Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как правильно наказать ребенка, не навредив ему. Как наказать ребенка 6 лет


Все о том, как правильно наказать ребенка

Рейтинг: Нет рейтинга

Содержание статьи:

Дети – цветы нашей жизни. И все они рождаются невинными, добрыми и особенными. Мир сильно изменился, а с ним изменились и дети. И многие родители столкнулись с тем, что воспитание, основанное на страхе, больше не оказывает на них предполагаемого воздействия.

Ты делаешь все наилучшее для этого крохи, выкладываясь на все сто. И в какой-то момент осознаешь, что ситуация вышла из-под контроля. Что пошло не так… как наказать ребенка за плохое поведение?

Можно ли наказывать ребенка

Чем дальше мы движемся вперед, тем все больше мнения поколений расходятся по этому поводу. Нужно ли наказывать детей? Есть ли ценность в таком подходе? Конечно, ребенка наказывать можно, а в отдельных случаях и нужно. Но вот методы наказания нужно выбирать очень осторожно.

Над вопросом правильного воспитания детей работает много психологов по всему миру. И все они пытаются донести нам, родителям, что запугивания и диктаторство – это не метод. Ведь нервную систему малыша сломать так легко, а вот восстановить – тяжкий труд.

Причины непослушания у детей

Многие родители ищут для себя оправдания в том, что наступило очень тяжёлое время для воспитания детей: разврат общества, вседозволенность, изобилие рекламы. Но вы должны понять одно, проблемы детей начинаются дома и могут быть решены там же.

Самые наглядные причины детского непослушания:

  • Отсутствие внимания со стороны родителей (Непослушание – это метод крохи привлечь к себе внимание взрослого).
  • Неоднозначность воспитания обоими родителями (Мама что-то запрещает, а папа этим балует. Помните, одна семья – одни методы).
  • Чрезмерный родительский контроль (Слишком много «нельзя»).
  • Непоследовательность действий (Сегодня это делать нельзя, а завтра можно, и малыш перестает чувствовать грань дозволенности).
  • Отсутствие причины наказания (Не понимая происхождение наказания, кроха начинает протестовать).
  • Возрастной кризис (Существует кризис 1 года, 2 лет, 3 лет, 6-8 лет.
  • Невыполнение своих обещаний (Если вы пообещали малышу наказать за что-то содеянное, обязательно держите свое слово).
  • Насилие в ответ на насилие (Когда в семье приветствуется грубость в общения, малыш копирует поведение взрослых).

Когда ребенок не заслуживает наказания

Мы уже обсуждали с вами, что нервной системе крохи очень легко нанести вред. Детки – они добрые, открытые и уязвимые.

Поэтому давайте отметим для себя ряд случаев, при которых этих малюток наказывать нельзя:

  • Не установив границы, наказывать нельзя.
  • Когда ребенок еще не осознает, к чему могли привести его действия (Необходимо проводить пояснительные беседы, но не наказывать).
  • Когда фантазируют (Практически все малыши фантазируют, а для взрослых эта фантазия близка к вранью. Обязательно проводите разъяснительные беседы).
  • Когда ребенок выявляет сильную привязанность к вам либо другим членам семьи (Наказание убивает доверие).
  • При проявлении естественных эмоций (Зависть, гнев, ревность. Ребенок не должен таить свои чувства. Ваша задача помочь ему быть открытым, быть собой).
  • За неуклюжесть (Это физиология развития, этот период времени необходимо просто пережить).
  • Когда ребенок хочет большего (Дети не должны стесняться просить. А родители в свою очередь должны научиться отказывать. Так как просьба не гарантирует получение желаемого).
  • Не наказывайте из-за того, что у вас плохое настроение.

Общие принципы наказания

  • Прежде чем наказать, выясните мотивы, которыми ваш ребенок руководствовался. (Вы этим покажите малышу, что считаетесь с его мнением).
  • Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя. (Другими словами, выставите границы. И это поможет очертить грани дозволенного).
  • При наказании детей ни в коем случае не употребляйте оскорбления и унижения в их адрес.
  • Будьте последовательными (Содеянное не должно остаться без вашего внимания, даже когда у вас катастрофически нет времени).
  • Наказывая, ведите себя сдержано, не повышайте голос. Спокойно и медленно расскажите чаду причину его наказания и убедитесь, что он вас услышал.
  • Родители должны работать всегда в паре (И мама и папа преследуют одни и те же цели. Только вместе вы – сила).
  • Работайте с конкретной ситуацией, не упоминая случаи двухмесячной давности.
  • Не стоит наказывать ребенка публично (Это может травмировать его самооценку на всю жизнь, особенно если он находится на грани возрастного кризиса).
  • Обязательно хвалите свое чадо (похвала – это стимул).

Эффективные методы наказания

Как же наказывать детей за непослушание? Современные методы наказания основываются на сотрудничестве и мотивации детей при помощи поощрения, а также желании доставить родным радость. Существует масса современных подходов.

