Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Психология детского рисунка и умственное развитие ребенка. Анализ рисунка ребенка 6 лет


психологический анализ и психология ребенка

Не каждый взрослый умеет выразить свои переживания и эмоции словами.

Что уж говорить о детях? Но и у них есть способ найти отражение своего внутреннего мира — рисование.

По изображениям вполне можно понять, что его интересует и волнует.

Что такое сказкотерапия для детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Зачем анализировать детские рисунки?

Степень взаимопонимания в семье в большей степени зависит от взрослых.

Родителям необходимо создавать дружелюбную атмосферу дома.

Но это трудно сделать, если вы не понимаете, что чувствует ваш ребенок.

Детский рисунок, который был создан без вмешательства взрослых, помогает лучше понять малыша. Его расшифровка помогает дать представление о его психическом состоянии.

Кроме того, вовремя отследив тревожные симптомы в художествах, можно успеть вовремя принять меры, избавив ребенка от состояния стресса.

Анализ рисунков ребенка позволят выявить:

  • возможные переживания и страхи, которые малыш скрывает;
  • что ребенку нравится, а что нет;
  • мечты и скрытые желания;
  • основы характера и его приоритеты;
  • соответствие текущего уровня развития малыша и его возраста.

Регулярно проводя анализ детского рисунка можно научиться лучше понимать своего малыша.

к содержанию ↑

Что чаще всего рисуют дети и почему?

В основном дети рисуют то, что их окружает: семью, домашних животных, природу, дом и так далее.

На ребенка влияет все, что его окружает. Все эмоции, переживания, страхи и сомнения обязательно находят свое отражение в его творчестве.

Мальчики часто рисуют технику, богатырей, оружия, машины. При этом сюжет у них в основном динамичен, то есть показан в движении.

Девочки отдают предпочтение замкам, принцессам, животным, а сюжет у них, напротив, статичный.

Очень сильное воздействие на детей оказывают и то, какие книжки, мультфильмы и игры их окружают.

к содержанию ↑

Психологический анализ

Психологическим анализом рисунков детей занимаются, как правило, социальные работники, психологи. Но важно, чтобы родители также вовремя заметили изменения в творчестве малыша.

При этом важно принимать во внимание возраст ребенка. Лучше всего оценивать психоэмоциональное состояния ребенка по рисунку 4-6 летнего ребенка. Он творит уже более осознанно.

Если рассматривать в общем, то можно выявить следующие закономерности:

  1. Оптимистичные дети рисуют легко и непринужденно. Само изображение у них имеет среднюю величину и расположено в середине листа. Персонажи приятные, на лице у них можно увидеть спокойствие и улыбку.
  2. Замкнутые дети часто совсем не рисуют руки — это как раз и говорит об их необщительности, застенчивости.
  3. Тревожные дети, неуверенные в себе, чаще всего мельчат в рисунках. Их творчество занимает только небольшую часть листа. У персонажей короткие руки и ноги, что выражает их ощущение незащищенности.

    Кроме того, тревожные дети часто чрезмерно штрихуют рисунки.

  4. Агрессивные дети рисуют руки непропорционально большими с крупными пальцами. В этом выражается их желание побеждать.
к содержанию ↑

О чем говорит сюжет?

Проводя анализ творчества малыша необходимо обратить особое внимание непосредственно на изображенный сюжет:

  1. Отсутствие людей, а также животных, говорит о проблемах в общении, замкнутости.
  2. Частое изображение опасных животных, хищников, с большими зубами, когтями или рогами — все это отражает имеющееся внутреннее напряжение у малыша.
  3. Оружие, танки, сражения, динозавры в рисунках мальчика являются нормой. Таким образом он начинает осознавать свой гендерный статус в обществе. А вот такие сюжеты у девочки говорят о скрытой агрессии у нее.
к содержанию ↑

Что передает цвет?

Настроение, чувства и эмоции можно прочитать по цветам, которые преобладают на рисунках ребенка.

