Забавы и игры для малышей 6-9 месяцев. Как играть с ребенком 6 месяцев
Забавы и игры для малышей 6-9 месяцев | Материнство
Занятия с малышом в этот период нужно строить так, чтобы они помогли удерживать его внимание и лучше освоить основные навыки этого этапа развития - ползание и умение брать предметы большим и указательным пальцами.
Играем в мяч! В ряду самых любимых малышами игрушек мяч стоит следом за кубиками. Конечно, не стоит надеяться, что ребенок сразу начнет отбивать мяч или возвращать вам ваши удары, но брать мяч и держать его он уже сможет. Мяч должен быть достаточно большим, чтобы его можно было взять двумя руками. Хорошо сделать его из поролона или какой-нибудь ткани - такой мяч удобнее удерживать. Сядьте на пол, вытянув ноги и повернувшись лицом к ребенку. Малыш усядется в такой же позе. Катайте мяч к нему. Пока это все, что малыш может проделать с мячом (а до настоящей игры осталось несколько месяцев).
Перед зеркалом. Посадите малыша так, чтобы он мог дотрагиваться до зеркала (лучше, если это будет большое зеркало - от пола до потолка). Посмотрите, как ребенок старается прижаться лицом к изображению и "схватить" его руками. Подойдите к зеркалу сами, чтобы отразиться в нем. Ваше "появление" в зеркале заворожит малыша ничуть не меньше, чем собственное.
Перекатывание. Игры с поролоновыми валиками, начавшиеся раньше, во втором полугодии, становятся еще более забавными. Теперь малыш охотно и ловко переползает через препятствие взад - вперед и развлекается таким образом. Положите ребенка на надувную круглую подушку или на мяч, а невдалеке - игрушку. В погоне за ней он будет отталкиваться от пола, передвигаясь вперед на этом приспособлении.
Отточенные движения рук
Вспомним, как раньше малыш, дотянувшись до поставленной перед ним игрушки, старался сначала сгрести ее и подтянуть, затем пытался захватить кончиками пальцев, и наконец научился брать ее большим и указательным пальцами, осваивая так называемый "пинцетный" захват. Теперь, если вы положите перед ребенком даже небольшой хлебный катышек, он точно и безошибочно захватит его большим и указательным пальцами. Ему уже не надо придвигать предмет к себе, как бы сгребая его, он не будет сначала класть руки на стол, чтобы примериться к хватательному движению. Теперь малыш применяет "пинцетный" захват: он кладет на предложенный шарик кончик указательного пальца, подвигает, подкатывая шарик к большому пальцу, и аккуратно берет его этими двумя пальцами.
Чтобы удобнее было взять
Положите незаточенный карандаш на стол и посмотрите, каким образом малыш возьмет его. Теперь поверните карандаш под другим углом и обратите внимание, как изменит малыш положение руки - он наклонит ее под таким же углом, под каким лежит карандаш, причем сделает это в ходе самого движения. Еще совсем недавно ребенок импульсивно хватал предмет всей рукой, не примериваясь, как это сделать удобнее. Теперь же пока его рука тянется к какому-нибудь предмету, он прикидывает, каким образом лучше взять его.
Чем занять ребенка в этом возрасте
С наибольшим интересом во втором полугодии жизни дети выясняют взаимоотношения предметов друг с другом: как большие игрушки соотносятся с маленькими и как маленькие предметы можно положить в большие. Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет ребенку выдумывать различные комбинационные игры с 1 игрушками - стучать одной по другой, нагромождать игрушки в кучу и (самое любимое занятие) наполнять и опустошать те или иные емкости. Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для малыша практически бесконечные игровые возможности. Дайте ребенку большое пластиковое ведерко или обувную коробку и посмотрите, как он постарается наполнить эти контейнеры всем, что попадается. Теперь посмотрите, как малыш совместит кубик и контейнер. Его разум и руки работают вместе, придумывая, как положить кубик в коробку и, конечно же, как оттуда его вынуть. Поиграв в "кладу и вынимаю", он начнет потряхивать кубик в контейнере, получая огромное удовольствие от раздающегося при этом звука. Посмотрите, каким внимательным и сосредоточенным стало выражение лица ребенка, занятого этими игровыми комбинациями.
