Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Гиперактивный ребенок: признаки, пути лечения и коррекции. Гиперактивный ребенок 6 лет лечение


Препараты при гиперактивности у детей: обзор лекарств

Целесообразность применения препаратов при гиперактивности у детей периодически подвергается сомнению. Чтобы разобраться, необходимо определиться с самим понятием синдрома гиперактивности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой расстройство высшей нервной деятельности, которое часто выявляют у детей младшего возраста. Спровоцировать развитие такого состояния у ребенка могут осложнения при вынашивании плода или в процессе родов.

Ребенок, страдающий гиперактивностью, испытывает большие сложности при концентрации внимания, а также затрудняется контролировать свое поведение. Это связано с тем, что нервная система ребенка с трудом перерабатывает поступающую информацию. При этом уговоры и наказания практически не действуют — гиперактивный ребенок остается импульсивным и неусидчивым.

Как лечить гиперактивность у детей

Основной подход к лечению детей с дефицитом внимания и гиперактивностью должен носить комплексный характер и включать как медикаментозные препараты, так и педагогическую и психологическую коррекцию.

С помощью ноотропных и метаболических препаратов ребенок получает возможность лучше адаптироваться в повседневной жизни. Для того чтобы подобрать правильную дозу препарата, необходима консультация специалиста.

Лекарственные средства обладают следующими терапевтическими эффектами:

  • Снижение уровня импульсивности и возбудимости в ответ на внешние раздражители.
  • Улучшение способности к обучению и концентрации внимания.
  • Повышение работоспособности.
  • Улучшение усвоения учебного материала и выработки новых навыков.
  • Поведение ребенка становится более упорядоченным, а деятельность — целенаправленной.
  • Улучшение координации движений, в том числе и мелкой моторики.

В западных странах широко практикуется лечение гиперактивности у ребенка с помощью препаратов из группы психостимуляторов. Однако такие лекарственные средства обладают большим количеством побочных эффектов. Очень часто лечение подобными средствами сопровождается развитием бессонницы, психомоторного возбуждения и головной боли. В нашей стране такое лечение детей не практикуется. В российской педиатрической и неврологической практике более принято лечение детей с применением ноотропных лекарственных средств.

В эту группу входят лекарственные вещества, которые обладают положительным воздействием на высшие интегративные функции головного мозга.

Выбор лекарственного вещества зависит от преобладающего синдрома у конкретного маленького пациента. Если на первом месте у ребенка стоит рассеянное внимание, большего эффекта можно добиться применением ноотропных препаратов. В число этих медикаментозных средств входят Кортексин, Глиатилин, Энцефабол.

Если же ведущим синдромом является гиперактивность и расторможенность, лечение проводят преимущественно с помощью производных гамма-аминомасляной кислоты. В число таких препаратов входят Пантогам и Фенибут. Они контролируют тормозящие функции в головном мозге.

Выписывать такие препараты должен только врач-невролог или детский психиатр. Не следует пытаться назначать ребенку лечение самостоятельно.

Лечение Глиатилином

Глиатилин — это препарат, который относится к классу нейропротекторов. Широко используется в лечении СДВГ и других заболеваний головного мозга органического и функционального характера.

Фармакологическое действие заключается в восстановлении метаболических процессов и нормализации кровотока в тканях головного мозга. Благодаря воздействию Глиатилина улучшается проводимость в тканях коры больших полушарий.

В организме человека Глиатилин распадается на два основных действующих вещества — глицерофосфат и холин.

  1. Холин принимает участие в синтезе медиатора нервной передачи — ацетилхолина. Благодаря этому активному веществу существенно увеличивается скорость передачи нервного импульса и обмен информации между тканями и нервными клетками.
  2. В состав клеточной оболочки нейронов входят фосфолипиды. Основным компонентом их является вещество глицерофосфат. Оно значительно повышает резистентность нервных клеток к негативным внешним факторам.

Благодаря воздействию Глиатилина происходит восстановление нарушенных вследствие гипоксии функций головного мозга и повышаются когнитивные способности ребенка, улучшается концентрация внимания и формирование новых навыков.

Глиатилин в детской практике

Несмотря на то что в справочниках и инструкциях по применению отсутствуют данные о возможности лечения детей этим препаратом, у отечественных педиатров и неврологов имеется огромный положительный опыт терапии несовершеннолетних пациентов при следующих заболеваниях:

  • Последствия родовых травм и органических заболеваний мозга.
  • Задержка психического и психомоторного развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
  • Признаки раннего детского аутизма различного происхождения.

Детям до 2 лет препарат показан в инъекционной форме. Старшим детям медикамент назначается в виде желатиновых капсул. Обычно курс инъекционных процедур продолжается от 10 до 15 дней. При назначении лекарственного средства внутрь курс лечения должен составлять от 1 до 3 месяцев. Дозировку лечащий врач определяет исходя из возраста и массы тела пациента.

Единственным противопоказанием к назначению этого лекарственного вещества является возможная индивидуальная чувствительность к его компонентам. При возникновении неприятных симптомов типа тошноты дозировку препарата можно несколько уменьшить. При появлении сыпи уртикарного характера следует прекратить прием медикамента и обратиться за помощью к специалисту.

На фармацевтическом рынке есть препараты с аналогичными свойствами и действующим веществом, но имеющие другое торговое название. Однако производить замену препарата может только специалист.

Лечение Кортексином

Кортексин относится к группе ноотропных средств и стимулирует метаболические процессы в тканях головного мозга. Применение этого лекарственного средства способствует улучшению высших психических функций. Это позволяет ребенку повышать свою обучаемость и усваивать больший объем новой информации.

Кортексин отлично защищает ткани головного мозга от влияния гипоксии и разного рода токсинов. Улучшение функций нервной системы позволяет нейронам головного мозга гораздо быстрее восстановиться после неблагоприятных внешних воздействий.

Применение это препарата помогает восстановить структуру и функции нейронов после перенесенного стресса. Кроме того, это медикаментозное средство подавляет избыточную патологическую активность нейронов и оказывает противосудорожное действие.

Благодаря подавлению процесса перекисного окисления липидов Кортексин помогает нейронам лучше выживать в ситуации гипоксии.

Замечено, что на фоне лечения Кортексином малыши начинают гораздо лучше разговаривать и запоминать новый материал. Речь ребенка становится более плавной. Возможно исчезновение заикания.

Дополнительным эффектом обладает входящая в состав лекарства аминокислота глицин. Выпускается лекарство только в виде лиофилизированного порошка, который разводят и вводят внутримышечно. Лучше всего инъекцию делать в область плеча. У детей в возрасте до полугода мышечная масса небольшая, поэтому инъекции делаются в переднюю поверхность бедра. Лучше всего эту инъекцию делать утром с 7 до 8 часов. Это позволяет избегать большого количества побочных эффектов, которые может вызвать вещество.

Следует помнить, что порошок при введении вызывает ощутимую болезненность, поэтому разводить медикамент лучше раствором Новокаина или Лидокаина, имеющим комнатную температуру. Однако если у ребенка отмечается аллергическая реакция на местные анестетики, лекарство разводят дистиллированной водой или физраствором.

Готовый разведенный препарат не следует хранить — его необходимо ввести сразу и в полном объеме.

Полный терапевтический курс продолжается 10 дней. Через полгода можно повторить его при необходимости.

