Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Какая должна быть окружность головы у ребенка в 6 месяцев? Голова ребенка в 6 месяцев


Голова ребенка: норма и патология

В нашем организме каждый орган очень важен. Без рук, без ног очень тяжело жить, без сердца вообще невозможно. А кто же всем нашим организмом руководит? Конечно же, голова. Знаете поговорку: «Хлеб всему голова»? Из этой поговорки видно, что голова главней всего.

В голове располагается мозг, который и отвечает за работу всего нашего организма. Если появляются какие-нибудь изменения в головном мозге – это сразу же отражается на деятельности всего организма. Регуляция организма происходит при помощи нервных импульсов (нервные окончания головного мозга) и при помощи специальных химических веществ (гипофиз) – гуморальная регуляция.

Голова ребенка состоит из двух частей: лицевой и мозговой части. В более старшем возрасте, когда голова перестает расти, кости черепа плотно сращены друг с другом и неподвижны. В противовес этому, кости черепа новорожденного ребенка очень подвижны и могут двигаться не только относительно друг друга, но и заходить краем одной кости на другую. Место соединения двух костей называется шов, пространство между тремя костями называется родничок. У новорожденных детей можно определить 6 родничков. Постепенно, в течение жизни, эти роднички закрываются. Закрытие родничков имеет свои сроки, каждый из них должен быть закрыт до определенного момента жизни. Подробнее:  родничок и сроки его закрытия.

Многие животные уже через несколько часов после появления на свет способны самостоятельно передвигаться и даже искать себе пищу. Наши же дети остаются совершенно беспомощными многие месяцы. Почему так происходит? Все очень просто: человек – животное высокоорганизованное, социальное. Это значит, что человеческий организм в процессе жизни учится выполнять большой объем различных видов деятельности: говорить, добывать пищу, ходить и многое другое. Получить все эти знания одномоментно невозможно, поэтому человек учится на примере других людей, как выжить в этом мире (социальный фактор). Кроме социальных навыков, получаемых ребенком в процессе жизни, существуют еще и врожденная память, опыт предыдущих поколений. Такая память оберегает нас от гибели (инстинкт самосохранения). Мы инстинктивно боимся огня, змей и ярко-красных насекомых, хотя нас до этого никто никогда не кусал. Помимо инстинкта самосохранения ребенок наследует от предков и другие рефлексы и инстинкты. Так, новорожденные дети обладают поисковым рефлексом, они инстинктивно ищут питание. Если новорожденного ребенка положить на живот мамы, он самостоятельно доползет до груди и начнет сосать молоко.

Почему же нам не родиться, уже умея ходить и говорить? Все просто: для этого ребенок слишком долго должен находиться в утробе матери. Если ребенок слишком долго будет развиваться в матке у матери, его кости затвердеют, а кости черепа потеряют свою подвижность. В этом случае череп ребенка теряет способность к изменению объема, что затрудняет прохождение головы через таз женщины, кости которого плотно сращены и не двигаются.

После рождения ребенок начинает интенсивно развиваться. При этом врачи выделяют физическое и психическое развитие.

Размер и окружность головы ребенка

Норма

Под физическим развитием понимают интенсивность нарастания роста, веса ребенка, окружности головы и груди. Оценку этих показателей производят в комплексе. Окружность головы при рождении ребенка колеблется в пределах от 29 до 34 см. Размеры головы при различных врожденных патологиях могут изменяться как в меньшую, так и в большую сторону. При таких состояниях как микроцефалия (маленькая голова), хроническая внутриутробная гипоксия плода (снижение поступление кислорода через плаценту в период беременности), хроническая никотиновая интоксикация (состояния, когда мама во время беременности слишком много курила) наблюдается уменьшение размеров головы.

Крайней степенью таких состояний является анэнцефолия (отсутствие головы). Оно может наблюдаться у плода при наследственных патологиях, вирусных инфекциях (краснуха, ветряная оспа) при беременности. Для выявления подобных состояний, необходимо проведение ультразвукового исследования плода на ранних стадиях его развития.

При эндокринных нарушениях со стороны матери (сахарный диабет, гипертиреоз), наблюдаются изменения размеров головы в сторону увеличения. Увеличение размеров головы затрудняет роды через естественные пути, так как головка ребенка не может пройти через таз женщины. В таких случаях производят операцию кесарево сечение.

На первом году жизни размеры головы достаточно интенсивно увеличиваются. Ни в одном другом периоде жизни ребенка не наблюдается такого быстрого изменения показателей роста, веса, объемов головы и груди. В первые шесть месяцев размеры головы увеличиваются в среднем на 1,5 см, после шести месяцев – на 0,5 см ежемесячно. Интенсивность изменения размеров головы может варьировать в разные месяцы у разных детей. Это могут быть как физиологические изменения, так и патологические.

При физиологических изменениях интенсивности роста головы объем головы остается в пределах центильных значений. Центильные таблицы – это усредненное значение показателей физического развития детей в разные периоды жизни. Эти таблицы отражают соответствие объемов головы ребенка возрастным нормам: центильные таблицы для мальчиков, цкнтильные таблицы для девочек.

При осмотре ребенка в поликлинике врач педиатр оценивает не только то, насколько у ребенка увеличились размеры головы, но и соответствуют ли эти размеры возрастной норме. Если ребенок рождается с большим объемом головы, то в процессе развития у него может наблюдаться менее интенсивный прирост размеров головы. Если же у ребенка малые размеры головы, то прирост объемов головы у таких детей будет более интенсивный. В норме к году все дети выравниваются, и размеры головы равняются порядка 44 см.

Но только по размеру головы сказать ничего нельзя, важно соотношение размера головы и груди. При патологических изменениях интенсивности роста окружности головы могут наблюдаться как патологическое ускорение увеличения объемов головы по сравнению с объемом груди, так и патологическое замедление.

Большая голова у ребенка

Увеличение интенсивности роста окружности головы очень часто наблюдается при таком состоянии, как гидроцефалия. Это состояние может развиваться у недоношенных детей, детей рожденных в асфиксии, детей с внутриутробной гипоксией. В этом случае происходит поражение головного мозга, и в черепной коробке начинает скапливаться жидкость. Накопление жидкости ведет к увеличению объемов внутричерепной коробки и, как следствие, увеличение размеров головы ребенка. Роднички ребенка плохо зарастают, могут выбухать, пульсировать, особенно при крике ребенка. Так как отек локализуется в головном мозге, то у ребенка мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Еще одним из признаков гидроцефалии ребенка является увеличение объемов головы в отношении к объему груди. В норме интенсивность увеличения объема груди превышает интенсивность прироста объемов головы. При гидроцефалии объемы головы могут быть равными или больше объемов груди. Для уточнения диагноза необходимо провести ультразвуковое исследование головного мозга, на котором выявляют скопление жидкости в головном мозге, увеличение камер головного мозга. Дети с таким состоянием должны наблюдаться у невролога. Им назначают диуретические препараты (фурасемид) и препараты для улучшения питания головного мозга (пирацетам, ноотропил). Детям рекомендуется общий массаж. После проведенного лечения дети развиваются так же, как и их сверстники, отдаленных последствий не наблюдается. При отсутствии лечения дети отстают от своих сверстников в психическом развитии, поздно начинают говорить, сидеть, ходить.

Маленькая голова у ребенка

Уменьшение интенсивности роста головы чаще всего наблюдается при генетических заболеваниях. Помимо отставания роста головы у таких детей могут наблюдаться и другие врожденные пороки развития: расщелина верхней губы, твердого неба, мягкого неба, сросшиеся пальцы рук или ног, шестипалость кистей или стоп и другие. При таких состояниях обязательна консультация генетика. Лечение проводится в соответствии с выявленными врожденными аномалиями. Прогноз не всегда благоприятный и зависит от степени поражения головного мозга.

Оценка зрелости головного мозга

Помимо физического развития на приеме доктор оценивает еще и психическое развитие ребенка. Психическое развитие ребенка характеризует зрелость головного мозга ребенка и приспособленность ребенка к жизни в окружающей среде. Определенные признаки должны появляться или исчезать у ребенка к конкретным срокам. Если признак не появился или не исчез, то это говорит о незрелости головного мозга.

Так ребенок должен к месяцу улыбаться, к двум – хорошо удерживать голову в положении на животе, а к шести месяцам у ребенка должны полностью исчезнуть врожденные рефлексы (автоматическая ходьба, оральный автоматизм и другие).

При отставании ребенка в психическом развитии необходимо исключить заболевания головного мозга. Для этого необходима консультация невролога и ультразвуковое исследование головного мозга. Для лечения детей с отставанием в психическом развитии, необходимо проводить лечение состояния, вызвавшего поражение головного мозга. Очень важно применение препаратов, улучшающих питание головного мозга (пирацетам, ноотропил). В тяжелых случаях, когда затруднительно поставить диагноз, необходима так же консультация генетика, так как такое состояние очень часто сопровождает наследственные заболевания.

