на курсы, а если любит футбол — запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете — начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото — отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию. На наше счастье, социальные сети — обитель не только плохих новостей, но и красоты, которой можно делиться.
Любому из нас легче переносить жизненные трудности и неудачи, зная, что в чем-то СВОЕМ он на высоте.
letidor.ru
Как поднять самооценку ребенку? Советы родителям
Содержание:
Будут ли ваши дети успешны в жизни и то, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах. Учится ли сын на одни тройки или пятерки, собирается ли поступить в училище или международный университет – все это второстепенное. Химия, физика и прочие школьные предметы в дальнейшем ему могут попросту не пригодиться. Главное – чтобы ребёнок знал себе цену и стремился к большему, а не останавливался на достигнутом.
Успеваемость в классе – вот что обычно ставят мамы и папы на первое место. В итоге выходит, что соседский Вася, Петя или Коля, учившийся на одни тройки, ездит на шикарном джипе. А Маша, прилежная ученица и гордость школы, работает в ни чем неприметной фирме рядовым сотрудником.
К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И не важно, завышенная она или заниженная. Любое, даже очень маленькое отклонение от нормы – это плохо. Дело все в том, что уверенный в себе человек, независимо от обстоятельств и преград, сможет добиться в жизни большего. Закомплексованный, живущий по правилам, довольствуется тем, что есть. Слишком самоуверенный убежден, что его не ценят и не любят, несмотря на то, что он – самый лучший специалист на этой планете. В итоге, две последние категории людей разочаровываются в жизни, а свои неудачи перекладывают на родителей, детей, окружающих.
Как понять, какая у вашего ребенка самооценка
Заниженная самооценка
Ваш ребенок постоянно жалуется на то, что его сосед по парте умнее, красивее, лучше одевается? Или стал часто утверждать, что вы его не любите? Постоянная плаксивость, боязнь наказания, ожидание худшего, неуверенность в собственных силах – все это первые признаки низкой самооценки.
Если не предпринять никаких шагов, в дальнейшем ребенка начнут обижать в классе, он не сможет адаптироваться к любым, даже самым маленьким изменениям в жизни. К сожалению, если вы решите попытать счастья в другом месте и заберете его из школы (или переведете в другой класс), ситуация никак не изменится. Малыш изначально настраивает себя на неуспех, повторяя про себя «У меня не получится учиться на пятерки», «Я не решу эту задачу», «Я неудачник» и т.д.
Завышенная самооценка
Обычно дети с завышенной самооценкой считают, что они во всем всегда правы. При этом ваше чадо может утверждать, что двойка по контрольной работе – это не его невнимательность, а придирка учителя. Ребенок не привык осознавать свои ошибки, для него нет авторитета. Зачастую он не уважает даже родителей или опытных наставников. Маленький человечек стремится подчинить всех себе. Он использует чужие слабости, желания, стремления, пытается выделиться на фоне чужих неудач.
Обычно такие дети являются заводилами, агрессорами и довольно жестокими руководителями в будущем. «Я лучше знаю», «У тебя не выйдет, а вот я смогу» — поначалу такая инициатива ребенка умиляет родителей. И, к сожалению, любящие папы и мамы слишком поздно осознают, что воспитали тирана.
Адекватная самооценка
Такой ребенок не боится просить помощи, так как понимает, что все знать и уметь невозможно. При первой неудачи он не опускает руки и не плывет по течению, а старается вначале решить все своими усилиями. Он знает, что его любят и ценят, поэтому не боится казаться слабым. Малыш никогда не перекладывает обязанности на остальных. Оказав кому-либо из товарищей помощь, школьник не будет просить за это вознаграждения.
Если у вашего ребенка адекватная самооценка, он не будет играть на нервах, требовать от друзей, родственников или знакомых особого отношения или искать выгоду. Он принимает людей такими, какие они есть. В меру уверенным в себе людям в дальнейшем гораздо проще в жизни, так как они никогда не разочаровываются в друзьях, семье работе. Они реально смотрят на вещи.
Осторожно, низкая самооценка!
Существует множество способов, как можно поднять самооценку ребенка и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека. И чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить хороший положительный результат. В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли удастся.
Как правильно хвалить детей
Не зависимо от возраста, статуса и пола, человек нуждается в похвале не меньше, чем в денежном поощрении. Сказав правильные слова, одобряющие тот или иной поступок, вы закрепите хорошие привычки своего ребенка. Если же вы перестанете радоваться, к примеру, отличным отметкам, убранной вовремя комнате или вымытой посуде, в конечном итоге школьник потеряет к этому интерес. Для вас ода вынесенному мусору – глупость, для малыша – жизненная необходимость. Не воспринимайте подобные действия как само собой разумеющееся.
Четыре случая, когда нельзя хвалить
Но хвалить ребенка нужно правильно и в меру. В некоторых моментах лучше сдерживаться, так как лесть может сильно навредить. Итак, четыре ситуации, в которых следует молчать:
Нечестные достижения
Когда ребенок получил хорошую отметку, списав контрольную у соседа за партой, он проявил находчивость. Поэтому порицать за изобретательность не имеет смысла. Но и восторгаться тем, как он поступил в этой ситуации, не стоит. Попробуйте объяснить ему, что он присвоил чужие труды себе. Если это происходит впервые, можно воздержаться от высказывания собственного мнения.
Природные данные
Выразительные глаза, изящный нос, отличные волосы – все это хорошо, но это не заслуги вашего ребенка. Безусловно, нужно говорить, о том, что ваше замечательное чадо – очень красивый человечек. Но лишь изредка, чтобы малыш знал и осознавал, что он не хуже остальных.
Вещи, презенты
Восторгаться тем, что у школьника красивый рюкзак, так же плохо, как говорить девушке, что она отлично выглядит благодаря платью. В некоторой степени это даже обидно. Одежда, игрушки и прочая мелочь, которую вы купили или подарили, взрослыми воспринимается как должное.