  1. Желтый цвет говорит о непосредственности, общительности, игривости, радости.
  2. Красный отражает как активность и целеустремленность, так и напряжение, тревогу и даже гнев.
  3. Темно-зеленый сигнализирует о постоянстве, стабильности, уверенности малыша.
  4. Зеленый свидетельствует о уравновешенности. Но довольно часто это говорит об эгоизме и упрямстве ребенка.
  5. Голубой цвет чаще всего предпочитают спокойные и чувствительные дети.
  6. Оранжевый цвет — символ ярких эмоций, веселья, радости. Но если его слишком много, то это говорит о перевозбуждении малыша.
  7. Фиолетовый цвет предпочитают выдумщики и фантазеры. Такие дети восприимчивы, чувствительны и часто сомневаются в себе и том, что делают.
  8. Синий цвет выбирают доверчивые дети, обладающие артистичными способностями.
  9. Белый цвет в рисунке говорит об уравновешенности ребенка.
  10. Черный может быть как признаком решительности, так и агрессивного упорства.
  11. Коричневый цвет отражает трудолюбие и стойкость. Но также дети, отдающие ему предпочтение, отличаются медлительность.
к содержанию ↑

О чем сигнализируют детали?

По деталям проще понять, что на душе ребенка. Так, например:

  1. Страшные звери, когти и зубы могут говорить о скрытой агрессии, страхе и дискомфорте.

    Но иногда это бывает просто следствием просмотра мультфильма или похода в зоопарк.

  2. В центре рисунка всегда располагается самое значимое для ребенка: это может быть кто-то из близких и знакомых, животное или предмет. На это тоже стоит обратить внимание.
  3. Когда центр листа ничем не заполнен, там осталось пустое место, то это сигнал о низкой самооценке малыша и его неуверенности в себе.
  4. Ребенок поместил кого-то из своих знакомых в угол листа — это может говорить о том, что у него проблемы в общении с этим человеком.
  5. В углу листа малыш изобразил себя — может говорить о его одиночестве. Присмотритесь, хватает ли ему внимания? Нет ли у него страха перед общением с людьми?
  6. Тонкие ноги и руки у изображенных людей могут говорить о том, что ребенок боится браться за что-то новое, не уверен в себе и своих силах.
  7. Большая голова свидетельствует о том, что малыш может контролировать свои эмоции, не страдает от импульсивности.

    Над чувствами у него определенно преобладает разум.

  8. Когда на рисунке люди обнимаются или держатся за руки, то ребенок испытывает доброту и тепло во взаимоотношениях.
  9. Слишком много яркой одежды у персонажей? Значит малышу важно, что окружающие думают о нем. Он хочет привлечь внимание к себе.
  10. Предметы и фигуры будто зависли в воздухе и не касаются земли — это говорит о хорошей фантазии и мечтательности автора.
  11. На рисунках отсутствуют люди — это может быть сигналом о проблемах в общении.
  12. Обратите внимание на горизонт: если люди расположены ниже него, то у малыша пониженная самооценка; если же, наоборот, выше него — самооценка завышена.
  13. У персонажей рисунка есть уши — это свидетельствует, что малыш прислушивается к мнению окружающих.
  14. На рисунках нет солнца или его застилают облака — это признак того, что ребенку не хватает ласки, заботы, нежности и тепла.
  15. Персонажи держат руки за спиной или в карманах? Присмотритесь внимательнее, это может быть признаком недоверия и лжи со стороны дитя.

Что значит, если ребенок рисует:

  1. Круги. Это означает, что ребенок изучает мир вокруг, но больше занят своими собственными переживаниями. Ему может быть сложно общаться с окружающими, он немного замкнут.

    Когда же малыш начнет внутри круга прорисовывать линии и точки, то это будет знаком, что он готов к общению.