Дозировка лекарственного препарата зависит от возраста ребенка и веса его тела. Если ребенок весит более 20 кг, средство вводится в дозе, рассчитанной на взрослого человека. Для детей грудного возраста и весящих менее 20 кг существует специальная таблица расчета дозировок.

Не следует отклоняться от схемы, которую назначил врач, и пытаться самостоятельно изменять длительность лечения или дозировку.

Вводить препарат можно даже при наличии простудных заболеваний — это не служит противопоказанием. Лекарство отлично сочетается с жаропонижающими веществами. Существует даже мнение, что на фоне введения Кортексина детский организм быстрее и эффективнее справляется с простудными заболеваниями.

Пантогам в таблетках и сиропе

Пантогам — препарат на основе гамма-аминомасляной кислоты. Это вещество контролирует процессы торможения в головном мозге. Выпускается он форме сиропов или таблеток для перорального применения.

Принимать препарат можно спустя 30 минут после очередного приема пищи. Не следует принимать лекарство на ночь — возможны проблемы с засыпанием у ребенка. Дозировка назначается неврологом в зависимости от возраста ребенка.

Длительность курса лечения может составлять от нескольких месяцев до полугода. Затем рекомендуется сделать перерыв на 3-6 месяцев, после чего при необходимости курс можно повторять.

Повысить эффект от приема препарата можно с помощью комплексного лечения. На фоне приема лекарства отмечается уменьшение признаков тревожности или гиперактивности ребенка, повышается усидчивость и способность концентрировать внимание. Кроме того, препарат воздействует на патологическую активность нейронов мозга и обладает противосудорожным действием.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Лечение СДВГ у детей

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — это хроническое нарушение центральной нервной системы, которое проявляется в виде гиперактивности ребенка, его импульсивности и невнимательности. Детям с СДВГ очень трудно стоять или сидеть на одном месте, они находятся в постоянном движении, вспыльчивы, неуравновешенны, не усидчивы, не могут сосредоточиться. Признаки этого заболевания не являются отражением плохого воспитания или характера ребенка. Первые симптомы СДВГ могут манифестировать у детей в возрасте 3-6 лет, но наибольшее развитие заболевание получает в школьном возрасте, постепенно симптомы СДВГ могут нивелировать, но часть остается и у взрослых. Чаще всего это заболевание проявляется у мальчиков. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у маленьких пациентов находят дефицит дофамина и норадреналина. Родители чаще всего обращаются к психологу с жалобами на то, что их ребенок гиперактивный.

Контролировать всю симптоматику СДВГ позволяет комплексное лечение этого заболевания, которое способствует уменьшению гиперактивности и социально адаптирует ребенка или взрослого человека. Методы лечения индивидуальны для каждого ребенка или взрослого, как правило, включают в себя два основных аспекта — поведенческая и лекарственная терапия.

Терапия

Психофармакотерапия назначается детям с СДВГ длительно, лечение может продолжаться годами. В детской психиатрии для лечения гиперактивности существуют международные протоколы назначения лекарственных препаратов. Применяются лекарства с доказанной эффективностью и безопасностью:

  1. Назначение лекарственных препаратов детям в возрасте 10-12 лет. У ребенка имеются видимые  признаки СДВГ, а также вторичные признаки нарушения функционирования нервной системы. В школе всегда заметен такой гиперактивный ребенок, на которого жалуются все учителя , а совместные занятия с психологом ему не помогают. Психофарматерапия таким детям показана как монотерапия, или может сочетаться с различной психотерапией. Комбинация нескольких препаратов возможна, если наблюдается семейная дисфункция или существует преморбитный фон. Возможно назначение препаратов и при легких формах СДВГ, когда использовалась поведенческая терапия, но она была неэффективной и симптомы гиперактивности сохранялись.
  2. Психофармакотерапия не используется у дошкольников. Только в исключительных и тяжелых случаях, когда выражена гиперактивность, нарушено правильное психо-физиологическое развитие ребенка и его социальная адаптация. Но, сначала проводят психотерапии, при их неэффективности возможно назначение лекарственной терапии. Родители должны принять окончательное решение в плане назначения медикаментозных препаратов ребенку. Обычно родители предвзято относятся к лекарственной терапии. Задача медицинских работников объяснить и рассказать о важности назначения специальных препаратов, осветить все стороны этого вопроса и ответить на все интересующие вопросы, высказать свое мнение. СДВГ необходимо лечить, а не наблюдать когда гиперактивность пройдет сама. Важно уважать мнение родителей и назначить комплекс различных психотерапий, но при их неэффективности опять вернуться к терапии лекарственными средствами.

Основные препараты для лечения СДВГ:

  • Лекарственные препараты первого ряда (их применение у детей эффективно и безопасно). К ним относятся психостимуляторы и атомоксетин.
  • Лекарственные препараты второго ряда — являются менее эффективными препаратами или обладающие рядом нежелательных действий — антидепрессанты и агонисты центральных альфа-2 адренорецепторов (имипрамин,  велбутрин, клонидин и гуанфацин).
  • Лекарственные препараты третьего ряда — фармакодинамика этих препаратов еще мало изучена или они имеют большое количество побочных действий. Эти лекарства применяются для терапии СДВГ, если это заболевание сопровождается какими-то другими расстройствами или если пациент не переносит лекарства из вышеперечисленных групп (венлафаксин, буспирон, карбамазепин, рисперидон).

Применение в детской психиатрической практике нейролептиков у пациентов с СДВГ является крайне нежелательным.

При психофармакотерапии важно фиксировать нежелательные побочные действия, изменять дозировки, кратности приема лекарства, вести тщательный контроль над поведением ребенка. Необходимо также периодически отменять терапию (например, когда школьные каникулы у пациента желательно устроить и «лекарственные»). В начале обучения в школе не стоит сразу же назначать лекарственную терапию, необходимо подождать, посмотреть, как пациент адаптируется к школьным нагрузкам, на сколько выражена гиперактивность у ребенка с СДВГ.

Психостимуляторы

Психостимуляторы несколько десятков лет используются в терапии СДВГ у взрослых и у детей.. Фармакодинамика этих лекарств основан на обратном захвате катехоламинов в предсинаптическом нервном окончании. В результате этого увеличивается количество дофамина и норадреналина в синаптической щели нервных окончаний.

Психостимуляторы показаны к назначению в школьном, подростковом возрасте, применяется у взрослых с СДВГ и даже у дошкольников (3-6 лет). У дошкольников они оказывают меньший терапевтический эффект и больше показывают свое побочное действие. В вопросе назначения психостимуляторов у детей есть много не решенных вопросов.

Некоторые родители считают, что психостимуляторы могут вызвать наркотическую зависимость и при употреблении психостимуляторов происходит возникновение чувства «эйфории», и чем выше доза психостимулятора, тем это ощущение ярче. Родители выступают категорически против применения психостимуляторов, потому что боятся, что их дети станут в будущем наркоманами. Не рекомендуется назначать психостимуляторы детям с психотическими и биполярными расстройствами, так как эти препараты могут спровоцировать психотическую реакцию или манию.

Психостимуляторы влияют на росто-весовые показатели ребенка, они незначительно замедляют темпы роста. Психостимуляторы влияют на сон и аппетит, а также могут вызвать или усилить тики у детей.

Психостимуляторы не являются панацеей от всех проблем. Родители должны понять, что они обязаны воспитывать своего ребенка, а не лекарствами воздействовать на психику ребенка.

Психостимуляторы не применяются при заболеваниях сердца и сосудов у детей и взрослых.