Жалость или желание понравиться
Многие думают, что лестью можно подкупить ребенка или же поднять ему самооценку. И это – одна из самых больших ошибок взрослых. На самом же деле дети очень сильно чувствительны ко лжи, лицемерю и лести. Говоря явную неправду, вы можете оттолкнуть от себя малыша.
За что выражать похвалу и благодарность
Малыш поет, танцует, рисует или играет на инструментах? Поощряйте его за попытки найти себя, даже если первое время у него все плохо получается. Не бросайтесь фразами, что второго Пушкина или Майкла Джексона из него не получится. Это очень плохо отразится на самооценке ребенка, он сразу же потеряет интерес к происходящему.
Честные заслуги
Чтобы ваш сын не сделал, хвалите его, если он приложил свои усилия. Пусть это будет пустяк: помощь по дому, вовремя сделанные уроки, игра с младшим братом, прочитанная книжка. Ребенку приятно, когда действия, приносящие пользу, оцениваются по достоинству.
За будущие успехи
Научитесь мотивировать школьника. Не получается решить задачу? Скажите, что вы уверенны в его успехе. Предстоит контрольная? Но вы ведь даже не сомневаетесь, что у вашего ребенка получится написать работу на отлично. Не забывайте хвалить дочку перед выходом из дома, и тогда вечером вас обязательно порадуют своими достижениями.
Приемы для повышения самооценки
Принимая любое решение, всегда спрашивайте совета у ребенка. Это поможет ему понять свою значимость и поднимет самооценку. Однако в данном случае есть одно но! Даже если ваше мнение расходится с пожеланиями малыша, старайтесь следовать его рекомендациям. Иначе эффект от этого приема будет полностью противоположенный – вы разовьете кучу комплексов и страхов. И в следующий раз вам попросту побоятся высказать свои мысли.
Просите помощи
Сын отлично справится с поломанной табуреткой, дочка – зашьет оторвавшуюся от блузки пуговицу. Не пытайтесь сделать все сами, просите помощи у своих детей. При этом относитесь к ребенку как к равному и не требуйте немедленного выполнения своих прихотей. Обязанности (уборка, мытье посуды, чистка картофеля) – это совершенно другое, их младшие члены семьи должны выполнять беспрекословно.
Изображайте слабость
Взвалив все на себя, родители растят тепличных детей. В будущем, став уже взрослыми, многие из них даже суп приготовить не могут. И это не говоря о более серьезных задачах. Любая работа будет вызвать уныние. Ведь раньше за них все делали окружающие – бабушки, мамы, друзья. Во взрослой жизни люди должны уметь отвечать сами за себя.
Вы можете попросить поухаживать за заболевшим членом семьи, сходить в магазин и купить все необходимое. Более взрослые дети могут оплачивать счета, отправлять почту, гулять с собакой. Чем старше ребенок, тем больше он должен помогать родителям. Конечно же, сваливать на него все заботы по дому тоже не стоит.
Как правильно наказывать малыша
Ваше чадо провинилось, и вы в очередной раз ставите его в угол, угрюмо бормоча, что из него никогда ничего хорошего не выйдет? Не удивляйтесь, если в один прекрасный день ваша установка сработает. Ведь вы подсознательно вбиваете в голову ребенка мысли о том, что он плохой, глупый и т.д. Но это не значит, что мамы должны все прощать и оставлять проступки безнаказанными. Просто нужно научиться делать это правильно.
Шесть правил наказания
Безвредность
Не должно быть физического, психологического насилия. Моральное унижение приведет к падению самооценки или, что еще хуже, озлобит ребенка. Запомните, за издевательство над несовершеннолетними вас могут даже лишить родительских прав. Заграницей, к примеру, если на теле школьника обнаружат синяк, даже соседи могут пожаловаться в полицию.
Сомнения
Если вы неуверенны, что именно ваш ребенок разбил стекло в школе, не наказывайте его. Но даже когда спустя две-три недели он сознается в проступке, не стоит лишать его компьютера в качестве профилактики. Иначе он просто перестанет с вами делиться тем, что происходит с ним в жизни.
Не наказывайте больше одного раза
Какой бы серьезный проступок не был совершен, не стоит злиться на ребенка вечно. Не вспоминайте об этой ситуации, не наказывайте повторно. Даже через год не упрекайте за ошибки, если вам сложно о них забыть. Иначе малыш будет постоянно чувствовать вину и не сможет двигаться дальше.
Не забирайте личные вещи
Вашему ребенку подарили машинку на пульте управления, а вы забрали ее, пока он не исправит оценки? Говоря и показывая, что вещи ему не принадлежат, вы развиваете в нем страх и комплекс неполноценности. Со временем он начнет думать, что не заслуживает имеющегося, и будет бояться потерять даже ненужное.
Отменяйте наказание
Если малыш проштрафился, но быстро исправил свои ошибки, или вы наказали его ни за что, то не бойтесь менять свое решение. Иначе в следующий раз он не захочет предпринимать какие-либо действия для улучшения ситуации. Ведь какой смысл пытаться изменить себя, если результат один.
Выражайте свою любовь
Несмотря на то, что ваше чадо провинилось, и вы его наказали, вы все же должны проявлять материнские чувства. Нельзя чадо игнорировать, демонстративно молчать или злобно отвечать на вопросы и просьбы. Если малыш просит о помощи или ему нужен совет, забудьте на время об обидах и размолвках. Ведь в первую очередь вы – мама.
Когда наказывать нельзя
Запомните раз и навсегда, всему должно быть свое место и время! Не всегда стоит торопиться с выводами и принимать решения, не выслушав вторую сторону. А в некоторых случаях наказывать категорически запрещено, даже если малыш действительно виноват. Итак, спускаем все на самотек или выжидаем некоторое время, если:
Вы на взводе, плохо себя чувствуете, сильно устали или не переварили ситуацию;
Ребенок болеет, занят уроками, ест, играет или у вас гости;
Когда вы не в состоянии понять подоплеку поступка, при этом ребенок не может объяснить свои действия;
Ребенок сам перенес шок, травму, не может справиться со своими чувствами, страхами и эмоциями.