  2. Кресты. Скорее всего малыш очень переживает из-за чего-то, ощущает чувство вины, наказывает себя за что-то.
  3. Закрытые шкафы, замки и другие закрытые предметы. Когда в рисунке присутствуют любые закрытые элементы, то они означают запреты и секреты, к которым не допускается ребенок.
  4. Большое количество мелких деталей. Возможно, малыш не дает выхода эмоциям, скрывает от окружающих собственные чувства. Также для него важны правила и порядок.
  5. Солнце, цветы, птицы. Такие положительные и светлые элементы детского творчества говорят о его позитивном взгляде на мир, эмоциональной стабильности и душевном покое.
к содержанию ↑

Тревожные сигналы

Существуют следующие моменты, которые могут говорить о возможных проблемах:

  1. Хорошо прорисованные большие глаза — возможно у малыша есть скрытые тревоги и страхи.
  2. У людей или животных нет рта и глаз — ребенку сложно общаться, он испытывает с этим трудности.
  3. Неземные существа, фантастические миры — малыш может чувствовать себя неуютно и дискомфортно в настоящем мире, он хочет укрыться в выдуманном.
к содержанию ↑

Оценка уровня развития

Как оценить соответствие уровня развития ребенка его возрасту через рисунок?

Каждой стадии развития малыша и его возрасту соответствуют некие характерные черты, которые можно наблюдать в рисунке. Наиболее общими являются следующие ориентиры:

  1. Менее 3 лет. В основном рисунки состоят из нечетких изображений, линий и пятен.

    Но ближе к 3 годам уже начинают просматриваться контуры и более детальные изображения фигур.

  2. От 4 до 5 лет. Начинает появляться сюжет. Малыш уже самостоятельно может пояснить, что он изобразил и что именно его на это вдохновило. На рисунке становится больше деталей (одежды, фигуры и т.д.), более четко прорисовываются лица.
  3. От 6 до 7 лет. Рисунок уже отражает не только фантазию ребенка, но и его навыки. Он уже способен изображать персонажей различными схемами рисования. В это время он также способен копировать чужие стили.
  4. От 7 до 8 лет. Объекты получают пропорциональность, сюжеты прослеживаются более четко.

Психология детских рисунков очень важна для родителей, так как она позволяет узнать потребности их малыша и выявить проблемы на ранних сроках.

Психология детского рисунка:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Анализ детского рисунка * Психология и воспитание детей * Дети

Внутренний мир любимого ребёнка – тайна. Часто он скрыт от нас. А детские рисунки, которые мы считаем развлечением — отражение их души. Рисуя, дети достигают полной сосредоточенности, не чувствуют ограничений. Именно благодаря рисункам детские души становятся ближе и понятнее. Это способ узнать их переживания: боль, радость, страх, растерянность, любовь. Стремитесь прочитать скрытые в рисунках послания, а главное – обсуждайте их с детьми. Итак, приступим к анализу детских рисунков.

Цвета детских рисунков

Присмотритесь: какой карандаш в домашнем наборе для рисования короче остальных? Это любимый оттенок! Когда любимыми являются жёлтый и фиолетовый карандаши – жить ребёнку комфортно. Частый выбор красного цвета говорит об энергичном, возбудимом характере, а зелёного – о стремлении к уюту, покою.

Синий связан с тоской, автору чего-то недостаёт. Коричневым карандашом много рисуют дети, чувствующие дискомфорт. Некоторые малыши часто пользуются черным карандашом, даже если не нужно. Непременно выясните, почему чёрный цвет близок ребёнку. Понадобится психолог.

Психология рисунка с фигурками людей

Человечки всевозможных видов, нарисованные нашими детьми – особая тема. Малыши изображают себя, свою семью, друзей, героев книг и мультиков. Такие шедевры хранятся много лет, напоминая о взглядах на мир наших маленьких художников.

Глаза людей на рисунке подскажут вам, что чувствует сын или дочка. Если глаза большие – это выражение страха перед окружающими, а если маленькие – страх просто глубоко запрятан, не осознан.