Но при их выборе всегда ориентируйтесь на тяжесть содеянного. Для поступков разной сложности нежелательно применять одно и то же наказание. Давайте вникнем в их суть. Родители, которые задаются вопросом, а можно ли и как наказывать ребенка в 2-3 года, обязательно найдут подходящий для своего чада метод.

Предупреждение только на словах

Каждый человек должен иметь шанс исправиться.

Исправление содеянного

Примером этого наказания будет следующая ситуация. Пока вы отсутствовали в детской, ребенок порвал книгу и разбросал по всей комнате. Наказание будет достойным, если вы в вежливой форме попросите его убраться. Что делать, если ребенок не слушается, оказывает сопротивление? В этом случае спокойно, без эмоций, но уже в приказном тоне попросите сделать то же самое.

Использование тайм-аутов

Принцип данного метода заключается в том, что малышу объясняют причину наказания и оставляют подумать о содеянном в отдельной комнате (в вечернее время ни в коем случае нельзя выключать свет).

Психологи рекомендуют использовать по минуте за год жизни. Т.е. мерой наказания трехлетнего ребенка будет тайм-аут в размере трех минут. Зачастую тайм-ауты нужны, когда малыш теряет над собой контроль, это своего рода перезагрузка.

Применение домашних работ в качестве наказания

Зачастую такой метод подходит для детей постарше (от 7 лет и выше). Мытье посуды, уборка дома, уборка сада.

Лишение права использования гаджетов

На определенный период ограничьте использование какого-то устройства либо интернета.

Ограничение в общении

Если вам показалось, что содеянный ребенком поступок очень серьезный, на какой-то временной промежуток ограничьте общение с ровесниками.

Обратите внимание! Не рекомендуется использовать только один метод на все случаи проступков. Данные методы намного эффективнее в комплексе. Только обязательно разграничивайте тяжесть содеянного.

Как нельзя наказывать детей

Физическое наказание

Такое наказание, как пороть ребенка ремнем, считается самым тяжким. Последствия могут быть самые разные. Поэтому помните, это самый легкий метод для родителей, которые просто не хотят вникать в цель воспитания.

Запугивание

Метод, основанный на страхе. Ребенок не должен бояться родителей. Он должен доверять и делиться с ними всеми переживаниями.

Публичное наказание

Этот метод зачастую вызывает обиду, агрессию у малыша и чаще всего приводит к заниженной самооценке.

Выключение света

Для наказания никогда не используйте темные комнаты, психика малыша еще совсем шаткая, чтобы самостоятельно справиться с возникающими в голове страхами.

Повышение голоса

При криках малыш перестает слышать суть сказанного, зачастую маленький мозг акцентирует внимание на самой громкостью звука. Достаточно научить ребенка понимать, что папа и мама главные, и их слово очень значимо.

Как правильно наказывать ребенка – видео

Посмотрите, как опытные мамы без криков и нервов легко устанавливают границы для своих детей. Методы, приведенные в видео, ответят многим мамам на вопрос, как наказывать ребенка в 2-3 года.

Младенец – это чистый лист, а задача родителей – его правильно наполнить. Не поленитесь вникнуть и потратить время на воплощение современных методов воспитания. Дети прислушиваются к родителям, когда родители слышат детей. Чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, развивайте его волю, а не ломайте ее. Уверенные дети знают, чего хотят от жизни.

Будем благодарны примерам и советам из вашего личного опыта. Пишите в комментариях.

www.beremennost-po-nedeliam.com

Как правильно наказать ребенка за плохое поведение и непослушание, можно ли физически

Педагоги и воспитатели спорят до хрипоты, каким способом наказать ребенка, и что допустимо, а от чего воздержаться. Маленький человек обладает ранимой психикой, чрезвычайно восприимчив к любым проявлениям внимания со стороны. След от неправильных действий родителей, возможно, останется на всю жизнь. Поэтому важно четко различать, каковы границы наказания, понимать меры допустимого.

Основная цель наказания

Цель воздействия заключается в доведении до сознания ребенка тривиальной истины «что такое хорошо, а что плохо». Это нужно, чтобы сформировать в представлении малыша систему ценностей, правил поведения в кругу сверстников, семье и обществе. Получается, наказывать можно, но нельзя проявлять чрезмерное усердие.

Как поступить? По статистике, склонность к физическим воздействиям проявляют те взрослые, кого в детстве наказывали родители. Логика рассуждений следующая: из меня ремнем человека сделали, и я так же буду поступать. Получается замкнутый круг. А вот японские родители своих детей до 3 лет холят и лелеют, а уже потом постепенно приучают к жесткой дисциплине, в соответствии с почти самурайскими традициями.

Таким образом, существуют следующие цели, «оправдывающие» наказание:

  • разъяснение малышу недопустимости его поведения;
  • закладывание моральных принципов, понятий норм и правил поступков.

Насколько верны данные предпосылки, нам предстоит выяснить далее.

С какого возраста можно применять меры

Мнения педагогов касательно возраста, «благоприятного» для наказания, расходятся. Кто-то считает, что это порог в 6 лет, кому-то ближе цифра 10. Ребенок с первых мгновений жизни впитывает в себя поступки взрослых, копирует их поведение – так происходит адаптация живого мыслящего существа в мире. Поэтому уже с первого года малышу можно тактично начать объяснять, что делать допустимо, а что – нет.