Как помочь закомплексованному ребенку адаптироваться
Что делать, если ребенок полный, у него есть врожденные дефекты или он слишком застенчивый? Поверьте, убеждать школьника в том, что к нему пристают глупые одноклассники, смысла нет. Это только усугубит проблему. В данном случае есть несколько довольно неплохих способов, как заставить остальных детей уважать его.
Дайте малышу то, что поможет выделиться в толпе. Не обязательно покупать дорогой мобильный телефон или планшет. В начальных классах это могут игрушки, в старших – хорошая сумка, обувь, украшения. Дети – очень жестоки, поэтому одноклассников, которые выглядят намного хуже и носят старые вещи, часто недолюбливают. Запомните, лучше приобрести две-три хороших кофты на зиму из магазина, а не покупать целый гардероб в стоках.
Но ни в коем случае не идите у своего чадо на поводу и не покупайте ему все подряд. Не дарите подарки за что-то (хорошую учебу, достижения в спорте, уборку в доме), иначе в будущем от вас будет по любому случаю требоваться презент. Но если вы что-то пообещали, будьте добры, сдерживайте свое слово. Малыш должен вам доверять.
Запишите сына на футбол, девочку на танцы, попробуйте отдать детей в музыкальную школу. Выбирайте наиболее востребованные среди молодежи секции, естественно учитывая при этом потенциал своего чадо. Взаимодействуя с коллективом и занимаясь тем, что нравится, ребенок раскрепостится и найдет себя. Парень, играющий на гитаре, всегда будет душой компании. Девушка, умеющая петь, никогда не останется без внимания.
Курсы ораторов
Как только ваш ребенок научится разговаривать, начните посещать логопеда. Он поможет правильно поставить речь и исправит некоторые дефекты. Детки часто не могут выговаривать сложные звуки (р, к, г и т.д.), что в дальнейшем отражается на их самооценке. В начальных и старших классах следует ходить на занятия, где специалисты будут учить ораторскому искусству.
В крайнем случае, если ребенок постоянно грустный, плачет по поводу и без, жалуется на жизнь и плохо реагирует на критику, посещайте с ним специалиста. Опытный психолог сможет найти ключ к сердцу вашего чадо и подскажет вам, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Главное – это не ждать, пока все само собой разрешится.
jlady.ru
Как повысить самооценку у ребенка. 6 факторов, влияющих на развитие здоровой самооценки
Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня, хочется затронуть важную тему для многих родителей. А именно, как повысить самооценку у ребенка и уверенности в себе. А также, мы рассмотрим 6 факторов, влияющих на формирование здоровой самооценки у детей. Ведь воспитать ребёнка с сильным характером, объективно смотрящего на мир вокруг себя, уверенную в себе личность, хотят все родители. Дети с заниженной самооценкой, не уверенные в своих возможностях, не могут быть успешными в жизни. Родители могут легко определить, насколько адекватно ребенок оценивает и ощущает себя.
Есть несколько признаков самооценки:
1. Трудности в общении, замкнутость.
2. Частые проявления страха, беспокойства.
3. Настрой на неудачу в любой деятельности, сомнения.
4. Достигнутые успехи ассоциируются со случайностью.
5. Зависимость от чужого мнения.
Как повысить самооценку у ребенка. Способы повышения самооценки
Основы самоопределения закладываются до трехлетнего возраста. Младенцы полностью открыты перед окружающим миром. Основной вид деятельности для малыша – познание. Похвала взрослых очень важна для них.
Она дает уверенность в собственных возможностях, в том, что мама или папа одобряют действия малыша, что нужно продолжать делать также.
Высокая самооценка
Высокая самооценка наблюдается в дошкольном возрасте, это естественно, дети учатся оценивать свои действия. Родителям надо только придать уверенности малышу, учить коммуникабельности, открытости, тактично высказывая замечания, создавать ситуации признания.
Если в дошкольном возрасте преобладает заниженное самоопределение, то возникнут трудности с повышением его в дальнейшей жизни.
Низкая самооценка
Если у ребенка низкая самооценка, то важно выяснить причины, почему у ребенка низкая самооценка, где родители допустили упущение.
Возможно это высокие требования к ребенку, или наказание по пустякам, не умение находить с малышом общий язык, а также отсутствие времени проведенного вместе, мудрые разговоры с ребенком.
Объективно способны оценить себя младшие школьники
Формирование устойчивых убеждений происходит под влиянием родителей, педагогов, одноклассников. Дети сравнивают себя со сверстниками, успехи в учебе, наличие друзей, успех у противоположного пола.
Здесь важны справедливые высказывания родителей, не следует надевать ярлык неудачника на одаренного в какой-то одной области ребенка.
Очень важно мнение сверстников
Школьники среднего возраста умеют правильно оценить свои достижения, неудачи, черты характера. Они больше прислушиваются к мнению ровесников, чем к советам педагогов и родителей. Взаимоотношения с одноклассниками их интересуют больше, чем учеба.
Ситуации раскрывающие сильные стороны характера
Родителям важно умело создавать ситуации, способные раскрыть сильные стороны характера, поддержать интерес к учебе.
Для повышения веры в свои возможности нужно разрешить подростку самому контролировать свое поведение, жесткое родительское управление способно лишь понизить его уверенность в себе.
Самокритика вредна
Старшеклассники отличаются неустойчивой самооценкой. Они слишком чувствительны к критике, ищут себя, переживают романтические чувства, недовольны внешностью.
Критические замечания родителей могут обернуться нежелательными последствиями, поскольку они слишком ранимы.
Вредна ли излишняя похвала?
Причиной завышенной самооценки является излишняя похвала. Не надо сравнивать подростков со сверстниками, дать возможность само выразиться.
Повысить самооценку и уверенность в себе помогут такие приемы, как общение на равных, просьба в помощи.
Теперь разберемся, что такое здоровая самооценка, и какие факторы могут влиять на развитие здоровой самооценки у ребенка.
Повышение самооценки у детей. 6 факторов, влияющих на развитие здоровой самооценки
Сейчас мы рассмотрим правила, или факторы, которые помогут сформировать здоровую самооценку. Эти правила не только важно знать, но и придерживаться. Они помогут сформировать уверенности в ребенке.