Когда у нарисованного человечка невообразимо длинные пальчики – автор рисунка чувствует себя сильным. Руки рисуются поднятыми и разведёнными вверх – малыш стремится действовать, творить. Руки опущены – ему требуется родительская помощь.

Ноги у нарисованных фигур бывают длинными, когда вашему ребёнку хочется независимости. О беспомощности, наоборот, говорят тонкие и короткие ноги персонажей.

Если на просьбу изобразить человечка вы получаете в итоге животное странной наружности, значит, пока малыш не принял себя настоящего. Помогите ему в этом.

Анализ детского рисунка «Моя семья»

Можно многое понять, если всмотреться в детский рисунок. Человек, по-настоящему главный, будет изображён выше всех. С особым нажимом дети рисуют того, кто кажется страшным. Ближе всего изображают действительно доброго и дорогого члена семьи.

Выбор карандаша: темнее или светлее — сообщает об отношениях с нарисованным человеком. Задумайтесь, когда на рисунках маленького художника нет солнца или взрослые изображены так, будто повернулись в разные стороны.

Семье нужны перемены, если малыш рисует вместо людей сказочных героев. Такому ребёнку уютнее в фантастическом мире, реальность его пугает.

Психология помогает понять, что происходит в мыслях ребенка —  анализ детского рисунка

 

 

Вам также может быть интересно:

prodeti24.ru

Анализ детского рисунка семьи

В дошкольном возрасте развитие воображения ребенка построено так, что он через рисунки передает свое внутреннее состояние. По ним можно узнать о депрессии у малыша, о его страхах и переживаниях. Также о многом расскажет детский рисунок семьи. 

На что обратить внимание на рисунке семьи? 

ОЧЕРЕДНОСТЬ

Обратите внимание, кого ребенок нарисовал первым. Именно этот человек для крохи самых любимый и значимый, с ним у малыша наилучшие отношения.

Читай также: Рисуем с детьми: 7 необычных способов

СОСТАВ

Если на рисунке нет кого-то из членов семьи, значит, в есть место конфликту. У ребенка с «забытым» сложные отношения, даже если вам кажется, что все иначе. Спросите у малыша, какие чувства и почему вызывает у него этот человек. Независимо от количества людей на бумаге, себя малыши обычно рисуют в центре. Это означает, что кроха чувствует себя в семье любимым и защищенным. Если его нет, возможно, у вас не самые лучшие отношения и он чувствует себя одиноко.

РАЗМЕР

Маленькая фигура – маленький авторитет. Самый значимый и авторитетный для ребенка человек будет изображен на рисунке семьи самым большим. Также обратите внимание, косого размера фигура самого малыша. Избалованные дети рисуют себя огромными, а отвергнутые и одинокие – маленькими.

РАССТОЯНИЕ

Ребенок рисует членов семьи очень близко друг к другу? Прекрасно! В вашей семье прекрасная атмосфера. Чем ближе фигурка ребенка к кому-то из персонажей, тем сильнее его привязанность к этому человеку. И наоборот. А предметы, разделяющие его с кем-то из семьи, говорят о барьере в общении и отношениях.

ЦВЕТ

Чем больше ярких и красочных цветов, тем лучше. Все цветное – это хорошо. А вот если кто-то из семьи разукрашен черным, крохе сложно с этим человеком. Красный тоже считается цветом-сигналом. «Красные» люди вызывают агрессию у ребенка или, наоборот, негативно настроены по отношению к нему.

Читай также: На что обратить внимание, когда ребенок рисует

ЧАСТИ ТЕЛА

Четко прорисованные черты лица говорят о любви к человеку.

Большой рот – человек слишком часто делает замечания или кричит на ребенка. Маленький рот или его отсутствие означают скрытность. Если у фигурки есть зубы, значит, ребенок чувствует агрессию от этого человека. 