Принесите с кухни кастрюльки и сковородки (советуем предварительно заложить уши ватой!). Малыш придет в восторг от возможности положить маленькую кастрюльку в большую и, конечно же, погреметь ими.
Игры с краном и раковиной в ванной комнате (только под вашим присмотром!) дают возможность поупражняться в наливании и выливании. Зачерпывать воду чашкой, а потом выливать ее - одна из любимых забав малышей.
Посадите малыша в большую бельевую корзину, наполовину наполнив ее носками и разной детской одежкой. Он долго и с большим удовольствием будет опустошать ее, выбрасывая одну вещь за другой. Когда все белье окажется на полу, выньте из корзины и самого маленького "помощника" и покажите ему, как все обратно "складывать". Поднимите носок и демонстративно положите в корзинку. "Помощничек" с таким же упоением, как разгружал, начнет вновь заполнять корзину.
Как проникнуть в сознание собственного ребенка Ах, если бы удалось проникнуть в эту маленькую головку и узнать, о чем думает малыш! Ну что же, кое-что можно сделать. Научиться понимать, о чем думает малыш, можно, наблюдая за его игрой. Предлагая ребенку какие-то решения и видя его реакцию, можно восстановить ход его рассуждений. Такой способ мы называем "раскрытием скобок". И эти догадки - единственный путь, пока ребенок не научился говорить. Рассказать вам о своих мыслях он может с помощью доступного ему на данном этапе развития языка мимики и жестов.
Признаки развивающейся памяти
Ментальные картинки. Однажды я читал детскую книжку 9-месячному Мэтью и, показав на картину с кошкой, сказал: "Киса". Лицо сына оживилось, словно он что-то вспомнил. Мэтью посмотрел в сторону двери и сделал это потому, что именно оттуда появилась наша домашняя кошка. А затем он принялся гладить кошку на картинке. Изображение кошки как бы возродило в его памяти известный образ и ассоциацию: кошку обычно гладят. Необычайно интересной показалась мне и его способность распознавать схожесть нарисованной на картинке и настоящей кошки.
Знакомая мелодия. На этой стадии развития дети запоминают недавно происшедшие события. Однажды мы взяли 9-месячного Мэтью на выставку в Диснейлэнде, которая называлась "Этот маленький мир". Мелодия, сопровождавшая изображения, произвела на него сильное впечатление. На следующий день, когда мы напели ему эту мелодию, глаза Мэтью радостно засверкали и улыбкой он дал нам понять, что помнит все, связанное с ней.
Из дневника Марты: "Мэтью все чаще дает нам понять, что он хотел бы делать и где быть. Кроме того, он вспоминает, чем занимался, пока его что-то не отвлекло. Кажется, он начинает узнавать и места. Так, если он ждал, что его понесут в одну сторону, а мы идем в другом направлении, он протестует, и сила протеста зависит от того, насколько сильно его желание".
Ключевые слова. Мы считаем, что дети хранят в памяти фрагменты информации и когда слышат какое-то ключевое слово, оно срабатывает, как пусковая кнопка, оживляя в их памяти целую страницу. Например, мы с Мэтью любили ходить к океану. Когда ему было 9 месяцев, я говорил просто: "Пойдем", и Мэтью полз к двери. Это слово включало у него в памяти образ игры вне дома - поездку на машине, прогулку и т.д. Большей детализации в его реакции в то время еще не было: неважно, что я добавлял к первому слову ("пойдем"). Однако к году он обладал уже гораздо большим объемом памяти. Теперь, когда я говорил: "Пойдем к океану", он знал, что его не только вынесут из дома, но и что гулять мы пойдем именно к океану. Если я шел в противоположную сторону, он начинал протестовать. Таким образом, он уже мог ассоциировать определенные слова и действия с событиями, которые должны были последовать за ними, и нарушение правил игры вызывало пронзительный протестующий вопль. Думаю, этот пример убедил вас в том, что, беседуя с малышом и шаг за шагом объясняя ему значение тех или иных ваших действии, вы поможете ему избежать разочарования (он настроился на другое) и бурного протеста, который не доставит удовольствия ни ему, ни вам.