1. Выполнимые цели
Нужно ставить перед ребенком посильную задачу, выполнив ее, он почувствует уверенность в себе. Это ощущение будет заслуженным и объективным.
2. Нужно не перехваливать, но поощрять
Разумно использовать похвалу и наказание.
3. Важно поддержание детской инициативы
Участие в достижении положительного результата ребенком. Он почувствует свою значимость, ответственность.
4. Личный пример правильного поведения
Дети во всем копируют взрослых. Неосознанно, иногда слепо доверяя. Об этом нужно помнить и подавать правильный пример.
5. Негативная оценка не ведет к творческим успехам
Далеко не все дети обладают целеустремленностью. При отрицательной оценке ребенок, скорее всего, бросит начатое дело, у него опустятся руки. Эффективнее успокоить и вселить уверенность, когда что-то не получается.
6. Анализ поступков в доверительных беседах
Доверие много значит в воспитании адекватной самооценки. Нужно стараться быть в курсе всех дел ребенка.
Уверенности в силах придает, безусловно, родительская любовь, чуткость и понимание в общении с детьми. Ребенок должен всегда чувствовать крепкое папино плечо и нежную мамину заботу, тогда у него не будет проблем в общении, замкнутости, низкой или высокой самооценки.
Автор статьи Маркина Алла Викторовна.
narodnayamedicina.com
Самооценка ребенка, как повысить заниженную самооценку ребенку
Самооценка ребенка — это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие. Она зарождается в младенчестве и в дальнейшем проявляет существенное воздействие на взрослую жизнь детей, их поведение, отношение к себе и событиям, окружающему социуму. Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о малыше является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.
Самооценка у детей дошкольного возраста
Индивид становится личностью благодаря наличию целого ряда условий. Самооценка считается одним из самых существенных из них. Она развивает у ребенка потребность отвечать не только лишь уровню окружающего социума, но и степени субъективных личностных оценок. Адекватно сформированная самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – это не просто знание самого себя, и не сумма отдельных качеств, а детерминированное отношение к себе, предусматривающее постижение личности как некоторый устойчивый объект.
Самооценивание – это центральное звено в цепи произвольной саморегуляции, обуславливающее направленность и степень активности личности, ее отношение к среде, социуму, самому себе. Она являет собой довольно сложный психологический феномен.
Самооценка вовлечена во множество взаимосвязей и взаимоотношений с психическими новообразованиями личности. Она выступает важной детерминантой всех видов деятельности и коммуникаций. Умение оценивать себя берет свое начало с раннего детства, а ее дальнейшее формирование и совершенствование осуществляется на протяжении всей жизни субъекта.
Адекватное самооценивание позволяет сберечь неизменность личности вне зависимости от изменений условий и обстоятельств, при этом, обеспечивая способность оставаться самим собой. Сегодня все более очевидным становится воздействие самооценки ребенка дошкольного возраста на его поступки и межличностные контакты.
Старший дошкольный возраст характеризуется периодом осознания малышом самого себя, собственной мотивации и потребностей в среде человеческих взаимоотношений. А потому довольно важно в данном периоде заложить базис для образования адекватной самооценки, что в дальнейшем позволит ребенку верно оценивать себя, реально представлять свои возможности и силы, самостоятельно определять цели, задачи и направления.
В дошкольном возрасте малыш начинает осознавать сам факт своего существования. Формирование истинной самооценки начинается с реалистичного оценивания детьми собственных умений, итогов деятельности и определенных знаний. В этот период малыши менее объективно могут оценить качества своей личности. Они склонны переоценивать себя вследствие того, что значимые взрослые преимущественно положительно их оценивают. Именно от оценки взрослого индивида во многом зависит оценивание малышом самого себя. Заниженное оценивание оказывает отрицательное влияние. А завышенные оценки искажают суждения детей о собственном потенциале в сторону преувеличения. Однако наряду с этим положительные оценки играют позитивные роли в деятельности.
Поэтому, от оценочного воздействия значимых взрослых индивидов во многом зависит правильность представлений дошкольником собственных действий. Одновременно с этим, полностью сформированное видение себя позволяет малышу относиться более критично к оценкам окружающего социума.
Личностная внутренняя позиция малышей дошкольного возраста в отношении других лиц обуславливается осознанием персонального «Я», своих поступков, поведения и заинтересованностью миром взрослых. В этом возрасте малыш учится отделять свою личность от оценки других. Постижение дошкольниками границ собственных возможностей происходит не только благодаря общению с взрослыми людьми или ровесниками, но и личным практическим навыкам. Маленькие индивиды с завышенным или заниженным оцениванием себя являются более ранимыми и чувствительными к оценочным суждениям взрослых, вследствие чего довольно легко поддаются их воздействию.
Значительную роль в вырабатывании адекватного представления детей о самих себе играет взаимодействие со сверстниками. Способность видеть себя при помощи глаз сверстников развивается благодаря обмену между ними оценочными воздействиями и одновременно с этим появляется определенное отношение к остальным детям. Способность дошкольника анализировать следствия своей деятельности прямо пропорционально зависит от его способности подвергать анализу результаты других детей. Именно в коммуникационном взаимодействии вырабатывается умение оценивать другого индивида, которое стимулирует формирование самооценки.
Дошкольникам богатый опыт личной деятельности помогает оценивать критически воздействия сверстников. Среди детей существует ценностная система, которая обуславливает их взаимные оценки.
Оценивание себя дошкольниками происходит немного труднее, чем ровесника. К сверстнику он более требователен и поэтому оценивает его гораздо объективнее. Самооценивание дошкольника довольно эмоционально, вследствие чего, часто положительно. Самооценки отрицательного характера встречаются очень редко.
Самооценивание у малыша старшего дошкольного возраста часто неадекватное (в основном завышенное). Это происходит вследствие того, что малышу трудно отделить персональные способности от своей личности в целом. Малыши не могут признать, что они что-то делают хуже других, ведь для них это будет обозначать признание в том, что сами они хуже других.