Не обязательно применять для этого физические воздействия, даже минимальные: лучше интонацией, мимикой постепенно заложить в ребенке основы восприятия реальности.

Между детьми и взрослыми не такая громадная разница: первые иногда не несут полной ответственности за собственные поступки, вторые – знают, что такое хорошо, а что – нет.

Если отсутствует адекватная оценка ситуации, понимание того, что за поступки нужно отвечать, неважно, сколько лет субъекту – 5 или 35, то это неполноценное, неразвитое существо, «застрявшее» в ясельной группе с полудетским восприятием законов Вселенной. Как только ребенок начал говорить, убедился, что к его мнению прислушиваются (а иногда спешат выполнять каждый каприз), то пора приучать его к ответственности за деяния.

Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание

Еще один серьезный вопрос, вызывающий горячие споры и обсуждения в среде родителей, а также педагогов – а каждая ли провинность влечет за собой наказание? Увы, чтобы малыш «не заигрался» со своими шалостями, не стал манипулировать взрослыми, он должен свыкнуться с мыслью, что баловаться до бесконечности ему не дадут.

Взрослые заботятся о детях, кормят их, обеспечивают питанием и комфортом. Взамен они рассчитывают на адекватное восприятие своих требований. Малыш, который на просьбу мамы не шуметь стал активно хулиганить, озорничать, в будущем имеет все шансы из непослушного карапуза вырасти в эгоистичного, себялюбивого человека.

В то же время тотальный террор, постоянное ожидание неминуемого воздействия за какой-то проступок, даже минимальный, сделает из ребенка юного неврастеника. Поэтому везде нужна мера, а как за нее не перешагнуть – дело отдельного конкретного случая. Универсальных решений, всеобъемлющих выводов и стратегий нет, есть только общее направление в педагогике.

А что будет, если не наказывать

Что будет в том случае, если наказание не последует? Правильно это или нет? Такие вопросы неизбежны, они приходят к родителям независимо от возраста и опыта, а также наличия детей.

Но как-то воздействовать на подрастающего человечка, который не слушается по разным (иногда важным для него) причинам, не один воспитывается в семье, необходимо. Безнаказанность и ее крайняя форма – вседозволенность – порождает комплекс «центра мироздания»: мне можно все, стоит только захотеть.

Ребенок «без царя в голове», как говорили в таких случаях раньше, не сможет нормально адаптироваться в обществе. Ведь его приучили, что единственный приоритет в доме, школе, дворе – он сам.

Условные рефлексы закрепляются не только у собак Павлова, но и у людей. «Правильная» модель поведения устанавливает рамки поведения: вышел за них, набедокурил – потрудись ответить. Нет наказания – нет страха, осознания того, что своим проступком причиняешь кому-то вред. Поэтому родители сами, пользуясь собственным опытом и ощущениями, должны получить ответ на этот сложный, неоднозначный вопрос – что же будет, если расшалившееся чадо не наказывать.

В каких случаях это необходимо

Тяжело балансировать на грани «наказывать или нет», взвешивая собственные реакции и мотивы поведения ребенка. Пожалуй, однозначно рекомендовать наказание можно в той ситуации, когда другие меры (просьбы, попытки отвлечь, переубедить) малыш отвергает. С наказанием наступят шок, обида, возможно, даже слезы и истерика, но одновременно в сознании крохи закрепится понимание границ, за которые ему заходить нельзя.

Сказанное легко пояснить примером: ребенок баловался и, подражая действиям взрослых, насыпал золотой рыбке в аквариум много корма. Мама объясняет малышу, что так делать нельзя. «Когда рыбка много кушает, у нее болит животик. Ты помнишь, как у тебя болел животик и было плохо? Вот и наша рыбка будет себя так же чувствовать. Ты же не хочешь, чтобы она болела, поэтому больше так не делай».

Наказание должно стать примером, «как поступать не нужно», чтобы отложиться в памяти ребенка, стать правилом на будущее. Если родители заметили, что мальчик или девочка пытается прощупать, обозначить границы своего воздействия на родителей (покричу, покапризничаю – дадут конфетку или игрушку), неуважительно относится ко взрослым, наказать его придется для собственного же блага.

Практика показывает, что дети, которые с младенчества уверовали в свое влияние на окружающих, вседозволенность, со временем вырастают в социопатов и тиранов.

Соблюдаем важные правила

Чтобы наказать «правильно», с педагогическим подходом, важна мораль. Перед воздействием обязательно следует разговор и объяснение, за какой проступок, почему любящие мама и папа ставят малыша в угол, лишают просмотра мультиков или заставляют идти спать. В слове заложена мощная сила, энергия убеждения. С его помощью ребенку, как взрослому, рассказывают, к каким последствиям приведет шалость, грубость или отказ подчиниться требованиям взрослых.