Форма головы у детей

Помимо изменений размеров головы могут наблюдаться изменения ее формы. Очень часто при рахите происходит уплощение головы или односторонняя ее деформация (на стороне, где ребенок больше всего лежит). При этом состоянии происходит вымывание кальция из костей, они размягчаются и легче поддаются деформации. В этом случае необходимо применять витамин Д3 в лечебной дозе (1500-3000 МЕ). Для профилактики рахита ребенку необходимо ежедневно давать витамин Д3 в профилактической дозе (500 МЕ) до двух лет, исключая летние месяцы (июнь, июль и август).

Голова ребенка потеет

Очень часто при эндокринных заболеваниях, особенно при поражении щитовидной железы, у детей может наблюдаться повышенная потливость головы. В этом случае необходимо обратиться на консультацию к эндокринологу, сдать анализ крови на гормоны щитовидной железы. Потливость может наблюдаться и при описанном выше недостатке витамина Д.

Корочки на голове у ребенка

При рождении на коже ребенка остаются различные вещества, помогавшие ребенку развиваться внутри матки. Из-за этого на коже головы может образовываться корочка. Эта корочка может быть как в виде отдельных небольших образований, так и полностью покрывать всю голову. Данное состояние не является патологией и не требует специального лечения. Единственное что необходимо ребенку – это гигиенический уход за кожей головы. Все корочки необходимо смазать вазелиновым маслом, которое их размягчает, а затем аккуратно снять ватным тампоном. Эту операцию необходимо проводить ежедневно на протяжении 5-7 дней.

Врач педиатр Литашов М.В.

7gy.ru

нормы и отклонения / Женское / Лента.co

   Читать оригинал публикации на mjusli.ru   

Чтобы оценивать развитие своего малыша, вовсе необязательно постоянно показывать его врачу. Вы также можете внести свою лепту в процесс наблюдения за развитием своего малыша и отслеживать его телесный рост.

Например, многих родителей волнует вопрос окружности головы у младенца в первый год его жизни. И действительно, голова – это фактически главная часть нашего тела. Ведь в ней находится мозг, руководящий каждым процессом в организме. И едва ли не самым важным аспектом в начале жизни ребенка становится именно формирование его головы.

  • Зачем это нужно делать?
  • Объем головы ребенка: все, что вы должны знать о нормальных параметрах
  • Усредненные параметры
  • Как определить отклонения от нормы?
  • Как правильно измерять головку?
  • Отзывы и комментарии

Зачем это нужно делать?

Особенно важно отслеживать процесс роста головы тем, чьи детки получили травмы во время родоразрешения. Каждая женщина знает, что в родах, что проходят естественным путем, невероятно важно слушать акушера и медсестер, быть с ними в своеобразном контакте.

Поскольку именно от неправильных потуг чаще всего происходят травмы черепа ребенка. А так как его кости еще слишком хрупки и уязвимы, это может оставить неизгладимый след в его дальнейшем здоровье и жизнедеятельности.

В сегодняшней статье речь пойдет о том, как измерять окружность головы своего чада, и как определять, имеют ли место какие-либо патологии и нарушения в процессе ее развития.

Итак, что вы должны знать о размерах головы ребенка по месяцам?

Объем головы ребенка: все, что вы должны знать о нормальных параметрах

Нормальный объем головы указывает на то, что малыш развивается хорошо и планомерно. Отклонения от нормы в данном случае может указывать на серьезные патологии – микроцефалию и гидроцефалию. Однако чаще всего подобные колебания обусловлены скорее генетически и физиологически, то есть, являются индивидуальной особенностью крохи. Поэтому медики создали специальную таблицу, в которой указывается рост головы на ежемесячной основе. Но если раньше там было единственное значение, теперь в графе нормы числятся внушительные диапазоны.

Измерять голову малыша нужно каждый месяц. Обычно это делает врач на традиционном ежемесячном осмотре. Вместе с этим параметром, педиатр проверяет и рост, и массу тела новорожденного. Но если у вас нет возможности регулярно показывать ребенка педиатру, стоит делать все перечисленные манипуляции, и обязательно фиксировать результат, чтобы наблюдать за динамикой.

Первое измерение головы ребенка происходит сразу после его рождения. В это время окружность должна составлять примерно 32-35 сантиметров. За год ребенок в среднем прибавляет до 12-15 сантиметров в объеме головы, и здесь все зависит от генетических особенностей строения черепа, пола малыша и иных особенностей его развития.

Несмотря на то, что объем головы в среднем вырастает на 12 сантиметров в год, он не прибавляет по сантиметру каждый месяц. Пик его роста приходится на трех- или четырехмесячный возраст. В этот период голова растет наиболее активно. До этого момента объем будет прибавляться примерно на 1,5-2 сантиметра, и к этому возрасту составит около 40 сантиметров.

В этот же период окружность груди сравняется с окружностью грудной клетки. Далее рост первой будет идти на спад и постепенно замедляться, а рост второй, напротив, продолжится в интенсивном режиме.

Позже грудная клетка ребенка станет намного шире его головы – так, как это должно выглядеть во взрослом возрасте.

Параметр нормального размера головы у ребенка в 6 месяцев равен примерно 43 сантиметрам.

Чтобы определить нормальные темпы роста, достаточно отнимать от этого значения по полтора сантиметра в месяц. Например, размер головы ребенка в пять месяцев составит 41,5 сантиметров.

Например:

Параметр размера головы трехмесячного ребенка составит 38,5 сантиметров (то есть, 43 – 1,5 – 1,5 – 1,5). То же самое касается размеров головы двухмесячного ребенка, если отнять еще полтора сантиметра.

А если говорить о размерах головы у семимесячного ребенка, здесь уже следует прибавлять к шестимесячному усредненному показателю по 50 миллиметров. Например, если в полугодовалом возрасте окружность составила «идеальные» 43 сантиметра, то в последующем месяце это значение не будет сильно колебаться, и составит всего 43,5 сантиметров.

Усредненные параметры

Если говорить об усредненных показателях по месяцам, получается примерно такая картина:

  • Новорожденные дети – 34-35 см;
  • Месячные – 36-37 см;
  • Двухмесячные – 38-39 см;
  • Трехмесячные – 40-41 см;
  • Четырехмесячные – 42-43 см;
  • Полугодовалые – 43-44 см;
  • Годовалые – 46-47 см.

Нижний порог больше характерен для девочек, а верхний – для мальчиков. Нельзя ориентироваться сугубо на эти показатели, поскольку не стоит списывать индивидуальность со счетов. Каждый человек уникален по своей природе с рождения, а значит, незначительные колебания от нормы все же возможны.

Если объемы черепа вашего малыша не сходятся с общепринятыми, не нужно бить тревогу и заниматься самостоятельной диагностикой, используя поисковики в интернете. Если вы действительно обеспокоены развитием таких тяжелых патологий, как гидроцефалия и микроцефалия – покажите кроху врачу. Делать это целесообразно в тех случаях, если объем растет слишком медленно, или, наоборот, слишком быстро. Здесь важно ориентироваться даже не на сам размер, а на то, насколько правильно или неправильно прогрессирует фактор роста.

Не следует забывать и о том, как был рожден ваш малыш. Например, если вы не доносили его до положенного срока, совершенно очевидно, что его головка будет меньше, чем у доношенного малыша. Кроме того, прибавлять в объеме недоношенный кроха также будет медленнее, чем здоровый и крепкий «богатырь». У переношенных деток головка может быть шире непосредственно после рождения (то есть, достигать в объеме более 35 сантиметров), однако прибавляют они так же, как и обычные дети.

Если при родоразрешении имели место травмы головы у новорожденного, этот момент также нельзя списывать со счетов. И это касается не только серьезных повреждений, но и «безобидных», казалось бы, гематом и отеков.

Как определить отклонения от нормы?

Случается, что текущие объемы головки совершенно не соответствуют тем, что приняты за усредненные и «идеальные». В этом случае первое, что вы должны выяснить – как обстояли дела с этим у вас самой и у отца крохи. Если у одного из родителей голова в «нежном возрасте» была меньше или больше, чем принято, вероятно, что такая физиологическая особенность наследуется и чадом. В целом, поводов для беспокойства здесь нет, хотя вам все же стоит быть настороже.

Если же в семейном анамнезе ничего подобного не отмечалось (или же ваши родители особенно не следили за такими параметрами и не сохранили никаких сведений о них), вам все же стоит показать ребенка врачу и диагностировать причину такого отклонения. Не исключено, что имеют место какие-либо проблемы, которые важно своевременно дифференцировать, чтобы начать адекватное лечение.

Также важно следить за тем, чтобы объем головы не превышал объема грудной клетки, за исключением момента, когда они сравниваются в этих показателях.

Повод для реального беспокойства имеется, если параметры головы вашего малыша сильно отличаются от общепринятых, а также у него имеются какие-либо неврологические нарушения, которые внимательная мама просто не может не заметить.