Персонаж на рисунке с длинными руками или вообще без них наверняка в жизни оказывает на ребенка сильное давление. Если кроха нарисовал себя с поднятыми вверх руками, это говорит, что он хочет обратить на себя внимание.

Если вы постарались расшифровать детский рисунок и результат вас удивил, не спешите расстраиваться. Единичный «подозрительный» рисунок вряд ли стоит расценивать как руководство к действию. Так, если мама нарисована в красном платье, это не всегда говорит об агрессии. Возможно, ребенку просто нравится красный цвет. Но если вы заметили регулярные «отклонения», стоит задуматься. Проанализируйте изменение в поведении ребенка, атмосферу в вашей семье. Это даст вам понять, над чем нужно поработать.

По материалам vospitaj.com

Читай также: Как облегчить жизнь младшему школьнику. Советы для мамы

Читай также: Как делать замечания, которые ребенок услышит

Читай также: Перинатальная психология: что это и почему она важна 

Загрузка...

www.uaua.info

Психология детского рисунка

14422 (163 за неделю) / 07.11.16 09:00

Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

Цвет

Это самый важный критерий. Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы.

  • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
  • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
  • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
  • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
  • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
  • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
  • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу. Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

Композиция

Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

  • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
  • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
  • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
  • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
  • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
  • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя. Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

1 Рисуночный тест «Несуществующее животное» (5-10 лет)

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики. Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ...

Расшифровка детского рисунка домика

Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

  • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
  • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
  • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша.
  • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
  • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
  • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
  • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
  • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
  • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие – о трудностях с общением.
  • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них – о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
  • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
  • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка – о недостатке общения с близкими.

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка. За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается. Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

5 Рисуночный тест «Моя семья» (возраст 5 -12 лет)

Для того чтобы узнать, каково на данный момент состояние ребенка внутри семьи, кто для него более значим среди родных, есть ли у вас скрытые внутрисем ...

Тревожные сигналы в детских рисунках

Умея читать психологию рисунка своего малыша, родители могут быстрее заметить проблему и исправить её.

  • Обилие коричневых тонов сигнализирует о проблемах малыша со здоровьем – они ещё не проявились, но он уже быстро устаёт и чувствует слабость.
  • Большие, тщательно прорисованные глаза – скрытый страх. Но отсутствие глаз и рта намекает на коммуникативные проблемы.
  • Если кого-то из родных ребёнок рисует подальше от своей фигурки, то им следует попытаться восстановить его доверие.
  • Фантастические миры с пришельцами и эльфами, так нравящиеся родителям, могут намекать на дискомфорт в реальной жизни.
  • Подавляемая агрессия проявляется в рисунках зубастых и когтистых зверей.
  • Хуже всего, если на картинке семьи нет самого автора – значит, в родном доме он не находит себе места.

 

Оцените статью!
5 0
3 1 Рисуночный тест «Дерево» (3 года -15 лет)

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка. Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательно ...

12 Как не кричать на ребёнка?

Многие родители воспринимают повышение голоса на малыша как нечто естественное – а как иначе заставить его признавать авторитет родителей и слуш ...

2 Ребёнок скрипит во сне зубами

Бруксизмом называется довольно распространённое среди людей явление скрежета зубами во время сна. Оно характерно для всех возрастов, в том числе и для ...

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

blogs.bebeshka.info

Психология детского рисунка и умственное развитие ребенка

Рисуночный тест психология детского рисунка и умственное развитие ребенка представляет собой уникальный проективный метод определение умственной отсталости на раннем этапе развития

Психология детского рисунка — рисунок человека

Этот рисуночный тест — один из наиболее используемых проективных диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста.(см. рисуночные тесты для детей)Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста рисуночная методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Проведение тестирования на умственное развитие ребенка

Лист бумаги кладут перед ребенком вертикально.Инструкция к рисуночному тесту:«Нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».Если тестируемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», — следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», — то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.

Бывает, что тестируемый ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т. п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован — какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т. п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.