Антидепрессанты

Антидепрессанты назначается в качестве резервной группы лекарственных препаратов, и являются хорошей заменой психостимуляторов. Антидепрессанты уменьшают выраженность симптомов СДВГ. Трициклические антидепрессанты также назначаются для терапии гиперактивности у взрослых и у детей. Механизм фармакодинамики этих препаратов основан на захвате норадреналина.

Но, применение трициклических андидепрессантов опасно в связи с кардиотоксичностью этих лекарственных средств и риском возникновения аритмий ( необходимо назначать под контролем ЭКГ). Максимальный терапевтический эффект при применении трициклических антидепрессантов достигается через три — четыре недели после приема препарата. Передозировка этих препаратов может закончиться смертельным исходом, поэтому родители должны очень внимательно относиться к хранению этих лекарств. Через некоторое время после применения трициклическизх антидепрессантов развивается резистентность к ним, поэтом необходимо устраивать «лекарственные каникулы», которые должны совпадать с каникулами в школе.

У 70% больных детей отмечается улучшение симптоматики, в результате назначения трициклических антидеперессантов. Эти препараты действуют в основном на поведенческую симптоматику (уменьшают гиперактивность) и практически не действуют на когнитивную.

Все антидепрессанты обладают рядом нежелательных действий – вызывают артериальную гипотонию, сухость во рту, запоры. Среди трициклических антидепрессантов часто назначается детям и взрослым — Велбутрин. Это лекарство хорошо переносится, и редко проявляются побочные эффекты (сухость во рту и головная боль). Велбрутин обычно назначается после психостимуляторов ( если к ним было привыкание или злоупотребление). Антидепрессанты лучше не назначать детям и взрослым с повышенной судорожной активностью и с тиками в том числе, эти лекарства могут спровоцировать судорожные припадки.

Эффексор, Эффексор XR- это антидепрассанты нового поколения. Механизм фармакологического действия этих препаратов основан на повышение уровня нейромедиаторов — серотонина и норэпинефрина в клетках. После курса лечения Эффексором наблюдается повышение работоспособности, улучшение настроения, улучшается внимание и память.

Ноотропы и нейромедиаторы

Ноотропные и нейрометаболические препараты широко применяются в России для лечения СДВГ. Ноотропы – оказывают положительное влияние на функции головного мозга и улучшают процессы обучения и памяти ( ноотропил, глицин, фенибут, фенотропил, пантогам), не вызывая гиперактивности у детей и взрослых.

Препаратами, улучшающими, метаболизм нейромедиаторов являются Кортексин, Церебролизин, Семакс.

Для улучшения мозгового кровообращения показано назначение взрослым и детям — Кавинтона или Инстенона. Препараты, улучшающие мозговое кровообращение не усиливают гиперактивность у детей.

Регулярность приема лекарств должна периодически пересматриваться, врач может отменить некоторые препараты на непродолжительное время и оценить поведение  ребенка. Случается, что проявления СДВГ настолько незначительны, что не стоит сразу прибегать к психофармотерапии. то есть для нее нужны строгие показания.

Дополнительные методы

Один из спорных методов немедикаментозной терапии СДВГ является воздействие на определенные участки головного мозга слабым постоянным электрическим током -транскраниальная микрополяризация. Этот способ терапии позволяет уменьшить  гиперактивность и невнимательность.

Психотерапия является дополнительным методом для лечения гиперактивности у детей и взрослых.. При лечении СДВГ используют индивидуальную, поведенческую, групповую, семейную психотерапию, психологические тренинги, педагогическую коррекцию, освоение метакогнитивных систем (как составить свой распорядок дня, как освоить новый материал).

Существуют различные нетрадиционные методики лечения гиперактивности у детей и взрослых, с недоказанной эффективностью. Среди них – остеопатия, специальная диета Файнгольда, гомеопатия, иглорефлексотерапия, БАДы, нейровитамины, растительные средства (Неврохель).  Очень важно в процесс лечения привлечь школьных учителей и воспитателей детских садов. Только совместными усилиями, возможно, успешно лечить СДВГ.

odepressii.ru

Гиперактивность у детей - причины, симптомы и лечение

Содержание статьи

«Неспокойный малыш! Ни минуты не сидит на месте! Опять высыпал конструктор, скинул куклы с полки, ударил другого ребёнка и убежал с его машинкой в противоположный угол группы!» – такие жалобы обычно слышат родители от воспитателей, забирая непоседливого дошкольника из детского сада. Психологи и невропатологи в один голос называют такого малыша гиперактивным. Подобная картинка ежедневно наблюдается у детей по всему миру. Она давно перестала быть редкостью и в нашей стране. По статистике, предоставленной дошкольными педагогами одного из подмосковных детских садов за 2016 год, гиперактивность была поставлена каждому третьему малышу от 3-х до 7 лет. 2017 год существенно не изменил эти показатели, и даже в некоторых возрастных группах увеличил их. Откуда такое явление, так ли это плохо и как его корректировать – все это будет освещаться в этой статье.

Причины возникновения синдрома двигательной дисфункции (СДВГ)

Механизм развития гиперактивности на данном этапе до конца не изучен. Тем не менее, специалисты, занимающиеся этим вопросом, склоняются к трём факторам развития этой проблемы:

  1. Наследственный фактор – как правило, если исследовать родословные детей, страдающих этим синдромом, можно выявить, что ближайшие родственники (чаще по однополой с ребенком линии) тоже имели отклонения в поведении данного характера. Нередко черты некогда гиперактивного ребёнка можно заметить и в поведении самих родителей – взрослые ведут себя излишне суетливо, грызут ногти, стучат по столу пальцами или первым попавшимся под руку предметом, нередко бывают истеричными и несдержанными.
  2. Мутационный фактор – обусловлен приобретенным изменением в одном или в группе генов, отвечающих за формирование психики ребёнка. Данные преобразования возможны как на стадии формирования половой клетки, так и во время внутриутробного развития.
  3. Поведенческий фактор – проще говоря, это «псевдо-гиперактивность». Если посмотреть на психику такого ребёнка, то, скорее всего, ничего характерного для СДВГ не обнаружится. Такие дети, как правило, симпатизируют непоседам и стараются всячески подражать им. Это явление чаще всего наблюдается в дошкольном и подростковом возрастах, когда стремление быть как все подталкивает слабого и нерешительного ребёнка копировать поведение «атамана коллектива», чтобы не быть высмеянным среди одноклассников.

как поощрять ребенка

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Гиперактивность или СДВГ (синдром двигательной расторможенности ребёнка) — неспособность концентрироваться на определённом деле, частое переключение внимания, одновременно сопряжённое с двигательной активностью. Проще говоря, это дисфункция процессов торможения и возбуждения в пользу последних.

Известно, что за регуляцией этих процессов в организме человека стоит целый комплекс внутренних органов и систем – это нервная, гуморальная (гормональная), опорно-двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая и еще ряд многих органов, входящих в единый организм.

С точки зрения гуморальной нервной системы, за регуляцию этих процессов отвечают 2 ведущих гормона – норадреналин и допамин. Сдвиг в определённую из сторон каждого показателя приводит к внешнему дисбалансу в психике ребёнка. Эти процессы регулируются корой больших полушарий головного мозга, в ней осуществляется закладка всех сознательных импульсов. Процессы возбуждения и торможения – антагонисты друг к другу: смена их циклов – защитная реакция организма от перегрузок и застоев. У ребёнка данные процессы только начинают своё формирование, многому ещё предстоит перестроиться под диктуемый жизнью ритм.