Что за дверью? Живая память ребенка позволяет ему вспоминать, что находится за закрытой дверью. В 11 месяцев Мэтью сидел перед раскрытой на кухню дверью и видел восхитительные кастрюльки и сковородки, которые родители иногда снимают с полок и дают ему погреметь ими. (К счастью для человеческого уха, детские игры не столь уж продолжительны.) По завершении шумового спектакля мы забираем кастрюльки и закрываем дверь на кухню. Мэтью же, запомнив восхитительные громкие игрушки, находящиеся за дверью, постоянно ползет по направлению к кухне, карабкается по двери, старается открыть ее.
Игры для этого возраста
Найти потерянную игрушку. Интереснейшей особенностью этого возраста является представление о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку, которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется эта способность? Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не пытается искать ее. Попробуйте такой эксперимент. Дайте ему посмотреть, как вы кладете игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка. Сосредоточенное выражение его лица показывает, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и необычайно обрадуется, что не ошибся. Повторите этот опыт несколько раз, причем всегда кладите игрушку под одну и ту же пеленку, а потом на глазах у малыша спрячьте игрушку под другой. И, хотя он все прекрасно видел, все же какое-то время малыш будет искать игрушку на прежнем месте. Происходит так потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, между 12 и 16 месяцами, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.
Прятки. Способность ребенка запоминать место, где он только что видел вашу скрывшуюся от него голову, превращает игру в прятки в одну из самых любимых. Дайте ребенку возможность загнать вас за диван. Немного погодя, выгляните из-за дивана и позовите его. Малыш радостно поползет к тому месту, откуда вы выглядывали. Иногда он начинает подражать вашим движениям, тоже прячась и выглядывая из-за дивана. Усложните игру. Спрячьтесь и, не выглядывая, позовите малыша. Посмотрите, как он начнет разыскивать место, откуда раздается голос, вызывающий в его памяти ваш образ. Почаще напоминайте о себе, чтобы сохранить интерес ребенка к поиску.
Умственная защита
На этом этапе развития дети начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень своеобразна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на "сознательное" его поведение не стоит.
Страх высоты. Обычно к году у детей развивается страх высоты, что прекрасно демонстрирует классический визуальный эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом. Под него на половину стола положите ткань в клетку. Еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Малыша кладут на ту часть стола, где лежит ткань, и он ползет вперед. Когда ребенок достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза говорят, что впереди пропасть, поэтому малыш останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент показывает, что в таком возрасте дети могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя. Тем не менее никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных малышей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, за край пропасти (их так и зовут "барьеристами").
Доверяя маме. Интересным вариантом визуального эксперимента с обрывом является ситуация, когда малыши смело ползут вперед через "видимую" пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице матери страх, то малыш замирает на месте. Вывод: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Малыш получает информацию о том, как вести себя, "считывая" ее с лица матери или схватывая ее отношение к своим сигналам.
Малыши читают на наших лицах абсолютно все и особенно, конечно, то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое малыш увидит на вашем лице, он, возможно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваш малыш, запомнится ему на всю жизнь.
Глава из книги "Ваш малыш от рождения до двух лет».
Дата публикации 18.01.2011
Автор статьи: Уильям и Марта Серз
materinstvo.ru
Как играть с ребенком в 6-9 месяцев
Что умеет делать 6-9 месячный малыш
Пробует твердую пищу
Самостоятельно сидит
Начинает ползать
Может взять маленький предмет большим и указательным пальцем
Перекладывает предметы из ручки в ручку
Использует жесты и звуки для выражения эмоций
Лепечет с использованием слогов (ба, ма, па, ня и тд)
Целенаправленно экспериментирует с предметами, изучая их свойства
Узнает знакомых людей
Может испытывать беспокойство при виде незнакомцев
Идеи для игры с ребенком в 6-9 месяцев:
После полугода малыша и вовсе не узнать, он столько всего понимает. А самое большое облегчение для мамы - он начал самостоятельно сидеть, теперь ему доступно множество интересных игр!