Проследите за внешностью своего чада. Если помимо большого объема головы у него наблюдается расхождение швов на ней, укрупнение родничков, проступание выраженной венозной сетки, массивность лба – вероятно, гидроцефалия действительно имеется. При этой тяжелой патологии в головном мозге крохи скапливается жидкость. Важно срочно показать его педиатру и неврологу, чтобы назначить подходящую терапию как можно раньше.

Микроцефалия проявляется обратным образом, хотя все те же неврологические нарушения имеют место. Но при этом роднички, напротив, являются будто «закрытыми», слишком маленькими, а лоб – скошенным и низким. Оба диагноза подтверждаются или опровергаются после ультразвуковой диагностики. Возможно, малышу также придется пройти магнитно-резонансную томографию.

Как правильно измерять головку?

Если объем головки вашего крохи не совпадает с общепринятым, следует подумать над тем, правильно ли вы ее измеряете?

Мерить окружность необходимо мягкой сантиметровой лентой с делениями. Передняя ее часть должна приходиться на линию бровей, а задняя – идти по затылочной части. Именно при таких условиях измерение будет считаться правильным.

Чтобы не мучить себя ложными догадками и подозрениями, настоятельно рекомендуем вам доверить подобные измерения педиатру. Пусть ваш малыш растет здоровым!

lenta.co

Какая должна быть окружность головы у ребенка в 6 месяцев?

18 февраля 2013 11:35

норм

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:35Была 45 см.Норма, но мы родились 36,5 

а, вы сколько родились?

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:36

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:44Ну, и нормально))Не переживайте) 

Все индивидуально. 

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:35

у нас 44 была в 5 месяцев. все детки индивидуальны

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:36

у нас 43. сказали — отличная! думаю и у вас хорошая )

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:38

в зависимости с какой вы родились. и каждые помоему три месяца если растет на 2 см то норма. доктор обычно мериет и говорит. а так если сильно активно не растет или вообще не растет, то тогда плохо.

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:39

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:41

а по поводу водянки что доктор говорит. возможно изза этого. у нас 45 помоему или 44 точно не помню, но мы родились с головой 40.

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:44

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:51

нет. но пыталась. не пролез

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 11:58

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 12:03

я им тоже говорила что бесполезно, а потом еще написали что таз клинически узкий!!!

ОтветитьНравится 

18 февраля 2013 12:07

ОтветитьНравится 

19 февраля 2013 03:44

у нас была 45.5, невролог просто говорила что голова большая, но у сына она большая в папу, а не по болезням

ОтветитьНравится 

www.baby.ru

Ребенок 6 месяцев голова бок

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

ГОЛОВКА НЕМНОГО НА БОК .ЧТО ДЕЛАТЬ?

в любом случае к педиатру своему сходите, либо к неврологу отправит, либо сам лечение назначит

vsegda starajtes derzat rebenka tak, ctobi on povoracival golovu v tu storonu, kotoruju ne xocet

ходили к невропатологу

прописали прикладывать парофин \прогревать мышцы шеи\ не помагло. Как быть?

еще сходите, другое лечение назначат..

массаж можно сделать, массажист сам увидит где чего не правильно и попытается исправить

:ugu: К ортопеду-хирургу сходите, он даст направление.

ну, и к остеопату можно, канеш

кривошея- это серьезно!

Несмотря на страшилки которые нам рассказывали местные ортопеды, хирурги, педиатры, мы с мужем сознательно отказались от таких процедур.

Интересный подход к здоровью собственного ребенка.

У нас тоже так было, никуда не обращались. Само всё прошло.

И у нас вроде как прошло, нам 1,7, ничего не заметно вообще, специально разглядывала. а невропатолог (я совсем по другому вопросу обращалась) сразу сказала, что легкий наклон присутствует. Сейчас массаж делаем.

Так что все равно проконтролировать у специалиста надо, наверное 🙂

когда чужая тетка насильственно

«растягиваем укороченную мышцу».

А в 4 мес сходили к вертебрологу, врач посмотрел, сказал, что все хорошо.

. Я всегда говорила, что в первую очередь мать отвечает за своего ребенка. Если вас не устраивает то, что происходит, не зацикливайтесь на том, что это «надо», потому, что вам кто-то так сказал. Есть проблема, ее нужно решать, ищите варианты. Я трусила своих знакомых, искала информацию, нашла хорошего специалиста, который настоял на том, что никакой кривошеи у нас нет и порекомендовал делать то, что я описывала выше. Эта проблема у нас была в 3 м., сейчас нам 6 м. и это все для нас в прошлом. Занимайтесь своим малышом, покажите не одному врачу, если будет не достаточно то, что делали мы, я двумя руками за другие действия! И я настаиваю на том, что проблему нужно контролировать, не пускать на самотек. Не ориентируйтесь на тех мам, которые говорят, что все прошло само собой. Если ситуацию запустить, может понадобиться хирургическое вмешательство. Я не хочу вас пугать, это надо совсем наплевательски относиться к своему чаду, что бы докатиться до такого, но если вы будете заниматься своим малышом, то все решиться довольно просто.

Это кривошея, у моей дочки тоже так было. Вам надо к вертебрологу. Мы 3 раза сходили к Власову в областную, и у нас все встало на место. Только это зрелище не для слабонервных, голову крутит аж хрустит.

Вот здесь подробнее http://ivannika.livejournal.com/6487.html#cutid1

Важно правильно носить на руках. Возможно, кривошея прогрессировала из-за того, что носили на одном плече больше, такое очень часто встречается. Я точно носила все время на левой руке-плече, правой же по хозяйству-взять-положить.

Проделали все процедуры, назначенные врачом, все исправилось.Сообщение было изменено пользователем 04-01-2009 в 18:58

Все разделы

Мир женщины
Дом и семья
Ждем ребенка
О сайте
Мир женщины
Детки
Ждем ребенка
Дом и семья
Болтушки
Мир женщины
Дом и семья
Ждем ребенка
Хобби
Болтушки
Мир женщины
Дом и семья
Ждем ребенка
О сайте

Тема закрыта

Любое использование материалов U-mama.ru возможно только с предварительного письменного согласия ООО «НКС-Медиа». Администрация сайта

не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.

Источник: http://www.u-mama.ru/forum/calcm.php?mid=2426412

Ребенку 6 месяцев запрокидывает голову

Ребенок запрокидывает голову назад

Запрокидывание головы у ребенка встречается нередко, особенно у новорожденных. Ребенок может запрокидывать голову, капризничая, или во сне. Многих родителей волнует вопрос: нормально ли это и стоит ли беспокоиться по этому поводу.

Почему ребенок запрокидывает голову?

У новорожденных детей нормальным положением головы считается небольшой наклон вперед. Однако если ребенок до 3-4 месяцев спит на боку, запрокинув назад голову, это тоже считается вариантом нормы. После 4-х месяцев запрокидывание головы у ребенка будет постепенно уменьшаться.

Если ребенок в более старшем возрасте продолжает во сне запрокидывать голову назад, проанализируйте возможные причины этого.

Часто причиной запрокинутой головы у ребенка являются внешние раздражители. Это могут быть игрушки, развешенные в кроватке над головой малыша, а не на уровне живота, как рекомендуется. Возможно, за головой или за спиной ребенка в момент засыпания находится включенный телевизор, звуки которого привлекают внимание малыша, из-за чего он запрокидывает голову. Может быть, родители или другие домочадцы разговаривают или просто стоят за спиной засыпающего ребенка, что тоже может заставлять любопытного кроху принимать такое положение.

Причина запрокидывания ребенком головы может быть и вполне безобидной: не исключено, что ему просто так удобно. Последите за собой, может быть, вы сами спите, запрокинув голову? В таком случае это просто привычная поза, переданная малышу по наследству.

Если в вашем случае вышеперечисленные факторы отсутствуют, а ребенок все равно запрокидывает голову назад, сообщите об этом врачу. Скорее всего, педиатр или невролог установит наличие мышечного гипертонуса, и в этом случае необходимы будут курс массажа и фитотерапии или физиотерапии.

Во время бодрствования

Бодрствующий малыш может также запрокидывать голову. Иногда он делает это, просто кривляясь. Если это случается не часто и не регулярно, причин для беспокойства нет. Если же вы видите, что ребенок часто сильно запрокидывает голову назад, напрягая при этом мышцы шеи, плеч и спины, то здесь могут иметь место серьезные причины, которые нужно как можно быстрее найти, посоветовавшись с врачом. Это может быть мышечный гипертонус, о котором говорилось выше, или повышенное внутричерепное давление, или поражение нервной системы. В этом случае педиатром, неврологом или физиотерапевтом будет назначено специальное лечение, направленное на устранение первопричины.

Часто бывает, что ребенок, плача или капризничая, выгибается дугой и запрокидывает голову назад. Это вполне нормально, но каждый раз, когда это происходит, нужно корректировать положение ребенка. Грудничка следует положить на живот, тогда под силой тяжести голова примет нормальное положение. Другой способ, подходящий как для грудничков, так и для более старших детей: если ребенок выгибается, лежа на спине, аккуратно приподнимите его попку – вес тела малыша сместится на лопатки и лишний тонус мышц шеи и плеч естественным образом уйдет.