Со временем самооценка ребенка старшего дошкольного возраста меняется в сторону адекватности, и более полноценно отражают его потенциал. Вначале она проявляется в производительных видах деятельности или в играх с конкретными правилами, в которых наглядно можно продемонстрировать и сопоставлять собственные достижения с результатами других детей. Основываясь на реальных опорах, например, на собственных рисунках, дошкольникам проще правильно оценить себя. Игровой процесс является своеобразной школой общественных отношений, моделирующей поведение дошкольников. Именно в игровых процессах формируются основные новообразования данного периода.
Подводя итоги, следует сделать вывод, что для вырабатывания адекватной самооценки дошкольников важна деятельность, в которую вовлечен малыш и оценивание его достижений, успехов значимыми взрослыми и ровесниками.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста
Самооценка является важнейшим личностным образованием, оказывающим значительное воздействие на все области жизнедеятельности субъекта и выступающим важнейшим балансиром деятельности, который способствует саморазвитию. От характерностей самооценки прямо пропорционально зависит степень притязаний, взаимоотношение субъекта с окружающими индивидами и его активность.
Для ощущения себя счастливым, формирования способности лучше приспосабливаться и побеждать трудности, малышу необходимо иметь положительное видение себя и адекватную самооценку.
Так как самооценка закладывается в раннем детском возрасте, а продолжает формироваться в школьном, она в этом периоде хорошо поддается воздействию и коррекции. Вот поэтому родителям, учителям и прочим взрослым, которые работают с малышами младшего школьного возраста, необходимо знать и принимать во внимание все закономерности, характерные особенности образования самооценки, а кроме этого, пути развития нормальной (адекватной) самооценки и позитивной «Я»-концепции в целом.
В младшем школьном периоде все большую роль для развития малыша приобретает его коммуникационное взаимодействие с ровесниками. Во время общения детей с одногодками не только более эффективно осуществляется когнитивно–предметная деятельность, но и вырабатываются стержневые навыки межличностного взаимодействия и морально-нравственного поведения. Устремленность к ровесникам, тяга к общению с ними делает коллектив одногодок для школьника неимоверно ценностным и притягательным. Возможностью быть в детском коллективе они очень дорожат. Именно от качественности общения с ровесниками зависит направленность его развития. Отсюда следует, что межличностное взаимодействие в коллективе считается одним из важнейших факторов, развивающих личность и вырабатывающих адекватную самооценку. Однако не стоит забывать и о вкладе родительского правильного поощрения и грамотной похвалы в формирование нормального самооценивания у ребенка.
Школьная группа, имеющая неблагополучную позицию в системе межличностных отношений класса, обладает похожими характеристиками. Дети в таких группах имеют проблемы в общении с ровесниками, характеризуются неуживчивостью, что может выражаться в драчливости, чрезмерной вспыльчивости, изменчивости, грубости, капризности или в замкнутости. Нередко таких малышей отличает склонность к ябедничеству, зазнайству, жадности, неаккуратности и неряшливости.
Дети, пользующиеся популярностью у сверстников, характеризуются набором общих черт. Они имеют уравновешенный характер, общительны, выделяются инициативностью, активностью и богатой фантазией. Большинство таких малышей довольно хорошо учится.
В ходе учебно-воспитательного процесса, у детей понемногу повышается критичность, притязательность и требовательность к себе. Ребенок в первом классе преимущественно позитивно оценивает собственную учебную деятельность, а вот неудачи и неуспех связывает с объективными причинами и обстоятельствами. Дети второго, а особенно третьего класса более критично относятся к собственной личности, при этом делают предметом оценивания не только хорошее поведение, но и плохие действия, не только успешность, но и неуспехи в учении.
На протяжении обучения в начальных классах значение отметок для детей существенно видоизменяется, при этом они находятся в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, от требований, которые они сами к себе предъявляют. Отношение малышей к восприятию их достижений и успехов все сильнее связывается с надобностью иметь более справедливые представления о собственной личности. Отсюда следует, что роль школьных отметок не заключается только в том, что они должны влиять на когнитивную деятельность ребенка. Преподаватель, оценивая знания младших школьников, по сути, одновременно с этим оценивает и личность ребенка, его потенциал и место среди других. Поэтому именно таким образом оценки воспринимаются малышами. Ориентируясь на отметки преподавателя, дети сами разделяют себя и одноклассников на отличников, средних и слабых учеников, старательных или не очень, ответственных или не совсем, дисциплинированных или нет.
Основное направление в формировании самооценки заключается в поэтапном выделении малышами отдельных качеств из некоторых видов деятельности и поведения, их обобщении и понимании сначала в качестве характерных особенностей поведения, а потом в качестве сравнительно постоянных качеств личности.
Дети не появляются в этом мире уже с определенным отношением к себе. Их самооценка, как и другие характерные особенности личности, формируется в ходе воспитания, в котором главная роль отводится семье и школе.
Самооценка у детей и подростков
Для абсолютно всех людей самооценка является важнейшим критерием, который позволяет личности развиваться правильно. А в пубертатном периоде ее значимость еще больше возрастает. В случае наличия адекватной самооценки подростка, его шансы на успех увеличиваются. Какие критерии адекватности? Если подросток способен оценить собственный потенциал объективно, если он в состоянии осознать, какое положение он занимает в группе сверстников и в социуме в целом. К сожалению, не все родители осознают важность самооценки и ее уровня для личностного роста, развития, дальнейшей успешности детей. Поэтому они не стараются понять, как правильно воспитывать ребенка, чтобы у него самооценка была адекватной.
В самом раннем детстве самооценивание у малыша находится на должном уровне. Однако постепенно взрослея, он начинает понимать, что для своих родителей самое главное существо, а мир он считает созданным для себя. Отсюда и появляется завышенная самооценка. До достижения малышом школьного возраста самооценка более или менее адекватная, так как он сталкивается с реальностью окружающей среды и начинает осознавать, что он во вселенной далеко не единственный и понимает, что других детей тоже любят. Только, когда дети достигают среднего школьного возраста, возникает потребность коррекции и вырабатывания адекватной самооценки у них, так как у некоторых она может просто зашкаливать вверх, а у других – вниз.