Оценка детского рисунка и определение умственного развития

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги;

парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.

1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.

За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов;

за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4 балла;

если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла.

За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальный балл — ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) — 30.

Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).

Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.ВозрастБаллы3;6–4;0 4 — 13 баллов4;1–5;0 8 — 17 баллов5;1–6;0 14 — 22 баллов6;1–7;0 18 — 25 баллов7;1–8;0 20 – 26 баллов8;1–9;0 22 — 27 баллов9;1 — 10;0 23–28 баллов10;1 — 11;0 24–30 баллов11;1 — 13; 25–30 баллов«13;1 26 — 30 баллов

Детские рисунки и умственная отсталость ребенка

Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость ребенка (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (это тяжелая имбецильность и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбецильностью) понимают такую степень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания.

При такой глубине нарушения предметный детский рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания

В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм

При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем — к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста

Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций.

Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием.

Однако, данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.

Желаю всем психологического благополучия!

Задать один бесплатный вопрос психологу

Психологическая консультация онлайн — терапевтическое письмо (E-mail)

Услуги психолога, психоаналитика по Скайпу, ICQ, Телефону

Смотрите также:

Психологические рисуночные тесты

Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка

Рисунок человека: интровертность, экстравертность, демонстративность, отстраненность ребенка

Определить по детскому рисунку социальные отношения ребенка: агрессивность, негативизм, асоциальность, антисоциальность

Психическая патология по детскому рисунку человека

Детский рисунок семьи — диагностика семейных отношений

Психодиагностика детского рисунка: Несуществующее животное

Детские рисунки

НОВОСТИ кабинета психоаналитика

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете тесты детям и взрослым

Вся психологическая информация в СОДЕРЖАНИИ:

Поделиться... Используйте поиск...

xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Анализ детских рисунков | Народные знания от Кравченко Анатолия

Хотелось сегодня сделать анализ детских рисунков. Все мы в детстве рисовали, карандашами, красками. Теперь рисуют наши дети. А ведь по рисунку можно увидеть все, что творится в душе ребенка.Ведь в рисунке скрыто очень много важного как для ребенка, так и для родителей.  Рисунок малыша является речью, то, что он не может сказать словами, выражает с помощью листа бумаги и карандаша. Анализировать рисунок малыша можно лишь с 4 лет. До 4 лет это просто черточки и линии. Лишь картинки четырех летнего ребенка  имеют смысл.

А еще имеет смысл обращать внимание на такие детали.  Малыш рисует себя отдельно от других членов семьи, это является сигнал о изолированности в семье. Если родственники отделены на рисунке перегородками это говорит о проблемах в семье. Если малыш рисует своего братика или сестричку крупнее, чем себя это говорит о том, что родители занимаются только братиком или сестричкой.

Если на картинке нет самого малыша, это говорит о том, что в отношениях между родными мне места нет. Подобная ситуация заставляет задуматься. А если все члены семьи и ребенок заняты каким то общим делом, это говорит о хорошей обстановке в семье. Если малыш на рисунке не нарисовал кого то из членов семьи, значит малыш не хочет видеть и игнорирует этого члена семьи.

Как правило,  малыши для рисования используют всего 5 цветов, если ребенок использует более широкую палитру цветов для рисования,  это говорит о том, что ваш малыш чувственная натура. Поговорим о палитре цветов которую ваш малыш использует для рисунков. Черный цвет это подавленность и потребность в изменениях. Зеленый цвет это упрямство, а также стремление к независимости. Желтый цвет любознательность, положительные, хорошие эмоции. Фиолетовый цвет говорит о фантазии. Красный цвет это возбудимость, агрессия. Коричневый цвет это негативные эмоции, медлительность. Синий цвет сосредоточенность на проблемах, самоанализ. Серый цвет это безразличие, отстраненность. По рисункам малыша можно определить желания и мечты малыша.  И чем старше становиться ваш ребенок, тем чаще на рисунках присутствуют его мечты и желания. Очень здорово  рисование пальчиками, когда ваш малыш рисует не только кисточкой и карандашами, а еще и своими пальчиками, ладошкой, на бумаге или ватмане, или если у вас есть старые обои, можно рисовать с обратной стороны обоев.