Ребенок запрокидывает голову (9мес)

Моему сыну 9 мес. Вес 10800, рост 76, Окружность головы 48.5, окружность груди 49. (родился 3940, 54см, окр. головы 37)

Последние три дня ребенок стал запрокидывать голову назад. как будто смотрит в небо. И начинает плакать. Также в течения дня замечаю, что он как бы роняет голову. Похоже на кивание головой. В целом, ребенок спокоен, совокупный сон около 13 часов в сутки. В последние дни немного более капризный. Я думаю, что это режутся зубы т.к зубов пока нет. Родничок не выпуклый. Если положить пальцы на него ощущается пульсация (визуально не видно).

Что могу означать эти запрокидывания и кивание головы.

более подробные данные о ребенке.

Ребенок от второй беременности (первая в 2003г, растет дочь). Угроза прерывания в первом триместре (прогестероновая недостаточность, гиперандрогения). Принимала дюфастон до 16 недель по 1т х 3р в день, до 26 недель дексаметазон по 1/4 х 1 р. в день. AB0-сенсобилизация 1:4. ВТорой и третий триместр без проблем. С 34 недель еженедельное КТГ 8-9 балов. Родился в 40 недель. С началом родовой деятельности у меня поднялось давление. Гестоз средней степени тяжести. Роды длились 7 часов. 8/9 Апгар. Закричал сразу, сосал активно. Вес при рождении 3920, окружность головы 37см, окружность живота 35см, рост 54см.

В 1 месяц начал улыбаться, в 1.5мес гулить, в 2.5 месяца удерживал в руках вложенную игрушку, в 3.5 месяца начал тянуть руки и хватать игрушки, в 4.5 месяца начал переворачиваться через левый бок со спины на живот, в 5 месяцев через оба бока, в 5.5 месяцев научился переворачиваться с живота на спину. в 6,5 мес встал на четвереньки, в 7 самостоятельно сел, стал ползаь на четвереньках. В 8 мес встал у опоры, в 8.5 месяцев начал ходить вдоль опоры. Играет с игрушками, перекладывает из одной руки в другую, бросает предметы. Жалоб у меня нет.

В 3.5 месяца упал с высоты 40см на кафельный пол. Рентген головы без патологий, переломов не показал. НСГ — внутренние гематомы не обнаружены. Лежали 2 дня в отд. нейрохирургии. Диагноз — сотрясение головного мозга. (срыгиваний не было, поведение ребенка после падение было обычное, сон не нарушился). Был осмотрен окулистом — глазное дно без патологий. В течение 2-х недель получал лечение:Диакарб 1/4 х 1р в сутки, аспарка 1/4 х 2р в сутки по схеме 3:1, аскурутин по 1/4 х 3р в сутки.

Вакцинация: в роддоме БЦЖ-М, гепатит Б (инжерикс), в 1.5 мес гепатит Б (инжерикс), в 3 мес гептаит Б (инжерикс) (мама — носитель HBsAg).

Пер.рог пр.бок.жел. (N 4мм) — 3.1мм

Затыл.рог пр.бок. желудочка — 10мм

Тело лев.бок.желуд (N 4мм) — 5мм

Ширина 3 желудочка (N-3мм) — 5.5мм

Субарах.пр-во слева (N — 1мм) -5.0мм

Тело пр.бок.жел-ка (N 4мм) — 3.2мм

Пер.рог лев.бок. жел. (N 4мм) — 4мм

Затыл.рог лев.бок. желудочка — 17мм

Субарах пр-во справа (N- 1мм) — 5.4мм

Межполушарная щель (N 4мм) — 4.3 мм

Структуры мозга дифференциированы.Рисунок борозд по конвекситальной поверхности подчеркнут.Определяется незначительное изолированное расширение субарахноидальных пространств с обеих сторон.Межполушарная щель не расширена.Отмечается незначительное расширение переднего рога, тела лев. бокового желудочка, 3 желудочка без признаков расширения других отделов ликворных путей. Ликворные отделы проходимы. Сосудистые сплетения с ровными, четкими котурами, эхооднородны, без признаком патологических включения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:эхографические признаки изолированного расширения субарахноидальных пространств, расширения переднего рога, тела левого бокового желудочка, 3 желудочка.

НСГ в 6 месяцев:

Пер.рог пр.бок.жел. (N 4мм) — 3.7мм

Затыл.рог пр.бок. желудочка — 15мм

Тело лев.бок.желуд (N 4мм) — 5.5мм

Ширина 3 желудочка (N-3мм) — 6.2мм

Субарах.пр-во слева (N — 1мм) -6.3мм

Тело пр.бок.жел-ка (N 4мм) — 4.7мм

Пер.рог лев.бок. жел. (N 4мм) — 5.5.мм

Затыл.рог лев.бок. желудочка — 19мм

Субарах пр-во справа (N- 1мм) — 6.7мм

Межполушарная щель (N 4мм) — 6.7 мм

Дифференцировка структур мозга сохранена, рисунок их четкий. Межполушарная щель и субарахноидальные пространства расширины. Сосудистые сплетения с четкими ровными контурами повышенной эхогенности. ОТмечается минимальная дилатация левого бокового желудочка, 3 желудочка, проходимость сохранена. Левый боковой желудочек не расширен. ВИзуально пульсация мозговых сосудов сохранена. Паренхима мозга без патологических включений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:эхографические признаки минимальной дилатации лев. бок. желудочка, 3 желудочка, расширения субарахноидальных пространств, межполушарной щели.

(НСГ делалось на одном и том же оборудовании у одного и того же врача УЗИ)

Добрый день еще раз.

были на очной консультации невролога, а также окулиста. Глазное дно норма, но врач сказала то ли вены то ли сосуд полнокровные (карта осталась в поликлинике). Далее был невролог. Посмотрев последнюю НСГ сказала, что у нас ВЧД. цитата: Межполушарная щель расширина, рога на пределе . При осмотре ребенка был выявлен гипотонус. Выпуклый родничок. Заключение звучит так. незначительная гипертензия, мышечная дистония. Рекомендовано:глицерол по 1ч.л. 2 раза в день, массаж, солевые ванны, дибазол в порошка. 1р. перед массажем — 10 дней.

Повторюсь, ребенок по поведению спокойный, не срыгивает. ВЧД ли это? Читала статью на этом сайте. вроде не похоже.

Какие еще необходимо провести обследования? КИвать головой назад ребенок вроде стал меньше. В основном это просходит когда он начинает нервничать. В спокойном состоянии практически так не делает. Обратила внимание, что когда ребенок встает, то поджимает пальчики на ножках. И когда сам ходит вдоль опоры, одну ножку ставит на мысок и как бы приволакивает.

Последний раз редактировалось Akvamarinka, 16.10 в 21:49.

Почему младенец запрокидывает голову назад и опасно ли это

Новоиспеченные родители проявляют повышенную заботу о своем ребенке, особенно, если это первенец. Иногда вполне нормальные состояния ребенка могут вызывать озабоченность. Нормально ли это?

Одно из таких необычных состояний – ребенок выгибается назад, запрокидывает головку. Эти признаки характеры как для здоровых деток, так и для тех, кому необходима медицинская помощь. Давайте разберемся, когда нужно поднимать панику, а когда нет.

Причины, из-за которых ребенок запрокидывает голову назад и выгибает позвоночник:

  • физиологические – это норма, медицинское вмешательство не требуется;
  • патологические – отклонение от нормы, важно обратиться к врачу.

Не стоит беспокоиться

За 9 месяцев внутриутробного развития плод привыкает к тесноте и неудобным, с точки зрения взрослых, положениям тела. Спать или долго лежать на спине, распрямлять руки и ноги для новорожденных непривычно, поэтому первые 3-4 месяца дети привыкают к новым положениям тела и часто во сне принимают причудливые позы, в том числе и запрокидывают голову.

Для новорожденного ребенка нормой является умеренно повышенный тонус мышц (физиологический) после рождения. Массаж поможет грудному ребенку снять напряжение и лучше спать.

Выражение чувств. Новорожденный не умеет проявлять свои эмоции и ощущения. Единственный способ показать свое недовольство, боль или страх – это плач, который может варьироваться от мимолетных слез до истерики, в ходе которой младенец выгибает спину. Это нормально и не требует лечения.

Стоит обратить внимание

Несмотря на физиологический тонус, младенец может испытывать гипертонус мышц. При этом запрокидывание головы является одним из симптомов. Одной из причин гипертонуса может быть незрелость нервной системы, которая случается у недоношенных малышей, а также у доношенных, если во время беременности мать испытывала значительный стресс или болезни.