В раннем детском возрасте на развитие у малыша самооценивания воздействовали, в основном, родители, воспитатели и учителя. В более старшем школьном возрасте на передний план выходят ровесники. В этом периоде хорошие отметки играют второстепенную роль, а становятся более важными личные качества, такие как общительность, умение выражать свою точку зрения или отстаивать позиции, способность дружить и т.д.
В этом возрасте взрослые должны помочь подростку правильно трактовать его желания, чувства, эмоции, акцентировать внимание на положительных чертах характера и избавиться от негативных качеств личности. Поэтому выделять только лишь успеваемость – не является правильным.
У детей среднего школьного возраста самооценка может характеризоваться полярностью, что выражается в крайностях. Так, например, у ребенка-лидера класса самооценка будет чрезмерно завышенной, а у ребенка-аутсайдера – совсем низкой.
Для формирования адекватной самооценки или коррекции уже существующей завышенной или заниженной, родителям требуется оказывать ребенку помощь и поддержку. Они должны доверять своим детям и относиться к ним справедливо. Следить за тем, чтобы в воспитании не прослеживались двойные стандарты. Подростку требуется уважение родителей. Взрослым рекомендуется избегать тотального контроля над ребенком, но в то же время следует проявлять искренний интерес к его увлечениям. Также нужно уважать мнение и позицию своего ребенка.
Уровень притязаний и самооценивание подростков-старшеклассников являются результатом взаимоотношений с ровесниками. Если подросток – лидер по характеру или, наоборот, аутсайдер, то ожидать формирования у него адекватной самооценки не следует. Фавориты класса обладают способностью преобразовывать собственные недостатки и ошибки в достоинства, тем самым подавая пример другим детям. Это возносит их на значительную высоту, но ведь падать с нее рано или поздно придется, что будет очень больно для подростка. Поэтому до ребенка нужно постараться донести, что немного здоровой самокритичности ему не помешает. Родители должны четко осознавать, что незаслуженная или чрезмерная похвала ведет непосредственно к появлению нарциссизма.
Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о суициде. Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.
Диагностика самооценки детей
Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.
К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.
У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.
Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.
Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.
Заниженная самооценка у ребенка
Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.
Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.
К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:
непривлекательную внешность;
внешние дефекты внешности;
недостаточный уровень умственных способностей;
неправильное воспитание родителями;
неуважительное отношение старших детей в семье;
неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
смена места жительства;
неблагополучная или неполная семья;
Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.
Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.
Завышенная самооценка у ребенка
Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.
Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.
Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.
Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.
На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.
Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.
Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.
Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.
Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.
Как повысить самооценку ребенку
Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.
Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете. Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.
Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.
Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.
psihomed.com
Повышаем самооценку ребенка
Уверенные в своих способностях люди, как правило, имеют более выраженную мотивацию достижения успеха, отличаются эмоциональной стабильностью и большего добиваются в жизни. Каждому из нас хотелось бы видеть своего ребенка успешным, но не все родители понимают, что едва ли не ключевую роль в будущих достижениях малыша играет его самооценка. Как повысить самооценку ребенка вы узнаете из этой статьи.
Самооценка или, иначе, самоотношение, восприятие ребенком самого себя формируется в раннем возрасте под влиянием многих факторов – это и общая психологическая атмосфера, и количество детей в семье, и отношения между родителями, родителями и детьми, разными поколениями, и объективные особенности физического облика и здоровья ребенка, и, конечно, отношение родителей к ребенку.
Повышение самооценки ребенка, его уверенности в себе – это результат ежедневной работы родителей.
Как повысить самооценку ребенка?
Самооценка – низкая или высокая — формируется постепенно, складываясь из задушевных разговоров, неосторожно вырвавшихся слов, заслуженной похвалы, самостоятельных наблюдений ребенка…
Будьте для вашего ребенка образцом адекватной самооценки
Помните, что в определенном возрасте дети проявляют большую склонность к копированию поведения значимых взрослых. По этой причине следует ограничить проявления нездоровой самокритики и самобичевания и демонстрировать уверенность в собственных силах и оптимистический настрой.
Не уставайте хвалить вашего ребенка
Хвалите каждый день, хвалите несколько раз в день, хвалите за отличный и просто хороший результат, а также за старание, упорство, проявление инициативы, смекалку, трудолюбие, смелость, честность… Только не перегибайте палку и не врите, ведь дети всегда чувствуют ложь.
Находите в вашем ребенке и его повседневных делах то, за что вы можете похвалить его искренне, то, что вызывает ваше восхищение и гордость.
Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми
Исключите из своего лексикона фразы вроде «А вот Таня уже сама умеет картошку жарить», «А Петя на какую оценку написал контрольную работу?» и т.п. Поверьте, эти сравнения нисколько не мотивируют вашего ребенка повторить успехи товарищей, а только наносят удары по его чувству собственного достоинства. Если вы хотите стимулировать вашего ребенка работать над собой и добиваться лучших результатов, сравнивайте его успехи с его же более ранними достижениями.
Например, «Смотри-ка, сегодня ты смог подтянуться на 2 раза больше, чем в прошлый раз! Вот что значат регулярные тренировки!» или «Ты сделал 2 запинки в стихотворении. Но я знаю, что ты хорошо выучил текст и всегда читаешь стихи с выражением. Давай попробуем еще разок!».
Создавайте теплую дружественную атмосферу в семье
Ребенок должен чувствовать надежный «тыл», где его безусловно принимают и всегда поддерживают. Хорошо, если в вашей семье принято обсуждать трудности, делиться переживаниями и совместными усилиями искать выход. В это случае, ребенок сможет рассказать вам о своих проблемах, и вы сможете своевременно предпринять меры.
Домашняя атмосфера принятия и взаимного уважения хороша еще и тем, что ребенок любого возраста может принимать участие в обсуждении общесемейных вопросов. Знание того, что его мнение учитывается при принятии совместных решений, добавляет уверенности в себе и вносит свой вклад в формирование позитивной самооценки.