Если ваш малыш тщательно выбирает краски и прорисовывает все детали рисунка, это говорит о том, что у малыша положительные эмоции, и к людям у малыша положительное отношение. Если малыш рисует темной палитрой цветов, и рисует очень не аккуратно,  это говорит, о том, что вашего малыша переполняют отрицательные эмоции.

Давайте сделаем анализ детских рисунков:

Если ваш малыш на листке рисует солнце, облака, голубое небо этот малыш мечтатель, радостный и чувствительный ребенок.

Если ребенок рисует домики, это говорит о том, что ребенок любит во всем порядок, малыш привык отстаивать свое мнение. И это очень хорошо.

Если малыш рисует заборы, то это говорит о том, что малыш хочет спрятаться от чужих глаз, убежать, это значит, что у малыша сильная потребность в покое, либо к малышу в семье предъявляют чрезмерные требования.

Если ребенок рисует цветы — это означат, что главное в жизни ребенка гармония во всем, гармония в отношении, гармония в одежде.

Если ребенок рисует деревья, лес, это говорит о том, что он ищет заботу, опеку в семье. Значит малышу в семье не хватает заботы. Такой малыш за частую не любит и не умеет отстаивать свое мнение.

Если ребенок изображает звезды, луну, этот малыш мечтает взобраться на самые вершины успеха, у малыша сильная воля.

Если на рисунке изображены цепи, таким детям в жизни нужен порядок, последовательность, предсказуемость.

Если ребенок рисует туловище, ручки и ножки это широкая натура, ребенок способен всех понять, однако такая доброта и широта души малыша может повредить собственным планам ребенка.

Если малыш рисует каракули, это говорит, о внутреннем хаосе, малыш стоит на пороге важного для него решения, которое находится в его  душе.

Если малыш рисует лица, головы, это говорит о том, что малыш  охотно поддерживает старые знакомства, а также охотно заводит новые знакомства. Оптимизм вот жизненное кредо вашего малыша.

Теперь и вы сможете сделать анализ детских рисунков и будете знать, что чувствует, что думает ваш ребенок  и что твориться в душе вашего малыша.

Для того чтобы не проводить ни какие тесты и анализы рисунков малыша, уделяйте больше времени ребенку, воспитывайте своего ребенка, разговаривайте с ним, рассказывайте, что хорошо, а что плохо. Дети нуждаются в вашей любви, в ласке, будьте внимательны к своим детям. Пусть в вашей семье царит покой, уют, порядок, любовь, благополучие.

domovouyasha.ru

Психология ребенка: анализ детских рисунков

Правильное воспитание ребенка – не только образование, здоровье, забота и любовь. С особой внимательностью нужно относиться и к психологическому здоровью своих детей. Многие психологи считают, что оптимальным решением для диагностики детей являются их собственные рисунки. Тесты и исследования утомляют, пугают, наскучивают детям, а рисовать любят все.

Методика “Рисунок семьи” заключается всего лишь в том, чтобы попросить ребенка нарисовать свою семью. Дальше – дело только за вами.

1. Обратите внимание на то, как расположены люди на рисунке. Если все члены семьи стоят вместе, тесно, возможно, держатся за руки — это значит, что в ней царит теплая атмосфера. Члены семьи, стоящие разрозненно, отвернутые друг от друга – нездоровый эмоциональный фон. Однако, если фигуры на рисунке расположены слишком тесно, это может также быть отрицательным показателем. Чрезмерная плотность изображения говорит о том, что ребенку выделено мало личного пространства, родители уделяют ему слишком много внимания.