Что должно насторожить, когда ребенок запрокидывает головку и/или выгибается назад:

  • беспокойство, ребенок часто плачет, плохо или мало спит, отказывается от кормления;
  • во время сна или бодрствования ручки и ножки напряжены, согнуты и прижаты к животу, разводить их приходится с силой, при этом ребенок возвращает конечности в обратное согнутое положение;
  • неестественное положение тела – перекошенное, тело постоянно изогнуто в одну сторону или выгибается дугой, ручка или ножка нефизиологически выворачиваются.

Любой из этих симптомов свидетельствует о нарушении работы центральной нервной системы. Даже если плод развивался без патологий, во время родов или в послеродовый период (30 дней от рождения) месячный ребенок может получить травмы и патологии, опасные для здоровья. Самая распространенная – детский церебральный паралич, причины которого кроются в гипоксии мозга ребенка. Гипоксия развивается не только в период беременности, но и во время родов, и в ранний послеродовый период. Один из симптомов ДЦП – гипертонус. Важно помнить, что своевременно начатое лечение – один из важных принципов лечения болезни.

Нейросонография – надежный и безопасный метод диагностики внутричерепной гипертензии у млпденцев

Вторая причина, почему нужно беспокоиться, когда малыш выгибает спину, – повышенное внутричерепное давление. Это серьезная патология, при которой выгибание дугой тела – один из характерных симптомов. Еще симптомы, свидетельствующие о повышенном внутричерепном давлении:

  • дрожание зрачка, косоглазие, выхождение глазных яблок из орбит;
  • судороги, дрожание подбородка;
  • раннее не отмечавшееся изменение формы головы – несиметричное увеличение в одной из затылочных частей, выпучивание в области родничка;
  • изменение поведения – ребенок капризный, кричит, плохо спит и ест.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов нужно незамедлительно обращаться к педиатру. Подобные состояния требуют тщательной диагностики и лечения.

Источники: http://womanadvice.ru/rebenok-zaprokidyvaet-golovu-nazad, http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=63639, http://mladeni.ru/zdorovye/pochemu-mladenec-zaprokidyvaet-golovu-nazad-opasno

Комментариев пока нет!

Избранные статьи

Развивающие занятия с годовалым ребенком

Развивающие занятия для детей 12 месяцев Развивающие занятия для далее.

Можно ли делать ребенка температуре

Температура у ребенка до далее.

Сколько писает годовалый ребенок

Как часто должен писать ребенок После состояния далее.

Как выглядит понос месячного ребенка фото

Как выглядит понос у грудных детей Ребенок 1-2 далее.

Осипший голос ребенка 2 месяца

Если у грудного ребенка далее.

Кашель проходит 4 месяца ребенка

Кашель, который длиться около месяца называют хроническим. Основной причиной далее.

Признаки дцп у ребенка 10 месяцев

Признаки ДЦП у ребенка до года От детского далее.

Золотистый стафилококк ребенка 2 месяца

Золотистый стафилококк у детей: симптомы и далее.

Ребенок не может заснуть в 2 месяца

Почему ребенок не может уснуть? Малыши должны спать крепко, далее.

Фенистил 8 месячного ребенка

Ребенку 8 месяцев, можно ли заменить фенистил далее.

Источник: http://novorozhdennyjrebenok.ru/rebenku-6-mesjacev/rebenku-6-mesjacev-zaprokidyvaet-golovu.html

Ребенок 6 месяцев запрокидывает голову назад

Ребенок запрокидывает голову назад

Запрокидывание головы у ребенка встречается нередко, особенно у новорожденных. Ребенок может запрокидывать голову, капризничая, или во сне. Многих родителей волнует вопрос: нормально ли это и стоит ли беспокоиться по этому поводу.

Почему ребенок запрокидывает голову?

У новорожденных детей нормальным положением головы считается небольшой наклон вперед. Однако если ребенок до 3-4 месяцев спит на боку, запрокинув назад голову, это тоже считается вариантом нормы. После 4-х месяцев запрокидывание головы у ребенка будет постепенно уменьшаться.

Если ребенок в более старшем возрасте продолжает во сне запрокидывать голову назад, проанализируйте возможные причины этого.

Часто причиной запрокинутой головы у ребенка являются внешние раздражители. Это могут быть игрушки, развешенные в кроватке над головой малыша, а не на уровне живота, как рекомендуется. Возможно, за головой или за спиной ребенка в момент засыпания находится включенный телевизор, звуки которого привлекают внимание малыша, из-за чего он запрокидывает голову. Может быть, родители или другие домочадцы разговаривают или просто стоят за спиной засыпающего ребенка, что тоже может заставлять любопытного кроху принимать такое положение.

Причина запрокидывания ребенком головы может быть и вполне безобидной: не исключено, что ему просто так удобно. Последите за собой, может быть, вы сами спите, запрокинув голову? В таком случае это просто привычная поза, переданная малышу по наследству.

Если в вашем случае вышеперечисленные факторы отсутствуют, а ребенок все равно запрокидывает голову назад, сообщите об этом врачу. Скорее всего, педиатр или невролог установит наличие мышечного гипертонуса, и в этом случае необходимы будут курс массажа и фитотерапии или физиотерапии.

Во время бодрствования

Бодрствующий малыш может также запрокидывать голову. Иногда он делает это, просто кривляясь. Если это случается не часто и не регулярно, причин для беспокойства нет. Если же вы видите, что ребенок часто сильно запрокидывает голову назад, напрягая при этом мышцы шеи, плеч и спины, то здесь могут иметь место серьезные причины, которые нужно как можно быстрее найти, посоветовавшись с врачом. Это может быть мышечный гипертонус, о котором говорилось выше, или повышенное внутричерепное давление, или поражение нервной системы. В этом случае педиатром, неврологом или физиотерапевтом будет назначено специальное лечение, направленное на устранение первопричины.

Часто бывает, что ребенок, плача или капризничая, выгибается дугой и запрокидывает голову назад. Это вполне нормально, но каждый раз, когда это происходит, нужно корректировать положение ребенка. Грудничка следует положить на живот, тогда под силой тяжести голова примет нормальное положение. Другой способ, подходящий как для грудничков, так и для более старших детей: если ребенок выгибается, лежа на спине, аккуратно приподнимите его попку – вес тела малыша сместится на лопатки и лишний тонус мышц шеи и плеч естественным образом уйдет.

Ребенок запрокидывает голову (9мес)

Моему сыну 9 мес. Вес 10800, рост 76, Окружность головы 48.5, окружность груди 49. (родился 3940, 54см, окр. головы 37)

Последние три дня ребенок стал запрокидывать голову назад. как будто смотрит в небо. И начинает плакать. Также в течения дня замечаю, что он как бы роняет голову. Похоже на кивание головой. В целом, ребенок спокоен, совокупный сон около 13 часов в сутки. В последние дни немного более капризный. Я думаю, что это режутся зубы т.к зубов пока нет. Родничок не выпуклый. Если положить пальцы на него ощущается пульсация (визуально не видно).

Что могу означать эти запрокидывания и кивание головы.

более подробные данные о ребенке.

Ребенок от второй беременности (первая в 2003г, растет дочь). Угроза прерывания в первом триместре (прогестероновая недостаточность, гиперандрогения). Принимала дюфастон до 16 недель по 1т х 3р в день, до 26 недель дексаметазон по 1/4 х 1 р. в день. AB0-сенсобилизация 1:4. ВТорой и третий триместр без проблем. С 34 недель еженедельное КТГ 8-9 балов. Родился в 40 недель. С началом родовой деятельности у меня поднялось давление. Гестоз средней степени тяжести. Роды длились 7 часов. 8/9 Апгар. Закричал сразу, сосал активно. Вес при рождении 3920, окружность головы 37см, окружность живота 35см, рост 54см.

В 1 месяц начал улыбаться, в 1.5мес гулить, в 2.5 месяца удерживал в руках вложенную игрушку, в 3.5 месяца начал тянуть руки и хватать игрушки, в 4.5 месяца начал переворачиваться через левый бок со спины на живот, в 5 месяцев через оба бока, в 5.5 месяцев научился переворачиваться с живота на спину. в 6,5 мес встал на четвереньки, в 7 самостоятельно сел, стал ползаь на четвереньках. В 8 мес встал у опоры, в 8.5 месяцев начал ходить вдоль опоры. Играет с игрушками, перекладывает из одной руки в другую, бросает предметы. Жалоб у меня нет.

В 3.5 месяца упал с высоты 40см на кафельный пол. Рентген головы без патологий, переломов не показал. НСГ — внутренние гематомы не обнаружены. Лежали 2 дня в отд. нейрохирургии. Диагноз — сотрясение головного мозга. (срыгиваний не было, поведение ребенка после падение было обычное, сон не нарушился). Был осмотрен окулистом — глазное дно без патологий. В течение 2-х недель получал лечение:Диакарб 1/4 х 1р в сутки, аспарка 1/4 х 2р в сутки по схеме 3:1, аскурутин по 1/4 х 3р в сутки.

Вакцинация: в роддоме БЦЖ-М, гепатит Б (инжерикс), в 1.5 мес гепатит Б (инжерикс), в 3 мес гептаит Б (инжерикс) (мама — носитель HBsAg).