Любите своего ребенка безусловно
Да, наверное, любой родитель мечтает видеть своего ребенка отличником в школе, популярным в компании сверстников, успешным во всех его начинаниях. Но, как ни парадоксально, для того чтобы уверенно идти к успеху, каждому человеку важно чувствовать, что его любят совсем не за это, а просто за то, что он есть, и принимают таким, какой он есть, вместе со всеми его недостатками. Это важно и для взрослого человека, но особенно – для ребенка.
Если вашего ребенка постигла неудача, постарайтесь не отмахиваться от его проблем
Не следует чрезмерно заострять внимание ребенка на неуспехе, но и игнорировать его чувства по такому «пустяковому» поводу тоже не стоит – ищите баланс. Будет полезно вместе с ребенком обсудить ситуацию, помочь ему увидеть его ошибки и сделать выводы на будущее. И не забудьте в очередной раз повторить вашему ребенку, что вы любите его, несмотря на эту неудачу.
Помогите своему ребенку добиться успеха
Если вы подозреваете, что ваш ребенок не пользуется популярностью среди сверстников, над ним подсмеиваются или дразнят, постарайтесь найти для него такое увлечение, в котором он сможет добиться наиболее значимых результатов.
Пусть это будет занятие, которое придется вашему ребенку по душе. Успех в любимом деле поможет существенно повысить самооценку, а достижение результатов позволит завоевать уважение среди сверстников.
Например, мальчику будет интересно посещать спортивную или туристическую секцию, а девочка с удовольствием отправится в танцевальную студию или школу актерского мастерства. Присмотритесь к своему ребенку и выберите то, что подойдет именно ему.
Наиболее оптимальный вариант – занятия, позволяющие ребенку стать частью какого-то коллектива, команды. По возможности отдавайте предпочтение не одиночным, а командным видам занятий. В группе единомышленников ребенок скорее почувствует себя увереннее.
Никогда не акцентируйте внимание на физических недостатках или особенностях внешности вашего ребенка.
Особенно это актуально в подростковый период, когда особенно остро стоит тема принятия своего отражения в зеркале. Ваше «любящее» обращение «булочка» или «ушастик» может нанести ребенку-подростку настоящую психическую травму и даже стать спусковым механизмом для формирования различных психических отклонений вроде депрессии, суицидальных наклонностей и нервной анорексии.
Как не переборщить, повышая самооценку ребенка?
Говоря о способах повышения самооценки, нельзя не упомянуть, что неадекватно завышенная самооценка также может являться источником многих проблем в общении и поведении вашего ребенка. Дети, которые имеют необоснованно завышенную самооценку, тяжело сходятся со сверстниками, часто провоцируют конфликты и крайне тяжело переживают неудачи. Они часто бывают зависимы от общественного мнения и нуждаются в постоянном подтверждении всеобщего восхищения и любви к ним от окружающих. Очевидно, что такая тенденция ведет к значительным трудностям, как в детском возрасте, так и по мере взросления ребенка.
Поэтому важно суметь воспитать в ребенке уважение к индивидуальности других людей, внимание к потребностям и интересам окружающих, обращать внимание ребенка на то, что он бывает не прав, может заблуждаться, быть в чем-то менее успешен, чем другие. При этом важно подчеркивать мысль, что различия между людьми не означают, что одни из них лучше других, — каждый человек по-своему ценен и прекрасен.
Помните, что во многом формирование у вашего ребенка адекватно высокой самооценки зависит от вас. Ведь согласно психологическим исследованиям самооценка у ребенка формируется примерно к 5-6-летнему возрасту и в дальнейшем подвергается лишь незначительным изменениям. Позвольте своим детям вырасти счастливыми и уверенными в себе людьми, окружив их любовью, уважением и поддержкой.
Рекомендовано для Вас:
mama12.ru
Раннее развитие детей. Как повысить самооценку ребенка?
Разве не все мы мечтаем о том, чтобы наши дети росли уверенными в своих силах? Но, очень часто сталкиваемся с тем, что ребенок стеснителен, нерешителен, не умеет отстаивать свою точку зрения, сильно подвержен чужому влиянию. О чем это говорит? А о том, что у крохи занижена самооценка.
Что это такое? Это отношение к самому себе, оценка своих способностей, умений, качеств, черт характера, внешности.
Начинает формироваться самооценка в три года. И на 100% зависит от того, как родители относятся к малышу, в какой обстановке и по каким принципам его воспитывают. Если родители слишком требовательно и критично относятся к ребенку, редко его хвалят за какие-то поступки, его самооценка оказывается ниже среднего. А это плохо. Когда малыш взрослеет, он сталкивается со многими трудностями. Ребенок неуверен в собственных силах, он робок, слаб, застенчив, неуспешен.
Как повысить самооценку ребенка?
В этом помогает ранее развитие детей.
Когда малышу исполняется три годика, пора задуматься о том, как воспитать уверенного в себе карапуза.
Во-первых, родители должны исключить из своего лексикона фразы такого типа: «Ничего ты не умеешь!», «Посмотри на себя, все дети, как дети, а ты…!», «Вечно ты все делаешь не так!», «У тебя одни ошибки!» т. д.
Во- вторых, не забывайте хвалить ребенка за достижения, поддерживайте его в различных начинаниях.
В-третьих, уделяйте ребенку и его развитию достаточно внимания.
В-четвертых, следите за атмосферой в семье. Она должна быть дружелюбной. Если один из членов угнетает, либо унижает другого, ни о какой самооценке у ребенка и речи быть не может.
В-пятых, помогите малышу почувствовать себя умным, сильным, добрым и красивым, сформируйте у него положительное отношение к своим качествам. Это поможет ему в будущем. Он научится делать добро и жить с оптимизмом. Он будет чувствовать уверенность в себе, научится правильно принимать решения, и главное – не бояться их принимать, брать на себя ответственность, будет активным и общительным. Такие дети всегда лидируют в группах, у них мало страхов, они отличаются открытостью и смелостью.
Но, как еще можно помочь карапузу? Как повысить самооценку ребенка?