Отсутствие одного из членов семьи, и также частичная недорисовка, расположение в профиль, нечетко, смазанно, зачеркнутым – прямое указание на конфликт ребенка с этим человеком. Также он может быть и нарисован, но расположен дальше всех от самого ребенка на картине, в углу, отстраненно. Конфликт может быть временным: дети очень эмоциональны, они слишком остро воспринимают даже сиюминутные обиды; но может означать и серьезные проблемы в общении. Особенно стоит обратить внимание, если внешне никаких отклонений незаметно.

“Оторванность” от пола, земли – несамостоятельность, зависимость.

2. Как нарисованы люди? Детализация образа позволяет, во-первых, примерно оценить своевременность развития ребенка:

4 года – люди чаще изображаются схематично, “палка-палка-огуречик”.

5 лет – прорисовывается голова, руки, ноги.

6 лет – более подробная детализация: нос, губы, пальцы, волосы.

7 лет – дети уже рисуют обычно одежду, пуговицы, шапки, шею.

Слишком много деталей в рисунках членов семьи – малышу не хватает внимания. Мало деталей (а также слабый нажим карандаша, прерывистые линии) – ребенок очень чувствительный, эмоциональный, легко утомляется.

Мелкие фигурки, смещение к краям относительно центра – ребенок не верит в себя, возможно, это связано с отсутствием положительной мотивации, завышенных требований к ребенку.

Хорошо прорисованные, большие зубы, кулаки, ногти – признак повышенной агрессии. Это может быть связано как непосредственно враждебностью, злостью ребенка, так и с тем, что на ребенка кто-то или что-то давит, с его позицией защиты.

Вообще, прорисовка рук имеет большую значимость – крупные руки ребенок рисует у самых значимых членов семьи. У самого себя – стремиться быть сильнее, доминировать, подавляет агрессию. Рисует себя без рук – выражает, что его подавляют в семье.

3. Обратите внимание на значимость фигур. Самый важный для ребенка член семьи находится рядом с ним, он часто прорисован четко, крупно. Однако это может означать и негативное доминирование над ребенком – проанализируйте, как именно нарисован персонаж: светло-темно, ярко-тускло, добро-зло и т. д.

Слишком мелкие по сравнению с остальными члены семьи – это те, кого ребенок не хочет видеть, считает лишними, стремится уменьшить их влияние. Также они могут изображаться в виде маленьких животных, птичек.

Если сам ребенок нарисован большим, чем все остальные члены семьи – эгоцентризм, стремление к доминированию, манипулятивность. Слишком маленький ребенок на рисунке означает, что в реальной жизни автору не хватает внимания родителей.

4. Один из самых плохих признаков – когда нарисован только один ребенок, или же нарисованы все члены семьи, а самого ребенка нет. Это означает, что ребенок себя абсолютно не идентифицирует с семьей, чувствует себя отверженным, покинутым.

5. Нарисованы несуществующие члены семьи – потребность в общении, друге.

6. Стирания, зачеркивания, исправления – чаще всего указывают на проблемы. Но могут быть связаны и с большой любовью ребенка к персонажу – если после исправления рисунок действительно стал лучше, этот как раз тот случай.

7. Глаза – особенно важная часть рисунка. Огромные означают тревожность, зачеркнутые – страх.

8. Также имеет значение выбор цветов – чем их больше, тем лучше эмоциональный фон ребенка. Красный часто означает агрессию, синий – уход в себя, тревожность; коричневый – дискомфорт, черный – депрессия, подавленность, серый – безразличие. “Хорошие” цвета – это желтый, зеленый, фиолетовый.

Конечно, при анализе детских рисунков многое могут рассказать комментарии самого ребенка – как во время рисования, так и рассказ о готовой картинке.

Больше о технике анализа детских рисунков можно найти у А. И. Захарова, В. Хьюлса, В. С. Мухиной, Р. Бернса, С. Кауфмана, В. Вульфа.

blogoparents.ru