Пер.рог пр.бок.жел. (N 4мм) — 3.1мм

Затыл.рог пр.бок. желудочка — 10мм

Тело лев.бок.желуд (N 4мм) — 5мм

Ширина 3 желудочка (N-3мм) — 5.5мм

Субарах.пр-во слева (N — 1мм) -5.0мм

Тело пр.бок.жел-ка (N 4мм) — 3.2мм

Пер.рог лев.бок. жел. (N 4мм) — 4мм

Затыл.рог лев.бок. желудочка — 17мм

Субарах пр-во справа (N- 1мм) — 5.4мм

Межполушарная щель (N 4мм) — 4.3 мм

Структуры мозга дифференциированы.Рисунок борозд по конвекситальной поверхности подчеркнут.Определяется незначительное изолированное расширение субарахноидальных пространств с обеих сторон.Межполушарная щель не расширена.Отмечается незначительное расширение переднего рога, тела лев. бокового желудочка, 3 желудочка без признаков расширения других отделов ликворных путей. Ликворные отделы проходимы. Сосудистые сплетения с ровными, четкими котурами, эхооднородны, без признаком патологических включения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:эхографические признаки изолированного расширения субарахноидальных пространств, расширения переднего рога, тела левого бокового желудочка, 3 желудочка.

НСГ в 6 месяцев:

Пер.рог пр.бок.жел. (N 4мм) — 3.7мм

Затыл.рог пр.бок. желудочка — 15мм

Тело лев.бок.желуд (N 4мм) — 5.5мм

Ширина 3 желудочка (N-3мм) — 6.2мм

Субарах.пр-во слева (N — 1мм) -6.3мм

Тело пр.бок.жел-ка (N 4мм) — 4.7мм

Пер.рог лев.бок. жел. (N 4мм) — 5.5.мм

Затыл.рог лев.бок. желудочка — 19мм

Субарах пр-во справа (N- 1мм) — 6.7мм

Межполушарная щель (N 4мм) — 6.7 мм

Дифференцировка структур мозга сохранена, рисунок их четкий. Межполушарная щель и субарахноидальные пространства расширины. Сосудистые сплетения с четкими ровными контурами повышенной эхогенности. ОТмечается минимальная дилатация левого бокового желудочка, 3 желудочка, проходимость сохранена. Левый боковой желудочек не расширен. ВИзуально пульсация мозговых сосудов сохранена. Паренхима мозга без патологических включений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:эхографические признаки минимальной дилатации лев. бок. желудочка, 3 желудочка, расширения субарахноидальных пространств, межполушарной щели.

(НСГ делалось на одном и том же оборудовании у одного и того же врача УЗИ)

Добрый день еще раз.

были на очной консультации невролога, а также окулиста. Глазное дно норма, но врач сказала то ли вены то ли сосуд полнокровные (карта осталась в поликлинике). Далее был невролог. Посмотрев последнюю НСГ сказала, что у нас ВЧД. цитата: Межполушарная щель расширина, рога на пределе . При осмотре ребенка был выявлен гипотонус. Выпуклый родничок. Заключение звучит так. незначительная гипертензия, мышечная дистония. Рекомендовано:глицерол по 1ч.л. 2 раза в день, массаж, солевые ванны, дибазол в порошка. 1р. перед массажем — 10 дней.

Повторюсь, ребенок по поведению спокойный, не срыгивает. ВЧД ли это? Читала статью на этом сайте. вроде не похоже.

Какие еще необходимо провести обследования? КИвать головой назад ребенок вроде стал меньше. В основном это просходит когда он начинает нервничать. В спокойном состоянии практически так не делает. Обратила внимание, что когда ребенок встает, то поджимает пальчики на ножках. И когда сам ходит вдоль опоры, одну ножку ставит на мысок и как бы приволакивает.

Последний раз редактировалось Akvamarinka, 16.10 в 21:49.

Главная Здоровье малыша Почему ребенок запрокидывает голову назад?

Почему ребенок запрокидывает голову назад?

Ребенок запрокидывает голову назад не всегда из-за того, что его что-то беспокоит. Иногда это происходит по вполне безобидным причинам.

  1. Родители часто замечают, что малыш закидывает голову назад, когда чрезмерно возбужден или плачет. Такое состояние провоцирует повышенный тонус в области шейных позвонков. Конечно, игнорировать такие выгибания не стоит. Лучше обратиться к детскому невропатологу, чтобы исключить причины, которые могут быть вызваны отклонениями в развитии шейного отдела. Возможно, необходим курс массажа, направленного на устранение повышенного тонуса в мышцах.
  2. После двух месяцев малыши с удовольствием начинают рассматривать окружающий мир. Ребенок закидывает голову, чтобы увидеть: а вдруг там что-то интересное. Простое любопытство заставляет малютку принимать очень интересные позы. Особенно если сзади будут какие-то звуки, яркий свет или голоса мамы или папы.
  3. Малыш, просто пытается принять комфортную для него позу во сне. Во сне, с запрокинутой головой нет ничего страшного. Если так делает новорожденный ребенок. то нужно его иногда перекладывать в другое положение, чтобы не затекала шейка.

Причины, которые являются поводом для обращения к специалисту

  1. Внутричерепное давление (ВЧП) – это последствие тяжелых родов. Затяжные роды, крупные размеры плода, неправильное положение плода – все это не проходит бесследно для ребенка. При прохождении через родовые пути, при долгих родах, черепная коробка малыша подвергается излишнему сдавливанию. ВЧП может сохраняться на протяжении первого года жизни. В особо тяжелых случаях – на всю жизнь. Понаблюдайте за ребенком, если при запрокидывании головы у него синеет носогубной треугольник, есть тремор нижней челюсти, то это повод для немедленного обращения к врачу!
  2. Родовые травмы (вывихи и подвывихи, а так же кривошеесть), могут быть причиной аномального закидывания головки. Такие травмы очень опасны для малыша. Большинство случаев ДЦП у детей, являются последствиями таких трав. Диагностировать эти проблемы у новорожденного ребеночка очень сложно. Поэтому, в обязательном порядке, каждая молодая мамочка обязана показать свою кроху в возрасте одного месяца врачу – невропатологу.
  3. Очень часты капризы малыша с выгибаниями головы могут свидетельствовать об отклонениях в развитии нервной системы. Нужно наблюдать за ребенком. Возможно, такое поведение провоцирует особый темперамент крохи, а возможно частые капризы связаны с недомоганием. При тех же коликах ребеночек будет стараться принять максимально комфортную для него позу, задействовав в этом все свое тело.

Как видите, не все причины могут быть признаками патологии. Наблюдайте за крошкой, а лучше, чтобы быть спокойными за здоровье ребенка полностью, обратиться к детскому доктору. Так можно полностью исключить опасные патологии и заболевания.

Источники: http://womanadvice.ru/rebenok-zaprokidyvaet-golovu-nazad, http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=63639, http://mamochki-detishki.ru/pochemu-rebenok-zaprokidyvaet-golovu-nazad/

Комментариев пока нет!

Избранные статьи
Ребенок 5 месяцев красное горло лечить

Красное горло ребенку 4 месяца Олеся Гриценко Ученик (110), закрыт далее.

У ребенка несколько дней температура 37 5

Девочки, помогите мне, плиззз! Весь день душа моя далее.

Цефтриаксон при кормлении новорожденного

Можно ли пить Цефтриаксон при лактации Совмещение далее.

Популярные статьи

Игры 4 месячным ребенком видео

Игры с ребенком в 4 месяца Игры и занятия с ребенком в 4 месяца Малышу исполнилось 4 месяца, и сейчас этот.

Меню ребенка в 9 месяцев на неделю

Примерное меню ребенка в 9 месяцев на неделю Питание ребенка в 9 месяцев отличается уже достаточным разнообразием. В рационе малыша присутствуют каши, овощи и фрукты.

Препараты сбивающие температуру детей

Чем сбивать температуру ребенку Повышение температуры у ребенка – результат иммунного ответа организма на вирусную либо бактериальную инфекцию. Однако если температура.

Источник: http://grudnojrebenok.ru/rebenku-6-mesjacev/rebenok-6-mesjacev-zaprokidyvaet-golovu-nazad.html

progrudnichkov.ru

Что умеет ребёнок в 6 – 12 месяцев. что умеет ребенок в 6 месяцев

Ваш малыш многое может и умеет. ребенку нужна любовь и присутствие родителей, внимание. Особенно это важно для развития новых возможностей (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Общая подвижность

1. Лежа на спине. Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает «мостик», с гиперэкстензией позвоночника: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.

2. Нижние конечности. Они повернуты наружу, согнуты в коленях, а угол между бедром и животом – тупой: нога по отношению к голени вытянута, а лодыжечный сустав обладает хорошей подвижностью. Только в этом возрасте становится возможной полная экстензия нижних конечностей. Движения отличаются большой координацией. Движения нижних конечностей имеют большую амплитуду; ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения.