В этом может помочь и различная литература. И сегодня я хочу рассказать о книге, по которой мы занимаемся с сыном. Эта книга называется «Хвалилка. 3-4 года. Помогаем ребенку поверить в себя». Автор: Гресь Анна.
Кому может быть полезна эта книга? Тем детям, которые слишком робкие и застенчивые, кто часто прячется за маму, теряется на утренниках, не может проявить себя в игре, то есть детям с невысоким уровнем самооценки.
Но, как оценить самооценку ребенка?
В этом Вам поможет небольшой тест:
Покажите малышу нарисованную лесенку со ступеньками (7 шт.) и объясните следующее:
1. Ели всех деток рассадить на лесенке, то на верхних ступеньках окажутся умные, сильные, послушные, добрые, и чем выше, тем лучше – хорошие и самые лучшие. А на нижних ступеньках окажутся дети непослушные, некультурные, те, что плохо себя ведут.2. Спросите ребенка, на какую ступеньку он поставит себя. И пусть объяснит почему.3. После его ответа обязательно спросите, есть ли малыш таким на самом деле или просто хотел бы таким быть?4. Обязательно покажите, на какую ступеньку поставили бы его Вы.5. Обратите внимание на то, как кроха выполняет задание, раздумывает ли, колеблется, сможет ли аргументировать свой выбор.
Подведите итог
1. Если ребенок, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, у него неадекватно завышенная самооценка.2. Если малыш после некоторых колебаний и раздумий ставит себя на самую высокую ступеньку, значит у него просто завышенная самооценка.3. Если кроха, обдумав варианты, ставит себя на вторую, либо третью ступеньку сверху, может объяснить свой выбор и аргументировать его, у него адекватная самооценка.4. Если он ставит себя на нижние ступеньки, у него заниженная самооценка.5. Если ребенок сразу ставит себя на средние ступеньки, это свидетельствует о том, что он, либо не хочет выполнять задание, либо его не понял.
Итак, Вы определились с самооценкой. Теперь можете ее подкорректировать. Расскажу немного подробнее о книжке. И еще, хочу заметить следующее: подобная литература помогает не только повысить самооценку, но и положительно повлиять на ее формирование.
«Хвалилка» — это книга, которая построена в виде диалогов различных зверят, поэтому, легко читается и усваивается.
Например, начинать нужно с того, чтобы родители написали имя ребенка большими буквами, а он раскрасил его яркими цветами. Ведь имя – это важное слово в жизни каждого человека. Ребенку очень важно увидеть, как оно пишется, произнести его вслух, понять, какие производные от его имени могут быть. Обратите внимание ребенка на то, как его называют родители и близкие люди. Ведь кто-то называет имя мягко, ласково, кто-то шутливо, а кто-то серьезно. Обязательно спросите малыша, как ему больше нравится.
В книге есть вопросы о возрасте, чтобы понимать «взрослость», о семье, чтобы подчеркнуть ее ценность. Задания на внешний вид, чтобы ребенок осознал, что у него есть особые приметы, позволяющие понять собственную уникальность.
Игры и задания, представленные в книге, учат по-разному действовать в различных ситуациях. Это придает малышу уверенность в себе.
Хорошо повышают самооценку навыки самостоятельности, например, когда малыш учится сам одеваться, завязывать шнурки и т. д. Об этом тоже подробно рассказывается в книге.
В общем, если Вы обратили внимание на такой фактор, как самооценка ребенка и хотите заняться ее корректировкой, рекомендую купить книгу-хвалилку и поработать над ней с ребенком. А заказать ее можно здесь.
Не пропустите интересные статьи:
karapysik.ru
Как повысить самооценку у ребенка. Как поднять самооценку ребенка
Многие родители, отвечая на вопрос о том, какими качествами должен обладать ребенок для успешной учебе сразу же отвечают, что это усидчивость и интеллект. Эти качества, безусловно, являются очень важными, но не менее важной является и самооценка ребенка.
Интеллект и усидчивость в какой-то мере компенсируют друг друга. Недостаток знаний всегда можно перекрыть усидчивостью, а проблемы с усидчивостью - высоким интеллектом. Но ни усидчивость, ни интеллект не позволят ребенку стать успешным, если у него будет заниженная самооценка.
Можно ли как-то решить эту проблему? Как повысить самооценку у ребенка? Для этого необходимо определить, на каком уровне она у него развита. Проведите несложный тест. Для этого нарисуйте на листе бумаги семь лестниц, состоящих из 10 ступенек. Под каждой такой лесенкой напишите одно из качеств: ум, доброта, честность, трудолюбие, красота, щедрость, счастье. Предложите ребенку поставить отметку на одной из ступенек для каждого качества, на которой он, по его собственному мнению, находится.
Дети с нормальной самооценкой, как правило, занимают ступеньки с 7 по 9, десятые ступеньки выбирают дети с завышенной самооценкой, а с 4 по 6 - те, у которых самооценка занижена. Если же ребенок выбрал с 1 по 3 ступеньки, вам срочно необходимо обратиться за помощью к психологу.
Если у вашего чада имеются проблемы, и вы обеспокоены тем, как повысить самооценку у ребенка, вам необходимо воспользоваться рекомендациями:
Совет 1.
Старайтесь почаще хвалить своего ребенка за все выполненные им задания, даже если они совсем не сложные. Многие родители обращают внимание только на промахи, в то время как успехи оставляют без какого либо внимания.
Совет 2.
Никогда не говорите ребенку о том, что вы сомневаетесь в его способностях и возможностях. Если вы будете делать это, вы заранее начнете программировать его на неудачу.
Совет 3.
Поручайте ребенку такие задания, которые он сможет выполнить с успехом. После выполнения таких заданий не забывайте сделать акцент на том, что ребенок смог все сделать самостоятельно.
Совет 4.
постарайтесь не окружать ребенка чрезмерной опекой и предоставляйте ему возможность совершения самостоятельного выбора.
Совет 5.
Уделите внимание физическому развитию ребенка. Запишите его в спортивную секцию, в которой он сможет проявить свои способности. Как только ребенок увидит, что он хоть в чем-то превосходит других детей, его самооценка начнет повышаться.