Перетягивание каната. Дайте ребенку в ручки полотенце, а сами возьмитесь за другой конец. Слегка тащите его к себе, затем отпускайте, чтобы малыш смог тоже начать тянуть на себя. Такое перетягивание очень хорошо укрепляет мышцы рук и верхней части туловища, позволяет малышу почувствовать свою силу.
Спрятать и найти. Используйте музыкальную игрушку или радио, чтобы потренировать слуховое восприятие ребенка. Включите мелодию и спрячьте в том месте, куда малыш точно сможет добраться. Радуйтесь находке вместе с ним
Прятки. Встаньте в зону невидимости, можно прямо за спину малыша и позовите: "Где мама, найди маму". Порадуйтесь, когда вас найдут и переходите в новое место.
Тянем-потянем. Возьмите трубку, например, от бумажных полотенец, и запихните туда шифоновый легкий шарфик, дайте кончик малышу и пусть он вытащит его оттуда. Такое интересное действие увлечет его. Он узнает о постоянстве предметов и их интересных свойствах, и о том как по разному можно с ними взаимодействовать.
Рушим башни. Ваш ребенок еще не достаточно подрос, чтобы самому строить башни из кубиков, зато он уже отлично умеет их рушить! Стройте и стройте для малыша, пока кому-нибудь из вас не надоест. В таком возрасте дети еще плохо умеют созидать, зато что-нибудь разбурить - вот где веселье, а также опыт по пониманию причины и следствия.
Губки. Возьмите новые параллоновые губки (как для мытья посуды), здорово, если они будут разных цветов, текстур и форм. Это очень разнообразит игры малыша в воде! Он будет отжимать из них воду, тренируя мышцы кисти, будет смотреть, как они напитывают воду и везде ими возюкать))) Если вы не боитесь немного воды на вашем полу, то можете не ждать времени купания. Играть с губками можно в любое время, просто дайте малышу кастрюльку или форму для выпечки потяжелее, которую он не сможет перевернуть и пусть веселится на здоровье.
Шляпки. Зеркало является мощнейшим инструментом в деле самопознания ребенка. А привлечь к нему внимание можно различными аксессуарами. Соберите коллекцию шляпок, они не обязательно должны быть по размеру и пригласите малыша на примерку перед зеркалом. Что за чудо? Шляпки меняются, а личико то же - для ребенка это элемент самопознания.
Коробки драгоценностей. Малыши обожают изучать содержимое различных ящиков и все там трогать и брать в ручку. Создайте несколько специальных коробочек "с драгоценностями", положив туда разные безопасные интересности. Это могут быть бусы, веревочки, большие пуговицы, игрушки, погремушки, шуршащие обертки.
Звукоподражание. Разговаривайте с ребенком с помощью выражений, которые он уже умеет произносить. Малышу будет очень приятно услышать знакомые звуки и у вас получится настоящий диалог! Такие занятия здорово стимулируют ребенка продолжать свое лепетание, а значит развивать артикуляционный аппарат перед началом речи.
Чтение. Продолжайте читать своему ребенку. Делайте это с выражением, показывайте на картинках про кого рассказываете. Чтение детям вслух прекрасное занятие в любом возрасте.
Мимика. Стройте малышу рожицы - смешные и грустные. А при этом еще можете говорить веселым или печальным голосом. Попробуйте сказать одно и то же тихо, очень тихо и громко, пусть ребенок услышит и увидит, какие разнообразные эмоции бывают.
Магическое шоу. Ребенок должен понять неизменность и постоянство предметов. Проделайте такой фокус - катите шарики через картонную трубку. Когда малыш следит за мячиком от входа в трубку, а потом мяч исчезает (для ребенка он перестает существовать) и вдруг снова появляется с другой стороны - это настоящее открытие, ваш малыш будет заинтригован.
Природа. Вот уж где настоящая лаборатория Монтессори, тут столько различных текстур и красок, нужно всё пересмотреть, перещупать. Не бойтесь, что малыш испачкается, для этого и были придуманы стиральные машины. Сажайте малыша на деревяшку или подстилочку и пусть он щупает травку, пересыпает песочек, трогает камушки и разглядывает палочки. Нигде вы не найдете развивающего центра лучше, чем создала природа! Естественно, вы должны находиться рядом и смотреть, чтобы в рот не попадали не подходящие для этого предметы.