3. Лежа на животе. В этом положении малыш хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда он лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Он опирается на предплечья или на руки при хорошем общем равновесии.

4. Положение сидя. Если младенца усаживают при поддержке матери и если мать отнимает руки, которые его поддерживают, грудной ребенок приводит ручки вперед и берет на себя, несколько неловко, тяжесть своего тела. Очень хорошо моторно-развитые дети могут сидеть 3-10 минут.

5. Положение стоя. Если мать поддерживает ребенка подмышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, опираясь несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями, все тело находится в симметричном положении (голова по той же оси, что и тело). Это не означает, что малыш начнет скоро ходить.

Тонкая подвижность

Хватание руками становится более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но с частичным противостоянием большого пальца. Если ему дают в руку игрушку, он ее долго держит. Хорошо хватает кольцо рукой. В начале месяца ребенок с трудом удерживает кубик: если ему дают в руку кубик, он держит его ладонью и кончиками пальцев. К концу месяца движение становится ловким, ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватить по игрушке или кубику в каждой руке, а если они гремят, он ударяет их один о другой. Малыш начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем, поочередно закрывая пальцы, как бы ловя ее на расстоянии, пробует приблизиться к игрушке. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, потягивается немного на животе и ему иногда удается схватить предмет. После этого он начинает ликовать, суетиться, издавать крики.

Заключение относительно нейромоторного развития.

6-ой месяц имеет большое значение в развитие младенца. Сидячее положение становится более стабильным, равновесие совершенствуется в положении лежа на спине и лежа на животе. Изменение положения расширяет кругозор ребенка. Он хорошо контролирует движения головы, вращение улучшается, а тем самым и способность совершенствовать свою моторную функцию. Возрастает контакт с окружающим миром. Из этого следует, что психическое развитие, созревание чувств, социальный контакт зависит от качества развития мышечной системы ребенка.

Речь

В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. Он образует все больше и больше слогов: да, ее, дее, ге-ге, ого-го, соединяет их и произносит ритмично. С каждой неделей можно увидеть, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором он будет разговаривать с родителями. Модулируется голос и тон.

Социальный контакт

Грудной ребенок начинает различать лица, которые он видит каждый день. Это заметно из того, что он притихает и прерывает игру, когда по близости появляется кто-нибудь чужой и, когда присутствие последнего ему не по вкусу, он начинает плакать. Малыш радуется, когда видит свое изображение в зеркале. Он различает ласковый, любящий тон голоса от твердого, строгого тона. Воспринимает и реагирует на мимику матери. Поворачивается к источнику шума и реагирует на приятные или неприятные ситуации.

Игра

Появляется новый этап в развитие ребенка – игра. Малыш любит, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Ему нравится, когда мама или папа ударяют в жестяную коробку, гремят погремушкой. Таким образом, предмет в игре используется как средство общения.

Вас должно насторожить, если: – к концу 6-го месяца, лежа на животе, ребенок не может дотянуться до игрушки; – к концу 6-го месяца не может ухватить кубик; – к концу 6-го месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения; – к концу 6-го месяца не просится на ручки, протягивая ручонки взрослому.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Общая подвижность

1. Лежа на спине. При укладывании на горизонтальную поверхность малыш немедленно поворачивается на один или на другой бок. Многим легко удается поворачиваться на живот. Ребенок может протягивать обе руки и поднимать голову, чтобы показать желание быть поднятым: если его берут на руки, он подтягивается почти самостоятельно вверх. У него уже не наблюдается преобладание какой-нибудь доминантной флексии или экстензии.

2. Лежа на животе. Малыш приподнимает голову, переносит свой центр тяжести и сгибает нижние конечности под живот с намерением подняться, но падает обратно. Он постоянно повторяет эти новоприобретенные движения. В этом положении ребенок вращается вокруг оси, двигается назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-нибудь предмет. Временами он вытягивает обе ладони при вытянутом локтевом суставе. Положение симметричное. Таз прилегает к плоскости кроватки, нижние конечности расставлены и слегка согнуты.

3. Положение сидя. Если младенца поднимают при помощи подтягивания в сидячем положении, он сидит заметно стабильнее и способен опираться руками.

4. Ползание, вращение. Следует отметить, что в моторном развитии ребенка отмечают 4 стадии: «ползание», «на четвереньках», «на карачках», «на ножках». В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями: – поворачивание (на один бок, на живот, со спины на живот, с живота на спину), – «вращение» вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности. Часто во время попыток передвигаться некоторые дети опираются на вытянутые руки и приводят нижние конечности под живот. Это является попыткой перейти от стадии «на четвереньках» к стадии ползать на «карачках».

Тонкая подвижность

Из любого положения малыш пытается двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно) с тем, чтобы схватить предметы, находящиеся в непосредственной близости. Он хватает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которые он выполняет более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить предметы, находящиеся вне его радиуса действия. Глаза «желают» большего, нежели ребенок может выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы для тонкой деятельности. Схватывание предметов напоминает еще плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его. Руки могут соединяться по средней линии. Ребенок играет руками и ногами. В этом возрасте ребенок учится различать приятные на ощупь поверхности и неприятные, т. е. развивается тактильное ощущение.

Речь

Ребенок произносит первые раздельные слоги: да-да, та-та, па-па, ма-ма. Он издает нюансированные звуки; имитирует, изменяет и повторяет звуки. Много и с удовольствием «рассказывает» на своем языке.

Социальный контакт

Взгляд начинает быть " доказательным". Это означает установление контакта с внешним миром посредством взгляда. Малыш радуется, когда узнает знакомых. Чужих людей рассматривает с недоверием. Он продолжает интересоваться и радоваться своему отображению в зеркале. Внимательно слушает и соответствующим образом реагирует на тон голоса.

Заключение.

На 7-ом месяце продолжается процесс стабилизации и социализации малыша. Большинство детей уже хорошо сидят, но существуют еще такие, которые «шатаются», «качаются» или падают. Благодаря моторному прогрессу, ребенок обретает новые способности исследования окружающей среды. Контроль движений и положения головы становится хорошим. Ребенок все увереннее поворачивается с одного бока на другой. Некоторые уже хорошо передвигаться на четвереньках. Ребенок обладает полной способностью зрительных, осязательных и слуховых восприятий.

Следует проконсультировать у специалистов малыша, если он: – к концу 7-го месяца при поддержке за руку не пытается сесть; – к концу 7-го месяца не может стучать игрушкой по столу, кровати и т.д.; – к концу 7-го месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками; – к концу 7-го месяца не ласкается к матери или другому близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Общая подвижность

1. Лежа на спине. Ребенок уже не остается все время в этом положении, а поворачивается то на один бок, то на другой, затем с боку на живот.

2. Лежа на животе. Малыш хорошо контролирует движения головы, хорошо вытягивает руки, туловище и нижние конечности. Из положения «на животе» переходит в положение «ползание на карачках», вначале еще неуверенно, продвигаясь только на «четвереньках». Некоторые еще вращаются вокруг своей оси, другие – пятятся назад.

3. Положение сидя. Малыш твердо держится в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего положения в сидячее положение. Когда его усаживают, ребенок хорошо держит спинку прямо и контролирует движения туловища и головы. Он двигается вокруг собственной оси и движения хорошо координированы.

5. Становление на ноги. Лишь небольшая часть детей хватается за опору и самостоятельно встает на ноги. Нормально развивающийся ребенок хорошо в этом возрасте встает, хватаясь за руки матери. В этом возрасте у ребенка нет еще твердого равновесия, мать подхватывает его подмышки и он начинает шагать, неуверенно широко расставляя ноги для опоры, иногда передвигая вперед одну и ту же ногу. Рефлекс схватывания стопы сохраняется.

Тонкая подвижность

Ребенок все легче схватывает предметы. Он «набрасывается» рукой с большей точностью на желаемый предмет, хватает его между ладонью и большим пальцем (реже мизинцем).Новый значительный прогресс: малыш переводит предмет из одной руки в другую и «охватывает» его взглядом. Когда хватает кубик, то держит его таким образом, чтобы иметь возможность хватать и другой предмет (хватает два предмета одной рукой). Смотрит на упавшие игрушки. Намеренно бросает игрушки на пол. Играет во время еды предметами разных размеров и пытается узнать, когда он ими двигает или бросает на пол. Из любого стабильного положения ребенок протягивает руку, чтобы хватать предметы. Он пытается достигнуть предметов, находящихся вне радиуса его действия. Руки «открыты», и пальцы готовы для более тонкой моторной деятельности. Ребенок продолжает играть с руками и ногами.

Речь

Ребенок произносит первые двуслоговые звуки «тата», «мама», «папа», «дада». Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием " рассказывает". Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения и даже ярости. Таким образом, уже недалеко первое слово. Ребенок хлопает в ладоши по команде или играет в «прятки».

Социальный контакт

Увеличивается контакт с окружающей средой при помощи взгляда, улыбки, издавания звуков с аффективным оттенком.