Главные правила, на которых основана методика наказания, гласят, что:

  1. Наказанием нельзя пугать (не путать с предупреждением).
  2. Воздействие без объяснения причин (из-за плохого настроения, неважного самочувствия) не эффективно.
  3. Воспитание основано на системе, а не случайных повторениях.
  4. Крик, разговор на повышенных тонах – признак слабости.
  5. Наказание ради самого факта наказания является лишним поводом травмировать психику ребенка.

Между фразами «пожалуйста, не делай так, потому что…» и «вот придет папа, он тебя обязательно накажет» разница громаднейшая.

Этим предупреждение отличается от запугивания: осознание факта оценки своих действий на предмет их правильности или неправильности не равнозначно угрозам, произносимым соответствующим тоном.

Шлепок или отправление в постель без сопутствующего диалога с конкретизацией причины также вызовут негативную реакцию, непонимание, что было не так. В голове у ребенка должны сформироваться четкие правила поведения. Какие-либо «исключения» (сегодня я тебя ругать не буду, перенесем на следующий раз) порождают хаос, сбой установок и потерю ориентации в логике поступков взрослых.

Многие родители удивляются, почему нельзя кричать. Человек во взбудораженном состоянии плохо себя контролирует, допускает ошибки, может наговорить лишнего или неосознанно причинить боль – вот в чем опасность разговоров на повышенных тонах, криков. И, наконец, поддержание малыша в состоянии постоянного ожидания наказаний за любую, даже мелкую, провинность – путь к садизму и бытовой тирании, превращению ребенка в неврастеника.

Каждому возрасту – свой подход

Методы наказаний соответствуют возрасту и полу ребенка, конкретной ситуации и причине для воздействия. В 1 год с малышами проводят беседу, руководствуясь убеждением. В более старшем возрасте уместно разговоры подкреплять делом: лишить права на общение (не разговаривать в течение определенного периода), не пустить гулять или заставить убрать последствия активной игры (разбитый цветок).

Совет. Универсальные методы в педагогике – миф. Каждый возраст, отдельный случай требуют специфичного решения. То, что работает с соседским малышом, не обязательно подходит для собственного.

Мера воздействия пребывает в прямой зависимости от понимания ребенком степени своей вины. Если этого нет, то и наказание окажется малоэффективным. Бесполезно лупить ремнем по попе малыша за то, что он разбрасывает игрушки. Убедить научиться убирать их – совсем другое дело.

Как наказать ребенка

Как провести воспитательный процесс с наказательной частью, чтобы и урок остался в памяти, и психическую травму не причинить – над этой проблемой бьются многие педагоги и родители. Наказывать нужно, но при этом важно не переусердствовать, не демонстрировать свою силу (что однозначно плохо), превосходство над маленьким человечком.

За плохое поведение

Самый распространенный вид воздействия. Ребенок часто не осознает, что поступает дурно, поскольку у него нет оценочных критериев хорошего и плохого. Задача взрослых состоит в постепенном формировании мировоззрения, системы ценностей и собственного взгляда на жизнь.

Обидно, когда все садятся есть торт или смотреть телевизор, а ребенка в наказание отправляют убирать игрушки, спать, в угол. Но если он это «заслужил», взрослые доходчиво объяснили, за что именно лишили своего любимца всеобщих благ, то наказание принесет пользу.

За плохие оценки

Мера неблагодарная, но необходимая. Часто у ребенка формируется неправильная (отсутствует вообще) мотивация учиться. Логика простая: от моих оценок никакого толку, вырасту – стану, как папа (дедушка, брат) работать, а они тоже в школе не очень хорошо учились.

«Правильная» мотивация со стороны родителей звучит так: взрослые трудятся и зарабатывают деньги, принимают ключевые решения, заботятся о маленьких членах семьи. Дети учатся в школе, прикладывают к этому старания, это – их обязанности. Других требований к ребенку не предъявляется, его не заставляют готовить еду и оплачивать отпуск. Так что все по-честному.

Запрещенные приемы

В любом деле, и в педагогике в том числе, есть разрешенные и запрещенные правила. Соблюдать их важно всем – и детям, и родителям. От степени прозрачности требований, умения родителей довести до сознания ребенка их суть, разъяснить, зависит результат.

Итак, то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать «оптом». Ребенок разбил цветочный горшок, а наказали его за это, за нечищеные зубы (что было вчера), а также наперед, на всякий случай.
  2. Поведение без правил. Для того, чтобы малыш понял, за что именно его ставят в угол, лишают телевизора и похода на день рождения, нужно огласить требования.
  3. Воздавать за содеянное вчера, неделю или месяц назад. Какой от этого эффект, если ребенок давно забыл об этом?
  4. Выходить из себя, кричать. Повышение голоса – потеря лица для взрослого.
  5. Действовать самостоятельно от супруга, бабушки/дедушки. Несогласованность ведет к возникновению противоречий, в дальнейшем ребенок научится гибко манипулировать ситуацией, извлекая из нее выгоду.
  6. Карать за то, что прощается взрослым. Это вызывает конфликт детского восприятия.