Гремим кастрюлями. Одно из любимых времяпровождений детишек - сидеть на кухонном полу и греметь кастрюлями и сковородками. Это делали еще наши дедушки и бабушки, но это вовсе не потеряло актуальности. Выдайте ему деревянные и металлические ложки, чтобы он мог изучать различное посудное звучание.
Третья рука. Дайте малышу по игрушке в каждую ручку. Когда его руки окажутся заняты, предложите третью не менее интересную игрушку. Что он станет делать? Выкинет все игрушки? Попытается взять предложенную занятыми руками? Это первые упражнения по решению проблем. Со временем он научится откладывать один предмет, прежде, чем взять другой.
Полоса препятствий. Как только твой ребенок овладел ползаньем в достаточной мере, усложните ему жизнь))) Наложите на пол, на пути его следования, разные подушки, одеяла, валики и пусть продолжит свои тренировки в усложненном режиме. Физические упражнения - это самое полезное, что вы можете сделать для своего ребенка.
Пальчиковые краски. Специальные детские изготовленные из пищевых красителей, которые нестрашно лизнуть) Рисование пальчиками - это обалденный опыт.
Прыгунки. Подвесные, которые можно закрепить в проеме, или напольные, которые можно ставить где угодно. Здорово тренируют ножки и подготавливают к ходьбе. Это очень веселое развлечение для маленького непоседы. Нужны они всего лишь несколько месяцев, поэтому очень выгодно взять прыгунки напрокат.
Маленькая золушка. Насыпьте в мисочки разную крупу (гречку, рис) и отдайте малышу ее на растерзание. Пускай трогает пальчиками, пересыпает из емкости в емкость, смешивает ее. Это очень полезная игра, все занятия на мелкую моторику развивают мозг. Вместо крупы можно давать поиграть макароны. Вручите ребенку чистую лопатку или большую ложку и научите зачерпывать и пересыпать в другую мисочку. Всегда присутствуйте рядом и наблюдайте за ребенком во время его игр с мелкими предметами!
Рисование манкой. Высыпите манную крупу на поднос, чтобы получился слой в несколько миллиметров. Покажите ребенку как можно пальцем рисовать дорожки, кружочки прямо на манке. Выбирайте яркий (не белый) поднос, чтобы дорожки были хорошо видны.
lukoshko.by
развивающие игры, физические упражнения для ребенка
Позади полгода жизни малыша, а значит, пройден важнейший этап развития. 6 месяцев — это некий рубеж, после которого ребенка можно считать полноценным членом семьи со своим характером, желаниями и интересами. Дети в этом возрасте очень разные. Одни могут по полчаса играть в одиночестве, разглядывая затейливую игрушку. Другие — настоящие непоседы, и усидеть на месте для них — задача непосильная. Некоторые дети к этому возрасту уже уверенно сидят и стоят на четвереньках. Другие любят переворачиваться со спины на живот и обратно и ползать по-пластунски. Но игры со взрослыми необходимы для тех и других, так как являются залогом физического и психического здоровья.
Что необходимо ребенку в 6 месяцев
Игры должны стимулировать развитие и закрепление навыков, а также удовлетворять познавательный интерес крохи. Малыш в это время активно тянет в рот все предметы, которые попадают ему в руки, тянется к новым вещам, все трогает и щупает. В этом сказывается его подсознательное стремление получить осязательные впечатления, которые способствуют росту и развитию мозга. Поэтому занятия с малышом в 6 месяцев должны включать в себя знакомство с предметами разных фактур, форм, объемов и тяжести.
Важно также развивать моторику рук и пальцев. Заметьте, что дети обожают мелкие игрушки и маленькие детали, а особенно примечателен их интерес к проводам, пультам и телефонам. На подсознательном уровне они выбирают развлечения, которые стимулируют развитие мелкой моторики.
Этот прекрасный возраст — период двигательной активности, и без подвижных игр не обойтись. Также занятия должны способствовать закреплению речевых навыков, так как в это время дети старательно лепечут, подражая взрослым, и пытаются контактировать с миром не только с помощью улыбки или плача, но и произносимыми звуками и слогами.