Вас должно насторожить, если к концу 8-го месяца малыш: – не может ползти назад; – не может короткое время стоять при поддержке за руки; – не может удержать между указательным и большим пальцами игрушку; – не прислушивается к разговору взрослых.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Общая подвижность

1. Лежа на спине или на животе. Малыш поворачивается на один бок и на другой, может самостоятельно садиться, начинает ползать на «карачках».

2. Положение сидя. В этом возрасте маленький ребенок хорошо сидит, сохраняет равновесие, легче передвигается вперед и вокруг оси.

4. Становление на ноги. Большинство детей поднимается, держась за предметы; немногим иногда удается подняться самим. После того, как малыш встал на ноги и опирается, он довольно твердо передвигается, держась за мебель.

Тонкая подвижность

Важность приобретения привычки противопоставлять большой палец указательному пальцу очень велика. Эта способность является одним из больших завоеваний человека, позволяющим пользоваться рукой для обращения с орудиями труда и для письма. В основном, ребенок совершенствует и оттачивает ранее приобретенные навыки предшествующего месяца.

Речь

Некоторые дети продолжают расширять свой словарный запас языка другими звуковыми сочетаниями.

Вам следует проконсультировать малыша у специалиста, если к концу 9-го месяца малыш: – в положении сидя плохо держит равновесие; – не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед; – не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать головной убор с головы; – не может стучать игрушкой об игрушку; – не может повторить за взрослыми 8 различных звуковых сочетаний и слогов; – не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Нейро-психомоторное развитие

1. Становление на ноги. Новый заметный прогресс выражается в том, что ребенок стоит на ножках. У одних детей это получается лучше, у других хуже. Ему ребенку удается зацепиться за перекладины манежа или кроватки и подняться, то он стоит на ножках ровно. Это наиболее важное завоевание в моторном развитии ребенка. И эту победу он чувствует сам: у него веселое лицо, он с гордостью смотрит вокруг себя. Едва встав на ноги, он пытается подпрыгивать, поднимать руки вверх. Радость от движения превосходит моторные возможности малыша. Его голени еще слабы и не могут выдержать тяжести тела. Ребенок, поддерживаемый подмышки, а к началу 11-го месяца только за ручки, пытается шагать. Стояние на ножках и пробы передвижения дают ребенку понятие о пространстве.

2. Схватывание. Только в этом возрасте у малыша получается схватывать предметы между большим и указательным пальцами. Благодаря этому он хватает легкие предметы легко и ловко. Ребенку доставляет удовольствие схватить предмет и бросить. Эти движения он проделывает многократно.Этот маневр становится осознанной игрой малыша.

Память

В этом возрасте начинает развиваться память. Ребенок продолжает узнавать знакомые лица и предметы.

Практический ум

В этом возрасте можно заметить первые проявления практического мышления. Это проявляется в том, что малыш может открывать коробку, может выполнить простые указания («Дай мне игрушку!»). Он по команде умеет открывать рот, протягивать игрушку.

Речь

Ребенок произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет. Малыш имитирует звуки, которые он слышит или издает сам, модулирует свой голос: громко, тихо, пытается шептать. Играет языком, слюной, чтобы производить шум.

Социальный контакт

Ребенок начинает понимать, когда его бранят или хвалят; он выдумывает разные трюки, реагирует согласно своему характеру на малые «приказания» взрослых. К посторонним малыш относится селективно (сдержанно). Он громко смеется или улыбается, выражает удовольствие или неудовольствие, но взрослые могут отвлекать его внимание. Ребенок начинает играть со взрослыми. Он хочет играть в той комнате, где находятся взрослые. Ждет, чтобы с ним разговаривали. Если его оставляют одного, то он реагирует плачем.

Необходимо обратить внимание, если ребенок: – к концу 10-го месяца не сбрасывает игрушки со стола; – к концу 10-го месяца не может махать головой в знак отрицания или согласия, не может помахать рукой в знак прощания; – к концу 10-го месяца не повторяет или не имитирует движения, которые показывают ему взрослые или которые вызывают смех окружающих.

Вышеперечисленное может свидетельствовать о нарушениях темпа развития вашего малыша.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Моторное развитие

Этот возраст является переходным периодом от горизонтального положения к вертикальному положению (еще недостаточно устойчивому). Усовершенствование происходит постепенно. Горизонтальное положение ребенок принимает в основном только во время сна. Ребенок поворачивается на один бок, на другой бок и приходит в сидячее положение самостоятельно (чаще всего) или с помощью подтягивания.

Положение сидя. Это положение ребенок принимает вполне самостоятельно и свободно, сохраняя устойчивое равновесие (как на горизонтальной плоскости, так на руках у матери). Ребенок может опираться и поворачиваться во все стороны.

Становление на ноги. В этом возрасте большинство детей встает на ноги еще при поддержке, и лишь небольшая часть детей может вставать самостоятельно. Некоторым детям удается сделать несколько шагов самостоятельно, без поддержки. Держась за мебель, они ходят сравнительно неплохо. Затем переходят на ползание на «карачках» и передвигаются с большой скоростью.

Стоячее положение и ходьба. В основном малыш умеет уже стоять без поддержки. Ходьба усваивается очень медленно: сначала необходимо, чтобы малыш «созрел» для того, чтобы спонтанно подняться на ноги и попытаться передвигаться, опираясь самостоятельно. Лишь только после этого периода, взрослые должны помогать ему, шагать (сначала поддерживая его подмышки, а потом за кончики пальцев). Но самостоятельная ходьба появится у большинства детей только в 12-14 месяцев. Если одновременно у ребенка отмечается прогресс в речевом развитии, то новоприобретенная способность ходить может исчезнуть. У многих детей может исчезнуть появившаяся речь. Это объясняется тем, что малыш может концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Речь

Помимо «та-та», «па-па», «ма-ма» (единственные слова с точным названием) большинство детей способны произносить несколько слогов или слов, состоящие из 2 слогов. Речь начинает становиться средством общения: личные чувства и желания ребенок выражает простыми слогами. Многие дети начинают говорить позже (в 12-14 месяцев), они выполняют простые указания, но не произносят слова, то есть, обладают пассивной речью.

Социальный контакт

В этом периоде усиливается психическая дифференциация. Дети могут выказывать чувство симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к окружающим к лицам, игрушкам, еде. Кроме того, можно заметить чувства гнева, зависти, ревности. Свое неудовольствие ребенок выражает активно (протестом или возмущением) или же пассивно, со страхом.

Обратите внимание и проконсультируйтесь с неврологом и педиатром по вопросам темпа развития вашего малыша, если: – к концу 11-го месяца он не может сидеть, вытянув ножки; – к концу 11-го месяца не пытается стоять, держась за опору; – к концу 11-го месяца не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь.

Развитие ребенка в 12 месяцев

Вашему малышу уже исполнился год. И теперь летоисчисление ведется не месяцами, а годами. Ваш малыш многое может и умеет. Некоторые родители полагают, что после исполнения 1 года ребенок стал уже большим и более не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле в доме, а родители заботятся только о его одежде и еде. Однако, именно в этом возрасте ребенку нужна любовь и присутствие родителей, внимание. Особенно это важно для развития новых возможностей (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.

Период «малого ребенка» – решающий период для развития нового человека.

Возможности ребенка в 12 месяцев

Малыш в этом возрасте свободно сидит, сам становится на ноги, при поддержке делает первые шаги.

Им овладевает желание научиться ходить. Если он уже умеет ходить, то будет ходить по комнате все время. Подойдя к столу, он умеет хватать различные предметы, может произвольно бросать предметы, которые держит в руке, на пол.

Ребенок становится причиной для беспокойства окружающих. Его нельзя оставлять одного, т.к. он может пораниться, когда хватает и тянет к себе в рот все, что ему попадает под руку. Однако это является для него возможностью познавать окружающий мир.

В этом возрасте закончена подготовка к ходьбе и овладение речью закончено. Ребенок начинает применять на практике то, что приобрел в отношении речи. Он внимательно слушает и много болтает.

Тонкая подвижность

Параллельно с усовершенствованием общей подвижности развивается и тонкая подвижность. Малыш становится все более ловким! Ему удается схватывать мелкие предметы кончиками пальцев. Большая часть детей хватает предмет всей рукой либо пальцами и подносит ко рту. Рот продолжает оставаться органом познания.

Речь

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний отдельных слогов ребенок переходит к произнесению слов «мама», «папа», «дядя», «тата», «тетя», «дай», «не». Нормальным считается, когда ребенок в возрасте 12 месяцев произносит 3-5 двусложных слова.

В этом возрасте у малыша активно развита пассивная речь. Это значит, что ребенок понимает инструкции взрослых и делает ассоциации.

Необходима консультация врача невролога, педиатра, если ваш малыш к концу 12-го месяца: – не может ползать на четвереньках; – не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого; – не может одной рукой удержать 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому; – не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы, например, при словах «принеси мяч», не может найти и принести его; – не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

www.baby.ru