Виды лояльного наказания

Кроме запрещенных, есть варианты условно допустимые. Их перечень, суть, реализация дифференцируются применительно к отдельно взятому случаю. Не все может быть перенесено в другую ситуацию, но попробовать можно.

Физическое

Наказания телесные относятся к самым неблагодарным, но применяемым родителями. Шлепать 3-летнего малыша ремнем по попе жестко, нецелесообразно, а вот подростка – в самый раз. Но любое физическое воздействие – это демонстрация силы, своего превосходства, повод для переноса модели поведения папы на себя. Превышение дозы наказания приводит к противоположному результату.

Нет ничего плохого в «показательном» шлепке расшалившегося карапуза, но постановка этого на поток – уже нонсенс. Более эффективной будет беседа, в которой нарушителю будут разложены по полочкам причины наказания и его цель.

Выговор

Серьезный, «взрослый» разговор с ребенком в любом возрасте даст больше результатов, чем иные воздействия. Словом ранят, воодушевляют, калечат – вариантов много. Цель наказания, выговора состоит в разъяснении факта недопустимого поведения, а также неминуемости расплаты. Причем справедливо, когда все играют по одинаковым правилам – и взрослые, и дети.

Лишение сладкого и удовольствий

Наказание едой (лишение десерта, обещанного пирожного, общего обеда) должно быть аргументированным. Нельзя использовать данный метод постоянно, так он теряет актуальность. Для эффективности кара обязательно должна быть озвучена с выдачей подробнейших объяснений – почему, за что и на какой срок, а делать это нужно спокойным, уверенным голосом.

Труд

Труд, по утверждениям антропологов, сделал из обезьяны мыслящее существо. Ребенка к труду приучать необходимо. Это может быть уборка в своей комнате, поход с мамой (самостоятельно) в магазин, посильная помощь на дачном участке. Лучший способ приучить мальчика или девочку трудиться – собственный пример и обязательное общение, аргументация своей позиции.

Извинение

Очень важно научить ребенка извиняться. Извинение – это сознательное признание своей провинности, публичное заявление об этом. Не каждый взрослый может заставить себя так поступить. Поэтому дети должны выработать в себе привычку, набедокурив, попросить прощения у мамы (папы, бабушки), человека, которому они причинили дискомфорт своим поведением. 

Как быть строгим, но не потерять доверие?

Взрослый, «потерявший лицо» в присутствии ребенка, рискует утратить его доверие. Задача состоит в том, чтобы применять к себе такие же правила, как и к малышу. Спрашивать нужно только за содеянное, не за прошлое (будущее). А разговаривать с маленьким оппонентом «по-взрослому», без сюсюкания и поблажек, приучая к ответственности и четким нормам морали.

grudnichky.ru

Как правильно наказывать ребёнка и нужно ли это делать?

18.05.2016 Редакция Задать вопрос автору

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Расскажите, пожалуйста, как правильно наказывать ребёнка? Старшему ребёнку 6 с половиной лет. Вредничает сестре (ей почти 5 лет): толкает, бьёт, отбирает у неё то, что она держит в руках, смеётся и убегает...

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– Вы задали вопрос о том, как правильно наказывать ребёнка. Но сначала мне бы хотелось ответить на вопрос о том, следует ли вообще наказывать детей. Что такое наказание и по каким причинам родители наказывают детей? Обычно родители наказывают детей тогда, когда испытывают бессилие и отчаяние. Тогда, когда не могут другими способами справиться с ситуацией. Так, несколько раз напомнив ребёнку, что пора садиться за уроки, в какой-то момент родитель раздражается и кричит: «Всё, ты наказан, сегодня гулять (телевизор смотреть) не будешь». Ситуация не меняется в лучшую сторону, ребёнок не садится делать уроки, да и родитель сожалеет о своем импульсивном решении.

На данный момент в педагогической литературе не описано ни одного случая, когда наказание принесло бы положительный результат. Единственный возможный результат наказания – это то, что ребёнок начинает бояться и под воздействием страха наказания не делает то, что ему запрещают. Но в этом случае ребёнок нередко нарушает запрет в том случае, если думает, что родители не узнают о том, что он совершил.

В вашем случае проблема в отношениях брата и сестры. Да, как вы пишете, мальчик доставляет младшей сестре неудобства. Но основная цель – это не сделать так, чтобы он перестал обижать сестру под страхом наказания, а так, чтобы он перестал это делать по собственной инициативе. Вы не написали, как вы обычно реагируете на поступки сына. Наказывали ли вы его? Если наказывали, то вы уже и сами убедились, что наказание не принесло никакого результата. Я не знаю, что вы говорите сыну, а что дочери. Но нередко в таких случаях родители начинают жалеть обиженного ребёнка, ругать и стыдить обидчика. В этом случае обидчик испытывает негативные эмоции в первую очередь потому, что сестру жалеют. От этого негативных эмоций по отношению к сестре становится ещё больше. И ситуация повторяется. Получается замкнутый круг.

Когда старший ребёнок обижает младшего, чаще всего дело в ревности, которую ему не удаётся преодолеть. Хорошо бы повнимательнее присмотреться к детям. Как ведёт себя ваша дочь? Не провоцирует ли брата? Нередко бывает, что и младший вносит свой вклад в раздоры. Одинаково ли вы относитесь к детям? Часто младшего ребёнка больше хвалят, а вот старшего чаще ругают. В этом случае агрессия выливается на косвенного виновника – младшего брата или сестру.

Попробуйте более внимательно приглядеться к детям, почаще отмечать поступки старшего сына, просить его о помощи и благодарить за то, что он сделал. Сейчас ваш сын получает достаточно только негативного внимания. А вот получает ли он достаточно позитивного внимания?

Обязательно спокойно говорите детям о своих чувствах. Например: «Мне очень неприятно видеть, как ты отбираешь игрушки у сестры» и т. д. Но также обратите внимание на то, нет ли обратного действия? Нередко младшие дети тоже отбирают игрушки, но это остаётся незамеченным.

Комментарии (1)

mchildren.ru

Как правильно наказывать ребенка - Развитие детей

     В современном обществе все чаще можно услышать от молодых родителей, что детей вообще не нужно наказывать, потому что это ущемляет его как личность. К сожалению, не смотря на то, что наказание не приносит удовольствия ни родителям, ни их чаду, мера эта крайне необходимая.

Через наказания малыш познает мир, понимает, что такое хорошо, что такое плохо, и привыкает к ответственности за свои поступки. Не наказывая своего ребенка, вы рискуете вырастить безответственного подростка, считающего что ему дозволено все. Но, не смотря на то, что наказание – конечно нужная вещь, тут главное не перегнуть палку. Ребенок не должен вас бояться, забиваться в углы и замыкаться в себе, самое важное – это не повредить ранимую детскую психику. Итак, как же не перешагнуть эту тонкую грань и как правильно наказывать ребенка?

     Как правильно наказывать ребенка — Психологические аспекты

При наказании вашего малыша учитывайте несколько правил, которые помогут вам и вашему малышу понять друг друга.

  1. Если вы решили наказать ребенка за плохой поступок, делайте это незамедлительно. У детей не так хорошо развита память, в связи с этим, если наказание будет через несколько дней (например вы не купите ему обещанную игрушку), он попросту не сможет это ассоциировать со своим проступком, это вызовет обиды и непонимание. Наказывайте малыша сразу, чтобы он смог проводить параллель между своим поступком и результатом.
  2. Наказание должно быть сопоставимо поступку. За маленькую шалость – маленькое наказание, за серьезный проступок – более существенное.
  3. Ребенок не должен хотеть повторения наказания. Например, если вы поставите ребенка в угол на кухне, где рядом будет стоять вазочка с конфетками, ребенок даже не заметит, что вы недовольны его поступком.
  4. Сроки наказания должны быть реальными. Не нужно на неделю лишать малыша телевизора или любимой игрушки. В первый день ребенок еще будет понимать почему вы его этого лишили, но потом он потеряет связь между наказанием и поступком.
  5. Наказание может быть только реально осуществимым. Если вы скажете ребенку, что за плохой поступок его унесёт в лес серый волк, он может быть и будет этого опасаться, но этого явно не произойдет, а значит ребенок поймет, что остался безнаказанным.
  6. Наказание должно всегда оставаться сугубо личным делом, которое касается вас и вашего малыша. Не рассказывайте об этом посторонним, ребенок будет думать, что он плохой, раз родители рассказывают о его плохом поведении остальным. 

          Примеры того, как правильно наказывать ребенка

Существует множество способов наказания, и грамотно можно использовать любое из них, если объяснить ребенку чем именно он это заслужил. Самым эффективным способом наказания ребенка психологи считают «исправительные работы». Тут все предельно просто, если ребенок разбил горшок с цветком, соберите острые осколки, а остальное оставьте чаду, пусть он убирает землю и вытирает пол. Дайте ему возможность исправить свои ошибки и осознать насколько тяжело держать все в порядке. Ребенок станет аккуратнее и будет ценить труд. Еще один способ, это ограничение активности. Поставьте ребенка в угол или заставьте сидеть на стуле. Дети очень энергичны и им трудно усидеть, они точно не захотят повторения этого наказания, к тому же у них будет время все хорошо обдумать. Многие дети эффективно осознают свои ошибки когда их лишают чего-то очень любимого. Например, обещанных сладостей, этот метод действует практически со всеми маленькими детьми.

Как наказывать ребенка, все-таки решать только его родителям, но самое главное сделать это правильно. Не перегибайте с наказанием, не кричите и не бейте ребенка, объясните ему все, и тогда малыш вас поймет.

 

razvitiedetei.info

Как наказывать ребенка | Воспитание детей

Физическое наказание. Шлепки и подзатыльники

«Я испробовала различные способы, чтобы добиться от своего чада послушания. Единственно действенным способом долгое время оставались шлепки и подзатыльники, обычно после этого ребенок приходил в себя. Долгое время я не задумываюсь над тем, что это тоже физическое наказание, ведь ему не было действительно больно. Однако сейчас он будто перестал замечать мои попытки привести его в чувства. Я уже несколько раз отшлепала его ремнем, но никаких изменений в поведении не увидела. Как изменить сложившуюся ситуацию ?»

 

Телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и заботы, чем любые другие воспитательные меры. Часто самый быстрый способ решить проблему является самым неверным. Шлепая и раздавая подзатыльники, вы учите ребенка бояться не только вас, но и всех взрослых. Проявляя при детях агрессивность, ожидайте ответной агрессии, ребенок не сможет дать сдачу вам, он будет бить маленьких и слабых, как это делаете вы. Вместо решения одной проблемы вы приобретаете сразу несколько.

Не применяйте физических наказаний. Никогда не бейте ребенка, не раздавайте шлепки и подзатыльники и не выгоняйте его из дома. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Сосредотачивайтесь не на наказании за то, что уже сделано, а на поиске решения будущих проблем.

Шлепая ребенка под горячую руку, надо отдавать себе отчет, что вы делаете это не для исправления ребенка, а для того, чтобы разрядить свои нервы. Может, лучше заняться сначала собственным воспитанием? Если вы не сдержались и дали ребенку подзатыльник или шлепок, обнимите его и попросите прощения за свой поступок. Этим вы показываете пример реагирования на импульсивную агрессию. Учитесь признавать собственные ошибки и не скрывайте этого от детей.

Чаще обнимайте ребенка и прикасайтесь к нему! Иногда плохое поведение малыша может быть связано с желанием получить внимание и физический контакт, пусть даже в виде наказания.

Существует огромное количество способов добиться от ребенка послушания (если это действительно необходимо). В качестве наказания могут выступать: замечание, выговор, предупреждение, тайм-аут, лишение внимания, минута тишины, лишение чего-либо желанного и приятного и т. д.

Обратите внимание на собственное поведение. Шлепками и подзатыльниками вы приучаете малыша к пониманию рамок поведения через тело. Именно поэтому слова и взгляды перестали действовать. Теперь надо снова налаживать продуктивные взаимоотношения. Обращаясь к ребенку, возьмите его за плечи или за руку. Установите зрительный контакт. Очень четко и коротко, низким голосом объясните ребенку, что он сделал неправильно и какое поведение вы от него ожидаете. выработайте систему наказаний и объясните ее ребенку. Это может быть самая простая схема: 1-е предупреждение. 2-е предупреждение, изоляция в комнате, лишение чего-либо приятного или тайм-аут.

«Может ли наказание быть средством воспитании? Мы с мужем долгое время не можем npuйmu к согласию по этому вопросу. Я убеждена, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни бьло наказаний. Муж считает, что безнаказанность рождает распущенность и лень, что наказывать ребенка надо чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Кто прав?»

К полному единодушию по этому вопросу специалисты придут еше не скоро. Бытуют различные и противоречивые взгляды на наказание. Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они вызывают у детей чувство оскорбления, унижения и страха. Позитивного результата от них гораздо меньше, чем негативного. Однако, если ваше терпение закончилось и вы твердо решили наказать ребенка, существует несколько форм наказания, не унижающих человеческого достоинства.

Виды наказаний: предупреждение, выговор, замечание, лишение внимания, наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение прав, лишение удовольствия, отстранение от интересных занятий, тихое место, тайм-аут, игнорирование.

Проведите со всеми членами семьи беседу и договоритесь, какие наказания и в каких случаях будут вами применяться. Необходимо, чтобы к ребенку предъявлялись одинаковые требования и наказание за проступок было одинаковым.

Применяя наказание, придерживайтесь правила: «Наказывая ребенка, лучше лишить его чего-то хорошего, чем сделать ему что-то плохое». Например: в случае проступка отмените просмотр мультфильмов, поход в кино, поездку на аттракционах и т. д. Для ребенка это ощутимое наказание обидно, но не оскорбительно.

Наказание должно быть строго объективным и своевременным. Дети адекватно относятся к справедливому наказанию, не тая обиды на взрослого. Нельзя наказывать за проступок, совершенный позавчера или на прошлой неделе.

Запомните правило – сначала предупреждение, затем наказание. Ребенок должен знать, за что он наказан. Для этого используйте предупреждения, замечания и выговоры. Обязательно объясняйте ребенку не только причину наказания, но и каких действий вы от него ожидаете.

За один проступок – одно наказание. Не следует унижать ребенка повторно, заставляя его просить прощения. Обычно такие извинения не бывают искренними.

Ребенок не должен бояться наказаний. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо.

Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних проступках ни слова.

Есть правило, устанавливающее продолжительность применения таких форм наказания, как: тайм-аут, тихое место, игнорирование и лишение внимания. Каждому году жизни соответствует одна минута наказания. Таким образом, если ваш пятилетний ребенок заслужил наказание, вы должны: сделать два предупреждения, объяснив ему, каное поведение вы ожидаете и за что он может быть наказан; отправить его в тихое место или объявить тайм-аут на 5 минут; по истечении времени сообщить ребенку еще раз, за что он был наказан, и не настаивать на извинениях.

Кого не бьет слово, того не будет бить и плетка.