Игры для физического развития
Все занятия стоит проводить только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не нуждается в отдыхе, не голоден, но и, конечно, не сразу после еды. Стоит выбрать определенное время для физических игр и соблюдать режим, если это возможно.
Выбирайте для упражнений веселую ритмичную музыку или сопровождайте их стишками и потешками.
Немногие дети к шестимесячному возрасту умеют хорошо ползать, поэтому задача родителей — помочь освоить им этот полезный навык.
Учимся ползать
Самый простой способ мотивировать ребенка к ползанию — положить перед ним интересную ему, а лучше новую игрушку или другой предмет, которым он заинтересовался. Кладите вещь не очень далеко, чтобы расстояние до нее не пугало малыша. Когда он будет приближаться к ней, незаметно отодвигайте вещь на маленькое расстояние.
Можно выложить цепочку из игрушек, чтобы достигая одной, кроха полз к другой. Но в этом случае есть вероятность, что другая игрушка не окажется такой желанной, и он позабудет о ней, как только возьмет в руки первую.
Другая игра для тренировки навыка ползания заключается в следующем. Спрячьте звучащую игрушку под пеленку или платок, а затем погремите ею, провоцируя малыша подползти поближе. Продолжайте греметь погремушкой, пока кроха не найдет ее сам. Для этого занятия можно использовать пищалки, колокольчики и другие предметы, издающие звуки.
Занятия с фитболом
К этому времени родителям стоит обзавестись фитболом. С его помощью вы сможете провести время со своим чадом не только увлекательно и весело, но и с пользой. В шестимесячном возрасте можно выполнять следующие упражнения с фитболом:
Малыша положите животиком на фитбол, на пол перед ним положите игрушку. Наклоняйте фитбол вниз, придерживая ребенка за тело, и приближайте его к игрушке, которую он попытается схватить. Если у него это получается — обязательно хвалите свое чадо, радуйтесь вместе с ним его успехам.
Посадите младенца на фитбол, придерживая его за руки. Медленно и несильно раскачивайте его вверх-вниз, а затем взад-вперед. Игра должна вызывать только положительные эмоции.
Поставьте малыша на фитбол, держа подмышками. Сделайте несколько пружинистых движений.
Развитие координации
Учите ребенка хлопать в ладоши — в этом помогут потешки и стишки, в которых хлопку в ладоши соответствуют определенные слова. Например, после сказки о птицах произнесите фразу «Полетели-полетели», поднимите ручки крохи над его головой и хлопните в ладоши. Главное, не меняйте схему, дождитесь, пока ребенок запомнит ее. Это легко понять по опережающей реакции: малыш начинает смеяться заранее, ожидая следующего веселого шага.
Поможет развитию координации следующее упражнение. Родитель ложится на пол на спину, а младенца располагает на своих ступнях лицом к себе. Держа его за руки, приподнимайте свои ноги и двигайте ими в различных направлениях. Такие качели не только приведут в восторг кроху, но и станут хорошей зарядкой для самого родителя. К тому же это развлечение учит малютку доверять взрослому и развивает не только координацию, но и вестибулярный аппарат.
Игры для психоэмоционального развития
Шестимесячный возраст — самое время постигать причинно-следственные связи. Полезна в этом смысле игра в прятки. Прятать можно игрушку или прятаться самому, а потом выглядывать, например, из-за платка, со словами «Ку-ку!». Только не совершайте резких движений, чтобы не напугать свое чадо.
В этом возрасте можно сажать кроху себе на плечи, придерживая его за ноги. Он увидит окружающее с нового ракурса и будет учиться контролировать свои движения.
Обогащать знание о мире стоит изучением новых запахов, звуков и ощущений.
Различаем звуки, запахи, ощущения
Учите малыша различать звуки. Наполните пластмассовые бутылочки водой в разных количествах, закройте их плотно крышкой. Ложкой ударяйте по ним, чтобы разница в звуках, издаваемых бутылками, была заметна ребенку. С этой же целью можно использовать ксилофон. Также весело гремят жестяные банки, наполненные крупами, вермишелью или другими мелкими деталями. Встряхивайте банкой, чтобы познакомить свое чадо с новым звуком, а потом предложите ему повторить ваши действия, дав банку в руки.