И всё же, почему одни дети не по-детски спокойные, в то время как другие напоминают перекати-поле? Объяснение тут достаточно простое – дело в том, что дисфункция так же имеет разный характер: у одних детишек превалирует возбуждение, а у других наоборот – торможение.

Гиперактивный малыш – какой он?

Гиперактивные дети – самая настоящая педагогическая проблема для воспитателей, а в школьном возрасте – учителей и других педагогов. Неугомонные, они не сидят на месте, часто срываются с него во время занятий, мешают другим, в более старшем возрасте – грубят учителям в ответ на требование к дисциплине. Часто такие дети в основной массе и составляют компании трудных подростков. Как распознать в собственном чаде элементы гиперактивности и вовремя заняться устранением этой проблемы?

Психологи выделяют 2 формы СДВГ – аутичную и классическую.

ребенка обижают в школе — что делать родителям

Аутичная форма СДВГ

«Вроде на гиперактивность и не похоже». Это латентная форма гиперактивности, при которой у ребёнка встречаются аутичные элементы поведения. Такая форма чаще отмечается у девочек младшего школьного возраста. При ней в первую очередь выделяется сильная отвлекаемость внимания – ребёнок словно и не присутствует на уроке. Он стремится познать всё вокруг себя: картины на стене класса, количество ворон на ветке (именно благодаря таким школьникам и пошла поговорка «считать ворон»). Наряду с таким разлитым вниманием параллельно наблюдается сильная двигательная активность – он может рвать в клочья бумажки, разбирать ручку, болтать ногами под столом. Если задевает соседние стулья и мешает другим детям – не осознаёт этого, так как делает это часто не произвольно.

В чём проблема таких детей?

  1. Из-за рассеянности внимания ребёнок часто попадает в неприятные ситуации, начиная от внезапно вытекшего на уроке стержня из пасты, и заканчивая тем, что, пока отвлекается на посторонние предметы, рискует лишиться своих собственных.
  2. Не усваивает информацию на уроке, так как попросту не слушает учителя. Это становится существенной преградой в качественном получении знаний.
  3. Невнимательность может пагубно сказаться в самостоятельных путешествиях ребёнка – он попросту пропустит свою остановку в транспорте и рискует заехать не туда, куда следовал.
  4. Первый этап формирования личной безответственности.

Классическая форма СДВГ

Данная категория составляет само понятие «гиперактивность», как ее принято воспринимать. Это основная форма двигательной расторможенности, встречающаяся у детей любого пола и возраста. Раньше было принято считать, что СДВГ – не заболевание, а педагогическая запущенность ребёнка, невнимание к нему со стороны родителей, безразличие от безысходности у преподавателей. По факту на таких детях либо ставили «крест», либо воспринимали их с лёгкой долей иронии.

Последние исследования всё же доказали, что синдром двигательной расторможенности является психическим заболеванием, которое необходимо вовремя корректировать. Но прежде, чем вносить корректировки, важно правильно выделить основные признаки, согласно которым можно говорить о наличие или отсутствие этого недостатка в данном конкретном случае:

  1. Неусидчивость – ребенок с двигательной расторможенностью не сидит на определенном месте. Ему нужно постоянно перемещаться в пространстве и, если он вынужден сидеть длительное время определённо локализованным – он начинает двигаться, качаться из стороны в сторону, двигать руками- ногами, мешать остальным детям, зачастую, внося лепту в их деятельность и зачиная, таким образом, потенциальный конфликт.
  2. Забывчивость – ребёнок с подобным отклонением на ходу забывает ту деятельность, которой занимался еще недавно, он может пойти в шкаф за расчёской, там в раздевалке встретить другого ребёнка, увидеть у него игрушку и забыть, куда он и зачем шёл.
  3. Рассеянное внимание – не способность концентрироваться на определённом роде деятельности и быстрая переключаемость к другим элементам, часто не несущим заданной нагрузки. Он может клеить кузов у машины, затем вспомнить, что вокруг неё бывают деревья (которых нет в задании!), достать карандаш и начать рисовать деревья. При этом про кузов он может не вспомнить вообще.
  4. Суетливость – неспособность планомерно выполнить определённое двигательное действие. Ребёнок по пути к раздевалке может начать обходить столики и стулья в группе, которые находятся совершенно в другом конце от двери. Во время просьбы воспитателя перенести несколько предметов и поставить их на определённые полки – будет несколько раз бегать туда-сюда с пустыми руками, забывая взять нужное, может взять не то, что ему сказали и поставить не туда. Бывали случаи, когда такие дети после прогулки складывали игрушки в корзинки чужой группы или вещи не в свои шкафчики, а часто и вовсе оставляли их брошенными.

как мотивировать ребенка на учебу

Как же помочь такому ребёнку?

Данному малышу нужна комплексная мера поддержки со стороны 3х и более видов специалистов:

Психолог – ведётся работа на концентрацию внимания у таких детишек. Это различные ролевые игры, театральные постановки, беседы с ребёнком на определённые темы. В работе с такими детьми рекомендована индивидуальная форма занятий, где исключены отвлекающие моменты. Важно понять, в чём выражается большая заинтересованность у малыша, и работать над проработкой недостатков именно исходя из этого направления: если ребёнок интересуется железной дорогой – важно построить свои занятия в этой плоскости.

Педагоги – задача не забрасывать ещё глубже такого малыша, а наоборот, направить его в полезное русло, заинтересовать, подчёркивать его достоинства и минимум уделять внимание недостаткам:

  1. Сделать такого воспитанника «первым помощником», а процесс выполняемой им работы, постоянно держать на обозримом контроле и, если ребёнок начал отвлекаться – вовремя возвращать его к деятельности, которая от него требуется.
  2. Отмечать заслуги малыша перед родителями, подчёркивать, как он хорошо выполнил работу и слегка затронуть сторону недостатков.
  3. Корректировать поведение родителей, если те чрезмерно строги с ребёнком.
  4. Если провинился – строго, но без оскорблений, отругать за плохое поведение, объяснить ему, что он сделал не так, как надо было сделать и потребовать от него повторить всё сказанное.

Медики – как правило, их посещение рекомендуют в том случае, если первые две категории не справляются с поставленными задачами. Родителям советуют пойти на консультацию нейропсихолога, невролога или детского психиатра. Специалист оценивает комплексную работу нервной системы, беседует с ребёнком с целью оценки зрелости речевых функций и интеллекта, а затем подбирает лекарственные препараты, необходимые для коррекции дефекта.

Как правило назначается:

  • ноотропная группа препаратов для подпитки головного мозга;
  • медикаменты, поддерживающие сосудистый тонус;
  • витамины группы В, для гармоничного формирования нервных импульсов;
  • при необходимости — ряд специализированных препаратов, направленных на стабилизацию процессов.

Из народных средств применяются различные успокоительные сборы, направленные на подавление преобладания возбуждающих процессов:

  • Таблетки валерианы (спиртосодержащая настойка не рекомендуется).
  • Чаи с липой, мятой, мелиссой.
  • Отвары дягеля, зверобоя.
  • С осторожностью даётся настойка пустырника.
  • Настои шиповника для повышения иммунных функций.
  • Перед сном рекомендуются хвойные или лавандовые ванны.

Родители – несмотря на то, что они зачастую не являются специалистами, их роль остаётся самой важной в жизни ребёнка. Их задачей становится – формирование правильного режима, как общего, так и питания:

  1. Составить и продумать правильный режим дня, чётко следить его соблюдение.
  2. Исключить раздражающие и продукты непонятного состава из рациона.
  3. Обеспечить спокойный своевременный отход ко сну: препятствовать всяческим активным играм, приглушить свет, снизить громкость звука телевизора (музыки) или вовсе выключить его.
  4. Контроль за информацией получаемой извне (интернет, друзья, школа, ТВ).
  5. Исключить стрессовые ситуации в семье, в особенности, связанные с разводом, постараться в присутствии детей быть деликатнее друг с другом.
  6. Понаблюдать за родственниками – нет ли фактора отрицательной настройки против одного из родителей, попустительства в воспитании, дурного примера.
  7. Участвовать в решении конфликтных ситуаций с педагогами, стараться быть ребёнку в них адвокатом, а не прокурором.
  8. Почаще разговаривать с сыном или дочерью о его внутреннем состоянии: что беспокоит, решать личные проблемы, не уводить общение в узкую плоскость «школа – уроки».

как повысить самооценку у ребенка

Ошибки, допускаемые в воспитательном подходе к ребёнку с СДВГ

Несмотря на то, что СДВГ во всём мире признана патологией и разработаны комплексы мер по помощи в её преодолении, по сей день взрослые допускают ряд серьёзных ошибок в обращении с такими детьми:

  1. Постоянно придираются и отдёргивают их, унижая при этом личность ребёнка, Чрезмерно критикуют каждое действие, при этом, не считая нужным хвалить.
  2. Допускают вседозволенность в поведении.
  3. У детей имеется бесконтрольный просмотр телевидения и Интернета.
  4. Стрессовые ситуации в семье, провоцирующие излишние переживания.
  5. Некорректное поведение с ребёнком одного из родственников (попустительство в развитии вредных привычек, грубых выражений, настрой против других членов семьи, пример асоциального образа жизни и т.д.).
  6. Нет контроля за режимом дня (позволяют ребёнку управлять собой).

Разумный подход к устранению проблемы – залог успешного её решения во всех сложных жизненных ситуациях. Личность отдельно взятого каждого малыша – будущее семьи и нации в целом.

что делать, если ребенок нервный и непослушный

Видео: 10 правил воспитания гиперактивного ребёнка

howtogetrid.ru

У ребенка гиперактивность: симптомы, как лечить

Что делать, если вы думаете, что у ребенка гиперактивность? Очень часто неопытные родители могут назвать своего малыша гиперактивным только за то, что он крутится как волчок с утра до вечера.

Но погодите! Гипердинамический синдром — это серьезное заболевание, которое без консультации невропатолога не лечится. А вот сидеть на одном месте и делать скучный вид умеет мало кто из детей раннего возраста. Давайте разберемся, есть ли у вас проблема, и что с ней делать.

Живой, интересный, активный ребенок — это даже хорошо. Иногда мамы устают и жалуются на чрезмерную неусидчивость своих чад. Но гораздо хуже, если у ребенка действительно проблемы с концентрацией внимания и гиперактивностью.

Вам кажется, что ребенок слишком много и без всякой цели носится по квартире, не может уделить ни минуты одной игре, быстро остывает к начатым делам? Обратитесь к неврологу и внимательно прочитайте карту ребенка.

Есть там слова «синдром дефицита внимания», «гиперкинетический» и подобные? Прежде, чем бросаться на процедуры, обсудите с врачом поставленный диагноз.

 

Чем опасна гиперактивность

Проблемы у гиперактивных детей начинаются ближе к школе. Такие дети плохо учатся, не могут усидеть за партой, часто крутятся и вызывают недовольство преподавателей, ничего не могут запомнить, ничем не интересуются.

Но не падайте духом, при правильном лечении синдром совсем проходит до 14 лет или чуть позже, и подросток становится самым ординарным.

 

Симптомы гиперактивности у ребенка

Во-первых, распознать синдром на раннем этапе и не быть к нему равнодушным. В детстве угадать гиперактивность у детей можно с нарушением сна (частые пробуждения, трудное засыпание) и бесцельным вилянием конечностями. Однако, все это спорно — у детей немало причин ворочаться и кричать.

Полезным будет посмотреть, как ребенок обращается с игрушками. Если он почти не изучает предметы, а только берет и бросает, а потом просит новые — проблема налицо. Такие дети плохо реагируют на слово «нельзя» и подобные. Нет-нет, они прекрасно понимают ваш запрет, но просто не могут остановиться. Ведь вы помните о шиле в причинном месте? )

Среди других признаков: нарушения речи, непрерывная болтовня на «птичьем» диалекте, неумение спокойно стоять или медленно ходить за руку, вечная спешка без цели.

 

Как успокоить истерику у ребенка: Видео хитрости

 

Как лечить гиперактивность у ребенка

Самое важное — наладить строгий режим дня. И соблюдать его без выходных. Ложиться и просыпаться в одно время, с одинаковым привычным ритуалом («ужин, ванна, ночник, книги, песенка»). Так вы приучите его успокаиваться перед сном, быть готовым к нему.

Что делать, если ваш ребенок гиперактивный? Сделайте жизнь малыша максимально предсказуемой. Пусть его окружают только знакомые предметы и все происходит по часам. Вечерние чтения всегда начинаются с любимой книги, на полдник — кефир с печенюшками, на кроватке голубое постельное белье, красная машинка в левом углу.. Тогда у ребенка будет значительно меньше поводов для суеты. Знакомый и уютный мир — спасение для гиперактивного ребенка.

Если малышу «грозит» садик, то родителям гиперактивного ребенка надо подготовиться. Проблемы обязательно возникнут! Малыш не сможет соответствовать требованиям, будет часто отвлекаться и отказываться от задач, дергать других детей.

Что делать? Искать хорошего педагога и заранее обсуждать ситуации. Грамотный воспитатель обязательно найдет подход к вашему малышу: предложит просто посмотреть, как занимаются другие, не будет заставлять, не будет ругать на неумелое исполнение, будет больше нагружать «внеклассными» задачами, чтобы тратить необычную энергию.

Что касается центров раннего развития, то они гиперактивным детям не рекомендуются. До 6-7 лет лучше меньше внимания уделять дошкольному образованию.

И самое главное — никакого насилия! Позвольте ему быть сверхактивным. Даже если вы задумали занятия на дому, не усаживайте ребенка за парту. Лучше проведите все в игровой манере, позволяя ему бегать вокруг вас. Чем короче, но регулярнее ваши занятия, тем лучше. Для всех.

Это полезно узнать:

Дополнительные материалы:

К оглавлению ↑

Из каждой истории можно извлечь пользу. Много двигается? Что ж, а давайте устроим ему собственный тренажерный зал? Ну, или уголок — с батутами, канатами, кольцами, матами.

Чем больше домашняя среда приспособлена к двигательной активности, тем меньше травм ждет малыша. Запишитесь в спортивную секцию, например, плавание.

Гуляйте много и правильно. Ходите на специальные площадки с развивающими комплексами, позволяйте ребенку бегать, прыгать, кататься с горок, плюхаться по лужам. Усидеть дома ребенку трудно, а вот на свежем воздухе ему комфортно.

Чем больше в его жизни прогулок, игр с водой и песком, живого общения и организованной двигательной активности, тем быстрее гиперактивный ребенок придет в норму.

 

10 правил воспитания гиперактивного ребенка: Видео советы

leaky.ru

Лечение гиперактивности у детей | Гиперактивный ребенок что делать

Гиперактивность у детей в крови. У него масса дел, много интересного много нового, и что ему делать с этой неуёмной силой, он не знает, вернее даже не осознаёт.

Для начала, не волнуйтесь, гиперактивость - это не болезнь, это скорее состояние. Справиться с ним можно своими силами без использования в лечении авторитета "дяди доктора". Главное это прислушаться к некоторым советам и ритму жизни своего чада.

Как определить гиперактивность у ребенка?

Гиперактивного ребенка можно отличить по ряду признаков:

1.

Такой ребенок находится в постоянном движении, ему очень сложно контролировать себя. Даже если он устал, он продолжает быть активным.

2.

У таких малышей резко меняется настроение. Он может закатывать истерики, но без слез.

3.

Такие дети много и быстро говорят, перебивают, задают большое количество вопросов, но не слушают ответы.

4.

Ребенку очень непросто что-то довести до конца.

5.

Вовремя уложить спать такого ребенка просто невозможно, а если малыш все-таки уснул, его сон очень беспокойный.

6.

Гиперактивные дети не реагируют ни на какие запреты. Они часто провоцируют конфликты.

Лечение гиперактивности у детей

Советы родителям гиперактивного ребенка:

1.

Сначала удалите кофеин содержащие продукты из рациона малыша. Он может быть так возбуждён, из-за взрослого тонизирующего вещества. Кофеин есть в шоколаде, во всех видах чая кроме ройбуша, в кофе, и кофейных напитках.

2.

Затем сократите количество сахара. Переизбыток сахара может вызывать повышенную активность. Всё дело в здоровом обмене веществ. Переизбыток сахара, тело сжигает за счёт повышенного уровня активности. Это конечно лучше чем формирования жировых тканей, но тоже хлопотно. Сократите сахар, и дела пойдут на лад.

3.

Возможно в составе витаминных комплексов, которые принимает малыш, есть женьшень, радиола розовая или другие тонизирующие средства. Смените витамины, и исключите тонизирующие элементы.

4.

Для лечения гиперактивности на ночь давайте ребёнку пару капель настойки пустырника, валерьяны или используйте чай из мяты. Это успокоит ажиотаж, и ребёнок спокойно ляжет спать.

5.

Делайте малышу успокаивающие ванны. Для этого заваривайте мяту, мелиссу и ромашку в равных частях и добавляйте к ванной. Ванна должна быть тёплой, а не горячей.

6.

Дайте возможность выпустить пар. Если ваш малыш носиться как угорелый по квартире - это сводит с ума. Если он делает это в парке, то совсем не так сложно. Ходите, гуляйте, выбирайтесь в походы - это отличный вариант развития и поддержания тонуса, как для маленького, так и для Вас.

7.

Что делать с гиперактивным ребенком? Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Если он мал, то это может быть что-то полезное - например танцы или плавание. Танцы будут очень утомлять, а плавание имеет дополнительное, седативное действие воды.

Гиперактивный ребенок, что делать?

Родителям таких детей просто необходимо знать, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого необходимо выработать определенную линию поведения.

Гиперактивные дети, что делать родителям?

1.

Очень важно в лечении гиперактивности у детей соблюдать распорядок дня. Гиперактивные дети должны кушать, гулять и ложиться спать строго в определенное время.

2.

Старайтесь избегать приказов, даже повышенных интонаций, ведь малыш может быстро перенять ваше настроение. Приучайте его к спокойному общению.

3.

Если вы что-то запрещаете ребенку, необходимо предложить альтернативу. К примеру, если гиперактивный малыш начал рвать книгу, предложите ему старую газету.

4.

Ограничивайте ребенку просмотр телевизора и длительное пребывание за компьютером.

5.

Можно посещать вместе с ребенком различные спортивные секции. Такие занятия будут очень полезны в лечении гиперактивного ребенка и помогут ему выплеснуть избыток энергии.

6.

Гуляйте с ребенком по вечерам. Во время прогулок разговаривайте с ним. Внимательно слушайте все, что он говорит. Спокойные прогулки на свежем воздухе помогут успокоить ребенка.

7.

На ночь малышу можно сделать теплую ванну и добавить в нее успокаивающих трав. Почитайте малышу любимую книгу и включите спокойную музыку.

8.

Когда гиперактивный ребенок расстроен или перевозбужден, обнимите его, погладьте по голове. Для детей очень важен физический контакт.

9.

Старайтесь чаще говорить ребенку, что он вам очень дорог. Гиперактивным детям очень важно чтобы их любили такими, какие они есть, не смотря на их поведение.

Теперь Вы наверное уже меньше переживаете о том как провести лечение гиперактивного ребёнка в современных условиях квартиры. Главное, найти его активности применение, варианты для выхода иррационального использования, образовавшегося резерва сил. Будьте здоровы, будьте активны!

www.medmoon.ru

Гиперактивность у детей, причины, признаки, что делать

В каждом детском саду или начальных классах школы есть «настоящее шило в попе», гиперактивный ребенок, который ни минуты не способен посидеть спокойно. Его просто распирает, он проявляет неуемную энергию, все время вскакивает, лихорадочно бегает, что-то хватает, кричит… Раньше таких детей считали невоспитанными, педагогически запущенными, а сейчас им ставят диагноз «гиперактивность«.

Если совсем уж по медицински — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Гиперактивность у детей — что это

Гиперактивность у детей  — это сверх повышенная активность, склонность моментально отвлекаться, не умение концентрироваться на каком-то одном занятии длительное время. Все это сопровождается нервным возбужденным состоянием.

Часто такие детки шокируют своим поведением, раздражают, приводят в ужас взрослых, занимающихся воспитанием, от них стонут и отчаянно ругают учителя, воспитатели, часто и любящие родители от такого поведения дитяти далеко не в восторге. Ведь он, этот обормот, ничего не запоминает, сколько не повторяй! Он крутится, он подрывает дисциплину в группе! Юла, вечный двигатель, живчик, шустрик — и это не самые серьезные высказывания в его адрес.

Конечно большинство деток шебутные, но когда это переходит все границы.. Как же определить, по каких признакам, что у вашего ребенка гиперактивность?

Признаки (симптомы) гиперактивного ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей проявляет себя так:

1. Ребенок не может оценить самого себя, понять, что он поступает как-то не так.

2. Настроение колеблется очень сильно и в малых временных пределах. На дню по десять раз могут  быть и слезы, и истерический смех.

3. Характерны мелкие кинезы (мелкие нервные движения) — покачивание, дрыгания ногами, кручение пальцев и т. п.

4. Все время клацает переключателем каналов телевизора, долго не в состоянии определиться и остановиться на чем-то одном.

5. Такой ребенок легко начинает гневаться, раздражаться.

6. Самооценка чаще занижена.

7. Часто конфликтует со сверстниками.

8. Плохо переносят неудачи.

9. Вскакивает, пересаживается, залезает на шкаф в неподобающей обстановке.

10. Очень много и быстро говорит.

11. Часто лжет, может воровать  дома и других местах (школа, магазин, родственники), слыть хулиганом.

Не обязательно вы отыщете в своем чаде все эти напрягающие признаки, но даже половина из них уже тревожный знак. Иногда таких деток можно спутать с подрастающими холериками… Показательным отличием будет то, что ребенок-холерик, если его серьезно заинтересовать, сможет просидеть на месте более 10 минут и отвлечется только тогда, когда сильно устанет.

Гиперактивность детей — причины

Токсикозы во время беременности, асфиксия средней и тяжелой степени, всевозможные интоксикации, черепно-мозговые травмы (упал с качелей, уронили с пеленального стола), инфекционные болезни нервной системы (менингит, энцефалит).

Могут повлиять на развитие синдрома гиперактивности и недостатка внимания стремительные и затяжные роды, применение щипцов и других родовспомогательных инструментов, игнорирование советов матерью бросить курить хотя бы на время беременности.

Но чаще невропатологи  таким гиперактивным деткам ставят диагноз ММД ( минимальная мозговая дисфункция)

Немаловажную роль играет и генетический фактор. Возникновение гиперактивности вот так с бухты-барахты не возможно, на все есть причина, просто бывает, что вредность, повлиявшая на развивающийся мозг, не была установлена.

Гиперактивность детей чаще всего выступает вкупе с дефицитом внимания и импульсивностью.

Дефицит внимания — признаки

Как же проявляет себя синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

1. Ребенок не может сосредоточиться на чем-то более 5 минут.

2. Не слушает, что говорят другие.

3. Не в состоянии соблюдать инструкцию.

4. Часто теряет вещи, оставляет на площадках игрушки.

5.Часто все забывает.

6. Легко отвлекается.

7. Трудно обучаем, как письму, так и стройной речи.

Импульсивность — признаки

1. Не может дождаться очереди.

2. Начинает отвечать, не дослушав до конца вопрос.

3.Вмешивается в разговор других, прерывает говорящего.

4. Не умеет подчиняться правилам.

На сегодняшний день 35% детей гиперактивны, а это, на минуточку, каждый третий. Мальчишек по статистике больше в два раза.

И вот что страшно, что некоторые мамы наивно надеются, что их ребенок «перерастет», с возрастом все изменится, но в том-то и дело, что изменения эти мало кого способны порадовать.

Что ожидает выросшего гиперактивного ребенка при отсутствии лечения

  • 70  детей  продолжают и подростковом возрасте проявлять все симптомы гиперактивности.
  • 35% детей не в состоянии  закончить успешно среднюю школу, а в институт идут не более 20 % больных. При этом гиперактивность у взрослых совершенно не связана с уровнем интеллекта. Большинство гиперактивных имеют уровень возрастной нормы, или даже выше среднего, а неспособность обучаться связана именно с недостаточной концентрацией внимания.

Но и отчаиваться и рвать волосы на голове на поводу этого диагноза у ребенка не стоит.

Обилие мыслей у таких детей могут сделать их творчески одаренными. Из истории известно, что подобные диагнозы были поставлены Моцарту и Эйнштейну. Просто к такому ребенку нужен такой же неординарный подход, как и он сам.

Конечно, дома создать гиперактивным детям условия проще, в школе, в садике для него слишком много руководящих указаний и правил. Да и ведет себя такой ребенок,  когда один и когда он находится в коллективе совершенно по- разному. Один на один результаты его несравненно лучше.

Впрочем, домашнее обучение — крайняя мера. Сначала стоит попытаться наладить контакт с учителем, может, он пойдет на некоторые уступки дисциплине и поможет создать для гиперактивного ребенка условия в классе.

Условия для гиперактивного ребенка в школе

Как справиться с гиперактивным ребенком в школе?

1. Сажать такого малыша на первую парту, меньше отвлекающих факторов.

2. Нагрузку увеличивать постепенно.

3. Если нужно вытереть доску или переставить предмет, просить именно гиперактивного ребенка, ему жизненно необходима смена активности.

4. Чаще устраивать физкультурные пятиминутки.

5. Если не успел что-то доделать на уроке, давать ему персональное домашнее задание.

6.Не сажать на одну парту двух гиперактивных, это будет похлеще приличной дымовухи, принесенной в класс.

7. Не создавать таким детям цейтнот времени.

Но, естественно, это только подпорки, основные усилия в деле коррекции детского поведения выпадут на долю родителей.

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Что делать, если ребенок гиперактивный? Как воспитывать гиперактивного ребенка?

1. Обязательно нужна консультация психиатра и психотерапевта. «Ярлыков» не стоит бояться, если не прибегать ни к чьей помощи, может стать еще хуже в плане ярлыков. Сверстники бывают гораздо жестче, чем взрослые, и запишут в психи в пол тычка.

2. Соблюдать последовательность в домашних правилах и мерах наказания.

3. Стараться держать свои собственные эмоции в рамках. Не показывать ребенку своего раздражения.

4. Любое позитивное поведение поощряйте.

5. Следите за речью в общении с ребенком, говорите медленно, членораздельно. Не ставьте сразу несколько задач.

6. Четкие ограничения свобод, поменьше всяких «нельзя».

7. Четкое расписание ежедневных дел. При нарушении гибкость, спокойствие и настойчивость. Не получилось сегодня, получится завтра.

8. Не ругайте все время своего ребенка, критиковать можно поступок, а не личность, и то недолго.

9. Очень полезны пальчиковые игры, вязание крючком, собирание пазлов, рисование, штриховка, лепка, бисероплетение. Если вы что-то потеряли, попросите помочь найти ребенка.

10. Число товарищей по играм ограничивать одним-двумя, чтобы не было у вашего чада перевозбуждения.

11.Желателен успокаивающий нервную систему вид спорта — плавание, гимнастика, или требующий сосредоточения, овладения собственной энергией, какие-нибудь восточные практики, типа у-шу.

12.Не делать несколько дел одновременно, игрушка одна, если достали другую, первую спрятать, так же и в отношении уроков, на столе, кроме учебника и тетради, ничего не должно отвлекать внимания. Тем более под запретом фоновый телевизор или магнитофон.

 Помощь психолога гиперактивному ребенку

Задача специалиста в первую очередь — предупредить конфликтные ситуации и примирить «ваше шило» с окружающей реальностью,  коррекционная работа должна удовлетворять некоторым условиям…

1. Работа с таким ребенком должна проводиться в привлекательной эмоционально-игровой форме, что стимулирует самоконтроль и снижает нагрузку на неокрепшую психику.

2. Подборка таких игр и занятий, которые тренировали какую-то одну функцию, одновременно тренировать внимание и импульсивность, к примеру, совершенно не возможно. И если вы учитесь запоминать стихи, то вовсе не обязательно, чтобы ребенок сидел за столом. Он может стоять хоть на голове, главное, чтобы от стихов не отвлекался.

Если вам есть, что сказать о гиперактивности ребенка, синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей, то милости прошу.

japsix.ru

как лечить, что делать родителям

Рейтинг: Нет рейтинга

Содержание статьи:

«У тебя что, шило в попе?» Многие мамы задают такой вопрос своим непоседам. Как правило, к этому относятся с пониманием, все ведь знают, что в определенном возрасте ребенок активен и подвижен, ему хочется бегать, прыгать, и совершенно не хочется сидеть на месте. Часто это обусловлено стремлением познать окружающий мир. Но в 5% случаев неусидчивость граничит с рассеянностью, нервозностью и повышенной активностью.

Где проходит черта между непоседами и гиперактивными детьми, каковы проявления и причины этого расстройства, какие существуют пути коррекции такого состояния? Нуждаются ли гиперактивные дети в лечении, и чем такое состояние отличается от СДВГ? Мы разберемся во всех вопросах!

Причины гиперактивности у детей

Для понимания ситуации разберем, а что это такое – гиперактивность у детей?Гиперактивность – это состояние, при котором двигательная активность и нервная возбудимость человека превышает норму, становится неадекватной и непродуктивной. Например, вы полете морковь на огороде. Если вы за 2 часа справились и сделали работу хорошо – это была повышенная активность с вашей стороны.

Если вы два часа пробегали как невменяемая вдоль рядков с морковью, половина бурьяна осталась, морковь прорежена неравномерно, а вы чувствуете себя загнанной лошадью, слёзы текут и истерика на подходе – вот это явная гиперактивность. У ребенка все происходит примерно так же, но только без моркови.

Врачи называют ряд причин, из-за которых у ребенка может развиться гиперактивность:
  • Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде. Сюда можно отнести курение и/или употребление алкоголя матерью в первом триместре беременности, инфекционные заболевания, неблагоприятную обстановку в молодой семье, нервные срывы беременной женщины, неправильное питание будущей матери.
  • Родовые травмы и патологически роды. Это травмы, нанесенные ребенку в период изгнания плода из матки. Иногда они становятся последствиями неправильного или несвоевременного родовспоможения, но чаще – вследствие патологических родов, вызванных неправильным предлежанием плода, слишком бурной или тихой родовой деятельности.

Катализатором гиперактивности, которая возможна у каждого 10-го ребенка, часто становится бедность рациона малыша по витаминам и минералам, частые болезни, неблагополучное состояние семьи, частые ссоры, скандалы родителей. Таким образом, гиперактивным становится каждый 16 ребенок, рожденный с одним из вышеперечисленных пунктов.

Признаки гиперактивности у детей

  • Высокая активность. Либо ребенок активнее, чем предполагается в конкретной ситуации, либо он активнее своих одногодок, и это заметно с первых секунд.
  • Нетерпеливость. Гиперактивный ребенок не может ждать, ему нужно сейчас и немедленно. Такой малыш может развернуться и уйти, не достояв с мамой очередь в кассу за продуктами.
  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Малыш в сидячем или лежачем положении двигает ступнями, мнет руки, ерзает.
  • Неусидчивость. Малыш может резко встать посреди занятия в группе или классе, даже дома за просмотром телевизора или рисованием.
  • Бесцельная двигательная активность. Ребенок бегает не потому что куда-то спешит, а просто так, кругами, куда-то лезет, карабкается без видимых на то причин или в неподходящих ситуациях.
  • Шумность. Гиперактивные дети не могут играть тихо, их слышно среди толпы таких же детей, они всегда громкие и крикливые.

В разном возрасте гиперактивность проявляет себя по-разному. Симптомы гиперактивности у детей 2-3 лет проявляются, как описано выше, дети бегают, не могут усидеть на месте, ерзают, много и громко говорят.

Признаки гиперактивности у ребенка до года проявляют себя частыми ночными просыпаниями, бесцельными и быстрыми движениями ручек и ножек, ползаньем по кругу и плохой координацией движения.

Синдром гиперактивности и недостатка внимания у детей

Гиперактивность у детей часто путают с более серьезным расстройством – синдромом гиперактивности и недостатка внимания (СДВГ). Чтобы отличить две патологии, нужно разобраться и в том, что такое это СДВГ и какие симптомы отличают его от простой гиперактивности.

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития маленького ребенка. Вспоминаем нашу морковку. Когда вы вместо качественной прополки бегали, как невменяемая, по грядкам, не в силах усидеть на месте – это была гиперактивность.

Если бы у вас было СДВГ в самых ярких его проявлениях, вы бы вышли на огород, бегали вдоль морковки с криками «а чего я сюда приперлась», потом вспомнили и начали полоть, под ноготь забилась бы земля, вы бы закатили истерику, психанули и перелопатили все морковные грядки, а потом упали на землю без сил и обрыдались. Через 7 минут вы бы пытались понять, почему вы на огороде, зачем ревёте, что с морковью, «и вообще, на кой черт мне этот огород, пойду займусь чем-то полезным, по дороге вспомню, чем собиралась заняться».

В этом случае симптомам гиперактивности добавляются рассеянность и неуправляемая импульсивность, граничащая с агрессией. Это расстройство намного опаснее гиперактивности и способно навредить малышу в его взрослой жизни, если не принимать никаких мер. Подробнее об этой патологии можно узнать из статьи о —СДВГ—.

Гиперактивность у детей: нужно ли лечение

Поскольку гиперактивность – это признак неуравновешенной системы малыша, чаще всего ее лечат коррекцией поведения родителей. В большинстве случаев достаточно уравновесить отношения в семье, наладить питание, и проблема уходит сама собой. Нет таблеток от гиперактивности ребенка. Есть витамины группы В, стабилизирующие деятельность нервной системы, и седативные препараты. В редких случаях возможен приём препаратов гомеопатического ряда.

Важно! НИКОГДА! Никогда не слушайте советы подруг и не верьте статьям в интернете, что «у меня был такая же проблема с ребенком, мы пропили курс антибеготнина и успокоина, и нашу проблему как рукой сняло!». Препараты при гиперактивности у детей, если в них есть необходимость, может назначить только лечащий врач, проведя опрос, осмотр и все диагностические мероприятия.

Диагноз гиперактивности у детей может поставить только невропатолог, невролог или психиатр, помните об этом и не переживайте раньше времени. Возможно, у малыша просто —кризис 3 лет—. Также не путайте гиперактивность с простой —истерикой у ребенка—.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Если у ребенка налицо все симптомы гиперактивности, и вы не знаете, что делать, до похода к врачу можно успокаивать ребенка разными способами:

  • Чай. Вместо черного чая систематически заваривайте травяной: ромашку и мяту. Это не лекарства, но разбушевавшуюся нервную систему малыша немного успокоят.
  • Низкий эмоциональный фон. Постарайтесь не возбуждать нервную систему ребенка почем зря: не ссорьтесь с ним или с мужем, поменьше негативных эмоций, но поросячью радость тоже не провоцируйте.
  • Выброс энергии. Определите ребенка в секцию. Лучше, чтобы это был индивидуальный спорт, и чтобы малыш занимался не ради высоких результатов, а для себя.
  • Поговорите с педагогами. Они должны понимать, что ребенку трудно высидеть занятие, пусть чаще вызывают его к доске, просят ее протереть, принести журнал, собрать тетради и т. п. Малышу так будет легче.
  • Переменки. Занимаясь дома, делайте переменки каждые 15 мин. – пусть походит, отожмется, разомнет пальчики.

Как лечить гиперактивность у ребенка – видео

На этом видео детский невролог поясняет, что такое гиперактивность, какие у нее признаки, причины. Рассказано о проявлениях гиперактивности у деток до года, в 3 года, 5-6 лет. Невролог рассказывает, как облегчить воспитательный процесс такого ребенка.

Как правило, диагнозом гиперактивности клеймят своих детей многие родители. Очень важно различать – малыш просто активен, гиперактивен, или у него серьезные проблемы и СДВГ. Раньше 6-7 лет такой диагноз никто не ставит, возможны лишь подозрения.

Правильно кормите и воспитывайте вашего малыша, создайте спокойную, уютную атмосферу дома, любите и хвалите вашего непоседу, и возможная угроза просто пройдет стороной.

Для детей с СДВГ не лишним будет занятия по методике Домана или Зайцева, так же можете попробовать методику Никитиных.

Вы замечали за своим малышом признаки гиперактивности? Что сказал вам детский невролог? Если у вас есть опыт воспитания гиперактивных малышей – поделитесь им с нами в комментариях!

www.beremennost-po-nedeliam.com