Сократ

www.iambaby.ru

Как правильно наказывать ребенка

Можно ли наказывать ребёнка? «Нужно! - говорят психологи. - Это естественная и необходимая часть воспитательного процесса». Но важно знать, КАК это делать, чтобы наказание было максимально эффективным и не причинило вреда.

За что наказывать будем?

В наказании главное - адекватность. Необходимо учитывать возраст ребёнка, масштабы его проступка, а также тот факт, знал ли он, что это делать нельзя. Например, поводов для наказания детей 2,5-3 лет нет. До тех пор, пока ребёнок не осознал себя как личность, не начал говорить о себе «я», он ещё не ассоциирует свои поступки с собой, а потому и спрашивать с него за них не имеет смысла. Можно только объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», больше говорить, общаться. Ребёнка в 3-4 года не следует наказывать за словесную грубость. В таком возрасте дети часто не понимают значения слов или используют их как игру. Помните, что это малыш и мыслит он совсем иными категориями, чем вы.

Итак, наказывать можно после трёх лет и только за нарушение заранее установленных правил. А это всё то, что вы ранее неоднократно обговаривали с малышом: не врать, не драться, не кидаться едой и т.п. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Разъясняйте.

Нельзя!

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Поэтому некоторые виды наказания должны быть исключены из арсенала воспитательных средств.

•Нельзя бить ребёнка. Никак и ни при каких обстоятельствах

•Нельзя обзывать малыша. Говорят, слово иногда бьёт больнее ремня. Многие взрослые помнят из своего детства обидные родительские фразы и эпитеты, обращённые к ним. Не унижайте ребёнка. Можно говорить о его конкретном плохом поступке, но не о том, что плохой он сам. Если поставили в угол, то не надо приговаривать: «Ведёшь себя как дурак» и т. п.

•Нельзя наказывать детей трудом, например, уборкой. Это порождает неприязнь к ней. Ребёнок всегда будет воспринимать уборку как наказание. А трудиться лучше в радость

•Не наказывайте физической нагрузкой (это чаще относится к мальчикам). Например, приседаниями, отжиманиями и т. п. Это формирует отрицательное отношение к спорту

•Нельзя наказывать лишением жизненно важных вещей - прогулок, обеда и т. п.

Как наказывать?

Воспитательный смысл наказания: чтобы ребёнок понял причинно-следственную связь и в будущем мог воспроизвести её ещё до совершения плохого поступка. Поэтому он должен чётко знать, что именно и почему привело к наказанию. Не рассчитывайте, что малыш и сам всё поймёт. Для закрепления этой связи выбирайте наказание, логически вытекающее из поступка.

•Наказанием может быть ваше огорчение, если ребёнок, к примеру, дрался с вами или врал. Если у вас эмоционально близкие отношения, то ребёнка это тронет. Но не путайте огорчение и игнорирование!

•Лишение. Допустим, если ребёнок намеренно ломает, бросает игрушки - заберите их. Протестует против сна или каких-то других важных режимных моментов - отмените мультфильм в этот день

•«Лишение свободы» в углу или на «позорном» стуле подойдёт, если ребёнок «воюет» с членами семьи, нарушает правила домашнего поведения или безопасности. Если ребёнок дерётся со сверстниками в песочнице - лишите его детской компании во время прогулки

•Для детей 5-6 лет подойдёт метод, когда они сами могут придумать себе наказание. Да, да. Проступок совершён, воспитательная беседа проведена. В этот момент спросите, какого наказания достойно подобное поведение? В 80% случаев вы услышите осознанный и логичный ответ.

Будьте последовательны

Надо сказать, что непоследовательность - наверное, одна из грубейших ошибок, которую совершают родители. Например, ребёнок в магазине часто закатывает истерику, требуя купить новую игрушку. «Что мы только не делали...»-говорят родители. И выясняется, что каждый раз они реагируют на одно и то же поведение ребёнка по-разному: то вводят запрет на совместные походы в магазин и ставят в угол, то решают удовлетворять все желания, «пока ребёнку не надоест». В результате скандалы становятся всё громче, ребёнок - более нервозным, а родители - не авторитет. Будьте последовательны в своих действиях: плохо - это всегда плохо.

Наказание должно быть исполнено

Если вы не разрешили по какой-то причине посмотреть мультфильм, то будьте тверды в своём решении, даже если вам вдруг стало жалко или удобнее включить мультик, чем собирать ребёнка с собой в магазин. В связи с этим важно давать детям понять, сколько по времени длится наказание: день, два. Обобщения вроде: «Никаких больше мультиков» или «Отныне ты остаёшься без сладкого» не конструктивны. Ведь вы вред ли действительно так сделаете, а вот авторитет потерять можете.

Когда наказывать не надо

?Если ребёнок плохо себя чувствует или болеет

?Перед сном, во время занятий

?Сразу после душевной или физической травмы

?Когда ребенок не справляется со страхом, невнимательностью, подвижностью, раздражительностью, любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается

?Когда сами устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам. И наказать хотите лишь потому, что вам плохо!

milalink.ru