Изучайте запахи вместе. Для этого можно скатать несколько шариков из ваты и промокнуть их различными ароматами. Давайте нюхать цветы или различные продукты: мандарин, лук, гвоздику, шоколад, зелень.
Обогащайте тактильное знание о мире. Для этого нужно чаще давать младенцу в руки предметы с разными поверхностями: твердые, мягкие, шероховатые, гладкие, теплые и холодные. Используйте разнообразные ткани: шелк, бархат, вельвет, шерсть, текстиль с мягким ворсом, жесткие мочалки.
Выбирайте игрушки, которые способны менять форму, звенеть, греметь и обладают необычными свойствами.
Другие предметы, с которыми малыш может интересно и разнообразно провести время:
воздушный шарик, который к тому же можно наполнить водой;
старый пульт или кнопочный телефон:
мешочки с крупой или мелкими камушками;
веревочки с узелками;
простой полиэтиленовый пакет;
пластмассовая посуда, крышки от банок и прочая кухонная утварь.
Конечно, все эти предметы из домашнего обихода не должны представлять опасности для малыша, но все равно не стоит оставлять свое чадо с ними наедине!
Игры в ванной
Отдельной забавой могут стать игры в ванной. Если малыш еще не умеет сидеть, можно приобрести специальный стульчик для купания — нагрузка на позвоночник в нем будет допустимая, так как в воде вес ощущается меньше.
Во время купания можно предложить малютке поймать струю из-под крана. Если ванна находится далеко от крана, выжмите струю воды из губки перед ладошкой ребенка.
Используйте резиновые игрушки и специальные книжки для купания. Покажите ребенку, как они выныривают из-под воды, провоцируя его ловить их и бить ими по поверхности воды.
Игра с мыльными пузырями может стать одной из самых любимых для вашего чада. Покажите малышу все возможности пены, которая способна дать ему множество тактильных впечатлений.
Развитие речи и мышления
Для того чтобы стимулировать речь ребенка, стоит в первую очередь повторять за ним его лепет, меняя при этом интонацию и добавляя свои слоги и звуки.
Обязательно соотносите произносимые слова с физическими действиями. Например, жест «пока-пока» должен сопровождаться соответствующими словами. Сначала надо махать на прощание рукой вместе с ребенком, а потом лишь произносить слова «пока-пока», чтобы ребенок махал ручкой сам.
Больше пойте детских песенок и читайте стишки и потешки, опять же подключая жесты и движения. Пальчиковые игры, например, «Сорока-белобока» очень полезны не только для развития речевых навыков, но и для мелкой моторики.
Показывайте крохе, где у вас нос, рот, глаза. Эти же части лица показывайте на игрушках, а затем и на личике самого малыша.
В шестимесячном возрасте уже можно включать короткие аудиосказки. Обсуждайте услышанное, пусть кроха видит, как вы реагируете на чужой голос из динамика.
Как можно больше разговаривайте с ребенком на самые разные темы. Меняйте интонации, говорите с ним не только «детским языком», но и как со взрослым человеком. Раскройте перед младенцем разнообразный мир языка, представив его широкие возможности. Тем самым вы сделаете большой вклад в будущее развитие ребенка, ведь пассивный запас лексики формируется даже в таком раннем возрасте.
Общие рекомендации
Развивающие занятия с ребенком 6 месяцев должны приносить не только пользу, но и удовольствие и вам, и малышу. Стоит соблюдать несколько простых правил, чтобы обеспечить максимально комфортное времяпровождение.
Не играйте с уставшим или заболевшим малышом.
Активные игры подходят для первой половины дня, а более спокойные можно оставить на вечер.
Соблюдайте меру в развлечениях. Оптимальная продолжительность одной игры — 3−5 минут.
Если вы устали или просто в плохом настроении, лучше отложить все занятия до лучших времен.
Не забывайте подбадривать свое чадо и хвалить его за достижения.
Следите за всеми реакциями своего ребенка и выбирайте те игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие.